Что пишут о Второй мировой войне в учебниках разных стран
https://ria.ru/20190508/1553303608.html
Что пишут о Второй мировой войне в учебниках разных стран
Что пишут о Второй мировой войне в учебниках разных стран — РИА Новости, 08.05.2019
Что пишут о Второй мировой войне в учебниках разных стран
Все началось с Польши, решающую роль сыграл Лондон, но войну закончили американцы: Вторая мировая по-разному предстает в европейских, американских и японских… РИА Новости, 08.05.2019
2019-05-08T08:00
2019-05-08T08:00
2019-05-08T13:22
в мире
вторая мировая война (1939-1945)
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155330/62/1553306222_0:160:3072:1888_1920x0_80_0_0_f09951c912df0101daf9461c9ccc742f.jpg
МОСКВА, 8 мая — РИА Новости, Галия Ибрагимова, Софья Мельничук, Ксения Мельникова. Все началось с Польши, решающую роль сыграл Лондон, но войну закончили американцы: Вторая мировая по-разному предстает в европейских, американских и японских школьных учебниках. РИА Новости изучило некоторые из них и делится результатами.Для французов войну закончили американцыФранцузские школьники узнают о Второй мировой из рассказа о возникшей тогда «угрозе фашизма и коммунизма». Происходившее описывается через такие термины, как «тоталитаризм», «жестокость», «подавление инакомыслия». Действия стран антигитлеровской коалиции характеризуются понятиями «демократия», «либеральные ценности», «права человека». Причины нападения Гитлера на Советский Союз в учебниках истории для младших классов представлены так: «Гитлер хотел получить огромные территории России. За счет этих территорий нацисты намеревались увеличить свое жизненное пространство. Вторжение в 1941 году называлось «Операция «Барбаросса». В ней участвовали четыре миллиона солдат, и это стало самой масштабной военной операцией в истории человечества».В учебниках истории для старших классов информации больше, но, например, о Сталинградской битве говорится всего в двух абзацах. Столько же места отводится объяснению роли Красной армии в освобождении Восточной Европы. Решающим моментом названо открытие второго фронта. Подчеркивается: «В 1942 году Вашингтон создает Большой Альянс, в который входят все страны, сражающиеся против Германии с союзниками. Они мобилизуют для победы весь свой экономический потенциал и становятся «арсеналом демократии». Главные фронты Второй мировой войны, по версии французских историков, — это битва на Тихоокеанском побережье (Мидуэй, Гуадалканал), в Северной Африке и только потом — Сталинградская битва. Вывод следует такой: «Войну заканчивают американцы, которые, применив атомное оружие, привели Японию к капитуляции». Британия «подавала пример всему миру»О событиях 1941 года, когда Германия напала на Советский Союз, британские учебники упоминают вскользь. Много внимания уделяется 1942 году, когда произошли основные сражения с участием королевских войск. Описываются кампании в Северной Африке, Италии, Нормандии. О битвах под Сталинградом и Курском говорится в нескольких предложениях. И ни слова о том, что именно эти сражения стали поворотными во Второй мировой войне. В учебниках для старшеклассников роли Советского Союза уделяется уже больше внимания.»Вклад России в войну был, разумеется, неоценимым, но она была задействована только на Восточном фронте. Прямой вклад Москвы в усилия Лондона был нулевым, а участие Советов в общей стратегии союзников ограничивалось требованием поставок ресурсов или немедленной высадки (англо-американцев. — Прим. ред.) во Франции», — говорится в учебнике истории для старших классов и студентов «Британия в XX веке».Целые параграфы рассказывают о том, что подданные короны воевали на фронтах ради защиты либеральных ценностей и искоренения в мире тоталитаризма и диктатуры. Подчеркивается, что британцы в ходе Второй мировой стали восприниматься как особый бренд. Ключевыми его характеристиками стали исключительность, непохожесть на другие нации, духовность и строгое следование ценностям демократии и либерализма. По версии британских историков, именно Лондон сыграл главную роль в победе над фашизмом. Учащимся средних школ объясняют, что «Великобритания стояла одна, но твердо под руководством Уинстона Черчилля, подавая пример всему миру». При этом победа над фашизмом стала возможной благодаря битвам на Тихом океане и на Восточном фронте, утверждается в учебниках по истории. Вклад стран, входивших в Британское Содружество, практически не упомянут. Германия дистанцируется от нацистовВ учебные планы школ ФРГ изучение Второй мировой включили в конце 1960-х годов. В учебниках жестко критиковали произвол, который чинили нацисты, но при этом подчеркивали изначально мирную природу немцев. Особый акцент на это стали делать после объединения Германии в начале 1990-х.Сейчас в каждой из шестнадцати федеральных земель свои учебники. Их содержание определяют региональные министерства просвещения. Все книги объединяет одно — безусловное осуждение нацистского прошлого. Грань между прошлым и будущим страны проводится довольно четко.Большая роль уделяется жизни простых немцев, тому, как они оказались вовлечены в эту войну и как смогли преодолеть пережитое. Подчеркивается стойкость обычных немецких граждан перед лицом бомбардировок союзнической авиации. В остальном тексты выдержаны в пацифистских и довольно непатриотичных тонах. При этом упор делается на изучение первоисточников. Школьники читают разные документы. Например, законы, принятые национал-социалистами после прихода к власти, протоколы Ванзейской конференции, на которой детально было распланировано «окончательное решение еврейского вопроса». Изучаются списки запрещенных и сожженных в стране книг. Особо важная тема — Холокост. Школьники встречаются с жертвами нацизма.Если в российских учебниках анализируется деятельность фронтов, ход военных действий и количество техники, то в Германии рассказ о войне строится на воспоминаниях, письмах фронтовиков. Солдаты описывали, каково это — сидеть в окопе, пережить артобстрел, пойти в атаку.»Давно ожидаемый поворот в этой войне начался в 1943 году после поражения и капитуляции 6-й немецкой армии под Сталинградом», — говорится в учебнике Йенса Эггерта «Германия с 1871 по 1945 год». Отдельное внимание уделяется высадке союзников в Нормандии. При этом ни Курская дуга, ни операция «Багратион», ни битва за Берлин в тексте никак не фигурируют. Также в книге — ни слова о том, что большая часть сил вермахта находилась на Восточном фронте. Отмечается: «Постепенно союзники (Великобритания, Франция, США и Советский Союз) добились успеха».В других учебниках можно встретить и такое суждение: «8 мая кончилась война, ставшая позором для страны и принесшая немецкому народу много горя». Особо отмечается, что война была завоевательной. При этом национал-социализм в учебниках показан как злой рок немецкого народа, а не как трагедия для государств, пострадавших от нацистов.Все началось с ПольшиДля поляков в первую очередь важно показать, что Вторая мировая война началась с нападения Германии на Польшу. Но главный акцент — на вину Москвы. «Нападение на Польшу произошло 1 сентября 1939 года, а через 16 дней восточную часть страны оккупировал и Советский Союз. Москва руководствовалась пактом Молотова — Риббентропа», — говорится в одном из текстов для школьников. При этом в учебнике нет ни слова о том, что СССР тщетно пытался договориться с Великобританией и Францией о создании антигерманской коалиции.О большом вкладе Красной армии в победу также не сообщается, акцент делается на открытие Второго фронта, заслуги американских солдат. Особое внимание в учебниках уделяется расстрелу силами НКВД польских офицеров в Катыни, а также Волынской резне.Для американцев враг — ЯпонияМнение, сложившееся по ту сторону Атлантики, можно проследить на примере учебника истории для старшей школы «Американский взгляд». В нем Второй мировой войне уделяется 69 страниц. Одна из них — «Америка и Вторая мировая война» — начинается с описания американской промышленности в предвоенный период и ее переориентации на военное производство. Большое внимание уделяется сегрегации в рядах американской армии. Есть информация о Нормандской операции (День «Д») и военных действиях в Тихом океане. Если в российских учебниках главная иллюстрация Победы — водружение красного знамени над Рейхстагом, то в американских — это фотография американских солдат, устанавливающих звездно-полосатый флаг на горе после захвата Иводзимы в Японии. Военным действиям против Японии уделяют намного больше внимания, чем противостоянию Германии. СССР впервые упоминается, когда повествование доходит до Сталинградской битвы, ей уделено пять абзацев. Но указывается, что это был поворотный пункт в войне. Из советских персоналий упоминается только Иосиф Сталин.В таблице жертв войны отмечается, что СССР понес самые крупные человеческие жертвы: 11 миллионов военнослужащих и 6,7 миллиона гражданского населения. Однако эти цифры не совпадают с оценками российских историков. Из учебника также не ясно, кто взял Берлин. Указывается, что американские войска подходили к немецкой столице с запада, а советские 16 апреля 1945 года форсировали реку Одер. «Спустя пять дней они дошли до окраин Берлина», — отмечается в книге. Сразу после этого говорится, что Гитлер застрелился в своем бункере, а немецкое командование пыталось сдаться американцам и британцам, продолжая сражаться с советской армией. Однако будущий президент страны Дуайт Эйзенхауэр «настоял на безоговорочной капитуляции», которая была принята 7 мая. «Следующий день — 8 мая — был объявлен Днем Победы для Европы», — пишут авторы. У японцев своя войнаВ японской школьной программе много внимания уделяется оккупации северных территорий Китая (Маньчжурии) и Корейского полуострова, а также военным действиям в Юго-Восточной Азии в годы Второй мировой войны.В учебнике «Новая история» упоминание о Советском Союзе появляется лишь в конце главы о Второй мировой. Эту книгу разработало Японское Общество реформы учебников истории, которым в 1997 году руководил нынешний премьер Синдзо Абэ. Организацию и сам учебник критиковали за националистический подход к освещению исторических событий. Однако в 2001 году его одобрило Министерство образования, и учебник сразу стал одним из самых продаваемых. Авторы учебного пособия утверждают, что Москва нарушила пакт о нейтралитете и напала на Японию в момент, когда та уже была готова капитулировать 9 августа 1945 года. В других учебниках также отмечается, что в результате этого Советский Союз завладел «исконно японскими территориями», в частности, Южными Курилами. Упоминается и разгром Квантунской армии, в результате чего более 600 тысяч японских военных попали в плен, а десятки тысяч умерли в трудовых лагерях в Сибири. В целом же в школьных книгах перечисляются сухие факты и события, без особенной эмоциональной окраски.
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21. img.ria.ru/images/155330/62/1553306222_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_1e934114223fcfd88533406e247e002d.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
в мире, вторая мировая война (1939-1945)
В мире, Вторая мировая война (1939-1945)
МОСКВА, 8 мая — РИА Новости, Галия Ибрагимова, Софья Мельничук, Ксения Мельникова. Все началось с Польши, решающую роль сыграл Лондон, но войну закончили американцы: Вторая мировая по-разному предстает в европейских, американских и японских школьных учебниках. РИА Новости изучило некоторые из них и делится результатами.
Для французов войну закончили американцы
Французские школьники узнают о Второй мировой из рассказа о возникшей тогда «угрозе фашизма и коммунизма». Происходившее описывается через такие термины, как «тоталитаризм», «жестокость», «подавление инакомыслия». Действия стран антигитлеровской коалиции характеризуются понятиями «демократия», «либеральные ценности», «права человека».
Причины нападения Гитлера на Советский Союз в учебниках истории для младших классов представлены так: «Гитлер хотел получить огромные территории России. За счет этих территорий нацисты намеревались увеличить свое жизненное пространство. Вторжение в 1941 году называлось «Операция «Барбаросса». В ней участвовали четыре миллиона солдат, и это стало самой масштабной военной операцией в истории человечества».
© РИА Новости / Перейти в медиабанкАдольф Гитлер на совещании Генерального штаба в 1940 году
Адольф Гитлер на совещании Генерального штаба в 1940 году
В учебниках истории для старших классов информации больше, но, например, о Сталинградской битве говорится всего в двух абзацах. Столько же места отводится объяснению роли Красной армии в освобождении Восточной Европы. Решающим моментом названо открытие второго фронта. Подчеркивается: «В 1942 году Вашингтон создает Большой Альянс, в который входят все страны, сражающиеся против Германии с союзниками. Они мобилизуют для победы весь свой экономический потенциал и становятся «арсеналом демократии».
Главные фронты Второй мировой войны, по версии французских историков, — это битва на Тихоокеанском побережье (Мидуэй, Гуадалканал), в Северной Африке и только потом — Сталинградская битва.
Вывод следует такой: «Войну заканчивают американцы, которые, применив атомное оружие, привели Японию к капитуляции».
© AP Photo / Seth PerlmanШкольники на уроке истории в городе Спрингфилд в США
© AP Photo / Seth Perlman
Школьники на уроке истории в городе Спрингфилд в США
Британия «подавала пример всему миру»
О событиях 1941 года, когда Германия напала на Советский Союз, британские учебники упоминают вскользь. Много внимания уделяется 1942 году, когда произошли основные сражения с участием королевских войск. Описываются кампании в Северной Африке, Италии, Нормандии.
О битвах под Сталинградом и Курском говорится в нескольких предложениях. И ни слова о том, что именно эти сражения стали поворотными во Второй мировой войне. В учебниках для старшеклассников роли Советского Союза уделяется уже больше внимания.
«Вклад России в войну был, разумеется, неоценимым, но она была задействована только на Восточном фронте. Прямой вклад Москвы в усилия Лондона был нулевым, а участие Советов в общей стратегии союзников ограничивалось требованием поставок ресурсов или немедленной высадки (англо-американцев. — Прим. ред.) во Франции», — говорится в учебнике истории для старших классов и студентов «Британия в XX веке».
Целые параграфы рассказывают о том, что подданные короны воевали на фронтах ради защиты либеральных ценностей и искоренения в мире тоталитаризма и диктатуры. Подчеркивается, что британцы в ходе Второй мировой стали восприниматься как особый бренд. Ключевыми его характеристиками стали исключительность, непохожесть на другие нации, духовность и строгое следование ценностям демократии и либерализма.
По версии британских историков, именно Лондон сыграл главную роль в победе над фашизмом. Учащимся средних школ объясняют, что «Великобритания стояла одна, но твердо под руководством Уинстона Черчилля, подавая пример всему миру». При этом победа над фашизмом стала возможной благодаря битвам на Тихом океане и на Восточном фронте, утверждается в учебниках по истории. Вклад стран, входивших в Британское Содружество, практически не упомянут.
© РИА Новости / Алексей Филиппов / Перейти в медиабанкПамятник бывшему премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю (скульптор Айвор Роберт-Джонс) на Парламентской площади и башня Вестминстерского дворца (Биг-Бен) во время ремонта
Памятник бывшему премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю (скульптор Айвор Роберт-Джонс) на Парламентской площади и башня Вестминстерского дворца (Биг-Бен) во время ремонта
Германия дистанцируется от нацистов
В учебные планы школ ФРГ изучение Второй мировой включили в конце 1960-х годов. В учебниках жестко критиковали произвол, который чинили нацисты, но при этом подчеркивали изначально мирную природу немцев. Особый акцент на это стали делать после объединения Германии в начале 1990-х.
Сейчас в каждой из шестнадцати федеральных земель свои учебники. Их содержание определяют региональные министерства просвещения. Все книги объединяет одно — безусловное осуждение нацистского прошлого. Грань между прошлым и будущим страны проводится довольно четко.
Большая роль уделяется жизни простых немцев, тому, как они оказались вовлечены в эту войну и как смогли преодолеть пережитое. Подчеркивается стойкость обычных немецких граждан перед лицом бомбардировок союзнической авиации.
В остальном тексты выдержаны в пацифистских и довольно непатриотичных тонах. При этом упор делается на изучение первоисточников. Школьники читают разные документы. Например, законы, принятые национал-социалистами после прихода к власти, протоколы Ванзейской конференции, на которой детально было распланировано «окончательное решение еврейского вопроса». Изучаются списки запрещенных и сожженных в стране книг. Особо важная тема — Холокост. Школьники встречаются с жертвами нацизма.
© AP Photo / Matt DunhamЛюди кладут цветы к мемориалу «Киндертранспорт», расположенному на станции Ливерпуль-стрит в Лондоне
© AP Photo / Matt Dunham
Люди кладут цветы к мемориалу «Киндертранспорт», расположенному на станции Ливерпуль-стрит в Лондоне
Если в российских учебниках анализируется деятельность фронтов, ход военных действий и количество техники, то в Германии рассказ о войне строится на воспоминаниях, письмах фронтовиков. Солдаты описывали, каково это — сидеть в окопе, пережить артобстрел, пойти в атаку.
«Давно ожидаемый поворот в этой войне начался в 1943 году после поражения и капитуляции 6-й немецкой армии под Сталинградом», — говорится в учебнике Йенса Эггерта «Германия с 1871 по 1945 год».
Отдельное внимание уделяется высадке союзников в Нормандии. При этом ни Курская дуга, ни операция «Багратион», ни битва за Берлин в тексте никак не фигурируют. Также в книге — ни слова о том, что большая часть сил вермахта находилась на Восточном фронте. Отмечается: «Постепенно союзники (Великобритания, Франция, США и Советский Союз) добились успеха».
В других учебниках можно встретить и такое суждение: «8 мая кончилась война, ставшая позором для страны и принесшая немецкому народу много горя». Особо отмечается, что война была завоевательной. При этом национал-социализм в учебниках показан как злой рок немецкого народа, а не как трагедия для государств, пострадавших от нацистов.
Все началось с Польши
Для поляков в первую очередь важно показать, что Вторая мировая война началась с нападения Германии на Польшу. Но главный акцент — на вину Москвы. «Нападение на Польшу произошло 1 сентября 1939 года, а через 16 дней восточную часть страны оккупировал и Советский Союз. Москва руководствовалась пактом Молотова — Риббентропа», — говорится в одном из текстов для школьников.
При этом в учебнике нет ни слова о том, что СССР тщетно пытался договориться с Великобританией и Францией о создании антигерманской коалиции.
О большом вкладе Красной армии в победу также не сообщается, акцент делается на открытие Второго фронта, заслуги американских солдат. Особое внимание в учебниках уделяется расстрелу силами НКВД польских офицеров в Катыни, а также Волынской резне.
© РИА Новости / Алексей Витвицкий / Перейти в медиабанк Участники во время акции памяти жертв Волынской резни в Варшаве. 9 июля 2017
Участники во время акции памяти жертв Волынской резни в Варшаве. 9 июля 2017
Для американцев враг — Япония
Мнение, сложившееся по ту сторону Атлантики, можно проследить на примере учебника истории для старшей школы «Американский взгляд». В нем Второй мировой войне уделяется 69 страниц.
Одна из них — «Америка и Вторая мировая война» — начинается с описания американской промышленности в предвоенный период и ее переориентации на военное производство. Большое внимание уделяется сегрегации в рядах американской армии. Есть информация о Нормандской операции (День «Д») и военных действиях в Тихом океане.
Если в российских учебниках главная иллюстрация Победы — водружение красного знамени над Рейхстагом, то в американских — это фотография американских солдат, устанавливающих звездно-полосатый флаг на горе после захвата Иводзимы в Японии. Военным действиям против Японии уделяют намного больше внимания, чем противостоянию Германии.
Знамя Победы на здании Рейхстага в Берлине
СССР впервые упоминается, когда повествование доходит до Сталинградской битвы, ей уделено пять абзацев. Но указывается, что это был поворотный пункт в войне. Из советских персоналий упоминается только Иосиф Сталин.
В таблице жертв войны отмечается, что СССР понес самые крупные человеческие жертвы: 11 миллионов военнослужащих и 6,7 миллиона гражданского населения. Однако эти цифры не совпадают с оценками российских историков.
Из учебника также не ясно, кто взял Берлин. Указывается, что американские войска подходили к немецкой столице с запада, а советские 16 апреля 1945 года форсировали реку Одер. «Спустя пять дней они дошли до окраин Берлина», — отмечается в книге. Сразу после этого говорится, что Гитлер застрелился в своем бункере, а немецкое командование пыталось сдаться американцам и британцам, продолжая сражаться с советской армией. Однако будущий президент страны Дуайт Эйзенхауэр «настоял на безоговорочной капитуляции», которая была принята 7 мая. «Следующий день — 8 мая — был объявлен Днем Победы для Европы», — пишут авторы.
У японцев своя война
В японской школьной программе много внимания уделяется оккупации северных территорий Китая (Маньчжурии) и Корейского полуострова, а также военным действиям в Юго-Восточной Азии в годы Второй мировой войны.
В учебнике «Новая история» упоминание о Советском Союзе появляется лишь в конце главы о Второй мировой. Эту книгу разработало Японское Общество реформы учебников истории, которым в 1997 году руководил нынешний премьер Синдзо Абэ. Организацию и сам учебник критиковали за националистический подход к освещению исторических событий. Однако в 2001 году его одобрило Министерство образования, и учебник сразу стал одним из самых продаваемых.
Дети во время молитвы у памятника погибшим в Битве за Окинаву
Авторы учебного пособия утверждают, что Москва нарушила пакт о нейтралитете и напала на Японию в момент, когда та уже была готова капитулировать 9 августа 1945 года. В других учебниках также отмечается, что в результате этого Советский Союз завладел «исконно японскими территориями», в частности, Южными Курилами. Упоминается и разгром Квантунской армии, в результате чего более 600 тысяч японских военных попали в плен, а десятки тысяч умерли в трудовых лагерях в Сибири. В целом же в школьных книгах перечисляются сухие факты и события, без особенной эмоциональной окраски.
Доклад III рейх. История 9 класс
III рейх
24 марта 1933 года — 23 мая 1945 года
Ein Volk, ein Reich, ein Führer
(Один народ, одна империя, один фюрер)
Германская империя:
Столица — Берлин
Язык — Немецкий
Денежная единица — рейхсмарка
Гимн — «Песня немцев»
Население — 69 314 000
Форма правления — Диктатура
Фюрер — Адольф Гитлер (1933-1945)
Президент — Карл Дёниц (1945)
Третий Рейх, оставивший столь заметный след в истории XX века, как это ни парадоксально, просуществовал всего лишь 12 лет, с 1933 по 1945гг. В этот незначительный даже для одного поколения срок Германия претерпела чудовищную метаморфозу, в которой гипотетическая “бестия”, зачатая в недрах философий Фихте и Ницше, музыке Вагнера, шагнула на поля Европы, неся смерть и разрушения. Объяснять феномен нацизма пытались по-разному: от до боли знакомых общественно-исторических причин, порожденных общим кризисом капитализма, до “пляски святого Витта” в масштабе целого народа.
Адольф Гитлер – основатель национал-социализма, рейхсканцлер. Родился 20 апреля 1889 года на границе Германии, Австрии. В школе учился слабо, высшее образование в биографии Гитлера так и не было получено. Ему дважды отказывали при поступлении в академии искусств Вены, не смотря на то, что он имел художественный талант. С началом Первой Мировой войны добровольно пошел на фронт. Рождение Гитлера как националиста, милитариста произошло именно в те годы. Он получил звание ефрейтора, несколько наград. В 1919 году в биографии Адольфа Гитлера произошло вступление в Немецкую рабочую партию. Во время кризисной ситуации в стране ему удалось преобразовать партию в национал-социалистическую. В 1921 году Гитлер возглавил партию.
Для Гитлера восхождение началось с кризисом 1929 года. В 1933 году он был назначен рейхсканцлером. После этого запретил деятельность всех партий кроме нацистов. Был принят закон, согласно которому Гитлер стал диктатором с неограниченной властью на 4 года. В 1934 году он взял себе титул предводителя «третьего рейха». Присвоив себе еще больше власти, он ввел охранные отряды СС, основал концентрационные лагеря, модернизировал, оснастил оружием армию. В 1938 году в биографии Гитлера была захвачена Австрия, затем западная часть Чехословакии была присоединена к Германии. В июне 1941 года Германия напала на СССР. В конце войны, когда немецкие войска терпели поражения, из бункера Гитлера (подземного убежища) шло управление остатками армии. Когда же Берлин был окружен, наступила смерть Гитлера. Адольф вместе с женой Евой Браун покончил жизнь самоубийством.
Национа́л-социалисти́ческая неме́цкая рабо́чая па́ртия (сокр. НСДАП, нем. NSDAP) — политическая партия в Германии, просуществовавшая с 1920 по 1945 год. В 1933 году по итогам выборов стала правящей, лидер партии Адольф Гитлер занял должность рейхсканцлера. После этого партия установила диктаторский режим. После поражения Германии в войне в 1945 году распущена союзниками по антигитлеровской коалиции. На Нюрнбергском процессе руководящий состав партии был объявлен преступным.
Веймарская конституция установила в Германии федеративное устройство, территория страны была разделена на области (земли), которые имели собственные конституции и органы власти. Уже 7 апреля 1933 года был принят Второй закон «Об унификации земель с рейхом», которым вводился институт имперских наместников в федеральных землях. Задачей наместников было наблюдение за деятельностью местных органов, для чего им были предоставлены фактически чрезвычайные полномочия (в том числе право роспуска ландтага и отстранения главы правительства — Министра-президента). Законом «О новом устройстве рейха» от 30 января 1934 года суверенитет земель был ликвидирован, ландтаги во всех землях были распущены. Германия стала унитарным государством. В январе 1935 года имперские наместники стали постоянными представителями правительства в землях.
В период существования Третьего рейха германские земли сохранили свои границы, правительства земель во главе с министрами-президентами сохранились. Однако реальное управление осуществлялось назначенными из центра имперскими наместниками. Исключением стала Пруссия, где пост наместника так и не был введён: первое время функции имперского наместника в Пруссии были возложены на рейхсканцлера, а 10 апреля 1933 года Гитлер назначил министром-президентом Пруссии Германа Геринга. Параллельно существовали региональные партийные округа — Гау, возглавляемые гауляйтерами. Нередко один и тот же человек совмещал государственную должность имперского наместника и партийную должность гауляйтера.
После того как нацистская власть взяла своё начало в Германии, в сентябре 1933 года была создана Имперская палата культуры, возглавил которую министр пропаганды и народного просвещения Пауль Йозеф Геббельс. Основной задачей данного органа являлся идеологический контроль за деятельностью «людей искусства» в соответствии с политической концепцией подчинения всех сфер жизни Германии интересам национал-социализма. Состав палаты включал семь подразделений, каждое из которых отвечало за своё направление в культуре (театр, кинематограф, литература, пресса, музыка, изобразительное искусство, радиовещание). Членами этих подразделений становились сами деятели культуры, членство было обязательным. После же падения нацистской власти немецкое искусство долго не могло оправиться от сильнейших ударов, нанесённых идеологией и цензурой.
Данное направление искусства в период нацистской Германии было подвержено большому идеологическому давлению. По приказу Геббельса 10 мая 1933 года на улицах и площадях германских городов пылали костры, в которые нещадно выкидывались произведения выдающихся зарубежных и немецких классиков. В период нацистской власти в Германии получили право на существование всего четыре литературных жанра: фронтовая проза, партийная литература, расовая проза и патриотическая проза. Из-за жёстких идеологических рамок выдающиеся литераторы, как например Томас и Генрих Манны, Эрих Мария Ремарк, Лион Фейхтвангер, Арнольд Цвейг и др., эмигрировали из Германии, а те из писателей, например Гауптман, Фаллада, Келлерман, кто всё же остался на Родине, так и не смогли вписаться в эти рамки.
Архитектура также испытала на себе влияние предпочтений нацистского руководства — грандиозных монументальных форм неоклассицизма. Говорить о возрождении в нацистской архитектуре необарокко не приходится, поскольку это противоречит идеологическим установкам нацистских архитекторов: строить из традиционных немецких материалов (отёсанный камень, гранит, дерево) с сохранением традиций и развитием положений «нордического классицизма». В качестве примеров можно привести «орденские замки» Фогельзанг и Зонтгофен, Мемориал павшим бойцам в Мюнхене, Олимпийский стадион в Берлине, здание новой Рейхсканцелярии, а также неосуществлённый проект столицы рейха — города Германиа А. Шпеера, целью которого была глобальная перестройка Берлина. Почти всем нацистским зданиям присущ ряд общих черт: они выполнялись из традиционных германских имперских строительных материалов — отёсанного камня, гранита, дерева. Модернистские железобетонные и стеклянные конструкции использовались только при строительстве производственных зданий.
Аналогично литературе и театру, кинопроизводство подверглось не меньшей цензуре и давлению. Из страны бежали немецкий режиссёр Фриц Ланг, актриса Марлен Дитрих, ставшая впоследствии голливудской звездой. В этот период Лени Рифеншталь — кинорежиссёр-документалист, сняла несколько кинолент, которые вошли в историю немецкого кинематографа:
1935 год — «Триумф воли»
1938 год — «Олимпия». Фильм посвящен Олимпийским играм в Берлине, которые прошли в 1936 году.
За всю историю Третьего рейха (1933-45) в Германии было выпущено 1363 полнометражных фильма. Все эти фильмы, равно как и короткометражки, выпуски новостей и документальные фильмы, перед широкой демонстрацией обязательно просматривало министерство пропаганды. Большинство полнометражных фильмов было далеко не только от жизни, но и вообще от творчества. Лишь малая часть из них служила пропагандистским целям. Аудитория кинотеатров во время войны значительно увеличилась.
1 сентября 1939 года немецкие войска вторглись в Польшу. Великобритания и Франция объявили войну Германии. В течение 1939—1941 годов Германия разгромила Польшу, Данию, Норвегию, Люксембург, Нидерланды, Бельгию, Францию, Грецию, Югославию. В 1941 году нацисты вторглись на территорию Советского Союза и заняли часть его территории. В Германии росла нехватка рабочей силы. На всех оккупированных территориях велась вербовка вольнонаёмных гастербайтеров. На славянских территориях производился также массовый угон в рабство в Германию. Во Франции осуществлялся принудительный набор рабочих, чьё положение в Германии было промежуточным между положением вольнонаёмных и рабов.
На территории Германии и некоторых оккупированных территориях росло число концентрационных лагерей, лагерей смерти и лагерей военнопленных. В последних положение советских, польских, югославских и французских военнопленных мало отличалось от положения заключённых концлагерей. Положение британцев, как правило, было лучше. Эскалация конфликта вызвала рост партизанского движения в Польше, Белоруссии и Сербии. Постепенно партизанская война развернулась также на других занятых территориях СССР и славянских стран, а также в Греции и Франции. В Дании, Норвегии, Нидерландах, Бельгии, Люксембурге, Латвии, Литве, Эстонии антинацистких выступлений было меньше и оккупационный режим был мягче. Отдельные подпольные организации действовали также в Германии и Австрии.
20 июля 1944 года военными была произведена неудачная попытка антинацистского переворота с покушением на Гитлера.
В 1944 году нехватка продуктов питания стала ощущаться и немцами. Авиация стран антигитлеровской коалиции бомбила города. Почти полностью были разрушены Гамбург и Дрезден. Из-за больших потерь личного состава в октябре 1944 года был создан фольксштурм, в который мобилизовали местных жителей, в том числе стариков и юношей. Были подготовлены отряды вервольфа для будущей партизанско-диверсионной деятельности.
8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Вскоре, 23 мая во Фленсбурге, американцами было арестовано правительство Третьего рейха.
Ню́рнбергский проце́сс, международный судебный процесс над главными нацистскими преступниками. Проходил с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале в Нюрнберге (Германия). Нюрнбергский процесс показал опасность фашизма для всего человечества, разоблачив планы уничтожения целых государств и народов.
Международный военный трибунал приговорил:
К смертной казни через повешение: Геринга, Риббентропа, Кейтеля, Кальтенбруннера, Розенберга, Франка, Фрика, Штрейхера, Заукеля, Йодля (полностью оправдан при пересмотре дела мюнхенским судом в 1953 году), Зейсс-Инкварта, Бормана (заочно)
К пожизненному заключению: Гесса, Функа, Редера
К 20 годам тюремного заключения: Шираха, Шпеера
К 15 годам тюремного заключения: Нейрата
К 10 годам тюремного заключения: Деница
Оправданы: Фриче, Папен, Шахт
Переданный суду Лей незадолго до начала процесса повесился в тюрьме, Крупп был признан неизлечимо больным, и дело по нему было прекращено.
Трибунал признал преступными организации СС, СД, СА, Гестапо и руководящий состав нацистской партии. Решение о признании преступными Верховного командования и Генштаба вынесено не было, что вызвало несогласие члена трибунала от СССР.
Смертные казни были приведены в исполнение в ночь на 16 октября 1946 года в здании Нюрнбергской тюрьмы. Геринг отравился в тюрьме незадолго до казни. Еще до начала судебных слушаний, после ознакомления с обвинительным заключением, 25 ноября 1945 года в камере кончает жизнь самоубийством Роберт Лей.
Суды над военными преступниками меньшей величины продолжались вплоть до 50-х годов XX века.
Биография Адольфа Гитлера — история, приход к власти, роль во Второй мировой войне и смерть
Адольф Гитлер был немецким лидером и диктатором, принадлежавшим к нацистской партии в Берлине, столице Германии. Он пришел к власти постепенно благодаря своим ораторским способностям и стратегическому уму. Он причинил боль многим своим соотечественникам, но у него было много сторонников, которые верили в то, что он делал. Он организовал Вторую мировую войну и самые смертоносные Холокосты, унесшие жизни миллионов людей.
Основная информация:
День рождения Гитлера — 20 апреля 1889 г., Браунау-ам-Инн, Австрия
Умер 30 апреля 1945 г., фюрербункер, Берлин, Германия
Причина смерти — самоубийство
О Гитлере отец Алоис, который принял фамилию своей матери Мария Анна Шикльгрубер, пока в свои 40 лет он не решил взять фамилию своего отчима Иоганна Георга Хидлера. Юридически Адольф был зарегистрирован как Адольф Гитлер. Он был очень близок со своей матерью и был убит горем, когда потерял ее из-за рака груди в 19 лет.07 после большой боли и страданий. Его отношения с отцом были трудными, так как он очень боялся и не любил его. Он потерял его в 1903 году.
Он родился в Браунау-ам-Инн, Австрия, и переехал в Линц, столицу Верхней Австрии. Он так и не закончил свое высшее образование и после получения среднего образования посетил Вену, а по возвращении в Линц он захотел стать художником. Но дважды ему отказывали в приеме в Академию художеств. Он зарабатывал себе на жизнь, раскрашивая открытки и рекламу. Во время своего визита в Вену он осознал космополитический характер города и возненавидел его. Его опыт до сих пор позволил ему осознать новый мир.
История Адольфа Гитлера
Когда в августе 1914 года разразилась Первая мировая война, Адольф Гитлер уже жил в Мюнхене с 1913 года, и там проходил отбор для поступления на военную службу, и он добровольно записал свое имя для отбора в баварскую армию ему отказали, и в качестве причины была названа его нехватка энергии. Но он пошел дальше и направил баварскому королю Людовику III прошение о допуске к службе, а затем ему разрешили присоединиться к 16-му Баварскому резервному пехотному полку. Он был отправлен в Бельгию 19 октября.14 после 8-недельного периода обучения и участвовал в Первой битве при Ипре. Он оказывал свои услуги на протяжении всей войны и даже был госпитализирован. Он был награжден Железным крестом второй степени за храбрость, проявленную в декабре 1914 года, и Железным крестом первой степени, который является редкой наградной медалью в августе 1918 года. Война оторвала его от гражданской жизни, и он был очень доволен дисциплины и товарищеских добродетелей, которые еще больше укрепили его героические достоинства войны. Это разоблачение во время войны также восстановило и укрепило его немецкий патриотизм.
Приход Адольфа Гитлера к власти
После поражения Германии в 1-й мировой войне, после своего возвращения в Муник в мае 1919 года, он проявил дальнейший политический интерес и роль. Он остался в армии из-за отсутствия формального образования и дальнейших карьерных перспектив. . Ему было поручено влиять на солдат, и он вступил в небольшую Немецкую рабочую партию (DAP) в сентябре 1919 года. Его ораторские способности впечатлили и привлекли всех, включая председателя партии Антона Дрекслера. Вместе с председателем и другими влиятельными лидерами, оказавшими на него влияние антикапиталистическими и антимарксистскими идеями, они выполнили их приказы и покинули армию, чтобы официально вступить в партию 19 марта. 20. Партия была переименована в Национал-социалистическую рабочую партию НСДАП, также называемую нацистской партией.
Работа в партии была плодотворной для Адольфа Гитлера, поскольку ему успешно удавалось собирать все больше и больше людей для вступления в партию. Это сработало в его пользу, так как многие все еще скорбели о потерях, с которыми они столкнулись во время 1-й мировой войны, и многие другие были недовольны действующим республиканским правительством в Берлине. Недовольство и обида сплотили в Мюнхене военнослужащих, которые примкнули к этой партии, твердо не желавшей возвращаться к мирной жизни. Гитлер воспользовался этой ситуацией и был достаточно опытен, чтобы собрать еще много армейских генералов, чтобы присоединиться к партии. И благоприятные условия позволили этой небольшой партии вырасти. Из-за экономической нестабильности и многих экономических потерь многие мирные жители обратились в партию. 19 июля21 Гитлер стал лидером, имевшим неограниченные полномочия.
Арестован 11 ноября 1923 г. после попытки государственного переворота по обвинению в государственной измене; его срок в тюрьме был 5 лет, но он отсидел в тюрьме только 9 месяцев. После его возвращения ситуация в Германии полностью изменилась. Республиканская партия реформировала многие правила, и экономические потери, понесенные после войны, восстанавливались, достигая экономической стабильности. Гитлеру запретили выступать с речами в Баварии и многих других землях Германии. Этот запрет был заметен в 1927 и 1928.
Экономика рухнула во время Великой депрессии в октябре 1929 года. И в это время он присоединился к националисту Альфреду Гугенбергу в кампании против плана Янга, которая была попыткой второго пересмотра немецких военных репарационных выплат. Благодаря бумагам Гугенберга у него была общенациональная аудитория. И снова пришел к власти, получив финансирование и поддержку многих политических лидеров и армейских генералов. Он также стал канцлером в январе 1930 года после смерти президента. Руководство перешло к диктатуре с 1933-1939. И благодаря его силе нацистская партия победила и правила несколькими голосами.
Роль Адольфа Гитлера во Второй мировой войне
Поскольку его диктатура была формой правления, его убеждения включали в себя дискриминацию евреев и непрестанные пытки. Это только привело к его непреодолимому стремлению контролировать больше территорий и осуществить свою личную месть, манипулируя людьми, заставляя их поверить в то, что они только возмещают потери от жестокого обращения, с которым Германия столкнулась в 1-й мировой войне, когда они напали на Польшу в сентябре 19.39. Это вторжение привело к ответному нападению французов и британцев, которые предложили Польше военную поддержку, и эти страны объявили войну. Война была ужасной, и даже его соотечественников не пощадили.
Нападения были совершены на несколько наций, и многие нации ответили с равной энергией. 30 стран были вовлечены во 2-ю мировую войну. В них участвовало около 100 миллионов человек, а потери составили от 70 до 85 миллионов человек.
Смерть Гитлера
Война закончилась 19 мая45 после капитуляции Германии через неделю после самоубийства Гитлера. Адольф Гитлер покончил жизнь самоубийством 30 апреля 1945 года, когда застрелился в подвале своего дома в Берлине. Его жена Ева Браун, на которой он женился 29 апреля 1945 года, также была найдена мертвой после употребления яда по указанию своего мужа Адольфа Гитлера. Он умер, неся Железный крест, который он получил за свою службу во время 1-й мировой войны. Тела были сожжены и захоронены в соответствии с его приказом. Вокруг его смерти было много споров и теорий заговора, в которых говорилось, что он был жив и защищен Западом, что было проигнорировано, когда пепел от его кремации был проверен и доказал его смерть на неопределенный срок.
Адольф Гитлер | Биография, приход к власти и факты
Адольф Гитлер
См. все СМИ
- Дата рождения:
- 20 апреля 1889 г. Браунау Австрия
- Умер:
- 30 апреля 1945 г. (56 лет) Берлин Германия
- Должность/Офис:
- Фюрер (1934-1945), Германия канцлер (1933-1945), Германия
- Учредитель:
- Гитлерюгенд ЮАР SS
- Политическая принадлежность:
- Нацистская партия
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Чем был важен Адольф Гитлер?
Гитлер имел большое историческое значение — термин, который не подразумевает позитивного суждения, — потому что его действия изменили ход событий в мире. Он был ответственен за развязывание Второй мировой войны, в результате которой погибло более 50 миллионов человек. Это также привело к расширению власти Советского Союза в восточной, центральной и балканской Европе, позволило коммунистическому движению в конечном итоге установить контроль в Китае и ознаменовало решительный сдвиг власти от Западной Европы к Соединенным Штатам и Советскому Союзу.
Подробнее читайте ниже: Место Гитлера в истории
Как Адольф Гитлер пришел к власти?
Приход Гитлера к власти восходит к 1919 году, когда он вступил в Немецкую рабочую партию, которая стала нацистской партией. Благодаря своим ораторским способностям и использованию пропаганды он вскоре стал ее лидером. Гитлер приобрел популярность по всей стране, используя беспорядки во время Великой депрессии, и в 1932 году он занял второе место в президентской гонке. Различные маневры Гитлера привели к тому, что победитель, Пауль фон Гинденбург, назначил его рейхсканцлером 19 января.33. В следующем месяце произошел пожар в Рейхстаге, что послужило поводом для принятия декрета, отменяющего все гарантии свободы. Затем 23 марта был принят Закон о полномочиях, дающий Гитлеру все полномочия. Когда Гинденбург умер 2 августа 1934 года, пост канцлера и президента были объединены, и Гитлер закрепил за собой пост фюрера («лидер»).
Подробнее ниже: Приход к власти
Почему Адольф Гитлер начал Вторую мировую войну?
У Гитлера были непреодолимые амбиции по территориальной экспансии, которая в значительной степени была обусловлена его желанием воссоединить германские народы и его стремлением к
Вторая мировая война
Узнайте больше о Второй мировой войне.Кем были самые важные офицеры Адольфа Гитлера?
Ключевой фигурой в ближайшем окружении Гитлера был Йозеф Геббельс, министр пропаганды и ярый сторонник, которого Гитлер выбрал своим преемником на посту канцлера. Однако Геббельс продержался на этом посту всего один день, прежде чем покончил жизнь самоубийством. Также известны Герман Геринг , лидер нацистской партии и один из главных архитекторов нацистского полицейского государства в Германии; Генрих Гиммлер, второй по власти после Гитлера; Иоахим фон Риббентроп, министр иностранных дел и главный переговорщик по различным договорам; Мартин Борман, один из ближайших помощников Гитлера; и Вальтер Функ, экономист, занимавший пост президента Рейхсбанка.
Как умер Адольф Гитлер?
Когда советские войска вошли в сердце Берлина, 30 апреля 1945 года Гитлер покончил жизнь самоубийством в своем подземном бункере. Хотя есть некоторые предположения о способе его смерти, широко распространено мнение, что он застрелился. Ева Браун, на которой он недавно женился, также покончила с собой. По его желанию оба тела были сожжены и захоронены. Однако почти сразу же появились теории заговора. Сначала Советы утверждали, что не могут подтвердить смерть Гитлера, а позже распространили слухи о том, что он жив. Однако, согласно последующим сообщениям, Советы обнаружили его обгоревшие останки, которые были идентифицированы по стоматологическим картам. Тело Гитлера было тайно захоронено перед эксгумацией и кремацией, а прах развеян в 1970.
9 вещей, которые вы могли не знать об Адольфе Гитлере
Этот список содержит факты, которые вы могли не знать об Адольфе Гитлере.Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Адольф Гитлер , псевдоним Der Führer (нем. «Вождь») , (род. 20 апреля 1889, Браунау-ам-Инн, Австрия — умер 30 апреля 1945, Берлин, Германия), лидер нацистской партии (с 1920/21) и канцлер ( Kanzler ) и фюрер Германии (1933-45).
Он был канцлером с 30 января 1933 г., а после смерти президента Пауля фон Гинденбурга принял двойные титулы фюрера и канцлера (2 августа 1934 г.).Отец Гитлера, Алоис (1837 г.р.), был незаконнорожденным. Какое-то время он носил фамилию своей матери, Шикльгрубер, но к 1876 году он установил, что его семья претендует на фамилию Гитлер. Адольф никогда не использовал другую фамилию.
После ухода отца с государственной таможенной службы Адольф Гитлер большую часть детства провел в Линце, столице Верхней Австрии. Он оставался его любимым городом на протяжении всей его жизни, и он выразил желание быть там похороненным. Алоис Гитлер умер в 1903, но оставил адекватную пенсию и сбережения, чтобы содержать жену и детей. Хотя Гитлер боялся и не любил своего отца, он был преданным сыном своей матери, которая умерла после долгих страданий в 1907 году. Имея неоднозначную успеваемость в студенческие годы, Гитлер так и не продвинулся дальше среднего образования. После окончания школы он побывал в Вене, затем вернулся в Линц, где мечтал стать художником.
В 1913 году Гитлер переехал в Мюнхен. В феврале 1914 года он был проверен для австрийской военной службы, но был признан непригодным из-за недостаточной физической силы; но когда разразилась Первая мировая война, он обратился к баварскому королю Людовику III с просьбой разрешить ему служить, и через день после подачи этой просьбы ему сообщили, что ему будет разрешено присоединиться к 16-му баварскому резервному пехотному полку.