Двенадцать статей царевны Софьи и их последствия . Повседневная жизнь старообрядцев
Спустя некоторое время раскол был закреплён ещё больше. 7 апреля 1685 года правительница России царевна Софья Алексеевна и новообрядческий патриарх Иоаким утвердили «Двенадцать статей о борьбе с расколом» (то есть со старообрядцами). В истории эти статьи за свою особую жестокость получили название «драконовских». Когда их читаешь, действительно становится жутко. В частности, согласно новому указу «упорных раскольников» следовало казнить, сжигая в срубах. Если же они принесут покаяние, то отсылать под строгий надзор в монастыри, откуда не выпускать до самой смерти. Оговоренных в «расколе» предписывалось пытать на дыбе, а тех, чья вина будет доказана, наказывать кнутом и ссылать. Наказанию подвергались и те, кто только укрывал «еретиков» или знал о их местонахождении, но не донёс властям. Их следовало без жалости бить батогами и ссылать. Закон предусматривал передачу имущества казнённых и сосланных староверов в царскую казну.
«Двенадцать статей» были составлены при непосредственном участии московского патриарха Иоакима. Историк В.О. Ключевский в связи с этим писал: «Усиление карательных мер против старообрядцев нельзя ставить целиком на счёт правительства царевны Софьи; то было профессиональное занятие церковных властей, в котором государственному управлению приходилось обыкновенно служить лишь карательным орудием». Так называемые «Двенадцать статей» царевны Софьи представляли собой адаптированную к русской действительности копию католических инквизиционных актов, что лишний раз подтверждает пролатинскую сущность церковных реформ, проводившихся Никоном и его духовными наследниками.
В частности, статьями предписывалось следующее: «Которые расколщики святой церкви противятся, и хулу возлагают, и в церковь и к церковному пению и к отцем духовным на исповедь не ходят, и святых тайн не причащаются, и в домы свои священников со святынею и с церковною потребою не пускают, и меж Христианы непристойными своими словами чинят соблазн и мятеж, и стоят в том воровстве упорно: и тех воров пытать, от кого они там научены, и сколь давно, и на кого станут говорить, и тех оговорных людей имать и роспрашивать и давать им меж себя очные ставки, а с очных ставок пытать; и которые с пыток учнут в том стоять упорно ж, а покорения святей церкви не принесут, и таких, за такую ересь, по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе и пепел развеять»[31].
Тех, кто открыто критиковал церковные реформы, «производил в народе соблазн», если не покорятся, предписывалось «жечь в срубе». Раскаявшихся под пытками, но затем вновь вернувшихся к старой вере «казнить той же смертию». Если кто из христиан перекрещивал крещёных в новообрядческой церкви, то их следовало «казнить смертию». Если кто-то из перекрещивающих раскается, то разрешается исповедать его, причастить, а затем всё-таки «казнить тою же смертию без всякого милосердия». Крещёных в древней православной вере, «если останутся упорными, казнить смертию». Если кто тайно будет содержать старую веру, того бить кнутом и ссылать в отдалённые места. Бить кнутом и батогами предписывалось даже тех, кто окажет хотя какую-нибудь милость древлеправославным христианам: дадут они им или поесть, или только испить воды. Согласно новому закону ссылать и бить кнутом следовало и таких людей, у которых староверы только приютились на ночлег. Патриарх Иоаким настоятельно рекомендовал архиереям пользоваться указными статьями правительства «яко веслами, ими же удобно есть прогнать беззаконное волнение».Однако и этого показалось мало гонителям старой веры. В слепом озлоблении и затмении ума реформаторы стали, подобно древним еретикам, насильственно причащать старообрядцев. Величайшее из христианских таинств превратилось в средство для опозорения инакомыслящих! Иван Филиппов пишет в «Истории Выговской пустыни» (и профессор П.С. Смирнов в своей «Истории раскола старообрядчества» подтверждает этот факт), что старообрядцам вставляли в рот особый инструмент, называемый «кляпом», и с помощью этого инструмента вливали в горло причастие, заставляя обязательно его проглотить. «Посланные от Никона новолюбители, — повествуется в «Истории Выговской пустыни», — с указами и с новыми книгами и служебниками во вси епархии и грады и веси и села и монастыри, всея российския земли… с великим поспешением и с яростию и з грозою мучительства, аки гром возгремеша, везде по всем церквам презвитером, а по монастырем игуменом раздаваху и принуждаху по оным новым служебником службы служити на новых просфирах и от тех служб тем новым причастием повелеша всем людем причащатися, с великим принуждением и гонением, силою привлачати, а не причащающихся, аще обретаху, мучаху вельми различными муками.
Святой Феодор Студит, живший в IX веке, свидетельствует о том, что в его время насильственное причащение практиковали еретики-иконоборцы. Он предупреждал православных христиан избегать еретического причастия, говоря: «Хотя бы кто предлагал даже все богатства мира, и между тем имел общение с ересью, он не друг Божий, а враг. И что я говорю о приобщении? Кто имеет общение с еретиками и в пище, и в питии, и в дружбе, тот виновен.
Это слова Златоуста и всех святых. Как же невольное, а не добровольное дело того, кто кажется православным и, между тем, имеет общение с ересью. Невольное дело бывает тогда, когда кто-нибудь, насильно раскрыв рот православному, вольёт еретическое причастие, что делали древние еретики и делают, как я узнал, нынешние христоборцы»[33]. Таким же точно способом причащали православных и еретаки-ариане, вставляя в рот клинья. Здесь можно вспомнить ещё и язычников, которые насильно вливали христианским мученикам в уста идоложертвенное.В прямой связи с резким обострением гонений в 80-е годы XVII века стоит и такая важная проблема в истории русского старообрядчества, как «гари», или самосожжения. Церковные историки XIX века видели в массовых самосожжениях лишь патологическую склонность старообрядцев к самоистреблению и даже преступление против христианских заповедей, светские же историки всё пытались свести к слепому фанатизму. Однако в свете выявленных в недавнее время архивных документов ситуация представляется совершенно иной.
В атмосфере жестоких гонений неизбежно возникал вопрос: как жить дальше? Многие староверы ожидали конца света, полагая, что уже наступили последние времена, видели в патриархе Никоне предсказанного в Библии антихриста. Необходимо было осознать происходящее и вынести оценку реформам с точки зрения православной традиции.
Теперь снова вернулись те страшные времена, о которых благочестивые русские люди знали лишь из Житий святых и Прологов. Теперь от всех православных требовалось под угрозой сожжения в срубе веровать не так, как установила древняя Церковь, а как приказывает новое начальство. При этом не просто поощрялось, но и вменялось в обязанность доносительство. Непосредственным следствием «Двенадцати статей» царевны Софьи явился широкий отток населения в глухие места Русского государства и за его пределы. Начался великий исход Святой Руси из стремительно входившей в «европейское сообщество» новой России.
28. Правление Софьи Романовой и его итоги
Софья Алексеевна Романова (сентябрь 1657 — июль 1704 гг.) — властная правительница, дочь царя Алексея Михайловича и Марии Милославской. Старшим братом царицы Софьи Алексеевны был Федор 3 Алексеевич.
После его смерти в 1682 г. на престол хотели посадить Петра 1, однако недовольные сторонники Милославских (стрельцы) устроили восстание в Москве и настояли на том, чтобы трон занял законный наследник — Иван 5. Было решено посадить на царствование 2 царей — Ивана и Петра.
Из-за малолетства обоих царей, регенство было передано царевне Софье Алексеевне. Так начался период ее правления. Историки описывают Софью как умную, поэтичную и в то же время властную. В первые годы своего царствования Софья Алексеевна успела обзавестись фаворитом при дворе, им стал Василий Голицин.
Рассмотрим внешнюю и внутреннюю политику Софьи Алексеевны:
В 1682 г. было жестоко подавлено восстание стрельцов («ховарщина»), руководителем которого был воевода И.А. Хованский;
Все «старолюбцы» подверглись аресту и были казнены;
В 1685 г. Софьей был принят закон «12 статей», на основании которого она вела активную борьбу с «раскольниками»;
В 1686 г. при помощи В.В. Голицына Россия заключает договор с Польшей о «вечном мире» — вхождение России в созданный в 1684 г. европейский военный союз («Священную лигу») способствовало ускорению подписания договора;
В 1687 и 1689 гг. во главе с В. Голицыным были совершены походы на Крым, однако оба оказались неудавшимися;
В 1689 г. был подписан первый русско-китайский Нерчинский договор. Это событие стало важным итогом внешней политики и способствовало расширению территорий России на берегах Амура.
В 1689 г. Петр 1 женился, теперь он сам мог править и не нуждался в регинте. Иван тоже был к тому времени уже женат, однако править он не мог (по состоянию здоровья). Несмотря на сложившуюся ситуацию, Софья продолжала бороться за власть.
Между царем и Софьей Алексеевной назревала междоусобица. Отказ в проведении реформ в пользу помещиков, существенно ослабил положении Софьи Алексеевны. Со временем все сторонники ее правления перешли на сторону царя и Софья была сослана в монастырь.
В 1698 г. состоялось очередное стрелецкое восстание, во время которого стрельцы планировали позвать ее на царство. Бунт был подавлен, а Софья пострижена в монахини с новым именем Сусанна. В июле 1704 г. Софья Алексеевна скончалась. Ее захоронили в Смольном соборе.
Стрелецкий бунт 1682 года и приход к власти
27 апреля (7 мая) 1682 года после 6 лет правления скончался болезненный царь Фёдор Алексеевич. Встал вопрос, кому наследовать престол: старшему болезненному Ивану согласно обычаю или малолетнему Петру. Заручившись поддержкой патриарха Иоакима, Нарышкины и их сторонники 27 апреля (7 мая) 1682 года возвели на престол Петра. Фактически к власти пришёл клан Нарышкиных и вызванный из ссылки Артамон Матвеев, объявленный «великим опекуном». Сторонникам Ивана Алексеевича было затруднительно поддерживать их претендента, который не мог царствовать из-за крайне слабого здоровья. Организаторы фактически дворцового переворота объявили версию о собственноручной передаче «скипетра» умирающим Фёдором Алексеевичем своему младшему брату Петру, но достоверных свидетельств тому предъявлено не было.
Мятеж стрельцов в 1682. Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина. Пока Пётр I утешает мать, царевна Софья наблюдает с удовлетворением. Картина А. И. Корзухина, 1882
Милославские, родственники царевича Ивана и царевны Софьи по их матери, усмотрели в провозглашении Петра царём ущемление своих интересов. Стрельцы, которых в Москве было более 20 тысяч, уже давно проявляли недовольство и своенравие; и, видимо, подстрекаемые Милославскими, 15 (25 мая) 1682 года выступили открыто: с криками, что Нарышкины задушили царевича Ивана, двинулись к Кремлю. Наталья Кирилловна, надеясь успокоить бунтовщиков, вместе с патриархом и боярами вывела Петра с братом на Красное крыльцо. Однако восстание не закончилось. В первые часы были убиты бояре Артамон Матвеев и Михаил Долгоруков, потом и другие сторонники царицы Натальи, в том числе два её брата Нарышкины.
26 мая выборные от стрелецких полков явились во дворец и потребовали, чтобы старший Иван признавался первым царём, а младший Пётр — вторым. Опасаясь повторения погрома, бояре согласились, и патриарх Иоаким тотчас же совершил в Успенском соборе торжественный молебен о здравии двух наречённых царей; а 25 июня венчал их на царство.
Копия наградного «угорского» золотого за Крымские походы с изображениями Петра I и Ивана V (орёл). Царевна Софья (аверс). 1689 год
29 мая стрельцы настояли, чтобы царевна Софья Алексеевна приняла на себя управление государством по причине малолетства её братьев. Царица Наталья Кирилловна должна была вместе с сыном Петром — вторым царём — удалиться от двора в подмосковный дворец в селе Преображенском.
Регентство
Софья правила, опираясь на своего фаворита Василия Голицына. У де ла Невилля и Куракина приведены позднейшие слухи о том, что между Софьей и Голицыным существовала плотская связь. Однако ни переписка Софьи с фаворитом, ни свидетельства времени её правления не подтверждают этого. «Дипломаты не видели в их отношениях ничего, кроме благоволения Софьи к князю, и не находили в них непременного эротического оттенка».
Царевна продолжила борьбу с «расколом» уже на законодательном уровне, приняв в 1685 году «12 статей», на основании которых были казнены тысячи человек, обвинённых в «расколе».
Вольтер говорил о ней: «Правительница имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с прекрасной наружностью соединяла множество талантов; все они были омрачены громадным её честолюбием».
При Софье был заключен выгодный для России «Вечный мир» с Польшей, невыгодный Нерчинский договор с Китаем (первый русско-китайский договор, действовал до 1858 года). В 1687 и 1689 под руководством Василия Голицына были предприняты походы против крымских татар, но они не принесли большой выгоды, хотя и укрепили авторитет России в глазах союзников по Священной лиге. 21 июля 1687 года в Париж прибыло русское посольство, посланное регентшей к Людовику XIV с предложением присоединиться к Священной лиге против турецкого султана, — на тот момент французского союзника.
Жизнь в монастыре, смерть
Во время стрелецкого восстания 1698 года стрельцы, по данным следствия, намеревались позвать её на царство. После подавления бунта Софья пострижена в монахини под именем Сусанны.
Умерла 3 (14) июля 1704, перед смертью постриглась в великую схиму, взяв себе прежнее имя, София. Похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве. В старообрядческом скиту Шарпан находится захоронение схимницы Прасковьи («царицына могила») в окружении 12-ти безымянных могил. Староверы считают эту Прасковью царевной Софьей, якобы бежавшей из Новодевичьего монастыря с 12-ю стрельцами.
статей Софии Чанг | Gothamist
София Чанг
ТвиттерСофия Чанг — репортер отдела отчетности Нью-Йорка, освещающий политику правительства, социальные структуры и другие вопросы, которые усложняют и усложняют жизнь города.
Незаконные свалки захламляют районы Нью-Йорка с низким доходом
Жители некоторых из беднейших районов города требуют, чтобы власти сделали больше, чтобы помешать преступникам выбрасывать строительный мусор и бытовой мусор на их тротуары и зеленые насаждения.
By
Sophia Chang
Сбор компоста на обочине станет доступным для всего Нью-Йорка
Мэр Эрик Адамс объявит в четверг о значительном расширении популярной программы сбора компоста.
By
Sophia Chang
Рост количества крыс в жилье NYCHA: «Они стали больше» Но жалобы на вредителей на застройках растут.
By
София Чанг
Студенты CUNY, SUNY осуждают предложенное Хохулом повышение платы за обучение
Повышение платы за обучение станет первым для любой университетской системы с начала пандемии.
By
Sophia Chang
Идет набор спасателей после летнего облома в бассейнах Нью-Йорка
Департамент парков надеется избежать нехватки спасателей, которая привела к сокращению вместимости городских бассейнов в прошлом году.
По
Sophia Chang
Программа по компостированию в Квинсе облегчает нагрузку на свалки Нью-Йорка на 12 миллионов фунтов
Департамент санитарии сообщает, что данные показывают, что городская программа чрезвычайно популярна среди жителей Нью-Йорка.
By
Sophia Chang
Снег для электрических мусоровозов Нью-Йорка, которые не выдерживают зимней погоды
По
Sophia Chang
Обвинительный вердикт Trump Org открывает дверь для прекращения контракта на поле для гольфа в Нью-Йорке, говорит член совета .
By
Sophia Chang
Нью-Йорк уделяет особое внимание санитарным работникам в календаре на 2023 год
Вот уже восьмой год календарь чествует сотрудников Департамента санитарии города Нью-Йорка.
By
София Чанг
Строительные работы MTA вынуждают закрыть баскетбольную площадку в Сохо на долгие годы в заявлении он откроется к концу 2024 года.0002 Первоначально предполагалось, что проект биогаза на станции очистки сточных вод в Ньютаун-Крик будет завершен в 2015 году. Йорк использует каменную соль из Южной Америки для очистки улиц зимой. Шахты в северной части штата хотят участвовать в акции.
By
Sophia Chang
Gothamist финансируется за счет спонсоров и пожертвований участников
Gothamist финансируется за счет спонсоров и пожертвований участников.
Никогда не пропускайте новости
Будьте в курсе самых важных заголовков с обзором важных новостей Нью-Йорка, доставляемых на ваш почтовый ящик ежедневно.
Essentials of Belief: Exploring the Creed, Чикаго
23 сентября 2022 г.
8:30–14:30
Чикагская архиепархия (Национальный храм св. Максимилиана) 9 20128 Либертивилль, Иллинойс • Маршруты
Зарегистрируйтесь сейчас
Присоединяйтесь к нашим сотрудникам семинара для БЕСПЛАТНОЙ однодневной программы в Чикагской архиепископии для учителей католических школ, DRE и катехизаторов, посвященных Символу веры. Изучите 12 статей Символа веры и то, как вы можете помочь своим ученикам понять самые фундаментальные убеждения, которые у нас есть о Боге, мире и человечестве. Вы также проведете время, размышляя о ключевых католических доктринах, таких как Троица, Воплощение, Пасхальная тайна, Церковь, четыре последние вещи и многое другое.
Этот семинар сочетает в себе презентации ученых с интерактивными педагогическими занятиями, что дает вам возможность изучить содержание с уважаемым проповедником-католиком, а также изучить и смоделировать практические стратегии обучения с помощью готовых учебных материалов. Делитесь передовым опытом со своими коллегами-учителями, наслаждайтесь приготовленным завтраком и обедом и участвуйте как в формальных, так и в неформальных дискуссиях.
Расписание
8:30-9:00
Регистрация и завтрак
9: 00-9: 15:00
Программа Введение
9: 15-10: 00:00
. Наслаждайтесь первой презентацией доктора Мэтью Рэймиджа, за которой последовали вопросы и ответы.
10:00-10:15
10:15-11:00
Добродетель веры: что значит исповедовать древнее вероучение в современную эпоху
Наслаждайтесь второй и последней презентацией доктора Мэтью Рэймиджа, за которой следуют вопросы и ответы.
11:00-11:30
Троица: понимание центральной тайны христианской веры
Посвятите время размышлениям о священном искусстве и другим практическим занятиям, чтобы помочь своим ученикам глубже понять великую тайну Троицы.
11:30-11:50
Истинный Бог и Истинный Человек Часть 1
Проведите время, размышляя о Воплощении и исполнении любви Отца к нам.
11:50 AM-12:00
Перерыв/Переход к массе
12: 00-12: 45 вечера
Holy Mass 4
Holy Mass 4
28Holy Mass
287 9014
7.0127 12:45-13:30
13:30-13:50
Истинный Бог и Истинный Человек Часть 2
Завершение деятельности и размышлений началось перед мессой.
13:50-14:20
Невеста Христа: понимание тайны Церкви
Проведите время, участвуя в интерактивных мероприятиях, которые помогут вашим студентам поразмышлять о тайне Церкви.
14:20-14:30
Дополнительные ресурсы, оценка
Присоединяйтесь к нам, и вы получите…
Катехизическое образование
Занимательные занятия вовлекать студентов в нашу Веру.
Духовное формирование
Вы исследуете свое призвание учителя, придя, чтобы увидеть свое призвание в качестве свидетеля Христа в классе.
Практическое применение
Преподаватель-ветеран сопровождает каждую научную презентацию стратегиями преподавания, основанными на исследованиях, и дает вам немедленные способы применения этих знаний в классе.
Готовые к использованию материалы
Получите бесплатное, проверенное в классе руководство для учителя, содержащее 10–12 уроков с занятиями в классе и сакральным искусством.
Докладчики
Хосе Гонсалес присоединился к команде Софийского педагогического института в 2014 году, проработав более 10 лет учителем католической средней школы. Помимо преподавательской деятельности, Хосе имеет опыт работы в приходском и епархиальном служении. Хосе уже более 8 лет проводит семинары в более чем 60 епархиях и регулярно вносит свой вклад в наши руководства для учителей и цифровые учебные ресурсы. Он имеет степень бакалавра богословия со специализацией в области религиозного образования Францисканского университета Стьюбенвилля и степень магистра евангелизации и катехизации Института Августина. У Хосе и его жены Мэри Бет четверо детей.
Доктор Мэтью Рэймидж — профессор богословия в Бенедиктинском колледже, где он является содиректором Центра интегральной экологии. Исследования и письма доктора Рэймиджа сосредоточены главным образом на богословии Папы Бенедикта XVI, соединении древних и современных подходов к толкованию Библии, диалоге между верой и наукой и управлении творением. В дополнение к своей другой научной и просветительской деятельности д-р Рэймидж является автором, соавтором или переводчиком более пятнадцати книг, в том числе Церковь Христа и мировые религии из Sophia Institute Press.