Госдумы в начале 20 века таблица – Государственная дума Российской империи — Википедия

37. Государственная Дума в России в начале XX века: образование, полномочия, избирательные законы.

Первая Государственная дума начала работу 27 апреля 1906 г. Она формировалась в соответствии с Манифестом от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы» и Положением о выборах в Государственную думу.

Согласно этим документам Государственная дума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. Выборы проходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городской и крестьянской. Из политических партий большинство мест получили кадеты. Также широко были представлены крестьянские депутаты, объединившиеся во фракцию трудовиков.

Политическое противостояние Государственной думы и Государственного совета было предопределено самой российской Конституцией, предоставившей этим органам одинаковые законодательные права. Государственный совет, наполовину состоявший из высших чиновников, сдерживал либеральные настроения Государственной думы.

Не менее острыми были конфликты между Думой и правительством. Так, при обсуждении аграрного вопроса правительство возражало против экспроприации поместий и утверждало, что проекты кадетов и трудовиков дадут крестьянам небольшое увеличение земельных наделов, а разрушение помещичьих хозяйств причинит стране большие убытки. Правительство также было против перехода от дуалистической монархии к парламентарному строю.

В свою очередь, Дума отказывалась сотрудничать с правительством и требовала его отставки.

Для преодоления возникших разногласий предлагалось сформировать коалиционное правительство, в которое должны были войти лидеры думских фракций. Однако царское правительство пошло на роспуск Думы. Первая Государственная дума, проработав всего 72 дня, прекратила свое существование 8 июля 1906 г.

Вторая Государственная дума начала работу 20 февраля 1907 г. Она избиралась на основании августовских Манифеста и Положения. Левые партии были представлены еще большим количеством депутатов, чем в первой Думе.

Премьер-министр П. А. Столыпин сообщил о мерах, принятых в период между первой и второй думами. Столыпин пытался наладить сотрудничество с Думой. Были изложены основные положения будущих реформ: крестьянское равноправие, крестьянское землеустройство, реформа местного управления и суда, легализация профсоюзов и экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная и финансовая реформы и др.

Думская оппозиция была критически настроена к предлагаемым реформам. Проведение правительством законов наталкивалось на жесткое сопротивление.

Правительство 2 июня 1907 г. разогнало Вторую Государственную думу, которая просуществовала 102 дня. Поводом для ее роспуска стало дело о сближении думской фракции социал-демократов с военной организацией РСДРП, готовившей восстание в войсках.

Третья Государственная дума начала работу 1 ноября 1907 г. Выборы были проведены на основе нового избирательного законаПоложения о выборах, принятого 3 июня 1907 г.

Издание избирательного закона было проведено с нарушением Манифеста 17 октября 1905 г. и Основных государственных законов 1906 г., согласно которым царь не имел права вносить изменения в законы без одобрения Государственной думы и Государственного совета.

Изменив избирательный закон, правительство стремилось найти опору конституционного строя в земской общественной среде. Большинство мест в Думе получили октябристыпредставители Союза 17 октября. Крайние правые и левые были представлены незначительным количеством депутатов. Такой состав Думы позволил провести ряд важнейших преобразований.

Были приняты: указ «О дополнении... закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 г., предоставивший крестьянам право закрепить свои участки общинной земли в личную собственность, закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» от 14 июня 1910 г., Положение о землеустройстве от 29 мая 1911г., регулировавшее работу землеустроительных комиссий, законы о социальном страховании рабочих и другие нормативные акты.

8 сентябре 1911г. глава правительства П. А. Столыпин был убит анархистом.

9 июня 1912 г. истек срок полномочий Третьей Государственной думы.

Выборы в Четвертую Государственную думу прошли 15 ноября 1912г. в обстановке нового социально-политического кризиса. Председателем Думы был избран М. В. Родзянко.

Начало первой мировой войны обозначило политическое согласие Думы с правительством. Однако поражения русской армии привели к расколу этого единства. В августе 1915 г. в Думе образовался Прогрессивный блок, программа которого требовала создать Министерство общественного доверия, провести ряд реформ и политическую амнистию. Оппозиция требовала ухода в отставку правительства. В ответ на эти требования производилась неоднократная смена кабинета министров.

27 февраля 1917 г. императорским указом Государственная дума была распущена на перерыв, окончательно она была распущена решением Временного правительства 6 октября 1917 г.

27 февраля депутаты Думы создали Временный комитет Государственной думы, на основе которого впоследствии было образовано Временное правительство.

studfiles.net

"Государственная Дума начала ХХ века"

Оборудование: мультимедиапроектор, учебный диск “Обществознание”, дискета с диаграммами партийного состава I–IV Дум, портрет Николая II, портреты председателей Государственных Дум, таблицы с данными по I–IV Государственным Думам, костюмы для представителей от партии трудовиков и для инсценирования.

  Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент урока    
Вопрос Что такое Государственная Дума? Ребята отвечают на вопрос.

Работа со словарем

Учитель
Давайте посмотрим, что представляет собой Гос.Дума в наши дни.
Мультимедиа “Дума” с учебного электронного издания “Обществознание”

(1мин. 37сек.)

Учитель Изучив сегодня тему, вы должны ответить на вопрос: В чем сходство и различия Думы нынешней и Думы начала XX века? Проблемное задание для детей.
Учитель Впервые о созыве Думы как законосовещательного органа в России было объявлено в Манифесте 6 августа 1905 года, подготовленном министром внутренних дел А.Г.Булыгиным. Но в условиях революции большинство партий выступили против фактически безвластной “булыгинской” Думы. О введении правомочного законодательного органа Николай II объявил в Манифесте 17 октября 1905 года, который был составлен под давлением всеобщей политической стачки на основе программы Витте С.Ю. В декабре 1905 г. и апреле 1906 г. были приняты законы о Думе. Государственная дума должна была рассматривать законопроекты, которые затем обсуждались в Государственном совете и утверждались царем.

Итак, тема урока: “Государственная Дума начала XX века”.

Запись в тетрадях.
Вопрос Чем же была вызвана необходимость созыва этого представительного органа? Ребята делают выводы, опираясь на ранее изученный материал.
Вопрос

Задание

Как же проходили выборы?

Сделать все возможные выводы из этой таблицы.

Работа учащихся с таблицей

(хрестоматия, с.81)

Уч-ся работают с таблицей и делают выводы:

1. Выборы в Думу предлагалось организовать по куриям: земледельческой, крестьянской, городской и рабочей.

Работа со словарем: “курия”. Запись в тетрадь.

2. Выборы были неравными: так 1голос помещика приравнивался к 3 голосам городской буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих.

3. Разделяя избирателей на подобные сословные группы, царское правительство стремилось обеспечить преимущество представителям тех сословий, на поддержку которых более или менее рассчитывало.

  Давайте посмотрим, что такое многоступенчатые выборы. Инсценирование отрывка из книги М.Суетнова “Мужики” (см. хрестоматия)
Учитель Что же представляла собой I Государственная Дума? Работа с данными на доске по I Гос. Думе.

Запись в тетрадь.

Работа с мультимедиа. (см. Приложение 1)

Учащиеся рассматривают диаграмму по партийному составу I Гос.Думы и анализируют этот состав.

Работа со словарем – “трудовики”

Вопрос Исходя из такого состава Думы, чего можно было от нее ожидать? Ребята приходят к выводу, что состав Думы получился достаточно “революцион-

ным”, а значит, можно предположить, что большинство Думы стремилось бы к реализации своих программ, что кадеты постарались бы решить вопрос в аграрном секторе и изменить государственное устройство в России, а трудовики – решить крестьянский вопрос.

Ребята в состоянии самостоятельно приготовить такие выступления (такое задание учитель дает заранее. При затруднении можно посоветовать им обратиться к “Хрестоматии” под редакцией В.Г.Тюкавкина).

1-й депутат (кадет): Партия конституционных демократов предлагает осуществить принудительное отчуждение “за справедливое вознаграждение” той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Отчуждению подвергаются также государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля должна перейти в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. Земельные комитеты должны состоять из крестьян, помещиков и представителей власти в равном соотношении.

2-й депутат (трудовик): Вся земля должна быть передана в общенародный земельный фонд, т.е. тем, кто ее обрабатывает собственным трудом. Выкуп также допускается, однако большинство из нас считает, что земля должна перейти крестьянам бесплатно.

Учитель Но Дума так и не успела решить аграрный вопрос. Главным ее противником в этом были царь и правительство. Дума просуществовала всего 72 дня. За это время царь лично утвердил 222 указа и лишь один представил на усмотрение Думы. Царь распустил ее. Однако была созвана II Гос.Дума. Работа с данными по II Гос. Думе на доске, записи в тетрадях.
Учитель Давайте посмотрим, каков был состав II Гос. Думы, сравним его с составом I Гос. Думы. Ребята работают с мультимедиа (см. приложение)
Вопрос 1.Свидетельствуют ли результаты выборов в первые две Гос. Думы о реальных настроениях в стране? Если нет, то почему? Если да, то как менялись настроения в России с н.20 в. по 1907 год?

2.Считаете ли вы, что I и II Гос. Думы были настоящим парламентом?

Учащиеся работают в группах и отвечают на вопросы.
Выводы

а) выборы в I Государственную Думу прошли с 26 марта по 20 апреля 1906 г. В них приняло участие лишь около 50 % избирателей, что не свидетельствовало о безусловной популярности в стране типичных для Европы форм парламентаризма;

б) выборы во II Гос. Думу свидетельствовали о постепенном изменении обстановки в стране. С одной стороны, в избирательной кампании участвовали социал-демократы (около 100 мест, 66 из них получили меньшевики), резко увеличилось число депутатов от национальных меньшинств; с другой – сократилось представительство кадетов и октябристов, в Думе появились крайне правые. Трудовики сохранили свои позиции.

Учитель Вторая Дума, как и первая, просуществовала недолго. Она была еще менее дееспособной, чем первая. На основании избирательного закона 1905 г. государственное строитель- ство оказалось невозможно. 3 июня 1907 г. председатель Совета министров П.А.Столыпин объявляет о новом избирательном законе, в соответствии с которым распускает 2-ю Думу. К 1 ноября на основании нового избирательного закона предполагалось собрать Государственную Думу третьего созыва.  
Вопрос 1. С какой целью правительством был изменен избирательный закон?

2. Как вы думаете, почему, подавив революцию, царское правительство сохранило Думу, ограничившись переработкой избирательного закона?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Работа со схемой “Дума при Столыпине” (см. Приложение 2)

Учитель 1. Познакомимся с III и IV Думами.

2. Давайте познакомимся с партийным составом III и IV Дум. Сделайте вывод, как изменился партийный состав этих Дум по сравнению с предшествующими.

1. Работа с данными на доске. Запись в тетрадь.

2. Работа с мультимедиа – диаграммы по партийному составу III и IV Дум (см. Приложение 3).

Выступления ребят, заранее подготовленные:

1. III Дума начинала свою деятельность в условиях, когда революция была подавлена. Выборы в думу проходили по новому избирательному закону, и соответственно состав получился таким, какого не ожидали. Октябристы в Думе имели большинство, и поэтому исход любого голосования был предрешен заранее: в Думе попеременно возникали либо правооктябристское, либо октябристско-кадетское большинство. Правительство получило возможность лавировать между помещиками и крупной буржуазией, а значит, ситуацию в стране можно было контролировать с помощью Думы. Главными задачами в Думе оставались аграрный, рабочий и национальный вопросы.

2. Главной правой партией был “Союз русского народа”, который выступал за сохранение и укрепление самодержавия, сохранение традиционных основ экономической и политической жизни, отчасти возврат к дореформенной ситуации, борьба с либералами и революционерами всеми доступными методами.

Учитель: С какими же предложениями новые депутаты пришли в Государственную Думу? Слово депутатам.  
1-й депутат (монархист, правый): “Союз русского народа” настаивает на осуществлении следующих положений:

1. В области государственного устройства – сохранение никем и ничем не ограниченной монархии, лишение прав и удаление с государственной службы всех чиновников, являющихся противниками самодержавия.

2. В области аграрного законодательства полное одобрение правительственной программы.

3. В области национального вопроса абсолютное господство русских помещиков как во внутренних губерниях, так и на окраинах.

2-й депутат (октябрист): Партия “Союз 17 октября” готова в основном поддержать наших коллег, но при этом мы сохраняем верность основным принципам своей программы. Кроме этого мы выступаем за организацию местного самоуправления и незначительную реорганизацию центральной власти.

3-й депутат (кадет): Конституционные демократы требуют ограничения власти царя представительным учреждением (Государственной Думой). Мы отстаиваем идею передачи части государственных земель за выкуп крестьянам. По национальному вопросу кадеты признают за некоторыми национальностями России право на обучение на родном языке и право отправления религиозных культов. Сохраняя оппозицию правительству, кадеты не будут вступать в открытую борьбу с ним.

Учитель Эта Дума стала первой, которой удалось отработать положенный срок. За 5 лет работы Дума приняла более 2000 законопроектов. В том числе по рабочему вопросу о создании больничных касс, о сокращении рабочего дня до 10 часов, о пересмотре закона, карающего за участие в забастовке; по национальному вопросу: русские и финские граждане, проживающие в Финляндии, уравнивались в правах, Финляндия лишалась права самостоятель- ности в вопросах о налогах, суде, охране порядка, отменялись финские деньги. Кроме того, были предоставлены гражданские права старообрядцам, уравнены в правах мужчины и женщины в педагогической деятельности.

IVДума начинала деятельность в период нового общедемокра -тического подъема, что сказалось на ее работе и на составе. В партии октябристов произошел раскол, от нее отошли представители правового и левого крыла. Левые октябристы, объединившись с частью кадетов, создали партию прогрессистов. Что представляла собой партия прогрессистов?

Депутат (прогрессист) Основу нашей политической программы составляют требования сохранения имущественного ценза на выборах, ответственность министров перед Думой, расширение ее прав, отмена сословных ограничений и привилегий, независимость городского и земского самоуправления, проведение активной захватнической внешней политики.
Учитель IVДума оказалась в достаточно затруднительном положении. Ей пришлось работать в условиях нового демократического подъема в России, начавшейся подготовки к мировой войне и в условиях этой войны. Финальным аккордом деятельности Думы стала Февральская революция. Выполнение проблемного задания (см. начало урока).
    Закрепление материала: работа с тестом (см. Приложение 4).
  Подведение итогов. Оценка работы учащихся на уроке.  

urok.1sept.ru

ИСТОРИЯ РОССИИ 20 ВЕК 1900

Даты

Cобытия истории России  20 век

1901 – 1902

Создание Партии социалистов-революционеров (эсеров)

1901

Создание профессиональных рабочих организаций, действовавших под контролем охранных отделений полиции

1901, 14 фев.

Покушение эсера П. В. Карповича на министра народного просвещения Н. П. Боголепова

1901, 7 мая

Столкновения рабочих Обуховского завода в Петербурге с полицией («Обуховская оборона»)

1902, 26 мар. (8 апр.)

Русско-китайское соглашение о поэтапном выводе русских войск из Манчжурии

1902, мар. – апр.

Крестьянские волнения в Харьковской и Полтавской губерниях

1902, 2 апр.

Убийство министра внутренних дел Д. С. Сипягина эсером С. В. Балмашевым

1902, 23 – 26 июн.

Собрание представителей земств в Москве. Принятие программы умеренно-либеральных реформ

1902, июл.

Создание «Общества для продажи изделий русских металлургических изделий» («Продамет»), одного из первых синдикатов

1902, ноя.

Массовая стачка в Ростове-на-Дону

1902

Завершение строительства Транссибирской магистрали, связавшей Европейскую Россию с Дальним Востоком

1903, 26 фев.

Высочайший манифест о неприкосновенности общинного землевладения и праве на аренду крестьянами земельных участков за пределами общинных земель

1903, июн.

Введение ответственности предпринимателей за несчастные случаи с рабочими. Учреждение должности представителя рабочих на промышленных предприятиях

1903, июл. – авг.

Массовые стачки на предприятиях Юга России

1903, июл. – авг.

2-й съезд РСДРП (Брюссель, Лондон). Раскол партии на «большевиков» (во главе с В. И. Лениным) и «меньшевиков» (во главе с Л. Мартовым)

1903, авг.

Отставка С. Ю. Витте с поста министра финансов и назначение его председателем Кабинета министров

1904, 2 янв.

Разрыв Японией дипломатических отношений с Россией

1904, 26 – 27 янв.

Начало русско-японской войны. Гибель Крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» в бухте Чемульно у берегов Кореи

1904, 27 янв. – 20 дек.

Оборона военно-морской крепости Порт-Артур

1904, янв.

Создание «Союза освобождения», объединившего представителей либеральной оппозиции

1904, 15 июл.

Убийство министра внутренних дел В. К. Плеве эсером Е. С. Созоновым

1904, 11 – 21 авг.

Ляоянская операция. Поражение русских войск

1904, 12 дек.

Высочайший указ, содержавший программу умеренных реформ

1904, 20 дек.

Падение Порт-Артура

1905, 3 янв.

Забастовка на Путиловских заводах в Петербурге

1905, 9 янв.

«Кровавое воскресенье». Расстрел правительственными войсками демонстрации петербургских рабочих, направлявшихся с петицией к императору. Начало первой революции в России

1905, янв.

Массовые политические выступления рабочих в различных районах страны

1905, 4 фев.

Убийство великого князя Сергея Александровича эсером И. Каляевым

1905, 18 фев.

Высочайший манифест с призывом к восстановлению порядка. Заявление о  намерении правительства привлекать к разработке законов выборных народных представителей

1905, 25 фев.

Поражение русских войск под Мукденом

1905, 8 – 9 мая

Учредительный съезд «Союза союзов», объединившего профессиональные организации либеральной интеллигенции

1905, 14 – 15 мая

Сражение в Цсусимском проливе. Разгром японским флотом второй Тихоокеанской эскадры под командованием З. П. Рождественского

1905, май

Создание в ходе забастовки в Иваново-Вознесенске первого рабочего Совета

1905, 14 июн.

Мятеж на броненосце «Князь Потемкин Таврический» на Одесском рейде. Волнения в Одессе

1905, лето

Крестьянские волнения, в ряде регионов перешедшие в восстания

1905, 6 авг.

Положение об образовании Государственной думы с совещательными правами

1905, 23 авг.

Портсмутский мирный договор между Россией и Японией (заключен при посредничестве президента США Т. Рузвельта). Россия уступала Японии Порт-Артур и Южный Сахалин

1905, 8 окт.

Забастовка железнодорожников, переросшая во Всероссийскую политическую стачку

1905, 12 – 18 окт.

Учредительный съезд Конституционно-демократической (кадетской) партии, созданной на базе Союза освобождения

1905, 17 окт.

Высочайший манифест о даровании гражданских свобод и придании Государственной думе законодательных полномочий

1905, 19 окт.

Образование Совета министров во главе с С. Ю. Витте

1905, 25 – 28 окт.

Восстание в Кронштадте

1905, окт.

Создание Союза русского народа (партия крайне правого толка)

1905, 3 ноя.

Высочайший манифест об уменьшении выкупных платежей крестьян

1905, 10 ноя.

Создание праволиберальной партии «Союз 17 октября» (октябристы)

1905, ноя.

Мятеж на кораблях Черноморского флота и в Севастопольском гарнизоне

1905, 21 ноя.

Создание Московского совета

1905, 8 – 19 дек.

Вооруженное восстание в Москве. Уличные бои в районе Пресни

1906, 20 фев.

Высочайший указ о преобразовании Государственного совета в верхнюю палату, работающую параллельно с Государственной думой

1906, 4 мар.

Издание временных правил, разрешающих создание политических союзов и профессиональных организаций

1906, 16 апр.

Отставка С. Ю. Витте. Назначение председателем Совета министров И. Л. Горемыкина

1906, 23 апр.

Издание «Основных государственных законов Российской империи» (определение полномочий Государственного совета и Государственной думы)

1906, 27 апр.

Открытие заседаний1-й Государственной думы

1906, 5 мая

Думский адрес императору с требованием введения конституционного правления

1906, лето

Массовые крестьянские волнения

1906, 8 июл.

Отставка И. Л. Горемыкина. Назначение министра внутренних дел П. А. Столыпина председателем Совета министров

1906, 9 июл.

Роспуск 1-й Государственной думы

1906, 10 июл.

Выборгское воззвание 182 депутатов Государственной думы. Призыв к населению не платить налогов и не отдавать солдат в армию до созыва новой Государственной думы

1906, 17 – 20 июл.

Вооруженные мятежи в Свеаборге, Кронштадте и Ревеле

1906, 12 авг.

Покушение на П. А. Столыпина

1906, 19 авг.

Учреждение военно-полевых судов

1906, 5 окт.

Предоставление крестьянам равных с другими сословиями прав в отношении государственной службы, выбора местожительства; отмена телесных наказаний по приговорам волостных судов

1906, 9 ноя.

Высочайший указ, предоставлявший крестьянам право свободного выхода из общины с принадлежащим им земельным наделом. Начало аграрной реформы П. А. Столыпина

1906

Завершение строительства нефтепровода Баку-Батум

1907, 20 фев.

Открытие заседаний 2-й Государственной думы и новый избирательный закон

1907, 18 авг.

Русско-английское соглашение о разделе сфер влияния в Иране, Афганистане и других районах Азии. Окончательное оформление англо-русско-французского союза (Антанта)

1907, 1 ноя. – 1912, 9 июн.

Работа 3-й Государственной думы

1908, мар.

Создание в Петербурге Союза Михаила Архангела

1909

Основание Саратовского университета

infotables.ru

Государственная Дума и политические партии России в начале XX века.

С самого начала нового столетия явственно обозначились симптомы назревания в стране революционного кризиса. Недовольство существующими порядками охватывало широкие слои населения. Экономический спад 1900-1903 гг., разразившаяся в 1904 г. русско-японская война, ухудшив положение народных масс, способствовали росту их политической активности.

С конца XIX в. важнейшую роль в революционном движении начинает играть российский пролетариат. Выступления рабочего класса (забастовки, демонстрации) становятся постоянным и существеннейшим фактором внутриполитического развития страны. "Промышленная война" в Петербурге (массовые стачки рабочих столицы в 1896-1897 гг.) показали силу рабочего движения. Начало XX в. ознаменовалось дальнейшим ростом выступлений российского пролетариата, повышением уровня их организованности. Стачки и демонстрации все более приобретали политический характер. В феврале - марте 1903 г. в Петербурге, Москве, Харькове прошли студенческие и рабочие манифестации. Первомайская стачка рабочих Обуховского завода вылилась в прямое столкновение с войсками и полицией (Обуховская оборона). В мае 1902 г. прошли забастовка и политическая демонстрация в Сормово и крупная стачка-демонстрация в Ростове-на-Дону. Широкомасштабный характер приобрела всеобщая стачка на юге России в 1903 г., охватившая Баку, Одессу, Киев и другие города.

Серьезную опасность для самодержавия представляло и крестьянское движение. В 1902 г. в Полтавской и Харьковской губерниях прошли массовые выступления, в ходе которых крестьяне громили помещичьи усадьбы, захватывали хлеб и корм для скота, самочинно распахивали помещичьи земли. На подавление волнений было брошено более 10 тыс. солдат.

Рост недовольства широких слоев населения создавал благоприятные условия для выхода на политическую арену радикально настроенных революционных партий. Конец XIX - начало XX в. стал важнейшим этапом в развитии российского социал-демократического движения. К концу 90-х годов, социал-демократические кружки и группы существовали более чем в 50 городах России. Моделью для создания общероссийской социал-демократической партии стал Союз борьбы за освобождение рабочего класса, основанный в 1895 г. в Петербурге В.И.Лениным. В 1898 г. в Минске собрался I съезд российской социал-демократии, положивший начало РСДРП. Становление организационных структур партии, разработка ее программы, однако, затянулись, будучи объектами острой полемики между различными течениями в социал-демократическом движении.

II съезд РСДРП (1903) принял после острых дискуссий программу, провозгласившую конечной целью партии осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата (программа-максимум) и ближайшими задачами (программа-минимум) - свержение самодержавия и завоевание демократических свобод, введение 8-часового рабочего дня, возвращение крестьянам отрезков и т.п. Съезд принял также устав, первый параграф которого вопреки позиции В.И.Ленина не предусматривал непременного участия членов партии в работе партийных организаций, и сформировал руководящие органы РСДРП. Наметившийся на съезде раскол между сторонниками В.И.Ленина и их оппонентами окончательно оформился в ходе выборов ЦК и редакции "Искры". Приверженцы В.И.Ленина, одержавшие на выборах победу, стали именоваться большевиками, а их противники - меньшевиками.

Весьма влиятельной силой на левом фланге российского политического спектра была партия социалистов-революционеров (эсеров). Еще в 90-е годы XIX в. возник ряд организаций, ставивших своей задачей возрождение традиций революционного народничества (Северный Союз социалистов-революционеров, Южная партия социалистов-революционеров и др.). В 1902 г. на базе этих организаций и была создана партия социалистов-революционеров. Программа эсеров являла собой сочетание марксистских и народнических установок. Эсеры выступали за реорганизацию общества на социалистических началах и уничтожение частной собственности. Ближайшие требования их программы совпадали с программой-минимум РСДРП, однако в отличие от социал-демократов они выступали за национализацию земли и уравнительное землепользование. Движущими силами революционных преобразований эсеры считали пролетариат, трудовое крестьянство и революционную интеллигенцию. К числу важнейших средств политической борьбы эсеры относили террор. Еще в 1901 г., т.е. до оформления партии, один из ее основателей Г.А.Гершуни приступил к созданию боевой организации. Под руководством Г.А.Гершуни, а после его ареста - Е.Ф.Азефа, являвшегося, впрочем, провокатором и ведшего двойную игру, эсеры осуществили накануне первой русской революции ряд успешных террористических актов (убийство в 1902 г. министра внутренних дел Д.С.Сипягина, а в 1904 г. - его преемника В.К.Плеве и др.).

1906-1907 гг. стали периодом отступления революции, которая прошла в декабре 1905 г. кульминационный момент своего развития. Постепенно спадала волна забастовочных выступлений, хотя она и оставалась довольно высокой. Если в 1905 г. число участников стачек насчитывало примерно 3 млн. человек, то в 1906 г. - несколько превышало 1 млн., а в 1907 г., - 740 тыс. человек. В первые месяцы 1906 г. обозначился и спад крестьянского движения. Положение правительства, таким образом, несколько улучшилось, чему в немалой мере способствовал большой заем, предоставленный царизму в апреле 1906 г. французскими финансовыми кругами.

В период наметившегося спада революции правительство продолжало курс, сочетавший репрессии и уступки. 20 февраля 1906 г. Николай II утвердил новый закон о Государственной думе, наделивший ее законодательными правами. Такие же права получил и Государственный совет, являвшийся ранее высшим законосовещательным органом Российской империи. Половина его членов отныне назначалась царем (ранее монарх назначал всех членов Государственного совета), а половина - выбиралась по системе, предоставлявшей подавляющее большинство мест в Совете дворянству. Рабочие, крестьяне вообще отстранялись от участия в выборах. Порядок формирования Государственного совета обеспечивал преобладание в нем представителей правых, консервативных сил. Преобразовывая Государственный совет, верхи рассчитывали (и этот расчет полностью оправдался) создать в его лице противовес возможным "увлечениям" Думы. Перемены, происшедшие в результате этих реформ в государственном строе России, в апреле 1906 г. были закреплены в новых Основных законах империи. Власть монарха в сфере законодательства отныне несколько ограничивалась Государственной думой и - здесь, скорее формально, чем фактически - Государственным советом. Впрочем, прерогативы короны оставались очень широкими. Так, император сохранял возможность в ряде случаев законодательствовать в обход Думы и Государственного совета, обладал правом абсолютного вето. Правительство назначалось и смещалось по усмотрению монарха и несло ответственность за свои действия только перед ним.

В марте - апреле 1906 г. в стране прошли выборы в I Государственную Думу. Существенных успехов на них добились кадеты, получившие более 1/3 всех мандатов (153). Упиравшие на возможность решения наболевших проблем российской действительности мирным, парламентским путем, кадеты смогли добиться гегемонии (правда, временной и непрочной) в массовом движении благодаря тем надеждам, которые широкие слои населения связывали с Государственной думой. Значительную по численности фракцию в Думе (107 человек) образовали трудовики, в рядах которых оказались преимущественно крестьянские депутаты, выступившие в ходе выборов с позиций "левее кадетов". Социал-демократы (на IV съезде РСДРП в апреле 1906 г. произошло объединение большевиков и меньшевиков) бойкотировали выборы в Думу. Эта тактика, однако, успехом не увенчалась, и сорвать созыв Государственной думы не удалось. Крайне правые партии в Думе мест не получили. Октябристам же удалось провести только 13 депутатов.

В целом итоги выборов, давших леволиберальную по составу Думу, вызвали беспокойство в верхах. Накануне созыва Думы С.Ю.Витте и большая часть членов его правительства подали в отставку. Новый кабинет возглавил И.Л.Горемыкин, пользовавшийся (совершенно обоснованно) репутацией крайнего консерватора. Такую же репутацию имели и многие другие новые министры.

Торжественное открытие I Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 г. Ужиться с ней самодержавие, однако, не смогло. Попытки кадетов убедить правящие круги пойти на превращение Российской империи в "обычную" конституционную монархию, в частности, сделать министров ответственными перед Государственной думой, успехом не увенчались. Расценив действия депутатов как посягательство на прерогативы короны, правительство И.Л.Горемыкина вступило в конфронтацию с Государственной думой. Некоторые представители придворно-бюрократических сфер выступали, впрочем, за сотрудничество с кадетами. Влиятельнейший неофициальный советник Николая II дворцовый комендант Д.Ф.Трепов высказывался даже за формирование кадетского правительства и вел на этот счет переговоры с П.Н.Милюковым. Некоторые сановники считали целесообразным создание коалиционного (полукадетского, полубюрократического) кабинета. Вокруг всех этих планов в июне 1906 г. разыгрывались хитроумные политические интриги.

Важнейшее место в ряду проблем, обсуждавшихся I Государственной думой, занимал аграрный вопрос. Кадеты подготовили так называемый законопроект 42-х, составленный в соответствии с их аграрной программой. За постепенную национализацию земли и введение уравнительно-трудового землепользопапия ратовали трудовики (законопроект 104-х). Законопроект 33-х, правда, отвергнутый Думой без обсуждения, предусматривал немедленное и полное уничтожение частной собствепности на землю. В целом характер аграрных прений в Думе вызывал недовольство правящих кругов.

В конечном счете после долгих колебаний в верхах возобладала точка зрения сторонников разгона Думы. В начале июля 1906 г. I Государственная дума была распущена. Новым главой правительства Николай II назначил П.А.Столыпина, занимавшего с апреля 1906 г. пост министра внутренних дел.

П.А.Столыпин (1862-1911) в отличие от своего предшественника, бесспорно, обладал качествами крупного государственного деятеля. Он понимал необходимость проведения серьезных реформ, призванных ввести развитие страны в нормальную колею. Широкая программа соответствующих преобразований была изложена им уже в августе 1906 г. в правительственной декларации, сопровождавшей закон о введении военно-полевых судов.

Революционное движение в стране между тем продолжалось, хотя в целом по масштабам и не достигало уровня 1905 г. Летом 1906 г. вспыхнуло военное восстание в Кронштадте и Свеаборге. В сельских местностях Урала, Прибалтики, Польши, Кавказа шла настоящая партизанская война. Широкого размаха достиг эсеровский террор. В августе 1906 г. эсеры-максималисты устроили взрыв па даче П.А.Столыпина на Аптекарском острове в Петербурге. В результате было убито 32 и ранено 22 человека.

20 февраля 1907 г. начала свою работу II Государственная дума. По своему составу она была в целом левее первой. Кадеты, чья деятельность в I Думе разочаровала широкие слои населения, потерпели на выборах тяжелое поражение, потеряв 80 мандатов. Значительно усилились правый и левый фланги. Довольно большую фракцию (65 человек) образовали социал-демократы, отказавшиеся от бойкота, 37 мест завоевали эсеры, 104 - трудовики. В центре внимания II Думы, как и ее предшественницы, находился аграрный вопрос. В конечном счете со II Думой правительство ужиться также не смогло. 1 июня 1907 г. П.А.Столыпин предъявил социал-демократической фракции обвинение в подготовке военного заговора. 3 июня 1907 г. II Государственная дума была распущена. Одновременно появился новый избирательный закон, резко перераспределявший голоса избирателей в пользу помещиков и крупной буржуазии.

studfiles.net

Государственная Дума в начале XX века

Количество просмотров публикации Государственная Дума в начале XX века - 5922

I госдума (1906 г) 72 дня. Дума преимущественно кадетская, дума была распущена указом императора в связи с обострением ситуации с аграрным вопросом , председатель - Муромцев. Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в думу. 57% аграрной комиссии были кадетами. Οʜᴎ внесли в думу аграрный законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении за справедливое вознаграждение той части помещичьих земель, которые обрабатывались на базе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Кроме того отчуждались государственные, кабинœетные и монастырские земли. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. Глава правительства Горемыкин выступил с декларацией, в которой отказал думе в праве подобным образом решать аграрный вопрос, а также в расширении избирательных прав, в ответственном перед думой министерстве, в упразднении госсовета͵ в политической амнистии. Дума выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могла. В стране возник думский кризис. Горемыкин подписал указ о роспуске думы. В ответ около 200 депутатов подписали в Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному сопротивлению.

II госдума (1907г) 103 дня. Председатель Головин , дума распущена указом от 3 июня 1907 года . открылась 20 февраля 1907. В думу прошли 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров. Центральным вопросом остался крестьянский. Трудовики предложили 3 законопроекта͵ суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле. Столыпин, использую фальшивку, решил избавится от сильного левого крыла и обвинил 55 социал-демократов в заговоре с целью установления республики. Дума создала комиссию для расследования обстоятельств. Комиссия к выводу, что обвинœение является сплошным подлогом. Видя такие настроения депутатов, 3 июня 1907 царь подписал манифест о роспуске думы и об изменении избирательного закона. Государственный переворот 3 июня 1907 означал конец революции.

III госдума (1907-12гг) 442 депутата , председатели Хомляков , Гусков , Родзянко ( октябристы ). Партийный состав : октябристы , черносотенцы , кадеты , прогрессисты , социал-демократы , трудовики , беспартийные , мусульманская группа , депутаты от Польши .Наибольшее кол-во депутатов имела партия октябристов ( 125 человек ) .За 5 лет работы утверждено 2197 законопроектов.

IV госдума (1912-17гг) Председатель Родзянко , дума распущена временным правительством в связи с началом выборов в учредительное собрание.

5. Февральская революция 1917 ᴦ.: причины, ход, участники, характер, последствия.

· Причины: Первая мировая война. Целый ряд отраслей промышленности уже вначале войны начал испытывать спад. Было расстроено с/х, что было вызвано массовым призывом в армию наиболее трудоспособных работников. Были также проблемы и с транспортом, который был не в силах обеспечить потребности фронта и тыла. Неокрепшая развивающаяся российская экономика не смогла выдержать испытание войной и пришла в расстройство, что усугубило товарообеспечение тыла. Опять особенно резко встал аграрный вопрос. Постоянные неудачи на фронте привели к падению авторитета власти.

· Движущей силойв борьбе был рабочий класс во главе с революционной большевистской партией. Союзниками рабочих выступили крестьяне, требующие передела земли. Большевики разъясняли солдатам цели и задачи борьбы.

· Основные события февральской революции произошли стремительно. За несколько дней в Петрограде, Москве и других городах прошла волна забастовок с лозунгами ʼʼДолой царское правительство!ʼʼ, ʼʼДолой войну!ʼʼ. 25 февраля политическая стачка стала всœеобщей. Расстрелы, аресты были не в состоянии остановить революционного натиска масс. Правительственные войска были приведены в боевую готовность, город Петроград был превращен в военный лагерь.

26 февраля 1917 года стало началом февральской революции. 27 февраля на сторону рабочих перешли солдаты Павловского, Преображенского и Волынского полков. Это решило исход борьбы: 28 февраля правительство было низложено.

Выдающееся значение февральской революции в том, что это была первая в истории народная революция эпохи империализма, которая завершилась победой.

В ходе февральской революции 1917 года царь Николай II отрекся от престола. В России возникло двоевластие, что стало своеобразным итогом февральской революции 1917 года. С одной стороны Советрабочих и солдатских депутатов как орган народной власти, с другой стороны Временное правительство – орган диктатуры буржуазии во главе с князем Г.Е. Львовым.

Россия после февральской революции переживала острый политический кризис. По этой причине назревала крайне важно сть перерастания революции буржуазно-демократической в социалистическую, которая должна была привести к власти пролетариата.

· Последствия февральской революции для России были довольно печальными: развал армии из-за полной потери дисциплины, пьяные солдаты и матросы, устраивли самосуд, уголовные преступники хозяйничали на свободе, царила полная неразбериха практически во всœех кругах. К этому привела бездарная и "слепая" политика Временного правительства. К последствиям февральской революции 1917 года можно смело отнести и то, что произошло затем в октябре того же года.

Читайте также


  • - Скульптура XX века

    Контрольные вопросы Вопрос Вопрос Контрольные вопросы Контрольные... [читать подробнее].


  • - ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО США НАЧАЛА XX в.

    Градостроительство начала XX в. Лекция 2 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ЗАПАДНЫХ СТРАН В XX в. На пороге XXI века мы предлагаем позитивное видение устойчиво развивающихся населенных пунктов, надежду на наше общее будущее и призыв подключиться к... [читать подробнее].


  • - Скульптура XX века

    В 20-х гг., с переходом к мирной жизни, скульптура успешно развивается. Одним из известнейших скульпторов этого периода был Н. А. Андреев. Он создал ряд монументов для московских улиц и площадей. Его памятник драматургу А. Н. Островскому стал частью Театральной площади.... [читать подробнее].


  • - Україна наприкінці XX – на початку XXI ст.

    ЗМІСТОВИЙ МОДУЛЬ 6 Українська РСР другій половині 40-х – першій половині 80-х років XX ст. Самостійна робота до теми 9. Україна в роки Другої світової війни (1939-1945 рр.). Самостійна робота до теми 8. ЗМІСТОВИЙ МОДУЛЬ... [читать подробнее].


  • - XXI РОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ 2013-2014 УЧ. ГОД

    КЛАСС XI ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ XXI РОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ 2013-2014 УЧ. ГОД Блеск кометы Рекомендуемые критерии оценки Возможное... [читать подробнее].


  • - XXI РОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ 2013-2014 УЧ. ГОД

    КЛАСС XI ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ XXI РОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ 2013-2014 УЧ. ГОД КЛАСС XI ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ КАЛУЖСКОЙ... [читать подробнее].


  • - XXI век

    XX век XIX век Планеты в ранних 1800-х Меркурий Венера Земля Марс Веста Юнона Церера Паллада Юпитер Сатурн Уран В середине XIX столетия астрономы начали понимать, что объекты, которые они открыли в течение последних 50 лет (такие как... [читать подробнее].


  • - Русский язык конца ХХ - начала XXI веков.

    Курс лекций по «Русскому языку и культуре речи» Лекция № 1. Русский язык и культура речи на рубеже веков.. 3 1. Русский язык конца ХХ - XXI веков. 3 2. Стили современного русского языка. 4 3. Языковая норма.. 5 Лекция № 2. Публицистический стиль.. 6 1. Общая характеристика... [читать подробнее].


  • - Русский язык конца ХХ - начала XXI веков.

    В 1995 году при президенте РФ был создан Совет по русскому языку, куда вошли видные ученые, писатели, поэты, преподаватели. Современное состояние русского языка – ужасающее. Сказываются социально-экономические причины последних десятилетий, прежде всего. Так же сказывается... [читать подробнее].


  • - Русский язык конца ХХ - начала XXI веков.

    В 1995 году при президенте РФ был создан Совет по русскому языку, куда вошли видные ученые, писатели, поэты, преподаватели. Современное состояние русского языка – ужасающее. Сказываются социально-экономические причины последних десятилетий, прежде всего. Так же сказывается... [читать подробнее].


  • referatwork.ru

    Государственные думы в России в начале XX века.

    Государственные думы :

    Булыгинская 1905 - проектировавшийся высший законосовещательный орган , созыв был сорван октябрьской стачкой .

    I госдума 1906 72 дня - дума преимущественно кадетская , дума была распущена указом императора в связи с обострением ситуации с аграрным вопросом , председатель - Муромцев. Первое совещание открылось 27 апреля 1906. Распределение мест в думе: октябристы - 16, кадеты 179, трудовики 97, беспартийные 105, представители национальных окраин 63, социал-демократы 18. Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в думу. 57% аграрной комиссии были кадетами. Они внесли в думу аграрный законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении за справедливое вознаграждение той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Кроме того отчуждались государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. В итоге обсуждения комиссия признала принцип принудительного отчуждения земель. 1ё3 мая 1906 глава правительства Горемыкин вступил с декларацией, в которой отказал думе в праве подобным образом решать аграрный вопрос, а также в расширении избирательных прав, в ответственном перед думой министерстве, в упразднении госсовета, в политической амнистии. Дума выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло(так как было ответственно перед царем). В стране возник думский кризис. Часть министров высказалась за вхождение кадетов в правительство. Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном правее, принудительном отчуждении помещичьих земель. Горемыкин подписал указ о роспуске думы. В ответ около 200 депутатов подписали в Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному сопротивлению.

    II госдума 1907 103 дня - председатель Головин , дума распущена указом от 3 июня 1907 года . открылась 20 февраля 1907. В думу прошли 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров. Всего было 222 человека. Центральным вопросом остался крестьянский. Трудовики предложили 3 законопроекта, суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хоз-ва на свободной земле. 1 июня 1907 Столыпин, использую фальшивку, решил избавится от сильного левого крыла и обвинил 55 социал-демократов в заговоре с целью установления республики. Дума создала комиссию для расследования обстоятельств. Комиссия к выводу, что обвинение является сплошным подлогом. Видя такие настроения депутатов 3 июня 1907 царь подписал манифест о роспуске думы и об изменении избирательного закона. Государственный переворот 3 июня 1907 означал конец революции.

    III госдума 1907-12; 442 депутата , председатели Хомляков , Гусков , Родзянко ( октябристы )

    IV госдума 1912-17 председатель Родзянко , дума распущена временным правительством всвязи с началом выборов в учредительное собрание

    Деятельность III думы :

    3.06.07 изменение избирательного закона

    2 большинства в думе : право-октябристское и октябристско-кадетский блок

    партийный состав : октябристы , черносотенцы , кадеты , прогресисты , мирнообновленцы , социал-демократы , трудовики , беспартийные , мусульманская группа , депутаты от Польши

    Наибольшее кол-во депутатов имела партия октябристов ( 125 человек ) .

    За 5 лет работы утверждено 2197 законопроектов.

     

     


    Похожие статьи:

    poznayka.org

    Государственная дума XX века

    Санкт-Петербургский  Государственный

    Университет Водных коммуникаций

    Кафедра отечественной истории, политологии  и социологии

     
    Реферат на тему: «Государственная дума XX века»
     
     
     
     
     
     
     
     
    Санкт-Петербург

    2011

     

    Оглавление

    Введение 2

    Государственные думы в России в начале XX века 4

    Заключение 20

    Список использованной литературы 22

     

         В рамках истории  российского парламентаризма белым  пятном для современной науки  остается тема выборов в Государственную  Думу. Выборы в 1 Государственную Думу были первыми общероссийскими выборами: ни у власти, ни у политических партий подобного опыта еще не было.

         Первые 2 избирательные кампании проходили  в условиях революции: как поведет  себя избиратель, насколько реально  смогут оценить ситуацию партии, какую  роль возьмет на себя в этом событии  власть и как избранные депутаты смогут отстоять интересы своего избирателя, вот неразрывно связанные между собой вопросы, ответы на которые могут дать характеристику российскому конституционализму.

         На  пути конституционного строительства  в России важнейшими вехами стали: Манифест 17 октября 1905 года, провозгласивший  введение гражданских свобод и организацию  законодательного органа, а именно Государственной думы, ограничивающего  монархическую власть и Основные законы 23 апреля 1906 года, определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы  для императорской власти.

         В Основных законах отмечалось, что  вместе с Думой и Государственным  советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает  силы. Государственный совет был преобразован в феврале 1906 года, а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух парламентов, двух присутствий и канцелярии.

         В течение многих десятилетий изучение истории Государственной думы всех ее четырех созывов (1906 - 1917 гг.) имело академический характер. Но когда в стране появилась Государственная дума, это изучение приобрело и большое практическое значение.

         Основная  задача исторической науки заключается  в том, чтобы, опираясь на объективный  анализ выявленных факторов, дать оптимальный  прогноз развития того или иного  явления, вскрыть причины тех  или иных явлений в настоящем.

         Поэтому в настоящей работе сделана попытка  описать историю появления и существования Государственной думы.

     

    История появления Государственной  Думы в России

     

         К народному представительству люди стремились с далекой древности. В Новгороде и Пскове, Москве и  Рязани, в Киеве и Владимире  собиралось народное вече, чтобы решить, кого призвать на княжение, собирать ли в поход дружину, увеличивать  ли подати и т.д. В известной степени  продолжением этой формы представительства  был Земский собор. Постепенно в обществе вызрела идея выборности соборов: к концу XIV в. Земские соборы стали выбирать по сословиям. А к концу XVII в. деятельность соборов отмирает. На смену им приходит Сенат Петра I, который взял на себя функции законодательного органа. Через Сенат Петр проводил все свои реформы. Столь же самодержавно правила и Екатерина II, она предприняла некоторые шаги в сторону формирования выборных общественных органов, в первую очередь в лице «Уложенных комиссий».

         Попытка поставить  страну на конституционный путь была предпринята при Александре I. На 1 сентября 1810 г. было даже запланировано  открыть Государственную Думу, созданную, по идеям М.М. Сперанского. Активное конституционное брожение в кругах дворянства после победоносного марша в 1813 году по Европе испугали царя. Активный поиск конкретных форм конституционного устройства был отложен до начала XX века.

         В августе 1905 года, император Николай II издал манифест, провозгласивший создание в России Государственной Думы как «законосовещательного представительного органа». Монарх дал знать всем просвещенным слоям Российской империи и всему цивилизованному миру, что он согласен с идеей создания в стране парламента.

         Это было знаковое событие в политической истории России, ведь после упразднения  Петром I земских соборов страна очень долгое время жила вообще без  общенационального представительного  учреждения.

         Николай II не отличался  волевым характером и не придерживался  прогрессивных политико-правовых взглядов. Он решился встать на путь конституционной  реформы не по зову реформаторства, которого у него просто не было, а  под напором революционных событий. Царское правительство не смогло устоять перед «воспалением страстей и крайними обстоятельствами» и в спешном порядке разработало правовые акты о создании Государственной Думы. Это стало возможным благодаря русской революции 1905 года. Одна из газет того времени назвала учреждение Думы «великим даром революции». Этот «дар» предназначался не царю с его властвующей бюрократией и, разумеется, не народу, а повзрослевшей российской элите. Именно она давно желала заполучить реальные политические права для участия в управлении государственными делами.

         Само название будущего парламента – «Государственная Дума» - было взято у М.М. Сперанского. Еще в 1809 году великий реформатор предложил создать в России стройную и единую по вертикали и горизонтали представительную систему власти от волостных дум вплоть до Государственной Думы. Но этому предложению не суждено было сбыться. Государственная Дума образца августа 1905 года выглядела «как древо без корней, ибо не имела, в отличие от проекта Сперанского, соответствующих структур в губерниях, уездах, волостях».

         В России в начале XX века исполнительная и законодательная власти не обособлялись: император возглавлял правительственную  власть, он же сохранял высшую законодательную  власть. В этом отношении возникновение  совещательных государственных  структур (Государственного Совета, Кабинета Министров, Сената, а потом и Государственной  Думы) означало начало внедрения в  государственную жизнь империи  принципа разделения властей.

         Историческое  значение утвержденных правовых актов  об учреждении и избрании Государственной  Думы заключалось в том, что в  систему верховного управления, наряду с единодержавием, была введена новая  представительная структура власти, которая опиралась на избрание. Несмотря на свой совещательный характер, Государственная Дума наделялась правом отклонения законопроектов большинством в две трети голосов. А это уже было, пусть и умеренным, но ограничением абсолютной власти монарха в области законодательства.

         Это был самый  первый шаг к установлению в России конституционной монархии. Именно за ним последовало издание манифеста 17 октября 1905 года, принятие новых более  прогрессивных актов о формировании Государственной Думы, преобразование Государственного Совета, утверждение  новой редакции Основных законов  Российской империи.

         Восхищенный изданием царского манифеста об учреждении Государственной Думы, известный  русский публицист А.С.Суворин  писал 20 августа 1905 года в «Новом времени»: «Зажглась заря нового дня, когда голос русского народа будет слышен не только во всей России, но и во всем мире. Русский народ выстрадал этот призыв к законодательной работе множеством лет своего роста и своей работы в поте лица, в напряжении всех сил, физических и нравственных».

         Однако  «заря нового дня» светила недолго. Благодаря революции 1905 года Государственная Дума появилась на свет, но в результате февральской революции 1917 года она была упразднена.

    Изменения в государственном  управлении в 1905 – 1906 гг.

     

         Система представительных учреждений вводилась в России рядом государственных актов, начиная с Манифеста 6 августа 1905 года и кончая Основными государственными законами 23 апреля 1906 года. По первоначальному проекту (6 августа 1905 года) Государственная дума предполагалась как законосовещательное установление, избираемое на основе цензового представительства от трёх курий. Обострение политической ситуации вскоре потребовало пересмотра проекта. 17 октября 1905 года принимается Манифест об усовершенствовании государственного порядка, провозгласивший: дарование свободы совести, слова, собраний и союзов; привлечение к выборам широких слоёв населения; обязательный порядок утверждения Государственной думой всех издаваемых законов.

         19 октября 1905 года был утвержден указ «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений». В соответствии с ним Совет министров превращался в постоянное высшее правительственное учреждение. Устанавливалось, что законопроекты не могут быть внесены в Государственную думу без предварительного обсуждения в Совете министров.

         11 декабря 1905 года  в разгар вооруженных столкновений  в Москве был издан закон  о выборах в I Государственную  думу. По этому закону выборы  были не прямые, не равные, не  всеобщие и не демократические.  И все же данный закон расширил  избирательные права путем установления  четвертой курии – рабочей,  от которой избиралось около  3% депутатов. Более 40% депутатов  Думы избирало крестьянство, которое  царские сановники по-прежнему  считали главной опорой государства  и престола. Была сохранена цензовая  система и сословный принцип.

         Так же были сохранены  общие ограничения в избирательном  праве, установленные в августе 1905г. Целые слои населения – женщины, военнослужащие, так называемые «бродячие  инородцы» (т.е. кочевники – скотоводы) – лишались права избирать и быть избранными. Выборы предполагались двухступенчатые, отдельные по губерниям и областям и по крупным городам. Число выборщиков, участвующих в собраниях по губерниям и областям, было установлено специальным списком по каждой административной единице отдельно. Для собраний выборщиков по городам устанавливалась единая квота: по 160 человек в столицах и по 80 человек в остальных городах.

         Что касается членов Государственной думы, избираемых выборщиками на собраниях, то их число было определено отдельным  списком по каждой губернии, области, городу. Всего в списке значилось 412 мандатов, в том числе 28 от городов.

         Хотя ряд ограничений  на участие в выборах в Думу нельзя признать разумными, в частности, отстранение от выборов лиц администрации  и полиции, тем не менее их общая  социальная направленность очевидна: не допустить в Думе смуты и  вольнодумства. Этим целям в первую очередь служили высокий имущественный и возрастной ценз и недопуск к участию в выборах студентов, ограничение числа членов Думы, избираемых от городов.

         20 февраля 1906 г. было принято  новое положение о Государственной  Думе, призванное реализовать обещания, данные в Манифесте 17 октября  1905 г. Однако в полной мере  это сделано не было. Дума наделялась  законодательными правами (а не  законосовещательными, как это было  по Закону от 6 августа 1905 г.), но  законопроекты, принятые Думой  подлежали утверждению в Государственном  Совете и императором. Дума  рассматривала бюджет и отчет  по нему, что ограничило право  императорской власти бесконтрольно  распоряжаться финансами.

    stud24.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о