Поклонение богине или самая древняя форма секс-туризма?
- Андреа Уотсон
- BBC Culture
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Andrea Watson
В древние времена мужчины поклонялись богине Афродите, занимаясь любовью со служительницам ее культа в кипрском Пафосе. Как пишет корреспондент BBC Culture, сегодня это место обретает новую известность.
В 2017 году город Пафос получит звание европейской культурной столицы. Кто бы мог подумать, что этой чести будет удостоен обыкновенный курорт на западе Кипра с его бесконечными бетонными отелями, китайскими и индийскими забегаловками, пивнушками, банальными сувенирными лавками, игровыми автоматами и всеми прочими атрибутами массового туризма в стиле семидесятых!
Это решение удивило до глубины души даже некоторых местных жителей. Что же усмотрел в нем Европейский союз, принимающий решение о присвоении этого звания?
- Кто был до Бэтмена: супергерои античного мира
- Шокирующее искусство Древнего Рима
- День св. Валентина в Таиланде: секс или поход в храм?
- Cамые прекрасные храмы на планете: почему именно они?
В 1966 году один местный фермер, вспахивая свое поле недалеко от бухты, где промышляли владельцы лодок со стеклянным дном, случайно наткнулся на объект огромной археологической ценности.
В ходе раскопок выяснилось, что под землей скрывался самый крупный на Кипре греко-римский город — с виллами, дворцами, театрами, крепостями и усыпальницами — и одно из самых больших римских поселений во всем Средиземноморье.
От Неа-Пафоса, как назывался этот город в древности, остались одни развалины. Однако мощные землетрясения, которые обрушились на Западный Кипр в IV веке и сровняли с землей большую часть строений, пощадили огромную сокровищницу мозаичных полов, и те дошли до наших дней почти нетронутыми.
Автор фото, Andrea Watson
Подпись к фото,На некоторых из мозаичных картин, сохранившихся на месте расположения храма Неа-Пафоса, изображены эротические сцены из греческой мифологии, такие как история Аполлона и Дафны
По мнению экспертов ЮНЕСКО, включивших Пафос в Список объектов всемирного наследия, это одни из лучших образцов мозаики во всем мире: «красочный альбом древнегреческой мифологии», страницы которого составляет целая анфилада комнат с иллюстрациями мифов о Фисбе и Пираме, об Эхо и Нарциссе, о похищении Ганимеда, об Аполлоне и Дафне и обо всем пантеоне богов.
Помимо руин древнего города Неа-Пафос, которые сегодня открыты для посетителей со всего мира, эксперты ЮНЕСКО оценили и храм Афродиты на территории современной Куклии, возведенный в 1200 году до нашей эры и некогда бывший главным святилищем Средиземноморья, посвященным богине любви.
Сегодня на Кипре имя Афродиты используют для рекламы всего на свете — от аренды машин до вилл, но в дохристианскую эпоху оно служило совершенно иным целям: бесчисленные паломники, устремлявшиеся в ее храм, молились этой богине перед соитием со служительницами культа Афродиты. Такая вот древняя форма секс-туризма.
Автор фото, Andrea Watson
Подпись к фото,От храма Афродиты в Неа-Пафосе уцелели только колонны
«Не может быть!» — воскликнет читатель. Но это так: полчища туристов приезжали сюда не только поклониться богине, но и поучаствовать в диких оргиях в ее честь (запрещенных римским императором Константином в 400 году нашей эры), где секс с незнакомцами был не просто возможен, но даже обязателен.
Свободная любовь?
В современных путеводителях могут обходить молчанием принятые в те времена на Пафосе обряды, но греческий историк Геродот, писавший о Кипре в V веке до нашей эры, раскрывает удивительные факты.
«Самый же позорный обычай у вавилонян вот какой. Каждая вавилонянка однажды в жизни должна садиться в святилище Афродиты и отдаваться [за деньги] чужестранцу».
По его словам, это требование относилось к женщинам всех сословий — и низкого, и высокого, хотя богатые женщины часто ездили в храм в закрытых повозках.
«Отказываться брать деньги женщине не дозволено […] Девушка должна идти без отказа за первым же человеком, который бросил ей деньги».
Историк ехидно добавляет, что особенно некрасивым женщинам иногда приходилось ждать этого человека годами.
Те же сведения приводятся в монументальном труде Джеймса Фрезера «Золотая ветвь», посвященном сопоставлению религий.
«На Кипре первоначально обычай, очевидно, требовал, чтобы перед замужеством все женщины отдавались чужестранцам в святилище богини», — пишет он, уточняя, что подобные традиции бытовали в Вавилоне, Библосе и Баальбеке, а также в Армении и Турции.
Автор фото, Andrea Watson
Подпись к фото,Храмовые проститутки носили ритуальные головные уборы и были обязаны отдаваться всякому мужчине, заплатившему им
Память об этих обрядах, которые, вероятно, постепенно отошли в прошлое после введения в Риме запрета на подобные практики, жила еще много веков.
В 1336 году немецкий священник Лудольф фон Зухен, описывая языческие паломничества на Пафос, предупреждал о том, что «земля Кипра разжигала в мужчинах похоть».
Считается, что настоящая или мифическая Афродита, или Венера, воплощающая в себе весь сонм древних богинь плодородия, была супругой своего первого жреца — короля Кипра.
Богиня знаменита не только удивительной красотой, но и своими многочисленными любовниками.
На известной картине Сандро Боттичелли чаровницу, которая, согласно легенде, родилась из морской пены, образованной из отсеченного пениса Урана, несут к берегу легкие ветра-зефиры, а нимфа спешит прикрыть ее обнаженные прелести развевающейся шелковой мантией, украшенной цветами.
Ловушка для туристов
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.ПодкастЧто это было?Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Даже сегодня, в XXI веке, киприоты настолько влюблены в этот миф, что совершенно искренне уверяют посетителей, будто богиня родилась у берегов Пафоса.
Все экскурсионные маршруты лежат через скалу Петра-ту-Ромиу, куда она ступила, выходя из моря; причем туристам настоятельно рекомендуют взять с собой фотоаппарат. Щелк! щелк! — и автобус катится дальше, к руинам близлежащего храма, посвященного Афродите.
Здесь в сувенирной лавке я наткнулся на книгу покойного Стаса Параскоса (художника и основателя Кипрского колледжа искусств, расположенного недалеко от Пафоса), которая стала для меня настоящим откровением.
Параскос знаменит тем, что стал последним художником в Великобритании, признанным виновным в непристойном поведении, так что он, конечно, не стал стесняться истории своей родины.
В книге «Афродита: мифология Кипра» Параскос искусно переплетает факты с художественным вымыслом, рассказывая выдуманную историю паломника, своими глазами лицезревшего весенний праздник-афродизию с его обрядами, жертвоприношениями и мистическими слияниями с богиней.
Автор фото, Wikipedia
Подпись к фото,Афродита, изображенная на картине Боттичелли «Рождение Венеры», вероятно, воплощает в себе образы нескольких богинь плодородия со всего Средиземноморья
Герой книги сталкивается и с вполне обыденными вещами — ищет себе место для ночлега и спасается от воров и проституток, затесавшихся в толпы греков, египтян, персов и филистимлян.
Повествование основано на подлинных источниках, а в конце книги автор рассказывает о тех пережитках культа Афродиты, которые еще сохранились на современном Кипре.
От храма, по сути, не осталось и следа, но описание этого здания в гомеровской «Илиаде» совпадает с изображением на римской монете, датируемой 200 годом нашей эры, которая была найдена недалеко от Куклии и теперь хранится в Британском музее.
Храм представлял собой открытое каменное сооружение с так называемыми вотивными столбами вокруг огромного конусообразного камня — древнего символа богини плодородия.
Теперь этот фаллический монумент, почерневший от существовавшего до недавних пор обычая местных женщин помазывать его оливковым маслом, хранится в расположенном у развалин музее, который некогда был усадьбой крестоносца.
Здесь же выставлена копия красивой мозаики, изображающей Леду, которая обнажается перед вожделеющим ее Зевсом, принявшим облик лебедя (оригинал мозаики хранится в Кипрском музее).
Среди холмов, где один из любовников Афродиты, Арес, убил на охоте своего соперника Адониса, уже не раздается лай собак и звуки кимвала. Теперь здесь слышен лишь тихий стук клюшек для гольфа, который доносится из отеля «Афродита Хиллз».
Непреходящая слава этого имени и помогла Пафосу стать культурной столицей Евросоюза и войти в Список объектов всемирного наследия.
Как утверждает ЮНЕСКО, в него включаются только объекты, имеющие выдающуюся универсальную ценность.
Благодаря своей тесной связи с богиней любви, вдохновлявшей писателей, поэтов и художников на протяжении всей истории человечества, Неа-Пафос и Куклия очевидным образом соответствуют этому требованию.
Пафос надеется на собственное возрождение и верит, что в этом ему помогут Афродита и реликвии удивительной и древней культуры, сокрытые под поверхностью современного Кипра.
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Culture.
Полуобнаженная «Венера из Майнца». Кто она? – DW – 25.01.2023
ТуризмГермания
Максим Нелюбин
25 января 2023 г.
Эту древнеримскую статую нашли в немецком Майнце в 2020 году. Сейчас ученые представили результаты своих исследований.
https://p.dw.com/p/4MftHСалюс в МайнцеФото: Peter Zschunke/dpa/picture allianceРекламаРасположенный на Рейне немецкий город Майнц входит в число старейших городов Германии — ведет свою историю от военного лагеря и находившегося рядом гражданского поселения времен Римской империи. Во время раскопок — например, на месте будущих строек — здесь до сих пор находят многочисленные артефакты этого периода. Эту полутораметровую статую из песчаника, обнаруженную на территории старого речного порта осенью 2020 года, специалисты называют важнейшим таким археологическим открытием последних десятилетий в Германии.
Богиня Салюс — новый экспонат музея в МайнцеФото: Peter Zschunke/dpa/picture allianceБогиня благополучия и здоровья
Внешне полуобнаженная женская фигура, стоящая слегка вполоборота, очень напоминает знаменитое скульптурное изображение Венеры Милосской. Однако «Венера из Майнца», как сначала называли находку, оказалась другой богиней — богиней благополучия, здоровья и успеха Салюс или Салутой (лат. Salus). Об этом сообщили во время презентации нового экспоната в Земельном музее Рейнланд-Пфальца (Landesmuseum Mainz), где в январе 2023 года уникальную находку впервые выставили для всеобщего обозрения.
Как сообщает информационное агентство dpa, специалистам удалось расшифровать надпись — несколько сточек, выбитых на пьедестале. В частности, прочитать имена двух здешних консулов, сроки службы которых точно известны. На основе полученных сведений историки смогли определить дату создания этой скульптуры — 231 год нашей эры. Это время считается периодом наивысшего экономического расцвета древнеримских поселений вдоль Рейна — в особенности, Майнца и Кельна.
В древнеримских поселениях статуи богов устанавливались в самых разных местах так, чтобы жители могли в любое время обратиться к ним за помощью. Обычно такие скульптуры были цветными, но до наших дней дошли без росписи, как и буквы в надписях, которые обычно выделялись красным цветом.
Надписи на пьедестале древнеримской скульптуры Фото: Peter Zschunke/dpa/picture allianceАфродита, Венера и Салюс
Ученые смогли определить происхождение песчаника — из долины реки Наэ, впадающей в Рейн недалеко от Майнца около города Бинген. Автор скульптуры, судя по всему, хорошо знал древнегреческое искусство. Как отметил профессор Майнцского университета Йоханнес Липс (Johannes Lipps), в своем изображении древнеримской богини здоровья Салюс скульптор творчески использовал и интерпретировал образ греческой богини красоты и любви Афродиты, римским аналогом которой была Венера. Сама статуя сохранилась очень хорошо, но голову или хотя бы фрагменты головы богини найти так и не удалась даже после повторного просева грунта.
Дар богине здоровья и благополучияФото: Peter Zschunke/dpa/picture allianceБычья голова
Особый интерес вызывает отрубленная бычья голова, на которой стоит левая нога богини. Такие изображения Салюс ранее были обнаружены в Кельне. Судя по всему, эта голова символизирует жертву ради здоровья императора — ритуал, возникший в Римской империи во второй половине первого века нашей эры.
Древние римляне в Гермнаии
Отметим, что помимо Кельна и Майнца старейшие и важнейшие древнеримские города и поселения в Германии находились, в частности, на территории нынешних Трира, Аугсбурга, Ксантена, Вормса, Бонна и Шпайера.
Археологические памятники системы защитных укреплений на рубежах Римской империи — Верхнегерманско-ретийский лимес, Нижнегерманский лимес и Дунайский лимес — включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Смотрите также:
Памятники ЮНЕСКО: Трир
To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video
Написать в редакциюРекламаПропустить раздел Еще по темеЕще по теме
Показать ещеПропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницуРимская Венера (Getty Villa Exhibitions)
- Афродита и боги любви
- Богиня любви и красоты
- Вдохновение и стремление
- Происхождение Афродиты
- Афродита в мифах
- Товарищи и потомство
- Поклонение Афродите
Римская Венера
- Связанные события
- Богиня любви и красоты
Роман Венера
Венера (Венера Капуйская), римляне, 117–138 гг. Мрамор, 87 дюймов в высоту. Soprintendenza Speciale для Beni Archeologici в Неаполе и Помпеях. Национальный археологический музей Неаполя. Изображение © www.pedicinimages.com Поклонение Афродите продолжалось на протяжении всего римского периода. Известная как Венера, она стала символом имперской власти Рима. Как и ее греческая коллега Афродита, Венера была тесно связана с любовью и красотой, но другие элементы были характерны для римской богини.
Первые храмы Венеры были возведены в Риме в 200-х годах до н.э. чтобы просить ее помощи в битвах, а отдельные лидеры позже объединились с божеством. Юлий Цезарь и его наследник Август установили особенно явные связи с Венерой, утверждая, что произошли от ее сына, троянского героя Энея. Богиня неоднократно изображалась в гражданской архитектуре и на монетах, а ее привлекательная фигура стала символом римской власти во всей империи.
Статуя справа была обнаружена в амфитеатре в Капуе, на юге Италии. Это крупнейший образец скульптурного типа, происходящий от ныне утерянной культовой статуи Афродиты в Коринфе. Первоначально изображенная со щитом, богиня символизировала желательность военного успеха и гражданского мира. Сочетая в себе сексуальное очарование и воинственный символизм, Венера Капуанская вызывает воспоминания о греческом прошлом, но в то же время несет новый резонанс в своем римском гражданском контексте.
Венера (Венера Лователли), римляне, 200–201 гг. до н.э. Мрамор и пигмент, высота 40 15/16 дюймов. Soprintendenza Speciale для Beni Archeologici в Неаполе и Помпеях. Национальный археологический музей Неаполя. Изображение © www.pedicinimages.com Изображения Венеры также были многочисленны в домашних условиях, и многие примеры были найдены в Помпеях. Многие из них были выставлены в садах, что соответствовало глубоко укоренившейся связи богини с растительностью и плодородием, а также ее коннотациям удовольствия.Эта большая скульптура была обнаружена в наружной нише, задняя стенка которой была окрашена так, чтобы напоминать свисающую синюю ткань. Опираясь на статуэтку, Венера держит свой постоянный атрибут — яблоко. Оригинальные пигменты хорошо сохранились, подчеркивая ее обнаженную плоть.
Драгоценный камень с императрицей Ливией, держащей портретный бюст, римляне, 14–37 гг. Бирюзовая камея высотой 1 1/4 дюйма. Музей изящных искусств, Бостон. Генри Лилли Пирс Фонд В римской религии Венера приобрела более матронный характер, чем Афродита, и с ней регулярно отождествлялись императрицы. Обозначая женские достоинства плодородия и порядочности, типы фигур Венеры использовались для портретных скульптур как имперских, так и гражданских женщин.
Этот драгоценный камень с изображением Ливии, жены Августа, демонстрирует связь римской императорской семьи со своим мифическим предком. Платье императрицы соскальзывает с одного плеча таким образом, что вызывает образ богини (например, эта серебряно-золотая статуэтка и эта фигура, украшенная серьгой, также представленные на выставке), как и ее прическа. Таким образом, изображенная в образе Венеры, Ливия представлена как образцовая жена и мать.
Она держит мужской портретный бюст, на котором изображен либо обожествленный Август, либо ее покойный сын Друз, либо наследник Августа Тиберий.Публикация
Дополнительная информация
- Посетите виллу Гетти
- Пресс-подборка
Афродита/Венера — Греческая и римская мифология: боги и богини
Перспективы
Гомеров гимн Афродите: введение, текст и комментарии
Издание с введением и комментариями гомеровского гимна Афродите, в котором рассказывается о соблазнении пастуха Анхиса богиней любви Афродитой, и был признан шедевром ранней западной литературы. — Гомеровский гимн Афродите, повествующий о соблазнении пастуха Анхиса богиней любви Афродитой, давно признан шедевром ранней западной литературы. Это издание разработано как справочное пособие, чтобы помочь ученым и студентам в изучении стихотворения.
Боги и богини Греции и Рима
Основной иллюстрированный путеводитель по богам и богиням Древней Греции и Рима, живо пересказывающий их истории и исследующий их происхождение. Кто были боги и богини Древней Греции и Рима? Что они значили для людей, которые им поклонялись? Хотя время их повсеместного поклонения давно прошло, греческие и римские боги на протяжении тысячелетий очаровывали и вдохновляли писателей и художников. От Афродиты до Аполлона, от Посейдона до Зевса — это одни из самых узнаваемых персонажей западной культуры, однако за известными картинами рождения Афродиты или смелой иконографией Зевса и его молний стоит гораздо более богатое прошлое. Греческие и римские боги — завораживающие персонажи непреходящей силы «Илиады», «Одиссеи» и «Метаморфоз». Они бессмертны и могущественны, но также тщеславны, мстительны и уязвимы. Более того, как воплощения смерти, плодородия, любви и войны боги также являются для нас ключом к пониманию того, как греки и римляне видели свой мир. Филипп Матышак представляет этот пантеон во всей его сложности, ведя нас от горы Олимп до глубин Аида. Каждая глава посвящена отдельному богу или богине, начиная с их «биографии» в понимании греков и римлян и исследуя происхождение легенд. Матышак смешивает историю с яркими пересказами мифов, в которых боги играют главную роль, от историй о творении космоса и вселенской войне до катастрофических свадеб и странных несчастных случаев с дисками. Этот роскошно иллюстрированный путеводитель по богам Греции и Рима является обязательным для всех, кто интересуется мифологией и классической цивилизацией.
Афродита и Эрос
Эта книга предлагает новаторскую версию популярного образа Афродиты и Эроса, который живет в римской поэзии (Венера и Амур) и веками вдохновлял художников. Междисциплинарный анализ архаического периода — с использованием литературных, иконографических и культовых свидетельств — показывает различную концепцию, стоящую за двумя божествами любви. Характер, сфера влияния и функции Афродиты отражены в ее традиционных мифах и хорошо отражены в культе. Эрот, однако, на этом этапе еще не был столь же персонифицированной мифической фигурой, и у него не было индивидуального культа. Брейтенбергер прослеживает различные этапы развития личности Эроса. Первоначально космическое существо и неперсонифицированный аспект Афродиты, он получил свою мифическую личность от сменяющих друг друга архаичных лирических поэтов, которые особенно стремились мифологизировать мужского аналога признанной богини любви Афродиты. Этот мужчина-бог любви оказывается обожествленным гомоэротическим идеалом мужской аристократии, которой «поклоняются» на их симпозиумах. Развитие бога-мужчины взято в качестве примера, чтобы продемонстрировать, что художественные инновации поэтов, а также их социальное и историческое происхождение сыграли важную роль в создании греческой мифологии.
Афродита
Афродита исследует множество мифов и значений греческой богини любви, секса и красоты. Одно из самых почитаемых и популярных божеств греческой древности, Афродита предстает в воображении древнегреческих писателей и художников как многогранная, могущественная и харизматичная фигура. В этом томе исследуется значение Афродиты для древних греков, а также ее непреходящее влияние как символа красоты, украшения, любви и сексуальности в современной культуре.