Русская культура конца 19 — начала 20 века. Специфические особенности русской культуры
Для того чтобы хорошо понимать особенности русской культуры на рубеже XIX-XX вв., нужно иметь представление о характере отечественного права, экономики и политики этого периода. Это имеет ключевое значение. Роль русской культуры невозможно переоценить. Благодаря петровским реформам в империи утвердилась абсолютная монархия, а также законодательное оформление бюрократии. В особенности это отразилось на «золотом веке» Екатерины II.
События начала XIX столетия
Век ознаменовала министерская реформа Александра I. На практике проводилась она для того, чтобы укрепить феодально-абсолютистский порядок. В то же время необходимо учитывать влияние нового «духа времени». Прежде всего, прослеживается отражение Великой французской революции на всей русской культуре. Любовь к свободе является одним из ее архетипов. Она воспевается всей русской поэзией, начиная от Цветаевой и заканчивая Пушкиным. После того как были учреждены министерства, произошла дальнейшая бюрократизация управления. Кроме того, усовершенствовался центральный аппарат Российской империи. Учреждение Государственного совета – важнейший элемент европеизации и модернизации всей системы. Его главными функциями являются: обеспечение единообразия юридических норм и централизация законодательного дела.
Золотой период
Русская культура конца 19 — начала 20 века развивалась весьма интенсивно. Сильное воздействие на этот процесс оказали передовые западноевропейские мысли и мировой революционный прогресс. Также сказалась тесная взаимосвязь русской культуры с другими. Это был период, когда развивались французский утопический социализм и немецкая классическая философия. Данные идеи стали очень популярными на территории государства. Русская культура начала 19 века испытывала сильное влияние наследия, оставшегося от предыдущих поколений. Новые ростки творчества в литературе взошли именно благодаря ему. Это также относится к сферам культуры, живописи и поэзии. Произведения Ф. Достоевского, П. Мельникова-Печерского, Н. Лескова и Н. Гоголя пронизаны традициями древнерусской религиозной культуры. Также нельзя не отметить творчество других литературных гениев, чье отношение к православным течениям было более противоречивым. Речь идет о А. Блоке, Л. Толстом, А. Пушкине и так далее. В их творчестве прослеживается неизгладимая печать, которая свидетельствует об их православных корнях. Также нельзя забывать скептического И. Тургенева. В его произведении «Живые мощи» представлен образ народной святости. Также огромный интерес вызывает русская художественная культура того времени. Речь идет о картинах К. Петрова-Водкина, М. Врубеля, М. Нестерова. Истоки их творчества кроются в православном иконописании. Древнее церковное пение стало ярким явлением истории музыкальной культуры. Сюда также можно причислить позднейшие опыты С. Рахманинова, П. Чайковского и Д. Бортнянского.
Основные вклады
Русская культура конца 19 — начала 20 века впитывала в себя лучшие достижения других народов и стран. При этом она не теряла свою самобытность. Кроме того, оказывалось существенное влияние на развитие других культур. Что касается истории европейских народов, то она оставила немалый след. Прежде всего, речь идет о религиозной русской мысли. Она формировалась под влиянием Запада. В свою очередь, западноевропейская культура испытывала влияние богословия и философии. В особенности это прослеживается в первой половине XX века. Весомый вклад в развитие русской культуры внесли труды М. Бакунина, Н. Бердяева, П. Флоренского, С. Булгакова, В. Соловьева, а также многих других. Нельзя забывать и о «грозе двенадцатого года». Речь идет о сильном толчке к развитию русской культуры. Отечественная война неразрывно связана с ростом национального самосознания и формированием «декабризма». Также это повлияло на традиции русской культуры. В. Белинский писал о том, что тот год потряс всю страну, при этом возбудил народную гордость и сознание.
Особенности исторического процесса
Его темп был заметно ускоренным. Это обусловлено вышеописанными факторами. Полным ходом шла дифференциация разных областей культурной деятельности. В особенности это прослеживается в науке. Также усложнялся сам культурный процесс. Отмечалось большее взаимовлияние различных сфер. В частности, это относится к музыке, литературе, философии и так далее. Также нельзя не отметить того, что усилились процессы взаимодействия между составляющими элементами национальной культуры. Это официальная ее часть, которая опекалась государством, и область народных масс (то есть фольклорный пласт). Последняя является выходцем из недр восточнославянских родоплеменных союзов. Этот пласт сформировался еще в Древней Руси. Он полноценно существовал в течение всей отечественной истории. Что касается недр официально-государственной культуры, то здесь прослеживается наличие «элитарной» прослойки. Она обслуживала господствующий класс. В первую очередь это относится к царскому двору и аристократии. Данная прослойка была довольно восприимчива к иноземным новшествам. В этом случае целесообразно упоминание романтической живописи А. Иванова, К. Брюллова, В. Тропинина, О. Кипренского и остальных известных художников XIX столетия.
Влияние XVIII столетия
В первой его половине появились интеллигенты-разночинцы. К концу века выделилась особая социальная группа. Речь идет о крепостной интеллигенции. Туда входили поэты, музыканты, архитекторы и живописцы. Если в начале столетия ведущие роли принадлежали дворянской интеллигенции, то в конце – разночинцам. В состав этого слоя начали вливаться выходцы из крестьян. В особенности это ощущалось после отмены крепостного права. К разночинцам можно было отнести образованных представителей демократической и либеральной буржуазий. Нельзя было сказать, что они принадлежали к дворянству. Скорее, их можно отнести к крестьянству, купечеству, мещанству и чиновничеству. Этим и подтверждаются такие важные особенности русской культуры, как начало ее демократизационных процессов. Их суть заключается в том, что образованными деятелями становились не только члены привилегированных сословий. Тем не менее, ведущее место по-прежнему принадлежало им. Увеличивалось число ученых, композиторов, художников, поэтов, писателей из непривилегированных слоев. В частности, это относится к крепостному крестьянству, причем преимущественно из круга разночинцев.
Плоды XIX столетия
Искусство русской культуры продолжает активно развиваться. Литература становится ведущей ее областью. Прежде всего, здесь прослеживается влияние прогрессивно-освободительной идеологии. В сущности, многие произведения того периода наполнены революционными, боевыми призывами, а также политическими памфлетами. В этом заключено важнейшее значение русской культуры. Она очень вдохновляла передовую молодежь. Чувствовалось царствование духа борьбы и оппозиционности. Он пронизывал произведения прогрессивных писателей. Таким образом, литература стала одной из активнейших сил общества. Можно взять, к примеру, богатейшую мировую классику и произвести сравнение русской культуры. Даже на ее фоне литература прошлого века выступает исключительным явлением. Толстовскую прозу и пушкинскую поэзию можно назвать настоящим чудом. Ясная Поляна стала интеллектуальной столицей неслучайно.
Вклад А. Пушкина
Трудно сказать, какой была бы культура России без него. А. Пушкин – основатель отечественного реализма. Достаточно вспомнить «Евгения Онегина». Данный роман в стихах был назван знаменитым критиком энциклопедией русской жизни. Это наивысшее выражение реализма в произведениях гения. Также к выдающимся образцам данного направления литературы можно отнести повести «Дубровский», «Капитанская дочка», драму «Борис Годунов». Что касается мирового значения Пушкина, то оно неразрывно связывается с пониманием универсального значения традиции, которая была создана им самим. Он проложил литературную дорогу для А. Чехова, Л. Толстого, Ф. Достоевского, И. Тургенева, Н. Гоголя, М. Лермонтова. Она стала полноправным фактом русской культуры. Кроме того, эта дорога представляет собой важнейший момент духовного развития человечества.
Вклад Лермонтова
Его можно назвать преемником и младшим современником Пушкина. В первую очередь стоит выделить «Героя нашего времени». Нельзя не отметить его созвучия с романом «Евгений Онегин». Между тем «Герой нашего времени» — вершина лермонтовского реализма. Его творчество представляет собой высшую точку эволюции поэзии послепушкинского времени. Благодаря этому были открыты новые пути для развития отечественной прозы. Творчество Байрона – основной эстетический ориентир. Русский романтический индивидуализм подразумевает наличие культа титанических страстей. Также сюда можно отнести лирическую экспрессию и экстремальные ситуации, которые сочетаются с философским самоуглублением. Таким образом, становится понятным тяготение Лермонтова к лироэпической поэме, романсу и балладе. Особое место в них занимает любовь. Также не стоит забывать о «диалектике чувств» — лермонтовском методе психологического анализа, который внес весомый вклад в последующую литературу.
Изыскания Гоголя
Его творчество развивалось в направлении от романтических форм к реализму. Творения Гоголя многое привнесли в развитие русской литературы. В качестве примера можно взять «Вечера на хуторе близ Диканьки». Здесь воплощена концепция Малороссии – этакий славянский Древний Рим. Он словно целый материк на карте вселенной. Диканька – его своеобразный центр, средоточие национальной судьбы и духовной специфики. Кроме того, Гоголь основал «натуральную школу». Речь идет о критическом реализме. Русская культура 20 века ознаменовалась всемирным признанием Гоголя. С того самого момента он стал действующим и возрастающим элементом мирового литературного прогресса. Его творчество имеет глубокий философский потенциал, который обозначается постепенно.
Вклад Толстого
Его гениальное творчество заслуживает особого внимания. Оно стало новым этапом в развитии мирового и русского реализма. Прежде всего, стоит выделить мощь и новизну толстовского творчества. Здесь очень многое зависело от демократических корней его деятельности, нравственных поисков и миросознания. Реализм Толстого отличает особая правдивость. Также нельзя не выделить прямоту и откровенность тона. Следствием этого становится резкое обнаружение социальных противоречий и сокрушительная сила. «Война и мир» — особое явление в мировой и русской литературе. Это уникальный феномен искусства Толстого. Речь идет о гениальном сочетании многофигурной эпической «фрески» и психологического романа с размахом. Первая часть произведения была напечатана уже очень давно. За это время сменилось несколько поколений читателей. Тем не менее, «Война и мир» продолжает оставаться актуальным произведением для всех возрастов. Ю. Нагибин, современный писатель, назвал данное произведение вечным спутником человека. Оно посвящено губительной войне XIX столетия. В нем утверждается нравственная идея торжества жизни над смертью. Русская культура 20 века предавала этому колоссальную значимость.
Изыскания Достоевского
Остается поразиться их титаническому характеру. Достоевский является великим русским писателем. Его нравственные изыскания несколько отличаются от толстовских. Прежде всего это проявляется в отсутствии анализа эпических масштабов. То есть описания происходящего нет. Приходится «уйти в подполье». Только так можно увидеть то, что происходит на самом деле. Благодаря этому есть возможность взглянуть на самих себя. У Достоевского была потрясающая способность, которая заключалась в проникновении в самую суть человеческой души. В результате им было дано описание современного нигилизма. Этот настрой ума был охарактеризован им неизгладимо. Читателей до сих пор завораживает необъяснимая точность и глубина. Что касается античного нигилизма, то он был неразрывно связан с эпикурейством и скептицизмом. Его идеал представляет собой благородную безмятежность. Также это относится к достижению спокойствия духа перед превратностями фортуны.
Александр Македонский в свое время глубоко впечатлился нигилизмом Древней Индии. То же самое почувствовало и его окружение. Если брать в расчет философское отношение, то это несколько похоже на позицию Пиррона из Элиды. Результатом становится созерцание пустоты. Что касается Нагарджуны, то для него и его последователей нигилизм представлял собой преддверие религии.
Современное течение несколько отличается от прошлого. Его основой по-прежнему является интеллектуальная убежденность. Это не благословенное состояние невозмутимости или философской бесстрастности. Скорее, речь идет о неспособности к созданию и утверждению. Это не философия, а духовный изъян.
Основные этапы расцвета музыкального искусства
XIX столетие отличилось интенсивным развитием литературы. Наряду с этим ярко засверкала музыкальная культура России. При этом она находилась в тесном взаимодействии с литературой. Так, русская художественная культура интенсивно обогащалась. Появлялись совершенно новые образы. Эстетический идеал Римского-Корсакова находится в основе его музыкального творчества. Прекрасное в искусстве является для него безусловной ценностью. Его оперы наполнены образами высокопоэтического мира. Это наглядно показывает то, что искусство имеет двойственную силу. Оно преображает и покоряет человека. У Римского-Корсакова эта функция искусства соединяется с его представлением о качестве средства для нравственного совершенствования. Данный культ неразрывно связан с романтическим утверждением Человека-творца. Он вовлечен в противостояние с отчуждающими тенденциями прошлого. Эта музыка возвышает все человеческое. Ее цель – принести спасение от «страшных обольщений», которые присущи буржуазному веку. В этом еще одно значение русской культуры. Благодаря ей приносится польза обществу и приобретается великая гражданская цель. Творчество П. Чайковского внесло огромный вклад в расцвет отечественной музыкальной культуры. Он написал множество прекрасных произведений. Опера «Евгений Онегин» носила экспериментальный характер. Кроме того, сам автор трактует ее как «лирические сцены». Новаторская сущность оперы заключается в отражении новой передовой литературы.
Русская культура начала 20 века
Необходимо отметить, что на рубеже XIX-XX вв. в стране происходили достаточно сложные исторические и политические события. Именно благодаря им русская культура начала 20 века обогатилась многообразием форм и направлений. Она обрела новые тенденции, которые требовали осмысления возникших социальных и нравственных проблем. Следует сказать, что к началу XX столетия Россия была страной с большим количеством безграмотного населения. Образовательная система включала три ступени: высшую, среднюю и начальную. Развитие последней началось благодаря инициативе демократической группы общества. В результате стали возникать школы обновленного типа. Русская культура конца 19 — начала 20 века оказала большое влияние на развитие образования и повышение грамотности населения. Среди передовых учебных заведений следует отметить рабочие просветительские общества и курсы, а также народные дома. Русская культура конца 19 – начала 20 века оказала влияние не только на жизнь внутри государства, но и за его пределами.
Русская культура конца 19 — начала 20 века
Похожие презентации:
Первая Мировая война (1914-1918)
Россия в системе международных отношений в XVII веке
Гражданская война́ в России (1917- 1922)
Февральская революция 1917 года
Первая русская революция 1905-1907 гг
Русская культура во второй половине XIX века
Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России
Смута (Смутное время) 1598 – 1613 гг
Индия в XVIII веке (8 класс)
История бренда BMW
1.
Русская культура конца 19 начала 20 века.• Рубеж 19 и 20 века — переломная эпоха дляРоссии. Экономические подъемы и
кризисы. Поражение в русско-японской
войне (1904-1905). Революция 1905-1907),
Первая Мировая война 1914-1918 и как
следствие революция 1917 года
изменившая всю дальнейшую историю
нашей страны. Но в то же время этот
период стал расцветом русской культуры.
Наука, литература, искусство переживали
небывалый расцвет. В последствии этот
период был назван Серебряным веком.
3. Словарь
• Серебряный век – период вразвитии русской культуры с 90-г
годов 19 века до 1917 года 20
века. Это название дал философ
Н. А. Бердяев.
• 1898 — в Петербурге открывается Русский
музей императора Александра III.
• В 1912 году по инициативе историка Цветаева
начал работу Музей изящных искусств ныне
Музей изобразительного искусства им. А.С.
Пушкина
В России открываются музеи:
• 1892
— П.М. Третьяков передал в дар Москве свою частную
картинную галерею.
• Возникают новые художественные центры
Абрамцево
Талашкино
творческие группировки
(«Мир искусства», Союз русских
художников и др.),
художественные течения в искусстве
( модернизм, символизм, фовизм,
футуризм, абстракционизм, кубизм, и
др.).
9. Андрей Белый
• « Мы -дети того и другого века; мыпоколение рубежа….Правота нашейтвердости видится мне … скорее в
решительном «нет», сказанного 19
столетию, чем в «да», сказанному веку 20».
• Мощное новое уверено уничтожало традиции.
• «Солнце наивного реализма закатилось»,-вынес
свой приговор А. Блок.
• На смену реалистическому пришло фантастическое
и даже мистическое восприятие и осмысление
жизни, стремление к познанию вечных духовных
ценностей. Реализм как метод для этого нового
философского взгляда с его определяющим тезисом
Чернышевского «Прекрасное есть жизнь» не
подходил у нового искусства появляется своя
теоретическая база и новый тезис взятый из работы
писателя, поэта, историка Д. Мережковско «О
причинах упадка и о новых течениях современной
русской литературы» который гласил:
«Нравственность есть высшая цель развития
культуры»., и новое направление «символизм»
11. Словарь
• Символизм грч. «симболон»- «знак»,«символ») – направление в искусстве
1870- 1910гг.
• Символизм возник в кругу французских
поэтов. В основе художественного
творчества, по мнению символистов,
должно лежать не рабское следование
реальной форме, а стремление проникнуть
в то, что скрывается за этой формой, в
тайную, непознанную разумом сущность
явлений. Это мир мечты, фантазий,
ведений и грез. В творчестве символистов
соединилось религиозно-философское и
художественное мышление.
• Основателями русского символизма были:
• в литературе- Д.С. Мережковский, создавший
особую область символизма -мистический
символизм и пришел к выводу: в жизни
человечества борются две правды -небесная и
земная, Христос и антихрист, дух и плоть. В слиянии
этих двух начал он видел итог исторического
движения человечества. Наряду с поэзией он пишет
исторические романы, получившие мировое
признание: «Христос и антихрист», «Воскресшие
боги» (Леонардо да Винчи), трилогия « Павел I»,
«Александр I», «14 декабря» .
• в живописи основоположником символизма был М.
А. Врубель.
• Под влиянием эстетики символизма в
архитектуре, изобразительном искусстве
сформировался стиль модерн
15. Словарь
• Модерн (фр. moderne современный)–Стиль в европейском и американском
искусстве кон. 19—нач. 20 вв. Наиболее
полно проявивший себя в архитектуре и
ДПИ.
• Ярким представителем русского модерна в
архитектуре является Ф Шехтель. За свою
творческую жизнь он построил множество
доходных домов, особняков,
промышленных и торговых зданий, банков,
кроме того оформлял спектакли,
иллюстрировал книги, писал иконы,
проектировал мебель. Лучшим его
русского модерна считается особняк
предпринимателя и коллекционера С.
Рябушинского, построенный в 1900-1902 г
• Отличительными
особенностями стиля Модерн
являются: отказ от прямых
линий и углов в пользу более
естественных, “природных”
линий, интерес к новым
технологиям в архитектуре,
acиммeтpия, opнaмeнтaльнocть
и дeкopaтивнocть.
English Русский Правила
Иран и Россия в XIX и XX веках: война, дипломатия, экономические отношения и культура (2) | Ассоциация иранских исследований (АИС)
Действия правительства России против русских дезертиров в Иране в XIX веке
В статье рассматривается реакция правительства России на присутствие русских дезертиров в Иране и на их службу там. Дезертирство русских солдат в Иран и их принятие иранскими официальными лицами вызвало ажиотаж в российских дипломатических и военных кругах, в том числе при личном участии императора Николая I и нескольких высокопоставленных дипломатов. Проблема дезертиров, возникшая во второй половине XIX в.ХХ век представлен в более широком контексте устремлений России доминировать над Ираном как участником Большой игры.
Русские солдаты начали бежать в Иран через Кавказ в самом начале XIX века, когда Россия установила там свое военное присутствие. Две русско-иранские войны еще больше увеличили количество дезертиров, так что их присутствие в иранских провинциях Азербайджана и Хорасан ко второй половине XIX века стало фактором русско-иранских отношений. На примере историй конкретных дезертиров в статье показано, что российские дипломатические и военные власти достаточно серьезно относились к этому вопросу и оказывали сильное давление на иранское правительство и местную администрацию, включая прямые угрозы, требования ареста и экстрадиции дезертиров. Конвенция о дезертирах, подписанная Россией и Ираном в 1844 году, создала юридическую основу для требований России.
Хотя автору известны недавние публикации Стефани Кронин о русских на иранской военной службе в 19-м и начале 20-го века, текущая статья полностью основана на российских архивных источниках, которые включают интервью с несколькими дезертирами. Он строится на концепции русского ориентализма, главным образом в отношении отдельных русских в Иране. В данной статье показано, что русский ориентализм, порожденный двойственностью национальной идентичности России, проявлял себя и на уровне российской власти. Ее чрезмерную реакцию на присутствие русских дезертиров в Иране и их службу там можно интерпретировать как способ компенсировать в Азии то, что в итоге стало несостоявшимся стремлением в Европе – стремление доказать равноправие России с западноевропейскими империями и естественную принадлежность России к Запад.
Александр Сергеевич Грибоедов и Персия: новые интерпретации
Александр Сегеевич Грибоедов как личность, но больше как дипломат сформировал и повлиял на историю российско-иранских отношений в начале Большой игры. Можно даже сказать, что его довольно короткая жизнь, полная больших амбиций и ожиданий, и тем более его трагическая смерть обусловили это явление и определили направление русско-английской политики в Персии.
В своей статье я намерен сравнить устоявшиеся взгляды на период военных успехов русских в Персии между Гюлистанским и Туркманчайским договорами с теми, которые высказаны в новых публикациях, связанных с темой Грибоедова в Персии. В недавних авторах обсуждаются факты, повлиявшие на его решение занять пост в посольстве в Тегеране, и его деятельность на посту полномочного министра России вплоть до убийства. В рассматриваемые публикации войдет новая биография Грибоедова, являющаяся прижизненным достижением виднейшего исследователя Грибоедова, профессора Пушкинского Дома в Санкт-Петербурге Сергея Александровича Фомичева (СПб: Vita Nova, 2012), являющаяся продолжением его Грибоедова Энциклопедия (СПб: Нестор-История, 2007): оба издания содержат результаты новейших отечественных исследований Грибоедова и его окружения. Я также рассмотрю вновь опубликованные источники, ставшие доступными в России в постсоветский период, такие как литература русского зарубежья о Грибоедове (Минорский, Ходасевич, Струве, Кизеветтер, Святополк-Мирский и др. ), а также воспоминания А. Берже. , редактор Актов Кавказской археографической комиссии (Актов) и первоначально опубликованных в «Русской старине» (Кавказская старина, Пятигорск: Снег, 2011) вместе с материалами Актов.
Устные воспоминания Роальда Матвеева о жизни в Иране с 1941 по 1945 год
Воспоминания Роальда Матвеева, записанные в серии личных интервью с 2012 по 2013 год, дают уникальное представление о жизни в иранском городе Пехлеви (ныне Бандар-Энзели) и деятельности советской миссии там в годы Второй мировой войны. Роальд — сын бывшего советского генерального консула Федора Матвеева, который находился в Пехлеви с 1941 по 1945 год. До войны старший Матвеев работал в Баку комиссаром Народного комиссариата иностранных дел или министром иностранных дел Азербайджана. В конце 19В 41 году его перевели в город Пехлеви, где он впоследствии стал генеральным консулом СССР. Воспоминания Роальда включают поразительные подробности жизни в посольском комплексе, его школьные годы, военную и политическую ситуацию в Иране, а также разнообразные задачи, которыми занимался его отец, пока
Советский Союз находился в состоянии войны.
Иран и Южный Кавказ: вызовы для региональной политики в 21 веке
В этой презентации исследуется восприятие Ираном изменений, происходящих за пределами северных границ страны, а также прослеживается исторический фон и развитие международных отношений между Ираном и три закавказских государства бывшего советского юга. Исходя из сегодняшних политических реалий на Южном Кавказе, значительное внимание уделяется и иранскому восприятию роли основных иностранных акторов в регионе – США, России и Турции. Презентация также показывает, что, несмотря на свою деятельность на Кавказе, Иран не является доминирующим игроком в регионе.
Политику Ирана в отношении Южного Кавказа можно считать прагматичной и реалистичной. Иран опасался, что создание сильной и независимой Азербайджанской Республики может привести к росту националистических устремлений среди его собственного азербайджанского меньшинства, и поэтому принял политику фактического сотрудничества с Арменией в ее конфликте с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Этот пример иллюстрирует «парадоксальный» неидеологический характер политики Ирана в отношении региона. Точно так же сближение Ирана с Россией обусловлено гипотетическим расширением НАТО; экономическое значение для западных компаний каспийских энергоресурсов и транзитных маршрутов региона; политическое и военное присутствие США в Грузии и Азербайджане. Иран даже не предпринимает серьезных попыток конкурировать с Россией за влияние в новых независимых республиках Средней Азии и Кавказа.
Презентация также исследует «новую иранскую диаспору» на Кавказе, особенно в Грузии, уделяя особое внимание причинам их эмиграции из Ирана, их общественной, религиозной и иной деятельности.
Государственно-правовые доктрины Россия XIX века — первые века ХХ века в ее национально-культурном измерении: проблемы обновления, методология и систематизация | Апольский
Андреев А.Ю. (2019). История присвоения ученых степеней в высших учебных заведениях Российской империи.
Анисимов А. , Рыженков А. и Сокольская Л. (2019). Влияние правовой доктрины на правотворчество и судебную практику в России. Archiv Für Rechts-Und Sozialphilosphie, 105 (4), 453–470.
Апольский, Е. А., Мамычев, А. Ю., Гогин, А. А., и Магомедрасулов, М. Н. (2018). Государственно-правовые концепции XIX-начала XX веков. В современном научном дискурсе. Revista Publicando, 5 (18), 159–166.
Апольский Е.А., Мамычев А.Ю., Мордовцев А.Ю., Хасанова З.Г. и Шаляпин С.О. (2018). Государственно-правовая мысль в России 19-начало ХХ века в монографиях и научных трудах: опыт системного изучения. Журнал истории культуры и искусства, 7 (3), 347–352.
Апольский Е. А., Мордовцев А. Ю., Мамычев А. Ю. и Мордовцева Т. В. (2019). Государственно-правовые учения России как научная категория: сущностное измерение и беззаконность. Dilemas Contemporáneos: Educación, Política y Valores, 7(1).
Бермео, Н., и Норд, П. (2000). Гражданское общество до демократии: уроки Европы девятнадцатого века. Издательство Роуман и Литтлфилд.
Карта, Р. (2002). Ученый-правовед. Репортер: Информационный бюллетень Общества ученых-юристов, 25, 5–12.
Чиновет, П. (2009). Застроенная среда междисциплинарна. Структурное обследование.
Гавента, Дж., и Корнуолл, А. (2008). Сила и знание. Справочник Sage по исследованию действий: совместное исследование и практика, 2, 172–189.
Голоскоков Л. В. (2015). Создание доктрины сетевого права: Теория и практика. Средиземноморский журнал социальных наук, 6 (4), 68.
Гомолка, К. (2015). Студенты из Российской Федерации в польских вузах. Средиземноморский журнал социальных наук, 6(6 S5), 358.
Графский В.Г. (2010). Сравнительная история политико-правовых идей и воззрений как научная проблема. Известия Института государства и права РАН, 3, 100–119.
Хатчинсон, Т. (2015). Доктринальный метод: Включение междисциплинарных методов в реформирование права. Эразм Л. Преподобный, 8, 130.
Ильина К. (2014). Академическое изучение в 1990-х и 2000-х годах истории и практики присвоения ученых степеней и званий в России.
НИУ ВШЭ № WP BRP, 46.Климов А.Ю., Токмачева А.Ю., Рыжова Ю.В., Артемов В.М. и Афанасьев В.С. (2018). Исследования диссертаций по истории полицейского права, защищенных в Российской империи (в период 1807–1917 гг.). Журнал перспективных исследований в области права и экономики, 9 (5), 1667–1675.
Кричевский Г.Г. (2004). Магистерские и докторские диссертации, защищенные на юридических факультетах университетов Российской империи (1755–1918). Ставрополь.
Купритс, Н.Ю. (1980). Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России. М., Изд-во Московского университета.
Лоба В.Е. (2010). Доктрина о указаниях в диссертационных исследованиях университетов Российской империи: Генезис и развитие : дисс…. канд. юрид. Наук Учение о наказании в диссертационных исследованиях в университетах Российской империи: генезис и развитие. канд. Юр. науч. дисс.]. Белгород.
Лоба В.Е., Малахова А.С., Сафронова Е.В. (2017). Наукометрическая характеристика диссертаций по уголовному праву, защищенных в университетах Российской империи (1815-1917 гг.