Trojden | СССР во второй половине 60-х — первой половине 80-х годов: Садыков Т. С.
Октябрьский Пленум ЦК КПСС 1964 г. Проводимый Н. С. Хрущевым курс, его стиль и методы руководства вызывали растущее недовольство партийно-хозяйственного аппарата. Оппозиционно настроены по отношению к Хрущеву были и работники военных ведомств и госбезопасности. Это было вызвано бездумными постоянными реорганизациями и сокращениями в армии и силовых структурах. Хрущев утратил также симпатии со стороны интеллигенции, которая первоначально поддержала его, назвав проводимый им курс “оттепелью”. Недовольство политикой Хрущева испытывало и большинство населения, поскольку обещанных Первым секретарем перемен никто реально не ощущал.
В стране отсутствовал законодательный механизм смены высшего руководства, поэтому смещение Хрущева тщательно готовилось представителями партийно-государственной элиты. Активную роль в низвержении Хрущева играли А. Н. Шелепин, Н. Г. Игнатов, Н. В. Подгорный и В. Е. Семичастный. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев занимал выжидательную позицию. Он примкнул к заговорщикам на заключительном этапе.
В начале октября Хрущев отправился на отдых в Пицунду. Тем временем 12 октября 1964 г. в Кремле состоялось расширенное заседание Президиума ЦК, на котором был поставлен вопрос о снятии Хрущева со всех занимаемых постов. Участники совещания поддержали это предложение и вынесли соответствующее решение. После этого Хрущев был вызван в Москву якобы для решения неотложных вопросов по сельскому хозяйству. На заседании Президиума ЦК ему были предъявлены обвинения в волюнтаризме, субъективизме, отходе от принципов коллективного руководства и грубом администрировании. Хрущев без особого сопротивления согласился уйти в отставку. 14 октября 1964 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Хрущев был освобожден от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК КПСС, Председателя Совета Министров СССР “в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья”.
Пленум принял решение о нецелесообразности дальнейшего совмещения обязанностей лидера партии и руководителя правительства. Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л. И. Брежнев, Председателем Совета Министров СССР А. Н. Косыгин.
Социально-экономическое развитие. Пришедшая к власти партийно-административная группировка во главе с Л. И. Брежневым приступила к проведению экономической реформы.
Начало реформе положили решения мартовского и сентябрьского пленумов ЦК КПСС 1965 г. Реформа была призвана усилить экономические рычаги, расширить самостоятельность хозрасчетного звена — предприятия или организации — и усовершенствовать централизованное планирование. Она предполагала сократить число плановых показателей, спускаемых министерствами на предприятия, до пяти. Как основной показатель рассматривался объем не валовой, т. е. произведенной, а реализованной продукции. Предполагалось создание на предприятии фондов материального стимулирования, которые можно было направить на развитие производства, материальное поощрение рабочих и служащих, социально-культурные нужды и жилищное строительство.
Экономическая реформа 1965 г. наиболее успешно проявила себя в годы VIII пятилетки (с 1966 по 1970 г.). Объем промышленного производства вырос на 50%. Было построено около 1900 крупных предприятий, среди которых Волжский автозавод в г. Тольятти. В 1970 г. он стал выпускать первые “Жигули”. Сельскохозяйственное производство выросло на 21%. Улучшилось материальное благосостояние советских людей. Возросло потребление промышленных и продовольственных товаров. В повседневную жизнь входили телевизоры, холодильники, радиоприемники. Интенсивное жилищное строительство способствовало обеспечению жильем значительного числа граждан.
С 1965 г. были снижены розничные цены на ряд медикаментов, предусмотрена бесплатная выдача лекарств некоторым категориям больных при амбулаторном лечении. Наблюдался быстрый рост численности населения страны.
В 1969 г. состоялся III съезд колхозников СССР. Он принял новый Устав колхозов, который несколько расширил самостоятельность колхозов и сохранил за колхозниками право на подсобное хозяйство, приусадебный участок, личный скот и птицу.
В 70-х годах наблюдается спад темпов развития народного хозяйства.
Одной из главных причин этого было нежелание большинства руководителей директивной экономики отказаться от привычных методов руководства. Наблюдалась бюрократизация управленческого аппарата, который все более становился недееспособным. Партийные органы гасили всякую инициативу. Для принятия любого решения необходимо было провести ряд согласований в многочисленных инстанциях. В стране нарастали негативные тенденции. Многие предприятия являлись убыточными, качество выпускаемой продукции было низким. Около половины колхозов и совхозов не приносили доходов, существуя за счет государственных дотаций. При оплате труда господствовала уравниловка.
Л. И. Брежнев
Одной из примет кризиса стало формирование теневой экономики.
Это явление вело к усилению материальной дифференциации и способствовало сколачиванию подпольных состояний, построенных на нетрудовых доходах. В отдельных случаях происходило сращивание теневой экономики с частью партийного и государственного аппарата. Это вызывало возмущение советских граждан, подрывало их веру в честный труд и в его способность обеспечить высокий уровень благосостояния.
Внутриполитическое развитие советского общества. Во второй половине 60-х — первой половине 80-х годов начинает пропагандироваться концепция развитого социализма. Впервые она была изложена Л. И. Брежневым на торжественном заседании в честь 50-летия Великого Октября в 1967 г. Концепция развитого социализма не отрицала конечную цель — коммунизм, но отодвигала его построение на неопределенное будущее и превращала коммунистическую перспективу в теоретическую проблему. Согласно этой концепции, на пути к коммунизму лежит этап развитого социализма. В результате его формирования социализм должен приобрести гармоничное сочетание производственных, социально-политических и нравственно-правовых общественных отношений.
Новая Конституция, принятая в 1977 г., юридически закрепила концепцию развитого социализма. В Конституции было заявлено, что социальной базой советского строя является рабочий класс, колхозное крестьянство и народная интеллигенция. Конституция расширяла права граждан. Она гарантировала право на труд, бесплатное образование и медицинское обслуживание, отдых, пенсионное обеспечение и жилье. Провозглашались основные демократические свободы: совести, слова, собраний, шествий, демонстраций и т. д. В статье 6 законодательно закреплялась руководящая роль КПСС. Советы депутатов трудящихся переименовывались в Советы народных депутатов. Конституция провозгласила формирование “новой интернациональной и социальной общности — советского народа”.
Между тем среди представителей научной и творческой интеллигенции росло недовольство ужесточением политического режима в 120 стране.
С середины 60-х годов идет становление неформального движения, получившего название диссидентство. 5 декабря 1965 г. на Пушкинской площади в Москве состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами. Параллельно этому возникла бесцензурная печать, называвшаяся “самиздат”. В 60-х— 70-х годах сформировалось два основных течения диссидентов. Одно выражал академик А. Д. Сахаров, декларировавший западные либеральные ценности. Другое отражал А. И. Солженицын — сторонник христианской идеологии. Движение диссидентов было малочисленным и насчитывало всего несколько сотен приверженцев. Характерными чертами диссидентского движения 70-х годов стали антикоммунизм и антисоветизм.Власти вели борьбу с диссидентами путем привлечения их к уголовной ответственности, ссылки на периферию и высылки за границу. Боясь политического плюрализма, советские власти бездумно высылали из страны патриотически настроенных представителей советской интеллигенции, таких, как Владимир Максимов, Александр Зиновьев и др.
Нарастали негативные явления и в национальном вопросе. В этой сфере существовал комплекс проблем, требующих неотложного решения. Руководство национальных республик раздражала излишняя опека центра, которая часто проводилась под предлогом защиты общегосударственных интересов.
Ю. В. Андропов и его попытки реформ советского общества. 10 ноября 1982 г. скончался Л. И. Брежнев. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Ю. В. Андропов, который открыто признал наличие многих нерешенных проблем. Он выдвинул требование ускорить интенсификацию производства, перейти к практическому решению вопроса о самостоятельности объединений и предприятий, колхозов и совхозов, призвал к повышению производительности труда. Выделяя образование как одну из приоритетных составляющих своей политики, Андропов начал подготовку школьной реформы. Большое внимание уделялось наведению дисциплины и порядка на производстве. Началась чистка государственного и партийного аппарата. С середины ноября 1982 г.
до середины февраля 1984 г. было сменено 18 союзных министров и приравненных к ним лиц и переизбрано 37 первых секретарей обкомов, крайкомов КПСС, ЦК и КП союзных республик.Усиление требовательности и контроля принесли свои результаты. Статистика свидетельствовала о некотором улучшении экономических показателей. Однако эти достижения оказались неустойчивыми. Смерть Ю. В. Андропова в феврале 1984 г. помешала ему воплотить свои идеи на практике. На пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран К. У. Черненко.
Основные направления внешней политики СССР. После отставки Н. С. Хрущева новое советское руководство выдвинуло три задачи в области внешней политики: 1) устранить угрозу распада социалистаческого лагеря; 2) нормализовать отношения между Востоком и Западом; 3) поддерживать прогрессивные движения и режимы во всем мире.
Отношения СССР с социалистическими странами складывались непросто. В них делалась ставка на укрепление экономического сотрудничества и взаимные политические консультации. Наиболее отчетливо это проявилось в деятельности СЭВ. В 1971 г. СЭВ принял программу сотрудничества, рассчитанную на 15—20 лет. Одним из основных направлений программы было обеспечение восточноевропейских стран дешевыми энергоносителями и сырьем. Были разработаны такие крупные экономические проекты, как строительство нефтепровода “Дружба” и газопровода “Союз”, космическая программа “Интеркосмос”.
Советский Союз предпринимает ряд шагов для нормализации отношений с Китаем. В 1967 г. осложнилась ситуация в Чехословакии, где оппозиция властям усилилась, начались массовые демонстрации и забастовки. В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран— участниц ОВД вступили на территорию Чехословакии.
Другим направлением внешней политики СССР было стремление к нормализации отношений со странами Запада. В 1966 г. Москву посетил президент Франции Ш. де Голль. В 1971 г. французский президент Ж. Помпиду и Л. И. Брежнев подписали документ “Принципы сотрудничества между СССР и Францией”. Улучшились отношения СССР с ФРГ. В 1970 г. состоялось подписание договора между СССР и ФРГ, в котором были подтверждены западная граница Польши и граница между ГДР и ФРГ.
СССР оказывал поддержку повстанцам Анголы, помогал Народному фронту освобождения Мозамбика, предоставлял военную помощь Ираку и Ливии.
Ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. подорвал доверие к Советскому Союзу в мире и положил начало новому витку “холодной войны”. СССР оказался в международной изоляции. Большинство стран—членов ООН осудили советский метод решения афганской проблемы. Война в Афганистане затянулась. По официальным данным, в ней погибли около 15 тыс. советских солдат и офицеров, 35 тыс. получили серьезные ранения.
Из Конституции СССР 1977 г.
Глава I. Политическая система
Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммуническая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.
Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную преспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.
Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.
1. Расскажите о внутрипартийной борьбе и отставке Н. С. Хрущева.
2. Охарактеризуйте социально-экономическое развитие СССР в середине 60-х годов.
3. Расскажите о внутриполитическом развитии советского общества.
4. В чем проявилось нарастание экономических трудностей и негативных процессов в советском обществе?
5. Расскажите о деятельности Ю. В. Андропова.
6. Охарактеризуйте основные направления внешней политики СССР в 60-х — 70-х годах.
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
СССР во второй половине 60-х – начале 80-х гг.
ХХ в.13.06.2020
Свержение Н.С. Хрущева и поиски политического курса. В начале 60-х гг. XX в. политика Хрущева, его постоянные преобразования вызывали неприятие и среди большинства простых людей и среди части высшего руководства страны. Особенно недовольны были представители партийных органов принятым решением о периодической ротации (смене) части руководящих партийных работников. Преобразования Н.С. Хрущева закончились вместе с его отставкой. 14–15 октября 1964 г. прошел Пленум ЦК КПСС, сместивший Н.С. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета Министров СССР. Первым секретарем ЦК КПСС был назначен Л.И. Брежнев Многие стали уставать от постоянных инициатив Хрущева, в обществе появилась тяга к стабильности. Брежнев вполне отвечал этому настроению: он не увлекался реформами. С трибун еще говорили о продолжении курса, намеченного ХХ и ХХII съездами, однако в самом Политбюро возникли замыслы возвращения к временам Сталина. Основой деятельности нового руководства была концепция развитого социализма, разработанная еще в 60-е гг. ХХ в. Развитой социализм трактовался как обязательный этап в развитии советского общества. Со страниц партийной печати исчезла критика сталинского времени, прекратилась реабилитация жертв политических процессов. Распространялись слухи, что последует политическая реабилитация Сталина. Однако этого не случилось, так как костяк Политбюро составляли люди, которые помнили 30–40-e гг. ХХ в. и не желали их повторения. Жизнь общества внешне становилась размеренной и спокойной. Сразу после ХХIII съезда КПСС (1966 г.) началось выдвижение Брежнева на ключевые посты. С годами он стал Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР, Председателем Совета Обороны и т. п.
Власть и общество.
КПСС по-прежнему контролировала все стороны жизни страны. Ни один серьезный вопрос хозяйственной и культурной жизни не мог быть решен без согласования с партийными органами. К середине 80-х гг. XX в. КПСС насчитывала около 19 млн. человек и считалась руководящей и направляющей силой всего народа. Вступление в нее являлось заветной мечтой многих людей, поскольку сулило им доступ к определенным профессиям, должностям и другим льготам. Но доступ в КПСС, будучи практически свободным для рабочих, ограничивался для представителей интеллигенции. Во время правления Брежнева значительно выросло число министерств с 29 (1965 г.) до 160 (в середине 80-х гг. ХХ в.). Многие министерства имели свои главки, в которых работали тысячи чиновников. Принцип «стабильности кадров» характерен был прежде всего для самого Политбюро, из которого члены выводились крайне редко. Их средний возраст к началу 80-х гг. XX в. превышал 70 лет. Заседания Политбюро носили формальный характер, на них лишь утверждали подготовленные решения, и длились они иногда 15–20 минут. Несмотря на консерватизм Политбюро, оно не могло не считаться с велением времени. Поэтому на партийных пленумах и съездах принимались резолюции о демократизации общественной жизни, о борьбе с бюрократизмом, о расширении прав Советов. Так, в ведение сельских Советов перешли вопросы, которые ранее решали районные Советы. Наконец, в 1972 г. был принят Закон о полномочиях депутатов Советов. Но большой роли в жизни общества Советы не играли и зачастую служили лишь прикрытием для принятых партийных решений. В октябре 1977 г. состоялась внеочередная сессия Верховного Совета СССР, где была принята новая Конституция. В ее основу легла концепция «развитого социализма». Главным принципом власти объявлялось полновластие народа, а политическую основу государства составляли Советы. Во главе системы стоял Верховный Совет СССР, ядром политической системы социалистического общества была Коммунистическая партия.
Реформа 1965 г. и ее результаты.
Несмотря на то, что Советский Союз являлся великой державой и имел одну из самых мощных армий мира, уже в 60-е гг. XX в. стали отчетливо заметны первые признаки политического и экономического кризиса. В 60-е гг. XX в. система, ранее провозглашавшая принципы равенства, начала саморазлагаться. Все больше людей в Советском Союзе желали иметь автомобили, дачи, модные вещи, совершать поездки за границу, делать то, что раньше считалось символом мещанства и осуждалось официальной пропагандой. Предпринимались попытки структурных перестроек экономики, ее усовершенствования. Они начались в марте 1965 г. с реформ в аграрном секторе. Было принято решение об изменении практики планирования и заготовок сельскохозяйственной продукции. Ее стали закупать по твердым ценам, составленным с учетом особенностей отдельных районов страны. При поставке продукции сверх плана выплачивалась пятипроцентная надбавка, подобная же надбавка полагалась и за поставку скота. Со слабых колхозов списывались задолженности. Были снижены налоги с подсобных хозяйств колхозников. Однако все эти мероприятия не могли полностью поправить положение на селе. Предпосылки хозяйственной реформы 1965 г., связанной с деятельностью председателя Совета министров СССР А.Н. Косыгина, складывались в процессе экономических экспериментов. Переломным моментом в осуществлении экономической реформы стал сентябрьский Пленум ЦК КПСС 1965 г. Предприятия и объединения переводились на хозрасчет. Вводилась оптовая торговля продукцией производства. Оптовые цены приближались к розничным. На пленуме были подвергнуты резкой критике недочеты в планировании отраслей народного хозяйства, где успехи оценивались по количеству выпущенной валовой продукции. Это во многом сдерживало технический прогресс и не способствовало улучшению качества выпускаемых товаров. Было признано необходимым ограничить централизованное планирование несколькими показателями (объем реализованной продукции, фонд заработной платы, прибыль). Главным в проводимой реформе был переход от вала к объему реализованной продукции. Теперь предприятия сами планировали свои показатели роста производительности труда, снижение себестоимости, устанавливали величину средней заработной платы своим рабочим и служащим. Руководители предприятий получили возможность распоряжаться полученной прибылью и использовать ее для переоснащения своего предприятия новой техникой, а также направлять полученные средства на повышение заработной платы. По многим показателям восьмая пятилетка (1965–1970) стала лучшей из всех за послевоенные годы, в стране удалось приостановить снижение темпов роста производства.
Формирование «механизмов торможения».
Переход на новые условия хозяйствования проходил с большим трудом. Министерства и их многочисленные главки продолжали работать по-прежнему, согласовывая все принимаемые решения с отраслевыми отделами ЦК КПСС. В свою очередь, руководители предприятий воспользовались предоставленной возможностью для занижения производственных планов и завышения заработной платы для своих рабочих и служащих, что вело к диспропорциям в росте производительности труда и заработной платы. Это вынудило правительство искать средства для латания дыр в бюджете страны с помощью фондов предприятий, что сразу же свело на нет весь смысл проводимой реформы, главной особенностью которой было предоставление хозяйственникам права свободно распоряжаться фондами своих предприятий. Ряд основных положений реформы не сработал. Во всех странах мира на рубеже 70-80-х гг. XX в. проходил новый этап научно-технической революции (НТР), связанный с широким внедрением в промышленность и быт микроэлектронной техники. Советский Союз отставал в развитии новых технологий от США и европейских стран, а также Японии и Южной Кореи. Экономика СССР во многом держалась на добыче, а затем продаже западным державам сырья. Долгое время покорение космоса было национальной гордостью Советского Союза. На развитие космической индустрии выделялось огромное количество государственных средств. Но уже в июле 1969 г. США заявили о высадке астронавтов на Луне, что сразу же показало относительное отставание Советского Союза в ранее приоритетной области. Предприятия, по-прежнему настроенные на выпуск валовой продукции (несмотря на реформу 1965 г.), мало нуждались в научных разработках, проводящихся в научно-исследовательских институтах, а те, в свою очередь, нередко занимались проблемами, далекими от реальных нужд производства. Вместо технического перевооружения предприятий министерства предпочитали возводить новые предприятия-гиганты, объединяющие производственные мощности с научными предприятиями (НПО), надеясь слить в этом процессе науку с производством. Однако добиться этого не удалось. На многих производствах преобладал ручной и малоквалифицированный труд. Лишь некоторые заводы (ВАЗ, КАМАЗ) соответствовали мировым стандартам, но построены они были западными специалистами и оснащены импортным оборудованием. Неэффективность экономики и социальная апатия населения вызвали глубокую озабоченность руководства страны. Предпринимались меры по устранению отрицательных явлений в экономике и политике. В документах декларировалась борьба с взяточничеством и спекуляцией. Правда, реальных шагов почти не предпринималось. Одним из первых, кто попытался реально улучшить положение, был преемник Л. Брежнева Ю. Андропов. Придя к власти в 1982 г., он провел кадровые перестановки в партийных структурах, отстранил от работы тех руководителей, которые были обвинены в коррупции. После смерти Андропова к власти пришел К. Черненко, который в силу солидного возраста не проводил в стране значительных реформ.
Диссиденты.
Ответом на господство во всех сферах общества коммунистической идеологии явилось возникновение в конце 50-х гг. ХХ в. неформальных объединений, кружков. Вначале представители этих движений пытались бороться за улучшение советской системы, против отдельных ее недостатков, но затем перешли к оказанию сопротивления властям и начали бороться за свержение коммунистического режима. Слово «диссидент» в переводе с латыни означает «несогласный», или в переносном смысле «инакомыслящий». Количество диссидентов было невелико. Это были или отдельные критически мыслящие личности, или небольшие группы. Основная масса населения в 60–70-е гг. ХХ в. не поддерживала идей диссидентов. Между тем диссиденты составляли собственные программы, выдвигали требования от улучшения жилищных условий до политических свободы слова, печати, освобождения политических заключенных. Немалую роль в становлении диссидентского движения сыграл процесс над писателями Ю. Даниэлем и А. Синявским за публикацию ими на Западе литературных произведений. Подобные произведения появились в «самиздатских» изданиях «Вече», «Поиски», «Память». Они печатались на пишущих машинках и распространялись затем среди читателей, число которых непрерывно росло. «Западническое» направление диссидентской борьбы фактически возглавлял академик А.Д. Сахаров — сторонник сближения капитализма с социализмом. Движение сторонников возвращения к православной монархии, существовавшей в России до 1917 г., возглавил А.И. Солженицын. К 70-м гг. ХХ в. движение переходит на новый этап — правозащитный. Правозащитники отстаивали права той или иной группы населения. После общеевропейской конференции в Хельсинки в 1975 г. в Москве образовалась группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений во главе с физиком Ю. Орловым. Группа собирала сведения о нарушениях прав человека в Советском Союзе, которые затем направляла главам европейских стран. Деятельность группы Орлова продолжалась недолго, и в скором времени ее участники были арестованы, приговорены к различным срокам тюремного заключения. Многие правозащитники затем покинули Советский Союз или были высланы за границу.
Социальная политика.
Несмотря на то, что численность рабочих по-прежнему увеличивалась, этот процесс шел за счет выходцев из сельской местности. Происходил рост числа инженерно-технических работников, получивших высшее образование в самых разнообразных институтах, количество которых резко увеличивалось. Города испытывали острую нехватку рабочих кадров. В Москве, Ленинграде и ряде крупных городов было создано множество НИИ, в которых отсиживали свое рабочее время люди с высшим образованием. Не находя применения своим знаниям, они искали новые источники доходов. Проводя социальную политику, государство старалось улучшить условия жизни трудящихся. Оно подняло зарплату низкооплачиваемым работникам, увеличило пенсии по инвалидности и старости. Государство продолжало практиковать продажу товаров длительного пользования в кредит.
Внешняя политика.
В 60-е гг. XX в. Восточная Европа находилась под полным контролем СССР, а Западная — в военно-политическом и экономическом союзе с США. Основным объектом борьбы СССР и США были страны «третьего мира», которые образовались в результате развала колониальной системы. СССР и США избегали прямого военного столкновения, но соперничество было достаточно острым, и небольшие военные конфликты все же возникали. Тем не менее, отношения с капиталистическими странами постепенно приобретали все более конструктивный характер. С середины 60-х гг. ХХ в. начали развиваться разнообразные связи с Францией. Это стало началом политики разрядки международной напряженности. Особое значение имело состоявшееся в 1975 г. в Хельсинки Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Значительный прогресс был достигнут в процессе взаимных договоренностей между СССР и США. Был принят ряд соглашений, в которых устанавливались принципы советско-американских взаимоотношений в сфере вооружений, что снижало угрозу войны. Но во второй половине 70-х гг. разрядка пошла на убыль. Усиливались разногласия между СССР и КНР. На советско-китайской границе происходили вооруженные столкновения. Отношения между странами нормализовались лишь после смерти Мао Цзэдуна и Л.И. Брежнева. Авторитет социализма оставался высоким преимущественно в тех странах, которые получали помощь от СССР. Советский Союз поддерживал кубинское военное присутствие в Анголе, оказывал помощь Народному фронту освобождения Мозамбика. Затем последовало вмешательство в конфликт между Сомали и Эфиопией на стороне последней, что позволило СССР еще более укрепиться в Африке. Ввод советских войск в Афганистан, начавшиеся в конце 1979 г., нанес существенный удар по политике разрядки.
Ключевые слова: СССР
Источник: История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. — 15-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2016.
Материалы по теме |
---|
Октябрьская революция и ее последствия История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю. Н. Лубченков… |
Власть и общество в СССР во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. А. В. Шубин, И. Н. Данилевский, Б. Н. Земцов: История России (для студентов технических… |
Причины и ход Гражданской войны 1918 — 1920 г. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков… |
Политика Ю. В. Андропова и К. У. Черненко А. В. Шубин, И. Н. Данилевский, Б. Н. Земцов: История России (для студентов технических… |
НЭП и образование СССР История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков… |
СССР в 1985–1991 гг. А. В. Шубин, И. Н. Данилевский, Б. Н. Земцов: История России (для студентов технических… |
Индустриализация и коллективизация в СССР История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков… |
Советское государство и общество в 20-30-е гг. ХХ в. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков… |
60s 70s 80s Home Decor
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(более 1000 релевантных результатов)
культовых ретро-дизайнов 60-х, 70-х и 80-х годов Яро Гиленса (2022 г.
) – www.popcultureshelf.comБлагодаря революционному дизайну, сочетающему удобство использования, долгие шестидесятые оставили свой след в дизайне продуктов, особенно бытовой техники и товаров для повседневного использования.
Множество предметов, собранных здесь в Мягкая электроника , более 100, их форма и функциональность, в частности, если учитывать их использование ярких сигнальных цветов, таких как зеленый, сияющий оранжевый, магнолия и белый, которые будут добавлены к темно-коричневым , сделали эти продукты классикой дизайна и средне узнаваемыми. Акцент делается на продукцию 19 века.70-е и 1980-е годы.
Когда к концу 1950-х и началу 1960-х годов доходы семей стали выше, компании разработали новые продукты, облегчающие работу по дому и повседневные задачи, чтобы предоставить домохозяйке или работающей женщине немного роскоши и помощников и, наконец, позволить им больше свободного времени.
Производители таких электронных инструментов, ищущие новые рынки и обнаружившие потребность в современных гаджетах, придумали совершенно новый набор продуктов, форм, материалов и цветов. Продажа современным клиентам, которые могли себе это позволить.
Отсюда и название «мягкая» электроника для маленьких помощников по дому; они даже хорошо выглядели, их было легко чистить и эксплуатировать.
Креативность и масса продукции до сих пор остаются непревзойденными, не говоря уже о долговечности и надежности. В 1970-х и 1980-х годах было создано множество дизайнерских шедевров, некоторые из которых представлены на этих страницах.
Устройства и машины, все из коллекции голландского редактора Яро Гилена, одной из крупнейших в мире, такие как кофемолки, фены, дисковые плееры Aroma, шоколадницы, яйцеварки, электрические зубные щетки и фруктовые соковыжималки, и это лишь некоторые из многих фантастических идей, собранных здесь в картинках высокого разрешения.
Сегодня они являются предметом коллекционирования (если они находятся в идеальном состоянии), за которыми охотятся поклонники дизайна. Также вероятно, что некоторые из них, вероятно, все еще используются в некоторых домохозяйствах в Европе. Как и в случае с дизайном, производимые тогда приборы были рассчитаны на долгий срок службы; на самом деле намного дольше, чем сегодняшние продукты.
Большая часть представленной здесь электроники немецкого происхождения.
А бренды Braun, AEG, Krups, Bosch и Unold имели очень хорошую репутацию у покупателей по всей Европе, по крайней мере, до конца 19 века.80-е годы.
Компания Braun со звездным дизайнером Дитером Рамсом, например, выделяется как единственная компания, которая изобрела десятки классических дизайнерских решений, в которых размещались высоконадежные электронные гаджеты и кухонные помощники.
Несколько других классиков дизайна таких компаний, как Toshiba, Moulinex, Philips, Kenwood, General Electric, Panasonic, National и Black & Decker, в равной степени представлены своими уникальными линейками продуктов.
Тяжелая негабаритная книга также содержит упаковку продукта и оригинальную рекламу, предназначенную для привлечения внимания покупательниц.