Краткое содержание пьесы «Гамлет» по актам (У. Шекспир)
Многомудрый Литрекон советует Вам приобщиться к мировой литературе и расширить свой кругозор. Разумеется, начать стоит с классики — репертуара Уильяма Шекспира. Пьеса «Гамлет» в сокращении поможет быстро узнать основные события из книги и запомнить сюжет. Да, оригинал гораздо лучше, но если время поджимает, подробный краткий пересказ Вас выручит. Приятного просвещения!
Содержание:
Акт 1
Сцена первая
Действие начинается в Эльсиноре, датском городе, на площадке перед замком. Солдат Франциско стоит на своем посту, к нему подходит офицер Бернандо, чтобы сменить его на карауле. Тут входят Горацио, друг Гамлета, и другой офицер Марцелл. Франциско уходит, а юноши заводят разговор о призраке короля, который является им ночью. Гораций не верит в слухи, поэтому и присоединился к караулу офицеров. Вдруг явился призрак покойного короля, тот ничего не ответил молодым людям и растворился. Горацио вспоминает о бранных подвигах и добродетелях прежнего короля.
Переменив тему разговора, Марцелл задается вопросом, почему столь ожесточился дневной и ночной караул и увеличился ввоз оружия. Подготовку к войне Горацио объясняет тем, что сын покойного короля Гамлет в битве убил «властителя норвежцев Фортинбраса», после чего присоединил большие земли, согласно давнему пари. Только «младший Фортибарс» набрал ватагу наемников, выступил против принца и намеривается отнять эти земли. Гораций перечисляет мрачные природные предзнаменования, указывающие на схватку.
Тут призрак короля вновь виднеется перед офицерами, которые пытаются задать ему вопрос: что они могут сделать для него? Однако после пения петуха фантом вновь внезапно уходит. Горацио принял решение поведать о таинственном призраке Гамлету.
Сцена вторая
В зал для приемов заходит король со своей свитой. Клавдий собирается сообщить новости: первое – он берет себе в жены Гертруду, жену покойного брата своего, несмотря на то, что прошло не так много времени со дня гибели бывшего короля. Во-вторых, на повестке оказался вопрос принадлежности норвежских земель, а именно, предстоящая возможная война с младшим Фортибарсом. Король, дабы пресечь это, отправляет придворных с письмом к дяде Фортибарса, чтобы тот отговорил его от начала военных действий.
Далее Клавдий обращается к Лаэрту, сыну своего советника. Тот просит короля благословить его на поездку во Францию, и Клавдий отпускает его. Обращаясь к своему племяннику Гамлету, тот замечает, что он снова хмурый и печальный. Юноша продолжает скорбеть и со скрытым пренебрежением относится к своему дядюшке. Гамлет не одобряет, что королева так рано позабыла о покойном супруге и выходит замуж за его брата. Дядюшка проявляет внешнее радушие и уговаривает племянника быть мудрее и не отбросить мрак скорби. Во время беседы королю и королеве удается уговорить Гамлета остаться и не возвращаться в Виттенберг на обучение. Гамлет туманно намекает на то, что смерть отца кажется ему странной.
Оставшись с собой наедине, юноша продолжает винить мать, что та еще месяц назад проливала слезы о муже, а сейчас идет под венец с его братом. Юноша не видит смысла жить и жалеет, что Бог запретил самоубийство.
В это время в зал заходят Горацио, Мерцесс и Бернандо. Они сообщают Гамлете о беспокоящем их каждую ночь призраке его покойного отца. Молодой человек после рассказала офицеров желает остаться с ними на ночь на карауле, чтобы своими глазами увидеть отца.
Сцена третья
В одной из комнат дворца Лаэрт прощается со своей сестрой Офелией перед поездкой во Францию. Брат дает наставления девушке и призывает её не поддаваться на ухаживания Гамлета и не отвечать ему взаимностью. Гамлет — принц крови, он не властен над собой, а значит, придет время, и он женится на той девушке, которая олицетворяет выгодный союз с соседней державой. А вот обманутая Офелия будет погублена навеки. Для злой клеветы достаточно одного неправильного слова или взгляда. Офелия также призывает Лаэрта быть осторожным и беречь себя.
В покои входит их отец Полоний, чтобы поторопить сына. Он советует ему не панибратствовать, не доверять посторонним, не говорить того, что он думает, и не делать того, что он не обдумал. Выше всего отец ставит верность самому себе. Выслушав последние наставления своего отца, Лаэрт покидает владения. Полоний также напоминает Офелии, что ей стоит ограничить свое общение с принцем Гамлетом, чтобы сохранить свою честь и девичье достоинство. Несмотря на все клятвы, которые ей давал молодой человек, отец призывает дочку забыть этого человека. Ведь в последнее время она дает повод сплетницам и порочит имя, постоянно встречаясь с Гамлетом, который может найти себе другую девушку в любой момент, ведь он молод. Офелия пообещала отцу быть сдержаннее.
Сцена четвертая
Уже полночь и Горацио, Гамлет и Марцесс собрались на площади, где обычно и проходит караул. На улице холодно и ветрено. Юноши обсуждают плохой датский обучай — пировать до упаду и много пить. Гамлет осуждает его. Молодые люди разговаривают на отвлеченные темы, пока в поле их зрения не появляется призрак датского короля.
Покойный отец зовет Гамлета жестом, но офицеры, боясь за судьбу принца, не пускают его. Однако юноша вырывается и идет за фантомом, прося слуг оставить его наедине с призраком. Гамлет совсем не ценит жизнь, а душа его бессмертна, так что бояться нечего.
Сцена пятая
Призрак уводит Гамлета на другую часть площадки и начинает с ним разговор. Отец рассказывает, что вынужден скитаться во тьме, а днем прозябать в серном пламени, пока все его грехи не будут прощены. Король просит Гамлета отомстить обидчику за его убийство. По легенде, умел король от укуса змеи, но это не так, он был отравлен неким раствором из сока белены своим родным братом Клавдием. Призрак отца просит Гамлета не винить мать за то, что та поддалась чарам его брата. Она и так мучается от укора совести. Наступает рассвет, и фантом исчезает.
Гамлет поклялся, что отомстит подлецу дяде. Он забыл обо всем, кроме этой цели. Горацио и Марцелл возвращаются к принцу. Гамлет заставляет своих друзей поклясться на мече, что они никому ничего не скажут о сегодняшней ночи.
Акт второй
Сцена первая
Действие происходит в комнате дома Полония. Хозяин дома отдает деньги и письмо своему слуге Рейнальдо. Помимо этого, Полоний дает наставления слуге, чтобы тот ненароком узнал от датчан в Париже, чем там занимается его сын. Он дает совет, что надо немного опорочить юношу, чтобы люди были разговорчивее и подтвердили (или опровергли) это.
После того, как Рейнальдо удалился, напуганная Офелия заходит в покои отца и сообщает, что к ней в комнату в непотребном виде зашел Гамлет, ничего не говоря и ведя себя крайне странно. Он сжимал ее руку, пристально смотрел в глаза и болезненно вздыхал, а потом ушел. Полоний решил, что тот сходит с ума от страсти к его дочери, и намеревается рассказать обо всем королю. Он раскаялся в том, что не верил в искренние чувства Гамлета.
Сцена вторая
Действие происходит в зале замка. Король и королева встретили двух придворных: Резенкранца и Гильденстерна, давних друзей принца Гамлета. Они просят разузнать причину столько меланхоличного состояния молодого человека и помочь ему отвлечься. Юноши уходят, и в зал заходит Полоний с благими вестями от норвежский послов. Дядя младшего Фортинбранса уверил короля, что тот не будет нападать на их графство.
Как только послы покинули зал, Полоний сообщил королю о письмах и влечениях принца Гамлета к его дочери Офелии: когда та перестала принимать знаки его внимания, то молодой человек начать бредить от любви и горя. В доказательство своих слов Полоний предложил королю и королеве втайне понаблюдать за Гамлетом, когда тот будет проходить по галерее одновременно с Офелией. Тут они замечают, что к залу подходит задумчивый принц с книгой в руке, советник просить короля и королеву удалиться.
Разговаривая с Гамлетом, Полоний замечает, что, несмотря на всё его безумство, его речь последовательна и продумана. Гамлет не скрывает, что желал бы умереть — настолько ему плохо. Заходят Розенкранц и Гильденстерн, и советник уходит подготавливать «случайную» встречу Гамлета с Офелией. Принц заводит разговор с давними приятелями, называет Данию тюрьмой, а себя — разочарованным человеком, однако Гамлет догадывается и вынуждает Розенкранца и Гильденстерна признаться в том, что за ними послами король и королева, по причине его меланхоличного настроения. Друзья соглашаются с этим, не лукавя, и сообщают принцу, что они послали за столичными актерами, чтобы те развеяли его уныние. Гамлет, не стесняясь, подтрунивает над дядей и положением в стране.
В зал возвращается Полоний, который сообщает, что прибыли актеры. Гамлет добросердечно принимает труппу и просит одного из них прочитать отрывок монолога Энея Дидоне, самостоятельно начав читать его. Когда актер доходит до «жалкой царицы», слезы навернулись на глазах, и Гамлет попросил Полония наилучшим образом разместить актеров. Читающего монолог принц попросил завтра сыграть «Убийство Гонзаго».
Оставшись наедине с собой, Гамлет, под впечатлением от игры актера, начинает винить себя за бездействие, ведь он не отомстил за смерть отца. Его мучают сомнения, он осыпает себя грубостями. Принц решает проверить поведение Клавдия во время выступления актера, а потом сделать выводы. Смерть Гамлета-старшего должна была воплотиться на сцене и призвать дядю к ответу.
Акт третий
Сцена первая
Действие происходит в комнате замка. Король и королева расспросили Розенкранца и Гильденстерна о том, как прошла их встреча с Гамлетом. Юноши сообщают, что принц принял их тепло и дружелюбно, признался, что в душе его печаль, но объясняться не захотел. Полоний также передал королю, что Гамлет приглашает его и королеву на завтрашнее выступление актеров. Когда товарищи принца покинули зал, король просит королеву также покинуть зал, так как он вместе с Полонием хотят понаблюдать за встречей Гамлета с Офелией, чтобы понять любовные терзания мучают душу принца или что-то иное. Клавдий наедине с собой переживает: ему больно осознавать, что лицемерие стало единственной его опорой.
В зал входит Гамлет, размышляя о том, что лучше: смириться со злом или броситься в схватку с ним, даже если она обречена на провал? Он снова думает о самоубийстве и блаженном сне.
Замечая Офелию, Гамлет подходит и слышит ее упреки в том, что он ее разлюбил. Он подтверждает это наблюдение и отпускает желчные, холодные комментарии. Принц понимает, что встреча подстроена и за ними наблюдают. Юноша продолжает играть роль безумца, обвиняя Офелию в том, что она «развращает грешников», и единственное, что она может сделать – это уйти в монастырь, ведь все мужчины — подлецы, а добродетель сопровождает клевета. Напоследок он советует ее отцу, который скрывается в этой комнате, дурачить людей у себя дома. Офелия в отчаянии: ей больно видеть гордый ум поврежденным.
Когда Гамлет покидает зал, король, видит, что причина его сумасшествия кроется не в безответной любви, а в чем-то другом. Чтобы предотвратить опасность, король принимает решение немедленно отправить Гамлета в Англию, однако Полоний советует прежде организовать личную беседу сына и матери, чтобы разузнать мотивы.
Сцена вторая
В зале Гамлет даёт последние наставления актеру по поводу монолога, а Полония просит предупредить короля и королеву, что представление скоро начнётся.
Входит Горацио, и Гамлет этому очень рад. Принц просит приятеля проследить за поведением Клавдия во время пьесы, дабы понять, какое впечатление произведет на него эта сцена. Входят король и королева со свитой, и Гамлет снова играет безумного. На просьбу матери присесть рядом с ним, Гамлет отказывается и присаживается рядом с Офелией, бросая постыдные и провокационные фразы. Девушка упрекает его за такое поведение.
Начинается пантомима, в которой описывается сцена убийства датского короля – отца Гамлета. Во время выступления Гамлет поясняет содержание королеве и королю, называя сцену «Мышеловкой». На моменте, когда брат короля убивает спящего в саду, Клавдий встает и покидает зал со своей свитой.
Гамлет остается с Горацием, обсуждая увиденное. Входят Розенкранц и Гильденстерн и сообщают, что королю нездоровиться, а королева немедленно желает видеть его. Гамлет в ответ на просьбы друзей открыться им и пояснить свое поведение говорит, что они даже на флейте играть не умеют — так как они рассчитывают настроить его на нужный лад?
Гамлет понимает, что сейчас причинит матери боль, но иного выхода у него нет.
Сцена третья
Король просит Розенкранца и Гильденстерна немедленно позаботиться о немедленном отъезде Гамлета в Англию, чтобы его безумство не навредило более никому. Когда юноши, повинуясь, уходят, в зал заходит Полоний, который сообщает, что Гамлет отправился в покои матери, а он сам собирается подслушать их разговор.
Наедине с собой Клавдий винит себя в братоубийстве, но надеется на милость небес. Он жаждет спасения души, но не готов покаяться, потому что в этом мире не может быть других способов добиться своего, кроме греха. Его гложет чувство вины и страха. В момент, когда он падает на колени в молитве, входит Гамлет. Принц переносит час мести на другой час, так как не хочет, чтобы душа Клавдия отправилась на небеса в момент молитвы. Но правда в том, что молитвы Клавдия пусты.
Сцена четвертая
Действие происходит в комнате королевы. Полоний укрывается в ней с согласия матери Гамлета. В беседе с матерью Гамлет обвиняет королеву в том, что та так рано забыла мужа, и сообщает ей, что супруг её — братоубийца. Женщина в испуге, что её сын собирается её убить, вскрикивает, а Полоний, находящийся за ковром, зовёт стражу. Гамлет, думая, что это дядя, мячом пронзает ковер и убивает советника.
Гамлет доискивается причины измены матери. Та стыдится своего поступка. Ею движет страх. Продолжая разговор с матерью, принц снова видит призрака. Мать никого не видит и боится, что сын сошел с ума.
Гамлет убеждает королеву поверить ему и влиться в доверие короля, чтобы тот ничего не заподозрил. Он просит, чтобы королева обвинила Гамлета в душевной болезни. Так король доверится ей и попадает в расставленные силки. Сам же принц покорно поедет в Англию, разыграв полное повиновение. Далее, забирая тело Полония, принц уходит из покоев.
Акт четвертый
Сцена первая
В зале королева рассказывает Клавдию, что Гамлет в порыве безумства убил Полония, подумав, что это крыса. О своем поступке он якобы кается, но, по ее мнению, он опасен для всех придворных.
Король зовет Розенкранца и Гильденстерна, чтобы те поскорее нашли Гамлета и покойного Полония. Его тело надлежит отнести в часовню.
Сцена вторая
Розенкранц и Гильденстерн находят Гамлета, который уже захоронил тело Полония в земле. Оба просят его отдать тело, чтобы отнести в часовню, а самого Гамлета отвести к королю. Принц намекает, что друзья стали губками на службе у короля, который выжимает из них все сведения.
Принц пренебрежительно дает ответы бывшим товарищам и направляется к королю.
Сцена третья
Клавдий знает, что Гамлета поддерживает народ, поэтому собирается представить его отъезд давно запланированным и добровольным.
Розенкранц сообщает королю, что Гамлет отказался сообщать, где именно сейчас находится тело Полония, но сам явился к королю. В беседе с дядей принц сообщает, что тело захоронил недалеко от галереи. Клавдий просит Гамлета немедля покинуть Данию и отправиться в Англию в сопровождении Розенкранца и Гильденстерна. Тот намекает на печальную участь королей и во всем соглашается с дядей. Сам король уже направил англичанам письмо с требованием умертвить Гамлета.
Сцена четвертая
На равнине принц замечает войско норвежского принца, который сообщает, что идет на Польшу, чтобы заполучить никем не занятый клочок земли.
Сам Гамлет рассуждает, что войско идет ни за что сражаться, а сам принц не может отомстить за смерть отца и честь матери. Горе ему, если он не придумает, как убить дядю.
Сцена пятая
Дворецкий просит королеву принять несчастную Офелию, которая стала безумна после вести о смерти отца. Девушка все время поет странные песни. Гораций сообщает королю и королеве о бунте среди датчан, который возглавляет озлобленный Лаэрт, сын покойного Полония. Король опасается, что молва обвинит его в этом злодеянии.
В беседе с Клавдием Лаэрт успокаивается, но увидев сошедшую с ума сестру, жаждет мести. Король предлагает ему учредить беспристрастный суд и наказать виновных.
Сцена шестая
Действие происходит в другой комнате. К Горацио заходят моряки с письмом от Гамлета. В письме говорится, что он попал в плен к пиратам, чувствует себя хорошо и имеет много новостей, а моряки, которые пришли к нему, должны отдать письма для короля и королевы. После этого Гораций должен последовать за ними.
Прочитав письмо, Горацио делает так, как там написано.
Сцена седьмая
Беседуя с Лаэртом, король намекает юноше, что теперь они — союзники, так как имеют общего врага в лице Гамлета. Их разговор прерывает гонец с письмом от принца, в котором он сообщает и прибыл нагим на датскую землю и немедля ждем встречи с ним. Обсуждая план мести с королем, Лаэрт принял решение убить Гамлета в поединке шпагами, предварительно обмазав наконечник ядом. Король подстраивает их встречу в формате дружеского поединка.
Тут в зал врывается королева с вестью, что Офелия утонула в озере. Ярость вновь закипает в Лаэрте, поэтому король и королева последовали за ним, когда тот удалился.
Акт пятый
Сцена первая
Кладбище Эльсинора, два могильщика копают яму для погребения Офелии, они размышляют, как несправедливо, что людей высшее сословия, совершивших самоубийство, всё же хоронят по христианским обычаям. Гамлет же смотрит на черепа, которые могильщики выкидывают из-под земли. Он обращается к Йорику, которого он знал еще ребенком. Ему противно вспоминать, что у этого черепа когда-то были губы, которые его целовали в детстве. Он вопрошает, где теперь чудачества и шутки этого весельчака? Ему грустно, что после смерти всех ожидает дурно пахнущий прах.
Когда начинается похоронная процессия, Гамлет и Горацио скрываются, чтобы их не видели. Лаэрт прыгает в яму к сестре, чтобы проститься с ней. Не выдержав наигранной скорби, Гамлет выходит из убежища и прыгает в могилу. Между Лаэрто и принцем начинается драка, в которой Гамлет признается, как сильно любил Офелию. Когда принц уходит, король просит Лаэрта успокоиться и помнить об их плане.
Сцена вторая
Гамлет рассказывает Горацио, что на корабле он нашел письмо от Клавдия, в котором было приказано немедленно убить принца, как тот прибудет в Англию. Гамлет переписал содержание письма, изменив на то, что необходимо убить тех, кто отдаст письмо, то есть Розенкранца и Гильденстерна. Принц считает, что их дружбе итак пришел конец, так как они были в сговоре с его дядей. Оказывается, он сам во время боя перешел к пиратам, чтобы вернуться домой.
Принц сожалеет, что вступил в драку с Лаэртом, он хочет помириться, то тут в зал заходит Озрик, придворный, который сообщил Гамлету, что король поспорил, что сын убитого Полония выиграет поединок с Гамлетом. В голове юноши закладываются подозрения, но тот не обращает на это должного внимания. Он равнодушен к своей участи в этой битве.
Наступает время поединка. Гамлет просит прощения и винит во всем свое безумие. Лаэрт частично удовлетворен, но честь вынуждает его драться. Гамлет тучен и давно не упражнялся, однако он одерживает верх. Оба получают лёгкие ранения.
На столе стоит бокал с ядом, предназначенный для Гамлета, если тот не будет ранен отравленным клинком. По ошибке напиток выпивает королева. Лаэрто ранит Гамлета и, обменявших шпагами, Гамлет наносит ранение юноше. Они оба смертельно отравлены лезвием, им не остается и получаса. Королева падает и умирает. Лаэрто открывает секрет Гамлету, признаваясь, что все это замысел короля. Гамлет убивает отравленным клинком Клавдия. Перед смертью Лаэрто и Гамлет прощают друг друга. Горацио собирается выпить остатки яда из кубка, но принц запрещает ему делать это, он просит сохранить в памяти рассказ о нём.
За дверями слышатся победный марш и выстрелы, в зал заходит принц норвежский Фортинбранс, который становится датским королем. Принца Гамлета он приказывает похоронить с почестями, достойными мужественного человека.
Автор: Полина Чернышова
Шекспир — Гамлет: краткое содержание, пересказ для читательского дневника
Содержание:
- 1 Читательский дневник по трагедии «Гамлет» Шекспира
- 1. 1 Сюжет
- 1.2 Отзыв
Ночь. Возле замка Эльсинор сменяется стража. Офицеры Бернардо и Марцелл заступают на пост. С ними Горацио, друг принца Датского Гамлета. Вчера в этот час здесь прошел призрак покойного короля. Горацио убежден, что страже показалось. В этот момент призрак в доспехах идет мимо. Горацио окликает его, но видение хранит молчанье. Юноша счел этот случай дурным знаком для государства. Офицеры расспрашивают его – зачем идут военные приготовления в королевстве. Оказалось, всему виной победа короля в поединке с Фортинбрасом, властителем норвежцев. Победитель по договору получил земли побежденного. Однако наследник убитого короля грозится отобрать потерянные владения. Внезапно призрак возвращается – офицеры безуспешно пытаются его схватить.
Гертруда, королева-вдова, выходит замуж за Клавдия (он брат умершего короля). Они запрещают принцу продолжать учебу в Виттенбергском университете. Гамлет не подает виду, но поражен поспешным браком матери: «о женщины, вам имя вероломство!» Из мрачной задумчивости его выводит визит друга-студента Горацио со стражниками. Они сообщают принцу о неуспокоенном духе его отца. Гамлет подозревает, что отец хочет открыть какую-то ужасную тайну. Следующую ночь он проведет со стражей.
В доме вельможи Полония суета: его сын Лаэрт отбывает на учебу в Париж. Лаэрт наставляет сестру Офелию не отвечать на любовь Гамлета. Ведь он «себе не господин» и «в плену у своего рожденья», его стезя – править. Полоний подтверждает слова сына.
Гамлет узнает от духа своего отца, что тот умер вовсе не от укуса змеи, как всем объявлено. На самом деле Клавдий ему спящему в саду влил в ухо отраву – белену. Призрак требует от сына мести. Только велит не трогать мать. Расставшись с отцом, Гамлет будто не в себе, он что-то задумал. Стражники клянутся молчать об этой встрече.
Идет слух, что Гамлет «спятил». Первой его странности замечает Офелия. Ее отец Полоний уверен, что принц «помешался» от любви, он предъявляет королю любовную записку принца. Гертруда винит потрясение от смерти отца, Клавдий подозревает какой-то подвох. Он просит школьных приятелей Гамлета, Розенкранца и Гильденстерна, выведать причину. Однако принц им не доверяет.
Следом в замке появляется труппа актеров. Гамлет просит их показать перед королем пьесу «Убийство Гонзаго», и берет с них обещание вставить в сюжет текст его собственного сочинения. Оставшись один, принц корит себя за нерешительность. Ведь само «небо сказало: встань и отомсти». Но, может, дьявол принял облик отца и сыграл с ним эту злую шутку? Гамлет произносит монолог «Быть или не быть», принимать ли безропотно удары судьбы. Держаться за эту жизнь человека заставляет лишь «неизвестность после смерти». Он бесцеремонно встречает нарочно подосланную к нему Офелию: пусть отправляется в монастырь. И вообще – «никаких свадеб», довольно «плодить грешников».
Клавдий подозревает неладное: он хочет отослать Гамлета в Англию в связи со сбором дани. А если что – «влиятельного безумца» можно заточить в тюрьме. Между тем, Гамлет просит Горацио, который знает, что он притворяется, хорошенько смотреть за реакцией короля на представленье. Если он дрогнет, как-то выдаст себя, значит, призрак не солгал.
Актеры начинают с пантомимы, где изображают действия коварного Клавдия против брата. Затем начинается пьеса, которую комментирует Гамлет. Когда на сцене убийца уснувшему герцогу Гонзаго льет в ухо яд, Клавдий резко встает и уходит. Теперь он пуще прежнего хочет отправить Гамлета в Англию. Спутниками принца назначены Розенкранц и Гильденстерн. Король чувствует себя проклятым за убийство брата, и едва смеет молиться.
Гамлета зовет мать. Любопытный Полоний таится за ковром, чтобы подслушать их разговор. По дороге Гамлет замечает вставшего на колени удрученного короля. Он мог бы убить его мечом, но не делает этого. Ведь его отец отошел в мир иной врасплох, не покаявшись в грехах. Справедливо, если Клавдия будет ждать та же участь.
В опочивальне матери разговор не клеится. Гамлет замечает чье-то присутствие за ковром. Он думает, что это Клавдий – и закалывает Полония. И обрушивается на мать с обвинительной речью. Среди них появляется призрак отца Гамлета, он вступается за Гертруду. Но она его не видит. Гамлет уходит, унося труп Полония: «Несчастья начались, готовьтесь к новым». Он прячет труп. А после сам король отдает приказ тайно похоронить вельможу.
Король вручает Розенкранцу и Гильденстерну тайное письмо к Британцу. Тот многим обязан ему, поэтому должен выполнить это поручение: убить Гамлета. Тем временем сам Гамлет наблюдает за передвижением норвежских войск и корит себя за мягкотелость в деле мести. Офелию «скорбь об отце свела с ума». В народе идут толки о кончине Полония, а тут еще из Франции вернулся Лаэрт, сын убитого. Однажды он врывается с бунтовщиками в покои короля с требованием рассказать – как умер и за что его отец. Клавдий утихомиривает его гнев обещанием наказать виновного, то есть, Гамлета.
Сам же принц на пути в Англию в горячке боя с морскими разбойниками, очутился на пиратском судне. Оттуда пишет Горацио, что Розенкранц и Гильденстерн продолжили путь без него. Подает весть он и королю. И просит встретить его на датском берегу. Клавдий подначивает Лаэрта убить Гамлета, сразиться с ним на поединке. Ослепленный местью, Лаэрт смазывает острие рапиры ядом для надежности. Вбегает Гертруда: с Офелией несчастный случай, она упала в реку, украшая иву цветами. И утонула.
Гамлет и Горацио наблюдают за работой могильщиков на кладбище. Они роют могилу для Офелии, считают девушку самоубийцей. И извлекают из земли несколько черепов. Гамлет берет в руки череп королевского шута, скомороха: «Бедный Йорик!» И это все, что остается от каждого человека, самого прославленного, в том числе. Показывается похоронная процессия. Лаэрт патетически прыгает в открытую могилу сестры, Гамлет бросается туда же. Лаэрт пытается задушить врага. Король приказывает им разойтись: сейчас неподходящий случай.
Гамлет делится с Горацио новостью: он подменил письмо Клавдия к Британцу. Теперь в нем – просьба убить подателей письма. Выходит, Розенкранц и Гильденстерн умрут. А вот с Лаэртом он хотел бы примириться.
Придворный Озрик излагает Гамлету условия поединка с Лаэртом. Для надежности Клавдий приберегает для Гамлета бокал с отравленным вином. Лаэрт ранит принца. Они меняются рапирами. Когда Гамлет отвечает ему метким ударом – королева пьет за победу сына. Клавдий не подает виду, что в питье яд. Гертруда умирает со словами: «Отравлена!» Тогда Лаэрт, который сам уже при смерти, указывает на короля как зачинщика расправы. Умирающий Гамлет закалывает короля отравленным клинком. Потрясенный Горацио хочет последовать за другом, допить вино из рокового бокала, но Гамлет возражает: «Расскажешь правду обо мне».
К месту трагедии является Фортинбрас с послами. Узнав, в чем дело, он велит оказать Гамлету воинские почести. Именно Фортинбрас займет датский трон.
Сюжет
В Датском королевстве недавно умер король. Его вдова Гертруда выходит замуж за его брата Клавдия. Ее сын, принц Гамлет, возмущен такой скорой свадьбой. Он также узнает от стражников замка Эльсинор, что по ночам бродит призрак его отца. Гамлет спешит на встречу с ним – тот сообщает, что умер от яда, который влил ему в ухо родной брат Клавдий. Отец взывает к мести. Гамлет принимает на себя вид помешанного и даже рвет отношения с Офелией, в которую был влюблен. Более того, убивает ее отца Полония, приняв его за ненавистного короля. Девушка сходит с ума от горя, а после гибнет в реке. А ее брат Лаэрт становится игрушкой в руках короля. Он требует, чтобы Лаэрт расправился с Гамлетом, виновным в смерти Полония. Это последний план короля избавиться от Гамлета. Другой, с отъездом принца и организацией его убийства в Англии, не оправдался. Все следят за ходом поединка между Лаэртом и Гамлетом. Рапира Лаэрта обмазана ядом. Оба ранят друг друга. Королева отпивает вина из бокала сына и умирает от яда. Его добавил туда загнанный в угол король-убийца. Гамлет успевает поразить его ударом отравленной рапиры. Из живых на месте остается только Горацио, друг принца. Его умирающий Гамлет просит рассказать людям правду об этой истории. Между тем, датский трон достается норвежскому королю.
Отзыв
Трагедия – зеркало эпохи, где Англия стилизована под Данию. Конфликт кровожадной действительности и гуманистических идеалов. Тема нравственного выбора, поиска ответов на вечные вопросы бытия. Кровная месть – как механизм саморазрушения и разрушения. Необходимость оставаться человеком в испытаниях. Выбор между жизнью и смертью. Тема предательства, властолюбия, настоящей и фальшивой дружбы, краха родственных связей. Игра в безумие как попытка сохранить свою личность и независимость. Любовь, принесенная в жертву. Неотвратимость наказания за преступления.
Гамлет Акт IV, сцены i–ii Резюме и анализ
Краткое изложение: Акт IV, сцена I
В отчаянии после противостояния с Гамлетом Гертруда спешит к Клавдию, который совещается с Розенкранцем и Гильденстерном. Она просит поговорить с королем наедине. Когда Розенкранц и Гильденстерн уходят, она рассказывает Клавдию о своей встрече с Гамлетом. Она говорит, что он безумен, как море во время сильного шторма; она также сообщает Клавдию, что Гамлет убил Полония. В ужасе король отмечает, что если бы он был спрятан за аррасами, Гамлет убил бы его. Клавдий вслух задается вопросом, как он сможет справиться с этим общественным кризисом, не повредив своей власти в Дании. Он говорит Гертруде, что они должны немедленно отправить Гамлета в Англию и найти способ объяснить проступок Гамлета суду и народу. Он звонит Розенкранцу и Гильденстерну, рассказывает им об убийстве и отправляет на поиски Гамлета.
Прочитать перевод Акта IV, сцена I
Краткое изложение: Акт IV, сцена II
Где-то в Эльсиноре Гамлет только что закончил избавляться от тела Полония, комментируя, что труп «надежно уложен» (IV.ii. 1). Появляются Розенкранц и Гильденстерн и спрашивают, что он сделал с телом. Гамлет отказывается дать им прямой ответ, вместо этого говоря: «Тело с королем, но король не с телом» (IV.ii.25–26). Симулируя обиду на допрос, он обвиняет их в шпионаже на службе у Клавдия. Он называет Розенкранца «губкой». . . который впитывает лицо царя, его награды, его власть» и предупреждает его, что «когда ему понадобится то, что ты подобрал, он только сжал тебя, и, губка, ты снова будешь сухой» (IV. ii.11– 19). Наконец он соглашается позволить Розенкранцу и Гильденстерну сопроводить его к Клавдию.
Прочитать перевод Акта IV, сцены II
Анализ: Акт IV, сцены I–II
Короткая первая сцена Акта IV сосредоточена вокруг предательства Гертрудой своего сына, выдающего его королю после обещания помочь ему. Хотя она сдерживает свое обещание не раскрывать, что Гамлет только притворялся сумасшедшим, ее непосредственный и откровенный способ, которым она рассказывает Клавдию о поведении Гамлета и его убийстве Полония, подразумевает, что она считает себя союзницей короля, а не своей сын. Действительно ли Гертруда считает Гамлета сумасшедшим или просто осознала, что ее лучший интерес состоит в союзе с Клавдием, независимо от того, во что она верит, невозможно определить из этой сцены и в значительной степени зависит от личной интерпретации событий. Как бы то ни было, речь Гертруды перед Клавдием закрепляет тайный план короля по казни Гамлета в Англии.
Как бы это ни было кратко, акт IV, сцена I — великолепный пример шекспировского мастерства в развитии характеров, иллюстрированный тонким развитием Клавдия. В то время как большинство других мужских персонажей в пьесе, включая Гамлета, короля Гамлета, Лаэрта и Фортинбраса, одержимы темами чести, морального равновесия и карающего правосудия, Клавдий — эгоистичный, амбициозный король, который больше заботится о сохранении своего собственную власть и предотвращение политической опасности, чем достижение справедливости посредством своего правления. Его реакция на откровение Гертруды о том, что Гамлет убил Полония, чрезвычайно показательна. Вместо того, чтобы думать, что Гертруда могла быть в опасности, он сразу же замечает, что если бы он был в комнате, он был бы в опасности. Гамлета нужно выслать из Дании, думает он, не в наказание за убийство, а потому, что он представляет опасность для Клавдия. И как только он узнает об убийстве, разум Клавдия начинает работать над тем, чтобы найти способ охарактеризовать убийство так, чтобы оно не казалось его двору и народу Дании политическим кризисом. Для этого, говорит он, потребуются все его «величие и умение» (IV. i.30). В этой и последующих сценах Шекспир создает в Клавдии убедительный образ коварного и честолюбивого политика. Таким образом, Клавдий предстает фигурой, резко контрастирующей с более прямолинейными персонажами пьесы, включая Лаэрта, Фортинбраса и Горацио, и гораздо более нравственно сознательным принцем Гамлетом.
Прочтите подробный анализ Клавдия.
Убийство Гамлетом Полония в конце третьего акта — один из самых тревожных моментов пьесы. Если раньше Гамлета можно было считать «героем» или идеализированной версией человека, то после убийства Полония это уже невозможно. Его чувствительная, задумчивая натура — черта, которая постоянно мешала ему отомстить Клавдию, — теперь исчезает вслед за своей жестокой противоположностью: опрометчивым, смертоносным взрывом активности. Гамлет делает поспешный вывод, что Клавдий скрывается за аррасами, или просто бездумно набрасывается. В любом случае моральное превосходство Гамлета над Клавдием теперь ставится под сомнение. Он убил Полония так же, как Клавдий убил отца Гамлета, с той лишь разницей, что убийство Гамлета не было преднамеренным и не было совершено из ревности или честолюбия. Гамлет также успокаивает свою совесть тем, что Полоний нечестно шпионил за Гамлетом в тот момент, когда тот был убит. Но результат поступка Гамлета очень похож на поступок Клавдия: Лаэрт и Офелия потеряли отца, как и сам Гамлет.
Теперь Гамлет прячет тело. Но вместо того, чтобы быть переполненным раскаянием, как можно было бы ожидать от героя, совершившего такую ужасную ошибку, он кажется маниакальным, отчаянным и самодовольным, особенно в своем осуждении Розенкранца и Гильденстерна. На протяжении акта IV, сцена 2, как и в сцене пьесы в пьесе (акт III, сцена 2), язвительное, ироничное остроумие Гамлета сочетается с его опрометчивой, импульсивной чертой, а его притворное безумие кажется очень близким к реальному. вещь. Хотя Гамлет обладает многими замечательными качествами, такие сцены, как эта, служат убедительным напоминанием о том, что мы не должны воспринимать принца как безоговорочного героя.
Узнайте больше о Гамлете как главном герое.
Гамлет. Акт I, сцена 2.
Резюме и анализ. вдова брата и мать принца Гамлета. Клавдий говорит, что он оплакивает своего брата, но решил уравновесить траур Дании радостью своего брака. Он упоминает, что молодой Фортинбрас написал ему, опрометчиво требуя сдачи земель, завоеванных королем Гамлетом, от отца Фортинбраса, и отправляет Корнелиуса и Вольтиманда с посланием для короля Норвегии, престарелого дяди Фортинбраса.Закончив речь, Клавдий обращается к Лаэрту, сыну лорда-камергера Полония. Лаэрт выражает желание вернуться во Францию, где он останавливался перед возвращением в Данию на коронацию Клавдия. Полоний дает разрешение своему сыну, и Клавдий весело дает свое согласие и Лаэрту.
Обращаясь к принцу Гамлету, Клавдий спрашивает, почему над ним «до сих пор висят облака», ведь Гамлет все еще носит черные траурные одежды (I.ii.66). Гертруда убеждает его сбросить свой «ночной цвет», но он с горечью отвечает, что его внутренняя печаль настолько велика, что его суровый вид является лишь ее жалким зеркалом (I.
Имея это в виду, Клавдий говорит, что он не желает, чтобы Гамлет вернулся в школу в Виттенберге (где он учился до смерти отца), как об этом просил Гамлет. Гертруда вторит своему мужу, выражая желание, чтобы Гамлет оставался рядом с ней. Гамлет жестко соглашается подчиниться ей. Клавдий утверждает, что ему так понравилось решение Гамлета остаться, что он устроит празднество и пушечную стрельбу — старый обычай, называемый «королевским подъемом». Приказав Гертруде следовать за ним, он выводит ее из комнаты, и суд следует за ним.
В одиночестве Гамлет восклицает, что хочет умереть, испариться и перестать существовать. Он горько желает, чтобы Бог не сделал самоубийство грехом. В муках он оплакивает смерть своего отца и поспешное замужество матери с его дядей. Он помнит, как сильно, казалось, любили его родители, и проклинает мысль о том, что теперь, не прошло и двух месяцев после смерти его отца, как его мать вышла замуж за брата его отца, намного ниже его.
О Боже, зверь, который хочет рассуждений разума
Подольше бы оплакивал! — вышла замуж за моего дядю,
Брат моего отца, но на отца
не более, Чем я на Геракла. В течение месяца,
Прежде, чем соль самых неправедных слезОставила румянец в ее воспаленных глазах,
Она вышла замуж. О самая нечестивая скорость, отправить
С такой ловкостью к кровосмесительным листам! (I.ii.150–157)См. объяснение важных цитат
Гамлет внезапно замолкает, когда в комнату входит Горацио, за ним Марцелл и Бернардо. Горацио был близким другом Гамлета в университете в Виттенберге, и Гамлет, счастливый его видеть, спрашивает, почему он бросил школу и отправился в Данию. Горацио говорит, что он пришел на похороны короля Гамлета, на что Гамлет коротко отвечает, что Горацио пришел на свадьбу своей матери. Горацио соглашается, что один следовал за другим по пятам. Затем он говорит Гамлету, что он, Марцелл и Бернардо видели то, что кажется призраком его отца. Ошеломленный, Гамлет соглашается нести с ними вахту той ночью в надежде, что он сможет поговорить с привидением.
Прочитать перевод Акта I, сцены II
Анализ
Создав темную, призрачную атмосферу в первой сцене, Шекспир посвящает вторую, казалось бы, веселому двору недавно коронованного короля Клавдия. Если пространство за пределами замка наполнено аурой страха и беспокойства, комнаты внутри замка посвящены энергичной попытке изгнать эту ауру, поскольку король, королева и придворные отчаянно притворяются, что ничего не выходит из-под контроля. обычный. Трудно представить себе более запутанную семейную динамику или более неуравновешенную политическую ситуацию, но Клавдий, тем не менее, проповедует этику равновесия своим придворным, обещая поддерживать и сочетать скорбь, которую он испытывает по поводу смерти короля, и радость, которую он испытывает. переживает за свою свадьбу в равных долях.
Но, несмотря на усилия Клавдия, веселье двора кажется поверхностным. Во многом это связано с тем, что идея равновесия, которой Клавдий обязуется следовать, неестественна. Как можно уравновесить печаль из-за смерти брата счастьем от женитьбы на жене умершего брата? Речь Клавдия полна противоречивых слов, идей и фраз, начиная со слов «Хоть и о смерти Гамлета, брата нашего покойного / Память зеленеет», в котором идея смерти и увядания сочетается с идеей зелени, роста и обновления ( I.ii.1–2). Он также говорит о «нашей когда-то сестре, теперь нашей королеве», «побежденной радости», «благоприятном и опускающемся взгляде», «веселее на похоронах» и «похороне в браке» (I.ii.8– 12).
Подробнее о кровосмесительном желании как мотиве.
Эти идеи неловко соседствуют друг с другом, и Шекспир использует эту речь, чтобы создать у аудитории неприятное первое впечатление о Клавдии. Негативное впечатление усиливается, когда Клавдий играет отцовскую роль по отношению к осиротевшему Гамлету, советуя ему перестать оплакивать умершего отца и приспособиться к новой жизни в Дании.
Гамлет явно не нуждается в совете Клавдия, и мотивы Клавдия, давшего его, весьма подозрительны, поскольку, в конце концов, именно Гамлет унаследовал бы трон, если бы Клавдий не отнял его у него.Прочтите подробный анализ Клавдия.
Результатом всей этой вопиющей нечестности является то, что эта сцена изображает такую же ужасную ситуацию в Дании, как и первая сцена. Если первая сцена иллюстрировала страх и сверхъестественную опасность, скрывающуюся в Дании, то вторая намекает на коррумпированность и слабость короля и его двора. Сцена также поддерживает идею о том, что Дания как нация в чем-то нездорова, поскольку Клавдий заявляет, что Фортинбрас строит свои планы битвы, «[h] имея слабое представление о нашей ценности, / Или думая смертью нашего покойного дорогого брата / Наше состояние будет непересекающиеся и вне кадра» (I.ii.18–20).
Подробнее о теме нации как больного тела.
Принц Гамлет, опустошенный смертью отца и преданный замужеством матери, представлен как единственный персонаж, который не желает подыгрывать безвкусной попытке Клавдия подражать здоровому королевскому двору. С одной стороны, это может означать, что он единственный честный персонаж при королевском дворе, единственный высокопоставленный человек, чьи чувства оскорблены тем, что произошло после смерти его отца. С другой стороны, это предполагает, что он недовольный, тот, кто отказывается соглашаться с остальным двором ради большего блага стабильности.
Прочтите подробный анализ Гамлета.
Во всяком случае, Гамлет уже чувствует, как скажет позже Марцелл, что «что-то прогнило в Датском королевстве» (I.iv.67). Мы также видим, что поспешное повторное замужество его матери разрушило его мнение о женственности («Хрупкость, твое имя — женщина», — восклицает он в этой сцене [I.ii.146]), мотив, который будет развиваться через его распутывающиеся романтические отношения. с Офелией и его ухудшающимися отношениями с матерью.
Узнайте больше о женоненавистничестве как мотиве.
Его монолог о самоубийстве («О, если бы эта слишком твердая плоть растаяла, / Растаяла и превратилась бы в росу!» [I. ii.129–130]) возвещает то, что станет центральной идеей пьесы. . В мире больно жить, но в христианских рамках пьесы, если кто-то совершает самоубийство, чтобы положить конец этой боли, он обрекает себя на вечные муки в аду. Вопрос о моральной обоснованности самоубийства в невыносимо болезненном мире будет преследовать остальную часть пьесы; он достигает апогея своей актуальности в самой знаменитой строчке во всей английской литературе: «Быть или не быть: вот в чем вопрос» (III.i.58).
В этой сцене Гамлет в основном сосредотачивается на ужасающих условиях жизни, ругая двор Клавдия как «непрополотый сад, / Который прорастает до семян; вещи грубые и грубые по своей природе / Просто обладай ими» (I.ii.135–137). На протяжении всей пьесы мы наблюдаем постепенное крушение убеждений, на которых основывалось мировоззрение Гамлета. Уже в этом первом монологе религия подвела его, и его извращенная семейная ситуация не может принести ему утешения.
Подробнее о тайне смерти как теме.