Новиков А.В.
Старший научный сотрудник, кандидат исторических наук, доцент
Родился 12 апреля1960 г. в г. Новосибирске.
Образование: исторический факультет Новосибирского государственного педагогического института (1982), аспирантура ИАЭТ СО РАН (1990).
Учителя: Т.Н. Троицкая, В.И. Молодин.
Кандидатская диссертация: «Технология керамического производства лесостепной полосы Западной Сибири в эпоху средневековья» (1990), научный руководитель – В.И. Молодин.
Научные интересы: археология эпохи средневековья таежной зоны Западной Сибири.
Экспедиционная деятельность:
участие в археологических работах в Западной Сибири, на Алтае;
с 1997 г. руководит работами Приобского археологического отряда ИАЭТ СО РАН.
Педагогическая деятельность:
доцент кафедры гуманитарного и художественного образования Института искусств Новосибирского государственного педагогического университета.
Автор более 150 научных публикаций, в том числе наиболее значимые
Монографии
Позднесредневековые комплексы на озере Крючное (средняя Тара). – Новосибирск, 2012 (в соавт. с Молодиным и др.).
Верхнее Приобье на рубеже эпох (басандайская культура). – Новосибирск, 2008 (в соавт. с Савиновым Д.Г., Росляковым С.Г.).
Археологические памятники плоскогорья Укок (Горный Алтай). – Новосибирск, 2004 (в соавт. с Молодиным В.И. и др.).
Троицкая Т.Н., Новиков А.В. Верхнеобская культура в Новосибирском Приобье. – Новосибирск, 1998.
Учебные пособия
Культурология: учеб.-метод. пособие для вузов. – Новосибирск, 2012.
Культурология: учеб.-метод. пособие для вузов. – Новосибирск, 2011 (в соавт. с Сергеевой Ю.К., Выборновым А.В.).
Народы и культуры скифо-сибирского мира: учеб. пособие для вузов. – Новосибирск, 2011 (в соавт. с Троицкой Т.Н.).
Этнография малочисленных народов севера Сибири: учеб. пособие для вузов. – Новосибирск, 2010 (в соавт. с Троицкой Т.Н.).
Скифо-сибирский мир: учеб. пособие для вузов. – Новосибирск, 2007 (в соавт. с Троицкой Т.Н.).
Археология Западно-Сибирской равнины: учеб. пособие для вузов. – Новосибирск, 2004 (в соавт. с Троицкой Т.Н.).
Статьи
Вопросы технологии изготовления сердоликового кабошона из могильника Ташара-Карьер-2 (южнотаежное Приобье) // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2012. – № 4 (в соавт. с Волковым П.В.).
«Нетрадиционное» искусство ханты и «северный изобразительный стиль» // Вестн. угроведения. – 2012. – № 3 (в соавт. с Бондаревой А.А.).
Погребальная обрядность могильника Ташара-Карьер-2 // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер.: История, филология. – 2011. – Т. 10, вып. 3: Археология и этнография.
Каменное антропоморфное изображение из Крохалевки-5 // Уральск. историч. вестн. – 2010. – № 1 (в соавт. с Волковым П.В., Галяминой Г.И.).
Классификационные признаки гребней Западной Сибири // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер.: История, филология. – 2010. – Т. 9, вып. 7: Археология и этнография (в соавт. с Сергеевой Ю.К.).
Новые данные по погребальной обрядности населения южнотаежной зоны правобережья Оби в V–VII веках н.э. // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер.: История, филология. – 2010. – Т. 9, вып. 3: Археология и этнография.
Контакты: [email protected]
НОВИКОВ Александр Александрович
Главная / * РАТНАЯ СЛУЖБА ОТЕЧЕСТВУ / ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА КОСТРОМИЧИ / НОВИКОВ Александр Александрович
Новиков Александр Александрович
19 ноября 1900 — 3 декабря 1976 гг.
Родился в деревне Крюково Нерехтского уезда Костромской губернии (ныне Нерехтский район Костромской области). В 1918 году окончил Кинешемско-Хреновскую учительскую семинарию. Работал учителем в селе Пешево, рядом с родной деревней.
В Красной Армии с 1919 года. После призыва был направлен для прохождения службы в 27-й запасной Приволжский полк, дислоцировавшийся в г. Нижний Новгород. В феврале 1920 года Новиков был направлен для учёбы на командных курсах, после окончания, который в июне того же года назначен командиром взвода 22-го запасного пехотного полка. В том же 1920 году Новиков стал членом ВКП(б).
В июле 1920 года молодой командир был переведён в 7-ю Армию, которая вела боевые действия с интервентами и белогвардейцами в составе войск Северного фронта. Здесь он возглавлял разведку 384-го стрелкового полка, исполнял обязанности адъютанта 127-й стрелковой бригады и помощника начальника разведки 128-й стрелковой бригады и 43-й стрелковой дивизии. В марте 1921 года принимает участие в подавлении контрреволюционного мятежа в Кронштадте.
В ноябре 1921 года Новиков поступает на пехотные курсы «Выстрел», которые успешно заканчивает в августе 1922 года. после окончания курсов он направляется для дальнейшего прохождения службы в Закавказье, где последовательно исполняет должности помощника командира роты 14-х пехотных командных курсов в г. Батуми, командира роты Красноармейского университета и командира батальона Военно-политической школы Отдельной Кавказской Армии в г. Тбилиси. В этот период он принимает участие в боях с бандитами в Закавказском крае.
С 1926 по 1930 годы Новиков учится в Военной академии имени М. В. Фрунзе, после окончания которой получает назначение на должность начальника разведки 11-го стрелкового корпуса, который дислоцировался в г. Смоленске. В сентябре того же года новое назначение начальником 1-го (оперативного) отдела штаба того же корпуса. В 1932 году по приказу командующего округом Новиков проходит стажировку в одной из авиационных частей в качестве лётчика-наблюдателя. Делалось это в целях расширения кругозора общевойсковых командиров, которым приходилось организовывать взаимодействие с авиацией.
В марте 1933 года происходит коренной поворот в службе нашего земляка. Дело в том, что в это время получили стремительное развитие Военно-воздушные силы РККА. Наращивался выпуск авиационной техники, создавались новые воинские части и соединения ВВС, а грамотных начальников, которые могли бы организовать грамотную эксплуатацию и боевое применение авиации, не хватало.
В марте 1933 года Новиков назначается начальником штаба 450-й авиационной бригады Белорусского военного округа, которая дислоцировалась здесь же в Смоленске. Но он не ограничивался только исполнением обязанностей начальника штаба. Он начал осваивать авиационную технику. Сначала он совершил самостоятельный полёт на учебном У-2, а затем на боевом разведчике Р-5. После двух лет службы в авиации Новиков всё ещё ощущал недостаток знаний и опыта. Тогда он обратился к командующему округом с просьбой назначить его командиром авиаэскадрильи. Просьба была удовлетворена и он был назначен командиром 42-й лёгко-бомбардировочной эскадрильи.
(Из фондов Нерехтского краеведческого музея)
В 1938 году Новиков назначается начальником штаба ВВС Ленинградского военного округа. Объём и сложность стоящих перед ним задач значительно увеличились. Но опыт, полученный во время службы в Смоленске, позволил ему успешно решать возникшие проблемы не только в мирное время, но и в ходе войны с Финляндией. Успехи Александра Александровича на новом посту были по достоинству оценены. В 1940 году он был награждён орденом Ленина и назначен на должность командующего ВВС Ленинградского военного округа.
На этой должности он встретил начало Великой Отечественной войны. ВВС Ленинградского фронта смогли дать должный отпор противнику. Итоги двухмесячных необычайно ожесточенных схваток в воздухе на ближних подступах к Ленинграду свидетельствуют об очень высокой боевой эффективности ленинградской авиации и правильном ее применении. Всего за это время в воздушных боях, на аэродромах и от огня зенитной артиллерии враг потерял 780 самолетов, мы -534. Вклад Новикова в защиту Ленинградского неба был по достоинству оценён и в 1941 году он был награждён орденом Красного Знамени. Подробно о своей деятельности на посту командующего ВВС Ленинградского военного округа и фронта А.
В феврале 1942 г. решением Государственного Комитета Обороны Новикова назначили первым заместителем командующего ВВС Красной Армии, а в апреле того же года командующий Военно-воздушными силами — заместитель (до мая 1943 г.) Наркома обороны СССР по авиации. Александр Александрович внёс большой вклад в развитие Военно-воздушных сил. Под его руководством с мая 1942 года во фронтовой авиации стали создаваться авиационные оперативные объединения — воздушные армии. Осенью 1942 года началось формирование отдельных авиационных корпусов и дивизий резерва Верховного Главнокомандования, что позволяло быстро сосредоточивать крупные силы авиации на важнейших направлениях.
Как представитель Ставки Верховного Главнокомандования Новиков координировал боевые действия ряда воздушных армий в Сталинградской битве и Кубанском воздушном сражении, на Курской дуге. Вклад нашего земляка в разгром немецко-фашистских войск был по достоинству оценён. За умелое руководство Военно-воздушными силами в разгроме немецко-фашистских войск под Сталинградом 17 марта 1943 года ему первому среди авиаторов было присвоено звание Маршал авиации, За сражения на Курской дуге он был награждён орденом Суворова 1-й степени.
Маршал авиации Новиков А.А. 1943 г.
Огромный вклад в разгром противника внесли Военно-воздушные силы при этом Новиков, как представитель ставки координировал действия частей и соединений ВВС при освобождении Украины, Белоруссии, Прибалтики. В феврале 1944 года Новикову первому присвоено только введённое воинское звание Главный маршал авиации, кроме того в этом году он был награждён двумя орденами Суворова 1-й степени, орденом Кутузова 1-й степени и орденом Красного Знамени.
Наступил победный 1945 год и вновь Новиков координирует действия авиации, теперь при освобождении Восточной Пруссии, Румынии, Венгрии, Польши. В феврале 1945 года он награждён орденом Ленина, а 17 апреля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР ему присвоено звание Герой Советского Союза. Кроме того в мае-июне 1945 года он был награждён орденами «Легион Почета» степени главнокомандующего (США), Гранд-офицер ордена Почетного Легиона (Франция) и орденом Военный крест (Франция).
Новиков А.А. и Смирнов Д.И. у Бранденбургских ворот в Берлине.
(Из фондов Костромского музея-заповедника)
После победы над фашистской Германией Новикову долго отдыхать не пришлось, он убыл на Дальний Восток, чтобы координировать действия частей и соединений ВВС в предстоящей войне с Японией. С началом наступления советских войск армейская и морская авиация нанесла мощные удары по укрепленным районам в приграничной полосе, а также по административно-политическим центрам ЧанчуньиХарбин, портам Юки, Расин и военно-морской базе Сейсин. В последующем авиация обеспечивала продвижение механизированных и кавалерийских соединений вглубь территории Маньчжурии, а так же высаживала десанты в Мукдене, Порт-Артуре и ряде других городов.
За умелое руководство боевыми действиями авиации на Дальнем Востоке Указом президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1945 года Новиков А.А. был удостоен второй медали «Золотая Звезда». Кроме того он был награждён орденами Монгольской Народной Республики Боевого Красного Знамени «За воинскую доблесть» и «За боевые заслуги» .
После войны, в апреле 1946 года, после того как сын И.В. Сталина Василий пожаловался отцу, что американские самолёты лучше советских, вместе с министром авиационной промышленности СССР А.И. Шахуриным арестован. В мае 1946 года на процессе вместе с Шахуриным, членом Военного совета ВВС Н.С. Шимановым, заместителем командующего ВВС А.К. Репиным, начальником Главного управления заказов ВВС Н.П. Селезнёвым, заведующими отделами управления кадров ЦК А.В. Будниковым и Г.М. Григорьяном приговорен к тюремному заключению. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1946 года лишён звания Героя Советского Союза и всех государственных наград.
После смерти Сталина, в мае 1953 года амнистирован и восстановлен на службе в Вооружённых Силах СССР.Звание Героя Советского Союза и государственные награды возвращены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июня 1953 года.
В 1953-1955 годах Новиков командующий Дальней авиацией и одновременно в 1954-1955 годах — заместитель главнокомандующего ВВС СССР. С 1956 года — в запасе, и с того же года — начальник Высшего авиационного училища Гражданского флота. Его перу принадлежат мемуары «В небе Ленинграда» (1970 год), учебные пособия и работы по истории советской авиации. В 1958 году А.А. Новикову присвоено звание профессор. Он избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-го созыва. За вклад в обеспечение боевой готовности Военно-воздушных сил в мирное время Новиков А.А. был награждён орденом Трудового Красного Знамени и двумя орденами Красной Звезды.
Скончался 3 декабря 1976 года, похоронен в городе-герое Москве на Новодевичьем кладбище.
Бронзовый бюст Героя установлен в Костроме, мемориальные доски — в Москве, Костроме. Улицы Маршала Новикова в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде и Костроме, сквер имени Новикова в г. Нерехта Костромской области. Так же его имя присвоено Государственному среднему специальному образовательному учреждению «Авиационно-транспортный колледж Гражданской авиации» (Санкт-Петербург), ранее было присвоено Балашовскому высшему военному авиационному училищу, судну Министерства рыбного хозяйства, одному из стратегических бомбардировщиков Ту-160 Военно-воздушных сил Российской Федерации.
Самолёт Ту-160 «Александр Новиков»
в аэропорту Каракаса Венесуэла октябрь 2013 г.
В дни празднования 70-летия Великой Победы имя Новикова А.А. занесено на памятные доски, размещённые на Монументе Славы на площади Мира в Костроме.
Источники:
Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 2. М.: Воениз., 1988
Голубев Е. П. Боевые звёзды. — Ярославль: Верх.-Волж.кн.изд., 1972
Голубев Е.П. Боевые звёзды. Кострома 2009 стр. 438 — 446
Командующие воздушными армиями. М.: Патриот, 2006.
Люди бессмертного подвига. Книга 2. М., 1975
Голубев Е.П. Флагман авиации. Газета Северная правда от 21 ноября 1990.
Дружнев В. Триумфы и трагедии Маршала Новикова. Газета Костромские ведомости 4 апреля 2001.
Зайцев Е. Портрет отца, изображённый дочерью. Газета Северная правда 10 июля 2001.
Зыкова Г. Маршал Новиков. Газета Молодой ленинец 21 ноября 1985.
Новикова С.А. Дело авиаторов. Газета Костромские ведомости №90 16-22 ноября 2010.
Новикова Т.П. Вспоминает вдова героя – земляка. Газета Нерехтская правда 16 июля 2000.
Рудаков И. Путь генерала. Газета Северная правда от 6 мая 1967.
Сморчков В. Главком ВВС. Газета Северная правда 12 августа 2004.
Материалы из фондов Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Материалы из фондов Нерехтского краеведческого музея Костромской области.
Сайт «Герои Страны»
Заведующий военно-историческим отделом
Костромского Государственного историко-архитектурного
и художественного музея-заповедника
Белоус Михаил Александрович
мысли | Определение, типы, примеры и факты
Б. Ф. Скиннер
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Леон Фестингер Джейкоб Молешотт Освальд Кюльпе Карл Бюлер
- Похожие темы:
- критическое мышление ассоциация изысканный овеществление изображение
Просмотреть весь связанный контент →
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
мысль , скрытые символические реакции на стимулы, которые являются либо внутренними (возникающими изнутри), либо внешними (возникающими из окружающей среды). Мысль, или мышление, считается посредником между внутренней деятельностью и внешними раздражителями.
В повседневном языке слово мышление охватывает несколько различных психологических действий. Иногда это синоним «склонности верить», особенно при менее чем полной уверенности («Я думаю, что пойдет дождь, но я не уверен»). В других случаях оно обозначает степень внимательности («Я сделал это не думая») или того, что находится в сознании, особенно если оно относится к чему-то вне ближайшего окружения («Это заставило меня думать о моей бабушке»). Психологи сосредоточились на мышлении как на интеллектуальном усилии, направленном на поиск ответа на вопрос или решение практической проблемы.
Психология мыслительных процессов занимается деятельностью, подобной той, которую обычно приписывают изобретателю, математику или шахматисту, но психологи не пришли к какому-либо единому определению или характеристике мышления. Для одних это вопрос изменения «когнитивных структур» (т. е. перцептивных репрезентаций мира или частей мира), в то время как другие рассматривают это как внутреннее поведение, направленное на решение проблем.
Еще одна предварительная концепция мышления применяет этот термин к любой последовательности скрытых символических реакций (т. е. событий в человеческом организме, которые могут служить для представления отсутствующих событий). Если такая последовательность направлена на решение конкретной задачи и удовлетворяет критериям рассуждения, она называется направленным мышлением. Рассуждение — это процесс объединения результатов двух или более различных предыдущих учебных опытов для создания новой модели поведения. Направленное мышление контрастирует с другими символическими последовательностями, которые имеют другие функции, такие как простое воспоминание (мнемологическое мышление) цепочки прошлых событий.
Исторически мышление ассоциировалось с сознательным опытом, но по мере развития научного изучения поведения (например, бихевиоризма) в рамках психологии стали очевидны ограничения интроспекции как источника данных; с тех пор мыслительные процессы рассматривались как промежуточные переменные или конструкции со свойствами, которые должны быть выведены из отношений между двумя наборами наблюдаемых событий. Эти события представляют собой входы (стимулы, настоящее и прошлое) и выходы (реакции, включая движения тела и речь). Для многих психологов такие промежуточные переменные помогают понять чрезвычайно сложную сеть ассоциаций между условиями стимула и реакцией, анализ которой в противном случае был бы чрезмерно громоздким. Другие, скорее, занимаются идентификацией когнитивных (или ментальных) структур, которые сознательно или бессознательно управляют наблюдаемым поведением человека.
Изменения в изучении мышления
Элементы мышления
Широкое использование слов в мышлении («молчаливая речь») породило убеждение, особенно среди психологов-бихевиористов и необихевиористов, что думать — значит подсознательно связывать лингвистические элементы. Ранние эксперименты показали, что мышление обычно сопровождается электрической активностью мышц органов артикуляции мыслителя (например, в горле). Благодаря более поздней работе с электромиографическим оборудованием стало очевидно, что мышечные феномены не являются реальными проводниками мышления; они просто облегчают соответствующую деятельность мозга, когда интеллектуальная задача особенно требовательна. Отождествление мышления с речью подвергалось критике со стороны русского психолога Льва Семёновича Выготского и швейцарского психолога Жана Пиаже, которые наблюдали истоки человеческого мышления в общей способности детей объединять невербальные действия в эффективные и гибкие комбинации. Эти теоретики настаивали на том, что мышление и речь возникают независимо друг от друга, хотя и признавали глубокую взаимозависимость этих функций.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Следуя различным подходам, три ученых — русский физиолог XIX века Иван Михайлович Сеченов; американский основатель бихевиоризма Джон Б. Уотсон; и Пиаже — независимо друг от друга пришли к выводу, что действия, служащие элементами мышления, являются интернализованными или «дробными» вариантами двигательных реакций. Иными словами, элементы рассматриваются как ослабленные или урезанные варианты нервно-мышечных процессов, которые, если бы они не подвергались частичному торможению, вызывали бы видимые телесные движения.
Чувствительные инструменты действительно могут обнаруживать слабую активность в различных частях тела, кроме органов речи, например, в конечностях человека, когда о движении думают или воображают, но оно на самом деле не происходит. Недавние исследования показывают существование желудочного «мозга», набора нейронных сетей в желудке. Такие открытия породили теории о том, что люди думают всем телом, а не только мозгом, или что, по словам американского психолога Б. Ф. Скиннера, «мысль — это просто поведение — вербальное или невербальное, скрытое или явное».
Логическим следствием этих и подобных утверждений стал периферийный взгляд. В работах Уотсона и американского психолога Кларка Л. Халла очевидно, что мышление зависит от событий в мускулатуре: этих событий, известных как проприоцептивные импульсы (т. е. импульсы, возникающие в ответ на физическое положение, позу, равновесие или внутреннее состояние). состояние), влияют на последующие события в центральной нервной системе, которые в конечном итоге взаимодействуют с внешними раздражителями, направляя дальнейшие действия. Однако есть свидетельства того, что мышление не предотвращается назначением препаратов, подавляющих всякую мышечную активность. Кроме того, такие исследователи, как американский психолог Карл С. Лешли, указывали, что мышление, как и другие более или менее квалифицированные виды деятельности, часто протекает так быстро, что не хватает времени для передачи импульсов от центральной нервной системы. системы к периферическому органу и обратно между последовательными этапами. Таким образом, централистский взгляд, согласно которому мышление состоит из событий, ограниченных мозгом (хотя часто сопровождаемых широко распространенной активностью в остальном теле), получил распространение в конце 20-го века. Тем не менее каждое из этих нейронных событий можно рассматривать и как ответ (на внешний раздражитель или на предшествовавшую нервно-опосредованную мысль или комбинацию мыслей), и как стимул (вызывающий последующую мысль или двигательный ответ).
Элементы мышления классифицируются как «символы» в соответствии с концепцией знакового процесса («семиотики»), выросшей из работ философов (например, Чарльз Сандерс Пирс), лингвистов (например, С. К. Огден и Айвор А. Ричардс), и психологи, специализирующиеся на обучении (например, Халл, Нил Э. Миллер, О. Хобарт Маурер и Чарльз Э. Осгуд). Суть этой концепции в том, что событие-стимул х можно рассматривать как знак, представляющий (или «обозначающий») другое событие y , если х вызывает некоторые, но не все, действия (как внешние, так и внутренние), которые были бы вызваны y , если бы они присутствовали. Когда стимул, квалифицируемый как знак, возникает в результате поведения организма, для которого он действует как знак, он называется «символом». Яркими примерами являются «реакции, вызывающие стимул», которые, как говорят, составляют мыслительные процессы (например, когда кто-то думает о том, чтобы поесть).
Эта трактовка, которой отдают предпочтение психологи теории стимул-реакция (S-R) или неоассоциационизма, контрастирует с трактовкой различных когнитивистских или неорационалистских теорий. Вместо того, чтобы рассматривать компоненты мышления как производные от вербальных или невербальных двигательных актов (и, следовательно, подчиняющиеся законам обучения и действия, которые применимы к усвоенному поведению в целом), когнитивисты рассматривают компоненты мышления как уникальные центральные процессы, управляемые принципами, которые свойственны им. Эти теоретики придают первостепенное значение так называемым структурам, в которых организованы «когнитивные» элементы, и они склонны видеть выводы, применение правил, репрезентации внешней реальности и другие составляющие мышления в действии даже в самых простых формах усвоенных знаний. поведение.
Школа гештальт-психологии считает, что составляющие мышления по существу имеют ту же природу, что и перцептивные паттерны, которые нервная система конструирует из сенсорных возбуждений. После середины 20 века аналогии с компьютерными операциями приобрели большое значение; как следствие, мышление стало описываться в терминах хранения, поиска и передачи единиц информации. Считалось, что рассматриваемая информация может свободно переводиться из одной «кодировки» в другую без ущерба для ее функций. Наибольшее значение имело то, как сочетались события и какие другие комбинации могли произойти вместо них.
6 основных различий между экспертами и новичками
В каких случаях важно определить различия между экспертами и новичками?
При приеме на работу некоторые люди притворяются экспертами с 20-летним стажем, но иногда это доказывает, что у некоторых людей есть 1 год опыта, который повторялся в течение 20 лет. Если думать в долгосрочной перспективе, момент интервью даже не так важен, как эволюция, на которую способен один человек. Люди, которыми движет большая воля и мотивация, могут научиться всему и очень скоро могут стать экспертами. Как руководитель группы вы должны уметь выявлять таких людей и поддерживать, стимулировать и мотивировать их. Как определить, кто оценивает экспертизу? Потому что:
» В уме новичка есть много возможностей, а в уме эксперта их мало. » (Шунрю-Сузуки)
Исследования и исследования показали, что у экспертов есть некоторые общие характеристики, которые я представлю в деталь, и не позволяйте себе быть полным костюмом.
1. Различия в обучении
Первое существенное различие между экспертами и новичками заключается в том, как они обучаются. Процесс обучения имеет решающее значение, поскольку он определяет, какой объем информации запоминается. У людей есть четыре различных типа памяти, и каждый из них хранит различный тип информации. Семантические воспоминания — это то, что мы знаем о мире и что мы «обмениваем на деньги» в так называемом «заработке на жизнь». Знания, о которых я расскажу в следующих главах, хранятся в семантической памяти.
1.1
Эксперты обладают хорошо организованными знаниямиПервое различие между экспертами и новичками заключается в том, как они учатся и как хранят полученную информацию. Эксперты обладают обширными знаниями, которые хорошо структурированы. Любая новая информация сортируется в зависимости от того, является ли она нерелевантной и откладывается в сторону, или является частью более крупной структуры и интегрируется в соответствующем месте.
» Высокоэффективные структурщики усваивают новый материал лучше, чем низкоуровневые. Последние испытывают трудности с отбрасыванием нерелевантной или конкурирующей информации, и в результате они склонны цепляться за слишком большое количество понятий, которые не могут быть сведены в работающую модель, которая может служить основой для дальнейшего обучения » (Браун, Редигер III, Макдэниел — закрепить: наука об успешном обучении)
Любая полученная информация становится пригодной для использования только в том случае, если субъект усвоил ее с пониманием. Таким образом, обучение с пониманием имеет решающее значение для развития опыта. Когда люди учатся с пониманием они могут связать новую информацию со знаниями, которые у них есть, в структуру, которую он создает.Кроме того, решение проблем будет осуществляться путем первоначального понимания проблемы, а не путем применения формул, относящихся к предмету. эксперт всегда будет стремиться разобраться в проблеме не найти подходящую схему решения . Концептуальное понимание помогает экспертам увидеть смысл, который не видит новичок.
Следующий эксперимент показывает, как эксперты организуют знания на основе идей, в то время как новички организуют знания по внешнему виду или сходству. Проблемы, связанные с механикой, были перечислены на карточках, и экспертов и новичков попросили рассортировать их в зависимости от подхода, который они будут использовать для решения проблем. В то время как стопка новичка состояла из задач, содержащих только наклонные плоскости, стопка эксперта содержала задачи, которые можно решить путем сохранения энергии. Реагирование на поверхностные характеристики задач не очень полезно, так как две задачи, находящиеся в одной и той же наклонной плоскости, на самом деле могут быть решены с помощью разных подходов. Таким образом, в то время как схема новичка представляла собой в первую очередь особенности поверхности, схема эксперта связывала понятие наклонной плоскости с законами физики. (Эксперимент полностью описан в How People Learn: Brain, Mind, Experience, and School: Expanded Edition (2000))
1.2. Знания экспертов «кондиционированы»
» Практически нет предела тому, сколько знаний мы можем запомнить, пока мы связываем их с тем, что мы уже знаем. На самом деле, поскольку новое обучение зависит от предшествующего обучения, тем больше мы учимся, тем больше возможных связей мы создаем для дальнейшего обучения. » (Браун, Редигер III, Макдэниел — закрепите: Наука успешного обучения)
Знания экспертов не присутствуют в виде каких-то изолированных идей или теорий или некоторые формулы, связанные с доменом, но «кондиционированный» (термин, используемый на языке ученых-когнитивистов) набор обстоятельств, принадлежащих контексту, таких как основы предметной области, которые они используют, чтобы направлять свое мышление на дальнейшие детали.
В ходе исследования группу экспертов и одного из новичков попросили решить физическую задачу, новички начали с формул или уравнений, относящихся к этой конкретной проблеме, в то время как эксперты формулировали принципы, применимые к проблеме, вместе с обоснование того, почему применяется этот принцип, и, более того, при решении проблемы эксперты рисуют диаграммы, которые должны помочь им понять проблему и найти лучшие решения.
2. Различия в припоминании
Припоминание означает не что иное, как припоминание. Каждый из четырех имеющихся у нас типов памяти имеет свой собственный способ вспоминания информации. Мы все еще находимся в случае семантической памяти, где припоминание делается более утомительно и по запросу. В общем, процесс припоминания определяется контекстом, недавним использованием информации, а также количеством и яркостью сигналов, которые были связаны со знанием. Эндель Тулвинг заявил, что запоминание всегда является результатом обоих:
1. хранимая информация
2. сигналы в окружающей среде, которые могут напомнить вам информацию
и что даже слабые следы могут быть доступны с помощью сильных сигналов.
2.1. Быстрый поиск информации
Поскольку эксперты обладают таким огромным объемом знаний, и только некоторые его части имеют отношение к конкретной проблеме, следующей задачей будет сколько времени потребуется для ее выявления и получения . Мы вправе думать, что поиск в огромном количестве информации занимает больше времени, чем просмотр всего лишь нескольких (поэтому дамам нужно гораздо больше времени, чтобы найти что-нибудь для одежды 😉 ).
На самом деле это не относится к поиску экспертной информации. Как следствие двух вышеупомянутых свойств: хорошо организованного и условного знания, эксперты могут извлекать по запросу только релевантные аспекты своих знаний без каких-либо усилий или, что еще лучше, своего рода автоматизированным способом. Беглый поиск информации имеет большое преимущество, он требует меньшего сознательного внимания, поскольку поиск выполняется автоматически. Это как водить машину и есть бутерброд. Человек, который садится за руль в первый или во второй раз, не в состоянии сделать это, а если и делает, то требует большого сознательного внимания. Это означает, что беглый поиск информации осуществляется с помощью практики и опыта, а не в течение ночи.
2.2. Способность распознавать закономерности, особенности или свойства
Эксперты развивают способность распознавать закономерности, особенности или свойства информации, которую новички упускают из виду. Поскольку количество информации, которую люди могут удерживать в кратковременной памяти, ограничено, способ улучшить кратковременную память состоит в том, чтобы разбивать информацию на знакомые паттерны. Эти паттерны фактически запускают знания, имеющие отношение к проблеме, с которой они сталкиваются.
Было проведено исследование, чтобы доказать, действительно ли шахматные мастера продумывают все свои возможные ходы, а затем просчитывают контрходы своего противника, прежде чем сделать один ход. Был сделан вывод, что они не продумывают ходы, но благодаря большому количеству часов, проведенных за игрой в шахматы, они распознают значимые модели конфигурации, что приводит к определенному набору ходов, из которых они выбирают лучший, чем ход а. выберет новичок. Подсчитано, что мировым мастерам шахмат мирового класса требуется от 50 000 до 100 000 часов практики, чтобы достичь такого уровня мастерства.
Упомянутые выше факторы: кластеры хорошо структурированных знаний, связанных и организованных в своих конкретных контекстах и вокруг них, позволяют быстрее анализировать и извлекать информацию, когда контекст распознан. Это так же просто, как когда вы одеваетесь утром и опаздываете. Для того, чтобы найти свои носки, вы не открываете все ящики своего гардероба, хотя они выглядят одинаково (и, держу пари, вы их не маркировали), вы идете сразу к нужному. Точно так же работает поиск информации на верхнем уровне.
3. Обучение других
Большинство экспертов не имеют возможности обучать других тому, что знают сами. » Я глубоко убежден, что невозможно правильно преподавать, не обладая явной или неявной ментальной моделью того, что происходит в умах учащихся » (Станислас Дехане — Как мы учимся)
Мозг эксперта меняется в течение В процессе обучения нейронная проводка изменится, и это изменение будет окончательным. Их модель представления знаний настолько сложна, что с этого момента трудно вернуться к вашему видению/восприятию новичка. Вот почему специалисты не осознают, что новички не могут видеть то, что видят они сами, для них их восприятие самоочевидно. Чем лучше вы что-то знаете, тем сложнее становится этому научить (Эрик Мазур).
Вторая проблема, связанная с наличием эксперта в роли инструктора, — проклятие знания . Курс знаний — это то, что психологи называют тенденцией недооценивать, сколько времени потребуется другому человеку, чтобы научиться чему-то новому или выполнить задание, которое учитель/тренер уже освоил. “ Учителя часто страдают от этой иллюзии – инструктор по математике, которая находит математику настолько легкой, что больше не может поставить себя на место ученика, который только начинает учиться и борется с предметом ”(Браун, Редигер III, Макдэниел – закрепить: Наука успешного обучения)
Еще одна проблема, связанная с отсутствием обучения: поскольку эксперту трудно объяснить/обучить тому, что он знает, его трудно идентифицировать, основываясь на на дискуссии (например, интервью), является ли человек экспертом или нет. Для этого вы должны заставить его работать.
4. Концепция адаптивной экспертизыРазличия есть даже между экспертами.
Исследователи обнаружили, что существует два типа знаний: один основан на рутинной работе, а другой — гибок и адаптируется к внешним требованиям: «просто квалифицированный» или «ремесленник» и «высококомпетентный» или «виртуоз» ( Как Люди учатся: мозг, разум, опыт и школа: расширенное издание (2000 г.)). Объяснение этой концепции на основе работы системного проектировщика: проектировщик-ремесленник берет проблему, которую его клиент хочет автоматизировать, и ищет наилучшее решение для ее решения, но он принимает ограничения решения, заявленные клиентом. Дизайнер-виртуоз видит в этих ограничениях, заявленных его заказчиком, отправную точку для новых возможностей обучения.
Имея в виду этот пример, может возникнуть вопрос: является ли эксперт человеком, который обладает всеми знаниями и ответами на все вопросы?
Исследователи доказали, что эксперт – это тот, кто регулярно оценивает свой опыт и может определить уровень своих знаний, а также недостатки или недостающую информацию в своей «системе знаний» или слабости и, как следствие.