Внешняя политика России в конце XIX – в начале XX века / Справочник :: Бингоскул
Восточный вопрос во внешней политике Российской империи
После Крымской войны Российская империя стала терять влияние на международной арене. Поэтому основным направлением деятельности императора стала внешняя политика.
Россия в системе военно-политических союзов
Внешняя политика России в конце XIX века велась в нескольких направлениях: в Европе, в Средней Азии, на Востоке и на Дальнем Востоке.
Европа
Крымская война ослабила Российскую империю. Европейские державы обоснованно перестали считать Россию сильным противником, и страна оказалась в международной изоляции. Главам европейских государств было выгодно такое положение России, т. к. укрепление позиций империи было опасно для них. Поэтому европейские державы прилагали усилия для сохранения ее изоляции.
Однако Александра II такая позиция не устраивала. Император решил немедленно предпринять действия для изменения ситуации.
Первым действием императора стала поддержка Пруссии в войне против Австрии. Благодаря этому в Лондонской конвенции 1871 года было вынесено решение об отмене нейтрализации Черного моря. Но этого оказалось недостаточно.
В 1873 году был создан Союз трех императоров. В него входили Россия, Германия и Австро-Венгрия. Создание союза помогла вернуть Россию на политическую арену в качестве активного игрока и ослабить позиции Франции.
По заключенному договору члены союза обязывались помогать друг другу в случае внешнего нападения на одну из сторон. Внутренние конфликты по договорённости должны были решаться мирным путем. Однако союз не был прочным, потому что у императоров не было общих целей. Каждый преследовал собственные интересы.
Средняя Азия
Великобритания стремилась расширить владения в Индии и заселить Среднюю Азию. Александр решил помешать этому и приступил к расширению своего влияния в этом регионе. С середины XIX века в Среднюю Азию отправлялись дипломатические, научные и торговые миссии, проводилась работа по экспансии региона. Результаты не заставили себя ждать:
- в 1866 году был присоединён Ташкент;
- в том же году было создано Туркестанское генерал-губернаторство;
- в 1868 году был присоединен Самарканд;
- в 1873 году – захват Хивы;
- в 1876 году – Кокандское ханство.
Местное население сопротивлялось проводимой политике. Частично этому способствовали англичане. Однако местных тоже не устраивало то, что меры проводились насильственным путем. Хотя присоединение территорий к Российской империи способствовало модернизации регионов. Стали строиться железные дороги, ввозились новые промышленные товары и новая техника.
Со временем в Средней Азии удалось установить новый военно-административный аппарат управления.
Дальний восток
На Дальнем Востоке к России были присоединены Приамурье и Приморье. Появились новые города: Владивосток, Хабаровск, Благовещенск. Были установлены границы с Китаем, нормализовались отношения с Японией. По Симодскому договору о постоянном мире и дружбе Россия получила северные Курилы. Сахалин стал совместным владением России и Японии. Позже он полностью перешел под власть России.
Но были и потери для Российской империи. Императору пришлось принять решение о продаже Аляски американцам. Регион требовал больших затрат. После Крымской войны у России не было средств, и она не могла содержать Аляску.
К концу XIX века изменилась ситуация в Европе не в пользу русского государства. В 1882 году появился Тройственный союз, состоящий из Германии, Италии и Австро-Венгрии. Он имел выраженную антироссийскую направленность. Результатом создания Тройственного союза стал распад Союза трех императоров.
Агрессивность Германии по отношению к России стала нарастать, что подтолкнуло Россию к сближению с Францией. В 1891-1892 годах между Россией и Францией были подписаны соглашения о взаимопомощи в случае нападения Германии. Таким образом, появились конкурирующие союзы, и обстановка в Европе обострилось.
Восточный вопрос во второй половине XIX века
В конце XVII века стал намечаться распад Османской империи. Балканские народы, находящиеся под османским игом, усилили борьбу за освобождение, а в Европе возникло соперничество за раздел турецких территорий. Эти события назывались Восточным вопросом.
После поражения в Крымской войне позиции России в Восточном вопросе также ослабли. Поэтому, главной задачей внешней политики на Востоке было укрепление позиций.
В середине 1870-х годов на востоке снова возник кризис, связанный с преследованием Османской империи христиан на Балканах. В 1875 году вспыхнуло восстание в Боснии и Герцеговине. Россия решила воспользоваться ситуацией и потребовала от султана прекращения гонений на христиан. Получение отказа стало поводом для начала русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
Боевые действия развернулись на территории Болгарии. Стратегия русских заключалась в стремительном продвижении через Балканы к Стамбулу. России благоприятствовала поддержка балканских народов. Русская армия совершила несколько удачных наступательных операций. В результате Османская империя потерпела поражение и вынуждена была подписать Сан-Стефанский мирный договор. Согласно этому договору России возвращалась часть территорий, потерянных при подписании Парижского мира. Босния и Герцеговина получили широкую автономию, а несколько балканских стран полную независимость от Османского государства.
Результат Сан-Стефанского мира не устроил Европу. Усиление России было опасно для европейских держав. Поэтому в 1878 году состоялся Берлинский конгресс. В нём принимали участие Германия, Великобритания, Россия, Венгрия и Турция. На конгрессе пересматривались результаты Сан-Стефанского мирного договора. Было принято решение о сокращении территорий, присоединяемых к России.
Также русско-турецкая война оказала влияние на балканские страны. Началось становление их государственности, что способствовало окончательной потере влияния на них Османской империи.
Внешняя политика в начале XX века
Международная обстановка в начале XX века значительно обострилась. Главы ведущих мировых держав боролись за увеличение сфер влияния.
К этому времени Россия уже почти восстановилась на международной арене после поражения в Крымской войне. Страна имела статус мировой державы благодаря своему географическому положению, наличию огромного количества ресурсов и военной мощи.
Но внутри страны не всё было гладко. Политическая верхушка имела противоречия относительно ведения внешней политики страны. Некоторые политики разделились во мнениях.
Витте, Столыпин | Безобразов, Извольский, Сазонов |
Понимали, какую опасность для России влечет участие в международных вооруженных конфликтах. Были сторонниками разрешения споров дипломатическим путем | Выступали за проведение агрессивной внешней политики и за расширения территорий путем вооруженных конфликтов |
Внешняя политика в начале XX века на Дальнем Востоке
На Дальнем Востоке Россия рассчитывала на присвоение Маньчжурии. Но для введения войск в область требовался повод. Этим поводом стало восстание в Китае в 1900 году. Император снова воспользовался ситуацией и направил русские войска в Маньчжурию для подавления восстания.
В 1903 году начались переговоры с Японией о положении области. Соглашения достигнуто не было. Ни Япония, ни Россия не желали уступать позиции.
Внешняя политика в начале XX века на Востоке
На Востоке Россия продолжала помогать балканским народам. Им требовалась помощь после освобождения от османского ига. Отношения с Францией продолжали укрепляться. В 1904 году между Францией и Россией было подписано политическое соглашение. В 1907 году к нему присоединилась Великобритании. Так было завершено формирование Атланты. Тройственный союз и Атланта имели противостояние между собой, что определило международную политику XX века.
Россия и Япония так и не смогли договориться о положении Маньчжурии. Конфликт между странами стал нарастать. В руководстве тоже продолжались споры. Витте утверждал, что решить вопрос с Маньчжурией нужно дипломатическим путем. А Плеве убеждал императора, что стране в данный момент необходима военная победа. Разрываясь между двумя мнениями, император так и не смог принять окончательное решение. Поэтому русско-японская война началась с инициативы японцев.
27 января или 9 февраля 1904 года японские корабли неожиданно напали на русскую эскадру внешнего рейда крепости Порт-Артура на Ляодунском полуострове. Русские понесли большой урон, а японцы смогли высадиться в Корее. В мае 1904 года японцы перерезали железную дорогу, ведущую к Порт-Артуру. В августе началась осада крепости, длящаяся до декабря. В декабре крепость была сдана из-за перехода коменданта на сторону противника.
В феврале 1905 года состоялось генеральное сражение при Мукдене. В результате схватки русская армия вынуждена была отступить. Затем, в мае последовало Цусимское сражение. Со стороны русских потерпела поражение вторая Тихоокеанская эскадра, прибывшая с Балтики для подкрепления.
По завершению войны Россия потерпела значительные территориальные потери. Эти потери могли быть ещё больше, если бы не дипломатический талант Витте.
Причины поражения:
- удаленность театра действий от центра страны;
- отсутствие тщательной подготовки;
- наличие у Японии технологического преимущества;
- ограниченность коммуникационных сетей.
Кроме того, США и Великобритания оказывали поддержку Японии, потому что им снова было не выгодно усиление России.
Русско-японская война увеличила недовольства в стране. В результате стремительно стала нарастать революционная ситуация.
Смотрите также:
- Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте
- Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков
- Русско-японская война
- Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования
«Не отстать от держав…» Россия на Дальнем Востоке в конце XIX – начале XX вв.
Лукоянов И.В. «Не отстать от держав…» Россия на Дальнем Востоке в конце XIX – начале XX вв. – СПб.: Нестор-История, 2008. — 668 с.
В книге исследуется внешняя политика России на Дальнем Востоке на рубеже ХIХ–ХХ столетий, связанная, прежде всего, с именем министра финансов С. Ю. Витте и провозглашённой им политикой мирной экономической экспансии в регионе. Автор, используя главным образом архивные материалы, показал, как радужные надежды Петербурга господствовать на восточной окраине постепенно разрушались, сталкиваясь с растущим кругом проблем. Дальневосточная политика России также отразила многочисленные противоречия как между министрами, так и чиновниками на местах, действовавших иногда вопреки своему руководству. Основное внимание в монографии уделено тому, как принимались и осуществлялись ключевые внешнеполитические решения. Впервые в историографии подробно представлена деятельность «безобразовцев», олицетворявших собой вневедомственные влияния. Стремление угнаться за другими державами в колониальной экспансии и дисбаланс в принятии решений в конечном итоге завели политику России в регионе в тупик и завершились войной с Японией 1904–1905 гг.
«Не отстать от держав…»
Россия на Дальнем Востоке в конце XIX – начале XX вв.
Введение
Источники
Историография
Глава 1. Сибирская железная дорога и КВЖД
1.1. Историография
1.2. Проекты железнодорожной магистрали в Сибирь: политика или экономика?
1.3. «Сибирские рубли»
1.4. Особенности строительства Сибирской магистрали
1.5. Перевозки по Сибирской железной дороге: мечты и реальность
1.6. Строительство Китайской Восточной железной дороги (КВЖД) и её экономическая роль
1.7. КВЖД и бадмаевские прожекты
1.8. Железнодорожные планы С.Ю. Витте
1.9. Проекты русской железной дороги в Китае в 1895 – первой половине 1896 гг.
1.10. Финансово–экономические вопросы строительства КВЖД
1.11. Экономическое значение КВЖД
Глава 2. Экономическая политика России на Дальнем Востоке: радужные надежды и разочаровывающая реальность
2. 1. Русская торговля на Дальнем Востоке
2.2. Порто-франко
2.3. Экономическая экспансия России в Китае
2.3.1 Борьба за железнодорожные концессии в Китае
2.4. Маньчжурское горнопромышленное товарищество
2.5. Экономическая политика Министерства финансов в Маньчжурии
Глава 3. Русско-Китайский банк в 1895–1904 гг.
Приложение
Глава 4. Русско-китайский союзный договор 1896 г.
Глава 5. Корейская политика России и отношения с Японией
5.1. Историография
5.2. Возникновение русско-корейских отношений и позиция России относительно Кореи
5.3. Русская политика в Корее и японо-китайская война 1894–1895 гг.
5.4. Переворот 1895 г. в Сеуле: провал Японии, удача России
5.5. Русско-японские соглашения по Корее 1896 г.
5.6. Корейская политика России в 1896 – начале 1898 гг.
5.7. Захват Порт-Артура и пересмотр корейской политики России
5. 8. Влияние боксёрского восстания на действия России в Корее
5.9. Поездка Х. Ито в Россию (конец 1901 г.)
5.10. Корейский вопрос перед русско-японской войной 1904–1905 гг.
Глава 6. Как и зачем Россия захватила Порт-Артур: события конца 1897 – начала 1898 гг.
6.1. Занятие или захват?
6.2. После Порт-Артура
Глава 7. Англо-русские переговоры о Китае 1898–1899 гг.
7.1. Превый раунд русско-английских переговоров по Китаю (начало 1898 г.)
7.2. Второй раунд переговоров (осень 1898 – начало 1899 гг.)
Глава 8. Россия и Китай в 1900–1903 гг.: конец экономической экспансии
8.1. Историография
8.2. Реакция России на восстание ихэтуаней
8.3. Начало русско-китайских сепаратных переговоров
8.4. Договоры русских властей с цзянь-цзюнями
8.5. Первый вариант сепаратного соглашения
8.6. Второй вариант сепаратного договора
8.7. Местные китайские власти и выдача концессий
8. 8. Общее соглашение держав с Китаем и Россия
8.9. Возвращение к русско-китайским сепаратным переговорам
8.10. Русско-китайское соглашение 26 марта 1902 г.
8.11. Маньчжурский вопрос в русско-китайских отношениях в 1902–1903 гг.
Глава 9. Безобразовцы: царская «неофициальная» политика на Дальнем Востоке в 1898–1904 гг.
9.1. Историография
9.2. Возникновение безобразовской группы
9.3. Корейская экспедиция 1898 г.
9.4. Безобразовцы в 1899–1902 гг.
9.5. Конец 1902 – начало 1903 гг.: крах политики С.Ю. Витте и взлёт безобразовцев
9.6. Особые совещания 26 марта и 7 мая 1903 г.
9.7. Порт-артурские совещания 18–28 июня и Особое совещание 1 августа 1903 г.: конец «триумвирата»
9.8. Отставка С.Ю. Витте и торжество безобразовцев
9.9. Безобразовская лесопромышленная компания на р. Ялу
9.10. Бесславный конец безобразовского предприятия
9.11. «Оправдательная литература» безобразовцев: кто виноват в русско-японской войне?
Приложение
Глава 10. Дальневосточное наместничество (1903–1905 гг.)
Глава 11. Последние русско-японские переговоры перед войной 1904–1905 гг.
11.1. Обстановка до начала переговоров: перемены в российской власти в конце 1902 – первой половине 1903 гг.
11.2. «Период совещаний»
11.3. Первый раунд переговоров
11.4. Второй раунд
11.5. Третий раунд
11.6. После третьего раунда
Глава 12. Портсмутский договор: путь России к миру
12.1. Историография
12.2. Предварительные контакты о мире (лето 1904 – весна 1905 гг.)
12.3. Россия после Цусимы: курс на мир
12.4. Русско-японские переговоры в Портсмуте
12.5. Отношение к Портсмутскому миру
Заключение
Список сокращений
Указатель имён
Новая холодная война и возвращение истории
Передовая статья
Том 57, 2022 · Номер 4 · стр. 202–203 · JEL: H56, N40, P00
Информационный центр Christian Leibniz, ZBW – по экономике, Гамбург, Германия.
24 февраля ознаменовалось началом новой страшной войны и возвращением военных конфликтов в Европу. Война России против Украины, а также последовавшая за ней экономическая война между большинством стран ОЭСР и Россией могут рассматриваться как поворотный момент в книгах по истории будущего с далеко идущими последствиями для нескольких рынков, многочисленными кризисами во многих регионах и возвращением угроза ядерной войны. Вполне возможно, что мы наблюдаем возрождение новой конфликтной эпохи, конец однополярной архитектуры международной безопасности конца XX века под гегемонией США, конец глобализации и начало новой холодной войны между Западом и Восток.
В логике предыдущей эпохи холодной войны конфликты не обязательно означают войну между крупными державами, а скорее геополитическую напряженность, враждебность или опосредованную войну, в которой одна или обе более крупные державы бросают вызов другой косвенно, как в Корея, Вьетнам или Афганистан. Основываясь на гипотезе ловушки Фукидида, Далио (2021) недавно предсказал более высокую вероятность войн в экономическом, торговом и геополитическом измерениях.
Ловушка Фукидида относится к увеличивающемуся риску войны между двумя странами, когда восходящая держава бросает вызов правящей державе в зоне совместного влияния. Смертельная ловушка была впервые описана древнегреческим историком Фукидидом, который писал о конфликте между двумя древнегреческими городами-государствами: «Именно возвышение Афин и страх, который это вселило в Спарту, сделали войну неизбежной».
Согласно Эллисону (2017), подъем Китая может рассматриваться как настолько серьезная угроза для Соединенных Штатов, что они находятся на пути к войне, «если обе стороны не предпримут трудных и болезненных действий для ее предотвращения». В этой связи НАТО все чаще предупреждает об угрозе со стороны Китая, т.е. в Стратегической концепции НАТО до 2022 г., которая сразу же подверглась критике со стороны Китая.
Эллисон (2017) рассмотрел 16 случаев за последние 500 лет мировой истории и пришел к выводу, что 12 из них действительно привели к войнам, в первую очередь к крупным войнам 20-го века между растущими промышленными державами в Европе (Германия) и Азии (Япония). и соседние с ними страны (Первая и Вторая мировые войны). Удивительно, но конфликт между Советским Союзом и США во второй половине 20-го века (холодная война) является одним из редких обстоятельств, при которых деэскалация конфликта не привела к прямой военной конфронтации. Можно утверждать, что угроза ядерного уничтожения приводит к балансу сдерживания и помогает направить конфликты в сторону замороженного конфликта или «холодной войны». К сожалению, холодная война не означает мира.
Разумно предположить, что Россия в 2022 году не сможет или с меньшей вероятностью бросит вызов Соединенным Штатам без существования восходящих экономических держав в Азии, Индии и Китая, которые ясно дали понять, что они не собираются ввести экономические санкции против России и могут даже получить выгоду от перенаправления поставок российских энергоносителей и сырья (например, Кастури, 2022 г. ). Учитывая, что санкции основаны на идее влияния на баланс затрат и выгод агрессора с целью стимулирования мира, стимулы будут сильнее, если в них будет участвовать больше стран или большая доля мирового ВВП. В этом смысле санкции теряют свое влияние, если они не скоординированы в рамках достаточно большой доли мирового рынка. Но большие группы стран не вводили санкции против России, и доля мирового ВВП стран, вводящих санкции против США, неуклонно снижалась, отражая ослабление экономической мощи США и ловушку Фукидида.
По оценкам «Перспектив развития мировой экономики» МВФ, в 2017 году Китай обогнал США как крупнейшую экономическую державу по ВВП по паритету покупательной способности, и ожидается, что в 2028 году он превзойдет экономику США на 40%, в то время как его вес составлял лишь 10% ВВП США в начале 1980-х гг. Сдвиг в балансе экономической силы, как правило, влияет на дипломатическую власть, вес в международных организациях и переговорах, а также на военную мощь. Однако до сих пор Соединенные Штаты не уделяли особого внимания признанию восходящих сил в Азии.
На фоне «меняющегося мирового порядка» Далио (2021) утверждал, что вероятность обострения конфликта, экономической войны или геополитической войны возрастает. Он предсказал вероятность войны примерно в 35%. Наварро (2015), который позже занимал должность директора Управления торговой и производственной политики в администрации Трампа, обсуждал проблемы растущей военной мощи Китая и предсказывал «грядущую войну с Китаем». Неудивительно, что Соединенные Штаты во времена администрации Трампа боролись с «китайской угрозой» как с торговой и тарифной войной, которая оказалась не особенно эффективной. Его тарифы касались не только Китая, но и его союзников, например Германии, что привело к замешательству в Европе. Идеи Трампа об обороне также не были убедительными. Немного опередив свое время, он настаивал на перевооружении «устаревшего» альянса. Не исключено, что Соединенные Штаты при второй администрации Трампа покинут НАТО, пытаясь заставить бывших союзников «платить за безопасность».
Поскольку это остается возможным, Европе необходимо построить европейский оборонный союз, независимый от Соединенных Штатов.По иронии судьбы, 33 года назад, летом 1989 года, Фукуяма (1989) классно назвал «беззастенчивую победу экономического и политического либерализма» «концом истории». Действительно, в 1990-х и 2000-х годах мир, казалось, пришел к идеологическому, культурному, политическому и экономическому консенсусу. Фукуяма (1989) опирается на концепцию гегелевского идеализма, предполагая, что история создается идеями, включая религию, культуру и моральные ценности, и противопоставляет это марксистскому материалистическому подходу, который критиковал гегелевский идеализм еще в 1919 г.век.
Подобно Гегелю, считавшему, что история заканчивается победой идей Французской революции и поражением Наполеоном прусской монархии в битве при Йене в 1806 г., Фукуяма полагал, что падение «железного занавеса» представляет собой конец истории в том смысле, что западному либерализму больше не бросает вызов никакая другая идеологическая концепция, такая как марксизм-ленинизм.
Сегодня кажется, что Фукуяма ошибся. И не только потому, что НАТО снова бросает вызов автократическому режиму, который явно не разделяет ценности западного либерализма. И не потому, что подъем китайской версии социалистической рыночной экономики может представлять собой более изощренную метаморфозу коммунистической идеологии. Недавние внутренние проблемы в западных демократиях показывают, что защита демократических ценностей не обязательно должна начинаться на международной арене. Он оспаривается на каждых выборах в каждой демократической стране. Недавние предстоящие предвыборные опросы, т.е. в Соединенных Штатах или Италии, не дают окончательного представления о том, что западные ценности априори будут преобладать.
Эллисон Г. (2017), Обреченные на войну: смогут ли Америка и Китай избежать ловушки Фукидида? , Писец.
Далио, Р. (2021), Принципы работы с меняющимся мировым порядком. Почему страны добиваются успеха и терпят неудачу , Avid Reader Press.
Фукуяма, Ф. (1989), Конец истории, The National Interest , 16, 3-18.
Кастури, К. С. (2022, 13 июля), Почему Индия не может отказаться от российской нефти, Foreign Policy, Foreign Policy .
Наварро, П. (2015), Крадущийся тигр: что китайский милитаризм означает для мира , Prometheus Books.
© Автор(ы) 2022
Открытый доступ: эта статья распространяется на условиях международной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 (https://creativecommons.org/
Финансирование открытого доступа предоставлено ZBW – Информационным центром экономики имени Лейбница.
DOI: 10.1007/s10272-022-1056-3
Понимание внешней политики России в эпоху Путина
Президент России Владимир Путин (Фото: @KremlinRussia/Twitter, 21 октября 2020 г.)Понять концепцию внешней политики России в эпоху президента Владимира Путина непросто. Многие люди игнорируют тот факт, что внешняя политика страны является отражением ее внутренних соображений. Когда речь заходит о России, мы часто читаем и «просвещаемся» анализом «западных экспертов и ученых», которые могут оказаться предвзятыми и необъективными. Чтобы понять внешнюю политику страны и ее внутреннюю динамику, вы должны изучить и понять ее историю, культуру и ценности. Вам не обязательно быть инсайдером, но вы должны, по крайней мере, уважать ценности и образ мышления народа и элиты. Вы также не можете судить о стране и о том, как она ведет международные отношения, основываясь на статьях непрофессиональных иностранных журналистов. История также играет важную роль в формировании внешней политики, поскольку определенные исторические события, травмы и идеологии могут влиять на процесс принятия решений в международных делах. Оливер Стоун резюмирует эту озабоченность, говоря: «Если Владимир Путин действительно является заклятым врагом Соединенных Штатов, то мы должны, по крайней мере, попытаться его понять». Арцахская война 2020 года подняла вопросы относительно внешней политики Москвы и ее позиции во время войны.
Эта статья поможет понять, как путинская Россия ведет региональную и международную политику для защиты своих национальных интересов.Как жизнь молодого Путина повлияла на его будущую карьеру?
Обычно в могущественных государствах на принятие внешнеполитических решений влияют сильные институты (советы безопасности, армия), лоббистские группы (энергетические фирмы, нефтяные компании, аналитические центры…) или сильные лидеры. Внешняя политика России в какой-то степени является отражением характера и жизни Путина. Путин был офицером КГБ в Восточной Германии и понимает динамику безопасности, хорошо разбираясь в играх с нулевой суммой и политике НАТО. Если мы углубимся в биографию Путина, то поймем, что события Второй мировой войны оказали непосредственное влияние на его жизнь. У Путина было бедное и несчастное детство. Его отец, освобожденный от службы, потерял ноги, когда добровольно участвовал в защите Ленинграда от фашистов, а затем работал инвалидом на заводе. Его мать, которая потеряла двухлетнего ребенка от дифтерии и чуть не умерла от голода во время войны, подметала улицы, чистила лабораторное оборудование и подрабатывала случайными заработками за скудную плату.
Чтобы скоротать время, Путин и его друзья изводили крыс, заполонивших подъезд его квартиры. Именно во время одной из таких охот на грызунов будущий президент получил ценный урок, касающийся международной политики: «Однажды я заметил огромную крысу и преследовал ее по коридору, пока не загнал ее в угол. Ему некуда было бежать. Внезапно он развернулся и бросился на меня. Я был удивлен и испуган. Теперь крыса преследовала меня». Путин ушел, но память сформировала его взгляд на международные отношения: никогда не загоняй своего врага в угол, потому что он нападет на тебя со всей своей силой.
Молодой Путин, пристрастившийся к спорту, позже пошел в КГБ. Он сказал: «Я понимал, что в любой ситуации, прав я или нет, я должен быть сильным, чтобы иметь возможность нанести ответный удар. Я также узнал, что вы всегда должны быть готовы мгновенно нанести ответный удар». Он увлекался боевыми искусствами и со временем стал обладателем черного пояса по дзюдо, что научило его философии гибкости. В интервью Оливеру Стоуну Путин заявил: «Иногда можно уступать другим. Если это путь, ведущий к победе…» Как и все его поколение, он смотрел шпионские фильмы и признавался, что в школьные годы под влиянием книг и фильмов решил работать в КГБ. Важно подчеркнуть, что в студенческие годы Путин находился под влиянием религиозной, политической и монархической философии Ивана Ильина. Я бы предположил, что идеи Ильина об Украине имеют определенное влияние на политику Путина в отношении Киева, поскольку, по мнению философа, если Украина отделится от России, то она станет ее смертельным врагом.
Столпы путинской внешней политики России
Одна из лучших книг о российской внешней политике при Путине, которую я читал, была написана Анджелой Стент, «Мир Путина: Россия против Запада и с остальными» (2019). В книге анализируется, как Россия вернулась на мировую арену как уважаемая, страшная и вызывающая восхищение великая держава. Чтобы прояснить свой анализ, она объясняет семь столпов, которые формируют внешнюю политику России при Путине:
Во-первых, Запад должен признать, что Россия имеет право сидеть за столом переговоров по всем важным международным решениям и относиться к ней как к глобальной игрок. Доказательством этого является активное участие России в усилиях по урегулированию конфликтов, начиная от ядерного кризиса в Иране и заканчивая конфликтом в Северной Корее.
Во-вторых, интересы России так же легитимны, как и интересы Запада. Русские считают, что то, что произошло с Косово в 1999 году, было «нелегитимной» интервенцией, в ходе которой НАТО воспользовалась слабостью России, попыталась расшириться на восток и разделила Сербию. Когда Россия взяла под свой контроль Южную Осетию и Абхазию после российско-грузинской войны 2008 года, Путин еще раз напомнил Западу, что Россия также имеет законные интересы и готова к военному вмешательству для их защиты.
В-третьих, Россия имеет право на сферу привилегированных интересов на постсоветском пространстве. Свой жизненный периметр безопасности она определяет не как границы Российской Федерации, а как границы постсоветского пространства. Россия следит за тем, чтобы ее бывшие советские соседи не присоединялись ни к каким военным союзам (таким как НАТО), которые считаются враждебными основным интересам национальной безопасности России. С этой точки зрения можно объяснить войны с Украиной и Грузией, поскольку Россия опасается, что НАТО не выполняет своих обещаний, постоянно расширяясь на восток с XIX века.90-х годов в окружение России и угрожающие национальным интересам страны, особенно в районе Черного моря. Кремль рассматривает постсоветские страны как часть собственного оборонительного периметра и считает, что должен контролировать это стратегическое пространство. Отсюда следует понимать, что Москва не аннексировала ни Южную Осетию, ни Абхазию; вместо этого оно использовало то, что можно было бы назвать «моделью расширения НАТО», принятой на Балканах в конце 1990-х годов. Более того, после войны на Украине (2014 г.) и Грузия, и Украина утратили свою территориальную целостность, что еще больше продлило их предполагаемое членство в НАТО. В конце концов, российские эксперты утверждают, что дружественная Грузия или «нейтральная» Украина, выполняющая роль буферной зоны, были бы гораздо более важной гарантией безопасности России, чем какие-то небольшие нестабильные отколовшиеся регионы. Однако некоторые не согласны и спорят о том, хочет ли Россия, чтобы эти замороженные конфликты прекратились, поскольку в отсутствие резолюций у России будет рычаг воздействия на конфликтующие стороны. Непосредственным вмешательством в дела Грузии и Украины и отправкой миротворцев в Нагорный Карабах Россия достигла трех целей: затруднила эффективное функционирование этих государств, увековечила синдром постсоветской взаимозависимости и заставила Запад признать ограниченность своего влияния в Окрестности России. Что касается Нагорного Карабаха (Арцаха), то мы, возможно, не знали о переговорах между Россией и Турцией по закулисным каналам во время войны, но было ясно, что Россия сделала все возможное, чтобы предотвратить развертывание турецких войск в стратегически оккупированных городах Нагорного Карабаха, таких как Шуши и Гадрут и вместо этого договорились о турецком наблюдательном пункте в нескольких километрах от Агдама, предотвратив, таким образом, любую угрозу со стороны Турции или НАТО контролируемой Россией территории Арцаха.
В-четвертых, Россия ищет не союзников в западном смысле этого слова, а взаимовыгодное инструментальное партнерство с такими странами, как Китай, которое не ограничивает свободу России действовать или судить о ее международном положении. Многие «западные комментаторы» попадают в ловушку, утверждая, что в Евразии или на Ближнем Востоке существуют российско-китайские, российско-иранские или российско-турецкие военные союзы. Это неправильно, поскольку Россия не вступает в союзы с крупными или региональными державами там, где ее положение находится под угрозой. В отличие от ОДКБ, где Россия может возглавить малые государства, Россия избегает прямых военных столкновений с любой крупной ядерной державой, такой как США. Как заявил Путин в своей предвыборной статье 2012 года, Россия практически всегда имела привилегию проводить независимую внешнюю политику, которая сохранится и в будущем.
В-пятых, Россия продолжит представлять себя сторонником статус-кво, поборником консервативных ценностей и международной державой, уважающей признанных лидеров. Россия считает себя лидером «консервативного интернационала» и защитником лидеров, которые сталкиваются с проблемами «цветных революций», которые, по мнению Путина, организованы Западом. По этой причине Россия с подозрением отнеслась к событиям 2018 года в Армении; многие российские газеты проводили параллель между событиями в Армении и «цветными революциями» в Грузии и на Украине.
В-шестых, Россия считает, что ее интересам лучше всего служит расколотый западный альянс; следовательно, он будет продолжать поддерживать антиамериканские и евроскептические группы и популистские движения в Европе. Под эту категорию подпадает поддержка Россией правых политических партий, таких как французская Марин Ле Пен и немецкая партия «Альтернатива для Германии» (AFD), или сепаратистских движений в Великобритании (Шотландия) и Испании (Каталония).
Наконец, Россия будет стремиться противостоять либеральному однополярному международному порядку, навязанному США после окончания холодной войны, и реформировать его. Для России должен быть установлен новый порядок, напоминающий 19-й век.Европейский концерт держав 19-го века, когда Китай, Россия и США делят мир на сферы влияния. С этой целью Путин культивировал идею исключительности России: страны, расположенной между Европой и Азией, с уникальной евразийской судьбой как центра нового многополярного мира. Сторонники евразийства в России считают, что хотя их страна принадлежит и Европе, и Азии, она не является ни полностью европейской, ни полностью азиатской. Эта уникальная евразийская идентичность означает, что Россия может перенимать обе цивилизации. Ведь попытки ЕС вовлечь в свою орбиту западных соседей России подтолкнули Путина к созданию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — группы постсоветских государств, призванной усилить влияние России в многополярном мире.
Эти моменты также освещены в книге Рейна Мюллерсона «Геополитика и столкновение идеологий: заря нового порядка», в которой он подчеркивает, что с российской точки зрения распад Советского Союза и биполярный мировой порядок представляют собой двойную унижение в России: потеря постсоветских государств и создание глобального порядка, соблюдения которого США и их союзники ожидали от России. Русские всегда чувствуют, что их предали великие державы, например, в XIX веке.90-х, когда США пообещали, что НАТО не будет расширяться на восток, и в 2011 году, когда НАТО маневрировало резолюцией СБ ООН 1973 года о «бесполетной зоне» под предлогом «гуманитарной интервенции» и вместо этого вторглось в Ливию и свергло ее автократа.
За пределами Евразии: Россия становится мировой державой
Приближаясь к Евразии, которая интересует большинство из нас, российская внешняя политика преследует три основные цели. Первая цель — экономическая и политическая интеграция своих соседей через недавно созданный Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и модернизацию существующего военного союза Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Вторая цель — расширение влияния России в регионе за счет использования «мягкой силы» и продвижения российских культурных центров и обменных программ. Третья цель — оказание экономического давления (в основном в сфере энергетики под руководством «Газпрома», имеющего большое влияние на принятие внешнеполитических решений, когда речь идет об энергетической политике и трубопроводах) или косвенного военного давления на государства, стремящиеся к выходу. влияния России и добиваться интеграции через замороженные конфликты или прямые военные действия. Стоит отметить, что сегодня Россия имеет военное присутствие в девяти из 15 бывших советских республик: Армении (включая Нагорный Карабах), Азербайджане, Беларуси, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдове, Таджикистане и Украине. Это позволяет ему эффективно проецировать военную мощь по соседству.
Отношения России с США и большей частью Европы стали враждебными после войны на Украине (2014 г.) и решения Крыма присоединиться к России. Таким образом, чтобы избежать западных экономических и политических санкций, Россия углубила свое партнерство с Китаем, усилила свою влиятельную роль на Ближнем Востоке и вернулась в районы мира, из которых она была вынуждена уйти после распада СССР. Более того, место России и право вето в Совете Безопасности ООН позволяют Москве оказывать влияние, выходящее далеко за рамки ее возможностей. Способность России противодействовать интересам Запада также позволила ей продвигать свои собственные интересы в глобальном масштабе. Таким образом, все попытки Запада изолировать Россию после захвата Крыма провалились.
При Путине Россия также расширилась на Ближний Восток, приняв военную сторону президента Сирии Башара Асада и оказывая влияние на весь Левант и за его пределы. В очередной раз вмешательство России в Сирии стало отражением ее внутренних расчетов. Политика Путина на Ближнем Востоке определяется внутренним императивом сдерживания и предотвращения будущих сепаратистских и исламистских террористических движений, исходящих с Северного Кавказа. По данным Центра стратегических и международных исследований, от 3500 до 4000 из примерно 8500 человек из России, Афганистана и постсоветских стран, служивших в ИГИЛ, были русскими чеченцами (хотя цифры варьируются от источника к источнику). Москва опасалась, что некоторые из них могут вернуться, распространять радикальные идеи и заниматься террористической деятельностью на родине, создавая тем самым угрозу национальной безопасности. Тот факт, что эти восстания в основном проводились во имя ислама, имел потенциально серьезные последствия для собственного мусульманского населения России. Прошло шесть лет после военной интервенции России в Сирии, и сейчас Москва — единственная великая держава, которая ведет переговоры с шиитскими и суннитскими государствами, турками, иранцами и израильтянами. Из-за изоляционистской внешней политики президента США Дональда Трампа Россия уже заменила США в качестве основного игрока в раздробленной и жестокой области, имеющей ключевое глобальное стратегическое значение.
Но и у России есть свои проблемы, которые могут повлиять на ее внешнюю политику в будущем. Внешняя политика любой страны определяется внутренними соображениями. В России внешняя политика помогает укрепить созданную Путиным систему и обеспечить внутреннюю стабильность. В будущем России предстоит столкнуться с двумя важными вызовами: колебаниями цен на нефть и демографическим спадом. Россия по-прежнему в значительной степени зависит от своих доходов от нефти и газа, которые составляют 50 процентов ее национального бюджета. Если мировая цена на нефть снизится, экономика России будет уязвима. Демография представляет собой еще одну серьезную проблему. Русское население сокращается, и в то время как славянская рождаемость падает, мусульманское население России продолжает расти. В ближайшее время, утверждают эксперты, пятая часть населения России будет мусульманами. Это может поставить под угрозу территориальную целостность России и вызвать тревогу у ее небольших союзников, особенно на Кавказе, где их безопасность полностью зависит от Москвы.
Однако, несмотря на вышеупомянутые проблемы, возрождение России в качестве глобального игрока (я бы не назвал это сверхдержавой), способного проецировать силу далеко за пределы своего непосредственного соседства, было неожиданным и весьма примечательным для многих наблюдателей, учитывая ее ограниченные экономические возможности. ресурсы и демографический спад. Теперь Россия, благодаря внешнеполитической стратегии Путина, рискует вернуться в Евразию, Ближний Восток, Латинскую Америку, Африку и другие места, откуда она ушла после распада Советского Союза.
- Био
- Твиттер
- Последние посты
Егиа Ташджян — региональный аналитик и исследователь. Он окончил Американский университет в Бейруте по специальности «государственная политика и международные отношения». В 2013 году он получил степень бакалавра политических наук в Университете Хайгазяна. В 2010 году он основал форум/блог «Новая восточная политика». Он был научным сотрудником в Исследовательском центре армянской диаспоры в Университете Айказяна. В настоящее время он является региональным офицером «Женщины на войне», аналитического центра по гендерным вопросам. Принимал участие в международных конференциях во Франкфурте, Вене, Уппсале, Нью-Дели и Ереване. Он представил различные темы от прав меньшинств до вопросов региональной безопасности. Тема его диссертации была посвящена интересам Китая в области геополитики и энергетической безопасности в Иране и Персидском заливе. Он публикуется в различных местных и региональных газетах и ведет программу «Турция сегодня» на радио «Голос Вана».