Рафаэль Санти, «Афинская школа» | izi.TRAVEL
«Афинская школа» — великое произведение Рафаэля, прославляющее мощь разума, объемлющего весь мир.
Эта фреска изображает не реальную группу афинян — здесь находятся не только афиняне (к примеру, философы Парменид и его ученик Зенон не были гражданами Афин) и даже не только современники, но также мыслители, жившие в другое время и в других странах (например, персидский философ-мистик Зороастр, живший за несколько веков до Платона, или мусульманский переводчик и комментатор Аристотеля Аверроэс, живший на много веков позже). Таким образом «Афинская школа» представляет идеальное сообщество мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников. Однако изображая этих выдающихся людей прошлого, Рафаэль придает им черты своих выдающихся современников.
Всего на фреске представлено свыше 50 фигур (многие из них не поддаются аттрибутации, насчет некоторых нет единой точки зрения):
— с бородой, в коричневой тоге – Спевсипп, философ, племянник Платона
— в синей тоге – Менексен, философ, ученик Сократа
— в белой тоге – Ксенократ, философ, ученик Платона
— в желтовато-зеленоватой – философ Сократ
— в синеватой – предположительно Александр Македонский, ученик Аристотеля
— в темном головном уборе, низенький – Ксенофонт, философ, ученик Сократа
— в шлеме – Алкивиад, полководец и политик, ученик Сократа
— с вытянутой рукой – Есхин, философ, ученик Сократа
— в розовом – Критий, философ, оратор, писатель, дядя Платона
— с обнаженным торсом – Диагор Мелосский, поэт по прозвищу «Безбожник»
— рядом с амуром – философ Зенон, ученик Парменида
— следующий за Зеноном – Навсифан, философ, последователь Демокрита, учитель Эпикура
— в венке – философ Демокрит (по другой версии – Эпикур)
— мальчик за его спиной – Диоген Лаэртский, историк философии
— в белом тюрбане – Аверроэс, арабский философ
— лысый, в желтоватом одеянии на первом плане – Анаксимандр, философ, ученик Фалеса
— в белом одеянии, с книгой – Пифагор, философ и математик
— с длинными волосами – Анаксагор, философ, математик и астроном
— стоит в белом – Гипатия, женщина-математик, астроном и философ
— стоит и держит книгу – философ Парменид
— сидит опершись на куб – философ Гераклит
— лежит на ступенях – философ Диоген
— сидят на коленях и стоят согнувшись – ученики Евклида, в 27 м. б изображен герцог Федерико Гонзага
— с циркулем – Евклид, математик (по другой версии – Архимед)
— в белой одежде с небесным глобусом – Зороастр, астроном и философ-мистик
— спиной к зрителю, с земным шаром – Птолемей, астроном и географ
— в белом берете – Иль Содома, художник, друг Рафаэля (по другой версии – Перуджино, учитель Рафаэля)
— в темном берете – Рафаэль
— в темной тоге – философ Аркесилай (по другой версии – Плотин)
— опершись рукой о стену – философ Пиррон
— в голубом и розовом, спускается – Аристипп, философ, друг Сократа
— всходит по ступеням – философ Эпикур
— с бородой, в желтоватом плаще – Теофраст, философ и ученый, ученик Платона и Аристотеля
— вплотную к Теофрасту стоит – Евдем, философ, ученик Аристотеля
Афинская школа | Рафаэль Санти
РаботыРафаэль Санти
Афинская школа
Фреска, 1511 год, 500 * 772 см
Алёна
16126
О работе:
Эту монументальную фреску Рафаэль создал, когда ему было всего 25 лет, и она стала одним из шедевров эпохи Высокого Возрождения. Фреска изображает мир древних философов, чьи идеи вдохновляли художников Ренессанса. Под величественными цилиндрическими сводами вымышленного античного здания мы видим всех выдающихся философов древности, беседующих со своими учениками. Именно такие беседы способствовали развитию философской мысли.
«Афинская школа», как начали называть эту фреску спустя много лет после написания, изображает Академию, основанную Платоном в Афинах в IV веке до н.э. Рафаэлю было хорошо известно, что собрания этой Академии проходили под открытым небом, в оливковой рощи. Но, тем не менее, он изображает фоном величественное здание, выдержанное в классическом стиле. Возможно, подобное строение казалось Рафаэлю более подобающим местом для рождения высоких идей Золотого века, чем природный пейзаж.
При взгляде на фреску, основание которой расположено над дверью, изображённые над ней своды кажутся уходящими в бесконечность, хотя высота фрески лишь вчетверо превышает человеческий рост. Рафаэль выстраивает архитектуру изображённого здания по законам театра, и на этих подмостках, как на сцене, эффектно и гармонично располагает человеческие фигуры.
В этой фреске Рафаэля чувствуется влияние целого ряда более ранних работ других великих художников. Однако Рафаэль идёт дальше и усиливает внутреннюю гармоническую связь между архитектурой и людьми, создавая для этого группы фигур, повторяющиеся в ритме архитектурного ансамбля. Центральные арки здания усиливают и подчёркивают основные фигуры — Платона и Аристотеля, и одновременно создают пустое пространство перед ними. Без арок общее впечатление от фрески было бы иным.
Всего на фреске представлено свыше 50 фигур. Многие из них не поддаются атрибуции, на счёт других нет единой точки зрения.
Статуя Аполлона
В изображении большей по размеру, чем человеческие фигуры, и расположенной над ними мраморной скульптуре греческого бога Аполлона применён контраст, что часто встречается в работах Микеланджело. Воплотив в себе мужскую красоту и разум, Аполлон был также богом музыки, что символизирует лира, которую он держит в руках.
В противоположном нефе в стенной ниши стоит симметрично расположенная статуя Минервы, богини войны и мудрости, покровительницы всех учебных заведений.
Платон и Аристотель
Не все фигуры на фреске можно идентифицировать со стопроцентной уверенностью, однако великих греческих философов Платона (427-347 гг. до н.э.) и его ученика Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) легко узнать по названиям книг, которые они держат в руках. Рука Платона обращена вверх, а рука Аристотеля — вниз, раскрытой ладонью к земле. В этих местах сконцентрированы их философские идеи — у Платона более абстрактные, у Аристотеля более практичные и логически обоснованные. Есть версия, что в образе Платона Рафаэль изобразил Леонардо да Винчи.
Автопортрет с древними греками
На фреске Рафаэль написал самого себя, а за своей спиной, возможно, портрет своего учителя, Перуджино. В этой же группе мы видим Птолемея, держащего в руке земную сферу. Птолемей жил во II веке до н.э., был астрономом и утверждал, что Земля является центром вселенной.
Полагают, что фигура, держащая в руке небесную сферу, скорее всего Гиппарх, древнегреческий астроном. По другим версиям фигура принадлежит персидскому пророку Зороастру.
Евклид и ученики
Лысый математик Евклид (Вазари утверждает, что это портрет товарища Рафаэля, архитектора Браманте) демонстрирует начертанные на дощечке чертежи, которые должны подтвердить его геометрическую идею. Студенты Евклида изображены так, что по их жестам и выражению лиц мы можем проследить, на какой стадии понимания мысли учителя находится каждый из них.
Киник Диоген
Полуобнажённая, сидящая на ступенях в крайне неудобной позе фигура — это греческий киник Диоген (ок. 400-325 гг. до н.э.), философия которого основана на принятии аскетического образа жизни как единственного способа достичь истинной независимости и свободы. Сам Диоген полностью отрицал все удобства и жил на окраине Афин в бочке из обожжённой глины.
Математика и музыка
В своих работах Пифагор (ок. 580-ок. 500 гг. до н.э.) пытался связать математику и музыку, поэтому глубоко символично то, что его фигура изображена под статуей Аполлона. На табличке в его руках начертаны математические формулы, с помощью которых он стремился описать музыкальную гармонию, что должно было стать ключом к познанию гармонии мира. Платон использовал эти формулы для расчёта гармонических пропорций души, и эта идея подробно изложена им в трактате«Тимей», с которым он и изображён на фреске.
Альтернативные названия картины:
- Философия
Характеристики:
Вид искусства:
Фреска
Стиль:
Возрождение, Ренессанс
Техника:
Фреска
Дата создания:
1511 год
Размер:
500 * 772 см
Музей:
Станца делла Сеньятура, Ватикан, Рим
Биография художника
Другие работы художника
Галатея
Эту фреску Рафаэль создавал как часть общего убранства римской виллы, принадлежавшей Агостино Киджи, одному из богатейших людей своего времени. Многие работы по проектам Рафаэля выполнялись его учениками, однако «Галатею» он написал собственноручно. Эта фреска была частью серии мифологических сцен, которые Рафаэль предполагал использовать для украшения лоджии и которые так никогда и не были написаны.
Освобождение Святого Петра
Станца д’Элиодоро была второй из комнат в папских покоях Ватиканского дворца, которую оформлял Рафаэль. Он приступил к работе в 1512 году и, по всей видимости, завершил её спустя два года. Основные темы росписи связаны с историческими или легендарными событиями, имевшими отношение к папе Юлию II. Очень подходящим для Юлия был и сюжет об освобождении апостола Петра из темницы.
Обручение Девы Марии
Это самая ранняя из точно датированных и хорошо сохранившихся до наших дней работ Рафаэля. Картина была заказана художнику одним из богатейших семейств в Чита-ди-Кастелло — Альбиццина — для их капеллы в церкви Сан-Франческо. Тема картины взята из средневековой легенды, согласно которой на руку Девы Марии претендовали несколько женихов. Присутствовавший среди них Иосиф был избран благодаря волшебному знамению: его жезл зацвёл прямо у него в руках.
Сикстинская мадонна
Это наиболее известная из картин Рафаэля, посвящённых теме Мадонны с младенцем. Одно время эта работа считалась самой знаменитой картиной в мире. От названия церкви произошло и новое, известное теперь во всём мире, название картины — «Сикстинская мадонна», а прежде она называлась«Мадонна с младенцем, со Святым Сикстом и Святой Варварой». Папа Юлий II подарил эту картину церкви в благодарность за тот вклад, который внесла Пьяченца во время войны с Францией.
Поделитесь с друзьями
Афинская школа | Рафаэль, «Живопись, люди, история и факты»
Афинская школа , фреска (1508–1511 гг.), написанная художником Рафаэлем, в Станце делла Сеньятура, комнате в личных покоях Папы Юлия II в Ватикане. Это, пожалуй, самая известная из всех картин Рафаэля и одно из самых значительных произведений эпохи Возрождения.
Рафаэль был вызван в Рим в конце 1508 года Юлием II по предложению архитектора Донато Браманте. В это время Рафаэль был мало известен в Риме, но молодой человек вскоре произвел глубокое впечатление на непостоянного Юлия и папский двор, и его авторитет как мастера рос день ото дня. Его первой задачей в городе было написать цикл фресок в анфиладе комнат среднего размера (позже названных Stanze di Raffaello [Комнаты Рафаэля]) в папских покоях Ватикана, в которых жил и работал Юлий. Станца делла Сеньятура (1508–1511 гг.) и Станца д’Элиодоро (1512–1514 гг.) были практически полностью украшены самим Рафаэлем; фрески Станцы дель Инсендио (1514–17) и Сала ди Костантино (1517–25), хотя и выполнены по проекту Рафаэля, в основном выполнены его многочисленными помощниками и учениками.
Что означает Афинская школа Рафаэля ?
Посмотреть все видео к этой статье Темой фресок Станцы делла Сеньятура, самого известного зала, было историческое оправдание могущества Римско-католической церкви через неоплатоническую философию. Афинская школа и Диспут находятся на больших стенах, а Парнас и Кардинальные добродетели на меньших стенах. Двумя наиболее важными из этих фресок являются Афинская школа и Диспута . Disputa показывает небесное видение Бога, Его пророков и апостолов над собранием представителей, прошлых и настоящих, Римско-католической церкви и приравнивает через свою иконографию торжество церкви и торжество истины. Афинская школа представляет собой сложную аллегорию светского знания или философии, изображающую Платона и Аристотеля в окружении философов прошлого и настоящего в великолепной архитектурной обстановке; он иллюстрирует историческую преемственность платоновской мысли. Здесь Рафаэль заполняет упорядоченное и стабильное пространство фигурами в богатом разнообразии поз и жестов, которыми он управляет, чтобы заставить одну группу фигур следовать за другой в переплетающемся и взаимосвязанном узоре, приближая взгляд к центральным фигурам Платона. и Аристотеля в точке схождения перспективного пространства. Пространство, в котором собираются философы, определяется пилястрами и цилиндрическими сводами большой базилики, которая, как говорят, основана на проекте Браманте для нового собора Святого Петра в Риме.
Общее впечатление от фрески — величественное спокойствие, ясность и равновесие.
В центре Афинской школы находятся Платон и Аристотель. У этих двух мужчин были разные занятия: Платон занимался такими духовными идеями, как истина, красота и справедливость, а Аристотель интересовался мирской реальностью. Эти различия хорошо видны на картине. Платон слева указывает вверх, держа в руках копию Тимея , а Аристотель указывает на землю и подпирает копию своей Этики . Пифагор, считавший, что мир управляется математическими законами, сидит внизу и зарисовывает геометрию, а архи-пессимист Гераклит — считающийся портретом Микеланджело, который в то время работал над Сикстинским потолком — пассивно пишет на скамье мрамор. Евклид терпеливо обучает следующее поколение студентов в левом нижнем углу, а Птолемей в правом нижнем углу занимает видное место со своими небесными сферами. Рядом с Птолемеем Рафаэль поместил свой портрет в черном берете, смотрящий на зрителей. Общая тема картины и всего зала — синтез и торжество мирского (греческого) и духовного (христианского) мышления.
Стивен Пулимуд Редакторы Британской энциклопедии
Понимание Афинская школа Рафаэля
Афинская школа , Рафаэль, 1508-1512, Музей Ватикана, РимВысота более 4 метров и ширина почти 8 метров, Афинская школа 90 — монументальная работа. Но ее воздействие не только эстетическое, эта огромная фреска является эмблемой величайших мыслителей классической древности. Хотите лучше понять эту картину, вошедшую в историю? Сегодня Artsper предлагает вашему вниманию подробный анализ 9 работ Рафаэля.0009 Афинская школа !
Важность контекста в
Афинская школа Этот шедевр был заказан Папой Юлием II, который занимал Ватикан в 16 веке. Первоначальным назначением картины было украшение личной библиотеки Папы. Но он также предназначался для восхваления Церкви в то время, когда она теряла легитимность. Идея, развитая Рафаэлем, заключалась в том, чтобы прославить определенные языческие сокровища и включить их в христианское учение. Благодаря своему духовному и вневременному подходу Афинская школа связывает философию, искусство и науку с католической церковью. Это показывает, что, несмотря на разные методы, философия, наука и теология имеют одну цель: открыть универсальную истину. У этой картины была и третья цель — польстить Папе. Для этого Рафаэль создал вымышленный папский двор, который служит метафорой последователей Юлия II, а именно элиты!
Символический характер персонажей Афинской школы
Очень большой размер фрески дает место для многих персонажей — всего 52 фигуры, в основном известные и знаковые! В центре Платон и Аристотель занимают золотое место на величественном фоне. Вокруг них различные фигуры, связанные с философскими течениями и науками. Слева от дуэта мы видим представление математики Пифагора. Но есть также присутствие Сократа, Гераклита и Франческо Мария делла Ровере, племянника Юлия II. Справа портрет Евклида напоминает о геометрии, а Птолемей и Зороастр относятся к космологии. Эпикурейцы, стоики и киники также присутствуют, особенно Диоген. И, наконец, сам Рафаэль, изобразивший себя смотрящим на зрителей.
Платон и Аристотель: противопоставление двух мировоззрений
Рафаэля Афинская школа прямо противостоит двум течениям мысли. С одной стороны, мир идей и созерцания, разработанный мудрецом Платоном. С другой стороны, у Аристотеля, который сосредотачивается на опыте, чувственном и земном. Здесь сделано все, чтобы подчеркнуть соперничество двух интеллектов.
Их глаза смотрят друг на друга и, кажется, бросают друг другу вызов. Старость Платона ставит под сомнение молодость Аристотеля. Палец Платона, указывающий на небо, ссылается на теорию одного из его диалогов о высшей реальности. Мы видим ладонь Аристотеля, обращенную к земле, чтобы показать заземленную реальность. Чтобы подчеркнуть контраст, Рафаэль даже дошел до того, что одел их в перевернутые цвета. Платон носит синюю тунику и красный плащ, а Аристотель — красную мантию и синюю драпировку. Но в конце концов, несмотря на антагонистический подход, каждый ищет одно и то же: истину существования.
Лестница Рафаэля
Афинская школа : двойное метафорическое значениеЛестница Рафаэля, обладающая бесспорным декоративным значением, не только эстетична. Фактически она служит аллегорией знания. Во-первых, потому что он подчеркивает разные степени философии и науки. Для Рафаэля у каждого персонажа есть точное место на лестнице знаний, соответствующее его важности и престижу. Во-вторых, потому что лестница иллюстрирует подход философов и ученых: это путь, восхождение к знаниям.
Подготовительный набросок Афинской школы , хранящийся в Амброзианской пинакотеке в Милане Афинская школа : зеркало эпохи и вневременная эмблема Если эта работа остается символической, то это потому, что она привязана к своему времени и вневременной.