История конца 19 — начала 20 века [рубежа 19-20] — период, события, реформы, политика, общество, экономика, вики — WikiWhat
Политика
Основные события:
- Демократизация.
- Возникновение массовых политических партий.
- Рост национализма.
- Империализм.
Политические изменения в конце XIX века носили преимущественно эволюционный характер. В это время произошло расширение избирательных прав граждан, сформировались устойчивые политические партии, что привело к укреплению политических систем и утверждению принципов парламентаризма. Вместе с тем возникла массовая демократия, которая способствовала усилению национализма в большинстве европейских государств.
Рубеж XIX-XX вв. ознаменовался триумфом идей национального государства. Набирают силу массовая демократия и массовые политические партии, националистические настроения в обществе, империалистическая экспансия держав. Усиление национализма явилось одной из предпосылок серьёзных международных конфликтов.
Экономика
Основные события:
- Технологическая революция.
Общество
см. Общество в конце 19 — начале 20 века
Основные события:
- Разрушение традиционного общества.
- Глобальные изменения в структуре общества.
- Социальный реформизм.
- Образование массового общества.
Одним из явлений эпохи рубежа XIX-XX веков стало возникновение массового общества.
Общественное развитие характеризуется усилением социальных движений, ставших ведущим фактором общественно-политической жизни стран Европы и США. Огромную роль начало играть рабочее движение, постепенно принимавшее всё более организованный характер. Ответом ведущих государств на рост движений протеста стала политика социального реформизма, предусматривавшая сглаживание социальных противоречий.
В конце XIX — начале XX в. в странах Азии, Африки, Латинской Америки сохранялись пережитки традиционного общества, которое переживало кризисные явления в экономике, политике, идеологии.
Образование, наука, культура
Основные события:
- Развитие системы образования.
- Революция в естествознании.
- Технологическая революция.
Вестернизация и глобализация
см. Вестернизация, Глобализация Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Загрузка…
В начале XX в. Запад доминировал практически во всех регионах мира, а его ценности оказывали влияние на различные сферы жизни человечества. Процессы, начатые в период Великих географических открытий, были в целом завершены на рубеже XIX-XX вв. Многие европейские государства превратились в колониальные империи, чьи владения территориально намного превосходили метрополии.
Европоцентристское мировоззрение в этот период превратилось в универсальную ценностную систему мирового масштаба. Знаковые исторические события происходили в странах Европы и в США.
Первая мировая война
см. Первая мировая война
Категории:
Новое время История XIX века История XX века
Материал с сайта http://WikiWhat.ru
Россия и Центральная Азия конца XIX — начала XX века в новом сборнике документов
Конец XIX – начало XX века – время критических трансформаций в России и окружающем ее регионе. Именно этот бурный и богатый событиями и лицами период освещает новый сборник документов и материалов, выпущенный недавно казахстанскими и российскими историками – «Россия и Центральная Азия.
Конец XIX – начало XX века: сборник документов и материалов» (2017), сост. Д. А. Аманжолова, Т. Т. Далаева, Г. С. Султангалиева.В книге собраны редкие и ранее не опубликованные документы, освещающие аспекты национальной политики России и межэтнических отношений в Центральной Азии, а также других взаимосвязей России и Центральной Азии с начала XX века до середины 1920-х гг.
В интервью CAAN об этой работе рассказывает Дина Аманжолова, редактор сборника, доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института Российской истории РАН.
Не могли бы Вы рассказать о сборнике, сколько в нем всего документов, в каких архивах они были собраны?
Для издания отобрано 198 документов, выявленных в архивах России (ГА РФ, РГАСПИ, РГВИА, РГВА, РГИА), Казахстана (ЦГА РК, Госархив Семипалатинской области, ныне Центр документации новейшей истории) и Узбекистана (ЦГА Узбекистана).
В основном, это документы органов власти и управления (переписка, прошения, всеподданнейшие отчеты, ходатайства, протоколы, постановления и др.). Но есть и документы личного происхождения (письма, воспоминания), связанные с национальными деятелями региона первой четверти XX в. Подчас источники отражают противоположные точки зрения на одно и то же событие.
Сборник построен в хронологической последовательности, в то же время нельзя не отметить разнообразие документов, в нем представленных. Кроме временных рамок, разделяли ли авторы представленные документы по определенным темам или проблемам? И если да, то по каким?
Основная проблематика, которая входит в круг интересов составителей, касается социально-политической истории региона. Сюда входят, в частности, малоизученные вопросы формирования национальных кадров чиновничества для административных структур разного уровня в Российской империи, социальные инициативы представителей коренного населения по вопросам образования и в целом развития культуры.
Период революций, гражданской войны и начального этапа нациестроительства в сборнике представляет основной комплекс документов – это разные стороны истории этнополитических движений, становления советской государственности в регионе и реализации национальной политики власти.
Обращает внимание география архивов, в которых собирались материалы для сборника: Россия, Казахстан и Узбекистан. Можно ли сказать, что сборник освещает в большей степени события, имевшие место на территории современных Узбекистана и Казахстана? Или все же представляет регион в целом?
Действительно, материалы собирались в архивах Российской Федерации, Казахстана и Узбекистана. Тем не менее, в сборнике преобладают документы и материалы по истории Казахстана. Следует отметить, что на протяжении длительной истории объективно сложились разнообразные внутрирегиональные связи – культурные, хозяйственные, политические и пр. Поэтому многие факты, события и персонажи, которые здесь упоминаются или описываются, представляют именно такие «сцепки». Есть и те, что непосредственно посвящены в целом центральноазиатскому региону или отдельным его территориям, которые меняли свой административно-политический формат именно на смене веков и эпох.
На презентации в Фонде Марджани Вы говорили о многомерности исторического нарратива. Что помогло сохранить многомерность повествования в представленном сборнике?
Документы в совокупности показывают некоторые общие тенденции развития и смену имперской и советской государственно-политических и экономических систем. Они позволяют увидеть важные конкретно-исторические особенности развития Центральной Азии в рамках единого государственного, социально-экономического и поликультурного пространства в связи с революционным переломом в истории народов Евразии.
Особое внимание в сборнике уделяется борьбе за власть, процессу создания первых советских образований, специфике национальных движений в годы Гражданской войны. Документы, исходившие почти одновременно из разных политических лагерей, в отдельных случаях позволяют почти по дням и месяцам реконструировать многомерную картину происходивших событий, точнее определить позиции главных партнеров и противников, их политические и социально-психологические характеристики.
Материалы о национально-государственном строительстве в Центральной Азии, а также сложных процессах, происходивших в рядах национальных элит, помогут исследователям дополнить и уточнить сведения о положении в регионе, национальной, кадровой и аграрной политике, борьбе с голодом, бандитизмом, басмачеством, партийной и советской работе, взаимоотношениях национальных деятелей между собой и с назначенцами Центра, противоречиях и деталях нациестроительства в республиках Центральной Азии. Это открывает дополнительные возможности для новых социокультурных исследований процесса модернизации народов региона в XX – начале XXI в., противоречий постсоветской интеграции и политики России в этом регионе.
Национальный вопрос в ЦА рассматривается через призму взаимодействия с Российской империей, а затем на протяжении советского периода. На Ваш взгляд, каковы принципиальные отличия между царским и советским подходами? Какой инструментарий был задействован, можно ли говорить о его эффективности?
Распадаясь логически на две группы, касающиеся истории Российской империи и Временного правительства, а далее – РСФСР и СССР, документы стимулируют сопоставление политики в отношении региона в рамках двух государственных систем, сменившихся в начале прошлого века в Евразии. Об этом уже довольно много написано, но источниковая база нуждается в постоянном обновлении.
В Российской империи основная линия центра сводилась к тому, чтобы обеспечить постепенную и возможно более полную интеграцию включаемых в состав государства регионов в общероссийскую систему. Степень такой интеграции к 1917 году, конечно, отличалась для современных стран Центральной Азии. Это в разной степени касалось и экономики, и системы управления, и социальной сферы. Большое место отводилось взаимодействию региональной администрации с традиционными «туземными» элитами и инкорпорации представителей коренного населения в административные и прочие структуры. На местах в той или иной мере власть стремилась учитывать этносоциальную специфику региона и культурные различия.
В советское время фундаментом национальной политики, как известно, стали принципы «классовый» (выдвижение в органы власти представителей трудящихся масс и отстранение «социально чуждых» и враждебных имущих слоев), самоопределения народов (создание национально-государственных образований), национального равенства. Содержание сборника дополняет наши представления о конкретных практических способах реализации этих принципов и о реакции разных по статусу представителей коренного населения, а также представителей власти в Центре и в регионе на новую политическую реальность. Постоянный интерес власти и в царский, и в советский периоды – безопасность границ.
И в имперский, и в советский периоды можно фиксировать как успешные практики, так и провалы. Об этом свидетельствуют в т.ч. документы сборника, посвященные революции, гражданской войне и событиям 1920-х гг. Невозможно отрицать, что советская власть вовлекла в активную социальную жизнь огромные массы людей, и это составило одну из самых больших трудностей для нее самой, поскольку сопровождалось попытками радикального слома традиционных укладов и моделей поведения в широком смысле. В какой мере это удалось в действительности – этот вопрос, по-моему, требует дальнейшего конкретно-исторического изучения.
Национализмы в Центральной Азии – предмет постоянной дискуссии среди российских и центральноазиатских историков. А как Вы сами анализируете националистические дискурсы и видите формирование национальной государственности в регионе?
Национальная государственность в регионе сегодня объективно базируется на советском наследии, и это многое объясняет – как достижения, так и трудности. Ее развитие (государственности) в целом проходит объективно востребованные этапы. В дискуссиях по этому поводу участвуют также историки других стран и регионов.
В самих странах Центральной Азии все еще наблюдается эффект затянувшейся «детской болезни» в изучении и общественном толковании нациестроительства, в т.ч. необольшевизм. Превращение народа в постоянную историческую жертву бесперспективно и вредно, это разрушает национальный оптимизм и лишает необходимой нравственной, психологической, культурной опоры. Националистический дискурс к тому же отражает не только объективные реалии и особенности этнополитической культуры общества и его элиты, но и ее очевидные слабости. Надеюсь, они будут преодолены. Нам нужно понять и принять факт культурной сложности обществ, социальных групп и личностей, которые представляют подчас противоположные силы и позиции, а также стараться учитывать постоянную динамику этих сложных культур как определенных целостностей.
Все фото из сборника «Россия и Центральная Азия. Конец XIX – начало XX века: сборник документов и материалов» (2017), сост. Д. А. Аманжолова, Т. Т. Далаева, Г. С. Султангалиева.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Total
7
Shares
Похожее
- история
- национализм
- революция
- Россия и Центральная Азия
Снежана Атанова
Снежана Атанова PhD, INALCO Ассистент-профессор кафедры антропологии факультета социологии и антропологии Назарбаев Университета. Она исследует материальную культуру и культурное наследие Центральной Азии с точки зрения антропологии, археологии, искусства и истории.
Анна Каренина: как социальные обычаи Америки золотого века отражали российские
04 декабря 2012 г. Поделись этим:
Во время чтения Анны Карениной (или, совсем недавно, при просмотре рассказа Льва Толстого 1873-1878 годов, разыгранного Джудом Лоу и Кирой Найтли в роскошных костюмах в киноверсии этого года) меня всегда поражало то сходство, которое оно показывает между верхним -класс России конца 19 века и Америки конца 19 века.
«Анна Каренина» — это во многих отношениях история любви, многослойная, а иногда и восхитительно романтическая картина в стиле мыльной оперы. Но это также история общества — как обычаи навязывают культурные убеждения, такие как брак, верность, что значит быть мужчиной, что значит быть женщиной, какое поведение требуется от того, кто считается богатым. или бедный. Возможно, уместно, чтобы действие нового фильма происходило на сцене; Толстой пишет об обществе, в котором все свои действия совершаются совершенно публично и к большому интересу ее круга общения.
(В этом коротком видео от Focus Features объясняется, что выбор «инсценировать» фильм немного дальше.) здесь во время позолоченного века Америки в конце 19 века. Во время нашего сумеречного тура в музее Дрихаус мы подробно рассказываем о кулинарных обычаях Золотого века, например о тонком искусстве беседы; как хозяйка стремилась сохранить баланс между интересными темами, избегая деликатных. Большое внимание также уделялось распределению сидячих мест: мужчин и женщин направляли на каждое второе место, чтобы рассеять поток разговора, а если хозяйка хотела поощрить встречу между определенной парой, она могла посадить их рядом или напротив друг друга. .
В книге мы следуем за многими персонажами от приемной до рисунка и столовой, но лучше всего подойдет более наглядный пример. Посмотрите этот отрывок из фильма Анна Каренина. Левин — рыжебородый мужчина — явно нарушает невидимую линию разговора, к неудовольствию других гостей, в своем серьезном разговоре о любви и похоти. На заднем плане проходят хорошо одетые слуги. Стол накрыт в соответствии со строгими спецификациями, с большой декоративной центральной частью. И обратите внимание, как они сидят — мужчины, женщины, мужчины, все наоборот.
Эти обычаи приема пищи, скорее всего, пришли из викторианской Англии, где трапеза была торжественным событием. Этот блог, вероятно, лучше было бы назвать «Как Россия и Америка отражали западноевропейские социальные обычаи», потому что во многих отношениях классическая Европа оказала большое влияние на то, что считалось высокой культурой в обеих странах. В книге Анна и другие представители аристократического сословия легко переключаются между французским, английским и русским языками. Одежда, которую требовали от женщин из высшего общества в этот период, также была в западноевропейском стиле, в частности, из Парижа. В книге опера — творение Италии эпохи Возрождения — это место, где можно увидеть и быть увиденным.
Отрывок со страницы 227 моего экземпляра Анны Карениной показывает некоторую путаницу в идентификации,
Принц и принцесса придерживались совершенно противоположных взглядов на жизнь за границей. Княгиня находила все чудесным и, несмотря на свое твердое положение в русском обществе, старалась за границей походить на европейскую даму, которой она не была, будучи типично русской дамой, и поэтому должна была притворяться, что было ей несколько неловко. Князь, напротив, находил все за границей гнусным и европейскую жизнь в тягость, держался своих русских привычек и нарочно старался показать себя меньшим европейцем, чем он был на самом деле.
Фоном для конца 19-го века были масштабные социальные и промышленные изменения во всем мире с возможностью еще большего. В то время как мы в США переживали промышленный бум, рабочие-иммигранты наводняли городские районы, потенциал для того, чтобы больше женщин могли войти в состав рабочей силы, и мировая война на отдаленном горизонте; Россия увидела освобождение миллионов крепостных, потрясшее ее экономическую и классовую систему, напряженность между царскими традициями и теми, кто настаивал на необходимости модернизации и демократизации страны, а также революцию на далеком горизонте. К 19 годам наша культурная идентичность оказалась бы совсем в другом месте.20, но, по крайней мере, в течение этого короткого периода мы устраивали наши приемы в гостиной, изысканные обеды, любовь к опере и французским винам, а также парижские моды.
Ресурсы и дополнительная литература:
«Информация о России и бывшем СССР», Университет Торонто. №
«Крестьянская мораль и добрачные отношения в России конца XIX века». Барбара Альперн Энгель, Колорадский университет.
«Традиции и новации в русской культуре: конец XIX — начало XX века», Государственный исторический музей, Москва.
Ресурсы по истории России, Бакнеллский университет
Назад к обзору
Права женщин в царской России. Изгои истории — Новая Восточная Европа
Оттепель 1980-х годов позволила российским историкам заново познакомиться с дореволюционными и немарксистскими методами интерпретации исторических событий. Эти подходы проложили новый путь интерпретации истории, позволив отказаться от чисто описательных методов. С 1990-х годов начало формироваться новое понимание прав женщин в добольшевистской России.
Я выросла на советской пропаганде, восхваляющей режим за то, что он так много дает женщинам: образование, возможность делать карьеру и деньги наравне с мужчинами, льготы для матерей, разводы и так далее. В какой-то мере реальность подтверждала посыл партии. Женщины работали учителями, врачами и инженерами. Валентина Терешкова даже летала в космос. Возможно ли подобное во времена царской власти? Нет, конечно нет. Вот почему наши учебники истории изображали жизнь в дореволюционной России полной страданий и эксплуатации, сопровождавшейся восстаниями и войнами. Затем 1917 Наступила большевистская революция, которая изменила Россию и мир, по крайней мере, так нас учили.
2 января 2019 г. — Ирина Юкина — История и памятьВыпуск 1 2019Журнал
Невский проспект в Санкт-Петербурге ок. 1900 г. Фото: (CC) commons.wikimedia.org
Не принимается во внимание историками-марксистами
Вышеупомянутый способ интерпретации российской истории был подкреплен марксизмом, который был доминирующей идеологией Советского Союза. Это была единственная доктрина, позволившая объяснить и интерпретировать социальные и исторические исследования. Сосредоточив внимание на классах как на главных действующих лицах, советские исторические исследования полностью игнорировали индивидуалистическую перспективу. Еще хуже обстояло дело с женщинами. Хотя женщины составляют половину населения, их вкладу в развитие общества не уделялось должного внимания советскими историками. Словно предполагая, что пролетариат состоит только из мужчин, марксизм игнорировал женщин. Гендерные различия не укладывались в ее теоретико-методологические рамки.
Кроме того, советские историки толком не знали тех немарксистских подходов к истории, которые развивались в то время в свободном мире. У них не было доступа к трудам зарубежных коллег. Таким образом, только во время перестройки в 1980-х годах и позже, после распада Советского Союза в 1990-х, мы обнаружили разные подходы к социальным наукам, а также визуальный и антропологический сдвиг в исследованиях истории. Мы впервые услышали о новых дисциплинах в историографии – истории детства, женской истории, истории душевного здоровья, истории повседневности и т. д.
Разумеется, перестройка позволила выйти за рамки марксистской догмы. Раньше беспрепятственно можно было изучать лишь некоторые женские темы, которые власти считали непровокационными и безобидными. Однако они были методологически слабыми и содержали серьезные ошибки, свидетельствующие о устаревшем исследовательском мастерстве ученых. Таковы были первые монографии о женщинах в России, изданные в конце 1970-х гг. Перестройка 1980-х годов позволила историкам заново познакомиться с дореволюционными и немарксистскими трактовками исторических событий. Индивиды и индивидуализм снова стали ядром научных исследований. И, кроме того, гендерный подход к историческим исследованиям проложил новый способ интерпретации прошлого, позволив отойти от чисто описательных методов. С 1990-х годов начало развиваться новое направление в отечественной историографии. Эта область была женской историей.
В результате этих новых подходов стало очевидно, что советское государство не давало женщинам «всего». Это стало ясно после того, как исследователи начали раскрывать, что российская правовая система не была столь репрессивной по отношению к женщинам, как это когда-то предполагалось. Таким образом, большевики унаследовали достаточно прогрессивный законодательный подход в отношении женщин, особенно по сравнению с другими странами того времени. Во-вторых, женщины в России смогли добиться довольно многого, в основном благодаря собственной инициативе, трудолюбию и солидарности. В-третьих, советским властям удалось навязать идею о том, что женский труд должен быть сосредоточен на общественном производстве и работе по дому, и все это под видом эмансипации.
Юридическое и фактическое неравенство
В целом правовое положение женщин в дореволюционной России определялось многими факторами: классовым, национальным, религиозным, семейным положением, местом жительства — и это самые важные из них. Таким образом, не только законы, но и обычаи оказывали значительное влияние на положение женщины в обществе. В этом контексте важно отметить, что законы Российской империи не распространялись одинаково на все части страны. Более того, в западных и северо-западных регионах юридически обязательными были акты других европейских стран. Среди них Гражданский кодекс Наполеона 1804 г., 1896 ГК Германской империи, ГК Австрийской империи 1811 г., Саксонского ГК 1863 г. и др. Эти законы регламентировали жизнь жителей Царства Польского, Бессарабии, Великого княжества Финляндского, Прибалтийских губерний, Полтавской и Черниговской губерний.
Безусловно, класс играл очень важную роль в определении положения женщины. Показательно, что дворянкам предоставлялись права собственности, что позволяло им свободно распоряжаться своим имуществом — движимым и недвижимым — и получать образование. У них также было больше прав, когда они были заперты в тюрьме. Еще одним фактором была религия, что также объясняет, почему правовая система различает замужних и незамужних женщин. Бесспорно, в царской России существовало юридическое и фактическое неравенство между мужчинами и женщинами. Первое можно в значительной степени интерпретировать как наследие римского права, которое послужило основой для многих европейских правовых систем. Россия здесь не была исключением, но все же имела свои особенности.
В целом организация общественной жизни и правовая система предполагали разделение: общественная сфера принадлежала мужчинам, а частная — женщинам. В результате женщины должны были быть женами, матерями или хозяйками. Их роль заключалась в заботе о детях и домашнем хозяйстве. Эта идеология соответствовала христианскому вероучению, провозглашающему, что Ева была создана после Адама. Популярным также было убеждение, что женщины — слабый пол не только физически, но и интеллектуально. Излишне говорить, что такие предположения привели к ограничению прав женщин и поставили их в подчиненное положение по отношению к мужчинам.
Эти идеи были обычным явлением в большинстве общественных сфер Российской империи, за некоторыми исключениями в интеллектуальных кругах. Такое положение вещей казалось нормальным для многих женщин, пока модернизация 1860-х годов не начала переворачивать старые образы мышления. В результате реалии нового образа жизни столкнулись со старыми представлениями. Эти изменения не могли не затронуть женщин. Однако уже существующие ограничения, которые испытывали российские женщины, не позволяли плавно перейти к реформированному обществу. Тем не менее, существующие законы устарели и уже не соответствуют новой реальности. Изменения в правовой системе происходили медленно, особенно для женщин. Более того, любая попытка женщины жить по-другому считалась аморальной, подозрительной или даже преступной.
Брак
Несмотря на новые обстоятельства, женщины из знати и среднего класса оказались в, мягко говоря, сложном положении. Многие разрывались, не зная, следует ли им следовать старым нормам, которые, как они опасались, могли привести к потере социального статуса. В то же время после отмены крепостного права и распродажи имений у них было немного возможностей для заработка. Им нужно было найти новое место в меняющемся мире. Новые возможности и новые возможности казались особенно привлекательными для молодого поколения. Какие препятствия тогда стояли на их пути?
Единственным официальным способом заключить брак в царской России был церковный обряд. Многие не соглашались с этой системой, и росла потребность в введении гражданского брака (который был бы официально признан государством и нес бы ответственность обеих сторон). Однако незарегистрированный в церкви брак означал проблемы с имущественными и наследственными правами. Таким образом, многие женщины, не признанные законными женами, не могли защитить себя в суде, а их дети не были признаны законными. Проблема усугублялась тем, что православные, католические и протестантские священники отказывались регистрировать этих детей (они были крещены подкидышами и сиротами и вообще не имели прав).
Согласно имперскому российскому законодательству, муж был главой семьи. В этом свете положения, устанавливающие права и обязанности супругов, были написаны скорее как моральные постулаты, чем отражали юридический язык. Так, закон гласил, что муж должен «любить свою жену, как свою плоть, жить с ней в согласии, уважать ее, защищать ее и прощать ее недостатки». Жена, в свою очередь, должна была «повиноваться мужу, как главе семьи, любить и уважать его и оставаться послушной».
Женщины, вышедшие замуж за мужчин из более высокого социального класса, автоматически поднялись по социальной лестнице. Это было возможно потому, что в соответствии с законом женщины наделялись правами и привилегиями своих мужей, а также их сословиями, чинами и титулами. Они могли сохранить эти привилегии даже после смерти мужа или после развода. В качестве жен женщины принимали имена и титулы своих супругов и не теряли этих титулов даже в том случае, если их муж терял свое имущество.
Женщины должны были изменить свою фамилию после замужества, но они также могли сохранить свою девичью фамилию. Это стало довольно популярным к концу 19 века. Врачи, учителя, медсестры добавляли свою фамилию до замужества, чтобы их пациенты и клиенты знали, с кем имеют дело. Женщины, выбравшие более артистичные профессии, сохранили свои фамилии и часто брали псевдонимы. В отличие от западных обществ, в России женщинам разрешалось сохранять фамилии своих мужей после развода и независимо от причины развода.
Имущественные права
Как главы семей, мужчины должны были финансово поддерживать своих жен и детей. Если они потерпят неудачу, жена может обратиться в суд. В свою очередь, от женщин не требовалось материально содержать своих мужей, если только они не были в состоянии обеспечить семью. Такая договоренность действовала и тогда, когда жена уже не жила с мужем, и в сложившейся ситуации винили именно его. Если же жена отказывалась жить с мужем, который был готов быть с ней, то он уже не был обязан содержать свою жену. В последнем случае, если жена хотела получать финансовую поддержку от мужа и при этом жить раздельно, она должна была доказать, что совместное проживание «невозможно» или что муж выселил ее из дома.
В целом российское гражданское право исходило из того, что в отношении имущества супруги являются самостоятельными лицами. Исключения из правил были зафиксированы в западных частях страны, которые регулировались наполеоновским кодексом, значительно ограничивавшим имущественные права женщин в пользу их мужей. Кроме того, по сравнению с другими европейскими правовыми системами, российское законодательство предоставляло замужним женщинам больше свободы собственности. Таким образом, в случае семейных конфликтов женщины, имевшие некоторое имущество, могли вести самостоятельную и финансово стабильную жизнь, что подрывало стабильность традиционной семьи. С 19женщины стали составлять значительную часть рабочей силы Российской империи, что также означало, что многие из них имели собственный доход. Однако заработная плата женщин была значительно ниже, чем заработная плата мужчин за выполнение той же работы. Однако тот факт, что женщины имели право на финансовую поддержку своих мужей, а также могли получать доход от оплачиваемой работы, стал восприниматься как дискриминация мужчин. Точно так же мужчины не имели права на получение пенсии своих супругов после их ухода из жизни, а жены гражданских и военных чиновников пользовались таким правом. Следовательно, идея равноправия супругов широко обсуждалась в царской России. Однако это было не в то время, когда это было реализовано.
Может показаться, что русские женщины в то время обладали привилегированными правами собственности по сравнению с женщинами других частей света. Однако на практике все обстояло совсем не так. Только образованные и «честолюбивые» женщины могли ознакомиться с законом и отстоять свои права в суде. Большинство женщин придерживались традиционной модели поведения. Кроме того, несмотря на формулировку правовых положений, именно мужья как главы семей пользовались правами на недвижимую собственность. Российская правовая система поощряла и создавала идею мужской власти как института и основы семьи.
Еще одно ограничение, с которым сталкивались женщины в имперской России, касалось отношений между родителями и детьми. Закон предоставил отцам преимущество и больше прав в определении способов воспитания детей и управления их имуществом. В отношениях с собственными родителями женщины также находились в невыгодном положении с точки зрения наследственных прав. После смерти родителей, например, первыми в очереди на наследство стояли сыновья, а дочери имели право на одну восьмую часть движимого имущества и одну четверть недвижимого имущества. Если в семье не было детей мужского пола, сестры делили наследство поровну.
Гражданство
Положение о видах на жительство, введенное в 1894 г., требовало от всех граждан России дворянского происхождения получения паспорта в качестве личного удостоверения личности. Однако мужчины также могли носить другие типы удостоверений личности. Каждый из них мог служить в качестве удостоверения личности, например, документ с рабочего места. Напротив, у женщин не только не было столько удостоверений личности, но их имена были записаны в паспортах их мужей вместе с детьми. Таким образом, можно было сказать, что паспорт мужчины был семейным документом, поскольку в нем были сведения о его жене и детях. Это также означало, что в имперские времена свобода передвижения для женщин была сильно ограничена.
Однако в России всем известно, что чем строже правила, тем свободнее их выполнение. В то время женщинам не нужно было никакого удостоверения личности, если они жили в своем родном городе, где все друг друга знали. В больших городах дела обстояли по-другому, где арендодатели должны были проверять удостоверения личности арендаторов и сообщать в полицию, если кто-то совершал правонарушения. Количество женщин, нуждавшихся в дополнительном подтверждении места жительства, постоянно росло. Найти лазейку в указе о документах, удостоверяющих личность, было практически невозможно. Жены чиновников получали прописку по месту работы мужа, а неслужилый дворянин по полицейскому участку. Такие строгие правила было трудно соблюдать в реалиях повседневной жизни XIX века.век.
Возможность получения паспорта во многом зависела от социального и материального положения женщины, а также от ее вероисповедания. Крестьянки в начале ХХ века могли похвастаться наибольшей свободой в этом вопросе. В основном они жили в деревнях, где потребность в личных документах не была так важна. Тем не менее, процесс модернизации побудил многих женщин переехать в более крупные города, чтобы стать работающими женщинами, и паспортные ограничения для этой категории женщин были значительно ослаблены. Женщинам, проживающим в городах, также было легче получить паспорт.
Незамужние провинциальные женщины обходили закон и «неразумный деспотизм» своих семей, вступая в фиктивные браки примерно с середины 19 века. Они договаривались с симпатичным неженатым другом-мужчиной, получали родительское благословение и проходили обряд бракосочетания, чтобы переехать в столицу, где новый муж выдавал жене разрешение на отдельный вид на жительство. Все осложнится спустя годы, когда фиктивные супруги решат создать свои собственные семьи. Разводы были разрешены, но бюрократические процедуры занимали много времени и их было трудно обработать. Тем не менее, было несколько исторических примеров фиктивных браков со «счастливым концом».
Развод
В отличие от европейских гражданских кодексов, в российском законодательстве ничего не говорится о раздельном проживании супругов. Тем не менее, в России XIX века супруги могли состоять в официальном браке, но не жить вместе. Ясно, что такая практика противоречила церковным учениям и законам. Однако все оказалось гораздо проще, чем развестись. Бракоразводный процесс во многом зависел от конфессиональной принадлежности в Российской империи. Российское гражданское законодательство действительно содержало правила развода для православных христиан или смешанных браков, когда один из супругов принадлежал к православной церкви. Статья 45 предусматривала, что развод может быть разрешен церковным судом, если одна из сторон требует его при следующих обстоятельствах: а) есть доказательства участия одной стороны во внебрачной связи; б) если одна из сторон не выполняет свой супружеский долг совместного проживания; в) если один из супругов осужден и лишен всего своего имущества по решению суда; г) или в случае, если один из супругов пропал без вести и его местонахождение неизвестно.
После подачи заявления в церковный суд консистория начинает расследование. Церковный суд сам собирал доказательства и одновременно пытался отговорить супругов от развода. Этот судебный процесс по своему характеру был похож на любой другой. Любое решение консистории могло быть отменено высшими церковными властями. Тем не менее, этот процесс был бы долгим и трудным, а в случае прелюбодеяния еще и унизительным. К концу 19 века число разводов только возросло.век. Из-за сложностей развода многие пары договаривались просто жить раздельно, оставаясь при этом официально в браке. По данным официальной демографической статистики Санкт-Петербурга, в 1910 г. было 0,16% разведенных мужчин и 0,26% разведенных женщин различного социального происхождения. Российская империя показывает, что, несмотря на некоторые особенности, многие права развивались по тому же пути, что и в Западной Европе. В последние годы существования Российской империи произошел большой скачок и юридические изменения благодаря деятельности феминистского движения, находившегося под влиянием Первой мировой войны и 19-го века.