Русская культура второй половине 19 века.
Школа и просвещение.
Развитие науки.
Живопись, скульптура и архитектура
Музыка
Драматический театр
Предпосылки развития культуры:
Культура прочно опиралась на опыт первой половины 19 в. («Золотой век»), были продолжены традиции в музыке (Глинка), в литературе (Пушкин, Лермонтов и Гоголь), в художестве (), в архитектуре (Воронихина, Россе).
Всё большую роль стала играть интеллигенция – главный творец культуры. Интеллигенция – разночинская. Было много земской интеллигенции. Значительная часть интеллигенции концентрировалась в университетских городах.
Во 2-ой половине 19 в. большую роль стала играть буржуазия. Очень многие предприниматели культурой не интересовались, но были и те, кто был покровителем искусства – меценаты. Среди этих людей можно назвать основателя галереи П. Третьякова, Савва Мамонтов – основатель русской частной оперы, Савва Морозов – театр в Москве.
Существенные культурные изменения произошли в среде крестьян. Многие крестьяне уходили на заработки в город и потом возвращались в деревню, привозя с собой урбанизированную культуру.
Школа и просвещение. Распространением грамотности ведало МНП – министерство народного просвещения. При Александре 2 возглавлял это министерство либерально настроенный чиновник Головнин. Были и консерваторы, в частности при Александре 3, а именно: граф Дм. Толстой и Делянов. Уровень грамотности в стране вырос в несколько раз. В середине 19 века был грамотным каждый 15 человек в России, в конце – каждый 5 житель. Грамотное население было сосредоточено очень неравномерно. Были регионы, в которых грамотность была 80-90%. Это были наши окраины – Финляндия и Польша. Но в Сибири и Кавказе уровень грамотности был 12%, Средняя Азия – 5%. Крайний Восток был вообще неграмотным.
Начальная школа. Была абсолютно бесплатной. Два основных типа школ в деревне это церковно-приходские школы, финансированные синодом, и земские. Крестьяне предпочитали земскую школу. В содержании этих школ участвовали также крестьяне, снабжали их дровами, прислугой. Учебными пособиями и зарплатой уже снабжали земства. Предметы: Закон Божий, Русский язык, Церковно-славянский язык, Арифметику.
В городе основным типом учебных заведений были приходские школы. Они содержались городскими думами. Также в городах были высшие начальные училища, у которых курс был не 3-х летним, а 5-ти летним. Там была ещё история, география и естествознание. В крупных городах интеллигенция открывала воскресные школы и работала там совершенно бесплатно. Программа там также была довольно узкая. Власти относились к ним довольно подозрительно и часто закрывали их, ибо часто эти школы открывали революционеры.
Средняя школа. Среднее образование было платным, это резко снижало доступ к нему. Плата составляла 20-25% зарплаты в год. Также существовали ограничения (Циркуляр «О кухаркиных детях»). Были классические гимназии и реальные училища. Самыми главными предметами в гимназиях были мёртвые языки и математика. В реальных училищах преобладали естественная история (биология) и физика, ну а также математика. Срок обучения – 7 лет. Некоторые учились и 8 лет, за счёт приготовительного класса. Также там была очень строгая дисциплина, например ношение обязательной формы, можно было по такой форме отличить, кто где учится. В целом там училось всего лишь 200 тысяч человек на 125 млн. населения.
Профессиональное образование. Оно получило своё развитие в 90-х гг. Они находились в ведомстве министерства финансов. Эта была сознательная политика, основным инициатором был Витте. Существовали ремесленные школы – выпускали квалифицированных рабочих. Технические училища – выпускали техников и мастеров. Существовали также торговые или коммерческие школы. Для подготовки учителей начального образования существовали учительские семинарии. Кроме того, для подготовки духовенства – духовные училища, выпускали дьяконов, духовная семинария – выпускала священников, высшее духовное образование давали духовные академии (4 на всю страну – это Московская, Петербургская, Казанская и Киевская).
Высшая школа. Основной тип высших учебных заведений был университет (Петербургский и Московский, 3 на Украине – Киев, Харьков и Одесса, Дербт – Эстония, Варшава, Поволжье – Казанский). Во второй половине 19 в. присоединился ещё один университет – Томский, первый университет на востоке. Было 4 факультета – юрфак, ист-фил, медицинский и естественный. В некоторых универах были свои специфические факультеты (в Питере – бастфак). В 1900 г. всего в России насчитывалось 17 тысяч студентов. К этому списку надо присоединить и студентов технических вузов.
Технические вузы. В Петербурге существовал горный институт, технологический институт, лесной. В Москве – техническое училище, Петровская сельхоз академия. Среди провинциальных вузов – Рижский институт.
Особенности состава студентов. Меньше стало дворян, больше разночинцев. Студенты стали больше бороться за свои права, старались объединяться. Происходили студенческие демонстрации и забастовки (массовый закол). Принимали сюда только мужчин, а женское высшее образование только начинает зарождаться, курсистки – женщины с высшим образованием. Бестужевские курсы – в Москве, Питере и Киеве. В основном обучали на курсах врачебной и учительской процессии.
Периодическая печать. В стране существовала цензура. Кол-во изданий постоянно увеличивалось, в конце 19 в. существовало около 1000 газет и журналов. Это были специальные научные издания, развлекательные, иллюстративные, женские, юмористические, детские и т.д. Особое место среди них занимали толстые журналы – литературно-общественные. В них публиковалась большими кусками проза, перемежалась с поэзией. Демократические журналы – «Отечественные записки», «Современник», «Русское слово» (Д. Писарев), «Вестник Европы» — привлекал западную общественность, «Русское богатство» (Михайловский). К консервативным журналам относился журнал «Русь».
Газетное дело было поставлено на широкую ногу. Крупнейшим медиомагнатом был Алексей Суворин – газета «Новое время» — это была самая информированная газета, была самой оперативной. Ещё одним таким человеком был Иван Сытин – «Русское слово». Также известны «Правительственный вестник» (издавалась государством – официоз), там печатались законы, нормативные акты. Также «Биржевые ведомости» — деловая информация, курсы акций и т.п. В провинции газет было мало. В каждой губернии выходила газета «Губернские ведомости» (ещё была при Николае I). В середине 19 в. начали издаваться «Епархиальные ведомости», печатались распоряжения синода, архиерея и т.п.
Книгоиздательское дело. Крупная фирма – Кнебель – издавала книги для богатой публике. Фирма Суворина – для среднего класса. Сытин тоже имел типографию, которая издавала книги для народа. Это маленькие книжечки на плохой бумаге. Он издавал Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Также выпускал лубочную литературу (страшилки, забавные истории и т.п.). Главными распространителями книг были корабельники – офени. Они разносили по деревням самый различный товар. В городах формировалась сеть книжных магазинов. Среди них немалую роль играли магазины с редкими книгами. Увеличивается кол-во библиотек. Главную роль играли массовые библиотеки. В деревне библиотеки открывало земство. В городах существовали общественные публичные библиотеки. Главной библиотекой страны была императорская публичная библиотека в Петербурге, рядом с Гостиным двором (РНБ – Российская национальная библиотека). В Москве – Румянцевская библиотека, была когда-то Ленинской, сейчас РГБ – Российская государственная библиотека.
2. Развитие науки. Предпосылки:
В стране развивалась рыночная экономика – капитализм.
Наука базировалась на предыдущей эпохе, Золотом веке.
Главной была Академия наук. Членов было немного: действительные – академики и члены – корреспонденты. Академия наук тогда не пользовалась большим спросом, из-за большого кол-ва иностранцев. В члены академии наук баллотировался Минделеев, его не взяли. Наука развивалась также в особых научных обществах, это РГО – русское географическое общество, РТО.
В это время в области научных математических знаний работал Чебышев. Он занимался прикладной математикой – это математика, используемая в других науках. Также занимался теорией чисел, теорией вероятности и др. Первой русской женщиной математиком была Софья Ковалевская. Начинала как народница.
Физика. В конце 19 в. работал Столетов, из Владимира. Столетов исследовал фотоэлектрический эффект. С физикой тесно связана техника. В 1895 году А. Попов 7 мая продемонстрировал радиоприёмник и передатчик. Радио был использовано первоначально в военных судах. Большой вклад в военно-морской флот внёс С.О. Макаров – адмирал и учёный. Благодаря ему происходит переход от парусного к паровому судну. Появляются броненосцы. Н.Н. Бенардос изобрёл электросварку.
Авиация. Теоретические основы Н.Е. Жуковский ввёл. Он построил аэродинамическую трубу, для испытания самолётов. Он изобрёл вихревую теорию пропеллера. Русский офицер Можайский сконструировал первый самолёт. Инженеры Яблочков и Ладынин создали первые лампы накаливания.
Астрономия. Учение о формах комет создал Бредихин. Учение о малых небесных телах. Работал в Пулковской обсерватории.
Химия. Д.И. Менделеев. На основе периодического закона он создал таблицу. Некоторые ячейки были не заполнены. Менделеев работал в метрологии, воздухоплавании и др. отраслях.
Биология. Отцом русской физиологии учёный Сеченов. Его главная работа называлась рефлексы головного мозга. В ней он связывал биологические и физиологические явления. Мечников работал в иммунологии и микробиологии. Разработал теории об иммунитете. В области ботаники работал Тимирязев. Поставил биологию на практическую пользу – учёный агроном. На стыке агрономии и геологии работал Докучаев – «Русский агроном», его самая известная работа.
Медицина. Продолжал работать Пирогов. Он организовал серию лазаретов, разработал наркоз – эфир. Также он использовал антисептики, чтобы не заразить кровь. При переломах стал использовать жёсткую гибкую повязку.
Географические открытия. В середине 18 в. путешествие по Тянь-Шаню совершил Семёнов. В дальнейшем сам путешествия не совершал, но был администратором по организации путешествий. Так, совершил 5 путешествий Пржевальский – исследовал Тибет, Монголию. Описал новую лошадь. Миклухо-Маклай в течение нескольких лет жил в Новой Гвинее и исследовал папуасов.
История. В этой области известен С.М. Соловьёв, представитель государственной историографии. Он издал 29 томов своей «История России». Довёл повествование до Екатерины II. Читать Соловьёва скучно. Учеником Соловьёва был В.И. Ключевский – «Курс русской истории», доведённый до АлександраII. Его история намного интереснее. Также он создал несколько курсов – История сословия, терминология русской истории. Во второй половине 19 в. историки стали больше уделять внимание народным движениям. Это характерно для Щапова. Он писал о крестьянских восстаниях «Расколе». Костомаров написал «Богдан Хмельницкий».
В области философии особой популярностью пользовалась религиозная, мистическая философия. Владимир Соловьёв, сын историка занимался этим.
В филологической науке был В.И. Даль. В течение нескольких десятилетий он объехал Россию и составил Толковый словарь великого русского языка. Также он издал книжку «Пословицы русского народа».
3. Изобразительное искусство. Главным художественным объединением было передвижничество. Это не только организация, но и эстетическое художественное движение. Передвижники отошли от классицизма, от академической традиции, на полотнах стали изображать не античные, библейские сюжет, а реальные, бытовые сюжеты. История их начинается с 1863 года. В Питере в это время произошёл «бунт» выпускников. Им нужно было писать дипломные работы. Им дали 2 темы: 1. Освобождение крестьян; 2. Древнегерманская мифология. Но им хотелось писать что-то живое, просили дать свободные темы, но им было отказано. Художники ушли из академии так и не получив дипломов. Они организовали товарищество «Передвижных художественных выставок». Основателем был Крамской, художник портретист. Его сподвижники – Саврасов и Перовский. Они устраивали выставки в различных районах страны. Выставки переезжали из одного города в другой. На них можно было не только посмотреть картины, но и купить. Большую идейную помощь оказал критик Владимир Стасов. В своих статьях он поддерживал передвижников. Материальную помощь оказывал им П.И. Третьяков. Сначала покупал для себя, потом решил, что нужно открыть доступ для публики. Когда картин стало становиться больше, тогда он построил рядом со своим домом здание галереи. Затем в 1892 г. Третьяков подарил эту галерею г. Москва. Третьяковская галерея стала первым национальным музеем в России. Другим музеем отечественного искусства стал музей Александра IIIв Петербурге. Сейчас называется Русский музей. Для него был использован Михайловский дворец.
Передвижники работали в бытовом жанре, затем портрет, пейзаж, батальная живопись, натюрморт, мифологическая живопись, историческая живопись.
Пейзажные сюжеты. Одним из самых ранних передвижников был Фёдор Васильев. Умер в 23 года от чахотки. Его картины – пейзажные («Оттепель», «Мокрый луг» — стремление создать синтетический образ русской природы). Ещё один пейзажист — Левитан. У него есть 40 картин. Его картины полны не только цветом, но и светом («Свежий ветер Волга», «Март», «Золотая осень», «У омута»). Саврасов – «Грачи прилетели» — его называют «художником одной картины». Шишкин – «Рожь», «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща», «На севере диком». А. Куинджи – «Вечер на Украине», «Берёзовая роща». Поэзия тихих уголков России изображена у Поленова – «Заросший пруд», «Московский дворик». Айвазовский – «Девятый вал».
Историческая живопись. Выдающимся русским живописцем был В. Суриков, изображавший переломные моменты в истории («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком»). Исторические картины писал Репин («Запорожцы», «Иван Грозный и сын его Иван», «Бурлаки на Волге» — бытовая картина, «Не ждали», «Крестный ход Курской губернии» — энциклопедия русской жизни, изображены все сословия, существовавшие в России). Художник Перов – «Сельский крестный ход на Пасху» — сатира на нравственность сельского общества, «Охотники на привале». Марковский – «Вечеринка» — собрание нелегального кружка, «Свидание». Савицкий – «Ремонтные работы на железной дороге». Мясоедов – «Земство обедает».
Жанр портрета. Крамской – «Портрет Л.Н. Толстого», «Некрасов в период «Последних песен»», «Полесовщик», «Студент».
Мифологический жанр представлен картинами Виктора Васнецова – «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке», «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Алёнушка».
Батальный жанр. Верещагин – «По большой дороге – отступление, бегство» — бегство Наполеона, «Парламентёры» — присоединение Средней Азии, «Шипка…», «Перед атакой под Плевной».
Скульптура. Выдающимся скульптором был Микешин, мастер многофигурных композиций – «Тысячелетие России» в Новгороде, «Памятник Екатерине II» в Петербурге, «Памятнику Богдану Хмельницкому» в Киеве. Опекушин – в Москве памятник Пушкину, Муравьёву Амурскому (генерал-губернатор Дальнего Востока) в Хабаровске. М. Антакольский – «Нестор летописец» — скульптура в Третьяковке, «Иван Грозный», «ПётрI».
Архитектура. В середине 19 в. классицизм как стиль уходит в прошлое. Долгое время господствовало бесстилье, или эклиптика – смешение стилей. В конце 19 в. – неорусский стиль. Копировали стиль русской архитектуры 16-17 вв. ГУМ (Верхние торговые ряды) – архитектором его был Померанцев. В здании использованы новые строительные технологии: железобетонные перекрытия, стеклянная крыша. Исторический музей был также построен на Красной площади в тоже время. Архитектур – Шервуд. Политехнический музей. Архитектор – Монигетти. Красная церковь в Иванове. Во второй половине 19 в. в России уже не строятся целостные архитектурные ансамбли. Застройка городов становится бесплановой, очень много зависит от цен на землю.
4. Музыка. Господствующим объединением композиторов была «могучая кучка». Называли ещё Балакиревский кружок. Большую моральную поддержку оказывал Владимир Стасов. Характерная черта: широкое использование народных мелодий в классической музыке. Среди участников кучки все были непрофессионалы. Не один не имел музыкального образования – Римский-Корсаков морской офицер, Бородин учёный химик, Ц. Кюи офицер, Мусоргский. Они шли по стопам Глинки. Основной жанр – опера. Римский-Корсаков писал оперы на сказочные и исторические сюжеты, опера «Снегурочка», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане» (музыка «Полёт шмеля»), «Сказка о золотом петушке». Бородин написал «Князь Игорь». Мусоргский – «Борис Годунов» по трагедии Пушкина, «Хованщина».
Не входя в могучую кучку, писал музыку Чайковский «Спящая красавица», «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». Оперы – «Пиковая дама» и «Евгений Онегин». Писал также симфоническую музыку это 6 симфоний. Из камерной музыки – цикл из 12 фортепианных пьес каждая на определённый месяц. Также написано около 100 романсов.
В это время появляется высшее музыкальное образование. Были открыты первые консерватории. Основатели – братья Рубинштейны.
5. Драматический театр. Репертуар театра стал пополняться русскими пьесами, благодаря Островскому. Изображался быт дворян, кинешемского уезда, быт купцов. Пьесы также писал Алексей Константинович Толстой «Царь Борис», «Царь Фёдор Иоаннович», «Иван Грозный». Появляется пьеса А.П. Чехова.
Театры делились на государственные и частные. Небольшое кол-во – императорских. В Питере и Москве их было по два. В Петербурге главный музыкальный театр – Мариинский, драматический – Александрийский. В Москве – Большой – музыкальный, и Малый – драм театр. Малый театр неслучайно называли «домом Островского». Выдающимся исполнителем в пьесах Островского был Пров Садовский. Пьеса Островского – женские роли исполняла Мария Ермолова – «героическая симфония русского тетра».
В самом конце 19 в. в России появился новый театр в Москве – МХТ – московский художественный театр. Основатель его – Константин Алексеев (Станиславский), это режиссер и актёр, и Владимир Иванович Немилович-Данченко. Здесь применилась особая система театральной игры: «в театре надо играть, как в жизни». МХТ начал играть пьесы Чехова – «Вишнёвый сад», «Чайку», пьеса М. Горького «На дне». Актёры – Качалов, О.Л. Книппер-Чехова.
Симонцева Елена Николаевна.
studfiles.net
Русская культура второй половины XIX века
Отмена крепостного права, развитие капитализма ускорили научно-технический прогресс, что требовало большого количества образованных людей: инженеров, юристов, квалифицированных рабочих. В пореформенную эпоху складывается новый общественный слой — российская интеллигенция. Новые явления духовной жизни России и Европы рубежа XIX—XX вв. вызвали к жизни поиск новых художественных методов, изобразительных средств. Этот период, продолжавший и развивавший достижения «золотого века», подготовил «серебряный век» русской культуры.
Потребность в профессионально образованных работниках вызвала расширение системы начального образования, что позволило повысить уровень грамотности населения приблизительно до 30% в начале XX в. Начальное образование давалось государственными, земскими и церковно-приходскими школами. Среднее образование можно было получить в гимназиях и реальных училищах. Значительную роль в распространении научных знаний и воспитании у народа интереса к чтению сыграло развитие издательского дела: издание дешевых учебников, букварей, художественной литературы сделало их общедоступными. В этом исключительно велика заслуга И.Д. Сытина и Ф.Ф. Павленкова, издававших серии научно-популярных книг для массового читателя.
Идет процесс дальнейшей дифференциации наук на фундаментальные и прикладные. Величайшим вкладом в мировую науку было открытие Д.И. Менделеевым периодического закона химических элементов, а также достижения A.M. Бутлерова, Н.Д. Зелинского в области химии, П.Л. Чебышева, СВ. Ковалевской в области математики, А. Г. Столетова, А.С. Попова, П.Н. Лебедева, Н.Е. Жуковского в области физики и механики. Целые направления в науке возникли в результате энциклопедической деятельности В.И. Вернадского. Продолжались исследования русских географов — П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, Н.Н. Миклухо-Маклая и др.
В это время работают выдающиеся историки С. М. Соловьев, В. О. Ключевский. В Москве открыли свои двери посетителям первая московская публичная Румянцевская библиотека (1862), Политехнический (1872) и Исторический (1883) музеи, в Петербурге — Русский музей (1898).
В творчестве Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, А.П. Чехова сохраняются традиции критического реализма. В развитие русского драматического театра неоценимый вклад внес А.Н. Островский, с именем которого тесно связан Малый театр в Москве.
Окончательно оформляется русская национальная музыкальная школа, в частности в творчестве композиторов «Могучей кучки», названной так музыкальным критиком В.В. Стасовым: М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова и др. Композиторы П.И. Чайковский, СВ. Рахманинов, А.Н. Скрябин подняли отечественное музыкальное искусство на высочайший уровень. Важнейшими центрами музыкальной культуры были консерватории в Москве, Петербурге и других городах, императорские Мариинский и Большой театры.
В области изобразительного искусства побеждает реализм. В 1870 г. выпускники Академии художеств, не желающие мириться с официальной академической живописью, создают «Товарищество передвижных художественных выставок», просуществовавшее до 1923 г. «Передвижники» И.Н. Крамской, В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.И. Суриков стремились сделать искусство близким народу, активно занимались просветительской работой. К концу столетия на смену передвижникам приходят другие направления. Близка французской школе импрессионистов живопись И.Л. Левитана, В.А. Серова. Многие художники искали новых живописных форм (М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев.). В 1880-е гг. в Москве открылась Третьяковская галерея, названная по имени ее основателей — предпринимателей и меценатов братьев П.М. и СМ. Третьяковых. В 1892 г. она была передана в дар городу.
Для архитектуры этого времени характерна эклектика — смешение стилей. Постепенно поиск национального стиля привел к развитию «русско-византийского» («неовизантийского») стиля с использованием элементов древнерусского зодчества. Ярким примером служит ансамбль Красной площади: здание Исторического музея (В.О. Шервуд), Верхние торговые ряды (А.Н. Померанцев), соседнее с ними здание Городской думы (Д.Н. Чичагов).
Во второй половине XIX в. возводятся многие монументальные скульптуры: памятник А.С. Пушкину в Москве (A.M. Опекушин, 1880), «Тысячелетие России» в Новгороде (М.О. Микешин) и др. Архитектура и градостроительство непосредственно зависели от направления экономического развития России в пореформенные десятилетия. Теперь не аристократические дворцы, а банки, магазины, вокзалы, доходные дома определяли общий облик городов России.
histerl.ru
Русская культура во второй половине XIX — начале XX века
Отмена крепостного права, реформы 60—70-х гг., подъем общественного движения, утверждение капитализма — все это содействовало росту просвещения, дальнейшему развитию культуры. Ведущая роль в искусстве в пореформенный период принадлежала передовой разночинной интеллигенции.
Просвещение
В России во второй половине XIX в. наиболее быстрыми темпами развивалось начальное образование. Наряду с церковноприходскими и одноклассными школами Министерства народного просвещения большое распространение получают земские школы, которые содержались за счет местных земств. К концу века в сельской местности начальное образование охватывало несколько миллионов учащихся. Во многих городах действовали воскресные школы для взрослых. Но число грамотных в России составляло в 1897 г. всего лишь 21 % всего населения страны.
К концу 1914 г. в России насчитывалось около 124 тыс. начальных учебных заведений, в которых училось немногим более 30 % детей в возрасте от 8 до 11 лет (в городах — 46,6%).
После жарких споров о характере среднего образования основой его стала классическая гимназия, в которой до 40 % учебного времени отводилось на изучение латинского и греческого языков. В 1862 г. открываются первые женские гимназии. Особым министерским циркуляром («О кухаркиных детях») был ограничен прием в гимназии детей малоимущих родителей.
Успехи в области высшего образования заключались как в увеличении числа высших учебных заведений, так и в росте числа студентов. В пореформенный период наряду с открытием новых университетов (в Одессе, Томске, Саратове) были открыты и другие высшие учебные заведения (Медикохирургическая академия в Петербурге, различные институты в Петербурге и Москве).
В 1913/14 учебном году в России насчитывалось 63 государственных высших учебных заведения, в которых обучалось более 71 тыс. студентов.
Литература
В пореформенный период литература продолжает занимать в русской культуре ведущее место. Реализм по-прежнему является в ней преобладающим направлением. Особенностью реализма было постоянное стремление возможно шире отразить действительность, вскрыть и обличить общественную неправду. В то же время литература реализма утверждала положительные общественные идеалы. Народность, патриотизм, защита прав и интересов народной массы и личности, борьба за социальную справедливость — вот характерные черты, присущие передовой русской литературе.
В сокровищницу мировой литературы навсегда вошли имена И. Тургенева, Н. Некрасова, Ф. Достоевского, И. Гончарова, М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, А. Чехова. Передовая литература, откликавшаяся на важнейшие общественно-политические события того времени, оказала значительное влияние на развитие театра, музыки и изобразительного искусства.
Лев Николаевич Толстой
Театр
Русской театральной культуре второй половины XIX в. были присущи народность и гуманизм, идейное и эмоциональное богатство, глубокое воспроизведение человеческих характеров и историческая правда. Продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, А. Островский своим творчеством завершил создание русской национальной драматургии (пьесы «Бесприданница», «Свои люди — сочтемся», «Гроза», «Доходное место» и др.).
Мария Николаевна Ермолова, актриса Малого театра. Худ. В. Серов
Центром театральной жизни России по праву был Малый театр. Ведущее место в его репертуаре занимали пьесы Островского. Великая актриса М. Ермолова создала на сцене театра немало запоминающихся женских образов. Среди них — образ Екатерины из «Грозы» Островского.
Музыка
С середины XIX в. музыкальная жизнь России все чаще оставляет стены салонов для избранных. В 1859 г. в Петербурге создается Русское музыкальное общество. В начале 60-х гг. М. Балакиревым была основана в Петербурге бесплатная музыкальная школа. В Москве и Петербурге открываются первые русские консерватории. Тогда же вокруг композитора Балакирева в Петербурге складывается кружок композиторов, известный как «Могучая кучка» (М. Мусоргский, Н. Римский Корсаков, А. Бородин, Ц. Кюи). В свои симфонические и оперные произведения композиторы «Могучей кучки» включали мотивы народных песен. Важное место в их творчестве занимали оперы на исторические темы: «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Царская невеста» Римского-Корсакова. Вершиной русского музыкального искусства второй половины XIX в. стало творчество П. Чайковского. Его оперы («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), балеты («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), романсы навсегда вошли в историю не только русского, но и мирового искусства.
Петр Ильич Чайковский, русский композитор; крупнейший симфонист, музыкальный драматург и лирик, реформатор балета
Живопись
На вторую половину XIX в. приходится время подъема и расцвета в России национальной реалистической и демократической школы живописи. В 1863 г. группа наиболее талантливых учеников Петербургской Академии художеств во главе с И. Крамским потребовала свободы в выборе сюжета для выполнения выпускных работ. Получив отказ, они вышли из Академии и создали артель свободных художников. В 1870 г. по инициативе И. Крамского, Г. Мясоедова, Н. Ге, В. Перова в Петербурге было организовано Товарищество художественных передвижных выставок. Идейным вождем передвижников стал Крамской, создавший целую галле- рею портретов русских писателей, художников, общественных деятелей. Высшие достижения русского реализма в живописи связаны с творчеством И. Репина («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану») и В. Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком»).
Развитие искусства во второй половине XIX в. в России — одна из наиболее замечательных страниц в истории русской и мировой культуры.
Начало XX века — «серебряный век» русской культуры
Российская культура начала нового столетия явилась достойной преемницей русской культуры XIX в., хотя ее развитие проходило в иных исторических условиях.
Начало XX века — это время творческого взлета русской науки, литературы, искусства, своеобразное культурное возрождение. Оно как бы распадалось на несколько течений: с одной стороны, дальнейшее развитие лучших демократических традиций, с другой — сомнения, пересмотр старого, противоречивые и мятежные искания нового, попытки максимального самовыражения. Во многом это была культура для «избранных», далекая не только от народа, но и от широких кругов интеллигенции. Но именно она положила начало новому направлению в искусстве России.
Новые направления в литературе. В начале XX в. литература по-прежнему играла исключительно важную роль в культурной жизни страны. Наряду с реалистическим направлением (Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, А. Куприн, М. Горький и др.) в русской литературе, особенно в поэзии, появляются новые направления. Это было связано с именами Л. Андреева, А. Блока, В. Брюсова, А. Ахматовой, И. Северянина, В. Маяковского и др. Характерной особенностью новых направлений в поэзии — декадентства, символизма — являлся не только своеобразный протест и неприятие действительности, но и поиск новых путей самовыражения.
Александр Александрович Блок
Музыка
Развитие музыкального искусства, как и в предыдущие годы, было тесно связано с именами композиторов — членов «Могучей кучки». Однако в русской музыке появляются и новые имена. В это время начинают свою композиторскую деятельность А. Глазунов, С. Рахманинов, А. Скрябин, И. Стравинский, С. Прокофьев. В их творчестве национальные традиции связываются с активными поисками в области музыкальной формы. Немало замечательных певцов дала русская вокальная школа. Среди них звездами первой величины были Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова.
Живопись
Для русской живописи, впрочем, как и для всего изобразительного искусства начала XX в., характерны две главные тенденции: традиционная реалистическая и модернистская. Реалистическое направление в живописи представлял И. Репин, написавший за 1909—1916 гг. ряд портретов (П. Столыпина, Л. Толстого, В. Короленко, В. Бехтерева и др.), его ученик В. Серов, портреты которого — настоящие психологические характеристики писателей, артистов, врачей. К этому периоду относится и деятельность «поэта русской природы» И. Левитана.
Модернизм был связан с отходом ряда художников от устоявшихся норм в живописи и поиском новых художественных решений. Модернизм не был сугубо российским явлением в изобразительном искусстве. Он затронул все страны, особенно Францию и Италию. В начале века в России получает развитие живопись импрессионизма. Ее приверженцами были К. Коровин, В. Борисов-Мусатов и др. Родоначальником модернизма в России можно считать М. Врубеля. Тема Демона, в течение десятилетий бывшая основной в его творчестве, воплощала неудовлетворенность, тоску и гнев мятущегося человека.
Подлинными лидерами абстракционизма не только в России, но и в мировой живописи стали В. Кандинский и К. Малевич.
Следует заметить, что культурную жизнь в России поддерживала плеяда российских меценатов (С. Дягилев, С. Мамонтов, С. Морозов и др.), сыгравших значительную роль в развитии русской культуры.
Всемирное признание русской культуры. Культура России начала XX в. достигла удивительных высот. Она способствовала не только росту самосознания народов России, но и оказала влияние на всю европейскую культуру.
Сергей Павлович Дягилев, русский театральный и художественный деятель
Русское искусство получило широкое международное признание. Организованные С. Дягилевым «Русские сезоны в Париже» (1906—1912) явились заметными событиями в европейской культурной жизни.
Так в 1906 г. парижанам была представлена выставка «Два века русской живописи и скульптуры», которую Дягилев дополнил концертом русской музыки. Успех был потрясающий. В следующем году парижане могли познакомиться с русской музыкой от Глинки до Скрябина. В 1908 г. в Париже с исключительным успехом выступил Ф. Шаляпин, исполнивший партию царя Бориса в опере Мусоргского «Борис Годунов». Поистине уникальным явлением явился взлет русского балета в начале века. С 1909 по 1912 г. в Париже ежегодно проходили «Русские се-зоны балета», ставшие событием мирового масштаба. На газетных полосах замелькали имена русских танцовщиков — Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского. Небывалый успех выпал на долю балетов И. Стравинского «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ:
И. Репин в картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» рисовал одного из казаков с известного русского писателя В. Гиляровского, автора книги «Москва и москвичи». Скульптор же Н. Андреев лепил с него Тараса Бульбу для барельефа на памятнике Н. Гоголя в Москве.
Несмотря на относительно невысокий уровень грамотности в России (менее 30 % к 1913 г.), газеты, журналы, книги получают все большее распространение. Накануне первой мировой войны в стране издавалось 2915 журналов и газет, а по количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире (после Германии и Японии).
Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX — нач. XX в., 1998.
knowhistory.ru
Русская культура во второй половине XIX в.
Отмена крепостного права, другие реформы 60—70-х гг. XIX в. привели к серьезным изменениям в социальной, экономической и политической жизни страны. Противоборство революционеров и самодержавия оказывало определенное влияние на литературу и искусство. Социальная заостренность – характерная черта многих произведений литературы, драматургии, живописи пореформенного времени, порой с фотографической точностью отражавших те драматические события, которые происходили в России. Новым явлением второй половины ХIХ в. было широкое вхождение в литературу и искусство разночинцев. Эти люди из разных слоев общества, часто из низов, пытались передать в творчестве свой горький жизненный опыт.
Литература. В произведениях русских писателей второй половины ХIХ в. так или иначе нашли отражение насущные вопросы пореформенной жизни. Несмотря на различия в происхождении, политических взглядах, отношении к религии, большинство писателей объединял художественный реализм. О чем бы они ни писали, их мысли вращались вокруг проблем, связанных с поиском смысла жизни, социальной справедливости, сочувствием к «униженным и оскорбленным», осуждением произвола властей. Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский, как бы дополняя друг друга, в своих произведениях изображали жизнь человека во всем многообразии ее отношений с миром. Острая сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина, лирические стихи Ф.И. Тютчева, загадочная русская душа в рассказах и повестях Н.С. Лескова, «обломовщина» И.А. Гончарова, упадок «дворянских гнезд» И.С. Тургенева, купеческая среда в драмах А.Н. Островского, величие и трагедия человека в творениях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского – все это делает русскую литературу второй половины ХIХ в. великой.
Живопись. В 1863 г. 14 выпускников Академии художеств отказались выполнять выпускные работы на заданный классический сюжет. Инициатором «академического бунта» был И.Н. Крамской, который чуть позже возглавил «Товарищество передвижных художественных выставок». Передвижники выступали против напыщенного академизма и стремились в своем творчестве отражать реальную жизнь. Главное место в их произведениях занимала жанровая живопись. Передвижников интересовала идейная сторона творчества. В первые годы существования «Товарищества» большинство художников ставили идейную сторону живописи выше эстетической. И как следствие в их картинах отразилось обостренное видение социально-политических процессов, происходивших в стране, а порой они представляли собой иллюстрации к конкретным событиям. Лучшие русские художники в разное время были участниками передвижных выставок: И.Н. Крамской, В.И. Суриков, И.Е. Репин, Н.Н. Ге, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.А. Серов и др.
Однако с появлением фотографии, изменением эстетических вкусов живопись передвижников потеряла свою социальную остроту. К тому же время развело многих единомышленников. Не чужда новым веяниям была и Академия художеств. Ряд видных передвижников (Репин, Куинджи) стали ее членами. Бунт передвижников в конце века повторило новое поколение художников. Группа молодых живописцев объединилась вокруг журнала «Мир искусства» (1898) и обрушилась с резкой критикой на творчество передвижников. «Мирискусников» объединяло признание самоценности искусства как такового и отрицание его идейной роли. Расцвет их творчества относится уже к началу следующего века.
Архитектура. Социально-экономическая обстановка в пореформенное время изменила требования к жилым и общественным зданиям. В архитектуре основное внимание уделялось функциям здания. Однако его внешний облик, независимо от назначения постройки, был порой весьма причудливым (вплоть до мавританского стиля). Господство эклектики продолжалось почти всю вторую половину ХIХ в. В это время появляются новые типы зданий: универсальные магазины, пассажи, многоквартирные доходные дома, вокзалы, большие гостиницы, музеи. Быстрыми темпами идет строительство промышленных предприятий складских помещений. Именно эти типы зданий вытесняют монументальные классические постройки прошлого.
В последние годы ХIХ в. в архитектуре наступает эпоха стиля модерн, расцвет которого приходится уже на начало ХХ века.
Музыка. Огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов М.А. Балакириева, М.П. Мусорского, Ц.А. Кюи, А.П. Бородина и Н.А. Римского-Корсакова, известное как «Могучая кучка». В начале 60-х гг. в Москве и Санкт-Петербурге стараниями братьев А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов были открыты консерватории, положившие начало профессиональному музыкальному образованию в России. Мировую известность приобрели музыкальные произведения П.И. Чайковского. Русская музыка второй половины ХIХ в., используя народный фольклор и национальные мотивы, продолжила традиции русской классической музыки.
studfiles.net
Культура России 2-ой половины 19 века и ее мировое значение
Категория: Билеты по Отечественной Истории на государственный экзамен.
К середине XIX в. литература, музыка, театр, живопись, архитектура достигли в России высокого уровня развития и становились все более известными на Западе. Французский писатель П. Мериме открыл Европе Пушкина. На европейские языки были переведены произведения М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева. Русская литература становится частью европейской литературы. В Париже был поставлен «Ревизор» Гоголя, с восторгом принятый зрителями.
Падение крепостного права означало начало нового, капиталистического периода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей.
60-е годы воспринимались современниками как время духовных преобразований, больших надежд и свершений. Отличительной чертой общественно-культурной жизни первых пореформенных десятилетий было распространение просвещения. В стране развернулось широкое движение за создание народных школ, изменение методов преподавания в них, предоставление права на образование женщинам. Большую работу по распространению образования среди народа проводили комитеты грамотности, общественные просветительские организации, связанные с земствами. Основоположником народной школы, а также научной педагогики в России по праву считается К. Д. Ушинский (1824-1870/71). Создание начальной народной школы в основном силами земства было серьезным достижением общественно-культурного развития пореформенной России.
Были открыты новые университеты в Одессе, Томске. В университетах, получивших автономию, открылись новые кафедры, оживилась научная работа, повысился образовательный уровень выпускников. В университетах в те годы были сосредоточены лучшие научные силы России, работали многие выдающиеся ученые, которые способствовали распространению не только науки, но и просвещения в стране (Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, А. Г. Столетов, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, С. М. Соловьев, Ф. И. Буслаев и многие другие). В ряде городов были учреждены политехнические и технологические институты; закрытые учебные заведения — Институт инженеров путей сообщения, Горный, Лесной институты — были преобразованы в гражданские учебные заведения. К концу XIX в. в России насчитывалось 63 высших учебных заведения, в которых обучалось около 30 тыс. студентов. В высших технических школах в это время получали образование более 7 тыс. человек, т. е. примерно четверть всех студентов.
В стране увеличилась полиграфическая база. Среди издаваемых книг преобладали естественнонаучные, справочные, учебные. Художественная литература и публицистика издавались, как правило, небольшими тиражами. Во второй половине XIX в. при участии общественности в России было организовано много разнообразных по профилю музеев: исторических, естественнонаучных, художественных, промышленных, сельскохозяйственных.
Впервые появились краеведческие, мемориальные музеи. Общее число музеев в стране выросло до 80. Особенностью их стала общедоступность.
Основные вопросы общественно-политической мысли-крестьянский и судьбы самодержавия в России — в пореформенное время в условиях проведения буржуазных реформ все более приобретали характер практически необходимых, злободневных проблем.
В целом 60 —70-е годы были отмечены серьезными сдвигами в идейной жизни общества. Для этого времени характерны преобладание демократических идей в общественном сознании, убежденность в необходимости преобразований, борьба за поиски путей их осуществления в интересах широких масс народа, известное отступление самодержавия от своих охранительно-крепостнических принципов. Все это создавало соответствующую идейно-нравственную атмосферу для развития художественной культуры
В этот период были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Искусство критического реализма, который становится основным художественным направлением, было тесно связано с идейными исканиями того времени. Оно не только описывало жизнь, но и анализировало ее, пыталось раскрыть и объяснить свойственные ей противоречия. Жанры: очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. д.).
Во второй половине XIX в. идейно-художественное развитие во многом определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой были заложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем Н. Г. Чернышевского. В художественной литературе второй половины XIX в. нашли отображение социальные сдвиги, которые произошли в пореформенной России. Дух обличительства, критическое отношение к существующей действительности были характерны для произведений русских писателей первых пореформенных десятилетий.
Литература. С общественным подъемом связано появление демократического романа, в котором действующим лицом стал разночинец, первых произведений о жизни и быте рабочих (романы Ф. М. Решетникова «Глумовы», «Горнорабочие»). Программным произведением 60-х годов был роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?», опубликованный в «Современнике» в 1863 г. Это было повествование о «новых людях», их морали и нравственных ценностях. 60-70-е годы — время расцвета и наибольших достижений русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли И. С. Тургенев (1818-1883) и Ф. М. Достоевский (1821 —1881). В романе Тургенева «Отцы и дети», опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых героев эпохи — разночинцев и демократов. Творчество Ф. М. Достоевского, идейно сложное, подчас трагическое, всегда глубоко нравственно. Боль за униженных и оскорбленных, вера в человека были главной темой писателя.
Творчество Л.Н. Толстого (1828 — 1910). Писателя всегда волновали судьбы народа и Родины (историческая эпопея «Война и мир»). «Анна Каренина», в котором он, изображая жизнь русского общества 70-х годов, выносит беспощадный приговор буржуазно-помещичьему строю, его морали, нравам, устоям.
Театр. Монополия казенных театров под влиянием требований прогрессивной общественности в 1882 г. была отменена. Однако еще раньше частные театры стали возникать под видом «домашних спектаклей», «семейных вечеров» и т. д. Основными центрами театральной культуры продолжали оставаться Малый и Александрийский театры. Однако значительно выросло число театров и театральных трупп в провинциальных городах России, появился новый демократический зритель, главным образом из разночинской среды. Театр все более становился органической частью общественно-культурной жизни, охватывая уже не только узкий круг столичной публики, но и более широкие слои провинциальной интеллигенции. С усилением острых проблем в общественной жизни в театре рос интерес к современной бытовой драме. Развитие русского театра неразрывно связано с именем А. Н. Островского (1823 — 1886),
Музыка. Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов «могучая кучка» [М. А.Балакирев (1836/37-1910), М. П. Мусоргский (1839-1881), Ц. А. Кюи (1835-1918), А. П. Бородин (1833-1887), Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908)]. Это название дал ему музыкальный критик и его идейный руководитель В. В.Стасов. Они широко использовали музыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы («Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского).
П. И. Чайковский (1840-1893). -один из величайших композиторов нашей эпохи, (балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл «Времена года» и др.).
Живопись. 60-е годы составляют в истории русского изобразительного искусства определенный внутренний этап с преобладанием социально-бытового жанра.
С наибольшей полнотой атмосферу 60-х годов отразило творчество В. Г. Перова (1833—1882) (картины «Сельский крестный ход на пасхе», «Проводы покойника», «Тройка» и др.).
Идейно-художественное движение этих лет подготовило почву для возникновения «Товарищества передвижных художественных выставок» (1871). Передвижничество — ведущее направление в национальном искусстве второй половины XIX в., идейно противостоявшее академизму. Положения революционно-демократической эстетики определили программность творчества передвижников: гражданственность, сознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника. Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно- важные моменты (Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, И. И. Левитан). Картина А. К. Саврасов «Грачи прилетели», Отличительной особенностью портрета передвижников был глубокий психологический реализм и идейность. творчество И. Е.Репина (1844-1930), художника огромного таланта, глубокой жизненной правды и поразительной разносторонности. Мировоззрение И. Е. Репина складывалось в эпоху общественного подъема и распространения буржуазного демократизма. Эти идеи питали его искусство, помогали осмыслить, понять многие вопросы современной жизни. Новое, не известное искусству 60-х годов отношение г народу показал Репин в картине «Бурлаки на Волге» (1873).
Т.о. в культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения.
historyrusedu.ru
Культура России во второй половине XIX века
Просвещение
Грамотность в пореформенной России требовалась буквально на каждом шагу; она была необходима присяжному заседателю и новобранцу в армии, крестьянину, ушедшему на фабрику или в торговлю. Поэтому просвещение народа сделало после 1861 г. огромный шаг вперед: в 60-е годы читать умело лишь 6% населения, в 1897 г. — 21%. В России сложилось три основных типа начальной школы: государственная, земская и церковно-приходская. В церковных школах учили прежде всего закону Божьему, церковному пению и церковнославянскому языку; в школах министерских и земских шире преподавались светские предметы. Огромный вклад в становление сельской школы внесло подвижничество земской интеллигенции. Там, где не было ни государственных, ни земских, ни церковных школ, крестьяне вскладчину заводили свои «школы грамоты». Просвещать взрослое население помогали воскресные школы.
Количество начальных школ выросло в 17 раз — к 1896 г. их было около 79 тыс. с 3800 тыс. учащихся. И все же число грамотных людей в России далеко не соответствовало потребностям времени. Две трети детей школьного возраста оставались вне школ. Причиной тому был и недостаток средств, выделяемых на образование, и соперничество между светской и церковной школами.
Развивалось и среднее образование: его давали классические гимназии, где упор делался на гуманитарные предметы и древние языки, и реальные гимназии — в них шире преподавались естественные и точные науки. Возникли женские гимназии. К концу 19в. в России было около 600 мужских средних учебных заведений со 150 тыс. учащихся и около 200 женских средних учебных заведений с 75 тыс. учащихся.
Совершенствовалось высшее образование. Во второй половине 19в. был основан ряд новых университетов — Варшавский, Новороссийский, Томский; но больше внимание уделялось специальным высшим учебным заведениям — их возникло около 30. Появилось высшее женское образование. Число высших учебных заведений выросло за пореформенный период в 4 с лишним раза (с 14 до 63), в них обучались около 30 000 студентов.
Просвещение в Росси всегда было тесно связано с политикой и зависело от общего государственного курса. В 60-е годы в высшей школе была дана автономия, средняя школа открывалась для всех сословий, военные и духовные училища сближались с общегражданскими, в начальном образовании сосуществовали школы разных типов. В 80-е годы усилился правительственный надзор над просвещением, укреплялись сословные начало, замкнутость военных и духовных училищ; доступ женщин к высшему образованию был затруднён, в начальном образовании делался упор на церковные школы.
Число публичных читален выросло за полвека после крестьянской реформы в 3 с лишним раза (с 280 до 862). Во второй половине 19в. были основаны Исторический музей, Политехнический музей, Третьяковская галерея и Румянцевская библиотека, Русский музей.
2.2 НаукаРазвитие просвещения создавало базу для расцвета науки. Мировую известность приобрели исследования математика П. Л. Чебышева, физиков А. Г. Столетова и П. Н. Лебедева. Ученица Чебышева С. В. Ковалевская стала первой женщиной — членом-корреспондентом Академии наук. Великим открытием был периодический закон химических элементов, сформулированный в 1869 г. Д. И. Менделеевым. А. М. Бутлеров провел глубокие исследования в сфере органической химии; высшую нервную деятельность животных и человека изучали И. М. Сеченов и И. П. Павлов.
Значительные успехи были достигнуты в географических исследованиях: Н. М. Пржевальский изучал Центральную Азию, Н. Н. Миклухо-Маклай — Океанию. Пореформенная эпоха ознаменовалась рядом технических открытий: П. Н. Яблочков и А. Н. Лодыгин сконструировали электрические лампы, А. С. Попов — радиоприемник. В 80-е годы была построена первая в России электростанция.
Блестящие достижения точных и естественных наук укрепляли в среде интеллигенции культ разума, точных знаний. Многие выдающиеся русские ученые были атеистами и материалистами. Материалистических взглядов в философии и социологии придерживались Чернышевский, Добролюбов, Писарев. Иную позицию занимали позитивисты. Позитивизм являлся самым популярным философским направлением второй половины 19в. Позитивистами были многие либералы, в том числе К. Д. Кавелин, известный трудами по философии и психологии. Во второй половине 19в. на значительную высоту поднялась русская историческая наука. Великий историк С. М. Соловьев создал фундаментальную «Историю России с древнейших времен» в 29 томах. Следуя взглядам Гегеля, он изобразил развитие России как органический, внутренне закономерный процесс, вытекающий из борьбы противоположностей — созидательного государственного начала и разрушительных антигосударственных тенденций (народных бунтов, казачьей вольницы и др.).
ЛитератураЛитература пореформенной эпохи принесла мировую славу русской культуре. Социальная напряженность второй половины 19в., колоссальные психологические перегрузки, которые испытывал человек в пору бурных перемен, заставляли великих писателей ставить и решать самые глубокие вопросы — о природе человека, добре и зле, смысле жизни, сущности бытия. Это ярко отразилось в романах Ф. М. Достоевского — «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» — и Л. Н. Толстого — «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье».
Яркой чертой пореформенной литературы был реализм ─ стремление изобразить «правду жизни», обличение общественных пороков, демократизм, тяга к сближению с народом. Особенно отчётливо это проявилось в поэзии Н. А. Некрасова и сатирах М. Е. Салтыкова-Щедрина. Иные взгляды отстаивал лирик А. А. Фет, считавший, что искусство не должно непосредственно вмешиваться в реальность, а призвано отражать вечные темы и служить красоте. Борьба между сторонниками теории так называемого «чистого искусства» и искусства гражданского стало одной из важнейших тем литературных дискуссий первых пореформенных лет. В ходе этой борьбы в русской литературе надолго утвердился культ социального, гражданского искусства.
Живопись и архитектураДемократическо-реалистический дух 60-х годов с особой силой повлиял на искусство. В живописи он представлен движением «передвижников», в музыке — кружком «Могучая кучка», в театре — драматургией А. Н. Островского.
Ярким явлением передвижничества были сатирические, обличительные картины В. Г. Перова — «Сельский крестный ход на Пасху», «Чаепитие в Мытищах». Мастером портретной живописи был И. Н. Крамской — «Л. Толстой», «Некрасов». Н. А. Ярошенко создал образы молодых интеллигентов-разночинцев (картины «Студент», «Курсистка»).
Вершиной русской живописи были полотна И. Е. Репина (1844 — 1930), в творчестве которого совместились основные направления передвижничества — мысли о народе («Бурлаки на Волге»), интерес к истории («Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»), тема революции («Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста»).
В архитектуре начался поиск национального стиля, использовались элементы русского зодчества 17в. В 80-90-е годы этот курс поощрялся властями — примером может служить храм Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Петербурге, воздвигнутый по проекту архитектора А. А. Парланда на месте гибели Александра II. В «неорусском стиле» были выстроены здания Исторического музея в Москве (архитектор В. О. Шервуд), Верхние торговые ряды — ныне здание Гумма (А. Н. Померанцев), здание Городской думы Москвы (Д. Н. Чичагов) .
Театр и музыкаВ развитии театра огромную роль сыграл корифей русской драматургии А. Н. Островский: почти три десятилетия ежегодно ставились его новые пьесы. Он бичевал общественные пороки, нравы «темного царства». Творчество Островского было неразрывно связано с Малым театром в Москве. Здесь играли великие актеры П. М. Садовский, А. П. Ленский, М. Н. Ермолова. Выделялся также Александрийский театр в Петербурге. Опера и балет были представлены, прежде всего, петербургским Мариинским и московским Большим театрами. Развивался театр в провинции, возникали частные и «народные театры».
Большие успехи были достигнуты в музыке. Продолжала развиваться русская национальная музыкальная школа, основанная М. И. Глинкой. Ее традиции продолжали композиторы Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи. Они создавали симфонии и оперы, используя народные мелодии, сюжеты из русской истории и литературы («Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка» и «Садко» Римского-Корсакова). В Петербурге (1862г.) и Москве (1866г.) открылись первые русские консерватории
biofile.ru
23. Русская культура 2-ой половины 19 века и ее вклад в мировую культуру
23. Русская культура 2-ой половины 19 века и ее вклад в мировую культуру.
XIX в. стал поистине золотым веком культуры в России. Различные факторы содействовали ее расцвету: эк. подъем (особенно после отмены крепостного права в 1861 г.), рост национального самосознания и освободительной борьбы, формировании буржуазии и буржуазной интеллигенции, связи с культурой Запада.
В 1842 г. академик Н.Н. Зинин заложил основы развития промышленности синтетических красителей, др. академик В.Я. основал в 1839 г. знаменитую Пулковскую обсерваторию.
Во второй половине столетия ученые-натуралисты достигли еще больших успехов. Отец русской физиологии И.М. Сеченов создал учение о рефлексах головного мозга, осуществив тем самым переворот в биологич. науке. Русский химик Д.И. Менделеев в 1869 г. открыл периодический закон хим. элементов. Он выдвинул идею подземной газификации угля и принцип непрерывной дробной перегонки нефти, прогнозировал освоение Великого Северного морского пути, участвовал в первых опытах воздухоплавания в России. Он состоял членом 9-ти академий разных стран, включая США.
Выдающийся вклад в мировую культуру внесли многие др. русские ученые: биологи Мечников и Ковалевский, математики Остроградский и Чебышев, физики Лебедев и Умов, химики Бутлеров и Марковников, географы Пржевальский и Миклухо-Маклай, медики Пирогов и Боткин, электротехники Якоби и Лодыгин, основоположник геохимии Вернадский.
Литература. Ведущей областью духовной жизни в России 19 в. была литература.
“Обломов” Гончарова
“Идиот” (1868) и “Братья Карамазовы” (1879-80) Достоевского
сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Итак, первая из главных проблем рус. лит-ры 2-ой половины 19 в. – это обличение существующего строя.
Второй проблемой было отображение жизни народа. Непревзойденным певцом горькой крестьянской доли стал Некрасов (“Кому на Руси жить хорошо”). В романах и повестях Достоевского – “Бедные люди”, “Униженные и оскорбленные”, “Преступление и наказание” – отображены горести и надежды городской бедноты.Простые люди – главные герои произведений первого по значению классика русской новеллы А.П. Чехова. Он сделал одной из главных тем своего творчества разобщенность интеллигенции и народа. Л. Толстой, написав свой труд “Война и мир”, создал собирательный образ народа, всех его слоев и сословий. Успенский писал о крестьянах, Мамин-Сибиряк – о рабочих, Короленко – о разных слоях.
Все они верили в лучшее будущее. Поэтому они так часто обращались к третьей из своих главных проблем – к изображению положительного героя, человека будущего. Для начала 60-х гг. наибольший успех имел Чернышевский (“Что делать?”). Тургенев – “Отцы и дети”. Тончайший психолог и лирик, Тургенев создал галерею пленительных женских образов, кот. благотворно воздействовали на духовное развитие юношества (“Ася”, “Первая любовь”).
Искусство. Рус. искусство переживало процесс становленияреализма.Очень трудный был этот процесс в театре – драматическом и музыкальном.
Музыкальный театр в еще большей степени находился под опекой царского двора (Мариинский театр и Большой театр). В 1868 г. сложилось содружество 5 выдающихся музыкантов – Балакирева, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова и Кюи. Основная тема – народ. Другой великий композитор – П.И. Чайковский. Он тяготел к раскрытию природы человеческой личности, а не народной массы. Если рус. балет к концу 19 в. завоевал себе славу лучшего в мире, то опера была заражена преклонением перед итальянскими певцами. В России только складывался фундамент: Петров, Шаляпин, Нежданова.
С 20-30-х гг. художники под воздействием общего наступления реализма начали отступать от правил академического классицизма (Брюллов, Венецианов, Айвазовский, Иванов).Образовалось Товарищество передвижных художественных выставок – последователи-передвижники Федотова. Товарищество было основано в 1870 г. с целью создавать полезную для народа реалистическую живопись и приобщать к ней народ путем организации передвижных худ. выставок в разных центрах страны. Туда входили: Перов, Саврасов, Шишкин, Левитан, Верещагин, Серов, Васнецов и др. Суриков (исторический жанр) изображал народную массу, как единое целое, как героя истории, сочетание неповторимых индивидуальностей. Одной из центральных в творчестве Репина была революционная тема.
Итак, рус. живопись 19 в. несла в народ те же, что и литература, идеи гражданского и национального достоинства, свободомыслия, гуманизма.
studfiles.net