2 явление горе от ума краткое содержание: Краткое содержание «горе от ума» 2 действие.

Содержание

Горе от ума по действиям: Краткое содержание книги

Основная идея «Горя от ума» — это критика русского высшего общества 19 века, разоблачающая его поверхностность, неискренность и моральное разложение. Пьеса рассказывает о путешествии главного героя, Чацкого, когда он влюбляется, женится и в конце концов оказывается в изгнании, прежде чем осознает ценность человеческих отношений и необходимость примирения с обществом. В конечном счете пьеса акцентирует внимание на важности личностного роста и силе человеческих отношений.

Содержание

  • 1 Герои комедии горе от ума
  • 2 Действие I
    • 2.1 Представление главного героя, Чацкого, разочарованного молодого человека, который возвращается в Москву после долгого отсутствия
    • 2.2 Чацкий воссоединяется со своими старыми друзьями, которые теперь являются членами высшего общества
    • 2.3 Чацкий критикует поверхностность и неискренность общества, из-за чего его считают неудачником
    • 2.4 Чацкий знакомится с Софией, дочерью богатого купца, и влюбляется в нее
  • 3 Действие II
    • 3. 1 Критика Чацкого продолжает вызывать напряженность в высшем обществе
    • 3.2 София признается в своей любви к Чацкому, но ее отец выступает против их отношений
    • 3.3 Чацкий становится все более непредсказуемым в своем поведении, вызывая дальнейшие трения с обществом
  • 4 Действие III
    • 4.1 Чацкий и София тайно женятся, но вскоре об этом браке узнают
    • 4.2 Чацкий выслан из Москвы в наказание за свое поведение
    • 4.3 София решает присоединиться к Чацкому в его изгнании
  • 5 Действие IV
    • 5.1 Чацкий и София изо всех сил пытаются приспособиться к жизни в изгнании
    • 5.2 София заболевает и умирает, в результате чего Чацкий впадает в глубокую депрессию
    • 5.3 Чацкий возвращается в Москву и понимает, что его критика общества была неуместна
  • 6 Действие V
    • 6.1 Чацкий публично извиняется за свое прошлое поведение и прощен обществом
    • 6.2 Чацкий понимает, что научился ценить ценности общества, и примиряется со своими друзьями
    • 6. 3 Пьеса заканчивается тем, что Чацкий примирился с обществом и находится в мире с самим собой

Герои комедии горе от ума

  • Чацкий: Главный герой, разочарованный молодой человек, который критикует поверхностность и неискренность общества, из-за чего его считают неудачником.
  • София: Дочь богатого купца, она влюбляется в Чацкого и в конце концов тайно выходит за него замуж.
  • Молчалин: Богатый купец и отец Софии, он выступает против отношений между Чацким и Софией.
  • Лиза: Близкая подруга Чацкого и Софии, она выступает посредником между ними.
  • Фока: Член высшего общества и близкий друг Чацкого, он служит символом поверхностных и неискренних ценностей общества.
  • Дубровин: Еще один представитель высшего общества, он служит фоном для критики Чацким общества.
  • Хлыстов: Богатый купец и член высшего общества, он служит представителем материалистических ценностей, которые критикует Чацкий.
  • Трилецкий: Близкий друг Чацкого, он выступает посредником между Чацким и обществом.

Эти персонажи представляют различные грани российского высшего общества 19 века и служат для того, чтобы подчеркнуть моральное разложение и декаданс, которые критикуются в пьесе.

Действие I

Представление главного героя, Чацкого, разочарованного молодого человека, который возвращается в Москву после долгого отсутствия

Чацкий — сложный и многогранный персонаж, который пережил большой личностный рост и перемены за время своего пребывания вдали от Москвы. Он высокообразованный человек, который глубоко критикует поверхностность и неискренность высшего общества, и это отражается в его остроумных и колких замечаниях.

По возвращении в Москву Чацкого встречают его старые друзья, которые теперь являются членами высшего общества. Они рады видеть его и жаждут услышать о его переживаниях, но Чацкий не в настроении для светской беседы. Он сразу же критикует поверхностные и бессмысленные разговоры, типичные для высшего общества, и это задает тон остальной части пьесы.

Разочарование Чацкого в высшем обществе еще больше усугубляется его общением с Софией, дочерью богатого купца. Он сразу же очарован ее красотой и обаянием, но он также разочарован отсутствием у нее интеллектуального любопытства и подчинением желаниям своего отца. Несмотря на это, Чацкий обнаруживает, что влюбляется в Софию, и эта любовь становится центральной темой пьесы.

В заключение, введение Чацкого в качестве главного героя подготавливает почву для остальной части пьесы, поскольку он справляется с вызовами и противоречиями высшего общества. Благодаря своему опыту Чацкий извлекает ценные уроки о любви, взаимоотношениях и важности быть верным самому себе. Он становится символом разочарования и скептицизма, которые были распространены в России в 19 веке, и его история остается актуальной сегодня как комментарий к состоянию человека.

Чацкий воссоединяется со своими старыми друзьями, которые теперь являются членами высшего общества

Чацкий долгое время отсутствовал в Москве и горит желанием встретиться со своими друзьями, но он быстро разочаровывается в переменах, которые находит в них. Его друзья теперь являются членами высшего общества и больше озабочены поддержанием своего социального статуса и репутации, чем содержательными разговорами и отношениями.

Друзья Чацкого поначалу рады его видеть и жаждут услышать о его переживаниях, но это волнение быстро превращается в разочарование, когда Чацкий начинает критиковать поверхностность и неискренность высшего общества. Чацкий известен своим остроумием и едкими замечаниями, и он не сдерживается, когда дело доходит до того, чтобы указать на недостатки своих друзей и общества, в котором они живут.

Критические замечания Чацкого вызывают большую напряженность в отношениях между ним и его друзьями. Они не привыкли, чтобы им бросали вызов таким образом, и они чувствуют себя лично атакованными замечаниями Чацкого. Эта напряженность еще больше усугубляется нетрадиционным поведением Чацкого, которое рассматривается как угроза социальному порядку высшего общества.

Несмотря на эти трудности, друзья Чацкого остаются важными фигурами в его жизни. Благодаря их взаимодействию мы видим противоречия и сложности высшего общества и получаем представление о мотивах и желаниях людей, которые живут в нем. В конечном счете, воссоединение Чацкого и его друзей служит мощным комментарием к состоянию человека и подготавливает почву для остальной части пьесы.

Чацкий критикует поверхностность и неискренность общества, из-за чего его считают неудачником

Чацкий глубоко разочарован поверхностными и бессмысленными разговорами, характерными для высшего общества. Критические высказывания Чацкого характеризуются его остроумием и едкими замечаниями, и они служат для того, чтобы подчеркнуть многие недостатки и противоречия общества, в котором он живет.

Критика Чацкого не очень хорошо воспринимается представителями высшего общества, которые не привыкли, чтобы им бросали вызов подобным образом. Они видят в Чацком неудачника и угрозу общественному порядку, и они быстро навешивают на него ярлык нарушителя спокойствия. Это приводит к тому, что Чацкий воспринимается как аутсайдер, а его отношения с друзьями и обществом в целом становятся все более напряженными.

Несмотря на негативную реакцию, с которой сталкивается Чацкий, его критика общества остается важной частью пьесы. Благодаря его наблюдениям и критике мы получаем более глубокое понимание мотиваций и желаний людей, которые живут в высшем обществе. Мы также видим, каким образом поверхностность и неискренность высшего общества могут оказывать негативное влияние на личные отношения и на самих людей.

В заключение отметим, что критика Чацким высшего общества является неотъемлемой частью пьесы и служит для того, чтобы подчеркнуть многочисленные недостатки и противоречия общества, в котором он живет. Благодаря своей критике Чацкий становится символом разочарования и скептицизма, которые были распространены в России в 19 веке, и его история остается актуальной сегодня как комментарий к состоянию человека.

Чацкий знакомится с Софией, дочерью богатого купца, и влюбляется в нее

София — красивая и обаятельная молодая женщина, которая изначально привлекает внимание Чацкого своей внешностью. Однако, узнав ее получше, Чацкий понимает, что она нечто большее, чем просто хорошенькое личико. Несмотря на свою красоту, София — покорная и послушная дочь, которая глубоко привержена тому, чтобы угождать своему отцу и поддерживать свой социальный статус.

Чацкий сразу же влюбляется в Софию, но он также разочарован отсутствием у нее интеллектуального любопытства и подчинением желаниям отца. Несмотря на это, Чацкий обнаруживает, что влюбляется в нее, и эта любовь становится центральной темой пьесы.

По мере развития отношений Чацкого и Софии мы видим вызовы и трудности, которые возникают в результате их разного происхождения и точек зрения. Чацкий — высокообразованный и независимо мыслящий человек, который глубоко критикует поверхностность и неискренность высшего общества. София, с другой стороны, является продуктом высшего общества и больше озабочена поддержанием своего социального статуса и угождением своему отцу, чем преследованием своих собственных желаний и интересов.

Несмотря на эти трудности, любовь Чацкого и Софии друг к другу сохраняется, и их отношения служат мощным комментарием к природе любви и взаимоотношений.

Благодаря их опыту мы видим, как важно быть верными себе и следовать своим страстям и желаниям, независимо от мнений и ожиданий других.

В заключение, отношения Чацкого с Софией являются важной частью «Горя от ума», и они служат для того, чтобы подчеркнуть проблемы и противоречия высшего общества. Благодаря их истории любви мы получаем более глубокое понимание человеческого состояния и важности следования своим страстям и желаниям, даже перед лицом общественных ожиданий и давления.

Действие II

Критика Чацкого продолжает вызывать напряженность в высшем обществе

Остроумие и едкие замечания Чацкого служат для того, чтобы подчеркнуть многочисленные недостатки и противоречия общества, в котором он живет, и его критика не очень хорошо воспринимается представителями высшего общества.

По мере того как репутация Чацкого как нарушителя спокойствия распространяется, он оказывается во все большей изоляции и подвергается остракизму со стороны представителей высшего общества.

Несмотря на это, Чацкий отказывается отступать и продолжает высказывать свою критику, даже несмотря на то, что негативная реакция против него усиливается.

Упорство Чацкого перед лицом оппозиции служит мощным комментарием к важности отстаивания своих убеждений и выступления против несправедливости даже перед лицом оппозиции. Благодаря своей критике Чацкий становится символом разочарования и скептицизма, которые были распространены в России в 19 веке, и его история остается актуальной сегодня как комментарий к состоянию человека.

Несмотря на напряженность, которую вызывают его критические замечания, критика Чацкого также оказывает положительное влияние на окружающих его людей. Некоторые из его друзей, которые поначалу с опаской относились к его критике, начинают видеть правду в его словах и сами подвергать сомнению поверхностность и неискренность высшего общества. Это приводит к большему чувству понимания и сопереживания среди представителей высшего общества и служит напоминанием о том, что критика, если она сделана правильно, может быть мощным инструментом перемен.

В заключение, продолжающаяся критика Чацким высшего общества является центральной темой «Горя от ума» и служит для того, чтобы подчеркнуть многочисленные недостатки и противоречия общества, в котором он живет. Благодаря своей критике Чацкий становится символом разочарования и скептицизма, которые были распространены в России в 19 веке, и его история остается актуальной сегодня как комментарий к состоянию человека.

София признается в своей любви к Чацкому, но ее отец выступает против их отношений

Несмотря на свои глубокие чувства к Чацкому, София разрывается между своей любовью к нему и своим долгом перед отцом, который категорически против их отношений.

Отец Софии — богатый купец, пользующийся большим уважением в высшем обществе и глубоко озабоченный поддержанием своего социального статуса и репутации. Он осведомлен о репутации Чацкого как нарушителя спокойствия и видит в нем угрозу будущему своей дочери и своему собственному социальному положению.

Несмотря на возражения своего отца, София полна решимости быть с Чацким и признается ему в своей любви. Чацкий, в свою очередь, вне себя от радости от ее признания в любви и полон решимости заслужить одобрение ее отца. Однако это оказывается трудной задачей, поскольку отец Софии не желает менять свою позицию по поводу их отношений.

Конфликт между любовью Софии к Чацкому и ее долгом перед отцом служит мощным комментарием к вызовам и ограничениям общественных ожиданий и тем ограничениям, которые они могут накладывать на индивидуальную свободу и счастье. Через их борьбу мы видим, как важно отстаивать свои убеждения и следовать собственным желаниям, даже перед лицом оппозиции.

Несмотря на препятствия на их пути, любовь Чацкого и Софии друг к другу сохраняется, и их история служит свидетельством силы и стойкости настоящей любви. По ходу пьесы мы видим множество проблем, с которыми они сталкиваются, и жертвы, на которые они должны пойти, чтобы быть вместе, но в конце концов их любовь побеждает все препятствия.

В заключение, признание Софии в любви к Чацкому и противодействие, с которым она сталкивается со стороны своего отца, является центральной темой «Горя от ума». Благодаря их борьбе мы получаем более глубокое понимание проблем и ограничений, связанных с ожиданиями общества, а также важности следования собственным желаниям и счастью, даже перед лицом противодействия.

Чацкий становится все более непредсказуемым в своем поведении, вызывая дальнейшие трения с обществом

В результате напряжения и противодействия, с которыми он сталкивается в своем стремлении к Софии и его критике высшего общества, Чацкий начинает демонстрировать беспорядочное и непредсказуемое поведение.

Такое эксцентричное поведение лишь еще больше отдаляет Чацкого от представителей высшего общества и укрепляет его репутацию неудачника. Он становится все более изолированным и отдаляется от окружающего мира, что еще больше подпитывает его и без того едкое остроумие и критику общества.

Несмотря на свое эксцентричное поведение, Чацкий остается непримиримым в своих взглядах и продолжает высказывать свою критику, даже несмотря на то, что негативная реакция против него усиливается. По его поведению мы видим человека, глубоко преданного своим убеждениям и не желающего идти на компромисс или отступать перед лицом оппозиции.

Неустойчивое поведение Чацкого также служит мощным комментарием к тому влиянию, которое социальное давление и ожидания могут оказать на человека. Через его борьбу мы видим разрушительные последствия социальных ограничений и важность сохранения своей индивидуальности и независимости даже перед лицом оппозиции.

В заключение отметим, что все более беспорядочное поведение Чацкого является центральной темой «Горя от ума» и служит для того, чтобы подчеркнуть напряженность и противодействие, с которыми он сталкивается в своем стремлении к Софии и критике высшего общества. Благодаря его борьбе мы получаем более глубокое понимание того влияния, которое социальное давление и ожидания могут оказать на человека, а также важности сохранения своей индивидуальности и независимости.

Действие III

Чацкий и София тайно женятся, но вскоре об этом браке узнают

Несмотря на противодействие ее отца, София и Чацкий полны решимости быть вместе и решают тайно пожениться.

Однако их секрет вскоре раскрывается представителями высшего общества, что вызывает большой скандал. Отец Софии в ярости из-за того, что она пренебрегла его желаниями и вышла замуж за Чацкого, и он публично отрекается от нее. Представители высшего общества также шокированы известием о тайном браке, и они еще больше отвергают Чацкого и подвергают его остракизму.

Это открытие тайного брака только усиливает напряженность и противостояние, с которыми сталкиваются Чацкий и София, поскольку теперь они еще глубже расходятся с высшим обществом и с отцом Софии. Скандал, связанный с их тайным браком, также служит мощным комментарием к ограничениям общественных ожиданий и трудностям достижения собственных желаний и счастья.

Несмотря на трудности, с которыми они сталкиваются, Чацкий и София остаются глубоко влюбленными и преданными друг другу. Через их борьбу мы видим стойкость и силу настоящей любви, а также важность отстаивания своих убеждений и желаний даже перед лицом противодействия.

В заключение, тайный брак Чацкого и Софии является центральной темой «Горя от ума» и служит для того, чтобы подчеркнуть напряженность и противодействие, с которыми они сталкиваются в результате своего пренебрежения общественными ожиданиями. Благодаря их борьбе мы получаем более глубокое понимание ограничений, обусловленных общественными ожиданиями, и важности следования собственным желаниям и счастью, даже перед лицом противодействия.

Чацкий выслан из Москвы в наказание за свое поведение

Растущая оппозиция и напряженность, с которыми сталкивается Чацкий в результате своей женитьбы на Софии, его критика высшего общества и его эксцентричное поведение достигают апогея, когда его высылают из Москвы.

Изгнание — это суровое наказание в обществе, изображенном в пьесе, поскольку оно включает в себя изгнание человека из города и отрезание его от социальных и экономических связей. Для Чацкого изгнание представляет собой отвержение не только членами высшего общества, но и городом, который он когда-то называл домом.

Несмотря на суровость своего наказания, Чацкий остается непримиримым и вызывающим. Он рассматривает свое изгнание как подтверждение своей критики общества и как свидетельство силы своих убеждений. В его изгнании мы видим человека, который глубоко привержен своей индивидуальности и независимости и который готов страдать от последствий своих действий, чтобы оставаться верным себе.

Изгнание Чацкого также служит мощным комментарием к влиянию, которое социальное давление и ожидания могут оказать на индивида, и к последствиям оспаривания общественных норм и ожиданий. Благодаря его борьбе мы видим, как важно оставаться верным своим убеждениям и индивидуальности, даже перед лицом неприятия и оппозиции.

В заключение отметим, что изгнание Чацкого является центральной темой «Горя от ума» и служит для того, чтобы подчеркнуть напряженность и противодействие, с которыми он сталкивается в результате своей критики общества и своего брака с Софией. Благодаря его борьбе мы получаем более глубокое понимание влияния, которое социальное давление и ожидания могут оказать на человека, и важности оставаться верным своим убеждениям и индивидуальности, даже перед лицом оппозиции.

София решает присоединиться к Чацкому в его изгнании

Несмотря на давление общества и возлагаемые на нее ожидания, София демонстрирует свою любовь и преданность Чацкому, решив присоединиться к нему в изгнании.

Решение Софии присоединиться к Чацкому — это мощный акт неповиновения общественным нормам и ожиданиям, а также свидетельство силы их любви друг к другу. Оставляя позади свою привилегированную жизнь и свою семью, София демонстрирует свою готовность пожертвовать всем, чтобы быть с мужчиной, которого она любит.

Решение присоединиться к Чацкому в его изгнании также служит комментарием к ограничениям, налагаемым на женщин в обществе, изображенном в пьесе. Решив присоединиться к Чацкому, София бросает вызов общественным ожиданиям и бросает вызов ограничениям, налагаемым на женщин, демонстрируя свою силу и независимость.

Однако решение Софии присоединиться к Чацкому в его изгнании не лишено трудностей. Она должна столкнуться с последствиями своих действий, включая отречение от своего отца и неприятие и остракизм со стороны представителей высшего общества.

Несмотря на эти трудности, София остается непоколебимой в своей приверженности Чацкому и их любви. Через ее борьбу мы видим стойкость и силу настоящей любви, а также важность отстаивания своих убеждений и желаний даже перед лицом противодействия.

В заключение, решение Софии присоединиться к Чацкому в его изгнании является центральной темой «Горя от ума» и служит для того, чтобы подчеркнуть напряженность и противодействие, с которыми она сталкивается в результате своего неповиновения общественным ожиданиям и нормам. Благодаря ее борьбе мы получаем более глубокое понимание ограничений, налагаемых на женщин в обществе, изображенном в пьесе, и важности следования собственным желаниям и счастью, даже перед лицом противодействия.

Действие IV

Чацкий и София изо всех сил пытаются приспособиться к жизни в изгнании

Решение присоединиться к Чацкому в его изгнании, возможно, было свидетельством их любви друг к другу, но оно также сопряжено со своим собственным набором вызовов и трудностей.

Изгнание — суровое наказание, и Чацкий и София с трудом приспосабливаются к своей новой жизни за пределами Москвы. Они отрезаны от своих социальных и экономических связей и должны найти способ выжить и процветать в новой и незнакомой среде.

Борьба Чацкого и Софии за адаптацию к их новой жизни в изгнании служит мощным комментарием к тому влиянию, которое социальное давление и ожидания могут оказать на человека. Через их борьбу мы видим трудности, которые могут возникнуть, когда индивид идет против общественных норм и ожиданий, и последствия оспаривания статус-кво.

Несмотря на трудности, с которыми они сталкиваются, Чацкий и София остаются преданными друг другу и своей любви. Они находят способы поддержать друг друга в трудных ситуациях и устроить свою жизнь в своем новом доме.

В заключение, борьба Чацкого и Софии за адаптацию к жизни в изгнании является центральной темой «Горя от ума» и служит для того, чтобы подчеркнуть трудности и вызовы, с которыми они сталкиваются в результате своего неповиновения общественным нормам и ожиданиям. Благодаря их борьбе мы получаем более глубокое понимание того, какое влияние давление и ожидания общества могут оказать на человека, а также важности поддержки и любви друг к другу даже перед лицом трудностей.

София заболевает и умирает, в результате чего Чацкий впадает в глубокую депрессию

Такой поворот событий служит сокрушительным ударом для Чацкого, который уже с трудом адаптировался к жизни в изгнании и теперь должен смириться с потерей своей любимой жены.

Смерть Софии — это мощный комментарий к хрупкости жизни и тому влиянию, которое потеря может оказать на человека. Через глубокую депрессию Чацкого мы видим, какие потери горе может нанести человеку, и как оно может поглотить и подавить человека.

Несмотря на всепоглощающую печаль, которую он испытывает, Чацкий продолжает искать смысл и цель в своей жизни. Он размышляет об уроках, которые он извлек из своего опыта, и о том, как они сформировали его как личность.

В заключение, смерть Софии и последующая депрессия Чацкого являются центральной темой «Горя от ума» и служат для того, чтобы подчеркнуть влияние, которое потеря и горе могут оказать на человека. Благодаря борьбе Чацкого мы получаем более глубокое понимание того, какие потери может нанести человеку горе, и важности поиска смысла и цели даже перед лицом трудностей.

Чацкий возвращается в Москву и понимает, что его критика общества была неуместна

Пережив тяготы жизни в изгнании и потерю жены, Чацкий начинает смотреть на общество в другом свете и приходит к пониманию сложностей человеческой природы.

По возвращении в Москву Чацкий поражен осознанием того, что его прежняя критика общества была чрезмерно упрощенной и ошибочной. Он признает, что поверхностность и неискренность, которые он когда-то критиковал, на самом деле были симптомами более глубоких проблем и неуверенности, существующих в обществе в целом.

Благодаря своему новому пониманию Чацкий приходит к пониманию сложностей человеческой природы и того, как люди формируются под влиянием своего опыта и обстоятельств. Он признает, что люди, которых он когда-то критиковал, были не просто неискренними и поверхностными, а скорее пытались справиться со своими собственными трудностями и неуверенностью.

В заключение, осознание Чацким того, что его критика общества была неуместна, является центральной темой «Горя от ума» и служит для того, чтобы подчеркнуть важность понимания сложностей человеческой природы и способов, которыми индивиды формируются под влиянием своего опыта и обстоятельств. Благодаря новообретенному пониманию Чацкого мы получаем более глубокое представление о сложностях человеческой природы и о том, как люди справляются с трудностями и вызовами жизни.

Действие V

Чацкий публично извиняется за свое прошлое поведение и прощен обществом

Вернувшись в Москву с новообретенным пониманием сложностей человеческой натуры, Чацкий признает ошибки своего прошлого пути и стремится загладить вину за свое прежнее поведение.

В публичном извинении Чацкий выражает раскаяние за свою прошлую критику общества и признает влияние, которое его поведение оказало на окружающих. Он признает важность прощения и стремится загладить вину за свои прошлые поступки.

К удивлению многих, общество отвечает прощением, и Чацкого принимают обратно в лоно общества. Благодаря этому акту прощения мы видим силу искупления и способы, с помощью которых люди могут меняться и расти с течением времени.

В заключение, публичные извинения Чацкого и его последующее прощение обществом являются центральной темой «Горя от ума» и служат для того, чтобы подчеркнуть силу искупления и важность прощения. Благодаря опыту Чацкого мы получаем более глубокое понимание преобразующей силы роста и способов, с помощью которых люди могут меняться и эволюционировать с течением времени.

Чацкий понимает, что научился ценить ценности общества, и примиряется со своими друзьями

Пройдя путь самопознания и роста, Чацкий приходит к более глубокому пониманию сложностей человеческой природы и ценности социальных связей, которые он когда-то критиковал.

Благодаря своему опыту Чацкий осознает, что ценности общества, такие как дружба, любовь и сострадание, необходимы для человеческого счастья и благополучия. Он признает, что неискренность и поверхностность, которые он когда-то критиковал, не были врожденными недостатками общества, а скорее были симптомами более глубоких проблем и неуверенности в себе.

С этим новообретенным пониманием ценностей общества Чацкий стремится помириться со своими старыми друзьями. Он подходит к ним со смирением и искренним желанием загладить свою вину за прошлое поведение.

К своей радости, Чацкий обнаруживает, что его друзья готовы простить и забыть, и он способен возродить свои дружеские отношения с ними. Благодаря этому акту примирения Чацкий способен испытать радость социального общения и глубокое чувство самореализации, которое приходит от близких отношений с другими людьми.

В заключение, осознание Чацким того, что он научился ценить ценности общества, и его примирение со своими друзьями являются центральной темой «Горя от ума» и служат для того, чтобы подчеркнуть важность человеческих связей и способы, с помощью которых люди могут расти и меняться с течением времени. Благодаря опыту Чацкого мы получаем более глубокое понимание преобразующей силы роста и важности оценки отношений, которые у нас есть с другими.

Пьеса заканчивается тем, что Чацкий примирился с обществом и находится в мире с самим собой

Пройдя свой путь самопознания и роста, Чацкий пришел к более глубокому пониманию самого себя и окружающего мира и обрел чувство покоя и самореализации, которого ему ранее не хватало.

В конце пьесы Чацкий предстает изменившимся человеком, оставившим позади свою прошлую критику и беспорядочное поведение. Он стал более восприимчивым к сложностям человеческой природы и научился ценить ценности общества, такие как дружба, любовь и сострадание.

Чацкий теперь в мире с самим собой и окружен поддерживающим сообществом друзей и близких. Он обрел чувство принадлежности и способен испытать радости социального общения и глубокое чувство самореализации, которое приходит от близких отношений с другими людьми.

В заключение, концовка «Горе от ума» служит для того, чтобы подчеркнуть преобразующую силу роста и важность человеческих связей. Благодаря путешествию Чацкого мы получаем более глубокое понимание сложностей человеческой природы и способов, с помощью которых люди могут меняться и эволюционировать с течением времени. Примирение Чацкого с обществом и его вновь обретенное чувство покоя и самореализации является свидетельством силы роста и важности ценить отношения, которые у нас есть с другими.

Краткое содержание Горе от ума Грибоедов ?

А. С. Грибоедов

Горе от ума

Ранним утром служанка Лиза стучится в спальню к барышне. Софья откликается не сразу: она всю ночь беседовала со своим возлюбленным, секретарем отца Молчалиным, живущим в этом же доме.

Неслышно появившийся отец Софьи, Павел Афанасьевич Фамусов, заигрывает с Лизой, которой еле удается отбиться от барина. Испугавшись, что его могут услышать, Фамусов исчезает.

Выходя от Софьи, Молчалин в дверях сталкивается с Фамусовым, который интересуется, что делает здесь секретарь в столь ранний час? Фамусова, ставящего в пример собственное «монашеское поведение», кое-как успокаивают.

Оставшись с Лизой вдвоем, Софья мечтательно вспоминает о так быстро промелькнувшей ночи, когда они с Молчалиным «забылись музыкой, и время шло так плавно», а служанка еле сдерживает смех.

Лиза напоминает госпоже о прежней ее сердечной склонности, Александре Андреевиче Чацком, который уже три года странствует в чужих краях. Софья же говорит, что ее отношения с Чацким не выходили за пределы детской дружбы. Она сопоставляет Чацкого с Молчалиным и находит в последнем достоинства (чувствительность, робость, альтруизм), которых нет у Чацкого.

Неожиданно появляется сам Чацкий. Он засыпает Софью вопросами: что нового в Москве? как поживают их общие знакомые, кажущиеся Чацкому смешными и нелепыми? Без всякой задней мысли он нелестно отзывается о Молчалине, который, вероятно, сделал карьеру («ведь нынче любят бессловесных»).

Софью это задевает настолько, что она шепчет про себя: «Не человек, змея!»

Входит Фамусов, тоже не слишком обрадованный визитом Чацкого, и спрашивает, где Чацкий пропадал и чем занимался. Чацкий обещает обо всем рассказать вечером, поскольку он еще и домой не успел заехать.

Во второй половине дня Чацкий снова появляется в доме Фамусова и расспрашивает Павла Афанасьевича о дочери. Фамусов настораживается, уж не метит ли Чацкий в женихи? А как бы отреагировал на это Фамусов? — в свою очередь осведомляется молодой человек. Фамусов уклоняется от прямого ответа, советуя гостю сначала привести в порядок дела и добиться успехов по службе.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет Чацкий. Фамусов упрекает его в излишней «гордости» и ставит в пример покойного своего дядю, который добился чинов и богатства, раболепно прислуживая императрице.

Чацкого этот образец никак не устраивает. Он находит, что «век покорности и страха» уходит в прошлое, а Фамусова эти «вольнодумные речи» возмущают, он и слушать не желает таких нападок на «золотой век».

Слуга докладывает о прибытии нового гостя, полковника Скалозуба, которого Фамусов всячески обхаживает, считая выгодным женихом. Скалозуб простодушно хвастается своими служебными успехами, которые достигнуты отнюдь не воинскими подвигами.

Фамусов произносит пространный панегирик московскому дворянству с его хлебосольством, консервативными старичками вельможами, властолюбивыми матронами и умеющими себя преподнести девицами. Он рекомендует Чацкого Скалозубу, причем фамусовские похвалы для Чацкого звучат почти как оскорбление. Не выдержав, Чацкий разражается монологом, в котором обрушивается на тех льстецов и крепостников, что восхищают хозяина дома, обличает их «слабодушие, рассудка нищету».

Мало что понявший из речей Чацкого Скалозуб соглашается с ним в оценке напыщенных гвардейцев. Армия, по мнению бравого служаки, ничуть не хуже «гвардионцев».

Вбегает Софья и бросается к окну с криком: «Ах, Боже мой, упал, убился!» Оказывается, это Молчалин «треснулся» с лошади (выражение Скалозуба).

Чацкий задумывается: почему так испугана Софья? Вскоре приходит Молчалин и успокаивает присутствующих — ничего страшного не произошло.

Софья старается оправдать свой неосторожный порыв, но лишь усиливает зародившиеся у Чацкого подозрения.

Оставшись наедине с Молчалиным, Софья тревожится о его здоровье, а тот обеспокоен ее несдержанностью («Злые языки страшнее пистолета»).

После разговора с Софьей Чацкий приходит к выводу, что она не может любить столь ничтожного человека, но тем не менее бьется над загадкой: кто же ее возлюбленный?

Затевает Чацкий беседу и с Молчалиным и еще более укрепляется в своем мнении: невозможно любить того, чьи достоинства сводятся к «умеренности и аккуратности», того, кто не решается иметь собственное мнение и преклоняется перед знатностью и властью.

На вечер к Фамусову продолжают съезжаться гости. Первыми прибывают супруги Горичевы, старые знакомые Чацкого, с которыми он беседует по-дружески, тепло вспоминая прошлое.

Появляются и другие лица (княгиня с шестью дочерями, князь Тугоуховский и др.) и ведут пустейшие разговоры. Графиня-внучка пытается уколоть Чацкого, но он легко и остроумно парирует ее выпад.

Горич представляет Чацкому Загорецкого, прямо в глаза характеризуя последнего как «мошенника» и «плута», но тот делает вид, что нисколько не задет.

Приезжает Хлестова, старуха властная и не терпящая никаких возражений. Перед ней проходят Чацкий, Скалозуб и Молчалин. Благоволение Хлестова выражает лишь секретарю Фамусова, поскольку он хвалит ее собачку. Обращаясь к Софье, Чацкий иронизирует по этому поводу. Софью саркастическая речь Чацкого бесит, и она решает отомстить за Молчалина. Переходя от одной группы гостей к другой, она исподволь намекает на то, что Чацкий, похоже, не в своем уме.

Слух этот тотчас разносится по всей гостиной, а Загорецкий добавляет новые подробности: «Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили». Окончательный приговор выносит графиня-бабушка, глухая и почти выжившая из ума: Чацкий — басурман и вольтерьянец. В общем хоре возмущенных голосов достается и всем прочим вольнодумцам — профессорам, химикам, баснописцам…

Чацкий, потерянно бродящий в толпе чуждых ему по духу людей, сталкивается с Софьей и с негодованием обрушивается на московское дворянство, которое преклоняется перед ничтожеством только потому, что оно имело счастье родиться во Франции. Сам Чацкий убежден, что «умный» и «бодрый» русский народ и его обычаи во многом выше и лучше иностранных, но его никто не хочет слушать. Все кружатся в вальсе с величайшим усердием.

Гости уже начинают расходиться, когда опрометью вбегает еще один старый знакомый Чацкого, Репетилов. Он кидается к Чацкому с распростертыми объятиями, с места в карьер начинает каяться в различных прегрешениях и приглашает Чацкого посетить «секретнейший союз», состоящий из «решительных людей», которые безбоязненно рассуждают о «матерьях важных». Однако Чацкий, знающий цену Репетилову, кратко характеризует деятельность Репетилова и его друзей: «Шумите вы и только!»

Репетилов переключается на Скалозуба, рассказывая ему горестную историю своей женитьбы, но и тут не находит взаимопонимания. Лишь с одним Загорецким удается Репетилову вступить в разговор, да и то предметом их обсуждения становится сумасшествие Чацкого. Репетилов сначала не верит слуху, но остальные настойчиво убеждают его, что Чацкий — настоящий сумасшедший.

Задержавшийся в комнате швейцара Чацкий все это слышит и негодует на клеветников. Его беспокоит только одно — знает ли Софья о его «сумасшествии»? Ему и в голову прийти не может, что именно она распустила этот слух.

В вестибюле появляется Лиза, за ней плетется заспанный Молчалин. Служанка напоминает Молчалину, что барышня ждет его. Молчалин признается ей, что ухаживает за Софьей, дабы не потерять ее приязни и тем самым укрепить свое положение, по-настоящему же ему нравится одна Лиза.

Это слышат тихо подошедшая Софья и прячущийся за колонной Чацкий. Разгневанная Софья выступает вперед: «Ужасный человек! себя я, стен стыжусь». Молчалин пытается отпереться от сказанного, но Софья глуха к его словам и требует, чтобы он сегодня же покинул дом своего благодетеля.

Чацкий тоже дает волю чувствам и обличает коварство Софьи. На шум сбегается толпа слуг во главе с Фамусовым. Он грозится отослать дочь к тетке, в саратовскую глушь, а Лизу определить в птичницы.

Чацкий горько смеется и над собственной слепотой, и над Софьей, и над всеми единомышленниками Фамусова, в обществе которых и впрямь трудно сохранить рассудок. Восклицая: «Пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!» — он навсегда покидает некогда столь дорогой ему дом.

Сам же Фамусов более всего озабочен тем, «что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!»

Горе и утрата – последствия горя и способы борьбы с ним

Ключевые факты

  • Горе – это реакция на потерю кого-то или чего-то важного.
  • Горе может возникнуть после смерти, развода, болезни или другой значительной утраты.
  • Горе может повлиять на ваше физическое и психическое здоровье.
  • Переживание горя у всех разное.

Что такое горе и утрата?

Горе — это естественная эмоциональная реакция на потерю близкого человека, например члена семьи или друга. Горе может возникнуть и после тяжелой болезни, развода или других значительных потерь.

Горе часто сопровождается сильной печалью, а иногда чувством шока и онемения или даже отрицанием и гневом. У большинства людей интенсивность горя со временем ослабевает, а эпизоды горя становятся менее частыми.

Горе — это процесс или путешествие, которое влияет на всех по-разному. Это может быть утомительно и эмоционально истощать. Это может затруднить выполнение простых вещей или даже выход из дома. Некоторые люди справляются с этим, становясь более активными.

Горе не имеет заданного шаблона. В разных культурах он выражается по-разному. Некоторым людям нравится открыто выражать свои эмоции, в то время как другим нравится держать свои чувства в тайне.

Большинство людей считают, что горе со временем уменьшается. Человек, потерявший любимого человека, может всегда нести грусть и скучать по умершему человеку, но он способен найти смысл и снова испытать удовольствие. Некоторые люди даже обретают новую мудрость и силу после переживаний утраты.

Существуют ли разные виды горя и утраты?

Горе обычно описывается в связи со смертью близкого человека, но другие виды серьезной утраты также могут вызывать чувство горя. Чем значительнее потеря, тем сильнее может быть горе.

Люди могут испытывать горе по поводу:

  • смерти близкого человека — горе может быть особенно сильным после смерти младенца или ребенка или самоубийства
  • развод или раздельное проживание
  • потеря любимого питомца
  • отказаться от чего-то важного
  • смены работы — например, безработица, выход на пенсию или сокращение штата
  • диагноз неизлечимой болезни
  • потеря хорошего здоровья из-за болезни, несчастного случая или инвалидности
  • выкидыш или бесплодие
  • наличие ребенка с инвалидностью, неизлечимой болезнью, психическим заболеванием или проблемой злоупотребления психоактивными веществами
  • переезд или разлука с семьей или друзьями
  • «пустое гнездо», когда дети уходят из дома

Каковы последствия горя?

Человек может испытывать сильное чувство горя. Это может показаться ошеломляющим, из-за чего кажется трудным или даже невозможным думать о чем-то еще. Некоторым людям может быть так трудно справиться с этими чувствами или мыслями, что они подавляют или маскируют их постоянно или частично.

Последствия горя часто напоминают депрессию, и у некоторых людей депрессия развивается после значительной утраты. Если вы столкнулись с серьезной потерей и вам трудно справиться с ней, обратитесь к врачу.

Сразу после смерти те, кто остался позади, часто испытывают шок, оцепенение и отрицание, особенно если смерть была неожиданной.

Когда они начинают понимать реальность смерти, они могут чувствовать сильную печаль, опустошенность или одиночество, а иногда гнев или вину.

Чувства могут быть болезненными, постоянными или подавляющими. Горе может приходить волнами, казалось бы, исчезает на некоторое время, прежде чем вернуться. Но со временем чувства постепенно утихают.

Все по-разному реагируют на горе. К общим чувствам относятся:

  • печаль
  • шок
  • отказ
  • онемение, ощущение нереальности
  • гнев
  • вина
  • обвинять
  • рельеф

Эмоции

Люди могут чувствовать или вести себя иначе, чем обычно, когда они скорбят. Они могут испытывать трудности с концентрацией внимания, замкнуться в себе и не получать удовольствия от своей обычной деятельности. Они могут пить, курить или употреблять наркотики. У них также могут быть мысли о том, что они могут навредить себе или что они не могут продолжать.

Физическое здоровье

Горе может быть утомительным, и это может ослабить иммунную систему. Это делает людей склонными к простуде и другим заболеваниям. Горе может повлиять на аппетит и привести к изменению веса. Это может повлиять на сон и заставить людей чувствовать себя очень усталыми. Это также может привести к болям в животе, головным болям и болям в теле.

Духовная жизнь

Некоторые люди могут видеть во сне любимого человека, в котором они чувствуют его присутствие или слышат его голос. Скорбящие люди часто ищут смысл и исследуют свои духовные убеждения.

Посттравматический рост

У некоторых людей есть положительный опыт после горя и утраты, например новое чувство мудрости, зрелости и смысла жизни.

Осложненное горе и депрессия

У некоторых людей горе может быть продолжительным или более сильным. Это может помешать их способности справляться с повседневной жизнью. Это может быть более вероятным, если потеря была особенно травмирующей, такой как самоубийство или смерть ребенка.

Продолжительное горе (также называемое сложным или осложненным горем) — это постоянная форма сильного горя, при которой людям очень трудно жить с потерей. Вместо того, чтобы постепенно мыслить более позитивно, мысли могут застрять в темном, печальном месте. Некоторые люди могут описать это время как эмоциональный паралич и неспособность думать за пределами горя и потери. Они могут чувствовать себя очень потерянными и одинокими. В этом состоянии обычно:

  • чувствовать себя сбитым с толку
  • испытывать чувство всепоглощающей печали
  • имеют более экстремальные мысли и поведение, которые могут быть связаны или не связаны с опытом
  • имеют постоянную тоску по прошлому

У человека с длительным горем может быть постоянная озабоченность мыслями и воспоминаниями об умершем человеке, из-за чего будущее кажется пустым и безнадежным.

Когда мне следует обратиться за помощью в моем горе?

Если вы постоянно испытываете чувство грусти и отчаяния и не можете испытать счастье, возможно, у вас депрессия. Если ваши чувства мешают вашей повседневной жизни, важно обратиться за помощью.

У некоторых людей горе не проходит даже по прошествии времени. Горе может значительно разрушить их жизнь, влияя на работу, отношения и то, как они взаимодействуют в обществе.

Возможно, вам придется обратиться за помощью, если вы:

  • чувствуете, что из-за горя вам очень трудно что-либо делать
  • испытывают трудности с общением
  • плохо сплю
  • изменить то, как вы едите (потерять аппетит или переесть)
  • испытывают сильные и непрекращающиеся эмоции, такие как гнев, печаль, оцепенение, тревога, депрессия, отчаяние, пустота и/или чувство вины
  • есть мысли навредить себе

НАЙТИ МЕДИЦИНСКУЮ УСЛУГУ — Наш сервис-поиск поможет вам найти врачей, аптеки, больницы и другие медицинские услуги.

Как справиться с горем?

Если вы испытываете горе или утрату, вы всегда можете чувствовать некоторую печаль и скучать по человеку, когда он ушел, но болезненные, сильные чувства должны постепенно утихать. Со временем становится легче справляться с жизнью.

Позвольте себе погоревать

Плакать естественно. Многие люди находят плач облегчением. Исследование и выражение эмоций может быть частью горя. Прослушивание музыки или письмо могут помочь. Время, проведенное в одиночестве, может позволить вам соединиться со своими эмоциями.

Живите одним днем ​​

Установите обычный распорядок дня и каждый день делайте что-то особенное для себя. Старайтесь гулять, правильно питаться, медитировать и отдыхать. В течение года после смерти того, кого вы любите, рекомендуется воздержаться от принятия каких-либо важных решений.

Обратитесь за помощью

Разговор со своим врачом, людьми из группы поддержки, родственником или другом, которому вы доверяете, может оказать большую помощь.

Оставайтесь на связи

Важно проводить время с поддерживающими людьми. Принимайте предложения о помощи, говорите о любимом или просто проводите время с другими.

Создание положительных воспоминаний

Почтите жизнь умершего человека. Собирайте фотографии или сувениры, ведите дневник, пишите письмо умершему или делитесь историями и ритуалами с другими. Все это может помочь создать смысл после потери.

Следите за своим здоровьем

Регулярно делайте физические упражнения, ешьте здоровую пищу и высыпайтесь. Избегайте рекреационных наркотиков и разумно употребляйте алкоголь.

Переживание годовщин

Дни рождения, годовщины или праздники могут вызвать сильное чувство горя. Это может помочь отметить эти события простой церемонией, такой как зажигание свечи, игра музыки или встреча с семьей.

Как я могу поддержать скорбящего близкого человека?

Установить контакт

Свяжитесь с нами и проведите время вместе. Уважайте, что вашему другу может понадобиться поплакать, обнять, поговорить, помолчать или побыть одному.

Слушайте

Может быть трудно решить, что сказать, особенно если вы раньше не испытывали горя. Может быть, нет слов, которые действительно могут помочь, но слушание может быть большой поддержкой. Не бойтесь говорить об умершем человеке — человек, которого вы поддерживаете, может захотеть услышать его имя. Старайтесь не давать советов и не использовать клише.

Займитесь чем-нибудь вместе

Проведите некоторое время вместе, занимаясь обычными и позитивными делами, такими как просмотр фильма, прогулка или прием пищи.

Практическая помощь

Приготовление еды или уход за детьми может стать отличным подарком для людей, переживающих горе.

Будьте бдительны

Горе может длиться долго. Дни рождения и годовщины могут быть трудными для человека, потерявшего близких, поэтому позвоните ему в этот день, чтобы он знал, что вы не забыли.

Другие вопросы, которые могут у вас возникнуть

Как долго длится горе?

Каждый человек горюет по-своему, и не существует установленных временных рамок, как долго может длиться горе. Кто-то может оплакивать 6 месяцев, кто-то несколько лет. Есть много факторов, влияющих на то, как долго может длиться горе. Важно дать себе время погоревать и не торопиться «двигаться дальше», пока вы не будете готовы.

Как мне двигаться дальше?

Термин «движение вперед» может быть бесполезным, потому что по мере того, как жизнь движется вперед, вам нужно двигаться вместе с ней. С каждым днем ​​вы движетесь вперед, но фраза «Двигаться дальше» может показаться, что вам нужно пережить смерть любимого человека. Важно помнить, что двигаться дальше означает не забыть, а научиться жить без этого человека в своей жизни. Двигаться дальше означает не то, что ваше горе закончится, а то, что вы научитесь жить с ним.

Ресурсы и поддержка

Для получения дополнительной информации и поддержки воспользуйтесь следующими ресурсами:

  • Lifeline предлагает круглосуточную поддержку в кризисных ситуациях. Если вам нужно поговорить с кем-то о том, как вы себя чувствуете, позвоните в Lifeline по номеру 13 11 14.
  • Headspace предлагает отличные ресурсы, которые помогут вам справиться с ситуацией.
  • Родительская линия — с 8:00 до 12:00, 7 дней в неделю, звоните по телефону 13 22 89.
  • Австралийский центр скорби и утраты — консультационные услуги и услуги поддержки. Звоните 1800 642 066.
  • MensLine Australia — 24 часа, 7 дней. Звоните 1300 78 99 78.
  • Служба обратного вызова для самоубийц — 24 часа, 7 дней. Звоните 1300 659 467.
  • Детская горячая линия — 24 часа, 7 дней. Звоните 1800 55 1800.
  • Griefline — позвоните по номеру 1300 845 745 с понедельника по пятницу с 8:00 до 20:00 (AEST).
  • Если вам нужно больше узнать о горе и получить совет о том, что делать дальше, вы также можете позвонить в HealthDirect по номеру 1800 022 222, чтобы поговорить с дипломированной медсестрой, работающей круглосуточно и без выходных (известной как NURSE-ON- ЗВОНИТЕ в Викторию).

Другие языки

Вы предпочитаете другие языки английскому? Эти веб-сайты предлагают переведенную информацию: Health Translations: Тяжелая утрата, горе и утрата (видео)

Узнайте здесь больше о разработке и обеспечении качества контента HealthDirect.

17.3 Применение сестринского процесса к горю – Основы сестринского дела

Открытые ресурсы для сестринского дела (Open RN)

Переживание утраты — это нормальный процесс, который влияет как на благополучие пациента, так и на благополучие его семьи. NANDA формально признает размеры горя с сестринским диагнозом Скорбь и Сложная скорбь . Вспомните, что горе может быть пережито из-за многих видов потерь, помимо смерти. Например, когда у пациентов диагностируют рак молочной железы, они могут демонстрировать признаки различных стадий горя, такие как отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. При проведении мастэктомии и химиотерапии пациент может оплакивать потерю прежнего образа тела.

Сообщества также могут испытывать горе. Например, когда город переживает серьезную трагедию, такую ​​как разрушительное наводнение или торнадо, это может быть широко распространено в обществе, поскольку семьи скорбят о потере жизни, имущества или прежнего образа жизни. В таких ситуациях медсестры осведомлены о множестве факторов, которые могут повлиять на здоровье человека и процесс его скорби. Выявление этих факторов может помочь обеспечить мобилизацию соответствующих ресурсов для облегчения преодоления горя и прохождения через него.

Оценка

Оценка горя включает пациента, членов семьи и других значимых лиц. Он начинается, когда у пациента диагностируется острое, хроническое или неизлечимое заболевание и/или когда пациент поступает в больницу, учреждение сестринского ухода или учреждение престарелых. Это продолжается на протяжении всего неизлечимого заболевания пациента, членов семьи и других значимых людей, а затем продолжается в течение периода тяжелой утраты для выживших. В период тяжелой утраты медсестра наблюдает за симптомами осложненного горя. [1]

Горе может проявляться физическими, эмоциональными и когнитивными симптомами. Могут возникать физические симптомы, такие как плохое самочувствие, головные боли, тремор, мышечные боли, истощение, бессонница, потеря аппетита, потеря или набор веса. Могут возникать когнитивные симптомы, такие как отсутствие концентрации внимания, спутанность сознания и галлюцинации. Могут возникнуть эмоциональные симптомы, такие как тревога, чувство вины, гнев, страх, печаль, беспомощность или чувство облегчения. Эти симптомы горя и потери могут проявляться по-разному и могут меняться изо дня в день. Проявления горя уникальны для каждого человека и могут зависеть от возраста, культуры, ресурсов и предыдущего опыта потери. Кроме того, по мере того, как пациенты справляются с горем и потерей, медсестре важно осознавать, что члены их семей часто нуждаются в поддержке. [2]

О любом поведении, которое может поставить под угрозу пациента или его семью, следует сообщать медицинскому работнику, например о симптомах депрессии, суицидальных мыслях или симптомах, длящихся более шести месяцев.

Диагностика

При выборе сестринских диагнозов для пациентов и членов их семей, испытывающих горе, обратитесь к ресурсу планирования сестринского ухода. См. Таблицу 17.3 для определений и избранных определяющих характеристик диагнозов NANDA-I Скорбь и Сложная скорбь , а также помня о предыдущем обсуждении в этой главе относительно стадий и задач нормального горя.

Таблица 17.3 Сестринские диагнозы NANDA-I, связанные с горем [3]

NANDA-I Диагностика Определение Отдельные определяющие характеристики
Скорбь Нормальный сложный процесс, который включает эмоциональные, физические, духовные, социальные и интеллектуальные реакции и поведение, посредством которых отдельные лица, семьи и сообщества включают фактическую, ожидаемую или воспринимаемую утрату в свою повседневную жизнь.
  • Изменение уровня активности
  • Изменение режима сна
  • Изменение образа сна
  • Обвинение
  • Отчаяние
  • Отряд
  • Дезорганизация
  • Поиск смысла в потере
  • Вина за чувство облегчения
  • Поддержание связи с умершим
Сложное горе Расстройство, возникающее после смерти близкого человека, при котором переживание стресса, сопровождающего тяжелую утрату, не соответствует нормативным ожиданиям и проявляется функциональными нарушениями.
  • Гнев
  • Беспокойство
  • Избегание горя
  • Снижение функционирования в жизненных ролях
  • Депрессия
  • Неверие
  • Чувство отчужденности от других
  • Чувство пустоты
  • Чувство шока
  • Низкий уровень близости
  • Недоверие
  • Озабоченность мыслями об умершем человеке
  • Самообвинение
  • Травматический дистресс

Примеры

См. ниже примеры заявлений PES, относящихся к Горе и Сложное горе:

  • Пациенту с диагнозом метастатический рак сообщают, что ему осталось жить менее шести месяцев. Они начинают проходить стадии горя по мере усвоения этой информации. Пример диагноза NANDA-I в текущем формате PES: «Горе, связанное с ожидаемой потерей, о чем свидетельствуют отстраненность, дезорганизация и изменение уровня активности». Медсестра будет планировать и осуществлять вмешательства, чтобы улучшить совладание с этим пациентом.
  • У пациентки умер два года назад муж, а она продолжает думать о муже. Ее взрослые дети живут в нескольких часах езды, и она становится изолированной и не может выполнять повседневные дела, такие как уборка дома и покупка продуктов. Пример заявления PES: «Осложненное горе, связанное с недостаточной социальной поддержкой, о чем свидетельствует избегание сниженного функционирования и озабоченность мыслями о ее умершем муже». Медсестра будет планировать вмешательства, чтобы облегчить работу с горем, а также организовывать помощь с ADL и IADL на дому у пациента.

Идентификация результата

Постановка целей и определение результатов для пациентов и членов их семей, переживающих горе, адаптируются к конкретной ситуации и сосредоточены на преодолении горя. О разрешении горя свидетельствуют следующие показатели:

  • Разрешает чувства по поводу потери
  • Вербализует реальность и принятие потери
  • Поддерживает среду обитания
  • Ищет социальную поддержку [4]

Для сестринского диагноза Горе и Осложненное горе примерная цель: «Пациент p испытает разрешение горя. »

Пример результата SMART: « Пациент обсудит значение потери для своей жизни в следующие 2 недели ». [5]

Планирование и реализация вмешательств

Медсестры находятся в идеальном положении, чтобы помочь пациентам определить и выразить свои чувства, связанные с потерей. Наиболее важным вмешательством, которое могут обеспечить медсестры, является активное выслушивание и поддерживающее присутствие. Активное слушание скорбящих помогает им выразить свои чувства и связать эмоции и чувства, связанные с потерей. Вмешательства, направленные на облегчение преодоления горя, сосредоточены на улучшении совладания, упреждающем вмешательстве в горе и облегчении работы с горем.

Копинг-улучшение

Вмешательства, направленные на улучшение преодоления трудностей, могут быть реализованы для пациентов и их семей, испытывающих любые типы фактической, ожидаемой или предполагаемой утраты. Примеры вмешательств включают следующее: [6]

  • Помогите пациенту определить краткосрочные и долгосрочные цели.
  • Помогите пациенту изучить доступные ресурсы для достижения целей.
  • Помогите пациенту разбить сложные шаги на маленькие, выполнимые шаги.
  • Поощряйте отношения с другими людьми, у которых есть общие интересы и цели.
  • Помогите пациенту решить проблемы конструктивным образом.
  • Оценить влияние жизненной ситуации пациента на роли и отношения.
  • Оцените и обсудите альтернативные ответы на ситуацию.
  • Используйте спокойный, обнадеживающий подход.
  • Создайте атмосферу принятия.
  • Помогите пациенту определить информацию, в получении которой он больше всего заинтересован.
  • Предоставьте фактическую информацию о медицинском диагнозе, лечении и прогнозе.
  • Предоставьте пациенту реалистичный выбор в отношении определенных аспектов лечения.
  • Поощряйте реалистичную надежду как способ борьбы с безнадежностью.
  • Стремитесь понять точку зрения пациента на стрессовую ситуацию.
  • Препятствовать принятию решений, когда пациент находится в состоянии сильного стресса.
  • Признайте культурное и духовное происхождение пациента и поощряйте использование духовных ресурсов, если это необходимо.
  • Поощряйте словесное выражение чувств, восприятий и страхов.
  • При необходимости поощряйте участие семьи.
  • Помогите пациенту определить позитивные стратегии для преодоления ограничений и управления необходимыми изменениями образа жизни или ролей.
  • Обучите пациента приемам релаксации.

На рис. 17.18 [7] изображена медсестра, помогающая пациенту справиться со своей болезнью посредством активного слушания и прикосновения.

Рисунок 17.18. Усиление преодоления трудностей

. Упреждающие вмешательства в горевание

.

Предвосхищающее горе относится к реакции горя, возникающей в ожидании надвигающейся потери. Напомним, что упреждающая скорбь может быть связана с надвигающейся смертью себя или близкого человека, но может возникать и в ожидании других потерь, таких как потеря части тела из-за плановой операции или потеря дома из-за переезда. в учреждение длительного ухода. Вмешательства, способствующие разрешению упреждающего горя, включают следующее: [8]

  • Развивайте доверительные отношения с пациентом и членами семьи, используя присутствие и другие методы терапевтического общения.
  • Максимально информируйте пациента и членов его семьи о текущем состоянии пациента.
  • Информируйте семью о потребностях пациента в физическом уходе и поддержке в борьбе с симптомами, а также информируйте их о вариантах медицинской помощи в конце жизни, включая паллиативную помощь, уход в хосписе и уход на дому.
  • Активно слушайте, пока пациент оплакивает собственную смерть или утрату. Нормализуйте выражение горя пациента.
  • Обсудите предпочтительное место смерти пациента и задокументируйте его пожелания.
  • Спросите у членов семьи, есть ли у них достаточные ресурсы для ухода за собой и тяжелобольным членом семьи.
  • Распознайте нагрузку на членов семьи, обеспечивающих долгосрочный уход на дому.
  • Послушайте историю члена семьи.
  • Поощряйте членов семьи проявлять заботу и разговаривать с членами семьи.
  • Признавать и уважать различные чувства и желания пациента и членов его семьи.
  • Направьте пациента и членов семьи к консультантам или капелланам для получения духовной помощи в зависимости от обстоятельств.

Помощь в работе с горем

Помощь в работе с горем помогает пациентам и членам их семей справиться со значительной потерей. Примеры вмешательств включают следующее: [9]

  • Определите потерю.
  • Помогите пациенту определить первоначальную реакцию на утрату.
  • Слушайте выражения горя.
  • Поощряйте обсуждение предыдущего опыта потери.
  • Поощряйте вербальное выражение воспоминаний о потере.
  • Делайте сочувственные заявления о горе.
  • Поощряйте выявление самых больших опасений по поводу потери.
  • Расскажите об этапах и задачах процесса скорби по мере необходимости.
  • Поддержите продвижение через этапы личного горя.
  • Помощь в определении личных стратегий выживания.
  • Поощряйте соблюдение культурных, религиозных и социальных обычаев, связанных с потерей.
  • Отвечайте на вопросы детей о потере и поощряйте обсуждение чувств.
  • Определите источники поддержки сообщества.
  • Укрепить прогресс, достигнутый в процессе скорби.
  • Помощь в определении необходимых изменений в образе жизни.

Ресурсы сообщества

Сопровождение семей в случае утраты является составной частью программ хосписа и включает в себя формальные мероприятия и мероприятия, способствующие закрытию и принятию. Во многих хосписах проводятся неконфессиональные поминальные службы в честь пациентов. Члены семьи и персонал приглашаются к участию, что может быть эффективным способом помочь людям найти выход. Другие формальные виды поддержки могут включать организованные группы поддержки для облегчения обсуждения и преодоления трудностей. Индивидуальное, групповое консультирование или психотерапия — это другие методы, которые могут помочь скорбящим справиться с утратой. См. дополнительные ресурсы для членов семьи в следующем поле.

Дополнительные ресурсы на случай горя и утраты

  • AARP
  • Программа CaringInfo Национальной организации хосписов и паллиативной помощи
  • Национальная ассоциация домашнего ухода и хосписов
  • Хосписный фонд Америки
  • Международная ассоциация хосписной и паллиативной помощи

Пациентам и членам их семей, испытывающим депрессию или беспокойство, связанные с процессом скорби, могут быть назначены успокаивающие препараты или антидепрессанты. См. главу «Центральная нервная система» в Open RN 9.0250 Сестринская фармакология  для получения дополнительной информации об этих лекарствах.

Оценка

Всегда важно оценивать эффективность реализованных вмешательств. Медсестры оценивают эффективность вмешательств, помогающих людям справиться с горем и справиться с ним, основываясь на индивидуальных критериях результата, установленных для их ситуации.


  1. Эта работа является производным от книги «Уход за больными в конце жизни» Лоуи и распространяется под лицензией CC BY-NC-SA 4.0 ↵ 9.0006
  2. Эта работа является производным от книги «Уход за больными в конце жизни» Лоуи и распространяется под лицензией CC BY-NC-SA 4.0 ↵
  3. Herdman, T., & Kamitsuru, S. (2017). Международные сестринские диагнозы NANDA: определения и классификация 2018-2020 (11-е изд.). Издательство Тиме, стр. 335, 339-341. ↵
  4. Экли, Б., Ладвиг, Г., Макич, М. Б., Мартинес-Кратц, М., и Занотти, М. (2020). Справочник по сестринской диагностике: научно обоснованное руководство по планированию ухода (12-е изд.). Эльзевир, стр. 144–147, 434–444. ↵
  5. Экли Б., Ладвиг Г., Макич М. Б., Мартинес-Кратц М. и Занотти М. (2020). Справочник по сестринской диагностике: научно обоснованное руководство по планированию ухода (12-е изд.). Эльзевир, стр. 144–147, 434–444. ↵
  6. Национальный институт рака. (н.д.). Горе, тяжелая утрата и преодоление утраты (PDQ) — Версия для медицинских работников. Министерство здравоохранения и социальных служб США. https://www.cancer.gov/about-cancer/advanced-cancer/caregivers/planning/bereavement-hp-pdq#section/all ↵
  7. «423588130-huge.jpg» Джейкоба Лунда используется по лицензии Shutterstock.com ↵
  8. Экли, Б., Ладвиг, Г., Макик, М. Б., Мартинес-Кратц, М., и Занотти, М. ( 2020). Справочник по сестринской диагностике: научно обоснованное руководство по планированию ухода (12-е изд.). Эльзевир, стр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *