Особенности социального развития россии в начале 20 века: 20. Особенности социально-экономического развития России в конце XIX

1. Итоги 1990 — 2000-х годов: возвращение России в число мировых экономических держав \ КонсультантПлюс

1. Итоги 1990 — 2000-х годов: возвращение России в число

мировых экономических держав

В середине текущего десятилетия в России в основном завершен переход к рыночной экономической системе. Создана система базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих развитие рыночных отношений. На повестке дня стоит задача повышения эффективности деятельности этих институтов.

Достигнута высокая степень открытости российской экономики. Внешнеторговый оборот в 2007 году составил 45 процентов валового внутреннего продукта, что является одним из наиболее высоких показателей для стран с развитой экономикой.

В целом обеспечена макроэкономическая стабильность. Экономика защищена от внешних шоковых воздействий международными резервными активами Российской Федерации.

Сформировался мощный слой развивающихся компаний, успешно конкурирующих на внутреннем и внешнем рынках и активно привлекающих капитал для своего развития. Российский фондовый рынок стал важным фактором привлечения инвестиций и обеспечения экономического роста страны. В условиях развивающегося мирового финансового кризиса российская финансовая система (при активной поддержке государства) показала свою устойчивость.

Преодолены тенденции социальной конфронтации в обществе, наблюдавшиеся в 90-е годы. Развиваются институты гражданского общества. Снизились политические и экономические риски ведения предпринимательской деятельности. О международном признании успехов России свидетельствует получение ею статуса страны с рыночной экономикой и инвестиционного кредитного рейтинга.

Формируется новая система государственного управления, опирающаяся на нормативно закрепленное разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В процесс государственного управления внедряются современные методы и механизмы стратегического планирования и управления по результатам, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь в рамках программно-целевого подхода.

Проведены реформы налоговой и бюджетной системы, принят пакет законов о земельной и судебной реформе, реализованы меры по снижению административной нагрузки на малый бизнес, проведена реформа электроэнергетики. Начавшаяся реализация национальных проектов в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве и сельском хозяйстве позволила значительно модернизировать эти сферы, устранить или смягчить часть имеющихся диспропорций.

Главные цели национальных проектов в основном достигнуты: экономический рост приобрел устойчивый характер, заложены основы масштабных структурных и институциональных изменений. Сегодня перед российской экономикой стоят новые вызовы и задачи, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу.

Показатели социально-экономического развития Российской Федерации, достигнутая макроэкономическая стабильность и финансовая устойчивость свидетельствуют о результативности проведенных системных преобразований. Последние 5 лет темпы роста российской экономики значительно превышают среднемировой уровень (около 107 процентов и 104,6 процента соответственно).

Преодолен спад производства и потребления 90-х годов. В 2007 году объем валового внутреннего продукта составил к уровню 1991 года 110 процентов. При этом в структуре экономики повышается доля отраслей, ориентированных на рыночный спрос.

Объем валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности) в 2008 году превысил 2 трлн. долларов США, и по этому показателю Россия вышла на 6-е место в мире. По оценке, в 2009 году объем валового внутреннего продукта в 2 раза превысит уровень 1999 года (удвоится за 10 лет).

Таким образом, за последние годы Россия восстановила статус мощной экономической державы.

Особенности социально-экономического развития России в XXI веке

В истории России было немало экономических кризисов. Один из самых серьёзных случился в 90-х, который мы успешно преодолели уже к середине 00-х.

Но что ждёт нас в ближайшем будущем? Каковы прогнозы для российской экономики на 2022 год? Какова динамика ВВП на душу населения? В чём заключаются особенности социально-экономического развития России? На эти вопросы Российскому обществу «Знание» ответил Заур Мамедьяров, кандидат экономических наук и заведующий сектором экономики науки и инноваций ИМЭМО РАН.

Экономика России в общих чертах

Экономика – вещь неабстрактная. Это цифры, которые можно измерить. Первый показатель – внутренний валовый продукт, или же ВВП. Под ним понимается объём всех проданных товаров и услуг в стране за год. Соответственно, по этому показателю сравнивают все страны мира, а из

меряют его в долларах США и национальных валютах, в т. ч. в рублях.

Так, ВВП на душу населения в России на данный момент составляет 1,7 триллионов долларов США (11-е место в мире). Стоит учитывать то, что один и тот же товар в разных странах может стоить по-разному, поэтому для более объективных измерений используют показатель паритета покупательной способности, по которому Россия занимает 6-е место в мире и 2-е в Европе.  

3 периода в экономике России

За последние 25 лет наша страна прошла 3 экономических цикла:

  • 1998-2008 – интенсивный рост.
  • 2008-2014 – мировой финансовый кризис, падение показателей. 
  • 2014-н.в. – повышение динамики роста ВВП при замедлении темпов экономики из-за структурных изменений.

Если подробнее, то до 1998 года многих отраслей не существовало – они создавались по 2008 год: крупные сети супермаркетов, ипотечные рынки, автокредитование и т. д. После мирового финансового кризиса темпы роста снизились примерно в 2 раза – это коснулось всего мира.

2022 год – первый за последние 3 года, когда мировая экономика возвращается к постпандемийному росту. Тем не менее на сегодняшний день прогнозы неоднозначны из-за быстро и постоянно меняющихся обстоятельств.

Основная не меняющаяся стремительно сила, которую можно измерить, – население. Демографические процессы – самые прогнозируемые в контексте экономики.  

В 2000-х годах наблюдалось уменьшение количества населения, далее – рост, а в 2014-2015 годах – резкий скачок, вызванный присоединением Крыма. Затем снова произошёл рост, а после – снижение из-за пандемии. Однако есть миграционный прирост. На сегодняшний день население России составляет 145 миллионов человек.  Согласно прогнозам, данная численность будет сохраняться в ближайшее время. Соответственно, количество людей, приобретающих товары и услуги, ограничено.  Процент старшего поколения постепенно увеличивается, что ведёт к снижению динамики производительности труда и, как следствие, снижению темпов экономического роста. Справедливости ради стоит отметить, что это касается не только России, но и всего мира. 

Экспорт и импорт

Россия экспортирует преимущественно сырье – энергоносители, металлы, пшеницу. То есть экспорт связан с ресурсной базой. Основные импортёры – страны Европы, а также Азии и Ближнего Востока. В США Россия поставляет небольшое количество продукции. В спектр импорта входит широкий ассортимент продукции, как правило, несырьевой. В первую очередь это электроника, автомобили, фармакология.

Неочевидные экономические преимущества

В плане цифровой инфраструктуры наша страна находится на лидирующих позициях. Например, в России услуги по доступу в интернет одни из самых дешёвых в мире, при этом сам доступ в интернет – один из самых высокоскоростных. Это способствовало повышению качества образования и увеличению IT-экспорта. 

Хотите узнать больше о социально-экономическом развитии России? Предлагаем ознакомиться в видео.

В дополнение к теме

Понятие социально-экономического развития страны

Социально-экономическое развитие страны – это постепенные положительные качественные изменения экономики и социальной сферы, которые должны привести к устойчивому и сбалансированному улучшению жизни её жителей. Принципы устойчивости социально-экономических систем были сформулированы в 1972 году в Стокгольме и приняты официально ООН в 1992 году. Устойчивое развитие – труднодостижимая задача. Гарантом здесь выступает так называемая новая экономика, которая основана на электронике, компьютерных и биотехнологиях. На первый план выходят отрасли нематериальные, с высокой долей человеческого капитала. Это IT, телекоммуникации, наука, образование, консалтинг. Новая экономика – динамичная и инновационная, наукоёмкая, обеспечивающая быстрый рост производительности.

Социально-экономическое развитие современной России – перспективы

В России особенности социально-экономического развития обусловлены изменениями в политике периода 1990-х годов. Специфика связана с приватизацией государственного имущества, неформальной экономикой и ростом преступности, увеличением разрыва между богатыми и бедными. Существенной является демографическая проблема: старение населения, высокий уровень смертности, снижение рождаемости. Ещё одна проблема – неудовлетворительное состояние здоровья нации. Помимо этого, заметно снижение качества жизни в Российской Федерации.

Всё это говорит об отсутствии положительного развития человеческого капитала, который в условиях новой экономики должен быть основным движущим фактором. Без улучшения его качества невозможно социально-экономическое развитие страны, в том числе повышение ВВП.

В настоящее время ситуация в экономике РФ заметно ухудшилась, что связано с санкциями, которые продолжают вводиться США и европейскими странами. Положение нельзя назвать стабильным. Доходы населения и покупательская способность обрушились. Рынок труда тоже переживает не лучшие времена, количество вакансий резко снизилось. В таких условиях сложно говорить о социальном или экономическом улучшении и строить оптимистичные прогнозы.

Однако перспективы развития общества и экономики у России всё же есть. Для стабилизации и нормализации положения государство принимает следующие меры:

  • создание новых рабочих мест;
  • открытие новых предприятий, в том числе в сельском хозяйстве;
  • уход от доминирующего положения добывающей отрасли и зависимости от экспорта энергоресурсов;
  • предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения.

Целью разрабатываемых и внедряемых мероприятий должно быть повышение доходов граждан, улучшение качества человеческого капитала.

Управление социально-экономическим развитием

Особенность России ещё и в том, что это большая по территории страна, состоящая из очень разных по размерам и потенциалу регионов. При разработке стратегии развития важно не забывать о федерализме и улучшать показатели не только для Москвы, но и для всех субъектов федерации.

В России в настоящее время действуют несколько документов, в которых изложены основы политики, регулирующей переход к устойчивому социально-экономическому развитию, в том числе Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Однако существующая программа Правительства требует дальнейшего совершенствования. Чтобы модернизировать экономику и перейти от индустриального общества к постиндустриальному, необходимо разработать и внедрить масштабные и долгосрочные проекты. Эти проекты должны сформировать современную систему, в которой будут сбалансированы основные категории:

  • привлечение инвестиций;
  • использование природных ресурсов;
  • научно-технический рост;
  • развитие личности.

Это укрепит потенциал страны и позволит добиться удовлетворения базовых потребностей граждан. Это обеспечит рост экономики и социальной сферы России и позволит занять достойное положение в мировом сообществе.

Экономические перемены в России | Archives

Программа Россия и Евразия предлагает анализ быстрых экономических изменений в России и их последствий для политики США.

Ничто в современной России не изменилось так быстро и неожиданно, как экономическое положение. Когда Владимир Путин стал президентом, Россия фактически была банкротом, поскольку должна была больше денег Международному валютному фонду (МВФ), чем ее резервы в иностранной валюте. С тех пор Россия совершила виртуальную макроэкономическую революцию до такой степени, что стала одним из крупнейших кредиторов долга США в мире. Его номинальный долларовый ВВП увеличился более чем в шесть раз и может достичь более 2 триллионов долларов к 2010 году. Рост такого масштаба будет равняться почти десятикратному увеличению ВВП в течение десятилетия.

В начале 2009 г. Министерство экономической торговли и развития опубликовало амбициозный план, в котором изложены экономические цели России до 2020 г. Если эти цели будут достигнуты, Россия станет крупнейшей экономикой Европы и пятой экономикой мира после США. США, Китай, Япония и Индия.

Рассматривая российскую экономику, в первую очередь необходимо учитывать устойчивость существующих тенденций роста. Проводит ли российское правительство политику, которая может сдерживать экономический рост? Насколько коррупция облагает налогом экономическую экспансию? Как российские лидеры взвешивают компромиссы между инвестициями в модернизацию инфраструктуры, растущими потребностями в сфере социального обеспечения, военной модернизацией и т. д.? В большей степени развитие и распределение огромных энергетических ресурсов России обусловлено политическими или коммерческими факторами?

Фундаментальный вопрос, на который Соединенным Штатам необходимо ответить, касается степени, в которой экономический подъем России представляет собой возможность или угрозу для их интересов. В какой степени Соединенным Штатам следует поощрять более глубокую интеграцию и взаимозависимость? В сфере безопасности сегодняшняя политика США в отношении России в целом состоит из противоречивых тенденций взаимодействия и сдерживания. Однако эти тенденции весьма актуальны и при рассмотрении экономического будущего Российской Федерации.

Никогда в своей истории Россия не была более процветающей и интегрированной в глобальную экономику, чем сейчас. Казалось бы, это позитивное событие и достижение одной из основных целей политики США в отношении России после распада СССР. Однако, как и многие аспекты современной России, это явление вызывает в Вашингтоне большие споры, часто из-за противоречивого характера экономической информации. Этот проект призван прояснить интересы США в отношении российской экономики и помочь поместить их в более широкий контекст политики США в отношении России.

После десятилетия ошеломляющего экономического роста, подпитываемого ростом цен на сырьевые товары и дешевыми иностранными кредитами, российская экономика зарекомендовала себя как очень привлекательное место для иностранных инвестиций. К июлю 2008 года российские валютные резервы составили более 588,9 млрд долларов, а цены на нефть побили новые рекорды — более 147,27 долларов за баррель, а российские банки приобрели внешний долг на сумму 500 млрд долларов. Весной 2008 года казалось, что Россия лучше других переносит финансовый шторм. Однако по мере углубления кризиса стало очевидно, что Россию не миновать экономический спад. Заморозка кредитных рынков, быстрое падение цен на энергоносители и значительный отток инвесторов начали сказываться на российской экономике. Первоначальная реакция Кремля преуменьшила влияние кризиса на Россию, но вместо этого высмеяла американские регулирующие органы за то, что они не смогли предвидеть спад.

К концу 2008 года рубль значительно ослаб по отношению к доллару, а основной российский фондовый индекс чуть не рухнул. По мере замедления промышленного производства росла безработица и по всей стране стали возникать отдельные случаи гражданских беспорядков. Эти факторы в сочетании с растущей проблемой оттока капитала вынудили правительство принять меры, приняв широкий пакет экономических стимулов и вложив в экономику более 200 миллиардов долларов. Весной 2009 года цены на нефть поднялись с минимума, достигнутого ранее в этом году, и глобальные последствия кризиса ослабли. Тем не менее, эксперты прогнозируют, что Россия продолжит ощущать последствия кризиса в ближайшие годы, поскольку в 2009 году ожидается экономический спад на уровне 7–8 процентов.и лишь скромный рост в последующие годы. Глобальный финансовый спад высветил серьезные недостатки экономической политики Кремля и самой российской экономики. Скорость и траектория восстановления России в значительной степени зависят от готовности российских политиков диверсифицировать свои потоки доходов и провести столь необходимые экономические и денежные реформы.
 


Резюме совещаний рабочих групп доступны ниже.

  «Цели экономики России до 2020 года: мечты или реальность?» Презентация Михаила Дмитриева и Андерса Аслунда.

«Российский взгляд на США и их роль в экономическом развитии России» Презентация Сергея Гуриева.

«Российские углеводороды: двигатель экономики и инструмент внешней политики?» Презентация Адама Стулберга и Эдварда Чоу. Презентация Powerpoint доступна здесь.

«Коррупция: ограничение роста и угроза безопасности?» Презентация Михаила Алексеева и Роберта Легвольда. Доступна презентация Powerpoint.

«Русские дебаты о том, как распределить новое богатство», Презентация Клиффорда Гэдди и Барри Икеса.

«Российские Вооруженные Силы, военные расходы и военная промышленность», Презентация Кита Крэйна и Ольги Оликер.

Российская экономика: очень краткое введение

Автор(ы): Коннолли, Ричард
Рецензент(ы): Воскобойников, Илья

Опубликовано EH.Net (ноябрь 2020 г.)

Ричард Коннолли, Российская экономика: очень краткое введение . Оксфорд: Oxford University Press, 2020. xv + 151 стр. 12 долларов (мягкая обложка), ISBN: 978-0-198-84890-5.

Отзыв для EH.Net подготовил Илья Воскобойников, экономический факультет НИУ ВШЭ.

 

Российская экономика, модифицируя Уинстона Черчилля (1939), представляет собой «загадку, завернутую в тайну внутри загадки»; Показатели российской экономики нестабильны. За последние три десятилетия его институциональная среда изменилась с командной на рыночную экономику. Его промышленная структура изменилась от чрезмерных инвестиций в производство и сельское хозяйство в конце 1980-х к рынку услуг и добыче полезных ископаемых (Воскобойников 2020). Условия торговли кажутся непредсказуемыми. Это чувствительный вопрос для экономики, которая зависит от экспорта нефти и газа. Как можно понять закономерности развития России за ее многовековую историю и, возможно, наметить перспективы России на будущее?

Возможно есть ключ. Ричард Коннолли называет этот ключ «русской системы политической экономии» — Системой. На протяжении веков Россию можно было характеризовать (1) слабостью ее правовой системы, (2) неразвитостью современной экономической деятельности, (3) технологической отсталостью и (4) более низким уровнем жизни по сравнению с крупными развитыми экономиками. Система объясняет, почему эти функции оказались такими постоянными.

Коннолли отходит от системы политической экономии Роберта Гилпина, который выделяет три основных аспекта любой экономики: основную цель экономической деятельности, роль государства в экономике и структуру частного бизнеса. Исторически в России этой целью было подчинение экономической деятельности национальной безопасности, как внешней, так и внутренней. Это предопределило первостепенную роль государства в экономике, перераспределяющей ресурсы на национальную безопасность. Следовательно, позиции частного бизнеса относительно слабы и характеризуются слабыми правами собственности. Для успеха гораздо важнее наладить связи с государственными чиновниками и блокировать конкуренцию, чем производить конкурентоспособную продукцию.

Система объясняет постоянство признаков (1)–(4). Центральное государство делегировало так называемым государственным агентам — помещикам (землевладельцам), губернаторам или отдельным бюрократам коммунистической партии — полномочия по добыче и перераспределению ресурсов и достижению поставленных целей за счет других видов деятельности. Предоставление центральным государством агентам автономии и игнорирование некоторых злоупотреблений властью подпитывало слабость правовой системы и прав собственности. Угроза экспроприации снизила стимулы местного частного бизнеса к инвестированию в новое производство, квалифицированных рабочих, новые технологии и инновации. Как следствие, современная экономическая деятельность оставалась недостаточно инвестируемой, а технологии неразвитыми. Все эти факторы негативно повлияли на рост производительности и привели к ухудшению уровня жизни.

Главы книги наглядно демонстрируют, как формировался этот каркас и как он функционировал на протяжении всей истории России.

Глава 1 охватывает четыре века от образования Российского царства (позже Российской империи) в шестнадцатом веке до Октябрьской революции 1917 года. Этот период демонстрирует, что подчинение экономической деятельности национальной безопасности возникло из-за угроз со стороны нескольких сильных держав в на западе и кочевниками-налетчиками на юге и востоке. Россия была не одинока в борьбе с таким внешним давлением, но без естественных географически определенных границ, таких как горы, береговые линии, пограничные озера или реки, вызов для России был намного сильнее, чем для других евразийских империй. В главе 2 показано, что советская система политической экономии, сложившаяся к середине 19 в.30-х и остававшийся неизменным до конца 1980-х годов, оказался крайним вариантом традиционной русской Системы. В главах 3, 4 и 5 рассматривается формирование современной системы политической экономии, прошедшей этапы рыночной стабилизации, либерализации и приватизации в 1990-е гг.; восстановление роли государства в 2000-е гг.
, сопровождавшееся стремительными темпами роста; и экономический застой 2010-х гг.

Книгу стоит прочитать историкам экономики. Он обеспечивает очень простую и последовательную концептуальную основу, которая помогает работать с большим количеством фактов и данных за последние пять веков российской экономической истории. Эта схема также демонстрирует отличие современной России от ее предшественников – Советского Союза и, в меньшей степени, Российской империи. Хотя национальная безопасность остается одним из приоритетов современной России, приоритетами также являются общая социальная и макроэкономическая стабильность (с. 78, 85-89).). Уровень инфляции сейчас находится на исторически самом низком уровне с 1990 года. Дефицит бюджета и безработица более чем разумны (стр. 83, 87).

Настоящими вызовами для России являются демография, энергетическая зависимость и, возможно, самое главное, слабая правовая система. Истоки этой слабости представляют особый интерес и являются моей главной заботой в этой книге. Коннолли утверждает (стр. 6-9), что использование агентов помогает центральному правительству извлекать доходы, контролировать обширные территории и население и мобилизовывать ресурсы во время кризиса с небольшим формальным контролем. Большую часть времени агенты управляли своей территорией как своей собственной территорией и иногда игнорировали закон. Центральное правительство нуждалось в агентах и ​​слабо их контролировало. В результате национальные законы и неформальные местные правила сосуществовали и вступали в противоречие, ослабляя правовую систему и разжигая конфликт между центральным правительством и его агентами на протяжении столетий.

Связанным с этим вопросом является отсутствие ясности в отношении двусмысленной концепции государства в книге, в частности, отсутствие ясности в отношении роли государства или его агентов в произведении (произвольном обращении) с крепостными их помещиками или колхозника местным партийным органом. Тот же конфликт проявляется в отношениях между советским правительством, министерствами и руководителями государственных предприятий (Грегори, Харрисон, 2005) и в иллюзии контроля Госплана (с. 14). Во всех этих случаях государство бывает одновременно сильным и слабым. Она сильна, потому что помещик в восемнадцатом веке и местная коммунистическая партийная власть в советское время имели власть в рамках своих обязанностей или общин. Он слаб, потому что у центрального правительства обычно не было возможности держать таких агентов под контролем, и они не замечали злоупотреблений законом со стороны своих агентов.

Центральное правительство предприняло многочисленные попытки обеспечить соблюдение закона и связать своих агентов. Кормление (кормление — практика в досовременной России содержания местных чиновников за счет тех, которыми они управляли) было отменено в XVI веке. Эти попытки можно увидеть и в ограничениях крепостного права вплоть до Манифеста об освобождении (1861 г.) Александра II, который отменил крепостное право. К сожалению, отмена крепостного права и его последствия в книге не обсуждаются, за исключением небольшого абзаца о последствиях реформ после Крымской войны (с. 11). Именно с этими реформами, включая отмену крепостного права и последующую прогрессивную судебную реформу, ученые связывают экономический рост России во второй половине XIX и начале XX века. Это был важный шаг вперед, который улучшил правовую систему и оказал сильное влияние на экономические показатели (см., например, Маркевич и Журавская (2018)). Это также важный урок для сегодняшней России.

Еще одной проблемой является проблема человеческого капитала, тесно связанная со средним классом и предполагаемым будущим ростом и развитием. Коннолли отмечает, что нынешнее российское население высокообразовано по мировым стандартам (стр. 114). Добавлю, что успехи образования всех ступеней и системы здравоохранения — это достижения советского периода (см., например, Ноябрь 1992 г., с. 359–362). Это наследие Советского Союза отличает положение современной России в мировой экономике от положения Российской империи. В начале ХХ века уровень неграмотности в России составлял 60% (1913) против 11% (1900 г. ) в США (Грегори и Стюарт, 2001, табл. 2.5).

Эти аспекты, однако, не умаляют достоинств книги, помогающей осмыслить многовековую экономическую историю России и наметить ее будущее. Демография, энергетическая зависимость и слабая правовая система (глава 7) представляют собой особые проблемы. Последнее ярко проявилось в деле российского олигарха Михаила Ходорковского (с. 44-45, 60-61) с сомнительным наследием приватизации нефтяной компании ЮКОС в начале 19 века.90-х годов, его выплаты депутатам российского парламента в поддержку законодательства о его бизнес-интересах в начале 2000-х годов и передача основного нефтедобывающего подразделения ЮКОСа государственной компании «Роснефть». Однако российская экономика сейчас находится в лучшем положении по сравнению с 1917 или 1991 годом. Несмотря на важность вопросов безопасности и высокие военные расходы, никто всерьез не рассматривает подход «большой толчок» или массовые конфискации имущества и депортации, подобные индустриализации. или коллективизация конца 1920-х – начала 1930-х гг. Главной целью государства является не только безопасность. Роль государства высока, возможно, избыточна, но не так высока, как три десятилетия назад, и шансы вернуться к советскому плановому хозяйству ничтожно малы. В отличие от периода империи уровень образования в России сейчас намного выше. В отличие от советского периода, средний класс, сформировавшийся в 1990-е гг., также примечателен. Успех придет тогда, когда не только правительство, но и граждане России начнут рассматривать совершенствование правовой системы в качестве первоочередной задачи. Новая книга Ричарда Коннолли очень поддерживает эту идею.

Каталожные номера:

Черчилль, Уинстон. 1939. «Русская загадка». Лондон: Би-би-си. Общество Черчилля. http://churchill-society-london.org.uk/RusnEnig.html.

Грегори, Пол и Марк Харрисоны. 2005. «Распределение при диктатуре: исследования в сталинских архивах». Журнал экономической литературы 43 (3): 721–61.

Грегори, Пол и Роберт Стюарт. 2001. Российские и советские экономические показатели и структура . 7-е изд. Бостон, Массачусетс: Аддисон-Уэсли.

Маркевич Андрей и Екатерина Журавские. 2018. «Экономические последствия отмены крепостного права: свидетельства Российской империи». American Economic Review 108 (4–5): 1074–1117.

Нове, Алек. 1992. Экономическая история СССР. 1917-1991 гг. 3-е изд. Книги пингвинов.

Воскобойников Илья Б. 2020. «Экономический рост и отраслевое развитие, 1990-2008 гг.». In Экономическая история Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы: с 1800 г. по настоящее время , под редакцией Матиаса Мориса, 520. Routledge (ожидается).

 

Илья Воскобойников — ведущий научный сотрудник, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Москве. В настоящее время он занимается изучением последствий периода командной экономики для развития и долгосрочного роста.

Copyright (c) 2020 by EH.Net. Все права защищены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *