1977 брежневская конституция: Принята «Брежневская» конституция | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина

Брежневская Конституция: декларация свобод или мина замедленного действия

45 лет назад, 7 октября 1977 года, была принята последняя советская Конституция. Заложенное в ней право союзных республик выходить из состава СССР сильно упростило распад страны, но не стало самой его причиной. Действующий сегодня в России Основной закон во многом учел опыт брежневской Конституции, но стал принципиально новым документом, гарантирующим единство многонационального народа страны. Об этом в интервью «Парламентской газете» рассказал глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас.

— Андрей Александрович, почему возникла необходимость в принятии новой Конституции 1977 года? Каковы были основные предпосылки конституционной реформы?

— Необходимость принятия новой Конституции была продиктована в первую очередь тем обстоятельством, что с момента появления на свет предыдущей, 1936 года, прошло более сорока лет. За этот период Советский Союз пережил Великую Отечественную войну и культ личности, общество стало более зрелым, изменились многие сферы общественной жизни.

Изменения претерпела социальная структура общества, которое в отсутствие классового противостояния приобрело однородность и характеризовалось возросшим уровнем культуры и научных знаний. Это, в свою очередь, привело к появлению социалистической интеллигенции, удельный вес которой все увеличивался.

Экономическая основа СССР, заложенная в Конституции 1936 года, базировалась на производном характере социалистической системы хозяйства и социалистической собственности, выраженном в ликвидации капиталистической системы хозяйства и отмене частной собственности, тогда как к 1977 году экономическая система приобретает самостоятельные черты.

На президиуме Верховного Совета СССР 1958 года первый зампред Совета министров Кирилл Мазуров отмечал: «Время прошло большое, много изменений произошло в жизни нашего общества, в развитии советской демократии». Схожего мнения придерживался и секретарь президиума Верховного Совета Михаил Георгадзе: «Безусловно, Конституцию в свете событий, которые произошли за последние годы, надо менять.

Но в этом году мы не успеем всю эту работу провести». Подытожил слова выступавших Клим Ворошилов: «Надо пересмотреть Конституцию, ибо она устарела, для данного периода не подходит и тормозит работу».

Согласно набравшему популярность в то время мнению, старая Конституция была призвана заложить основы социализма, а теперь требуется новая, отвечающая периоду уже зрелого социализма. Общество отошло от классовой борьбы, ее попросту больше не было, поскольку не было буржуазии. Возникла необходимость отхода от устаревших догм и адаптации советской идеологии к новой концепции общества. На замену старым элементам идеологии пришли новые, что означало необходимость изменения не только отдельных положений, но и общей юридической конструкции Конституции.

— Какие внесенные в Основной закон изменения вы считаете основными, самыми важными?

— В Конституции 1977 года был совершен переход власти от трудящихся города и деревни к народу, что означает становление СССР как общенародного государства. Большое внимание уделено равноправию народов: союзные республики получили право участвовать в решении вопросов, отнесенных к ведению СССР. За каждой союзной республикой было сохранено право свободного выхода из СССР. Организация работы органов власти также претерпела ряд изменений: в Конституции был закреплен принцип законности, означающий, что государственные органы и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР и другие законы. Кроме того, новая Конституция декларировала обязанность уважения личности, а также охрану прав и свобод граждан со стороны государства.

— Основной закон 1977 года ввел в обиход два формата прямой демократии — всенародное обсуждение и референдум. Можно ли говорить, что они стали реально работающими, и насколько они оказались полезными?

— Реализация данной нормы была затруднена, поскольку фактически ни порядок проведения референдума, ни механизм определения его результатов в законодательстве закреплен не был. Закон СССР № 1869-I «О всенародном голосовании (референдуме) СССР», предусматривающий право граждан на принятие решений всенародным голосованием по наиболее важным вопросам государственной жизни, был подписан только 27 декабря 1990 года. И единственным за всю историю существования СССР стал референдум, проведенный 17 марта 1991 года, на который был вынесен вопрос о необходимости сохранения СССР.

© Хухлаев Валентин/Фотохроника ТАСС

— В Конституции декларировались новые гражданские права: свобода слова и печати, право на обжалование действий должностных лиц, на критику действий государственных и общественных организаций. Насколько эти права оказались номинальными или реально работающими?

— Ни для кого не секрет, какую роль играла советская идеология во всех сферах жизни общества. Право также было подчинено определенной системе социалистических ценностей, сквозь призму которых толковалось и содержание ряда субъективных прав и свобод. Наиболее заметными для граждан стали права, относящиеся к социальной сфере: советские образование и здравоохранение находились на достаточно высоком уровне.

— Конституция закрепила за каждой союзной республикой право выхода из состава СССР, что, по мнению некоторых исследователей, сыграло в дальнейшем свою роль в распаде советского государства. Каков ваш взгляд на это?

— Трудно сказать, какую именно роль сыграло право союзных республик на выход из состава СССР в распаде Советского Союза. На мой взгляд, данная возможность сильно упростила процесс распада Союза, но было бы ошибкой полагать, что наличие права сецессии само по себе стало причиной начала данного процесса. Здесь необходимо комплексно оценивать сложившуюся в стране обстановку и принимать во внимание большое количество ошибок, допущенных ранее руководством страны.

Читайте также:

• Почему Сталин не захотел стать первым Президентом Советского Союза • Четырежды герой страны, которой нет

— Можно ли говорить, что при разработке Конституции РФ 1993 года авторы опирались на советский опыт, в том числе брежневскую Конституцию?

— К моменту написания Конституции 1993 года наша страна находилась в тяжелом кризисном состоянии: в упадке были промышленность, система органов государственной власти нуждалась в существенной модернизации, а народу, опьяненному от резко обрушившейся на него свободы, нужны были условия для того, чтобы этой свободой можно было безвредно пользоваться.

Российское общество стояло на перепутье эпох в ожидании чего-то нового, качественно отличавшегося от того, что было в Советском Союзе. Поэтому перед разработчиками нового конституционного текста стояла непростая задача — исходя из царивших в обществе настроений определить вектор его дальнейшего развития, а также оживить Конституцию, придав ее тексту определенную гибкость, чтобы впоследствии дать возможность законодателю детализировать ее положения в федеральных законах, не сковывая себя громоздкими конституционными конструкциями.

Безусловно, некоторые положения, например, касающиеся закрепления фундаментальных прав человека, отраженных в советских конституциях, перекочевали в Конституцию 1993 года. Но это не означает, что они были взяты за основу. Да, советский опыт учитывался, но российская Конституция должна была стать качественно новым продуктом, способным подстроиться под веяние нового времени, что и было сделано.

— Какие положения Конституции РФ являются наиболее значимыми для обеспечения единства и целостности государства, гарантируют от распада?

— В основе единства нашего многонационального народа лежит многовековая история, богатая культура, общие ценности, которые так или иначе находят отражение в тексте Конституции. Так, идеологическая основа российского конституционализма содержится в преамбуле: «Многонациональный народ Российской Федерации, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходит из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов и необходимости чтить память предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, стремление обеспечить благополучие и процветание России».

Говоря о культуре как важнейшем объединяющем факторе, нельзя не упомянуть конституционное закрепление правового режима русского языка. Единство информационного пространства, обеспечиваемое государственным языком, во многом является залогом территориальной целостности нашей страны. Особое конституционно-правовое положение русского языка обуславливает его обязательность и особую защиту со стороны государства.

Конституция РФ также закрепляет основы для формирования единых правового и экономического пространств, что играет важнейшую роль в обеспечении государственной целостности. Основополагающие конституционные принципы — еще один залог единства государства. Так, принципы федерализма, народовластия, разделения властей, равенства, верховенства Конституции РФ лежат в основе формирования всех важнейших элементов российской государственности.

Охрана и укрепление суверенитета являются гарантом целостности любого государства. Положения Конституции РФ в полной мере обеспечивают независимость государственной власти как от внешних, так и от внутренних посягательств. Речь идет о так называемых основах публичного порядка РФ, а также об определенных конституционных обязанностях граждан, таких как воинская обязанность, обязанность платить законно установленные налоги и сборы, обязанность сохранять целостность государства, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

40 лет назад была принята брежневская конституция

40 лет назад была принята брежневская конституция. О ее «советском духе» и единственном положительном нововведении «Газете. Ru» рассказала профессор, доктор юридических наук, советник председателя Конституционного суда России Тамара Морщакова.

— Тамара Георгиевна, 40 лет назад была принята так называемая брежневская конституция. Какие, на ваш взгляд, были плюсы и минусы Конституции 1977 года?

— Было бы несерьезно сравнивать ее с Конституциями, дающими образцы развития того, что теоретики называют конституционализмом. Брежневская Конституция продолжала сохранять положение о руководящей роли одной партии и закрепляла это в своей первой главе об основах политического и общественного устройства — в известной статье 6.

В этой конституции не признавалось требование разделения властей.

И то, и другое отрицало принципиальные характеристики конституционализма в современном цивилизованном обществе. Только на основе принципа разделения властей возможно как-то пытаться, правда, с большим или меньшим успехом, исключить произвол из государственно-правовой практики. Не говоря уже о том, что к демократическим процедурам эта Конституция никакого доверия не насаждала, потому что не была обеспечена многопартийность в системе выборов и выбирать приходилось, как тогда призывали, из «единого блока» коммунистов и беспартийных, рабочих и крестьян и «прослойки» интеллигенции.

Фактически, эффективность выборных процедур и сменяемость власти в качестве их цели не могли быть обеспечены в отсутствие разделения властей, идеологического и политического многообразия и многопартийности, а провозглашение демократических выборов, как и в прежние времена, оставалось декорацией.

— Но какие-то положительные моменты у принятия той конституции назвать можно?

— В том, что касалось формирования органов власти, о чем уже шла речь, не было никаких значимых шагов вперед. Остались прежние советские идеологизированные институты — Советы депутатов трудящихся и фактически заменившее все государственные структуры партийное руководство. И такая организация власти исключала демократический процесс.

Но какие-то подвижки были. Профессиональное сообщество конституционалистов-юристов пыталось внедрить их через участие в разработке проекта. Есть один очень красочный пример, который надо рассматривать в качестве положительного —

впервые в России было введено право граждан обжаловать действия власти в суде.

Была такая статья 58 конституции. Чтобы человек не оставался полностью объектом деятельности государства, а приобретал какие-то черты субъекта во взаимоотношениях с ним.

— Как реализовывалось это право?

— Реализация этой нормы даже не могла начаться, поскольку никакие нормы Конституции непосредственно не действовали и требовалось сначала разработать другие законы. В Конституции было написано, что право на обжалование решений и действий государственных органов власти в суд граждане смогут реализовывать только после принятия закона, который будет устанавливать эти процедуры.

close

100%

Более 10 лет с момента принятия Конституции этот закон не разрабатывался, а право граждан на обращение в суд с жалобами на власть не реализовывалось, т.е. официально и не признавалось существующим. Это — свидетельство того, что даже тогда,

когда провозглашалось что-то, соответствующее общечеловеческим демократическим представлениям, Конституция оставалась мертвым текстом.

И судебная власть — в качестве должного механизма реализации конституционно провозглашаемых прав — никогда не могла обрести на основе этой Конституции положение самостоятельной власти. Хотя принципы ее независимости провозглашались, они не могли получить реальное воплощение.

— Но в горбачевские времена она сохранила свое действие, была отменена лишь 6 статья?

— Постепенно, конечно, в перестроечные времена стали вноситься изменения в первоначальный текст. Согласно изменениям 1988 года был учрежден Комитет конституционного надзора СССР, что знаменовало появление механизма реализации Конституции. Комитет мог, например, толковать конституционные нормы, в частности, признал, что нормативные акты о правах и свободах человека не могут применяться, если они не были опубликованы.

Далее уже после 1991 года, исходя из опыта развития СССР и учитывая критику брежневской Конституции, на уровне Конституции РСФСР признали принцип разделения властей. Но на фоне этого признания проявляли себя и в России связанные с наследием, в том числе последней брежневской конституции, негативные черты конституционного регулирования советского образца. Существовало, например, положение о том,

что высший законодательный орган страны, Съезд народных депутатов, может принять к своему рассмотрению любой вопрос.

И он принимал — в том числе и такие, которые относились к судебной компетенции. Например, каким образом делить имущество между журналистскими коллективами, которые претендовали на то, чтобы работать как самостоятельные. Отсутствие реального разделения властей приводило вот к таким парадоксам.

— Тем не менее брежневская Конституция была первой, которая писалась при всенародном обсуждении…

— Такая возможность вынесения на всенародное обсуждение наиболее важных вопросов была закреплена в ней впервые. Но я прекрасно помню атмосферу обсуждения самого проекта конституции. Граждане и профессионалы-юристы, действительно, предлагали что-то, и потом масса этих предложений была обобщена. Но никаких обязательных норм и государственных структур, которые обеспечивали бы хотя бы их официальное рассмотрение, не существовало.

И то, что вы называете всенародным обсуждением, не имело никаких правовых последствий.

Речь по-прежнему шла о декорациях – такую роль играли не только конституционные декларации, но и организация процедур общественного обсуждения при принятии этого Основного закона. Реальные же гарантии для обеспечения провозглашенных прав не были установлены. На конституционном уровне сохранялись многие институты, которые сейчас кажутся настолько устаревшими, что они принципиально не могут даже теоретически рассматриваться как допустимые.

— Например?

— Главным объектом защиты со стороны государства было право социалистической государственной собственности –

только она и рассматривалась как основа экономической системы.

Никакая другая собственность на равную с ней защиту претендовать не могла. В личной собственности могли находиться только предметы личного потребления и домашнего хозяйства,

и это имущество запрещалось использовать для «извлечения нетрудовых доходов».

Ни парламент, ни парламентские механизмы обсуждения законов не были созданы. Идеологического многообразия и многообразия представительства в законодательных органах просто в жизни не было. Как это могло появиться, если не существовало многопартийной системы? Боюсь, современный читатель в ответ на такие упреки скажет — а зачем эти разные партии, которые все равно не имеют никакой силы?

Да, поскольку механизм, существовавший тогда, не был фактически разрушен, мы по-прежнему имеем одну партию, только она одна представлена в государственном аппарате и способна исключить всякое влияние других. Плюрализм, действительно, не укоренился, и он не имеет государственной и общественной поддержки.

Это не просто отголоски 1977 года, это повторение старого опыта.

Ведь даже если теперь какая-то одна партия не провозглашается единственной руководящей силой, разве нет в реальности только у нее рычагов в руководстве? Старые рельсы оказываются опасны. Нет оснований петь «Аллилуйю» брежневской конституции. Страна пришла все-таки к осознанию необходимости обратиться к перестроечным процессам. Хотя их мы не сумели поддержать и сохранить.

Брежнев о проекте Конституции – семнадцать моментов советской истории

 

Первоисточник: Правда, 5 июня 1977 г.

Теперь об основных особенностях содержания проекта новой Конституции.

Прежде всего следует отметить, что в нем дается подробная характеристика руководящей и направляющей роли Коммунистической партии и ярко отражается действительное место нашей партии в советском обществе и советском государстве. В отличие от Конституции 1936 года, эта роль трактуется более широко, в специальной статье.

В проекте новой Конституции также указывается, что в СССР создано развитое социалистическое общество и что высшей целью Советского государства является построение коммунизма. Подчеркивается, что наше государство есть общенародное государство и что оно выражает волю и интересы рабочего класса, крестьянства и интеллигенции, всех наций и народностей страны. В связи с этим предлагается называть наши советы Советами народных депутатов.

В проекте сохранено основное положение о том, что социалистическая собственность на средства производства является основой экономической системы СССР. Вместе с тем предлагается внести в новую Конституцию некоторые уточнения, подсказанные самой жизнью. Наряду с совхозными и колхозно-кооперативными формами собственности в настоящее время перечисляются формы собственности профсоюзов и других общественных организаций.

В целом можно сказать, что основным направлением новых элементов, содержащихся в проекте, является расширение и углубление социалистической демократии.

Дальнейшее развитие получили, прежде всего, демократические принципы образования и деятельности советов. Предусмотрено повышение их роли в решении важнейших вопросов жизни общества.

Арт. 106 говорится, что Верховный Совет СССР правомочен решать все вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР. Местные советы не только решают все вопросы местного значения, но и в пределах своих полномочий контролируют и координируют деятельность всех организаций. на их территориях. Особое внимание уделяется систематическому характеру контроля Советов за исполнительными и распорядительными органами, за деятельностью организаций и должностных лиц.

Срок полномочий Верховного Совета увеличен до пяти лет, местных Советов — до двух с половиной лет. Суды будут избираться на те же сроки.

Проект определяет основные пути укрепления отношений между советами и их депутатами и массами. Первые обязаны регулярно информировать население о своей деятельности, отчитываться перед избирателями и внимательно рассматривать каждое предложение трудящихся…

В проекте значительно полнее формулируются политические права и свободы граждан СССР.

Провозглашается право каждого советского гражданина на участие в управлении государственными и общественными делами и указываются конкретные формы такого участия.

Свобода слова, печати, собраний, массовых митингов, уличных шествий и демонстраций, которые включены в действующую Конституцию, полностью переформулированы. Право граждан на внесение предложений в государственные и общественные органы, на критику недостатков в работе и опротестование в суде действий должностных лиц, а также право на правовую защиту от посягательств на жизнь, здоровье, имущество, личную свободу, честь и достоинство, являются существенным дополнением к конституционным гарантиям прав личности.

Разумеется, товарищи, проект Конституции исходит из того, что права и свободы граждан не могут и не должны использоваться против нашего общественного строя, в ущерб интересам советского народа. Поэтому в проекте четко указывается, например, что осуществление гражданами своих прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства или правам других граждан, что политические свободы предоставляются в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя.

Каждый советский человек должен ясно осознавать, что в конечном счете главной гарантией его прав являются могущество и процветание Родины. Для этого каждый гражданин должен иметь чувство ответственности перед обществом и добросовестно выполнять свой долг перед государством и народом.

Источник: Текущий сборник советской печати. XXIX, № 23 (6 июля 1977 г.), стр. 7-8.

Советская Конституция (СССР, ныне Россия)

Союз Советских Социалистических Республик, обычно называемый Советским Союзом, состоящий из 15 Советских Социалистических Республик, простирающихся по всей Евразии и образующих самую большую страну, имел три разные конституции до своего распада в 1991, с мнениями и обсуждениями нескольких вовлеченных социальных мыслителей и политиков. Конституция повлияла на управление страной, на подход, которому они следовали, на их мировоззрение и, самое главное, на положение людей, живущих в стране. Хотя в то время СССР был одной из сильнейших держав на Земле, интересно узнать о конституции, поддерживавшей страну!

Советский Союз

После революции в России в 1917 году был образован СССР, федеративное государство. Состоящая из России вместе с Украиной, современной Грузией, Белоруссией, Азербайджаном и Арменией, она впоследствии включала другие государства, такие как Узбекистан, Казахстан, Молдова, Кыргызстан, Таджикистан, Латвия, Литва и Эстония. После окончания Второй мировой войны Союз доминировал в большей части Восточной и Центральной Европы. Русский марксистский революционер, политик и политический теоретик Владимир Ленин был основателем правительства России с 19 года.17 по 1924 год, включая его пребывание на той же должности в Советском Союзе с 1922 по 1924 год. В результате Советский Союз был однопартийным марксистско-ленинским государством, которое по существу продвигало коммунизм и объявляло себя социалистическим страна, т. е. страна хотела, чтобы рабочий класс был у власти. Под руководством Ленина она предлагала установить диктатуру пролетариата, подчеркивая переход от капитализма к социализму. Политическая и экономическая системы были сильно централизованными и авторитарными, а пятилетние планы были разработаны для контроля над экономической системой страны. После существования в течение 69лет, Советский Союз распался в 1991 году.

Конституция СССР

СССР стал одной из крупнейших держав как в военном, так и в экономическом плане. Страна-производитель оружия в то время была одним из пяти государств, обладающих ядерным оружием. Конституция СССР была разработана после того, как в 1918 г. была принята Конституция России. Конституция государства была средством легализации и обоснования государственного управления, т. е. однопартийного государства и тоталитарного правления КПСС (коммунистов). партии Советского Союза) над государством. Он декларировал права, в том числе свободу слова, свободу вероисповедания, свободу собраний, которые были в тандеме с марксистско-ленинской идеологией. Конституция признавала ряд социальных и экономических прав, а также выделяла обязанности всех граждан. С 19 годаС 22 по 1991 год в Союзе было три разных конституции.

1924 Конституция СССР

Это была первая Конституция СССР, принятая 31 января 1924 года, целью которой было создание первого в истории социалистического союзного многонационального государства, основанного на диктатуре пролетариата. Он также закрепил юридически равноправие всех входящих в состав СССР наций, наряду с их суверенитетом. Она заменила российскую конституцию 1918 года, установив съезд Советов как высший орган Советского государства, узаконив выборы 19 декабря.22 Договор о создании Советского Союза.

Конституция Советского Союза 1936 года

Принятая 5 декабря 1936 года на восьмом Чрезвычайном съезде Советов после шестимесячного обсуждения, эта Конституция называлась также Сталинской Конституцией. Его разработала комиссия из тридцати одного члена, назначенная седьмым Всесоюзным съездом Советов под председательством Иосифа Сталина. Он был направлен на закрепление принципов нового социалистического государства, с равными правами для всех граждан, которые теперь были защищены законом, демократизация государственного строя путем введения тайного голосования. Это была одна из самых демократичных конституций своего времени. Он предоставил свободу совести, включая свободу слова, печати и собраний. Однако реальность отличалась от того, что было упомянуто на бумаге. Политические репрессии против масс противоречили духу конституции.

Конституция 1977 г., Брежневская Конституция

Также известная как конституция развитого социализма, она была принята 7 октября 1977 г. и представляла собой детальную конституцию, определяющую руководящую роль КПСС, а также разделяющую обязанности между центральным правительством. в Москве и правительствах других штатов республики. Хотя он не привел к немедленным изменениям в политической системе, он все же говорил об экономических правах своих граждан, включая право на полную занятость, медицинское обслуживание, жилье, образование и т. д. Он также заявил, что теперь государство стало государством народ, и цели диктатуры пролетариата были достигнуты, расширив сферу регулирования конституции. Практическое значение конституции закончилось с распадом СССР в 19 г.91.

Заключение

После распада Советского Союза в 1993 г. появилась Конституция России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *