А с пушкин в каком веке жил: В каком веке жил Александр Сергеевич Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837), поэт, прозаик, драматург. Родоначальник новой русской литературы, с. Красный Яр, с. Старая Бинарадка

Литературная страница
«Пушкинская кибитка»

Есть определенная категория путешественников, которые хотят совместить два любимых вида деятельности: туризм и чтение.

Мы предлагаем Вам «литературный» вариант, связанный с писателями, когда-либо жившими и творившими в этих местах.

Красноярский район, имеющий интересную историю, привлекателен тем, что здесь бывали и жили известные писатели и поэты России. Среди красноярцев есть литераторы, популярные не только в районе, но и в Самарской области.

В селе Большая Каменка еще сохранились дома, в которых проживали герои романа А.Я. Дорогойченко. Здесь был писатель Я. Гашек.

Красноярская земля памятна пребыванием на ней А.С.Пушкина, Г.Р. Державина, М. Горького, И.А. Второва, Я.М. Тисленко, И.Г. Булкина, А.С. Неверова, И.А. Арсентьева. Поэтому, появление экскурсии «Литературные места Красноярского района» или «Пушкинская кибитка», совсем не удивительно. К услугам туристов, гостей, приезжающих в наш район: красоты сел, деревень и интересная познавательная прогулка по местам действия популярных произведений писателей. Кроме того, Вам покажут достопримечательности, так или иначе связанные с жизнью М. Горького, Оренбургский тракт, по которому ехал А.С.Пушкин, а также предложат смешанные экскурсии, в течение которых можно увидеть и то и другое.

Гаврила Романович Державин

В 1773 году Самарский край оказался охваченным пламенем крестьянской войны. Следствие по делу сдачи Самары пугачевцам вел сотрудник следственной комиссии Г.Р. Державин, будущий великий русский поэт. Во время работы в Самарском уезде следователь Гаврила  Романович  в январе 1774 года приезжал в село Красный Яр, жители которого поддержали восстание, встретили пугачевцев хлебом-солью.

Пушкин Александр Сергеевич

Через 60 лет после крестьянской войны Красноярскую землю посетил другой великий поэт, любимый ученик Державина, родоначальник новой русской литературы – А. С. Пушкин. В 1833 году Александр Сергеевич получил разрешение от  Императора  Николая I на поездку в Казань и Оренбург для  обозрения  тех мест, где происходили главные события пугачевского восстания. Оренбургский тракт,  по которому  совершал поездку Пушкин,  проходил   через Красный Яр Самарского уезда.

На тот период село причислялось к разряду калмыцких поселений и здесь была заброшенная  крепость.   Оренбургский  тракт проходил мимо Красноярской крепости. В селе Красный Яр, рядом с бывшей крепостью,  сегодня находится улица Оренбургская.

16 сентября 1833 года поэт был проездом в с. Красный Яр.   Пушкин прекрасно описал оборонительную  крепость устами Петра Гринева в своей «Капитанской дочке»:
… «Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика. «Недалече, – ответил он. – Вон уж видна. Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесённые снегом; с другой стороны скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными. «Где же крепость?» – спросил я с удивлением. – «Да вот она», – ответил ямщик, указывая на деревушку, и с этим словом мы в нее въехали. У ворот увидел я чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частью покрыты соломою»…
Собирая материал о пугачевском бунте, также по пути в Оренбург поэт посетил Новосемейкино и Старую Бинарадку.  В записной книжке поэта имеется запись о том, что он останавливался в Старой Бинарадке 16 сентября 1833 года.

Также поэт писал:  «Нынче калмыки так обрусели, что готовы с живого шкуру содрать. Слова мордвина.16 сентября» [XVII, 294]. Это заметка всеми авторами, приводившими ее, до сих пор по существу не объяснялась. Читатель не получал ответа на вопросы: о каких калмыках идет речь? Почему об их обрусении говорится с иронией? Каким образом калмыками затрагивались интересы крестьян-земледельцев, к которым относилась и мордва?

Попытаемся дать ответы на эти вопросы.

В рассматриваемой записи речь идет о, так называемых, ставропольских крещеных калмыках, которые в 1737 году были правительством переселены с Нижней Волги на Среднюю на территорию, ограниченную реками Волгой, Большим Черемшаном, Кондурчой и Соком. Для крещеных калмыков построен город Ставрополь (ныне Тольятти), ряд слобод. Калмыки были включены в состав иррегулярного войска. Чиновники и духовенство проводили политику обрусения. Была поставлена задача, приучить крещеных калмыков к оседлой жизни, земледелию. Но эта задача решена не была.

Калмыки продолжали заниматься кочевым скотоводством, а часть земли отдавали в аренду крестьянам окружающих русских и мордовских селений, нуждающимся в земле. В XIX веке в степи пришли из городов и других мест крупные арендаторы, арендная плата стала расти. Это вызывало недовольство крестьян близлежащих селений, которые издавна привыкли пользоваться землей соседей-калмыков за низкую плату. Возникают конфликты у крестьян с калмыками. Эти отношения отразились в словах мордвина, записанных Пушкиным. «Слова мордвина» заинтересовали Пушкина своей парадоксальностью как образчик живой народной речи, включающей в себя поговорку.

Заметка эта сделана, по-видимому, в мордовском селении, стоявшем на большой дороге, на территории калмыцкого поселения. 16 сентября поэт проехал через два таких селения-деревни Еремкино и Старая Бинарадка (ныне села Новое Еремкино Ставропольского района и Старая Бинарадка Красноярского района Самарской области). В одном из этих селений Пушкин и сделал рассматриваемую запись; в своем творчестве он ее не использовал.

Автор надеется, что поставленные в статье вопросы, выдвинутые версии и гипотезы будут способствовать росту интереса к изучению пушкинских поволжских заметок в дорожной записной книжке 1833 года – этой небольшой, но дорогой нам, волжанам, части наследия великого Пушкина. Пушкинские строки, в которых упоминаются в связи с событиями российской истории, Волга, волжские города Казань, Саратов, Смоленская гора в Симбирске, самарское село Смышляевка, всегда будут волновать сердца волгарей.

Иван Алексеевич Второв

И. А. Второв по праву считается первым самарским литератором. Именно его сочинения в конце XVIII века стали первыми опубликованными произведениями самарского автора. Он родился 1 (12) июня 1772 года в сельце Ласкаревка Бузулукского уезда Оренбургской губернии (ныне это Борский район Самарской области). Отец, Алексей Андреевич, регистратор почтового правления в Оренбурге, мать, Акулина Ивановна, родом из обедневших дворян. Десяти лет Иван почувствовал непреодолимую склонность к наукам, образованию. Читал с жадностью все книги, которые попадались ему. Изучал словесность, историю, географию, физику, французский язык. Из прочитанных книг Второв делал выписки. Это вошло в привычку на всю жизнь. Иван Алексеевич не пропускал новинок литературы, посещал публичные лекции профессоров. Он стал одним из образованнейших людей своего времени.

При этом, как многие дворяне, он служил секретарем уездного суда в Самаре, уездным стряпчим в Ставрополе и вновь в Самаре дворянским заседателем нижнего земского суда, а затем уездным судьей. Это был образованный, неподкупный чиновник. Редкий в Самаре, да и вообще в России случай: судья не брал взяток и вершил дела по закону…

В 1806 году Иван Алексеевич женился на Марии Васильевне Милькович, дочери ставропольского предводителя дворянства, получившей в приданое часть родового имения при сельце Екатериновка Самарского уезда.

В 1812-1814 годах, во время Отечественной войны, Второву пришлось по должности судьи исполнять обязанности городничего и уездного предводителя дворянства. В Самаре находились более ста пленных из французской армии, в том числе 18 офицеров. Второв как городничий заботился об их содержании, относился к ним гуманно, образованных офицеров даже приглашал к себе в дом. В день отбытия из Самары в июне 1814 года пленные горячо благодарили самарского городничего…

По отношению к власти Второв был настроен критически. В 1820 году он сделал в дневнике запись: «Кровью обливается сердце, видя ужасный разврат и несправедливость гражданского управления. Кто же управляет? Невежи, грабители, эгоисты…» С 1816 года и до отставки в 1834 году Иван Алексеевич служил приставом при самарских соляных магазинах Илецкого соляного правления. В его доме в Самаре часто бывали образованные чиновники Илецкого соляного правления. С ними он частенько обсуждал литературные дела. Сам Второв писал очерки и стихи в духе русского сентиментализма. Свои сочинения он подписывал лишь инициалами и криптограммами, но почти всегда указывал места, где были написаны публикуемые произведения — Самара, слобода Царево-Курганская, деревня Чувашская Токмакла… Для него важно было не литературное имя, а чтобы читатели больше узнали о Самарском крае. И сегодня самарскому читателю интересно познакомиться с его очерком «Царев Курган», написанным в 1798 году. Второв описал замечательный памятник природы в его первозданном виде — теперь, увы, невозвратно утраченном…

Главную литературную ценность представляет дневник Второва, который он вел более пятидесяти лет — с 1792 по 1843 год. В нем описаны и встречи с известными современниками. Второв много путешествовал, бывал в Москве, Петербурге, Астрахани, посещал нижегородскую ярмарку, часто выезжал в Ставрополь, Симбирск, Казань, Оренбург и везде добивался знакомств с литераторами и учеными. Второв был знаком с Карамзиным, Жуковским, Гнедичем, Дельвигом, Лобачевским. Встречался он и с Пушкиным. Произошло это 26 ноября 1827 года в Петербурге, в доме А. А. Дельвига. После этой встречи он оставил запись в дневнике: «Я пошел уже во 2 часу к барону Дельвигу. У него застал я Ф.В. Булгарина и Александра Сергеевича Пушкина. В беседе их просидел я до 3-х часов. Последнего желал давно видеть и видел маленькую белоглазую штучку, более мальчика, нежели мужа, и ветреного шалуна по физиономии, но его шутки, рассказы и критика совершенно поэтические…»

В 1835 году Второв переехал из Самары в Казань. Свой деревянный на каменном фундаменте дом с двумя флигелями он продал одному из купцов. Дом этот сгорел во время пожаров 1848 и 1850 годов. Ныне на месте усадьбы первого самарского литератора — территория завода клапанов. Свою богатейшую библиотеку Второв перевез в Казань. Перед смертью он завещал ее сыну Николаю, а тот, уезжая в 1844 году в Петербург, подарил ее Казанскому губернскому правлению для устройства публичной библиотеки…

Иван Иванович Дмитриев

(10.09.1760 – 3.10.1837)

Государственный деятель, русский поэт, баснописец.

Родился в родовом имении в селе Богородское (ныне Троицкое Сызранского района). Второе имение Дмитриевых на самарской земле находилось в селе Успенское (ныне Старый Буян).

После переезда Дмитриевых в Москву, Иван Иванович появлялся в родных местах на короткое время. Значительный интерес для краеведов представляют воспоминания Дмитриева «Взгляд на мою жизнь».

Яков Михайлович Тисленко

(1885 – 2.10.1921)

Поэт. Родился в селе Хорошенькое Самарского уезда в бедной крестьянской семье. Трехклассную школу окончил за два года. Свое первое стихотворение Яков написал в 14 лет. Затем судьба его занесла в город Бузулук, где он устроился мальчиком у купца в лавке. В 1900 году в газете «Бузулукский вестник» было напечатано первое его стихотворение. Осмелев, отправил свои стихи в столичный журнал «Русское богатство», где в то время работал В. Короленко.

Тисленко начинает печататься в столичных журналах «Русское богатство», «Нива», «Пробуждение», «Новая жизнь». Воспоминания о безрадостном детстве, быт деревенской бедноты наполняют его стихи грустными нотами. Единственная отрада для поэта – родная природа.

В Самаре печатался в газетах «Волжский день», «Волжское слово», в «Самарской газете для всех».

Своим участием в большевистской легальной газете «Прибой» не только заявил о революционных настроениях, но – в какой-то мере – поставил себя в центр местной литературной общественности.

Яков Михайлович пользовался большим авторитетом в литературной среде.

В 1916 году Тисленко выступил с предложением создать «Самарское общество любителей литературы и искусства».

Для начала он стал устраивать у себя дома литературные пятницы. Здесь каждую неделю читали новые стихи, рассказы, пели, музицировали. Вскоре пятницы стали именоваться кружком «Звено». В квартире Тисленко бывали Неверов, Степной – Афиногенов, Яровой, Дорогойченко, Вольнов, Скиталец. Кружок собирался до 1920 года, когда почти все участники его вошли в секцию литераторов Дома печати.

С 1917 по 1921 поэт жил в доме N79 по ул.Саратовской.

Но, к сожалению, недолго прожил Яков Тисленко. Он умер в голодном 1921 году, так и не успев издать хотя бы единственный сборник стихов. Все, чем мы располагаем, – это стихи в газетах и журналах, которые с каждым годом все труднее разыскать.

Иван Гурьянович Булкин

(24.07.1912 – 20.01.1943)

Поэт, уроженец с. Шилан. В 1929 году — рабочий завода им. Масленникова, участник заводского литературного кружка.

Печатался в краевых и городских газетах и журналах. Как поэт находился под влиянием соцреалистических опытов  В.Маяковского. На 1-м краевом съезде писателей Средней Волги  И.Машбиц-Веров назвал его одним из 4-х заслуживающих внимания молодых поэтов. В 1943 году  Булкин погиб при освобождении Ставрополя.

Его именем названы улицы в Ставрополе и Самаре.

В 1971 на любительской киностудии ЗИМа снят фильм о Булкине «Подвига след» (авторы С. Якубович, Н. Забегалов, Ю. Гоголев).

Алексей Яковлевич Дорогойченко

(01. 03.1894 – 20.11.1947). Поэт, прозаик.

Один из руководителей российского общества крестьянских писателей. Родился в мордовском в селе Большая Каменка Самарской губернии (ныне Красноярского района Самарской области) в бедной крестьянской семье, состоящей из 11 человек. Алексей Яковлевич учился сначала в родном селе в двуклассной школе.

После окончания школы по совету учителей в 1908 году он поступает в учительскую семинарию в местечке Ровное Саратовской губернии. После семинарии работал учителем сначала в Саратовской губернии, а затем в Большой Каменке. В это время он увлекается политической литературой, ведет антирелигиозную пропаганду среди населения. За это его увольняют из школы.

В 1914 году способному юноше посчастливилось поступить в Петербургский университет. Через год он перевелся в Московский. В 1916 году, со второго курса, его демобилизовали в армию, где он заболел брюшным тифом. Его признают негодным к строевой службе и направляют на Юго – Западный фронт корректором армейской газеты. В Октябрьские дни 1917 года Дорогойченко возвращается в родные места, принимает активное участие в установлении Советской власти на Средней Волге.

В апреле 1919 года Дорогойченко был принят в Коммунистическую партию.

После этого вступил добровольцем в Красную Армию.

После окончания гражданской войны оружием Алексея Яковлевича стало острое перо журналиста – редактора ряда периодических изданий. Первые произведения Дорогойченко появились в печати в конце 1917 года и начале 1918 года в самарских газетах «Приволжская правда», «Солдат, рабочий и крестьянин» и некоторых других. Творчество писателя тесно связано с жизнью советского крестьянства. В 1919 – 1920 годах вышли первые книги Дорогойченко – сборник рассказов «Два мира», сборник стихов «Боевые песни красноармейца» и «Радость труда».

В августе 1920 года Алексей Яковлевич был направлен в Москву для работы в центральной печати. Он заведовал литературным отделом газеты «Правда». В 1923 году вышли сборники «Земные небеса» и «Иная деревня». Наиболее значительным произведением Дорогойченко является роман «Большая Каменка», вышедший в 1927 году. «Большая Каменка» — вершина творчества Алексея Яковлевича Дорогойченко, одно из первых в нашей литературе крупных произведений о советской деревне. В 1930 году напечатана первая книга его нового романа «Живая жизнь». В 1934 году в связи с ухудшением здоровья, Дорогойченко, поселяется в городе Кисловодске. В связи с прорывом гитлеровских войск на Северный Кавказ, Алексей Яковлевич в августе 1942 года эвакуировался в Узбекистан и поселился в Ташкенте. После освобождения Кисловодска Дорогойченко узнает, что фашисты сожгли его библиотеку. Погибли новые части «Живой жизни», продолжение «Большой Каменки». С 1937 до 1947 года жил в Саранске. Был председателем организации комитета СП мордовских поэтов, подготовил сборник мордовских песен «Песни матери». В начале 1947 года , будучи тяжело больным, Дорогойченко возвратился в Куйбышев. 21 ноября 1947 года писателя не стало. Захоронен он был на городском кладбище города Куйбышева. В историю советской литературы А.Я. Дорогойченко вошел как пионер художественного слова Советской России, один из зачинателей советской литературы.

Ярослав Гашек

(30.04.1883 – 03.01.1923)

Чешский писатель-сатирик, драматург, фельетонист, журналист, комиссар Красной Армии. Автор примерно 1500 различных рассказов, фельетонов и прочих произведений, из которых мировую известность получил его неоконченный роман «Похождения бравого солдата Швейка».

Участник гражданской войны в России. Являясь одним из руководителей чехословацкой секции РКП(б), Ярослав Гашек по заданию большевистской партии вел  работу среди пленных чехов и словаков по организации чехословацких отрядов для формирования 2-го красного чехословацкого полка и проживал с 7 апреля по 8 октября 1918 года в гостинице в Самаре.

После захвата Самары белочехами и прихода к власти КОМУЧа Гашек перешел на нелегальное положение и в течение нескольких месяцев скитался по территории Самарской губернии, пока не добрался до района расположения Красной Армии.

Некоторое время Гашек странствовал по деревням, одетый в мордовскую одежду. Последним пристанищем Гашека в Большой Каменке был дом родителей писателя Алексея Дорогойченко. В Большой Каменке один крестьянин распознал в нем чужака («не умеешь ты онучи-то по-мордовски наматывать»), но властям не выдал.

Впоследствии Гашек успел побывать помощником коменданта Бугульмы, а до окончания войны служил в политотделе 5-й армии. В 1920 году уехал на родину — Чехословакию.

Александр Сергеевич Неверов (Скобелев)

(24(12).12.1886, с. Новиковка Ставропольского уезда Самарской губернии, ныне Старомайнского района Ульяновской области – 24.12.1923, г. Москва), Драматург, прозаик.

Отец А.С. Неверова, приписанный к мещанам г. Симбирска, закончив военную службу унтер-офицером лейб-гвардии Уланского полка в Петербурге, крестьянствовал в Новиковке, позже в Сибири, был швейцаром, городовым в Самаре. Мать умерла, когда Неверову было 12 лет. Мальчик вырос любимцем в семье деда, Николая Семёновича Елисеева, бывшего крепостного, имевшего свой надел и бакалейную лавку, слывшего на селе «книжником».

А.С. Неверов рано выучился читать. Первые книги – молитвенник, Библия, приложение для народа к журналу «Родина».

По совету поэта-суриковца С.В. Денисова, которому Неверов показал свои стихотворные опыты, поступил в 1904 году в Озёрскую второклассную школу. С 1906 по 1915 годы учительствовал в сельских школах Самарской губернии (ныне Старомайнского и Мелекесского районов). В 1908 году  А.С. Неверов сдал экстерном испытания на звание учителя начальных училищ.

Впервые в печати имя А.С. Неверова появилось в 1906 году в петербургском журнале «Вестник трезвости», куда молодой учитель села Новый Письмерь (ныне Мелекесского района) послал рассказ «Горе залили» – талантливо исполненную бытовую зарисовку на тему «мужицкого пьянства». После публикации в газете «Симбирские вести» нескольких очерков о произволе сельских богачей, по доносам директора Озёрской школы за Неверовым был установлен негласный надзор, длившийся 8 лет.

С 1907 года рассказы Неверова относительно регулярно появляются в периодических изданиях «Трезвые всходы», «Жизнь для всех», «Русское богатство», «Современный мир». С Симбирским краем связаны произведения и публикации первых лет творчества: «Горе залили», «Авдотьина жизнь», «Сон Лукьяна», «Под песнь вьюги», «Музыка», «Серые дни», «На земле», «Баба Иван», «Преступники», «Егорка родился». Около 10-ти лет Неверов учительствовал в школах Ставропольского и Самарского уездов.

Осенью 1911 года Неверова перевели в деревню Колодную или Колодинку (ныне Красноярский район) Самарской губернии, где он служил учителем церковной «школы грамоты». Здесь в Колодной, он написал рассказ «Учитель Струйкин», который с одобрения В.Г. Короленко появился в «Русском богатстве».

В январе 1915 года А. Неверова призвали в армию и зачислили рядовым в 4-ю роту Самарской пешей дружины. Вскоре был назначен ротным писарем, а в сентябре отправлен на курсы фельдшерских учеников при Самарском военном лазарете. В рассказах этих лет в центре внимания Неверова по-прежнему остаётся деревня – придавленная войной и трудящаяся из последних сил («В глухих местах» – «Жизнь для всех», 1916, № 7), в которой заметную роль играют активные и самостоятельные женщины («Бабья газета» – «Жизнь для всех», 1916, № 8). А вместо русских мужиков, воюющих на фронте, в крестьянских хозяйствах работают австрийские пленные («Среди ополченцев», «В плену», «Чёрное и белое» – «Жизнь для всех», 1915 – 1917).

После Февральской революции Александр Неверов демобилизовался. Через товарища по Озёрской школе, профессионального революционера Г.Н. Сарова, сблизился с эсерами. В издававшихся Саровым газетах «Свободное слово» и «Народ» опубликовал цикл из четырёх очерков «В глухих местах», рисующих настроения в послереволюционной деревне – «Воля», «На новых правах», «Тёмный лес», «Солдатская горячка».

Оставив учительскую и земскую деятельность ради литературной работы, с мая по декабрь 1918 года живёт в Самаре и Уфе, сотрудничает в большевистской газете «Вперёд». В начале 1919 года А. Неверов вернулся в Самару. Работал в пропагандистском журнале «Красная Армия», литературно-художественном журнале «Понизовье», редактировал сборник «Театр красноармейца», участвовал в литературном кружке «Звено», преподавал в школе ликвидации безграмотности. Создал Самарский народный театр, в котором был драматургом и актёром.

В 1919 – 1922 годах А.С. Неверов создаёт агитационно-плакатные пьесы «Корона», «Контрреволюция», «Гражданская война», бытовые драмы «Захарова смерть» и «Бабы», комедии «Смех и горе», «Богомолы».

В 1921 года А.С. Неверов собирал средства для голодающих Поволжья, ездил в Ташкент за хлебом для семьи. Материал и впечатления этой поездки легли в основу повести «Ташкент – город хлебный» (М., 1923), герой которой, двенадцатилетний мальчик, ради спасения семьи и хозяйства преодолевает драматические испытания на пути в «хлебный город». Этим сочинением Александр Сергеевич Неверов вошёл в классику советской литературы (в издательстве «Земля и фабрика» к 1928 году вышло 16 изданий). Об ужасах голода в Поволжье в 1921-1922 годов А.С. Неверов рассказывает в составленной из очерков «Книге о голоде». В жанре социально-панорамного романа о борьбе идей в пореволюционной деревне написано произведение А.С. Неверова «Гуси-лебеди» (1918-1923), отдельным изданием, вышедшее уже после смерти писателя в 1924 году.

В 1922 году Александр Сергеевич Неверов переезжает с семьёй в Москву. Участвует в работе различных литературных объединений: «Кузница» (до ноября 1923 года), «Никитинские субботники» и других, сотрудничает в многочисленных журналах.

В августе 1923 года А.С. Неверов совершил поездку на родину. Посещает Симбирск, заволжские сёла, в том числе сельскохозяйственную коммуну им. Розы Люксембург (деревня Мусорка Мелекесского района). В Мелекессе состоялся вечер-встреча городской интеллигенции с писателем. С последним посещением родных мест связан рассказ «Шкрабы» – о буднях мелекесских учителей. Осенью 1923 года писатель начал обдумывать замысел «Повести о бабах». Александр Сергеевич Неверов всю жизнь оставался верен в своём творчестве двум темам: русское крестьянство и русское провинциальное учительство.

24 декабря 1923 года, накануне своего дня рождения, А.С. Неверов скоропостижно скончался. В Железнодорожном районе г. Ульяновска в честь Александра Сергеевича Неверова (Скобелева) названа улица. На родине писателя в селе Новиковка Старомайнского района в 2007 году открыт памятник А.С. Неверову. В школьном краеведческом музее с. Колодинка есть экспозиция, посвященная А.С. Неверову.

Иван Арсентьевич Арсентьев (Чернец)

(19.01.1920 -14.05.1999)

Советский лётчик-истребитель, лётчик-штурмовик, участник Великой Отечественной войны,

Герой Советского Союза, писатель, лауреат премии имени А. А. Фадеева.

После войны живет и работает в Самаре. Автор более 10 книг прозы.

Публиковался под псевдонимом Арсентьев.

В 1885 году вышел роман «Буян», посвященной революционным событиям 1905-1907 годов в Самаре и Самарской губернии.

В центре повествования история создания крестьянской республики  в селе Старый Буян Красноярского района.

Сергей Иванович Кузнецов

(21.09.1908-18.02.1974), поэт, прозаик. Член РАПП, затем СП СССР.

Родился в селе Большая Раковка (ныне Красноярского района Самарской обл. ).

Работал токарем на ЗИМе, занимался в заводском лит.кружке.

В 1930-е работал в газетах «Пять в четыре», «Волжский комсомолец» и др.

Первый рассказ «Втулка номер восемь» опубликован в журнале «Штурм»(1931).

Во время Великой Отечественной войны — корреспондент и редактор армейских газет. В результате тяжелого ранения лишился обеих ног.

После войны работал в редакции пропаганды Куйбышевского радио, а с 1955 – редактором газеты завода им. Масленикова «Знамя труда».

Автор 7 сборников стихотворений, а также 2 поэтических книг для детей.

Иван Сергеевич Грачев

(08.02.1948 г.)

Родился и вырос в селе Шейно Пачелмского района Пензенской области.

Окончил Великолукский лесотехнический техникум.

Трудовую деятельность начинал в Новобуянском леспромхозе мастером участка по подсечке леса, потом переквалифицировался в счетного работника. Ныне трудится в товариществе с ограниченной ответственностью «Импульс» — заместителем директора в цехе по переработке древесины.

В свободное от работы время пробует силы в поэзии.

В 1995 году в Самарском издательском доме «Бахрах» вышла первая книга стихов «Грани любви», в 1996 году – вышла вторая книга стихов «Грани жизни».

В 2006 году – третья книга стихов «Весны, грезы и метели».

Сопляков Николай Иванович  (27.03.1955 г.)

Родился в селе Тростянка Красноярского района Куйбышевской области. Закончил исторический факультет Куйбышевского педагогического института. В настоящее время работает в школе №93 г. Тольятти руководителем информационного холдинга и школы юных журналистов.

Николай Сопляков с юности писал повести, рассказы, стихи, песни. Публикации в городской прессе, в литературном журнале «Город».  Литературным творчеством начал заниматься в 70-х годах во время работы в  пионерском лагере Волжского автомобильного завода «Алые паруса». Отражение творчества этого периода – это многочисленные сценарии и детские спектакли. Во Всероссийском пионерском лагере «Орленок» принимал участие в газете «Салют Орленок» и подготовке юнкоров России к газетному творчеству. Отдельные рассказы печатались в газетах «Ставрополь на Волге» и «За коммунизм».

В 2003 году вышел сборник рассказов «Эх, гуляй, моя деревня!» (Тольятти, Литературное агентство Вячеслава Смирнова) – иронические рассказы о деревенской жизни социалистического периода России. Юмор и грусть с особой глубиной психологических портретов свойственны героям рассказов.

В последние годы литературного творчества написаны роман «Под одним крестом» — о жителях деревни в конце 19 века, о строительстве храма, повести: «Мой костер в тумане светит…» – о танкистах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов., «Эдельвейсы, вперед!» – о службе в рядах Советской Армии, «С коммунистическим приветом!» — об отношениях людей в недалеком прошлом. В сборник « Вот такие вот дела» вошли иронические рассказы о городской жизни. «Дневник безымянного наркомана», написанный по рисункам художника Анатолия Степанова – отражение социальной проблемы современности.

«Я скромно возлюбил живую тишину»: ювелир Пётр Аксенов — о жизни в Царском Селе

Ювелир Пётр Аксенов широкой публике известен как организатор великосветские раутов и благотворительных балов для избранного общества, однако творческий гений не терпит суеты, и будничная жизнь дизайнера проходит вовсе не в шумном мегаполисе, а… в Царском Селе. Именно здесь Пётр Аксенов создает свои коллекции, именно этими местами вдохновляется и сюда приглашает дорогих гостей, интересующихся историей России. Итак, приглашаем в небольшое путешествие: сегодня наш гид — Пётр Аксенов!

Другой пускай поет [героев] и войну,
Я скромно возлюбил живую тишину
И, чуждый призраку блистательныя славы,
[Вам], Царского Села прекрасные дубравы,
Отныне посвятил безвестной Музы друг
И песни мирные и сладостный досуг.
(А.С. Пушкин «Царское село»)

Почему я переехал?

Мысль поселиться в Царском Селе пришла ко мне довольно внезапно, хотя, по правде говоря, с самого детства это место притягивало меня, как и Санкт-Петербург. Видите ли, Царское Село — это не только один из красивейших дворцово-парковых ансамблей, это бывшая царская резиденция, заложенная еще при Петре Великом в первой трети XVIII века. На протяжении почти двух столетий Царское Село являлось местом принятия важнейших государственных решений, не раз оказавших огромное влияние на судьбу нашей страны. Живя в таком месте, ты дышишь русской историей, гуляешь по коридорам времени в некотором смысле. На территории Царского Села расположены два потрясающих дворца с парками: Екатериненский и Александровский. Последний неразрывно связан с судьбой императора Николая II и его семьей, ведь там они жили после 1905 года вплоть до 1917 года.


Недалеко от этого дворца расположен Феодоровский Государев собор, он то и стал решающим фактором в переезде. Это место для меня стало настоящим открытием еще 15 лет назад.


Поначалу я приезжал сюда, чтобы просто помолиться, но со временем этот собор стал для меня вторым домом — церковным и духовным. Так что, переехав в Петербург, я сразу понял, что я прихожанин именно этого храма, и когда у меня появилась возможность найти квартиру в Царском селе в 10 минутах ходьбы от собора, я, не раздумывая, принял это решение и поселился там. Сам дом, где я сейчас живу, располагается в Лицейском переулке. Когда-то давно он именовался Певческим, потому что в домах жили придворные певчие, также тут располагались дворцовые служащие. Здание изначально было одноэтажным, но в 1914 году дворцовый комендант Войеков начал строительство второго этажа, где планировал разместиться сам вместе с управлением. К сожалению, печально известные события 1917 года этому помешали.

Что смотреть?

Изучать Царское Село можно очень долго, а, возможно, и всю жизнь. С архитектурной точки зрения Царское Село — это один из лучших образцов русского барочного и классицистического зодчества, венцом которого выступает Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец, его-то и посещают в первую очередь туристы. Думаю, чем-то новым для них могут стать прилегающие к нему парки и дворцы. Основным сокровищем Царского Села без сомнения является Александровский дворец с парком, к изучению которого стоит приступить, если в первое посещение турист успевает посетить Екатерининский дворец, пройтись по Камероновой галерее, увидеть грот и пару регулярных аллей, которые ведут к Малому Эрмитажу. К сожалению, другую сторону парка с китайской деревней обычно оставляют без внимания.


Маршрут, который я бы порекомендовал — это посещение Екатерининского парка, китайской деревни, затем — зайти в лицей, не забыть посетить Знаменскую церковь рядом с лицеем, отправиться через Александровский парк в Александровский дворец, после посетить Феодоровский Государев собор, а потом уже двигаться дальше в город.


Обычный день

Мой обычный день выглядит так: проснувшись и выпив кипятка на голодный желудок, я всегда отправляюсь на пробежку либо прогулку по Александровскому парку, затем перехожу в Екатериненский парк и иду в кофейню Cherchez la tarte, где пью кофе и завтракаю. Позавтракав, я люблю отправиться на рынок в торговые ряды, где можно купить свежие овощи, зелень, цветы у местных фермеров, найти что-то интересное и новое. Это мой традиционный утренний маршрут. Также в моем распорядке дня всегда присутствуют посещение Феодоровского Государева собора, поход в спортзал, приготовление к службе и чтение книг. К слову, у меня обширная библиотека. Не обходится день и без занятий искусством — создания эскизов.

Место силы

На просторах Царского Села все дышит величием, державным и духовным спокойствием. Ведь Романовы из поколения в поколение считали Царское Село своей тихой дачной колыбелью. Но есть тут для меня особенные места силы — это Феодоровский Государев собор. Заложенный в 1909 году государем Николаем II в честь Феодоровской иконы Божьей Матери, особо чтимой Романовыми, реализованный по проекту архитектора В.А. Покровского, собор стал особенным местом для царской семьи и Собственного Его Императорского Величества Конвоя, для которого этот собор и проектировался. Конвой представлял собой элиту казаков, на службу отбирали лучших, с особой тщательностью. При отборе в конвой принимались во внимание не только внешние данные, но и такие качества, как сообразительность, грамотность, умение ладить с окружающими. Казаки всегда были символом стойкости и мужества, это те, кто беспрекословно исполнял приказы и защищал Российскую империю на протяжении всего ее существования. Да, стоит сказать и о том, что в конвое были и представители знатных княжеских родов и городской элиты. Сначала расквартировывали казаков в домах южной части Царского Села — Софии, сегодня это один из районов города Пушкина. А в 1910 году Николай II распорядился приступить к строительству целого комплекса зданий, предназначенных для конвоя, — Феодоровского городка, названного в честь собора. При проектировании собора в качестве образца для подражания был взят московский Благовещенский собор в древнейшем его виде.

Стоит отметить, что когда впервые был представлен проект будущего собора, петербургская публика негодовала и не могла понять, зачем строить собор в нарочито новгородско-псковском стиле в европейском и имперском Петербурге. На что Николай II сказал, что раз его прапрапрабабка могла тут построить китайскую деревню, почему он не может построить здесь русский храм.

Особенно мне хочется отметить нижний, пещерный храм, в котором 120 лет назад молилась исключительно царская семья, и кроме них попасть туда никто не мог. Когда часто там находишься, то сердцем ощущаешь, что эти близкие тебе люди находились там больше века назад, это окрыляет и придает какое-то неземное чувство. При реставрационных работах удалось тщательно восстановить все вплоть до стен, которые были обиты специальным полотном из-за болезни царевича. Не секрет, что он болел гемофилией, и любой удар мог стать для него фатальным, а поскольку ребенком он был активным, то он частенько бегал и резвился. Для меня это действительно место силы, место особой благодати, место, в котором я каждый раз чувствую присутствие столь горячо мной любимой царской семьи.

Гармония

В чем прелесть моей жизни сегодня? Безусловно, шумные рабочие дни в Петербурге, выходы в театры, филармонии, встречи с друзьями, светские рауты, открытия выставок меня не только вдохновляют, но и в равной степени утомляют. Уехав в Царское Село, я имею возможность остаться наедине с моими мыслями, что очень важно для творческого человека. Ведь я постоянно должен выдавать свежие идеи, созидать, создавать что-то новое и новое. Прелесть жизни в Царском Селе — это тишина, покой, постоянно раскрытая книга, когда закончив одну, ты приступаешь к следующей. Для меня это возможность самообразования, созерцания, полной гармонии со своим собственным я, философская осмысленность жизни, не подверженная ритму большого города.

Но несмотря на то, что я переехал, друзья — Ольга Томпсон, Семак с семьей, моя подруга, владелица Atelier Inspired Юлия Прокип с семьей и т. д. — приезжают ко мне, и мы часто видимся.

Сергей Семак

Пушкинские места
История вокруг Пушкина — такая же богатая и разнообразная, как и история самого Пушкина. Это не просто вдохновляет, иногда это сбивает с толку, я не всегда понимаю, в каком веке я нахожусь, связь времен тут просто невероятная. Самые притягательные места для меня — это близлежащий холмистый Павловск с прекрасным дворцом и очаровательным городком, замок Бип и Гатчинский дворец с поражающим воображение парком. На мой взгляд в Пушкине нельзя заскучать, но если вдруг захочется новизны, всегда можно отправиться в любой из окрестных городков, включая поселок Вырица, и помолиться Серафиму Вырицкому. Пушкин — настолько потрясающе место, вокруг столько всего, что можно изучать всю жизнь, узнавая каждый раз что-то новое.

Где есть?

Гурманам тут тоже не будет скучно. Особенно мне хотелось бы отметить несколько заведений. Cherchez la tarte — по-моему, лучшая кондитерская и кофейня в городе, расположена в Лицейском переулке, 1/4. На выбор могу посоветовать три ресторана. Bona Capona — ресторан с итальянской кухней, находится на Октябрьском бульваре, 33. Если вы предпочитаете русскую домашнюю кухню, то могу порекомендовать просто отличное место — «Музей для друзей», найдете его на Леонтьевской улице, 18. Для любителей стейков и хорошего вина есть ресторан на улице Московской, 22 — «Склад 22». Куда бы вы ни отправились, гарантирую прекрасную кухню и чудесную атмосферу.

Планы на осень

С июля 2020 года я являюсь членом Императорского православного палестинского общества, которое было создано Императором Александром III и общественной инициативой выдающихся русских людей того времени в 1882 году. Главным вдохновителем и инициатором создания Общества был известный государственный и общественный деятель Российской империи Василий Николаевич Хитрово, который смог привлечь к работе по его созданию великого князя Сергея Александровича. Великий князь Сергей Александрович — выдающийся российский государственный и общественный деятель, генерал-губернатор Москвы в 1891–1905 гг. — был избран первым председателем Общества. За несколько лет интенсивной и продуктивной деятельности Общество успешно реализовало ряд важных научных, паломнических и строительных проектов, и в 1889 году указом Императора Александра III Общество получило почетное наименование «Императорское». Императорское православное палестинское общество уникально по своему значению в истории отечественной культуры, задачи которого — содействие паломничеству на Святую Землю, научное палестиноведение и гуманитарнопросветительное сотрудничество с народами стран Библейского региона. После трагической гибели великого князя Сергея Александровича 17 февраля 1905 года Общество возглавила его супруга, святая преподобномученица великая княгиня Елизавета Фёдоровна.

Для меня быть частью этого Общества — значит разделять его идеи, помогать великой цели, заложенной его основателями, среди которых я особенно выделяю фигуру великого князя Сергея Александровича. Собственно коллекция, над которой я сейчас работаю, будет посвящена ему и его супруге великой княгине Елизавете Фёдоровне, которые для меня являются образцом истинного православия и высокой культуры.

Знакомство с самим собой

Царское Село меня изменило, подарило чувство баланса… Например, изначально наши балы задумывались как форма презентации новых коллекций, позволяющая на вечер погрузиться в Петербург XIX века, стать частью русского светского общества того времени. Теперь же я пришел к выводу, что для меня будет более целесообразным проводить детские балы, а для взрослых я предлагаю варианты вечеров светских салонов, где слушают музыку, поэзию, обсуждают искусство, культуру и психологию. Думаю, мне удалось достигнуть определенного баланса, что, безусловно, важно.

Как-то мой духовный отец — митрополит Тихон (Шевкунов) — сказал: «Жизнь ведь дана не только для познания окружающего мира, но и для того, чтобы познакомиться с самим собой. Иногда люди проживают всю жизнь, а этого важного знакомства так и не заводят. А жаль: очень полезное знакомство». Крепко задумавшись над его словами, я и принял решение переехать в Царское Cело, и, скажу вам, этот переезд определенно позволил мне поближе познакомиться с самим собой.

В этот день: Александр Пушкин

Написав свое первое стихотворение в 15 лет, Пушкин быстро завоевал признание на русской литературной сцене.

Викикоммонс / МТ

Родившийся в знатной русской семье, Александр Пушкин был сыном Сергея Пушкина, потомка семьи с русским дворянством, восходящим к XII веку, и Надежды Ганнибал, потомка немецкой и скандинавской знати. Прадед Пушкина по материнской линии Абрам Ганнибал был африканским пажем, который был похищен, отправлен в Константинополь и позже подарен Петру Великому. Исследования показали, что он родился в Центральной Африке, недалеко от современного Камеруна. Позже он поднялся в звании в армии, в конечном итоге став высокопоставленным генералом.

Пушкин родился в Москве и воспитывался преимущественно горничными и французскими репетиторами; он бегло говорил по-французски, но научился русскому языку и русскому фольклору от своей няни, к которой был очень привязан.

Написав свое первое стихотворение в 15 лет, Пушкин быстро завоевал признание на русской литературной сцене и вскоре стал частью юношеской культуры Санкт-Петербурга. Под сильным влиянием французского просвещения — в частности, Дидро и Вольтера — Пушкин стал приверженцем социальных реформ. После столкновений с правительством он был выслан из Москвы в мае 1820 г., а после путешествия на Кавказ, в Крым и Каменку жил в Кишиневе, Молдавия, до 1823 г.

После Молдавии он переехал в Одессу и после очередного столкновения с властями (как сообщается, за перехваченное полицией письмо, в котором он описал свои «уроки чистого атеизма») был сослан в имение своей матери Михайловское, под Псковом и на другом конце России.

Там, несмотря на горечь и одиночество, он также написал некоторые из своих величайших произведений, в том числе, как говорят, самую известную русскую любовную поэму «То***». Обычно считается, что он был посвящен его замужней любовнице Анне Керн. Стихотворение «Ода Свободе» было найдено среди вещей восставших декабристов (1825 г.) повстанцев, после чего Пушкина вызвали в Москву. В том же году он написал свою самую известную пьесу «Борис Годунов», хотя оригинальная и не прошедшая цензуру версия не была поставлена ​​до 2007 г.

В 1828 году Пушкин познакомился и женился на Наталье Гончаровой, которой тогда было всего 16 лет. В то время говорили, что величайший поэт России женился на величайшей красавице России. Из-за вспышек холеры и других задержек венчание состоялось только в 1831 году в Великой Вознесенской церкви на Большой Никитской улице в Москве.

Пушкин писал практически во всех жанрах: длинные поэмы, короткие стихи, роман в стихах («Евгений Онегин»), пьесы, рассказы, повести и сказки.

В России говорили, что «Пушкин — наше все» — основоположник современного литературного русского языка, величайший поэт, величайший сказочник.

Но, несмотря на необычайный успех, к 1836 году он влез в большие долги, его терзали слухи о том, что у его жены роман, а просьбы уйти с государственной службы и уехать в деревню, чтобы сосредоточиться на писательстве, неоднократно поступали отклоненный. В 1837 году Пушкин был ранен на трагической дуэли, защищая честь жены. Человек, которого считали величайшим литератором России, умер в возрасте 37 лет.

Подробнее о: В этот день

Насколько богат был Пушкин?

Мы воспринимаем Пушкина прежде всего как великого русского поэта, национальную гордость. Но мы никогда не задумываемся о том, чем жил Пушкин и сколько он получил за свои произведения?

Чиновник и землевладелец

В XIX веке зарабатывать деньги творчеством тоже было не так просто. Однако Пушкин хорошо платил за свои произведения, и это стало одной из основных статей его дохода. Правда, не единственный.

До того, как Александр Сергеевич стал получать за свои творения приличные гонорары, он был вынужден жить на жалованье чиновника и доходы от своих поместий. И последние были не так высоки. Например, жалованье коллежского секретаря в Коллегии иностранных дел составляло всего 700 рублей в год, сказал пушкинист Николай Смирнов-Сокольский в своей книге «Рассказы о прижизненных публикациях Пушкина».

Усадьба Михайловское приносила семье Пушкиных около 3000 рублей ежегодно. Часть нижегородского имения, доставшегося от отца, села Кистеневка с 200 крестьянскими душами, расположенного рядом со знаменитым Болдино, Александру пришлось заложить еще до женитьбы, что принесло ему 38 000 рублей. Его жена, Наталья Николаевна, не имела особого приданого. Кстати, Михайловское и Болдино принадлежали не самому Пушкину, а его родителям.

При жизни у поэта была фактически только одна Кистеневка.

Гонорары и заработная плата

Первый значительный литературный заработок Пушкин получил за поэму «Руслан и Людмила» — 1500 рублей. Когда стало очевидно, что его произведения пользуются большой популярностью, писатель стал просить большие суммы гонораров. Так, «Сказка об Иване Петровиче Белкине» принесла ему 5 тысяч рублей. «Борис Годунов» — 10 000 руб. Наконец, «Евгений Онегин» — 12 000 руб.

В 1831 году император назначил титулярному советнику Пушкину личное жалованье за ​​литературные заслуги — 5000 рублей в год. Исследователь пушкинской биографии А. Чашев приводит текст расписки Пушкина в получении жалованья от 9 сентября, 1832 г.: «Нижеподписавшийся получил из Казны Министерства Иностранных Дел следующие [б/у 14] из пяти тысяч рублей, причитающиеся с первого мая на первое сентября сего 1832 года одна тысяча шестьсот шестьдесят шесть рублей шестьдесят шесть копеек».

Долги, выплаченные королем

И все же этих денег было недостаточно. В письме к Бенкендорфу (май 1835 г.) Пушкин жалуется: «Чтобы уплатить все долги мои и иметь возможность жить, устроить дела семьи и, наконец, без помех и хлопот отдаться своим историческим трудам и своим занятиям, я бы достаточно получить кредит в 100 000 руб. Но в России это невозможно».0005

В том же году поэт, получивший к тому времени звание камер-юнкера, выдал указом Николая I из казны сумму в 30 000 рублей, которая так и не была возвращена.

По словам Смирнова-Сокольского, за 17 лет своей литературной деятельности Пушкин заработал ассигнациями 255 тысяч 180 рублей. Это составило 73 тысячи рублей серебром. Если перевести эту сумму на современный курс, то это будет примерно 2 миллиона 200 тысяч долларов. Годовой доход при этом составлял около 130 тысяч долларов (по текущему курсу).

Сам поэт утверждал, что для поддержания приемлемого уровня жизни ему и его семье необходимо не менее 30 000 рублей в год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *