Наука и культура в конце 19 начале 20 века: XIX — XX , — 1861-1917

Содержание

​​​​​​​Культура России в конце XIX – начале XX века. Развитие науки и системы образования / Справочник :: Бингоскул

В период капиталистической модернизации в российском обществе появилась особая категория граждан – интеллигенция. Для этого слоя было характерно стремление не только физическому и умственному труду, но и к чему-то «высокому».

Образование

Уровень грамотности в народе заметно вырос. Система образования приобрела следующую форму:

  1. Начальное образование. Сюда входили, которые строились при церквях, земствах, а также государственные школы. Хорошее начальное образование давали школы при земствах. У детей, обучавшихся там, уровень грамотности был выше, чем у детей, обучавшихся в других школах.
  2. Среднее образование. Сюда входили училища, как епархиальные так и обычные, гимназии, которые имели дополнительное подразделение в виде женских гимназий. Между этими учреждениями имелись различия в предметах, на которые делался упор. В училищах преимущественно изучали естественно-технические науки. В гимназиях наоборот, тщательнее преподавались иностранные языки и гуманитарные науки.
  3. Высшее образование. Для поступления в университет требовался документ об окончании гимназии или училища. Без этого свидетельства поступить было невозможно. Высших учебных заведений в стране становилось все больше, также появлялись специальные институты, например, Горный и Лесной. В конце XIX века появились университеты стали появляться во многих городах России. Затем стали появляться частные высшие учебные заведения.

Грамотность распространялась не только среди детей и молодёжи. В 60-х года стали популярны воскресные школы для взрослых. В них бесплатно обучали грамотности и основам технических знаний. Позже возникли рабочие курсы. А затем стали появляться народные учебные заведения, так называемые народные дома. Чтобы попасть туда, достаточно было желания. На статус и положение никто не смотрел.

Издательство

Наблюдалось развитие книгопечатания и издательского дела в целом. К концу столетия число изданий, выходивших с определенной периодичностью, возросло в 3 раза.

Были очень популярны журналы «Современник», «Вестник Европы», «Русское слово». На их страницах публиковались критические материалы, которые волновали общественное сознание, которые формировали общественное мнение. Журналистика в это время стала еще одной властью. Подбирая нужные слова и факты, смешивая правду с ложью, можно было легко манипулировать общественным сознанием.

Продолжало стремительно развиваться издание книг. К концу 19 столетия в стране существовало уже более тысячи типографий. Появились книгоиздатели, выпускающие книги для самообразования. Например, Сытин, который выпустил целую серию книг «Библиотека для самообразовании», Павленков, выпустивший «Научно-популярную библиотеку по естествознанию».

Вместе с издательством книг росло и количество публичных библиотек. Они возникали при учебных заведениях и музеях, например, при Политехническом или Историческом. Музеи со своей стороны тоже принимали участие в развитии культуры страны. Среди них следует выделить:

  • собрание русской живописи Третьяковых, которое впоследствии стало основой для Третьяковской галереи;
  • Московский музей изящных искусств;
  • Петербургский Императорский Русский музей.

Деятельность этих музеев приобщала к культуре широкие слои граждан.

Наука

В XIX-XX веках наблюдалось стремительное развитие науки, причем во всех ее областях. Были совершены многие знаменитые открытия. Также это время стало периодом, в котором начавшееся разделение наук на фундаментальные и прикладные, только усилилось.

Естественные науки

Самые известные открытия, совершенные в то время:

  1. Менделеев открыл фундаментальный закон природы о химических элементах.
  2. Теория строения органических соединений Бутлерова.
  3. Органический катализ Зелинского.
  4. Множественные химические открытия Каблукова

В области отечественной химии данный период считается «золотым веком».

Математика

Самыми знаменитыми исследованиями в области математики того времени являются исследования, на которых построены теория чисел и теория вероятностей. Хотя исследования проводились и во многих других разделах, данные теории стали большим прорывом в математике. Они проводились Чебышевым, Ляпуновым и Ковалевской, которая являлась первой в мире женщиной-профессором.

Физика и механика

Важнейшие открытия в области физики и механики:

  1. Знаменитая свеча Яблочкова.
  2. Лампа накаливания Лодыгина.
  3. Исследования явлений фотоэлектрики Столетова.
  4. Исследования в области гидроаэродинамики Жуковского.
  5. Первый самолёт был создан Можайским.

В это время была подтверждена электромагнитная природа света. Физик Лебедев пришел к такому выводу после замеров давления, которое свет оказывает на твердые предметы и газы. Сообщение Лебедева произвело настоящий фурор на Международном конгрессе. Русский физик А. С. Попов  был награжден Большой золотой медалью в 1901 году за изобретение в 1895 году радио. Также в данный период стали говорить о космосе. К. Э. Циолковский привёл обоснованные доводы о возможности космических полетов.

География

Продолжались исследования регионов Земли, о которых было мало известно:

  • Монголии;
  • Тибета;
  • Индонезийских островов;
  • Эфиопии;
  • Филиппинских островов;
  • Туркестана;
  • Тянь-Шаня.

На рубеже XIX-XX веков еще продолжались географические открытия. И русские ученые-географы принесли в них немалый вклад. Самые знаменитые достижения в области географии:

  • 2 плавания вокруг света совершил С. О. Макаров. Так же океанограф сделал описание Северного, Чёрного и Мраморного морей. Он же предложил исследовать Северный морской путь при помощи ледоколов.
  • Были отправлены экспедиции Толля и Колчака для изучения Арктики. Впоследствии эти экспедиции продолжились под командованием Г. Л. Седова.

В 1912-1914 годах прошла экспедиция к Северному полюсу, в которой проходили исследования побережья и островов Северного Ледовитого океана. Для этих исследований использовалась геодезическая съемка.

Гуманитарные науки

На развитие этой области оказывала влияние политическая ситуация в стране. Особенно сильное развитие получила история.

Самые знаменитые труды того времени:

  1. «История России с древнейших времен» Соловьёва.
  2. «Боярская Дума Древней Руси» и «Происхождение крепостного права в России» В.О. Ключевского.
  3. Труды по всеобщей истории Виноградова и Н.И. Кареева.

Социальные конфликты и изменения в обществе задавали направление для развития. История Российского государства рассматривалось с разных сторон. Политик П. Н. Милюков описал историю государства с либеральной позиции, а историк Покровский с марксистской. Экономическое развитие страны тоже отражалось в некоторых работах.

Также в данный период были полностью перевернутый представления о материальном мире благодаря новым совершенным открытиям: рентгеновские лучи, радиоактивность, делимость атома.

Другие знаменитые достижения

В данный период получили Нобелевские премии знаменитые учёные Павлов и Мечников. Вернадский составил энциклопедические труды, способствовавшие развитию геохимии, радиологии и биохимии.

Литература

Начало XX века называют «серебряным веком» русской поэзии.

Многие писатели-прозаики в своих произведениях придерживались традиции критического реализма. Среди них особенно выделились Достоевский, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Чехов. В их произведениях поднимались важные для русского общества вопросы: о гуманизм, гражданственности и народности. В творчестве Толстого были выражены нравственные проблемы. Максим Горький в своих произведениях обозначал острые социально-политические вопросы.

В искусстве и литературе проявлялись принципы модернизма:

  1. Среди поэтов-футуристов прославились В.В. Маяковский, Саша Чёрный в Д.Д. Бурлюк, В.В, Хлебников.
  2. Самыми знаменитыми поэтами-акмеистами являлись Ахматова, Кузьмин, Мандельштам, Н.С. Гумилёв.
  3. Символистами являлись Блок, Брюсов, Бальмонт, Мережковский.

Также в произведениях Горького можно заметить развитие нового движения в литературе – неоромантизма. Это движение прослеживается в произведениях «Челкаш», «На дне», «Макар Чудра», «Мещане».

Театр

Развитие деятельности театра в стране проходило следующим образом:

  • В 1898 году Станиславским и Немировичем-Данченко был основан Московский Художественный театр. На его сцене блистали знаменитые актеры Москвин, О.Л. Книппер-Чехов, В.И. Качалов.
  • В 1904 году был открыт театр в Петербурге имени Комиссаржевской. В театре ставились постановки, отражающие стремление демократической интеллигенции.
  • Благодаря деятельности некоторых театров стали развиваться музыкальные спектакли. К театрам, развивавшим данное направление, относится Московский Большой театр, частная опера, основанная Мамонтовым и Зиминым и Петербургский Мариинский театр.

Также произошло зарождение метафорического театра.

Кино

Именно в конце XIX – в начале XX века в России впервые появилось киноискусство. В мае 1896 года впервые был продемонстрирован кинофильм. В Петербурге премьера состоялась в саду «Аквариум», а в Москве в «Эрмитаже». С начала нового столетия стали открываться иллюзионы и электротеатры. Киноискусство развивалось стремительно. К 1916 году в стране существовало уже примерно 4000 кинотеатров.

Сначала показывали только документальные фильмы. В 1908 году появилась первая игровая картина под названием «Стенька Разин и княжна». Полнометражный фильм «Оборона Севастополя» сняли через 3 года. Затем в 1911-1913 годах стали появляться и кукольные фильмы.

Первые кинофирмы появились в 1907-1908 годах. К 1913 году их насчитывалось уже около 30.

Самым знаменитым режиссером того времени являлся Я. А. Протазанов. Популярными звездами немого кино были Вера Холодная и Мозжухин.

Музыка

В конце XIX века русская музыкальная школа была окончательно сформирована. Также именно в этот период существовала знаменитая «Могучая кучка». Так называлась творческая группа композиторов. В их произведениях прославлялось уважение к народному творчеству и поднимался национальный дух. К композиторам Могучей кучки относятся:

  • Мусоргский;
  • Римский-Корсаков;
  • Балакирев;
  • Бородин;
  • Кюи.

Произведения создавались в стиле оперы, балета, симфонии. Но поиски новых музыкальных стилей не прекращались.

В 1859 году было создано Русское музыкальное общество. Благодаря этому обществу большую популярность приобрела национальная музыка.

Множество консерваторий не только в столице, но и в других городах стали центрами музыкальной культуры. В 60-х годах в Петербурге была открыта бесплатная музыкальная школа. Её преподаватели Балакирев и Ломакин, которые и открыли эту школу способствовали приобщению общества к музыке.

В начале XX века наблюдалось усиление интереса к проблемам философии и этики. Этот интерес отразился в творчестве Скрябина, Рахманинова, Стравинского.

Живопись и скульптура

В 1870 году появилось «Товарищество передвижных художественных выставок». Это товарищество создали выпускники Академии художеств. Их целью было просвещение общества во многих городах России.

В конце XIX века в искусстве особенно выделялось несколько направлений:

  1. Исторический жанр, в котором присутствовали национальные сюжеты и народный эпос. Наиболее популярные живописцы исторического жанра – В.М. Васнецов и В.И. Суриков.
  2. Батальная живопись. Этот жанр использовал в своем творчестве Верещагин.
  3. Н.А. Ярошенко был мастером однофигурных жанровых композиций.

К концу столетия начались поиски новых направлений. Результатом этого поиска стали пейзажи, которые изображали на своих картинах И. И. Шишкин, И. И. Левитан, А. И. Куинджи.

Часть  живописцев выделялась среди остальных:

  • Врубель;
  • Билибин;
  • Кустодиев.

Эти художники объединяли в своем творчестве прошлое и будущее. Они сочетали традиции русского искусства с возникающими новыми направлениями.

В начале XX века появилось объединение художников вокруг журнала «Мир искусства». Туда входили:

  • К.А. Сомов;
  • Л.С. Бакст;
  • Е.Е. Лансере;
  • Н.К. Рерих;
  • А.Н. Бенуа;
  • Н.Э. Грабарь.

Эту группу художников называли «мирискусники». Они считали, что искусство должно быть свободно от политических и социальных проблем. Вместо этого «мирискусники» обращали внимание на прошлые эпохи, особенно на эпоху Возрождения. Также важными для них являлись русские национальные традиции.

Еще одно направление, возникшее в начале XX века, –  «русский авангард». Это направление повлияло даже на мировое искусство.

Самые знаменитые работы скульпторов:

  • памятник Пушкину в Москве Опекушина;
  • памятник Александру II в Петербурге Трубецкого;
  • «Сидящий человек» А.С. Голубкина;
  • памятник Богдану хмельницкому Микешина.

На скульптуру конца XIX – начала XX века большое влияние оказывал импрессионизм. Стали использоваться новые пластические формы, контраст света и тени.

Архитектура

В конце XIX века здания сооружались в стиле архитектурной эклектики. Это означало, что в одном проекте могли использоваться разные элементы стилей прошлого. Например, во дворце великого князя Владимира Александровича, построенном по проекту Рязанова, который находится в Петербурге, сочетались элементы русского и британского стиля, а также барокко.

В начале XX века для архитектуры характерны три новых направления:

  1. Неорусский стиль. В нём использовалось древнерусское зодчество, смешанное с современным стилем (Казанский вокзал по проекту А.В, Щусева).
  2. Стиль модерн (Ярославский вокзал по проекту Ф.И. Шехтеля).
  3. Стиль неоклассицизм, в котором также смешивались принципы архитектурной классики и нового стиля (Киевский вокзал по проекту И.И. Рерберга).

Смешивание старых стилей в новыми приобрело широкое распространение в архитектуре.

Достижения в конце XIX – начале XX века сыграли важную роль в развитии мирового общества. Российские путешественники совершили множество открытий. Искусство и литература повлияли на мировую культуру. В целом, культурные достижения России получили мировое признание.


Смотрите также:

  • Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов
  • Русско-японская война
  • Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения
  • Реформы П.А. Столыпина

77. РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЕ XIX В. История нового времени. Шпаргалка [litres]

77. РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЕ XIX В. История нового времени. Шпаргалка [litres]

ВикиЧтение

История нового времени. Шпаргалка [litres]
Алексеев Виктор Сергеевич

Содержание

77. РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЕ XIX В

Для решения технико—экономических задач, которые ставились промышленностью, транспортом и сельским хозяйством, требовался новый подход кявлениям природы. Развитие торговли и международных сношений, исследование и освоение географических районов ввели в научный оборот множество новых фактических сведений. Они позволили восполнить ранее существовавшие пробелы в картине природы, включить те «недостающие звенья», которые подтверждали наличие всесторонних связей природных явлений во времени и пространстве.

В высшем научно—техническом образовании в начале XIX в. видное место занимала математика, т. к. резко возросла необходимость применения ее к решению практических задач, выдвигавшихся естествознанием и техникой (в области физики, химии, астрономии, геодезии, термодинамики, кинематики механизмов, строительного дела, баллистики и т. д.).

Успехи начертательной геометрии были непосредственно связаны с прикладными задачами составления чертежей машинного оборудования, зданий, промышленных и транспортных сооружений. В этот же период времени возникает прикладная, или, как тогда говорили, «практическая», механика, изучавшая работу машин, механизмов и инженерных сооружений и разрабатывавшая методы их расчета (Г. Монж, Т. Юнг).

Развитие промышленности в начале XIX в. обусловило возникновение теоретической и практической химии (А.П. Лавуазье, К.Л. Бертолле). Причем научная химия могла получить далее законченное развитие после победы учения о молекулярно—ато—мистическом строении вещества.

Развитие культуры в начале XIX в.

Культура в начале XIX в. формировалась в Европе и Америке под двойным влиянием – промышленного развития (переворотов) и буржуазных революций. Кроме того, определенный вклад внесли в развитие культуры и национально—освободительные войны в Европе и Америке. Все изменения в обществе находили отклик в музыке, живописи, поэзии, прозе, в скульптуре и архитектуре.

Общей чертой развития мировой культуры этого периода был неуклонный рост международного культурного обмена. Он происходил благодаря стремительному развитию мировых экономических контактов, а также совершенствованию средств транспорта, связи и взаимной информации.

Развитие литературы и искусства в странах Европы и в США проходило в начале XIX в.

под знаком борьбы классицизма с церковным влиянием, носившим реакционный характер. Искусство классицизма эпохи буржуазной революции было строго рационалистичным, т. е. требовало полного логического соответствия всех элементов художественной формы предельно ясно выраженному замыслу. Характерной чертой для классицизма была незыблемость определенных эстетических норм.

Классицизм начала XIX в. не был однородным явлением, в частности, для Франции после революции 1789–1794 гг. характерно было развитие революционного, республиканского классицизма, который воплотился в драмах М.Ж. Шенье, в ранней живописи Давида и т. д. В этот же период времени начинается развитие философско—гуманистического классицизма Гете, Шиллера, Виланда. Почти одновременно с новым классицизмом в начале XIX в. возникло новое направление искусства – романтизм.

В противоположность общественно—политическим идеалам классицистов романтики выдвигали новых героев – мятежных одиноких индивидуалистов, непримиримо враждебных своей среде, следующих безудержным стихийным порывам страстей и презирающих всякую холодную рассудочность.

Духом революционной романтики пронизаны стихи Байрона и Шелли, творчество Мицкевича и Шамиссо, полотна молодого Делакруа и Гойи, произведения писательницы Жермены де Сталь (1766–1817) и т. д.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

3. Развитие науки

3. Развитие науки Построить социалистическое общество невозможно без широкого использования науки и техники, продвижения научных знаний в массы. Вот почему Советское государство, перестраивая и организуя жизнь общества на социалистических началах, большое значение

§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства

§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства Свои специфические черты имело сотрудничество части граждан СССР с оккупантами в таких сферах, как наука, культура и искусство. Осознавая, что эти области жизни населения РСФСР могут способствовать развитию

§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства

§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства Свои специфические черты имело сотрудничество части граждан СССР с оккупантами в таких сферах, как наука, культура и искусство. Осознавая, что эти области жизни населения РСФСР могут способствовать развитию

2. Развитие науки

2. Развитие науки В годы первой пятилетки масштабы организации и развертывания научных исследований приобрели общегосударственное, народнохозяйственное значение. Это соответствовало общим потребностям ускорения развития производительных сил на основе крупного

А. И. Лукьянов Пассионарий отечественной науки и культуры

А. И. Лукьянов Пассионарий отечественной науки и культуры Известно, что жизнь человеческая измеряется не тем, сколько прожито, а тем, что запомнилось. В этом смысле одной из самых ярких страниц моей памяти являются встречи и беседы со Львом Николаевичем Гумилевым –

§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства

§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства Свои специфические черты имело сотрудничество части граждан СССР с оккупантами в таких сферах, как наука, культура и искусство. Осознавая, что эти области жизни населения РСФСР могут способствовать развитию

14 ПОСЛЕДСТВИЯ КУЛЬТА СТАЛ И НА ДЛЯ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

14 ПОСЛЕДСТВИЯ КУЛЬТА СТАЛ И НА ДЛЯ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ СОВЕТСКОГО СОЮЗА О ВЛИЯНИИ ПРОИЗВОЛА И КУЛЬТА СТАЛИНА НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИТяжелые последствия произвола и культа Сталина в области науки и культуры не исчерпывались гибелью многих тысяч представителей советской

2.

6. ИСТОРИОЛОГИЯ И СМЕЖНЫЕ С НЕЙ НАУКИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

2.6. ИСТОРИОЛОГИЯ И СМЕЖНЫЕ С НЕЙ НАУКИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ 2.6.1. Вводные замечания Когда излагается история плюрально-циклического подхода к истории, то обычно от Н. Я. Данилевского прямо переходят к О. Шпенглеру. При этом сразу же бросается в глаза необычайное

Глава 9 Германия и Европа – цитадель науки, культуры и литературы

Глава 9 Германия и Европа – цитадель науки, культуры и литературы Уникален и интересен путь Германии… Немцы имеют богатейшую историю культуры. У древних германцев, кельтов, скандинавов, как писал Гегель, «была своя Валгалла, населенная их богами, их героями, жившими в их

Известные деятели русско-украинской культуры и науки

Известные деятели русско-украинской культуры и науки Владимир ВернадскийКак известно, родной брат экс-президента Украины Пётр Ющенко создавал картинную галерею «известных украинцев». Где, как поговаривают, насчитывалось до 4 тыс. портретов. Есть там и портрет Владимира

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И НАУКИ

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И НАУКИ 18 век занимает важное место в истории русской культуры. Определяющим в ее развитии становится светское направление. В этом веке была создана система общего и специального образования, открыт университет, возникает периодическая печать,

4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОТНИКОВ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ УССР В СОВЕТСКОМ ТЫЛУ

4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОТНИКОВ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ УССР В СОВЕТСКОМ ТЫЛУ Вклад коллективов научно-исследовательских учреждений и вузов в укрепление обороноспособности страны. К концу 1941 г. работники эвакуированных научных учреждений, вузов, театров, творческих организаций, с

2. РАЗВИТИЕ НАУКИ

2.  РАЗВИТИЕ НАУКИ В восстановлении и развитии социалистической экономики, в укреплении оборонной мощи страны, подъеме духовной жизни общества важная роль принадлежала советской науке. Ученые республики в годы четвертой пятилетки провели ряд исследований, имевших

Глава XIII РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

Глава XIII РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ На основе социально — экономических преобразований, происходивших в СССР в 50–е годы, углублялся процесс развития советской науки и культуры, возрастал интеллектуальный потенциал социалистического общества, повышалась социальная

1.14 «Духовная» интеграция науки, культуры, образования

1.14 «Духовная» интеграция науки, культуры, образования  Глава XIV «концепции РПЦ» называется «Светские наука, культура, образование».  Прежде чем перейти к рассмотрению её содержания, приведём фрагмент работы ВП СССР “Снова «царство разделившееся в самом себе»? — это

обществознание | История, дисциплины, будущее развитие и факты

Роджер Бэкон

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Эмиль Дюркгейм Джоан Уоллах Скотт Ренсис Лайкерт Герберт А.
Саймон Жак Эллул
Похожие темы:
лингвистика антропология география экономика социология

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое социальные науки?

Общественная наука — это любая отрасль академического исследования или науки, которая занимается человеческим поведением в его социальных и культурных аспектах. Обычно в социальные науки включают культурную (или социальную) антропологию, социологию, психологию, политологию и экономику.

Какая связь между терминами наука о поведении и общественные науки ?

Начиная с 1950-х годов термин «науки о поведении» часто применялся к дисциплинам, относящимся к категории социальных наук. Некоторые отдавали предпочтение этому термину, потому что он сближал эти дисциплины с некоторыми науками, такими как физическая антропология, которые также имеют дело с человеческим поведением.

Кто назвал социальную дисциплину социологией?

Огюст Конт дал название социальной науке социологии и систематически установил новую дисциплину.

Каково отношение культурной антропологии к общественным наукам?

Культурная антропология — это отрасль социальных наук, занимающаяся изучением культуры во всех ее аспектах и ​​использующая методы, концепции и данные археологии, этнографии и этнологии, фольклора и лингвистики.

Каков вклад Адольфа Кетле в социальные науки?

Адольф Кетле был ключевой фигурой в области социальной статистики социальных наук. Он был первым, кто систематически обратил внимание на виды структурированного поведения, которые можно было наблюдать и идентифицировать только с помощью статистических средств.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

социальная наука , любая отрасль академического исследования или науки, которая занимается человеческим поведением в его социальных и культурных аспектах. Обычно в социальные науки включают культурную (или социальную) антропологию, социологию, психологию, политологию и экономику. Дисциплина историография рассматривается многими как социальная наука, и некоторые области исторических исследований почти неотличимы от работы, выполняемой в социальных науках. Однако большинство историков считают историю одной из гуманитарных наук. В США к общественным наукам, как правило, относят и узкоспециализированные программы, такие как афроамериканские исследования, латиноамериканские исследования, исследования женщин, гендера и сексуальности, а также часто латиноамериканские исследования и ближневосточные исследования, в то время как, например, французские, немецкие или итальянские исследования обычно связаны с гуманитарными науками. В прошлом советология всегда считалась общественно-научной дисциплиной, в отличие от русистики.

Начиная с 1950-х годов, термин наук о поведении часто применялся к дисциплинам, обозначенным как социальные науки. Сторонники этого термина сделали это отчасти потому, что эти дисциплины, таким образом, приблизились к некоторым наукам, таким как физическая антропология и физиологическая психология, которые также имеют дело с человеческим поведением.

Строго говоря, социальные науки как самостоятельные и признанные академические дисциплины возникли только на пороге ХХ века. Но нужно вернуться еще дальше во времени к истокам некоторых из их фундаментальных идей и целей. В самом широком смысле истоки восходят к древним грекам и их рационалистическим исследованиям человеческой природы, государства и морали. Наследие как Греции, так и Рима является мощным в истории социальной мысли, как и в других областях западного общества. Весьма вероятно, что если бы не первоначальная решимость греков изучать все в духе беспристрастного и рационального исследования, сегодня не было бы социальных наук. Правда, были длительные периоды времени, как в западном Средневековье, когда греческий рационалистический темперамент отсутствовал. Но восстановление этого настроения через тексты великих философов-классиков и есть сама суть Ренессанса и Просвещения в новейшей европейской истории. С эпохи Просвещения, в 17 и 18 веках, можно начать.

Наследие Средневековья и Возрождения

Влияние теологии

Те же импульсы, которые побуждали людей того времени исследовать Землю, звездные регионы и природу материи, побуждали их также исследовать окружающие их институты: государство , экономика, религия, мораль и, прежде всего, сама человеческая природа. Именно раздробленность средневековой философии и теории, а вместе с ней и распад средневекового мировоззрения, глубоко осмысленного примерно до XVI века, явились непосредственной основой возникновения нескольких направлений специализированной социальной мысли, которые успели стать источником вдохновения для социальных наук.

Средневековое богословие, особенно в том виде, в каком оно представлено в « Summa theologiae » св. Фомы Аквинского (1265/66–1273), содержало и синтезировало идеи о человечестве и обществе — идеи, которые можно рассматривать как политические, социальные, экономические. , антропологические и географические по своей сути. Но отчасти эта тесная связь между средневековой теологией и идеями социальных наук объясняет различные траектории социальных наук, с одной стороны, и траекторий физических наук и наук о жизни, с другой. Со времен английского философа Роджера Бэкона в 13 веке существовали по крайней мере некоторые зачатки физической науки, которые в значительной степени не зависели от средневековой теологии и философии. Историкам физической науки нетрудно проследить продолжение этой экспериментальной традиции, хотя и примитивной и нерегулярной по более поздним меркам, на протяжении всего Средневековья. Наряду с видами экспериментов, отмеченными Бэконом, были впечатляющие изменения в технологии средневекового периода, а затем, в поразительной степени, в эпоху Возрождения. Усилия по повышению производительности сельского хозяйства; растущее использование пороха с последующим развитием оружия и проблемами, которые они представляли для баллистики; растущая торговля, ведущая к более широкому использованию кораблей и совершенствованию искусства навигации, включая использование телескопов; и весь спектр таких механических искусств Средневековья и Возрождения, как архитектура, инженерное дело, оптика и изготовление часов, — все это требовало прагматичного и практического понимания по крайней мере более простых принципов механики. , физика, астрономия и, со временем, химия.

Короче говоря, ко времени Коперника и Галилея в 16 веке существовал довольно широкий субстрат физической науки, в основном эмпирический, но не лишенный теоретических последствий, на котором могло быть построено здание современной физической науки. Примечательно, что эмпирические основы физиологии закладывались в исследованиях человеческого тела, проводившихся в средневековых медицинских школах и, как блестяще иллюстрирует карьера Леонардо да Винчи, среди художников эпохи Возрождения, чей интерес к точности и Детализация живописи и скульптуры привела их к тщательному изучению анатомии человека.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Совсем другим было начало общественных наук. Во-первых, Римско-католическая церковь в Средние века и даже в эпоху Возрождения и Реформации гораздо внимательнее относилась к тому, что ученые писали и думали о человеческом разуме и человеческом поведении в обществе, чем к тому, что изучалось и написано в области физических наук. С точки зрения церкви, хотя может быть важно следить за тем, чтобы мысли о физическом мире соответствовали, насколько это возможно, тому, что говорит Писание, о чем свидетельствует, например, знаменитый вопрос Галилея, гораздо важнее было, чтобы такое соответствие существует в вопросах, затрагивающих человеческий разум, дух и душу. Почти все предметы и вопросы, которые легли в основу социальных наук в последующие века, были тесно вплетены в ткань средневековой схоластики, и даже самым смелым умам было нелегко разорвать эту ткань.

Влияние классиков и картезианства

Затем, когда власть схоластики начала ослабевать, на сцену вышли два новых влияния, одинаково мощных, чтобы предотвратить формирование чего-либо, сравнимого с прагматическими и эмпирическими основаниями физических наук. в изучении человека и общества. Во-первых, это огромная привлекательность греческих классиков эпохи Возрождения, особенно философов Платона и Аристотеля. Большая часть социальной мысли эпохи Возрождения была не более чем комментариями к греческим классикам. Это можно увидеть на протяжении 15 и 16 веков.

Во-вторых, в XVII веке проявилось мощное влияние философа Рене Декарта. Картезианство, как называлась его философия, провозглашало, что правильный подход к пониманию мира, включая человека и общество, заключается в нескольких простых, фундаментальных идеях реальности, а затем в строгой, почти геометрической дедукции более сложных идей и, в конце концов, большие, всеобъемлющие теории, основанные на этих простых идеях, которые, как настаивал Декарт, были запасом здравого смысла — разума, общего для всех людей при рождении. Трудно преувеличить влияние картезианства на общественно-политическую и нравственную мысль в течение полутора столетий после публикации его «9».0030 Рассуждение о методе (1637) и его Размышления о первой философии (1641). В эпоху Просвещения и до конца 18 века чары картезианства были брошены почти на всех, кто интересовался проблемами человеческой природы и человеческого общества.

Большое количество данных, относящихся к изучению человеческого поведения, стало доступно в 17 и 18 веках. Появление национализма и связанного с ним безличного государства повлекло за собой постоянно растущий бюрократический аппарат, занимающийся сбором информации, главным образом для целей налогообложения, переписи населения и торговли. Многочисленные и широко опубликованные отчеты о великих путешествиях, начавшихся в 15 веке, записи солдат, исследователей и миссионеров, которые волей-неволей вступали в длительные и тесные контакты с коренными и другими незападными народами, давали еще одну возможность. большой резервуар данных. До начала 19В X веке эти и другие эмпирические материалы если и использовались, то исключительно в иллюстративных целях в трудах социальных философов. Как и в столь же важной области изучения жизни, еще не существовало философских рамок, позволяющих объективно и всесторонне интерпретировать эти эмпирические материалы. В то время это можно было сделать только в физике.

История модернизма

История модернизма нажмите, чтобы посмотреть презентацию PowerPoint
Модернизм: характеристика

Возникновение бунтарских настроений в начале ХХ века модернизм был радикальным подходом, стремившимся оживить как современная цивилизация смотрела на жизнь, искусство, политику и науку. Это бунтарское отношение, процветавшее между 1900 и 1930 годами, имело, в ее основе отказ от европейской культуры как ставшей слишком испорченный, самодовольный и вялый, больной, потому что был связан искусственностью общества, слишком озабоченного образ и слишком боится перемен. Это недовольство моральным банкротство всего европейского привело современных мыслителей и художников к исследовать другие альтернативы, особенно примитивные культуры. Для Учреждение, результат был бы катастрофическим; новые возникающие культура подорвала бы традиции и авторитет в надежде трансформация современного общества.


Первая характеристика, связанная с модернизм есть нигилизм, отрицание всех религиозных и нравственных принципы как единственное средство достижения общественного прогресса. В других словами, модернисты отвергли моральные кодексы общества в в котором они жили. Причина, по которой они это делали, заключалась не в обязательно потому, что не верили в Бога, хотя и было подавляющее большинство из них были атеистами или испытали большое сомнение в бессмысленности жизни. Скорее их отказ от общепринятой морали основывался на ее произвольности, его соответствие и его осуществление контроля над человеческими чувствами. В иными словами, правила поведения представляли собой ограничительные и ограничивающие силой над человеческим духом. Модернисты считали, что для человек, чтобы чувствовать себя целым и способствовать возрождению социального процесса, он или она должны быть свободны от всех обременяющий багаж сотен лет лицемерия


Отказ от морали и религиозные принципы усугублялись отрицанием всех системы верований, будь то в искусстве, политике, науке или философия. Сомнение не обязательно было самой важной причиной почему этот допрос состоялся. Одна из причин этого Иконоборчество заключалось в том, что культура начала 20 века была буквально заново изобретая себя каждый день. С таким количеством происходят научные открытия и технологические инновации, мир менялся так быстро, что культуре пришлось заново определять себя постоянно, чтобы идти в ногу с современностью и не показаться анахронизмом. К моменту появления нового научного или философского система или художественный стиль нашли признание, каждый вскоре после подвергается сомнению и отбрасывается в пользу еще более нового. Другая причина для эта изменчивость заключалась в том, что люди чувствовали огромную творческую энергия, всегда вырисовывающаяся на заднем плане, как бы возвещая о рождении какого-то нового изобретения или теории.

 

Вследствие новой технологической динамики, модернисты чувствовали себя постоянное ожидание и не хотел связываться ни с одной системой которые тем самым использовали бы творческий потенциал, в конечном счете ограничивая и уничтожая его. Так вот, в искусстве, например, в начале ХХ века художники ставили под сомнение академическое искусство из-за отсутствия свободы и заигрывал со многими «измами»: сецессионизмом, фовизмом, экспрессионизм, кубизм, футуризм, конструктивизм, дадаизм и др. сюрреализм. Пабло Пикассо, например, дошел до экспериментируя с несколькими из этих стилей, никогда не желая чувствовать слишком комфортно с каким-то одним стилем.
 
Борьба со всеми новыми представлениями о реальности и культура породила новую вседозволенность в области искусства. искусство теперь начинало нарушать все правила, так как они были пытаясь идти в ногу со всеми теоретическими и технологическими достижения, которые изменили всю структуру жизни. В процессе Итак, художники вышли из разряда всего, чему учили как существующему. священный и изобрел и экспериментировал с новыми художественными языками которое могло бы более точно выразить смысл всего нового изменения, которые происходили. В результате появилось новое искусство. странным и радикальным для того, кто испытал это, потому что художественное стандартом всегда был мимесис, буквальное подражание или представление внешнего вида природы, людей и общества. В Другими словами, искусство должно было оцениваться по стандарту того, как ну, это реалистично отразило то, что что-то выглядело или звучало как.

Эта миметическая традиция возникла еще в Древней Греции, были усовершенствованы во времена эпохи Возрождения и приобрел известность в XIX в. Но для современных художников этот старый стандарт был слишком ограничивающим. не отражать то, как теперь переживалась жизнь. Фрейд и Эйнштейн радикально изменил восприятие реальности. Фрейд имел попросил нас заглянуть внутрь себя, в личный мир, который ранее были подавлены, а Эйнштейн учил нас, что теория относительности все. И, таким образом, должны были быть найдены новые художественные формы, которые выразил эту новую субъективность. Художники ответили работами, которые были настолько личными, что искажали естественный вид вещи и с разумом. Каждая отдельная работа просила быть оценена как самодостаточная единица, подчиняющаяся своим внутренним законам и собственной внутренней логики, приобретая тем самым свой индивидуальный характер. Больше никаких обычных шаблонных форм, которые можно было бы накладывать на человеческие выражение
Какие были художественных убеждений, принятых модернистами? Прежде всего они приняли свободу, и нашли ее в художественных формах и эмоциях первобытных культур Африки, Востока, Америки и Океания. Этот поступок был отказом от всех стилистических изысканности, которые были основой художественной деятельности 19-го века. На с одной стороны, примитивизм представлял собой упрощение формы, должен был стать одной из отличительных черт модернизма. Эта абстракция форма предполагала, что некая существенная структура, ранее скрытая реалистичная техника, выявится. Искусство имело, по мнению модернисты, слишком увлекаются неуместными изощрениями и условности, которые отвлекали от основной цели искусства: открытие истины. С другой стороны, примитивизм был выражение всего того, что цивилизованный человек должен был подавить, чтобы заключить договор с обществом. По Зигмунду Фрейду Цивилизация и ее неудовлетворенность , чтобы человек мог участвовать в цивилизованного общества, ему пришлось отказаться от многих нецивилизованных побуждений внутри себя, такие как естественная склонность к прелюбодеянию, инцесту, убийство, гомосексуальность и т. д. — все это считалось табу. Это это подавление естественных желаний, которое, по мнению Фрейда, является источником современный невроз. Будучи евреем, Фрейд был слишком хорошо знаком с НЕЛЬЗЯ Десяти Заповедей. Символически объятия примитивизма есть отрицание самих принципов Иудео-христианская традиция и утверждение подлинного выражения того скрытого «я», которое находит выражение только ночью, когда мы мечтать.

Модернист интерес к примитивизму выразился и в его корреляте, исследование извращенности. Эта одержимость запретным и зловещее было равносильно новому открытию страсти, способу жизнь, которую так многие творческие люди в то время считали подавлены или бездействовали. Фридрих Ницше винит в этом покой на 19озабоченность X века формой. В его основополагающие работы Рождение трагедии, Ницше проследил зарождение и развитие драмы еще в Древней Греции на балансе что существовало между двумя богами, которые существовали в оппозиции друг к другу, Аполлон и Дионисий. Аполлон представлял сущность света, рациональность, вежливость, культура и сдержанность. Напротив, Дионисий предложил вино, примитивное желание, все, что было нецивилизованным. Несмотря на то что эти два бога существовали друг против друга, они были оба, тем не менее, почитаются в равной степени, таким образом устанавливая баланс между формой ( Аполлоний) и творческий порыв (Дионисий). Модернисты согласились с Ницше искусство выродилось, потому что оно было слишком озабочено с правилами формы и недостаточно с творческими энергиями, которые лежат под поверхностью.


Именно это исследование того, что находится под поверхностью, модернисты были так увлечены, и что может быть лучше, чем тщательно исследовать истинные стремления, чувства и действия человека. Что было раскрылась новая честность в этом изображении: распад, сумасшествие, самоубийство, половая развратность, бессилие, болезненность, обман. Многие назвали бы это изображение морально дегенеративным; в модернисты, с другой стороны, защищали бы себя, назвав это освобождающий.


Как ни странно, модернистское изображение человека природа происходит в контексте городе, а не на природе, где он происходило на протяжении всего 19 века. В начало 19 века, т. романтики идеализировали природу как доказательство трансцендентного существования Бога; к концу века он стал символ хаотичного, случайного существования. Для модернисты, природа становится неактуальной и пройти, ибо город вытесняет природу как жизненная сила. Почему модернисты перешли их интерес от природы и к город? Первая причина очевидна. Это время, когда многие покинули сельской местности, чтобы разбогатеть в город, новая столица культуры и технология, новый искусственный рай. Но самое главное город это место где человека дегуманизируют так много вырожденные силы. Таким образом, город становится место, где находится современный человек микроскопически фокусируется и расчленяется. В в конечном счете, город становится «жестокий пожиратель», кладбище заблудших душ.

 

Силы Который сформировал модернизм

1900 год открыл новую эру, изменившую представление о реальности. воспринимается и изображается. Спустя годы этот революционный новый период стали известны как модернизм и навсегда будут определены как время когда художники и мыслители восстали против всех мыслимых доктрин это было широко принято истеблишментом, будь то в искусстве, науки, медицины, философии и т. д. Хотя модернизм был бы недолговечный, с 1900 по 1930 год, мы все еще не оправились от его влияния шестьдесят пять лет спустя.

Как модернизм оказался таким радикальным отходом от того, что ему предшествовало в прошлом? модернисты выступали за дистанцирование себя от всех традиционных представлений о том, что был священным для западных цивилизация, и, возможно, мы даже можем пойти так вплоть до того, чтобы называть их интеллектуальными анархисты в их готовности к вандализму все, что связано с установленным порядком. Чтобы лучше понять этот модернистский иконоборчество, давайте вернемся в прошлое, чтобы исследовать как и почему менялся человеческий ландшафт так быстро.


К 1900 году мир был суетливым местом. преобразованный всеми новыми открытиями, изобретения и технические достижения которые навязывались цивилизации: электричество, двигатель внутреннего сгорания, лампа накаливания, автомобиль, самолет, радио, рентгеновские лучи, удобрения и так далее. вперед. Эти инновации произвели революцию в мир двумя различными способами. Во-первых, они создавал оптимистическую ауру мирского рай, новой технологии, которая должна была преобразовать человека в нравственное совершенство. В других словами, технология стала новым религиозным культ, который держал ключ к новой утопии мечта, которая преобразит саму природу человека. Во-вторых, новая технология. ускорил темп, с которым люди пережила повседневную жизнь. За Например, инновации в области транспорт и связь ускорились повседневная жизнь личности. В то время как в прошлое, жизнь человека была ограничена из-за отсутствия механических ресурсов доступным, человек мог теперь расширить объем повседневной деятельности с помощью нового освобождающая сила машины. Человек сейчас Буквально заряжался от всего этого научно-технические инновации и, что более важно, почувствовал прилив, исходящий от ощущения, что он непобедим, что его было не остановить.

 

Однако современность формировалась не только эта новая технология. Несколько философских теоретики должны были изменить способ, которым современный человек воспринимает внешний мир, особенно в их опровержении ньютоновский принцип, согласно которому реальность абсолютная, неоспоримая сущность разведена от тех, кто это наблюдает. Первый, кто сделал это был Ф. Х. Брэдли, считавший, что человеческий разум является более фундаментальной чертой Вселенной, чем материя, и что ее цель — поиск истины. Его самый амбициозная работа, Внешний вид и реальность: А Метафизический очерк (1893 г.) представил представление о том, что объект в действительности может иметь не имеет абсолютных контуров, но варьируется от угол, под которым он виден. Таким образом, Брэдли определяет идентичность вещей как вид зритель воспринимает это. Эффект от этого работа заключалась в том, чтобы поощрять, а не рассеивать сомневаться. В одном из самых знаковых произведений этого века «Об электродинамике Движущиеся тела», теория Альберта Эйнштейна о теория относительности считала, что если для всех систем отсчета ссылка, скорость света постоянна и если все законы природы одинаковы, то оказывается, что и время, и движение относительно наблюдателя. Другими словами, нет такого понятия как универсальное время и таким образом, опыт протекает совершенно иначе, чем человек человеку. Альфред Уайтхед был еще одним пересмотрел представления о времени, пространстве и движении. в основе восприятия человеком внешний мир. Он рассматривал реальность как живую геометрии и верил в существенное релевантность каждого объекта всем другим объекты: «все сущности или факторы в Вселенной по существу имеют отношение к каждому существование другого, поскольку каждая сущность включает в себя бесконечное множество точек зрения». Для всех этих мыслителей субъективность была теперь основное внимание.


Несколько психологов-теоретиков должны были также коренным образом изменить то, как современные человек видел свою внутреннюю реальность, неизведанное сердце тьмы. Зигмунд Фрейд был первым, кто заглянул внутрь себя и открыть для себя мир, в котором динамично, часто противоборствующие силы формируют психику человека и личность. Объяснить это внутреннее мир внутри каждого из нас, он разработал комплексная теория бессознательного, проиллюстрировал важность бессознательного мотивация в поведении и предложение что психологические события могут происходить вне сознательного осознания. И так, согласно Фрейд, фантазии, сны и оговорки язык являются внешними проявлениями бессознательные мотивы. Кроме того, в объяснение развития личности, Фрейд расширил мужское определение сексуальности. включать оральные, анальные и другие телесные ощущения. Таким образом, его наследие современному мир должен был разоблачить темную сторону человека которые были скрыты от глаз лицемерие 19общество го века.

 

Фрейд был не единственным теоретик, который попросил нас заглянуть внутрь себя лучше понять психику человека. Его ученик, Карл Юнг, также должен был развить еще одна теория, копающаяся в бессознательном который исследовал природу иррационального себя и которые объяснили общие основания разделяют очень многие культуры. теория Юнга о коллективное бессознательное, около области разум, который, по его мнению, разделяли каждый, утверждает, что есть закономерности поведение или действия и реакции психики, которые он называет архетипами, определяется расой. Эти инстинктивные, универсальные закономерности проявляются в сны, видения и фантазии и выраженные в мифах, религиозных представлениях, сказки и произведения искусства.

Французский философ Анри Бергсон также должен был обратить свой взор в бессознательное, чтобы исследовать природу воспоминаний, переживаемых в настоящий момент. Время Бергсона и Свобода воли была попыткой установить понятие продолжительности, или прожитое время, в отличие от того, что он считал пространственным представления о времени, измеряемом часами и широко известном как хронологическое время. Согласно Бергсону, состояния сознательной памяти проникают друг в друга, сохраняясь в бессознательном, в одном и том же как «старички» хранятся в музыкальном автомате. Чувство впечатление, такое как запах одеколона или вкус сладкого картофеля пирог, может заставить сознание вспомнить одно из этих воспоминаний, так же, как монета заставит играть пластинку по вашему выбору. Один раз скрытая память всплывает на поверхность в сознательном разуме, я становится приостановленным, может быть спонтанная вспышка интуиции о прошлом, и, может быть, это озарение выльется в некое осознание настоящего момента. На самом деле, разве это не что мы делаем, когда слушаем старую песню, забываем о настоящем, заново пережить прошлое, а затем, ни с того ни с сего, применить все это к наша жизнь в настоящем? Таким образом, интуиция ведет к знанию.

Политика и экономика также изменить то, как современный человек смотрит на себя и мир в которой он жил. Наука и техника коренным образом изменили средства производства. В то время как в прошлом работник был вовлечен в производстве от начала до конца, к 1900 году он стал простым винтик в производственной линии, внося незначительный вклад. Таким образом, разделение труда заставляло его чувствовать себя раздробленным, отчужденным не только от остального общества, а от самого себя. Один из эффектов от эта раздробленность была консолидацией рабочих в политические партии, которые угрожали высшим классам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *