Омарова. План комедии Грибоедова. — 1977
Язык комедии «Горе от ума»
Также принципиально новым для русской литературы стал язык комедии «Горе от ума», языковые характеристики героев представляют читателю каждого из них таким образом, что, например, речь Софьи невозможно спутать с речью княгини Тугоуховской, а Молчалин и Скалозуб отличаются и характерами, и своей речью. Предельная индивидуализация речевых характеристик героев, блестящее владение русским языком, афористичность реплик героев, острота полемики в диалогах и монологах, — все это делает язык комедии Грибоедова «Горе от ума» уникальным явлением в русской литературе 20-х годов XIX века, и то, что многие фразы из нее стали «крылатыми», подтверждает, что не только своему времени принадлежала она.
Слух о сумасшествии Чацкого, разговор с французом
Среди гостей распространяется весть о его сумасшествии. Все пятятся от Чацкого при его появлении. Александр говорит, что горе переполняет его душу, ему неуютно среди собравшихся. Чацкий недоволен Москвой. Встреча с французом в соседней комнате возмутила его. Собираясь в Россию, этот человек боялся, что окажется в стране варваров, поэтому не хотел ехать. Но он был встречен тепло, не увидел русских лиц и не услышал даже русской речи. Ему показалось, что он на родине. Александр осуждает моду на все иностранное в России. Ему не нравится то, что все подражают французам и преклоняются перед Францией. Пока Александр заканчивал речь, гости постепенно разошлись от него. Они или ушли к карточным столам, или закружились в вальсе.
Такова сцена бала у Фамусова (ее краткий пересказ). «Горе от ума» по действиям представляет нам печальную картину нравов фамусовского общества. Чацкий просто обречен на одиночество среди этих людей.
Конфликты комедии
Очень интересны конфликты комедии. Внешний конфликт очевиден: это противостояние передового человека своего времени (Чацкого) и общества, живущего прошлым и стремящегося сохранить неизменной эту свою жизнь. Иначе говоря, конфликт старого и нового, банальный, в общем-то, конфликт. Однако он самым тесным образом связан с внутренним конфликтом комедии, с противоречием образа Чацкого. Как мог он, умнейший человек, не понять, что Софья любит другого после того, как она сама ему об этом сказала и назвала имя этого человека? Почему он с таким жаром доказывает свою точку зрения людям, цену которым он прекрасно знает, равно как знает и то, что они никогда не то что не согласятся с ним, но даже и понять его не смогут? Вот он, внутренний конфликт комедии «Горе от ума» Грибоедова. Чацкий глубоко и искренно любит Софью, и это чувство делает его таким непонятливым и даже смешным — хотя может ли быть смешон тот, кто любит, каким бы смешным он ни казался?.. В чём-то внутренний и внешний конфликты комедии совпадают, хотя любовь Софьи к Молчалину и не является в плане мотивации социально обусловленной, скорее, наоборот, но ведь романтический взгляд дочери Фамусова на последнего тоже свойственен обществу, в котором они живут.
Образ Фамусова
Мир Фамусова — это мир московской знати, которая живет по нормам «Времён очаковских и покоренья Крыма» и не хочет ничего изменять в своей жизни. «Управляющий в казённом месте» Фамусов занимается делами спустя рукава («Подписано, так с плеч долой»…), зато он преуспевает в устройстве своей жизни со всевозможными удобствами, не исключая и «монашеского поведенья»… Он точно знает, что для его дочери «Кто беден, тот тебе не пара», он отлично ориентируется в светских сплетнях и всём, что касается чужих имений, он может при случае напомнить Молчалину, кому тот обязан своим нынешним положением, и он же нескрываемо подобострастен со Скалозубом, видя в нём выгодного жениха для дочери… В разговоре с Чацким, не понимая и половины того, что говорит собеседник, он смертельно пугается, полагая, что беседует с «карбонари» (то есть бунтовщиком), который «вольность хочет проповедать» и «властей не признаёт», требует: «Строжайше б запретил я этим господам На выстрел подъезжать к столицам». Он совсем не так глуп, Фамусов, поэтому он готов любыми средствами бороться за сохранение своего положения и своего образа жизни, он отстаивает своё право видеть жизнь такой и жить именно так. Опасность его в том, что он готов именно что на всё, а может он пока что очень многое, пока что он и ему подобные — подлинные хозяева жизни, и противостоит им всего лишь один человек — Чацкий, который очень одинок в этом обществе, что бы ни говорили о «племянниках» и прочих, якобы исповедующих иные идеалы, но в доме Фамусова Чацкий по-настоящему одинок.
Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»
Образ Чацкого воспринимался современниками как образ передового человека, отстаивающего идеалы новой жизни, которая должна была прийти на смену господству «фамусовщины». В нем видели представителя молодого поколения, умного, образованного, порядочного человека, горячо отстаивающего необходимость изменения жизни и, похоже, предпринимающего некие шаги в этом направлении, хотя автор и говорит об этом вскользь. Бесспорно лишь то, что Чацкий — человек мыслящий и одаренный, его суждения о государственной службе, о долге недаром так сильно пугают Фамусова, в них выражаются идеи государственного устройства, подрывающие основы существования Фамусова и ему подобных: «Служить бы делу, а не лицам…», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «И точно, начал свет глупеть».
Много спорили о том, можно ли считать образ Чацкого в «Горе от ума» образом декабриста в литературе, но не подлежит сомнению, что идеи героя близки идеям декабристов, к которым автор комедии относился с большой симпатией. Однако Чацкий не просто выразитель передовых на взгляд автора комедии идей своего времени. Это живой человек, он искренен и глубок в своих переживаниях, его поступки определяются чувством большой любви, которую он испытывает к Софье. Он влюблен, он помнит Софью юной девушкой, которая, судя по тому, что она оправдывается перед Лизой, оказывала ему недвусмысленные знаки внимания, и сейчас он хочет видеть в ней ту же самую Софью, не желая видеть, что с ней произошли разительные перемены. Раздражение и даже некая озлобленность Чацкого вызваны тем, что Софья изменила свое отношение к нему, и это мешает герою реально воспринимать обстоятельства, видеть их такими, как они есть. Ум и чувства героя слишком сильно заняты любовью для того, чтобы он себя контролировал, для него сейчас весь мир сосредоточен в Софье, поэтому всё остальное и все остальные его просто раздражают: раздражает Фамусов, которому он все же оказывает известное уважение как отцу Софьи; раздражает Скалозуб, в котором он готов видеть возможного жениха Софьи; раздражает Молчалин, который, «с такой душой», не может (как он считает!) быть любим той же Софьей.
Настойчивые попытки Чацкого узнать правду об отношении к себе Софьи граничат с патологией, а его упрямое нежелание принимать эту правду могло бы показаться слепотой, если бы не было любовью… Однако сцена, свидетелем которой он становится в последнем действии, даёт ему окончательный ответ на самый для него сейчас главный вопрос — он получает неопровержимые доказательства того, что Софья не просто не любит, но и предаёт его, поэтому последний монолог Чацкого — это крик и боль оскорблённой души и оскорблённого чувства, но здесь же и убийственно точно охарактеризовано фамусовское общество, которое отобрало у героя самое дорогое в его жизни — любовь. Чацкий покидает Москву, и его отъезд вроде бы говорит о том, что он побеждён. Правда, есть известная мысль И.А. Гончарова о том, что «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанося ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей», но разве может эта несомненная победа героя помочь ему тогда, когда сердце его разрывается от боли?. . Поэтому можно говорить о том, что финал комедии близок к трагическому — для него, «вечного обличителя», которому ни блестящий ум, ни умение «пересмеять всех» не смогли помочь обрести обычное человеческое счастье…
Развитие драматического действия
Анализ действий «Горя от ума» позволит выявить композиционные особенности произведения и особенности развития драматического действия.
Экспозицией комедии можно считать все явления первого действия до приезда Чацкого. Здесь читатель знакомится с местом действия и узнает не только о любовной связи Софьи и Молчалина, но и о том, что раньше Софья питала нежные чувства к Чацкому, уехавшему странствовать по свету. Появление Чацкого в седьмом явлении первого действия – завязка. Далее следует параллельное развитие социального и любовного конфликтов. Конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает своего пика на балу – это кульминация действия. Четвертое действие, 14 явление комедии (заключительный монолог Чацкого) представляет собой развязку как общественной, так и любовной линии.
В развязке Чацкий вынужден отступить перед фамусовским обществом, потому что он в меньшинстве. Но его едва ли можно считать побежденным. Просто время Чацкого еще не пришло, раскол в дворянской среде только наметился.
Молчалин
Система образов комедии построена таким образом, что автор даёт нам возможность увидеть «анти-двойников» Чацкого: это образы Молчалина и Репетилова. Молчалин — счастливый соперник Чацкого в любви, по-своему он очень сильная личность, которой удается многого добиться в жизни. Но — какой ценой? Он свято соблюдает завет отца: «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья…». Он и угождает, даже с «плачевной нашей кралей» (такой называет Софью) ночи «почтительно» проводит, ведь она — «дочь такого человека»! Конечно, можно сказать, что для Молчалина такое поведение — единственно возможное с точки зрения достижения «степеней известных», но ведь не ценой же потери чувства собственного достоинства их достигать?
Репетилов
Образ Репетилова воспринимался современниками как явная пародия на декабристов, что может показаться странным — если вспомнить об отношении автора комедии к ним и их идеям. Однако Репетилов очень похож на… Чацкого, только на Чацкого, лишенного его ума, его чувства собственного достоинства, его умения вести себя так, как того требует его честь. Комический двойник главного героя помогает лучше понять образ Чацкого в комедии «Горе от ума», увидеть его сильные стороны и оценить их по достоинству, оставаясь при этом оригинальным и самобытным художественным образом, высмеивающим тех из сторонников декабристов, кто делу предпочитал «слова, слова, слова…»
История Максима Петровича
Продолжим пересказ 2 действия. «Горе от ума» — пьеса, представляющая целую галерею развращенных нравов. Один из таких людей — Максим Петрович. Этот человек служил при дворе и был весьма богат. А все из-за того, что он умел «подслужиться». Во время приема у Екатерины II Максим Петрович оступился и упал. Екатерина засмеялась. Увидев, что он вызвал ее улыбку, Максим Петрович решил еще дважды повторить падение, доставив удовольствие императрице. Умение обернуть этот казус во благо себе сыграло ему на руку — он был в почете. Фамусов считает умение «прислуживать» очень важным для того, чтобы добиться высокого положения.
Александр Чацкий из произведения «Горе от ума», пересказ по главам которого мы составляем, произносит свой монолог, где сравнивает два века — «нынешний» и «минувший». Герой считает, что поколение Фамусова привыкло судить человека по деньгам и чинам. Чацкий называет этот век веком «страха» и «покорности». Даже перед государем Чацкий не стал бы шутом. Он хочет служить не «лицам», а «делу».
Софья
Сложным и противоречивым получился в комедии образ Софьи. Создавшая себе романтический образ Молчалина и полюбившая своё «творение», готовая защищать любимого человека от несправедливых, как она убеждена, нападок Чацкого и много в этом преуспевшая (вспомним, ведь именно с ее «подачи» пошла гулять сплетня от сумасшествии Чацкого!), ставшая невольной свидетельницей того, как человек, которого она любит, насмехается над ней и ее любовью, — вот через что приходится пройти героине комедии, и в конце произведения она не может не вызвать у зрителя сочувствия. Софья и умна, и хорошо знает людей — как блестяще даёт она намек на мнимое сумасшествие Чацкого светскому сплетнику Г. N., ее и упрекнуть при случае не в чем! Однако, как и Чацкого, ее ослепила любовь, и, принося страдание Чацкому, она сама не меньше страдает от предательства человека, которому верила и ради любви к которому пошла на определенные жертвы.
Роль Молчалина
В глазах Софьи этот герой представляет своего рода нравственный идеал: любит ближнего, всегда готов к самопожертвованию и т. д. Однако в глазах Чацкого он выглядит иначе. Характеристика его такова:
- человек недалекий;
- льстивый;
- лишенный всякого личного мнения и самостоятельности.
Софья думает, что Молчалин по-настоящему любит ее. Но на деле он лишь хочет достичь высокого положения, используя девушку. Это лицемерный и меркантильный молодой человек, меняющий поведение и точку зрения в зависимости от обстоятельств. У него нет чести, достоинства и принципов.
Его главная цель — угодить всем, кто выше по статусу, стать лучше в их глазах, пусть и обманом.
На протяжении третьего действия можно проследить яркую антитезу — Молчалин и Чацкий. Второй готов отстаивать свои принципы до последнего. На него не влияет мнение других людей. А Молчалин полностью зависим от чужих суждений.
Авторская позиция
Образ автора, авторская позиция в комедии «Горе от ума» проявляется в первую очередь в создании образов-персонажей и основном конфликте комедии. Чацкий изображен с большой симпатией, его моральное превосходство, его победа над миром Фамусова говорят о том, на чьей стороне автор. Сатирическое изображение мира старой Москвы, его моральное осуждение также указывают на авторскую позицию. Наконец, финал комедии, когда она превращается в трагикомедию (об этом говорилось выше) с точки зрения выражения авторской позиции также однозначно говорит зрителю о том, на чьей стороне автор. В комедии Грибоедова авторское начало выражается и в ремарках, и в речевых характеристиках образов-персонажей, во всем видна неповторимая личность автора одной из величайших комедий в русской литературе.
Как уже о из «Горя от ума» прочно вошли и в русскую литературу, и в русский язык. Само произведение также заняло свое место в русской культуре, что даёт основания говорить о народном характере комедии Грибоедова.
В русской литературе есть произведения, судьба которых — никогда не увянуть, быть всегда интересными, актуальными, злободневными и востребованными новыми поколениями читателей. Одно из них — бессмертная комедия Грибоедова.
Перечитываем «Горе от ума» снова
Комедия Грибоедова «Горе от ума», краткое содержание которой, по сути, сводится к описанию трёх дней пребывания Чацкого в Москве, произвела настоящий фурор среди читателей. Написанная в 1824-м году, за год до она буквально взорвала общественность своим крамольным содержание, а главный герой её, Пётр Андреевич Чацкий, воспринимался как истинный революционер, «карбонарий», глашатай прогрессивных и идеалов.
Читая комедию «Горе от ума» (краткое содержание), мы возвращаемся в барскую Москву начала 19-го века. Утро в доме Фамусова, богатого барина, живущего по традициям крепостнической старины. Он держит целый штат слуг, которые боятся его пуще огня, дом его, хлебосольный, всегда открыт для знатных семейств и их отпрысков, он даёт регулярно балы и стремится выдать дочь Софью за богатого, родовитого помещика, «архивного юношу» с хорошим наследством или бравого военного при высоких чинах.
Анализируя драматургическое произведение «Горе от ума», краткое содержание которого мы анализируем, нельзя не уловить иронии, с которой поэт относится к Фамусову. Он появляется на сцене в тот момент, когда служанка Лиза стучится к Софье, молодой барышне своей, чтобы предупредить о наступлении утра. Ведь Софья влюблена в секретаря её отца, «безродного» Молчалина, и если он застанет «парочку», гнев его будет поистине ужасен. Именно это и происходит, но Софье удаётся выкрутиться и отвести недовольство отца от себя и возлюбленного.
Фамусов в годах, доволен собой и считает свою персону достойным образцом для подражания. В этом смысле он произносит перед дочерью нравоучительную тираду, попутно браня новые моды и законы, которые дают молодёжи слишком много воли, а также заставляют подражать заграничным образцам в платьях, манерах поведенья, образования.
Действия в «Горе от ума» — краткое содержание отражает это — стремительно развиваются по законам драматургии. Одна сцена динамично сменяет другую, и вот уже Лиза и Софья одни. Дочь Фамусова не нахвалится Молчалиным, его робостью, кротким, тихим нравом, музицированием, которым они занимались всю ночь. Лизе же куда более по душе прежний друг госпожи — Чацкий, который уже три года путешествует за границей. По отзывам Лизы, он умён, остёр на язык, с ним забавно и интересно. Но для Софьи Чацкий — воспоминание о полудетских годах, не более, и чувствительность Молчалина ей сейчас куда ближе жалящего остроумия Петра Андреевича.
Неожиданно слуга объявляет о прибытии самого Чацкого. Едва появившись в гостиной, он бросается перед Софьей на колени, целует руку, восторгается её красотой, спрашивает, рада ли она ему, не забыла ли. Софья смущена таким натиском, ведь герой ведёт себя так, словно не было трёх лет разлуки, словно они расстались только вчера, знают друг о друге всё и также близки, как в детстве.
Далее разговор переходит на общих знакомых, и Софья убеждается, что Чацкий всё так же критически настроен к обществу, высмеивает всех и каждого, что язык его стал ещё острее и безжалостнее. Коснувшись Молчалина, он иронично замечает, что тот, должно быть, сделал уже карьеру — нынче «бессловесные» в почёте и фаворе. Чем больше энтузиазма в словах героя, тем суше и осторожнее отвечает ему девушка. Одна из последних её реплик — шёпот в сторону: «Не человек — змея!»
Чацкий озадачен и, отправляясь домой переодеться с дороги, ломает голову над главным для него вопросом: «Как к нему на самом деле относится Софья, не разлюбила ли, а если чувства остыли, то кем сейчас занято её сердце?»
Далее, если анализировать в «Горе от ума» (краткое содержание) по действиям, то ключевым эпизодом будет визит Скалозуба — солдафона, делающего карьеру по головам товарищей, грубого неуча, не умеющего выразить свои мысли и не знающего толком ничего, кроме устава. Однако Фамусов привечает его, ведь полковник — отличная партия для Софьи! Приход Чацкого нарушает идиллию. Герой спорит с ними, опровергает монолог Фамусова о том, что жить надо по-старинке, как Максим Петрович, фамусовский дядя. Тот путём низкопоклонства, ханжества, унижений и лести получил прибыльное место при дворе. Павел Афанасьевич судит нынешнее время, не уважающее старину, «отцов», и пугается Чацкого, когда тот произносит свой знаменитый монолог «А судьи кто?» С криком, что молодой человек «карбонарий», хочет проповедать «вольность» и не признаёт власти, он убегает из комнаты.
Ещё один важный эпизод — Софья видит, как падает с лошади Молчалин, и сама едва не падает в обморок от волнения — этим она выдаёт себя с головой. Но Чацкий не верит, что эта девушка, с её умом, образованием и умением разбираться в людях, могла увлечься таким ничтожеством. Побеседовав с Молчалиным наедине, Пётр Андреевич убеждается в подлости, мелочности, трусости, подхалимстве собеседника и приходит к выводу: избранник Софьи не он.
В «Горе от ума» читать краткое содержание последнего действия стоит особенно внимательно. На бал к Фамусову собрался весь цвет барской Москвы. Каждый герой выписан Грибоедовым мастерски, колоритно, а все вместе они представляют обобщённую картину самодержавно-крепостнического общества в худшем его проявлении: ретроградстве, раболепии, невежестве и необразованности, откровенной глупости и подлости. Потому все с таким удовольствием верят слуху Софьи о сумасшествии Чацкого, подхватывают его и разносят по городу.
В ужасе бежит молодой человек из Москвы, куда он не «ездок больше». Посрамлена и Софья, убедившаяся в том, насколько ничтожен, подл и пуст Молчалин. Но самое главное, повержен Фамусов — нарушен покой степенного барства. Ведь Чацкий — это первая ласточка, и следом придут другие — жить крепостники так, как привыкли, уже не смогут.
История создания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» расскажет о том, что сподвигло автора написать сочинение.
А.С.Грибоедов.
Комедия «Горе от ума»Конспект урока по литературе в 9 классе.
Тема: « Анализ 2 и 3 действия комедии «Горе от ума»
Цели урока: понять своеобразие комедии А.С. Грибоедова — в сравнении с традициями классицизма; приступить к анализу комедии по действиям; продолжить формирование навыков анализа литературно-художественного произведения.
Работа над текстом комедии. А теперь обратимся непосредственно к тексту комедии. Перед нами титульный лист первого издания «Горя от ума». На первом плане изображена барская Москва, но в разговорах и репликах персонажей возникает и облик столичного министерского Петербурга, и Саратовская глушь, где живет тетка Софьи. В комедии выступают люди разного общественного положения: от Фамусова и Хлёстовой до крепостных слуг. Действие разворачивается в доме Фамусова.
Представьте себе дом богатого московского барина первой половины ХIХ в. Мы входим в гостиную. (Чтение учениками 1-го и 2-го явления I действия. )
Учащиеся знакомятся с классификацией героев драматургических произведений:
Главные герои — герои, взаимодействие которых друг с другом развивает ход действия (определяет ход событий).
Второстепенные герои также участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют. Их образы психологически разработаны менее глубоко, чем образы главных героев.
Герои-маски — их образы предельно обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные «приметы времени». Или как вечные человеческие типы.
Внесценические персонажи — герои, чьи имена называются, но сами они на сцене не появляются и участия в действии не принимают.
— Можем ли мы дать индивидуальную характеристику каждого героя, исходя из этой классификации?
— Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим?
— Почему Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает тайных свиданий дочери и Молчалина?
— С какого явления начинается завязка действия? (С 7-го, в котором на сцене появляется Чацкий. )
Беседа по содержанию 7-го явления:
— Как появляется Чацкий? Где он был? Какие черты характера героя сразу же бросаются в глаза?
— Как встречает его Софья?
— Каким образом Чацкий пытается вернуть «тон прежних отношений» с возлюбленной?
— Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему?
— Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого? Почему он не видит достойных претендентов на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком?
Итак, анализируя первое действие комедии, мы познакомились с действующими лицами.
— Понимает ли, наконец, Чацкий, что Софья влюблена в Молчалина? (Он «глуп сердцем».)
— Каков конфликт пьесы «Горе от ума» и в чем его своеобразие? В комедии два основных конфликта: любовные, с которого начинается пьеса, постепенно перерастает в социальный, когда противопоставляется «век нынешний» и «век минувший». Социальный конфликт оказывается шире и не укладывается в рамки любовного сюжета. В I действии развивается любовная линия, социальная же только намечена колкими замечаниями Чацкого в адрес старой Москвы.
II. Работа с текстом. Сегодня мы продолжаем изучение бессмертной комедии Грибоедова. Обратимся ко II действию. Давайте вспомним чем кончается I действие. Послушайте 1 явление II действия. (Выразительно читает ученик, подготовленный заранее.) Ответьте на вопросы:
— Каково настроение Фамусова в начале монолога? Что его беспокоит?
— Как меняется его настроение к концу речи? Что успокаивает героя?
— Как построил комедию автор?
— Давайте побеседуем по 2-му явлению (диалог Чацкого и Фамусова):
— Кто является инициатором спора — Фамусов или Чацкий?
— Это люди одной эпохи или разных?
— Что важно для «века минувшего»?
— А что важно для Чацкого?
— Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении?
(Чацкий, в пылу горячности, углубляется в свои размышления и философствует, не замечая, что его идеи не встречают ни сочувствия, ни понимания. Фамусов, не способный уловить ход мыслей Чацкого, подхватывает отдельные слова из его монолога и отзывается на них репликами: «Ах! Боже мой! он карбонарии!», «Опасный человек!», «Да он властей не признает!» и т. д. Возникает комическая ситуация, получившая название— «кто про что».)
— В разгар спора Чацкого с Фамусовым на сцене появляется полковник Скалозуб. Проследите по тексту, о чем говорит Скалозуб, какие слова употребляет в речи. Каковы его взгляды на жизнь, на карьеру?
— К какому поколению по возрасту ближе полковник? (К поколению Чацкого.) А по мировоззрению?
— Итак, после «оды» Фамусова Москве идет возмущенный, полный гнева монолог Чацкого «А судьи кто?».
— Чем вызван этот протест?
— Почему Чацкий говорит о «душевной нищете» поколения Фамусовых?
— Что понял Скалозуб из монолога Чацкого?
— С 7-го по 14-ое явление развивается любовная тема получается не один, а целых 3 любовных треугольника. Каких?
Изобразим их графически.
— Понимает ли, наконец, Чацкий, что Софьи влюблена в Молчалина?
Во II действии начинает развиваться общественный конфликт и усложняется любовная линия пьесы. Мы с вами определили основное содержание этих конфликтов.
Домашнее задание
1. Прочитать 3 и 4 действие комедии. Проанализировать движение конфликтов и развитие образов персонажей.
2. Выучить монолог Чацкого «А судьи кто?»
3.Подготовить сравнение «Века нынешнего» и «века минувшего» в высказываниях представителей.
«Горе от ума» связано с Москвой, возникшей после войны 1812 года. Содержание и персонажи комедии – это эпоха декабристов 1820-х годов. В ней протест против взяточников, чиновником, невежества, лжи, крепостного права.
А. С. Грибоедов всегда отрицал, что списывал своих героев с реальных лиц, говоря, что карикатуры он ненавидит. Но в образе Чацкого отразились многие черты самого Грибоедова: горячий, порывистый, независимый, свободолюбивый, резкий, горячо и искренне любящий свою Родину.
Когда–то Чацкий жил и воспитывался в доме Фамусова, потом дом и где-то скитался три года. Чацкий является в дом с внезапностью грома, своим появлением переполошив всех. Недаром Фамусовым говорит:
— Три года не писал двух слов!
И грянул вдруг как с облаков.
Какой же он, Чацкий? Он любит свою Родину и возвратившись говорит:
— Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен!
Речь его кипит умом и остроумием. У него есть сердце и он честен. Этот человек не только умный, но и развитый, и как говорит о нем горничная Лиза:
— …Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреич Чацкий!
Меткое, свободное, пламенное слово – вот оружие Чацкого. Молчалин так говорит о нем:
— Ах! Злые языки страшнее пистолета.
Чацкий вбегает к Софье прямо из дорожного экипажа, не заезжая к себе домой. Он приехал в Москву к Софье, до других ему нет дела. Чацкий приходит к Софье, целует ей руку, радуется свиданию, хочет получить ответные чувства, но не находит их. Встреча с Софьей приносит разочарование. Чацкого поражают две особенности: Софья необыкновенно похорошела и охладела к нему. Она говорит о нем чуть ли не с ненавистью:
— Не человек, змея!
Чацкий верит в ее любовь, верит так, что не замечает ее отношения к себе. Но небольшое прояснение происходит после того, как Молчалин упал с лошади. Когда это произошло, Софья вскрикнула:
— Ах! Боже мой! упал, убился!
Чацкий понимает, что Софья его не любит, но не осознает этого до конца. Он хочет понять, почему она предпочла подлому, низкому Молчалину умного и смелого Чацкого?
Софья на протяжении всей комедии сторонится Чацкого, высмеивая его достоинства. Она не оставляет никаких недомолвок, она пряма и искренна и, несмотря на все внимание Чацкого, задает ему вопрос:
— На что вы мне?
Теперь уже Чацкий не требует от Софьи ответных чувств, он хочет разобраться в ее поступках, хочет знать достоинства Молчалина, которые увидела в нем.
В третьем действии он раньше всех приезжает на бал, чтобы откровенно поговорить с Софьей, и задает ей вопрос:
— Дознаться мне нельзя ли,
Хоть и некстати, нужды нет:
Кого вы любите?
После уклончивого ответа она признается, что ее отталкивает от Чацкого его непохожесть на других. Чацкий и сам это понимает:
— И я чего хочу, когда все решено?
Мне в петлю лезть, а ей смешно.
Признание Софьи удивляет Чацкого, и он теряет осторожность:
— Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож;
Молчалин, например…
Как только Софья услышала это, снова замкнулась. Но после этого в ней растет злобное раздражение…
Но Чацкий еще не успокоился. Он хочет понять какие чувства у Молчалина к Софье. Молчалин хитер, и его единственная страсть – сделать карьеру. Софья для него всего лишь способ, чтобы подняться. Чацкий напрасно недооценивал Молчалина. Его безмолвие вовсе не глупость. Белинский писал: «Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выгоды». Даже Софья в увлечении говорит о нем:
— …Он наконец: уступчив, скромен, тих.
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит…
В ее словах вырисовывается истинный портрет Молчалина: умный, подлый, ничтожный, изворотливый, не имеющий собственных убеждений. Молчалин готов вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство, силу. Итак, Молчалин – полная противоположность Чацкому.
Известный монолог Чацкого «А судьи кто?» рожден протестом» его отдают на суд Скалозуба! Но направлен этот монолог и против крепостного права, в нем идет речь об алчной страсти к мундирам и чинам. Чацкого возмущает, что его кто-то осуждает, ему навязывают службу, на что он отвечает:
— Служить бы рад, прислуживаться тошно.
— Кто служит делу, а не лицам…
Чацкий хочет служить Отечеству, рвется к занятиям наукой, к свободной жизни. Он не хочет ни перед кем преклоняться и никогда не станет этого делать. Но Фамусов опасается, говоря о нем:
— Он вольность хочет проповедать!
— Да он властей не признает!
«Не суди да не судим будешь» — гласит народная мудрость. Чацкий – беспощадный судья обычаев «фамусовского» общества, сам попадает под суд, в котором у него нет адвоката, но зато есть много обвинителей.
На балу Чацкий за короткий срок всех настроил против себя едкими репликами и насмешками. Он дает волю языку: рассердил старуху Хлестову, дал невпопад несколько советов Горичевым, резко оборвал графиню – внучку и опять задел Молчалина. Чацкий выходит из комнаты очень расстроенный и опять идет к Софье, надеялся на сочувствие. Он доверяет ей свое душевное состояние:
— … мильон терзаний
Груди от дружеских тисков,
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков.
Душа здесь у меня каким-то горем сжата…
Он жалуется ей, не подозревая, какой заговор созрел против него. Софья устала от колкостей Чацкого и случайно роняет:
— Он не в своем уме.
Ей так проще объяснить язвительность Чацкого. Софья сначала напугалась, но чуть позже ее невольное предательство стало обдуманной местью:
— А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себе примерить?
Софья, друг Чацкого, которую он любит, наносит ему удар в спину. Чацкий поражен!
Чацкий восклицает:
— Так! Отрезвился я сполна…
Что же это: поражение или прозрение? Гончаров сказал так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь, смертельный удар количеством силы свежей».
Что же видит Чацкий вокруг себя? Людей, которые ищут чинов, крестов, выгодной женитьбы. Он озлоблен на всех:
-… И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простяков,
Старух зловещих, стариков…
И он уезжает из Москвы:
— Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Карету мне, карету!
Чацкий обличает ложь и все то, что отжило, все то, что заглушает новую жизнь. Он знает, что воюет и что должна принести ему эта жизнь.
Изначально прототипом Чацкого был Чаадаев, который высказывал мысли о духовном застое, о национальном самодовольствии, также был объявлен сумасшедшим. В образе Чацкого представлена декабристская молодежь того времени накануне восстания. Слова Чацкого выражают мечтания поколения, мысли, связанные с вопросами прав и занятий молодого человека. Недаром Чацкий прямо говорит о своих трудах и этим самым хочет получить награду за них в любви Софии. Он упоминает о них:
— Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К наукам творческим, высоким и прекрасным…
Чацкий говорит о себе как об одном из этих людей.
Чацкий – чужой среди своих. Именно поэтому он становиться в глазах общества, в котором вырос, сумасшедшим. Заграничные либеральные идеи начисто вытеснили из него предрассудки московского общества. Он оказался абсолютно одиноким среди своих соотечественников.
Чацкий — участник двух сюжетных линий, двух конфликтов. Во-первых, это любовный треугольник Чацкий – Софья – Молчалин. Во-вторых, это противостояние Чацкого и фамусовского общества.
Грибоедов писал, что в его пьесе «двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека». Но ум Чацкого в фамусовском обществе не просто бесполезен, он является бесспорным недостатком. «Да этакий ли ум семейство осчастливит?» — говорит Софья о Чацком.
Чацкий один смотрит на московскую жизнь здраво. Все герои комедии довольны своим положением, а Чацкий может его критиковать. Тем самым он разрушает основу существования фамусовского общества. Главный герой высмеивает любовь Софьи к Молчалину. Поэтому-то у неё и срывается с языка фраза: «Он не в своем уме». И пусть Софья сказала это случайно, она рада, что собеседник понял её в прямом, а не в переносном смысле:
Готов он верить!
А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себя примерить?
Прототипом Чацкого стал декабрист Чаадаев. Явное созвучие в фамилиях еще раз подчеркивает замысел автора: показать вольнолюбивого, целеустремленного и способного возродить Россию, утонувшую в лести и предрассудках, человека. Чацкий всеми силами пытается открыть глаза фамусовскому обществу и убеждениями, и высмеиванием. Но стена между такими как Чацкий И Фамусов не поддается разрушению, поэтому не понятно: Чацкий ли отвергает общество или общество Чацкого? Все зависит от личной точки зрения. Фамусовское общество считает себя абсолютным победителем, а чАцкий удаляется не с торжеством, не с видом побежденного, а свидом человека, который разочаровался в самом дорогом:
Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок…
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок…
И Чацкий действительно должен был бежать, потому что такая жизнь как у Фамусова и его знакомых губительно, паразитически действует на сознание человека. Чацкий осознал, что в такой атмосфере можно задохнуться:
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Чацкий стал предшественником романтических героев: ищущих свободу, отвегнутых (или отвергающих?) общество. И как ни различны Печорин у Лермонтова и князь Андрей у Л. Толстого – они все так же, как и Чацкий страдают от нехватки правды и невозможности найти свободную истину.
В своей речи «о судьях» Чацкий разоблачает старое поколение, которое не принесло никакой пользы Родине, только грабило государство, богатело за счет друзей и родственников, проводило свои дни раздольно, заботясь лишь о высоких чинах, званных обедах и многочисленных визитах. Главный герой видит смысл жизни в служении народу, высказывает неприязнь в отношении крепостного права, что отразилось в его воспоминаниях о крепостном театре, о «Несторе негодяев знатных» , обменявшем своих верных слуг на трёх борзых собак, о распроданных крепостных детях, отобранных у родителей. Чацкий является гуманистом, защищает свободу и независимость личности, право выбирать себе занятие: путешествовать, «вперить ум» в науки или посвятить себя «искусствам творческим, высоким и прекрасным» . Он утверждает прогрессивные идеи, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению. Произнося свою речь, Чацкий выступает от всего поколения, которое хочет изменить предрассудки старого общества.
Он негодует, что стоит хоть одному чем-то искренне увлечься и думать не о чинах и деньгах, а о бескорыстном труде на благо родины — будь то в науке или искусстве, как тотчас агрессивная серость стремится подавить эти ростки свежей мысли и чувства, потому что тогда сразу становится ясно всё несоответствие подлецов и лицемеров нормальному человеческому состоянию.
Мы узнаем, что Чацкий — человек прогрессивный и демократический, личность, полная чувства собственного достоинства. Так, он заявляет Фамусову, что готов служить, но по «новым законам»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
По мнению же Фамусова, «служить» — это уметь пользоваться возможностями, которые плывут в руки. Да при этом еще нужно помочь обзавестись «теплым местечком» и своим родным, знакомым: «Ну как не порадеть родному человечку!» Сама суть «службы» мало заботит Павла Афанасьевича: «Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой».
Чацкий оценивает людей не по их богатству и связям, а по личным достоинствам — уму, образованности, порядочности. Кроме того, превыше всего Чацкий ставит свободу — в мыслях, чувствах, поступках. Он выступает за свободу выбора в занятиях (служить или не служить), в чувствах, вообще в жизни.
Анализ 4 действия.
Звучит вальс Грибоедова.
Слово учителя. (На этом уроке заканчивается знакомство с содержанием комедии, выясняется, что в «Горе от ума» Грибоедов дал широчайшую картину русской жизни первой четверти 19 века, воспроизвел с необыкновенным мастерством общественную борьбу, которая развернулась во всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями: передовыми людьми, сторонниками идей декабристов, и крепостниками, оплотом всего старого костного).
Проверка домашнего задания. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова.
Слово учителя. Предлагаю вам ряд вопросов, которые помогут сделать выводы: горе умного человека, причина трагедии Чацкого заключается в том, что в обществе фамусовых, скалозубов, молчалиных гибнут все лучшие человеческие качества (передовые взгляды, ум, благородные стремления, любовь, порядочность и т. д).
1.В чем заключаются интересы гостей Фамусова?
2.Кто первый распустил слух о сумасшествии Чацкого?
3.Как к этому отнеслись гости Фамусова? Почему?
4.Как это их характеризует?
5.Что вносит нового сцена разъезда в характеристику уже знакомых нам персонажей?
6.Чем дополняет образы комедии Репетилов? (6 явл. из 14)
7.Какую роль играет последний монолог Чацкого в идейном содержании комедии?
(Выводы после беседы делают учащиеся, используя строки комедии).
Слово учителя. (Молчалин не вступает в борьбу, но появляется после окончания схватки, чтобы присоединиться к победителям. Для молодежи 1860 годов МОЛЧАЛИН был самой бранной кличкой. Молчалины господствуют на свете!)
Слово учителя. В этом – весь Молчалин, его мораль, принципы, которым он следует. Его тон и поведение меняются (явл. 11), когда он видит, что Софья все знает о его подлости: унижается, извивается, как червь, ползает у ее ног.
Вывод учащиеся записывают в тетради. «Умеренность и аккуратность» — это тонко и четко, точно выверенная стратегия и тактика поведения в жизни. Это продуманная соразмерность поступков и слов, чувств и намерений. Почести и знатность – вот к чему стремится Молчалин.
Дополнения к характеру Фамусова (готовят учащиеся).
-Кто такой Репетилов? Чтение явл. 17 ( Приведенный текст – не столько попытка завербовать сторонника, сколько гневное осуждение сообщника, пытающегося уклониться от единомыслия. «Да кК вы! Можно ль против всех!)
Учитель. Комедия заканчивается монологом Чацкого, который подводит итог непримиримому разрыву Чацкого с фамусовской Москвой, выносит последний приговор обществу дворян – крепостников.
Прослушивание монолога Чацкого. … Не образумлюсь, виноват, и слушаю, не понимаю…
Домашнее задание. А.С. Гончаров «Мильён терзаний». Составить тезисный план статьи.
10 простых способов удивлять клиентов каждый день
Каждый раз, когда я еду в Бостон, я останавливаюсь в одном и том же отеле. Это не модно, и расположение не очень хорошее, , но , они знают, как удивить клиента. То, как ко мне относятся, когда я туда приезжаю, всегда производило на меня впечатление.
В первый раз, когда я остался там, я приехал в разгар зимы. Когда я регистрировался, мое лицо потрескалось, а руки были в синяках.
Через десять минут после того, как я добрался до своей комнаты, у моей двери появилась служба поддержки гостей с печеньем и горячим шоколадом. Они также дали мне знать, что если мне нужно все, что угодно — зарядное устройство для телефона, фен, беруши, зубная паста, тайленол — мне нужно было только протянуть руку, и они бы мне это предоставили. Я проверял эту теорию, и каждый раз они доставляли.
Меня это поразило.
Отелей пруд пруди. Наверное, я мог бы найти отель подешевле в пяти минутах ходьбы от того, в котором я всегда останавливаюсь, так что дело не в цене или удобстве. Именно мелочи, незначительные детали и почти невидимые штрихи заставляют меня возвращаться.
То, что кажется незначительным и, вероятно, не требует больших затрат, оказало существенное влияние на мое восприятие бизнеса — и, поскольку я останавливался в этом отеле много раз, я бы сказал, что эти маленькие жесты принесли огромную отдачу. по инвестициям.
Чем удивить своих клиентов?
Удивление ваших клиентов создает более глубокую лояльность и восхищение и способствует осмысленному использованию на долгие годы. В моем случае у персонала отеля были другие дела, помимо выпечки печенья. У них есть комнаты, которые нужно содержать в чистоте, заказы, которыми нужно управлять, и другие, более насущные вещи, о которых нужно позаботиться.
Тем не менее, они достаточно позаботились о том, чтобы сделать мой опыт превосходным. Они хотели удивить меня и показать, что заботятся обо мне.
Точно так же основная работа вашего отдела поддержки, вероятно, не состоит в том, чтобы раздавать бесплатные подарки новым или ценным клиентам. Если бы вы спросили их, они бы сказали, что их работа заключается в том, чтобы поддерживать клиентов и при этом делать их как можно более счастливыми.
Но ваша команда поддержки должна доставлять приятные впечатления так же часто, как и персонал отеля. На ум приходит давно повторяющееся мнение о том, что «важна мысль». Разве это их работа — рассылать хабар? Нет. Но обрадуется ли клиент, узнав, что ваша команда думает о нем? Да.
Создавая взаимность и положительные чувства у других людей, важна мысль.
Психолог Норберт Шварц впервые сделал это очевидным много лет назад в своем знаменитом «эксперименте с десятью центами», в ходе которого было обнаружено, что всего 10 центов могут оказать существенное влияние на отношение человека. По словам Шварца: «Дело не в ценности того, что вы нашли. Дело в том, что с вами произошло что-то положительное».
В отношении эксперимента и выводов Шварца о маленьких, радостных моментах и улучшении настроения важно отметить, что неожиданность является важнейшим компонентом. В обслуживании клиентов «взаимность-сюрприз» — это название игры. Выясните, какие клиенты не ожидай , а потом делай.
Рекомендуем к прочтению
Рост и культура Идеи поощрения клиентов: 17 способов поблагодарить клиентов
Узнайте, что такое признание клиентов, почему это важно, и откройте для себя 17 запоминающихся и недорогих способов выразить признательность своим клиентам.
Как удивить своих клиентов
Вам не нужно грабить банк, чтобы создать значимые впечатления. В конце концов, мой личный опыт и эксперимент с десятью монетами показывают, что такая маленькая вещь, как десятицентовик или печенье, может оказать значительное влияние.
Чтобы удивить своих клиентов, вам нужно только желание. Вот несколько способов заставить этот диск работать.
1. Держите слово
Когда вы что-то обещаете клиенту, убедитесь, что вы можете сдержать свое слово. Придерживаясь своего слова, вы не просто недооцениваете и перевыполняете; речь идет о том, чтобы все в вашей компании знали ваши обещания и стремились их выполнить:
Команды, работающие с клиентами, должны быть на одной волне с ожиданиями клиентов.
Ваша CRM должна содержать актуальную информацию о клиентах.
Ваша команда по продукту должна не отставать от графика.
Первый шаг к тому, чтобы поразить клиента тем, что он сдержит свое слово, — это установить соответствующие и четкие ожидания. Ваш клиент должен знать, что он собирается получить, когда он это получит и что для этого потребуется с его стороны.
Например, в ресторане ваш официант обычно устанавливает для вас сроки («Я вернусь, чтобы принять ваш заказ через несколько минут»), возвращается, чтобы принять ваш заказ, а затем приносит вам еду, и меню говорит вам, сколько денег вы потратите.
Если что-то из этого не происходит — если ваш официант никогда не подходит к вашему столику или в меню нет точной цены — вы можете быть сбиты с толку или расстроены. То же самое касается любого другого продукта или программного обеспечения.
Заявите о своих обещаниях своим клиентам и убедитесь, что все внутренне согласны, чтобы ни один мяч не был упущен.
2. Дайте им больше, чем они ожидают
По большей части люди любят маленькие сюрпризы. Мы не говорим о фейерверках и поездке в Канкун, но предложение скидки или небольшой подарочной карты может действительно удивить ваших клиентов.
Если вы работаете с физическим продуктом, один из лучших способов сделать это — добавить продукт меньшего размера бесплатно к заказанному продукту.
Для других предприятий дополнительные услуги могут выглядеть как отправка бесплатной электронной книги, купон на бесплатную консультацию или встреча в качестве коуча или консультанта. Эти вещи стоят относительно мало для бизнеса, но имеют большое значение для клиентов.
3. Отвечайте быстро
Согласно недавнему исследованию, проведенному Forrester, 45% потребителей сообщили, что они откажутся от покупки, если компания быстро не ответит на их вопросы. Итак, если вы отвечаете медленно, вы не только не удивляете своих клиентов, но и активно их теряете.
Быстрота, конечно, относительная. Медленный ответ в чате может показаться очень быстрым по электронной почте. Проанализируйте скорость ваших ответов для каждого канала и установите цель в зависимости от того, где вы сейчас находитесь.
Например, у вас уже может быть фантастическое время отклика в чате, но время разрешения вашего телефона выглядит грубым. Понимая, как у вас в настоящее время идут дела по разным каналам, вы будете знать, на чем сосредоточиться, чтобы получить максимальную отдачу от своей работы.
Мониторинг и оценка поддержки
Отчеты Help Scout — это простой способ отслеживать производительность и устанавливать ожидания для каждой метрики в ваших разговорах с клиентами.
Попробуйте бесплатно
4. Упростите задачу
Раньше для заказа пиццы в Domino’s требовалось более 25 шагов. Затем они поняли, что лучший способ заработать клиентов — это упростить работу. Они обновили свой веб-сайт, сократили процессы оформления заказов и даже интегрировали такие инструменты, как Google Home и Alexa, чтобы сделать заказ еще проще.
Клиенты были в восторге! Коэффициенты конверсии компании взлетели до небес, и они по-прежнему могут направлять этот доход на то, чтобы сделать работу с сайтом еще проще.
Есть множество пиццерий, где можно заказать пиццу, но Domino’s выиграла у конкурентов, поразив своих клиентов простотой использования.
5. Познакомьтесь с ними
Ваши клиенты чувствуют себя хорошо, когда их знают и понимают. Кроме того, знакомство с ними может лучше позиционировать ваши продукты для удовлетворения их потребностей.
Потратив время на то, чтобы лучше узнать своих клиентов, вы установите взаимопонимание и доверие. Вы узнаете об их интересах и о том, что их волнует, когда дело доходит до бизнеса. Затем вы можете использовать это для индивидуального дизайна их опыта, чтобы удивить их.
Знание клиента означает, что вы также будете знать все его болевые точки и то, что вы можете порекомендовать для их решения. Если вы придете из места обслуживания и поможете им решить все их проблемные области одним махом, вы заработаете клиента на всю жизнь.
Имея дополнительную информацию о ваших клиентах и их пути, вы также можете быть более активными в продажах и поддержке. Когда вы обращаетесь еще до того, как клиент осознает, что ему нужна помощь, это похоже на волшебство.
Рекомендуемая литература
Служба поддержки клиентов С чего начать Упреждающее обслуживание клиентов
Что такое упреждающее обслуживание клиентов и почему оно важно. Узнайте, какие шаги нужно предпринять, чтобы предоставить проактивную поддержку, в которой нуждаются ваши клиенты.
6. Расширьте возможности своих агентов
Один из основателей гостиничной компании Ritz-Carlton сказал, что сотрудники компании «обладают полной властью и всеми ресурсами нашей организации, чтобы создавать эти моменты, эти истории самостоятельно, без необходимости спрашивать разрешения, без необходимости привлекать руководство, без необходимости беспокоиться о том, что они заходят слишком далеко. Время, потраченное на создание этих историй, не является временем, отнятым от их работы; это потраченное время — это их работа».
Как вы, наверное, знаете, отель Ritz — это королевская семья, когда речь идет о лояльности клиентов, и это потому, что члены их команды ежедневно удивляют своих клиентов.
Пусть ваши агенты станут вершителями своей судьбы. Им должно быть позволено определять такие вещи, как возмещение и политика, а также разрешение время от времени изменять или нарушать правила.
Не каждое взаимодействие происходит по правилам. Вы столкнетесь с ситуациями, когда ваша команда просто не сможет найти правильный ответ.
Вместо того, чтобы заставлять клиента ждать, пока член вашей команды сможет спросить разрешения, дайте ему разрешение решить проблему прямо сейчас и там так, как он считает лучшим.
7. Делайте регулярные проверки без причины
Не нужно много времени, чтобы протянуть руку, когда кто-то приходит вам на ум. Поощряйте своих агентов и менеджеров по работе с клиентами связываться с клиентами, о которых они думают, и просто регистрироваться.
Вы можете установить ожидание, что вам ничего не нужно от клиента и что ваша компания искренне заботится о нем. Рассмотрите возможность создания бюджета для отправки подарков «просто так». Сосредоточьтесь исключительно на покупателе — не используйте это как возможность повысить продажи или рассказать о своей новейшей функции.
8. Выражайте благодарность
Благодарите клиента как можно чаще: в начале письма, в конце письма, просто так. В частности, если клиент оставляет положительный отзыв, это отличный повод сказать ему спасибо и возможность построить еще более тесные отношения.
Рассмотрите это с точки зрения клиента: они не ожидают, что вы свяжетесь с ними после того, как они оставят отзыв, так что сделайте неожиданное.
Рекомендуем к прочтению
Развитие и культура Написание благодарственной записки для идеального клиента (+ примеры)
Отправка рукописных благодарственных писем — отличный способ установить личную связь с вашими клиентами. Вот все, что нужно для начала.
9. Относитесь ко всем своим пользователям одинаково
Уровень поддержки многих компаний — пробные или бесплатные пользователи могут получить поддержку через сообщества или форумы, а платные клиенты получают помощь от «фактической» группы поддержки, иногда по электронной почте, но также чат или телефон.
Можете ли вы представить, насколько это удивляет клиентов, когда это не так? Приятно прийти в службу поддержки, ожидая довольно низкой планки, а вместо этого получая привилегированное отношение.
Буфер — отличный пример этого: они предлагают поддержку, независимо от уровня. И, несмотря на то, что вы могли бы подумать, он довольно хорошо масштабируется. Вот диаграмма роста Buffer как поддержки, так и числа пользователей за эти годы:
Если все остальные компании предлагают низкую планку поддержки, а ваша превосходна, вы увидите потрясающие результаты, и это не приведет к резкому увеличению ваших расходов на поддержку, либо.
Это не только укрепляет лояльность и уважение ваших клиентов, но также служит для создания сарафанного радио — больше клиентов, чтобы удивиться!
10. Поддержите своих сотрудников
Когда дело доходит до того, «как удивить ваших клиентов», ваши сотрудники несут ответственность за написание книги. Вознаграждайте их, когда они отлично справляются со своей задачей, и вы продолжите поддерживать движение шумихи.
Люди хорошо реагируют на похвалу, и если вы хвалите их за исключительную службу, они будут продолжать поднимать планку все выше и выше.
Кроме того, нанимайте людей, у которых есть стремление выполнять работу. Составьте список черт, которые делают вашего сотрудника отличным сотрудником:
Должны ли они быть техническими?
Сколько терпения необходимо?
Влияет ли юмор на то, чтобы удивить ваших клиентов?
Составьте свой список и начните нанимать таланты. Затем, как только вы наняли их, и они бьют тысячу мячей, убедитесь, что вы хвалите и поощряете их за отличную работу. Слишком часто компании не осознают ценность этих мягких навыков, но именно на них растет совершенство.
Рекомендуемая литература
Служба поддержки клиентовКак нанять сотрудников службы поддержки клиентов: пошаговое руководство
Правильный набор сотрудников в службу поддержки имеет решающее значение для устойчивости вашей организации. Узнайте, как нанять для обслуживания клиентов.
Удивитесь!
Вам не нужно много денег или времени, чтобы удивить своих клиентов. Иногда даже такая мелочь, как «спасибо», может помочь. Практикуйте то же, что и в значимых отношениях:
Держите слово.
Все просто и легко.
Расширьте возможности окружающих вас людей.
Относитесь к другим одинаково и с уважением.
Маленькие вещи — печенье, а не фейерверк — оказывают наибольшее влияние на людей.
Shadow Priest Rotation Guide — Dragonflight 10.0.2 — Guides
Автор: EllipsisPriest Последнее обновление: 13.12.2022 Список изменений Патч: 10.0.2
Любимый: Рейтинг: 4.1/5 ( 26 Голоса)В этом руководстве по ротации Dragonfly мы предлагаем лучшую ротацию Shadow Priest для всех сборок талантов как в подземельях, так и в рейдах для .
S1 Season 1
S1 Памятка
S1 Эпохальный+
S1 Советы по рейдам
S1 Talent Builds
S1 Gear
S1 Tier Set Bonus
Overview
Abilities & Talents
Rotation
Advanced Concepts
Stats
Consumables
Macros & Addons
WeakAuras
Common Terms
Mythic+
Common Questions
Mage Tower
Simulations
Hotfixes
PvP Overview
PvP Builds
Об авторе
Здравствуйте! Я Эллипсис, модератор WarCraftPriests, жрец Discord. Я работаю над теорией Shadow Priest вместе с Shadow Team, вы можете ознакомиться с нашей работой здесь! Я часто активен на сервере разногласий WarCraftPriests и могу ответить на любые вопросы или запросы, связанные с Shadow Priest или любым контентом в любом из моих руководств. Я совершаю рейды в The Misty Moon на EU Tarren-Mill (ранее The Misty Moon Massive) и совершал рейды между 50 и 300 лучшими игроками со времен Legion, но я играю в Shadow Priest уже 14 лет. Вне WoW я провожу большую часть времени, слушая музыку, особенно в поисках новых интересных вещей, которых раньше не слышал! Ледяной Медведь. |
Шоворации Shadow Priest в Dragonflight
Shadow Priest Opparer
Шоин. 2Arcane Torrent как можно раньше перед получением
3Cast Shadow Crash before pull
4Cast Повелитель разума
5Cast Word Word: Death
6Cast Mind Blast при наличии таланта в Voidform
7Cast Dark Ascension или Voidform
8Используйте любые активные боевые безделушки или зелья, а также Power Infusion
9 Cast Devouring Plague
10Cast Mind Blast
11Cast Mindgames
12Cast Void Torrent
Special Note: Shadow Crash and Power Word pull
По-прежнему можно сгенерировать Безумие перед притягиванием с помощью Shadow Crash или Power Word: Shield.
Особое примечание: «Коварный гнев» и «Всепожирающая чума»
При использовании «Коварного гнева» вы должны разыграть «Пожирающую чуму», а затем «Взрыв разума» один раз, прежде чем войти в форму Бездны при вытягивании. Помимо того, что вы получаете дополнительный усиленный Взрыв разума, это позволяет вам, на определенных высоких уровнях скорости, достижимых с помощью Жажда крови и Вливание силы, разыграть второй Взрыв разума в окне первой Пожирающей чумы. Стоит немного скорректировать порядок заклинаний в вашем опенере, чтобы добиться этого при необходимости.
Shadow Priest Ротация и приоритет одиночной цели
Таланты :
Mind Spike
Индивидуальные изменения талантов:
Void Torrent
1Убедитесь, что ваша цель активна как Shadow Word: Pain, так и Vampiric Touch. Для этого отдайте предпочтение Shadow Crash, а не Vampiric Touch.
2Повелитель разума при перезарядке.
3Применение Темного вознесения по кулдауну.
4Cast Power Infusion, если Dark Ascension активен.
5Используйте наступательные безделушки и зелья.
6Примените Взрыв разума, если у вас есть два заряда.
7Cast Shadow Word: Death, если Mindbender активен.
8Примените Пожирающую чуму, если вы близки к пределу Безумия, иначе дебафф истечет.
9Примените Прикосновение вампира, если вы находитесь в пределах досягаемости пандемии, чтобы поддерживать время безотказной работы.
10Cast Shadow Word: Death, если у цели меньше 20% здоровья.
11Cast Mind Blast
12Cast Игры разума.
13Cast Shadow Crash, даже если срок действия ваших DoT еще не истек.
14Cast Void Torrent.
15Cast Mind Spike, если у вас есть прок Surge of Darkness.
16Применение Пытки разума: Безумие.
17Сотворение шипа разума.
18Применение Пытки разума.
19Cast Shadow Word: Pain, если вы двигаетесь и больше ничего не доступно.
Жрец Тени Ротация нескольких целей и приоритет
Сборки талантов :
Изменения отдельных талантов:
Поток Бездны
1Убедитесь, что у вашей цели активны как Слово Тьмы: Боль, так и Прикосновение вампира. Для этого отдайте предпочтение Shadow Crash, а не Vampiric Touch.
2Повелитель разума при перезарядке.
3Применение Темного вознесения по кулдауну.
4Cast Power Infusion, если Dark Ascension активен.
5Используйте наступательные безделушки и зелья.
6Примените Взрыв разума, если у вас есть два заряда.
7Cast Shadow Word: Death, если Mindbender активен.
8Применяйте Иссушение разума всякий раз, когда оно доступно, подумайте о том, чтобы удерживать его на короткое время, чтобы мобы могли сгруппироваться. 3+ цели
9Примените Прикосновение вампира, если вы находитесь в пределах досягаемости пандемии, чтобы поддерживать время безотказной работы.
10Cast Shadow Word: Death, если у цели меньше 20% здоровья.
11Cast Mind Blast
12Cast Mindgames при сражении с 5 целями..
13Cast Shadow Crash, даже если срок действия ваших DoT еще не истек.
14Cast Void Torrent.
15Cast Halo.
16Применение Пытки разума: Безумие.
18Применение Пытки разума.
19Cast Shadow Word: Pain, если вы двигаетесь и больше ничего не доступно.
Продвинутые советы Shadow Priest
Вот несколько советов и приемов, которые вы можете использовать, чтобы выжать немного дополнительного DPS.
- Shadowfiend / Mindbender должны быть выставлены близко к кулдауну. Рекомендуется удерживать его в течение определенного времени для Жажды крови или Героизма, так как это увеличит наносимый им урон, но грубое практическое правило — не ждать для этого более 30 секунд.
- Жрецы Тени довольно мобильны, обязательно используйте Стрелу Бездны, Пожирающую чуму и мгновенное применение Взрыва разума, чтобы свести к минимуму время простоя ДПС.
Как работать с приоритетными целями
Если у вас есть приоритетная цель, которая должна умереть, вы должны применять Прикосновение вампира только к неприоритетным целям вместо Прикосновения вампира и Слова Тьмы: Боль. Сохранение Shadow Word: Pain или применение его вручную к неприоритетным целям на самом деле является потерей ДПС. На это есть несколько причин. Shadow Word: Pain — это, по сути, просто точка, которая наносит урон без каких-либо реальных привязок к нашему набору, за исключением дополнительного урона, который мы получаем от Mastery: Shadow Weaving. По сути, «Слово Тьмы: Боль» в этой ситуации было бы просто уроном подушечки и пустой тратой ГКД, который лучше было бы потратить на снятие кожи с приоритетной цели. С другой стороны, «Прикосновение вампира» даст вам больше безумия с помощью благоприятных духов, которые следует использовать. в этих сценариях, так как это обеспечит более приоритетный урон цели.
Как обращаться с заклинаниями-наполнителями для каждого билда Shadow
Жрец Тени в Dragonflight может использовать два разных заклинания-наполнителя в зависимости от выбранных талантов. Mind Spike — жесткое заклинание-наполнитель, которое наносит меньше урона в секунду, но имеет многочисленные вращательные взаимодействия, и Mind Flay — заклинание-наполнитель хлеба с маслом, которое специализация использовала на протяжении большей части своей истории. Каждая основная сборка талантов использует эти заклинания-наполнители немного по-разному.
Рейд К’Тун, сборка
- Соответствующие таланты: Screams of the Void, Mind Spike, Surge of Darkness, Idol of C’Thun, Mind Flay: Insanity
- Priority
Surge of Darkness Procs - Mind Flay: Insanity 906
Yogg Raid Build
- Соответствующие таланты: Mind Melt, Mind Spike, Surge of Darkness, Mind Flay: Insanity
- Priority
Surge of Darkness Procs - Inity Flay Mind0053 Всплеск разума
Использование кулдауна в атаке для Жрецов Тени в Полете Драконов
Жрец Тени имеет большой выбор кулдаунов с различной продолжительностью и таймерами.
В идеальных обстоятельствах, например, когда у вас есть полное представление о столкновении, вы должны иметь возможность рассчитывать время или удерживать определенные кулдауны, чтобы сочетаться с другими, когда они снова становятся доступными. Вы должны стремиться к этому только в том случае, если вы не потеряете использование какого-либо отдельного кулдауна на протяжении всего боя. Если у вас нет понимания, необходимого для того, чтобы правильно рассчитать время восстановления перед боем, то вам подойдут следующие рекомендации.- Форма Бездны (введена через Извержение Бездны): следует использовать во время восстановления, если вы можете воспользоваться полной продолжительностью, и она вам не понадобится для критической части боя, которая произойдет в ближайшее время.
- Dark Ascension: следует использовать во время восстановления.
- Игры разума: следует использовать по кулдауну.
- Halo: следует рассматривать в первую очередь как исцеляющее и полезное заклинание, так как урон по одиночной цели не так уж велик. Тем не менее, это сильный инструмент для взрывного AoE.
- Поток Бездны: Поток Бездны наносит огромный урон и создает 60 ед. безумия в течение 3 секунд. Вы должны использовать это во время перезарядки, но постарайтесь, чтобы все 3 ваши точки были активны на цели за пределами опенера, прежде чем делать это.
- Проклятие: следует использовать по кулдауну или удерживать не более 5 секунд для приоритетной цели, которая только что появилась.
- Shadowfiend / Mindbender: Призывает питомца, который атакует вашу цель в течение 15 секунд с откатом в 3 или 1 минуту. Лучше всего использовать при перезарядке.
Наши руководства Shadow Priest всегда обновляются самой последней информацией из игрового опыта, симуляций и журналов; не забудьте проверить наш журнал изменений на этой странице, нажав View Changelog в верхней части страницы. Если вы заинтересованы в более подробных руководствах Shadow Priest для , обязательно просмотрите панель навигации ниже и наш список связанных руководств сразу под оглавлением .