12. КРЕСТОВЫЙ ПОХОД КОРОЛЯ ЛЮДОВИКА IX СВЯТОГО (1248–1254 гг.). История военно-монашеских орденов Европы
12.
КРЕСТОВЫЙ ПОХОД КОРОЛЯ ЛЮДОВИКА IX СВЯТОГО
(1248–1254 гг.)
С точки зрения характера, мировоззрения и побудительных мотивов римско-германский император Фридрих П Гогенштауфен и король Людовик IX Французский (1226–1270 гг.) представляли собой полную противоположность. Фридрих II, прирожденный властитель, стремился «во все времена приумножать империю», как часто писали в преамбулах средневековых императорских указов. Считая (совершенно в духе своих восточно-римских соперников — «ромейских» василевсов-автократоров) императорскую власть выше церковной (в том числе папской), он воспринимал себя как прямого наследника кесарей Древнего Рима в традициях даже не Карла Великого, а Константина, Феодосия и Юстиниана, используя в качестве государственной эмблемы не только римского имперского орла, но и древнеримское изображение Юстиции — богини справедливости, воспринимая себя в качестве ее гаранта и хранителя. Не случайно центр его владений находился не в Германии, а в Италии и на Сицилии. До нас дошли его бюсты в древнеримской тоге и монеты, где он изображен в виде Августа.
Необходимо заметить, что, именуя сегодня державу Гогенштауфенов и других средневековых германских императоров Священной Римской империей германской нации, мы делаем это только для того, чтобы не путать ее лишний раз с византийской Восточной Римской (Ромейской) империей и с древней Римской империей. В действительности дополнение «германской нации» в названии этого средневекового квазигосударства появилось лишь в начале XV в. Вообще же годом перехода от восточно-франкской к собственно германской государственности считается 911 г., когда после смерти последнего Каролинга (потомка Карла Великого) восточнофранкским королем был избран франконский герцог Конрад, вошедший в историю как первый германский король под именем Конрада I.
Между тем официальный титул владыки тогдашней Германии, именовавшейся еще долго Восточно-Франкским королевством (в отличие от Западно-Франкского королевства — позднейшей Франции), гласил «франкский король», позже «римский король», «германский король» и одновременно «римский император»; с XI в.
его держава официально именовалась Римской империей, с XIII в. (в том числе в эпоху Фридриха II Гогенштауфена) — «Священной Римской империей». Именно под этим углом зрения следует рассматривать стремление императора Фридриха присоединить Святую землю к своей империи (являвшейся для него в первую очередь Римской и лишь во вторую — христианской!) и получить титул короля Иерусалимского. Он руководствовался при этом сходными мотивами, что и восточно-римские императоры Алексей I и Мануил I Комнины, желавшие прежде всего вернуть в лоно империи ее ближневосточные провинции, а заодно и освободить от «безбожных агарян» Гроб Господень (как это сделал в VII в. «ромейский» император Ираклий, изгнавший из Палестины овладевших ею персов и после этого прошедший по Иерусалиму с Истинным Крестом на плечах).Сходный образ мышления был, кстати, характерен и для многих крестоносцев Латинской империи, упорно именовавших «ромеев»-византийцев греками, отказывая им как грекам в праве именоваться римлянами, и в то же время с не меньшим упорством считавших «истинными римлянами» именно себя. Об этом, несколько парадоксальном с современной точки зрения восприятии западными крестоносцами-«латинянами» себя как римлян свидетельствует следующий характерный эпизод из «Завоевания Константинополя» уже цитировавшегося нами выше Робера де Клари. В нем идет речь о встрече крестоносца мессира Пьера де Брешэля с влашскими и куманскими (половецкими) воинами болгарского царя Калояна (Иоанницы, или Иоанна Влаха), выразившими свое удивление по поводу того, что крестоносцы «явились из столь далекой земли завоевывать новую землю»:
«Разве у вас нет земель в вашей стране, — сказали они, — с которых вы можете прокормиться?» И мессир Пьер ответил им: «Ола-ла! — сказал он, — неужто вы не слышали, как была разрушена великая Троя?..» — «Ну, как же! Конечно, — сказали влахи и куманы, — мы хорошо наслышаны об этом, но это было так давно». — «Разумеется, сказал мессир Пьер, — но Троя принадлежала нашим предкам (древние латиняне, а вслед за латинянами и происшедшие от них римляне считали своим прародителем троянского царевича Энея, сумевшего бежать от греков в Италию. — В.А.), а те из них, кто уцелел… пришли оттуда и поселились в той стране, откуда пришли мы; и, так как Троя принадлежала нашим предкам, то мы и прибыли сюда, чтобы завоевать эту землю…»
Что же касается короля Людовика IX Французского, то его участие в крестовых походах имело совершенно иные, от-шодь не римско-великодержавные, а исключительно религиозные побудительные мотивы. В душе Людовика все еще продолжала жить воодушевлявшая участников первых крестовых походов, в чем-то могущая показаться нашим современникам наивной, но тем не менее искренняя рыцарская вера в необходимость неустанно ратоборствовать во имя Бога. В его намерения входило прежде всего оказание помощи Святой земле и тем самым служение делу всего Христианства. Насколько глубоко король Людовик был озабочен судьбой Святой земли, явствует из его стремления примирить две крупнейшие силы тогдашней Западной Европы — папу и императора Фридриха II Гогенштауфена.
Фридрих II, предложивший папе совершить еще один поход в Святую землю, чтобы силой оружия вернуть христианству все Иерусалимское королевство, был объявлен папой низложенным на Лионском соборе 1245 г.
Во время встречи Людовика IX Французского с папой римским Иннокентием IV (1243–1254 гг.) французский король поддержал предложение императора Фридриха, «ибо Святая земля пребывает в опасности и ее освобождение зависит, кроме Бога, от императора, владеющего гаванями, островами и прибрежными землями и лучше всех других знающего все потребности пилигримов». Но папа отказал и ему. Все его мысли занимала борьба с непокорными Гогенштауфенами.Подготовка короля Людовика IX к крестовому походу заняла три года. Он распорядился построить специально для этой цели порт Эг-Морт, сохранившийся доныне в неизменном виде, ни разу не перестраивавшийся город-памятник XIII в. Первая высадка паломников произошла на Кипре, вторая — на египетском побережье. Город и крепость Дамьетту удалось захватить без особого кровопролития — смертельно перепуганные гарнизон и население покинули их, опасаясь повторить судьбу своих предшественников за 30 лет до того. После захвата города крестоносцы разместились в нем, как у себя дома, устраиваясь всерьез и надолго.
Султан Египта Туран-шах сделал паломникам мирные предложения, изъявив готовность пойти, в обмен на возврат Дамьетты на большие уступки в Святой земле и, в частности, вернуть латинянам Аскалон, Тивериаду и даже Святой Град Иерусалим. Настал удобный момент для того, чтобы без большого кровопролития добиться того, что сами «франки» считали целью своего похода в Египет. Однако опьяненные победой крестоносцы, проявив редкостное неблагоразумие, отклонили мирные предложения султана, решив предварительно захватить его столицу — Каир (который сами чаще называли Вавилоном). В ноябре 1249 г. войско пилигримов двинулось в поход, перешло каналы и притоки Нила в Дельте и, не встретив значительного сопротивления, достигло Барамуна на северном берегу одного из каналов, напротив штаб-квартиры султана, расположенной в Мансуре.
Именно там стояли лагерем крестоносцы в 1221 г., когда наводнение заставило их капитулировать. События того, давнего, крестового похода с удивительной точностью повторились и на этот раз. Борьба крестоносцев за овладение Мансурой оказалась безуспешной. Враг оперировал в тылу христианского войска, захватывая корабли с припасами и в конце концов вызвал в лагере недостаток продовольствия и всего необходимого.В довершение ко всему среди латинских «вооруженных паломников» вспыхнула эпидемия чумы и холеры, распространившаяся с молниеносной быстротой и парализовавшая боеспособность войска. Больные и истощенные крестоносцы почти лишились способности оказывать сопротивление. Король Людовик, мучимый кровавым поносом, распорядился вырезать кусок штанов у себя на заду, чтобы иметь возможность облегчаться, не слезая с коня. Не успев даже разрушить за собой мосты, христианское войско стало отступать, преследуемое врагом, пока не было окружено и взято в плен вместе со своим королем.
«Рыцарей спросили: «Что вы готовы отдать султану в обмен на свое освобождение? Готовы ли вы отдать за ваше освобождение определенные замки баронов за морем?»»
Они ответили отрицательно, подчеркнув, что у них нет власти над этими замками, являющимися ленами римского (германского) императора. Тогда их спросили, готовы ли они отдать за свое освобождение хотя бы замки иоаннитов и тамплиеров. На этот вопрос также был дан отрицательный ответ, ибо каштеляны (коменданты) этих замков поклялись на святых мощах не сдавать замки даже ради освобождения пленных.
Жуанвиль продолжает: «Советники султана задали королю те же самые вопросы, что и рыцарям, которым, после их отказа принять предложенные им условия или отречься от Христа, были отрублены головы. Короля спросили, готов ли он уступить некоторые замки тамплиеров и иоаннитов или замки королей Святой земли. Когда король дал отрицательный ответ, они пригрозили ему пытками. На эту угрозу король отвечал, что он их пленник, и что они вольны поступить с ним, как захотят. Вслед за тем они спросили короля, сколько денег он готов дать султану в качестве выкупа за себя и готов ли он очистить Дамьетту. Король повел переговоры о своем освобождении и об освобождении своего войска. Он обязался уплатить известную сумму денег, очистить Дамьетту и заключить перемирие».
Однако султан хотел гораздо большего. Он требовал не только уплаты выкупа и возврата Дамьетты, но и передачи под его власть всех государств крестоносцев. На его требование передать ему все государства крестоносцев король указал на то, что по праву и закону христианские земли Сирии принадлежат императору (Фридриху II). При этих словах короля султан сразу перестал настаивать на своем требовании, настолько велик был по-прежнему на Востоке авторитет императора Фридриха II Гогенштауфена. Его манера поведения и практиковавшаяся им религиозная терпимость производили на всех мусульман глубокое и незабываемое впечатление. Наконец, стороны пришли к согласию, и король Людовик согласился выкупить себя и свое войско за чудовищную сумму в один миллион безантов (золотых византийских монет). Большая часть этих денег была уплачена 2 мая 1250 г.
Однако султан Туран-шах уже не смог получить требуемого выкупа. Он был зарублен на пиру своими же мамелюкскими телохранителями по приказу куманского эмира Бейбарса. В его лице к власти в Египте пришел первый мамелюкский султан. Возникли новые сложности с возвратом пленных, однако королевскому послу в ходе двух визитов в Каир удалось добиться освобождения всех взятых в плен во второй битве при Газе, еще остававшихся к тому времени в живых. В их числе были Великий Магистр Гийом де Шатонеф, 25 иоаннитов, 15 тамплиеров, 10 тевтонских рыцарей, примерно 100 рыцарей из государств крестоносцев и 600 других пленных. К тому же в обмен на 300 мусульман были освобождены еще около 3000 пленных христиан, захваченных сарацинами в ходе Дамьеттской операции.
Людовик IX Французский оставался в Святой земле еще четыре года и отплыл за море только 24 апреля 1254 г., после восстановления немногих оставшихся в руках христиан крепостей и расторжения договора, заключенного за спиной у короля между тамплиерами и султаном Дамаска.
В общем и целом крестовый поход Людовика Святого не пошел на пользу Святой земле. Он нисколько не облегчил положения христианского Востока. Напротив, вследствие тяжелых потерь крестоносцев в Египте Святая земля лишилась большого числа опытных бойцов.
Однако неудача этого крестового похода имела и еще одно, более далеко идущее последствие — появившиеся у его участников сомнения в успехе крестоносной миссии, в миссии Божьих воинов. Еще в ходе предыдущих, также завершившихся неудачей, крестоносных предприятий у их участников невольно возникал вопрос, действительно ли крестовые походы совершаются по Божьей воле, или же Бог, наоборот, не хочет допустить победы крестоносцев. Поначалу паломники успокаивали себя объяснением, что поражения воинов Креста — кара, ниспосланная Богом крестоносцам за грехи. И действительно, среди участников крестовых походов были далеко не только «ангелы во плоти», но и множество людей, пытавшихся в соответствии с папскими обещаниями путем участия в освобождении и обороне Святой земли как раз добиться отпущения грехов. Однако король Людовик IX был образцом добродетели и вел безупречный образ жизни. Еще при жизни его окружал ореол святости — и тем не менее Бог даже ему не даровал победу! Даже соратники короля Людовика по египетскому походу после завершившейся неудачей битвы при Мансуре, придя в отчаяние, восклицали: «Неужели же Бог, которому и под чьим предводительством мы так долго несли рыцарское служение, отступился от нас?..»
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
10 КРЕСТОВЫЙ ПОХОД КОРОЛЯ ЛЮДОВИКА (1218-1249 гг.
)10 КРЕСТОВЫЙ ПОХОД КОРОЛЯ ЛЮДОВИКА (1218-1249 гг.) Смерть Симона де Монфора поставила папу Гонория III, избранного в 1216 году, в безвыходное положение. Разумеется, его святейшество мог поручить командование крестовым походом старшему сыну графа, Амори де Монфору, — что он и
КНИГА XIV КОНЕЦ ДВИЖЕНИЯ. ПОХОДЫ СВЯТОГО КОРОЛЯ (1248-1270 гг.)
КНИГА XIV КОНЕЦ ДВИЖЕНИЯ. ПОХОДЫ СВЯТОГО КОРОЛЯ (1248-1270 гг.) 1237-1241 гг. В начале XIII века мир потрясло татаро-монгольское нашествие. Орды новых варваров прошли почти всю Азию, прокатились через Волгу, опустошили берега Вислы и Дуная и вызвали панику в Германии и Италии. Папа
Глава 6. Крестовый поход короля Магнуса
Глава 6. Крестовый поход короля Магнуса После Ореховецкого мира на границе между Швецией и Новгородом четверть века было относительно спокойно. Единственный достойный упоминания инцидент произошел в 1337 году, когда управлявший городом Корела местный феодал Валит
Глава 10 Седьмой крестовый поход (1248–1254 гг.)
Глава 10 Седьмой крестовый поход (1248–1254 гг.)
КРЕСТОВЫЙ ПОХОД ЛЮДОВИКА VIII (1226)
КРЕСТОВЫЙ ПОХОД ЛЮДОВИКА VIII (1226) В 1223 г. умер Филипп Август. Новый король Франции — Людовик VIII — был тем самым принцем Людовиком, отправлявшимся уже два раза на Юг. Амори де Монфор, полностью лишенный земель, уступил свои права французскому королю. Последнему ничего не
ВТОРОЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД КОРОЛЯ ЛЮДОВИКА
ВТОРОЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД КОРОЛЯ ЛЮДОВИКА В Риме папа Климент IV был глубоко обеспокоен злобной кампанией, начавшейся в 1265 году. Понимая, что война за Святую землю вот-вот будет окончательно проиграна, в августе 1266 года Климент приступил к разработке плана относительно
Поход Людовика Святого в Тунис
Поход Людовика Святого в Тунис [329]Как-то во время Великого поста король созвал к себе в Париж всех баронов. Я послал ему свои извинения, поведав о периодической лихорадке, от которой страдал все это время, и попросил его величество избавить меня от этой поездки. Тем не
Глава пятая. Терновый венец Иисуса Христа и другие реликвии короля Людовика IX Святого
Глава пятая. Терновый венец Иисуса Христа и другие реликвии короля Людовика IX Святого 26 октября 1804 года Поль д’Астрос, священник собора Парижской Богоматери, шел в Национальную библиотеку, что находилась на улице де Ришелье. Ему была назначена встреча с Обеном-Луи
Глава XI. Крестовый поход Людовика IX
Глава XI. Крестовый поход Людовика IX Французский флот покинул Кипр 13 мая 1249 года. Зрелище было, видимо, внушительное. Людовик распорядился взять с собою все необходимое — не только людей и лошадей, но осадные орудия, доспехи, оружие, вино, пшеницу, даже плуги для будущих
Крестовый поход короля Людовика IX Святого (1248-1254 гг.
)Крестовый поход короля Людовика IX Святого (1248-1254 гг.) С точки зрения характера, мировоззрения и побудительных мотивов римско-германский Император Фридрих II и король Людовик IX Французский (1226-1270 гг.) представляли собой полную противоположность. Фридрих II, прирожденный
Седьмой крестовый поход (1248–1254)
Седьмой крестовый поход (1248–1254) О новом походе объявил папа Иннокентий IV. Во главе крестоносцев встал французский король Людовик IX Святой. Несмотря на то что Германия и Англия в походе не участвовали, вождям похода удалось собрать под знамена около трех тысяч рыцарей.В
Кому понадобилось «невинное воинство» / История / Независимая газета
Христос поведал мальчикам, что спасти Гроб Господень смогут лишь дети, не успевшие погрязнуть в грехах. Генрих Мерте. Детский крестовый поход 1212 года. 1875 |
Конечной целью обоих путешествий отроков было достичь врат Иерусалима для того, чтобы «чистыми молитвами» вернуть христианскому миру священный город, находящийся с 1187 года под протекторатом мусульманской династии Айюбидов. Поскольку Третий (1189–1192) и Четвертый (1202–1204) крестовые походы, организованные папами Григорием VIII, Климентом III и Иннокентием III, удачи не принесли, то за дело решили взяться дети. Во Франции предводителем малолетних пилигримов стал 12-летний пастушок по имени то ли Стефан, то ли Этьен. В Германии – 10-летний подпасок Николас. Оба мальчика узрели одно и то же видение: Христос велел им собрать «невинное воинство» и идти на Иерусалим, поскольку спасти город и Гроб Господень смогут только «дети, не успевшие погрязнуть в грехах». Он же обещал им, что, как только они дойдут до моря, воды расступятся (как это было с Моисеем, выводившим евреев из египетского рабства) и молодежь по дну морскому дойдет до святого града.
После пламенных речей обоих подростков, которых активно поддерживал Святой престол, в частности монахи основанного в 1209 году ордена францисканцев, по всей Европе дети якобы начали убегать из дома и присоединяться к походу юных рыцарей, «вооруженных» лишь молитвами. По оценкам историков, во Франции в детском паломничестве участвовали порядка 30 тыс. ребятишек обоих полов, а в Германии – около 20 тыс.
Ничем хорошим благочестивое путешествие не обернулось. Многие погибли в пути от голода и болезней, а оставшиеся и дошедшие до Марселя и Генуи отроки были посажены на галеры и затем проданы в рабство на невольничьих рынках Алжира. Считается, что купцы и духовенство заранее заключили сделку с мусульманскими работорговцами и активно поддерживали идею путешествия для того, чтобы на нем заработать. Отправленных на галерах юных богомольцев больше никто не видел, и лишь спустя 18 лет, в 1230 году, в Европе объявился монах, который якобы сопровождал детей до берегов Алжира. Он-то и рассказал всю правду об их судьбе.
Любопытно, что эта история не получила широкой огласки. С одной стороны, Святой престол был занят искоренением ереси и войнами с альбигойцами, которые велись на юге Франции с 1209 по 1229 год. Однако из архивных источников известно, что папа Иннокентий III вроде бы одобрил и поддержал идею Крестового похода детей. Однако после их исчезновения понтифик не вспомнил о молодых пилигримах и в 1216 году начал подготовку к Пятому крестовому походу (1217–1221). Историки полагают, что связано это прежде всего с тем, что в те времена многие верующие собирались в толпы с желанием пойти на Иерусалим, а в том самом «детском» походе детей как таковых почти не было.
В своем труде «Люди Средневековья» медиевист Робер Фоссье писал, что в средневековой Европе детский возраст разделялся на два периода: infantia (младенчество, до 7 лет) и pueritia (юность, до 16−17 лет). Жак Ле Гофф также утверждал, что в Средние века понятий «детство» и «ребенок» как таковых не существовало. «Едва выйдя из-под опеки женщин, не относившихся серьезно к его детской сущности, ребенок оказывался выброшенным в изнурительность сельского труда или в обучение ратному делу. Это подтверждают и картины, на которых рисуют очень юного героя уже как молодого человека – скороспелость была обычным явлением», – писал он в своей работе «Цивилизация средневекового Запада». А историк Джованни Миколли в середине XX века обратил внимание на то, что латинское слово pueri («мальчик»), которым часто характеризовали этот крестовый поход, в средневековые времена использовали также для обозначения простолюдинов и бедняков. Другой исследователь, Питер Рэдс, проанализировав все источники, пришел к выводу, что термином «детский» поход был наделен только после 1250 года, тогда как в документах 1220-х и 1240-х годов речь шла лишь о крестьянском крестовом походе как повторении выступления армии простолюдинов во главе с Петром Амьенским 1096 года.
Был ли «мальчик» и где кроется правда, а где ложь, сегодня уже трудно сказать. В любом случае каждый христианин знает эти строки: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3).
крестовых походов | Определение, история, карта, значение и наследие
Крестовые походы
Смотреть все СМИ
- Дата:
- 1095 — 1571
- Участники:
- христианство ислам
- Контекст:
- Совет Клермона
- Основные события:
- Альбигойский крестовый поход Битва при Хатине Осада Эдессы Осада Дамаска Битва за Лиссабон
- Ключевые люди:
- Боэмонд I Эдуард I Людовик IX Симон де Монфор, граф Лестер Пий II
Просмотреть весь соответствующий контент →
Популярные вопросы
Сколько крестовых походов было и когда они происходили?
Крестовых походов было как минимум восемь. Первый крестовый поход длился с 1096 по 1099 год. Второй крестовый поход начался в 1147 году и закончился в 1149 году. Третий крестовый поход начался в 1189 году.и завершился в 1192 г. Четвертый крестовый поход начался в 1202 г. и завершился в 1204 г. Пятый крестовый поход длился с 1217 по 1221 г. Шестой крестовый поход произошел в 1228–29 гг. Седьмой крестовый поход начался в 1248 году и закончился в 1254 году. Восьмой крестовый поход состоялся в 1270 году. Были и более мелкие крестовые походы против диссидентских христианских сект в Европе, включая Альбигойский крестовый поход (1209–1229). Так называемый Народный крестовый поход произошел в ответ на призыв Папы Урбана II к Первому крестовому походу, а Детский крестовый поход состоялся в 1212 году9.0003
Какова была цель крестовых походов?
Крестовые походы были организованы западноевропейскими христианами после столетий мусульманских войн за экспансию. Их основными целями были остановить экспансию мусульманских государств, вернуть христианству Святую землю на Ближнем Востоке и вернуть территории, которые ранее были христианскими. Многие участники также считали, что проведение того, что они считали священной войной, было средством искупления и способом искупления грехов.
Подробнее читайте ниже: Первый крестовый поход и создание латинских государств
Кто был предводителем крестовых походов?
Первый крестовый поход возглавили Раймон де Сен-Жиль, Годри де Буйон, Хью де Вермандуа, Боэмонд из Отранто и Роберт из Фландрии, а Народный крестовый поход последовал за Петром Отшельником. Второй крестовый поход возглавили король Франции Людовик VII и император Германии Конрад III. Среди лидеров Третьего крестового похода были император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса, Филипп II Август из Франции и особенно Ричард I (Ричард Львиное Сердце) из Англии. Различные французские дворяне откликнулись на призыв Папы Иннокентия III к Четвертому крестовому походу. Солдаты Пятого крестового похода последовали за Андреем II Венгерским и французским графом Иоанном Бриенским, титулярным королем Иерусалима. Император Священной Римской империи Фридрих II возглавил Шестой крестовый поход, а король Франции Людовик IX (Святой Людовик) возглавил два последних крестовых похода.
Были ли крестовые походы успешными?
Первый крестовый поход, созванный в ответ на просьбу о помощи византийского императора Алексея Комнина, был поразительно успешным. Крестоносцы завоевали Никею (в Турции) и Антиохию, а затем захватили Иерусалим и основали ряд государств, управляемых крестоносцами. Однако после того, как мусульманский лидер Занги захватил один из них, Второй крестовый поход, созванный в ответ, потерпел поражение при Дорилее (недалеко от Никеи) и потерпел неудачу в попытке завоевать Дамаск. Третий крестовый поход, названный после того, как султан Саладин завоевал государство крестоносцев Иерусалим, привел к захвату Кипра и успешной осаде Акко (ныне в Израиле), а силы Ричарда I победили силы Саладина в битве при Арсуфе и в Яффо. . Ричард подписал с Саладином мирный договор, разрешающий христианам доступ в Иерусалим. Четвертый крестовый поход — вместо нападения на Египет, тогда центр мусульманской власти — разграбил византийский христианский город Константинополь. Ни один из следующих крестовых походов не увенчался успехом. Взятие Акры в 129 г.1 султана мамлюков аль-Ашрафа Халила положило конец правлению крестоносцев на Ближнем Востоке.
Подробнее ниже: Результаты крестовых походов
Были ли долгосрочные результаты крестовых походов?
Крестовые походы замедлили продвижение исламской мощи и, возможно, предотвратили попадание Западной Европы под власть мусульман. Государства крестоносцев расширили торговлю с мусульманским миром, принеся в Европу новые вкусы и продукты. Крестовые походы оказали заметное влияние на развитие западной исторической литературы, оставив множество хроник и свидетельств очевидцев. Однако Константинополь так и не вернулся к своей былой славе после разграбления Четвертым крестовым походом, и раскол между восточным и римско-католическим христианством еще больше укоренился. Исламский мир видел в крестоносцах жестоких захватчиков, что способствовало возникновению недоверия и обиды на христианский мир.
Подробнее читайте ниже: Итоги Крестовых походов
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Крестовые походы , военные экспедиции, начавшиеся в конце 11 века, которые были организованы западноевропейскими христианами в ответ на многовековые мусульманские захватнические войны. Их целью было сдержать распространение ислама, вернуть себе контроль над Святой Землей в восточном Средиземноморье, завоевать языческие области и вернуть бывшие христианские территории; они рассматривались многими их участниками как средство искупления и искупления грехов. Между 1095, когда начался Первый крестовый поход, и 1291 г., когда латинские христиане были окончательно изгнаны из своего королевства в Сирии, были многочисленные экспедиции в Святую Землю, в Испанию и даже на Балтику; Крестовые походы продолжались в течение нескольких столетий после 1291 года. Крестовые походы быстро пришли в упадок в 16 веке с приходом протестантской Реформации и падением папской власти.
Приблизительно две трети древнего христианского мира были завоеваны мусульманами к концу XI века, включая важные регионы Палестины, Сирии, Египта и Анатолии. Крестовые походы, пытавшиеся сдержать это продвижение, поначалу добились успеха, основав христианское государство в Палестине и Сирии, но продолжающийся рост исламских государств в конечном итоге свел на нет эти достижения. К 14 веку турки-османы обосновались на Балканах и проникли глубже в Европу, несмотря на неоднократные попытки дать им отпор.
Крестовые походы представляют собой противоречивую главу в истории христианства, а их эксцессы были предметом многовековой историографии. Крестовые походы также сыграли важную роль в экспансии средневековой Европы.
Проект MUSE — Крестоносцы и еретики, 12-14 века Малкольма Барбера (обзор)
- Возможны варианты покупки/аренды:
- Купить статью за 14 долларов США
Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:
ОБЗОРЫ КНИГИ 535 Крестоносцы и еретики, 12-14 вв. Малькольм Барбер. [Серия сборников исследований Variorum, 498.] (Брукфилд, Вермонт: Variorum, Ashgate Publishing Company. 1995. Pp. x, 289. $77,50.) Эти эссе были написаны в течение более чем двадцати лет и выдержали испытание. хорошо, потому что, хотя автор предусмотрел их исправление и обновление, это редко оказывалось необходимым. Они расположены в хронологическом порядке, что позволяет читателю понять, как развивались научные интересы Малкольма Барбера. Первые два эссе посвящены основанию и подавлению ордена тамплиеров, но вскоре его интересы расширились, включив в него другие области нетерпимости Капетингов. Его «Женщины и катаризм», опубликованные в 1977, тщательное исследование, основанное на записях Инквизиции, является самым ранним обзором темы, которая впоследствии стала очень популярной. Его катарские интересы получили дальнейшее развитие в статье об окситанской знати, которая показывает, со ссылкой на три истории, как именно действовало покровительство знати катарам. Он также писал о пасторском восстании 1320 г. , которое привело к жестокому преследованию прокаженных и евреев Филиппом V; и о Крестовом походе пастухов за освобождение Святого Людовика в 1251 году, учитывая, почему это движение, получившее одобрение королевы Бланки, регентши Франции, рассматривалось большинством французских прелатов и дворян как заговор. Но тамплиеры, как и следовало ожидать от автора «Нового рыцарства», занимают в этом сборнике почетное место. Существует поучительное эссе о том, почему Филипп IV не пренебрег папством, когда предал суду тамплиеров; и другой, показывающий, насколько ошибочной была современная критика, утверждавшая, что тамплиеры пренебрегали своими обязательствами на Востоке, чтобы извлечь выгоду из своих обширных западных богатств, демонстрируя, как Орден направлял свои ресурсы в первую очередь на нужды Святой земли. Но самым впечатляющим эссе является обращение к Королевскому историческому обществу, в котором Орден представлен в его социальном контексте: его приветствовали при его основании, потому что он олицетворял идеалы рыцарства, которые церковь тщетно стремилась продвигать на протяжении почти 200 лет. позже подвергся критике за то, что, став более успешным, он не смог соблюсти эти идеалы. В «Тамплиерах и Туринской плащанице» Барбер привносит точную ученость в тему, которая редко его привлекает. Сочиняя на совершенно другую тему, он утверждает, что франкская Греция после 1204 года не имела отклика в умах большинства западных людей, за исключением некоторых групп с особыми интересами, и предполагает, что это может объяснить, почему Латинская империя была такой эфемерной. Том заканчивается очерком о относительно заброшенном Военном Ордене Святого Лазаря. Что меня больше всего поразило при чтении этих эссе, так это сбалансированный подход Барбера к прошлому. Он явно испытывает сочувствие к бедным и гонимым, но это не мешает ему справедливо рассматривать проблемы их светских и церковных правителей. Точно так же, придавая должное значение экономическим тенденциям и широкому социальному развитию, он никогда не упускает из виду важность отдельных мужчин и женщин и их часто несовершенных реакций на ситуации, в которых они оказались.