Конец 19 начало 20 века в россии: КОНЕЦ 19 ВЕКА – НАЧАЛО 20 ВЕКА • Большая российская энциклопедия

История конца 19 — начала 20 века [рубежа 19-20] — период, события, реформы, политика, общество, экономика, вики — WikiWhat

Политика

Основные события:

  • Демократизация.
  • Возникновение массовых политических партий.
  • Рост национализма.
  • Империализм.

Политические изменения в конце XIX века носили преимущественно эволюци­онный характер. В это время произошло расширение избиратель­ных прав граждан, сформировались устойчивые политические пар­тии, что привело к укреплению политических систем и утвержде­нию принципов парламентаризма. Вместе с тем возникла массовая демократия, которая способствовала усилению национализма в большинстве европейских государств.

Рубеж XIX-XX вв. ознаменовался триумфом идей национально­го государства. Набирают силу массовая демократия и массовые политические партии, националистические настроения в общест­ве, империалистическая экспансия держав. Усиление национализ­ма явилось одной из предпосылок серьёзных международных кон­фликтов.

Экономика

Основные события:

  • Технологическая революция.

Общество

см. Общество в конце 19 — начале 20 века

Основные события:

  • Разрушение традиционного общества.
  • Глобальные изменения в структуре общества.
  • Социальный реформизм.
  • Образование массового общества.

Одним из явлений эпохи рубежа XIX-XX веков стало возникнове­ние массового общества.

Общественное развитие характеризуется усилением социаль­ных движений, ставших ведущим фактором общественно-полити­ческой жизни стран Европы и США. Огромную роль начало играть рабочее движение, постепенно принимавшее всё более организо­ванный характер. Ответом ведущих государств на рост движений протеста стала политика социального реформизма, предусматри­вавшая сглаживание социальных противоречий.

В конце XIX — начале XX в. в странах Азии, Африки, Латинской Америки сохранялись пережитки традиционного общества, кото­рое переживало кризисные явления в экономике, политике, идео­логии.

Образование, наука, культура

Основные события:

  • Развитие системы образования.
  • Революция в естествознании.
  • Технологическая революция.

Вестернизация и глобализация

см. Вестернизация, Глобализация Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Загрузка…

В начале XX в. Запад доминировал практически во всех регионах мира, а его ценности оказывали влияние на различные сферы жизни человечества. Процессы, начатые в период Великих геогра­фических открытий, были в целом завершены на рубеже XIX-XX вв. Многие европейские государства превратились в колониальные империи, чьи владения территориально намного превосходили метрополии.

В результате развития транспортной системы сло­жилось единое мировое экономическое пространство. Началось формирование мирового рынка как глобальной экономической системы.

Европоцентристское мировоззрение в этот пери­од превратилось в универсальную ценностную систему мирового масштаба. Знаковые исторические события происходили в странах Европы и в США.

Первая мировая война

см. Первая мировая война

Категории:

Новое время История XIX века История XX века

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

Россия и Центральная Азия конца XIX — начала XX века в новом сборнике документов

Конец XIX – начало XX века – время критических трансформаций в России и окружающем ее регионе. Именно этот бурный и богатый событиями и лицами период освещает новый сборник документов и материалов, выпущенный недавно казахстанскими и российскими историками – «Россия и Центральная Азия.

Конец XIX – начало XX века: сборник документов и материалов» (2017), сост. Д. А. Аманжолова, Т. Т. Далаева, Г. С. Султангалиева.

В книге собраны редкие и ранее не опубликованные документы, освещающие аспекты национальной политики России и межэтнических отношений в Центральной Азии, а также других взаимосвязей России и Центральной Азии с начала XX века до середины 1920-х гг.

В интервью CAAN об этой работе рассказывает Дина Аманжолова, редактор сборника, доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института Российской истории РАН.

Не могли бы Вы рассказать о сборнике, сколько в нем всего документов, в каких архивах они были собраны?

Для издания отобрано 198 документов, выявленных в архивах России (ГА РФ, РГАСПИ, РГВИА, РГВА, РГИА), Казахстана (ЦГА РК, Госархив Семипалатинской области, ныне Центр документации новейшей истории) и Узбекистана (ЦГА Узбекистана).

В основном, это документы органов власти и управления (переписка, прошения, всеподданнейшие отчеты, ходатайства, протоколы, постановления и др.). Но есть и документы личного происхождения (письма, воспоминания), связанные с национальными деятелями региона первой четверти XX в. Подчас источники отражают противоположные точки зрения на одно и то же событие.

Сборник построен в хронологической последовательности, в то же время нельзя не отметить разнообразие документов, в нем представленных. Кроме временных рамок, разделяли ли авторы представленные документы по определенным темам или проблемам? И если да, то по каким?

Основная проблематика, которая входит в круг интересов составителей, касается социально-политической истории региона. Сюда входят, в частности, малоизученные вопросы формирования национальных кадров чиновничества для административных структур разного уровня в Российской империи, социальные инициативы представителей коренного населения по вопросам образования и в целом развития культуры.

Период революций, гражданской войны и начального этапа нациестроительства в сборнике представляет основной комплекс документов – это разные стороны истории этнополитических движений, становления советской государственности в регионе и реализации национальной политики власти.

Обращает внимание география архивов, в которых собирались материалы для сборника: Россия, Казахстан и Узбекистан. Можно ли сказать, что сборник освещает в большей степени события, имевшие место на территории современных Узбекистана и Казахстана? Или все же представляет регион в целом?

Действительно, материалы собирались в архивах Российской Федерации, Казахстана и Узбекистана. Тем не менее, в сборнике преобладают документы и материалы по истории Казахстана. Следует отметить, что на протяжении длительной истории объективно сложились разнообразные внутрирегиональные связи – культурные, хозяйственные, политические и пр. Поэтому многие факты, события и персонажи, которые здесь упоминаются или описываются, представляют именно такие «сцепки». Есть и те, что непосредственно посвящены в целом центральноазиатскому региону или отдельным его территориям, которые меняли свой административно-политический формат именно на смене веков и эпох.

На презентации в Фонде Марджани Вы говорили о многомерности исторического нарратива. Что помогло сохранить многомерность повествования в представленном сборнике?

Документы в совокупности показывают некоторые общие тенденции развития и смену имперской и советской государственно-политических и экономических систем. Они позволяют увидеть важные конкретно-исторические особенности развития Центральной Азии в рамках единого государственного, социально-экономического и поликультурного пространства в связи с революционным переломом в истории народов Евразии.

Особое внимание в сборнике уделяется борьбе за власть, процессу создания первых советских образований, специфике национальных движений в годы Гражданской войны. Документы, исходившие почти одновременно из разных политических лагерей, в отдельных случаях позволяют почти по дням и месяцам реконструировать многомерную картину происходивших событий, точнее определить позиции главных партнеров и противников, их политические и социально-психологические характеристики.

Один из эффективных способов реконструкции многомерного прошлого – источники разного происхождения, авторства и жанра.

Материалы о национально-государственном строительстве в Центральной Азии, а также сложных процессах, происходивших в рядах национальных элит, помогут исследователям дополнить и уточнить сведения о положении в регионе, национальной, кадровой и аграрной политике, борьбе с голодом, бандитизмом, басмачеством, партийной и советской работе, взаимоотношениях национальных деятелей между собой и с назначенцами Центра, противоречиях и деталях нациестроительства в республиках Центральной Азии. Это открывает дополнительные возможности для новых социокультурных исследований процесса модернизации народов региона в XX – начале XXI в., противоречий постсоветской интеграции и политики России в этом регионе.

Национальный вопрос в ЦА рассматривается через призму взаимодействия с Российской империей, а затем на протяжении советского периода. На Ваш взгляд, каковы принципиальные отличия между царским и советским подходами? Какой инструментарий был задействован, можно ли говорить о его эффективности?

Распадаясь логически на две группы, касающиеся истории Российской империи и Временного правительства, а далее – РСФСР и СССР, документы стимулируют сопоставление политики в отношении региона в рамках двух государственных систем, сменившихся в начале прошлого века в Евразии. Об этом уже довольно много написано, но источниковая база нуждается в постоянном обновлении.

В Российской империи основная линия центра сводилась к тому, чтобы обеспечить постепенную и возможно более полную интеграцию включаемых в состав государства регионов в общероссийскую систему. Степень такой интеграции к 1917 году, конечно, отличалась для современных стран Центральной Азии. Это в разной степени касалось и экономики, и системы управления, и социальной сферы. Большое место отводилось взаимодействию региональной администрации с традиционными «туземными» элитами и инкорпорации представителей коренного населения в административные и прочие структуры. На местах в той или иной мере власть стремилась учитывать этносоциальную специфику региона и культурные различия.

В советское время фундаментом национальной политики, как известно, стали принципы «классовый» (выдвижение в органы власти представителей трудящихся масс и отстранение «социально чуждых» и враждебных имущих слоев), самоопределения народов (создание национально-государственных образований), национального равенства. Содержание сборника дополняет наши представления о конкретных практических способах реализации этих принципов и о реакции разных по статусу представителей коренного населения, а также представителей власти в Центре и в регионе на новую политическую реальность. Постоянный интерес власти и в царский, и в советский периоды – безопасность границ.

И в имперский, и в советский периоды можно фиксировать как успешные практики, так и провалы. Об этом свидетельствуют в т.ч. документы сборника, посвященные революции, гражданской войне и событиям 1920-х гг. Невозможно отрицать, что советская власть вовлекла в активную социальную жизнь огромные массы людей, и это составило одну из самых больших трудностей для нее самой, поскольку сопровождалось попытками радикального слома традиционных укладов и моделей поведения в широком смысле. В какой мере это удалось в действительности – этот вопрос, по-моему, требует дальнейшего конкретно-исторического изучения.

Национализмы в Центральной Азии – предмет постоянной дискуссии среди российских и центральноазиатских историков. А как Вы сами анализируете националистические дискурсы и видите формирование национальной государственности в регионе?

Национальная государственность в регионе сегодня объективно базируется на советском наследии, и это многое объясняет – как достижения, так и трудности. Ее развитие (государственности) в целом проходит объективно востребованные этапы. В дискуссиях по этому поводу участвуют также историки других стран и регионов.

В самих странах Центральной Азии все еще наблюдается эффект затянувшейся «детской болезни» в изучении и общественном толковании нациестроительства, в т.ч. необольшевизм. Превращение народа в постоянную историческую жертву бесперспективно и вредно, это разрушает национальный оптимизм и лишает необходимой нравственной, психологической, культурной опоры. Националистический дискурс к тому же отражает не только объективные реалии и особенности этнополитической культуры общества и его элиты, но и ее очевидные слабости. Надеюсь, они будут преодолены. Нам нужно понять и принять факт культурной сложности обществ, социальных групп и личностей, которые представляют подчас противоположные силы и позиции, а также стараться учитывать постоянную динамику этих сложных культур как определенных целостностей.


Все фото из сборника «Россия и Центральная Азия. Конец XIX – начало XX века: сборник документов и материалов» (2017), сост. Д. А. Аманжолова, Т. Т. Далаева, Г. С. Султангалиева.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Total

7

Shares

Похожее
  • история
  • национализм
  • революция
  • Россия и Центральная Азия
Снежана Атанова

Снежана Атанова PhD, INALCO Ассистент-профессор кафедры антропологии факультета социологии и антропологии Назарбаев Университета. Она исследует материальную культуру и культурное наследие Центральной Азии с точки зрения антропологии, археологии, искусства и истории.

Анна Каренина: как социальные обычаи Америки золотого века отражали российские

04 декабря 2012 г. Поделись этим:

Во время чтения Анны Карениной (или, совсем недавно, при просмотре рассказа Льва Толстого 1873-1878 годов, разыгранного Джудом Лоу и Кирой Найтли в роскошных костюмах в киноверсии этого года) меня всегда поражало то сходство, которое оно показывает между верхним -класс России конца 19 века и Америки конца 19 века.

«Анна Каренина» — это во многих отношениях история любви, многослойная, а иногда и восхитительно романтическая картина в стиле мыльной оперы. Но это также история общества — как обычаи навязывают культурные убеждения, такие как брак, верность, что значит быть мужчиной, что значит быть женщиной, какое поведение требуется от того, кто считается богатым. или бедный. Возможно, уместно, чтобы действие нового фильма происходило на сцене; Толстой пишет об обществе, в котором все свои действия совершаются совершенно публично и к большому интересу ее круга общения.

(В этом коротком видео от Focus Features объясняется, что выбор «инсценировать» фильм немного дальше.) здесь во время позолоченного века Америки в конце 19 века. Во время нашего сумеречного тура в музее Дрихаус мы подробно рассказываем о кулинарных обычаях Золотого века, например о тонком искусстве беседы; как хозяйка стремилась сохранить баланс между интересными темами, избегая деликатных. Большое внимание также уделялось распределению сидячих мест: мужчин и женщин направляли на каждое второе место, чтобы рассеять поток разговора, а если хозяйка хотела поощрить встречу между определенной парой, она могла посадить их рядом или напротив друг друга. .

В книге мы следуем за многими персонажами от приемной до рисунка и столовой, но лучше всего подойдет более наглядный пример. Посмотрите этот отрывок из фильма Анна Каренина. Левин — рыжебородый мужчина — явно нарушает невидимую линию разговора, к неудовольствию других гостей, в своем серьезном разговоре о любви и похоти. На заднем плане проходят хорошо одетые слуги. Стол накрыт в соответствии со строгими спецификациями, с большой декоративной центральной частью. И обратите внимание, как они сидят — мужчины, женщины, мужчины, все наоборот.

Эти обычаи приема пищи, скорее всего, пришли из викторианской Англии, где трапеза была торжественным событием. Этот блог, вероятно, лучше было бы назвать «Как Россия и Америка отражали западноевропейские социальные обычаи», потому что во многих отношениях классическая Европа оказала большое влияние на то, что считалось высокой культурой в обеих странах. В книге Анна и другие представители аристократического сословия легко переключаются между французским, английским и русским языками. Одежда, которую требовали от женщин из высшего общества в этот период, также была в западноевропейском стиле, в частности, из Парижа. В книге опера — творение Италии эпохи Возрождения — это место, где можно увидеть и быть увиденным.

Отрывок со страницы 227 моего экземпляра Анны Карениной показывает некоторую путаницу в идентификации,

Принц и принцесса придерживались совершенно противоположных взглядов на жизнь за границей. Княгиня находила все чудесным и, несмотря на свое твердое положение в русском обществе, старалась за границей походить на европейскую даму, которой она не была, будучи типично русской дамой, и поэтому должна была притворяться, что было ей несколько неловко. Князь, напротив, находил все за границей гнусным и европейскую жизнь в тягость, держался своих русских привычек и нарочно старался показать себя меньшим европейцем, чем он был на самом деле.

Фоном для конца 19-го века были масштабные социальные и промышленные изменения во всем мире с возможностью еще большего. В то время как мы в США переживали промышленный бум, рабочие-иммигранты наводняли городские районы, потенциал для того, чтобы больше женщин могли войти в состав рабочей силы, и мировая война на отдаленном горизонте; Россия увидела освобождение миллионов крепостных, потрясшее ее экономическую и классовую систему, напряженность между царскими традициями и теми, кто настаивал на необходимости модернизации и демократизации страны, а также революцию на далеком горизонте. К 19 годам наша культурная идентичность оказалась бы совсем в другом месте.20, но, по крайней мере, в течение этого короткого периода мы устраивали наши приемы в гостиной, изысканные обеды, любовь к опере и французским винам, а также парижские моды.

Ресурсы и дополнительная литература:
«Информация о России и бывшем СССР», Университет Торонто. №
«Крестьянская мораль и добрачные отношения в России конца XIX века». Барбара Альперн Энгель, Колорадский университет.
«Традиции и новации в русской культуре: конец XIX — начало XX века», Государственный исторический музей, Москва.
Ресурсы по истории России, Бакнеллский университет