Краткое содержание Блок 12 (Двенадцать) за 2 минуты пересказ сюжета
Краткие содержания за 2 минуты
- Краткие содержания
- Разные авторы
- Блок — 12
Действие проходит зимой в то время когда пришли большевики в 1917-1918 году. Темный зимний вечер люди идут по своим делам, но снежок притрусил лед и много народа падает. Сильный ветер сбивает их с ног, и они падают. На всех зданиях улиц развешаны агитационные плакаты, которые пропагандируют новую власть. Люди негодуют и жалуются на то, что теперь большевики их по миру пустят. Старушка не понимает, на что столько много ткани потратили на плакаты, когда можно было сделать очень много портянок для ребят, которые не могут себе позволить купить одежду.
На улицах города очень холодно, да еще и этот сильный ветер заставляет всех кутаться в свои фуфайки. Буржуй, который стоит на перекрестке прячется от ветра, засовывая свой нос в воротник. Здесь же представлен поп, который выходил к народу с крестом на своем сытом брюхе.
Во второй части пишется о том, что идут двенадцать солдат и обсуждают все что происходит. Обсуждают своего товарища по оружию и говорят, что он теперь встречается с богатой девушкой Катей. Им очень не нравится, что теперь он себя прировнял к буржуям, и ведет себя высокомерно. Им интересно, чем же они занимаются. В их разговоре присутствуют нотки зависти, и каждый из них наверно хотел бы оказаться на месте Ивана. Место того чтоб защищать Русь он проводит время в кабаках вместе с Катей.
В третьей главе все те же двенадцать солдат поют песню о том, что они служат в красной армии. В песни поется о том, что буржуи все сгинут и пусть они в старых пальтишках у них все получится, и они искоренят буржуев.
В четвертом куплете описывается Иван, который несется с Катериной на повозке. Судя по описанию, Катя не совсем красивая девушка и Иван ее заговаривает речами, а она улыбается в ответ. Она не знает того что Ивану она совсем не нравится и он с ней из-за денег.
В пятой Ванька говорит Кате о том, что ее жизнь полна разврата. Она проститутка и прошла путь от юнкеров до солдат. Он отмечает, что на ней много шрамов, которые оставили бывшие любовники. Ванька заставляет Катю танцевать и грешить с ним.
Повозка Катьки и Ваньки встречаются с отрядом из двенадцати, и они открывают стрельбу. Ваньке удается сбежать, а Катерина остается лежать на снегу с простреленной головой.
Седьмая и восьмая главы посвящены тому, что Петруха, который застрелил Катерину, очень любил ее и у них были отношения. Остальные солдаты подбадривают его и говорят, что им предстоит еще много приключений и не стоит вешать нос. Петруха молится об упокое Катькиной души и резко настроение его меняется. Он веселеет и говорит о том, что их ждут большие дела. Он продолжает убивать людей. Он режет ножом и стреляет буржуев.
В девятой главе пропадает городовой с улиц города и на перекрестке замерзший, и голодный стоит буржуй. Рядом с ним такой сгорбленный и голодный стоит бездомный пес. Старая власть сброшена, и она вовсю орудует на улицах Петрограда. Бездомный пес представлен в роли старой власти, которую согнали как паршивого пса.
Отряд двенадцати идут дальше, разыгралась такая вьюга, что дальше четырех шагов ничего не видно. Петька просит помощи у Бога, но товарищи его одергивают, говоря, что руки он измарал в крови, поэтому помощи от Господа не стоит ждать.
В одиннадцатой главе двенадцать солдат идут сквозь вьюгу под красным флагом и готовы ответить врагу в любой момент. Неизвестно сколько они идут их шествию не видно ни конца, ни края.
Завершающая двенадцатая глава в ней говорится о том, что за солдатами увязался пес. Его связывают со старым миром и пытаются прогнать, но он все равно идет за ними след в след. Как бы солдаты не пытались его прогнать, он все равно от них не отстает. Впереди солдатам кажется, что кто-то есть, и они начинают стрелять. Но они еще не знают, что впереди них идет Исус Христос.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Блок — 12. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Вася Веселкин Пришвина
Автор жил в доме на берегу Москвы-реки. У него была молодая собака по кличке Жулька – белый с чёрными пятнами сеттер. Писатель увлекался охотой, для этого ему нужна была собака. Поэтому он учил Жульку охотиться.
- Краткое содержание Бальзак Неведомый шедевр
Юный, ещё малоизвестный художник-творец Никола Пуссен заглядывает в мастерскую Франса Пурбуса-младшего. Никола сопровождаем художником преклонных лет Френхофером, оценивающим расписанные холсты Николы.
- Краткое содержание Тургенев Новь
События романа происходят в 60-е годы девятнадцатого века, время роста революционных настроений в среде интеллигенции и студенческой молодежи, зарождения тайных кружков и обществ, поставивших целью организацию в России крестьянской революции.
- Краткое содержание Прощание с Матёрой Распутина
Матера – это остров на Ангаре. Деревня, расположенная на нем, носит то же название. Наступившая весна станет последней для деревни – из-за строившейся плотины вниз по реке острову суждено уйти под воду.
- Краткое содержание Записки охотника Тургенева
Сборник Тургенева представляет собой цикл из нескольких рассказов. Все они мало связаны между собой и не имеют четкой линии. В целом все рассказы условно можно разделить на три части.
12 поэма Блока краткое содержание с цитатами
Поэма «12» Блока была написана в январе 1918 года. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «12» для проверки знания сюжета. Произведение стало откликом писателя на события Октябрьской революции. Поэма А. Блока «Двенадцать» является одним из самых ярких произведений русской литературы эпохи символизма.
Содержание
- Основные персонажи поэмы
- Блок «12» поэма очень краткое содержание
- Короткий пересказ «Двенадцать» Блока
- Содержание кратко «12» по главам с цитатами
- Видео краткое содержание поэмы Двенадцать Блока
Основные персонажи поэмы
Главные герои:
- Отряд из двенадцати – красногвардейцы.
- Ванька – бывший красногвардеец, ставший солдатом.
- Катька – гулящая девка, была убита Петрухой во время перестрелки.
- Петруха – один из отряда двенадцати, любил Катьку, но убил ее.
Блок «12» поэма очень краткое содержание
Темный зимний вечер люди идут по своим делам, но снежок притрусил лед и много народа падает. Сильный ветер сбивает их с ног, и они падают. На всех зданиях улиц развешаны агитационные плакаты, которые пропагандируют новую власть. Люди негодуют и жалуются на то, что теперь большевики их по миру пустят. Старушка не понимает, на что столько много ткани потратили на плакаты, когда можно было сделать очень много портянок для ребят, которые не могут себе позволить купить одежду.
На улицах города очень холодно, да еще и этот сильный ветер заставляет всех кутаться в свои фуфайки. Буржуй, который стоит на перекрестке прячется от ветра, засовывая свой нос в воротник. Здесь же представлен поп, который выходил к народу с крестом на своем сытом брюхе. Даже барыня жалуется другой о том, что теперь неизвестно как они заживут. Останутся ли они зажиточными или им придется отказаться от всего. Проходят собрания, на которых решают, что делать и какой налог теперь будут брать с народа. Каждый возмущается и недоволен новой властью и не знает, что их ждет впереди. Все клянут большевиков, даже бродяга, который пытается спрятаться от холода и просит хлеба, не уверен как он будет выживать. В городе в воздухе витает злость и злоба людей, которым все это не нравится.
Во второй части пишется о том, что идут двенадцать солдат и обсуждают все что происходит. Обсуждают своего товарища по оружию и говорят, что он теперь встречается с богатой девушкой Катей. Им очень не нравится, что теперь он себя прировнял к буржуям, и ведет себя высокомерно. Им интересно, чем же они занимаются. В их разговоре присутствуют нотки зависти, и каждый из них наверно хотел бы оказаться на месте Ивана. Место того чтоб защищать Русь он проводит время в кабаках вместе с Катей.
В третьей главе все те же двенадцать солдат поют песню о том, что они служат в красной армии. В песни поется о том, что буржуи все сгинут и пусть они в старых пальтишках у них все получится, и они искоренят буржуев.
В четвертом куплете описывается Иван, который несется с Катериной на повозке. Судя по описанию, Катя не совсем красивая девушка и Иван ее заговаривает речами, а она улыбается в ответ. Она не знает того что Ивану она совсем не нравится и он с ней из-за денег.
В пятой Ванька говорит Кате о том, что ее жизнь полна разврата. Она проститутка и прошла путь от юнкеров до солдат. Он отмечает, что на ней много шрамов, которые оставили бывшие любовники. Ванька заставляет Катю танцевать и грешить с ним.
Повозка Катьки и Ваньки встречаются с отрядом из двенадцати, и они открывают стрельбу. Ваньке удается сбежать, а Катерина остается лежать на снегу с простреленной головой.
Седьмая и восьмая главы посвящены тому, что Петруха, который застрелил Катерину, очень любил ее и у них были отношения. Остальные солдаты подбадривают его и говорят, что им предстоит еще много приключений и не стоит вешать нос. Петруха молится об упокое Катькиной души и резко настроение его меняется. Он веселеет и говорит о том, что их ждут большие дела. Он продолжает убивать людей. Он режет ножом и стреляет буржуев.
В девятой главе пропадает городовой с улиц города и на перекрестке замерзший, и голодный стоит буржуй. Рядом с ним такой сгорбленный и голодный стоит бездомный пес. Старая власть сброшена, и она вовсю орудует на улицах Петрограда. Бездомный пес представлен в роли старой власти, которую согнали как паршивого пса.
Отряд двенадцати идут дальше, разыгралась такая вьюга, что дальше четырех шагов ничего не видно. Петька просит помощи у Бога, но товарищи его одергивают, говоря, что руки он измарал в крови, поэтому помощи от Господа не стоит ждать.
В одиннадцатой главе двенадцать солдат идут сквозь вьюгу под красным флагом и готовы ответить врагу в любой момент. Неизвестно сколько они идут их шествию не видно ни конца, ни края.
Завершающая двенадцатая глава в ней говорится о том, что за солдатами увязался пес. Его связывают со старым миром и пытаются прогнать, но он все равно идет за ними след в след. Как бы солдаты не пытались его прогнать, он все равно от них не отстает. Впереди солдатам кажется, что кто-то есть, и они начинают стрелять. Но они еще не знают, что впереди них идет Исус Христос.
Это интересно: «Мы встречались с тобой на закате» Александра Блока – стихотворение, наполненное нежными романтическими образами. Изучают его в 11 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с кратким по плану.
Короткий пересказ «Двенадцать» Блока
Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917/18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место космических катаклизмов.
Первая из двенадцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня большевиков. На стихийных митингах кто-то — «должно быть, писатель — вития» — говорит о проданной России. Среди прохожих — «невеселый товарищ поп», буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи. Доносятся обрывочные крики с каких-то соседних собраний. Темнеет, ветер усиливается. Состояние — поэта? кого-то из прохожих? — описывается как «злоба», «грустная злоба», «черная злоба, святая злоба».
Вторая глава: по ночному городу идет отряд из двенадцати человек. Холод сопровождается ощущением полной свободы; люди готовы на все, чтобы защитить мир новый от старого — «пальнем-ка пулей в Святую Русь — в кондовую, в избяную, в толстозадую». По дороге бойцы обсуждают своего приятеля — Ваньку, сошедшегося с «богатой» девкой Катькой, ругают его «буржуем»: вместо того чтобы защищать революцию, Ванька проводит время в кабаках.
Глава третья — лихая песня, исполняемая, очевидно, отрядом из двенадцати. Песня о том, как после войны, в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями, «ребята» служат в Красной гвардии. Последний куплет песни — обещание мирового пожара, в котором сгинут все «буржуи». Благословение на пожар испрашивается, однако, у Бога.
Четвертая глава описывает того самого Ваньку: с Катькой на лихаче они несутся по Петрограду. Красивый солдат обнимает свою подругу, что-то говорит ей; та, довольная, весело смеется.
Следующая глава — слова Ваньки, обращенные к Катьке. Он напоминает ей ее прошлое — проститутки, перешедшей от офицеров и юнкеров к солдатам. Разгульная жизнь Катьки отразилась на ее красивом теле — шрамами и царапинами от ножевых ударов покинутых любовников. В довольно грубых выражениях («Аль, не вспомнила, холера?») солдат напоминает гулящей барышне об убийстве какого-то офицера, к которому та явно имела отношение. Теперь солдат требует своего — «попляши!», «поблуди!», «спать с собою положи!», «согреши!»
Шестая глава: лихач, везущий любовников, сталкивается с отрядом двенадцати. Вооруженные люди нападают на сани, стреляют по сидящим там, грозя Ваньке расправой за присвоение «чужой девочки». Лихач извозчик, однако, вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остается лежать на снегу. Отряд из двенадцати человек идет дальше, столь же бодро, как перед стычкой с извозчиком, «революцьонным шагом». Лишь убийца — Петруха — грустит по Катьке, бывшей когда-то его любовницей. Товарищи осуждают его — «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха, действительно повеселевший, готов идти дальше. Настроение в отряде самое боевое: «Запирайте етажи, нынче будут грабежи. Отмыкайте погреба — гуляет нынче голытьба!»
Восьмая глава — путаные мысли Петрухи, сильно печалящегося о застреленной подруге; он молится за упокоение души ее; тоску свою он собирается разогнать новыми убийствами — «ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, за чернобровушку…». Глава девятая — романс, посвященный гибели старого мира. Вместо городового на перекрестке стоит мерзнущий буржуй, за ним — очень хорошо сочетающийся с этой сгорбленной фигурой — паршивый пес. Двенадцать идут дальше — сквозь вьюжную ночь. Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессознательность, напоминают, что Петька уже замаран Катькиной кровью, — это значит, что от Бога помощи не будет. Так, «без имени святого», двенадцать человек под красным флагом твердо идут дальше, готовые в любой момент ответить врагу на удар. Их шествие становится вечным — «и вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет…».
Глава двенадцатая, последняя. За отрядом увязывается шелудивый пес — старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться, люди начинают стрелять. Фигура тем не менее не исчезает, она упрямо идет впереди. «Так идут державным шагом — позади — голодный пес, впереди — с кровавым флагом […] Исус Христос».
Читайте также: Тема Родины занимает важное место в творчестве русских поэтов, и Блок не стал в их ряду исключением. Однако написанное им стихотворение “Россия” достаточно нетипично. Краткий по плану поможет ученикам понять, в чем эта нетипичность заключается. Разбор может быть использован и в качестве основного, и как дополнительный материал при объяснении темы на уроке литературы.
Содержание кратко «12» по главам с цитатами
1
«Черный вечер. Белый снег. Ветер». Метель и гололедица, прохожие «не стоят на ногах», перемещаться очень тяжело. Между зданиями протянут канат с плакатом: «Вся власть Учредительному Собранию!».
Проходящая мимо старушка «убивается – плачет». Она не понимает, зачем нужно было «такой огромный лоскут» пускать на плакат, ведь из него можно было бы сделать портянки стольким «раздетым, разутым» ребятам. Старушка возмущается, что «большевики загонят в гроб».
На улице встречается и «буржуй», который от холода прячет нос в воротник, и писатель, скандирующий о том, что погибла Россия. Мимо сугроба, «сторонкой», проходит «невеселый товарищ поп», а раньше ходил брюхом вперед и оно «крестом сияло» на народ. Барыня, жалуясь другой о том, что ей пришлось много плакать, поскальзывается и падает.
«Ветер веселый
И зол, и рад.
Крутит подолы,
Прохожих косит».
Ветер «рвет, мнет и носит» плакат. Издалека доносятся слова проституток, которые именно в этом здании обсудили и постановили, сколько с кого брать за время и за ночь.
Поздний вечер, на улице пусто, только «один бродяга сутулится» и ветер свищет.
2
«Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек» с винтовками. Автор отмечает, что им «на спину б надо бубновый туз» – знак, отличающий ссыльных каторжан.
В это время в кабаке с Катькой сидит «сукин сын, буржуй» Ванька, который раньше был тоже революционером, но теперь стал солдатом.
Шагая вперед, двенадцать человек держат революционный шаг, помнят, что «не дремлет враг».
«Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем‑ка пулей в Святую Русь [тесть, в «старую» Русь] –
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!»
3
Отряд из двенадцати исполняет песню. В ней идет речь о том, как «наши ребята» пошли служить в Красную гвардию. «Служить – буйну голову сложить!».
В рваных «пальтишках» и с австрийскими ружьями они готовы «на горе всем буржуям» раздуть «мировой пожар в крови», заручаясь помощью у высших сил: «Господи, благослови!».
4
Метель. Ванька с Катькой спешат, едут «на оглобельках» экипажа «лихача». Ванька в солдатской шинели, с черными усами, плечист. Он обнимает Катю, «заговаривает», называя ее «толстоморденькой».
5
Ванька напоминает Кате о ее прошлом. У нее на шее не зажил еще шрам от ножа, свежа и «царапина» под грудью. Напоминает ей, как она ходила в кружевном белье и «блудила с офицерами». Один из тех офицеров «не ушел от ножа» – она его убила.
«Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала,
С юнкерьем гулять ходила –
С солдатьем теперь пошла?».
И просит ее «согрешить» с ним – «будет легче для души».
6
Экипаж, на котором едут Ванька с Катькой, сталкивается с двенадцатью. Красноармейцы налетают на Ваньку. Начинают стрелять, крича: «будешь знать, как с девочкой чужой гулять». Ваньке и лихачу удается сбежать. Катька же умирает в перестрелке – ее убил Петруха. Девушку так и бросают: «лежи ты, падаль, на снегу».
7
Двенадцать продвигаются дальше. Только у убийцы, Петрухи, «не видать совсем лица». Он жалеет о смерти Катьки, так как он ее любил – «ночки черные, хмельные с этой девкой проводил». Товарищи говорят ему, чтобы он перестал «выворачивать душу наизнанку», он же не «баба», и держал над собой контроль: «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой!».
Он опять веселеет – двенадцать идут «позабавиться».
«Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!»
8
Красноармеец убивает «буржуя» ножичком «за зазнобушку, чернобровушку…» и молится за упокой ее души. Но после кровавой сцены убийце «скучно».
9
На перекрестке стоит «голодный и безмолвный буржуй», упрятав в воротник нос, возле него – «паршивый пес» с поджатым хвостом.
«И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним [буржуем], поджавши хвост».
10
Разыгралась вьюга – за четыре шага ничего не видно. Товарищи спрашивают у Петьки, который постоянно обращается к Богу: от чего же спасал его «золотой иконостас»? Они называют Петьку «бессознательным», ведь у него уже все равно «руки в крови», а значит, Бог не поможет. И напоминают, что нужно держать революционный шаг – «близок враг неугомонный».
11
«…И идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…»
В глаза ветром «бьется красный флаг». Все ожидают, что скоро «проснется лютый враг». Вьюга «пылит им в очи», но рабочий народ движется вперед.
12
Двенадцать замечают, что впереди кто-то машет красным флагом. Они обращаются к идущему, но никто не отвечает.
За двенадцатью ковыляет «нищий пес голодный». Идущие пытаются прогнать штыком то ли пса, то ли «старый мир». Но «волк голодный», «пес безродный» скалит зубы и не отстает.
Революционеры приказывают идущему впереди с красным флагом выйти, не прятаться за сугроб, иначе они будут стрелять. Раздаются выстрелы. Но «только вьюга долгим смехом заливается в снегах».
Двенадцать продолжают идти «державным шагом». Позади них – голодный пес.
«Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим»
«В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос»
Заключение
В поэме «Двенадцать» Блок противопоставляет отряд из двенадцати красногвардейцев другим, встречающимся на улицах города персонажам – старушке, буржую, барыне, товарищу попу и остальным. Они являются частью «старого мира». Отряд из двенадцати – представители «нового мира», за которыми плетется, скаля зубы, «старый мир» в образе пса. Фигура Христа в поэме неоднозначна – даже сам Блок не мог до конца объяснить сложную символику этого образа.
Пересказ «12» будет интересен школьникам и студентам при подготовке к проверочным работам, а также всем, кто любит творчество Блока и русскую литературу XIX века.
Это интересно: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» – стихотворение, которое высоко оценивали современники Блока, а сегодня его знают все старшеклассники. В школе оно изучается в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким по плану.
Видео краткое содержание поэмы Двенадцать Блока
События поэмы 12 Блока разворачиваются в революционном Петербурге зимой 1917–1918 гг. При этом сам город в произведении является олицетворением всей России.
Анализ поэмы «Двенадцать» (Александр Блок)
В ХХ веке Россия прошла через множество испытаний: перевороты, смену режимов, революцию за революцией… Смутное время диктовало свои условия и требовало перемен в общественной и политической жизни. За решение многих неотложных проблем взялась «владычица рока» — литература. Талантливые поэты ХХ века относились к революции по-разному. Одни не выдержали и покинули родные края, а другие остались и жаждали перемен к лучшему. Александр Блок утверждал, что революцию надо слушать всем сердцем и разумом, для него она – «музыку есть уши должны слышать».
История поэмы «Двенадцать». Признание поэта, критика
Произведение написано после Февральской и Октябрьской революций. Сам Блок признается, что стихотворение сложилось очень быстро, потому что он писал его в предвкушении перемен. Сначала он написал отдельные стихи, а потом собрал их вместе в единое сочинение и под конец подивился тому, как мало вычеркнуто. Интересно, что стихотворение выросло всего из нескольких слов («Я ножом порежу, порежу»), мгновенно появившихся в 8 строфах. Стояли снежные январские дни, и это настроение поэт пронес через все свое творчество. Стихотворение Единицы не могло сохраниться до наших дней, так как автор в предсмертном бреду требовал, чтобы жена Любовь Менделеева сожгла его младенца, но она этого не сделала. Александр вдруг превратился во врага народа и поэтов, за что Гумилев вынес ему приговор: служение антихристу, вторичное распятие Христа и казнь государя.
Рекомендовано
LP — женщина или мужчина, и это важно?
Те, кто хоть раз удосужился познакомиться с магическим творчеством певицы LP, были безвозвратно влюблены в ее удивительную харизму, раскрепощенность и увлекательную игру на популярном ныне инструменте укулеле. Ее настоящие поклонники перестали удивляться…
Песня «Гибралтар-Лабрадор». Смыслы и образы
Песня «Гибралтар-Лабрадор» Вячеслава Бутусова стала известна широкой публике в 1997. Она стала частью саундтрека известного фильма Алексея Балабанова «Брат 2». Сегодня ее слушает второе поколение поклонников русского рока. В…
Юэн МакГрегор: фильмография, биография актера
Зрители любят фильмы с участием неординарных актеров. Таким в глазах многих был Юэн МакГрегор. Его фильмография насчитывает более шестидесяти работ, причем разноплановых и многогранных. Эван с одинаковым успехом вникает в образы богатых и…
Краткое содержание поэмы «Двенадцать»
События происходят зимой в Петрограде. Дует метель, сквозь которую слышны крики, визг. Ночью по городу движется отряд из двенадцати воинов — так называемых чемпионов со старого мира, которые безжалостно расстреливают и уничтожают все на своем пути. Один из них, чувственный Иван, убивает свою подругу Катьку и впоследствии переживает ее смерть, но друзья говорят ему собраться с силами: «Не сейчас время нянчиться с тобой». Отряд предупреждает горожан о готовящемся грабеже: они уничтожат все, что напоминает им о старом мире. Они забывают о Боге, который ходит «безымянный святой». и молится Петьке напомнить, что у него уже есть «кровные девицы», и поэтому ему не стоит ждать помощи от Господа. Однако в последней, двенадцатой главе Он появляется: «Впереди белый венец из роз — Иисус Христос». Кто же — Спаситель или губитель, — Единица ответа не дает, поэтому смысл финального стихотворения «Двенадцать» трактуется по-разному.
Изображение Иисус
Явление Христа в финале – явление неожиданное, ведь на Святой Руси уже несколько раз стреляли и снимали крест. Спустя сто лет после написания поэмы литературоведы до сих пор рассматривают этот вопрос и выдвигают несколько догадок. Иисус возглавляет отряд красногвардейцев и ведет их в новый мир — преступники становятся святыми. Другие исследователи считают, что это апостолы, идущие революционным шагом под руководством Петра. Михаил Волошин говорит, что образ Христа в поэме «Двенадцать» введен с другой целью: он не спасает дружину, а скорее пытается от него спрятаться. Павел Флоренский обратил внимание на изменение имени Иисуса — тот самый он «Иисус», но не надо быть наивным и предположить, что это была опечатка, допущенная случайно. Команду возглавляет Антихрист, который к тому же всемогущ, неуязвим и «Вьюга невидима».
Песня-стихотворение
«Двенадцать» — это отклик услышанной Единой музыки революции, а музыкальность композиций достигается четким ритмом. Стихотворение не похоже на предыдущие произведения Александра Александровича, и поэт если и находится в поиске новых форм, то у него это получается успешно. Традицию Марша позже в своем творчестве продолжит футурист Владимир Маяковский. Стихотворение состоит из двенадцати различных по форме частей, которые взаимосвязаны и образуют единое целое. Если при анализе стихотворения «Двенадцать» можно выявить многоточие между стихами, которое расставлено редакцией уже после публикации, — очевидно, цензоры сочли нужным опустить некоторые места. В определенные моменты повествование уходит на второй план, а действия описываются в диалогах и монологах. Рифма неправильная, а в некоторых эпизодах и вовсе нет, действие часто прерывается стрельбой – «бля-куда-куда!»
Особенности языка в поэме «Двенадцать»
У самого гениального символиста ХХ века Александра Блока был переломный момент в творчестве. Поэт, написавший ранее стихи о женщинах и любви, проявляет интерес к новым темам, и наступление революции окончательно убедило его переосмыслить мотивы своего творчества. История поэмы «Двенадцать» очень необычна – Блок написал ее в порыве ожиданий, страстей и собрал городской фольклор, не оставив без внимания даже просторечную и бранную лексику. Фраза «Шоколад «Миньон» съела» принадлежит Любови. Проститутка Катя Блок «толстолуцкий», фонарик – «электрический», курсанты – «ункария», а Россия – «фатасс». Автор прекрасно передал колорит уличной жизни, но, сделав полный анализ стихотворения «Двенадцать», можно выделить и крылатую фразу. Стих «…Ветер, ветер — на всю божью землю!» вскоре стало поговоркой.
Это таинственное число двенадцать…
Углубляясь в историю написания поэмы, можно выявить некоторые противоречивые моменты. В истории мировой культуры есть числа, особенность которых подмечали еще древние люди: одни они приносят удачу, другие – несчастье. Фигура 12 является воплощением космического порядка и встречается в европейской, китайской, ведической и языческой культурах. Поскольку на Руси с десятого века проповедовали христианство, заинтересовало сакральное значение этого числа христиан. Итак, 12 – это число апостолов Иисуса, 12 плодов духа, 12 колен Израилевых; в основании Святого города лежало 12 ворот и камней, что тоже очень символично. Также все мы знаем, что эта цифра часто встречается не только в религии, но и в быту. По 12 часов длится день и ночь, 12 месяцев в году. В Древней Греции и Риме это число главных богов, восседающих на Олимпе.
Двенадцать – фигура действительно необычная и загадочная, но сама Блока Александра предупредила, что поэма очень символична, и каждый символ и аллюзию можно интерпретировать по-разному. Возможно, значение числа в поэме очень реалистичное, ведь на момент революции Красногвардейский патруль состоял из 12 человек.
Два мира в произведении
Противостояние прошлого и нового времени – основная тема поэмы «Двенадцать». Блок видел в революции «избавление от духовного болота» и считал, что рано или поздно это должно произойти. Старому миру в своих устоях не суждено было просуществовать долго – ради перемен общество готово идти на жертвы. Стихотворение начинается с метели, которая является способом переворота. «Ветер, ветер — на всю божью землю!» против этого ветра перемен, который, казалось, накрыл не только Россию, но и весь мир, устоять может не каждый. Двенадцать красноармейцев идут сквозь метель, ничего не боясь. Старый мир бессилен перед лицом грядущего нового, а предвестники революции — такие же неуправляемые и неудержимые.
Демократия или анархия?
Двенадцать красноармейцев – главные образы поэмы «Двенадцать». Они непримиримы со старыми путями – уходят, и им все не по себе. Они — отражение истинного лица революции, сметающей все на своем пути, как и Blizzard. Красногвардейцы предупреждают жителей запирать «пол» и отпирать подвалы, потому что «сейчас будет мародерство». Подобные крики символизируют анархию, а не борьбу пролетариата за лучшую жизнь. Они презирают старый мир, но что вы можете предложить взамен? Разрушая, они не готовы созидать. Они не говорят: «Мы новый мир построим, сотворим!» Анализ поэмы «Двенадцать» позволит увидеть в событиях гибель страны. Бесполезность революции подтверждает старушка, которая, увидев плакат «Вся власть Учредительному собранию!», возмутилась, зачем она нужна. Такой большой лоскут можно было бы сделать для вас, ребята, портянки в холодные и голодные дни, когда «все — голые, раздетые», правительству нужно заботиться о благополучии народа.
Даже церковь лишилась былой силы. Александр Блок изображает священника, который если раньше «брюхом вперед» светил крестом, то теперь так же, как и все остальные, одолевает стражу, и к нему обращаются «товарищ поп». Новая власть не церковь, а вера и призывает красногвардейцев расстреливать Святую Русь из ружья.
Жертва чего?
Для революции жизнь одного человека ничего не значит на фоне всемирных метелей. Когда один из двенадцати солдат по имени Петька случайно убивает свою девушку Катю, он начинает причитать, не веря в происходящее. В глазах одиннадцати других это выглядит слабостью, ибо не ко мне…
БЫТЬ: https://tostpost.com/be/mastactva-zabavy/8929-anal-z-paemy-dvanaccac-alyaksandr-blok.html
DE: https://tostpost.com/de/kunst-und-unterhaltung/8929-analyse-des-poems-die-zw-lf-von-alexander-blok.html
ES: https://tostpost.com/es/arte-y-entretenimiento/8935-an-lisis-del-poema-los-doce-alejandro-bloque.html
КК: https://tostpost. com/kk/ner-zh-ne-oyyn-sauy/8932-taldau-poemasy-on-ek-aleksandr-blok.html
PL: https://tostpost.com/pl/sztuka-i-rozrywka/8933-analiza-poematu-dwana-cie-aleksander-blok.html
PT: https://tostpost.com/pt/artes-e-entretenimento/8928-an-lise-do-poema-os-doze-alexander-unidade.html
TR: https://tostpost.com/tr/sanat-ve-e-lence/8936-analizi-iiri-on-iki-aleksandr-blok.html
Великобритания: https://tostpost.com/uk/mistectvo-ta-rozvagi/8933-anal-z-poemi-dvanadcyat-oleksandr-blok.html
Александр Блок и «Чужой»
В конце 19 -го -го века «Символизм» оказал большое влияние на искусство. Все началось с Шарля Бодлера, на которого сильно повлияли труды Эдгара Аллена По. Символисты считали, что искусство — это абсолютная истина, которую можно выразить только косвенно. И поэтому они сосредоточились на метафорах и других символах.
Символизм затронул художественную литературу, поэзию, живопись и музыку; некоторые из художников и писателей, принявших его или испытавших на себе его влияние, были Рихард Вагнер, Федор Достоевский, Эдвард Мунк, Генрик Ибсен, Фредерик Ницше, Поль Верлен и Оскар Уайльд, среди многих других.
Символисты, в свою очередь, повлияли на следующее поколение, включая Т.С. Элиота, Клода Дебюсси, Уильяма Батлера Йейтса, Александра Пушкина и Бориса Пастернака. В России символизм нашел свое первоначальное выражение в поэзии, особенно в поэзии Александра Блока (1880-1921).
Блок родился в Петербурге. Его отец был профессором права; его мать, писатель. Брак длился недолго; Блока воспитывали подмосковные родственники. Его первый сборник стихов под названием «9009».7 стихов о прекрасной даме
Переводчик и поэт Андрей Кнеллер собрал 34 стихотворения Блока в сборник под названием Незнакомец: Избранные стихи Александра Блока , основательное введение в поэзию Блока. В нем есть заглавное стихотворение «Незнакомец», а также это стихотворение, датированное 1906 годом и получившее название от первой строки:
Ночь. В городе стало тихо…
Ночь. Город успокоился.
За большим окном
Настроение торжественное и мрачное,
Как будто умирает человек.
А там кто-то стоит просто грустный,
Встревоженный своей бедой,
С расстегнутым воротником,
И смотрит на звезды.
«Звезды, звезды,
Скажи мне причину горя!»
И он смотрит на звезды.
«Звезды, звезды,
Откуда такая тоска?»
И звезды говорят ему,
Звезды говорят ему все.
Во время Первой мировой войны Блок стал коммунистом и какое-то время работал своего рода судебной стенографисткой на допросах либо царских чиновников о провалах правительства, либо тех, кто знал Распутина. В 1918 лет он опубликовал длинное стихотворение, которое считал своим лучшим произведением, « Двенадцать ». Арестованный в 1919 году как контрреволюционер, он потерял веру в революцию и в последние три года своей жизни не публиковал стихов.
Однако его влияние продолжалось. Даже сегодня он по-прежнему считается одним из лучших поэтов России. В « Незнакомец » Кнеллер тщательно собрал репрезентативный образец стихов Блока. Читаешь их и забываешь о символизме и течениях в искусстве, и даже об износе и революции. Вместо этого вы читаете стихи о любви, которые метафорически говорят о человеческом существовании через десятилетия и культуры.
Изображение Джорджи Пауэлс , Creative Commons через Flickr 6 9.0 Почта от Glynn Young , Автор «Романов ». .
Другие поэты и стихи
Хотите сделать утренний кофе ярче?
Подпишитесь на Стихи на каждый день и найдите красоту в своем почтовом ящике.