Адонис бог – Бог Адонис в древнегреческой мифологии. Адонис и Афродита

Бог Адонис в древнегреческой мифологии. Адонис и Афродита

С древнейших времен люди почитали вечно возрождающееся после зимних холодов божество. Первым примером может служить бог шумеров, Таммуз. После того, как их место в Междуречье заняли аккадцы, то они присвоили себе все религиозные представления шумеров. Они также с плачем и стенаниями встречали смерть пастуха Таммуза, который был женихом и возлюбленным богини Инанны, а позже – Астарты. Затем культ плодородия попал в мифологию египтян и через Крит – к эллинам. Они заменили Астарту на Афродиту.

Рождение Адониса

Появление на свет прелестного младенца было связано со скандальной историей. Кипром правил мудрый и справедливый царь Кинир. Его жена хвастливо заявляла, что их дочь прекрасней Афродиты. Девушка Мирра не хотела почитать Афродиту. Богиня придумала, как злобно можно отомстить негоднице: она внушила ей страсть к собственному отцу. Ночью кормилица ввела Мирру в царские покои. Под покровом темноты царь Кинир, напоённый вином, не узнал дочь, и она зачала от него сына. Утром, увидев, с кем он провёл ночь, полную страсти, царь разгневался и, прокляв, решил её убить. Но боги в этот раз были милосердны. Афродита раскаялась и дала возможность Мирре убежать. Она превратили деву в мирровое дерево. В нем под кроной в стволе вырос младенец. Отец в ярости рассек ствол мечом, и из него выпал младенец.

Так появился на свет Адонис. С самого младенчества он был прекрасен. Афродита положила его в ларец и передала хозяйке подземного царства – Персефоне. Вот тут и возникает вопрос: Адонис – бог или не бог? Судя по его происхождению, он был просто человеком. Персефона вырастила и воспитала мальчика. Прекрасный юноша стал её тайным возлюбленным.

Культ Адониса

Миф об Адонисе эллины заимствовали у финикийцев и египтян. Его имя переводится как «владыка» или «господин». В малой Азии и Египте Адонис – бог умирающей и воскрешающейся природы. В Элладе в честь прекрасного юноши, который не был богом, три дня летом проводились праздники. Погибнув и потом ожив, он воскрешал природу. Для эллинов расцвет всего живого на земле был большим торжеством, и для них Адонис – бог наступившей лучшей поры года. Культ полубога особенно пышно отмечался в Афинах и Александрии. В Библе в первый день в траурных одеждах все оплакивали его гибель и смерть всех растений. Затем гимнами и радостными песнями встречали его возвращение на землю. В Афинах и Александрии порядок бы прямо противоположный: в первый день справлялась свадьба Адониса и Афродиты – символ расцвета жизни. Следующий день был траурным. Повсюду выставлялись горшочки и плошки с заранее выращенными пшеницей, латуком, анисом, и их бросали в воду, где они гибли. В Египте, в Александрии торжества происходили наиболее пышно. Статуи Афродиты и Адониса укладывали на пурпурные ложа и окружали их «садами Адониса», беседками, увитыми зеленью, плодами, амфорами с мёдом и маслом, пирожками, изображениями животных. Певцы и певицы пели гимны, в которых просили вернуть Адониса в будущем году. На другой день женщины, распустив от горя волосы, оплакивали потерю и надеялись на его возвращение. Так были соединены горе и надежда, а судьба Адониса стала символом бессмертия души. Таков был Адонис в древнегреческой мифологии.

Афродита

Прекраснейшая из прекрасных богинь родилась около острова Кифера из капли крови Урана, которая образовала снежно-белую пену.

Из неё вышла Афродита, и ветром её занесло на Кипр. На нем она появилась из голубых волн моря, и ее встретили Оры – богини времён года. Красавица стала женой Гефеста. Мастер на все руки сделал для супруги магический пояс. Муж заключил в него всевозможные обольщения: желание, любовь, слова искушения и соблазна, ослепление и самообман. В нее влюблялись боги и простые смертные. С Гефестом, которому Афродита изменяла направо и налево, её развели боги, и она стала женой Ареса. Но это не помешало пылкой страсти, которую Афродита испытала к прекрасному юноше.

Возвращение юноши на поверхность земли

Прошло время, и Афродита спустилась в подземное царство, чтобы узнать у Персефоны, где её ларец. Царица Аида подозвала юношу. Его неземная, божественная красота зажгли в сердце богини красоты любовь с первого взгляда и безумную страсть. Она стала настаивать, чтобы Адонис – бог красоты, как она это видела, вернулся к ней. Персефона отказала.

Тогда Афродита вся в слезах бросилась с жалобой к Зевсу. Он, верховный судья во всех спорных вопросах, не захотел вмешиваться в женские склоки и передал спорное дело на суд, где председателем была муза Каллиопа, покровительница красноречия и героической поэзии. Она была мудра и носила корону, которая показывала её главенство над всеми остальными музами. Она умела пробуждать преодоление эгоизма и вызывать жертвенность. На суде было решено, что у Афродиты и Персефоны равные права на юношу. Самого его никто не спрашивал. Год Каллиопа поделила на три части. Треть принадлежала Персефоне, треть – Афродите и последняя часть – самому Адонису, чтобы он развлекался, как пожелает. Это было справедливое решение.

Жизнь Адониса на земле

Нежная, вечно юная, синеглазая, с длинными волнистыми золотыми волосами и венком из благовонных цветов, с кожей, отливающей перламутром, окруженная Орами и Харитами – такова была богиня неба, моря, любви, красоты и плодородия.

Все свое время она проводила на Олимпе, изредка спускаясь на землю. Там её сопровождали прелестные певчие птицы, а дикие звери ласкались к ней, и после каждого её шага вырастали диковинные цветы.

Чтобы крепче привязать к себе юношу, который был прекрасней многих богов, небожительница никогда не забывала надевать свой пояс. Адонис и Афродита проводили всё время на земле вместе. Нежная девушка, забыв о палящем солнце, участвовала в охоте, которой пламенно любил развлекаться молодой красавец.

Возлюбленная бога Адониса умоляла его не охотиться на огромных диких вепрей, медведей и львов, которые могут убить человека, а забавляться добычей уток, зайцев, косуль. В цветущих кущах на земле Персефона была забыта. Существовала только Афродита – вот кого любил бог Адонис.

Смерть юноши

Боги, которые домогались Афродиты, но были отвергнуты ею, с завистью смотрели на эту любовь и обо всём рассказали мужу Аресу. Он пришёл в ярость решил отомстить. Однажды Адонис выехал на охоту один. Его собаки подняли из логова огромного мощного кабана, который весил примерно 200 кг.

Возможно, сам Арес превратился в грозного вепря или забытая всеми Персефона, или разгневанная владычица всех зверей Диана. Именно такие версии предлагают мифы.

А сам Адонис, слыша яростный заливистый лай своры собак, был полон азарта и забыл наставления своей возлюбленной. Псы вцепились в толстую шкуру вепря и удерживали его изо всех сил. Юноша прицелился копьём, но промедлил. Кабан сбросил себя собак и ринулся на охотника. Клыком он пробил артерию на бедре. Упав с коня на землю, несчастный моментально истёк кровью и погиб.

Поиски Афродиты

Когда богиня узнала о гибели возлюбленного, то она по горам, рощам и кустам, обливаясь слезами, бросилась на поиски Адониса. Каждая ранка на её ножке кровоточила. Там, где падала её кровь, сразу вырастала алая роза – символ немеркнущей любви. Она нашла его в зарослях дикого лука – латука.

С той поры он всегда вызывает слезы у тех, кто к нему прикоснулся. Из крови своего любимого при помощи нектара Афродита вырастила анемон с нежнейшими лепестками. Ветер срывает их так же легко, как оборвалась жизнь Адониса. На острове Крит богиня посадила гранат, цветы которого нежны, а сок плодов похож на кровь. Она хотела лишить себя ненужной теперь жизни и бросилась со скалы в море. Но боги бессмертны. Афродита осталась жива. Видя безутешное горе Афродиты, Зевс повелел Аиду и Персефоне отпускать каждую весну до осени Адониса на землю. Когда он возвращается из царства теней, то природа начинает оживать и ликовать: все бурно растет, цветёт и плодоносит.

Сын Адониса и Афродиты

По одной из версий мифа, у влюбленных родился сын – Эрот. Это бог любви. Он умеет принести счастье или горе, как захочет. Никто не может избежать его метких стрел. Шаловливый малыш развлекается, пуская их в цель, и радостно смеётся. Его стрелы несут счастливую или несчастную безответную любовь, с муками и страданиями. Зевс знал об этом и хотел, чтобы внука лишили жизни сразу, как только он родился. Но Афродита спрятала малыша в дебри леса. Там его вскормили молоком две грозные львицы. Эрот вырос, и есть теперь любовь на земле, то горькая и отчаянная, то полная счастья.

Память об Адонисе

Женщины по всей земле увлекаются выращиванием цветов в горшках. Многие теперь даже не знают, что поклоняются при этом любви прекрасной божественной пары. Так Адонис, бог Древней Греции, жив на наших окошках в самые холодные и лютые зимы. Цветы дома радуют нас с осени до весны, а потом их часто переносят на балконы или на дачи, где они буйно цветут, напоминая о вечной любви Адониса и бессмертной богини Афродиты.

fb.ru

Адонис Греческая мифология

Адонис (Αδωνις), в греческой мифологии божество финикийско-сирийского происхождения с ярко выраженными растительными функциями, связанными с периодическим умиранием и возрождением природы. Миф об Адонисе в наиболее полном виде представлен у Аполлодора (III 14, 4), Овидия (Метаморфозы, X 300-524, 708-739) и Антонина Либерала (XXIV). Адонис — сын Феникса и Алфесибеи (варианты: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны или кипрского царя Киниры и его дочери Мирры). Богиня Афродита (Венера), рассердившись на не почитавшую её царскую дочь (будущую мать Адониса), внушает той страсть к родному отцу, который поддаётся соблазну, не подозревая: что вступает в связь с собственной дочерью, и после этого проклинает её (Овидий, Метаморфозы, X 300-478). Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребёнок удивительной красоты – Адонис.


Адонис и Афродита, 1615, Музей Фогга, Гарвард,
художник Ханс Аахен

Афродита передаёт младенца в ларце на воспитание Персефоне, не пожелавшей в дальнейшем расстаться с Адонисом. Спор богинь разрешает Зевс, предназначив Адонису часть года проводить в царстве мертвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой (в финикийском варианте Астартой), спутником и возлюбленным которой он становится. Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит (Аполлодор, III 14, 4; Овидий, Метаморфозы, X 708-716). По другой версии (Птолемей, Гефест. I. p. 183), Адонис жертва гнева Аполлона (его месть Афродите за ослеплённого ею сына Аполлона Эриманфа) или ревнивого супруга богини Ареса (в финикийском варианте Астара) (Вергилий, Энеида, V 72). Афродита горько оплакивает Адониса и превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь (Овидий, Метаморфозы, X 717-739). Юношу оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез Афродиты – анемоны.

Культ Адониса существовал в Финикии, Сирии, Египте, на островах Кипр и Лесбос. В Библе было святилище Афродиты, где происходили оргии в честь Адониса, сопровождавшиеся священной проституцией, причём первый день был посвящен плачу, а второй – радости по воскресшему Адонису. Рассказывается о реке Адонис, которая ежегодно окрашивается в красный цвет, когда, по преданию, в горах Ливана гибнет Адонис. Однако здесь же скептические pассуждения о красной почве, придающей реке кровавый цвет (Лукреций, De dea Syr. 8). В пятом веке до нашей эры культ Адониса распространился в материковой Греции. В Аргосе женщины оплакивали Адониса в особом здании (Павсаний, II 20, 6). В Афинах во время праздника в честь Адониса под плач и погребальные песни повсюду выставлялись изображения умерших (Плутарх, Alcib. 18; Niс. 13).

Адонии – праздник в честь Адониса – были особенно популярны в эпоху эллинизма, когда распространились греко-восточные культы Осириса, Таммуза и др. Поздней весной и ранней осенью женщины выставляли небольшие горшочки с быстро распускающейся и так же быстро увядающей зеленью, так называемые «садики Адониса» – символ мимолетности жизни. В Александрии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного Адониса, а на следующий день с причитанием и плачем статую Адониса несли к морю и погружали в воду, символизируя возвращение его в царство смерти. В мифе об Адонисе отразились древние матриархальные и хтонические черты поклонения великому женскому божеству плодородия и зависимому от него гораздо более слабому и даже смертному, возрождавшемуся лишь на время, мужскому коррелату. В мифе и культе Адониса явственно прослеживается развёрнутая символика вечного круговорота и гармоничного единения жизни и смерти в природе.

Европейская драматургия обращалась к мифу об Адонисе в 16-17 веках (пьесы «Адонис и Венера» Лопе де Вега; «Адонис» И. Гундулича и др.). Чаще миф находил воплощение в поэзии этого периода (поэмы «Венера и Адонис» У. Шекспира; «Адонис» Дж. Марино; «Адонис», Ж. Лафонтена и др.).

Адонис – один из самых популярных персонажей античной живописи (помпейские фрески, вазопись) и пластики (рельефы саркофагов, погребальных урн и др.). Европейское искусство обращается к мифу в средневековой книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию). С начала 16 века миф находит воплощение во множестве произведений живописи; наибольшее распространение приобрели сюжеты: «Венера и Адонис» (Питер Пауль Рубенс, 1630), «Гибель Адониса» (Бакер Якоб Андрианс, 1650), «Венера оплакивает Адониса» (Холштейн Корнелиус, 1655). К мифу обращались Джорджоне, Тициан, Тинторетто, Аннибале Карраччи, Веронезе, Рени, Пуссен и другие художники. В 18-19 столетиях миф находит воплощение главным образом в пластике («Венера и Адонис» скульптуры Антонио Кановы и Бертеля Торвальдсена; «Умирающий Адонис» Огюста Родена).

godsbay.ru

АДОНИС и АФРОДИТА | Миф об Адонисе | Превращение Адониса в анемон | Три Грации


АДОНИС и АФРОДИТА

Охота Адониса. — Смерть Адониса. — Праздники в честь Адониса. — Богини Хариты — три Грации.

 


Охота Адониса

Адонис олицетворяет жизнь растительного царства, пробуждающегося весной и умирающего осенью. Так как, согласно мифам древней Греции, всюду на земле, куда бы ни ступила нога прекрасной богини Афродиты, тотчас же из-под нее появлялись цветы, то древние греки соединили узами любви Афродиту и Адониса.

Адонис был юноша поразительной красоты. Адонис возбудил в богине Афродите (Венере) страстную любовь к себе. Эта изнеженная женственная богиня, не желая расставаться с Адонисом, сопутствовала ему повсюду. Богиня Афродита следовала за Адонисом даже и на охоте.

Гибель Адониса на охоте от удара вепря. Рисунок по барельефу на древнеримском саркофаге. Изображены различные эпизоды мифа об Адонисе.

Смерть Адониса

Бог Арес (Марс) из ревности решил погубить Адониса. Богиня Артемида (Диана) предупредила об этом Афродиту (Венеру), которая старалась всеми силами убедить своего любимца отказаться от охоты. Но все мольбы богини Афродиты остались тщетными: юноша Адонис пренебрег ее советами и отправился на охоту.

Сохранилось много фресок и картин, изображающих сборы Адониса на охоту. Скульпторы античности редко пользовались мифом об Адонисе для своих статуй. На гравированных камнях этот миф встречается чаще, и Адонис везде представлен в образе прекрасного юноши с красивыми и изящными формами.

Художники новейшего времени, напротив того, очень часто вдохновляются мифом об Адонисе. Большой известностью пользуется прекрасная скульптурная группа Кановы на эту мифологическую тему.

Тициан в своей картине придал Адонису черты лица Филиппа II, для которого она была написана. Тициан выбрал тот момент, когда Адонис, несмотря на мольбы богини Венеры, покидает ее.

Рубенс почти также трактовал этот мифологический сюжет, но у него бог Купидон (Амур) старается удержать прекрасного охотника Адониса.

Альбано, Прюдон и много других художников писали на мифологическую тему об Адонисе.

Богиня Афродита (Венера), тщетно прождав возвращения Адониса, отправилась на поиски. Афродита искала Адониса повсюду, пробираясь сквозь кустарники. Тернии рвали одежды богини Афродиты и царапали ее лицо и руки до крови. Всюду, куда падали капли крови Афродиты, вырастали благоухающие розы.

Афродита нашла наконец своего любимца Адониса, но уже без признаков жизни: Адониса убил вепрь. Богиня Афродита превратила Адониса в цветок анемона.

Букет анемонов. Одилон Редон, фрагмент картины.

В Лувре находится картина Пуссена, изображающая умирающего Адониса на руках богини Венеры.

Когда Адонис сошел в царство Плутона, все тени пришли в восторг от его красоты, а богиня Персефона влюбилась в Адониса.

Богиня Афродита (Венера), вся в слезах, отправилась на Олимп к Зевсу (Юпитеру) и принялась умолять Зевса возвратить ей Адониса, но Персефона ни за что не соглашалась отдать Адониса. Властелин богов, желая примирить богинь Афродиту и Персефону, решил, что юноша Адонис будет проводить полгода в жилище смерти, а полгода на земле с Афродитой.

Миф об Адонисе, напоминающий миф о Персефоне, может быть объяснен следующим образом: зима, время года, когда растительное царство умирает или засыпает, есть то время, когда Адонис пребывает с Персефоной; наступает весна, все оживает, прекрасный юноша вновь возвращается к богине красоты.

 


Праздники в честь Адониса

Смерть Адониса. Джузеппе Маццуоли, мрамор, 1709 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург. {Фото: (Creative Commons license): basykes}

Культ Адониса, перенесенный из Сирии финикийцами, быстро распространился среди древних греков.

В городе Афинах и в городе Александрии был учрежден праздник в честь полубога Адониса, возлюбленного богини Афродиты. Праздник Адониса отмечался в начале весны и продолжался целую неделю.

В первый день праздника все участвующие в траурных одеждах оплакивали смерть Адониса и исчезнувшую с ним вместе растительность. В остальные же дни радостно праздновали возвращение полубога Адониса на землю. Сохранилось до наших дней несколько гимнов и радостных песен, которые распевались во время этого праздника Адониса.

 


Богини Хариты — три Грации

На всех памятниках примитивного искусства богини Хариты (в римской мифологии —

Грации) изображены одетыми. На знаменитом барельефе, находящемся в Лувре, Грации покрыты длинными одеждами, так же как и на всех монетах Римской эпохи.

«Напрасно доискивался я, — говорит древнегреческий автор Павсаний, — какой скульптор или живописец первый изобразил богинь Харит обнаженными. На всех древних памятниках Хариты одеты, и я, право, не понимаю, почему же последующие скульпторы и живописцы изменили это. Теперь же все художники изображают Харит лишенными одежды».

Знаменитая античная группа «Три Грации» находится в музее города Сиенны. Существует много вариантов этой группы; Луврскому музею принадлежит одно из лучших повторений.

На многих римских фресках в Помпеях изображены Грации в их традиционной позе. Этому следовали и Рафаэль, и Рубенс, и многие знаменитые художники.

Канова, Торвальдсен и Прадье изваяли на тему о Грациях прекрасные мраморные группы. Произведение Торвальдсена считается лучшим.

Три Грации (богини Хариты), пляшущие в хороводе. Римская статуя с греческого оригинала, II в. от Р.Х., Лувр. {Фото: (Creative Commons license): celesteh}

Из новейших художников группа Жана Пилона считается шедевром; его Грации покрыты длинными туниками, но позы их совершенно не согласуются с традициями древнегреческого искусства.

Богини Хариты (Грации) олицетворяли все то, что составляет прелесть и привлекательность жизни.

Обязанности Граций были самые разнообразные. Грации помогали и присутствовали при туалете Венеры. Грации часто сопровождали крылатого бога Эрота.

Философы обращались к богиням Харитам (Грациям) и приносили им жертвы, прося Харит придавать их речам более мягкости и интереса, опасаясь, что без помощи богинь Харит философия покажется всем слишком сухой и скучной материей.

Богини Хариты (Грации) призывались в начале пира: их просили ниспослать на пирующих нежное веселье и тихую гармонию. Хариты присутствовали при праздниках, потому что их присутствие изгоняло печаль и заботы, но главные обязанности Харит заключались в том, чтобы доставлять богам и людям все то, что делает жизнь хорошей и счастливой.

Имена богинь Харит обыкновенно — Аглая, Евфросина, Талия (три Грации).

Три Грации изображаются всегда обнявшись, олицетворяя этим взаимные услуги и братскую помощь, которую люди обязаны оказывать друг другу для того, чтобы их жизнь была счастливая и спокойная.

 



 


© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

zaumnik.ru

Адонис — финикийский прототип Христа

Адонис первоначально был божеством деревьев. Любопытно, что богом деревьев был и Осирис, чей культ издавна был связан с Библом. Греческий писатель Лукиан и некоторые другие авторы решительно отождествляют Адониса с Осирисом.

Адониса почитали в священных рощах и садах. Эти сады были моделями божьего жилища. Считалось, что бог живет в саду вместе с теми, кого поселил там. Это поверье напоминает знаменитое библейское предание: «И насадил Яхве-Бог Сад в Эдеме, на востоке, и поместил там Адама, которого сотворил» (Быт. 2:8). Первые люди, жившие в Эдеме, слышали «голос Яхве-Бога, прохаживавшегося в Саду, по ветру дневному» (Быт. 3:8). Очевидно, Райский Сад был примером традиционной для финикийцев священной рощи, в которой обитал бог.

Культ Адониса, хотя имя его не встречается в собственно финикийских текстах, был распространен по всей Финикии. Жители Беруты считали, например, что их город основан Бероей – дочерью Адониса. Повсеместно справлялись ежегодные праздники в его честь, на которые стекались гости даже из соседней Сирии.

Главное празднество проходило в конце лета в местечке Афка, у истока реки Ибрахим (кстати, вплоть до средних веков ее называли рекой Адониса). Источник пробивался из-под земли под сводами огромной пещеры. Считалось, что именно в ней Адонис умер от ран. Словно в подтверждение, вода в реке иногда окрашивалась в кровавый цвет. Река словно бы несла кровь убитого бога в море. Это сейчас ученые понимают, что поток периодически размывает краснозем. В древности же люди верили, что в водах реки проступает кровь убитого Адониса. Появление «крови» знаменовало начало праздника. В эти дни на небе восходила звезда Сириус, а с моря начинали дуть сильные ветры. Город погружался в траур.

Процессия паломников, отправившаяся из Библа, в течение трех дней достигала Афки, находившейся примерно в полусотне километров. Там же, в Афке, располагался храм Баалат. Торжественная процессия поднималась по склону Ливанских гор, повторяя скорбный путь Адониса. Многие бичевали себя. Женщины обрезали волосы. Все молили бога о воскресении. Люди возлагали на его «могилу» цветы и фрукты, оплакивали его смерть. Траур продолжался три дня, пока из Египта не приходила весть о воскресении Адониса, а затем все бурно радовались возвращению божества к жизни и начавшемуся обновлению природы. Из гробницы извлекали изображение бога и торжественно выносили на улицу. Вновь шли толпы людей; звучали радостные гимны.

Легенда об Адонисе укоренилась и в греческой мифологии. Богиня Афродита влюбляется в юного героя. Из ревности бог войны Арес насылает на юношу дикого вепря, и тот убивает его, смертельно раня громадными клыками. Греки почитали Адониса, включив его в сонм своих богов. В честь него устраивали пышные праздники. По Гесиоду, Адонис был сыном Финика, прародителя финикийцев. Возможно, греки заимствовали этот миф еще во II тысячелетии до нашей эры, когда стали плавать на Кипр и в Библ.

Во II веке до нашей эры праздник в честь Адониса устраивают и в Александрии, полагая, что он – тот же египетский Осирис, супруг богини Исиды. Подобный праздник проводился также в Афинах и сирийской Антиохии. По сообщению римского историка Аммиана Марцеллина, жители Антиохии еще в середине IV века нашей эры плакали и стенали по Адонису.

Можно отметить, что среди всех ближневосточных богов, пожалуй, Адонис своей трагической судьбой более всего напоминал Иисуса Христа, которому также уготованы были смерть и воскресение.

По материалам книги: Волков А. Загадки Финикии. М. 2004.

На фото: Гибель Адониса. Италия. 1709. Мрамор.

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

svardat.wordpress.com

Афродита и Адонис. Мифы и легенды народов мира. Т. 1. Древняя Греция

Афродита и Адонис

Удивительна история любви богини к прекрасному смертному юноше Адонису [128]. Греки считали его то сыном нимфы Алфесибеи от героя с финикийским именем Феникс, то производили от ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны, то от кипрского царя Кинира и его дочери Мирры. Эти различия говорят о том, что в разных азиатских странах происхождение Адониса объясняли по-разному с целью привязать его к своей почве. Общим для двух последних вариантов является то, что Адонис – плод преступной связи отца и дочери. В кипрском варианте любовь к отцу девушке внушает сама Афродита в наказание за то, что она не чтила богиню. Обманув отца, Мирра вступает с ним в связь, после чего отец обрушивает на дочь проклятие и выгоняет ее из дома. Во время блужданий в Аравии перед самыми родами отверженная превращается в мирровое деревце [129], из треснувшего ствола которого выходит прекрасный младенец [130].

Афродита, сурово покаравшая мать Адониса, к нему самому проявляет доброжелательность и передает его в ларце на воспитание Персефоне. Выросший из младенца юноша был так прекрасен, что царица подземного мира не хотела возвращать его Афродите. Вынужденная его отпустить, Персефона не без помощи Артемиды насылает на Адониса во время охоты разъяренного кабана, от клыков которого он погибает. Теперь юноша должен навсегда уйти в царство мертвых.

Афродита, беседующая с Эротом. Рядом стоят Эвномия и Педия

Однако Зевс, вняв мольбам обезумевшей от горя Афродиты, делит время пребывания Адониса в верхнем и нижнем мирах на два срока, разрешив ему две трети года проводить на земле.

Остальное же время Афродите остается утешаться видом благоуханных роз – цветка, в который она превратила тело погибшего возлюбленного, и печальных анемонов, выросших из ее слез. С тех пор эти два цветка стали растениями Афродиты, и влюбленные часто украшали себя венками из них.

В рассказе о любви Афродиты к Адонису она – типично восточная богиня плодородия, подобная финикийской Астарте, вавилонской Иштар, египетской Исиде. Проникновение ее в Грецию, словно пунктиром, обозначено двумя островами – Кипром и Киферой (островом к юго-востоку от Пелопоннеса). На материке первым центром ее почитания становится древняя Эфира, впоследствии получившая название Коринф, – там находился древнейший храм Афродиты. Тысяча его жриц одаривала там любовью мореходов и купцов, так же как это делалось в храмах Астарты в Финикии [131].

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Адонис — Мифы Древней Греции

Подробности
Категория: Мифы Древней Греции

Адонис (миф древней Греции)


 Все влюбленные находили у Афродиты защиту и покровительство. Но вот полюбила и сама Афродита прекрасного Адониса, сына царя Кипра. Забыла она ради своего возлюбленного светлый Олимп и цветущие сады Киферы. Любил Адонис охотиться, и Афродита полюбила охоту. Все дни проводили они вместе в тенистых лесах и на крутых склонах солнечного Кипра. Под палящими лучами солнца весело гонялись они за пугливыми зайцами, оленями, сернами. Но как только выходили на след свирепых кабанов, жестоких львов или медведей, пугалась юная богиня и умоляла Адониса прекратить охоту. Знала Афродита, что ее любимый погибнет от когтей дикого зверя, и просила его быть поосторожнее. Очень она боялась потерять Адониса.

Но вот однажды вышел Адонис на охоту один. Он шел по лесу, высматривая в лесной чаще ветвистые рога оленя, но вдруг услышал яростный лай собак и треск деревьев. Адонис понял, что его собаки подняли какого-то крупного зверя. Азарт охоты захватил юношу, и он бросился на шум. Несчастный юноша даже не подозревал, что это его последняя охота. Он в упоении готовился к встрече с диким зверем. Вот уже в кустах мелькнуло страшное косматое туловище свирепого кабана. Адонис поднял копье и приготовился пронзить огромную тушу, но зверь первым кинулся на него и стал злобно рвать своими огромными клыками тело прекрасного юноши.
Страшное горе пережила Афродита, когда узнала о смерти своего любимого Адониса. Она пошла в леса Кипра, чтобы найти его тело и похоронить. Шла Афродита среди мрачных ущелий, по крутым горным склонам. Острые камни ранили нежные ноги богини, и там, где капли ее крови падали на землю, расцветали алые розы, отмечая ее скорбный путь.
Наконец пришла Афродита к тому месту, где в последний раз охотился Адонис и где теперь остался он навсегда. Горько оплакивала богиня смерть своего любимого друга. В память о нем на том месте, где он погиб, выросли из его крови нежные анемоны.
Сжалился всесильный Зевс над горем богини и велел своему брату Аиду, владыке загробного царства, куда уже переселилась душа Адониса, каждый год отпускать юношу на землю. И с тех пор Адонис каждую весну возвращается к Афродите из печального царства мертвых. И с его приходом природа оживает, расцветают цветы, и радостное пение птиц приветствует возвращение Адониса.
Ликуют в это счастливое время и юные помощники Афродиты – бог любви Эрот и Гименей, бог веселых свадеб. Юный Эрот забывает свое коварство и рассылает во все стороны стрелы счастливой любви, весело порхает на белоснежных крылышках Гименей, он держит в руках прекрасные цветы боярышника и осыпает им счастливых новобрачных.


— КОНЕЦ —

www.planetaskazok.ru

Адонис — финикийский миф

Адонис

Ю.Б.Циркин


Таммуз (Адонис) и богиня Баалат-Гебал

У мифа об Адонисе парадоксальная судьба. Само имя бога, как мы уже отмечали, чисто семитское. Но в то же время все, что мы знаем об Адонисе, происходит только из греко–римских источников. Собственно финикийский миф не передал ни один автор. Правда, мы знаем о некоторых финикийских именах с элементом «адони». И в трактате «О сирийской богине», который приписывается греческому писателю римского времени Лукиану, говорится о празднике в честь Адониса в Библе. Греки тоже почитали Адониса, включив его в мир своих богов. Произошло это довольно рано. Об Адонисе упоминал Гесиод, который делает Адониса сыном Финика, предка финикийцев. Это самое раннее упоминание Адониса. Позже об Адонисе писали многие авторы, приводя различные версии мифа. Варианты расходятся в деталях, но в целом похожи: все они рассказывают о страсти к Адонису богини любви, о гибели юного Адониса на охоте от клыков страшного вепря, о печали богини и часто о воскресении Адониса. В честь Адониса в греческих городах, в том числе в Афинах, устраивались праздники. Постепенно они приобрели чисто греческий характер. Но в своей основе миф оставался финикийским. Возможно, с этим мифом греки познакомились на Кипре; недаром в нем местом первоначального действия являлся именно этот остров, и лишь затем события разворачиваются в Библе. Но не исключено, что знакомство с мифом произошло в самом Библе, который греки посещали еще во второй половине II тысячелетия до н. э.

Юный бог Адонис был тесно связан с Библом. Об этом боге тоже ходили разные рассказы, различающиеся в деталях, но все же близкие по содержанию.

Когда‑то жила Мирра [1], дочь могучего царя Кинира, правившего на Кипре. В свое время ее мать не почитала богиню любви [2] и даже говорила, что ее дочери красивее богини. За это богиня разгневалась и, сочтя такие слова преступными, решила вместо матери наказать дочь [3]. Она внушила ей нечестивую любовь к собственному отцу. Кинир, видя, что его дочь уже вошла в брачный возраст, стал приглашать женихов, но та всех их решительно отвергала и на вопрос отца, какого же мужа она желает, отвечала, что похожего на него. Кинир, полагая, что в ее словах звучит почтение к нему, был очень рад такому ответу, а Мирра еще больше запылала любовью и в то же время сознавала всю тяжесть греха. Наконец, не выдержав таких страданий, девушка решила повеситься. Но кормилица спасла ее от смерти. А узнав о преступной страсти Мирры, преданная кормилица пообещала ей помочь.

И вот, в один из праздников, когда жены ушли славить Астарту, Кинир, оставшись во дворце, напился пьяным, и кормилица ночью ввела к нему Мирру, сказав, что это — девушка, влюбленная в царя, похожая на его дочь и одних лет с нею. Так Мирра зачала от собственного отца. А когда наступил день и Кинир увидел, кто лежал с ним на ложе, он ужаснулся и бросился на преступную дочь, желая убить ее. Мирра с трудом убежала и, покинув царство отца, долго бродила по свету. Утомившись от скитаний, она обратилась к богам с мольбой, чтобы те из‑за ее позора изгнали ее и из царства живых, и из царства мертвых. Боги согласились исполнить ее мольбу. И вот ноги Мирры покрыла земля, из ступней выросли корни, кости превратились в дерево, кровь — в древесный сок, а кожа — в кору. Так Мирра стала деревом. Но внутри ствола оставался ребенок, плод ее нечестивой страсти. И по прошествии девяти месяцев ствол лопнул и из него появился на свет младенец, которого назвали Адонисом. Правда, рассказывали и по–другому: что отец через девять месяцев все же настиг Мирру, которая к тому времени уже стала деревом, и ударил ее мечом, и из трещины вышел Адонис.

Адонис быстро рос и стал красивейшим из юношей. Его увидела Баалат–Гебал и страстно в него влюбилась. Ей захотелось никогда не расставаться с ним. Адонис тем временем больше всех других занятий полюбил охоту, и богиня стала охотиться вместе с ним. Но ей все же приходилось иногда отлучаться, и поэтому, боясь за его жизнь, принялась Баалат–Гебал его увещевать, чтобы он был осторожнее на охоте и ни в коем случае не охотился на ужасных львов и щетинистых свирепых кабанов. И однажды, когда богини не было с ним, Адонис отправился на охоту.

Вскоре он услышал неистовый лай и увидел, что собаки выгнали из берлоги огромного кабана. Некоторые говорили, что это сам бог войны принял вид кабана, чтобы погубить Адониса [4]. Бежать было уже поздно, и Адонис смело выступил вперед. Он ударил кабана копьем, но тот стряхнул с себя обагренное кровью копье и бросился на Адониса. Адонис, вспомнив предостережение богини, бросился бежать. Но кабан нагнал его и всадил ему в тело острый клык [5]. Адонис упал, умирая. Баалат–Гебал услышала предсмертный крик юноши и бросилась к нему. Она обнимала тело и оплакивала Адониса. Она умоляла не уходить от нее в иной мир, пробудиться и дать ей последний поцелуй, длящийся столько, сколько может длиться лобзанье. Богиня скорбела, что, будучи бессмертной, она не может идти за возлюбленным в подземное царство, дабы и там не разлучаться с ним. Затем Баалат–Гебал подняла мертвое тело, вынесла его из леса, положила на пурпурные ткани, обмазала его благовониями и возлила на него драгоценное миро. А собравшиеся вокруг возлагали на мертвое тело погребальные венки и обрезали кудри в знак скорби. А потом решила богиня оставить вечную память о погибшем, и из крови Адониса вырастила она прекрасный цветок анемон. Но на этом богиня не успокоилась. Она обратилась к отцу, и верховный бог решил воскресить Адониса. А чтобы не очень обижалась подземная царица Шеол, он решил, что часть года Адонис будет проводить под землей, а часть — на этом свете. Местом же его пребывания на земле он избрал Библ.

Но другие рассказывали, что уже с самого рождения Адониса Баалат–Гебал полюбила младенца. Она очень боялась за него, оставшегося с самого рождения сиротой. Поэтому она положила ребенка в ларец и доверила его хранение богине подземного мира Шеол. Но, когда Адонис вырос, Шеол не захотела возвращать его на землю. И поскольку богини никак не могли прийти к согласию о месте пребывания Адониса, то они обратились к Элу. И тот решил разделить год на три части: одну часть года Адонис проводит в подземном мире, одну часть — на земле с Баалат–Гебал, а одну — тоже на земле, но так, как ему вздумается. Адонис же, сам полюбивший Баалат–Гебал, присоединил свою треть к доле этой богини, так что с ней он проводит две трети года, а в мире смерти с Шеол — одну треть. Но и в подземном мире Адонис оставался живым, и таким его видела богиня любви, специально на свидание с юношей спускавшаяся под землю.

Жители Берита рассказывали, что возлюбленной Адониса была богиня Астарта. Плодом этой любви стала Бероя. И ее именем богиня назвала основанный ею город Верит [6].



Примечания

[1] Другие источники называют имя Смирна.

[2] По–видимому, Астарту.

[3] Мотив мести богов, наказывающих детей за преступление родителей, распространен в мифологии. Это представление основывалось на идее коллективной ответственности рода, а тем более семьи, за все поступки, совершенные членами данных рода или семьи.

[4] В некоторых вариантах мифа рассказывалось, что ранее возлюбленным богини был бог войны (в греческом варианте Арес). Поэтому убийство Адониса могло рассматриваться как проявление ревности. В греческих вариантах мифа часто говорилось, что нападение страшного кабана было местью богини Артемиды за то, что Адонис случайно увидел ее обнаженной.

[5] В первобытном обществе часты были запреты есть мясо того или иного животного. Может быть, то, что кабан был виновником гибели Адониса, служило, по крайней мере в Библе, мифическим обоснованием запрета есть мясо свиньи, существовавшего у западных семитов.

[6] Нонн, о котором уже говорилось, вставил этот рассказ в свое прославление города Берита. Видимо, Адонис почитался не только в Библе, но и в Берите.

Мифы и легенды народов мира. Том 12. Передняя Азия. Ю.Б.Циркин. М.2004

skazanie.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *