Просвещенный абсолютизм Екатерины 2, ее реформы (Таблица)
Понятие просвещенного абсолютизма — политика, сочетавшая принципы абсолютной монархии с некоторыми идеями французских просветителей, а именно введение монархической власти в рамки законности, а также забота монарха о подданных в соответствии с законами.
Просвещенный абсолютизм Екатерины 2
Реформы |
Год |
Цели |
Итоги |
Реформа Сената |
1763 |
Екатерина 2 хотела единолично управлять процессом написания законов |
Упорядочение структуры и полномочий, изъятие законодательных функций, сохранение их только за монархом. Сенат был разделен на 6 департаментов и стал главным судебным и административным органом |
Секуляризация церкви |
1764 |
Желание ослабить церковное влияния, увеличение налогооблагаемой базы, эффективность использования земель |
2 млн. монастырских крестьян и 9 млн. гектар церковных земель перешли в ведение коллегии экономии. Закрыто большинство монастырей (567 из 954) |
Денежная реформа |
1769 |
Стимулирование экономики, ликвидация недостатка финансов, решение проблемы транспортировки тяжелых медных денег |
Введение бумажных денег — ассигнаций. Открытие Дворянского и Купеческого банков. Созданы банки в Петербурге и Москве для выпуска ассигнаций и их обмена на эквивалент медных денег |
Ликвидация Запорожной Сечи |
1775 |
Реогранизация военных институтов, отмена свободных военных формирований |
После личного указа Екатерины 2 Сечь была расформирована, часть казаков ушли в Турцию и основали там Задунайскую Сечь. Часть оставшихся впоследствии была организована в Войско верных Запорожцев и за заслуги в русско-турецкой войне 1787-1791 восстановлена в правах и награждена землями на территории Кубани |
Губернская реформа и Судебная реформа |
1775 |
Усиление вертикали власти после восстания Пугачёва, создание выборных должностей, разделение функций административных и судебных органов |
«Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» В течении 10 лет происходило разукрупнение территорий на наместничества (губернии) и уезды по принципу численности налогооблагаемого населения (из 23 старых губерний к концу правления Екатерины 2 было выделено 51 новая). Часть судебных и административных должностей стали выборными, города — выделились в отдельную административную единицу |
Введение свободы предпринимательства |
1775 |
Стимулирование экономики, ликвидация волнений после крестьянской войны 1773-1775, начало правового определения купечества и мещан |
Манифест «о свободе предпринимательства» Отмена налогов на промыслы, монополий (откупов) на добычу некоторых ресурсов, разрешено кустарное производство. Купечество освобождено от податного налога и разделено на гильдии по объему капитала |
Полицейская реформа |
1782 |
Усиление вертикали власти, предотвращение волнений в городах |
Регламентирование иерархии и функций полиции в городах. Введение «Устава благочиния, или полицейского», согласно которому за населением устанавливался полицейский и церковно-нравственный контроль. Разделение городов на части и кварталы |
Таможенная реформа |
1782 |
Регулирование внешнеэкономических отношений. Борьба с контрабандистами. |
Отмена торговых монополий и существенное снижение пошлин. Учреждена Таможенная пограничная Цепь. После 1793 — полный запрет на ввоз товаров из Франции (из-за революции) |
Городская реформа (Является частью сословной реформы) |
1785 |
Определение правового статуса населения городов — купечества и мещанства |
«Грамота на права и выгоды городам Российской империи». Разделение населения города на 6 разрядов, введение на их основе выборных органов — общегородской и шестигласной думы |
Жалованная грамота дворянству |
1785 |
Закрепление старых и предоставление новых привилегий дворянам |
«Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» Освобождение дворян от налогов и воинской службы, предоставление неограниченного права владения имуществом и крепостными. Разрешение на проведение дворянских собраний и ведение родовых книг |
Образовательная (школьная) реформа |
1786 |
Популяризация общественного образования |
Cоздание системы образовательных учреждений — малых и главных народных училищ |
Хронологическая таблица
Дата | Событие | Содержание |
1755 | Открытие Московского университета | Роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры. |
1757 | Отмена внутренних таможен и пошлин | Внутренние таможни были ликвидированы на большей части территории страны, одновременно прекратился сбор 17 видов пошлин и сборов, обременявших внутреннюю торговлю. |
1763 | Сенатская реформа | Сенат был разделён на 6 департаментов, возглавляемых обер-прокурорами, во главе становился генерал-прокурор. Каждый департамент имел определённые полномочия. |
1764 | Секуляризация монастырских земель | Улучшилось положение бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и другие угодья, на которых до этого они отбывали барщину. |
1767 | «Наказ» Екатерины II | Сформулирована программа царствования Екатерины II, в которой впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы. |
30 июля 1767 | Начало работы Комиссии для кодификации законов | Ознакомление Екатерины II с мнениями и желаниями русского общества. |
1775 | Губернская реформа | Империя разделена на 50 губерний, во главе которых поставлены генерал-губернаторы. |
1775 | Отмена ограничений на ремесленное и мануфактурное производство | Теперь ремесленники могли производить те товары, на которые был спрос, на них не было наложено никакого ограничения со стороны государства. |
1785 | Вступление в силу Жалованных грамот дворянству | Закрепление за каждым потомственным дворянином свободы от обязательной службы, освобождение от государственных податей, сохранение права собственности на движимое и недвижимое имужество. |
«История России» (электронный ресурс) Политика просвещенного абсолютизма Екатерины 2 — Режим доступа: http://rhistory.ucoz.ru/publ/ekaterina_velikaja/politika_prosveshhennogo_absoljutizma_ekateriny_2/41-1-0-117 – Загл. с экрана.
«Мини энциклопедия» (электронный ресурс), Каталог статей, Просвещенный абсолютизм Екатерины II: цели, содержание, итоги — Режим доступа: http://www.wddb.ru/publ/plemena/prosveshhennyj_absoljutizm_ekateriny_ii_celi_soderzhanie_itogi/19-1-0-1199 – Загл. с экрана.
«Екатерина II — Википедия» (электронный ресурс), Екатерина II — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Екатерина_II – Загл. с экрана.
«БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ» (электронный ресурс), Екатерина II, Биография в самом кратком виде — Режим доступа: http://www.hrono.ru/biograf/bio_ye/ekaterina2.php – Загл. с экрана.
Абсолютизм
Абсолютизм
АБСОЛЮТИЗМ Среди «измов»-неологизмов, популярных с 18 века, «абсолютизм» является одним из последних. Как богословский термин он был известен еще в
середине 18 века в Англии, но как политическое выражение оно не использовалось до изменений в языке, которые произошли в ходе Французской революции. Но только после восстановления абсолютной монархии в Испании (1823 г.) «абсолютизм» стал широко использоваться в качестве политического лозунга по всей Европе. Различные английские, французские и немецкие энциклопедии свидетельствуют о быстром распространении политического неологизма «абсолютизм», быстро распространившегося с середины 1820-х гг.
К 1830 г. он вошел в политическую семантику Европы. Подобно другим чеканкам на тему «изма», лозунг «абсолютизм» не имел точного определения, и различные политические школы использовали его как полемический лозунг.
Либералы использовали этот термин наиболее эффективно, утверждая, что непримиримая борьба бушевала между двумя политическими системами со времен Американской и Французской революций, борьба абсолютизма и конституционализма. В либеральном восприятии абсолютизм не ограничивался одной формой правления. Французы ре Революция показала, что политической свободе угрожал не только монархический абсолютизм, но и демократический абсолютизм. Вследствие опыта якобинского террора и конституционной фиксации на «принципе монархии» после Карловарских декретов (1819 г.), либеральная критика абсолютизма имела тенденцию быть промонархической и антидемократической в течение 1820-х и 1830-х годов.
Этой либеральной концепции особенно противостояли в Германии правые политические мыслители Реставрации. Немецкий дискурс в этом вопросе в основном находился под влиянием Дж.Х. де Местр, Л.Г. де Бональд, А. Мюллер и К.Л. фон Халлер. Его антилиберальные принципы были особенно освещены в Германии в Berliner politsches Wochenblatt (1831-1841). Абсолютизм был представлен здесь как следствие замены Просвещением христианства как общепризнанного источника прав концепцией просвещенного естественного права. Считалось также, что абсолютизм является следствием подъема современной централизованной системы. е государство с XVI века и разрушение средневекового гражданского порядка, основанного на четких иерархиях и сословиях. Согласно этой правой интерпретации абсолютизма, Французская революция не ставила целью отмену абсолютизма как такового, скорее, возникли трения между монархом и народом по поводу абсолютного суверенитета. Возводя «республиканизм», наполеоновский «империализм» и «конституционализм», французы просто заменили монархический и министерский абсолютизм диф. различных разновидностей «либерально-абсолютной системы представительства».
Эта христианско-романтическая концепция абсолютизма демонстрирует, что антиконституционализм не обязательно является абсолютизмом, как представляли себе либералы. Кроме того, Реставрация с христианско-романтической точки зрения означала не возврат к дореволюционной системе абсолютной монархии, а скорее преодоление ее слабостей. Романтические критики абсолютизма во время Реставрации и либералы согласились с вопросом об априорном праве как основывается либо на христианстве, либо на просвещенном естественном праве. Однако либералы пытались преодолеть абсолютизм с концепцией развития конституционализма, тогда как христиане-романтики эпохи Реставрации цеплялись за отсталую концепцию утопии, коренящуюся в возрожденном христианстве и сословной монархии, основанной на средневековых социальных концепциях. Точное определение «абсолютизма» в отличие от «деспотизма» оставалось трудным как для либеральных взглядов, так и для радикально-демократической или консервативной интерпретации абсолютизма. Несмотря на различные попытки провести четкую границу между двумя терминами «деспотизм» и «абсолютизм», в общем употреблении семантическая дифференциация не была резко выражена.
Возросшая озабоченность по поводу пауперизма и подъем рабочего движения побудили сенсимонизм и часть гегелевской школы внести в политические дебаты новый аспект, выходящий за рамки преобладающего конституционного дискурса и расширивший его за счет «социального вопроса». Либералы увидели восстание пролетариат как потенциальную основу новой опасной формы абсолютизма. В 1828 году Шарль де Ремюза увидел двойную угрозу либерализму в «теологическом или промышленном абсолютизме», а накануне революции 1848 года либеральная буржуазная Deutsche Zeitung опасалась возможной «связи между абсолютизмом и пролетариатом». Либералы в церкви Святого Павла яростно критиковали требование радикалов о всеобщем избирательном праве, указывая на недавний опыт французской истории. она помогла разрушить свободу и сделать возможным абсолютизм Наполеона. По словам Стефана Борна, либералы придумали новый лозунг «рабочий деспотизм», который быстро распространился во Франции и Германии в 1848 году.
Однако эта полемика уже не была антиконституционной. В 1820-х и 1830-х годах бушевала полемика между либеральным конституционализмом и консервативным антиконституционализмом, но в 1840-х и особенно с 1848 года консенсус в отношении конституционализма существовал прежде всего. политические разногласия, и дискуссия перешла к методу институционализации конституционализма. Всеобщее признание конституционализма как политической парадигмы означало конец либеральной монополии на толкование значения конституционализма и положило начало новому дискурсу по конституционным вопросам. В этом контексте значение терминов «абсолютизм» и «деспотизм» изменилось как отражение современных событий во Франции и Германии. В 1868 году Прево-Парадол в La France nouvelle нападала на плебисцитарий Наполеона III бонапартизма как на «демократический деспотизм», а в Пруссии либеральные конституционалисты осуждали консервативный конституционализм как абсолютизм. В 1858 г. либерал Л.К. фон Эгиди в Preussische Jahrbücher осуждалась форма консерватизма, теоретически поддерживаемая Ф. Дж. Шталем, которая санкционировала «княжеский абсолютизм в соответствии с конституционными формами».
В то время как термин «абсолютизм» оставался широко используемым уничижительным политическим лозунгом в западноевропейском политическом дискурсе, особенно во Франции и Англии, в Германии он уже стал историческим термином и подвергся переоценке с 1830-х годов. Это различие в значении возникло в результате распространения философской системы немецкого идеализма Шеллинга, Гегеля, Краузе, которые считали центральной философской проблемой вопрос о появлении в истории «абсолютного» (Бога, абсолютной субстанции). Особенно после того, как Гегель представил государство как явление «абсолютного», историческая эпоха абсолютной монархии стала рассматриваться как ранняя форма современного государства. В конце 1830-х годов уже сложилась самодостаточная гегелевская историческая концепция абсолютизма как первой фазы современного «государственного строительства» (9).0012 Staatsbildung ), которую Гегель специально отличал от французской «истории третьего сословия» и «парламентской истории» вигов как исторической концепции немецкого варианта национального государства. После революции 1848 г. национал-либералы и прусская школа историков популяризировали по всей Германии гегелевскую интерпретацию исторического абсолютизма. Но только на рубеже 20-го века ранние исследования абсолютизма обрамили дискуссию об исторической концепции «эпохи абсолютизма» в общепринятых сегодня терминах.
Райнхард Бленкнер
Библиография
Бэнкнер, Рейнхард «Абсолютизм» и «современное государство»: Eine begriffsgeschichtliche Studie zur Geschichtswissenschaft und zur poli tischen Theorie in Deutschland 1830 bis 1890 Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1993.
Бонни, Ричард «Абсолютизм: что в имени?» История Франции I (1987) 93-117.
Дюбуа, Жан Le vocabulaire politique et social en France de 1869–1872 Paris: Librairie Larousse, 1962.
Гро, Дитер «Cäsarismus» в: Geschichtliche Grundbegriffe O.Brunner, W.Conze, R.Koselleck (ред.) Stuttgart: Klett, 1972.
Мёнх, Бернхард «Der politische Wortschatz der französischen Restauration in Parlament und Presse» Дисс. Фил. Бонн, 1960 год.
Рихтер, Мелвин, «Абсолютизм» в: Энциклопедия политической мысли Блэквелла Д. Миллер (ред.) Оксфорд: Бэзил Блэквелл, 1987.
Вирхаус, Рудольф, «Абсолютизм» Марксизм, коммунизм и западное общество Нью-Йорк: Herder & Herder, 1972, I.
jgc пересмотрел этот файл (http://www.cats.ohiou.edu/~chastain/ac/absoluti.htm) 9 сентября 2004 г.
Пожалуйста, присылайте комментарии и предложения по электронной почте на адрес [email protected].
© 1998, 2004 Джеймс Честейн.
Абсолютисты | Энциклопедия Первой поправки
Судьи Хьюго Л. Блэк и Уильям О. Дуглас, двое мужчин в крайнем левом углу этой фотографии судей Верховного суда в 1946 году, разработали и разделили абсолютистский подход к свободам, закрепленным в Первой поправке. Абсолютистский подход утверждает, что права, закрепленные в Первой поправке, неизменны. Этот подход отличается от уравновешивающего подхода к Первой поправке, который взвешивает свободы Первой поправки с другими конкурирующими интересами. (Фото AP, использовано с разрешения Associated Press.)
Абсолютисты считают, что формулировка «Конгресс не должен издавать законы» в Первой поправке означает, что ни федеральное правительство, ни правительства штатов не могут принимать законы, ущемляющие права личности на религию, свободу слова, прессу и ассоциации. Кроме того, с этой целью эти права никогда не должны зависеть от других социальных ценностей.
Блэк и Дуглас разработали абсолютистский подход к Первой поправке к Конституции
Судьи Хьюго Л. Блэк и Уильям О. Дуглас разработали и разделили абсолютистский подход к свободам, закрепленным в Первой поправке. Чтение судьей Блэком истории Билля о правах убедило его в том, что авторы имели в виду буквально то, что они написали, и что ограничения на правительство, содержащиеся в Первой поправке, неизменны.
Текстуализм Блэка проистекает из его подозрений относительно власти судей, чувств, уходящих корнями в попытки консервативного Верховного суда отменить большую часть законодательства Франклина Д. Рузвельта «Новый курс» в 1930-х годах, когда Блэк был сенатором США.
Даже при абсолютизме Блэк все еще считал некоторые слова незащищенными
Несмотря на свою ярую защиту абсолютистской позиции, Блэк все еще проводил различие между речью, которую Конституция недвусмысленно защищает, и экспрессивным поведением, которое не защищено; некоторые слова настолько тесно связаны с действием, что их не следует защищать, например, ложный крик «огонь» в переполненном театре. Более того, когда Блэк не нашел в Конституции формулировки, явно защищающей заявленное право, — например, требования о конфиденциальности, как в деле Гризуолд против Коннектикута (1965) — он утверждал, что должны применяться только минимальные гарантии надлежащей правовой процедуры.
Блэк также выразил несогласие в знаменательном деле о выступлении Тинкер против Независимого школьного округа Де-Мойна (1969 г.), утверждая, что школьным властям должно быть разрешено наказывать учащихся за ношение черных нарукавных повязок.
Дуглас думал, что все выражения защищены
Дуглас согласился с Блэком в отношении абсолютных гарантий Первой поправки, но отверг его буквализм. Как утверждал Дуглас в деле Рот против Соединенных Штатов (1957): «Первая поправка, ее абсолютный запрет, была разработана, чтобы помешать судам, а также законодательным органам сопоставлять ценность слова с молчанием».
По его мнению, Конституция запрещает судам и законодательным органам сокращать любые формы выражения, включая материалы откровенно сексуального характера. Дуглас опасался, что запрет на любое выступление сдвинет Билль о правах с защиты личной свободы на социальное соответствие, навязываемое государством.
Некоторые абсолютисты оставляют за собой неограниченные права только для политической речи
Некоторые ученые, в том числе Александр Мейкледжон, отстаивают абсолютистскую позицию на том основании, что только беспрепятственное выражение политически значимых мнений и идей может гарантировать разумное самоуправление демократического народа. Однако они проводят четкую границу между речью, касающейся политических тем и проблем, и другими формами литературного, философского или художественного выражения, предоставляя им меньшую защиту.
Другие указывают на историю ограничения государством свободы слова и прессы, особенно в военное время, которое имело тенденцию не защищать национальную безопасность, а защищать государственных чиновников от публичной критики. Они выступают за абсолютистскую позицию для защиты непопулярных меньшинств или точек зрения в периоды репрессий.
Критики абсолютизма отстаивают балансирующий подход
Критики абсолютистского подхода утверждают, что Первую поправку следует толковать в рамках всей Конституции. Многие права, гарантируемые Биллем о правах, могут прямо противоречить другим; примирение этих конфликтов — вот что такое политика, особенно судебная политика.
Критики обычно выступают за уравновешивающий подход, утверждая, что суды должны взвешивать конкурирующие общественные и индивидуальные интересы в беспрепятственном выражении против законных социальных и индивидуальных интересов в защите от непристойности, реальных угроз причинения вреда и подстрекательства к неминуемым противоправным действиям.