1 глава капитанская дочка план: Рассказ капитанская дочка план к каждой главе. Пересказ произведения «Капитанская дочка» Пушкина А.С. Тест по произведению

План-конспект»Капитанская дочь» — Литература — Уроки

Конспект урока литературы в 8 классе

«Творческая история романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Учитель русского языка и литературы

МбОУ СОШ2

Курбанова Хонча Оруджалиевна

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

  1. Тема урока «Творческая история романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», урок №1 из 7 по данной теме.

  2. Базовый учебник: В.Я Коровина

  3. Цель урока: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.

  4. Задачи:

Обучающие: познать прошлое, увиденное глазами великого поэта; подготовить учащихся к пониманию замысла создания подлинно реалистического образа Пугачёва;

Развивающие: создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач; способствовать развитию мышления: анализа, суждения, умозаключения;

Воспитательные: развивать и воспитывать умение работать в коллективе, коммуникативные умения; побуждать к активной положительной деятельности;

  1. Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.

  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

  3. Образовательная технология: исследовательские методы в обучении

  4. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, портрет А.С.Пушкина.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика, формы работы

Время

I

Организационный момент

— Здравствуйте, садитесь.

— Сегодняшний урок литературы будет отличаться тем, что в подготовке урока вы приняли непосредственное участие. В качестве эпиграфа я бы хотела предложить одну из восточных мудростей: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай мне сделать самому – и я пойму».

— Как вы считаете, что она означает?

— Ребята, обращаю ваше внимание, что на столах у вас лежат оценочные листы, и вы во время выступления своих одноклассников должны оценить их работу.

Слушают учителя, участвуют в диалоге, размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная

3 минуты

Целеполагание

Мы продолжаем изучение творчества Александра Сергеевича Пушкина и приступаем к изучению повести «Капитанская дочка». Для того, чтобы было легче понять произведение, действия героев, необходимо знать, каким был тот исторический период.

Откройте тетради, запишите число и тему урока: Творческая история романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Цель урока: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.

Слушают учителя, записывают в рабочие тетради тему урока

3 минуты

II

Актуализация знаний

— Сейчас повторим материал прошлого урока.

Индивидуальная работа 2 учеников: (письменный ответ на вопрос).

Остальные учащиеся отвечают на вопросы.

— Над каким историческим трудом Пушкина мы работали на прошлом уроке?

— Кто стоял у власти в этот период?

— Что можете рассказать о ее царствовании? (сообщение ученика)

Записываем в тетради тезисы выступления.

-Каким предстает Емельян Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина?

— Слово предоставляется ученице, которая расскажет нам о крестьянской войне 1773 — 1775г. (сообщение ученика)

— Для нас сейчас все это давняя история. Но, как мы слышали, во времена Пушкина еще были живы очевидцы событий- из числа дворян и простого народа. Вроде бы события одни и те же, но как по-разному они воспринимались. Если для дворян Пугачев был «злодеем, извергом», то в народном сознании, отраженном в песнях и сказаниях, это личность постепенно приобрела легендарные черты: воплотила представление о сильном, строгом, но справедливом вожде «заступнике». Знал ли все это многообразие мнений Пушкин? Очевидно – да.

Обратимся к документам.

— Осенью 1833 года Пушкин приехал в Оренбург для собирания сведений о пугачевском бунте и пожелал посетить Бёрду. Пушкина ждали. Пришли в дом к старой казачки Бунтовой, которая своими газами якобы видела Пугачева. Пушкин стал расспрашивать ее и в процессе беседы попросил спеть песню про Пугачева. Давайте сейчас прослушаем одну из песен.

Песня: в исполнении ансамбля «Казачий круг»

— Кто знает, может, тогда Пушкин слышал песню, наподобие той, которая сейчас прозвучала. А теперь обратимся к историческим документам и найдем слова очевидцев из дворянского лагеря.

(Емелька Пугачев, бесспорно, принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рожденным; ибо в детстве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают. История сего злодея может изумить порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может падать человек и какою адскою злобою может быть преисполнено его сердце). Кто дал данную характеристику Пугачеву?

(Эту характеристику дал Пугачеву один из современников Пушкина, историк Броневский)

Ученики отвечают на вопросы, обосновывают свой ответ, слушают учителя, выполняют индивидуальные задания, которые они подготовили, исследуя материалы учебной и дополнительной литературы

Индивидуальная, групповая

Учащиеся исследуют материал и делают заметки в тетради

8 минут

III.

Изучение нового материала.

— Ребята, скажите, вам что-нибудь известно о работе Пушкина над созданием «Капитанской дочки»?

Проверка опережающего задания. (сообщение ученика)

Проверка индивидуальных заданий.

— В 1833 году Пушкин начинает изучать архивные материалы, обращается к разным лицам с просьбой сообщить ему всё, что известно Пугачеве.

Обратимся к историческим и биографическим документам и найдем материал о том, как работал ПУШКИН над созданием «Капитанской дочки».

(«Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того 18 толстых томов… разных рукописей, указов, донесений. Я посетил места, где произошли события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою… Вся эта эпоха была худо известна. Военная часть оной никем не была обработана: многое даже могло быть обнародовано только с высочайшего соизволения)

(фрагмент из письма Пушкина жене, Наталье Николаевне, написанного во время поездки.

«Я в Казани с пятого… Здесь я возился со стариками, современниками моего героя: объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону)

Исследуют карту – схему в учебнике литературы и указывают города, районы, охваченные восстанием.

-Ребята, обратите внимание на дату издания, которая стоит в конце повести. Что эта дата значила в жизни А.С. Пушкина?

— В 1836 году исполнилось 25 лет со дня основания лицея, это последняя лицейская годовщина в жизни Пушкина. Через несколько месяцев Пушкин погиб, защищая честь своего дома, своей семьи, своего имени. Но он оставил нам свое завещание – свою последнюю повесть «Капитанская дочка». Уже 170 лет, как живет эта книга, и жизнь ее на этом не заканчивается. Еще многие века читатели будут искать ответы на загадки человеческой жизни, истории над которыми размышлял А.С. Пушкин в конце творческого пути

Отвечают на вопросы учителя, воспринимают на слух информацию, слушают ответы одноклассников, которые работали по карточкам, исследуя материал учебника.

Индивидуальная, фронтальная

Исследуют карту – схему и делают вывод, который записывают в тетрадь

5 минут

Физкультминутка

Чтобы немного отдохнуть, проведём физкультминутку.

Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотри и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся, что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно,

Ну, а дальше будь здоров!

Выполняют элементарные упражнения

2 минуты

Жанровое своеобразие.

— Ребята, обратите внимание на запись на доске? (роман, повесть, хроника, мемуары).

— Какое общее понятие объединяет их?

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная

1 минута

Работа с толковым словарем. Вывод.

— Вспомните их определения, если затрудняетесь, выясните значение литературных понятий, пользуясь толковым словарем литературных терминов.

— До сих пор нет единства в определении жанра произведения. Что это — повесть? Роман? Хроника или мемуары?

Вам было дано индивидуальное задание поразмышлять над жанром произведения. (ответы учащихся)

Сделайте вывод и запишите его в тетради.

(«Капитанская дочка» — исторический роман, написанный в форме мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта)

Работа со словарем литературных терминов, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Самостоятельно делают вывод и записывают его в тетрадь.

Индивидуальная, групповая

5 минут

IV.

История создания «Капитанской дочки».

Главный принцип, который использует Пушкин в своем произведении — это принцип историзма.

— Что такое историзм? (Ответы учащихся)

-Главной сюжетной линией стало развитие реальных исторических событий. Вымышленные герои Пушкина имеют прототипы и их судьбы тесно переплетаются с историческими лицами.

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная групповая

2 минуты

Прототипы героев повести. Работа со словариком в тетради.

— Попытайтесь объяснить значение слова «Прототип»?

(Прототип — лицо, послужившее прообразом персонажа в художественном произведении). Запишите.

Осваивают литературные термины, записывают в тетради

Групповая

2 минуты

Слово учителя.

— Пушкин не сразу нашел своего героя. Историю о том как это происходило, вы сейчас услышите (сообщение учащихся)

(Работа над повестью продвигалась с трудом. В Пушкинских черновых вариантах сохранилось шесть различных планов произведения «Капитанская дочка».

— По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачева. Прототипом его был поручик 2 гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который предпочел «гнусную жизнь – честной смерти». Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачевских событий – Башарине. Он был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не становился на фамилии Гринев. В правительственном сообщении от 10 января 1775 года имя Гринева числилось среди тех, кто вначале подозревались в «сообщении с злодеями», но «по следствию оказались невинными» и были освобождены из-под ареста. Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве мемуариста.

Пушкину нужен был свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, который был лично знаком с Пугачевым и его окружением.

— В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гриневу противопоставлен дворянин-изменник «гнусный злодей» Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преграды)

Слово учителя: Вам, наверное, очень хочется узнать, кто был прототипом Маши Мироновой. Пушкин писал цензору: «Имя девицы Мироновой вымышленное. Роман мой основан на предании…»

— И не смотря на это, Маша Миронова стала любимой героиней Пушкина, и не случайно повесть называется «Капитанская дочка». Тихая, робкая капитанская дочка стала победительницей в сложных ситуациях. Она победила свою горькую судьбу и обрела дом, семью, счастье. Возможно, назвав повесть «Капитанская дочка» Пушкин хотел подчеркнуть, что его в первую очередь интересуют человеческие отношения.

Воспринимают на слух информацию, которую учащиеся подготовили дома

5 минут

V.

Обобщение

Наш урок подходит к концу, давайте обобщим изученный материал.

— Какова история написания «Капитанской дочки»?

— Что вы можете сказать о жанре этого произведения?

— Объясните лексическое значение слова ПРОТОТИП?

— По первоначальному замыслу романа кто должен был стать главным героем?

Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Фронтальная, групповая

5 минут

VI.

Итог урока

— Сегодня на уроке мы получили много новой информации, узнали, как работал А. С. Пушкин над повестью «Капитанская дочка», поразмышляли над жанром.

На следующих уроках мы рассмотрим жизненный путь главных героев, образ Пугачева.

Слушают учителя

1 минута

VII.

Д/з

Перечитать I – IV главы повести, подготовить характеристику Петруши Гринева.

Записывают домашнее задание

1 минута

VIII.

Рефлексия

У вас на партах лежат листы самооценки, заполните их и сдайте. Учитель оценивает работу учащихся на уроке и выставляет оценки в журнал.

Оценивание работы учащихся на уроке

2 минуты

Цитаты из книги «Капитанская дочка» Александра Пушкина📚 — лучшие афоризмы, высказывания и крылатые фразы — MyBook.

Цитаты из книги «Капитанская дочка» Александра Пушкина📚 — лучшие афоризмы, высказывания и крылатые фразы — MyBook.

Что выбрать

Библиотека

Подписка

📖Книги

🎧Аудиокниги

👌Бесплатные книги

🔥Новинки

❤️Топ книг

🎙Топ аудиокниг

🎙Загрузи свой подкаст

📖Книги

🎧Аудиокниги

👌Бесплатные книги

🔥Новинки

❤️Топ книг

🎙Топ аудиокниг

🎙Загрузи свой подкаст

    org/BreadcrumbList»>
  1. Главная
  2. Русская классика
  3. ⭐️Александр Пушкин
  4. 📚Капитанская дочка
  5. Цитаты из книги

5 958 

цитат

Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!

27 сентября 2016

Поделиться

береги платье снову, а честь смолоду

17 января 2017

Поделиться

Буде лучше меня найдешь, позабудешь, Если хуже меня найдешь, воспомянешь.

5 августа 2017

Поделиться

Молодой человек! если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений.

14 июля 2017

Поделиться

Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась.

31 октября 2016

Поделиться

береги платье снову, а честь смолоду».

20 октября 2016

Поделиться

береги платье снову, а честь смолоду»

6 апреля 2017

Поделиться

Вместе жить, вместе и умирать.

16 марта 2018

Поделиться

Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

13 ноября 2017

Поделиться

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч.

В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.

11 июня 2017

Поделиться

Бесплатно

(7 327 оценок)

Читать книгу: «Капитанская дочка»

Александр Пушкин

Установите приложение, чтобы читать эту книгу бесплатно

123

596

О проекте

Что такое MyBook

Правовая информация

Правообладателям

Документация

Помощь

О подписке

Купить подписку

Бесплатные книги

Подарить подписку

Как оплатить

Ввести подарочный код

Библиотека для компаний

Настройки

Другие проекты

Издать свою книгу

MyBook: Истории

Книга «Дочь капитана пиратов» Ив Бантинг

Книга «Дочь капитана пиратов» Ева Бантинг | Эпический

«Я всегда знал, что мой отец был пиратом, и я всегда знал, что тоже хочу им стать. » В пятнадцать лет жизнь Кэтрин вот-вот изменится.

Счастливые охотники на пляже Чайки

Клуб подводных тайн. Книга 4: Проблемы с сокровищами

Дочь пирата

Веселая Реджина (Непреднамеренные приключения сестер Блэнд, книга 1)

Давно утерянный секретный дневник худшего пирата в мире

Дети пиратов: Великая охота за сокровищами

Призрачный МакНасти: Страх в ночи Классика: Остров сокровищ

Путешествие морского волка

Книга с картинками Питера Пэна

Angry Birds: Captain Badburger

Lilly and the Pirates

Черная Борода и Столб Песчаника: Когда Удары Молнии

Пиратский мальчик

Остров сокровищ

Лягушка, которая хотела увидеть море

Zoom в море

Теория относительности путешественника во времени

Baltazar и The Flying Pirates

Lucy the Dinosaur: сокровище Hunt

AT AT AT The Dinosaur: сокровищ. Море

Ты капитан пиратов?

Капитан Барбоза и пиратская шляпа Чейз

Пираты Кетлшипа

Сестры Гримм: Сказочные детективы

Лорен Ипсум: История о компьютерных науках и других невероятных вещах

Лаборатория опасностей высокого напряжения Ника и Теслы

Рассказы о 8-битном котенке. Книга 1: Затерянный в Пустоте

Исследуйте связанные и популярные темы

Родители любят Epic!
4,7 звезды | 400K+ отзывов в APP STORE

Обезьяна с поясом для инструментов

Принцессы Диснея: Моана

Пугающая белка заводит друга

Неудача Тимми №1: Были допущены ошибки

Дневник червяка

20000 Школа магии 230020 Эль-Волшебная школа Автобус: Затерянные в Солнечной системе

Последний Куэнтиста

National Geographic Little Kids Первая большая книга о динозаврах

Вы умнее акулы?

Мой день с Гонг-Гонгом

Известные бренды: Lego

Атлас диких животных Nat Geo

Жирафы не умеют танцевать

Кот Пит: домашнее животное для Пита

Обучение космонавтов

3

Бурый медведь, бурый медведь, что ты видишь?

Классические мурашки по коже #1: Ночь живых манекенов

Спокойной ночи, луна

Кайю: я люблю тебя

Там, где обитают дикие твари

Математика повествования: Уша и большой копатель

Снупи: первый бигль в космосе

Я выжил #02: Я пережил 1916 нападений акул

Ладно, Энди!

Фиби и ее единорог

Лазерный лось и кролик: Когда летит олень

Ада Твист, ученый

Мерси Суарес меняет шестеренки

Qué llenará la canasta? / Что подойдет?

Каракули и чернила

Wings of Fire Legends: Darkstalker

Рози Ревир, инженер

Кошка-ниндзя Книга 1: Великое ограбление хомяка

Все на Улице Сезам!

Нудлхэды Сделай невозможное

Зарядись своим чтением.

Epic — ведущая цифровая библиотека для детей до 12 лет. Вдохновите жизнь на чтение. В любое время и в любом месте с доступом к нашей цифровой библиотеке.

Книги по возрасту

5

6

7

8

9

10+

Epic охватывает 75 миллионов детей в классе и после школы.

Основанная на коллекции из более чем 40 000 популярных высококачественных книг от более чем 250 лучших мировых издателей, книга Epic безопасно питает любопытство и уверенность в чтении у детей до 12 лет.

Требуется JavaScript

Упс! Сожалеем, но Epic не работает должным образом без включенного JavaScript. Проверьте веб-браузер настройки, чтобы убедиться, что он включен.

«Капитанская дочка» Джеймса Т. Филдса

Magnolia English Reader 5

Orient BlackSwan

Просмотреть образец

ICSE Class 5

English


8 American Author and поэт. Многие из его слов, включая это стихотворение, можно найти в его книге «Баллады и стихи», которая была опубликована в 1880 году.

В этом стихотворении рассказывается о храброй молодой девушке, которая попала в шторм на корабле в море. В то время как взрослые потеряли надежду и страх за свою жизнь, маленькая девочка остается смелой и полной надежд и вдохновляет мужчин верить в трудные времена.

 

Нам было тесно в салоне,
Ни одна душа не посмеет уснуть,
На водах была полночь,
А на глубине была буря .

Зимой страшно
Быть разбитым взрывом ,
И услышать грохот трубы

Гром ,
«Отрежьте мачту!»

Так мы вздрогнули там молча,
Для самых крепких затаил дыхание,
Пока бушевало голодное море
А разбойники разговаривали со Смертью.

Так мы сидели во тьме,
Каждый занят своими молитвами,
«Мы потерялись!» капитан крикнул
Пока он шатался вниз по лестнице.

Но шепнула дочурка,
Когда она взяла его ледяную руку,
«Разве Бог не над океаном,
Так же, как на земле?»

Потом мы поцеловали маленькую дева .
И мы поговорили в более приподнятом настроении,
И мы безопасно бросили якорь в гавани
Когда утро сияло ясно.

Дочь капитана — стихотворение, написанное Джеймсом Т. Филдсом, американским писателем, издателем и поэтом Станца 1 Поэт рассказывает, что была полночь, когда на море бушевал шторм. Их корабль был в опасности, и люди боялись за корабль. Они собрались в каюте, и никто из них не мог спать, думая о том, какое несчастье может принести буря. Станца 2. Это была страшная зимняя ночь, когда небо гремело. сильный, что сломал мачту корабля Их сердца разбились, когда они увидели буйство…

  1. 1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *