ЛЕГЕНДАРНЫЙ ЦВЕТОК | Наука и жизнь
Рубенс. ‘Венера и Адонис’. Дерево, масло. Около 1614 года.
На территории России наиболее распространен горицвет весенний.
Красные с темной серединой цветки горицвета летнего распускаются в июне-августе.
Маццуола. ‘Гибель Адониса’. Мрамор. 1707 год.
Горицвет золотистый с гор Тянь-Шаня. Цвести он начинает на 30-40-й год и живет долго — до 300 лет.
Горицвет короткостолбиковый с гор Непала.
Самый ранний из горицветов — горицвет амурский, появляется он прямо из-под снега.
‹
›
Открыть в полном размере
В литературе неоднократно упоминается красивая легенда о растении горицвет, латинское название которого Adonis. Очень популярна была эта легенда в Древней Греции и в эпоху Возрождения. Наиболее полно изложена она в «Метаморфозах» Овидия. Адонис — сын царской дочери Мирры (Алфесибеи). Богиня Афродита (Венера) рассердилась на царскую дочь за непочтение и внушила ей страсть к родному отцу. Царь, не подозревая правды, поддался соблазну, но, обнаружив истину, проклял Мирру.
Афродита горько оплакивала возлюбленного, вместе с ней плакали хариты (римские грации) и даже три безжалостные богини судьбы мойры. Богиня превратила Адониса в алый цветок.
Сюжеты об Адонисе можно найти на античных вазах, фресках Помпеи, средневековой миниатюре. Сцены «Венера и Адонис», «Смерть Адониса», «Венера оплакивает Адониса» можно увидеть на картинах Веронезе, Джорджоне, Тициана, Тинторетто, Рубенса, Пуссена и многих других живописцев. Не обошли вниманием этот сюжет и скульпторы — Канова, Торвальдсен, Роден, Маццуола.
В европейской поэзии и драматургии сюжет о любви богини и прекрасного юноши разрабатывали Шекспир, Лопе де Вега, Лафонтен. Но вот что интересно. В отечественной литературе о лекарственных растениях и многочисленных книгах, пересказывающих легенды о растениях, сюжет обязательно излагается в применении к горицвету весеннему, растущему на юге России. Горицвет весенний назван так за свои яркие, блестящие, действительно, как бы горящие на солнышке, но … ослепительно желтые цветки. Как же из крови, о чем ясно сказано в легенде, могли вырасти желтые адонисы? Да и цветок этот в заметных количествах не забирается на запад дальше Сербии, да и там встречается очень редко, правда, есть еще отдельные точечные местонахождения в Пиренеях и Альпах.
Интересно, что горицвет бывает не только желтым и красным. В горах Тибета и в Монголии встречаются виды с белыми (горицвет монгольский), нежно-сиреневыми и даже яркими голубыми лепестками (горицвет голубой).
Большинство многолетних видов горицвета и некоторые однолетники — ценные лекарственные растения. Они применяются при заболеваниях сердца и являются незаменимым сырьем для получения таких известных препаратов, как Адонизид и Адонисбром. В отличие от многих других сердечных лекарств эти препараты не вызывают привыкания и не накапливаются в организме при длительном приеме, а потому более безопасны.
На территории России распространен горицвет весенний, встречающийся в лесостепной зоне от западной границы до Минусинской впадины в центральной Сибири. К сожалению, почти на всей обширной территории в результате неправильных заготовок это растение находится под угрозой исчезновения.
Многолетние виды горицвета — очень древние растения, впервые появившиеся в Юго-Восточной Азии еще до поднятия гор Тибета и Гималаев. Развиваются они очень медленно. Так, горицвет весенний зацветает в природе на 6-7-й год, а горицвет золотистый, растущий в горах Тянь-Шаня, — лишь на 30-40-й год! Отличаются эти травы завидным долголетием. Например, до 300 лет — дольше многих крупных деревьев — живет горицвет золотистый.
Все виды горицветов чрезвычайно декоративны, цветут, начиная с ранней весны, образуя пышные кусты с многочисленными яркими цветками.
К сожалению, медленное развитие сдерживает их распространение в качестве декоративных растений. Тем не менее, горицветы амурский, короткостолбиковый и весенний иногда встречаются и в наших садах. А однолетний горицвет летний за его яркие алые цветы введен в культуру, и в Англии даже имеет сорта с более крупными цветками.Бюро справок
АДОНИСЫ ДЛЯ ВАШЕГО САДА
Адонисы зимостойки, хорошо растут как на открытом месте, так и на слегка затененном. Лучшая почва для них легкая, богатая органическими веществами и известью.
Однолетние виды размножаются семенами, в марте — апреле их сеют в парник или в открытый грунт. Всходы появляются через три недели.
Многолетние виды размножаются делением кустов, делать это лучше в августе — начале сентября. Растения пересаживают с комом земли, не повреждая корневище.
После посадки корневище должно находиться у самой поверхности земли.
В саду адонисы нарядны рядом с примулами, пролесками, арабисом. Эффектно выглядят они среди кустиков магонии или туи.
Бог Адонис — цитаты классической древнегреческо литературы
АДОНИС (от финик. adon — господин), финикийско-сирийское божество плодородия и растительности с центром культа в г. Библ. В 6 в. до н. э. культ Адониса был занесен финикийскими торговцами в ионические приморские города, где он получил особое распространение среди женщин. Являвшийся первоначально культом произрастания (праздники в честь Адониса — адонии — летом, садики Адониса с быстро увядающими цветами), культ Адониса в сочетании с богиней Афродитой был облечен в историко-мифологическую форму. Адонис превратился в возлюбленного Афродиты, убитого на охоте. Первоначальное подразделение года на два временных отрезка — зиму и лето — миф объяснял тем обстоятельством, что Персефона и, Афродита поделили молодого прекрасного бога между собой. Адонису было разрешено шесть месяцев в году пребывать на земле, а остальное время он должен был находиться в подземном царстве.
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский перевод | Перевод |
Ἄδωνις, Ἀδώνιδος | — | — | — | — |
Цитаты классической древнегреческой литературы
АФРОДИТА ЛЮБИТ АДОНИСА
Место: Кипр (Восточное Средиземноморье) или Ассирия (Западная Азия).
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. XIV (3-4). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 7) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Кинир с большим числом людей переселился на остров Кипр и основал там город Пафос. Он женился там на Метарме, дочери кипрского царя Пигмалиона, и у него родились Оксипор и Адонис, а кроме них, дочери Орседика, Лаогора и Бресия. Эти девушки навлекли
на себя гнев Афродиты, сожительствуя с чужими мужьями; свою жизнь они окончили в Египте.
Адонис, будучи еще ребенком, вследствие гнева Артемиды был ранен на охоте диким кабаном и погиб. Гесиод же сообщает, что он был сыном Феникса и Алфесибеи, а Паниасид – что он был сыном Тианта, царя ассирийцев, у которого была дочь Смирна. Она не почитала богиню Афродиту, и та, разгневанная, внушила ей страсть к родному отцу. Взяв в соучастницы своего преступления кормилицу, она двенадцать ночей разделяла ложе со своим ничего не подозревавшим отцом. Когда он узнал истину, то выхватил меч и кинулся преследовать Смирну; уже настигаемая им Смирна взмолилась богам, чтобы они сделали ее невидимой, и боги пожалели ее, превратив в дерево, которое называется смирной. Спустя десять месяцев дерево треснуло и родился ребенок, названный Адонисом. Вследствие его красоты Афродита тайно от богов еще младенцем положила его в ларец и доверила Персефоне. Но та, увидев его, не стала его отдавать. Был учрежден суд, и Зевс присудил, чтобы год разделили на три части: одну часть Адонис будет проводить у себя, другую – у Персефоны, а оставшуюся – у Афродиты. Адонис присоединил к последней части года и свою часть. Позднее во время охоты Адонис был ранен диким кабаном и погиб».
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. II (3). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 7) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Клио же влюбилась в Пиера, сына Магнета. Эта любовь была внушена ей Афродитой, разгневанной на нее за то, что Клио стыдила ее любовью к Адонису».
Павсаний. Описание Эллады. Книга VI. Элида (B). XXIV. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э. ):
«…Роза и мирт посвящены Афродите и всегда фигурируют в сказаниях об Адонисе…»
Орфический гимн LVI. Адонису (фимиам, ароматы). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 236) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):
«…Вечно цветущий Адонис – в году, затухая, сияешь…
Блещущий дивной красой, длиннокудрый любитель охоты,
Сладкая ветка Киприды, прельстительный отпрыск Эрота!
О, порожденный от ложа прекрасной собой Персефоны!
В Тартаре мрачном обитель имел ты когда-то, но после
Вновь на высоты Олимпа вознес плодоносное тело.
Ныне же к мистам гряди, плодами земли награждая!»
Антонин Либерал. Метаморфозы. XXXIV. Смирна [Так]. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«…Поскольку Смирна забеременела [от своего отца], Фиантом овладело желание узнать, кто была будущая мать. Он спрятал в комнате светильник, и когда она вошла к нему, он узнал ее, неожиданно внеся огонь. Смирна преждевременно родила и, воздев руки к небу, взмолилась, чтобы ее больше не видели ни среди живых, ни среди мертвых. И Зевс превратил ее в дерево и назвал его ее же именем – смирной. Говорят, что оно каждый год истекает, как слезами, миррой. Отец Смирны Фиант, совершивший такое нечестивое дело, покончил с собой, ребенок же по воле Зевса был выращен, назван Адонисом, и Афродита очень его полюбила за красоту».
Клавдий Элиан. О мире животных. Книга IX. 36. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [ дата обращения 1 августа 2021) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«Существует, по–видимому, рыба – особый вид кефали… Люди любят называть ее «Адонис», потому что она любит и сушу и море, и тот, кто первым дал это имя, намекал (я так думаю) на сына Кинира, чья жизнь была разделена между двумя богинями; одна [Персефона] любила его под землей, на другая [Афродита] на (земле)».
Афиней. Пир мудрецов. (Источник: Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах. Книга вторая. 69b-d. / Перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. – М.: Издательство «Наука», 2004. – С. 99):
«Никандр Колофонский [грамматик 2 в. до н. э.] пишет во второй книге «Глосс», что у киприотов латук называется брентом ; спрятавшийся в нем Адонис был растерзан вепрем… А Каллимах [грамматик 3 в. до н. э.] говорит, будто Афродита прятала Адониса в латуке, – этим поэты хотят сказать, что постоянно употребляющие латук слабы в постели. И Эвбул говорит в «Бессильных»:
Не выставляй, жена, передо мной на стол
Латука иль тогда сама себя вини.
Ведь, говорят, Киприда [Афродита] в этом овоще
Адониса скончавшегося спрятала,
С тех пор он пища мертвых.
Кратин говорит, что, полюбив Фаона, Афродита скрыла его в «пышном латуке», Марсий же младший — что в зеленом ячмене».
Птолемей Хенн (Гефестион). Новая история (в 7 книгах). IV. / Перевод: Мещанский Д. В. (Источник: Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. — 1947. — №№ 1—4; 1948. — №№ 1—4; 1949. — №№ 1—4) (греческий мифограф 1-2 вв. н. э.):
«Во время Троянской войны, было много знаменитых Елен:… та, что помогла союзу Афродиты и Адониса…»
Птолемей Хенн (Гефестион). Новая история (в 7 книгах). II. / Перевод: Мещанский Д. В. (Источник: Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. — 1947. — №№ 1—4; 1948. — №№ 1—4; 1949. — №№ 1—4) (греческий мифограф 1-2 вв. н. э.):
«Так как Афродита любила Адониса, как и Геракл, она научила кентавра Несса, как поймать Геракла в западню».
Птолемей Хенн (Гефестион). Новая история (в 7 книгах). V. / Перевод: Мещанский Д. В. (Источник: Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. — 1947. — №№ 1—4; 1948. — №№ 1—4; 1949. — №№ 1—4) (греческий мифограф 1-2 вв. н. э.):
«Адонис был андрогином и вел себя как мужчина с Афродитой и как женщина с Аполлоном».
Птолемей Хенн (Гефестион). Новая история (в 7 книгах). I. / Перевод: Мещанский Д. В. (Источник: Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. — 1947. — №№ 1—4; 1948. — №№ 1—4; 1949. — №№ 1—4) (греческий мифограф 1-2 вв. н. э.):
«Эриманф, сын Аполлона, был наказан, потому что он увидел, как, во время купания, Афродита соединилась с Адонисом, и Аполлон, в гневе превратившись в кабана, убил Адониса, пробив его доспехи».
Птолемей Хенн (Гефестион). Новая история (в 7 книгах). I. / Перевод: Мещанский Д. В. (Источник: Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. — 1947. — №№ 1—4; 1948. — №№ 1—4; 1949. — №№ 1—4) (греческий мифограф 1-2 вв. н. э.):
«Затем он [Птолемей Гефестион] утверждает, что смысл выражения Эвфориона в его «Гиацинте», «Лишь Кокит смоет раны Адониса», заключается в том, что Кокит – имя ученика, которого Хирон учил медицине, и который заботился об Адонисе, раненном вепрем».
Птолемей Хенн (Гефестион). Новая история (в 7 книгах). VII. / Перевод: Мещанский Д. В. (Источник: Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. — 1947. — №№ 1—4; 1948. — №№ 1—4; 1949. — №№ 1—4) (греческий мифограф 1-2 вв. н. э.):
«Те, кто прыгают с вершины скалы [Левкада на острове Левкос], освобождаются от любви и ее причины. После смерти Адониса Афродита блуждала и в Аргосе (город на Кипре), в святилище Аполлона Эрифия рассказала Аполлону о своей любви. Тогда Аполлон привел ее на Левкадскую скалу и приказал спрыгнуть, она сделала это и освободилась. Когда она захотела узнать причину, то Аполлон рассказал, что он как предсказатель узнал, что Зевс, всегда влюбленный в Геру, стоял на скале и избавился от любви».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 58. Смирна. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 79):
«Венера [Афродита], сжалившись над ней [Смирной, которую она вынудила возлечь со своим отцом Киниром], превратила ее в дерево, из которого течет мирра. Из этого дерева родился Адонис, покаравший Венеру [Афродиту] за страдания его матери».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 271. Какие юноши были самыми красивыми. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 283):
«Адонис, сын Кинира и Смирны, которого полюбила Венера [Афродита]».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 251. Кто соизволением Парок [Мойр, Судеб] вернулся из подземного царства. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 270):
«Адонис, сын Кинира и Смирны, по воле Венеры [Афродиты]».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 248. Кто умер, раненный кабаном. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 268):
«Адонис, сын Кинира».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. Лира. 7.3. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997):
«Венера [Афродита] и Прозерпина [Персефона] пришли на суд Юпитера [Зевса], прося рассудить, кому из них владеть Адонисом. Юпитер назначил им судьей музу Каллиопу, мать Орфея, и она рассудила так, чтобы они владели им поочередно, по половине года. Венера [Афродита] же вознегодовала на то, что не владеет им безраздельно и привела в исступление всех женщин во Фракии. В результате все они, ослепленные страстью, устремились к Орфею и разорвали его на куски».
Овидий. Метаморфозы. Книга десятая. 495-739. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«[Мирра, дочь царя Кинира, превратилась в мирровое дерево после того, как возлегла со своим отцом:]
Дерево полный живот меж тем, возрастая, сдавило;
Уж охватило и грудь, закрыть уж готовилось шею.
Медлить не стала она, и навстречу коре подступившей
Съежилась Мирра, присев, и в кору головой погрузилась.
…
А под корою меж тем рос грешно зачатый ребенок [Адонис],
Он уж дороги искал, по которой – без матери – мог бы
В мир показаться; живот бременеющий в дереве вздулся.
Бремя то мать тяготит, а для мук не находится слова,
И роженицы уста обратиться не могут к Луцине [Илифии – богине деторождения].
Все-таки – словно родит: искривленное дерево частый
Стон издает; увлажняют его, упадая, слезинки [мирра].
Остановилась тогда у страдающих веток Луцина;
Руки приблизила к ним и слова разрешенья сказала.
Дерево щели дает и вот из коры выпускает
Бремя живое свое. Младенец кричит, а наяды
В мягкой траве умащают его слезами родимой.
Зависть сама похвалила б дитя! Какими обычно
Голых Амуров писать на картинах художники любят,
В точности был он таким. Чтоб избегнуть различья в наряде,
Легкие стрелы ему ты вручи, а у тех отними их!
Но неприметно бежит, ускользает летучее время,
Нет ничего мимолетней годов. Младенец, зачатый
Дедом своим и сестрой, до этого в дереве скрытый,
Только родиться успел, красивейшим слыл из младенцев.
Вот он и юноша, муж; и себя превзошел красотою!
Вот и Венере [Афродите] он мил, за огни материнские мститель!
Мать [Венеру (Афродиту)] как-то раз целовал мальчуган [Амур (Эрос)], опоясанный тулом,
И выступавшей стрелой ей нечаянно грудь поцарапал.
Ранена, сына рукой отстранила богиня: однако
Рана была глубока, обманулась сначала Венера.
Смертным пленясь, покидает она побережье Киферы.
Ей не любезен и Паф, опоясанный морем открытым,
Рыбой обильнейший Книд, Амафунт, чреватый металлом.
На небо тоже нейдет; предпочтен даже небу Адонис.
С ним она всюду, где он. Привыкшая вечно под тенью
Только лелеять себя и красу увеличивать холей,
С ним по горам и лесам, по скалам блуждает заросшим,
С голым коленом, подол подпоясав по чину Дианы [Артемиды];
Псов натравляет сама и, добычи ища безопасной,
Зайцев проворных она, иль дивно рогатых оленей
Гонит, иль ланей лесных; но могучих не трогает вепрей,
Но избегает волков похитителей, также медведя,
С когтем опасным, и львов, пресыщенных скотнею кровью.
Увещевает тебя, чтоб и ты их, Адонис, боялся, –
Будь в увещаниях прок! «Быть храбрым с бегущими должно, –
Юноше так говорит, – а со смелыми смелость опасна.
Юноша, дерзок не будь, над моей ты погибелью сжалься!
Не нападай на зверей, от природы снабженных оружьем,
Чтобы не стоила мне твоя дорого слава. Не тронут
Годы, краса и ничто, чем тронуто сердце Венеры [Афродиты],
Вепрей щетинистых, львов, – ни взора зверей, ни души их.
Молнии в желтых клыках у жестоких таятся кабанов,
Грозно бросается в бой лев желтый с великою злостью,
Весь их род мне постыл». Когда ж он спросил о причине,
Молвит: «Скажу, подивись чудовищ провинности давней.
От непривычных трудов я, однако, устала, и кстати
Ласково тенью своей приглашает нас тополь соседний;
Ложе нам стелет трава. Прилечь хочу я с тобою
Здесь, на земле!» И легла, к траве и к нему прижимаясь.
И, прислонившись к нему, на груди головою покоясь,
Молвила так, – а слова поцелуями перемежала:
[Венера рассказывает о том, как Атланта и Гиппомен превратились во львов.]
…
Их [львов] ты, о мой дорогой, а с ним и прочих животных,
Не обращающих тыл, но грудь выставляющих в битве,
Всех избегай. Чтобы доблесть твою не прокляли – двое!»
Так убеждала она [Венера (Афродита)]. И вот на чете лебединой
Правит по воздуху путь; но совсем противится доблесть.
Тут из берлоги как раз, обнаружив добычу по следу,
Вепря выгнали псы, и готового из лесу выйти
Зверя ударом косым уязвил сын юный Кинира [Адонис].
Вепрь охотничий дрот с клыка стряхает кривого,
Красный от крови его. Бегущего в страхе – спастись бы! –
Гонит свирепый кабан. И всадил целиком ему бивни
В пах и на желтый песок простер обреченного смерти!
С упряжью легкой меж тем, поднебесьем несясь, Киферея [Афродита]
Не долетела еще на крылах лебединых до Кипра,
Как услыхала вдали умиравшего стоны и белых
Птиц повернула назад. С высот увидала эфирных:
Он бездыханен лежит, простертый и окровавленный.
Спрянула и начала себе волосы рвать и одежду,
Не заслужившими мук руками в грудь ударяла,
Судьбам упреки глася, – «Но не все подчиняется в мире
Вашим правам, – говорит, – останется памятник вечный
Слез, Адонис, моих; твоей повторенье кончины [на празднике Адониса]
Изобразит, что ни год, мой плач над тобой неутешный!
Кровь же твоя обратится в цветок. Тебе, Персефона,
Не было ль тоже дано обратить в духовитую мяту
Женщины тело? А мне позавидуют, если героя,
Сына Кинирова, я превращу?» Так молвив, душистым
Нектаром [напитком богов] кровь окропила его. Та, тронута влагой,
Вспенилась. Так на поверхности вод при дождливой погоде
Виден прозрачный пузырь. Не минуло полного часа, –
А уж из крови возник и цветок кровавого цвета.
Схожие с ними цветы у граната, которые зерна
В мягкой таят кожуре, цветет же короткое время,
Слабо держась на стебле, лепестки их алеют недолго,
Их отряхают легко названье им давшие ветры».
Проперций. Элегии. Книга вторая. 13b. 53-56. (Источник: Секст Проперций. Элегии. / Пер. А. И. Любжина. М.: Греко-латинский кабинет, 2004. – С. 77):
«Призываю в свидетели ту [Венеру (Афродиту)], которая потеряла на Идалийском холме
белокожего охотника Адониса, сражённого клыком свирепого вепря;
там он погиб, на тех болотах, и там же, говорят,
ты, Венера, ходила с распущенными от горя волосами».
Цицерон. О природе богов. Книга III. XXIII. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
«[Одна из Венер:] Четвертая – была зачата Сирией от Кипра и зовется Астартой. Она была женой Адонису».
Арес в образе вепря и Адонис. Археологический музей ХатаяНонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XLVIII. 265-272. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 476-477) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«…Будто придет и Киприда [Афродита] вместе с отпрыском Мирры [Адонисом]
Сразу за ловчим малюткой, окажется, будто бы дева
Рядом и Авра, не лук Артемиды неся за плечами,
А охотника Эроса тул, пернатыми полный!
Вот он зверя уметил, но, утомившись охотой,
Мстительно-злобной на разных медведиц и леопардов,
Поясом страсти любовной львицу вдруг заарканил,
И по земле волоча, показал ее матери милой [Афродите]…»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XLI. 154-210. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 401-402) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Есть сказанье древне́е, по коему матерью града [Берои]
Киферейя [Афродита] была, дарящая жизнь мирозданью,
Ассирийцу Адонису принесла она дочерь
Девять кругов совершила по небу богиня Селена –
В тягости Афродита была…
Илифи́ей Фемида стала. Помощь малютке
Оказала заботливо в трудном пути изо чрева,
Боль родовую смягчила, сопутствующую рожденью…
Мучаясь болью,
Ухватилась Киприда за богинины пясти,
И, наконец, разродилась…
О разрешенье от родов Пафийки только проведав,
Возликовали звери…
Сладкоулыбчивая Афродита на это взирает,
Радуясь в сердце, что звери рожденью малютки ликуют;
Всё она озирает в округе взором счастливым,
Только от дикого вепря взгляд богиня отводит
Радостный, ибо знает, пророчица: в облике зверя,
Брызжущего с изострых клыков слюною, Адонис
Будет Ареем низвергнут в ревности яробезумной!»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XLII. 321-491. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 401-402) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Вот почивал он [Дионис] однажды на ложе из анемонов
И в сновиденье явилась пред ним внезапно Бероя,
Облаченная в платье невестное…
С сыном Мирры, с Берои родителем [Адонисом] на охоту
Он [Дионис] ходил, забросив тирс, увитый лозою…
[Дионис продолжает говорить Берое:]
Кровь Киприды [Афродиты] в тебе, а ты отвергаешь Киприду!
Стыдно ли матери рода? Ассирийский Адонис,
Муж прекрасной Киприды – родитель твой, о Бероя,
Нежности научися, пред коей отец твой смирился,
Поясу подчинися, что древен так, как Киприда…
Сам принесу я сети Адониса мягкие к ложу,
Сам его я устрою, ложе сестры Афродиты!
[Дионис предостерегает Берою от Посейдона, который просит ее руки у Адониса.
Закончив уговоры, Дионис обращается к Адонису:]
«Отпрыск блаженной Мирры, дочерь твоя прекрасна,
Ныне двойная почесть единому выпала мужу,
Ты и отец Берои, и Пеннорожденной прислужник!»
Так вот и Энносигея [Посейдона] жало любви уязвило.
Много даров предлагал он Адонису и Киферейе,
Выкупов брачных за деву».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь IV. 80-82. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 401-402) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«[Афродита – Гармонии:]
Кровь Ассирии в нем, без сомнения, так и играет,
Края, где плещет Адонис струею веселой! Прекрасен
Юноша этот с Ливана, где пляшет сама Киферейя [Афродита]!»
ПРЕВРАЩЕНИЕ АДОНИСА
<Отрывки под номерами [705] и [717] уже цитировались выше – это фрагменты одного источника:
Овидий. Метаморфозы. Книга десятая. 495-739. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
>
[705] «Их [львов] ты, о мой дорогой [Адонис], а с ним и прочих животных,
Не обращающих тыл, но грудь выставляющих в битве,
Всех избегай. Чтобы доблесть твою не прокляли – двое!»
Так убеждала она [Венера (Афродита)]. И вот на чете лебединой
Правит по воздуху путь; но совсем противится доблесть.
Тут из берлоги как раз, обнаружив добычу по следу,
Вепря выгнали псы, и готового из лесу выйти
Зверя ударом косым уязвил сын юный Кинира [Адонис].
Вепрь охотничий дрот с клыка стряхает кривого,
Красный от крови его. Бегущего в страхе – спастись бы! –
Гонит свирепый кабан. И всадил целиком ему бивни
В пах и на желтый песок простер обреченного смерти!»
[711] «С упряжью легкой меж тем, поднебесьем несясь, Киферея [Афродита]
Не долетела еще на крылах лебединых до Кипра,
Как услыхала вдали умиравшего стоны и белых
Птиц повернула назад. С высот увидала эфирных:
Он бездыханен лежит, простертый и окровавленный.
Спрянула и начала себе волосы рвать и одежду,
Не заслужившими мук руками в грудь ударяла,
Судьбам упреки глася, – «Но не все подчиняется в мире
Вашим правам, – говорит, – останется памятник вечный
Слез, Адонис, моих; твоей повторенье кончины [на празднике Адониса]
Изобразит, что ни год, мой плач над тобой неутешный!
Кровь же твоя обратится в цветок. Тебе, Персефона,
Не было ль тоже дано обратить в духовитую мяту
Женщины тело? А мне позавидуют, если героя,
Сына Кинирова, я превращу?» Так молвив, душистым
Нектаром [напитком богов] кровь окропила его. Та, тронута влагой,
Вспенилась. Так на поверхности вод при дождливой погоде
Виден прозрачный пузырь. Не минуло полного часа, –
А уж из крови возник и цветок кровавого цвета.
Схожие с ними цветы у граната, которые зерна
В мягкой таят кожуре, цветет же короткое время,
Слабо держась на стебле, лепестки их алеют недолго,
Их отряхают легко названье им давшие ветры».
Адонис • Факты и информация о греческом боге красоты и желания
Адонис – греческий бог красоты и желанияКогда большинство людей слышат имя Адонис, они представляют себе мужскую красоту и желание женщин. Даже сегодня это имя является синонимом физического совершенства у мужчин. Однако история греческого бога Адониса гораздо сложнее, чем просто физическая привлекательность. Это история о запретных любовных треугольниках, смерти и возрождении естественной красоты.
Происхождение Адониса
В конце концов Адонис стал богом красоты и желания в греческой мифологии. Однако его истоки уходят далеко за пределы Древней Греции.
Культ Адониса зародился в Финикии, на территории современного Ливана. Фонеки были семитами, поклонявшимися Адонису. Историки считают, что поклонение Адонису проявляли в первую очередь женщины. Так или иначе, восхищение этим богом в конце концов пришло в Грецию.
Древнегреческая легенда об Адонисе начинается с его рождения.
Он был продуктом кровосмесительных отношений между Тейасом и его дочерью Миррой, иногда известной как Смирна. Фея был царем Сирии. Легенда гласит, что Мирра влюбилась в своего отца и после некоторого уговора богини Афродиты обманом заставила его переспать с ней.
Несколько разных версий событий. Одна версия легенды гласит, что Мирра попала под проклятие Афродиты. Красота Мирры превзошла красоту Афродиты, богини любви. Ее красота вызывала у Афродиты приступы ревности. В ярости она прокляла Мирру, заставив ее влюбиться в собственного отца и обмануть его.
Другая версия связана с Эросом, озорным богом любви и страсти. Согласно этой сказке, Фейас постоянно хвастался перед другими тем, что Мирра красивее Афродиты. Богиня поручила Эроту поразить Мюрху, что привело к инцестуальному увлечению.
Несмотря на разные версии событий, то, что происходит дальше, всегда одно и то же. Мирра маскируется с помощью медсестры. Этот обман заставляет Зейаса спать с ней, не зная ее истинной личности. Она раскрывает правду только после акта.
Зейас приходит в ярость, когда узнает, что его новая возлюбленная — его дочь. В результате он обнажает свой меч и отправляется на поиски Мирры.
Мирра бежит и после девяти месяцев бегства от Тейаса обращается за помощью к богам. Она умоляет о пощаде, пока они не сжалятся над ней и не превратят ее в мирровое дерево. Легенда гласит, что фирменный аромат миррового дерева — это слезы мирры.
В форме дерева Мирра в конце концов рождает Адониса.
Адонис и Афродита
Говорят, что даже вскоре после своего рождения Адонис был зрелищем! Его красота привлекла внимание не кого иного, как богини Афродиты. Она спрятала его в шкатулке, которую доверила Персефоне, царице подземного мира. Персефона до поры до времени будет держать коробку и Адониса внутри в безопасности.
Из чистого любопытства Персефона открыла коробку и увидела завораживающую красоту Адониса. Очарованная новорожденным, она достала его из коробки и вырастила.
Адонис продолжал расти под защитой Персефоны. Он стал очень красивым юношей, который продолжал очаровывать королеву. Она влюбилась в молодого Адониса, что создало проблемы после возвращения Афродиты.
Выбор Адониса
Афродита вернулась к Персефоне, планируя вернуть Адониса в качестве своего возлюбленного. Однако Персефона не хотела от него отказываться. Ее любовь заставила ее отказаться от обмена, так как она поклялась оставить его в подземном мире для себя!
Недовольная этим актом предательства, Афродита столкнулась с Персефоной, пытаясь вернуть Адониса. Спор стал настолько серьезным, что вмешался Зевс, отец всех богов. Он пришел, чтобы урегулировать спор и положить конец спору раз и навсегда.
Зевс решил сыграть честно и плюнул год на трети. В течение первой трети года Адонис должен был проводить время с Афродитой. В следующую треть ему предстояло провести время с Персефоной. Затем Зевс оставил последнюю треть года Адонису. Он мог выбрать кого угодно.
В конце концов, он решил проводить две трети года с Афродитой.
Адонис и Афродита были счастливой парой. В конце концов они родили двоих детей и проводили время, наслаждаясь обществом друг друга.
Смерть Адониса
К сожалению, счастливый конец Адониса и Афродиты не будет длиться вечно.
Адонис был искусным охотником, посвятившим много времени убийству диких животных. Афродита сопровождала его во многих из этих поездок. Однако один роковой день закончился кончиной Адониса.
Существует несколько версий смерти Адониса.
1 – В первом говорится, что его смерть была не чем иным, как несчастным случаем. Во время охоты в регионе под названием Афка дикий кабан укусил Адониса за ногу во время ожесточенной схватки. Несмотря на попытку Афродиты спасти его, Адонис в конце концов скончался от ран.
2 – Вторая версия связана с Артемидой. В греческой мифологии Артемида была богом охоты и диких животных. Он сильно завидовал природным охотничьим навыкам Адониса. Чтобы наказать Адониса за его природные способности, Артемида послала кабана убить его.
3 – В финальной версии фигурирует Арес, любовник Афродиты. Арес был греческим богом войны и имел печально известный вспыльчивый характер. Завидуя отношениям между Адонисом и Афродитой, в этой версии сказки говорится, что Арес подослал вепря, убившего его.
Адонис истек кровью на руках Афродиты. Она оплакивала смерть своего красавца-возлюбленного и обливала его тело нектаром.
Смесь нектара и крови Адониса привела к созданию недолговечного цветка анемона. Легенда гласит, что его кровь также создала реку Адонис, которая стала красной от его крови.
Афродита продолжала оплакивать павшего возлюбленного. Однако она также отмечала его жизнь, устраивая большие вечеринки каждую весну.
Адонис в римской мифологии
История Адониса была хорошо известна и римлянам. Как и во многих сказках греческой мифологии, в именах и событиях есть небольшие различия. При этом Адонис не встретил свою возлюбленную при рождении. Венера, которая была римской версией Афродиты, видела его охотящимся в лесах Библоса.
Именно там она влюбилась в Адониса. События смерти Адониса в римской истории были немного другими. Кабана, убившего его, послала богиня охоты Диана. Она послала вепря в отместку Венере, которая стала причиной смерти Ипполита.
Когда Адонис спустился в царство смерти, его увидела королева ада. Очарованная его красотой, она влюбилась. Когда Венера спустилась, чтобы вернуть Адониса к жизни, Прозерпина (римский эквивалент Персефоны) отказалась отдать его. И снова правителю богов пришлось решать вопрос.
Остальные события его истории такие же. Он провел некоторое время с Прозерпиной, но предпочел полюбить Венеру. Главное отличие здесь в том, что любовный треугольник возник уже после смерти и воскресения Адониса.
Символизм Адониса
Миф об Адонисе — запоминающийся миф, который ученые часто связывают с идеей мимолетной красоты. Многие считают, что его история символизирует древний дух растительности. Он представляет естественный упадок красоты зимой и ее возрождение весной.
Элемент цветка анемона поддерживает это. Каждую весну цветок цветет всего на несколько недель, оставляя его яркие цвета и аромат мимолетным воспоминанием.
Фестивали в честь Адониса проводились по всей Греции, в Библосе и за его пределами. Названные Адония, эти фестивали чествовали древнегреческого бога и способствовали росту растительности и выпадению дождя.
По этой причине Адонис был известен многим как нечто большее, чем просто бог красоты и желания. Для многих он также был богом плодородия. Он представлял собой взлет и падение красоты, которую мы видим вокруг себя в природе.
Краткая информация об Адонисе
- Он родился в результате кровосмесительных отношений между Фейасом и Миррой.
- Адонис был рожден от дерева мирры, которое было его трансформированной матерью.
- Персефона, богиня подземного мира, воскресила его.
- Став взрослым, Адонис провел две трети года с Афродитой и одну треть с Персефоной.
- Он стал любовником Афродиты и имел двоих детей.
- Адонис был заядлым охотником и, возможно, завидовал Артемиде.
- Умер после нападения кабана.
- Его кровь создала реку Адонис и цветок анемона.
Адонис Общая информация
- Он был известен вавилонянами как Таммуз. Афродита была известна как Астарта. Феаидой был Кинира, царь Ассирии.
- Адонису в основном поклонялись женщины.
- Адонис прежде всего известен как бог красоты и желания. Однако многие считали его и богом плодородия.
- Его детьми от Афродиты были Берое и Голгос.
- Адонис был эквивалентом Осириса среди египтян.
- Адонис считается второстепенным богом в греческой мифологии.
- Венера и Адонис появляются в Книге X Метаморфоз римского поэта Овидия.
- Некоторые ученые считают, что Адонис вдохновил скандинавского бога Бальдра.
- Считается, что имя «Адонис» является производным от «Адон», что на семитском языке означает «Господь».
- Адонис вернулся к жизни в некоторых версиях сказки.
- Адонис вернулся к жизни в некоторых версиях сказки.
- Другие боги благосклонно относились к нему, и, как сообщается, у него были другие дела.
Ссылка/цитирование этой страницы
Если вы используете какой-либо контент на этой странице в своей работе, используйте приведенный ниже код, чтобы указать эту страницу в качестве источника контента.
Адонис: https://greekgodsandgoddesses.net — Греческие боги и богини, 24 ноября 2016 г.
Ссылка появится как Адонис: https://greekgodsandgoddesses.net — Греческие боги и богини, 24 ноября 2016 г.
Адонис – Мифопедия
Греческий СмертныйАдонис был таким красивым молодым человеком, что заслужил расположение Афродиты, самой богини любви. Его миф закончился трагически, когда он был убит кабаном во время охоты.
Ави Капах Чтение на 21 мин. • Последнее обновление: 31 октября 2022 г.
Адонис, сын восточного царя Кинираса и его дочери Мирры, был исключительно красивым молодым человеком. На самом деле он был так красив, что богини Афродита и Персефона соперничали за его любовь. Хотя в конечном итоге они были вынуждены разделить молодого человека, Адонис благоволил к Афродите и был известен как ее любовник.
Адонис также был опытным охотником. Однажды во время охоты он был убит вепрем (иногда говорят, что это был переодетый бог Арес, еще один любовник Афродиты и, следовательно, соперник Адониса). Афродита очень оплакивала смерть Адониса; она почтила его память, создав анемона из его крови и устроив щедрые фестивали в его честь.
#Этимология
Имя «Адонис» (греч. Ἄδωνις, транслит. Adōnis ) происходит от семитского слова ʼadōn , что означает «господин». 1 Эта этимология отражает мифическую связь Адониса с Ближним Востоком.
#Произношение
#Атрибуты и Иконография
Адонис был наиболее известен своей физической красотой. На самом деле он был так красив, что завоевал любовь Афродиты, богини любви и секса.
Адонис также был связан с плодородием и растительностью, и, несмотря на его смертное происхождение, древние греки широко почитали его как бога. Поскольку его мать Мирра была оригинальным мирровым деревом, Адонис тесно ассоциировался с миррой, а также с анемоном, миртом и розой.
Адонис Бертеля Торвальдсена (19 век). Музей Торвальдсена, Копенгаген, Дания.
Stefano Bolognini / CC BY-SA 3. 0В древнем искусстве Адонис изображался красивым юношей, часто в компании Афродиты или других женских фигур. 2
#Семья
Согласно общепринятой традиции, Адонис был продуктом кровосмесительной связи между Кинирасом, восточным королем, и его дочерью по имени Мирра или Смирна. 3 Но в других традициях родителей Адониса по-разному называют Феникс и Альфезибоэна, 4 Фея и Смирна, 5 или Кинирас и Метарме. 6
Все источники сходятся во мнении, что отец Адониса правил восточной страной; однако есть некоторые разногласия по поводу того, какая именно нация . Наиболее распространенными кандидатами являются остров Кипр 7 и Ассирия. 8
Согласно Аполлодору, у Адониса было четверо братьев и сестер, которых звали Оксипор, Орседис, Лаогора и Брезия. 9
У плодовитого Адониса было множество божественных любовников. Самой известной из них была Афродита, но и Адониса часто изображали любовником Персефоны. Некоторые традиции также сделали его гомосексуальным любовником Аполлона, 10 Диониса, 11 и Геракла. 12
В различных источниках Адонис был отцом Приапа, 13 Голгоса, 14 или Берое 15 с Афродитой.
#Семейное древо
#Мифология
#Origins
По мнению большинства авторитетных источников, миф об Адонисе начался, когда принцесса Мирра (иногда называемая Смирной) оскорбила богиню Афродиту. Чтобы наказать девушку, Афродита заставила ее влюбиться в собственного отца, царя Кинира.
Мирра с помощью рабыни смогла пробраться в постель своего отца и переспать с ним так, что он не понял, кто она такая. Но когда Кинира узнал, что сделала его дочь, он был в такой ярости, что намеревался убить ее. Мирра бежала. Опасаясь, что ее поймают, она умоляла богов сделать ее невидимой, и они согласились, превратив ее в дерево — первое мирровое дерево.
Но Мирра забеременела от своего отца. Прошло девять месяцев, и у Мирры — теперь уже дерева — начались роды:
Зачатое виной дитя росло, пока дерево
росло, и теперь пыталось найти
способ безопасного рождения. Ствол дерева набухал
и стягивался к Мирре, которая, не в силах
выразить свою муку, не могла призвать
Люсину обычными словами мук.
Но потом, как женщина в сильной боли,
дерево наклоняется и, стонет,
орошает себя падающими слезами. Люцина встала
в сострадании возле стонущих ветвей, возложила на них
руки и произнесла заклинания, чтобы помочь
затрудненному рождению. Тогда дерево треснуло,
кора разорвалась на части, и оно дало
свой живой вес, плачущего младенца.
Наяды положили его на мягкие листья, и
помазали его слезами собственной матери.
Так родился Адонис. 16
Рождение Адониса , приписывается Марко Антонио Франческини (1677–1678). Музеи Нарбонны, Нарбонна, Франция.
Wikimedia Commons / Public DomainНоворожденный вскоре был обнаружен Афродитой, которая передала его на хранение Персефоне. Но когда Персефона увидела, как прекрасен Адонис, она отказалась вернуть его. В конце концов богини попросили Зевса рассудить их дело; он постановил, что Адонис будет проводить часть года с Афродитой, а другую часть с Персефоной (в зависимости от версии, Адонис проводил либо полгода с каждой богиней, либо одну треть года с каждой богиней, а еще треть — как он порадовал). 17
#Death
Адонис превратился в красивого молодого человека — настолько красивого, что Афродита влюбилась в него (как и Персефона в некоторых традициях). Какое-то время Адонис наслаждался обществом своего божественного возлюбленного в совершенном блаженстве. Но однажды во время охоты Адониса забодал и убил вепрь.
Венера и Адонис Тициана (1550-е гг.).
Метрополитен-музей / Общественное достояниеНекоторые источники утверждают, что кабан, убивший Адониса, был послан богом, хотя точная личность этого бога различается: в некоторых традициях кабан на самом деле был Аресом, еще одним любовником Афродиты, который ревновал к Адонису; 18 по другим данным, вепрь был Аполлоном, пожелавшим наказать Афродиту за то, что она ослепила своего сына Эриманта; 19 в третьей версии вепрь был подослан Артемидой, пожелавшей убить любовника Афродиты в отместку за роль Афродиты в убийстве ее возлюбленного Ипполита. 20
Афродита была опустошена, когда нашла Адониса раненым и истекающим кровью. Сцена была запечатлена Бионом Смирнским, поэтом I века до н. э.:
Прекрасный Адонис лежит низко в горах, его бедро пронзено бивнем, белое с белым, и Сиприса сильно досадует на тихое дыхание его; ибо красная кровь стекает по его белоснежной плоти, а глаза под бровями тускнеют; роза отрывается от его губ, и поцелуй, которого Киприда больше никогда не повторит, умирает на нем и исчезает. Киприда достаточно довольна поцелуем мертвых; но Адонис, он не знает, что она поцеловала его. 21
Когда Афродита оплакивала своего умершего возлюбленного, она создала анемона из его крови. Она также почтила его праздником в память о его смерти.
Смерть Адониса Жана-Батиста Натье (1718).
Wikimedia Commons / Public DomainОднако в некоторых традициях Афродита смогла еще раз заключить сделку с Персефоной, королевой Подземного мира и ее давней соперницей Адониса. На этот раз Адонис будет проводить часть каждого года среди других мертвых в Подземном мире, а другую часть с Афродитой в мире живых. 22
#Другие мифы, другие любовники
Часто говорят, что у красавца Адониса, помимо Афродиты, были и другие любовники, большинство из которых божественные. Одни говорили, что он был гомосексуальным любовником бога Аполлона и героя Геракла, а другие говорили, что его увел Дионис.
В другой, довольно своеобразной версии мифа об Адонисе, сохранившейся в комментарии Сервия к Эклогам Вергилия , смерть Адониса наступила из-за его невольной связи с девственной Эриномой. Непоколебимое целомудрие Эриномы принесло ей любовь богинь-девственниц Афины и Артемиды и ненависть чувственной Афродиты. Афродита надеялась соблазнить Эриному и разрушить ее целомудрие, и поэтому она заставила сначала Зевса, а затем Адониса влюбиться в нее.
Однако ни одному из этих знаменитых соблазнителей не удалось завоевать расположение девушки. В конце концов, расстроенный Адонис изнасиловал Эриному. Артемида пожалела девушку и превратила ее в курицу. Тем временем Зевс обнаружил, что Адонис нарушил его любовный интерес и убил его молнией.
В этот момент никто не был счастлив: Афина и Артемида сожалели о своей роли в том, что случилось с Эриномой, Зевс чувствовал себя рогоносцем, а Афродита оплакивала Адониса. В конце концов, было достигнуто полуудовлетворительное (хотя и порочное) решение: Адонис был возвращен к жизни, Эринома была возвращена в свою человеческую форму, и им было позволено жить вместе как мужу и жене. В конце концов у них родился ребенок по имени Талеус. 23
#Поклонение
Все, что касается Адониса — от его мифической генеалогии до самого его имени (семитское слово, означающее «господин»; см. выше) — предполагает ближневосточное происхождение. Греки предположительно заимствовали Адониса из мифа о вавилонском Таммузе или шумерском Думузи, которые, как и Адонис, пережили насильственную смерть, за которой последовало возрождение. 24
В случае Таммуза/Думузи и Адониса (не говоря уже о других богах древнего Средиземноморья, таких как Осирис), миф о смерти и возрождении символизировал растительность и смену времен года, в частности, смерть посевов под зиму и последующее их возрождение весной. 25
#Фестивали и/или праздники
Фестивали Адониса, обычно называемые «Адония», были обычным явлением во всем греческом мире. Во многих городах, включая Афины, Аргос и Александрию, Адонию отмечали ежегодно. Самым отличительным аспектом фестиваля стала посадка «Садов Адониса». Женщины сажали различные семена зерна и овощей в корзины или горшки; затем они поставили эти корзины на палящее солнце, чтобы они проросли, засохли и умерли. Как только семена умерли, женщины бросили свои Сады Адониса в водоем, все время оплакивая смерть Адониса. 26
Некоторые праздники Адониса предположительно были более диковинными. В том, что могло быть или не быть сатирическим произведением, Лукиан описал Адонию, праздновавшуюся в финикийском городе Библос, утверждая, что она включала в себя странные таинственные обряды, бритье головы и ритуальную проституцию. 27
#Храмы
Было несколько храмов, святилищ и святилищ, посвященных Адонису (или Адонису и Афродите). Павсаний, писатель-путешественник II века н. э., описывает такие храмы в Аргосе 9.0190 28 и кипрский город Аматус. 29 Современные археологи также обнаружили храмы Адониса в Сирии и Ливане.
#Поп-культура
Адонис не фигурирует в современных адаптациях греческой мифологии. Но его имя (а точнее, его знаменитая внешность) до сих пор иногда упоминается в современной поп-культуре. Например, «Пояс Адониса» относится к V-образной мышце, идущей от тазовых костей к тазу: наличие видимого Пояса Адониса широко упоминается как признак пикового физического совершенства, особенно у мужчин.
Красивый Адонис также имеет долгую историю в изобразительном искусстве и получил новую жизнь от таких художников, как Тициан, Питер Пауль Рубенс и Роберт Грант.
#Дополнительная литература
#Первоисточники
Греческий
Сапфо: Самое раннее упоминание об Адонисе происходит из отрывка поэмы Сапфо седьмого/шестого века до н. э. (фрагмент 140 Фойгта), в которой Афродита рассказывает группе женщины оплакивали Адониса на его ежегодном фестивале.
Феокрит: Идиллия 15 (третий век до н. э.) происходит на фестивале Адония в Александрии.
Орфические гимны : Орфический гимн 55 (с третьего века до н. э. по второй век н. э.) посвящен Адонису.
Бион Смирнский: Плач по Адонису — это поэма I века до н. э., описывающая страстный траур Афродиты по умершему Адонису.
Плутарх: Миф о рождении Адониса изложен в одном из Параллельные истории (первый век н.э.).
Аполлодор: Миф об Адонисе (и некоторые его варианты) кратко изложен в Библиотеке , мифологическом справочнике первого века до нашей эры или первых нескольких веков нашей эры.
Лукан: В одном из диалогов богов (второй век н.э.) Афродита и Селена обсуждают свои дела с Адонисом и Эндимионом соответственно.
Антонин Либералис: Миф об Адонисе кратко изложен в Метаморфозы (второй или третий век н.э.).
Нонн: Упоминания об Адонисе и обстоятельствах его смерти есть в Книге 42 огромного эпоса Dionysiaca (пятый век н.э.).
Роман
Овидий: Вероятно, наиболее подробный древний пересказ мифа об Адонисе можно найти в Книге 10 Метаморфоз (ок. 8 г. н.э.).
Гигинус: в 9-й главе есть ссылки на Адониса.0186 Astronomica и Fabulae (первый или второй век н.э.).
Фульгентиус: Миф об Адонисе кратко изложен в Mythologies , мифологическом справочнике пятого или шестого века нашей эры.
#Вторичные источники
Боди, Герхард. «Адонис». В New Pauly Brill под редакцией Хьюберта Канчика, Гельмута Шнайдера, Кристин Ф. Салазар, Манфреда Ландфестера и Фрэнсиса Г. Джентри. Опубликовано в Интернете в 2006 г. http://dx. doi.org/10.1163/1574-9.347_bnp_e103780.
Беркерт, Уолтер. Греческая религия . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1985.
Беркерт, Уолтер. Структура и религия в греческой мифологии и ритуалах . Беркли: University of California Press, 1979.
Детьен, Марсель. Сады Адониса: специи в греческой мифологии . Перевод Джанет Ллойд. Sussex: Harvester Press, 1977.
Фрейзер, Джеймс Г. Золотая ветвь: изучение магии и религии . Лондон: Macmillan, 1890.
Ганц, Тимоти. Раннегреческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам . 2 тт. Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джона Хопкинса, 1996.
Грейвс, Роберт. Греческие мифы . Лондон: Penguin, 1955.
Кереньи, Кароли. Греческие герои . Лондон: Темза и Гудзон, 1974.
Пиренн-Дельфорж В. и Андре Мотте. «Адонис». В Оксфордский классический словарь , 4-е изд., под редакцией Саймона Хорнблауэра, Энтони Спофорта и Эстер Эйдиноу, 12. Оксфорд: Oxford University Press, 2012.
Рид, Джей. D. «Сексуальность Адониса». Классическая древность 14 (1995): 317–47. https://doi.org/10.2307/25011025.
Роуз, Х. Дж. Справочник по греческой мифологии . Лондон: Метуэн, 1929.
Серве-Сойез, Бриджит. «Адонис». В Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae , том. 1, 222–29. Цюрих: Артемида, 1981.
Смит, Уильям. «Адонис». В Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Лондон: Споттисвуд и компания, 1873 г. Цифровая библиотека Персея. По состоянию на 20 августа 2021 года. 1.
Уэст, Мартин Л. Восточная сторона Геликона: западноазиатские элементы в греческой поэзии и мифах . Oxford: Clarendon Press, 1997.
#References
Notes
См.
Walter Burkert, Greek Religion (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1985), 176–77; Мартин Л. Уэст, Восточная сторона Геликона: западноазиатские элементы в греческой поэзии и мифах (Оксфорд: Clarendon Press, 1997), 57; Robert S.P. Beekes, Этимологический словарь греческого языка (Leiden: Brill, 2009), 23.0186 Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (Цюрих: Artemis, 1981), 1: 222–29. ↩Овидий, Метаморфозы 10.298ff; Плутарх, Параллельные истории 22; Hyginus, Fabulae 58, 271; Фульгентиус, Мифологии 3.8; Сервий к Вергилию Эклоги 10.18; Сервий на Вергилия Энеида 5.72; схолия на Феокрита Идиллия 1.107; и т.д.
↩Гесиод, Каталог Женщин фраг. 139 М-Вт.
↩Панясис, Ионика фраг. 25; Антонин Либералис, Метаморфозы 34.
↩Аполлодор, Библиотека 3.14.3. В этой генеалогии нет инцеста; Аполлодор пишет, что Метарме была дочерью не Киниры, а Пигмалиона.
Овидий, Метаморфозы 10.298ff; Аполлодор, Библиотека 3.14.3; Сервий к Вергилию Эклоги 10.18; и т. д.
↩Панясис, Ионика фраг. 25; Hyginus, Fabulae 58, 271; и т.д.
↩Аполлодор, Библиотека 3.14.3.
↩Фотий, Библиотека 190 = Воплощение Птолемея Гефестиона Новая история .
↩Фанокл, фраг. 3 Пауэлл.
↩Фотий, Библиотека 190 = Воплощение Птолемея Гефестиона Новая история .
↩Схолия на Аполлония Родосского Аргонавтика 1.9, 32.
↩Схолия на Феокрита Идиллия 15.100.
↩Nonnus, Dionysiaca 42.1ff.
↩Овидий, Метаморфозы
10.503–14, пер. Брукс Мор. ↩Аполлодор, Библиотека 3.14.4; Гигин, Астрономика 2.7.
↩Сервий к Вергилию Эклоги 10. 18; Nonnus, Dionysiaca 42.1ff.
↩Фотий, Библиотека 190 (со ссылкой на Птолемея Гефестиона).
↩Аполлодор, Библиотека 3.14.4.
↩Бион Смирнский, Плач по Адонису 8–15, пер. Дж. М. Эдмондс.
↩Орфический гимн 55.
↩Сервий на Вергилия Эклоги 10.18.
↩См. Уолтер Беркерт, 9 лет0186 Структура и религия в греческой мифологии и ритуалах (Беркли: University of California Press, 1979), 105–11; Уолтер Беркерт, Греческая религия (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1985), 176–77; Мартин Л. Уэст,
Таким образом, Адонис является одним из прототипов «умирающего и воскресающего бога», наиболее широко обсуждаемого в книге Джеймса Дж. Фрейзера 9.