Театр 20 века: Развитие русского театра в первой половине 20 века

Русский театр начала XX века

Театр и революция

В начале ХХ века в русском обществе распространены революционные настроения: все, начиная интеллигенцией и заканчивая рабочим классом, становятся участниками затянувшейся на долгие годы политической игры. Революция не обходит и деятелей искусства.

Царское правительство, надеясь отделить театр от жизни общества, старалось заполнить репертуар различными буржуазными пьесами и ремесленнической драматургией. Произведения драматургов, которые так или иначе были связаны с текущим положением в империи, запрещали. По сути, театр, так же как церковь и пресса, был инструментом пропаганды и манипуляции людьми.

Однако, театры не долго пляшут под дудку правительства: на сцене появляется все больше революционных произведений, а режиссеры все чаще игнорируют установленные запреты на те или иные пьесы. Малый театр становится одним из первых, решившихся поддержать общественные настроения.

Московский художественный общедоступный театр

Отсутствие свободы слова и такой важной в жизни деятелей искусства – свободы самовыражения, побуждают Станиславского и Немировича-Данченко создать Московский художественный общедоступный театр. Особенный акцент в названии делается на слово «общедоступный» — обращенный ко всем, а не только к высшим слоям общества.

МХТ быстро покоряет сердца москвичей, в особенности – представителей демократических кругов. Станиславский, заручившись поддержкой коллег и зрителей, ставит провокационные Чеховские «Вишневый сад» и «Чайку», в которых сквозит призыв к борьбе. Именно драматургия Чехова послужила основой для создания собственного стиля Станиславского, а позже – его системы, которую и сейчас изучают молодые актеры.

Особенно остро как зрителями, так и правительством воспринимается «На дне» Горького, буквально кричащая о необходимости свержения текущего государственного строя. 

Не Станиславским единым

Очень органично на фоне общественных настроений выглядит творчество актрисы Комиссаржевской. В 1905 году, покинув Александринский театр, она создает в Санкт-Петербурге свой собственный театр, который в считанные месяцы собирает в своих стенах наиболее активных жителей города. Пьесы Горького «Дачники» и «Дети солнца» превращаются в полноценные политические демонстрации. Актриса, имея активную гражданскую позицию, неоднократно оказывает содействие революционным организациям.

В 1908 году в Александрийский театр приезжает молодой перспективный режиссер Мейерхольд Всеволод Эмильевич. Главным принципом своего творчества он провозгласил «чистую театральность» и «обнаженное актерское мастерство».

После провала восстаний 1905-1907 годов в отечественном театре наблюдается переход от реализма к символизму.

С 1907 по 1914 годы Сергей Павлович Дягилев – театральный и художественный деятель, меценат – организовывает и проводит в столицах Франции и Англии так называемые Русские сезоны, в которых принимают участие самые востребованные вокалисты и танцоры: Шаляпин, Смирнов, Павлова и Нижинский, что также оказывает свое влияние на становление русского театрального искусства.

Театр в годы Первой мировой войны

В начале Первой мировой войны театры наполняются националистическими и имморалистическими настроениям. В больших количествах начинают появляться театры «легких жанров».

Однако, большая часть любителей театрального искусства остается верна устоявшимся демократическим традициям. Именно интеллигенция становится инициатором открытия в селах и маленьких городах народных театров.

В конце 1915 – начале 1916 года в Москве проводится первый Всероссийский съезд деятелей народного театра.

К завершению войны разделение театра по идейному принципу становится все более явным. Деятели искусства больше не могут оставаться в стороне, игнорируя политическую ситуацию, – им приходится занять ту или иную сторону. 

Вывод

Театральное искусство начала ХХ века тесно переплетено с политической ситуацией в стране. Именно обострившиеся революционные настроения становятся своего рода толчком для становления многих деятелей искусства. Так, благодаря нарастающему демократическому движению, тогда еще юный актер Станиславский и театральный критик Немирович-Данченко создают легендарный МХТ, на сцене которого и зарождаются основные принципы «Системы Станиславского».

После революции и Первой мировой войны наблюдается расцвет театрального искусства: повсюду создаются театры, доступные теперь не только высшим слоям общества, но и простому народу.

Добавить комментарий

Русский театр в XX веке

Похожие презентации:

Русский театр

Русский театр XX века. 11 класс

Развития русского театра в XIX-XX веках

Русский театр 18 века

История русского театра

Русский театр ХХ века

Русский театр второй половины XIX века

Русский театр романтизма XIX века

Русский театр второй половины XIX века

Театральное искусство XX века

1. Русский театр в XX веке

2. Драматургия А.П.Чехова

В первой же пьесе Чехова
«Иванов» обнаружились новые
черты: отсутствие деления
персонажей на героев и злодеев,
неспешный ритм действия при
огромной внутренней
напряженности.
В 1895 году Чеховым была
написана большая пьеса «Чайка».
Драматургия требовала новых
сценических принципов: Чехов не
мог прозвучать на сцене без
режиссуры.

3. Театр до 1917 года

М. В. Лентовский видел
театр в развитии традиций
площадного искусства,
идущего от
скоморошества, как галапредставления,
захватывающие зрителей и
переходящие в массовые
празднества.
Станиславский и
Немирович-Данченко в
Московском
Художественном театре
стали основателями
психологического театра,
разрабатывая и дополняя
каждый сценический образ
невидимой зрителю
предысторией,
стимулирующей те или
иные поступки персонажа.
Эстетикой Мейерхольда
стала разработка театральных
форм, в частности,
сценического движения, он
является автором системы
театральной биомеханики.
Искренний и порывистый, он
сразу воспринял
революционные новшества,
ища новаторские формы и неся
их в театральное искусство,
напрочь разламывая
академические драматические
рамки.

6. После 1917 года

После революции все театры были объявлены
государственной собственностью.
Разруха социальная и экономическая приводила к
тому, что людям было просто не до театров. Многие
деятели культуры уехали из страны. Театры потеряли
также существенную часть публики.
Тем не менее театр искал пути выживания в новых
условиях.
Широкое распространение получили агитационномассовые формы. Заметным явлением той поры были
массовые театрализованные праздники.
Однако и драматические
театры, привлекая зрителей,
искали для постановки
пьесы легких жанров: сказки
и водевили — так на сцене
недавно тогда появившейся
студии Вахтангова родился
спектакль по сказке Гоцци
«Принцесса Турандот»,
за лёгким жанром которого
скрывалась острая
социальная сатира
После некоторого перерыва
продолжил в новых советских
условиях свою работу
единственный в мире Театр
зверей дрессировщика и ученогоестествоиспытателя Владимира
Леонидовича Дурова.

9. Театр в СССР

В 1924 году специальным декретом в стране была
запрещена деятельность всех пластических и
ритмопластических студий. Единственно
идеологически верным эстетическим направлением
считалось выработанное Станиславским.
В течение последующих нескольких лет часть
театров была фактически разгромлена, а многие
деятели культуры расстреляны или приговорены к
заключению.
В 1930-е годы обращение к
иностранным современным авторам в
драматических театрах было
запрещено. Исключения
рассматривались отдельно на самом
высоком уровне — так, Камерный театр
Таирова поставил в 1930 г. зонг-оперу
Брехта «Трёхгрошовая опера».
Главным положительным героем
советских пьес на несколько
десятилетий стал пролетарий —
собирательный образ «простого
советского человека».
Значительное место в репертуаре
всех театров заняла лениниана.
Театральный Ленин являл собой
мудрого доброго положительного
героя.
В период «оттепели» в культуру
театра стремительно вошло
поколение шестидесятников.
По распоряжению министра
культуры Екатерины Алексеевны
Фурцевой открылся знаменитый
московский театр на Таганке под
руководством Юрия Петровича
Любимова — театр, который
сразу выявил оппозиционный
настрой к театральному
соцреализму и отход к театру
поэтическому, символическому,
площадному
В 1963 году в Москве
появился Театр мимики и
жеста, преобразованный из
студии, первый в мире
стационарный театр для
глухонемых.
Сценические средства
выразительности в этом
театре основаны на пластике,
элементах пантомимы,
музыки, танца. Жест,
доведённый до совершенства,
делает спектакль доступным
глухонемому зрителю.
В Советском Союзе открывались
детские театры, 21 ноября 1965
года торжественно открылся
Московский государственный
академический детский
музыкальный театр под
руководством Наталии Ильиничны
Сац.
Горбачевская и ельцинская перестройка привела, в
числе других изменений, и к театральным
переустройствам.
Но сначала (конец 80-х — начало 90-х годов ХХ
столетия) экономическая разруха привела к тому, что
театрами мало интересовались.

16. Спасибо за внимание!

English     Русский Правила

20th Century Theater Cincinnati, Билеты на концерты и музыкальные мероприятия 2023 – Songkick

2 предстоящих концерта

3021 Мэдисон Роуд. 45209 Цинциннати, Огайо, США The20th Centurytheater.com/

Ближайшие концерты

Все мероприятия театра 20 век 2023-2024

Откройте для себя все 2 предстоящих концерта, запланированных на 2023-2024 годы в Театре 20th Century.

В Театре 20th Century проходят концерты самых разных жанров от таких артистов, как Джуниор Браун и Боб Моулд, а ранее здесь выступали Ричард Томпсон и Билмури.

Просмотрите список предстоящих концертов, и, если вы не можете найти своего любимого исполнителя, отследите их, и пусть Songkick сообщит вам, когда они пройдут в вашем районе.

Фото (1)

Плакаты (2)

Прошедшие концерты

Посмотреть все

Посмотреть все прошедшие концерты (523)

Западный театр | Определение, история, пьесы, характеристики, примеры и факты

Египетская Книга Мертвых: Анубис

Просмотреть все медиа

Связанные темы:
Западное искусство

Просмотреть весь связанный контент →

Последние новости

2 мая 2023 г. , 21:22 по восточному времени (AP)

«Some Like It Hot» лидирует в номинациях на премию «Тони» с 13 номинациями

«Some Like It Hot», мюзикл Экранизация комедии о кроссдрессинге, в которой снимались Тони Кертис и Джек Леммон, во вторник ушла с наибольшим количеством номинаций на премию «Тони»

Западный театр , история западного театра от его истоков в доклассической древности до наших дней.

Для обсуждения драмы как литературной формы см. драматическую литературу и статьи об отдельных национальных литературах. Для получения подробной информации о театральном искусстве и сценическом искусстве, см. театр, режиссура, актерское мастерство и театральное производство.

Истоки западного театра

Доклассическая древность

Несмотря на большое разнообразие стилей, форм, тем и функций, сегодняшний театр берет свое начало в основном импульсе к миметическому воплощению выражения. Театр — это социальное искусство, основанное на исследовании природных циклов, движения от рождения к смерти и сил, определяющих наше поведение.

Отсутствие документальных свидетельств делает невозможным точное определение того, как возник театр, хотя обычно считается, что он развился из религиозных ритуалов. Трудно решить, в какой момент ритуал стал театром. Однако важные ключи к пониманию природы театра в доисторические времена можно найти, изучив множество паттернов драмы и ритуалов, существующих сегодня во всем мире.

Викторина «Британника»

Викторина «Ночь в театре»

Наиболее широко распространенная теория о происхождении театра состоит в том, что он произошел от ритуалов, созданных для символического воспроизведения природных явлений, тем самым сводя их к человеческому масштабу и делая неизвестное более доступным. Люди выражали себя через ритмичные движения, используя какое-либо украшение, чтобы увеличить выразительный диапазон тела. Самые ранние известные свидетельства этого находятся в наскальных рисунках и гравюрах в Les Trois Frères на юге Франции. Эти древние произведения искусства, датируемые периодом позднего палеолита (около 40 000–10 000 лет до н.

э.), изображают фигуры полулюдей-полуживотных в оживших позах. Фигуры выглядят как танцоры в головах и шкурах животных, что предполагает раннее использование масок и костюмов. Несомненно, маска была одним из наиболее мощных средств преодоления собственного существа или представления других планов существования, и во многих частях мира она по сей день обладает огромной силой и очарованием.

В рамках этих ритуалов природным элементам придавались личности, которые, в свою очередь, абстрагировались как духи и боги. Нося маски и двигаясь определенным образом, люди могли олицетворять этих божеств. Священные танцы исполнялись, чтобы влиять на ход природы — вызывать дождь, способствовать хорошему урожаю или охоте, изгонять зло. Но одним из самых важных паттернов было разыгрывание цикла времен года, драматизированное битвой, в которой зима уступила место весне. В этой церемонии участвовала фигура короля года, который был ритуально убит и заменен новым королем. Сначала это, вероятно, была человеческая жертва умилостивления; позже убийство было инсценировано. В дальнейшем развитии этой темы, в рамках других ритуалов, два царя были сведены к единой фигуре, подвергшейся процессу многократной смерти и воскрешения. Эта интерпретация используется для объяснения фиктивных сражений в таких народных традициях, как европейские пьесы с мумиями, или множественных смертей и возрождений таких фигур, как Лошадь Падстоу в Корнуолле, Англия.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться сейчас

Вторая теория предполагает, что театр возник из шаманских ритуалов, которые демонстрировали публике сверхъестественное присутствие, а не символическое представление о нем. В этом случае шаман, как актер/жрец, мог впасть в транс и стать медиумом с потусторонним миром. Считалось, что шаман путешествует в духовном мире или действительно одержим духами. Одним из основных направлений шаманизма, которое практикуется и сегодня, является изгнание злых духов; это часто может включать трансовые танцы, в которых шаман выполняет акробатические трюки, жонглирует или энергично танцует в течение длительных периодов времени, требуя легкости и выносливости, которые, казалось бы, обычно были бы невозможны.

Ходьба по огню, поедание огня и другие акты явного самоистязания, совершаемые в трансе, воспринимаются как дальнейшие проявления сверхъестественного. Они представляют противоположный полюс от иллюзионизма, в котором такие действия достигаются обманом. Иногда куклы используются шаманами как проявление сверхъестественных сил при гадании или предсказании. Маски также являются важной частью шаманизма: считается, что, надевая маску, танцор становится одержимым представленным духом и берет на себя функции этого духа. Использование раскраски тела и сложных костюмов помогает еще больше олицетворить дух или демона.

Эти ритуальные элементы породили архетипический жанр, известный как игра демонов, примитивную танцевальную драму, в которой сила добра изгоняет силу зла. Спектакль о демонах до сих пор исполняется в разных обличьях в некоторых частях Азии. Интересным компонентом, который также встречается в более позднем западном театре, является использование клоунов, часто деформированных, для пародии на более серьезные фигуры.

Шаманизм подчеркивает особые навыки, которые актеры традиционно развивали и которые отличают их от остального общества. Это также показывает, как приемы актера могут помочь перенести воображение публики за пределы реального пространства, в котором происходит представление. Теория «поклонения природе» выражает мысль о том, что переодевание является одним из основных аспектов актерского искусства. Действительно, когда человек, обращаясь к собранию, изменяет манеру, голос или внешний вид выражения, событие становится скорее театральным, чем реальным. Это также соответствует аристотелевскому определению театра как «подражания действию», т. е. не самого действия. Шаманизм, с другой стороны, не имитация, а прямое проявление.

В культурах, где ритуальные элементы театра остались нетронутыми, — например, в Южной Индии и на Бали — постановки пьес и танцевальных драм приобрели ауру глубокого уважения и почти устрашающей власти над своей аудиторией. Однако там, где ритуал продолжался в пустой форме еще долгое время после того, как полное значение его содержания было утрачено, как в современных представлениях о мумировании или падстоуской лошади, он становится не более чем причудливым развлечением. Развитие западного театра лежит между этими двумя крайностями и разделяется на два его основных типа опыта — трагедию и комедию.

В Древнем Египте религиозный ритуал стал более театральным. Пантеон звероголовых богов и рассказы о путешествии души после смерти в потусторонний мир давали богатый материал для церемоний и ритуалов. Считалось, что священники олицетворяли божества, надевая стилизованные маски и читая гимны и молитвы; резные фигурки с изображением танцоров в масках, датированные 3500 г. до н. э., были найдены в Египте.

Так называемые «Тексты пирамид» были собраны из фрагментов молитв, вырезанных на стенах царских гробниц Древнего Царства ( с. 2686– г. 2160 г. до н.э.). Наиболее важным из них был бог Осирис. Он был героем того, что было известно как Абидосская игра страстей, ежегодный ритуал, проводимый с периода Древнего царства примерно до 400 г. н.э. В пьесе о страстях Абидоса изображено убийство Осириса и его последователей его братом Сетом, разыгрывание которого, по-видимому, привело к многочисленным реальным смертям. Фигура Осириса, символически представленная в пьесе, затем разрывается на куски Сетом, после чего его останки собирают его жена Исида и сын Гор, которые впоследствии возвращают его к жизни. Таким образом, пьеса следует схеме рождения, смерти и воскресения, а также перекликается с циклом времен года.

Ритуальные драмы, подобные этой, разыгрывались для обеспечения плодородия женщин, скота и урожая, а также для наполнения духа сообщества и его лидеров жизненной силой в новом году. Мифы, относящиеся к Осирису и Гору, были особенно важны, потому что фараон при жизни считался воплощением Гора, а после его смерти считался Осирисом. К тому времени, когда греческий историк Геродот во время своего визита в Египет в 450 году до н. размеров и развивая ненасытный аппетит), хотя по-прежнему ограничивался религиозными темами.

В 19 веке исследователи обнаружили еще один текст, сохранившийся на свитках папируса. Известная как «Книга мертвых» (примерно 1800 г. до н. э.), она очень похожа на ораторию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *