1905 1907 гг причины революции: Назовите причины первой российской революции

23.Революция 1905 – 1907 гг. В России: причины, основные события, итоги.

В начале ХХ в. резко обострились социальные и политические противоречия в России, что привело к первой в ее истории революции 1905 – 1907 гг.

Причины революции: нерешительность аграрно-крестьянского, рабочего и национального вопросов, самодержавный строй, полное политическое бесправие и отсутствие демократических свобод, ухудшение материального положения трудящихся из-за экономического кризиса 1900 – 1903 гг. и позорное для царизма поражение в русско-японской войне 1904 – 1905 гг.

Задачи революции– свержение самодержавия и установление демократического строя, ликвидация сословного неравноправия, уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей, введение 8-часового рабочего дня, достижение равноправия народов России.

В революции участвовали рабочие и крестьяне, солдаты и матросы, интеллигенция. Поэтому по целям и составу участников она была общенародной и имела буржуазно-демократический характер.

Поводом к революции послужило Кровавое воскресенье. 9 января 1905 г. в Петербургебыли расстреляны рабочие, шедшие к царю с петицией, содержащей просьбу об улучшении их материального положения и политические требования. Было убито 1200 человек и около 5 тыс. ранено. В ответ рабочие взялись за оружие.

В истории революции выделяют несколько этапов. Первый этап (9 января – конец сентября 1905 г.)– начало и развитие революции по восходящей линии.Второй этап (октябрь – декабрь 1905 г.) – высший подъем революции.

Третий этап (январь 1906 г. – 3 июня 1907 г) – спад и отступление революции. Основные события: политические стачки рабочих; новый размах крестьянского движения.

Революция 1905 – 1907 гг. потерпела поражение по ряду причин – армия полностью не перешла на сторону революции; в партии рабочего класса не было единства; отсутствовал союз рабочего класса и крестьянства; революционные силы были недостаточно опытны, организованны и сознательны.

Несмотря на поражение, революция 1905 – 1907 гг. имела большое значение:

— были введены демократические свободы, разрешены профсоюзы и легальные политические партии;

— улучшилось материальное положение рабочих: увеличилась заработная плата и введен 10-часовой рабочий день;

— крестьяне добились отмены выкупных платежей.

Первая российская революция 1905 — 1907 гг. определяется как буржуазно-демократическая, так как задачи революции — свержение самодержавия, ликвидация помещичьего землевладения, уничтожение сословного строя, установление демократической республики.

После завершения революционных событий в России наступил период реформирования, в котором активное участие принял министр внутренних дел П.А. Столыпин. Считая основной причиной застоя сохранение крестьянской общины, он направил все усилия на ее разрушение. Одновременно началось укрепление крестьянской частной собственности на землю.

Все реформы должны были проходить при согласии самодержавия, дворянства и буржуазии. Их конечной целью было изменение соотношения классовых сил в пользу буржуазии, присоединение к ней крестьян, которые, становясь мелкими земельными собственниками, должны были служить опорой самодержавной власти на селе. Важнейшая цель реформы — потребность интеграции России в мировую экономическую систему.

Основной проблемой, стоящей перед сельским производителем, был земельный голод в Европейской части России. Малоземелье крестьянства объяснялось сосредоточением огромных наделов в руках помещиков и очень высокой плотностью населения в центре страны.

В июне 1906 г. Столыпин начал проводить умеренные реформы. Указ от 9 ноября 1906 г. разрешил крестьянину выход из общины. Он имел право потребовать объединения надельных участков в единый отруб или выселиться на хутор. Был создан фонд из части казенных, императорских и помещичьих земель для продажи крестьянам. Специально открытый крестьянский банк, выдавал для покупок денежные ссуды.

Столыпинская реформа в целом носила прогрессивный характер. Окончательно похоронив пережитки феодализма, она возродила буржуазные взаимоотношения и дала толчок производительным силам в деревне.К 1926 г. из общины выделилось 20-35 % крестьян, хуторские хозяйства завели 10%, выросла специализация земледелия, увеличилась площадь посевных земель, валовой сбор зерна и его экспорт.

Значительная часть крестьянства, которую составляли середняки, не спешила покидать общину. Беднота выходила из общины, продавала свои наделы и уходила в город. 20 % крестьян, взявших ссуды в банках, разорились.

В стремлении превратить Россию в процветающее буржуазное государство, Столыпин пытался провести реформы в различных областях (закон о гражданском равноправии, неприкосновенности личности, свободе вероисповедания, о развитии местного самоуправления, о преобразовании судебной и полицейской системы, национальный и рабочий вопрос).

Почти все законопроекты Столыпина не были приняты Государственным Советом. Его инициативы не были поддержаны как царизмом, так и демократическими силами. Неудача с реформированием страны предопределила революционные события 1917 г.

Сведения об образовательной организации

Размер:

A

A

A

Цвет: CCC

Изображения Вкл.Выкл.

Обычная версия сайта

Горно-Алтайский государственный университет

  • Университет
    • Обращение ректора
    • История
    • Ученый совет
    • Администрация
    • Интеллект-центр
    • Медиацентр
    • Отдел делопроизводства
    • ОПОД и УИК
    • Управление бухгалтерского учета и финансового контроля
    • Планово-финансовое управление
    • Управление кадров
    • Центр цифрового развития
    • Административно-хозяйственное и материально-техническое подразделение
    • Контрактный управляющий
    • Противодействие коррупции
    • Сведения о доходах
    • Антитеррористическая безопасность
    • Международная деятельность
    • Безопасность и охрана труда
    • Лучшие студенты
    • Структура
    • Календарь мероприятий
    • Профком студентов и аспирантов
    • Республиканская профсоюзная организация высшей школы
    • Вопросы ректору
  • Образование
    • Факультеты и институт
    • Учебно-методическое управление
    • Методический совет ГАГУ
    • Образовательная деятельность
    • Отдел практической подготовки студентов
    • Заочное обучение
    • Центр дополнительного образования
    • Центр карьеры
    • Методические и иные документы
    • Консультационный центр поддержки студентов
    • Региональный центр финансовой грамотности
    • Учебно-тренинговый центр
    • Центр развития педагогического образования
    • Локальный центр тестирования иностранных граждан
  • Воспитание
    • Центр воспитательной и внеучебной работы
    • Центр социально-психологической помощи
    • Совет по воспитательной работе
    • Волонтёрский центр
    • Cовет обучающихся
    • Информационные материалы
    • Совет кураторов
    • Клуб выпускников
  • Наука
    • Новости науки
    • Центр развития науки и инноваций
    • Отдел научно-технической информации
    • Отдел подготовки научно-педагогических кадров
    • Библиотечно-издательский центр
    • Лаборатории, НШ, НИЦ, вузовско-академическая кафедра
    • Музейный комплекс ГАГУ
    • Научные мероприятия в ГАГУ
    • Центр развития туризма и гостеприимства
    • Национальный проект «Наука и университеты»
  • Культура и спорт
    • Немецкий культурный центр
    • Центр языка и культуры Китая
    • Туристский клуб «Горизонт»
    • Спортивный клуб «Буревестник»
    • Киберспорт
    • Военно-патриотический клуб «БАРС»
    • Спортивно-оздоровительная база на Телецком озере
  • Контакты и адреса
    • Телефонный справочник
    • Платежные реквизиты
    • Символика ГАГУ
    • Карта корпусов
    • Карта сайта
  • Сведения об образовательной организации
  • Файлы

Как революция 1905 года вдохновила Розу Люксембург на видение эмансипации , 2022)

Размышляя в своих мемуарах о смерти Розы Люксембург, Виктор Серж писал, что она была «единственной фигурой в западном социализме, способной сравняться [с русскими революционерами] или даже, может быть, превзойти их по уму и духу свободы». были обеспокоены». Позднее это мнение поддержал Исаак Дойчер в своей биографии Льва Троцкого: «Из всех личностей европейского социализма никто не был более похож на Троцкого по происхождению, темпераменту, политическим и литературным способностям, чем Роза Люксембург». Такая похвала, однако, чревата риском сделать Люксембург двусмысленным комплиментом, как будто ее великолепие лучше всего измерять в свете ее современников-мужчин. Наоборот, «Красная Роза» (для ее поклонников) или «Кровавая Роза» (для ее врагов), возможно, была самой одаренной и оригинальной революционеркой своей эпохи.

Люксембург обладала редкими качествами, избегая многих ограничений своих товарищей; в частности, у нее было острое чувство иронии и способность распознавать противоречия внутри собственной позиции. И ее приверженность революционному социализму не ограничивала ее интеллект и не ограничивала ее понимание искусства. Хотя Троцкий обладал умом эпохи Возрождения и мог проницательно писать о поэзии и живописи, его работы, такие как « Литература» и «Революция », демонстрируют подвижность скованного ума, великий талант сковывающей себя жесткости. Люксембург еще более резко контрастирует с Владимиром Лениным, который, как известно, не доверял гуманизирующему влиянию искусства (чтобы оно не угрожало революционной направленности) и имел священническую приверженность марксизму. (Бертран Рассел заметил при встрече с ним, что он, похоже, «совершенно не способен предположить, что в Марксе может быть что-то неправильное».) Этого нельзя сказать о Люксембург, чьи работы обнаруживают глубокую обеспокоенность систематическими убеждениями и отказ искать утешения в клише. Она была, в самом лучшем смысле, неортодоксальной.

Осознавая иронию истории, Люксембург понимала, что эти противоречия характеризуют не только напряженность между конкурирующими социальными силами при капитализме между левыми и правыми, но и диалектику самих левых. Возможно, именно из-за этого работа Люксембург явно лишена предписывающего качества, и вместо этого кажется, что в ней преобладает то, что Г. В. Ф. Гегель назвал «работой негатива». Отсутствие предписывающего элемента также рассматривается как одна из причин, по которой идеи Люксембург считаются менее влиятельными, поскольку они не были восприняты с таким же рвением и интенсивностью, как идеи ее современников. Это привело к тому, что Дж. П. Неттл в своей превосходной биографии признал, что «в отличие от Ленина она не внесла оригинального вклада в тактику или методы революции» и «не произвела ничего, что можно было бы использовать». Однако глубина и широта мышления, демонстрируемые в последней инсталляции Verso’s Полное собрание сочинений Розы Люксембург , озаглавленное «О революции», показывает, что эта оценка не соответствует действительности.

Многие сочинения, собранные в этом сборнике, по большей части неизвестны и не прочитаны, поскольку до сих пор не были доступны на английском языке. Таким образом, в этом томе философия Люксембург представлена ​​в более четком разрешении и заполнен значительный пробел в ее трудах, большая часть которых все еще находится в стадии перевода (в целом Ожидается, что Полное собрание сочинений достигнет четырнадцати томов). В этом выпуске основное внимание уделяется политическим статьям, которые были разосланы в годы, последовавшие за русской революцией 1905 года. Российская империя недавно потерпела унизительное поражение в войне с японцами, в то время как дома царь запретил забастовки и не позволил рабочим объединяться в профсоюзы. Ответом стала волна массовых забастовок и демонстраций, кульминацией которых стала резня в Кровавое воскресенье, когда перед Зимним дворцом были расстреляны сотни протестующих. Последовавший период, по словам Люксембург, был периодом как крайней радости, так и крайней агонии, периодом утопического мышления, истощенного реакцией и бездействием, который Неттл назвал «потерянными годами», а сама Люксембург описала как «похмелье».

Люксембург справедливо опасалась убеждения, что обязанностью образованного меньшинства является распространение классового сознания среди пролетариата и организация борьбы от его имени.

Изучение истории естественным образом порождает игру контрфактуалов — «а что, если», которые следуют из множества упущенных великих возможностей. В двадцатом веке одним из самых центральных и наименее рассматриваемых событий является революция 1905 года, событие, которое Ленин называл «великой генеральной репетицией». С осторожностью мы можем сказать, что в случае успеха его каскадные эффекты вполне могли бы изменить ход всего века, поскольку он почти наверняка изменил бы отношения между имперскими державами в Европе и, таким образом, упредил бы или рассеял цепь. событий, приведших к Первой мировой войне и, соответственно, подъему гитлеризма и сталинизма.

Восстание 1905 года застало всех врасплох. Со времен Маркса среди либералов и социалистов давно существовало предубеждение об отсталости и «восточной деспотии» евразийской степи, и никто не ожидал, что отсталая нация без сильной социал-демократии вдруг вспыхнет революционной активностью. В лучшем случае ожидалось, что русская революция сыграет повивальную бабку гораздо более решающему движению в Германии. Таким образом, это было время необходимой перекалибровки, поскольку восстание прояснило некоторые вещи. Во-первых, рабочим не нужно было ждать диалектического развития исторических условий, а во-вторых, им не нужно было разрешения. Они не требовали организации партий, социал-демократии или образования для воспитания «классового сознания» в качестве предварительного условия для действий. Это было очевидно Троцкому, который в это время разработал свое понятие «перманентной революции». Ленину стало ясно, что власть может быть захвачена небольшой группой в любое время, если представится подходящий момент. А для Люксембург она выявила жесткий парадокс в отношениях между организацией и действием, который должен был предшествовать другому.

Многие из этих идей подробно обсуждаются в Массовая забастовка, политическая партия и профсоюзы , написанном летом 1906 года, когда Люксембург находилась в Финляндии на встрече со своими большевистскими и меньшевистскими коллегами. В то время доиндустриальная экономика России была ближе к Средневековью, чем к современности, и не имела существующей основы для организации, но ее рабочие подняли восстание, которое Люксембург и ее товарищи по социал-демократической партии пытались годами предпринимать. воспитывать в Германии. Люксембург утверждала против своих современников по партии, что организация и общественное просвещение не были предпосылками революции, а были вызваны самой революцией. Другими словами, это акт спонтанного зарождения, который является самоосвобождающим и самопросветляющим, и именно с этого момента начинается организация и образование. Рассчитать этот момент заранее, писала она, «все равно что научить кого-то плавать, посадив его перед доской и объяснив принципы плавания с помощью диаграмм».

Между прочим, это в корне подорвало роль революционного авангарда. Люксембург по праву опасалась убеждения, что ответственностью образованного меньшинства является распространение классового сознания среди пролетариата и организация борьбы от его имени. Критикуя Польскую социалистическую партию (ППС) за тот же подход, она утверждала, что укрепление образованной бюрократии обяжет людей, уже подверженных авторитету священнослужителей, не думать самостоятельно, а верить всему, чему учит партия:

Подобно тому, как церкви ожидают, что их «овечки» поверят словам пастыря и не возразят, так и ППС внушает массам определенные идеи, как догматы веры, используя все средства, которые в ее силах, чтобы помешать членам партии сталкиваясь с доводами противников, разоблачая всякое разногласие в рядах своей партии как неорганизованность и фальшивость, пытаясь сформировать не кадры сознательных, критически мыслящих рабочих, а церковь верующих.

Социал-демократия должна существовать, утверждала она, для обеспечения свободных и открытых условий организации и для защиты интересов рабочих, чтобы это могло происходить беспрепятственно. Партия есть только «страж» революционной деятельности, которая обязательно должна идти снизу.

Тем не менее просвещение рабочего класса оставалось ключевым вопросом. Люксембург столкнулась с этим не понаслышке, когда ей предложили должность преподавателя в Arbeiterbildungsschule, школе социал-демократической партии, основанной в Берлине в 1919 году.07. Программа была разработана, чтобы быть более элитной, обучая рабочих, которые однажды должны были стать лидерами или организаторами того или иного рода. Во время учебы в школе Люксембург вела курсы политической экономии и экономической истории. Клише о том, что учитель больше учится у учеников, возможно, в этом случае было правдой: «Только оттачивая предмет посредством преподавания, я смогла развить свои идеи», — писала Люксембург другу. И из этого вышли две важные работы: «Введение в политическую экономию» и работа, благодаря которой она наиболее известна, Накопление капитала (1913 г.), исследование имперской механики капитализма.

Однако к 1907 году импульс и утопический оптимизм, характеризовавшие годы после восстания в России, были полностью исчерпаны. В это время Люксембург даже подумывала о перерыве в революционных действиях, написав тем летом другу: «Я немедленно переехала бы на юг и подальше от Германии, если бы у меня было хоть малейшее представление о том, как зарабатывать на жизнь». Реакция в России была жестокой: «Общество репрессировано и находится в осадном положении бандой воров в правительстве», — писала она в «Уроках трех дум» (19).08). «Военные трибуналы, виселицы и расстрельные команды множатся; тюрьмы переполнены». Царь учредил парламент-фиговый листок (Думу), и его места были заполнены реакционными и правыми партиями (например, протофашистскими черносотенцами), а социалистические и демократические партии были изгнаны после роспуска собрания в Июнь 1907 г.

г. Создание Думы привело не к легитимации социалистических партий, а к подъему промонархических сил, использовавших парламент для укрепления абсолютизма.

Создание Думы привело не к легитимации социалистических партий, а к подъему промонархических сил, которые использовали парламент для укрепления абсолютизма. Таким образом, историческая прогрессия была подорвана: ожидалось, что массовое восстание рабочих вытолкнет общество из средневекового деспотизма в буржуазный парламентаризм. Но в России массовое выступление привело лишь к липовому собранию, а материальные условия еще не были благоприятны для социализма, так как (по Марксу) социализм мог развиться только из развитой стадии капитализма, которая уже не могла выстоять. со своими внутренними противоречиями.

На протяжении всей своей жизни Люксембург придерживалась республиканской программы. Причины этого были двоякими. Во-первых, социализм должен быть мажоритарным. Для сравнения, диктаторское правление революционного меньшинства было бы просто другой формой тирании. «Каждая революция, — писала она, — является социальной революцией, то есть общество проходит период необычайно целенаправленного внутреннего созревания: период быстрого формирования классов, дифференциации и самосознания». Условия для мажоритарного социализма могли зародиться только в системе без принуждения, независимо от правящей партии. Иными словами, корни социализма в своей основе демократичны, и приход социалистических партий к власти должен быть результатом народной воли. В «Бланкизме и социал-демократии» (1906) она напоминает товарищам, что «диктатура пролетариата» в ее первоначальном смысле есть не действительная диктатура, а демократический процесс институционализации интересов рабочих, но что эти условия еще не соблюдены:

Сегодня не хватает сил, так как пролетариат составляет меньшинство. . . . Действительно, о том, что меньшинство должно реализовать социализм, не может быть и речи, так как сама идея социализма не допускает правления меньшинства. . . . А так как факт остается фактом, то в нашем обществе рабочий класс не составляет большинства. . . Социал-демократы не составят большинства в Учредительном собрании; . . . Мы можем сожалеть об этом, но мы не можем изменить это.

Люксембург позже настаивала на этом в Juniusbroschüre (написанной в тюрьме в 1915 году), которую Ленин отверг как «неправильную революционную программу». С 1905 года Люксембург с подозрением относилась к ленинскому элитаризму и авторитарным тенденциям, которые таились в большевизме, и, в отличие от него, она не желала пропустить республиканскую фазу правления и принять социалистическое правление, которое не было действительно мажоритарным. «Без всеобщих выборов, — писала она позже, — без неограниченной свободы печати и собраний, без свободной борьбы мнений жизнь замирает в каждом общественном учреждении. . . бюрократия остается активным элементом». В конце концов, по словам Неттла, она «гораздо больше боялась уродливой революции, чем неудачной». Другими словами, она знала, — цитируя Франца Кафку, — что «каждая революция испаряется и оставляет после себя только слизь новой бюрократии».

К 1932 году Сталин объявит Люксембург троцкисткой, тем самым отлучив мертвых от церкви.

Хотя в основном это были вопросы подхода, они указывали на принципиальные различия, которые со временем стали более укоренившимися и станут предметом многих ожесточенных споров. После 1917 года большевики упразднили Учредительное собрание и провозгласили однопартийное государство, а бывший товарищ Люксембург Феликс Дзержинский основал ЧК, тайную полицию, которая впоследствии превратилась в КГБ. К 1918 октября, находясь в тюрьме в Бреслау, Люксембург призналась другу, что «хотелось бы дать большевикам страшную брань» за их «ужасное» обращение с ситуацией в России. Возможно, самым большим из всех разногласий и тем, на котором стоит особо остановиться и на котором нужно настаивать, была защита Люксембург свободы слова. Именно в этот же период заключения она напишет, после того как большевики задавили всякую оппозицию в печати, что право на свободу слова ничего не значит, если оно не означает свободы для «того, кто думает иначе».

Защита свободы слова всегда была сердцевиной революционной философии Люксембург, как мы видим из работ периода 1906–1909 годов, включенных в этот том. В «Критике рабочего движения» (1906 г.) она декларативно пишет: «Важнейшей предпосылкой повышения пролетарского самосознания в самой борьбе является осуществление свободы собраний и печати» и что « Абсолютная свобода критики и дискуссии лежит в основе интересов рабочего движения » [курсив в оригинале]. Следствие, как она поняла, означало также не налагать никаких ограничений на собственную речь, признавая, что, ограждая людей от разногласий, вы оказываете медвежью услугу в первую очередь своему собственному делу. В самом деле, есть миллианская настойчивость в необходимости столкновения с ошибкой и уверенность в саморазрушении лжи, которая временами почти вигговская.

Трудно не вздрогнуть при этом, зная о столкновении, которое вскоре произойдет, и о глубинах бойни, в которые погрузится Европа в последующие десятилетия. Сама Люксембург станет одной из первых жертв варварства, которое, как она давно чувствовала, гноится на континенте, когда она была убита в 1919 Freikorps, военизированной группировке, которая позже будет использоваться в качестве вербовочного пула для коричневорубашечников. После ее смерти Ленин приказал полностью переиздать ее работу, «несмотря на [ее] ошибки». Его преемники, однако, ниспровергли ее наследие после 1925 года, когда Коммунистическая партия Германии была «большевизирована», и к 1932 году Сталин объявил ее троцкисткой, тем самым отлучив мертвых от церкви. Возможно, это и неудивительно, поскольку в основе работы Люксембург лежит идея о том, что эмансипация неизбежна, что люди освободятся сами и что никакая система не может надеяться сокрушить это. Итак, она оставила много того, что можно было использовать.

Важные долговременные причины русской революции 1905 года

Введение

Самодержавный строй в России, существовавший 300 лет, был одной из значительных долгосрочных причин русской революции 1905 года. Идеи, окружавшие самодержавную систему, означали, что не было никакого парламента, кроме одного правителя, которым был царь Николай II, который имел абсолютную власть и считал, что эта власть дана ему по божественному праву. Самодержавный контроль над Россией включал русификацию, что означало, что другие культуры и языки должны были быть запрещены, чтобы попытаться объединить Россию, поскольку она была такой огромной. Чтобы помочь контролировать людей от этого, по всей России были созданы охранки, чтобы не допустить, чтобы люди исповедовали какую-либо другую Культуру, кроме русской, и контролировать банды контрреволюционеров 9.0073 …показать больше содержания…
Жесткая классовая иерархия разделяла огромное количество крестьян и немногочисленных богатых дворян в России, в руках которых была сосредоточена вся власть. Самым низшим классом общества были крестьяне, составлявшие 80% населения России. В 1861 году крестьяне были освобождены и получили права, но не получили земли, на которой работали. Это означало, что они должны были купить его, что было почти невозможно из-за минимальной заработной платы, которую они получали, поэтому они обратились за выкупными выплатами, предоставленными правительством. Налоги, которые сопровождались выкупными платежами, были чрезвычайно высоки, и, несмотря на их протесты, крестьяне в конечном итоге не могли содержать себя, поэтому переезжали в города, чтобы найти работу на фабриках. Из-за того, что Россия пыталась догнать промышленное движение в других странах, массовое количество рабочих-пролетариев было нанято и отправлено на заводы с плохими условиями и с минимальной заработной платой. Рабочие не могли договориться со своими работодателями об опасном рабочем времени и плохих планах медицинского обслуживания, что привело к растущему недовольству царем. Жесткая классовая структура и несправедливые условия труда крестьян и рабочих-пролетариев вызвали недовольство царем Николаем II и его …показать больше содержания…
В 1905 году условия труда крестьян и рабочих-пролетариев были плохими, а их права перед работодателями отсутствовали, но они по-прежнему сохраняли лояльность к царю и верили в его лидерство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *