Абу али ибн сина авиценна вклад в биологию: Авиценна биография, вклад в медицину, годы жизни и ученики врача кратко

Содержание

Авиценна. Открытая биология

Авиценна

Авиценна (Ибн Сина) (16.08.980, Афшана, близ Бухары – 18.06.1037, Хамадан, Иран)   учёный, философ, врач, музыкант. Жил в Средней Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма.

Абу-Али аль-Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина   полное имя великого учёного и философа. Авиценна   его латинизированное имя. К десяти годам Абу-Али уже получил первоначальное образование, изучив Коран и словесные дисциплины. Овладев затем основами мусульманского права и математики, Абу-Али приступил к занятиям с приехавшим в Бухару учёным Абу-Абдаллахом ан-Натили. После этого он самостоятельно изучал физику, метафизику и медицину. Об Ибн Сине распространилась слава как об искусном враче.

В период между 1002 и 1005 Ибн Сина переехал в Гургандж и был принят на службу хорезмшахом Али Ибн Мамуном. Около 1008 безмятежная жизнь Ибн Сины сменилась серией скитаний по Хорасану и Табаристану.

Султан Махмуд Газневид направил к Али Ибн Мамуну посла с письмом, в котором приглашал (а фактически требовал) к себе находившихся при дворе хорезмшаха учёных. Ибн Сина отказался и покинул город. Скитания Ибн Сины завершились в Гургане (Джурджане). Здесь один из местных поклонников науки поселил учёного в специально купленном для него доме. В гурганский период творчества (1012 14) Ибн Сина, в частности, начал работать над  Каноном врачебной науки . Преследования Махмуда не прекращались, и Абу-Али вновь пустился в путь, который привёл его в Хамадан. В Хамадане (1015 24) свою научную деятельность он сочетал с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение правителя Хамадана Шамс ад-Даулы он получил должность везира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял компромиссное решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать учёного и вновь назначить своим министром.
Ибн Сина предложил свои услуги эмиру Исфахана Аля ад-Дауле. Пока учёный работал над  Книгой исцеления , тайна его сношений с исфаханским правителем была раскрыта. Ибн Сина был заточён в крепость. За четыре месяца, проведенных в заключении, Абу-Али написал три работы, в том числе  Трактат о Хайе, сыне Якзана . Ибн Сина находился ещё в неволе, когда Хамадан был взят войсками Аля ад-Даулы. После освобождения Абу-Али, переодевшись дервишем, выскользнул из города и направился в Исфахан. При дворе Аля ад-Даулы ему был оказан радушный приём.

Проведённые в Исфахане последние годы жизни (1024 37) были для Ибн Сины самыми плодотворными. Именно здесь он завершил свою энциклопедическую  Книгу исцеления  и создал другие важные философские произведения:  Книгу спасения ,  Книгу знания ,  Книгу указаний и примечаний ,  Восточную философию  и  Книгу справедливого разбирательства . Скитальческая жизнь в конечном счёте приблизила его смерть. Роковая болезнь (колики) у него началась во время неудачных для Аля ад-Даулы военных действий, которые тот предпринял против одного из газневидских полководцев.

Абу-Али умер, когда ему было 56 лет и 10 месяцев.

Ибн Сина был учёным, одержимым исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных ему отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли. Независимость суждений в науке у него вполне гармонировала с равнодушием к впечатлению, которое могла произвести на правоверных его склонность к чувственным наслаждениям.

Библиография трудов учёного насчитывает 276 названий. Центральное место среди них занимает  Канон врачебной науки . Это сочинение, в пяти книгах которого Ибн Сина обобщил и систематизировал как накопленные к его времени медицинские знания, так и собственный опыт практикующего врача.



 

Смотрите также: Математика, Английский язык, Химия, Биология, Физика, География, Астрономия.
А также: библиотека ЭОРов и образовательный онлайн-сервис с тысячами интерактивных работ «Облако знаний».

Абу Али ибн Сина

Биография

Дата рождения: 16 августа 980 года

Дата смерти: июнь 1037 года
Место рождения: Бухара
Направления: Средневековые деятели

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина — великий ученый, философ, врач, музыкант. Жил в Средней Азии и Иране, был врачом и визирем при разных правителях. Трактаты Ибн Сины были необычайно популярны на Востоке и на Западе, энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки» — обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей — была много веков обязательным руководством, в том числе в средневековой Европе.

Особенная область интересов — современные новости медицины, гомеопатия, народная медицина, изучение современных источников и рефератов по медицине. Через сто с небольшим лет после его смерти религиозные фанатики в Багдаде сожгут философские книги Ибн-Сины, а еще через несколько сотен лет в Европе после изобретения печатного станка напечатают огромные пять томов «Канона врачебной науки» — это будет второе печатное издание, сразу после Библии.

Авиценна родился в небольшом селении Афшана близ Бухары. В своей дошедшей до нашего времени биографии он писал: «Отец мой был из Балха и приехал оттуда в Бухару во дни правления саманида Нух ибн Мансура и занялся там работой в диване — канцелярии того времени. Его должность — управление Хармайсаном, центром одного из районов в окрестностях Бухары. В жены себе он взял девушку из Афшаны, одного из ближайших селений, мою будущую мать по имени Ситара — звезда. Там же и родились сначала я, а затем мой брат. »

Ибн-Сина принадлежал к населению Средней Азии, говорившему на языке фарси-дари. На этом языке он весьма часто писал короткие четверостишья — «для отдохновения души». . . »

Родителям Ибн-Сины нравилось имя Хусейн. Ими было решено назвать первого сына Хусейном, однако в благородных домах обычно давали сыну и кунью — почетное прозвище. «У моего мальчика непременно будет свой сын смеялся Абдаллах. Так пусть же не мучается мой мальчик Хусейн. Я уже дал имя его будущему сыну — это имя — Али.

Кунья будет Абу Али». Откуда было знать Абдаллаху, что напрасна эта затея. Не будет у Хусейна сына, и семьи у него своей не будет.

А будет он скитаться всю жизнь по караванным путям от города к городу, от правителя к правителю, дорога будет домом его, попутчики — его близкими. Маленький Хусейн был очень любопытным мальчиком. Слово «Почему?» — самое распространенное слово его лексикона. Когда Хусейну исполнилось пять лет, семья переехала в Бухару. Мальчика поместили в начальную мусульманскую школу — мактаб, где он проучился до 10 лет.

Хусейн был самым маленьким из пятнадцати учеников хатиба Убайда. Главы из Корана — суры — ученикам школы следовало читать по-арабски. Многие мальчики с трудом понимали арабский язык. Хусейн сразу подступил к учителю с вопросами, но на все вопросы получал ответ: «Учи Коран. Там на все есть ответы. «Одновременно Хусейн занимался с другим учителем, который обучал его грамматике, стилистике и арабскому языку.

Однажды маленький Хусейн сказал: «Я выучил весь Коран.

Теперь я могу задать вопросы?» Учитель сильно обиделся: «Коран учат долгие годы и редким мусульманам, знающим его наизусть, дают почетное звание — хафиз». «Значит я хафиз!» — немедленно последовал ответ мальчика. На достаточно пристрастном экзамене Хусейн рассказал все суры, не пропустив ни одного слова.

Так не знал Коран даже сам хатиб Убайд. С тех пор Хусейн больше не ходил в мактаб. К десятилетнему возрасту, то есть к 990 году, Хусейн заканчивает начальный, цикл своего образования. Он поражает всех памятью, цитируя полный текст Корана, и восхищает феноменальным знанием арабской литературы. С этого времени Ибн-Сина становится шейхом. Вот выдержки из его собственной биографии: «К десяти годам я изучил Коран и литературную науку и делал такие успехи, что все поражались».

Следует заметить, что выдающиеся способности мальчика были рано замечены. После достижения возраста десяти лет отец взял его из школы, и дальнейшее весьма полное образование подросток получил, занимаясь с приходящими на дом учителями.

Он усиленно изучал математику, физику, логику, законоведение, астрономию, философию, географию и медицину, особенно медицину.

Медицинские знания того времени, народная медицина стали одними из главных его интересов. Обстановка в семье способствовала духовному развитию юноши. Отец Ибн-Сины был человеком состоятельным и образованным, близок к течению исмаилитов (противников ортодоксального ислама), которые и сделали его своим последователем. Хотя Ибн-Сина не принадлежал к исмаилитам, но живо интересовался содержанием их проповедей. Возможно, от исмаилитов Ибн-Сина, воспринял свое критическое отношение к Корану.

Первый учитель преподававший Ибн-Сине философию и математику также принадлежал к этому течению — Абу Абдаллах ан-Натили. Учение шло столь успешно, что вскоре ученик не только догнал учителя, но и неоднократно ставил его в тупик. В автобиографии Ибн-Сина описывает такой случай: «Я дал такой анализ данного определения, подобного какому он не слышал. Он удивился мне, как только мог и после этого советовал родителю моему не занимать меня ничем, кроме наук.

…. То же самое произошло и с книгой Евклида: пять-шесть теорем я изучил при помощи учителя, а остальные — самостоятельно. Вскоре Натили уже оказался не в силах обучать меня. Он сказал: «Читай сам, решай теорему, а затем приходи ко мне и показывай итоги. Тогда я самостоятельно занялся изучением книг, причем при этом было много таких вопросов, которые он до того не знал и научился им от меня».

Медициной Ибн-Сина заинтересовался очень рано, и эта область постепенно занимала все большую область его интересов. Не имея еще 12 лет от роду, Ибн-Сина, согласно традиции, занялся ее изучением по совету знаменитого в то время врача и философа Абу Салаха ал-Масихи. «Затем я пристрастился к изучению науки врачевания, — говорится в автобиографии, — и стал читать книги, посвященные ей.

А медицинская наука не из трудных наук, и, конечно, я преуспел в ней особенно, причем в кратчайшее время так, что известные врачи того времени стали приходить ко мне за советом. Посещал я и больных, и в результате достигнутого мною опыта открылись передо мной такие врата исцеления, что это не поддается описанию. А было мне в это время шестнадцать лет».

Детально изучал медицину Хуссейн под руководством Абу-л-Мансура Камари, известного в то время бухарского медика, автора ряда научных трудов. Обучение у Камари продолжалось не долго, вскоре ибн-Сина быстро начинает заниматься самостоятельной практикой, становится настолько известным целителем, что его приглашают во дворец лечить тяжело заболевшего эмира Бухары Нуха ибн-Мансура.

Вот как об этом вспоминает сам Ибн-Сина: «Однажды эмир тяжело заболел, и врачи не могли определить его болезнь. Имя мое было им известно, и они рассказали эмиру обо мне и попросили вызвать меня. Я явился и участвовал вместе с ними в лечении и отличился на этой службе ему».

Чем болел эмир Бухары, и как его лечил Ибн-Сина, точно не известно, однако лечение настолько помогло, что Нух ибн-Мансур блистательный эмир Бухары благополучно правил еще год. В благодарность за излечение Ибн-Сина получил доступ в знаменитое книгохранилище Саманидов, Бухарскую библиотеку — одно из крупнейших и знаменитейших собраний книг того времени.

Сам ибн-Сина считал работу в Бухарской библиотеке важнейшим этапом в своем творческом развитии. В этот момент завершилось его образование и начался самостоятельный жизненный путь.

Библиотекой Саманидов Ибн-Сина пользовался несколько лет. Скорее всего именно во время работы в Бухарской библиотеке у него зародилась идея создать обобщающий труд по медицине, где можно было бы найти название болезни со всеми ее признаками, а также почерпнуть указание на то, отчего она возникает и как ее можно излечить.

Для этой цели Ибн-Сина делал необходимые выписки из различных книг, рефератов, периодически обобщал их. Так началась подготовка материала для «Канона врачебной науки» — основополагающим трудом, над которым Ибн-Сина работал долгие годы.

В 999 году умер отец — Абдаллах ибн Хасан, и на плечи Ибн-Сины легла забота о близких. К сожалению, к семье бывшего исмаилита власти относились с большим подозрением, положение Ибн-Сины было непрочно и даже опасно, и он принял решение переехать в Гургандж, столицу Хорезма.

К сожалению, до самой своей смерти Хуссейн не смог вернуться на родину, скитаясь по чужбине из одного города в другой. Он побывал у властителей Хорезма, Абиверда, Нишапура, Туса, Гургана, Рея, Хамадана, Исфагана, посетил множество городов и селений. Не раз он испытывал множество лишений, часто поднимался к вершинам власти, часто скатывался обратно, становился то великим визирем, то попадал в тюрьму, жил и в роскоши, и в нищете, но не на один день не прекращал творческой и научной работы.

После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 году Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Тут его стали называть «князем врачей». В 1008 году после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов.

В 1015—1024 годах. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность визира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.

После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца он был заточён в крепость. Последние четырнадцать лет жизни (1023—1037) служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла, где для него создали благоприятные условия для научной деятельности. Он был главным врачом и советником эмира, сопровождал его даже в военных походах. В течение этих лет Ибн Сина, подстёгиваемый критикой его стиля, обратился к изучению литературы и филологии. Также продолжал плодотворную научную работу. Завершил «Канон врачебной науки». Многие рукописи трудов, в том числе «Книга справедливости» («Китаб уль-инсаф») сгорели во время нападения на Исфахан газнийского войска. Во время одного из военных походов правителя Исфахана, у Ибн Сины открылась тяжёлая желудочная болезнь, от которой вылечить себя он не смог. Умер Ибн Сина в июне 1037 года, перед смертью продиктовав завещание незнакомцу. В завещании он дал указание отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.

Похоронили Авиценну в Хамадане у городской стены, а через восемь месяцев его прах перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее эмира.

Ибн Сина был учёный, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли.

Наследие

Книга исцеления

Написанный на арабском энциклопедический труд «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике. «Книга знания» («Даниш-намэ») также является энциклопедией.

Труды по медицине

Основные медицинские произведения Ибн Сины:

  • «Канон врачебной науки» (или Канон медицины, «Китаб ал-Канун фи-т-тибб») — сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмыслены и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Существует множество переводов «Канона врачебной науки» на латинский язык. В «Каноне» две книги из пяти посвящены описанию лекарственного сырья, лекарственных средств, способам их изготовления и употребления. Из 2600 лекарственных средств, описанных в «Каноне», 1400 — растительного происхождения.
  • «Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») — написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.
  • «Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).
  • «О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») — самый короткий трактат Ибн Сины.
  • «Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).
  • «Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).
  • «Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).
  • «Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») — описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.
  • «Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») — описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.
  • «Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).
  • «Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).
  • «Рисола-йи жудия» — описывается лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого, в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.

Оздоровительные упражнения

Ибн Сина писал в своём труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение физическим упражнениям — произвольные движения, приводящие к непрерывному, глубокому дыханию.

Он утверждал, что если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив эти занятия, он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Он советовал при занятиях учитывать возраст и здоровье. Высказывался о массаже, закаливании холодной и горячей водой.

Химия

В области химии Ибн Сина открыл процесс перегонки эфирных масел. Умел добывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия.

Астрономия

В астрономии Ибн Сина критиковал представления Аристотеля о том, что звёзды отражают свет от Солнца, утверждая, что звезды светятся собственным светом, однако полагал, что и планеты также светятся сами. Заявлял, что наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца 24 мая 1032 года. Однако современные ученые сомневаются, что он мог наблюдать это прохождение в указанное время в указанном месте. Он использовал это наблюдение для обоснования того, что Венера, по крайней мере иногда, в птолемеевской космологии находится к Земле ближе Солнца.

Ибн Сина написал также Компендиум Альмагеста, с комментариями на книгу Птолемея.

Находясь в Гургане, Ибн Сина написал трактат об определении долготы этого города. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которым пользовались Абу-л-Вафа и ал-Бируни, и предложил новый метод, состоящий в измерении кульминационной высоты Луны и её сравнении с высотой в Багдаде путём вычислений по правилам сферической тригонометрии.

В «Книге о способе, предпочитаемом другим способам при конструировании наблюдательного инструмента», Ибн Сина описал изобретённый им наблюдательный инструмент, который по его мнению, должен был заменить астролябию; в этом инструменте для уточнения измерений впервые применялся принцип нониуса.

Механика

Ибн Сина внёс значительный вклад в развитие теории вложенной (или запечатлённой) силы — средневековой теории движения, согласно которой причиной движения брошенных тел является некоторая сила (позднее названная импетусом), вложенная в них внешним источником. По его мнению, «двигатель» (рука человека, тетива лука, праща и т. п.) сообщает движущемуся телу (камню, стреле) некоторое «стремление», аналогично тому, как огонь передаёт тепло воде. В роли двигателя может выступать также тяжесть.

«Стремление» бывает трёх видов: психическое (у живых существ), естественное и насильственное. «Естественное стремление» является результатом действия тяжести и проявляется в падении тела, то есть в естественном движении тела, в согласии с Аристотелем. В этом случае «стремление» может существовать даже у неподвижного тела, проявляясь в сопротивлении неподвижности. «Насильственное стремление» является аналогом филопоновской движущей силы — оно сообщается брошенному телу его «двигателем». По мере движения тела «насильственное стремление» уменьшается из-за сопротивления среды, как следствие стремится к нулю и скорость тела. В пустоте «насильственное стремление» не изменялось бы, и тело могло бы совершать вечное движение. В этом можно было бы видеть предвосхищение понятия инерции, однако в существование пустоты Авиценна не верил. Ибн Сина попытался дать количественную оценку «насильственного стремления»: по его мнению, оно пропорционально весу и скорости движения тела.

Возможно, идеи Ибн Сины о вложенной силе стали известны на латинском Западе и способствовали дальнейшему развитию теории импетуса Буриданом и другими схоластами.

Философия

В понимании предмета метафизики Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за Аль-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе. Ибн Сина утверждает совечность мира Творцу. Творение в вечности Ибн Сина объяснял с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия. Космос делится на три мира: материальный мир, мир вечных несотворенных форм, и земной мир во всем его многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстаёт кульминацией процесса мышления.

К кругу мистических произведений Ибн Сины относятся «Книга о птицах», «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении».

Критика

Вокруг философских взглядов Авиценны велась острая борьба между сторонниками и противниками его идей.

Суфии резко выступали против рационализма Ибн Сины, ставя его философии в вину то, что она не дает возможности человеку приблизиться к Богу. Тем не менее многие из суфиев переняли философский метод Авиценны и его идею об эволюционном характере ступеней эманации по линии восхождения.

Мухаммад Аль-Газали в своей известной книге «Опровержение философов» пытался опровергнуть философию Ибн Сины во всех аспектах. Выступал против учения об изначальности и вечности мира и его атрибутов, поскольку это, по мнению Аль-Газали, приводит к дуализму, который противоречит монотеизму ислама. Аль-Газали отвергает также принцип эманации, согласно которому Бог творит мир не по собственной воле, а в силу естественной необходимости. Не разделял он также выдвинутых Ибн Синой идей о причинности и невозможность телесного воскресения.

Позже линию Аль-Газали продолжили мыслители XII века Мухаммад Шахрастани в своём труде «Китаб аль-Мусараа» и Фахруддин Рази. С защитой идей восточного перипатетизма в XII веке выступил Ибн Рушд в своей книге «Опровержение опровержения». Впоследствии взгляды Ибн Сины защищал Насир ад-Дин ат-Туси.

Психология

Ибн Сина разработал также своё собственное учение о темпераменте и характере человека. Согласно его учению, натура человека делится на четыре простых вида: горячая, холодная, влажная и сухая (что в современной психологии соответствует четырём темпераментам). Эти натуры не являются стабильными, а изменяются под воздействием внутренних и внешних факторов, таких как метеорологические условия и смена времен года. Изменения в жидкостях организма также могут корректировать натуру в соответствующем направлении. Кроме простых натур, Авиценна различал ещё четыре сложных натуры в зависимости от превалирования одной из четырёх жидкостей организма (крови, слизи, жёлтой или чёрной желчи).

Литература

Многие серьезные научные работы Ибн Сина писал в виде поэм, используя четверостишия. В такой форме написаны «Трактат о любви», «Трактат о птицах» и некоторые другие произведения. Есть среди его творчества и лирические стихотворные произведения — четверостишия и рубаи.

Основные литературные работы Ибн Сины — философская повесть-аллегория «Хай ибн Якзан», поэма из двадцати двустиший «Птица», «Саламан и Абсаль». Эти произведения и рубаи повлияли на развитие арабской, иранской и тюркоязычной литератур. В частности, классик ираноязычной поэзии XII века Омар Хайям называл Ибн Сину своим учителем.

Публикации сочинений

  • Ибн Сина. Даниш-намэ. Книга знания. — Сталинабад, 1957.
  • Ибн Сина. Канон врачебной науки: В 5 т. — Ташкент, 1956—1960.
  • Ибн Сина. Математические главы «Книги знания». — Душанбе, 1967.
  • Ибн Сина. Послание о любви. — Тбилиси: Мецниереба, 1976.
  • Ибн Сина. Избранное. — М.: Книга, 1980.
  • Ибн Сина. Избранные философские произведения. — М.: Наука, 1980.
  • Аль-Бируни, Ибн-Сина. Переписка. — Таш­кент: Фан, 1973.

Музыка

Авиценна писал также произведения по теории музыки, которые являются частями его энциклопедических работ:

  • «Свод науки о музыке» в «Книге исцеления»;
  • «Краткое изложение о музыке» в «Книге спасения»;
  • раздел о музыке в «Книге знания».

С теоретической точки зрения Ибн Сина, по средневековой традиции, относил музыку к математическим наукам. Он определял её как науку, изучающую звуки в их соотношениях и имеющую целью установление правил создания композиции. Исходя из учения Пифагора, он считал, что музыка подчинена числам и находится в тесной связи с ними.

Ибн Сина первый в истории подводит под музыкальную историю солидную научную базу, рассматривая музыку с позиций не только математики, но и социологии, психологии, поэтики, этики и физиологии.

Ибн Сина совместно с Аль-Фараби заложил основу науки о музыкальных инструментах, которая получила дальнейшее развитие в Европе в значительно более позднее время. Он дает подробную классификацию типов музыкальных инструментов, объясняет их строение. В шестом разделе «Книги знания» приводятся названия почти всех существующих инструментов с их описаниями. Труды Аль-Фараби и Ибн Сины по изучению музыкальных инструментов заложили основы инструментоведения как специальной области музыкальной науки.

Великий учёный также является изобретателем распространенного в Средней Азии смычкового инструмента — гиджака.

Память

  • В его честь Карл Линней назвал род растений семейства Акантовые — Авиценния.
  • В Таджикистане в честь Авиценны названы Таджикский государственный медицинский университет и горная вершина, ранее носившая название «пик Ленина».
  • В Душанбе в его честь названа площадь и установлен памятник работы азербайджанского скульптора Омара Эльдарова.
  • В июне 2009 года Иран подарил отделу Организации Объединённых Наций в Вене (Австрия) Павильон персидских учёных, размещённый на центральной площади Мемориала Венского международного центра. Павильон персидских учёных включает в себя статуи четырёх известных учёных: Авиценны, Бируни, Закарии Рази (Рейз), Омара Хайяма.
  • В селе Афшана в Узбекистане существует музей Авиценны.
  • В Бухаре в 1990 году открыт медицинский институт, названный в честь Абу Али ибн Сина.
  • В Риге, в парке больничного комплекса Гайльэзерс, в 2006 году был открыт памятник Абу Али ибн Сины работы скульптора Джалалиддина Миртаджиева.
  • Именем Ибн Сины назван астероид Авиценна, открытый 26 сентября 1973 года советским и российским астрономом Людмилой Ивановной Черных.
  • В честь Ибн Сины назван кратер на Луне.
  • В честь Ибн Сины названа программа Авиценна (Avicenna), созданная IBM для автоматического исследования кардиограмм и рентгеновских снимков молочной железы[20].

Именем Ибн Сины названы улицы:

  • в Самарканде,
  • в Бухаре,
  • в Усть-Каменогорске,
  • улица Ибн Сино в Уч-Кургане (Узбекистан),
  • улица Авиценны в Донецке.
  •  
  • Памятник Ибн Сине в Анкаре
  • Памятник Ибн Сине в Хамадане

В художественной литературе

  • «Абугалисина» (тат. Әбүгалисина) — повесть-сказка об Ибн Сине на татарском языке Каюма Насыри.
  • Ной Гордон в своём романе «The Physician» (1988), рассказывает историю молодого англичанина, обучающегося медицине, который выдаёт себя за еврея, чтобы учиться врачебному искусству у самого Ибн Сины, великого мастера своего времени.
  • В 2011 году испанский писатель Эсекьель Теодоро опубликовал роман «Рукопись Авиценны» («El Manuscrito de Avicena»), который воссоздаёт некоторые моменты из жизни персидского врача.

В кинематографе

  • В 2013 году вышел фильм Филиппа Штёльцля «Лекарь: Ученик Авиценны» («The Physician») по книге Н. Гордона.
  • Фильм «Авиценна» (1956), режиссёр Камил Ярматов.
  • Фильм «Юность Гения» (1982), снятый киностудиями Узбекфильм и Таджикфильм, посвящён детским и юношеским годам Авиценны. Режиссёр фильма Эльёр Ишмухамедов.
  • Иранский телесериал «Авиценна» («Bu-Ali Sina») 1987 года повествует о жизни учёного с детства до самой смерти.

Жизнь Ибн-Сины и его вклад в лекарственную терапию камней в почках

. 2012 г., сен; 6 (5): 339-45.

Пуйя Фариди 1 , Джамшид Розбех, Абдоали Мохагегзаде

принадлежность

  • 1 Научно-исследовательский центр традиционной медицины и истории медицины и кафедра традиционной фармации, фармацевтический факультет Ширазского университета медицинских наук, Шираз, Иран. [email protected]
  • PMID: 22976258

Бесплатная статья

Пуйя Фариди и др. Иран Дж. Почки Дис. 2012 Сентябрь

Бесплатная статья

. 2012 г., сен; 6 (5): 339-45.

Авторы

Пуйя Фариди 1 , Джамшид Розбех, Абдоали Мохагегзаде

принадлежность

  • 1 Научно-исследовательский центр традиционной медицины и истории медицины и кафедра традиционной фармации, фармацевтический факультет Ширазского университета медицинских наук, Шираз, Иран. [email protected]
  • PMID: 22976258

Абстрактный

Ибн-Сина (известный как Авиценна) — один из самых известных и влиятельных ученых в истории медицины. «Канон медицины», самая знаменитая его книга по медицине, представляет собой свод всех медицинских знаний того времени. Ибн-Сина написал в своей книге полный раздел о камнях в почках. Всего в «Каноне врачебной науки» упоминается 65 растительных, 8 животных и 4 минеральных лекарства как полезные для растворения, изгнания и профилактики камней в почках. Ибн-Сина представил очень продвинутую разработку лекарств, основанную на доставке лекарства, нацеливании на орган, отложении в месте действия, обезболивании, заживлении ран, клиренсе после действия и поддержке органа. Использование идей Ибн-Сины помогает ученым выбирать лучшие лекарства с историческим прошлым, чтобы снизить стоимость терапии и исследовательских проектов.

Похожие статьи

  • Лечение инсульта по описанию Ибн Сины (Авиценны) в «Каноне медицины».

    Заргаран А., Заршенас М.М., Карими А., Ярмохаммади Х., Борхани-Хагиги А. Заргаран А. и др. Int J Кардиол. 2013 15 ноября; 169 (4): 233-7. doi: 10.1016/j.ijcard.2013.08.115. Epub 2013 7 сентября. Int J Кардиол. 2013. PMID: 24063916

  • Ибн Сина (Авиценна). Историческая справка.

    Саррафзаде А.С., Сарафян Н., фон Гладисс А., Унтерберг А.В., Ланкш В.Р. Саррафзаде А.С. и соавт. Нейрохирург Фокус. 2001 15 августа; 11 (2): E5. doi: 10.3171/foc.2001.11.2.6. Нейрохирург Фокус. 2001. PMID: 16602678

  • Анализ исторических виньеток Ибн Сины в «Каноне медицины» о строении и функции сердечно-дыхательного аппарата.

    Мазенгеня П., Бхикха Р. Мазенгеня П. и соавт. Арх Иран Мед. 2017 июнь; 20 (6): 386-388. Арх Иран Мед. 2017. PMID: 28646848

  • Естественные методы лечения трещин в анусе, используемые традиционными персидскими учеными, Рази (Разес) и Ибн Сина (Авиценна).

    Дерахшанская АР. Дерахшан АР. Дополнительная альтернативная медицина на основе J Evid. 2017 апр; 22(2):324-333. дои: 10.1177/2156587216650302. Epub 2016 23 июня. Дополнительная альтернативная медицина на основе J Evid. 2017. PMID: 27279645 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Травмы позвоночника и их лечение согласно «Канону врачебной науки» Авиценны.

    Гаффари Ф., Насери М., Мовахед М., Заргаран А. Гаффари Ф. и др. Мировой нейрохирург. 2015 июль; 84 (1): 173-7. doi: 10.1016/j.wneu.2015.03.011. Epub 2015 13 марта. Мировой нейрохирург. 2015. PMID: 25772611 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Фитохимическая стандартизация, рецептура и оценка твердых желатиновых капсул для перорального применения из экстракта коры Pinus eldarica .

    Эсмаили С., Даяни Л., Тахери А., Золфагари Б. Эсмаили С. и др. Авиценна Ж Фитомед. 2021 март-апрель;11(2):168-179. Авиценна Ж Фитомед. 2021. PMID: 33907675 Бесплатная статья ЧВК.

  • Этнофармакологический обзор лекарственных растений, используемых народными целителями и травниками для лечения некоторых урологических заболеваний на Западном берегу реки Иордан/Палестине.

    Джарадат Н.А., Зайд А.Н., Аль-Рамахи Р., Алкуб М.А., Хусейн Ф., Хамдан З., Мустафа М., Кнейби М., Али И. Джарадат Н.А. и соавт. BMC Комплемент Altern Med. 2017 8 мая; 17 (1): 255. doi: 10.1186/s12906-017-1758-4. BMC Комплемент Altern Med. 2017. PMID: 28482898 Бесплатная статья ЧВК.

  • Как избавиться от исчислений?

    Рашеди Дж., Асгарзаде М., Махдави Пур Б., Банназаде Баги Х. Рашеди Дж. и др. Иран J Общественное здравоохранение. 2016 Октябрь; 45 (10): 1386. Иран J Общественное здравоохранение. 2016. PMID: 27957453 Бесплатная статья ЧВК. Аннотация недоступна.

Типы публикаций

термины MeSH

Личное имя как тема

Ибн Сина Философия и биография | Кем был Авиценна?

Курсы истории / Важные люди в мировой истории Учебное пособие Курс / Важные художники и литературные деятели в истории Глава

Мишель Мартин дель Кампо, Кристофер Мускато
  • Автор Мишель Мартин дель Кампо

    Мишель преподает композицию и литературу в колледже более 16 лет. Он имеет степень бакалавра Университета ДеПау и степень магистра Техасского международного университета A&M. Он работал педагогом, спичрайтером, гострайтером и фрилансером.

    Посмотреть биографию
  • Инструктор Кристофер Мускато

    Крис имеет степень магистра истории и преподает в Университете Северного Колорадо.

    Посмотреть биографию

Узнайте об Авиценне, также известном как Ибн Сина. Исследуйте философию Авиценны, прочитайте историю его жизни и откройте для себя книги и влияние Авиценны. Обновлено: 06.06.2022

Содержание

  • Кто такой Ибн Сина, также известный как Авиценна?
  • Книги Авиценны
  • Философия Авиценны
  • Краткое содержание урока
Шоу

Кто такой Ибн Сина, также известный как Авиценна?

Авиценна, который в исламском мире Ибн Сина , был очень влиятельным врачом и эрудитом. Он написал «Книгу исцеления» или «Лекарство» , энциклопедию философии и науки, и «Канон медицины» , один из самых известных медицинских текстов в истории. Он по праву считается одним из самых важных голосов Золотого века ислама . Его работы помогли сохранить и систематизировать большую часть знаний, утраченных в Европе в Средневековье, а его вклад в различные области помог сделать исламский мир центром интеллектуализма и исследований в его время.

История жизни Ибн Сины

История жизни Ибн Сины известна сегодня прежде всего благодаря его автобиографии, тексту, написанному учеником после смерти Ибн Сины.

Ибн Сина родился около 980 г. н.э. в селе Афшана на окраине Бухары на территории современного Узбекистана. Он родился во время Золотого века ислама, который длился с середины 7 века до 13 века. За это время художники и ученые из разных областей добились больших успехов в искусстве, литературе, науке и других областях, превратив мусульманский мир в интеллектуальный центр, в то время как в Европе продолжались Темные века. Ученые перевели основные произведения из Европы, Азии и Африки на арабский язык, чтобы сохранить их, а затем повторно перевели их на другие языки, такие как персидский и латинский.

Ибн Сина выучил Коран наизусть к десяти годам и вскоре превзошел своих учителей после того, как его обучили логике. Затем он изучил эллинистических философов, а к 16 годам захотел изучать медицину. По его собственным словам, он нашел предмет легким. Когда султан в Бухаре заболел, Ибн Сина нашел лекарство. В благодарность султан открыл ему королевскую библиотеку и познакомил с другими областями науки, что помогло Ибн Сине продвинуться в его исследованиях.

В возрасте 21 года Ибн Сина начал писать первый из более чем 400 текстов, носящих его имя. В течение следующих 36 лет он писал книги обо всем, от астрономии и физики до музыки и поэзии. Однако сегодня сохранилось лишь около 240 текстов.

Ибн Сина заболел коликами в 1037 году н.э. Пытаясь вылечить себя с помощью различных средств, он был отравлен порабощенным человеком, что ухудшило его состояние. Во время путешествия в Хамадан он умер во время Рамадана.

Книги Авиценны

При жизни Авиценны было выпущено около 450 книг. Однако почти половина утеряна, и сегодня выжило только 240 человек. Некоторые из его самых важных книг и вкладов в золотой век ислама касались медицины и философии.

  • Китаб аш-Шифа — Переводится как Лечение и иногда называется Книга исцеления , этот текст представляет собой энциклопедию науки и философии. Эта книга создана по образцу Аристотеля и разделена на четыре части, посвященные науке и метафизике. Этот текст часто называют началом современной эры медицины, и он продолжает служить источником вдохновения для медицинских работников.
  • Канун Фи Аль-Тибб — Также называется Канон Медицины , этот текст представляет собой энциклопедию, разделенную на пять книг. В отличие от The Cure , этот текст посвящен исключительно медицине и представляет собой сборник медицинских знаний исламского мира. Книга оказалась очень влиятельной не только в исламском мире, но и в Европе. В средние века Авиценна считался равным другим врачам, таким как Гален и Гиппократ.

Влияние Авиценны на медицину

Несмотря на то, что он писал и изучал множество предметов, Авиценну, возможно, больше всего помнят за его вклад в медицину. Канон медицины оказал влияние на научные и медицинские сферы Италии и Франции в XII веке. Что еще более важно, он предоставил европейцам почти полное хранилище медицинских знаний, собранных в исламском мире, в то время как Европа находилась во власти Средневековья. В то время как многие в Европе отказались от философии и науки в Средневековье, тексты, которые Авиценна и другие сохраняли и дополняли на протяжении веков, помогли Европе наверстать упущенное за гораздо меньшее время, чем потребовалось бы, если бы они заново открыли эти области самостоятельно. Ренессанс отчасти обязан своим существованием творчеству Авиценны.

Выводы Авиценны в тексте помогли разжечь дискуссии о медицине, которые в конечном итоге привели к развитию современной медицины. Canon печатался в Европе на протяжении сотен лет и продолжал оставаться основным текстом во многих университетах.

Философия Авиценны

Аристотель оказал огромное влияние на теории Авиценны, а философия Авиценны была сплавом греческой и исламской мысли. В то время как теории Аристотеля были представлены исламскому миру за столетия до его рождения, Авиценна объединил эти философии; настолько, что в исламском мире Авиценну иногда называют «Выдающимся Учителем» после того, как Авиценна назвал Аристотеля «Первым Учителем»9.0003

Его философия стремилась объединить всю философию; то, что раньше считалось невозможным. Он стремился критически оценивать мастеров, о которых читал в королевской библиотеке, глядя на них своими глазами, а не с точки зрения древних греков. Этот модернизированный взгляд также помог ему развить свои теории о природе души и отношениях между земным и небесным царствами. Он считал, что Бог находится в центре философии, в отличие от греческих философов, которые думали, что в центре находятся люди.

Краткое содержание урока

Авиценна, также известный как Ибн Сина , был средневековым ученым, изучавшим широкий круг областей в течение Золотого века ислама . Что касается философии, его больше всего помнят за применение греческой логики к исламскому богословию, на которое в молодом возрасте повлияли работы Аристотеля. В науке его лучше всего помнят за его вклад в медицину. Его тексты по медицине заложили основу современной медицины в исламском мире и Европе, став стандартными текстами на сотни лет. Два из этих текстов Книга исцеления или Лекарство и Канон медицины .

Сегодня сохранилась только половина произведений Авиценны. Однако он оказал огромное влияние на развитие науки и философии во всем мире и до сих пор изучается.

Чтобы разблокировать этот урок, вы должны быть участником Study.com.
Создайте свою учетную запись

Что Авиценна думал о Боге?

Авиценна считал, что Бог занимает центральное место в философии. Это противоречило тому, во что верили греческие философы, считавшие, что люди занимают центральное место в философии.

Почему Ибн Сину также называют Авиценной?

Ибн Сина известен на Западе как Авиценна. Ибн Сина — сокращенная версия его полного имени: Абу Али аль-Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина.

Кем был Авиценна и чем он занимался?

Авиценна был исламским ученым во времена Золотого века ислама. Он был эрудитом, написавшим сотни книг обо всем, от астрономии до поэзии.

Зарегистрируйтесь для просмотра этого урока

Вы студент или преподаватель?

Разблокируйте свое образование

Убедитесь сами, почему 30 миллионов человек используют Study.com
Станьте участником Study.com и начните учиться прямо сейчас.

Стать участником

Уже являетесь участником? Войти

Назад

Ресурсы, созданные учителями для учителей

Более 30 000 видеоуроков и учебные ресурсы‐все в одном месте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *