В чем смысл первого действия горе от ума?
… Экспозиция «Горя от ума»-первые явления первого действия до приезда Чацкого
(подробное описание жизни Софьи и Фамусова,
это подготавливает фон, на котором в скором времени
разовьется конфликт) .
Завязка любовного конфликта происходит не в начале,
а лишь в 7-9 явлениях, с приездом Чацкого.
Первое действие пьесы начинается со сцены,
где Лизанька, служанка в доме Фамусовых,
просыпается в креслах с жалобами на то, что плохо спала.
Причина в том, что ее хозяйка Софья ожидала в гости друга –
Молчалина. Лиза должна была проследить, чтобы
встреча их осталась в тайне от остальных домочадцев.
В двери появляется Фамусов.
Он интересуется, зачем его секретарь Молчалин
оказался здесь так рано. Молчалин утверждает,
что он возвращался с прогулки и зашел к Софье только что.
Фамусов гневно отчитывает дочь, за то, что застал
ее с молодым мужчиной.
Лиза рекомендует Софье быть осторожнее и
поостеречься недобрых слухов.
Но Софья их не боится.
Однако Лиза полагает, что у Софьи и Молчалина нет
будущего, ведь Фамусов не допустит брака своей
дочери с небогатым и незнатным человеком.
Самая выгодная партия для Софьи, по мнению отца, –
полковник Скалозуб, который имеет и чины, и деньги.
Софья отвечает, что лучше утопиться, чем выйти замуж
за Скалозуба, ведь он очень глуп.
В разговоре об уме и глупости Лизе вспоминается
былая история юношеской нежной любви Софьи
и Александра Андреевича Чацкого, который отличался
и веселостью, и незаурядным умом.
Но это дело давно минувших лет.
Софья считает, что это нельзя было считать любовью.
Они просто росли вместе с Чацким.
Между ними была только детская дружба.
В дверях появляется слуга и докладывает Софье,
что приехал Чацкий.
Чацкий обрадован встрече с Софьей, но удивлен холодному
приему. Софья уверяет его, что рада встрече.
Чацкий начинает вспоминать былые годы.
Софья называет их взаимоотношения ребячеством.
Чацкий интересуется, не влюблена ли Софья в
кого-нибудь, ведь она так смущена.
Но девушка говорит, что смущена от вопросов и взглядов Чацкого.
В разговоре с Фамусовым Чацкий восхищается Софьей,
говорит, что подобных ей не встречал нигде и никогда.
Фамусов опасается, как бы Чацкий не посватался к его дочери.
После ухода Чацкого Фамусов остается в раздумьях
о том, кто же из двух молодых людей занимает сердце
Софьи.
За годы отсутствия Чацкого характер Софьи сильно изменился,
теперь она воспринимает их отношения как юношескую
влюбленность, ни к чему ее не обязывающую.
Кроме того, она теперь любит другого человека — Молчалина,
а с Чацким холодна, и на его вопросы отвечает
общими фразами или шутками:
Кого вы любите? Ах! Боже мой! Весь свет.
Кто более вам мил? Есть многие, родные.. .
Однако Чацкий не понимает истинной причины холодности
Софьи, он счастлив, оживлен, говорлив, спрашивает
о старых знакомых, подшучивает над ними.
И тут он допускает главную ошибку, с едкой насмешкой
упомянув о Молчалине.
Этим он, сам того не подозревая, вызывает бурю
негодования в душе Софьи.
На самом деле Софья не скрывает от него своих чувств,
она едва разговаривает с ним, искренне признается
в равнодушии.
Беда Чацкого в том, что он, ослепленный своим
чувством, вовремя не остановился, и выплеснул
свое разочарование на всех окружающих, и его личная
драма теперь отягощается столкновением со всем
фамусовским обществом.
otvet.mail.ru
Утро в доме Фамусова. Анализ I действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Тип урока – урок изучения нового материала.
Форма урока – урок аналитического чтения.
Форма деятельности – работа в группах сменного состава.
Методы – метод комментированного чтения, чтения по ролям, метод беседы, наблюдения, сопоставления.
Цели урока.
Образовательная:
1. Определить роль I действия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”.
2. Найти определение конфликта, через который происходит развитие действия
3. Схематически представить развитие I действия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”.
4. Внести дополнения в рабочую таблицу.
Развивающая:
1. Продолжить работу по развитию коммуникативных и творческих навыков, аналитических способностей.
2. Продолжить работу по развитию языковых способностей, образного мышления в процессе работы над анализом текста.
3. Продолжить формирование навыка аналитического чтения в процессе изучения комедии.
4.Научить чувствовать жанровые особенности драматического произведения.
5. Показать богатство русского языка в процессе аналитического чтения.
Воспитательная:
1. На примере взаимоотношений героев комедии продолжить работу по формированию бинарного мышления.
2. Показать значимость непреходящих человеческих ценностей.
Подготовка к уроку
1. Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом I действия комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”.
2. Составляется рабочая таблица “Характеристика главных героев комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. (Приложение 2, 2А)
3. Делятся на группы по номерам 1–4.
4. Первые номера отбирают материал для характеристики Чацкого, вторые – для характеристики Софьи, третьи характеризуют Молчалина, четвертые – Фамусова.
5. Выбранные из текста I действия цитаты для характеристики героя вносятся в таблицу.
6. Заготавливается черновик схемы “Конфликт в I действии комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. (Приложение 3)
7. Повторяются ранее изученные термины.
8.Отдельная группа готовит инсценировку по I действию (явления 1-3).
9. Парты расставляются попарно для работы в группах по 4 человека.
10. Перед уроком учащиеся разбиваются на новые группы, включающие номера 1-4.
Оформление урока
1. Для инсценировки 1-3 явлений оформляются декорации.
2. Подбирается музыка: вальсы А.С. Грибоедова, звуки флейты и пианино, звона часов.
3. Подготавливается презентация, отражающая основные этапы работы на уроке. (Приложение 1)
Перед уроком звучат 2 вальса А.С. Грибоедова. Слайд № 2, 3, 4.
I. Оргмомент
II. Сообщение цели урока. Постановка проблемного вопроса
Запись темы урока.
Учитель: Вечная современность русской классики… Пожалуй, эти слова можно полностью отнести к одному из самых нестареющих, несмотря на свой приличный возраст (185 лет!) произведений русской литературы. “Горе от ума” А. Грибоедова. Наш сегодняшний урок “Утро в доме Фамусова” – первый в системе уроков изучения текста комедии.
Слайд №5
Этим уроком мы начинаем ПОИСК ответов на вопросы: Почему горе? Почему именно от ума? Кому горе? [4]
Слайд № 6. Запись темы, зарисовка схемы
Итак, сегодня мы должны провести анализ первого действия комедии, определить его роль. Внести дополнения в рабочую таблицу. Составить схему “Конфликт в I действии комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”.
Слайд № 7. Цель урока
III. Актуализация ранее полученных знаний. Проверка домашнего задания (инсценировка)
Учитель: Чтобы разобраться в событиях и конфликте, определить роль
I действия, лучше понять характеры героев и замысел автора, предлагаем посмотреть небольшую инсценировку первых трех явлений комедии.
Слайд №8. Афиша
IV. Инсценировка 1-3 явлений I действия
Учитель: Итак, судя по вашим смеющимся лицам, видно, что мы имеем дело с жанром комедии. В комедии Грибоедова, как и в комедии классицизма, представлен определенный набор действующих лиц: благородный отец, героиня, первый любовник (пока только), служанка. Остановимся подробнее на каждом главном герое.
Слайд №9. Вопросы явл. №1-5 [5]
V. Анализ явлений 1-6. Работа в группах с таблицей “Характеристика главных героев комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Внесение дополнений в таблицу
(Приложение 2)
Благородный отец – ФАМУСОВ Павел Афанасьевич (рассказ уч-ся №4).
1. Каким хочет казаться Фамусов и каким он выглядит в 1-4 явлениях? [5] (Фамусов хочет казаться глубоко нравственным человеком, хорошим отцом. На самом деле – лицемер, но любит свою дочь, прочит ей богатого мужа) [5]
2. Верит ли Фамусов объяснениям своей дочери и секретаря? (Скорее всего не верит, но он боится хлопот, не терпит перемен. И поэтому ограничивается только лишь словесным “распеканием”) [5]
Героиня – СОФЬЯ Павловна (рассказ уч-ся №2).
3. Как складываются взаимоотношения между Софьей и отцом, отцом и дочерью, Софьей и Молчалиным? Какое понятие объединяет героев по отношению друг к другу? (Явл. 5)
Чем живет дом Фамусова до появления Чацкого?[5]
(В доме Фамусова все держится на лжи и обмане (Бывает хуже – с рук сойдет). Ложь как милое плутовство (Лиза), ложь как средство скрыть тайну (Софья), ложь как средство угодничества (Молчалин), ложь как щит пороков (Фамусов).[4]Первый любовник – Молчалин Алексей Степанович (рассказ уч-ся №3).
3. Почему Молчалин так ловко вышел из столь щепетильной ситуации?
(Бумаги при нем даже на свидании!)
Учитель: Итак, события 1-5 явления знакомят нас с главными и второстепенными персонажами. Запишем в столбик через 4 клетки фамилии главных героев
Слайд № 10. Зарисовка схемы в тетрадь
Учитель: И вот привычное, размеренно – спокойное течение событий вдруг нарушает известие: “К вам Александр Андреич Чацкий”.
(Вносим дополнение в зарисованную схему)
Слайд № 11
VI. Чтение по ролям 7 явления I действия
Слайд № 12
Учитель: А теперь обратимся к вопросам по 7-10 явлениям.
Слайд № 13 (Вопросы 7-10 явл.) [5]
VII. Анализ 7-10 явлений. Работа в группах с таблицей “Характеристика главных героев комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Внесение дополнений
Беседа по вопросам.
Чацкий Александр Андреевич (рассказ уч-ся №1).
1. Что привело Чацкого в дом Фамусова? [№5]
Как ведет себя Чацкий в диалоге с Софьей? Хочет ли он кого-либо обидеть на самом деле?
(Чацкий торопится к Софье. Он искренне влюблен в нее. Он искренне говорит о том, что думает, не желая никого обидеть и оскорбить)
2. Каково отношение Софьи к Чацкому при встрече? [5]
(Софья холодна, иронизирует, отвечает язвительными репликами на слова Чацкого, ее обижают слова Чацкого о Молчалине).
Чем вызвана холодность Софьи по отношению к Чацкому?(Прошло три года – и Софья изменилась, изменилось ее отношение к окружающим. В ней говорит обида, что когда-то, три года назад Чацкий неожиданно уехал, не писал писем, она в нем разочарована. Считает, что тот слишком горд, высокомерен, недобр по отношению к окружающим. Более того, Софья влюблена в Молчалина, и это неизвестно Чацкому).
3. Ждали ли приезда Чацкого в доме Фамусова?
(Конечно, не ждали. Чацкий не писал писем, никого не извещал)
Понимает ли сейчас Чацкий, что в этом доме он чужой? [5]
(Он искренне сражен красотой Софьи, надеется на взаимность. Хочет найти в любимой прошлые чувства, но встречает холодность и равнодушие. Не понимает ее реакции на свои слова. Все его мысли – лишь о Софье )
4. Что значит реплика Софьи: “Ах, батюшка, сон в руку”? [5]
(С. Хочет перевести подозрения отца с Молчалина на Чацкого)
Учитель: Итак, возникает ли конфликтная ситуация в I действии?[5] Если возникает, то какой это конфликт: любовный, общественный, морально-нравственный?
Слайд № 14
Чтобы подвести итоги анализа I действия комедии, предлагаем обратиться к черновику схемы “Конфликт в I действии комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”.
С помощью фломастеров, стрелок, условных обозначений передайте суть конфликта первого действия
VIII. Работа в группах с черновиком схемы “Конфликт в I действии комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. (Приложение 3)
IX. Презентация схем по группам
X. Вывод.
Слайд № 15. Схема конфликта
Учитель: Какова же роль I действия комедии “Горе от ума”?
Слайд № 16. Роль 1 действия комедии
Роль 1 действия комедии: В I действии дана расстановка действующих лиц, раскрываются характеры главных и некоторых второстепенных персонажей. Заявлены основные общественные проблемы, волнующие автора комедии. 7 явление – завязка любовного конфликта между Чацким и Софьей.[5] Искренний, открытый Чацкий вторгается в дом Фамусова, где все взаимоотношения построены на лжи. Таким образом, искренность, открытость Чацкого сталкиваются с ложью, фальшью и, конечно, обманом. (Ключевое слово отражается в схеме).
XI. Запись домашнего задания. Слайд № 17
1. Выразительно прочитать вслух по ролям II действие комедии.
2. Внести дополнения в таблицу.
3. Сравнить монологи “Вкус, батюшка, отменная манера” и “А судьи кто?”
XII. Итоги урока. Выставление оценок
XIII. Этап рефлексии
Список литературы
1. Грибоедов А.С. Сочинения. – М.: Худож. лит, 1988.
2. Вайль П, Генис А. Родная речь. Уроки изящной словесности. –М.: “Независимая газета”, 1991.
3. Валагин А.П. Прочитаем вместе…:Комедии Д.Фонвизина, А. Грибоедова, Н.Гоголя, А.Островского: Кн. Для учащихся. – М.: “Просвещение”, 1991.
4. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. Пособие для учителей. – М.: “Просвещение”, 1977.
5. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Комисарова Е.В., Михеева Г.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. – М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2007.
6. Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума”: Комментарий. Кн. для учителя. – М.: “Просвещение”, 1983.
urok.1sept.ru
анализ первого действия комедии «Горе от ума». Помогите пожалуйста
Бессмертная комедия «Горе от ума» написана в годы создания тайных декабристских обществ. Содержание комедии связано с исторической действительностью. В ней столкнулись идеи века «нынешнего» с веком «минувшим».«Горе от ума» — социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года.
В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному. Комедия Грибоедова показала причины возникновения декабризма, кроме того, поставленные в «Горе от ума» общественные вопросы разрешаются автором так же, как решали их декабристы.
В комедии Грибоедова «Горе от ума», как в зеркале, отразились этические и эстетические воззрения декабристов.
Главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий. Именно он воплотил черты такого «нового» человека. В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. После трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма прохладный прием — и со стороны хозяина и со стороны его дочери:
Чуть свет – уж на ногах! и я у ваших ног.
Ну поцелуйте же, не ждали? Говорите!
Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.
Удивлены? И только? Вот прием!
Чацкий искренне рад свиданию. Он надеется найти ответ прежнему чувству, но не находит. Его поразили две перемены: она необыкновенно похорошела и охладела к нему – тоже необыкновенно.
Софья смущена горячностью Чацкого, и он в недоумении: не такой представлялась ему встреча. Лиза пытается разрядить обстановку. Софья поправляет ее. Она пытается сравнить ее со своей тетушкой:
Вот вас бы с тетушкою свесть,
Чтоб всех знакомых перечесть.
Следует обратить внимание на то, откуда приезжает Чацкий. За сорок пять часов он промчался семьсот верст – это расстояние от Москвы до Петербурга. Он очень торопился, хотел увидеть Софью. Каждая ее реплика, лишенная ответной радости, настораживает его, поэтому он спешит повернуть тему на воспоминания об общих знакомых, над которыми они когда-то смеялись вместе.
В своем монологе Чацкий упоминает Английский клоб:
Ну, что ваш батюшка? Все Английского клоба
Старинный, верный член до гроба?
В этом же монологе Чацкий упоминает «черномазенького, на ножках журавлиных», который был вхож в каждый богатый дом: «Куда ни сунься: тут как тут, в столовых и гостиных».
Здесь же и фрейлины, младшие женские придворные звания, сопоставление тетушки с Минервой, фрейлиной Екатерины Первой. И тут Чацкий вспоминает о Молчалине:
Что я Молчалина глупее? Где он, кстати?
Еще ли не сломил безмолвия печати?
Бывало, песенок где новеньких тетрадь
Увидит, пристает: пожалуйте списать.
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.
Этими словами он задел Софью за живое. Она говорит:
Не человек, змея!
Это месть за Молчалина. Она уже со скрытой злостью спрашивает его, случилось ли ему хоть нечаянно «добро о ком-нибудь сказать». Последняя реплика ее откровенно зла. Чацкий говорит: «Велите ж мне в огонь: пойду как на обед». Софья отвечает: «Да, хорошо – сгорите, если ж нет? »
Так развивается действие в седьмом явлении. В восьмом появляется Фамусов. Он очень рад приезду Чацкого:
Здорово, друг, здорово, брат, здорово!
Рассказывай, чай у тебя готово
Собранье важное вестей?
Садись-ка, объяви скорей.
Чацкий почти не замечает Фамусова, холодно и рассеянно отвечает на его вопросы.
«Теперь мне до того ли? » — говорит он, и, обещая приехать опять, уходит. Он говорит только об одном: «Как Софья Павловна у вас похорошела! »
Таков финал 1 действия, такова первая встреча с Чацким. Перед нами пока пылкий юноша, который страстно любит, который приехал к себе домой после долгой разлуки, возбужден от своих чувств и не может понять, кому же его предпочли.
otvet.mail.ru
анализ первого действия комедии «Горе от ума». Помогите пожалуйста
Бессмертная комедия «Горе от ума» написана в годы создания тайных декабристских обществ. Содержание комедии связано с исторической действительностью. В ней столкнулись идеи века «нынешнего» с веком «минувшим». «Горе от ума» — социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному. Комедия Грибоедова показала причины возникновения декабризма, кроме того, поставленные в «Горе от ума» общественные вопросы разрешаются автором так же, как решали их декабристы. В комедии Грибоедова «Горе от ума», как в зеркале, отразились этические и эстетические воззрения декабристов. Главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий. Именно он воплотил черты такого «нового» человека. В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. После трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма прохладный прием — и со стороны хозяина и со стороны его дочери: Чуть свет – уж на ногах! и я у ваших ног. Ну поцелуйте же, не ждали? Говорите! Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите. Удивлены? И только? Вот прием! Чацкий искренне рад свиданию. Он надеется найти ответ прежнему чувству, но не находит. Его поразили две перемены: она необыкновенно похорошела и охладела к нему – тоже необыкновенно. Софья смущена горячностью Чацкого, и он в недоумении: не такой представлялась ему встреча. Лиза пытается разрядить обстановку. Софья поправляет ее. Она пытается сравнить ее со своей тетушкой: Вот вас бы с тетушкою свесть, Чтоб всех знакомых перечесть. Следует обратить внимание на то, откуда приезжает Чацкий. За сорок пять часов он промчался семьсот верст – это расстояние от Москвы до Петербурга. Он очень торопился, хотел увидеть Софью. Каждая ее реплика, лишенная ответной радости, настораживает его, поэтому он спешит повернуть тему на воспоминания об общих знакомых, над которыми они когда-то смеялись вместе. В своем монологе Чацкий упоминает Английский клоб: Ну, что ваш батюшка? Все Английского клоба Старинный, верный член до гроба? В этом же монологе Чацкий упоминает «черномазенького, на ножках журавлиных», который был вхож в каждый богатый дом: «Куда ни сунься: тут как тут, в столовых и гостиных». Здесь же и фрейлины, младшие женские придворные звания, сопоставление тетушки с Минервой, фрейлиной Екатерины Первой. И тут Чацкий вспоминает о Молчалине: Что я Молчалина глупее? Где он, кстати? Еще ли не сломил безмолвия печати? Бывало, песенок где новеньких тетрадь Увидит, пристает: пожалуйте списать. А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных. Этими словами он задел Софью за живое. Она говорит: Не человек, змея! Это месть за Молчалина. Она уже со скрытой злостью спрашивает его, случилось ли ему хоть нечаянно «добро о ком-нибудь сказать». Последняя реплика ее откровенно зла. Чацкий говорит: «Велите ж мне в огонь: пойду как на обед». Софья отвечает: «Да, хорошо – сгорите, если ж нет? » Так развивается действие в седьмом явлении. В восьмом появляется Фамусов. Он очень рад приезду Чацкого: Здорово, друг, здорово, брат, здорово! Рассказывай, чай у тебя готово Собранье важное вестей? Садись-ка, объяви скорей. Чацкий почти не замечает Фамусова, холодно и рассеянно отвечает на его вопросы. «Теперь мне до того ли? » — говорит он, и, обещая приехать опять, уходит. Он говорит только об одном: «Как Софья Павловна у вас похорошела! » Таков финал 1 действия, такова первая встреча с Чацким. Перед нами пока пылкий юноша, который страстно любит, который приехал к себе домой после долгой разлуки, возбужден от своих чувств и не может понять, кому же его предпочли.
«Горе от ума» — социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному. Комедия Грибоедова показала причины возникновения декабризма, кроме того, поставленные в «Горе от ума» общественные вопросы разрешаются автором так же, как решали их декабристы. В комедии Грибоедова «Горе от ума», как в зеркале, отразились этические и эстетические воззрения декабристов. Главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий. Именно он воплотил черты такого «нового» человека. В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. После трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма прохладный прием — и со стороны хозяина и со стороны его дочери: Чуть свет – уж на ногах! и я у ваших ног. Ну поцелуйте же, не ждали? Говорите! Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите. Удивлены? И только? Вот прием! Чацкий искренне рад свиданию. Он надеется найти ответ прежнему чувству, но не находит. Его поразили две перемены: она необыкновенно похорошела и охладела к нему – тоже необыкновенно. Софья смущена горячностью Чацкого, и он в недоумении: не такой представлялась ему встреча. Лиза пытается разрядить обстановку. Софья поправляет ее. Она пытается сравнить ее со своей тетушкой: Вот вас бы с тетушкою свесть, Чтоб всех знакомых перечесть. Следует обратить внимание на то, откуда приезжает Чацкий. За сорок пять часов он промчался семьсот верст – это расстояние от Москвы до Петербурга. Он очень торопился, хотел увидеть Софью. Каждая ее реплика, лишенная ответной радости, настораживает его, поэтому он спешит повернуть тему на воспоминания об общих знакомых, над которыми они когда-то смеялись вместе. В своем монологе Чацкий упоминает Английский клоб: Ну, что ваш батюшка? Все Английского клоба Старинный, верный член до гроба? В этом же монологе Чацкий упоминает «черномазенького, на ножках журавлиных», который был вхож в каждый богатый дом: «Куда ни сунься: тут как тут, в столовых и гостиных». Здесь же и фрейлины, младшие женские придворные звания, сопоставление тетушки с Минервой, фрейлиной Екатерины Первой. И тут Чацкий вспоминает о Молчалине: Что я Молчалина глупее? Где он, кстати? Еще ли не сломил безмолвия печати? Бывало, песенок где новеньких тетрадь Увидит, пристает: пожалуйте списать. А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных. Этими словами он задел Софью за живое. Она говорит: Не человек, змея! Это месть за Молчалина. Она уже со скрытой злостью спрашивает его, случилось ли ему хоть нечаянно «добро о ком-нибудь сказать». Последняя реплика ее откровенно зла. Чацкий говорит: «Велите ж мне в огонь: пойду как на обед». Софья отвечает: «Да, хорошо – сгорите, если ж нет? » Так развивается действие в седьмом явлении. В восьмом появляется Фамусов. Он очень рад приезду Чацкого: Здорово, друг, здорово, брат, здорово! Рассказывай, чай у тебя готово Собранье важное вестей? Садись-ка, объяви скорей. Чацкий почти не замечает Фамусова, холодно и рассеянно отвечает на его вопросы. «Теперь мне до того ли? » — говорит он, и, обещая приехать опять, уходит. Он говорит только об одном: «Как Софья Павловна у вас похорошела! » Таков финал 1 действия, такова первая встреча с Чацким. Перед нами пока пылкий юноша, который страстно любит, который приехал к себе домой после долгой разлук
touch.otvet.mail.ru
| / Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Объяснение Чацкого с Софьей (анализ 1-го явления III действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»). Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» — одно из лучших произведений русской литературы. Герой комедии – молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий – всего за сутки испытывает крушение всех своих планов и надежд. Можно сказать, что его жизнь меняется в одночасье. Герой возвращался домой, к любимой девушке, к счастливой жизни, а нашел там лишь холодность, разочарование и гонение. Приехав в дом к другу своего отца Фамусову, Чацкий в первые же секунды стремится увидеться с его дочерью – Софьей. Герой влюблен в нее с детства и ждет ответного чувства от девушки. Но Софья очень холодно встречает Александра Андреевича. На протяжении всей пьесы Чацкий пытается выяснить причину охлаждения Софьи, найти своего, более счастливого, соперника. В 1-ом явлении III действия комедии между героями происходит объяснение. Чацкий хочет «выудить признание» у Софьи: «Кто, наконец, ей мил? Молчалин? Скалозуб?» Герой не верит, что одного из этих людей девушка могла полюбить — ведь один ничтожнее другого. Чацкий дает емкие характеристики обоим кандидатам: Молчалин прежде был так глуп!.. Жалчайшее созданье! Уж разве поумнел?..А тот – Хрипун, удавленник, фагот, Созвездие маневров и мазурки! Но Софья, обдавая героя холодностью, утверждает, что любит многих гораздо более, чем Чацкого. Александр Андреич, по ее словам, очень «невоздержан на язык» и жесток к людям: «Малейшая в ком странность чуть видна, Веселость ваша не скромна, У вас тотчас уж острота готова… » Лучше бы Чацкий обратил взгляд на себя, на свои недостатки. Ведь, ругая всех и вся, он выглядит смешным: Да! Грозный взгляд, и резкий тон, И этих в вас особенностей бездна; А над собой гроза куда не бесполезна. Софья не желает больше говорить с героем и порывается уйти. Чацкий, чтобы все же узнать ее «зазнобу», решает притвориться (единственный раз в жизни!) и признать, что Молчалин мог измениться. Герой соглашается: хорошо, может быть, Алексей Степаныч — достойный человек, но любит ли он Софью так, как любит ее Чацкий? Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый, Но есть ли в нем та страсть? То чувство? пылкость та? Чтоб, кроме вас, ему мир целый Казался прах и суета? Чацкий то пытается убедить Софью, что она во многом выдумала себе Молчалина: «Бог знает, в нем какая тайна скрыта; Бог знает, за него что выдумали вы, Чем голова его ввек не была набита. Быть может, качеств ваших тьму, Любуясь им, вы придали ему… » То, боясь гнева девушки, признает за Молчалиным ум. Он умоляет Софью дать ему возможность убедиться самому, что его соперник – достойный человек: «Как человеку вы, который с вами взрос, Как другу вашему, как брату, Мне дайте убедиться в том…» Тогда Чацкий сможет успокоиться («от сумасшествия могу я остеречься») и забыться. Но Софью вовсе не трогают пылкие слова Александра Андреевича. Ее очень обидели нелестные отзывы Чацкого о Молчалине. Любит она секретаря отца или нет, «зачем же быть…так невоздержну на язык?» Софья обвиняет героя в том, что в жизни он способен только шутить: «Шутить! И век шутить! Как вас на это станет!» Однако, если бы он узнал Молчалина поближе, то оценил бы его по достоинству. Чацкий уязвлен ревностью: откуда Софья так хорошо знает Алексея Степановича? А девушка продолжает убеждать Чацкого в несомненных «достоинствах» Молчалина: безмолвии, общении со старичками, небольшом, но крепком уме, уступчивости, скромности, спокойствии и т.д. Целый день играет! Молчит, когда его бранят! Она его не уважает! …Она не ставит в грош его. В итоге герой делает вывод: «Шалит, она его не любит». Успокоившись по поводу Молчалина, он хочет выяснить отношение Софьи к Скалозубу. Чацкий начинает расхваливать его, но Софья тут же прерывает Александра Андреевича: Скалозуб – герой не ее романа. Чацкий недоумевает: девушка не может любить ничтожного Молчалина, к Скалозубу она равнодушна. Кто же завладел ее сердцем? Сцена завершается вопросом героя: «Кто разгадает вас?» Таким образом, намерения Чацкого не увенчались успехом. Он так и не выяснил, кто же является его соперником. Герой не имеет возможности успокоиться, он будет находиться в напряженном волнении до самого конца пьесы. Данный эпизод окончательно проясняет отношение Софьи к Чацкому, причины ее недовольства героем. Также читатель убеждается, что девушка любит Молчалина, не видит его недостатков, таких очевидных для Чацкого. Софья придумала себе романтического героя, не видя истинного лица своего избранника. Но Чацкий убежден, что неглупая Софья выбрала кого-то гораздо более достойного. Эта мысль не дает покоя герою, усиливает его сомнения и терзания.
/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Объяснение Чацкого с Софьей (анализ 1-го явления III действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»). | Смотрите также по произведению «Горе от ума»: |
www.litra.ru