Древнерусское государство и его международное значение — А.П. Новосельцев, В.Т. Пашуто, Л.В. Черепнин, В.П. Шушарин, Я.Н. Щапов
А.П. Новосельцев, В.Т. Пашуто, Л.В. Черепнин, В.П. Шушарин, Я.Н. Щапов
Скачать
epub fb2 pdf Оригинал: djvu5Мб
под редакцией докторов исторических наук В. Т. Пашуто и Л. В. Черепнина
Предисловие
Часть первая. Общественно-политический строй древнерусского государства Черты политического строя древней Руси Собор Совет Снем Вече Ряд Подручничество. Кормление Местничество Обязанности вассала Княжеский суд К вопросу о форме государства Особенности структуры Древнерусского государства Предварительные замечания Истоки Древнерусского государства Экономические основы вассалитета неславянских земель Политическая структура неславянских земель Древнерусского государства Классовая борьба на Руси и движения подвластных народов Общественно-политические отношения в Древней Руси и Русская Правда Краткая и пространная редакции Русской Правды Восстание в Новгороде в 1015 – 1016 гг.
Предисловие
Древняя Русь… Сколько книг и статей посвящено ей. Сколько споров разгорается вокруг нее… Возникают все новые и новые проблемы истории столь далекой от нас и столь близкой нам древней Руси.
Советскими историками выполнена гигантская работа. Многое выяснено, но многое еще не раскрыто.
Недостаточно исследована история расслоения крестьянства и влияние этого процесса на развитие форм классовой борьбы, на эволюцию законодательства, на государственную структуру страны.
В связи с отставанием нашей истории пра́ва остаются неизученными многие важные институты государственного строя, такие, как собор, снем, вече. Мало изучена история этнической структуры Древнерусского государства как государства, объединившего целый ряд народов Восточной Европы. Недостаточно учитывался также феодальный характер властвования над этими народами древнерусских князей и бояр.
Между тем наши идейные противники, особенно историки, США и ФРГ, пользуются имеющимися в советской медиевистике пробелами. Сейчас некоторые буржуазные зарубежные авторы одержимы идеей, которая сводится к тому, что древняя Русь не знала устойчивого государственного строя, не знала строго очерченных сословий и потому Древнерусское государство было общенародным и в то же время выражало якобы присущий русским «империалистический дух».
Вот почему историку древней Руси еще рано откладывать перо в сторону. Нет, изучение закономерностей истории Родины, защиты ее прошлого от наветов недругов зовут к творчеству.
Авторы этого коллективного труда ставили своей целью осветить спорные или забытые вопросы общественной, государственно-политической и международной истории древней Руси. Книга состоит из ряда очерков, связанных единством темы, замысла, методологии, методики и конечных выводов.
Основанная на достижениях русской медиевистики, книга старается дать ответ на новые теоретические вопросы, вставшие перед наукой в связи с творческим подъемом, вызванным историческими решениями XX, XXI и XXII съездов КПСС.
Этот труд имеет и другой, историографический аспект. Марксистскими работами последних лет достаточно полно вскрыты социологические, теоретические основы современной зарубежной буржуазной концепции древней Руси (см.: «Критика буржуазных концепций истории России периода феодализма». М., 1962). В настоящем издании авторы стремились противопоставить названной концепции позитивное изложение проблемы развития Древнерусского государства, обосновав свое понимание этого процесса развернутой источниковедческой аргументацией. Они старались показать феодальную сущность общественного строя древней Руси, классовую природу ее государственной организации, заодно предложить и некоторые новые направления методики анализа русских и иностранных материалов.
Перед авторами стояла задача расширения источниковедческой базы и усовершенствования методики исследования используемого материала. В последние годы наука обогатилась таким ценным и ранее неизвестным источником, как берестяные грамоты, извлеченные из-под земли в Новгороде усилиями археологов. Берестяные грамоты освещают разные стороны социально-экономической и политической жизни Древнерусского государства. Кроме того, они проливают новый свет на некоторые темные места Начальной летописи и Русской Правды, позволяют в ряде случаев по-новому понять тексты этих памятников и сделать важные выводы, касающиеся общественного развития древней Руси.
Еще далеко не все выполнено исследователями в области текстологического анализа самой Русской Правды путем применения метода сопоставления содержащихся в ней сведений с данными летописи, памятников общественной мысли и публицистики, договоров Руси с Византией и других древнейших актов, источников церковного характера. Думается, что результаты такого сравнительного анализа, приведенные в книге, способствуют новому пониманию ряда явлений в истории Древнерусского государства.
Заново проведена работа по изучению рукописей, содержащих древнейшие княжеские уставы, освещающие многие стороны древнерусского общественно-политического строя и права, в частности, проблему взаимоотношения государства и церкви в процессе феодализации.
Наряду с русскими источниками большой интерес представляют источники иностранные. В научный оборот уже давно введены произведения средневековых восточных авторов (арабских, персидских и др.). Но они использовались часто в очень несовершенных переводах и без предварительного критического анализа их текстов и содержащихся в них сведений. Заново обработанные и критически проверенные, они помогают более полно, детально и правильно осветить остающиеся еще темными вопросы Древнерусского государства, в том числе на ранних этапах его истории.
Если сочинения византийских авторов, писавших о восточных славянах и Руси, исследованы уже достаточно, то произведения западноевропейских средневековых писателей на латинском языке еще в должной мере не изучены. В настоящей книге собрано и обобщено значительное количество малоизвестных сведений, извлеченных из латинских хроник и других памятников письменности. Они обогащают наши представления о древней Руси.
Авторы считают, что наиболее надежным приемом обработки источников является их комплексное изучение, позволяющее взаимно проверять данные, содержащиеся как в памятниках древнерусской письменности, так и в иностранных источниках.
Коренной вопрос социально-экономической истории древней Руси – аграрный – освещается в связи с анализом этапов законодательства, как они отразились в Русской Правде. Изучение этого источника в связи с летописными и нарративными известиями позволяет вскрыть процесс расслоения общины и борьбы феодализируемых групп крестьян – изгоев, смердов, закупов, – выявить источники самого права, а также показать гибкость государственной власти, которая, расширяя нормы права (заменяя казуальные абстрактными), совершенствовала аппарат угнетения.
Текстологический анализ Русской Правды позволяет восстановить фрагменты древнерусского законодательства, восходящего еще к концу X в., ко временам князя Олега, при котором произошло объединение под властью киевского князя крупнейших экономических и политических центров того времени – Киева и Новгорода. Это законодательство включало в себя в значительной мере обычное право восточных славян, причем институты родоплеменного строя княжеская власть ставила на службу раннефеодальному государству.
Дальнейшее изучение разновременных юридических пластов, отложившихся в дошедших до нас редакциях Русской Правды (Краткой и Пространной), дает возможность проследить постепенное вытеснение правовых норм дофеодальной поры нормами классового, феодального общества. Удается установить, что отдельные части Русской Правды возникли в наиболее сложные и острые моменты истории Древнерусского государства, когда обострялась классовая борьба в стране, выливаясь в массовые народные движения. Таким образом, через Русскую Правду можно уловить, как развитие феодальных отношений определяло характер и формы классовой борьбы, а классовая борьба влияла на изменение государственного строя и эволюцию права. Выявляются ведущие линии общественно-политической истории от образования раннефеодального государства до его расчленения на ряд отдельных княжеств и республик. Раскрывается во всем конкретном многообразии основа этого процесса – складывание феодального способа производства, образование различных категорий зависимого от феодальных собственников населения, рост феодальной эксплуатации в ее различных формах.
Процесс феодализации получил свое выражение и в церковном законодательстве. Княжеские церковные уставы изучаются в книге как своего рода договоры представителей светской и духовной власти о разделе земли, ренты, подданных, об иммунитете.
Этот процесс может быть прослежен и в истории таких институтов, как совет, снем, собор, ряд, вече, местничество, вассалитет, княжеский суд и т. п. институты политической организации собственно Руси, а также органы власти и управления, характеризующие структуру Древнерусского государства в целом.
Древнерусское государство включало свыше двадцати народов. Оно было закономерно возникшей политической общностью и сыграло прогрессивную роль в истории многих земледельческих, кочевых и промысловых народов.
Но это было вовсе не народное, бессословное, а классовое феодальное государство. Под гнетом русских феодалов изнывали и русские холопы, закупы, смерды, и трудовое население сел и городов других подвластных Руси народов. Экономическую основу этого государства составляло естественногеографическое разделение труда, исторически сложившаяся неравномерность развития хозяйства у отдельных народов нашей страны.
Политическая структура этого государства была основана на вассалитете подвластной знати и различных формах данничества народов.
Это государство, видоизменяя свою форму, просуществовало вплоть до 30-х годов XIII в. Его ослабляли феодальные распри. Растущие классовые противоречия и движения подвластных народов подрывали его. Оно пало под ударами монгольской Орды.
Господство последней принесло тяжелейший гнет народам, часть которых (половцы, булгары и др.) исчезла с карты мира. Однако процесс консолидации народов не заглох, потому что Древнерусское государство в отличие от непрочных империй имело преобладающее, славянское ядро, глубокие корни в дофеодальной народной колонизации, значительные традиции борьбы народов против социального гнета и за независимость. Последующее возрождение придавленных Ордой, Орденом и другими захватчиками народов начинается с образованием и укреплением Русского централизованного государства.
Итак, не все стороны истории Древнерусского государства нашли одинаково полное освещение в книге. Неравномерное распределение внимания к различным сторонам этой истории объясняется двумя причинами: 1) состоянием историографии вопроса; 2) наличием источников и степенью их изученности. Читатель легко убедится, что главное внимание в книге обращено на наименее изученные вопросы – общественно-политический строй, характер государственной организации, положение церкви в системе государственной власти, международное значение Древнерусского государства. А рассмотрение этих проблем глубже раскрывает положение народа, его роль в общественной жизни, его борьбу с социальным и национальным угнетением.
Книга распадается на две неравные части. В первой освещается внутриполитическая история древней Руси и взаимоотношения ее с подвластными народами. Во второй части говорится о внешнеполитическом положении Древнерусского государства. Восточные, арабские источники рисуют процесс его складывания (VI – IX вв.), западно- и восточноевропейские – процесс развития и расчленения (XI – XIII вв.).
Авторы сознают, что их книга в немалой степени дискуссионна, и хотят надеяться, что вызванный ею обмен мнений позволит лучше понять историческое прошлое нашего народа.
Источник: Щапов Я. Н. Церковь в системе государственной власти древней Руси. – М., Наука: 1965. – 475 с.
Восточные славяне: жизнь до «Русской Правды»
Первым сборником законов, регулировавших социальные, политические и экономические отношения населения единого Древнерусского государства, принято считать «Русскую Правду», созданную во время правления Ярослава Мудрого в 11-м веке. До этого времени жизнь восточнославянских и других общин, проживавших на территории Киевской Руси, регламентировалась иными правилами, частично хоть и нашедшими своё отражение в сборнике законов Ярослава, но всё же не дошедших до наших дней в письменном виде. Попробуем реконструировать жизнь восточных славян в догосударственную эпоху и при первых князьях династии Рюриковичей.
Судебные тяжбы в соседской общине
Первоначально восточные славяне, как и другие племена, не вкусившие плодов государственной жизни, существовали в рамках общины. Сначала в поселениях жили близкие родственники, однако с течением времени, в связи с ростом населения и в результате браков между членами разных семей, первоначальная родовая община сменилась соседской. Выделение семейных хозяйств вызывало неизбежное имущественное расслоение населения. Вот какое свидетельство оставил один из арабских путешественников: «Все они постоянно носят мечи, так как мало доверяют друг другу, и коварство между ними — дело обыкновенное. Если кому из них удаётся приобрести хоть немного имущества, то родной брат или товарищ его тотчас начнёт ему завидовать и пытаться его убить или ограбить».
Имущественные конфликты в то время, пока ещё не было сколь-нибудь сильной княжеской власти, решались внутри общины посредством суда, на котором заседали старейшины — наиболее уважаемые её члены. Относительно наиболее тяжких преступлений, таких как убийство или разбой, действовало право кровной мести, которое с течением времени, уже при Ярославе Мудром, постепенно заменяется денежными штрафами. По более мелким проблемам существовало несколько вариантов решения.
Стороны могли примириться друг с другом добровольно, без привлечения общинного суда. Если же компромисс не находили, то в дело вступали древние «процессуальные» нормы. Арабские путешественники в своих путевых заметках зафиксировали одну из таких норм — решение спора с помощью поединка. На поле схватки «истец» и «ответчик» могли выставить любого, кто согласится защищать их честь. «На борьбу эту родственники обеих тяжущихся сторон приходят вооружёнными и становятся; тогда соперники вступают в бой». С принятием христианства поединок постепенно пропадает из правового поля Древней Руси как пережиток языческих традиций.
Судебный поединок применялся также в Средневековой Европе. Источник: Wikimedia CommonsСовременные исследователи не исключают, что в древней восточнославянской общине могла существовать целая прослойка знатоков права, которые консультировали стороны относительно возможных итогов судебного разбирательства.
Княжеский суд
С развитием общественного строя восточных славян всё большую власть начинают сосредотачивать в своих руках племенные вожди — князья. Первоначально заведуя лишь военными делами, князья сосредотачивают в своих руках административные функции — особенно это актуально для союзов и суперсоюзов племён. На местах всё ещё оставалось общинное самоуправление, однако более крупные и трудоёмкие дела вели князь и его дружина, проживавшие в административном центре — «граде».
Н. Рерих. Сбор дани. Источник: Wikimedia CommonsТем не менее князь не вершил правосудие самостоятельно. Он оставался одним из авторитетных лиц, однако не мог единолично принять то или иное решение. В целом княжеский суд был очень похож на местный общинный. Различие состояло в том, что если на местах реализация вынесенного решения обеспечивалась давлением старейшин, то при княжеском дворе это отдавалось целиком и полностью на откуп проигравшей стороне. Авторитет князя был настолько велик, что моральный «дамоклов меч» в случае неисполнения предписаний работал хорошо.
С течением времени княжеская власть, в том числе и судебная, усилилась. Князья, ощущая своё особое положение в общественной жизни государства (или протогосударства) могли принимать решения, шедшие вразрез с установленными нормами, или же, наоборот, слишком дотошно следовать устоявшимся традициям, вплоть до серьёзных перегибов. В этой связи можно вспомнить знаменитую историю мести княгини Ольги древлянам за смерть своего мужа.
Закон Русский
С именем первых русских князей связывается и так называемый «Закон Русский». Именно эти слова встречаются в договорах Руси с Византией, заключённых в результате военных походов 10-го века. «Да вдаст литр 5 серебра по закону Русскому», — так в документе 944 года устанавливается ответственность за причинение телесных повреждений. На этот «закон» Олег и Игорь ссылались чаще всего при определении наказаний за имущественные и уголовные преступления.
Поход Игоря на Константинополь в 944 году. Источник: Wikimedia CommonsСовременные исследователи пришли к выводу, что «Закон Русский» — ни что иное, как не зафиксированный документально сборник правил. Однако его источник — вопрос дискуссионный и по сей день. Советский исследователь М. Б. Свердлов в качестве источника этого свода правил указывал нормы, принятые у славянских племён Среднего Поднепровья, позаимствованные позднее киевскими князьями.
В современной исторической науке звучат другие версии происхождения «Закона Русского». Московский историк С. Никольский утверждает, что правовые нормы, которыми руководствовались русские князья при подписании договоров с Византией — ни что иное, как сборник норм межличностных контактов княжеской дружины, хоть и имевший корни в общинном праве. До сих пор ведутся споры о том, можно ли считать «Закон Русский» настоящим общерусским законодательным актом.
Сборник: Откуда есть пошла Русская земля
Древнерусское государство сформировалось в 9-м веке под властью Рюриковичей.
- Статьи
- Европа
- XI век
«Русская правда»
«Русская правда»
Свод законов был создан во времена правления Ярослава Мудрого. Документ предусматривал штрафы и наказания за нарушение изложенных предписаний.
- Статьи
- Европа
- XI-XII вв.
Уголовное право Древней Руси
Уголовное право Древней Руси
Последствия преступлений во времена Владимира и Ярослава, условия содержания в монастырских тюрьмах и наказание женщин за прелюбодеяние и связи с иноверцами.
- ЕГЭ
- Европа
- VI-X вв.
Народы Древней Руси
Народы Древней Руси
Какие племена призвали варягов? Чьи городища стояли до Московского Кремля? И какие обычаи были у летописных племён?
- Статьи
- Европа
- X-XI вв.
Восточные славяне: жизнь до «Русской Правды»
Восточные славяне: жизнь до «Русской Правды»
Как выиграть в судебном поединке у соседа и был ли у славян сборник законов до «Русской Правды»?
- Статьи
- Европа
- IX-XII вв.
Союзы славянских племён
Союзы славянских племён
Чем они отличались друг от друга?
- Статьи
- Европа
- XI век
«Русская правда»
Свод законов был создан во времена правления Ярослава Мудрого. Документ предусматривал штрафы и наказания за нарушение изложенных предписаний.
- Статьи
- Европа
- XI-XII вв.
Уголовное право Древней Руси
Последствия преступлений во времена Владимира и Ярослава, условия содержания в монастырских тюрьмах и наказание женщин за прелюбодеяние и связи с иноверцами.
- ЕГЭ
- Европа
- VI-X вв.
Народы Древней Руси
Какие племена призвали варягов? Чьи городища стояли до Московского Кремля? И какие обычаи были у летописных племён?
- Статьи
- Европа
- X-XI вв.
Восточные славяне: жизнь до «Русской Правды»
Как выиграть в судебном поединке у соседа и был ли у славян сборник законов до «Русской Правды»?
- Статьи
- Европа
- IX-XII вв.
Союзы славянских племён
Чем они отличались друг от друга?
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- I до н. э. -XXI вв.
Бикини: история победившей наготы
- Статьи
- Европа
- XII век
Балдуин Прокажённый: юный король, рассыпавшийся на части
- Статьи
- Европа
- V-XVI вв.
Личная гигиена в Средневековье
- Статьи
- Европа
- XIX век
Свадьба Чайковского
- Статьи
- Европа
- XX век
Смерть Сергея Есенина (+18)
- Статьи
- Европа
- I век
За столом у Калигулы
- Статьи
- Европа
- XIV век
Чума, эротика, «Декамерон»
- Статьи
- Европа
- XX век
Дело Тухачевского: неразрешённые вопросы
- Статьи
- Европа
- XVI век
Мария Стюарт, её мужья и любовники
- Статьи
- Европа
- IV век
Великомученик Георгий Победоносец
- Статьи
- I до н. э. -XXI вв.
Бикини: история победившей наготы
- Статьи
- Европа
- XII век
Балдуин Прокажённый: юный король, рассыпавшийся на части
- Статьи
- Европа
- V-XVI вв.
Личная гигиена в Средневековье
- Статьи
- Европа
- XIX век
Свадьба Чайковского
- Статьи
- Европа
- XX век
Смерть Сергея Есенина (+18)
- Статьи
- Европа
- I век
За столом у Калигулы
- Статьи
- Европа
- XIV век
Чума, эротика, «Декамерон»
- Статьи
- Европа
- XX век
Дело Тухачевского: неразрешённые вопросы
- Статьи
- Европа
- XVI век
Мария Стюарт, её мужья и любовники
- Статьи
- Европа
- XIX век
Покушения на Александра II
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 480414
- 📚 Статьи
- 👀 463588
- 📚 Статьи
- 👀 443567
- 📚 Статьи
- 👀 411746
- 📚 Статьи
- 👀 368179
- 📚 Статьи
- 👀 298639
- 📚 Статьи
- 👀 266983
- 📚 Статьи
- 👀 183919
- 📚 Статьи
- 👀 146591
- 📚 Статьи
- 👀 96125
- 📚 Статьи
- 👀 480414
- 📚 Статьи
- 👀 463588
- 📚 Статьи
- 👀 443567
- 📚 Статьи
- 👀 411746
- 📚 Статьи
- 👀 368179
- 📚 Статьи
- 👀 298639
- 📚 Статьи
- 👀 266983
- 📚 Статьи
- 👀 183919
- 📚 Статьи
- 👀 146591
- 📚 Статьи
- 👀 124039
. .
| Россия Социальная стратификация https://photius.com/countries/russia/society/russia_society_social_stratificatio~1301.html Источники: Библиотека Конгресса США по изучению стран; Всемирный справочник ЦРУ
Возможно, самым важным фактом в социальной структуре России является то, что идеология больше не определяет социальный статус. В советское время членство в КПСС было самым верным путем к карьерному росту и богатству. Социальный статус определяли политические решения, а не рыночные силы. Несмотря на марксистско-ленинские (см. Глоссарий) представления о бесклассовом обществе, в Советском Союзе существовал могущественный правящий класс, номенклатура , в которую входили партийные чиновники и ключевые сотрудники правительства и других важных секторов, таких как тяжелая промышленность. Этот класс пользовался привилегиями, такими как просторные квартиры, загородные дачи, доступ к специальным магазинам, школам, медицинским учреждениям и местам отдыха. Социальный статус и доходы членов номенклатуры повышались по мере их выдвижения на более высокие должности в партии. Социальная структура Советского Союза характеризовалась самосохранением и ограниченной мобильностью. Доступ к высшему образованию, необходимому для политического и социального прогресса, в послевоенные десятилетия постоянно ограничивался. Так называемый период застоя, совпавший с длительным пребыванием председателя КПСС Л. И. Брежнева (на посту 1964-82) имели как социальное, так и политическое значение. Более того, вялая экономика того периода сокращала возможности социальной мобильности, обостряя тем самым различия между социальными группами и еще больше увеличивая разрыв между номенклатурой и остальным обществом. Члены городского рабочего класса (пролетариата), от имени которого партия претендовала на власть, обычно жили в тесных многоквартирных домах, каждый день часами стояли в очередях, чтобы купить продукты и другие предметы первой необходимости, и часто посещали обязательные сеансы политической идеологической обработки. Точно так же крестьянство влачило скудное существование, и у него было мало возможностей для помощи. Сельскохозяйственные рабочие составляли нижний слой советского общества, получая наименьшую заработную плату, наименьшие возможности для социального продвижения и наименьшее представительство в номинально всеобъемлющем руководстве КПСС. Посткоммунистическое общество также характеризуется большим неравенством в богатстве и привилегиях. Хотя жесткой классовой структуры нет, социальное расслоение по имущественному признаку очевидно и усиливается. Номенклатура в том виде, в каком она существовала в советское время, исчезла с распадом КПСС, но многие ее члены использовали свои сохраняющиеся связи с промышленностью и финансами, чтобы обогатиться в формирующейся капиталистической системе. Согласно исследованию, проведенному Российской академией наук в 1995 году, более 60 процентов самых богатых миллионеров России и 75 процентов новой политической элиты являются бывшими членами коммунистической партии.0057 номенклатура , а 38 процентов российских предпринимателей занимали экономические должности в КПСС. Богатство новых капиталистов, составляющих 1—2% населения, проистекает из владения частной собственностью, запрещенной при коммунистическом режиме; от бывших сделок на черном рынке, которые теперь преследуются на законных основаниях; и от репатриации средств, тайно переведенных за границу в советское время. Предприниматели приобрели бывшие государственные предприятия, приватизированные государством (часто используя связи с государственными органами для получения льгот), открыли банки, фондовые биржи и другие предприятия, типичные для рыночной экономики (см. Банковское дело и финансы; Приватизация, гл. 6). К середине 19В 90-е годы в России еще не была создана полноценная рыночная экономика, но наступала эпоха капитализма, которую оборвала большевистская революция. Наиболее успешные из новых капиталистов практикуют демонстративное потребление в экстравагантных масштабах, ездят на роскошных западных автомобилях, носят дорогую одежду и украшения, посещают стильные рестораны и клубы, недоступные для простых россиян. Российские бизнесмены с набитыми наличными портфелями покупают дорогую недвижимость в элитных районах Западной Европы и США. Другие районы мира, такие как город Лимассол на Кипре, превратились в виртуальные российские анклавы, где незаконные коммерческие операции помогают подпитывать экономику. Российские капиталисты, пытающиеся достичь высокого уровня законными средствами, тем не менее должны платить деньги за защиту преступным группировкам, особенно в крупных городах. В первой половине 1990-х годов разрыв между самыми богатыми и самыми бедными гражданами России неуклонно рос и стал источником социального отчуждения, поскольку новые успешные русские вызывают возмущение и часто предполагаются в криминальных связях. В 1995 году Всемирный банк (см. Глоссарий) оценил дихотомию России между высшим и низшим экономическим эшелоном наравне с большим разрывом между богатыми и бедными в Аргентине и Турции. Однако к 1996 году разрыв несколько сократился. По данным Госкомстата (Госкомстата), в 1995 10% самых богатых россиян зарабатывали в 13,5 раза больше, чем 10% самых бедных. В 1996 году это соотношение сократилось до 12,8 процента, что свидетельствует о том, что все больше людей разделяли богатство. Согласно сообщениям 1996 г., выставление напоказ роскошных автомобилей, одежды и других форм материального благосостояния стало менее распространенным в крупнейших городах России, особенно в Москве, которая является центром населения нуворишей. Отсутствие отчетности о доходах по высшему социально-экономическому уровню, вероятно, делает реальный разрыв больше, чем показывает официальная статистика. Общее снижение уровня жизни в 1995 выявляется 8-процентным падением розничной торговли и опросами общественного мнения. Например, в начале 1995 г. 56% респондентов говорили, что их материальное положение ухудшилось, а 17% — что оно улучшилось. Другой опрос выявил 68 процентов респондентов, заявивших, что они жили за чертой бедности в 1995 году, по сравнению с 56 процентами в предыдущем году. Такое самоощущение виктимизации способствует распространению программ антиреформаторских политических партий, обещающих возврат к гарантированному благополучию советской эпохи (см.95, гл. 7). Подкласс молодых бизнесменов, в основном банкиров и биржевых маклеров, управляет новыми торговыми и инвестиционными рынками в Москве и Санкт-Петербурге, оставаясь в стороне от запутанного производственного сектора, в котором доминирует государство. Эта группа, весьма заметная часть жизни крупных городов в середине 1990-х годов, извлекла выгоду из гибкости молодежи, которая позволила ей принять совершенно новый набор правил экономического успеха, в то время как старшее поколение России, за исключением проницательный номенклатурных представителей, ставших частью нуворишей, оказались гораздо менее приспособленными к постсоветскому миру. Положение рабочего класса и крестьян резко отличается от положения нового класса капиталистов. Ослабились политические репрессии, но усилились экономические лишения. Хотя доступно больше товаров, они часто не по карману среднему рабочему. Полная занятость, практически гарантированная основа выживания при коммунизме, больше не является нормой (см. «Безработица», гл. 6). В нижней части социальной шкалы «работающие бедняки» работают преимущественно в сельском хозяйстве, образовании, культуре, науке и здравоохранении, большинство из которых на Западе считаются сферами занятости среднего класса. Государственные служащие, которые особенно страдают от инфляции из-за нечастых корректировок заработной платы, часто находятся за официальной чертой бедности. Молодые родители с небольшим опытом работы и более чем одним ребенком особенно часто относятся к работающей бедноте. В 1993 году около 57 процентов семей, классифицированных Всемирным банком как бедные, имели одного или нескольких детей, а 86 процентов семей с тремя и более детьми относились к группе с самым низким доходом. К этой же группе относится и большинство неполных семей. В малообеспеченных группах люди, имеющие родственников, как правило, живут лучше, чем те, у кого их нет (особенно одинокие пенсионеры), поскольку неформальные сети средств к существованию, сформированные в советское время, продолжают обеспечивать поддержку значительной части общества. Политика гласности (см. Глоссарий) конца 1980-х годов принесла с собой новую молодежную культуру, которая восприняла нонконформистскую одежду, употребление наркотиков, музыку и антиистеблишментную позицию молодых людей на Западе, в то же время искренне ища ответы на вопросы о прошлом России. и его возможное будущее. Социально-экономические стрессы и разочарования 1990-х полностью вытеснили большинство молодых россиян из молодежной культуры, а те немногие, кто добился хоть какого-то успеха, впали в еще более крайние формы, такие как гедонизм и дикая экономическая спекуляция. В городах, клубах и барах, все платят большие суммы за защиту мафия — так называют растущие российские организованные преступные группировки — собирают места, где можно купить различные наркотики (в том числе грибы, собранные в лесах под Санкт-Петербургом), алкоголь и русскую рок-музыку, наполненную протест в конце 1980-х годов, но с тех пор был разбавлен, чтобы расширить свою рыночную привлекательность. Этот небольшой, но весьма заметный класс молодежи делится на сотни тусовок (песн., тусовок ), взаимоисключающих социальных кругов, которые обеспечивают чувство идентичности, но изолируют своих членов от остального общества. Что за тусовки объединяет декаданс, склонность к риску и готовность предаваться причудливым формам массового поведения. Данные на июль 1996 г. ПРИМЕЧАНИЕ. Информация о России на этой странице переиздана из страновых исследований Библиотеки Конгресса и Всемирной книги фактов ЦРУ. Претензий к достоверности содержащейся здесь информации о социальной стратификации России нет. Все предложения по исправлению любых ошибок о социальной стратификации России следует направлять в Библиотеку Конгресса и ЦРУ. |
Россияне возвращаются в религию, но не в церковь
За последние два десятилетия, после распада Советского Союза, в России наблюдается всплеск приверженности православию. 1 В период с 1991 по 2008 год доля взрослых россиян, идентифицирующих себя как православных христиан, выросла с 31% до 72%, согласно новому анализу исследовательского центра Pew, основанному на трех волнах данных (1991, 1998 и 2008 гг.) Международного социального исследования. Программа (ISSP) – коллаборация с участием социологов примерно из 50 стран. За тот же период доля населения России, не идентифицирующего себя ни с какой религией, снизилась с 61% до 18%. Доля взрослых россиян, идентифицирующих себя с другими религиями, включая ислам, протестантское христианство и католицизм, выросла в XIX веке.90-х, а затем выровнялись. (Оценки численности мусульманского населения России различаются. Самый последний опрос ISSP показывает, что мусульмане составляют 5% населения России, но другие опросы и исследования дают несколько более высокие оценки. населения».)
Также наблюдается скромный рост некоторых показателей религиозной приверженности. Например, доля взрослых россиян, заявивших, что они хотя бы «несколько» религиозны, выросла с 11% в 19с 91 до 54% в 2008 году. А доля взрослых, заявивших, что они верят в Бога, выросла с 38% до 56% за тот же период. 2
Но для большинства россиян возвращение к религии не соответствовало возвращению в церковь. По всем трем волнам данных ISSP не более чем каждый десятый россиянин заявил, что посещает религиозные службы не реже одного раза в месяц. Доля постоянных посетителей (ежемесячно или чаще) составляла 2% в 1991 г., 9% в 1998 г. и 7% в 2008 г. Это говорит о том, что, хотя многие россияне теперь свободно отождествляют себя с православной церковью или другими религиозными группами, они, возможно, не гораздо более религиозны, чем в недавнем прошлом, по крайней мере, в том, что касается посещения религиозных служб.
Изменение религиозного облика России
На протяжении веков православие было доминирующей религией в России. Это начало меняться в начале 20 века, после большевистской революции 1917 года и навязывания поддерживаемого государством атеизма как части коммунистической идеологии. В советский период многие священники были заключены в тюрьмы, многие храмы были переоборудованы для других целей или пришли в упадок, а людям, публично исповедовавшим религиозные убеждения, отказывали в престижных должностях и поступлении в университеты. Хотя вполне вероятно, что некоторая часть населения в частном порядке продолжала идентифицировать себя с православной церковью и другими религиозными группами, невозможно измерить, в какой степени эти привязанности сохранились в подполье в советский период и в какой степени они исчезли. .
Точно так же трудно понять, в какой степени рост православной принадлежности, обнаруженный в опросах, представляет собой выражение давней веры или действительно новую волну религиозной принадлежности. Возможно, после распада СССР в 1991 году россияне почувствовали себя более свободными в выражении религиозной идентичности, которую они спокойно сохраняли в советское время. 3 Однако, учитывая, что доля россиян, идентифицирующих себя с религией, выросла почти на столько же между 1998 и 2008 г. , как и в период с 1991 по 1998 г., данные свидетельствуют о том, что это изменение является не только непосредственным последствием краха советской системы.
По данным ISSP, шесть из десяти взрослых россиян (61%), опрошенных в 1991 году, идентифицировали себя как нерелигиозные, а около трети сказали, что они православные христиане (31%). В течение следующих 17 лет эти проценты практически изменились. К 2008 году примерно семь из десяти россиян идентифицировали себя как православные христиане (72%), а примерно каждый пятый не принадлежал к какой-либо религии (18%). В тот же период также наблюдалось незначительное увеличение доли россиян, отождествляющих себя с религиями, отличными от православия, включая ислам, протестантское христианство и католицизм. 4
Растущая религиозная принадлежность в России наблюдается среди различных демографических групп. Например, доля русских женщин, идентифицирующих себя как православных, увеличилась на 38 процентных пунктов в период с 1991 по 2008 год, а доля женщин, не принадлежащих к какой-либо религии, снизилась на 36 процентных пунктов. Среди российских мужчин изменения были еще более выраженными; 63% российских мужчин идентифицировали себя как православных христиан в 2008 году, что на 46 процентных пунктов больше, чем в 1991 году, в то время как доля русских мужчин, не придерживающихся религиозной принадлежности, за тот же период снизилась на 52 пункта. 5
Аналогичным образом, опросы ISSP показывают рост идентификации с православием как среди более молодых россиян (рост на 43 процентных пункта среди россиян в возрасте 16-49 лет), так и среди россиян старшего возраста (рост на 39 пунктов среди россиян в возрасте 50 лет и старше). Принадлежность к православию существенно возросла среди россиян всех уровней образования, особенно среди выпускников российских вузов.
В оставшейся части этого анализа рассматривается религиозная принадлежность, а также религиозные убеждения и практика по демографическим группам в 2008 году, последнем году, за который имеются данные ISSP. В 2008 году российские женщины были более религиозны, чем российские мужчины, а россияне в возрасте 70 лет и старше по некоторым показателям были более религиозны, чем более молодые возрастные группы.
Различия в религиозной принадлежности и религиозной принадлежности россиян по демографическим группам
Пол
Русские женщины значительно чаще, чем мужчины, идентифицировали себя как православных христиан в 2008 г. При этом примерно восемь из десяти русских женщин (81%) были православными христианами, меньше русских мужчин (63%) заявили, что принадлежат к Русской православной церкви. В то же время примерно в два раза больше российских мужчин (24%), чем женщин (12%), заявили, что не имеют религиозной принадлежности.
По некоторым показателям, русские женщины также имели более высокий уровень религиозной приверженности, чем русские мужчины. Например, гораздо больше женщин заявили, что верят в Бога (63% женщин против 46% мужчин) и назвали себя в какой-то мере религиозными (63% женщин против 43% мужчин). Однако русские женщины ненамного чаще, чем русские мужчины, заявляли, что регулярно посещают религиозные службы (9% против 5%).
Возраст
Большинство представителей всех возрастных групп в России в 2008 г. идентифицировали себя как православные христиане. Однако россияне более старшего возраста чаще, чем представители более молодых возрастных групп, заявляли о своей принадлежности к Русской Православной Церкви. Более восьми из десяти (82%) россиян в возрасте 70 лет и старше идентифицируют себя как православные христиане, по сравнению с 62% россиян в возрасте 16-29 лет..
При этом идентификация с другими религиями, кроме православия, была более распространена среди молодых россиян (13% в возрасте 16-29 лет, 7% в возрасте 30-49 лет), чем среди россиян старшего возраста (1% в возрасте 50-69 лет, 4% среди лиц в возрасте 70 лет и старше). По данным ISSP, мусульмане составляют 9% россиян в возрасте 16-29 лет, 6% россиян в возрасте 30-49 лет, 1% в возрасте 50-69 лет и 3% в возрасте 70 лет и старше.
За некоторыми исключениями, религиозные обычаи и верования в России в 2008 г. не сильно различались по возрастным группам. Однако россияне в возрасте 70 лет и старше чаще, чем более молодые когорты, говорили, что верят в Бога, и описывали себя как хоть немного религиозен.
Образование
В 2008 г. религиозная принадлежность россиян по уровню образования существенно не различалась. Около трех четвертей людей с высшим образованием и тех, у кого меньше лет формального образования, идентифицировали себя как православные христиане, в то время как примерно каждый шестой в каждой группе заявил, что не имеет религиозной принадлежности.
Религиозная приверженность также не сильно различалась в зависимости от уровня образования, согласно нескольким показателям, включая частоту посещения религиозных служб, веру в Бога и описание себя как минимум религиозного. Единственным критерием, по которому уровень образования имел существенное значение, была вера в жизнь после смерти; Россияне с высшим образованием несколько чаще, чем менее образованные, говорили, что верят в жизнь после смерти.
Методология
Данные, используемые в этом отчете, получены из Международной программы социальных исследований (ISSP), консорциума исследователей, которые проводят общественные опросы примерно в 50 странах в соответствии с международными стандартами выборки с сопоставимыми вопросниками в разных странах. В ISSP входят многие страны Северной Америки и Европы, а также несколько стран Южной Америки, Африки и Азии. Тенденции в этом отчете восходят к 1991 году, когда СССР был официально распущен, и ISSP провела свое первое исследование религиозных верований и практик в России. Религия также была в центре внимания опросов ISSP в 1998 и 2008. Этот отчет основан на данных совокупного файла ISSP Religion.
Обследования представляют собой вероятностные выборки, географически стратифицированные и репрезентативные в национальном масштабе для взрослого населения России в возрасте от 16 лет и старше. Данные были собраны путем самостоятельного заполнения анкеты с 15 мая по 6 июня 1991 г.; 5-26 сентября 1998 г.; и 2-26 января 2008 г. 6 Опросы проводились на русском языке. Во всех оценках опроса используются веса, предоставленные сотрудниками ISSP. Размеры выборки для общей выборки взрослых и подвыборок показаны в таблице выше. Исходя из размеров выборки и дизайна обследований, предел погрешности выборки для результатов, основанных на общей выборке, составляет примерно ±3,0% в 19 странах.