Советская литература 20-30-х годов XX века
Очень сильна была в нестабильные 1920-е гг. лирико-романтическая струя в литературе. На этот период приходится расцвет творчества А.С.Грина («Алые паруса», «Бегущая по волнам»), в это время появляются «экзотические» произведения К. Г. Паустовского, возобновляется интерес к научной фантастике (А.Р.Беляев, В. А. Обручев, А. Н.Толстой). В целом литература 1920-х гг. характеризуется большим жанровым разнообразием и тематическим богатством. Но проблема борьбы старой и новой жизни доминирует. Это особенно прослеживается в романах, тяготеющих к эпопеям: «Жизнь Клима Самгина» М.Горького, «Хождение по мукам» А.Н.Толстого, «Тихий Дон» М.А.Шолохова, «Белая гвардия» М.А. Булгакова.
В советской художественной культуре постепенно начиная с 1920-х гг. формировался стиль, получивший название социалистический реализм. Произведения культуры должны были воспевать достижения нового строя, показывать его преимущества перед буржуазным, критикуя все недостатки последнего. Однако отнюдь не все писатели и художники приукрашивали социалистическую действительность, и несмотря ни на что было создано немало произведений, пополнивших собой мировую сокровищницу культуры.
В 1930-е гг., когда в СССР утвердился тоталитарный строй, произошли изменения и в литературе. Группировки писателей были разогнаны, многие писатели подверглись арестам и ссылкам. В тюрьмах и лагерях погибли Д. И. Хармс, О. Э. Мандельштам и др. А со Всесоюзного съезда писателей в 1934 г. началось официальное внедрение метода соцреализма. Труд был объявлен «основным героем наших книг». На этот лозунг откликнулись Ф. И. Панферов («Бруски»), Ф.В.Гладков («Энергия»), В.П.Катаев («Время, вперед!»), М.С. Шагинян («Гидроцентраль») и пр. Героем современности стал труженик — строитель, организатор трудового процесса, шахтер, сталевар и т.п. Произведения, не отражавшие героику трудовых социалистических будней, например произведения М.А.Булгакова, А.П.Платонова, Е.И.Замятина, А.А.Ахматовой, Д.И.Хармса, опубликованию не подлежали.
В 1930-е гг. многие писатели обратились к историческому жанру: С.Н.Сергеев-Ценский («Севастопольская страда»), А.С.Новиков-Прибой («Цусима»), А. Н.Толстой («Петр Первый»), Ю.Н.Тынянов («Смерть Вазир-Мухтара»).
В годы Великой Отечественной войны К.М.Симоновым, А.А.Ахматовой, Б.Л. Пастернаком были созданы прекрасные лирические произведения, была написана поэма А.Т.Твардовского «Василий Теркин». Публицистика, характерная для периода начала войны, сменилась повестями и романами (М. А. Шолохов «Они сражались за Родину», В. С. Гроссман «Народ бессмертен» и др.). Тема войны еще долго оставалась ведущей в творчестве писателей (А. А. Фадеев «Молодая гвардия», Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»).
Надзвичайно зручна форма придбання квитків на будь-який рейс через Інтернет: замовляючи авіаквитки онлайн, ви маєте можливість обрати найбільш зручний для вас рейс, тип літака, салон та місце, де ви хотіли б сидіти та інше. Через Інтернет ви можете також оплатити вартість квитка.
«Ждановщина» в эпоху позднего сталинизма вынесла на поверхность посредственных писателей: В. Кочетова, Н. Грибачева, А. Софронова, которые в своих книгах, издаваемых миллионными тиражами, описывали борьбу «хорошего с очень хорошим». Вновь был поднят на щит советский «производственный роман». Надуманность сюжетов и конъюнктурность наиболее ярко характеризовали творчество этих писателей. Но одновременно в этот период создавались такие шедевры, как «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака, за который он был удостоен Нобелевской премии, мемуаристика К.Г.Паустовского и М.М.Пришвина, поэма А.Т.Твардовского «Дом у дороги», повесть В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда» и др.
Смерть И. В. Сталина и последовавший затем XX съезд партии в 1956 г. привели к «оттепели». «Шестидесятники», так называли творческую интеллигенцию второй половины 1950-1960-х гг., после долгого перерыва заговорили о ценности внутренней свободы личности. Годы «оттепели» стали своеобразным ренессансом советской поэзии. Появились такие имена, как А.А.Вознесенский, Е.А.Евтушенко, Б.А.Ахмадулина, Р.И.Рождественский. Заслугой «оттепели» стало и то, что вновь стали печататься долгое время запрещенные произведения М.М.Зощенко, М.И.Цветаевой, С. А. Есенина и др. Значительным явлением этой поры была публикация в журнале «Новый мир» рассказа А. И. Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича», где говорилось о системе ГУЛАГа. Но и военная тематика не уходила на второй план. В литературу вступили писатели, которые принесли свой личный опыт и знание войны: Ю.В.Бондарев, В.В.Быков, Г.Я.Бакланов.
Автор текста: М.В.Соколова
gallerix.ru
Литература 30 х годов 20 века: общая характеристика и особенности, представители, соцреализм / Общие темы
Уже к концу 20-х годов в советской литературе стали нарастать тревожные тенденции, свидетельствовавшие о том, что писательский труд все больше начинает привлекать к себе «заботливое» внимание и властей, и верных им «компетентных органов». В частности, это выразилось в усилении репрессивных мер против неугодных литераторов. Так, в 1926 году конфискуется номер журнала «Новый мир» с повестью Б. Пильняка «Повесть непогашенной луны»: история командарма Гаврилова, главного героя повести, слишком напоминала судьбу Михаила Фрунзе, одного из крупнейших деятелей революции и Гражданской войны, под давлением партии вынужденного пойти на ненужную ему операцию и погибшего под ножом хирурга. В том же году производится обыск на квартире М. Булгакова, изымается рукопись повести «Собачье сердце». В 1929 году устраивается настоящая травля целого ряда авторов, в том числе Ю. Олеши, В. Вересаева, А. Платонова и др. Особенно разнузданно ведут себя рапповцы, почувствовавшие свою безнаказанность и не останавливающиеся ни перед чем в стремлении очернить своих противников. В 1930 году, затравленный, не сумевший распутать клубок личных и творческих проблем, кончает с собой В. Маяковский, а отлученный от своего читателя Е. Замятин с трудом добивается разрешения оставить родину.
Запрет литературных объединений и создание ССП
В 1932 году постановление Центрального Комитета партии «О перестройке литературно-художественных организаций» запрещает любые литературные объединения, в том числе и пресловутую РАПП. Именно по этой причине многими писателями постановление было воспринято с радостью, к тому же все писатели объединялись в единый Союз советских писателей (ССП), берущий на себя все бремя забот по обеспечению их всем необходимым для творчества. Первый пленум оргкомитета писательского союза стал важнейшим шагом в сторону унификации всей советской литературы. Объединение творческих сил страны в единый Союз не только упростило контроль над ними — отлучение от него означало отлучение от литературы, от читателя. Лишь члены ССП имели возможность печататься, жить на средства, добываемые писательским трудом, ездить в творческие командировки и в санатории, остальные же были обречены на нищенское существование.
Утверждение метода социалистического реализма
Другой шаг партии по установлению полного идеологического контроля над литературой — утверждение в качестве единого творческого метода всей советской литературы социалистического реализма. Впервые прозвучавшее на собрании литературных кружков Москвы в речи И. М. Тронского, опубликованной 23 мая 1932 года в «Литературной газете», понятие «соцреализм», по преданию, было выбрано самим Сталиным среди предлагаемых вариантов определения нового метода как реализма «пролетарского», «тенденциозного», «монументального», «героического», «романтического», «социального», «революционного» и др. Примечательно, что каждое из этих определений раскрывает одну из сторон нового метода. «Пролетарский» — тематическая и идейная подчиненность задаче строительства пролетарского государства. «Тенденциозный» — идеологическая заданность. «Монументальный» — стремление к масштабным художественным формам (что в литературе, в частности, проявилось в засилии крупных романных форм). Определение «героический» отвечает культу героизма в самых разных сферах жизни (идущему от слов М. Горького «в жизни всегда есть место подвигу»). «Романтический» — ее романтической устремленности к будущему, к воплощению идеала, романтическому противопоставлению мира мечты и мира реальности. «Социальный» и «классовый» — ее социальному подходу к человеку, взгляду через призму общественных (классовых) отношений. Наконец, определение «революционный» передает стремление литературы соцреализма к «изображению действительности в ее революционном развитии».
Это отчасти напоминает «фантастический реализм», о котором говорил Е. Замятин, но смысл его в другом: литература должна изображать не то, что есть, а то, что должно быть, то есть обязательно появиться по логике марксистского учения. При этом отметается сама мысль, что жизнь может оказаться намного сложнее любых головных построений теоретиков коммунизма и не захочет стать лишь доказательством истинности коммунистической идеи. Таким образом, в понятии «социалистический реализм» ключевым словом оказывается не «реализм» (понимаемое как верность действительности), а «социалистический» (то есть верный идеологии построения нового, еще не бывалого общества).
Преобладание романа в прозе
От многообразия идейно-стилевых течений советская культура пришла к навязываемому ей единообразию и единомыслию: в эпических формах начинает доминировать роман — большое эпическое полотно, с трафаретными сюжетными ходами, системой персонажей, обилием риторических и дидактических вкраплений. Особенно популярна так называемая «производственная проза», зачастую включающая в себя элементы «шпионского» романа (названия произведений говорят сами за себя): Ф. Гладков. «Энергия»; М. Шагинян. «Гидроцентраль»; Я. Ильин. «Большой конвейер» и др. Активно публикуется и проза, посвященная становлению колхозной жизни, и тоже говорящие заглавия: Ф. Панферов. «Бруски»; П. Замойский. «Лапти»; В. Ставский. «Разбег»; И. Шухов. «Ненависть» и др.
Герой мыслящий уступает место герою действующему, не знающему слабостей и сомнений, нравственных мук и даже объяснимых человеческих слабостей. Из романа в роман кочует стандартный набор шаблонных персонажей: сознательный коммунист, сознательная комсомолка, бухгалтер-«недобиток» из «бывших», колеблющийся интеллигент, диверсант, приехавший в советскую Россию под маской специалиста-консультанта…
Борьба с «формализмом»
В середине 30-х годов 20 века развернулась борьба с «формализмом», под которым понимался любой поиск в области художественного слова, любой творческий эксперимент, будь то сказ, орнаментальность или просто склонность автора к лирическим медитациям. Советская литература заболела тяжелой болезнью усредненности — естественного следствия унификации. Несмотря на звездопад государственных премий и наград, все меньше публикуется произведений, которые без натяжки могут быть названы крупными событиями в литературе.
Отрыв литературы от реальности
Само развитие метода социалистического реализма показало невозможность управлять живым процессом творчества, не убивая самого главного — творческого духа. От официальных критиков требовались сложные пируэты мысли, чтобы «пристегнуть» к официальному методу советской литературы лучшие произведения тех лет — «Тихий Дон» и «Поднятую целину» М. Шолохова, эпопею «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, роман «Петр Первый» А. Толстого и др.
Литература переставала отражать реальность, отвечать на действительно насущные вопросы. Как результат — писатели, не приспособившиеся к новым правилам игры, нередко уходили из «большой литературы» в пограничные сферы. Одной из таких сфер стали детские книги. Произведения для детей Б. Житкова, А. Гайдара, М. Пришвина, К. Паустовского, В. Бианки, Е. Чарушина, Ю. Олеши, писателей группы ОБЭРИУ (Д. Хармса, Н. Олейникова, А. Введенского и др.) нередко затрагивали проблемы, недоступные для «взрослой» литературы тех лет, детская поэзия оставалась чуть ли не единственным легальным способом работать с экспериментальными художественными формами, обогащая русский стих. Другой областью «внутренней эмиграции» для многих авторов стала переводческая деятельность. Следствием того, что многие крупные художники, среди которых Б. Пастернак, А. Ахматова, С. Маршак, А. Тарковский, в этот период имели возможность заниматься только переводами, стало создание высочайшего уровня русской переводческой школы.
«Потаенная» литература
Впрочем, у писателей была еще одна альтернатива: подспудно, скрыто от всевидящего ока властей создавалась еще одна литература, получившая название «потаенной». Одни писатели, отчаявшись опубликовать свои самые выстраданные произведения, откладывали их до лучших времен: другие изначально понимали невозможность публикации, но, боясь упустить время, сразу же писали «в стол», для потомков. Подводная часть айсберга советской литературы вполне соотносилась по своей значимости и мощи с массивом официально разрешенных произведений: среди них такие шедевры, как «Котлован» и «Чевенгур» А. Платонова, «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Реквием» А. Ахматовой и др. Своего читателя эти книги обрели в 60—80-е годы, образуя собой мощный поток так называемой «возвращенной литературы». Однако не следует забывать, что эти произведения создавались в тех же условиях, под влиянием тех же исторических и культурных факторов, что и произведения «разрешенные», и потому они являются органической частью единой русской литературы 20—30-х годов.
Литература русского зарубежья
Картина русской литературы послереволюционных десятилетий все равно будет также неполной, если не упомянуть еще и литературу русского зарубежья. Страну в то время покинуло множество замечательных писателей и поэтов, среди которых И. Бунин, А. Куприн, И. Шмелев, М. Цветаева и др. Своей миссией они видели сохранение России такой, какой они ее запомнили: даже за много тысяч верст от Родины авторы старшего поколения в своем творчестве обращались к родной земле, ее судьбе, традициям, вере. Многие представители молодого поколения, эмигрировавшие еще совсем юными или же мало кому известными авторами, стремились сопрягать традиции русской классики с новыми веяниями европейской литературы и искусства, присматривались к опытам советских литераторов. Некоторые писатели, как, например, М. Горький или А. Толстой, впоследствии вернулись из изгнания, однако в целом литература русской эмиграции первой волны стала значительнейшим явлением мировой и отечественной культуры, ее неотъемлемой частью. Не случайно первым русским писателем — лауреатом Нобелевской премии в 1933 году стал И. Бунин.
Не все писатели русской эмиграции сумели сохранить и преумножить свой талант в изгнании: лучшее, что было создано А. Куприным, К. Бальмонтом, И. Северянином, Е. Замятиным и другими писателями и поэтами, — произведения, написанные на Родине.
Судьба значительной части мастеров слова, оставшихся в России, сложилась трагично. В поминальном списке русских писателей, погибших в застенках и лагерях НКВД, имена Н. Гумилева, И. Бабеля, Н. Клюева, О. Мандельштама, Н. Олейникова, Б. Пильняка, Д. Хармса и многих других замечательных авторов. В число жертв эпохи можно включить и А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, М. Цветаеву… Впрочем, ни репрессии, ни официальное забвение не смогли изъять из русской культуры творческого наследия лучших представителей отечественной словесности.
Картина живого литературного процесса 20— 30-х годов 20 века будет неполной без творчества писателей, искренне веривших в идеалы социалистической революции и победу коммунизма, тех, кто под гнетом идеологического диктата пытался сохранить свою творческую индивидуальность, нередко ценою свободы и даже жизни, и тех, кто вдали от родины с болью и любовью вспоминал о ней, имея полное право повторить вслед за 3. Гиппиус: «Мы не в изгнании, мы — в послании». Русская литература едина, несмотря на разделившие ее идеологические барьеры и даже государственные границы.
Источник: В мире литературы. 11 класс / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006
classlit.ru
Бурно для России начался XX век. За короткий промежуток времени страна пережила русско-японскую войну (1904-1905), первую буржуазно-демократическую революцию (1905-1907) и последовавшие за ней годы реакции, первую империалистическую войну (1914-1918), февральскую революцию 1917 г., переросшую затем в Октябрьскую социалистическую революцию.
По-разному можно относиться к знаменательной дате октября 1917 г., но как бы ее не оценивали, с этого времени началась новая эпоха. В течение 1918-1919 гг. советская власть проводила работу по обобществлению частной собственности: утверждение Государственного издательства, национализация Третьяковской галереи, театров, фото-кинопромышленности. Большое внимание уделялось повышению грамотности, был принят закон об обязательном обучении грамоте всего населения республики oт 8 до 50 лет, причем обучение объявлялось бесплатным. Однако свергнутая власть не хотела мириться со своим поражением. На насилие она ответила насилием. Началась кровопролитная гражданская война. Беспощадная война, унесшая многочисленные жизни соотечественников, пагубно сказалась на литературе и искусстве. Резко сократился выпуск газет и книг. Вот сравнительные цифры: в 1913 г. в стране вышло 34,5 тысяч изданий, а в 1920 г. -3260, то есть уменьшилось более чем в 10 раз. В стране не хватало бумаги. Писателям приходилось выступать перед любителями словесности в кафе и ресторанах. Литературный процесс этого периода отличался большой сложностью и противоречивостью во взглядах писателей на задачи искусства, разнообразием течений и групп. Тон задавали в это время писатели Пролеткульта, объединившиеся еще в октябре 1917 г. на конференции пролетарских писателей в Петрограде. В первые послереволюционные годы еще имела шумный успех группа футуристов, приветствовавшая Советскую власть. Правда, и В. Маяковскому, и В. Каменскому, и В. Хлебникову, и II Асееву пришлось отказаться от некоторых своих прежних позиций. С 1923 г. их группа стала называться «ЛЕФ» («Левый фронт искусства»). Из наиболее значительных литературных группировок следует выделить также Московскую ассоциацию пролетарских писателей (1923, МАПП), Всероссийское общество крестьянских писателей (1921, ВОКП), «Серапионовы братья» (1921), Литературный центр конструктивистов (1924, ЛЦК), «Перевал» (1924), Российская ассоциация пролетарских писателей (1925, РАПП). Самой крупной была РАПП, а затем — ВОАПП (Всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писателей). Сюда вошли многие писатели, стоявшие у истоков новой литературы: А. Серафимович, А. Фадеев, Д. Фурманов, Ф. Панферов, А. Афиногенов, В. Ставский. В 1930 г. в организацию вошел В.Маяковский. Сразу же после окончания гражданской войны и принятия новой экономической политики (НЭП, 1921 г.) начался новый этап жизни в советской стране. Вновь было разрешены частные издательства. Как результат — возникновение новых литературных журналов: «Печать и революция», «Красная новь» (1921), «Молодая гвардия», «Сибирские огни» (1922), «Красная нива», «Прожектор», «На посту», «Леф» (1923), «Октябрь», «Звезда» (1924), «Новый мир» (1925). Образовалась и еще одна литературная группировка — имажинисты (1919-1927). По части экспериментаторства она не уступала футуристам. Постоянных участников группы было не так много: С. Есенин, В. Шершеневич, А.Мариенгоф, А. Кусиков, Р. Ивнев, но в их издательствах «Имажинисты», «Чихи-пихи» и в журнале «Гостиница для путешествующих в Прекрасном» участвовали и другие литераторы. В поэзии имажинистов много общего с поэзией футуристов. Разница заключалась лишь в том, что увлечению словом имажинисты противопоставили увлечение метафорой. 20-е годы — это время, когда тысячи культурных деятелей вынуждены были покинуть страну. Среди них музыканты, мастера балета, архитекторы, скульпторы, режиссеры, актеры, певцы, живописцы, философы, ученые, составлявшие гордость отечественной культуры. За границей оказались многие крупные писатели: И. Бунин, А. Куприн, Л.Андреев, К. Бальмонт, Б. Зайцев, А. Ремизов, И. Шмелев, И. Северянин, 3. Гиппиус, Д. Мережковский, А. Аверченко, Саша Черный, Тэффи, Е. Замятин и др. Отечественная литература как бы раскололась на две части: советскую и русского зарубежья. В России советской оставались: М. Горький, А. Блок, С. Есенин, В. Брюсов, В. Маяковский, В. Вересаев, А. Белый, А. Ахматова, С. Сергеев-Ценский, М. Пришвин, В. Хлебников, А. Малышкин, Д.Бедный, А. Серафимович, К. Чуковский, К. Паустовский и др. Хотя их отношение к советской власти было противоречивым и сложным, многое из новых веяний не принималось, но в конце концов окончательный выбор был ими сделан, и они стали родоначальниками новой литературы. К концу 30-х годов заметно окрепла экономическая мощь страны во всех отраслях народного хозяйства, вырос ее международный авторитет. Всего за 10-15 лет были созданы почти заново тяжелая индустрия, машиностроение, химическое производство, оборонная промышленность, выполнен знаменитый план ГОЭЛРО. Конкретным выражением этих достижений стали воспетые в стихах и песнях Магнитка и Днепрогэс, Уралмаш и Хибинский комбинат, Кузбасс и автомобильные заводы в Москве и Горьком, тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске и Харькове, а также Ростсельмаш, Комсомольск-на-Амуре, Турксиб, Большой ферганский канат, десятки научно-исследовательских институтов, подземные дороги метро в столице, высотные здания, высшие учебные заведения… Справедливо пелось тогда: «За годы сделаны дела столетий». Советское государство по выпуску промышленной продукции вышло на первое место в Европе и на второе — в мире. Страна телег, страна лаптей становилась мошной индустриальной державой. Миллионы людей, искренне веря в светлое будущее, активно включались в работу по осуществлению социалистических преобразований. Великому переустройству подверглась и деревня. Однако в коллективизации сельского хозяйства были допущены грубые ошибки, выразившиеся в силовых методах организации колхозов. Благая сама по себе идея коллективизации, проводившаяся на практике далеко не гуманными методами, вызывала недовольство трудового крестьянства. Жесткая централизация и командные методы правления, дававшие свои плоды на первых порах индустриализации, привели к возникновению административно-командной системы партийно-государственного руководства страной, что в конечном счете привело к появлению культа личности и к нарушению законности. Массовым репрессиям подверглись многие тысячи как партийных, так и беспартийных советских людей. Менялся облик страны, менялись и творческие поиски писателей. В августе 1934 г. состоялся Первый всесоюзный съезд советских писателей. С главным докладом на нем выступил М. Горький, осветивший состояние дел в стране и наметивший перспективы развития литературы. На съезде приняли участие писатели 52 национальностей. Собравшиеся приняли Устав своего Союза, на основе которого в члены писательской организации было принято 2500 человек. Поделиться с друзьями:Похожие материалы: |
filfucker.ru
Конспект лекций Всемирная история ХХ века =lybs.ru= =lybs.ru=
Условия развития литературы в тоталитарных и демократических странах. Традиционно большое влияние на общественное сознание имела литература. Именно поэтому правящие режимы стремились спрямува-ты ее развитие в выгодное русло, сделать своей опорой. Писатели и поэты нередко оказывались в центре политических событий, и нужно было иметь крепкую силу воли и талант, чтобы не предать правде истории. Особенно нелегко это было сделать в государствах, где надолго утвердился тоталитаризм как форма политического правления и духовного одурманивания масс.
Так, в Германии было создано специальное Министерство пропаганды во главе с Геббельсом. Оно осуществляло жесткий контроль над всей духовной жизнью страны. Физические расправы угрожали каждому, кто выражал недовольство или не подчинялся фашистской идеологии. По этим причинам, страну покинули известные писатели — І.Бехтер, Б, Е.Вайнерт, а. зегерс, Манн, Э.-М.Ремарк, Л.Фейхтвангер, А.Цвейг.
Трагические ноты пронизывали творчество писателей и поэтов Италии. У героев их произведений преобладали чувства отчаяния и одиночества. В творчестве художников страны, которая дала миру много славных имен, наблюдался отход от социальной тематики, увлечение формой, равнодушие к содержанию.
Исключительную роль Японии в Азии обосновывала профашистская литература этой страны. В 30-е годы духовная жизнь здесь было подчинено возвеличенню национального духа, власти императора, воспеванию воинской доблести. Тоталитарное государство поддерживало тех писателей, которые помогали морально готовить общество к трудностям и самопожертвования.
В СССР основным методом в литературе и искусстве считался социалистический реализм. Он насаждался средствами. Принцип партийности литературы, определен Лениным, был главным при проверке лояльности писателей и поэтов к существующему режиму. Усмирения талантливых художников путем репрессий совмещалось с «заботой» о новую, советскую, литературу и поэзию. Проводниками сталинизма выступали, в первую очередь, партийные чиновники, которые требовали прославление советской действительности и руководящей роли большевистской партии. Постановление ЦК ВКП(б) 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» надолго определила судьбу советской литературы. Постановление стало идеологической основой безграничного вмешательства государства в литературно-художественная жизнь, что в условиях однопартийности системы было особенно опасным для развития культуры.
Первая волна репрессий против творческой интеллигенции в СССР прокатилась в 1920-е годы. Но наибольших ударов был нанесен в 1936-1939 гг. Вследствие сталинского террора погибли І.Бебель, М.Клюев, М.Кольцов, О.Мандельштам, Б.Ясенський и много других писателей и поэтов, в том числе из Украины. Те, кто выжили, вынуждены были приспосабливаться к требованиям официальной идеоло-гии и большевистской практики строительства социализма в одной, отдельно взятой стране. Распространенными и всегда актуальными стали темы победы большевиков в 1917 p., политики коллективизации и индустриализации.
В то же время, в жестких рамках тоталитарного государства появились произведения, освященные талантом писателей и поэтов. Для СССР, кроме этого, положительным было преодоление унаследованной от царской империи массовой неграмотности населения. Некоторые народы впервые получили собственную письменность и начали развивать самобытную литературное творчество.
В странах западной демократии литературная деятельность была роз-кутішою. Но политическая свобода еще не давала материального комфорта. Если в странах с тоталитарными режимами творчество зависела от взаимоотношений с правящей элитой, то в относительно демократических государствах немалое давление оказывали издатели, настоятельная потребность в заработке. Подъем переживала творчество писателей, рассчитана на массового читателя. Популярностью пользовались приключения, фантастика, психологические романы. Признанными мастерами детективного жанра стали а. кристи (Англия), ж. сименон (Франция), р. стаут и Е.Гарднер (США). Яркими представителями течения модернизма, который стремился к изменениям не только содержания, но и формы литературных произведений, были Дж.Джойс, Ф.Кафка, М.Пруст.
Основные направления развития мировой литературы. Пись-менники-лауреаты Нобелевской премии. Объединяющими для писателей, поэтов, публицистов всех стран, независимо от господствующих форм и методов политического правления, были темы войны и мира, жизни и смерти, любви и ненависти. Концентрированное выражение они получили в творчестве американского писателя Эрнеста Хемингуэя (1899-1961). Ему суждено было участвовать в Первой мировой войне, Второй мировой войне, защищать республику в Испании. Первый роман «Фиеста» Э печатает в 1926 г. Это — книга-протест против «бессмысленной войны», крик души «потерянного поколения». Ярко антивоенную направленность имел роман «Прощай, оружие!» Ненавистью К фашизму, любовью к Испании и ее народу полон роман э. хемингуэя «По ком бьет колокол» (1940 г.). Литературное творчество и активная общественная позиция писателя отмечены Нобелевской премией в 1954 г. после выхода в свет повести «Старик и море».
Французский писатель Анатоль Франс (1884-1924) лауреатом Нобелевской премии стал в 1924 г. Историко-философские романы А.Франса направленные против распространения влияния церкви. Параллели современной ему Франции искал в XVIII ст. Проникшись социальными проблемами, сблизился с социалистическим движением, поддерживал советскую Россию.
С литературой и музыкальной культурой Франции тесно связано имя Ромена Роллана (1866-1944). Судьбе художника в обществе он отразил в романе-эпопее «Жан-Кристоф». В годы Первой мировой войны выступал с острыми отзывами и статьями. Не воспринимал методов революционной борьбы, а свой протест против войны и насилия передал в романе «Клерамбо» и повести «Пьер Люс». Духовная жизнь европейской интеллигенции, предостережение от опасности фашизма является лейтмотивом романа «Очарованная душа». Антивоенный пафос, присущий не только творчества Р.Роллана, но и его жизненной позиции. Вместе с Анри Барбюсом он инициировал проведение антифашистских конгрессов. Однако, оба писатели после посещения СССР использовались для формирования общественного мнения в странах Запада об отсутствии в СССР репрессий и голодомора.
На творчество английского писателя Джона Голсуорси (1867-1933) оказали большое влияние гуманистические взгляды Ч.Дік-кенса, И.тургенева, Л.Толстого. Оставаясь активным сторонником английского общества, он сумел воссоздать его жизнь со всеми проблемами и противоречиями. Известная трилогия «Сага о Форсайтах», другие романы, новеллы и драмы Д.Голсуорсі раскрывают судьбу одной семьи на фоне кризисных явлений в обществе и в человеческих отношениях.
Выдающийся немецкий писатель Томас Манн (1875-1955)-автор романов «Будденброки», «Волшебная гора», исторической тетралогии на библейские темы «Иосиф и его братья». Анализировал истоки немецкого фашизма и остро осуждал последствия фашистского варварства. В 1947 г. завершил работу над романом «Доктор Фаустус», в котором раскрыл тесную связь между кризисом общества, культуры и человеческой личности.
Знаменитый индийский писатель Рабиндранат Тагор (1861-1941) был всесторонне одаренным человеком. Некоторое время возглавлял национально-освободительное движение. Его патриотическая песня «Моя золотая Бенгалия» стала национальным гимном Бангладеш, а песня «Душа народа» — гимном Индии. Он является автором многочисленных поэтических сборников, романов, драматических произведений. В творчестве Р.Тагора преобладают социально-психологические мотивы, воспевается природа и любовь. Р.Тагор — первый выходец из Азии, удостоенный Нобелевской премии. Много работал в области живописи, вел просветительскую деятельность. Вблизи Калькутты основал университет, в котором училась, в частности Индира Ганди, много других политических лидеров Индии, известных деятелей индийской науки и культуры.
Английский драматург, публицист, критик Джордж Бернард Шоу (1856-1950) литературную деятельность начал в 1875 г. Тогда его творчество отрицалась издателями. Разоблачение лицемерия, корыстолюбия помощью едкой иронии и опровержение существующих форм обусловили оригинальность творческого метода б. шоу. Считал, что буржуазное общество зашло в тупик, и потому обречено ( произведения «Тележка с яблоками», «Горько, но правда», «Женева»). Публицистика б. шоу сочеталась с размышлениями о судьбе человечества, а осуждение западного парламентаризма — с одобрением советского общественного строя.
Русский писатель Иван Бунин (1870-1953) родился под Воронежем. Родители принадлежали к старинным дворянским родам. 22-летним юношей приехал в Украину. Жил в Полтаве и Харькове, бывал в Киеве, Миргороде, Черкассах, Чигирине, поэтому естественными в его творчестве есть украинские мотивы и образы. С 1895 г. жил в Москве и Петербурге. Переписывался с М.Горьким, дружил с композитором С.рахманиновым, певцом Ф.Шаляпіним, встречался с М.Коцюбинським. Переводил произведения Дж.Байрона, А.Міц-кевича, Т.шевченко.
Бунин осудил октябрьский переворот 1917 г., считая, что победа большевиков приведет Россию к катастрофе. Во время гражданской войны в России жил в Одессе, оттуда перебрался во Францию. Если в первых известных произведениях Бунин тосковал по дворянскими гнездами, то в эмиграции он затрагивает темы любви, ссылки и смерти. В дневнике «Окаянные дни» с ненавистью писал о большевистский режим. Лучшей считается автобиографическая повесть 1933 г. «Жизнь Арсеньева». Тогда же Бунин получил Нобелевскую премию за мастерство в развитии традиций русской классической прозы и умение необычайно выразительно и точно описывать реальную жизнь. В 1930-х годах Бунин был ведущим русским писателем-эмигрантом.
Книга: Конспект лекций Всемирная история ХХ века
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Конспект лекций Всемирная история ХХ века |
2. | 2. Первая мировая война |
3. | 3. Революционные события в Российской империи в 1917 г. Большевистский переворот |
4. | 4. Революционное движение в Европе в 1918-1923 гг. |
5. | 5. Установление большевистской диктатуры. Национально-освободительное движение и гражданская война в России |
6. | 6. Образование основ послевоенного мира. Версальско-Вашингтонская система |
7. | 7. Попытки пересмотра послевоенных договоров в 20-х годах |
8. | 8. Основные идейно-политические течения первой половины XX вв. |
9. | 9. Национально-освободительные движения |
10. | 10. Стабилизация и «процветания» в странах Европы и США в 20-е годы |
11. | 11. Мировой экономический кризис (1929-1933 гг.) |
12. | 12. «Новый курс» Ф.Рузвельта |
13. | 13. Великобритания в 30-е годы. Экономический кризис. «Национальное правительство» |
14. | 14. «Народный фронт» во Франции |
15. | 15. Установление нацистской диктатуры в Германии. А.гитлер |
16. | 16. Фашистская диктатура б. муссолини в Италии |
17. | 17. Революция 1931 г. в Испании. |
18. | 18. Чехословакия в 20-30-е годы |
19. | 19. Страны Восточной и Юго-Восточной Европы в 20-30-е годы |
20. | 20. Провозглашение СССР и установления сталинского режима |
21. | 21. Советская модернизация СССР |
22. | 22. Япония между двумя мировыми войнами |
23. | 23. Национальная революция в Китае. Чан Кайши. Внутренняя и внешняя политика Гоминьдана |
24. | 24. Гражданская война в Китае. Провозглашение КНР |
25. | 25. Индия в 20-30-е годы |
26. | 26. Национальные движения и революции в Арабских странах, Турции, Иране, Афганистане. Зарождение палестинской проблемы. К.Ататюрк, Резахан |
27. | 27. Национальные движения в странах Швденко-Восточной Азии (Бирма, Индокитай, Индонезия) |
28. | 28. Африка между двумя мировыми войнами |
29. | 29. Развитие стран Латинской Америки в 20-30-е годы |
30. | 30. Образование, наука и техника |
31. | 31. Развитие литературы 20-30-х годов |
32. | 32. Искусство 20-30-х годов |
33. | 33. Образование очагов Второй мировой войны. Создание блока Берлин-Рим-Токио |
34. | 34. Политика «умиротворения» агрессора |
35. | 35. СССР в системе международных отношений |
36. | 36. Причины, характер, периодизация Второй мировой войны |
37. | 37. Нападение Германии на Польшу и начало Второй мировой войны. Боевые действия в Европе в 1939-1941 гг. |
38. | 38. Нападение фашистской Германии на СССР. Оборонительные сражения летом-осенью 1941 г. Битва за Москву |
39. | 39. Военные действия на Восточном фронте в 1942-1943 гг. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Освобождение территории СССР |
40. | 40. Образование антигитлеровской коалиции. Международные отношения в годы Второй мировой войны |
41. | 41. Положение в воюющих и оккупированных странах. Движение Сопротивления в странах Европы и Азии в годы Второй мировой войны |
42. | 42. Основные события Второй мировой войны в Африке, в бассейне Тихого океана (1940-1945 гг.) |
43. | 43. Освобождение стран Центральной и Восточной Европы (1944-1945 гг.) |
44. | 44. Высадка союзнических войск в Нормандии. Освобождение стран Западной Европы. Капитуляция Германии и Японии |
45. | 45. Итоги Второй мировой войны |
46. | 46. Создание Организации Объединенных Наций |
47. | 47. Подписание мирных договоров. Оккупационная политика Германии и Японии. Нюрнбергский и Токийский судебные процессы |
48. | 48. План Маршалла и его значение для восстановления Европы |
49. | 49. Основные тенденции социально-экономического и политического развития стран Запада в 1945-1998 гг. |
50. | 50. Соединенные Штаты Америки |
51. | 51. Канада |
52. | 52. Великобритания |
53. | 53. Франция |
54. | 54. Германия |
55. | 55. Италия |
56. | 56. Установление советского господства в странах Восточной Европы |
57. | 57. Развитие и кризис тоталитарных режимов в Восточной Европе |
58. | 58. Демократические революции в странах Восточной Европы (1989-1991 гг.) |
59. | 59.Тоталітаризм как феномен XX в., его виды и признаки. Последствия господства тоталитарной системы в Украине |
60. | 60. Интеграция в современном Европе. Участие Украины в общеевропейском процессе |
61. | 61. СССР в послевоенные годы |
62. | 62. Оттепель. Реформы Н.с.хрущева (1953-1964 гг.) |
63. | 63. «Застой» в экономике СССР (вторая половина 60-х — первая половина 80-х годов) |
64. | 64. Диссидентство в СССР в 70-80-х годах |
65. | 65. Перестройка и распад (1985-1991 гг.) |
66. | 66. Новые независимые государства: начало самостоятельной жизни |
67. | 67. Процесс деколонизации после Второй мировой войны |
68. | 69. Япония |
69. | 70. Политика реформ в Китае в 80-90-х годах. |
70. | 71. Индия |
71. | 72. Борьба за независимость и объединение Вьетнама |
72. | 73. Создание государства Израиль. Арабо-израильское противостояние |
73. | 74. Трагедия Афганистана |
74. | 75. Иран в послевоенные годы. Исламская революция |
75. | 76. Страны Африки на пути независимого развития |
76. | 77. Страны Латинской Америки в 40-90-е годы. Интеграционные процессы |
77. | 79. Международные отношения в конце 50-х — 60-е годы |
78. | 80. Разрядка 70-х годов. Хельсинкский процесс |
79. | 81. Переход от конфронтации к сотрудничеству государств мира. Завершение «холодной войны» (вторая половина 80-х — 90-е годы) |
80. | 82. Основные тенденции развития культуры второй половины XX в. |
На предыдущую
lybs.ru
Литература 30-х годов 20 века: общая характеристика / Общие темы
Литература могла не только существовать, но и воспитывать людей в духе великих идеалов только благодаря тому, что сами идеалы не были разрушены и оказывали мощное влияние на общество; чем больше люди видели плохого в жизни, тем более стремились к идеалам, которые находили прежде всего в литературе.
По сравнению с 20-ми, в 30-е годы литература стала беднее и однообразнее: многие большие художники ушли из жизни (Блок, Есенин. Маяковский, Горький), другие были репрессированы, третьи отодвинуты в тень. Почти не имели возможности печататься М. Булгаков, А. Платонов, ушли в переводы Пастернак и Ахматова, однако появились новые имена, темы, направления.
Важнейшей темой литературы 30-х годов 20 века было воспитание человека. «Романом воспитания» следует назвать книгу Н. Островского «Как закалялась сталь» о комсомольцах гражданской войны, их высокой идейности, самоотверженности — и фанатизме, нетерпимости, об их благородстве и об их безжалостности.
«Педагогическая поэма» и «Флаги на башне» А. С. Макаренко — тоже романы воспитания. Автор — гуманный, интеллигентный человек, замечательный педагог рассказывает, как в колонии, где собраны беспризорные подростки, бывшие воры и бандиты, создается дружный и веселый, трудовой коллектив, как под воздействием коллективного труда, умных педагогов и образования меняются «трудные» ребята, они становятся честными, хорошими, сознательными людьми. Автор искренне, глубоко любит своих героев, любуется неповторимой индивидуальностью каждого, замечает и бережно поддерживает все ростки добра в людях. Макаренко создал свою теорию воспитания и в романах убедительно излагал ее.
Облагораживающее воздействие труда в честном, дружном коллективе показывали авторы романов о строительстве. Это второе важнейшее направление литературы 30-х годов 20 века. «Время – вперед!» В. Катаева, «День второй» И. Эренбурга, «Мужество» В. Кетлинской, «Соть» Л. Леонова, «Кара-Богаз» К. Паустовского и другие книги полны героического пафоса, изображают стремительную, напряженную жизнь, людей, полных энтузиазма.
Третье направление советской литературы 30-х годов 20 века — исторический роман. Он возникает уже в конце 20-х, но широко развивается в 30-е годы, когда многие раздумья о современности приводилось «опрокидывать» в историю. Таковы очень талантливые романы-исследования Ю. Н. Тынянова «Пушкин», «Кюхля» (о поэте Кюхельбекере, товарище Пушкина), «Смерть Вазир-Мухтара» (о писателе Грибоедове). Тынянов исследует, как события столетней давности — революционный подъем русского общества в связи с восстанием декабристов и наступившая затем злая реакция отразились на личности и судьбе талантливых людей той эпохи. Писатель удивительно ярко воссоздает человеческие характеры и атмосферу времени (через сорок лет об этом времени напишет роман Б. Окуджава).
Столь же талантливо, хоть и совсем в другой манере, воссоздает далекую эпоху А. Н. Толстой в романе «Петр I». Это гимн творческой мощи молодого царя и оправдание его тирании. Недаром Сталин покровительствовал писателю.
Четвертым значительным направлением в литературе 30-х годов 20 века была детская литература, возникшая еще в начале 20-х. Появилась самостоятельная детская литература со множеством журналов и издательств. Классиками детской литературы навсегда останутся К. И. Чуковский, чьи книги «Айболит», «Мойдодыр», «Бармалей» и др. радовали поколения детей; С. Я. Маршак — автор произведений «Мистер-Твистер», «Человек рассеянный» и множества сказок, великолепных переводов с английского, польского и других языков; Е. Шварц, написавший мудрые, веселые и печальные сказки «Дракон», «Тень», «Обыкновенное чудо» и др., искрящиеся остроумием, освещенные добротой. С. Михалков и А. Барто, М. Ильин и Л. Пантелеев, А. Гайдар и многие другие создали отличные книги для детей.
Поэзия 30-х годов была очень своеобразной и точно отражала состояние общества. Она существовала как бы в двух измерениях: надводном и подводном. Подводный, т.е. непубликуемый, мощный поэтический поток донес до нас лагерные стихи О. Мандельштама и В. Шаламова, «Зодчих» Д. Кедрина и гениальный, народный «Реквием» Анны Ахматовой, где с необычайной силой чувства и простотой выражения излилась общенародная беда репрессий; страдание жен, матерей в поэме выражено с такой трагической силой, так обобщенно, что вырастает в страдание всей Земли, всей матери-Родины, всего народа.
Надводная, т.е. публикуемая часть поэтического айсберга не дала больших дарований, но в совокупности произведений молодых поэтов К. Симонова, А. Твардовского, М. Исаковского и еще более молодых – студентов П. Когана, М. Луконина, М. Кульчицкого и др. нашел точное выражение нравственный идеал этой эпохи, нравственная атмосфера, в которой выросло поколение, принявшее на себя первый, самый тяжелый удар войны, победившее фашизм.
В основе нравственности той эпохи лежала, во-первых, неколебимая вера в революцию и преданность социалистической Родине, ради которой люди готовы были жертвовать собой. Во-вторых, ощущение равноправия и социального – все жили трудно, и национального – никто не противопоставлял нации друг другу (Сталин нажал на этот рычаг уже после войны). В-третьих, чувство долга, ответственности, социальная активность: людям казалось, что от каждого из них зависит судьба и конкретного дела, и всей страны. Хотя Сталин и насаждал теорию человека-винтика, хоть и говорил «незаменимых у нас нет», общественная активность людей, особенно молодых, была очень велика. В-четвертых, культивировался альтруизм, умение поступаться личным ради других людей и общего дела, — эгоизм, корыстность, индивидуализм считались постыдными.
И, наконец, в-пятых, создавалась атмосфера дружбы, товарищества, оптимизма; негативные чувства, в том числе тоска, страдания душевные, отчаяние, всячески осуждались.
В общественной жизни 30-х годов было много парадоксального. Самым страшным парадоксом было сосуществование дневной стороны жизни, с ее той или иной нравственностью, и абсолютно безнравственной, чудовищной ночной жизнью (аресты, допросы, лагеря, расстрелы).
Парадоксальность нравственных законов 30-х годов в том, что хотя они насаждались государством, чтобы подчинить себе людей (энтузиазм, оптимизм, самопожертвование и пр. были выгодны государству), тем не менее они представляют ценность и сами по себе: чувство долга и ответственности, пренебрежение бытом и материальными благами, воля подавить свои слабости, идейность, коллективизм — это были свойства лучших людей той эпохи, прежде всего молодежи. Молодежь 30-х годов 20 века не только взяла на себя тяжесть свирепой войны, но и стала впоследствии основной действующей силой перестройки общества — с 50-х годов.
Источник: Р. Глинтерщик. Русская литература. Уч. пособие для XII класса. — КАУНАС «ШВИЕСА», 1991
classlit.ru
Кратко о литературе 30-х годов 20 века. Помогите пожалуйста, ОЧЕНЬ СРОЧНО!!!
В 30–е годы происходит нарастание негативных явлений в литературном процессе. Начинается травля выдающихся писателей (Е. Замятин, М. Булгаков, А. Платонов, О. Мандельштам) .В начале 30–х годов происходит смена форм литературной жизни: после выхода в свет постановления ЦК ВКП (б) объявляют о своем роспуске РАПП и другие литературные объединения.
В 1934 году состоялся Первый съезд советских писателей, который единственно возможным творческим методом объявил социалистический реализм. В целом же началась политика унификации культурной жизни, происходит резкое сокращение печатных изданий.
В тематическом плане ведущими становятся романы об индустриализации, о первых пятилетках, создаются большие эпические полотна. И вообще ведущей становится тема труда.
Художественная литература начинала освоение проблем, связанных с вторжением науки и техники в повседневную жизнь человека. Новые сферы жизни человека, новые конфликты, новые характеры, видоизменение традиционного литературного материала привели к появлению новых героев, к возникновению новых жанров, новых приемов стихосложения, к поискам в области композиции и языка.
Отличительной особенностью поэзии 30–х годов является бурное развитие песенного жанра. В эти годы были написаны прославленные «Катюша» (М. Исаковский) , «Широка страна моя родная… » (В. Лебедев–Кумач) , «Каховка» (М. Светлов) и многие другие.
На рубеже 20–30–х годов в литературном процессе наметились интересные тенденции. Критика, еще недавно приветствовавшая «космические» стихи пролеткультовцев, восторгавшаяся «Падением Даира» А. Малышкина, «Ветром» Б. Лавренева, изменила ориентацию. Глава социологической школы В. Фриче начал поход против романтизма как искусства идеалистического. Появилась статья А. Фадеева «Долой Шиллера!» , направленная против романтического начала в литературе.
Безусловно, это было требование времени. Страна превращалась в огромную стройку, и читатель ждал от литературы немедленного отклика на происходящие события.
Но раздавались голоса и в защиту романтики. Так, газета «Известия» публикует статью Горького «Еще о грамотности» , где писатель защищает детских авторов от комиссии детской книги при Наркомпроссе, которая бракует произведения, находя в них элементы фантастики и романтики. Журнал «Печать и революция» публикует статью философа В. Асмуса «В защиту вымысла» .
И, тем не менее, лирико–романтическое начало в литературе 30–х годов в сравнении с предшествующим временем оказывается оттесненным на второй план. Даже в поэзии, всегда склонной к лирико–романтическому восприятию и изображению действительности, в эти годы торжествуют эпические жанры (А. Твардовский, Д. Кедрин, И. Сельвинский) .
Период 40-х годов внёс в русскую литературу новое течение — натурализм и реализм. Приёмы этого литературного течения отразились в произведениях этого периода. Особенно ярко оно нашло отражение в повести. Этим литературным жанром пользовались многие писатели. Особенно здесь значимо произведени
otvet.mail.ru
Литература 20-х годов 20 века: общая характеристика / Общие темы
В годы революции и гражданской войны многие представители русской интеллигенции покинули родину, однако культурная жизнь в Советской России не только не заглохла, но, напротив, была очень яркой, оживленной и разнообразной. Причин тому несколько.
Первая и основная: предыдущие десятилетия сформировали интеллигентную среду; для нескольких поколений русских людей культура была основой и содержанием жизни. Эти люди тонко ценили искусство, глубоко понимали литературу, из этого круга выходили художники. Без высокоразвитой, культурной среды невозможно существование литературы и искусства, частичное уничтожение ее в последующие десятилетия принесло неисчислимые потери и привело к понижению общего культурного уровня народа.
Вторая причина. Сознательная часть общества, особенно молодежь, была охвачена воодушевлением небывалого социального эксперимента. Казалось, что до сих пор люди жили, подчиняясь фатальным законам истории, а теперь создадут новую прекрасную жизнь по законам разума и совести. Теории социализма и коммунизма уже несколько столетий, со времен «Утопии» Томаса Мора, волновали людей, в трудах Маркса, Энгельса, Ленина они были так научно обоснованы и логично разработаны, что, казалось, нужна лишь добрая воля для их осуществления, а в доброй воле недостатка не было. Сознание своей Исторической миссии наполняло всех романтическим пафосом, позволявшим переносить лишения и относиться к актам террора как к печальной неизбежности. В статье «Интеллигенция и революция», написанной 9 января 1918 г., Александр Блок писал: «Революция, как грозовой вихрь; как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных; но — это ее частности… Гул этот все равно, всегда — о великом».
Многочисленные паломники из других стран — писатели, ученые, журналисты поражались вдохновенному энтузиазму советских людей.
Третья и тоже основная причина расцвета искусства в 20-е годы была парадоксальной: художники освободились от жесткой власти традиций, одновременно и питающих, и сковывающих творчество. Художники решили «сбросить с корабля современности» все старое и создать совершенно новое, небывалое искусство. Если принять во внимание, что новаторы были очень образованными людьми, впитавшими культурные традиции с раннего детства, то становится понятно, почему краткий «прерыв непрерывности» оказался столь плодотворен и привел к созданию множества замечательных новаторских школ и направлений в искусстве и литературе, оказавших влияние на мировое искусство.
Особенностью культурной жизни тех лет было множество самостоятельных студий, кружков, групп единомышленников, литературных и художественных объединений энтузиастов, творивших и дискутировавших.
В большой аудитории Московского политехнического института собиралось множество людей слушать диспуты на религиозную или философскую тему; спорили первый нарком просвещения, блестяще образованный и красноречивый А.В. Луначарский и архимандрит О.И. Введенский, основоположник экзистенциализма Н.А. Бердяев, мыслитель и естествоиспытатель П. Флоренский и другие выдающиеся люди. Диспутами становились поэтические выступления Маяковского, диспуты велись на выставках молодых художников и на театральных премьерах. Дискуссионность была в 20-е годы органическим, неотъемлемым свойством общественной жизни.
В 20-е годы никто «не управлял» искусством, «не направлял» его, не командовал им – вот четвертая причина его бурного и яркого развития.
Столь же яркой и разнообразной была тогда литература. К писателям, начавшим свой путь еще до революции (М. Горький, А. Блок, В. Брюсов, С. Есенин, В. Маяковский, Б. Пастернак, А. Ахматова, А. Толстой, И. Эренбург, М. Булгаков и др.), присоединились молодые авторы, такие, как М. Шолохов, Н. Тихонов, М. Светлов, А. Фадеев, И. Бабель, В. Иванов, А. Гайдар, В. Вишневский и др.
Преобладающим взглядом на жизнь и, следовательно, преобладающим литературным методом был романтизм самых разных направлений.
Суровый, героический романтизм звучал в поэзии Н. Тихонова, Э. Багрицкого, в прозе В. Иванова, И. Бабеля, в пьесах В. Вишневского и К. Тренева.
Лирический романтизм, пронизанный мечтой о дружбе и счастье народов мира, выразился в стихотворении Михаила Светлова «Гренада», впоследствии ставшем гимном интернационального антифашистского движения:
…Братишка, Гренаду я в книжке нашел.
Я хату оставил, ушел воевать,
Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.
Прощайте, родные, прощайте, друзья…
Гренада, Гренада, Гренада моя!
Светлым лирическим романтизмом проникнуты книги К. Паустовского, А. Гайдара, а в творчестве Александра Грина, романтика, лирика и фантаста, читатель попадает в удивительную, прекрасную страну, созданную могучим и добрым воображением.
Здесь, на архипелаге маленьких островов , омываемых синим южным морем, в бухтах, куда по странной прихоти судьбы заходят лишь романтические парусные суда, в живописных городках, увитых плющом, изрезанных тропинками, исполненных тайны, живут чистосердечные, прямые, честные люди, то веселые и добрые, то суровые и замкнутые, но равно благородные, духовные, открытые таинственной магии жизни. Рассказы Грина учат доброте и благородству , романы «Бегущая по волнам», «Дорога в никуда» увлекают приключенческим сюжетом, феерия «Алые паруса» рассказывает о чудесах, которые человек может и должен делать сам, внося в жизнь радость. «Но есть неменьшие чудеса: улыбка, веселье, прощенье и вовремя сказанное, нужное слово».
Если добавить, что большие поэты начала века А. Блок, В. Маяковский, А. Ахматова, М. Цветаева, С. Есенин, Б. Пастернак были к тому же великими романтиками, то преобладание романтизма в литературе 20-х годов становится очевидным.
Рядом с порывистым, взволнованным романтизмом располагался спокойный, эпический, повествовательный реализм в двух больших романах-эпопеях: «Тихий Дон» М. Шолохова и «Хождение по мукам» А. Толстого.
Черты так называемого социалистического реализма читатель видел в книгах А. Фадеева «Разгром», Д. Фурманова «Чапаев», А. Серафимовича «Железный поток», где реальная действительность преображалась под взглядом писателя, отбрасывающим плохое, подчеркивающем лучшее в людях и в жизни.
Критический реализм составлял мощный пласт литературы 20-х годов: большой роман М. Горького «Жизнь Клима Самгина», повести и пьесы М. Булгакова «Дьяволиада», «Собачье сердце» и др. К критическому реализму следует отнести замечательную сатиру М. Зощенко и М. Кольцова, «плутовские романы» И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».
Особенно следует выделить пророческие романы А. Платонова «Чевенгур» (1926 г.) и «Котлован» (1929 г.). В те годы их прочли немногие, в том числе М. Горький; он восхитился романами, но счел невозможным их печатание. Романы увидели свет спустя 60 лет.
Остроту и яркость литературной жизни придавала полемика между различными группами писателей. Групп было много, они различались взглядами на жизнь и художественный способ ее отражения. Футуристы, имажинисты, конструктивисты, «Кузница», «Перевал», «ЛЕФ», «Серапионовы братья» спорили, но уважали друг друга, были равны в споре, и лишь члены РАППА (Российская Ассоциация Пролетарских Писателей) считали себя единственными обладателями революционной идеологии и брались поучать всех остальных, не столь пролетарских. Именно РАПП стал в дальнейшем опорой сталинского режима в литературе.
Источник (в сокращении): Р. Глинтерщик. Русская литература. Уч. пособие для XII класса. — КАУНАС «ШВИЕСА», 1991
classlit.ru