11 глава мертвых душ: «Мертвые души», глава 11. Краткое содержание

Содержание

Предыстория Чичикова (анализ эпизода из 11 главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»). Мертвые души Гоголь Н.В. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Предыстория Чичикова (анализ эпизода из 11 главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»).

    Роман Гоголя «Мёртвые души» рассказывает историю некоего Павла Чичикова, изворотливость и ловкость в делах которого составила основу всего повествования. Замечательность этого образа в том, что, по признанию самого автора, Чичиков – не аномалия общества, а её прямой продукт, результат определенного воспитания, а самое главное, обстоятельств.

    С самой первой главы Н. Гоголь вводит читателя в мир приключений главного героя. И лишь в конце рассказывается его предыстория. Этот приём ретроспекции используется автором для того, чтобы, с одной стороны, поколебать уже сложившееся у читателя мнение о данном персонаже, с другой — глубже раскрыть этот образ.

    Если восстанавливать фабулу произведения, то предыстория должна быть в самом начале романа, тогда бы она стала, с точки зрения построения сюжета, прологом. А при такой композиции это вставной эпизод (он находится в заключительной 11 главе романа), не влияющий на сюжет, но являющийся его неотъемлемой, поясняющей частью.

    Прежде чем начать рассказ о детстве и молодости Чичикова, автор обращается непосредственно к читателю и как бы извиняется за то, что его герой не слишком добродетелен и идеален: «Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился читателям. Дамам он не понравится, это можно сказать утвердительно, ибо дамы требуют, чтоб герой был решительное совершенство, и если какое-нибудь душевное или телесное пятнышко, тогда беда!».

Этот приём, который даёт возможность автору высказать своё личное мнение о персонаже, впервые был использован Пушкиным.

    Затем Гоголь рассказывает о самом Чичикове. Его детство дома не было особенно радостным: «Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве!». Так и пошло далее по жизни. Когда Павлуше пришла пора учиться в училище, отец отвёз его и при расставании наказал ему, как следует вести себя по жизни, чтобы чего-то добиться: «…больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете.

Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Эти слова глубоко запали в душу ребёнка, и он твёрдо следовал указаниям.

    Так, в училище, не имея никаких особых талантов, но угождая всем и вся, он считался одним из лучших учеников. Учитель любил его безмерно, а Чичиков делал все только ради выгоды. Когда учителя уволили и тот оказался на краю нищеты, ученики собрали ему деньги, продав даже необходимое, а Чичиков дал только серебряный пятак. Это был первый шаг в пропасть, которая затем полностью поглотит героя.

    Затем он поступил на службу. На каждом новом месте он наживал, путём взяток и подношений, капитал, но каждый раз его разоблачали и он опять оставался у разбитого корыта. Но природная живость, в которой не может отказать ему даже автор, вновь и вновь возносила его наверх. Самое громкое и ужасное поражение Чичикова произошло тогда, когда он достиг своей заветной цели – стать богатым.

Служил он тогда на таможне, а это золотая жила для проходимца. Донёс на него его же товарищ (они не поделили между собой «бабёнку»). Наш герой потерял всё, кроме небольшой суммы денег. Но даже это не повергло его в отчаяние. Вот как он рассуждает о себе: «Почему ж я? зачем на меня обрушилась беда? Кто ж зевает теперь на должности? — все приобретают. Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру, пользовался я от избытков, брал там, где всякий брал бы; не воспользуйся я, другие воспользовались бы. За что же другие благоденствуют, и почему должен я пропасть червем?». Поразительно то, что Чичиков не считает, что его поведение по жизни, его подличество по отношению к окружающим, доверяющим ему людям, считается ужасным. Именно поэтому он принимается за новое дело – покупку мёртвых душ.

    Гоголь – мастер художественной детали. Так, например, символом богатства для Чичикова он делает голландские рубашки и мыло для гладкости щёк. Эта деталь как нельзя лучше характеризует героя – сладко есть, мягко спать и хорошо одеться – вот единственное, к чему стремится Чичиков.

    Гоголь показывает героя как человека идеи, ради достижения которой можно пожертвовать всем. Но в Чичикове есть и ещё одна интересная, не замечаемая поначалу черта – непреодолимая жажда непрерывной деятельности. Именно это качество так ценит автор. Он, конечно же, сам понимает, что Чичиков подлец. Но герой при этом и чрезвычайно энергичный человек, который задыхается без дела. Беда этого персонажа, по мнению автора, состоит в том, что он выбрал себе не ту идею по жизни. Захоти он, например, облагодетельствовать весь мир, он бы сделал это обязательно. Правда потом, когда всё было бы сделано, Чичиков бы этот же мир и разрушил, так как отсутствие деятельности для героя подобно смерти.

    Автор обвиняет в появлении чичиковых среду, так как честный человек, захотевший жить более или менее благополучно, заработать денег честным путём не мог. Неслучайно Гоголь, рассказывая таможенную историю, поясняет: «Тут в один год он мог получить то, чего не выиграл бы в двадцать лет самой ревностной службы». Как похожа эта ситуация на сегодняшнюю…


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Предыстория Чичикова (анализ эпизода из 11 главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»).


Смотрите также по произведению «Мертвые души»:


Владимир Воропаев: Гоголь не сжигал второй том «Мертвых душ»

— Откуда эта любовь?

— Она зародилась в семье, но получила развитие в школьные годы. В уставе Нежинской гимназии, где учился Гоголь, было записано, что каждый ученик должен ежедневно выучивать по три стиха из Священного Писания. Вот и посчитайте: Гоголь семь лет учился, по три стиха из Священного Писания наизусть — сколько в неделю, в месяц, сколько за семь лет.

— А как с этим сочетаются очевидные у Гоголя интерес к нечистой силе и тонкий юмор? Откуда это взялось?

— Наш знаменитый культуролог, литературовед, эстетик Михаил Бахтин писал, что творчество такого «гениального выразителя народного сознания», как Гоголь, можно действительно понять только в потоке народной культуры, которая выработала свои особый взгляд на мир и особые формы его образного отражения. Гоголь вышел из этой народной культуры, отсюда такое яркое, живописное описание и нечистой силы. Это все из фольклора взято —русского и малороссийского, славянского в широком смысле. Но при этом, заметьте, слово «чорт» уходит из зрелых произведений Гоголя.

— Почему?

— Потому что это «черное» слово, не употребительное в светском разговоре, как выражался Гоголь. Бес, нечистый, лукавый — Гоголь немножко злоупотребляет этим в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».

Не все в народной культуре, конечно, приемлемо для человека церковного. И Гоголь это понимал прекрасно. Гоголь шел вперед как христианин. Он сам говорил: «Я иду с двенадцати лет одной дорогою, не колеблясь в мнениях главных». Это все-таки цельная была натура — и нельзя говорить, что это вот «поздний Гоголь», а это «ранний».

— А повзрослевший, зрелый Гоголь что-то осуждал в своем молодом творчестве?

— Да, вы знаете, он довольно критически относился к своим ранним произведениям, включая «Вечера на хуторе близ Диканьки».

— Что его не устраивало?

— Он считал, что там много еще незрелого. Ранние его вещи очень дидактичны, помните? Открыто все высказано, без глубокого художественного подтекста: когда Вакула бежит топиться в проруби — кто у него за спиной, в мешке? Бес. Вот кто толкает человека на самоубийство. Ранние вещи у Гоголя очень назидательные, в них божественная сила всегда побеждает силу бесовскую. Гоголь вышел из народной культуры, из народных представлений — и в этом его сила, и в этом отчасти, в каком-то смысле, его слабость.

— И он всегда христианин — и в жизни, и в творчестве?

— Конечно, вне всякого сомнения. Приведу еще один пример. Последним сочинением Гоголя, над которым он работал последние годы жизни и которое увидело свет уже после его кончины, стали «Размышления о Божественной литургии». Это самое известное произведение Гоголя в XX веке, самое переиздаваемое, один из лучших образцов русской духовной прозы. В советскую эпоху эта вещь вообще не издавалась, потому что, как указывалось в комментариях к академическому изданию, «не имеет литературного интереса».

Из воспоминаний нежинских соучеников Гоголя известно, что он часто в храме напевал про себя Божественную литургию и однажды, недовольный тем, как поют на клиросе, поднялся на клирос и стал петь, громко и отчетливо произнося слова молитв. А священник услыхал незнакомый голос, выглянул из алтаря и приказал ему удалиться.

О чем это говорит? О том, что он уже в школе знал ход Божественной литургии, а не в конце жизни к этому пришел.

Однако, к сожалению, представление о том, что Гоголь был сначала один, а потом другой — живет даже в умах церковных людей.

— Но в его произведениях есть примеры духовного перерождения…

— Да, например Чичиков. Обратите внимание на его имя — Павел. В последней, одиннадцатой главе первого тома «Мертвых душ» автор говорит читателям, что еще тайна, почему образ этот выведен в поэме, что в сем же самом Чичикове, может быть, заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес. Это не что иное как реминисценция из Деяний святых апостолов, эпизода обращения Савла в Павла, Есть основания полагать, что в самом имени героя содержится намек на его грядущее духовное перерождение.

— А почему Гоголь все-таки сжег второй том «Мертвых душ»?

— Тайна второго тома – это самая больная проблема гоголеведения. Что сжигал, когда сжигал, почему сжигал? На эти вопросы нет однозначного ответа. Я лет двадцать назад уже высказывал идею, которую никто пока не опроверг: второго тома Гоголь так и не написал. Потому что никто никогда не видел беловой рукописи второго тома «Мертвых душ». Никто и никогда.

— На каких же фактах основана гипотеза о сожжении?

— На признании самого Гоголя. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года он сжег свои рукописи. Какие именно — точно неизвестно. Об этом свидетельствует его крепостной слуга, который прислуживал ему в доме графа Александра Петровича Толстого. Слуга рассказал, что Гоголь отбирал бумаги, бросал их в печку и шевелил кочергой, чтобы они лучше горели.

До нас дошли черновые рукописи второго тома. Это четыре начальные главы и отрывок одной из последних глав, условно называемой пятой. Но это черновые главы, у них два слоя правки: сначала он написал, потом стал по этому тексту править.

Духовный отец Гоголя ржевский протоиерей Матфей Константиновский был последним, кто ознакомился с главами второго тома. Это было накануне сожжения рукописей. Ему нередко ставят в вину, что именно он подтолкнул писателя к этому. Отец Матфей отpицал, что по его совету Гоголь сжег втоpой том, хотя и говоpил, что несколько набpосков не одобpил и даже пpосил уничтожить: «Говоpят, что вы посоветовали Гоголю сжечь второй том Меpтвых душ?» — «Непpавда и неправда… Гоголь имел обыкновение сожигать свои неудавшиеся произведения и потом снова восстанавливать их в лучшем виде. Да едва ли у него был готов второй том; по крайней мере, я не видал его. Дело было так: Гоголь показал мне несколько разрозненных тетрадей <…> Возвращая тетради, я воспротивился опубликованию некоторых из них. В одной или двух тетрадях был описан священник. Это был живой человек, которого всякий узнал бы, и прибавлены такие черты, которых… во мне нет, да к тому же еще с католическими оттенками, и выходил не вполне православный священник. Я воспротивился опубликованию этих тетрадей, даже просил уничтожить. В другой из тетрадей были наброски… только наброски какого-то губернатора, каких не бывает. Я советовал не публиковать и эту тетрадь, сказавши, что осмеют за нее даже больше, чем за переписку с друзьями».

Теперь о том, почему замысел Гоголя не нашел своего завершения. Гоголь не раз говорил о том, что хотел написать свою книгу так, чтобы путь к Христу был ясен для каждого. Духовное возрождение — одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем. По всей вероятности, Гоголь хотел провести своего героя через горнило испытаний и страданий, в результате которых он должен был бы осознать неправедность своего пути. Этим внутренним переворотом, из которого Чичиков вышел бы другим человеком, по-видимому, и должны были завершиться «Мертвые души».

Замысел был грандиозный, но несбыточный, потому что показывать путь духовного возрождения — это не задача литературы.

— А что же тогда ее задача?

— Она призвана показать пороки человеческие, греховность человеческой природы. Да, в этом она достигла успехов. Но есть «проблема положительного героя» — где его взять, если человек несовершенен? Замысел Гоголя — за пределами литературного творчества. И поэтому последней его книгой стали «Размышления о Божественной литургии» – вот там этот путь показан для всех.

Спросите школьников, или учителей, почему герои «Мертвых душ» — это мертвые души? Они вам вряд ли ответят. А ответ простой: они без Бога живут. В предсмертной записи, обращенной ко всем нам, Гоголь говорит: «Будьте не мертвые, а живые души, нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…». Вот путь, вот смысл названия великой поэмы, вот завет Гоголя.

Искусство для него — это незримые ступени к христианству.

В письме своему духовному отцу он надеялся, что после его книги «Выбранные места из переписки с друзьями» читатель возьмет в руки Евангелие.

— Как помочь сегодняшним людям обратиться к христианским ценностям? Что в наших силах?

— Средств очень много. Нужно просто оставаться христианином, расти духовно, не стоять на месте. Человек, который остановился в духовном развитии, — пошел назад. Воспитывать своих детей, свое окружение, «делать свое дело». Мне кажется, что Россия дольше других стран и государств устоит в своих христианских постулатах, основах.

— Что важнее для правильной оценки писателя — его образ жизни или ценности, проповедуемые в его произведениях?

— Мне кажется, человека нужно оценивать по высотам его духа, а не по его падениям. Святость не есть безгрешность. Даже святые люди не были безгрешны. И не нужно хватать писателя «за язык». Как Есенин — сказал однажды глупость про причастие, это повторяют, и даже многие священники его за это недолюбливают. И Пушкин, даже если он написал «Гавриилиаду», несомненно, в этом покаялся: известно, что он все списки уничтожал и очень сердился, когда ему напоминали о ней. Хотя лично я убежден, что Пушкин никогда не писал «Гавриилиаду», и могу привести неопровержимые доводы на этот счет. Как бы там ни было, судит его Господь, а не мы.

— Как вам кажется, что мешает распространению христианства в современной российской культуре?

— Отсутствие подлинного, правильного духовного просвещения. Сейчас очень большая ответственность лежит на священниках, на духовных школах. Если у нас нет богословов, качественного духовного образования, то трудно что-то требовать от школ, родителей, от детей. Откуда-то нужно черпать эти сведения, правильные представления.

— Но церковные лавки забиты православной литературой…

— По большей части, это перепечатки старого. А ситуация меняется, нужны новые ответы.

Мне кажется, что священники должны принимать участие в публичных дискуссиях — и в интернете, и на телевидении — голос их должен звучать, люди должны их слушать. В этом смысле замечателен канал «Спас»: там много интересных материалов, там часто выступают священники и дают свой взгляд на современный процесс.

— А нужно ли из сказки Пушкина про Балду убирать персонаж, именуемый «попом»?

— Попа не нужно убирать из сказки – это шутка поэта. Кстати, слово «поп» (в переводе с греческого – православный священник, иерей; отсюда протопоп, протоиерей) в девятнадцатом столетии не имело того уничижительного значения, которое появилось уже в советскую эпоху.

А вот опера «Тангейзер» и фильм «Матильда» — это уже другое дело, как мне кажется. Есть такие темы, к которым художник должен подходить с особым тактом и ответственностью. Сейчас, насколько мне известно, опера «Тангейзер» не идет — и это правильно, потому что должного такта и ответственности режиссер в данном случае не проявил. То же самое с фильмом «Матильда». Представьте себе: режиссер снял фильм о пророке Мухаммеде, пользуясь своими фантазиями, своими источниками. Был такой прецедент литературный — «Сатанинские стихи» Салмана Рушди, который был приговорен в Иране к смертной казни.

— Значит ли это, что христианство уходит из культуры?

— То, что сейчас происходит, кончено, не вселяет никакого оптимизма. Европейская культура по своим истокам — христианская культура, церковная. Она вся пронизана этими ценностями. Уберите это — и она потеряет свою идентичность, свою специфику.

Апостасия — отступление от Бога — процесс необратимый. В современной Европе этот процесс развивается стремительным образом, но Россия пока сопротивляется. Хотя, разумеется, этот процесс необратим. Наша задача — не остановить этот процесс, а остаться самими собой, остаться верными Христу. Несмотря ни на что.

Христианин на своем месте должен делать свое дело — быть свидетелем и проповедником Христа. Это его прямой долг. А воин-христианин должен тоже свое дело делать как христианин – защищать веру, родину, страну, народ.

И бизнес, и политика должны быть христианскими. Наши традиционные ценности – это ценности христианские, православные, и мы не должны стесняться этого.

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852). Поэма «Мертвые души»

1. НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (1809-1852 г.г.) ПОЭМА «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

2. Индуктор

1.
Запишите самостоятельно или
после обсуждения с друзьями
проблемные вопросы, на
которые вы должны найти
ответы, изучая творчество
Н.В. Гоголя и его главный труд
– «Мертвые души»?



ПРИМЕР:
Каких персонажей поэмы можно отнести к «мертвым
душам» и почему?

3. Прочитайте текст. Кратко сформулируйте его главную мысль.

Человек — единственное существо во всех мирах, разрывающееся между адом и
раем… Диапазон человеческих мыслей, человеческих чувств, человеческих
настроений шире ангельского, и дьявольского. Шире диавольского, ибо человек
может пасть ниже диавола; шире ангельского, ибо человек может достигнуть Бога. А
это значит, что человеческое добро и зло беспредельны, вечны, ведь добро ведёт его
в вечное царство добра — рай, а зло — в вечное царство зла, в ад.
Человек — вечное существо, хочет он этого или нет. Через всё, что ему
свойственно, струится некая загадочная вечность. Если человек делает делает добро,
хоть какое-нибудь, человек вечен, потому что любое добро своим самым внутренним
нервом связано с вечным Божественным Добром. И если делает зло, хоть какоенибудь, человек и тогда вечен, ибо всякое зло своей таинственной сущностью навечно
связано с дьявольским злом.
Человек никогда не может сделать себя существом конечным, преходящим,
смертным. Даже если бы он захотел, не может совершить полного самоубийства, ведь
самоубийство само по себе есть зло, предоставляющее душу самоубийцы в вечное
царство зла. По самой природе своей человеческое самоощущение и самосознание
бессмертно, непреходяще, вечно. Самим своим существом человек осужден на
бессмертие и вечность. Только это бессмертие, эта вечность может быть двояка:
добрая или злая, Божия или дьявольская. Человеку оставлена свобода выбирать
между этими двумя бессмертиями или двумя вечностями. Он может избрать одно или
другое, но не может отречься от бессмертия и вечности…
Человеку дана бессмертная творческая сила, сила сотворить для себя такую
вечность, какую он желает.
Иустин Попович

4. Зафиксируйте свои размышления по поводу этого текста.

Сформулируйте вопросы, которые, может
быть, возникли у вас в связи с этим
текстом.
Иустин Попович говорит о двух вечностях,
между которыми выбирает человек. Как вы
думаете, понятие «мертвая душа»
принадлежит к какой вечности?
Как вы думаете, какой был писательский
замысел Гоголя, вынесшего такое название
на обложку своей книги?*
* можно использовать в сочинении

5. В таблице в левом столбце собраны мнения людей, которые по-разному понимали идеи Гоголя.

Прочитайте эти мнения внимательно и в Суждение
о поэме Гоголя
Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» писал о
смысле писательского труда, о долге
писателя. Он высказал мысль о том, что
писатель имеет право и даже должен писать
не только о прекрасном, но и о самом
горьком, и страшном, и отвратительном, что
он замечает в жизни.
Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» показал
прекрасную Россию, непостижимую,
великую, с талантливым, независимым,
мудрым народом.
Н.В. Гоголь высказал мысли о греховности
человеческой природы, подвластности
человека собственному эгоизму.
Мое отношение
к подобной оценке

6. В таблице в левом столбце собраны мнения людей, которые по-разному понимали идеи Гоголя. Прочитайте эти мнения внимательно и в

Суждение
о поэме Гоголя
Н.В. Гоголь обличил николаевскую Россию,
высказал мысли о необходимости замены в
России государственного строя.
Н.В. Гоголь размышлял о долге человека
перед государством, о необходимости
выполнять общественный долг.
Н.В. Гоголь высказал мысли о том, в чём
заключается общественный долг помещиков
и чиновников, в чём заключается их долг
перед государством и народом.
Н.В. Гоголь представил Россию в дрянном и
смешном виде.
Мое отношение
к подобной оценке

7. В таблице в левом столбце собраны мнения людей, которые по-разному понимали идеи Гоголя. Прочитайте эти мнения внимательно и в

Суждение
о поэме Гоголя
Н.В. Гоголь оклеветал человека и человеческую
природу, показал не человека, а карикатуру на
человека.
Н.В. Гоголь отразил отвратительные черты
государственного устройства николаевской
России.
Н.В. Гоголь сатирически изобразил не пороки
личности, но социальные пороки той или иной
части общества: помещиков, чиновников.
Н.В. Гоголь показал, что интересы царской
России противопоставлены интересам частного
простого человека.
Настоящее в «Мертвых душах» отразилось в
своей отвратительной действительности.
Мое отношение
к подобной оценке

8. Кратко запишите сюжетно-композиционное устройство поэмы «Мертвые души»

Главы
1-я глава
2 – 6-я главы
7 – 10-я главы
11-я глава
Основное содержание,
композиционная роль

9. 2 урок Образ Руси в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Имя государства Россия возникло на рубеже XV-XVI
веков, Русь — древнее название Русского государства.
Почему Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души»
называет Россию Русью?
Вспомните, какие великие, значимые для России и
всего мира события произошли за время зарождения
Руси как государства до гоголевского времени.
Запишите эти события и выстройте их в
хронологической последовательности. Назовите
имена русских людей, с которыми связаны названные
вами исторические события (например, Куликовская
битва — Сергий Радонежский, князь Дмитрий
Донской).

10. Поработайте с текстом поэмы, заполните таблицу.

Глава поэмы «Мертвые
души»
Конец 11-й главы от слов «И
какой же русский не любит
быстрой езды…» до конца
поэмы. .
Начало 11-й главы от слов
«Русь! Русь! Вижу тебя, из
моего чудного, прекрасного
далека тебя вижу…» до слов
«у! какая сверкающая, чудная,
незнакомая земле даль»
Русь!…»
Тема размышлений Слова, выражения Н.В.
Н.В. Гоголя о Руси
Гоголя, передающие
его отношение к Руси,
позволяющее создать
образ Руси

11. Поработайте с текстом поэмы, заполните таблицу.

Глава поэмы «Мертвые
души»
Глава 7-я от слов «Смотря
долго на имена их он умилился
духом…» до слов «Там-то вы
наработаетесь, бурлаки! И
дружно, как прежде гуляли и
бесились, приметесь за труд
и пот, таща лямку под одну
бесконечную, как Русь, песню».
Тема размышлений Слова, выражения Н.В.
Н.В. Гоголя о Руси
Гоголя, передающие
его отношение к Руси,
позволяющее создать
образ Руси

12. Поработайте с текстом поэмы, заполните таблицу.

Глава поэмы «Мертвые
души»
Глава 5-я от слов «Выражется
сильно русский народ…» до
конца главы.
Глава 2-я от слов «Чичиков
понёсся наконец по мягкой
земле…» до слов «Словом,
виды известные…».
Тема размышлений Слова, выражения Н.В.
Н.В. Гоголя о Руси
Гоголя, передающие
его отношение к Руси,
позволяющее создать
образ Руси
Вы заполнили таблицу, начиная с самых
вдохновенных образов Руси, отрывков
поэмы, находящихся в конце
произведения в 11-й главе. В начале поэмы
«Мертвые души», во 2-й главе, русская
картина предстает печальной, унылой, а в
конце 11-й главы – какой восторг от
неукротимого бега тройки передает автор!
Обратите внимание , как развивается образ
Руси от 2-й главы к 11-й. Самостоятельно
сделайте вывод, опираясь на содержание
таблицы: «На какое стороны русской
национальной жизни обращает внимание
И.Н. Гоголь?» Будет хорошо, если вы
схематически обозначите, как развивается
чувство автора к Руси от одного отрывка к
другому.
См. следующий слайд.

15. Решите сами, как вы можете это сделать: вычерчивая линию, или определяя словом главенствующее чувство отрывка, или обозначая

2-я глава
5-я глава
7-я глава
10-я глава
11-я глава
Что, по-вашему, символизирует образ
птицы-тройки, появляющийся в конце
поэмы?
*письменно

16. 3-4 уроки Путешествие Чичикова по одной российской губернии

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»
наполнена большим количеством
действующих лиц, и нам надо разобраться,
какие мысли владели Гоголем, когда он
создавал образы своих героев.
Что такое художественный образ?
_______________________________________
Вспомните, как создается литературный
образ, какими средствами пользуется
писатель, создавая образы людей.

17. Работа в группах (см. раздаточный материал)

Разделитесь на несколько групп, для того чтобы
подготовить характеристики образов всех помещиков.
Пусть каждая группа выберет одного из них.
Главы о помещиках (2-6) построены по сходному
плану: описание окрестности имения, деревни
помещика, дома, хозяйского кабинета, обеда, сделки с
мертвыми душами.
Заполнив перед презентацией схему (см. раздаточный
материал), вы сможете составить развернутую
характеристику каждого из персонажей-помещиков.
Подумайте, почему Гоголь так подробно описывает
быт.

18. Работа в группах (см. раздаточный материал)

Какому сословию принадлежат Манилов,
коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин?
Каковы были их права и каковы были
обязанности? Каким должен быть человек,
взявший на себя обязанность вести
хозяйство на земле, владеть людьми?
Перечитайте эпизоды, посвященные
помещикам. Найдите детали, которые
Гоголь отбирает для того, чтобы описать как
эти действующие лица поэмы исполняют
свои обязанности. Заполните таблицу (см.
раздаточный материал)

19. Запишем вывод

Пользуясь материалом таблицы, которую вы заполнили,
сделайте вывод о том, образы каких людей создал
Н. В. Гоголь.
Какие общечеловеческие свойства подметил Н.В.
Гоголь? Что является главным содержанием их жизни?
Кого мы называем в обыденной жизниЧичиковыми,
Маниловыми, Ноздрёвыми и т.д.?
Свойства и качества людей, запечатленные в
художественных образах Гоголем, мы назвали
общечеловеческими. Это означает, что «чичиковщина»,
«ноздрёвщина», «маниловщина» имеет отношение к
нам всем? В определенные моменты жизни мы можем
узнать в себе Плюшкина, Собакевича, Коробочку?

20. Как отнеслись к предложению Чичикова продать мертвые души?

Манилов
Коробочка
Ноздрёв
Собакевич
Плюшкин

21. Составьте прейскурант, который отразит затраты Чичикова по покупке мертвых душ и ваше отношение к этой купле-продаже.

Фамилия
продающего
Цена
Ваше отношение
Манилов
Коробочка
Ноздрёв
Собакевич
Плюшкин
Прокомментируйте свои записи

22. Какие смертные грехи можно соотнести с образом каждого помещика? Дополните свои таблицы.

Теперь вспомним события, описанные в
Ветхом завете («Бытие»), когда в шестой
день творения Бог создаёт человека из
праха земного. И был перед ним красивый
Адам, вернее, его статуя. Тогда вдунул
Господь «в лицо его дыхание жизни, и
стал человек душою живою».
Вот за эту Божью душу и назначают какуюто цену или отдают, как Манилов,
бесплатно, просто так.

23. Подумаем, откуда у Гоголя появилось само понятие «мертвая душа».

Нам придется снова задуматься над
теми смыслами, которое включает в
себя название поэмы. Выберите тезисы,
которые соотносятся со смыслом
названия (прокомментируйте их):
афера Чичикова;
кощунственное сочетание , так как,
по христианским представлениям,
душа бессмертна;
словосочетание оксюморонного
типа;
мертвенность, как опустошенность,
неспособность к добру;
помещики, слуги, дамы, сам
Чичиков;
люди, не способные к покаянию,
воскресению;
люди, абсолютно бездуховные,
пошлые;
люди, не творящие добра,
греховные;
люди, нарушившие заповеди;
умершие при наличии телесной
жизни;
утратившие высшие ценности;
не исполнившие Божьего задания;
живущие неправедной жизнью;
люди, приближающие последние
времена;
живущие вне христианских таинств;
забывшие о Страшном суде и
втором пришествии;
поправшие в себе образ Божий;
духовно умершие;
забывшие о цели человеческой
жизни;
превратившие свободу во Христе в
свободу своего «я», волюнтаризм.

24. Проследите развитие образа дороги в поэме. Чем этот образ привлек Гоголя?

25. Д/З «Повесть о капитане Копейкине» (исследовательская работа)

Перечитайте «Повесть о капитане Копейкине».
Найдите в «Повести …» переклички с историей
Чичикова. Ответы занесите в таблицу.
«Повесть о капитане Копейкине»
История Чичикова
Как смысл «Повести о капитане Копейкине
налагается на смысл истории Чичикова?

26. Д/З «Повесть о капитане Копейкине» (исследовательская работа)

Как связана «Повесть о капитане Копейкине»
с общим сюжетом поэмы «Мертвые души»?
Найдите в «Повести о капитане Копейкине»
слова, которые вам кажутся главными в этом
вставном эпизоде, слова, которые объясняют,
почему Н.В. Гоголю было так важно
сохранить историю Копейкина в поэме
«Мертвые души». Обоснуйте свое мнение о
том, какие слова вы расцениваете как
главные в «Повести о капитане Копейкине».

27. Д/З «Повесть о капитане Копейкине» (исследовательская работа)

Мы знаем, что, уступая требованиям цензуры, Гоголь
переработал сюжет «Повести о капитане Копейкине». В
частности, он убрал следующий фрагмент рассказа
почтмейстера: « По дорогам никакого проезда нет, и всё
это, понимаете, собственно, так сказать, устремлено на
одно только казенное. Если проезжающий по какойнибудь, то есть по своей надобности – ну, спросит только,
зачем – да и ступай своей дорогой. А как только какойнибудь фураж казённый, провиянт или деньги, словом,
всё, что носит, так сказать, имя казенное, спуску никакого.
Ну, можете себе представить, казне изъян ужасный».
Обрате внимание на то, что именно изъял Гоголь из
повести. Объясните, почему именно оставленные сцены
оказались для Гоголя важны, как они объясняют замысел
автора.

28. Д/З «Повесть о капитане Копейкине» (исследовательская работа)

Ряд исследователей понимают образ капитана Копейкина как образ,
который помог Гоголю изобразить притеснения «маленького
человека» в царской России, выступить с обличением этой стороны
российской действительности. Вы знакомы с петровской Табелью о
рангах. Вспомните, к какому классу принадлежит капитан.
Можно ли капитана Копейкина назвать «маленьким человеком»,
если он принадлежит к восьмому классу, дававшему право на
наследственное дворянство и, как следствие, на душевладение?
Перечитайте фрагменты, в которых почтмейстер рассказывает о
том, как проводит время в Петербурге капитан Копейкин. Можно ли
сказать, что Копейкин заботился только о том, чтобы раздобыть
средства для приличного существования? Можно ли сказать о том,
что Копейкин старался удовлетворить и собственные прихоти?
Каким предстает в «Повести о капитане Копейкине» СанктПетербург? Сравните изображение Петербурга в повестях «Ночь
перед Рождеством» и «Невский проспект». Что общего в
изображении русской столицы в этих произведениях? Какие новые
ноты возникают в изображении Гоголем Петербурга в «Мертвых
душах»?

29. Д/З «Повесть о капитане Копейкине» (исследовательская работа)

В «Ночи перед Рождеством» и в «Повести о …»
изображен вельможа. В чем разница в изображении
вельможных лиц в двух произведениях? Как относятся
к ним присутствующие во дворце? Чем можно
объяснить эту разницу? Как можно объяснить замысел
Гоголя в изображении вельможи в «Повести о…»
В «Повести о…» есть такое замечание: «А государя,
нужно вам сказать, в то время не было еще в столице;
войска, можете себе представить, еще не возвращались
из Парижа, всё было за границей». Почему Гоголь,
изображая Русь в целом, ее исторический путь и ее
государственное устройство, не изобразил в «Мертвых
душах» русского царя, как изобразил русскую
императрицу в «Ночи перед Рождеством»?

30. Д/З «Повесть о капитане Копейкине» (исследовательская работа)

Найдите в «Повести…» момент, который напоминает
сцену Страшного суда. Почему Гоголю понадобилась
эта сцена? Носит ли она обличительный характер? Если
так, то что именно она обличает: государственный
порядок в России или раболепие людей перед высшими
должностями? Если в ней нет обличительного
характера, то можно ли по этой сцене судить о том,
какую роль отводит Гоголь высшей административной
власти в государстве? Каков ее долг, по мнению
Гоголя?
С какой целью Гоголь пишет сцену появления вельможи
в приёмной таким образом, что она вызывает в
сознании читателя образ Страшного суда?

31.

Д/З «Повесть о капитане Копейкине» (исследовательская работа) Мы уже говорили о том, что создавая
«Мертвые души», Н.В. Гоголь следовал
замыслу Данте в «Божественной комедии».
Известны слова Данте о четырёх уровнях
смысла в его произведении: буквальный,
аллегорический, моральный
(нравоучительный) и сверхсмысл, связанный с
мыслями о божественном мироустройстве.
Возможно ли в «Повести о капитане
Копейкине» увидеть эти четыре уровня
смысла?

32. 5 урок Новый герой русской действительности – Павел Иванович Чичикоff

В ноябре 1836 года в письме В.А. Жуковсому Н.В. Гоголь
пишет: «Огромно моё творение, и нескоро конец его. Ещё
восстанут против меня новые сословия и много разных
господ, но что ж мне делать. Уж судьба моя
враждовать с моими земляками. Терпение. Кто-то
незримый пишет передо мною могущественным
жезлом».
Какие у вас возникли вопросы, гипотезы по поводу того,
чем делится Н.В.Гоголь с Жуковским? (запишите свои
вопросы и попробуйте дать на них самостоятельный ответ)
Обратите внимание на следующую фразу: «Ещё восстанут
против меня новые сословия и много разных господ…»
кого имеет в виду Гоголь, когда пишет о множестве разных
господ? Новые сословия – что же это за сословия? Когда
они возникли? Почему называются новыми? Почему, за что
они восстанут на писателя?

33.

Новый герой русской действительности – Павел Иванович Чичикоff Новое сословие
представляет Чичиков.
Подумайте над
вопросом: есть ли
какие-то права и
обязанности у
Чичикова перед
государством?
Какой материал для
ответа на это вопрос
дает содержание поэмы
«Мертвые души»?
См. следующий слайд

34. Заполните таблицу, запишите выводы: Какого человека изобразил Н.В. Гоголь в лице Чичикова?

Права
Чичиков
Обязанности
Чем занят Чичиков
(перечитайте 1,7,8,11-ю
главы)

35. Сформулируйте выводы, исследовав и блок следующих вопросов.

Так к какому же сословию принадлежит Чичиков?
Вот что пишет по этому поводу Н.В. Гоголь (11-я глава):
«Но потребуют, может быть, заключительного
определения одной чертою: кто же он относительно
качеств нравственных? Что он не герой, исполненный
совершенства и добродетелей, это видно. Кто же он?
Стало быть, подлец? Почему же подлец, зачем же
быть так строгу к другим? Теперь у нас подлецов не
бывает, есть люди благонамеренные, приятные, а
таких которые бы на всеобщий позор выставили свою
физиономию под публичную оплеуху, отыщется разве
каких-нибудь два, три человека, да и те уже говорят
теперь о добродетели. Справедливее всего будет
назвать его хозяин, приобретатель».

36. Найдите в тексте поэмы «Мертвые души» ответы на следующие вопросы:

Какое место Чичиков предназначает себе в
жизни?_________________________________
2. Какими способами он завоёвывает себе это
место?_________________________________
3. Что любит Чичиков всей душой,
искренне?______________________________
4. О чём мечтает?__________________________
5. Задумывается ли Чичиков о смерти? О
человеческой судьбе?____________________
6. Ходит ли Чичиков в церковь? Дважды
Н.В.Гоголь «заставит» своего героя
перекреститься. В какой момент Чичиков
перекрестился?__________________________
1.

37. Найдите в тексте поэмы «Мертвые души» ответы на следующие вопросы:

1.
Откуда возник тип Чичикова на Руси? Как развивался его
характер? Сравните детство Петруши Гринёва и Павлуши
Чичикова: какую роль играли в их жизни родители?
ОТЦЫ______________________________________________________
___________________________________________________________
МАТЕРИ___________________________________________________
___________________________________________________________
2.
Оказался ли Павлуша Чичиков послушен наставлению отца? Как
оно проявилось в жизни Павла Ивановича? В каких поступках? В
чём Павел Иванович Чичиков пошёл дальше отца?
___________________________________________________________
___________________________________________
3.
Были ли у Павла Ивановича Чичикова таланты? Преуспел ли он в
них? На что употребил свои таланты?
___________________________________________________________
________________________________________________
деликатность
Можем ли мы найти в
помещиках какие-то
черты, характерные и
для Чичикова?
накопительство
лживость
прижимистость
бережливость
Почему Н.В. Гоголь
наделяет Чичикова
свойствами характера,
привычками, сходными
со свойствами
характеров помещиков и
привычками?

39. Найдите в тексте поэмы «Мертвые души» ответы на следующие вопросы:

Почему ни одна махинация, успешно начинаясь,
не удаётся Чичикову вполне? Почему Н. В.
Гоголь не даёт своему герою добиться полного
успеха?___________________________________
2. Входит ли Чичиков в число «мертвых
душ»?____________________________________
3. Если «старые сословия» не могли понастоящему заботиться о Руси, то сможет ли
«новое сословие», представленное в лице
Чичикова, стать основой её благоденствия и
процветания? По какому пути может, по мысли
Гоголя, повести Россию «новое сословие»?
_____________________________________________
1.

40. Подведем итоги и сделаем общий вывод.

Сопоставьте своё исследовательское
мнение со статьёй учебника. В чём
позиция авторов статьи совпадает с вашей?
В чём расходится? Какие положения статьи
вызывают у вас сомнения? Скорректируйте
свой ответ, внеся в него нужные
дополнения.
Запишите кратко ответ на вопрос: «Что
представляет собой Чичиков как тип?»
(5-8 предложений)

41. Мозговой штурм

Обозначьте ближние (А) и дальние (Б) цели
Павла Чичикова:
разбогатеть;
нажиться на купле-продаже мёртвых душ;
скупить земли в Херсонской губернии;
построить винокуренный завод;
жениться на губернаторской дочке;
жить честной и благой жизнью.

42. Мозговой штурм

Тайна мёртвых душ
– это:
заурядная афера;
жульничество;
посягательство на
святая святых;
________________
________________
________________
Чичиков – это:
герой нового времени;
воплощение
антихриста;
благородный
разбойник;
рыцарь нового времени;
реалист;
предпрениматель;
положительный герой;
антигерой.
???

43. Допишите предложение:

«Если бы Чичиков мерил себя бессмертием
и вечностью,
то____________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
___________________________________ .»

44. Автор

Посмотрите
2,6,7,11-ю главы.
Где автор
выступает как:
— конкретная
личность;
— автор,
оценивающий своих
героев;
— поэт, воплощающий
дух народа?
Образ тройки у
Гоголя можно
осмыслить как:
— образ дали,
простора,
высоты;
— образ движения;
— мысль автора о
великой России;
— прасимвол русского
сознания.

45. Удалось ли Н.В. Гоголю создать произведение, о котором можно сказать: «Огромно моё творение»? Какой смысл можно вложить в слово

Не всеми современниками Н.В. Гоголя поэма
«Мёртвые души» была встречена высокой
оценкой. Немало было таких, кто порицал
Гоголя, смеялся над ним. С вашей точки
зрения, к чему могла относиться критика
Гоголя его произведения? Что могла вызвать
недоумение современников?
Какие выводы о значении поэмы Гоголя, её
роли в русской литературе вы могли сделать?

46. Темы сочинений из открытого банка ФИПИ 2015 года

1.
2.
3.
4.
Сатирическое изображение чиновников в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Каким предстает в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» губернский город?
Женские образы в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» представлена тема «мёртвых» и
«живых» душ?
5. Почему «Мертвые души» Н.В. Гоголь назвал поэмой?
6. В чём схожи и чем различаются помещики Манилов и Ноздрёв? (По поэме Н. В.
Гоголя «Мёртвые души».)
7. Как проявляется характер Чичикова в общении с помещицей Коробочкой? (По
поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».)
8. Какова роль «лирических отступлений» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»?
9. Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» раскрывается внутренняя сущность
Чичикова?
10. Почему афера Чичикова закончилась разоблачением? (По поэме Н.В. Гоголя
«Мёртвые души».)
11. Какие человеческие пороки обличает Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души»?
12. Образ Плюшкина и его роль в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

47. Темы сочинений из открытого банка ФИПИ 2015 года

1. Почему помещиков, которых посещает Чичиков, можно назвать «мёртвыми
душами»? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».)
2. Каково отношение автора к главному герою поэмы «Мёртвые души»?
3. Тема дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
4. В чем своеобразие жанра «Мертвых душ» Н.В.Гоголя?
5. В чём схожи и чем различаются Коробочка и Плюшкин? (По поэме Н. В. Гоголя
«Мёртвые души»)
6. Каким предстаёт Чичиков в сценах покупки мёртвых душ? (По поэме Н.В. Гоголя
«Мёртвые души».)
7. Как «Повесть о Капитане Копейкине» связана с общей проблематикой
поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?
8. Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» реализуется принцип «смеха сквозь
слезы»?
9. В чём состоит своеобразие финала первого тома поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые
души»?
10. Почему наибольшие затруднения при покупке мёртвых душ Чичиков испытывает
с Коробочкой и Ноздрёвым? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
11. Каково отношение автора к главному герою поэмы «Мёртвые души»?

Из «Яблока» исключили почти 100 человек за «поддержку конкурентов»

Автор фото, Sergey Fadeichev/TASS

Подпись к фото,

Елена Русакова в ноябре говорила, что давление со стороны Кремля на все зарегистрированные партии усилилось

Федеральное бюро партии «Яблоко» на заседании вечером 28 декабря исключило из Московского регионального отделения 98 членов партии, среди которых — Дарья Беседина, глава муниципального округа Гагаринский Елена Русакова, автор расследования об электронном голосовании и глава МО Раменки Максим Гонгальский. О своем исключении также сообщил помощник Бесединой Петр Карманов.

Причины исключения разные. В частности, руководству партии не понравилось, что их однопартийцы решили баллотироваться в Мосгордуму, конкурируя с кандидатами от «Яблока», а также поддерживали на выборах в Госдуму и Мосгордуму других кандидатов.

В пресс-службе «Яблока» изданию «Новая газета» уточнили, что Гонгальского и Карманова исключили за письма и поддержку конкурентов партийных кандидатов, Русакову — за «компрометацию партии» в СМИ и «спойлерство» кандидата от партии, а Беседину — за поддержку конкурентов. Среди исключенных оказался и программист Илья Сухоруков — его исключили «за письма», сообщили в «Яблоке».

Как заявляют в «Яблоке», его теперь уже бывшие члены якобы распространяли ложные утверждения, которые порочат партию и нанесли ей политический ущерб во время избирательной кампании.

«Подобные действия влекут самую строгую партийную ответственность в любой партии в любой демократической стране», — заявили в пресс-службе.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

На предвыборном съезде в апреле 2021 года «Яблоко» анонсировало реформу партии

Во время предвыборной кампании 2021 года «Яблоко» отказалось выдвинуть в Думу соратников Навального, объяснив это рисками снятия с голосования всего партийного списка. В итоге выборы оказались для «Яблока» провальными. Партии не удалось провести в Госдуму ни одного одномандатника, а по партспискам она получила всего 1,34% голосов при пятипроцентном проходном барьере.

О том, что из «Яблока» хотят исключить около «250 врагов партии, обнаруженных в ее рядах», писал накануне бывший яблочник, директор Городских проектов Максим Кац, наблюдавший за заседанием онлайн.

В ноябре «Яблоко» исключило из партийных списков почти 500 человек, еще около 200 были сняты с регистрации. Некоторые яблочники тогда утверждали, что в партии начались внутренние политические чистки с целью избавиться от неугодных членов. В самой партии утверждали, что наводили так порядок и избавлялись от «мертвых душ».

Елена Русакова тогда говорила, что решение о чистках в «Яблоке» могло быть принято на фоне общего усиления давления на все зарегистрированные партии со стороны Кремля.

«Есть определенные требования: не допускать протестной активности, не выступать с острой критикой Путина, не поддерживать Навального, не поддерживать «умное голосование». Исполнять эти требования для «Яблока» очень трудно, потому что в партии полным-полно молодых людей, жестко настроеных на протест. Можно предположить, что руководство хочет обезопасить себя, исключая из списков таких людей», — говорила она.

Обзор читателей: Литература с 1714 по 1910 год — Групповые чтения 2018 — Архивы: Мертвые души

Мод Chapter 10

Озадаченные чиновники понимают, что не могут угадать, кто такой Чичиков на самом деле. Поэтому они решают обсудить этот вопрос вместе с помощью сотрудника полиции. В ходе обсуждения почтмейстер делает удивительное открытие и утверждает, что Чичиков — не кто иной, как капитан Копейкин. Автор словами почтмейстера излагает историю героя войны 1812 года капитана Копейкина.Вернувшись с войны инвалидом, Копейкин поселился в Петербурге, но вскоре понял, что ему не по карману жизнь в городе. Он пошел к чиновнику, чтобы получить пенсию. Однако сделка с постановлением о надбавке затянулась до тех пор, пока голодный офицер не устроил скандал в приемной чиновника, за что и был арестован. По слухам, капитан тогда возглавил банду бандитов. Выслушав почтмейстера, чиновники сомневаются, что Чичиков — Копейкин. Между тем слухи о Чичикове множатся, Чичиков узнает об этом от Ноздрева, а затем решает, что пора покинуть город.

Глава 11

Несмотря на желание поскорее покинуть город, Чичикову сообщили, что его бритке нужен ремонт. Когда бричка готова, и коллегиный советник отправляется в путь. Затем автор берется рассказать биографию своего героя. Чичиков следует наставлению отца, чтобы угодить властям и сэкономить копейки. Получив канцелярскую работу, его карьера начинает успешно продвигаться. Чичиков строил планы разбогатеть и найти достойное место в обществе. Его план состоял в том, чтобы купить мертвые души, и этот план, судя по всему, удался.Или это было?
_______________________________________________
Мы завершили Часть 1 на этой неделе, когда Чичиков уехал из города, поэтому мы можем посмотреть не только последние две главы, но и всю книгу в целом.

Мне показалось интересным, что почтмейстер предполагал, что Чичиков был капитаном Копейкиным, учитывая степень (потеря руки и ноги) его травм. Что вы думаете об этой дискуссии с официальными лицами?

Что ценит Чичиков? Чего он хочет от жизни?

Я нигде не читал, что покупка мертвых душ была незаконной, возможно, теневой, но не незаконной.Как вы думаете, почему Чикиков так быстро уехал из города?

Какие впечатления от русской жизни вы, как читатель, получаете от «Мертвых душ»? Они положительные или отрицательные?

Какие бывают русские помещики? Есть ли хорошие арендодатели?

Что еще критикует в романе Гоголь, кроме крепостного права?

Мертвых душ, Николай Гоголь, часть I — Книжный вид

Я начинаю думать, что «Мертвые души» — первый русский роман, который я прочитал полностью. Я приближаюсь к половине пути, но все еще наслаждаюсь собой. Я выбрал Dead Souls по нескольким причинам. Во-первых, с тех пор, как я выручил Nanowrimo, я почувствовал, что должен заняться чем-нибудь литературным в этом месяце. Во-вторых, я слышал часть истории и хочу узнать остальную часть.

Но я должен сказать, что мне очень нравится, как пишет Гоголь. Думаю, он что-то среднее между Джонатаном Свифтом и Генри Филдингом. С одной стороны, он довольно человеконенавистник. Ни один из персонажей не подходит, и у всех, кажется, есть серьезные недостатки.Вы бы не хотели иметь дело ни с одним из них. Но с другой стороны, описания и ситуации в этой книге довольно забавны. В этом смысле Гоголь немного похож на Филдинга, но комедия не такая уж масштабная. У Гоголя много действительно забавных фраз, особенно в описаниях персонажей. Я не ожидал, что так буду смеяться над тем, что было написано более 150 лет назад русским. Не то чтобы я что-то имел против русских, просто они меня до чертиков подавляют.

Моя единственная забота о книге — это перевод.Переводчики, поймите меня правильно, поработали очень хорошо. Я понимаю, что происходит, но вижу использование сленга, который, на мой взгляд, является современным. Я не знаю русского языка и недостаточно знаю о русской культуре, чтобы понимать, как тогда звучал бы сленг. Меня беспокоит, не заглушает ли голос переводчика Гоголя. И это прискорбно, потому что мне нравится, как этот человек пишет. Я читал другие переведенные работы, но не заметил, что они переведены, например, «Тень ветра».Я не «слышал» рассказчиков, которых не должен был. Это может быть трудно понять. С переводом «Мертвых душ», который я читаю, бывают моменты, когда я не думаю, что это пишет Гоголь. Но с Shadow все время звучало как Ruiz-Zafón. И, учитывая, что эта книга была опубликована в 1842 году, некоторые переводы заставляют персонажей казаться анахронизмом — есть современные фразы, которые плохо выделяются.

Я пытаюсь закончить главу в день.Так что я закончу с этой книгой к середине следующей недели. Тогда еще раз «Мертвые души».

Нравится:

Нравится Загрузка …

Связанные

Откровение 6: 9-11 — Души мертвых спят? : Christian Courier

Есть много библейских свидетельств, демонстрирующих, что душа полностью сознательна в посмертном состоянии. Один из библейских контекстов, проливающих свет на эту тему, — это Откровение 6: 9-11.Внимательно прочтите этот рассказ

«И когда он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убитых за слово Божье и за свидетельство, которое они держали: и они закричали громким голосом, говоря: доколе еще! О Учитель, святой и истинный, неужели Ты не судишь и не мстишь за нашу кровь живущим на земле? И дали каждому по белому одеянию; и было сказано им, что им следует отдохнуть еще немного, пока их сослуживцы и их братья, которые должны быть убиты, как и они, не завершат свой путь.”

Обратите внимание на следующие факты:

Иоанн видит «души» убитых за дело Христа под жертвенником Божьим. Эти люди — мученики, поэтому их убитых тела, закопанных, сожженных, скармленных животным, брошенных в море и т. Д., Остаются на Земле. И все же они, как души, существуют в присутствии Бога. Есть душа, которая существует независимо от человеческого тела!

Относительно этих душ Священные Писания и логика указывают:

(1) Они громкие — они взывают к Богу.

(2) Они любопытны интеллектуально — они хотят знать, как долго будут продолжаться преследования.

(3) У этих душ есть память — они вспоминают кровавые обстоятельства земли.

(4) Они морально чувствительны — они верят, что нечестивые, преследующие праведное дело Бога на земле, должны быть наказаны.

(5) Они способны получать благословения — каждому дается белое одеяние.

(6) Они способны понять наставление — им велят быть терпеливыми и отдыхать до тех пор, пока божественный план не будет выполнен.

Этот контекст является смертельным ударом по доктрине материализма и родственной ему догме о душевном сне.

Сделайте заметки на полях Библии, отражающие эти наблюдения.

Мертвые души — Глава 11: Первое свидание слишком поздно

Когда Робин вернулся в квартиру, он обнаружил Регину сидящей на диване со слезами, текущими по ее лицу.
«Регина, что случилось?»
«Я дочитал, закончил всю книгу».
Он мог сказать, что ее переполняли эмоции, а Регине просто хотелось еще немного поплакать.Ей почти казалось, что она пережила те события. Она не помнит, чтобы влюблялась, и она не чувствует любви, но она знала, как это произошло, и она знала, что это возможно, и она знала, что может снова полюбить.
«Мне жаль, что меня не было здесь, но я подумал, что ты захочешь прочитать это самостоятельно».
«Да. Я доволен тем, как все закончилось, я просто хочу прожить это. Я чувствую, как это повлияло на мое сердце, но все же я не тот человек, у меня нет тех воспоминаний.
Он сел на диван и обнял ее, она пыталась не оттолкнуть его, но не могла не напрячься, когда он ее обнял. «Я знаю, что это сложно, но скоро все закончится. , ты скоро вспомнишь. «Робин поднимается с дивана», а пока мы создадим новые воспоминания и попробуем снова влюбиться, и когда-нибудь скоро, когда к твоим воспоминаниям вернутся, ты вспомнишь, как влюблялся дважды.
Она знала, почему эта другая Регина влюбилась в этого человека, он был обаятельным, добрым и терпеливым.Он был идеален во всех смыслах, но она не знала, как влюбиться в него.
Робин подошел к двери и взял сумку: «Так как я знаю, что у вас здесь нет одежды, я принес вам это. Я знаю, что это отличается от того, что вы обычно делаете, но я старался изо всех сил. Я пытался Выберите что-то более похожее на то, что вы носили как королева, а не на то, что вы носили как мэр. Надеюсь, вам это нравится, но если нет, мы можем пойти в магазин до нашего свидания. »
«Ок.» Она взяла сумку у Робин и вернулась в свою комнату.Она вытащила платье и отнеслась к этому скептически, потому что никогда не видела ничего подобного. Оно было длиной с бальное платье, но намного тоньше. Это был шелковисто-красный материал, довольно красивый, но она не была уверена, что он для нее, пока не надела его.
Платье облегало ее изгибы, бедра, тонкую талию и ниспадало к низу. Оно элегантно скользило по полу и имело глубокий вырез спереди, что было обычным делом для ее платьев. Бретельки спускались ей на плечи и доходили до спины.С помощью небольшой магии ее волосы были уложены, и ее лицо было накрыто легким слоем макияжа и ярко-красной помадой в тон платью. Она чувствовала себя красивой, словно могла покорить мир, но не так, как раньше. Она не чувствовала, что ей нужно пугать людей до подчинения, она чувствовала себя могущественной без своей магии, но только она и это красное платье.
Его лицо светится, когда она выходит из комнаты и кружится для Робин. Он улыбается почти так же широко, как и она, потому что впервые за десятилетия она почувствовала себя почти счастливой.
«Вы читаете, миледи?» — он протянул руку.
Она берет «да». И они выходят за дверь. Никто другой их не видит, но кажется, что весь мир наблюдает за ними, и кажется, что ничего не может пойти не так. Это то, на что похож счастливый конец? Она бы не знала. Что она действительно знала, так это то, что она никогда не хотела терять это чувство, и хотя она все еще не знала Робина, она больше не вздрагивала, когда он обнимал ее, и она почти даже обнялась в ответ, потому что теперь она знала всю историю.
Она чувствовала себя на грани любви, но чего-то не хватало. Он не любил ее так же, что бы он ни говорил, потому что это был не тот человек, которого он знал. Конечно, она была такой же, и ее сердце было тем же, но у них больше не было одних и тех же воспоминаний, которые нужно было связывать. Несмотря на это, Регина решила попробовать создать новые воспоминания, которые не будут связаны с тем, что она забыла. Так что, взявшись за руки, они идут, куда? Что ж, она не была уверена, но Регина знала, что куда бы она ни пошла, она будет изо всех сил стараться влюбиться снова.
Они подходят к саду, он маленький, но цветущий цветами, с колодцем посередине. Впереди, на дорожке между клумбами из лаванды, она увидела небольшой стол, освещенный свечой, покрытый едой и вином.
«Этот сад не всегда цветет, — объяснила Робин. — Когда-то он был голым и пустым, но ваша внучка Люси считала, что может что-то изменить, и получила весь город, чтобы помочь ей сажать цветы и заставлять этот сад расти. и спаси это от бабушки-мачехи.«
« Моя внучка сделала это? »
« Она сделала. Вы вырастили замечательного сына Регину, а он вырастил замечательную дочь.
«Я никогда не думала …» Ее голос затих, когда она начала осматривать сад. Шелковое платье двигалось по камням, создавая впечатление, будто она плывет. На мгновение, когда Реджина подняла глаза и улыбнулась ему, Робин увидел женщину, в которую влюбился, ту же улыбку и те же глаза, и это растопило его сердце. В глубине души он знал, что это был тот же человек, которого он упал. был влюблен в нее столько лет назад, но он не был уверен, что это будет то же самое, но в тот момент он почувствовал себя влюбленным в эту женщину больше, чем когда-либо.Когда Регина встретилась взглядом с его взглядом, она почувствовала это. Была ли это любовь? Еще нет. Но было ли это что-то? да.
Они садятся за стол и вместе едят. Еда была восхитительной, и она наслаждалась каждым кусочком, но когда еда закончилась, на вопросы были даны ответы и пирог был съеден, она обнаружила, что разочарована. Она не хотела, чтобы эта ночь закончилась, она хотела, чтобы это длилось вечно, к счастью, у Робин был план.
Внезапно заиграла музыка, и Регина не знала, что под столом есть радио, но она была счастлива, думая, что это волшебство.Робин встал и протянул руку: «Миледи?» Она это берет.
Когда они начинают двигаться через гарен, вплетаясь в тропинки и уходя с них, танцуя синхронно с биением сердца, они становятся немного ближе к той настоящей любви, которую искал Зевс. Были ли они там еще? Нет, но они приближались. Они танцевали всю ночь, опираясь друг на друга для поддержки. Ни один из них не хотел отпускать, но оба знали, что ночь не продлится вечно. Когда его рука скользнула по ее спине, Регина почти начала вздрагивать, поэтому он остановился и позволил ей устроиться поудобнее.
Все время, когда она, возможно, соблазняла людей получить то, что хотела, никто никогда ее не трогал. С тех пор как она была замужем за королем, она дразнила только мужчин. Итак, хотя она знала, что в Сторибруке все было по-другому, правда была в том, что ее просто еще не было. Они оба знали, что не могут торопить эту любовь, иначе это было бы неправдой.
Ни один из них не хотел быть первым, кто скажет, что пора остановиться, и оба надеялись, что другой сделает это, но когда заиграла музыка и закончился плейлист, музыка остановилась сама по себе, и Робин отнесла ее домой.

Левит 21:11 Он не должен подходить к мертвому телу; он не должен осквернять себя даже перед отцом или матерью.

Новая международная версия
Он не должен входить в место, где есть труп. Он не должен делать себя нечистым даже для своего отца или матери, New Living Translation
Он не должен осквернять себя, приближаясь к мертвому телу. Он не может сделать себя нечистым даже для своего отца или матери. English Standard Version
Он не должен входить в какие-либо трупы или делать себя нечистым, даже для своего отца или для своей матери.Berean Study Bible
Он не должен приближаться ни к одному мертвому телу; он не должен осквернять себя, даже за своего отца или мать. Библия короля Иакова
Он не должен ни входить ни к какому мертвому телу, ни осквернять себя за своего отца или за свою мать; New King James Version
и он не должен приближаться ни к чему. труп, ни осквернять себя для своего отца или своей матери; Новая американская стандартная Библия
; он не должен приближаться ни к какому мертвому человеку, ни осквернять себя даже для своего отца или своей матери; NASB 1995
; он не должен приближаться ни к одному мертвому человеку, ни осквернять себя даже ради своего отца или своей матери; NASB 1977
; он не может ни приближаться ни к какому мертвому человеку, ни осквернять себя даже для своего отца или своей матери; Расширенная Библия
, ни приближаться к какому-либо мертвому человеку, ни осквернять себя [ поступая так, даже] для своего отца или для его матери, Христианская стандартная Библия
Он не должен приближаться к мертвому человеку или делать себя нечистым даже для своего отца или матери. Христианская стандартная Библия Холмана
Он не должен приближаться к мертвому человеку или делать себя нечистым даже для своего отца или матери. Американская стандартная версия
ни входить в какое-либо мертвое тело, ни осквернять себя из-за своего отца или своей матери; Aramaic Bible in Plain English
И он не должен входить ни в одну душу мертвого, и он не должен быть осквернен своим отцом или своей матерью; Brenton Septuagint Translation
и он не должен входить ни в какое мертвое тело, и он не должен осквернять себя для его отца или его матери.Contemporary English Version
Не делайте себя нечистыми, подходя к мертвому телу, даже к телу своего отца или матери. Библия Дуэ-Реймса
И он не должен вообще входить ни к одному мертвому человеку: ни за его отца, ни за свою мать он не должен быть осквернен его отец или его мать; GOD’S WORD® Translation
Он никогда не должен приближаться к мертвым телам или становиться нечистым, даже для своего отца или матери. Международная стандартная версия
. Он не должен приближаться к мертвому телу — будь то умерший его отец или его мать — чтобы не осквернить себя. JPS Tanakh 1917
ни входить ни к какому мертвому телу, ни осквернять себя за своего отца или за свою мать; Literal Standard Version
, и он не может идти рядом с каким-либо мертвым человеком; он не оскверняет себя ради отца и матери, NET Bible
Он не должен идти туда, где есть мертвец; он не должен осквернять себя даже перед отцом и своей матерью.New Heart English Bible
и он не должен ни входить ни в какое мертвое тело, ни осквернять себя за своего отца или за свою мать; World English Bible
он не должен ни входить ни в какое мертвое тело, ни осквернять себя за своего отца или за свою мать. его мать; Буквальный перевод Янга
, ни к кому из мертвых он не приходил; для своего отца и для своей матери он не оскверняет себя Дополнительные переводы …

«Мертвые души»: Каннский обзор | Отзывы

Реж. / Скр. Ван Бин.Франция / Швейцария. 2018. 496 мин.

Начиная с 1957 года, тысячам китайских заключенных потребовалось менее пяти лет, чтобы медленно умереть от голода в гулагах пустыни Гоби, все они стали жертвами попытки коммунистической партии искоренить идеологическую рознь («антиправая» кампания). Ван Бину потребовалось 13 лет, чтобы собрать обширные свидетельства, в которых рассказывается об их травматическом испытании, и требуется более восьми часов, чтобы его хроника этой малоизвестной главы истории разворачивалась.Самый длинный фильм из когда-либо показанных в официальном списке Канн, этот важный документальный фильм обязательно и неизменно мрачный; кинематографический эквивалент прогулки в шкуре выживших, и сложный, сложный, но важный опыт просмотра, который зарывает его безмерные печали глубоко в кости аудитории.

Укороченная версия Dead Souls не будет иметь такого же почти подавляющего кумулятивного воздействия

Только что после победы в Локарно «Золотой леопард» за значительно более короткую, но не менее мрачную Mrs. Fang , последняя работа Вана, рассчитана на длительный фестиваль, как и большая часть авторской продукции на сегодняшний день. Dead Souls также призван заслужить достойное сравнение с фильмом Shoah Клода Ланцманна — не только в силу его предмета, использования интервью из первых рук и продолжительности, но и благодаря его мастерскому владению силой погружения. Всегда будучи сторонником того, чтобы уделять теме столько времени, сколько нужно, чтобы отразить ее должным образом (как его девятичасовой рабочий на заводе doc West of the Tracks и 14-часовой образец нефтяной промышленности Crude Oil уже созданы), Ван понимает, что некоторые истории можно по-настоящему понять только в течение длительного периода времени.В то время как более короткая версия Dead Souls могла бы легко включать все соответствующие детали, она не имела бы такого почти подавляющего совокупного воздействия.

Сам режиссер впервые начал изучать антиправую кампанию Китая, которая предшествовала Культурной революции в стране, в процессе подготовки своего художественного фильма « Ров ». Ван также исследовал так называемые лагеря перевоспитания в своем документальном фильме 2007 года « Fengming, китайский мемуар »; однако вместо того, чтобы использовать тяжелое положение одной женщины в качестве примера широко распространенных ужасов того времени, книга « Dead Souls » извлекает душераздирающее содержание из множества аналогичных отчетов.

Обследуя более 120 выживших, но сосредоточив внимание примерно на дюжине тем, в первую очередь на мужчинах, Ван погружается в атмосферу преследований, тюремного заключения и санкционированных государством убийств. Как вспоминают теперь уже пожилые собеседники, режим 1950-х годов призывал членов партии высказать свою критику только для того, чтобы быстро арестовать тех, кто высказался, а затем осудить изгнанников на трудовые участки в Цзябянгоу и Миншуе на северо-западе страны. Власти не просто настаивали на том, чтобы избавиться от предполагаемых пяти процентов диссидентов среди населения — они строго соблюдали эту цифру, независимо от того, кто был уличен в последствиях.

Некоторым сказали, что это краткосрочная договоренность: заключенные должны были работать, но почти не есть, а рацион ограничивался 250 граммами зерна в день. В ходе индивидуальных дискуссий, продолжительностью в среднем 30 минут каждая, документальный фильм конкретизирует жестокую реальность того, что вас оставили увядать и умереть в нищете: сон в канавах при любой погоде; опухание, а затем сокращение конечностей и лица из-за недоедания; растущее число жертв и все более слабые методы захоронения; и отчаянные меры по сбору еды, включая воровство, накопление и каннибализм, чтобы отразить мрачный жнец.

Снятый Ваном с его обычным натуралистическим подходом, персонажи фильма освобождают свои мучительные рассказы о невзгодах из своих скромных гостиных и даже своих кроватей, а сковороды и зум-объективы добавляют все необходимое внимание. В то время как разные респонденты отличаются своим темпераментом — все они все еще в состоянии контузии, но варьируются от тихо торжественных до явно разгневанных — сценарист / режиссер оставляет свои собственные эмоциональные расцветы для других включений в документальный фильм. Посещение панихиды после возвращения нескольких выживших к месту их страданий и беседы с фермером, живущим сейчас в этом районе, операторская работа Ванга резкая и срочная до субъективной крайности.То же самое можно сказать и о некоторых из наиболее впечатляющих и затяжных эпизодов сюжета: блуждание по грязи пустыни и наблюдение за раскопанными останками скелетов, разбросанными по поверхности (кадры, которые Ван также использовал в своей получасовой короткометражке Traces ).

Производственные компании: Les Films d’Ici, Adok Films, ARTE France Cinéma, CS Productions

Международные продажи: Doc & Film International, [email protected]

Продюсеры: Серж Лалу, Камилла Лаемле, Ван Бинг, Луиза Принс

Монтаж: Екатерина Раскон

Кинематография: Ван Бин

Давайте вспомним классику.Реферат «Мертвые души» на стихи Н.В. Гоголя

.

Суровый реалист критического направления, но при этом мистик, сатирик, разоблачающий бедствия и пороки своего времени, и тонкий, проникновенный лирический поэт; патриот, мучительно любящий русский народ, Россию, но при этом сохранявший тесные связи с родной Россией, Малороссией . .. Это Николай Васильевич Гоголь, один из самых интересных и загадочных писателей XIX века.

Поэма «Мертвые души»

Итак, краткое содержание.«Мертвые души», самое известное произведение Гоголя, сложно пересказывать таким образом. Он слишком пропитан философским и социально-обвинительным смыслом. А лирические отступления, их пронзительный, душераздирающий тон не поддаются описанию — Гоголь из тех писателей, которых надо читать, как говорится, в подлиннике. Но все же…

Пересказывая аннотацию «Мертвых душ», начнем мы, конечно же, со знаменитого приезда в провинциальный город НН некоего кавалера «средней руки»: не слишком толстого, но и неплохо; не молодой, но и не старый, не красивый, но и не чудовище.Это главный герой произведения, Павел Иванович Чичиков, коллежский асессор. Он приехал сюда по своим личным делам, поселился в гостинице, где тараканы размером с чернослив водились в каждой комнате, и стал расспрашивать хозяина о том, что происходит в городе и окрестностях.

Далее в аннотации «Мертвые души» следует рассказ о визите Чичикова к городским властям. Гоголь в двух словах дает точную, точную характеристику всех правителей, попутно рисуя общую картину обычаев и обычаев, преобладающих в Н. Н..Оказывается, здесь процветают взяточничество, двурушничество, обрезание, откровенное хищение государственных средств и многие другие беззакония. Но Чичикова это не беспокоит. Ему важно знать, какие крупные помещики живут в округе, была ли на их стороне мораль, эпидемии и прочие бедствия. С чиновниками Павел Иванович ведет себя предельно учтиво, вежливо, воспитанно. О себе он мало говорит, сообщает только о том, что жертва служебной несправедливости и хочет в этих краях поселиться в мире.Каждому чиновнику он знает, как подобрать ключ, потому что везде это принимают с удовольствием и с распростертыми объятиями.

Он завоевывает расположение и некоторых землевладельцев, знакомящихся в городе, а затем решает навестить новых друзей. И далее краткое содержание «Мертвые души» — это повествование о путешествии Героя по родной России.

Крестьянская Россия вызывает у Гоголя и нас двойственное впечатление. С одной стороны, широта и простор его просторов напоминают нам о недюжинных силах и талантах русского народа.С другой стороны, откровенная бедность и нищета деревень, грязь и унылость пейзажей настраивали на печальное настроение. Крепостное право ужасно в повседневной жизни.

Чичиков по очереди посещает имение Маниловых, Ящиков, Ноздрева и других помещиков. Ко всем он обращается со странной просьбой — продать ему мертвых крестьян, как живых. У каждого помещика есть своя, специфическая реакция на предложение. Если Манилов несколько опешил и отдает Чичикову «душу», то Коробочка, Собакевич, Плюшкин, ему приходится попотеть и потратиться, чтобы получить желаемое.И у Гоголя есть прекрасная возможность показать во всей своей «красоте» страшное лицо крепостничества, доказать, что не мертвые крестьяне, а живые помещики и чиновники — это те «мертвые души», «неверующие», которые, как паразиты, присоединились к народу и живут, поедая его «соки» — народный труд.

Образ помещика построен по принципу градации — от слащавого Манилова, человека «ни то, ни сего», до Плюшкина — «пробелы в человечности».

Особую роль играет в стихотворении «Мертвые души» 11 глава, краткое содержание которой можно свести к рассказу о жизни Чичикова.Гоголь раскрывает нам не только суть своего мошенничества, но и подробности своего детства, школьных лет, юности. Страсть к «копейке», к накоплению вскоре загубила его душу, превратила его в подлого, бессовестного негодяя, негодяя, не останавливающегося ни перед какими морально бессовестными поступками ради получения желаемой прибыли и прибыли. Поэтому в рассказе «Мертвые души» краткое содержание главы 11 можно считать идейно-художественным центром произведения.

Идея Чичикова не удалась.Вместо головокружительного успеха ему приходится бежать из города. Но герой духом не падает. Его «птица-тройка» несется по просторам России как неизбежная судьба, как знамение наступления нового века — века капитализма, хищничества, нравственного разложения, падения нравственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *