Культура россии в 20 века: Культура России в начале XX века

Российская массовая культура конца XX века

Перейти к основному содержанию

Ответственный редактор выпуска:
Соколов Б.Г.

Все материалы публикуются в авторских редакциях

© Санкт-Петербургское философское общество, 2001
© Лаборатория Метафизических Исследований, 2001
© Ассоциация исторической психологии, 2001

Борисов О.С. Фишка-культура

5

Бурыкин А.А. Элементы массовой культуры в традиционной духовной культуре этноса

15

Володина Л.В. Конструирование реальности средствами массовой коммуникации

27

Гаав Л.Э. Советское искусство 30-50-х: эпоха и ее символы в восприятии современного зрителя

30

Гашкова Е.М. Культура: массовая, традиционная, «срединная»

40

Глотов М.Б. Массовая культура и художественное развитие студентов

42

Голик Н.В., Голик Г.П. «Не геометр да не войдет»: Andy Warhol

52

Дворецкая Е.В. В поисках утраченного смысла: фабрикация кумиров

60

Дианова В. М. Массовая художественная культура ХХ века сквозь призму теоретического наследия

63

Иванова Р.А. Культура масс или культура для масс?

71

Капитанова Л.С. Х. Ортега-и-Гассет и Й. Хейзинга о жизни благородной и жизни «заурядной»

73

Конева А.В. Мода как иное

82

Косарева А.Б. Мировоззренческие парадигмы фантастики

88

Кушнир М.И. Драматургия и PR

98

Ларионов И.Ю. Идеологическая функция представлений о дьяволе в средневековых нравоучительных текстах

107

Луговой А.А. Массовая культура: Россия-Запад

114

Мартынов И.М. Музыкальная попса: из эпохи возрождения в будущее с промежуточной станцией «ХХ век»

115

Морина Л.П. Танец в системе массовой культуры

119

Никонова А.А. От архетипа к стереотипу

122

Орнатская Л.А. Массовая культура и «дух эпохи»

129

Павлович П.А. Концептно-апорийные причинные эмпиризмы в массовой культуре

134

Пешков А.И. Православие и проблема веротерпимости в консерватизме М. Н. Каткова

144

Прозерский В.В. Эволюция концепций дизайна в российской массовой культуре ХХ века

146

Семёнова Т.О. «Прикол» и категория «прикольного» в современной культурной ситуации

150

Соколов Б.Г. «Думай!»: тело

156

Сорокина В.Н. Массовые коммуникации и массовая культура

160

Сурова Е.Э. Упорядочивание хаоса: образы и иероглифы

163

Трушина Л.Е. Российская реклама как зеркало массовой культуры

170

Филичева Н.В. Арт Деко — стиль времени

177

Черняк М.А. «Новый русский» князь Мышкин: к вопросу об адаптации классики в современной массовой литературе

187

Чертов Л.Ф. О диалоге массовой и элитарной художественной культуры в пространстве города

199

Шереверов В.И. Восстание знаков

206

Шугуров М.В. Масскультурный лик России

216

Культура России первой половины XX века: расцвет или упадок?

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Содержательные: систематизировать знания и создать целостную картину периода раскрывая связи и отношения изученных фактов и процессов; выявить уровень знаний обучающихся  по разделу
  • Деятельностные: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний.

Технологическая карта урока

Тип урока: урок методологической направленности (систематизация и обобщение знаний)

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные

  • Способность применять понятийный аппарат исторического знания;
  • Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • Проводить оценки исторических событий и личностей;
  • Определять и аргументировать свое отношение к событиям и личностям в истории и  их оценок.

Личностные:

  • Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
  • Способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • Понимание культурного многообразия, уважение к памятникам культуры, толерантность.

Метапредметные:

  • умение работать с информацией: анализировать, обобщать, сопоставлять, формулировать, обосновывать;
  • готовность к сотрудничеству, освоение основ межличностного взаимодействия.

Познавательные УУД:

  • умение извлекать информацию
  • умение на основе анализа делать выводы
  • умение обобщать

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и понимать
  • умение оформлять свои мысли и строить речевое высказывание

Регулятивные УУД:

  • умение оценивать учебные действия, ставить цель
  • умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Личностные УУД:

  • мотивация к целенаправленной деятельности

Презентация

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Организационный этап.

 

 

Словесное приветствие. Настраивает на активную работу.

 

Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем.

 

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.
Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.
Познавательные: — Мыслительные операции (обобщение, анализ,  синтез, сравнение)
Коммуникативные:
осознанное и произвольное речевые  высказывание,

Мотивация учебной деятельности учащихсяБеседа.
Что подразумевается под совокупностью созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей?
Отвечают на вопрос, высказывают свои варианты. Приходят к выводу, что под совокупностью подразумевается культура.
Актуализация знаний. Культура отражение всех процессов и явлений общества.
Сапрыкин В.А. «В первой половине 20 века культура умирает под оболочкой внешне благополучной «сытой», но духовно пустеющей цивилизации».
Лейдерман Н. «Это был культурный взрыв колоссальной силы»
Отвечают на вопрос, высказывают свои варианты, аргументируют.

Постановка цели и задач урока.

Предлагает поддержать какую либо точку зрения. Способствует созданию дискуссионной ситуации — мнение класса разделилось.
Какой закономерный вопрос у нас возникает? Ответ: Культура первой половины 20 века: расцвет или упадок? (называют обучающиеся)

Участвуют в дискуссии. Формулируют тему и цели урока

Познавательные: мыслительные операции, самостоятельное выделение и формирование цели, поиск и выделение необходимой информации
Личностные: Самоопределение, смыслообразование

Обобщение и систематизация знаний. (Подготовка учащихся к обобщенной деятельности)

Какие явления, процессы нашли отражение в культуре? Ответ аргументируйте. ФОУД — фронтальная. (ФОУД — форма организации учебной деятельности)

Отвечают на вопрос, высказывают свои варианты, аргументируют.

Коммуникативные: Построение  логической цепи рассуждений и доказательств

Применение знаний и умений

Предлагает выполнить задание на соответствие (приложение 1).
ФОУД – парная.
Работа с понятийным аппаратом. (приложение 2). ФОУД — фронтальная
«Кто лишний?» (приложение 3).
ФОУД — фронтальная.
Исторический лабиринт (приложение 4).
ФОУД — парная

Выполняют задания. Отвечают на вопросы, высказывают свои варианты, аргументируют.

Коммуникативные: Построение логической цепи рассуждений и доказательств
Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение), построение причинно-следственных связей
Личностные: определение своей позиции

 Контроль усвоения

Как «культурная революция» отразилась на Пензенской губернии?
Насколько пензенские культурные традиции вписались в новации 1920–1930-х гг.

ФОУД — групповая.

Работа с историческими источниками (приложение 5). Выполняют задание, представляют результат своей деятельности.

Метапредметные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
Познавательные: Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение), построение причинно-следственных связей
Личностные: осмысление

Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Подводит к выводу на вопрос: Культура первой половины 20 века: упадок или расцвет?

Рефлексия

Отвечают на вопрос. Делают вывод.

Оценивают свою деятельность. Анализируют достигнутые результаты.

Лист самоконтроля

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Метапредметные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
Личностные: аргументирует свою позицию.

Маяк надежды для российской культурной сцены – Демократия и общество

После российского вторжения в Украину новости о российской культуре мирового класса были настолько плохими, что само ее выживание находится под вопросом. Вначале многие музыканты, актеры и художники публично критиковали войну. Когда это ничего не изменило, они распались на три фракции. Российский музыковед Анна Виленская, а также журналист Андрей Перзев, которые, глядя на людей кино и театра, заметили, что есть те, кто продолжает публично осуждать вторжение, есть те, кто молчит, но избегает открыто поддерживать войну, и те, кто публично присоединился к кампании. режима.

Государство немедленно развернуло широкую кампанию репрессий против первой группы, вынудив многих известных художников уехать за границу или лишив их основы для работы и дохода. Но и те, кто поддерживает инакомыслящих, также находятся в группе риска. Например, 84-летняя Лия Ахеджакова публично критиковала войну и была уволена из театрального ансамбля, в котором работала с 1977 года, а спектакль, в котором она играла, был отменен. Затем, когда ее коллега Ксения Раппопорт выразила солидарность с Ахеджаковой через социальные сети, ее спектакль также был снят до премьеры.

Радикальные репрессии в отношении художников

Работу могут потерять даже те, кто открыто не восстает против Кремля, но и не следует новой тоталитарной культурной линии правительства. Ярким примером является Зельфира Трегулова, директор престижной московской Третьяковской галереи. Бесспорно, известный искусствовед проделал большую работу – организовал успешные выставки, приобрел множество произведений современного искусства и, что немаловажно, открыл филиал галереи в Самаре. Тем не менее, по данным интернет-газеты Meduza со ссылкой на источник в Минкультуры России, Трегулова была вынуждена уйти в отставку в прошлом месяце, поскольку сочли, что она больше не соответствует новому ультраконсервативному политическому курсу. Патриотические круги Москвы раскритиковали ее экспонаты и заявили, что они не отражают «традиционных ценностей» России.

Эта поляризация находит обратное отражение за границей: художников-конформистов почти не берут, тогда как художников, критически настроенных по отношению к правительству, чествуют тем больше.

Основная провоенная позиция правящей российской элиты находит свое отражение в ее антимодернистском, националистическом, реакционном взгляде на культуру. Искусство и музыка «неправильны» не только тогда, когда они созданы явными противниками, но и тогда, когда они объединяют иностранные, не говоря уже о западных влияниях. Повсеместные репрессии означают, что творческие деятели, особенно в классическом и театральном секторах, не могут просто исчезнуть в любой нише, какой бы маленькой она ни была, когда они попадают в опалу. Но исчезновение даже минимально инакомыслящих снижает художественный уровень российских музеев и театров. Решающим фактором являются уже не знания или компетентность человека, а скорее его готовность повесить провоенную букву «Z» себе на шею, отмечает Александр Баунов из Фонда Карнеги за международный мир.

Эта поляризация имеет обратное отражение за границей: художников-конформистов почти не берут, тогда как художников, критикующих правительство, чествуют тем больше. Известные российские кинематографисты, например, приняли участие в Каннском кинофестивале 2022 года, где в основной конкурс вошел фильм Кирилла Серебренникова « Жена Чайковского ». Режиссер бежал из России после того, как был снят длительный запрет на поездки.

Также неясно, смогут ли критические русские пьесы или авторские фильмы выжить в изгнании, и если да, то каким образом. Русский язык не является широко распространенным, поэтому платежеспособную аудиторию составляют в основном русские диаспоры. По этой причине в основном страны бывшего Советского Союза, где местные жители часто знают русский язык, могут предоставить убежище диссидентам. Вот почему многие известные русские художники, спасаясь от преследований правительства, направились на Кавказ и в Среднюю Азию, а не на богатый, но во многом несовместимый по языку Запад.

Исключение музыкальной сцены

Только на музыкальной сцене ситуация иная, хотя и там есть конформисты, которых Виленская называет «музыкантами-пропагандистами». Но у них нет концепции, и чиновники еще не знают, чего хотят. Самое главное, качество их работы не идет ни в какое сравнение с тем, что производят диссиденты. Российский телеведущий Дмитрий Нагиев, который публично отказался вести премий МУЗ-ТВ – которые достались только конформистским выступлениям – соглашается . Он скорее подождет, чтобы чествовать «на самом деле лучших музыкантов».

Страну покинули многие ведущие музыканты всех жанров, в том числе певица и автор песен Земфира, Little Big (известная по Евровидению-2020) и группа экспериментальной электронной музыки IC3PEAK. В отличие от артистов театра, нахождение в эмиграции не отрезает их от российской публики. Нонконформистская музыка продолжает достигать своей домашней аудитории по трудно контролируемым онлайн-маршрутам, где транслируются события и сеансы в изгнании и делятся музыкальными файлами.

Музыка, созданная изгнанниками, которая лучше всего соответствует потребностям и реальности россиян, которые чувствуют себя изолированными в нынешней системе.

Все самые успешные российские исполнители — нонконформисты. Андрей Перзев отмечает, что у Little Big около 7,2 млн подписчиков на YouTube, а количество «патриотических» акций, направленных на молодежь, составляет от пяти до шести цифр, несмотря на то, что они повсеместны в отечественных СМИ. Последнее видео хип-хоп исполнителя Oxxxymiron, объявленного «иностранным агентом», набрало 14 миллионов просмотров на YouTube. Неудивительно, что российское правительство пытается заблокировать эту последнюю свободно доступную западную социальную сеть.

Но блокировка YouTube вряд ли уменьшит влияние оппозиционных музыкантов на российских слушателей, даже если не учитывать такие обходные пути, как виртуальные частные сети (VPN). Виленская считает, что не пропагандистская поп-музыка, а музыка, созданная изгнанниками, лучше всего соответствует потребностям и реальности россиян, которые чувствуют себя изолированными в нынешней системе. Точно так же Перзев ссылается на молодых людей в Советском Союзе, которые делали кассеты с «запрещенной» музыкой, которая, в отличие от идеологического советского звучания, считалась чрезвычайно хорошей. В 19В 80-е андеграундные концерты преследовались полицией — сценарий, который вполне можно было воспроизвести для московской и петербургской субкультур в ближайшие несколько лет. После того, как советские репрессии закончились, футбольные стадионы заполонили артисты-диссиденты, в отличие от музыкантов-конформистов официальных культурных программ СССР.

Большая сила сопротивления музыкальной сцены распространяется не только на звезд российской молодежи. Поколение запрещенных в Советском Союзе музыкантов, у которых в основном слушатели старшего возраста, коллективно отвергает внутрироссийский поворот к чисто «патриотической музыке». Легендарные рок-звезды, такие как ДДТ и Аквариум, быстро осудили агрессивную войну России.   Даже 73-летняя Алла Пугачева, одна из самых значимых российских эстрадных певиц ХХ века, в знак протеста уехала в ссылку.

Самая большая надежда русской культуры возлагается на творческую музыкальную сцену – как молодую, так и старую.

Разумеется, вся их музыка тут же была исключена из плейлистов русского радио. Но традиционные СМИ, которые легко контролировать, не могут заставить замолчать успешную музыку. Даже пожилые люди используют Интернет для доступа к музыке «нежелательных» музыкантов для домашнего прослушивания. Подавить популярную музыку гораздо труднее, чем другие виды искусства.

Современные молодые группы с современным звучанием могут найти новых поклонников за пределами России. Электронный дуэт IC3PEAK, который всегда критиковал Кремль, выступит с легендарными британскими Chemical Brothers в качестве гостя на крупном финском фестивале электронной музыки. После отъезда из России у двух москвичей было 16 концертов в международном клубном туре, билеты на 15 из них были распроданы. Одним из недостатков их успеха является то, что украинские музыканты постоянно отказываются выходить на сцену с российскими музыкантами — даже с теми, кто открыто критикует войну.

Таким образом, самые большие надежды для русской культуры возлагаются на творческую музыкальную сцену – как молодую, так и старую. Она способна породить антивоенных героев вроде Джона Леннона и разжечь пламя мира в мрачном ретроградном «русском мире» тупого героического патриотизма. Для остальной части российской культурной сцены будущее выглядит таким же серым, как российское телевидение и радио.

Портрет русского художника в возрасте Z

Культура | Русская культура в военное время

Репрессии могут задушить культуру. Создать новый — другое дело

| МОСКВА И САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

I В маленьком подземном театре в тени железнодорожной ветки в Москве толпа впала в то, что можно назвать только нервной истерикой. Отдельные акты неповиновения необычны для эпохи Z (символ войны России на Украине и связанного с ней националистического мышления). Такое коллективное усилие, похоже, вызывает крайние эмоции. Исполняемая пьеса представляет собой комическую интерпретацию библейской классики, но современные аллюзии нетрудно понять.

Послушайте эту историю. Наслаждайтесь аудио и подкастами на iOS или Android.

Ваш браузер не поддерживает элемент

В советизированной версии Вифлеема параноидальный пожилой самодержец готовится к резне всех мальчиков в возрасте до двух лет. Новорожденный герой истории — в данном случае не Иисус, а «Маленький Сергей» — спасается, когда ангел-хранитель предупреждает его родителей, чтобы они уезжали в Египет, пока не стало слишком поздно. Зрители, следящие за социальными сетями, знают, что реальному вдохновителю Маленького Сергея, Сергею Подлянову из Запорожья, повезло гораздо меньше. Он был убит в ноябре российской ракетой, ему было всего два дня от роду.

Женя Беркович, автор и режиссер пьесы, редкая порода в современной России: молодой творческий тип, отказывающийся принимать тяжелые намеки, чтобы заткнуться. Несмотря на то, что «спецоперация» Владимира Путина изо всех сил пытается добиться прогресса в Украине, страх и подчинение, которые она посеяла дома, означают, что, по крайней мере внутри страны, она дает реальные результаты. С 24 февраля прошлого года, когда началось нынешнее вторжение, власти использовали кризис, чтобы попытаться свернуть российскую жизнь с западной траектории, вмешиваясь в личное пространство, культуру и даже школы так, как не видели со времен Советского Союза.

Результатом в искусстве стала токсичная смесь репрессий и превентивной самоцензуры. Вместе с массовым оттоком творческих талантов это, пожалуй, самый большой сбой в курсе русской культуры с тех пор, как сталинская «культурная революция» провожала авангард в невежественные 1930-е годы. Однако убедительным свидетельством ограниченности автократии является то, что стремление создать альтернативную провоенную культуру оказалось заметно менее успешным.

Г-жа Беркович говорит, что у нее мало иллюзий относительно охвата и результатов ее собственной работы, которую она описывает как «скромный механизм личного выживания». По ее словам, в лучшие времена театр затрагивал лишь небольшую часть населения. В контексте Z-России написать пьесу, которая «подчеркивает чудо жизни», было равносильно не более чем «танцу комаров». Она сочувствует тем, кто считает, что у политически ангажированных граждан сейчас должны быть другие приоритеты. Но это не случай выбора между культурой и совестью: «Вы всегда должны выбирать и то, и другое».

Не все деятели культуры разделяют жесткую антивоенную позицию госпожи Беркович. Прагматичное молчание — обычное дело. Некоторые лоялисты, такие как дирижер Валерий Гергиев и театральный режиссер Владимир Машков, открыто приветствуют войну. На самом гротескном конце спектра находится новая волна Z-культуры, которую активно продвигает Кремль. На сегодняшний день самым выдающимся артистом, пробившимся в мейнстрим, является музыкант Шаман, исполняющий такие хиты, как «Я русский» — «Я русский/Иду до конца/Я русский/Моя кровь исходит от моего отца» — для уже потрясенных войной граждан Донбасса на оккупированной восточной Украине.

Некоторые маловероятные фигуры также начали заниматься искусством. Полководец Евгений Пригожин, чей бренд Wagner больше известен казнями кувалдой, открыл в Санкт-Петербурге «культурное» и «коворкинговое» пространство. 21 января в антиутопическом Вагнер-центре состоялось открытие новой «антиколониальной» выставки местного художника Алексея Чизова.

Целью выставки было подчеркнуть «эстетический и этический суверенитет России». Но сбивающие с толку картины, на которых были изображены желтовато-коричневые солдаты на маковых полях, вызывали у большинства посетителей недоумение. Были ли они солдатами Вагнера? (Очевидно, нет: они должны были быть американскими.) Одна женщина вслух спросила, не гомоэротичны ли изображения, но ее заглушили криками «Провокация!»

До смешного посредственные таланты легиона провоенной культуры несколько ограничили его влияние. «Серые и бездарные пытаются занять место того, что запрещает государство, но никто не хочет этого видеть», — говорит критик Анатолий Голубовский. Беда, с точки зрения властей, в том, что «нонконформизм бывает лучше и выгоднее». А в связи с дефицитом государственного финансирования в условиях войны культурные учреждения отдают приоритет практическим результатам.

Против войны выступают режиссеры Дмитрий Крымов, Александр Молочников и Кирилл Серебренников. Но их пьесы, которые сами по себе не являются явно антивоенными, имеют коммерческий успех и продолжают ставиться, хотя и абсурдно, с удаленными именами режиссеров. В книжных магазинах до сих пор продается «Лето в пионерском галстуке» № 9.0071 ЛГБТ — литературный блокбастер на тему ЛГБТ, несмотря на возбуждение уголовного дела по факту его якобы пропаганды гомосексуализма. Тем временем кинотеатры по всей Москве продолжают тайно показывать западные фильмы, такие как «Аватар», несмотря на международные санкции и отсутствие местной лицензии.

Цветы в щелях

Жизнь, которая продолжается в щелях, говорит о том, что государственному контролю еще далеко до советского тоталитаризма. «Российская действительность — это на самом деле смесь зашкаливающей жестокости и детсадовского идиотизма, и иногда одно спасает от другого», — говорит г-жа Беркович.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *