Таблица культура россии второй половины 19 века: ТАБЛИЦА-Культура России в первую и вторую половину XIX века (10 класс)

Содержание

Культурное пространство империи во второй половине XIX века: художественная культура народов России. | Материал по истории (9 класс):

Опубликовано 22.04.2020 — 18:46 — Емельянова Наталья Ивановна

Тема: Культурное пространство империи во второй половине XIX века: художественная культура народов России.

Источник: История России, 9 класс (учебник). Часть 2-я.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Культурное пространство империи во второй половине XIX века: художественная культура народов России.

Источник: История России, 9 класс (учебник). Часть 2-я.

Параграф 32 «Культурное пространство империи во второй половине XIX века: художественная культура народов России»

Задание: прочитать параграф и выполнить задания  в тетради. В тетради должно быть указано:

  • Название темы.
  • Выполнены задания

Задание 1.  Выделите особенности развития культуры народов России во второй половине XIX века.

Задание 2. Заполните таблицу «Основные жанры живописи»

Жанр

живописи

Представитель (персоналий)

Произведения

Критический реализм

Пейзаж

Исторические сюжеты

Народные сказания

Задание 3. Заполните таблицу «Архитектура и скульптура второй половины XIX века».

Направление

Представитель (персоналий)

Произведения

Задание 4.  Перечислите выдающихся композиторов второй половины XIX века и их произведения.

Задание 5. Заполните таблицу, в которой укажите характерные особенности художественного исполнения изделий российских промыслов во  второй половине XIX века.

Художественные промыслы

Дымково

Палех

Хохлома

Гжель

Сергиев Посад

Сделайте вывод о достижениях художественной культуры Российской империи во второй половине XIX века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 9 классе с применением информ@ционных технологий «Орёл — культурные достопримечательности города во второй половине хх века»

Культурно-архитектурное становление города Орла во второй половине ХХ века. ..

Презентация по теме: Общественное движение в Российской империи во второй половине 19 века.

Материал расчитан на два урока в 10 классе и предсталяет из себя подробное изложение заявленной темы. Урок начинается с рассмотрения изменения в общественном сознании людей того времени, с рассмотрени…

МБОУ «Всходская ОСШ» Художественная культура народов России второй половины XIX века.(урок МХК в 11 классе)

МБОУ «Всходская ОСШ» Художественная культура народов России второй половины XIX века.(урок МХК в 11 классе)…

«Орёл – культурные достопримечательности города во второй половине ХХ века»

Виртуальное путешествие по городу Орёл…

Культурное пространство Российской империи во второй половине XIX века

Сборник рабочих листов по модулю «Культурное пространство Российской империи во второй половине XIX века». Будет удобен для организации самостоятельной работы учащихся, для дифференциации по…

Культурное пространство империи во второй половине XIX века: достижения науки и образования (История России.
9 класс)

Тема: Культурное пространство империи во второй половине XIX века: достижения науки и образования  (История России. 9 класс)Источник: История России, 9 класс (учебник). Часть 2-я.Параграф 30 &laq…

Культурное пространство империи во второй половине XIX века: русская литература (История России. 9 класс)

Тема: Культурное пространство империи во второй половине XIX века: русская литература (История России. 9 класс)Источник: История России, 9 класс (учебник). Часть 2-я.Параграф 31 «Культурное прос…


Поделиться:

 

Культура России второй половины XIX в. Просвещение, библиотеки и музеи, наука, путешественники

«Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание». Владимир Даль.

Реформы 60-70-х годов 19 века имели последствия во всех сферах жизни Российской империи. Коснулись они и сферы культуры, которая перестала быть элитарной и охватывала широкие слои населения. Культура становилась всё более демократичной и чутко реагировала на важные государственные проблемы.

В ходе урока вы узнаете о просвещении, печати, библиотеках и музеях, науке и русских путешественниках.

Просвещение. Наиболее ярко демократизация культуры проявилась в просвещении. В России была создана сеть начальных школ: земских, церковно-приходских и школ Министерства народного просвещения.

Распространены были воскресные школы, где образование получали представители взрослого населения, среди которых были солдаты и рабочие. Эти действия привели к росту грамотности среди населения. В конце 19 века этот показатель достиг 20 процентов.

Дальнейшее развитие получила система среднего образования. Выпускники мужских гимназий имели право поступления в университет.

В реальных училищах получали образование, ориентированное на практические занятия торговлей и промышленностью. Создание таких училищ было обусловлено развитием пореформенного хозяйства.

Подобная тенденция прослеживалась и в высшем образовании. Всё большее значение приобретали технологические вузы. Среди них можно выделить Технологический институт и Институт инженеров путей сообщения.

Новым явлением для России стало женское образование. В 1872 году были организованы Высшие женские курсы профессора Герье. Главной целью этих курсов было просвещение женщин. В основном там преподавались гуманитарные дисциплины. Выпускницы курсов получали право преподавать в гимназиях. В 1878 году в Петербурге были открыты Бестужевские курсы. Принимались на них девушки, окончившие гимназию и старше 21 года.

С развитием революционного движения появились противники народного образования. В 1887 году был принят «Циркуляр о кухаркиных детях». По нему рекомендовалось при приёме детей в гимназии учитывать, смогут ли их родители обеспечить обучение. Таким образом, можно было прекратить получение гимназического, а потом и университетского образования, детьми простого народа. Эта мера была принята для ограничения появления среди студентов разночинцев, которые были заражены революционными идеями.

Печать, библиотеки и музеи. Рост грамотности вызвал бурный интерес к книжным изданиям. Росли тиражи и темпы книгопечатания.

Одним из крупнейших издателей конца 19 века был Флорентий Павленков. Он издавал научно-популярную литературу, собрания сочинений классиков и серию «Жизнь замечательных людей».

Росла популярность газет и журналов. В конце 19 века в России выходило сто пять ежедневных газет. Появились журналы, в которых в доступной форме рассказывалось о науке, искусстве и окружающем мире. Тираж журнала «Нива» достиг ста тысяч экземпляров.

Демократическую направленность приобрело библиотечное дело. Создавались бесплатные народные библиотеки. Одной из крупнейших стала Публичная библиотека в Москве, открытая в 1860-е годы.

Во второй половине 19 века важную роль играли музеи. Произведения искусства стали доступны широким кругам населения.

В 1865 году свободное посещение было введено в Эрмитаже, где находились известные произведения западноевропейской живописи.

В 1892 году Павел Третьяков, собравший большую коллекцию русской живописи, передал её в дар Московской городской думе.

В 1895 году указом Николая II был создан Русский Музей Императора Александра III, известный сейчас как Государственный Русский музей. Экспозиция находилась в здании Михайловского дворца.

В основу Литературно-театрального музея легла коллекция Алексея Бахрушина по истории русского и западного театра.

Собирательство предметов искусства в основном было распространено в купеческой среде. Зачастую оно носило черты меценатства – поддержки деятелей искусства.

Музейное дело было направлено и на популяризацию науки. Этому способствовало создание Исторического и Политехнического музеев.

Наука. Во второй половине 19 века расцвет переживала наука. Важную роль играли различные научные общества, например математическое или химическое. Новым явлением в этой сфере стали всероссийские съезды учёных, которые давали возможность обмена опытом.

Основным доказательством роста научных знаний был ряд открытий, совершённых в рассматриваемый период.

Пафнутий Чебышёв был выдающимся математиком и физиком. Он изобрёл стопоходящую машину, имитирующую движения животного. Впервые она была представлена в 1878 году на Всемирной выставке в Париже и стала первым в мире шагающим механизмом. Также Чебышёву принадлежит изобретение гребного механизма, который изображал движение вёсел, самокатного кресла и арифмометра. Именем учёного в 2008 году был назван суперкомпьютер «Скиф МГУ Чебышёв».

Александр Попов 7 мая 1895 года во время заседания Русского физико-химического общества в Петербурге продемонстрировал изобретённую им модель радиопередатчика. Этот день в России объявлен Днём радио.

Павел Яблочков изобрел «Свечу Яблочкова», которая принесла ему мировую известность. Это была лампа накаливания без регулятора. Создать её и получить патент Яблочков смог в Париже, а 15 апреля 1876 года «свеча» была впервые представлена обществу в Лондоне. С этого дня началась мировая слава нового источника света.

Дмитрий Менделеев открыл периодический закон химических элементов, чьи свойства были можно было описать, опираясь на периодическую таблицу.

Иван Сеченов и Иван Павлов занимались исследованиями деятельности головного мозга и нервной системы.

Климент Тимирязев стал основателем русской школы физиологии растений. Он изучал явления, находившиеся в основе жизни растительного мира.

Василий Докучаев стал основоположником науки о свойствах почв.

Особо стоит выделить деятельность русских историков. Сергей Соловьёв в течение 30 лет работал над «Историей России с древнейших времён».

Василий Ключевский в 1899 году выпустил «Краткое пособие по русской истории». Вышло оно в четырёх томах и охватывало период до правления Екатерины II.

Еще одним крупнейшим историком был Николай Костомаров, занимавшийся исследованием народных движений. Также много внимания он уделял изучению биографий исторических деятелей. Костомаров стал автором «Русской истории в жизнеописаниях её главных деятелей».

Событием в науке и общественной жизни стал выход «Толкового словаря живого великорусского языка», составленного Владимиром Далем.

Русские путешественники. Во второй половине 19 века продолжались научные и географические исследования, организовывались новые экспедиции.

Большое внимание уделялось изучению Северного Ледовитого океана. Этим в конце 19 века занимался адмирал Степан Макаров. По его проекту был построен ледокол «Ермак», на котором Макаров совершил экспедицию к Земле Франца-Иосифа.

Значительными были успехи в изучении Центральной Азии. Пётр Семёнов-Тян-Шанский возглавлял экспедицию на Тянь-Шань. Её результатом стало открытие ранее неизвестных гор, ледников и озёр. В трудах, созданных под его руководством, таких как «Географическо-статистический словарь Российской империи» и «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества», даётся детальное описание населённых пунктов и жителей всех уголков империи.

Одним из выдающихся путешественников был Николай Пржевальский. Первую свою экспедицию он совершил в 1867 году в возрасте 28 лет. Он отправился в Усурийский край, где вёл орнитологические наблюдения и описывал жизнь местного населения.

В 1870 году Пржевальский находился в Центральной Азии, где изучал реку Хуанхэ, исследовал горные хребты.

Помимо географических описаний, Пржевальский собрал богатый ботанический материал. Им были открыты новые виды животных – дикий верблюд, лошадь, названная в честь учёного, и медведь-пищухоед. Николай Пржевальский начал научное завоевание ранее неизвестной местности, которая представляла для России интерес.

Золотой Константиновской медалью был награждён Иван Мушкетов за исследования Туркестанского края. Он стал составителем первой геологической карты этой местности.

Одной из самых ярких и неутомимых личностей конца 19 века был Николай Миклухо-Маклай. Одним из самых знаменитых его путешествий стала экспедиция в Новую Гвинею.

На побережье, где ещё никогда не бывали европейцы, он построил себе дом, в котором жил в течение нескольких лет. Миклухо-Маклай лечил аборигенов, давал им многочисленные советы. Параллельно он занимался антропологическими исследованиями местного населения.

Позже он изучал народы Филиппинских островов, Меланезии и Микронезии. Учёный смог доказать видовое единство человечества.

Давайте подведём итоги.

В конце 19 века уровень грамотности населения России достиг 20 процентов.

Рост грамотности вызвал бурный интерес к книжным изданиям. Росли тиражи и темпы книгопечатания.

Во второй половине 19 века важную роль играли музеи. Произведения искусства стали доступны широким кругам населения.

В конце 19 века был совершён ряд научных открытий, имевших практическое применение.

Основные географические исследования велись в Северном Ледовитом океане, Центральной Азии.

история возникновения и развития, классификация, устройство

Самовар не просто часть прошлых гастрономических традиций, он стал культурным явлением в нашей стране. Воспетый литературными классиками, показанный в лучших картинах художников – он вошел в геном русского человека.

Во многих семьях еще жива память о совместном чаепитии со старшим поколением и их старинных самоварах. Некоторые счастливчики до сих пор хранят семейные реликвии. Эта часть нашей общей истории согрета теплом живых воспоминаний о близких нам людях и дорогих им вещах.

Значение слова «самовар», несмотря на солидный возраст, до сих пор всем понятно. Он отражает функциональность продукта — «он готовит».

Это также показано в диалектных версиях. Ярославцы называли его «самогар» («сам обжигается»), вятичи «самогрей» («сам топит»), курчане — «самокипец» («сам кипит»). И даже на татарском языке его называли «сеть», то есть «чайник». Кстати, некоторые исследователи считают, что именно от этого слова происходит этимология русского «самовар».

История самоваров

Многие из нас воспринимают этот предмет как изобретение мастеров нашей страны. Увы, это не так.

Появление устройств для кипячения воды

Документы свидетельствуют о том, что впервые в Китае появились изделия, сочетающие резервуары для воды и угля с отводной трубой. Названные «хого», они распространились на территорию Японии и современного Ирана. А первой реликвии, дошедшей до археологов, было 3600 лет, и она была найдена в сельской местности Азербайджана.

Древний Рим


Аутепса («само + кипячение», «само + заваривание») — так назывался сосуд, в котором древние римляне нагревали воду. Как и большинство вещей того периода, он не был лишен изящества. Высокие витые ножки, пузатая чаша в виде тыквы, богатый декор — они могли бы украсить стол знаменитого горожанина. Но использование было не таким удобным, как русское изобретение — у него не было крана! Внутри было два отсека — в один грузили горящие угли, в другой воду. Совок у него были совки. Но был и другой «вариант» — летом вместо угля бак наполняли льдом и пили охлажденные напитки.

Россия и Российская империя

Распространяется легенда, что самовар привез в Россию Петр I, но документы говорят, что он появился через полвека после смерти последнего русского царя. Производство началось после того, как тульский промышленник Демидов уехал на Урал, где с местными кузнецами выковал первую самонагревающуюся конструкцию. Позже ее нашли среди имущества Демидовых. Спустя годы здесь появится Суксунский самоварный завод и Суксунская форма — в виде античной амфоры.

Через 77 лет после первых опытов Демидова братья Лисицыны открыли в Туле первое ручейное производство, поэтому Тула считается родиной русских самоваров.

Фабрики известных купцов в Туле       

Глядя на их путь, многие тулы повторяют успех Лисицыных. Один за другим ремесленники дорастают до фабрикантов. Многие из них являются очень опытными инженерами и предлагают свои ноу-хау. Итак, автором считается:

  • Керосиновые системы Teilo;
  • конструкции с выносом паричного кувшина;
  • новинки братьев Черниковых и производителя Волошина с выходным жаровнем для быстрого разогрева;
  • духа модели братьев Шемариных и производителя Капырзин.

Первоначально для производства использовались тонкие листы красной и зеленой меди, применялся мельхиор. Но это были дорогие материалы, поэтому мастера перешли на латунь. Продавали продукты на развес: чем больше, тем дороже. Основным каналом сбыта тульских ремесленных династий были ярмарки: Нижегородская и Макарьевская.

Внешний вид самоваров на жидком топливе

Став центром самоварного ремесла, Тула продолжила ориентацию на открытия и усовершенствования. Так, в 1807 году заводская линия Рейнгольда Тейла выпустила новинку с баком для керосина. Она сразу же вышла за границу и широко продавалась в российских регионах, где этот вид топлива оставался дешевым, например, на Кавказе.

Советское время

После революции частные фабричные линии были закрыты. Почти 2 года отрасль не развивалась. Только в 1919 января новое руководство страны образовало государственный союз самоварных заводов. Правда, к немедленному прорыву это не привело. Через 3 года на национализированном медеплавильном казенном заводе в Кольчугино был выпущен первый советский самовар, но дореволюционных успехов промышленность не добилась.

Спустя 15 лет в результате разделения производства появился тульский завод «Штамп». В период после Второй мировой войны она остается последней линией самоваров в стране. С 1959, в ее ассортименте появились электрические модели, а с 1964 года запущена сувенирная серия «Ясная Поляна». Пожарные модели стали уходить с горизонта в связи с оснащением новостроек кухонными печами.

Современность

За последние 20 лет вновь стал возрождаться интерес к самоварной тематике. В Туле создан музей истории «Тульский самовар», в Касимове действует постоянная экспозиция, посвященная русским ремесленным традициям самоварщиков. Антикварные коллекции частных коллекционеров старого Михаила Борщева и Николая Полякова расположены в Щекинском районе Тульской области и Городце Нижнего Новгорода.

С 2005 года — уже 13 лет — на Тульском патронном заводе действует участок, где снова работает самоварное производство. И, конечно же, Тула по-прежнему богата частными мастерами, хранящими династические секреты и тонкости древнерусского ремесла.

Особенности производства первых самоваров в России

Судя по документам, первые образцы были выдолблены из медного куба. Но довольно быстро эта варварская технология была усовершенствована. Начали с того, что вырезали листы меди и собирали из них, как из ткани. Не вся медь могла пойти в банку.

У мастеров была хитрость: лист царапали шилом. Желтый цвет и непрерывность царапин говорили о том, что материал подходит. Прерывистая бледная линия указывала на присутствие оксида меди. При этом крой подходил для изготовления жаровни или мелких деталей.

Футерованные по меркам листы нарезаны, свернуты в цилиндр. Зубья делались по краям, ими скреплялись разные детали: проходили молотком, потом паяли в кузнице. Неровности шлифовались, снова выковывались, конструкция прокалялась и охлаждалась. В процессе задействовано 7 узкоспециализированных мастеров.

  • Навигатор отвечал за складывание и сращивание листов.
  • Лудильщик покрыл самовар изнутри тонким слоем жести.
  • Токарная полировка поверхности на специальном станке.
  • Поворотный стол повернул его.
  • Механик отвечал за мелкие детали: ручки, краны.
  • Коллектор собрал «детали» воедино и спаял их.
  • Уборщица устроила им презентацию.
  • Токарь заточил деревянные конусы на крышках, для чего их снял, чтобы не обжечься.

Каждый из мастеров работал дома. В рамках заводской линии выполнялись только сборные операции. Раз в неделю рабочий объезжал дворы, собирал детали и отвозил их к сборщику.

Классификация самоваров

Их несколько. Основные из них предполагают следующее деление.

  • Дрова (на угле, дрова). В них топливо закладывается в специальную трубу. Этому дизайну 300 лет.
  • Электрический. Приверженцы классической технологии считают, что их правильнее называть чайниками особой формы, а не самоварами. Подача тепла обеспечивается нагревательным элементом, проходящим через сосуд.
  • Комбинированный. Дайте возможность выбрать один из двух предыдущих видов отопления.
  • Антиквариат. Это подлинные редкие серийные модели прошлых лет. Особенно ценятся отреставрированные экземпляры с клеймом владельца, императорского двора, мастера и т.п.
  • Сувенир. Точно повторяют все детали этих самоваров, но имеют уменьшенные размеры. Их покупают в подарок или как предмет коллекционирования. Есть сверхмалые чудеса. Модель диаметром 1,2 мм изготовил русский «левша» Николай Алдунин из 12 золотых деталей. Копию, попавшую в Книгу рекордов Гиннесса, выполнил мастер из Москвы. Он был высотой 4 мм, и это сработало! На выходе была 1 капля горячей воды.
  • Авторский дизайн. Некоторым мастерам прошлого удалось изобрести новые инженерные решения, внешний дизайн самоваров. Их фантазии воплотились в образцах ручной работы, которые сегодня имеют особую ценность.

Самовары общего назначения

Несмотря на различие описанных видов, их конструкция состоит из примерно одинаковых элементов.

  1. «Варочная панель». Венчает самый верх самовара. В нем есть чайник, чтобы чай не кипел, а настаивался в тепле. Если чайник не ставили, а конфорку закрывали крышкой («тушили»), через нее в кувшин поступал воздух через многочисленные отверстия.
  2. «Круг» или крышка. Кольцо, надеваемое на самовар в верхней части, закрывающее бак с водой.
  3. «Паровой». Клапан для выпуска пара, расположенный на крышке. Иначе его называют «манекеном».
  4. «Хватка» — выступающая часть с деревянным конусом, для которого снимается круг. Даже гвозди, которыми фиксируются шишки, имеют свое название – «бусинки».
  5. «Стена». Водный танк. Его еще называют «тело», «тело».
  6. «Кувшин» или трубка-жаровня. Внутреннее отделение, куда кладут угли, дрова, щепки, ароматные еловые шишки.
  7. «Ручки». Для них самовар несут.
  8. «Крантик». Конусообразный кран, через который наливается кипяченая вода.
  9. «Филиал». Затейливая, часто с узорами или фигурной резьбой ручка, которой крутится кран, дующий или перекрывающий воду.
  10. «Мука». Круглая выступающая пластина-переходник с крана на «кузов».
  11. «Шейка». Переход от корпуса к дну самовара. Он выполнен с отверстиями для спуска лишнего тепла и циркуляции воздуха. Звали их Поддуваловы.
  12. «Поддон» или основание. Круглая часть, равномерно распределяющая вес самовара на четыре опорные ножки.
  13. Низ. Находится внутри, между поддоном и горловиной. В этом месте скапливается зола и продукты сгорания, которые можно очистить.
  14. Ноги.
  15. Боковая трубка. Она добавилась в конструкцию только в 19 веке и дала воздушную тягу. Из-за этого вода закипала быстрее.

Самовары в культуре и искусстве

Являясь колоритным элементом городской и сельской жизни 19-20 веков, самовар неоднократно фигурировал в произведениях искусства. Иногда как главный герой. Кто не помнит знаменитую кустодиевскую «Купчиху к чаю»?

Этот же образ воплощен в фильме «Женитьба Бальзаминова». Сцена чаепития героинь Лидии Смирновой и Нонны Мордюковой словно исчезла из череды полотен Бориса Кустодиева. Такие же тонкие блюдца, яркие цвета, пузатый самовар, стол, полный вкусностей. На эту тему художница написала не одно, а несколько полотен, настолько она это заняла. И не только его: Петров-Водкин, Коровин, Маевский рисовали сцены из жизни, где самовар просил повода для общения.

Уважать эту утварь учат с детства. В книгах Чуковского самовар мудрый, добродушный и авторитетный («Федорино горе»), берущий на себя роль Хармса («Иван Иванович Самовар»). Не забыт он и в литературе для взрослых. Гоголевские «Старосветские помещики» проводят не одну приятную минуту у его кипящего бока. Леонид Андреев в известном очерке «Москва. Мелочи жизни» олицетворяет самобытность России в образе самовара.

Отношение русского человека к самовару образно выразило устное народное творчество. Например, поговорки — «Где самовар чай, там и под елью рай», «С самоваром-буяном разговор важнее, а жизнь веселее». Не отличаясь богатством, простой человек находил для себя духовные радости в соседских чаепитиях. Теплота общения сочеталась с теплом самовара и создавала ощущение полноты жизни.

***

Самое интересное, что этот образ настолько укоренился в сознании россиян, что и сегодня некоторые из нас возрождают традиции семейного чаепития с самоваром. А другие создают современные идиоматические выражения с предметом, который переходит от повседневной жизни к статусу винтажа.

Фразы «Я и моя Маша у самовара», «Поставь деду самовар, будем слушать Manowar» относительно недавно пошли в народ. И это явление, не имеющее аналогов в культурной жизни страны. Он говорит о готовности молодого поколения интегрировать общепринятые традиции в современный опыт.

Это свидетельствует о многом — самовар рано списывать со счетов и отправлять в разряд редких книг. Он по-прежнему с нами: и как часть культуры, и как часть жизни.


Элемент порядка | Институт истории науки

В середине 19-го века в большинстве стран Европы, Великобритании и США прогрессом назывались технология, торговля и человеческая свобода. Еще не объединенные германские государства становились конкурентами традиционных научных центров Франции и Великобритании. Даже Россия начала поддаваться ветру перемен, несмотря на то, что она была автократическим, в основном аграрным обществом, где крепостные были привязаны к земле, которую они обрабатывали, а государственная цензура была нормой.

В это время двое молодых людей начали свой профессиональный путь. В 1850 году подросток из Сибири начал изучать химию в Санкт-Петербурге, столице России. В 1860-е годы ныне городской провинциал стал чиновником в царском правительстве. Он был преданным учителем, осознавая отсутствие хороших учебников на русском языке. В 35 лет, чтобы облегчить жизнь своим ученикам, он написал учебник по химии на своем родном языке, который содержал простую таблицу с классификацией элементов.

Тем временем другой человек, немец, изучал медицину в Швейцарии, а затем химию в немецких землях под руководством двух великих ученых этого региона: Роберта Бунзена и Густава Кирхгофа. Он тоже стал учителем, переключаясь между различными немецкими университетами, и написал учебники по химии, первый из которых содержал простую таблицу с классификацией элементов.

Дмитрий Менделеев и его знаменитая таблица Менделеева.

Коллекция Эдгара Фахса Смита, Кислакский центр специальных коллекций, редких книг и рукописей, Пенсильванский университет; Институт истории науки

Оба мужчины сейчас важные имена в истории науки: Дмитрий Менделеев и Юлий Лотар Мейер. Каждый человек создал периодическую систему элементов. И хотя первая версия его таблицы Мейера появилась в 1864 году, а Менделеева — только в 1869 году, именно Менделеев стал широко известен как единственный родитель периодической таблицы. Но это не история о несправедливости, о человеке, который так и не получил должного. Вместо этого он раскрывает изменяющуюся природу химии. Далее следует рассказ, который подрывает наши представления о том, кто и что делает великого ученого, и опирается как на язык, так и на науку.

Два химика

В возрасте 15 лет Менделеев приехал из Тобольска, старой столицы Сибири, самого необычного места для знакомства с начинающим химиком. Его мать, ища возможности для своего умного сына, отвезла его в Санкт-Петербург для получения образования, где он занимался науками, особенно химией. После жалких двух лет преподавания незаинтересованным старшеклассникам в Крыму Менделеев добился получения субсидируемой государством постдокторской должности, которая привела его в Гейдельберг.

Мейер, в отличие от Менделеева, происходил из семьи, склонной к науке. Мейер работал садовником, когда мигрень вынудила его на время бросить школу. После этого он пошел стандартным путем для немцев, намеревающихся стать профессорами, лишь немного отклоняясь в широте своих химических интересов и в количестве мест, где он учился: Цюрих для общей химии и германские земли для физиологической химии, физической химии, и физика.

Образование Мейера привело его к большему количеству теоретических рассуждений, чем обычно для химика, определенно больше, чем испытал Менделеев, но для стороннего наблюдателя он следовал странствующей и немного скучной университетской жизни человека, утвердившегося в качестве профессора в Германии. Менделеев, однако, пошел далеко не по предсказуемому пути профессора химии. Он был вынужден найти себе место среди давно сложившейся элиты Санкт-Петербурга, где и провел остаток своей жизни. Менделеев преподавал химию, много публиковался, умел общаться с общественностью и зарекомендовал себя как универсальный интеллектуал по научным темам, включая нефтедобычу, сельское хозяйство и даже сыроделие. О Менделееве известно гораздо больше, чем о Мейере (у первого сохранились все его записи, записи и письма, относящиеся к первым намекам на возможности его периодической системы).

Царская эмансипация крепостных в 1861 году привела к быстрой урбанизации и началу промышленной революции, когда бывшие крепостные, составлявшие 80% населения России, перебрались в города в поисках экономических возможностей. Россия ощущала первые толчки сейсмического культурного сдвига, который ускорит ее переход от сельскохозяйственной страны к индустриальной. Эти изменения открыли возможности для человека менделеевского темперамента и навыков. Менделеев преподавал в Санкт-Петербургском университете, но он также консультировал государство по таким связанным с наукой темам, как тарифы на ввозимые химикаты, детали для химических заводов и растущая нефтяная промышленность. Наряду с этими экономическими преобразованиями произошли и политические, которые привели к частичной либерализации — хотя и не демократизации — государства. Цензура прессы была ослаблена, университеты реформированы, а образование расширилось, чтобы создать техническую элиту, которая построит заводы, которые модернизируют Россию, оставшуюся под контролем царя.

И эта система понравилась Менделееву. «Он хотел, чтобы царь твердо держал власть», — говорит историк Михаил Д. Гордин, автор книги «Хорошо упорядоченное дело: Дмитрий Менделеев и тень периодической таблицы ». «Он был за прогресс, за модернизацию, за либерализацию экономики. Он не был сторонником демократии. Он видел зачатки парламента в 1905 году, и он ему не понравился». Менделеев хотел, чтобы Россия экономически конкурировала с Англией и Германией, или, как он выразился в последние годы своей жизни, «догнала и перегнала».

Юлий Лотар Мейер и его не очень известная периодическая таблица.

Йельский университет, Медицинская библиотека Харви Кушинга/Джона Хэя Уитни; Коллекция Эдгара Фаса Смита, Кислакский центр специальных коллекций, редких книг и рукописей, Пенсильванский университет

В 1870 году, когда германские государства объединились в одну нацию в результате франко-прусской войны, Мейер был профессором химии Политехнический институт Карлсруэ. Он поделился своими медицинскими навыками с новорождённой нацией, создав временный госпиталь для раненых на войне. Как и Менделеев, он видел свой мир политически и экономически преобразованным, но, в отличие от Менделеева, он никогда не был частью общественной жизни. «Он был классическим университетским профессором, — говорит Гордин. «Он преподавал большие курсы, консультировал многих студентов, писал учебники и жил очень буржуазной жизнью».

В то время как жизнь Мейера, возможно, следовала жизни буржуазного профессора, в мире химии он был чудаком: он размышлял, в том числе о физической реальности атома и о том, как материя была построена и связана. Несмотря на это, замечает Гордин, если бы вы спросили почти любого химика XIX века, кто из двоих был в большей степени химиком-химиком, это был бы Мейер: «Он все делает правильно. Он немного фанкает в теории и имеет много предположений, но он знает, как их дисциплинировать и контролировать».

В 1860-х годах интересы обоих мужчин объединились вокруг периодического поведения многих известных элементов. Сегодня мы понимаем периодическую таблицу как высказывание чего-то фундаментального о материи. Каждая строка таблицы перемещается слева направо по мере заполнения электронных оболочек; каждый элемент имеет на один протон больше, чем предыдущий. Но в 1860-х годах электроны еще предстояло открыть, и лишь немногие химики, такие как Мейер, были достаточно опрометчивы, чтобы рассуждать о физической реальности атома.

Создание периодической таблицы

Системы для упорядочивания элементов появлялись шесть раз в течение 1860-х годов. Еще до того, как были созданы таблицы, люди находили отношения между элементами, такие как определенные триады, в которых атомный вес среднего элемента равен среднему значению атомов по обе стороны. И химикам того времени было ясно, что некоторые элементы относятся к природным семействам, например, галогены — фтор, хлор, бром и йод.

Все системы располагают элементы в порядке возрастания атомного веса, поэтому они группируются в 1860-х годах. До этого времени у химиков не было точных атомных весов; некоторые были в два раза тяжелее или вдвое легче, чем то, что мы сейчас признаем за их истинный вес. Например, считалось, что уран весит порядка 120 вместо 240. Только после первой крупной международной химической конференции, состоявшейся в Карлсруэ в 1860 году, на которой присутствовали Мейер и Менделеев, химики стандартизировали атомные веса. Как только это произошло, химикам стало намного проще упорядочивать элементы.

Французский горный инженер Александр-Эмиль Бегуйе де Шанкуртуа создал самую первую систему элементов в 1862 году. Вместо привычной теперь сетки он использовал спираль и назвал свою систему теллурическим винтом: Бегуйе де Шанкуртуа нарисовал диагональную линию на листе миллиметровой бумаги и расположил элементы вдоль линии, увеличивая атомный вес, затем обернул этот лист вокруг цилиндра. Проведение вертикальной линии вниз по листу связывает элементы с аналогичными свойствами. «Были экспериментальные ошибки, и не все элементы располагались на одной прямой, но это очень интересная система», — говорит Гордин. «Но никого это не волновало; никто даже не помнил, чем он занимался до 1870-х годов, когда возник спор о приоритете периодической таблицы».

В 1864 году Мейер опубликовал первое издание Die modernen Theorien der Chemie и включил таблицу из 28 элементов, упорядоченных по возрастанию атомного веса и разделенных на шесть семейств по валентности. Так, например, сера располагалась чуть ниже кислорода в колонке валентность-2 (валентность определяла, как элементы соединялись друг с другом). Олово было помещено ниже кремния в столбце валентности-4, хотя Мейер интригующе оставил зазор между кремнием и оловом, как будто для теневого элемента. «Отличительное качество Мейера для большинства историков и химиков заключается в том, что у него были пробелы [в его периодической системе] и он предпочитал не предсказывать», — говорит Гордин. «И, следовательно, он почему-то потерпел неудачу, потому что предсказание — это, очевидно, то, что вы должны делать, когда у вас есть пробелы в системе». Но в 1860-х годах заполнение пробелов вовсе не было очевидным ходом.

Менделеев также столкнулся с пробелами при составлении своей первой таблицы в 1869 году — если быть точным, с тремя пробелами, каждый из которых он заполнил вопросительным знаком и грубой оценкой атомного веса, прежде чем перейти к следующему элементу. Менделеев рассматривал свою систему как обобщение материи, а не как революционное изобретение. Это позволило химикам, особенно обучающим студентов, упорядочивать большие объемы информации на небольшом пространстве. По сути, это был учебный инструмент, не связанный с теорией. Менделеев первоначально разработал таблицу для своего учебника Основы химии ( Основы химии ). Когда в марте 1869 года пришло время представить его Русскому химическому обществу, Менделеев уехал в деревню инспектировать сыроваров, оставив друга, чтобы представить миру свой стол.

В статье, опубликованной в русском химическом журнале в следующем месяце, Менделеев сравнил свою систему с другими, о которых он знал. Он считал, что его система предлагает восемь преимуществ по сравнению с конкурирующими системами; возможность обнаружения неизвестных тел была лишь незначительной и занимала предпоследнее место в списке. Только в 1870 году он начал предлагать подробные предсказания — свои эка-элементы — для заполнения трех пробелов в 63 известных тогда элементах.

Теоретическая смелость Мейера позволила ему рассуждать о реальных физических атомах, но не предсказывать существование нового элемента. Хотя он и не сбрасывал со счетов существование новых элементов, он, как и другие ученые, не видел причин предполагать, что любой пробел должен быть заполнен неизвестным или даже непознаваемым элементом. Химики того времени понимали свою работу как объяснение уже существующих веществ. С другой стороны, Менделеев, заполняющий пробелы, долгие годы отказывался верить в существование атома, ненавидел идею радиоактивности с момента ее открытия в 189 г. 5, и отверг электрон после того, как Дж. Дж. Томсон нашел его в 1897 году. Кроме того, некоторые из его предсказаний относительно элементов оказались неверными, в том числе одно для элемента, который он назвал ньютонием (см. врезку).

Вопрос о том, кто первым «открыл» периодическую таблицу, зависит от того, что люди думают об открытии. Гордин говорит: «Дело не в том, что «я первым нашел эту кофейную чашку». Важно то, какие отношения [которые предсказывает наша текущая таблица Менделеева] имеют наибольшее значение». Мейер оставил пробелы. Но Менделеев был тем, кто сказал, что эти пробелы должны быть заполнены. Это странное предположение, говорит Гордин, потому что никто не знал об электронах, протонах и нейтронах.

Пропущенный шаг

В 1869 году цензура разрешила издание первого химического журнала на русском языке: Журнал Русского химического общества . Но цензура была не единственной причиной отсутствия российских научных журналов. В то время во всей России было около 200 академических ученых-физиков; В Берлине, который вскоре станет научной столицей Германии, их было в несколько раз больше.

Менделеев написал свой учебник, в котором была его таблица, на русском языке и предназначался для русских студентов. Мало кто из российских профессиональных химиков и ни один химик за пределами России не стал бы ее читать. Но Менделеев тоже опубликовал свою таблицу в первом томе 9-го тома.0218 Journal of the Russian Chemical Society , описывая его как прекрасное учебное пособие с дополнительным преимуществом нескольких интересных предсказаний.

«Менделеев хотел публиковаться на русском языке, потому что он был патриотом и потому что ему так было удобнее», — говорит Гордин. «В то же время он знал, что никакого кредита за границей ему не получить, а кредит за границей был очень полезен для кредита дома». В это время итальянский язык исчез как язык науки, уступив место английскому, французскому и немецкому языкам. Русские, ищущие научного признания за пределами своих границ, как правило, публиковались на немецком или, реже, на французском языке. Гордин говорит: «Ни один химик в Европе — Италии, Франции, Германии, Скандинавии или Великобритании — не читал по-русски. Так что, если вы опубликовали его на русском языке, он был функционально неопубликован. Никто не узнает; это не повлияет».

Менделеев говорил по-немецки, но писал на этом языке сбивчиво. После того, как он сократил свою 10-страничную статью до одностраничного резюме, он отдал ее местному двуязычному профессору для перевода на немецкий язык. Профессор передал его аспиранту, который быстро перевел реферат; она была опубликована в 1869 году в небольшом немецком журнале под названием Zeitschrift für Chemie und Pharmacie , излюбленном русскими химиками. Любой немец, желавший следить за тем, чем занимаются русские химики, читал этот журнал.

Менделеев понимал необходимость быстроты издательского дела; Пришедшая секунда мало что значит для присвоения чести. К сожалению, переводчик упустил то, что мы теперь считаем центральным утверждением Менделеева. «В переводе небольшая ошибка, — говорит Гордин. «Вместо того, чтобы сказать, что если расположить элементы по их атомному весу, то происходит периодическое изменение их свойств, как это говорил Менделеев по-русски, в немецком варианте говорится: «Идет постепенное или ступенчатое [ stufenweise ] изменение свойства». Есть очень простой однозначный перевод слова, Periodheski на русском языке в Periodische на немецком языке, но переводчик не счел это слово таким уж важным».

Мейер читал реферат Менделеева на немецком языке, и когда в 1870 году он опубликовал свою полную периодическую систему в Liebigs Annalen der Chemie , возможно, самом значительном в мире журнале по химии, он обильно цитировал Менделеева. Мейер добавил, что Менделеев почти достиг своей цели, но не понял, что система является периодической.

Гордин переосмысливает реакцию и ответную реакцию: «Менделеев говорит: «Но я сказал, что это периодическое», а Мейер говорит: «Нет, не было. Вы сказали, что это stufenweise; вы сказали, что это было постепенно». Менделеев продолжает: «О, это была немецкая абстракция. Это был не русский оригинал. Вы бы посмотрели оригинал». А Мейер говорит: «Я не должен читать по-русски. Это слишком много, чтобы ожидать от меня. Я уже должен читать по-итальянски, по-французски, по-английски и по-шведски!»

Разница в одном слове, переход от «периодического» к «ступенчатому» вызвала жаркий спор между двумя мужчинами, который длился большую часть 1870-х годов и широко комментировался в химических журналах по всей Европе. Менделеев знал, что ему нужно убедить немцев, которые к тому времени были выдающимися химиками. В 1871 году он опубликовал полную версию своей работы — с подробными предсказаниями трех новых элементов — в Liebigs Annalen . Битва разгорелась в журнале нового химического общества Германии, Berichte der deutschen chemischen Gesellschaft .

Менделеев твердо стоял на своем, отказываясь отдать должное Мейеру. «Претензии Мейера к кредиту были скромными, — говорит Гордин. «Он хотел получить признание за участие в процессе создания периодической системы. Менделеев хотел похвалы за создание системы; он не думал, что должен делиться этим с кем-либо. И очень сложно утверждать это, потому что было так много предшественников».

Русский триумф

В своей борьбе с Мейером Менделеев утверждал, что его периодическая система независима и более совершенна, чем чья-либо другая. И он взял то, что никто другой не сделал, свои предсказания, и подчеркнул их, сделав ставку на приоритет того, что он называл своими эка-элементами: эка-алюминием, эка-бором и эка-кремнием, которые заполняли пробелы рядом с алюминий, бор и кремний. Экаалюминий был открыт в 1875 г. и назван галлием; в 1879 г.экабор был открыт и назван скандием; а эка-кремний был открыт в 1886 году и назван германием. Менделеев ожидал, что его предсказания сбудутся в какой-то неопределенной дате будущего, если повезет, пока он еще жив. Когда сбылось первое его предсказание, Менделеев, по словам Гордина, был удивлен не меньше других.

Но простого предсказания новых элементов было недостаточно; Менделееву пришлось убедить людей в том, что предсказание является важным критерием при определении победителя гонки. К 1880-м годам он убедил мир в том, что предсказание сделало периодическую систему уникальным химическим инструментом. Тем не менее, химики часто приписывали Мейеру и Менделееву общую заслугу в создании периодической системы, причем каждый из них открывал ее независимо. Мейер и Менделеев вместе получили медаль Дэви Королевского общества в 1882 году. В учебниках по химии, изданных на рубеже 20-го века, которые включали периодическую таблицу, часто упоминались Мейер, а также Менделеев как создатели периодической системы.

Приоритетный бой закончился только смертью. После смерти Мейера в 1895 году Менделеев, умерший в 1907 году, продолжал писать о споре о приоритете, заявляя о единоличном владении периодической системой, и без Мейера мало кто мог возражать против него. Растущее экономическое значение Советского Союза в 1930-е годы способствовало дальнейшему изменению баланса, равно как и нацистская чистка немецкой науки и изгнание евреев, социалистов и других нежелательных ученых. К 1950-м годам Советский Союз уступал только Соединенным Штатам по количеству и качеству работ в области химии, а советские химические журналы называли периодическую таблицу Менделеевской системой химических элементов. Менделеев стал бесспорным отцом периодической таблицы.

Менделеев после таблицы Менделеева

Периодическая таблица стала по-настоящему центральной в химии только после Первой мировой войны, по крайней мере частично, благодаря возникновению атома Бора с его центральным протонным ядром, окруженным вращающимися по орбите электронами. Впервые периодическая система смогла объяснить, почему элементы обладают такими свойствами. По иронии судьбы, учитывая эту более позднюю важность электрона для периодической таблицы, Менделеев отверг существование электронов. Он также скептически относился к благородным газам, когда они были обнаружены в 189 г.0, потому что они не образовывали связей с другими элементами и поэтому не имели места в его таблице. Менделеев принял благородные газы только как способ объяснить радиоактивность, которую он отверг, потому что считал материю неизменной.

После разработки своей периодической системы Менделеев занялся газовой физикой в ​​поисках эфира и его состава. Эфир был святым Граалем физических наук во второй половине XIX века, и почти все ученые признавали его существование. Поскольку предполагалось, что эфир имеет массу, Менделеев решил найти его и поместить в свою периодическую таблицу среди благородных газов. Мало того, что эфир имел бы место на его столе, он также мог бы использовать его, чтобы гарантировать, что атом останется целым — нет необходимости в радиоактивности или надоедливых электронах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *