Российская империя в начале XIX века
Вопрос. Составьте схему «Сословный строй Российской империи в XIX веке». Стр. 20
Ответ
Стр. 22
Вопрос. Что нового вы увидели в экономическом развитии России в первой четверти XIX века? Что в этом процессе было общего и чем он отличался от аналогичных процессов в промышленных странах Европы?
Ответ
В первой четверти XIX века в экономическом развитии России появились новые черты:
— возникли крупные центры торговли (н-р, Нижегородская ярмарка)
— денежный оброк платили 60% крепостных крестьян, что привело к развитию ремесел и промыслов и складыванию территориальной специализации производства промышленных товаров
— расширение промышленного сектора экономики – текстильная промышленность
— новые нормы закона по регулированию предпринимательской деятельности (1807 г. – манифест «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий»). Он давал возможность слияния капиталов, что привело к возникновению акционерных компаний (в 1825г. – 23 таких компании).
— в целом происходил процесс развития капитализма.
Общее в развитии капитализма в Европе и России:
— первоначальное развитие текстильной промышленности
— развитие промышленности вследствие развития торговли и накопления капиталов
— появление акционерных компаний
Отличия в развитии капитализма в России от стран Европы
— на предприятиях помещиков работали крепостные крестьяне
— на крупных промышленных заводах, принадлежащих государству, также использовался крепостной труд, там работали приписные крестьяне
— сохранение крепостного права – главное отличие развития капитализма в России
Стр. 23, Вопросы после параграфа 2
Вопрос 1. Какие противоречия существовали в социальном и экономическом развитии России в первой половине XIX века? Какие задачи в связи с ними могли быть главными во внутренней политике Александра I?
Ответ
Противоречия в социальном развитии:
Необходимость свободных рабочих рук, свободных людей и сохранение крепостного права и сословного уклада петровского времени.
Противоречия в экономическом развитии:
Развивались промышленность, торговля, происходило накопление капиталов – необходимы новые законы, необходима отмена крепостного права.
В связи с этими противоречиями главной задачей политики Александра I была отмена крепостного права
Вопрос 2. Почему император и члены Негласного комитета в конце концов отказались от серьёзных реформ в социально-экономической сфере России?
Ответ
Император и члены Негласного комитета отказались от серьезных реформ по таким причинам:
— сопротивление дворянства отмене крепостного права
— нежелание Александра I ограничивать абсолютную самодержавную власть.
resheba.me
9.6. Управление окраинами империи в XIX веке
Финляндия. Великое княжество Финляндское было присоединено к России в 1809 г. после войны со Швецией. Царское правительство предоставило Финляндии особый статус, утвердив прежнюю финляндскую конституцию. Русский император являлся одновременно великим князем Финляндским. Он стоял во главе исполнительной и судебной власти, обладал правом утверждения законов.
Законодательным органом Великого княжества являлся Сейм, состоящий их четырех палат: дворянства, духовенства, крестьян и городских жителей. В 1809 г. Сейм избрал Правительственный совет из 12 членов. Однако фактическое управление Финляндией находилось в руках генерал-губернатора, назначаемого царем. В 1816 г. Правительственный совет был переименован в Императорский Финляндский Сенат, ведавший административными и судебными делами. Финляндия была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами. Значительную роль в местном управлении играло шведское дворянство, имевшее свое корпоративное устройство.
Царство Польское. По решению Венского конгресса в 1815 г. большая часть герцогства Варшавского под названием Царства Польского отошла к России. Александр I предоставил Польше особый статус, она управлялась на основе конституции. Это был первый конституционный акт на территории Российской империи. Российский император был одновременно польским царем и осуществлял верховное управление через наместника. Законодательную власть в царстве Польском представлял
Царство подразделялось на воеводства , а воеводства – на поветы. Воевода возглавлял правительственную воеводскую комиссию и выборный воеводский совет. Поветы управлялись поветовыми старостами. Низшей территориальной единицей была гмина – всесословная волость. Гминный сход возглавлялся войтом – местным помещиком.
После подавления польского восстания 1830-1831 гг. была проведена реформа управления Польшей. Упразднялись Сейм и Государственный совет, министерства были заменены комиссиями, польская армия была распущена. На территории Польши размещались русские войска, находившиеся в подчинении наместника. Воеводства были переименованы в губернии, поветы — в уезды. В 1874 г. была упразднена должность наместника, свидетельствовавшая об особенном устройстве края.
Сибирь. К началу XIX века Сибирь представляла собой одно генерал-губернаторство, разделенное на три губернии: Тобольскую, Томскую и Якутскую. Непосредственным толчком к реформе сибирского управления послужили грандиозные злоупотребления местной администрации, вскрытые генерал-губернатором М. М. Сперанским: ревизия, проведенная М. М. Сперанским, лишила постов 700 чиновников; 48 человек попали под суд.
В 1822 г. Сибирь была разделена на два генерал-губернаторства: Западно-Сибирское с центром в Тобольске и Восточно-Сибирское с центром в Иркутске. Во главе генерал-губернаторства стоял генерал-губернатор, наделенный обширными административными, хозяйственными, финансовыми и судебными полномочиями. Его деятельность контролировалась советом из назначенных царем чиновников.
Губернии, управлявшиеся традиционно, подразделялись на округа во главе с окружным начальником; при нем работал совещательный окружной совет из чиновников округа. Полицией округа заведовал земский исправник, возглавлявший земский суд с административно-полицейскими функциями. В каждом округе был также окружной суд и окружное казенное управление. Личный состав этих учреждений был назначаемым.
В городах полицией заведовал городничий. Хозяйственное управление города осуществлялось сословной думой, состоявшей из головы и двух-трех заседателей. Управление в малолюдных городах состояло из городничего и выборного старосты.
По Уставу об инородцах 1822 г. все нерусское население Сибири подразделялось на три категории: бродячее, кочевое и оседлое. Для бродячих народов была сохранена сложившаяся система взаимоотношений царской администрации с местной родоплеменной верхушкой. Кочевые народы, стоявшие на более высокой ступени развития, получили трехзвенную систему управления: родовое управление – учреждалось на каждое стойбище, улус или род, имевший не менее 15 семей; инородная управа – административно-полицейское, судебное и хозяйственно-финансовое учреждение — создавалось на несколько стойбищ или улусов; степная дума
Прибалтика. С 1801 по 1876 г. три северо-западные губернии – Курляндская, Лифляндская и Эстляндская — объединялись в единое Прибалтийское генерал-губернаторство. После его ликвидации в прибалтийских губерниях началось формирование общероссийских городских и судебных учреждений, которые в течение длительного времени сосуществовали вместе с сословными органами управления и суда немецких баронов и бюргеров.
Бессарабия после присоединения к России в 1812 г. получила статус Бессарабской области, а в 1872 г. была переименована в Бессарабскую губернию. В 1856-1878 гг. южная часть Бессарабии временно входила в состав Молдавского, а затем Румынского княжества.
Кавказ. Приняв под свое покровительство Восточную Грузию в 1783 г., Россия не смогла оградить ее от иранского завоевания в 1795 г. Фактическое присоединение Грузии к России состоялось лишь после победы России над Турцией и Ираном в 10-20-е годы XIX века.
Управление Грузией было вверено командиру отдельного Кавказского корпуса, который одновременно был главнокомандующим Грузии. Непосредственное управление краем было сосредоточено в Верховном грузинском правлении во главе с царским генералом. Правление делилось на 4 экспедиции (административных дел, казны и экономических дел, уголовную, гражданскую), которые возглавляли русские чиновники.
Территория Грузии делилась на уезды; в каждом была создана управа земской полиции в составе капитана-исправника из русских чиновников и двух заседателей из грузинских дворян. В каждом уезде действовал суд, состоявший из уездного судьи (русского чиновника) и заседателей – грузин. Городами управляли военные коменданты. Их помощниками являлись полицмейстеры – представители грузинского дворянства.
В 1846 г. Грузия была административно разделена на две губернии (Тифлисскую и Кутаисскую), а губернии – на уезды.
В начале XIX века к России присоединен Северный Азербайджан. Вся его территория была поделена на провинции во главе с комендантом из числа русских офицеров. Провинции, в свою очередь, делись на магалы, которые управлялись магальными наибами из местных феодалов.
В 1828 г. к России присоединились Эриванское и Нахичеванское ханства. Из этих территорий была образована Армянская область, управлявшаяся областным начальником. Область была поделена на округа, возглавляемые окружными начальниками, а округа – на магалы, во главе которых стоял наиб из местных дворян.
В 1844 г. для управления всей территорией Кавказа учреждено Кавказское наместничество. Наместник, являвшийся одновременно главнокомандующим Отдельным кавказским корпусом (с 1857 г. – Кавказская армия), обладал общирными полномочиями в сфере гражданского и военного управления и суда. При нем функционировал совет, состоявший из губернаторов губерний наместничества и других чиновников, назначенных императором. В 60-е – 70-е годы XIX на территорию наместничества с некоторыми ограничениями были распространены принципы судебной и городской реформ.
В 1883 г. после упразднения Кавказского наместничества главой местной администрации стал главноначальствующий гражданской частью на Кавказе.
В период первой русской революции наместническое управление на Кавказе было восстановлено.
Средняя Азия после присоединения к России получила статус Туркестанского генерал-губернаторства (1867 г.), а в 1886 г. была преобразована в Туркестанский край. Туркестанский генерал-губернатор подчинялся военному министерству, области края возглавлялись военными губернаторами. Генерал-губернатор мог вступать в непосредственные сношения с правительствами Ирана, Афганистана и пограничными властями Китая.
В процессе присоединения Средней Азии по дипломатическим соображениям было решено сохранить местные феодальные государственные образования – Бухарский эмират и Хивинское ханство — на условиях признания ими вассальной зависимости от российского императора.
Общий взгляд на систему управления окраинами не подтверждает распространенного в советскую эпоху мнения, что дореволюционная Россия являлась тюрьмой народов. Региональное управление отличалось достаточной гибкостью, хотя и было подчинено в конечном счете великодержавным целям имперской власти.
studfiles.net
Система государственного управления
Император Александр I (1801—1825)
В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в России совершился последний дворцовый переворот. Заговорщики из высшей петербургской знати убили императора Павла I. На российский престол взошел его старший сын Александр. Молодой 23-летний император был сложной и противоречивой натурой. Это объяснялось врожденными чертами его характера и теми условиями, в которых он воспитывался. В раннем детстве Екатерина II оторвала цесаревича от семьи отца, лично следила за его образованием и воспитанием. Александру приходилось лавировать между отцом и бабкой, лукавить и скрывать свои истинные чувства. Одни современники отмечали его лицемерие и неискренность. А. С. Пушкин дал ему весьма образную характеристику: «Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой…» Другие отмечали приветливость, умение очаровывать, притягивать к себе людей. Александр получил блестящее для того времени образование. Его учителями были выдающиеся писатели и ученые России. Наставником будущего императора был швейцарский политический деятель Ф. Лагарп, республиканец, противник рабства, приверженец идей французского просветительства, которые он пытался привить своему ученику. Несомненно, что в первые годы своего правления Александр хорошо видел политическое и экономическое отставание России от передовых европейских государств, думал о возможности и необходимости некоторой модернизации страны. Однако его политическое сознание с возрастом значительно изменилось. Либерал в первые годы царствования, он постепенно превращался в консервативного и даже в последние годы жизни реакционного политика. Его глубокая религиозность, доходившая до мистицизма, отразилась в конкретных внутри- и внешнеполитических действиях в 1815—1825 гг.
Эра либерализма
Вступив на престол, Александр не рискнул прямолинейно проводить деспотическую политику. Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызывавших возмущение не только петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику «по законам и сердцу» своей бабки Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе. Александр восстановил отмененныe Павлом Жалованные грамоты дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям при Павле. Был вновь разрешен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентации в быту, одежде, общественном поведении и т. д. Эти меры создали Александру славу либерала.
В начале царствования Александр дал понять, что намерен провести реформы по самым насущным общественно-политическим проблемам. В 1801 г. был образован Непременный совет — совещательный орган при императоре, состоявший большей частью из деятелей екатерининской эпохи. Однако основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя — граф П. А. Строганов, польский князь А. Е. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей и граф Н. Н. Новосильцев. Проекты, которые они разрабатывали, не привели к коренным реформам. Дело ограничилось некоторыми частными преобразованиями, которые лишь слегка подновили фасад Российской империи.
Реформы государственного управления
К началу XIX в. коллегии, созданные еще при Петре I как главные органы исполнительной власти, утратили свою роль и, по существу, перестали функционировать. В связи с этим в 1802 г. они были заменены министерствами. В результате значительно усилилась центральная исполнительная власть. Реформа завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. В 1810—1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были еще более четко разграничены. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учрежден Комитет министров.
В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим административным судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его роль в законотворческой деятельности выражалась в том, что он получил право делать императору «представления» по поводу устаревших законов, а также участвовать в обсуждении новых.
Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью, которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными делами ведал Святейший синод, члены которого назначились императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновников. Его роль и полномочия все больше усиливались. При Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803—1824 гг. князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения.
Наиболее активным сторонником идеи реформы системы государственного управления был статс-секретарь Непременного совета М. М. Сперанский (1772—1839). Сын бедного сельского священника, он благодаря своему выдающемуся уму, энергии и необычайной работоспособности быстро сделал блестящую служебную карьеру, стал одним из первых лиц в государстве. М. М. Сперанский разработал проект реформы государственного управления. Ее осуществление могло бы способствовать началу конституционного процесса в России. В его проекте — «Введение к уложению государственных законов» — намечался принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти путем созыва представительной Государственной думы и введения выборных судебных инстанций. Одновременно он считал необходимым создать Государственный совет, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления. Все вновь предложенные органы осторожный М. М. Сперанский наделял лишь совещательными правами и отнюдь не покушался на полноту самодержавной власти.
Против либерального проекта М. М. Сперанского выступила консервативно настроенная часть дворян, которая увидела в нем опасность для самодержавно-крепостнической системы и для своего привилегированного положения. Идеологом консерваторов стал известный писатель и историк Н. М. Карамзин. В записке «О древней и новой России», адресованной царю, он настаивал на сохранении старых порядков, понимая под этим незыблемость самодержавия и крепостничества.
В практическом плане реакционную политику проводил близкий к Александру граф А. А. Аракчеев, который в отличие от М. М. Сперанского стремился к укреплению личной власти императора путем дальнейшего развития бюрократической системы. Борьба между либералами и консерваторами закончилась победой последних. М. М. Сперанский был отстранен от дел и отправлен в ссылку.
Единственным результатом реализации планов М. М. Сперанского было учреждение Государственного совета в 1810 г., который состоял из министров и других высших сановников, назначаемых императором. Ему были приданы совещательные функции при разработке новых законов и толковании смысла уже изданных. Государственный совет распределял также финансовые средства между министерствами и рассматривал годовые отчеты министров до их предоставления императору. (С такими функциями Государственный совет просуществовал до 1906 г.)
Реформы 1802—1811 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они лишь усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, император обладал верховной законодательной и исполнительной властью.
В последующие годы реформаторские настроения Александра I отразились во введении Конституции в Царстве Польском (1815), сохранении сейма и конституционного устройства в Финляндии, присоединенной к России в 1809 г., а также в создании Н. Н. Новосильцевым по поручению царя «Уставной грамоты Российской империи» (1819—1820). В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение представительных органов, равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства. Однако все эти предложения остались на бумаге.
Аракчеевщина
В последнее десятилетие правления Александра I во внутренней политике все больше ощущалась консервативная тенденция. По имени ее проводника она получила название «аракчеевщина». Это была политика, нацеленная на упрочение абсолютизма и крепостного права. Она выражалась в дальнейшей централизации и мелочной Регламентации государственного управления, в полицейско-репрессивных мерах, направленных на уничтожение свободомыслия, в «чистке» Университетов, в насаждении палочной дисциплины в армии.
Наиболее ярким проявлением аракчеевщины стали военные поселения — особая форма комплектования и содержания армии. Цель создания военных поселений — добиться самообеспечения и самовоспроизводства армии, облегчить для бюджета страны тяжесть содержания огромной армии в мирных условиях. Первые попытки их организации относились к 1808—1809 гг., но в массовом порядке их начали создавать в 1815—1816 гг. В разряд военных поселян переводились казенные крестьяне Петербургской, Новгородской, Могилевской и Харьковской губерний. Здесь же расселяли солдат, к которым выписывались их семьи. Жены становились поселянками, сыновья с 7 лет зачислялись в кантонисты, а с 18 — в действительную военную службу. Все они своим трудом должны были добывать себе пропитание, выполняя обычные сельскохозяйственные работы, и одновременно нести военную службу. Вся жизнь семьи крестьянина была строго регламентирована. За малейшее нарушение распорядка следовало телесное наказание. Торговля, промыслы, контакты с внешним миром категорически запрещались. В поселениях царил произвол местного начальства. Главным начальником над военными поселениями был назначен А. А. Аракчеев. Крестьяне и передовые люди России с возмущением встретили введение военных поселений, но Александр твердо заявил, что «военные поселения будут во что бы то ни стало». К 1825 г. около трети солдат было переведено на поселение. Однако затея с самоокупаемостью армии провалилась. На организацию поселений правительство тратило огромные деньги. Военные поселяне не стали особым сословием, расширившим социальную опору самодержавия, наоборот, они волновались и бунтовали. Правительство от этой практики в последующие годы отказалось.
Александр I умер в Таганроге в ноябре 1825 г. Детей у него не было. Из-за неясности в вопросе о престолонаследии в России создалась чрезвычайная ситуация — междуцарствие. В ходе переговоров между вторым сыном императора Павла Константином, жившим в Варшаве в качестве наместника Царства Польского, и его братом Николаем в Петербурге выяснилось, что Константин давно уже отрекся от престола, так как был женат на польской княгине Лович. Но об этом отречении знали немногие, поэтому Сенат и армия присягнули Константину. К середине декабря вопрос о престолонаследии был решен. Российским императором стал третий сын Павла — Николай.
Император Николай I (1825—1855)
Личность нового императора неоднозначно оценивалась современниками. Приближенные восхищались его необыкновенной работоспособностью, скромностью в быту. Радикальные общественные деятели XIX в. оставили весьма резкие отзывы, называя его тираном и деспотом с кругозором «ротного командира». Николая не готовили к управлению Россией. Его интересовало главным образом военное дело, особенно внешняя сторона — парады, маневры и муштра. А. И. Герцен называл его солдатом «по призванию, по образованию, по наружности и по внутренности». Однако природный ум и железная воля, умение подбирать способных исполнителей его предначертаний дали Николаю возможность достаточно эффективно управлять государством. Свою деятельность на троне он рассматривал не как право, а как обязанность, данную ему по праву рождения. Цель своей политики он видел в укреплении внутреннего и внешнего положения России, в недопущении в нее революционной «заразы». Свое программное заявление: «Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни, пока… я буду императором» он осуществлял реальными политическими мероприятиями.
Вырабатывая свой внутриполитический курс, Николай I не мог не видеть углублявшегося экономического и социально-политического отставания России от передовых западно-европейских стран. Не мог он также не учитывать недовольство крестьян, выливавшееся в восстания и бунты, и подъем общественно-политического движения, проявившийся в формировании либеральной оппозиции и развитии революционной традиции. Европейские буржуазные революции, окончательная ломка абсолютистских режимов, выход на политическую арену новых социальных слоев, общая либерализация государственного строя во многих странах — все это также оказывало большое влияние на мировоззрение и деятельность российского императора. Поэтому в Манифесте по случаю коронации (лето 1826 г.) Николай обещал провести усовершенствование внутреннего состояния государства. Он призвал население довериться правительству и ждать, когда оно само решит, что, как и когда следует сделать. Однако царь очень своеобразно понимал направление этих усовершенствований.
При Николае I роль Государственного совета как законосовещательного органа значительно уменьшилась. Все высшие бюрократические посты занимали любимцы царя, лично ему преданные свитские генерал и флигель-адъютанты. Широко практиковалось создание секретных комитетов для разработки различных законопроектов. Эти комитеты подчинялись лично царю. Система министерств, созданная при Александре I, была частично подменена разросшейся Собственной Его Императорского Величества канцелярией. Она разделялась на несколько отделений, ведавших политическими, общественными и духовными делами страны. Особое место занимало III отделение С. Е. И. В. канцелярии и объединенный с ним в 1827 г. корпус жандармов. К территориально-административному делению России были добавлены жандармские округа, что повышало эффективность политического сыска внутри страны. III отделение имело свою сеть агентов и в России, и за ее пределами.
В годы правления Николая I армия чиновников выросла до 70 тыс. человек. Половину из них составляли военные. Бюрократическая система охватила всю страну от центра до самых мелких территориальных единиц (уезд, волость, стан).
Бюрократизация имела двоякий результат. С одной стороны, она действительно на какое-то время могла обеспечить больший порядок в стране. С другой стороны, она привела к пробуксовыванию государственного механизма, к волоките, коррупции, казнокрадству и взяточничеству.
Как и его предшественники, Николай I проводил продворянскую политику. Ряд его указов способствовал консолидации господствовавшего сословия. При нем было ограничено получение дворянства выходцами из других сословий. С этой целью в 1832 г. был введен институт «почетных граждан». Правительство стремилось все служебные посты в центральных и местных органах власти предоставлять исключительно дворянам.
Кодификация законов
Николай I твердо верил, что неукоснительное следование всех подданных букве закона обеспечит порядок в стране. Поэтому в его царствование была проведена кодификация (упорядочение) архаичного и запутанного российского законодательства. Эта работа была поручена возвращенному из ссылки М. М. Сперанскому. Он намеревался собрать и классифицировать все имевшиеся законы, создать на этой основе принципиально новую систему законодательства. Однако консервативные тенденции во внутренней политике вынудили его ограничиться более скромной задачей. Под его руководством были обобщены законы, принятые после Соборного уложения 1649 г. Их опубликовали в 1830 г. в «Полном собрании законов Российской империи» (45 томов). В отдельный «Свод законов» (15 томов) в 1832 г. были помещены действующие законы, соответствовавшие правовому положению в стране. Все это также было направлено на усиление бюрократизации управления.
В целом высшее государственное управление России перестраивалось в первой половине XIX в. по линии укрепления личной власти царя и усиления централизации. Проведенные преобразования не затронули основ самодержавного строя. Созданная в первой половине XIX в. система государственного управления просуществовала небольшими изменениями вплоть до начала XX в.
histerl.ru
Государственно-социальная система России в конце XIX века
Самодержавная монархия. В конце XIX в. Россия оставалась самодержавной монархией. Главой государства являлся император, которому принадлежала высшая класть в стране. На протяжении веков прерогативы монарха в России базировались на обычном праве. Лишь к 1716 г., при Петре I, упразднившем патриаршество и Боярскую думу и сосредоточившем в своих руках абсолютно нею полноту верховной власти, появилось формально-юридическое обоснование монарших прерогатив.
Хотя со времен Петра I принцип полноправной верховной власти формально оставался неизменным, характер в суть верховного государственного управления при последнем царе, Николае II, изменились. Бели самодержавие Петра I можно с достаточным основанием считать деспотическим, то российское самодержавие конца XIX в. выглядело иначе. Система претерпела изменения.
Несмотря на то что царь и сохранял Богом данное право на любые решения, но все сколько-нибудь значительные из них принимались лишь после серьезного обсуждения проблемы кругом должностных лиц различного уровня. Наиболее важные дела непременно рассматривались в комиссиях Государственного совета и на общем собрании Совета.
Общие положения государственного устройства были зафиксированы в «Своде законов Российской империи». Они определяли прерогативы верховной власти, структуру и компетенцию Государственного совета, Сената, Комитета министров. Этот том основных законов включал и династическое законодательство — собрание актов, составлявших так называемое Учреждение об императорской фамилии. Российское династическое право было одним из самых строго регламентированных в мире.
Царская власть являлась безусловно наследственной, передавалась от отца к сыну. Наследник (цесаревич) становился императором сразу же после смерти своего предшественника. Это было, так сказать, земное установление.
Но существовал еще ритуал церковного освящения царской власти. Необходимость его оговаривал закон: «По вступлении на престол совершается священное коронование и миропомазание по чину православной греко-российской Церкви. Время для тожественного сего обряда назначается по Высочайшему благоусмотрению и возвещается предварительно во всенародное известие». Церемония всегда происходила в Успенском соборе Московского Кремля.
Династия Романовых, находившаяся на престоле с 1613 г., имела тесные родственные связи со многими династиями Европы. К концу XIX в. фамильные унии включали крупнейшие владетельные дома Великобритании, Германии, Голландии, Греции, Дании, Италии, Испании, Норвегии, Румынии, Швеции. К этому времени царская династия Романовых насчитывала около 50 персон.
Любое законоположение становилось в России законом лишь после его подписания монархом. Подпись императора могла быть поставлена на документе после обсуждения в Государственном совете, Комитете министров, на особых совещаниях и т.п.
histerl.ru
политическое развитие России в 19 веке кратко и точно!!!
В результате колонизации в XVI—XIX веках территорий Севера, Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока, вхождения в состав России ряда народов образовалось многонациональное государство (см. Российская империя) .1801 год. 22 декабря 1800 года Павел I, выполняя просьбу грузинского царя Георгия XII, подписывает Манифест о присоединении Грузии (Картли-Кахетии) к России, обнародованный 18 января 1801 г.
12 (24) марта 1801 г. император Павел убит в результате аристократического заговора. Заговорщики, связанные с английской миссией в Петербурге, были недовольны сближением императора Павла с Францией, что угрожало интересам Англии и крупных российских землевладельцев, зависящих от английского рынка.
1806—1812 годы: третья русско-турецкая война.
Русские войска вошли в Дунайские княжества с целью побудить Турцию прекратить зверства турецких войск в Сербии. Война велась на Кавказе, где было отражено нападение турецких войск на Грузию, взяты Анапа и Поти, и за Дунаем были взяты Орсово, Рущук, Журжа, Турно и Плевна. В 1811 Кутузов заставил отступить войско визиря Ахметбея. По заключенному в 1812 г. миру в Бухаресте Россия получила Бесарабию. Поход в Индию был отменён.
Русско-персидская война (1804—1813)
Русско-шведская война (1808—1809)
Тильзитский мир 1807, образование на части земель бывшей Речи Посполитой Герцогства Варшавского.
Россия отразила французское вторжение в Отечественной войне 1812 года. Великая Армия Наполеона, численностью в 620 тысяч человек и составленная из представителей многих европейских наций Европы, была разгромлена. В ходе военных действий западные регионы России подверглись значительному опустошению.
1813—1814 годы: европейский освободительный поход русской армии.
В январе 1813 русские войска, преследуя Наполеона, переправляются через Неман и входят в пределы Пруссии. Начинается освобождение Германии от французских оккупационных войск, в котором принимают участие прусские подразделения. 4 марта русские войска освобождают Берлин, 27 марта занимают Дрезден, 18 марта при содействии прусских партизан освобождают Гамбург. 16-19 октября происходит генеральное сражение под Лейпцигом, получившее название «битва народов» , французские войска разбиты объединёнными русско-прусско-австрийскими силами. 31 марта 1814 г. русские войска входят в Париж. К России отошла большая часть Варшавского герцогства (кроме Познани) . В 1815 году русские войска в составе антифранцузской коалиции при 2-кратном численном превосходстве (300 тыс. против 150 тыс. ) разбивают войска вернувшегося из ссылки Наполеона.
1818—1819 годы: отмена крепостного права в некоторых прибалтийских губерниях. Крестьяне освобождаются без земли и превращаются в сельский пролетариат. Привилегии, получаемые западными регионами Российской империи, становятся причиной серьёзного разрыва в социально-экономическом развитии различных территорий страны.
Восстание декабристов 1825 и его подавление.
otvet.mail.ru
«Россия в первой половине XIX века»
Разделы: История и обществознание
Цели урока:
- восстановить в памяти учащихся основные итоги развития России в конце 18 века,
- охарактеризовать социально-экономическое положение России в начале 19 века.
Оборудование:
- Карта «Российская империя в первой половине 19 века», «Территориальный рост Российской империи с 1700 по 1914гг.»
- Проектор
- Компьютер
- Атлас
План:
- Территории населения
- Социальная структура
- Экономическое развитие
- Политический строй
Основные понятия:
- Цивилизация
- Геополитика
- Вертикальная мобильность
Ход урока
1. Территории населения
Учитель сообщает: Дорогие ребята, мы приступаем к изучению одного из интереснейших периодов нашей истории – первой половины 19 века. В этот период Россия достигла вершины своего могущества. Посмотрим, какая была Россия к началу этого периода.
Работа с картой. (Приложение 1). «Российская империя в первой половине 19 века»
Учитель показывает границы Российской империи на карте, отдельные регионы: Центральную Россию, Север России и Карелию, Поволжье и Заволжье, Северный Кавказ, Урал, Сибирь, наконец, приобретенные в 17-18 вв. районы Украины и Белоруссии и прибалтийские территории.
2. Социальная структура
Учитель: Россия зарождалась и развивалась как многонациональное государство, население которого составляло 40 млн. человек. В первой половине 19 века, население России увеличилось с 45 млн человек в 1815г. до 69 млн человек в 1851г., то есть в 1,5 раза.
(Приложение 2)
Вопрос: Какие территории были включены в состав Российской империи и 18в.?
В результате Северной войны в ее состав вошли прибалтийские земли. Территории современных Эстонии и Латвии – и земли в устье р. Невы в результате войн с Турцией были присоединены Крым и Северное Причерноморье, часть территории на Северном Кавказе; в результате разделов Речи Посполитой были присоединены территории Белоруссии и Украины к западу от Днепра, Литвы и частично Польши. В состав России входили также территории Камчатки, русской Америки (Аляски, Алеутских о-вов, части Северной Калифорнии.)
Учитель: Россия – многонациональная и многоконфессиональная страна.
Запись в тетрадь: Многоконфессиональное государство – государство, население которого исповедует различные религиозные учения.
Учитель: Многонациональный состав населения России обусловил и ее многоконфессиональный характер, т.е. существование множества вероисповеданий. Какие религии вы знаете? Заполните таблицу 1 и покажите на карте районы преобладания той или иной религии.
Приложение 3. Таблица 1
Учитель: в начале 19 века господствовал сословный строй. Вспомните, что такое сословие, и какие сословия существовали в России к началу 19 века. Чем отличались друг от друга эти сословия? Какие привилегии того или иного сословия вы можете назвать? Заполните таблицу 2.
Приложение 3. Таблица 2
Вопросы к таблице:
- Были ли равны между собой в правах люди разных сословий?
- Какие сословия обладали только правами?
- У каких сословий были обязанности?
- Кто имел право владеть землей и крестьянами?
- У какой группы населения не было прав? Почему?
- Положение, какой категории крестьян было самым тяжелым? Почему?
- Можно ли было перейти из одного сословия в другое? Приведите примеры. Разорившийся купец переставал принадлежать к своему сословию. Дворянство можно было получать, продвигаясь по службе.
Учитель: Какие из перечисленных сословий относятся к привилегированным,а какие к не привилегированным? Один из учеников заполняет на доске таблицу-схему:
Сословия:
- привилегированные (дворяне, духовенство купечество 1 и 2 гильдии)
- непривилегированные ( крестьяне, мещане, казаки, купцы 3-й гильдии)
Запись в тетрадь: Сословие – это группа общества, обладающая особыми правами и обязанностями, закрепленными обычаями и законами, передающимися по наследству, занимающая особое место в сословной иерархии.
Таким образом, к началу 19 века Россия представляла собой огромную державу площадью примерно 16 млн. кв. км (примерно 1/6 земной суши). Но с низкой плотностью населения (менее 2,5 чел на 1 кв. км). Российское общество было сословным. Дворяне составляли примерно 1% всего населения и владели 18 миллионами крепостных крестьян (55% от всех крестьян)
Дворяне имели всевозможные права. Значительно меньше прав имели горожане, совсем мало – государственные крестьяне и вообще никаких – крепостные.
3. Экономическое развитие
Учитель: важной характеристикой состояния экономики и даже социального развития страны является степень развития ее транспортной системы, связывающей воедино различные регионы. Особенно важен этот показатель для России с ее огромными пространствами, удаленностью значительной части территории от моря. Основным видом транспорта в России долгое время оставались речные системы для северных и центральных районов Европейской части империи и Сибири, в то время как в южных районах европейской части более распространенными были сухопутные системы сообщений. Первая железнодорожная ветка появится в Империи только в 1873г. и свяжет Петербург с Царским Селом. Шоссейные дороги начали строить лишь в середине века.
Складывание общероссийского рынка еще не завершилось. Региональный товарообмен осуществлялся на ярмарках. Особенно большое значение, общероссийского масштаба имела Макарьевская ярмарка и заменившая ее в 1816г. Нижегородская.
– Вспомните, какая отрасль являлась основной для экономики России в начале 19в.?
Учитель сообщает: Развитие сельского хозяйства в России на рубеже 18-19вв. шло экстенсивным путем, преимущественно за счет введения в сельскохозяйственный оборот новых земель. Применение улучшенных сельскохозяйственных орудий и приемов, сельскохозяйственных машин не получило сколько-нибудь значительного применения.
Промышленность России была развита неравномерно. Некоторые города являлись ее средоточием (Петербург, Москва, Тула, Ярославль и др.), в то же время многие небольшие города имели аграрный характер – их жители вспахивали землю, разводили сады и огороды. В промышленном отношении наиболее развитыми были западные и столичные регионы. В целом промышленном развитии России отставало от уровня Западной Европы. Промышленный переворот в России начался лишь в середине 19 столетия, в то время как в Англии он близился к концу. По-прежнему широко применялся в промышленности труд крепостных, однако доля вольнонаемного труда неуклонно росла. Значительная часть мануфактур по-прежнему являлась государственными и обслуживала военные нужды страны.
Работа с учебником: о промышленном районировании ученики читают самостоятельно учебник.
4. Политический строй
Работа с учебником: ученики читают самостоятельно раздел учебника о политическом строе России и рисуют схему политического управления империей в тетради:
Приложение 3. Схема
Запись в тетрадях: Россия по политическому строю была самодержавно-бюрократической монархией. Неограниченный самодержавец-император опирался при правлении на мощный слой чиновников, средний и высший слой которых состоял преимущественно из дворян.
Россия к началу 19 века оставалась в политическом отношении абсолютной монархии с местным управлением дворян и высших городских слоев. Однако управление страной, политический строй нуждались в переменах.
Итог урока: Россия начала 19в. Представляла собой огромное по территории, многонациональное и многоконфессиональное государство с населением около 40 млн. человек. Россия продолжала оставаться аграрной страной. Промышленное развитие, которой значительно отставало от уровня стран Западной Европы. Политическое устройство империи – самодержавная монархия, опирающаяся на мощный бюрократический аппарат – сохранялось.
Домашнее задание: параграф 15, ознакомиться с документами с.123-125 учебника. Ответить на вопросы.
Заполнить таблицу:
Факты, свидетельствующие о разложении феодальной системы хозяйства |
Факты, свидетельствующие о развитии капиталистических отношений в недрах феодализма |
Что мешало свободному развитию капиталистических отношений |
|
|
|
11.11.2011
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Российская империя в конце XIX — начале ХХ в.
Россия на рубеже XIX-XX веков стала на путь модернизации, становления и развития индустриального общества. Главной целью российского варианта модернизации было стремление догнать в своем развитии индустриальные страны
, не допустить слишком большого отставания в военно-экономической области, включиться в мировую экономическую систему и таким образом отстоять свои национальные интересы.
По уровню своего развития, скоростью и интенсивностью индустриализации Россия принадлежала к аграрно-индустриальных стран, со слабо-средним уровнем развития капитализма (82% населения было занято в сельском хозяйстве). Экономика России характеризовалась:
— «Догоняющим», форсированным характером развития капитализма;
— Формированием экономики многоукладного типа (наряду с капиталистическими сохранялись и докапиталистические, феодальные и патриархальные уклады)
— Немало начинаний в экономическом развитии инициировались не обществом, а государством;
— Неустойчивым, кризисным развитием общества.
В 1891-1900 гг Россия осуществила гигантский скачок в своем индустриальном развитии. За десятилетие объемы промышленного производства в стране увеличились вдвое, в частности производство средств производства — втрое. Во время промышленного подъема протяженность железнодорожных путей в России выросло втрое (до 60 тыс. км), в пять раз увеличилась выплавка чугуна, в 6 раз — добыча угля в Донбассе. Россия производила столько же машин, сколько ввозила. Страна стала главным экспортером зерна в мире. В результате финансовой реформы, проведенной С.Ю.Витте, в 1900 г. было выплачено огромный внешний долг России, остановлена инфляция, введено золотой эквивалент рубля.
В России создаются монополии (картели, синдикаты, тресты) — крупные хозяйственные объединения, сосредоточили в своих руках значительную часть производства и сбыта товаров. Среди них: «Продамет», «Кровля», «Гвоздь», «Продуголь», «Продвагон» и др..
Характерной особенностью промышленного развития стало широкое привлечение иностранных инвестиций.
Важная особенность капиталистической эволюции России состояла в том, что значительную роль в экономической жизни, становлении основных элементов новых отношений играло самодержавие. Оно создавало казенные заводы (военное производство), которые изымались из сферы свободной конкуренции, контролировало железнодорожный транспорт и строительство дорог и т.д.. Государство активно способствовала развитию отечественной промышленности, банковского дела, транспорта и связи.
Несмотря на ускоренное развитие промышленности, ведущим по удельному весу в экономике страны оставался аграрный сектор. Россия занимала первое место в мире по объему произведенной продукции: ее доля составляла 50% мирового сбора ржи, 25% мирового экспорта зерна. Вместе с тем надо отметить, что аграрный сектор экономики был привлечен к процессам модернизации лишь частично. Новые формы хозяйствования вводились на землях помещиков и зажиточных крестьян. Подавляющее большинство крестьян применяла старые, малоэффективные формы ведения хозяйства. На деревне сохранялись полукрепостнических и патриархальные пережитки: общинная система землевладения и землепользования. Именно проблемы сельского хозяйства стали стержневыми в экономической, социальной и политической жизни страны в начале века.
Таким образом, Россия встала на путь модернизации с отставанием от стран Западной Европы. Самодержавие, сохранение административно-феодальных методов хозяйствования тормозили экономическое развитие.
Процесс формирования в России социальных слоев населения, присущих индустриальным обществам, происходил быстрыми темпами. Как свидетельствовал перепись населения 1897 г., общая численность жителей империи составляла 125,5 млн. человек. На 1 января 1915 г. она достигла 182 млн. 182 тыс. 600 человек. За этот период численность тех, кто жил за счет продажи своего труда, увеличилось в полтора раза и составила почти 19 млн. человек. Еще более интенсивно росло число предпринимателей. В тесной взаимосвязи с расширением капиталистического производства находились показатели численности городского населения. За аналогичный период количество горожан увеличилась с 16,8 до 28,5 млн. человек.
Несмотря на указанные изменения, в России основу социальной структуры, по-прежнему составляли состояния — замкнутые группы людей, наделенные определенными правами и обязанностями, которые имели наследственный характер. Господствующим сословием оставалось дворянство (около 1% населения). Дворянство делилось на два разряда: родовое и личное. Родовое было наследственным, личное — нет. Хотя роль дворянства в экономической жизни страны уменьшалось, оно по-прежнему оставалось привилегированным сословием. К привилегированным сословиям принадлежали почетные и знатные граждане — верхушка горожан.
Особым состоянием было духовенство и гильдейське купечество. Значительную часть городского населения составляли мещане — лавочники, ремесленники, рабочие и служащие.
Особый военно-служилый состояние составляли казаки — донские, кубанские, уральские. Они имели право на землю, отбывали воинскую службу, сохраняли определенные традиции казачьего среды.
В начале XX века в России быстрыми темпами формируются буржуазия, рабочий класс, интеллигенция.
Буржуазия становится мощным с экономической точки зрения классом. Буржуазия формировалась из разных социальных слоев, имела в собственности предприятия, земельные наделы, сосредоточила в своих руках большие капиталы. Однако в России буржуазия, в отличие от стран Западной Европы, не превратилась в мощную самостоятельную силу. Это объяснялось тем, что русская буржуазия оказалась зависимой не от рынка сырья и товаров, а от правительства, выступал как монополист на этих рынках. Высокие прибыли в производстве были связаны с умением получить государственный заказ и субсидии на его реализацию. Эти условия требовали от капиталиста не качеств предпринимателя, а, скорее, придворного, которому известны все лазейки при дворе. Как результат — капиталист ценил не свободу, а близкие отношения с императором и правительством. Такое положение способствовало увеличению удельного веса и автономном функционированию особой социальной группы — чиновничества. Экономической основой роста роли данного слоя населения стало наличие широко разветвленного государственного капиталистического хозяйства: банков, железных дорог, казенных заводов, государственных земель. До 1917 г. в стране насчитывалось до 500 тыс. чиновников разного ранга.
Крестьянство, как и раньше, составляло большую часть населения страны. Однако проникновение в село товарно-денежных отношений способствовало его расслоению. Одна часть крестьян пополняла ряды пролетариата, другая расширяла свое хозяйство, постепенно вытесняя помещиков с рынка сельскохозяйственной продукции и скупая их земли.
Особенности «переформирования» социальных слоев населения в России вызвали серьезные противоречия как внутри определенной слои населения, так и между отдельными слоями (дворянство — буржуазия, дворянство — крестьянство, буржуазия — рабочие, власть — народ, интеллигенция — народ, интеллигенция — власть и др.. ). Незрелость средних слоев, разрыв «верхов» и «низов» обусловливали нестабильное, неустойчивое положение российского общества.
В начале XX века Россия оставалась самодержавной монархией. Представительные органы власти не формировались. Вся законодательная, распорядительная и судебная власть сосредоточивалась в руках императора. Большинство подданных считали самодержавную власть привычной и стабильной. Близость к монарху создавала для многих реальные возможности влияния на политическую и экономическую жизнь страны.
Высшие государственные учреждения «Государственный совет» и «Сенат» выполняли роль совещательных органов. К 1905 г. Россия не имела объединенного правительства. Каждый министр докладывал о делах своего министерства непосредственно императору.
Судоустройстве в целом основан на судебной реформе 60-х годов XIX века. Охраной государственной безопасности занимался Департамент полиции. Важным государственным институтом была армия. В стране действовала всеобщая воинская повинность, хотя наряду с этим существовала и развитая система льгот и отсрочек от призыва.
В организации жизни страны значительную роль играло местное самоуправления — земства. Земства избирались представителями крестьян, землевладельцев и горожан. Сферы их деятельности охватывали почти все вопросы местной жизни.
События первой русской революции 1905-1907 гг заставили власть пойти на преобразования существующего политического строя. Манифест 17 октября 1905 г. «О совершенствовании основ государственного управления» подарил населению свободу совести, слова, собраний, союзов. Вскоре был принят закон о выборах в Государственную думу.
Дума участвовала в разработке законопроектов, рассматривала государственный бюджет, обсуждал вопрос строительства железных дорог и основания акционерных обществ. Позже было реформировано Государственный Совет, ставшая верхней законодательной палатой. Она получила право утверждать или отклонять законы, одобренные Думой. Несмотря на сохранение законодательной власти, был сделан шаг в сторону либерализации общества. Новый политический строй характеризовался тем, что законодательная власть принадлежала императору и двухпалатному парламенту, а высшая исполнительная — императору и ответственным перед ним министрам, высшая судебная и контролирующая — сената.
worldofscience.ru