Русская классическая музыка 19 века: Русская музыка XIX века

Содержание

Классическая музыка: произведения главных русских и европейских композиторов

Алмаз
Загрутдинов

И как слушать Вивальди, Моцарта, Баха и Бетховена


Продолжаем серию материалов, посвященных музыке. После интервью с музыкальным журналистом Алексеем Муниповым публикуем разговор с Лялей Кандауровой, ставшей одним из спикеров Зимнего книжного фестиваля. Она объясняет, как сложился классический музыкальный канон, почему Чайковский стал главным русским композитором и как в XIX веке все забыли про Баха.


Ляля Кандаурова

Музыкант, журналист. Автор просветительских курсов о музыке для взрослых и детей, автор книги «Полчаса музыки. Как понять и полюбить классику».

Как появился канон классической музыки?

Музыкальный канон сформировался одновременно с понятием «классическая музыка» в первой трети ХХ века. Только тогда людям пришло в голову отделить работы великих мертвых композиторов прошлого с их прекрасным наследием от музыки, которая сочинялась «здесь и сейчас». Истоки этого процесса нужно искать в середине XIX века, когда зародился историзм и люди начали заинтересованно вглядываться в прошлое. Тем не менее тогда не было разделения на «классическую» и «актуальную» музыку, потому что вся музыка была актуальной. В XIX веке люди исполняли и слушали то, что было написано их современниками либо композиторами, которые умерли несколько десятилетий назад. Бетховен, к примеру, умер в 1827 году в статусе мэтра и признанного гения, и соответствующий статус сохранился и за его музыкой.

Интересно, что 200 лет спустя мы разделяем представления людей XIX века о том, кто такие «великие композиторы». Для них (и во многом для нас) это будет тройка венских классиков — Гайдн, Моцарт и Бетховен, а также авторы XIX века вроде Верди и Чайковского. Важное исключение — Бах, которого в XIX столетии не очень знали и исполняли; он был переоткрыт в начале XX века. Композиторы домоцартовской эпохи к середине XIX века превратились в исторические памятники и энциклопедические статьи. Они ушли из музыкальной практики, их работы почти не исполняли, а манеру считали старомодной. Окончательно представление о славном прошлом и актуальном настоящем кристаллизуется в XX веке. В 1920-х годах появляются специальные фестивали современной музыки, где играют только сочинения современников.

С обособлением «современной музыки» в отдельную художественную область начался процесс осознания такого явления, как «старинная музыка». На сцену постепенно возвратились те самые авторы домоцартовских времен: уже упомянутый нами Иоганн Себастьян Бах или Антонио Вивальди. Последний сегодня, несомненно, один из самых узнаваемых классических композиторов, но поколение наших дедов и бабушек понятия не имело о том, что «Времена года» — шедевр на все времена. По состоянию на 1952 год в мире существовали всего две коммерческие записи этих вивальдиевских концертов — сейчас их тысячи. То же с Бахом. Впервые знаменитые ныне «Бранденбургские концерты» были (частично) сыграны и записаны только в 1929 году.

Вивальди хронологически старше Баха. Это отражает тенденцию работы с наследием. С каждым годом любопытство специалистов и публики устремляется вглубь веков. Сейчас, например, виден устойчивый интерес, можно сказать, мода на оперные работы XVII века; много и плодотворно работают с XVI веком — ансамбли старинной музыки возвращают нам имена, о которых ничего не знали наши родители: спросите их, кто такой Адриан Вилларт или Лука Маренцио. При этом мы видим, что основа канона, заложенная в XIX веке, остается актуальной: «классическая музыка» — это все равно классицизм и романтизм, и в расписании филармоний вы вряд ли найдете сочинения старше начала XVIII века.

Как сложился русский музыкальный канон?

Если попросить прохожего назвать трех любых русских композиторов, он обязательно упомянет Петра Ильича Чайковского. Русский музыкальный канон сформировался в результате культурной политики советского государства. В СССР было принято строить иерархии и вертикали; то же и в культуре. Была потребность в том, чтобы поместить кого-то главного (условного Пушкина) на вершину и от него отсчитывать «второго», «третьего» по степени важности и влияния. В музыке главным назначили наименее подходящего для этого человека — Чайковского. У него никогда не было склонности возглавлять композиторскую школу или течение, в его сочинениях вы не найдете исторической фактуры и «широкой картины народного быта» (чем больше у композитора народа, тем он весомее и ближе к «художественной правде» в соцреалистической системе ценностей). Даже в опере «Опричник», где, казалось бы, можно было развернуть мощное историческое полотно, Чайковский фокусируется на переживаниях своих героев. По личным качествам Чайковский тоже не годился в знаменосцы: почитайте его письма, это лирический персонаж с раненным сердцем, остро чувствующий свою исключенность из общества. У него не было потребности комментировать своей музыкой исторический путь России, борьбу ее народных масс, седую древность и религиозный раскол. Однако в итоге главным русским композитором стал именно он.

Образ Чайковского и его музыка сопровождали советских граждан с самого детства — в музыкальных школах дети до сих пор начинают обучение с «Болезни куклы». Сделав его главным, советская культура выработала соответствующий исполнительский канон. К примеру, его исключительно проникновенные, салонные, сентиментальные романсы приобретали концертный драматический тон. В целом то, что он возглавил эту советскую музыкальную вертикаль, — трагическая случайность. Трагическая — в смысле некоторой подмены понятий, которая произошла, и недооцененности Чайковского — как бы смешно это ни звучало.

По влиянию на второе место можно поставить Модеста Петровича Мусоргского. Он главный русский сумрачный гений, делавший все от противного, хаотично, бессистемно, иногда, с точки зрения теоретиков музыки, безграмотно. Его наследие — полный хаос: масса черновиков, что-то издано и исполнялось при жизни, что-то — в набросках, есть по несколько редакций одного и того же. Мусоргский — уникальное стихийное явление, и он повлиял не только на русскую школу, но и на европейскую, прежде всего на французскую. О значительном влиянии Мусоргского говорил Клод Дебюсси, хотя, казалось бы, между ними пропасть: где мрачные картины русской смуты, а где — эстетские французские звуковые пейзажи. Но французы в неортодоксальных, «неправильных» оркестровках Мусоргского увидели новые фонические возможности и модели работы с оркестром.

Русская опера была продукцией исключительно для внутреннего пользования — по сей день, когда она оказывается на зарубежных сценах, приходится стараться и объяснять, кто такие стрельцы и берендеи. Вместе с тем русские композиторы были очень тесно связаны с европейской школой. Сейчас эта связь не так очевидна, в том числе и из-за того, что советские учебники по истории музыки не заостряли на этом внимание. Вместо этого они описывали, как композиторы стремились выражать стремление масс к революционному освобождению. Но первые русские композиторы учились (и жили) в Европе, первый национальный композитор Михаил Иванович Глинка провел много лет за границей, прекрасно знал главных европейских композиторов своей эпохи и их музыку — и смог стать нашим национальным чудом именно в силу своего космополитизма. За границей отлично знали и часто играли Александра Бородина, который находился в хороших отношениях с Ференцем Листом; сочинения Чайковского были триумфально представлены в США (под управлением автора), он дружил с Антонином Дворжаком, а в Гамбурге постановкой «Онегина» дирижировал Густав Малер.

Россия была интегрирована в европейскую музыкальную жизнь, но мы об этом забываем, потому что привыкли говорить о российской культуре вне общего контекста и помним участников «Могучей кучки» как апостолов почвеннической, антизападной идеологии. На самом деле Бородин и Брамс родились в один год, все главные герои эпохи знали музыку друг друга и в большинстве случаев были знакомы.

Музыкальный минимум. Как слушать классических композиторов?


Иоганн Себастьян Бах

Бах был глубоко верующим человеком. Он видел свою миссию в том, чтобы писать музыку во славу Божию; церковную музыку, которая украшала бы лютеранскую службу. Музыка для Баха и есть присутствие Бога, его воплощение, потому что она вне слов, вне картинки, вне всего, что поддается формулировке; она абстрактна, а значит, всемогуща — это абсолютно лютеранский взгляд.

Календарь лейпцигской церкви, где он работал большую часть жизни, подразумевал немыслимое количество рутинных и праздничных богослужений, и мечтой Баха было единолично создавать новую, совершенную авторскую музыку к каждому из них. Ему удавалось полностью воплощать эту мечту в течение двух лет: так появились два годовых цикла кантат, ключевые в его наследии. Это примерно получасовые работы, выражающие некую духовную идею или рассказывающие моральную притчу, что-то вроде звуковой проповеди. Кантаты дополняли воскресные церковные службы, вокруг них пастор мог выстроить свою речь. Если вдуматься, Бах занимался глубоко утилитарной деятельностью — еженедельно снабжал церкви города музыкой. Если служба проходила в воскресенье, то, значит, музыканты начинали готовиться как минимум в пятницу. Бах жил в жестком режиме постоянно горящих дедлайнов, в который сам себя поставил: это служение для него было единственным, что по-настоящему имело смысл.

При этом Бах был не чужд светскости: на нем были еженедельные кантаты плюс музыка к праздничным богослужениям, которые подразумевали более масштабные сочинения и службы, шедшие подряд, а не раз в неделю. Но вдобавок к этому в Лейпциге существовало объединение городских музыкантов, которым он руководил, дававшее по одному двухчасовому светскому концерту в неделю; они проходили в кафе. На них в том числе игралась баховская музыка. Послушайте его клавирные концерты, полные итальянского танцевального жизнелюбия и французского шика.

Главное баховское сочинение, суммирующее все его жизненные поиски, написано на латыни и представляет собой полную католическую мессу (напомню, он был верующим лютеранином). Здесь мы видим, как Бах-художник мог поступить наперекор логике, частным обстоятельствам и воле своих многочисленных заказчиков.

С одной стороны, он очень «прикладной» композитор. С другой — просто потому, что таково было его композиторское желание, задача, которую ему захотелось решить, — Бах написал музыку ошеломительной трагической и театральной мощи на языке, которого не знал, для какой-то воображаемой службы, которой не было и не могло быть. Никакой католический двор его времени не мог располагать техническими ресурсами, соответствующей традицией и исполнительской культурой для того, чтобы сыграть и спеть си-минорную мессу целиком. Бах прекрасно понимал, что при его жизни они нигде не прозвучат полностью, и все-таки приложил какие-то титанические усилия, чтобы завершить ее перед смертью.

Антонио Вивальди

Католическая Италия, в отличие от лютеранской Германии, где стремились к чистоте веры через отказ от лишнего, любит эстетство. Вивальди — это солнечное итальянское барокко примерно на полпоколения старше Баха. Он пишет гедонистическую музыку, которая даже в духовных жанрах постоянно флиртует с оперой. Лучше всего мы знаем инструментальные концерты Вивальди (их у него порядка полутысячи). Как известно, он писал их для своего оркестра, состоявшего из девочек-подкидышей. Поскольку сочинения были инструктивно-технического, педагогического свойства, девочки не могли играть одно и то же: им постоянно был нужен новый репертуар. Поэтому концертов у Вивальди так много.

Музыка Вивальди очень типична для итальянского барокко: нарядная, энергичная, драйвовая, местами почти рок-н-ролльная, поэтому она так нравится современному слушателю. Но кроме инструментальных концертов у него есть чудесная духовная музыка и громадное количество опер, которые только предстоит оценить музыкальному потребителю. Из его театральных работ широко известна и часто звучит изумительная оратория «Торжествующая Юдифь», посвященная победе Венеции над турками.

Людвиг ван Бетховен

Бетховен очень разный, поэтому, слушая его, интересно понимать, к какому периоду жизни относится та или иная работа. Несмотря на мускулистость и брутальность, музыка Бетховена — это самый настоящий классицизм. Мы привыкли ассоциировать с этим стилем изящного, точеного Моцарта, однако представьте классицистическую, просвещенческую эстетику, которая повзрослела, приобрела масштаб, мощь и некую атакующую силу, — у вас получится Бетховен.

Слушатель редко знает и любит позднего Бетховена (кроме Девятой симфонии), а жаль. Связано это с тем, что музыка последних лет бетховенской жизни очень непонятна. Она и поныне ставит нас, слышавших музыку ХХ века, авангард и прочие сложности, в тупик. Это удивительный, парадоксальный голос композитора, полностью утратившего слух и воспринимающего изолированность от мира как высшую степень свободы. Она достигает каких-то едва представимых, непонятных, иногда пугающих сфер.

С этой музыкой сложно и слушателю, и исполнителю. Она очень требовательна в отношении техники и абсолютно непрозрачна в смысле содержания. При жизни Бетховена эта музыка звучала и обескураживала венцев 1820-х годов точно так же, как нас две сотни лет спустя. Бетховен был мэтром, которого воспринимали сумасшедшим корифеем, гением с дикими чудачествами. Видимо, из-за своей болезни он не в силах был оценить дистанцию между своим замыслом и пределами восприятия, доступными публике, а может быть, просто не придавал этой дистанции значения. Можно осторожно предположить, что он не вполне осознавал, как его сочинения звучат в реальности. Отсюда некоторые знаменитые их гармонические «дикости», похожие на звучание речи слабослышащих людей.

Вольфганг Амадей Моцарт

Моцарт — необъятная тема. Тем не менее его наследие более цельное по сравнению с Бетховеном. Можно сказать, что на протяжении всей своей жизни он «принимал одну и ту же радиоволну», сигнал которой со временем становился чище и яснее. Мы помним, что он — ну, допустим, с помощью отца — написал свою первую симфонию в каком-то немыслимом возрасте: в восемь? в девять лет? В этой работе, которая в музыкальном плане, может быть, напоминает рисунок талантливого ребенка, мы узнаем руку Моцарта зрелого периода. Это похоже на рассматривание детских фотографий знакомого человека: в чертах ребенка ты легко узнаешь лицо будущего взрослого.

Музыка Моцарта энергична, элегантна, деятельна, антропоцентрична, она брызжет оптимизмом и энергией. Но в ее совершенной архитектуре всегда есть какая-то неправильность, неуловимый таинственный сбой, уход от правила и симметрии на разных уровнях — то в форме, то в гармонии, то в строении фразы, то в трактовке сюжета. Самый яркий пример этого явления, конечно же, — опера «Дон Жуан». Взглянув в либретто, можно приготовиться слушать игривую историю о бонвиване, который покоряет сердца женщин. Однако в знаменитом финале оперы Моцарт, в мучительно долгой, жестокой сцене, заставляя своего героя умирать, мучает и нас, кидает слушателю в лицо всех демонов ада.

Фото: Даша Самойлова

Самообразование

Течет река. Девять фильмов, снятых на Волге

Казань, Нижний Новгород, Астрахань в фильмах Германа, Чухрая, Балабанова и других отечественных режиссеров

01.08

Самообразование

Ясно-понятно. Что такое джихад и почему все думают, что это священная война?

Отвечает первый заместитель муфтия РТ

11.01

Самообразование

Девять вопросов о донорстве яйцеклеток. Как на них заработать и почему это не бизнес, а миссия

Врач-репродуктолог рассказывает, кому нужны донорские яйцеклетки, сколько за них платят и при чем тут рыжие

29.03

Самообразование

Вместо тысячи слов: татарстанские стикеры в «Телеграме» и ребусы на их основе

«Алга», «зур ус», певец Салават и такой разный Рустам Минниханов

05.

10

Популярное

Знакомство с классической музыкой. Top 20 для начинающих

Возможно, вы в целом ощущаете интерес к классической музыке, но совершенно в ней не разбираетесь и не знаете с чего начать? В этой статье мы расскажем о некоторых достаточно знаковых и просто прекрасных произведениях для первого знакомства.

20 композиторов, представителей различных эпох, и их замечательные творения станут первой ступенью погружения в мир прекрасного.

Этот же список подойдет и для детей. Найдите 5-10 минут времени в день и послушайте эти произведения вместе. Обсудите характер, образы, а может даже нарисуйте картинку или вместе потанцуйте. Если смотрите вместе видео, то не забудьте обратить внимание, на каких инструментах и как играют исполнители, кто дирижирует оркестром, кто солист…

Кстати, не стоит пытаться уместить все в один день. Это может привести к тому, что все забудется и перепутается в голове… На первом этапе достаточно знакомиться с одним произведением за раз. А только потом добавляйте всё в плейлист и получайте удовольствие от музыки.

1. Антонио Вивальди. Летняя гроза

Полное название: Концерт №2 соль минор «Лето», RV 315 (1 часть)

Эпоха: Позднее барокко (17 век)

В качестве одного из первых произведений предлагаем обратить внимание на композитора 17 века Антонио Вивальди и его фееричное произведение для симфонического оркестра «Летняя гроза» (или «Шторм») (из цикла концертов «Времена года»).
Хотите зарядиться энергией – это произведение для Вас!

Концерт начинается с отдаленных раскатов грома… Далее слышны звуки дождя, который то утихает, то продолжается с новой силой. За счет многократно повторяющихся музыкальных пассажей создается реалистичное ощущение встречи с погодной стихией.


Смотрите это видео на YouTube

2. Иоганн Себастьян Бах. Шутка

Полное название: Сюита для оркестра №2 си минор, BWV 1067 (часть 7)

Эпоха: Позднее барокко (17 век)

Иоганн Себастьян Бах является композитором, с кого зачастую ведут отсчет классической музыки. Его произведения весьма разноплановы – есть и торжественно-трагичные, но есть и шутливо-лирические – как, например, известная «Шутка» (Badinerie из оркестровой сюиты).

Пьеса легкая и непосредственная, навевает игривое настроение и дарит позитив за счет нежного с переливами звучания флейты на фоне скрипичного аккомпанемента.


Смотрите это видео на YouTube

3. Вольфганг Амадей Моцарт. Маленькая ночная серенада

Полное название: Серенада №13 cоль мажор «Маленькая ночная серенада», KV 525 (часть 1)

Эпоха: Классицизм (18 век)

Среди всех музыкальных произведений чаще всего именно музыка Вольфганга Амадея Моцарта упоминается как лучшее лекарство от хандры и средство интеллектуального развития. И это неспроста, ведь практически вся музыка Моцарта пронизана лекостью и позитивом. «Маленькая ночная серенада», отличный образец такого «легкого жанра» классической эпохи, является одним из наиболее узнаваемых классических произведений.

Серенада наполнена жизнерадостностью, имеет легкий и светлый колорит и при этом полна грации. Оживленность темпа мелодии передает эмоциональный порыв. А повторяющаяся главная тема и вторящий ей аккомпанемент как бы ведут диалог между собой, приглашая слушателя окунуться в атмосферу балов прошлых веков.


Смотрите это видео на YouTube

4. Людвиг ван Бетховен. Симфония 5

Полное название: Симфония №5 до минор, op.67 (часть 1)

Эпоха: Классицизм (18 век)

Людвиг ван Бетховен — еще одна знаковая фигура в мире классической музыки. В свои произведения Бетховен вложил глубокий философский смысл, а его музыка призвана пробудить в человеке мыслителя. «Симфония №5», одно из наиболее часто исполняемых произведений композитора, поражает своей масштабностью и размахом. В ней сконцентрированы наиболее типичные черты творчества композитора, которые обычно формулируют как «через борьбу к победе».

Симфония начинается с символической темы судьбы, о которой сам Бетховен говорил, что «так судьба стучится в дверь». Видоизменяясь, она и далее проходит через все произведение. В то время как контрастная по отношению к главной теме мелодия побочной темы певучая и нежная и как бы спорит с основной. Возникает незримая картина упорной борьбы, которая переполняет все произведение.


Смотрите это видео на YouTube

5. Ференц Лист. Грезы любви

Полное название: Ноктюрн «Грёзы любви», S.541, №3

Эпоха: Ранний романтизм (19 век)

От энергичных произведений далее предлагаем перейти к романтическим. И в первую очередь рекомендуем окунуться в чарующую музыку Ференца Листа и его знаменитые «Грезы любви» — ноктюрн, посвященный его возлюбленной.

Тихая и грустная музыка ноктюрна в фортепианном исполнении действует умиротворяющее, хоть и вызывает легкую, но все же светлую, грусть.


Смотрите это видео на YouTube

6. Франц Шуберт. Аве Мария

Полное название: Семь песен из поэмы Вальтера Скотта «Дева озера». №6 — 3-я песня Эллен: «Ave Maria», op.52, №6

Эпоха: Ранний романтизм (19 век)

В выдающейся классической музыке немало и инструментально-вокальных произведений, зачастую навеяных религиозной тематикой. Одним из образцов такой музыки является бессмертная «Аве Мария» Франца Шуберта.

«Ave Maria» (от лат. «Радуйся, Мария») — одна из основных молитв Католической Церкви, обращенная к Богоматери. Слушая данную мелодию как-бы прикасаешься к чему-то возвышенному, божественному. А светлая радость, звучащая в музыке данной песни, вызывает чувство спокойствия и умиротворения.


Смотрите это видео на YouTube

7. Фридерик Шопен. Фантазия-экспромт

Полное название: Экспромт-фантазия до-диез минор, op.66

Эпоха: Ранний романтизм (19 век)

Многие музыкальные произведения были созданы как импровизации, экспромты, без предварительной подготовки. При этом возникали настоящие шедевры. Но, к сожалению, многие из них просто не записывались и не дошли до наших дней. В отношении Фантазии-экспромта Фридерика Шопена, к счастью, это не так и мы сегодня имеем возможность снова и снова возвращаться к этой музыке.

Мелодия начинается с медленных переливов, которые, ускоряясь, сливаются в едином потоке, как вспышки метеоритов, завораживающих своей тайной, в свете которых исчезает вся будничная суета.


Смотрите это видео на YouTube

8. Джоаккино Россини. Увертюра из оперы «Вильгельм Телль»

Эпоха: Ранний романтизм (19 век)

Увертюра к опере «Вильгельму Телль» композитора Джоаккино Россини — пожалуй, одна из наиболее известных оркестровых музык из оперного репертуара.

В начале увертюры слышатся призывные звуки, как бы торжественно приветствуя слушателя, после чего музыка внезапно сменяется топотом копыт и галопом, который в своем беге все активнее и активнее вовлекает в стремительный круговорот.


Смотрите это видео на YouTube

9. Паганини. Каприс 24

Полное название: 24 каприса, op.1, №24

Эпоха: Ранний романтизм (19 век)

Никколо Паганини — итальянский скрипач-виртуоз и композитор начала 19 века; один из самых выдающихся скрипачей в истории музыки. За его выступлениями с изумлением следила вся Европа, а виртуозность технического исполнения порождала слухи о том, что композитор продал душу дьяволу за свой талант. Одно из самых известных произведений Паганини «Каприс №24» стал его своеобразным символом, визитной карточкой.

Каприс означает сочинение в свободной форме, и в этой свободе композитор сумел в полную меру раскрыть всю величину своего таланта. В звуках каприса слушателям открывается богатая гамма чувств и настроений. И, хотя тема пьесы весьма лаконична, она повторяется как наваждение, обладая поистине завораживающим воздействием.

https://www. youtube.com/watch?v=WV5wDqJ5WU4

10. Иоганн Штраус-отец. Радецки-марш

Полное название: Марш Радецкого op.228

Эпоха: Ранний романтизм (19 век)

Ряд классических музыкальных произведений создавался к определенным военным или политическим событиям. Так, например, Марш Радецкого был написан Иоганном Штраусом-отцом в качестве приветствия войскам фельдмаршала Радецкого, возвращавшимся после подавления восстания, и впоследствии стал их парадным маршем.

Музыка марша торжественная и ликующая. Согласно традиции, публика сопровождает его исполнение ритмичным похлопыванием в ладоши и притоптыванием.


Смотрите это видео на YouTube

11. Иоганн Штраус-сын. Полька «На охоте»

Полное название: Быстрая полька «Auf der Jagd» op.373

Эпоха: Романтизм (19 век)

Сын Иоганна Штрауса продолжил музыкальные традиции отца и, хотя Иоганн Штраус-сын вошел в историю музыки как «король вальсов», он также писал и другую музыку: оперетты, марши, польки. Одной из наиболее знаменитых его пьес является «Полька «На охоте».

Полька – это веселый зажигательный танец, появившийся в Чехии в середине 19 века и впоследствии распространившийся в качестве бального. Музыка бодрая, радостная, темпераментная, восхищает своей легкостью и оптимизмом.


Смотрите это видео на YouTube

12. Жорж Бизе. «Хабанера» из оперы «Кармен»

Эпоха: Романтизм (19 век)

Хабанера из оперы Жоржа Бизе «Кармен» — яркий образец оперного искусства. Опера была написана в конце 19 века, но и по сей день является одним из самых популярных театральных представлений, реалистично повествующих об испанских буднях.

Пожалуй, самой яркой характеристикой данной музыки, является одно лишь высказывание: «Я не знаю, как Бизе удалось это сделать, но Испания не родила ничего более испанского, чем «Кармен»!».

https://www.youtube.com/watch?v=3FM6585CHCw

13.

Иоганнес Брамс. Венгерский танец №5

Полное название: 21 венгерский танец, WoO 1, №5

Эпоха: Романтизм (19 век)

Венгерские танцы Иоганнеса Брамса — самая популярная из его работ. Мелодии созданы на основе венгерских народных танцев, но именно в обработке Брамса обрели свое место в истории классической музыки.

Каждый из танцев несет в себе заряд энергии и позитива за счет стремительной зажигательной музыки.


Смотрите это видео на YouTube

14. Камиль Сен-Санс. Финал из сюиты «Карнавал животных»

Эпоха: Романтизм (19 век)
Композитора Камиля Сен-Санса чаще всего вспоминают вместе с его великолепной сюитой «Карнавал животных», которая является блестящим произведением комического характера. Сюита состоит из 14 частей, в которых можно «встретить» и диких животных (слона, антилоп, львов, кенгуру и других), и птиц (лебедя, кукушку), и рыб, и пресмыкающихся (аквариум, черепахи)… В финале же присутствуют сразу все понемножку

Музыка финала сюиты активная и игривая и с первых же секунд создает веселое настроение.


Смотрите это видео на YouTube

15. Эдвард Григ. Утро

Полное название: Сюита №1 «Пер Гюнт», op. 46, №1

Эпоха: Поздний романтизм (19 век)

Музыка Эдварда Грига «Утро» (из сюиты «Пер Гюнт») — это своеобразный гимн пробуждению природы ото сна и, пожалуй, одно из самых известных произведений этого композитора.

Тихие звуки начала музыки как бы обозначают утреннюю дымку, легкий туман, который постепенно рассеивается под лучами встающего солнца, а мелодия тем временем становится все ярче и активнее, ознаменовывая начало нового дня.


Смотрите это видео на YouTube

16. Петр Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

Эпоха: Русский романтизм (19 век)
Петр Чайковский за свою жизнь написал множество потрясающей музыки, в том числе несколько балетов, которые больше века входят в обязательный репертуар большинства театров мира. Весьма сложно сказать, какой из них наиболее популярен, поэтому для данного обзора просто остановимся на одном из его вальсов — «Вальсе цветов» из балета «Щелкунчик».


Смотрите это видео на YouTube

17. Николай Римский-Корсаков. Полет шмеля

Эпоха: Русский романтизм (19 век)
Полёт шмеля — оркестровая интермедия, написанная Николаем Римским-Корсаковым для его оперы «Сказка о царе Салтане». Данная пьеса известна благодаря своему невероятно быстрому темпу исполнения и обилию кратких и сверхкратких нот, что весьма непросто в исполнении, в связи с чем «Полёт шмеля» стал классической презентацией виртуозов-музыкантов и благодаря этому является самым известным в мире произведением композитора.


Смотрите это видео на YouTube

18. Клод Дебюсси. Лунный свет

Полное название: Бергамасская сюита, L 75, №3

Эпоха: Импрессионизм (19/20 века)

«Лунный свет» композитора Клода Дебюсси, как бы ни парадоксально это звучало, воплощает в звуках ночную тишину и бездонное ночное небо, создавая чувство единения с природой.

Музыка тихия и легкая, в некоторой степени возвышенная… словно она состоит не из нот, а из тихого света светящей луны…


Смотрите это видео на YouTube

19. Георгий Свиридов. Вальс из сюиты «Метель»

Эпоха: Неоромантизм (20 век)
Вальс Георгия Свиридова из сюиты «Метель» — одно из самых знаменитых произведений этого композитора. Будучи изначально созданной всего лишь музыкальным сопровождением к кинофильму, музыка оказалась настолько впечатляющей, что переросла в самостоятельное произведение, по праву занявшее свое место среди шедевров мировой классики.


Смотрите это видео на YouTube

20. Арам Хачатурян. Танец с саблями

Эпоха: 20 век
Танец с саблями — музыкальное произведение Арама Хачатуряна из балета «Гаянэ». Наиболее известное и узнаваемое произведение композитора, сочетающее в себе армянскую народную музыку с джазовыми элементами.


Смотрите это видео на YouTube

Продолжение следует…

: Музыка :: Культура и искусство :: Россия-ИнфоЦентр

Русская национальная композиторская школа обрела самостоятельные очертания довольно поздно, лишь к середине 19 века. Однако, взрослея, русская музыка устремляется на мировую музыкальную арену. Западноевропейские музыканты и критики XIX века не могли не оценить наиболее своеобразные черты русской музыки, такие как использование богатого и свежего народно-музыкального материала евразийского типа, смешения «восточных» и «западных» элементов; и совершенно новые формы симфонического развития — синтетические, а не аналитические, как это было условно с западноевропейской симфонией. Появление в начале ХХ века таких деятелей, как Скрябин, Стравинский, Прокофьев, поставило русскую музыку в авангард мирового музыкального процесса.


Формирование российской композиторской школы
Декассическая эпоха российской музыки
Первые классические композиторы: Glinka и Dargomyzhsky


Вступление в европейскую музыку

. Н.А.Римского-Корсакова


Московское Композиторское училище

П.И.Чайковский

Рахманинов и Скрябин

Русская музыка в эмиграции

Theatre of Sergey Dyagilev

Igor Stravinsky

The Classics and Soviet Music

Shostakovitch and Prokofiev

After Stalin — Music Released

Sviridov and Shnitke

 

Formation of the Russian composer школа

 

В средние века сочиняемая на Руси музыка была полностью связана с византийской церковью и изолирована от европейского мира. Позже, в 17-18 вв., музыка, ставшая также и светским искусством, попала под влияние западной культуры. Итак, русская национальная композиторская школа обрела свои самостоятельные очертания довольно поздно, лишь к середине 19 в.

век. До этого времени русская музыка почти не была известна где-либо за пределами нашей страны; однако, взрослея, русская музыка устремляется на мировую музыкальную арену.

Западноевропейские музыканты и критики XIX века не могли не оценить наиболее своеобразные черты русской музыки, такие как использование богатого и свежего народно-музыкального материала евразийского типа, смешения «восточных» и «западных» элементов; и совершенно новые формы симфонического развития — синтетические, а не аналитические, как это было условно с западноевропейской симфонией. Оригинальны были оперные формы, основанные на дерзком бесхитростном отражении в музыке разговорных интонаций (Даргомыжский и Мусоргский) и одновременном применении приемов былинно-сказочного повествования (Бородин, Римский-Корсаков). Появление в начале ХХ века таких деятелей, как Скрябин, Стравинский, Прокофьев, поставило русскую музыку в авангард мирового музыкального процесса. Феномен взаимодействия Востока и Запада ярко раскрылся здесь на всех уровнях — от философских идей (мистицизм Скрябина, «новое язычество» Стравинского и «скифство» Прокофьева) до элементов музыкального языка.

 

Доклассическая эпоха русской музыки (начало XIX века) характерна сочетанием классицизма и романтизма, с преобладанием жанра музыкального театра. Широкую популярность приобрели «сказочные» оперы, классицистические трагедии с музыкальными сценами и переводные мелодрамы на музыку русских композиторов. За комической оперой 18 в. последовали дивертисменты — театральные представления на фольклорные или патриотические сюжеты с разнообразными песнями и танцами в народном стиле и музыкой водевиля. Домашнее музицирование стало в то время очень распространенным явлением; возникло множество музыкальных кружков и салонов, которые посещали многие известные музыканты и поэты. Филармония, созданная в Петербурге в 1802 г., давала масштабные концерты, знакомившие русскую публику с ораториями и кантатами Генделя, Гидна, Моцарта, Бетховена и других.

Первые композиторы-классики: Глинка и Даргомыжский

 

Русские дворянские кружки полулюбительского и полупрофессионального музицирования дали миру двух первых русских классиков, Михаила Ивановича Глинку и Александра Сергеевича Гениальность Глинки проявилась в самых разных жанрах, таких как симфонический, камерно-вокальный и камерно-инструментальный, но высшими достижениями композитора, безусловно, являются его оперы — патриотическая трагедия Жизнь за Царя ( Жизнь за царя ) (1836) и былина Руслан и Людмила (1842). Находясь на уровне лучших европейских музыкальных произведений той эпохи и в то же время весьма самобытные по стилю, оперы Глинки во многом определили господство оперного жанра в русской музыке XIX века и пути его развития.

 

Творчество младшего современника Глинки Даргомыжский в большей степени связан с атмосферой 1840-1860-х годов; его романсы и песни следуют традициям любительского салонного музицирования эпохи Пушкина и Глинки, но в то же время обращаются к образу «маленького человека», персонажу русской литературы гоголевского периода. В своем последнем творении, опере Каменный гость ( Каменный гость ) по поэме Александра Пушкина, Даргомыжский изобрел новаторский жанр — оперный диалог , повлиявший на эстетику следующих поколений петербургских композиторов. Однако произведения Глинки и Даргомыжского далеко не известны за пределами России. Что касается выхода русской музыки на европейскую музыкальную арену, то он связан с композиторами второй половины XIX века.

Выход на европейскую музыкальную сцену

В конце 1860-х годов в музыкальной жизни России произошли большие перемены. Раньше привилегия светского музыкального образования распространялась на различные слои общества. В Москве и Санкт-Петербурге открывается Императорское Русское музыкальное общество, где регулярно даются симфонические и камерные концерты, доступные для широкой публики.

Возникло множество частных безрепертуарных театров, среди которых театры московских меценатов (Московская частная опера Саввы Мамонтова и Оперный театр Сергея Зимина), поставившие большое количество русских и зарубежных опер. В 1907 году были открыты Безрепертурный театр Сергея Дягилева, выступавший за границей под названием Русские сезоны и Русский балет Сергея Дягилева , сыгравшие большую роль в развитии балетного искусства, русской и европейской музыки. Музыку для «Русского балета Дягилева» писали такие выдающиеся композиторы, как Игорь Стравинский, С.

Прокофьев, Н. Черепнин, К. Дебюсси, М. Равель, Дариус Мийо, Франсис Пуленк и другие.

В 1860-е — 1870-е годы в русской музыке появились новые жанры. Наряду с популярными ранее оперой, симфонической музыкой и романсом на первый план выходит многотактная симфония. Первыми русскими симфониями были Первая симфония Римского-Корсакова (1865) и Первая симфония Чайковского «Зимние грезы» (1866). Развиваются и жанр концерта для солирующего инструмента с оркестром (особенно заметен в творчестве Чайковского), и балетная музыка (Чайковский, а затем Глазунов), и камерно-ансамблевая музыка, и светское хоровое пение.

Могучая пятерка

Во второй половине XIX века сложились две крупные русские композиторские школы. В одну из них, известную как «Могучая пятерка», входили выдающиеся петербургские композиторы, такие как

М.А.Балакирев, С.А.Куй, А.П.Бородин, М.П.Мусоргский и Н.А.Римский-Корсаков .

Новаторская Mighty Five была ориентирована на фолк и стремилась отразить в музыке вопросы национальной истории, психологии и фольклора. Стремясь приблизиться к реальности и ища принципиально новый музыкальный язык, национальный и неповторимый, они в какой-то степени отказались от общепринятых классических норм. С другой стороны, они не обойдут вниманием и достижения современных западноевропейских композиторов, таких как Шуман, Берлиоз, Лист и др.

 

Основными жанрами ранней школы «Могучей пятерки» были оперы, в основном на темы русской жизни, симфонии и романсы разного рода.

Еще одной примечательной чертой этой школы была тяга к образам Востока, реальным и легендарным, историческим и этнографическим. Вообще для многих романтиков характерен интерес к Востоку как к чему-то экзотическому, однако в России этот интерес становится вполне определенным, где Восток представлен аутентичными музыкальными темами, рифмами и тонами. Вспомним, например, фортепианную фантазию 9.0084 Исламей М.Балакирева или симфоническая поэма Шехерезада Римского-Корсакова.

Эстетика Могучей пятерки наиболее полно раскрывается в двух уникально новаторских по стилю и форме операх М. Мусоргского : историко-психологической трагедии Борис_Годунов (1868) и народно-музыкальной драме Хованщина ( 1881 г.).

 

Это также видно в многочисленных операх Римского-Корсакова , особенно в наиболее своеобразном мифологическом цикле, связанном с древними языческими верованиями славян ( Майская ночь ( Майская ночь ), Снегурочка ( Снегурочка ), Ночь перед Рождеством ( Сочельник ) , и др.), а также в его операх-сказках ( Золотой Петушок ( Золотой петушок ), Сказка о царе Салтане ( Сказка о царе имени Салтане ) и др.) и религиозно-философской драме История невидимый град Китеж и дева Феврония .

Московская композиторская школа

 

Другая школа во главе с П. И.Чайковским занималась в основном московскими композиторами, среди них С.И.Танеев, А.С.Аренский, С.В.Рахманинов и другие.

(‘ Фортепианный концерт 1 ‘ ( Чайковский ))

Московская школа была антагонистична Санкт-Петербургской Могучей Пятерке. Он был более консервативным, с четким соблюдением классических моделей «чистой» музыки, с одной стороны, и самобытной музыкальной жизни старой столицы, с другой. Среди высших достижений школы — ряд опер (среди них «Евгений Онегин», 1878 г. и «Пиковая дама», 189 г.).0), шесть симфоний, балеты, симфонические сюиты, увертюры, стихи и романсы П.И.Чайковского. Творчество Чайковского с акцентом на проблеме современной личности в современном мире получило широкую российскую и международную известность еще при жизни композитора, а произведения «Могучей пятерки» были неизвестны широкой публике до конца XIX века. .

Большая роль в деятельности Московской школы принадлежит творчеству ученика Чайковского, композитора, пианиста и педагога С. И.Танеева, исследователя и мастера полифонической нотации.

Рахманинов и Скрябин

 

В начале ХХ века новые течения в русской музыке наиболее ярко представлены московскими композиторами (последователями С.И. Рахманинов был продолжателем национальных традиций (в интерпретации как московской, так и петербургской школы), которые приобрели в его произведениях ярко-ностальгическую окраску.

 

Скрябин — ярчайший представитель символизма в музыке. Его оригинальная космогоническая философия нашла выражение в ультрановом музыкальном языке, оказавшем огромное влияние на всю мировую музыкальную культуру ХХ века.

(‘ Симфония № 2 ‘ ( Скрябин ))

Чуть позже начинают свою деятельность два величайших композитора нового поколения — Игорь Стравинский и Сергей Прокофьев . Оба были петербуржцами и учениками Римского-Корсакова. Эстетика их раннего творчества, следуя принципам петербургской школы, носит постсимволический характер и затрагивает новые художественные направления, такие как неоклассицизм, конструктивизм и футуризм.

Русская музыка в эмиграции

Начало ХХ века ознаменовалось расцветом музыки, литературы и искусства в России. Серебряный век, однако, был прерван революционным потрясением 1917 года. Ряд выдающихся композиторов (Рахманинов, Стравинский, Прокофьев, Метнер, Черепнин, А. Гречанинов) и музыкальных исполнителей (Д. Шаляпин, С. Кусевицкий, Е. Купер и др.) пришлось покинуть Россию. Несмотря на проживание за границей, принадлежность к разным поколениям и музыкальным направлениям, все они продолжали развивать традиции и идеи, уходящие корнями в их русский период.

 

«Чужой» период стал кульминационным в их творчестве, приверженном национальному самосознанию и в то же время чувствительно и чутко реагирующем на изменения, происходящие в мире и на мировой художественной сцене. Композиторы русского происхождения И.А. Вышнеградский, Н.Б.Обухов и А.С.Лурье теперь считаются предтечами авангардных течений, позже пришедших в европейскую музыку.

Безрепертуарный Театр Сергея Дягилева , основанная в Париже перед Первой мировой войной, находилась в авангарде культурной жизни 1920–1930-х годов. Он был тесно связан с творчеством Стравинского, Прокофьева и ряда других композиторов, художников, хореографов и танцоров русского происхождения. Основой «Русских сезонов» Дягилева была его балетная труппа, но он также ставил русские оперы и концерты русской симфонической музыки. Многолетнее существование этого русского театра с необычайно богатым репертуаром во многом способствовало знакомству мировой публики с русской классической и современной культурой.

 

В 20-30-е годы Игорь Стравинский стал лидером неоклассицизма, направления в искусстве 20 века, утвердившего порядок и гармонию старого искусства в противовес хаосу и преувеличенным эмоциям кипящего экспрессионизма вверх. Традиции и новизна сливаются в творчестве Стравинского в единое целое. Стилистика старинной музыки каждый раз интерпретируется по-разному в зависимости от авторской концепции. Новые сочинения часто были навеяны фольклорной поэтикой. Именно Стравинскому удалось наметить одну из важнейших черт развития музыкального театра как синтеза различных искусств.

(‘ Петрушка ‘ ( Стравинский ))

Классика и советская музыка

Несмотря на трудности гражданской войны и последствия революции, культурное общение России с миром не прекращалось до 1932 года, когда коммунистическая партия взяла под свой контроль все творческие союзы. Филармония, редакция и критическая деятельность также были централизованы государством. С этого времени и до «оттепели» 1960-х годов общение русских деятелей искусства и культуры с внешним миром было строго ограничено.

В 1920-е — 1950-е годы успешно работали выдающиеся дореволюционные отечественные мастера музыки: прежде всего Н.Ю.Мясковский, автор 27 симфоний, великолепных камерных и фортепианных произведений, а также Р.М.Глиер, С. Н.Василенко, М.М.Ипполитов-Иванов и другие.

Шостакович и Прокофьев

 

Дмитрий Шостакович был величайшим деятелем русской музыки советского периода. Его пятнадцать симфоний, пятнадцать струнных квартетов, оперы «Леди Макбет Мценская» и «Нос», камерно-вокальные и фортепианные сочинения выражают трагические потрясения эпохи и противоречивые осмысления их русской интеллигенцией.

(‘ Симфония № 4 ‘ ( Шостакович ))

Сергей Прокофьев вернувшийся в Россию в середине 1930-е годы были менее подвержены влиянию советской атмосферы. Хотя в его музыкальном наследии немало сочинений, «ангажированных» советской властью, тем не менее светлый и ясный дух гения Прокофьева и его опыт, приобретенный за двадцать лет жизни за границей, помогли композитору сохранить творческую самостоятельность и достичь таких художественных высот, как его балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка/Золушка», оперы «Война и мир» и «Обручение в монастыре»/Обручение в монастыре, его симфонии 5, 6 и 7 и его фортепианные сонаты.


Отношения музыкантов и власти в Советском Союзе были противоречивыми. С одной стороны, государство предоставляло возможность бесплатного музыкального образования и способствовало дальнейшему исполнению и изданию произведений. С другой стороны, талантливые люди сразу попадали под жесткий идеологический контроль. Музыка, а также литература, театр и изобразительное искусство подвергались постоянному давлению со стороны советского государства. Творчество оценивалось с точки зрения «социального заказа» и соответствия советской идеологии. Всем ярким композиторам того времени (Прокофьеву, Шостаковичу, А.Хачатуряну, Н.Мясковскому, В.Шебалину и др.) был нанесен тяжелый удар официозной газетной статьей, обвинявшей их в «антинациональном формализме». Последствия этого удара удалось преодолеть лишь спустя несколько десятилетий.

После Сталина — Музыка выпущена

Смерть Сталина в 1953 году стала поворотным моментом в жизни советского общества и породила новые явления. Годы «оттепели», 1960-е — 1970-е годы, характеризовались двумя важными тенденциями в культурной жизни страны. Во-первых, это возвращение к истокам национальных традиций, как духовных, так и художественных; так называемая «новая народная волна», хотя здесь имеется в виду не только народная песня, но и церковная музыка более поздних эпох и т. д.

 

Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998) со своими последователями был одной из самых ярких фигур в этом направлении. Он следовал и развивал опыт русских классиков, прежде всего Мусоргского, и обращался к традициям древнерусского распева и обрядового пения. В его композициях новизна и оригинальность музыкального языка сочетаются с продуманной и изысканной простотой.

(‘ Деревянная Русь ‘ ( Свиридов ))

Второй тенденцией в русской музыкальной культуре эпохи было стремление освоить опыт мировой культуры ХХ века, который был недоступен около тридцати лет. Эта черта, характерная для всех талантливых музыкантов 60-х годов, иногда принимала форму авангарда, часто фиксировавшегося на композиторском методе Новой венской школы — додекафонии, противостоящей традиционной тональности. Советские композиторы также прибегали к композиторским приемам последних представителей европейского авангарда, например, Пьера Булеза. Часто переплетались самые разные тенденции и приемы.

 

Среди корифеев этой волны были Альфред Шнитке , Софья Губайдуллина, Эдисон Денисов и другие.

 

Могучий разносторонний талант Шнитке позволил ему использовать все разнообразие существующих жанров и создать более 70 произведений, в том числе оперы Одиннадцатая заповедь и Жизнь с идиотом , балет Лабиринты , оратория 0 Наги 40 , кантата История Иоганна Фауста и др. Плодотворно работал Шнитке и в кинематографе: он написал музыку к нескольким десяткам фильмов. Его Девятая симфония сразу же после выхода в свет получила всеобщее признание и международную премию «Слава».

(‘ Струнный квартет № 3 II Agitato ‘ ( Schnittke ))


Вера Иванова и Михаил Маныкин

Лучшие композиторы России | Классическая музыка

Вклад русских композиторов в историю западной музыки невозможно переоценить; было очень много, особенно с девятнадцатого века, когда возник русский национальный музыкальный стиль.

Вот краткое знакомство с Чайковским, Рахманиновым и их наиболее важными музыкальными соотечественниками.

Best Russian composers

Pyotr Ilyich Tchaikovsky

With his phenomenal talent for melody — as evident in his operatic masterpiece Eugene Onegin as it is in his much-loved ballet The Nutcracker Чайковский , пожалуй, самый популярный русский композитор всех времен.
Родившийся в маленьком русском городке Воткинске в 1840 году, он получил первоначальное образование для карьеры на государственной службе, прежде чем поступил в только что созданную Санкт-Петербургскую консерваторию, где он выковал безошибочно русский стиль.
Его жизнь была беспокойной, омраченной несколькими личными трагедиями, в том числе ранней смертью его матери и неудачным браком, а также бременем подавления его гомосексуализма. Тем не менее, он много сочинял, возможно, раз делая для того, чтобы сделать классическую музыку доступной, больше, чем любой другой композитор с 900-х гг.0358 .

Помимо того, что он был одним из лучших балетных композиторов всех времен, Чайковский был одним из величайших композиторов всех времен

  • Отчаянно печальный брак между Чайковским и Антониной Милюковой
  • 10 произведений классической музыки для детей

Игорь Стравинский

Игорь Стравинский был одним из самых влиятельных композиторов 20-го века, написавшим произведения, в которых проявился необычайный дар изобретателя и который неоднократно открывал новые горизонты. Сын Федора Игнатьевича Стравинского, бас-певца Киевской оперы и Мариинского театра, он вырос в Санкт-Петербурге, обучаясь игре на фортепиано с девяти лет.

Он решил посвятить себя музыке после знакомства и дружбы с Николаем Римским-Корсаковым, сыном в Санкт-Петербургском университете. Но именно после знакомства с русским импресарио Сергеем Дягилевым в 1909 году его карьера пошла в гору. В настоящее время он, вероятно, наиболее известен балетами, которые он написал для Дягилева, и Ballets Russes : Жар-птица , Петрушка и — больше всего — Весна священная , , чей радикальный музыкальный язык и хореография известны спровоцировал беспорядки среди зрителей на его 1913 премьера.

  • Балеты Стравинского: путеводитель по всем его шедеврам

Но есть много-много других произведений, среди них музыкальная народная повесть 1918 года «Солдатская сказка», его неоклассический шедевр 1930-х годов «Симфония псалмов» и его единственная полнометражная опера «Путешествие повесы» — написанные в 1947-51 годах, после его эмиграции в США, демонстрируют его способность охватывать широкий спектр музыкальных стилей с хамелеоноподобной приспособляемостью.

Дмитрий Шостакович

Много вопросов по поводу Дмитрия Шостаковича . Был он консерватором или радикалом? коммунист или диссидент? Многие из его работ были тщательно проверены на наличие закодированных антисоветских посланий. Однако ясно одно: он написал одни из самых сильных, запоминающихся произведений прошлого века, часто отвечая на репрессивную советскую политику своего времени музыкальной глубиной, ускользающей от многих других художников, занимающих такое же положение.
Родился в Санкт-Петербурге, Россия. В девять лет начал играть на фортепиано, а в 13 поступил в Петроградскую консерваторию, где также изучал композицию. Первая симфония Шостаковича , написанная в качестве его выпускного произведения, когда ему было 19 лет, мгновенно завоевала его похвалу. Но на протяжении всей своей дальнейшей карьеры композитор то впадал, то терял расположение властей, поскольку изо всех сил пытался примирить личную и художественную честность с требованиями государства.

Самыми известными среди его работ, которые, как правило, характеризуются амбивалентной тональностью, элементами неоклассицизма и мрачным видом позднего романтизма, являются 5-я, 7-я, и 10-я симфонии , а также его сокрушительный Струнный квартет № 8, написанный всего за три дня после того, как он поддался давлению со стороны правительства Хрущева с целью вступления в Коммунистическую партию.

Сергей Прокофьев

Последний великий композитор, выросший в царской России, Сергей Прокофьев был единственным ребенком в музыкальном плане. В 13 лет, в 1904 году, он начал заниматься композицией в Санкт-Петербургской консерватории, где, будучи на несколько лет моложе своих сокурсников, раздражал сокурсников своей заносчивостью и привычкой вести статистику своих ошибок. Работая в Лондоне, США и Париже, он создал несколько важных произведений, в том числе Третий фортепианный концерт и оперу 9.0370 Любовь к трем апельсинам.

Затем, в 1930-х годах, он потряс западный мир, вернувшись на родину, некоторое время скучая по дому. Именно там — под пристальным советским вниманием — он написал свои самые известные партитуры, в том числе «Лейтенант Киже», свою музыкальную детскую сказку «Петя и волк» свою пятую симфонию и замечательных балетов Золушка и Ромео и Джульетта. Долгое время Прокофьев пользовался известностью как ведущий композитор Советского Союза.

Однако в 1948 году он попал в нелады с режимом и был обвинен вместе с Шостаковичем и несколькими другими композиторами в отказе от «основных принципов классической музыки» в пользу «беспорядочных, нервирующих» звуков, которые «превратили музыку в какофонию». Он умер 5 марта 1953 года, в один день со Сталиным. Но популярность его музыки — отчетливо горько-сладкой смеси свирепого диссонанса и интенсивного лиризма — остается непобедимой.

Николай Римский-Корсаков

Николай Римский-Корсаков, один из пяти композиторов, известных как «Могучая кучка», которые работали вместе над созданием национального музыкального стиля, сегодня лучше всего известен как мастер оркестровки. Он родился в Тихвине, к востоку от Санкт-Петербурга, в русской дворянской семье, и начал сочинять музыку еще до того, как ему исполнилось десять лет. Позже он получил музыкальную поддержку и наставничество от Милия Балакирева, которому тогда было 24 года, и который уже был лидером группы молодых композиторов, включая Модеста Мусоргского, 9 лет.0357 Александр Бородин и Сезар Кюи.
Впятером они критиковали произведения друг друга, а Римский-Корсаков часто полировал оркестровки своего коллеги. Что могло ему помочь, так это его синестезия (способность «видеть» музыкальные ноты как яркие цвета) — состояние, которое также может помочь объяснить интенсивную красочность его самых известных произведений, среди которых «Полет шмеля», его опера Садко и его экзотически тональная поэма Шахерезада.

  • Лучшие записи Римского-Корсакова
  • 5 Композиторы с синестезией

Модест Мусоргский

Другой член «Могучей кучки», Модест Мусоргский начинал как вундеркинд, дебютировав в возрасте девяти лет. Четыре года спустя, в 1852 году, он поступил в кадетское училище Императорской гвардии. Но он был недисциплинированным учеником, и в 1863 году проблема с наличностью вынудила его устроиться клерком на государственную службу.
Он умер молодым, в возрасте всего 42 лет, от болезни сердца, вызванной хроническим алкоголизмом. И его наследие было далеко не гарантированным: как и он сам, музыка, которую он писал, была недисциплинированной и, по словам его друга Римского-Корсакова, была омрачена «нелепой, бессвязной гармонией, уродливым сочинением партий, иногда поразительно нелогичными модуляциями, иногда удручает их отсутствие».
Что, однако, искупило его, так это его оригинальность — характеристика, не упущенная Римским-Корсаковым, который сглаживал шероховатости в музыке своего коллеги, в некоторых случаях создавая красочные оркестровки. Именно в этой переработанной форме работает как Ночь на голой горе и Картинки с выставки приобрели популярность. Хотя многие утверждают, что подправленной версии оперы Мусоргского « Борис Годунов » Римского-Корсакова не хватает жестокой интенсивности оригинала.

Александр Бородин

Хотя сегодня Бородин более известен как композитор, в свое время Бородин работал в основном как ученый, сочиняя музыку в свободное время. Он родился в Санкт-Петербурге внебрачным сыном 62-летнего грузинского дворянина Луки Степановича Гедеванишвили, который, в силу обстоятельств его рождения, записал его сыном одного из своих крепостных Порфирия Бородина.

Несмотря на свой статус простолюдина, он был хорошо образован и в 1850 году поступил в Медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге, положив начало карьере, в основном посвященной исследованиям, чтению лекций и надзору за образованием других. Его музыкальные интересы расцвели после 1862 года, когда он начал брать уроки композиции у Милия Балакирева. Ныне его популярность далеко превосходит популярность Балакирева благодаря ряду красочных и заразительно мелодичных произведений, среди которых симфоническая поэма В степях Средней Азии и Половецкие пляски.

Сергей Рахманинов

Пожалуй, самый популярный композитор начала ХХ века Сергей Рахманинов был последним представителем романтического стиля в России. Родился в музыкальной семье, с девяти лет обучался игре на фортепиано в консерватории в Санкт-Петербурге. Его размах рук, как известно, был огромен, и он воспользовался этим, написав фортепианные произведения чрезвычайной виртуозности.

Но это была не виртуозность сама по себе. Скорее, его цель заключалась в том, чтобы полностью раскрыть потенциал фортепиано, и он достиг этого в произведениях, наполненных мелодичностью и выразительностью. Самый известный среди них, безусловно, могучий 2nd Piano Concerto , не в последнюю очередь из-за его ассоциации с классическим фильмом 1945 года Brief Encounter.

Но вторая симфония и Третий фортепианный концерт соперничают за второе место, и есть целый ряд других произведений, в том числе Прелюдия до-диез минор, соч. 3 No.2, Isle of the Dead, и Moments Musicaux, , раскрывающие его невероятный талант.

  • Семь лучших произведений Рахманинова
  • Путеводитель по Второй симфонии Рахманинова и ее лучшим записям

Александр Скрябин

Многое было сделано из синестезии Александра Скрябина , в основном потому, что он включил в свою пьесу 1910 года Прометей, клавир люминесцентные лампы , игравшие в свет, как фортепианные проекты, концертный зал. Но это только одна из многих необычных граней этого композитора.
Позерство в образе персонажа-мессии , у него была привычка описывать свои сны, стоя на стульях. Однажды он попытался пройтись по водам Женевского озера. Для своего самого последнего произведения Скрябин запланировал представление, которое продлится семь дней в индийских предгорьях Гималаев, с подвешенными к облакам колоколами, вибрации которых сотрясут вселенную. Это произведение было Mysterium , и, к счастью или к сожалению, оно так и не было завершено: Скрябин умер слишком рано.

Но он оставил в наследство еще несколько ярких и эксцентричных произведений, которые, несмотря на традиционно русское происхождение композитора (он родился в аристократической семье в 1871 году и учился у учителя Рахманинова Николая Зверева), не имеют ничего особенно «русского» в отношении их. Ранние пьесы, такие как Соната для фортепиано № 1, звучат немного как Шопен. Более поздние произведения, в том числе Соната для фортепиано № 9.(по прозвищу «Черная месса») насыщенно хроматические, мрачные, даже кошмарные, сочиненные на фоне политических потрясений. В целом, его выход вызывает тревогу при прослушивании. Но это, безусловно, незабываемо.

10. Софья Губайдулина

Софья Губайдулина, которой сейчас 90 лет, большую часть своей жизни провела, сопротивляясь мертвой хватке советского режима. Родилась в Казани, столице Татарстана, в начале 1930-х годов, изучала композицию и фортепиано в Казанской консерватории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *