А.Н. Островский «Гроза» — презентация онлайн
1. А.Н. Островский
«Гроза»2. Термины
драма– род литературных произведений,
написанных
в
форме
диалога
и
предназначенных для исполнения на сцене.
ремарка
– пояснения автора к тексту
пьесы (обычно в скобках), содержащие
краткую
характеристику
обстановки
действия, внешности и особенностей
поведения персонажей.
3. Термины
экспозицияэто вступление к
произведению,
описание
персонажей,
времени и места действия.
кульминация
–
– момент наивысшего
напряжения в развитии действия, когда
происходит
решающее
столкновение
изображенных характеров и обстоятельств,
после которого сюжет произведения
движется к завершению.
4. Предыстория
«По заданию… великого князяКонстантина Николаевича…
были разосланы по стране
видные русские писатели… Они
должны были изучать и
описывать народные
промыслы… Островскому
досталась Верхняя Волга».
В старинном споре приволжских
городов о том, какой из них
волею Островского превращен в
Калинов, чаще всего слышны
доводы в пользу Кинешмы,
Твери и Костромы. О Ржеве
забывали, но именно Ржев
сопричастен рождению
таинственного замысла «Грозы»
5. Создание и постановка
Пьеса была написана в 1859 г., в том же годупоставлена в театрах Москвы и Петербурга, где шла
с исключительным успехом. Все первые ее
представления сопровождались аншлагами. Очень
хорошо она принималась и в провинции (хотя бывали
случаи, когда в провинции «Грозу» снимала с
репертуара местная власть).
В 1860 г. «Гроза» была напечатана. Успех пьесы и
спектаклей был так велик, что драматург был
удостоен Уваровской премии (высшей награды за
драматическое произведение). Сам Островский
оценивал «Грозу» как свою творческую удачу.
6. Премьера
Государственный академический Малый театрРоссии
Прежние названия:
•Императорский Московский Малый театр
• Академический ордена Ленина ордена Октябрьской
Революции
• Малый театр Союза ССР
Основан 1756
Премьера прошла в Малом
театре 16 ноября 1859 в
бенефис С. В. Васильева,
исполнителя роли Тихона, в
остальных ролях:
Дикой — П. Садовский
Борис — Чернышев, Черкасов
Кабаниха — Рыкалова
Катерина — Никулина-Косицкая
Варвара — Бороздина 1-я
Кулигин — Дмитревский
Кудряш — В. Ленский
Феклуша — Акимова
7. Премьера
В Санкт-Петербурге «Гроза» впервыебыла представлена 2 декабря 1859 в
Александринском театре.
По мнению тогдашней критики, этот
спектакль все же уступал московскому.
Ф.Снеткова очень хорошо выражала
моральную чистоту, поэтичность
Катерины, но лишила ее бытовых красок
и по внешнему облику походила более на
петербургскую барышню. Ф. Бурдин
портил роль Дикого чрезмерной
суетливостью и крикливостью.
Е.Левкеева в основном правильно
воссоздавала образ Варвары, но в ряде
случаев придавала ему излишнюю
грубость и т. д. Кроме того, при наличии
прекрасных, в основном,
исполнительских сил, спектакль, как и в
Москве, весьма снижался небрежным,
бедным декоративным оформлением.
8. Название
явление – гроза становится фоном, на которомвается финальная сцена пьесы. Разразившаяся гроза
х страхом возмездия за грехи.
енный образ – столкновение двух миров вызывает
азряд. Метафора грозы подразумевает её
ную силу.
9. История создания
Год написания – 1859Пьеса написана под влиянием путешествия
по Волге, во время которого писатель
записывал интересные бытовые сценки,
разговоры и случаи из жизни поволжских
провинциалов.
10. Тема и конфликт
В произведении освещена проблематикавзаимоотношений двух поколений, двух
принципиально разных миров. Также
подняты темы семьи и брака, греха и
покаяния.
Конфликт двух эпох – патриархального
уклада и молодого, сильного и смелого
поколения, полного светлых надежд на
будущее.
11. Композиция
экспозиция – описание характеров главных действующихлиц и уклада их жизни,
завязка – конфликт Катерины с Кабанихой,
развитие действия – любовь Катерины к Борису,
кульминация – внутренние терзания Катерины, ее уход из
жизни,
развязка – протест Варвары и Тихона против тирании
матери.
В пьесе 5 действий: I – завязка, II-III – развитие
действия, IV – кульминация, V – развязка.
Сам Островский назвал пьесу драмой, но
со временем её всё чаще называли
трагедией.
Направление – реализм.
13. «Тёмное царство»
Марфа ИгнатьевнаКабанова (Кабаниха) –
властная и сильная
натура, которая осознаёт
себя хранительницей
«порядка», исконных норм
и правил жизни.
«Порядок» для неё –
средство обуздания
вольной жизни,
Кабаниха «под видом
благочестия» «люта»,
«крута» в соблюдении
«старины», желает
согрешившей невестке:
«Живую в землю закопать,
чтоб она казнилась».
14. «Тёмное царство»
Савел ПрокофьевичДикой – самодур, враг
просвещения, противник
каких-либо нововведений,
одержим страстью
стяжательства,
работников держит в
нищете, недоплачивая и
без того скудное
жалованье, домочадцев,
постоянно находясь в
состоянии раздражения и
гнева, беспощадно
тиранит.
15. Жертвы «тёмного царства»
Кулигин (механик –самоучка, местный
Кулибин) – единственный
просвещенный в городе
человек Никак не может
убедить купцов, что городу
нужны часы и громоотвод, его бескорыстные помыслы
не находят поддержки. Он
добрый, честный и
наивный, не противостоит
«темному царству», терпит
его грубость, насмешки.
Ему принадлежат слова:
«…Жестокие нравы… в
нашем городе, жестокие!».
16. Жертвы «тёмного царства»
Варвара Кабанова –основа её жизни – ложь
(так она
приспособилась к
условиям, в которых
живёт). В ней есть и
воля и смелось. Она
жалеет Катерину,
искренне пытается ей
помочь. Но она дочь
своих родителей – она
бездуховна, ей
непонятны
нравственные мучения
Катерины.
17. Жертвы «тёмного царства»
Тихон Кабанов –оправдывает своё имя:
кроткий и послушный сын,
безвольный слабый
человек, муж, не
умеющий и не смеющий
защитить свою жену. Он
безропотно переносит все
издевательства матери, но
в финале пьесы обвиняет
мать в смерти Катерины.
Это настоящий протест,
когда раздаются голоса
самых слабых и забитых
людей.
18. Жертвы «тёмного царства»
Борис – человекбезвольный, не
способный на
решительные
действия, не готов
взять на себя
ответственность за
любимую женщину. В
городе он чужой, да и
закон не на его
стороне (Катерина –
чужая жена).
19. Жертвы «тёмного царства»
Ваня Кудряш(конторщик Дикого)
– в нём очевидно
народное начало:
натура песенная,
одарённая,
разудалая,
бесшабашная, но
добрая и чуткая.
Натура вольная,
даже своевольная
(сбежал с Варварой
из города).
20. Катерина – «луч света в тёмном царстве»
Выросла в простойкупеческой семье, где
царили любовь и
уважение друг к другу.
В религии находила
высшую правду. Её мир
наполнен поэзией и
красотой. Они – в
умывании родниковой
водой, в рассказах и
песнях странниц, в
молитвах, в вышивании
золотом по бархату.
21. Катерина – «луч света в тёмном царстве»
Катерина – натура сильная,страстная, свободолюбивая.
«Я ещё лет шести была..!
Обидели меня чем-то
дома… я выбежала на
Волгу, села в лодку, да и
отпихнула её от берега. На
другое утро уж нашли,
вёрст за десять!». «Эх,
Варя, не знаешь ты моего
характеру!» — признаётся
она. «А уж коли очень мне
здесь опостынет, так не
удержат меня никакой
силой».
22. Катерина – «луч света в тёмном царстве»
Катерина светлая,искренняя, но там, где
ей приходится жить (в
доме Кабановых), эти
качества просто никому
не нужны. Она не хочет
жить по законам
«тёмного царства» и не
умеет к ним
приспосабливаться,
потому что это значило
бы изменить свои
нравственные устои.
23. Катерина – «луч света в тёмном царстве»
Катерина вышла замуж не полюбви, но очень старалась
быть Тихону хорошей женой.
Потребность в любви живёт
в ней – она ищет любви
самозабвенной, жертвенной.
Вспыхнувшая страсть к
Борису лишила героиню воли
– родилась новая Катерина,
готовая умереть за свою
любовь. Ради любви она
готова на всё, даже
преступить те понятия о
грехе и добродетели,
которые для неё святы.
24. Критики о драме «Гроза»
Н.А. Добролюбов «Лучсвета в тёмном
царстве»
Пьеса оставляет самое
отрадное впечатление,
которое вызывается
концом, в котором дан
страшный вызов «тёмному
царству», самодурной
силе.
В Катерине мы видим
протест против
Кабановской
нравственности, она «луч
света в тёмном царстве».
25. Критики о драме «Гроза»
Д. И. Писарев «Мотивы русскойдрамы»
Катерина – «полоумная
мечтательница» (она ежеминутно
кидается из одной крайности в
другую, сегодня раскаивается в
том, что сделала вчера, и не знает,
что будет делать завтра. Она на
каждом шагу путает и свою жизнь,
и чужую, и, наконец, перепутавши
всё, что было у неё под руками, она
разрубает затянувшийся узел
самым глупым средством –
самоубийством).
Оценивает «стихийный протест»
Катерины как глупую бессмыслицу.
26. Критики о драме «Гроза»
А.А. Григорьев«После «Грозы»
Островского»
Увидел в пьесе
поэзию «народной
жизни»: «Это
сделано так, будто
не художник, а
целый мир
создавал».
31. Задания
Тест по «Грозе» онлайн 19 вопросовhttps://obrazovaka.ru/test/groza-s-otvetami-10-klass-popese-ostrovskogo.html
Составить кроссворд со словами: ремарка, драма,
экспозиция, персонаж, кульминация, монолог,
Замоскворечье, Добролюбов, любые имена,
фамилии, названия городов из пьесы.
Нарисовать обложку книги «Гроза»
32. Подготовиться к дискуссии
Необходимы ли в семье правила поведения?Должны ли взрослые дети в семье подчиняться
родителям?
Как доказать родителям, что ты имеешь право
на собственное мнение?
Что лучше – лицемерие и ложь или открытый
конфликт?
Неизбежны ли конфликты между разными
поколениями?
Смысл названия пьесы А.
Н. Островского «Гроза»УДК 821.161.1
Мочалова Анастасия Сергеевна1, Торопова Анастасия Игоревна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент
Аннотация
В данной статье раскрывается смысл названия известной пьесы Островского «Гроза». Авторы проводят анализ произведения, чтобы выяснить истоки и принципы такого заглавия. Рассказывается о внешнем и внутреннем конфликте героев пьесы целью показать многогранность образа грозы.
Ключевые слова: драма, конфликт, метафора, многогранность, название, пьеса, развязка, смысл
Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Библиографическая ссылка на статью:
Мочалова А.С., Торопова А.И. Смысл названия пьесы А.Н. Островского «Гроза» // Современные научные исследования и инновации.
В русской литературе зачастую встречаются произведения, названия которых несут не только прямой смысл, но и метафорический. Он позволяет осмыслить идею автора в тексте. Это и «Метель» Пушкина, где название – символ судьбы, непредвиденной случайности, и «Шинель» Гоголя, олицетворяющая мечту всей жизни. Так и название пьесы Островского «Гроза» не случайно выбрано. Этот образ многогранен и не однолик. В название писатель вкладывает вариативное значение.
Буквальный смысл говорит о том, что гроза – один из героев пьесы. Действие драмы происходит во время ожидания этого природного явления. Наивысшей точки гроза достигает во время кульминации произведения. Это прослеживается в эпизоде покаяния в общественном саду. Развязка пьесы происходит после грозы, когда молодая женщина стоит на грани жизни и смерти, решаясь на самоубийство [1].
Немаловажна роль метафорического названия драмы. У Островского существительное «гроза» стало разнообразными символами. С одной стороны, это синоним жёсткости, деспотизма в семье Кабановых. С другой – это олицетворение внешнего драматургического конфликта пьесы. Лишь одна Катерина не разделяет ценности «темного царства», словно гроза идёт вразрез со всеми. Она не приемлет домостроя Кабанихи, публичного унижения. Яркий тому пример – эпизод проводов Тихона в Москву. Также гроза ассоциируется с внутренней смутой в душе Катерины. Изображая драму молодой женщины, Островский сравнивает её с природным явлением. Внутри Катерины бушует гроза, точно такая же, что и в небе [2].
Название играет огромную роль в понимании пьесы читателем, в полном раскрытии авторской точки зрения на проблему. У Островского слово «гроза» многогранно и не ограничивается одним определением. Она олицетворяет перемены в обществе, в душе человека, а также является действующим лицом.
Библиографический список
- Ларионова М. Ч. “Народная драма” А.Н. Островского “Гроза” // Известия ТРТУ. № 2 (57). -2006. С. 49-54
- Рогале А.Ф. имя и образ в драме А.Н. Островского “Гроза” (Ономастическое прочтение). Филологические науки. №4. -2010. С. 15-26
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Сочнева Анастасия Сергеевна»
© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:А. Островский «Гроза». toetra Kudryash
milalao «Гроза» nosoratana tamin’ny 1859 А. Н. Островским. Izany fotoana, ny fiaraha-monina Rosiana rehetra dia mamitsaka ao amin’ny mahatsiravina tahotra ny zavatra andrasana avy amin’ny fiovana ho avy. Eny tokoa, bebe kokoa mazava ho lasa matotra ara-tsosialy ady eo izao rehetra izao taloha tamin’ny mpandala ny mahazatra loham-pianakaviana fahiny, ilay antsoina hoe «izao tontolo izao maizina» sy ny tontolo vaovao ny tanora sy ny hery miandalana. Старый изао тонтоло изао ао аминьны «орам-баратра» милалао диа манан-карена нью мпиваротра вадини сы тена ратси тоэтра Кабаниха сы тезитра, исаласалана дикая мпиваро-мандеха. Мазава хо азы, нью манам-пахефана хафа диа мбола бе, фа изи ирео диа маномбока махатсапа фа цикеликели ао амин’ны амбани страта диа маномбока хамоха-баовао, хафахафа, цы такатри нью сайна сы фено фанкахалана азы ирео эфа хэри изаны.
«Новый тафио-дривотра». тоетра кудряш
Н. А. Добролюбов ханокана иты олана иты лахатсоратра ирай митондра ны лохатены хоу «Ны тара-пахазавана ао аминьны хайзина.» Ны тоерана диа маноратра фа ны майзина тонтолоньны олон-дозабе, джадона манитинг манодидина, диа наномбока нахатсапа ны микраоба хафа фиаинаны, фиципика хафа, на диа мбола цара диа цы хита масо.
Фандихана бебе кокоа фото-кевитра «Гроза». Тоэтра Кудряш «цы маинцы тантерака ны манамарика фа ны танора авй аминьны танана келы ао ан-цехатра Калинов манехо Катерина, Борис, Кудрявый, Варвара сы Тихон. Na izany aza, raha toa izy ireo ka afaka miady manohitra ny fitondrana didy jadona ny mpitondra jadona azy?
Тоетра Кудряш ао ан-цехатра «Гроза»
Афака миджоро хо анао Ваня Кудряш, ары иза но изы? Рехефа динихина токоа, раха ны марина, имя ны фото-кевитра «»Гроза». Тоэтра Кудряш». Олиолы — изаны но ирай аминьирэо мпандрай анджара цы ампы таона ао аминьны асанны Островский, товолахи ирай миаса эо аминьны тоерана лехибе мпиваротра Уайлд. Олиолы нефа коа манана Налаза хо цы махалала фомба сы цы меты «рабствовать» тео анатреханный томпоны. Хой изы Кулигин сы Шапкина, нанао хо: «Изахо аза матахотра азы, диа аока изы цара кокоа раха цы матахотра ахы», ары но томпон’андраикитра цы фахалалам-помба ны цы фахалалам-помба, на диа миезака ны индрай мандеха индрай цы хатао tratra ny maso ny Wild.