60 х 80 х годов: СССР в конце 60-х начале 80-х годов. Правление Л.И. Брежнева.

Trojden | СССР во второй половине 60-х — первой половине 80-х годов: Садыков Т. С.

Октябрьский Пленум ЦК КПСС 1964 г. Проводимый Н. С. Хрущевым курс, его стиль и методы руководства вызывали растущее недовольство партийно-хозяйственного аппарата. Оппозиционно настроены по отношению к Хрущеву были и работники военных ведомств и госбезопасности. Это было вызвано бездумными постоянными реорганизациями и сокращениями в армии и силовых структурах. Хрущев утратил также симпатии со стороны интеллигенции, которая первоначально поддержала его, назвав проводимый им курс “оттепелью”. Недовольство политикой Хрущева испытывало и большинство населения, поскольку обещанных Первым секретарем перемен никто реально не ощущал.

В стране отсутствовал законодательный механизм смены высшего руководства, поэтому смещение Хрущева тщательно готовилось представителями партийно-государственной элиты. Активную роль в низвержении Хрущева играли А. Н. Шелепин, Н. Г. Игнатов, Н. В. Подгорный и В. Е. Семичастный. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев занимал выжидательную позицию. Он примкнул к заговорщикам на заключительном этапе.

В начале октября Хрущев отправился на отдых в Пицунду. Тем временем 12 октября 1964 г. в Кремле состоялось расширенное заседание Президиума ЦК, на котором был поставлен вопрос о снятии Хрущева со всех занимаемых постов. Участники совещания поддержали это предложение и вынесли соответствующее решение. После этого Хрущев был вызван в Москву якобы для решения неотложных вопросов по сельскому хозяйству. На заседании Президиума ЦК ему были предъявлены обвинения в волюнтаризме, субъективизме, отходе от принципов коллективного руководства и грубом администрировании. Хрущев без особого сопротивления согласился уйти в отставку. 14 октября 1964 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Хрущев был освобожден от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК КПСС, Председателя Совета Министров СССР “в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья”.

Пленум принял решение о нецелесообразности дальнейшего совмещения обязанностей лидера партии и руководителя правительства. Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л. И. Брежнев, Председателем Совета Министров СССР А. Н. Косыгин.

Социально-экономическое развитие. Пришедшая к власти партийно-административная группировка во главе с Л. И. Брежневым приступила к проведению экономической реформы.

Начало реформе положили решения мартовского и сентябрьского пленумов ЦК КПСС 1965 г. Реформа была призвана усилить экономические рычаги, расширить самостоятельность хозрасчетного звена — предприятия или организации — и усовершенствовать централизованное планирование. Она предполагала сократить число плановых показателей, спускаемых министерствами на предприятия, до пяти. Как основной показатель рассматривался объем не валовой, т. е. произведенной, а реализованной продукции. Предполагалось создание на предприятии фондов материального стимулирования, которые можно было направить на развитие производства, материальное поощрение рабочих и служащих, социально-культурные нужды и жилищное строительство.

Финансирование промышленного строительства должно было производиться не путем выдачи безвозвратных дотаций, а через кредит. Считалось недопустимым изменение планов без согласования с предприятиями. Предусматривалось восстановление отраслевого принципа организационной структуры управления промышленностью.

Экономическая реформа 1965 г. наиболее успешно проявила себя в годы VIII пятилетки (с 1966 по 1970 г.). Объем промышленного производства вырос на 50%. Было построено около 1900 крупных предприятий, среди которых Волжский автозавод в г. Тольятти. В 1970 г. он стал выпускать первые “Жигули”. Сельскохозяйственное производство выросло на 21%. Улучшилось материальное благосостояние советских людей. Возросло потребление промышленных и продовольственных товаров. В повседневную жизнь входили телевизоры, холодильники, радиоприемники. Интенсивное жилищное строительство способствовало обеспечению жильем значительного числа граждан.

С 1965 г. были снижены розничные цены на ряд медикаментов, предусмотрена бесплатная выдача лекарств некоторым категориям больных при амбулаторном лечении. Наблюдался быстрый рост численности населения страны.

В 1969 г. состоялся III съезд колхозников СССР. Он принял новый Устав колхозов, который несколько расширил самостоятельность колхозов и сохранил за колхозниками право на подсобное хозяйство, приусадебный участок, личный скот и птицу.

В 70-х годах наблюдается спад темпов развития народного хозяйства.

Одной из главных причин этого было нежелание большинства руководителей директивной экономики отказаться от привычных методов руководства. Наблюдалась бюрократизация управленческого аппарата, который все более становился недееспособным. Партийные органы гасили всякую инициативу. Для принятия любого решения необходимо было провести ряд согласований в многочисленных инстанциях. В стране нарастали негативные тенденции. Многие предприятия являлись убыточными, качество выпускаемой продукции было низким. Около половины колхозов и совхозов не приносили доходов, существуя за счет государственных дотаций. При оплате труда господствовала уравниловка.

Л. И. Брежнев

Одной из примет кризиса стало формирование теневой экономики.

Это явление вело к усилению материальной дифференциации и способствовало сколачиванию подпольных состояний, построенных на нетрудовых доходах. В отдельных случаях происходило сращивание теневой экономики с частью партийного и государственного аппарата. Это вызывало возмущение советских граждан, подрывало их веру в честный труд и в его способность обеспечить высокий уровень благосостояния.

Внутриполитическое развитие советского общества. Во второй половине 60-х — первой половине 80-х годов начинает пропагандироваться концепция развитого социализма. Впервые она была изложена Л. И. Брежневым на торжественном заседании в честь 50-летия Великого Октября в 1967 г. Концепция развитого социализма не отрицала конечную цель — коммунизм, но отодвигала его построение на неопределенное будущее и превращала коммунистическую перспективу в теоретическую проблему. Согласно этой концепции, на пути к коммунизму лежит этап развитого социализма. В результате его формирования социализм должен приобрести гармоничное сочетание производственных, социально-политических и нравственно-правовых общественных отношений.

Новая Конституция, принятая в 1977 г., юридически закрепила концепцию развитого социализма. В Конституции было заявлено, что социальной базой советского строя является рабочий класс, колхозное крестьянство и народная интеллигенция. Конституция расширяла права граждан. Она гарантировала право на труд, бесплатное образование и медицинское обслуживание, отдых, пенсионное обеспечение и жилье. Провозглашались основные демократические свободы: совести, слова, собраний, шествий, демонстраций и т. д. В статье 6 законодательно закреплялась руководящая роль КПСС. Советы депутатов трудящихся переименовывались в Советы народных депутатов. Конституция провозгласила формирование “новой интернациональной и социальной общности — советского народа”.

Между тем среди представителей научной и творческой интеллигенции росло недовольство ужесточением политического режима в 120 стране.

С середины 60-х годов идет становление неформального движения, получившего название диссидентство. 5 декабря 1965 г. на Пушкинской площади в Москве состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами. Параллельно этому возникла бесцензурная печать, называвшаяся “самиздат”. В 60-х— 70-х годах сформировалось два основных течения диссидентов. Одно выражал академик А. Д. Сахаров, декларировавший западные либеральные ценности. Другое отражал А. И. Солженицын — сторонник христианской идеологии. Движение диссидентов было малочисленным и насчитывало всего несколько сотен приверженцев. Характерными чертами диссидентского движения 70-х годов стали антикоммунизм и антисоветизм.

Власти вели борьбу с диссидентами путем привлечения их к уголовной ответственности, ссылки на периферию и высылки за границу. Боясь политического плюрализма, советские власти бездумно высылали из страны патриотически настроенных представителей советской интеллигенции, таких, как Владимир Максимов, Александр Зиновьев и др.

Нарастали негативные явления и в национальном вопросе. В этой сфере существовал комплекс проблем, требующих неотложного решения. Руководство национальных республик раздражала излишняя опека центра, которая часто проводилась под предлогом защиты общегосударственных интересов.

Ю. В. Андропов и его попытки реформ советского общества. 10 ноября 1982 г. скончался Л. И. Брежнев. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Ю. В. Андропов, который открыто признал наличие многих нерешенных проблем. Он выдвинул требование ускорить интенсификацию производства, перейти к практическому решению вопроса о самостоятельности объединений и предприятий, колхозов и совхозов, призвал к повышению производительности труда. Выделяя образование как одну из приоритетных составляющих своей политики, Андропов начал подготовку школьной реформы. Большое внимание уделялось наведению дисциплины и порядка на производстве. Началась чистка государственного и партийного аппарата. С середины ноября 1982 г.

до середины февраля 1984 г. было сменено 18 союзных министров и приравненных к ним лиц и переизбрано 37 первых секретарей обкомов, крайкомов КПСС, ЦК и КП союзных республик.

Усиление требовательности и контроля принесли свои результаты. Статистика свидетельствовала о некотором улучшении экономических показателей. Однако эти достижения оказались неустойчивыми. Смерть Ю. В. Андропова в феврале 1984 г. помешала ему воплотить свои идеи на практике. На пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран К. У. Черненко.

Основные направления внешней политики СССР. После отставки Н. С. Хрущева новое советское руководство выдвинуло три задачи в области внешней политики: 1) устранить угрозу распада социалистаческого лагеря; 2) нормализовать отношения между Востоком и Западом; 3) поддерживать прогрессивные движения и режимы во всем мире.

Отношения СССР с социалистическими странами складывались непросто. В них делалась ставка на укрепление экономического сотрудничества и взаимные политические консультации. Наиболее отчетливо это проявилось в деятельности СЭВ. В 1971 г. СЭВ принял программу сотрудничества, рассчитанную на 15—20 лет. Одним из основных направлений программы было обеспечение восточноевропейских стран дешевыми энергоносителями и сырьем. Были разработаны такие крупные экономические проекты, как строительство нефтепровода “Дружба” и газопровода “Союз”, космическая программа “Интеркосмос”.

Советский Союз предпринимает ряд шагов для нормализации отношений с Китаем. В 1967 г. осложнилась ситуация в Чехословакии, где оппозиция властям усилилась, начались массовые демонстрации и забастовки. В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран— участниц ОВД вступили на территорию Чехословакии.

Другим направлением внешней политики СССР было стремление к нормализации отношений со странами Запада. В 1966 г. Москву посетил президент Франции Ш. де Голль. В 1971 г. французский президент Ж. Помпиду и Л. И. Брежнев подписали документ “Принципы сотрудничества между СССР и Францией”. Улучшились отношения СССР с ФРГ. В 1970 г. состоялось подписание договора между СССР и ФРГ, в котором были подтверждены западная граница Польши и граница между ГДР и ФРГ.

СССР оказывал поддержку повстанцам Анголы, помогал Народному фронту освобождения Мозамбика, предоставлял военную помощь Ираку и Ливии.

Ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. подорвал доверие к Советскому Союзу в мире и положил начало новому витку “холодной войны”. СССР оказался в международной изоляции. Большинство стран—членов ООН осудили советский метод решения афганской проблемы. Война в Афганистане затянулась. По официальным данным, в ней погибли около 15 тыс. советских солдат и офицеров, 35 тыс. получили серьезные ранения.

Из Конституции СССР 1977 г.

Глава I. Политическая система

Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммуническая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную преспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.

Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.

1. Расскажите о внутрипартийной борьбе и отставке Н. С. Хрущева.

2. Охарактеризуйте социально-экономическое развитие СССР в середине 60-х годов.

3. Расскажите о внутриполитическом развитии советского общества.

4. В чем проявилось нарастание экономических трудностей и негативных процессов в советском обществе?

5. Расскажите о деятельности Ю. В. Андропова.

6. Охарактеризуйте основные направления внешней политики СССР в 60-х — 70-х годах.



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница