Россия в начале 19 века исторические события общественная мысль культура: . 10 (1 ). XIX . . . XIX .

Содержание

Общественная мысль и культура России в первой половине 19 века

Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние все шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни. Просвещение Социально-экономическое развитие русского общества в первой половине XIX в. настоятельно требовало коренных изменений в области народного просвещения. В годы царствования Александра I была создана система образования, включавшая на начальной ступени приходские одноклассные школы и двухклассные уездные училища, далее следовали четырехклассные гимназии и, наконец, в основу высшего образования было положено обучение в университетах и немногочисленных технических учебных заведениях.

Центральными звеньями этой системы были российские университеты (Московский, Петербургский, Казанский, Дерптский и др.). Наряду с ними существовали и сословные дворянские учебные заведения — лицеи, самым известным из которых был Царскосельский. Все больший интерес у читающей публики стали вызывать газеты и журналы, издание которых заметно расширилось («Северная пчела», «Губернские ведомости», «Вестник Европы», «Сын отечества» и др.). Литература Русская литература первой половины XIX в. — одно из наиболее ярких явлений в истории мировой культуры. На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм с его риторикой и «высоким штилем» постепенно вытеснялся новым литературным течением — сентиментализмом. Основоположником этого направления в русской словесности был Н.М.Карамзин. Отечественная война 1812 г., порожденный ею подъем национального самосознания вызвал к жизни такое литературное течение как романтизм. Одним из его наиболее выдающихся представителей в русской литературе стал
В. А.Жуковский
. В своих произведениях В.А.Жуковский часто обращался к сюжетам, навеянным народным творчеством, перелагая стихами легенды и сказки. Активная переводческая деятельность В.А.Жуковского знакомила русское общество с шедеврами мировой литературы — творчеством Гомера, Фирдоуси, Шиллера, Байрона и др. Русская литература первой половины XIX в. необычайно богата яркими именами. Величайшим проявлением народного гения стала поэзия и проза А.С.Пушкина. В 30-е годы XIX в. — М.Ю.Лермонтов. Воплотив в своем стихотворении «На смерть поэта» общенациональную скорбь по поводу гибели А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтов вскоре разделил его трагическую судьбу. С творчеством А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова связано утверждение реалистического направления в русской литературе. Свое яркое воплощение это течение нашло в произведениях
Н.В.Гоголя
. Его творчество наложило огромный отпечаток на дальнейшее развитие отечественной литературы. Сильное влияние Н.В.Гоголя испытали начавшие свою литературную деятельность в 40-е годы XIX в. Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, чьи имена являются гордостью отечественной и мировой культуры. Ф.И.Тютчева. Шедеврами русского национального гения стали элегии Е.А.Баратынского. Театр Значительным явлением культурной жизни России первой половины XIX в. стал театр. Популярность театрального искусства росла. Крепостной театр сменялся «вольным» — государственным и частным. Впрочем, государственные театры появились в столичных городах еще в XVIII в. В частности, в Петербурге в начале XIX в. их было несколько – дворцовый театр в Эрмитаже, Большой и Малый театры. В 1827 г. в столице открылся цирк, где ставились не только цирковые представления, но и драматические спектакли.. С большим успехом шли на сцене такие драматические произведения как «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Ревизор» Н.В.Гоголя и др. В начале 50-х годов XIX в. появились первые пьесы А.Н.Островского. В 20-40-е годы в Москве демонстрировал свое многогранное дарование выдающийся русский актер М.
С.Щепкин, друг А.И.Герцена и Н.В.Гоголя. Большим успехом у публики пользовались и другие замечательные артисты — В.А.Каратыгин — премьер столичной сцены, П.С.Мочалов, царивший на сцене Московскаго драматического театра и др. Значительных успехов в первой половине XIX в. добился балетный театр, чья история в тот период во многом была связана с именами знаменитых французских постановщиков Дидло и Перро. Музыка Первая половина XIX в. стала временем формирования в России национальной музыкальной школы. В этот же период создается русская национальная опера. Огромный вклад в развитие музыкального искусства внесло творчество
М.И.Глинки.
Созданные им оперы «Жизнь за царя» (у нас она по понятным причинам долгое время именовалась «Иван Сусанин»), «Руслан и Людмила». М.И.Глинка явился основоположником русской классической музыки. Крупным явлением в истории русского музыкального искусства стало творчество А.С.Даргомыжского. Большой успех имели его вокальные произведения — в особенности романсы. По мотивам песен и обрядов была создана его опера «Русалка» – лирическая музыкальная драма. В сокровищницу русского музыкального искусства вошла опера А.С.Даргомыжского «Каменный гость», написанная на текст А.С.Пушкина. Живопись Культурная жизнь России в первой половине XIX в. характеризовалась интенсивным развитием изобразительного искусства. Возникший в русской живописи еще в XVIII в. классицизм провозгласил образцом для подражания античное искусство. Во второй четверти XIX в. он выражается в
академизме
, принятом Академией художеств как единственная художественная школа. Консервируя классические формы, академизм выводил их на уровень непреложного закона и являлся «правительственным направлением» в изобразительном искусстве. Представителями академизма являлись Ф.А.Бруни, И.П.Мартос, Ф.И.Толстой. С начала XIX в. в русском изобразительном искусстве развивается такое направление, как сентиментализм. Впрочем, элементы сентиментализма в творчестве русских мастеров обычно сочетались с элементами классицизма или романтизма. Наиболее полно черты сентиментализма воплотились в работах замечательного художника А.Г.Венецианова,. Романтическое направление живописи воплотилось в творчестве
К.П.Брюллова
— пожалуй, наиболее известного русского художника первой половины XIX в. Ярким представителем романтического течения являлся О.А.Кипренский. 30-40-е годы XIX в. стали временем зарождения в русской живописи нового направления — реализма. Одним из его основоположников стал П.А.Федотов. Он стал первым художником, поднявшим тему «маленького человека», ставшую впоследствии традиционной для русского искусства. Значительным явлением художественной жизни России первой половины XIX в. стало творчество А.А.Иванова, выдающегося мариниста И.К.Айвазовского. А.А.Иванов многие годы посвятил работе над гигантским полотном «Явление Христа народу», вложив в него глубокое философско-этическое содержание. Архитектура Развитие русского градостроительства в первой половине XIX в. стимулировало творческий поиск русских архитекторов. Главное внимание по-прежнему уделялось строительству в Петербурге. Именно в этот период складывается традиционный для него классический облик. В стиле зрелого классицизма в городе создается ряд монументальных ансамблей. В центре столицы, на Дворцовой площади
К.И.Росси
возводит здание Генерального штаба (1819-1829), несколько позднее по проекту О.Монферрана здесь устанавливается Александровская колонна (1830-1834), а в 1837-1843 гг. А.П.Брюллов строит здание Штаба гвардейского корпуса. Тот же Росси в 1829-18Э4 гг. создает здания Сената и Синода, Михайловский дворец (1819-1825), Александрийский театр и застраивает целую улицу (Театральная, ныне ул. Зодчего Росси). В первое десятилетие XIX в. в Петербурге строится Смольный институт (Д.Кваренги), здание Биржи с Ростральными колоннами (Тома-де-Томон), Казанский собор (А.Н.Воронихин). В последующие годы возводятся Исаакиевский собор (О.
Монферран), Главное Адмиралтейство (А.Д.Захаров
). Шло каменное строительство и в других городах империи. После пожара 1812 г. быстро восстанавливалась Москва. В губернских и уездных городах наряду с каменными зданиями стали строиться и частные крупные каменные дома. Общественная мысль После окончания Отечественной войны 1812 года многие в России и особенно крестьяне ожидали перемен. Необходимость отмены крепостного права осознавал и император Александр I, и часть дворян – офицеров. После выступления императора на открытии польского сейма Новосильцеву было поручено составить Уставную грамоту для всей России. По проекту Новосильцева в России создавался двухпалатный законосовещательный орган: верхней палатой был Сенат, в нижнюю палату часть депутатов назначалось, часть избиралось. Сама Россия делилась на 12 наместничеств со своими представительными органами. Гарантировалась соблюдение некоторых гражданских свобод. Таким образом, в случае принятия Уставной грамоты, Россия вступила бы на путь построения гражданского общества.
Из-за революции в Испании и Италии 1820–1821 годов принятие Уставной грамоты было отложено. Общественная мысль В 1816 году возникла тайная офицерская организация «Союз спасения». В организацию вошли Муравьев, князь Сергей Трубецкой, князь Евгений Оболенский, Павел Пестель. Целью общества было введение в стране конституции, ограничение монархии, отмена крепостного права. Узнав о деятельности Александра I, союз отказался от мысли о цареубийстве и поставил своей целью содействовать реформам. В 1818 году Союз спасения был преобразован в более открытый Союз благоденствия. После того, как Александр I отложил проект Новосильцева, Союз благоденствия был распущен. Вместо него возникло два новых общества:
Северное
– в Петербурге и Южное – в армейских частях Украины. Северное общество выступало за ограничение монархии, а Южное общество за полное свержение монархии и установление республики. После смерти Александра I 19 ноября 1825 года в Таганроге возникло междуцарствие. Константин отказался вступить на престол и передал все права Николаю. Заминкой в престолонаследии воспользовались декабристы. 14 декабря 1825 года они вывели полки на Сенатскую площадь в надежде принудить Николая принять конституцию. Но выйдя на площадь, декабристы ничего больше не предприняли и позволили себя расстрелять. Руководители Северного и Южного обществ были арестованы. Вступив на престол Николай I усилил полицейский режим в стране. Для этого было создано Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии во главе с Бенкендорфом. Третье отделение осуществляло функции политического сыска и надзора. Деятельность прессы ограничена усиленным цензурным надзором, в университетах запрещено преподавание философии.Главным идеологом николаевской эпохи стал министр просвещения граф С.С. Уваров. Он выдвинул теорию официальной народности: «Православие, самодержавие, народность». Согласно этой теории, в России вся жизнь строилась на началах единения народа со своим царем на почве православия, а все революционно-демократические идеи принесены с запада и России несвойственны. Эту теорию поддержал такой видный историк, как М.П. Погодин. Против этой теории выступил Петр Чаадаев, за что был объявлен сумасшедшим.Подавив открытые революционные выступления, Николай I не смог подавить деятельность общественной мысли, которая была занята проблемой определения места России во всемирно-историческом процессе. В идейных спорах 40-х годов XIX века рождаются направления западников и славянофилов. Сторонники обоих направлений выступали за отмену крепостного права и ограничение монархии. Но славянофилы противопоставляли Россию Западу, стремились понять народную культуру и идеализировали XVII век. Они считали, что в управлении страной монарху должен помогать Земский собор. Западники брали развитие Европы за образец, идеализировали петровские реформы и выступали за парламентский путь развития. В 1845 году возникает кружок Буташевича-Петрашевского, который проявлял интерес к европейскому социалистическому движению. Кружок разгромлен в 1849 году. В 1852 году в Лондоне А. И. Герцен основывает Вольную русскую типографию и начинает издавать газету «Колокол», нелегально распространявшуюся в России. Герцен видел в крестьянской общине зародыш будущего социализма. Благодаря крестьянской общине, считал Герцен, Россия будет способна вступить в социализм минуя капитализм.

Русская культура в первой половине XIX в.. История России с древнейших времен до конца XX века

Русская культура в первой половине XIX в.

Развитие культуры неразрывно связано с жизнью страны. В первой половине ХIХ в., как, впрочем, и на всем его протяжении, развитие отечественной культуры во многом было обусловлено, с одной стороны, борьбой между старыми порядками и тем новым, что естественно вырастало из потребностей страны, а с другой – западным влиянием. Следует также отметить, что большое воздействие на рост национального самосознания, русскую культуру оказала Отечественная война 1812 года.

Просвещение и наука. В области развития просвещения важнейшим событие стало учреждение Министерства просвещения (1802). Факт его появления свидетельствовал о внимании власти к вопросам образования. В 1804 г. проводится реформа среднего и высшего образования. Основной формой среднего образования становится гимназия. Наряду с Московским в первой четверти ХIХ в. основаны университеты в Санкт-Петербурге, Казани, Вильне, Дерпте. По уровню преподавания и образовательным программам им мало уступали лицеи (Царскосельский, Ришельевский, Демидовский, Нежинский). Создаются учебные округа, в которых университеты были поставлены во главе всех средних и низших учебных заведений. В области научных знаний наряду с накоплением фактов интенсивно начинают развиваться естественные науки. Н.И. Лобачевский создал новую систему так называемой неевклидовой геометрии. Открытия физиков В.В. Петрова, Э.Х. Ленца, Б.С. Якоби обогатили знания в области тепловой и электрической энергии, создав условия для их практического применения. Основание в 1839 г. Пулковской обсерватории стало значительной вехой не только для русской, но и для мировой астрономии. В начале века впервые в русской истории состоялась первая кругосветная экспедиция под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Русские мореплаватели Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев в 1821 г. открыли шестую часть света – Антарктиду. Русская историческая наука в первой половине ХIХ в. в значительной степени развивалась под впечатлением, написанной Н.М. Карамзиным «Истории государства Российского». В целом первая половина ХIХ в. отмечена прогрессом в области просвещения, хотя политика и Александра I, и Николая I в отношении образования носила двойственный характер. Было понимание необходимости народного образования и одновременно опасение, что образование приведет к распространению нежелательных для правительства идей. Отсюда стремление властей ограничить свободу преподавания, гонения на самостоятельно мыслящих учителей и профессоров. Аналогичные меры принимались и в отношении печати. Была введена цензура. Особенно ужесточился контроль над образованием и печатью после подавления восстания декабристов. Николай I чутко уловил опасность распространения свободолюбивых идей именно благодаря образованию, печати и литературе.

Литература первой половины ХIХ в. На рубеже XVIII—ХIХ вв. классицизм в литературе сменяется сентиментализмом. Основоположником сентиментального направления стал Н.М. Карамзин. Однако и сентиментальная литература, воздействуя на чувства читателей, мало затрагивала реальную жизнь. Разлад между идеалом и действительностью вскоре привел к тому, что на смену сентиментализму пришел романтизм в лице В.А. Жуковского, юного А.С. Пушкина. В романтических произведениях изображались сильные страсти, герои действовали в необычной обстановке, проявлялся интерес к национальному прошлому. Наиболее яркое представление о литературе русского романтизма дают стихотворения и поэмы М.Ю. Лермонтова.

«Золотой век» в русской литературе начинается с А.С. Пушкина, основоположника русской классической литературы. Творчество Пушкина В.Г. Белинский определил как поэзию жизни, поэзию действительности. Вслед за Пушкиным традиции русской литературы в первой половине ХIХ в. развивали М.Ю. Лермонтов и Н.В. Гоголь. В творчестве Гоголя критический реализм достиг особой остроты.

Последние годы дореформенной эпохи (1845–1855) были, пожалуй, самими тяжелыми для русской литературы ХIХ в. После революционных событий в Европе цензура обрушилась не только на передовой «Современник», произведения Пушкина, Гоголя, славянофилов, но даже на М.П. Погодина, Ф.В. Булгарина, любимца царской семьи В.А. Жуковского. Чуть позже власти признали деятельность цензуры в 1845–1855 гг. цензурным террором. Но именно в эти годы начинали свою творческую деятельность гениальные писатели второй половины ХIХ века – А.К. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой.

Живопись. В академической живописи второй половины XVIII в. считалось недостойным искусства писать то, что видишь вокруг. А.Г. Венецианов в начале ХIХ в. одним из первых русских художников пытался отобразить жизнь такой, какая она есть. Его картины «Гумно», «На пашне», «Жатва», хотя и идеализировали крестьянскую жизнь, все же положили начало развитию бытового жанра.

В первой половине ХIХ в. господствующее положение по-прежнему занимала академическая живопись. Важным явлением не только в искусстве, но и в общественной жизни стала картина К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» (1836), получившая широкую известность не только в России, но и в Европе. «И стал последний день Помпеи для русской кисти первый день», – написал Е.А. Баратынский. Однако Брюллов работал в отживающих формах, и его живопись позже утратила привлекательность для современников.

Покончить со старым направлением, т. е. академическим классицизмом, внести в живопись жизнь и правду, по замыслу А.А. Иванова, должна была его грандиозная картина «Явление Христа народу». Но когда он ее закончил (а писал он ее более 20 лет), то все переменилось: время, люди и сам художник, который понял, что русскому обществу нужно что-то другое. Предвестником этого «другого», критического направления в русской живописи стал П. А. Федотов. В его картинах «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Анкор, еще анкор!», «Завтрак аристократа» отразилась неприкрытая действительность николаевской России.

Архитектура. В начале ХIХ в. в архитектуре стал доминировать стиль ампир (имперский стиль). Он достиг высокого уровня в синтезе архитектуры и монументальной скульптуры. Ампир позволил отразить во многих постройках пафос победы, одержанной в Отечественной войне 1812 года.

Крупнейшим архитектором этого времени был К.И. Росси. Своими монументальными строениями он придал центру Санкт-Петербурга завершающий вид. Основная черта творчества Росси – система архитектурных ансамблей. Главные работы архитектора – Михайловский дворец с площадью, здание Главного штаба с монументальной аркой, Александринский театр с прилегающей площадью и улицей, ныне носящей имя Росси, и два соединенных аркой здания – Сената и Синода. Таким же монументальным сооружением является Исаакиевский собор по проекту архитектора О. Р. Монферрана – последняя грандиозная постройка в стиле классицизма.

С конца 20-х гг. XIX в. в развитии классицизма наступает кризис. Общественно-экономическое развитие требует новых форм, новых подходов в архитектуре. Художественные идеалы классицизма стали подвергаться резкой критике. На смену классицизму в 30—40-е годы приходит неоготика, восточный стиль. В храмовом зодчестве большое распространение получил русско-византийский стиль. Ведущим архитектором этого направления был К.А. Тон, пользовавшийся расположением царя. Николай I увидел в русско-византийском стиле прямое соответствие теории официальной народности. Самая известная постройка Тона в русско-византийском стиле – храм Христа Спасителя в Москве.

В целом этот период можно охарактеризовать как переход от классицизма к эклектике (эклектика в архитектуре – сочетание разнообразных стилевых элементов). Типичным образцом перехода от классицизма к эклектике является здание Мариинского дворца архитектора А.И. Штакеншнейдера.

Музыка и театр. А.С. Пушкина принято считать основателем русской национальной литературы. В отношении национальной музыки то же самое можно сказать о М.И. Глинке. Его оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), «Руслан и Людмила» положили начало русской классической музыке.

В русском театре в первые десятилетия ХIХ в. на смену классицизму приходит романтизм. Утверждению его влияния на сцене способствовал П.С. Мочалов. Его исполнение роли Гамлета стало крупным событием в жизни русского театра. Основоположником реализма на русской сцене был другой замечательный актер – М.С. Щепкин. Его творчество положило начало русской школе драматического искусства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава XIV КУЛЬТУРА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

Глава XIV КУЛЬТУРА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в § 73. Просвещение и наука Высшее и среднее образование. Начиная со второй половины XVIII в. европейское образование распространялось среди высшего и среднего дворянства, в первой четверти XIX в. оно стало доступно для более

Русская культура в первой половине XIX в.

Русская культура в первой половине XIX в. Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала,

Культура Италии в XVI – первой половине XVII вв.

Культура Италии в XVI – первой половине XVII вв. Расцвет гуманизма и Возрождения, начавшийся в Италии в XIV – XV вв., продолжался и в первой половине XVI в. В переломный период, когда после бурного роста городов начинает ощущаться их экономический упадок, в области культуры

Глава I.

 РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В XVIII И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

Глава I. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В XVIII И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в Русская культура XIX и начала XX в. имеет всемирное значение. Следует отметить, что национальная культура приобретает известность во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достоянием всего

Русская культура в первой половине XVIII в.

Русская культура в первой половине XVIII в. Процесс обмирщения культуры, начавшийся в предыдущем столетии, в течение первой половины XVIII в. приводит к преобладанию светского начала, разрыву с традициями изоляционизма, характерными для предшествующего времени. Решающее

Русская культура во второй половине XVIII в.

Русская культура во второй половине XVIII в. Бо?льшая часть второй половины XVIII в. пришлась на эпоху правления Екатерины II. Пожалуй, никто на российском престоле ни до, ни после Екатерины не оказал такого влияния на развитие культуры и просвещения, как она. Никогда не было в

Русская культура в первой половине XIX в.

Русская культура в первой половине XIX в. Развитие культуры неразрывно связано с жизнью страны. В первой половине ХIХ в., как, впрочем, и на всем его протяжении, развитие отечественной культуры во многом было обусловлено, с одной стороны, борьбой между старыми порядками и тем

Русская культура во второй половине XIX в.

Русская культура во второй половине XIX в. Отмена крепостного права, другие реформы 60—70-х гг. XIX в. привели к серьезным изменениям в социальной, экономической и политической жизни страны. Противоборство революционеров и самодержавия оказывало определенное влияние на

Финикийская культура в первой половине I тысячелетия до н.

 э

Финикийская культура в первой половине I тысячелетия до н. э Финикийская культура — культура, созданная. финикийцами в IV–I тысячелетии до н. э. на территории Финикии и ее колоний.Финикийская культура испытала значительное влияние египтян, ассиро-вавилонской, хиттской,

Тема 37 Культура России в первой половине XIX в.

Тема 37 Культура России в первой половине XIX в. ПЛАН1. Общая характеристика.1.1. Социально-исторические условия: Подъем общественной мысли. – Влияние Отечественной войны 1812 г.1.2. Основные тенденции развития: Усиление социально-политической роли культуры. – Общая

§ 38. ТВЕРСКАЯ ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

§ 38. ТВЕРСКАЯ ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. В 1805 г. в Осташкове открылся первый в Тверской губернии городской театр. Правда, в с. Новые Ельцы Осташковского уезда — имении помещиков Толстых — и раньше существовал крепостной театр. Первыми актерами в

Russian Studies — Hamilton College Направления обучения

Целью программы Hamilton Russian Studies является глубокое междисциплинарное изучение языка, литературы, культуры, истории и политики русскоязычных стран Евразии.

О майоре

Благодаря своей инновационной учебной программе и тесному взаимодействию между студентами и преподавателями программа Гамильтона по изучению России фокусируется на сложностях этой очаровательной и временами загадочной страны, которая создала некоторые из величайших произведений искусства человечества и совершила некоторые из своих самых кровавых преступлений. . Студенты многих курсов читают и оценивают русские источники в переводе; специальностям необходимо полностью овладеть русским языком на обширных языковых курсах. Строгая учебная программа по мышлению, разговорной речи и письму подходит для самых разных областей и интересов.

Обзор российского кино от его зарождения через советский период до наших дней. Введение в русскую культуру и в основы грамматики киноанализа.

Введение в русский язык в современном культурном контексте. Сосредоточьтесь на развитии навыков разговорной речи в реальных жизненных ситуациях.

Рассматривает политические процессы в России после краха коммунизма в бывшем Советском Союзе. Основное внимание уделяется объяснению подъема многопартийной демократии в XIX в.90-е годы и последующая консолидация авторитарного правления Владимира Путина. Темы включают создание политических партий, использование государством пропаганды и средств массовой информации, проблему коррупции и перспективы демократии в будущем.

Чтение репрезентативных произведений с акцентом на основных литературных движениях, истории культуры и основных литературных приемах. Первичные тексты Пушкина, Гоголя, Тургенева, Достоевского и Толстого, а также некоторые критические материалы. Интенсив письма.

Курс будет посвящен отношениям России как с ее постсоветскими соседями, так и с Западом с царской эпохи до наших дней. Будут затронуты следующие темы: образование Российской империи, холодная война, эволюция российско-западных отношений после краха коммунизма, аннексия Крыма Россией в 2014 году и начало большой войны с Украиной в 2022 году. центральной темой курса будет эволюция русской национальной идентичности, особенно в том, что касается статуса России как империи и ее отношений с Западом.

СССР претендовал на революционную политическую форму: государство, основанное на добровольном союзе рабочих более 100 различных национальностей. Большевики намеревались вместе вести русских крестьян, кыргызских кочевников и чеченских горцев в светлое коммунистическое будущее. Чего они на самом деле добились — другой вопрос. Этот исследовательский семинар исследует концепции нации, империи и модернизации в советском контексте.

Шошана Келлер 

Председатель и Уильям Р. Кенан младший, профессор истории, директор по российским исследованиям

[email protected]

Российская и советская история, история Центральной Евразии и история современного Ближнего Востока

Джейсон Сипли 

Доцент кафедры русского языка и литературы

[email protected]

Советское и постсоветское общество и культура; фильм, спектакль; популярная музыка; современная поэзия; оказывать воздействие; нарративная теория; СМИ; русская политическая мысль; постсоциализм

Джулия Досси

Приглашенный доцент кафедры русистики

[email protected]

Русский язык, русская литература XIX века, история медицины, теория аффекта, истерия

международная политика Евразии, посткоммунистическая демократизация и состав российской элиты

Шэрон Вернинг Ривера 

Сидней Вертимер Профессор передового опыта в области консультирования и наставничества, профессор государственного управления

srivera@hamilton. edu

посткоммунистическая демократизация, состав российской элиты, исследования элиты и распространение идей

Елена Северина 

Приглашенный доцент кафедры русистики

[email protected]

Русская литература и культура ХХ века; модернизм; театр и перформанс; живые картины; немое кино; литературная теория; Российско-украинские литературные связи

Преподаватели делятся мыслями об Украине/России 

Поскольку российское вторжение в Украину приближается к четвертой неделе, мы попросили нескольких профессоров Гамильтона, экспертов по различным аспектам региона и войны, прокомментировать недавние события. Ситуация могла измениться после того, как они поделились своими взглядами между 10 и 15 марта9.0003

Семь преподавателей назначены на заведующие кафедрами 

Президент Дэвид Виппман недавно объявил о назначении семи преподавателей Гамильтона на соответствующие кафедры. Шошана Келлер была назначена профессором Уильяма Р. Кенана.

Keirouz ’22 Изучение общин русской эмиграции 

Вдохновение можно найти в любом количестве мест. Для Джона Кейруза 22 года это было как дома. Сын иммигранта из Ливана, Кейруз рассказал, как его заинтересовало желание отца поддерживать связь с родиной.

Карьера после Гамильтона

Выпускники Гамильтона, специализирующиеся на изучении русского языка, работают в различных областях, в том числе:

  • Ассистент преподавателя английского языка (Череповец, Российская Федерация), Программа Фулбрайта США
  • Специалист-исследователь Центра военно-морского анализа
  • Детский врач, Детская больница Сиэтла
  • Старший прокурор, Комиссия штата Нью-Йорк по вопросам поведения судей
  • Директор по маркетингу и коммуникациям, Всемирный союз прогрессивного иудаизма
  • Трудотерапевт, Консорциум специального образования Мид-Шор
  • Главный специалист по инвестициям, Международная финансовая корпорация
  • Менеджер глобальной программы здравоохранения, Совет католической медицинской миссии

Кампания стоимостью 400 миллионов долларов по предоставлению студентам образования, которое изменит их жизнь.

Узнайте больше о кампании

Сделать подарок

Заслуженный профессор Джанет Хартли

Я изучаю и преподаю историю России около тридцати пяти лет. Я написал шесть книг и много статей и глав в книгах. Моя последняя книга (опубликована в 2021 году) — это история реки Волги с седьмого века до наших дней под названием Волга. История величайшей реки России .

Почему мне так интересна история России? Отчасти потому, что о России моего периода просто известно меньше, чем о некоторых других странах, от того, как все работало на практике, до того, как люди думали. На простом уровне история — это история, и я хотел рассказать историю России. В Сибири я особенно хотел показать, «как люди жили» — как поселенцы адаптировались к вызовам климата и больших расстояний, а также как они взаимодействовали с коренными народами Сибири, которые уже жили на колонизированных ими землях.

Но есть и особенности российской истории, которые я считаю особенными. Во-первых, история России одновременно сильно отличается от истории Запада и, тем не менее, имеет много общих с ней черт, и эта тема охватывает период с XVII века до наших дней. Россия иная по своему общественному устройству, по своему политическому устройству, по своему духовному развитию. И все же он не чужд Европе: он преимущественно христианский и во многом разделяет европейское культурное и интеллектуальное развитие. Во-вторых, Российская империя со многими характеристиками, которые мы могли бы назвать «отсталыми» — экономическими, политическими, социальными, интеллектуальными — стала одной из великих держав Европы в восемнадцатом веке. Как Россия добилась этого и какой ценой, также было одним из моих главных академических интересов.

Эти важные вопросы доминируют в моих работах о России. Я написал «Социальную историю России 1650–1825» и несколько статей, в которых рассматривал русское общество, его особенности и отличия от «Запада». Крепостное право — очевидный институт, который был характерен для России. Но я также смотрел на «служилую» знать, на городское общество, которое имело гораздо меньшее значение, чем в Западной и Центральной Европе, и на группы военных служилых людей, таких как казаки, которые не имеют точного эквивалента в других странах. В моей книге о Сибири; История народа Я попытался оценить, насколько Сибирь по своей социальной структуре, экономическому развитию, культурной и духовной жизни отличалась от европейской России.

Меня также беспокоит восхождение России к статусу великой державы. Я написал биографию британского дипломата Чарльза Уитворта, который был свидетелем прихода России к власти на Балтике в царствование Петра I. Когда Уитворт прибыл в Москву в 1705 году, Россия была второстепенной державой, и ее единственное значение для Великобритании был источником военно-морского снабжения. К концу карьеры Уитворта, в результате Северной войны, Россия была грозной державой и соперником на Балтийском море. Я также рассматривал эту тему в своей биографии Александра I. За границей Россия стала доминирующей военной державой на европейском континенте после поражения Наполеона. Однако внутри России царил застой, так что ее политическая и социальная структура казалась отставшей от остальной Европы к 1825 г., в частности, в отсутствии конституционных ограничений на царя и в существовании крепостного права. Затем я развил эту тему в книге, озаглавленной «Россия 1762–1825: военная мощь, государство и народ». Основная тема этой книги заключалась в том, как могла Россия с ее традиционными экономическими, политическими и социальными структурами победить самую современную военную державу на земле, то есть наполеоновскую Францию? Второй, связанной с этим темой была цена для государства и общества огромной приверженности правительства военным и военно-морским успехам.


Профессор Хартли является членом правления программы Полсена в Лондонской школе экономики, организованной Департаментом международной истории.

Она была начальником отдела с 2015 по 2017 год и вышла на пенсию в августе 2019 года.

Мои академические интересы не только занимают центральное место в моих опубликованных работах, но и лежат в основе моего преподавания истории России, империи Наполеона и истории Европы раннего Нового времени.

На кафедре я преподавал следующие курсы бакалавриата:

HY118: Вера, сила и революция: Европа и весь мир c. 15:00-18:00 (совместно с другими сотрудниками кафедры)

HY221: История России, 1689-1825

Смотреть, как профессор Джанет Хартли рассказывает о своем курсе HY221, о том, как он устроен и как студенты могут извлечь пользу из этого, чтобы лучше понять мир, в котором мы живем сегодня.

Книги

Книги профессора Хартли включают:

  • Изучение истории России по британским архивным источникам (редактор) (1986)
  • Путеводитель по документам и рукописям в Соединенном Королевстве, относящимся к России и Советскому Союзу (1987)
  • Россия в эпоху Просвещения ( 9редактор 0116 с Р. Бартлеттом), (1990)
  • Александр I (1994)
  • Финляндия и Польша в составе Российской империи: сравнительное исследование (редактор М. Бранч) (1995)
  • Британия и Россия в эпоху Петра Великого (редактор совместно с М. Андерсоном и др.) (1998)
  • Социальная история Российской империи 1650-1825 (1999)
  • Чарльз Уитворт: дипломат в эпоху Петра Великого (2002)
  • Россия-1762-1815: Военная мощь, государство и народ (Greenwood Press, 2008)
  • Русская история и литература XVIII века (редактор), включает ее статью «Армия и пленники» (2013)
  • Сибирь: история народа (2014)
  • Россия и наполеоновские войны , под редакцией Пола Кинана и Доминика Ливена (2015)
  • Волга: история величайшей реки России (2021)
  • Магия, текст и путешествия: дань уважения ученому Уиллу Райану , отредактировано Денисом Дж. Б. Шоу (2021)
  • Волга: река как граница , Ежегодная лекция 2021 г., Общество Хаклюйт, Лондон, 2021 г.

 

Статьи и главы

Профессор Хартли написал много статей и глав по истории России и англо-русским отношениям на английском и русском языках. Среди последних публикаций:

  • «Ветераны и Империя: сравнение обращения Великобритании и России с ветеранами в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков», Журнал Общества исторических исследований армии , 100 (2022), 14–31.
  • «Управление городом: Санкт-Петербург и реформы Екатерины II» в А. Кросс (ред.), Санкт-Петербург, 1703–1825 гг., (Palgrave: Macmillan, Basingstoke, 2003), стр. 99–118.
  • «Россия и Наполеон: государство, общество и нация» в М. Роу (ред.), Формирование государства и сопротивление в наполеоновской Европе (Palgrave, Лондон, 2003).
  • ‘Столкновение культур? Англо-русская встреча в начале восемнадцатого века », в Р. Бартлетт, Л. Хьюз (редакторы), Русское общество и культура и долгий восемнадцатый век (Lit Verlag, Мюнстер, 2004), стр. 48-61.
  • «Наполеоновские узники в России», в кн. Н.Ю. Ерпылева, М.Е. Гаши-Батлер (редакторы), Формирование общей правовой судьбы: Liber Amicorum в честь Уильяма Э. Батлера , Лондон, 2005 г., стр. 714-26
  • «Патриотизм русской армии в «Отечественной» или «Отечественной войне 1812 года» в CJ Esdaile (ред.), Народное сопротивление во французских войнах: патриоты, партизаны и наземные пираты , Palgrave, 2005, стр. 181-200
  • «Провинциальное и местное самоуправление» в Д. Ливене (ред.), The Cambridge History of Russia , vol. 2, Императорская Россия 1689-1917 , Кембридж, 2006, стр. 449-67
  • «Гижига: Военное присутствие и социальные встречи на Диком Востоке России», Славянское и восточноевропейское обозрение , 86, 2008, стр. 665-84
  • «Россия как финансово-военное государство», в К. Сторрс (ред.), Возникновение военно-фискального государства в Европе восемнадцатого века: очерки в честь P.G.M. Диксон , Ашгейт, 2009 г., стр. 125-146
  • «Полтавская битва и англо-российские отношения» // Вопросы истории и культуры севернх стран и территорий. 3, 2009, стр. 27-44.
  • «Российская империя: военные столкновения и национальная идентичность», в Р. Бесселе, Н. Гайятте, Дж. Редалле (ред.), Война, империя и рабство, 1770-1830 гг. , Пэлгрейв, 2010, стр. 218-34.
  • «Россия как великая военная держава», у Фредерика К. Шнайда, Проекция и ограничения имперских полномочий, 1618 -1850 , Лейден, Брилл, 2012, 105-21.
  • «Страна безграничных возможностей»: британская коммерция и торговля в Сибири в начале ХХ века», Sibirica , 13, 3, 2014, 1-21.
  • «Русская армия» в Фредерике К. Шнайде, изд., Европейские армии Французской революции 1789 г.-1802, Норман, University of Oklahoma Press, 2015, 86-10-6.
  • «Рабы и супруги: русские поселенцы и нерусские в Сибири», в Э. Вегеманс, Х. фон Кенигсбрюгге, М. Левитт, Век безумных и мудрых: Россия в эпоху Просвещения, Грониген, 2015, 247 -60.
  • «Образование и Восток: Омская азиатская школа», Мария ди Сальво, Даниэль Х. Кайзер, Валери А. Кивельсон, ред., Word and Image in Russian History, Boston, Academic Studies Press, 2015, 253–68. .
  • «Война, экономика и утопизм: Россия после эпохи Наполеона», в Алан Форрест, Карен Хагеманн, Майкл Роу, ред., Война, демобилизация и память , Basingstoke, Palgrave, 2016, 84–99.
  Магия, тексты и путешествия. Посвящение ученому Уиллу Райану (2021) [отредактировано Денисом Дж. Б. Шоу]
  Волга: история величайшей реки России (2021)
  Россия и наполеоновские войны (2015 г. ) [под редакцией Пола Кинана и Доминика Ливена]
  Сибирь: История народа (2014)
  История и литература в России восемнадцатого века (2013) [соредактор]
  Россия: 1762-1815: Военная мощь, государство и народ (2008)
  Чарльз Уитворт: дипломат в эпоху Петра Великого (2002)
  Социальная история Российской империи 1650-1825 (1999)
  Британия и Россия в эпоху Петра Великого (1998) [под редакцией М. Андерсона и др.]
  Финляндия и Польша в составе Российской империи: сравнительное исследование (1995 г.) [под редакцией М. Бранча]
  Александр I (1994)
  Россия в эпоху Просвещения (1990) [под редакцией Р. Бартлетта]
  Путеводитель по документам и рукописям в Соединенном Королевстве, относящимся к России и Советскому Союзу (1987 г. )
  Исследование истории России по британским архивным источникам (1986 г.) [редактор] (недоступно в Интернете)

2022

YouTube запись лекции «Укрощение Волги: имперская политика по контролю над природой, людьми и верованиями»

Джанет Хартли прочитала лекцию Моссе в Берлинском университете им. . Под названием «Укрощение Волги: имперская политика по контролю над природой, людьми и верованиями».

Новая статья в Журнале Общества армейских исторических исследований

В своей последней статье профессор Хартли обсуждает способы, с помощью которых Великобритания и Россия подошли к контролю и заботе о ветеранах, и степень их успеха. Это сравнение иллюстрирует различные ограничения, в которых действовали обе страны, и то, как Великобритания и Россия также рассматривали бывших солдат как полезный ресурс для поддержания правопорядка.


 

2021

The Volga FT’s Summer Book of 2021 and History Book of the Year

Professor Hartley’s latest manuscript was named one of the Summer Books of 2021 in History изданием Financial Times 23 июня и было выбрано тем же изданием в ноябре одной из лучших книг 2021 года в категории «История». Тони Барбер говорит, что » Исследование Хартли Волги, реки, которая символизирует русскую идентичность, является достойным дополнением к ее книге 2014 года «Сибирь: история народа». Она особенно хороша в том, как русские и нерусские взаимодействовали в столетия после завоевания Иваном Грозным Казани и Астрахани в 1550-х годах».

Новый отредактированный том: Magic, Texts and Travel

Под редакцией доктора Денниса Шоу (Бирмингем), Magic, Texts and Travel: Homage to a Scholar, Will Ryan 9011 для России восемнадцатого века, 2021) посвящен трем темам магии, текста и путешествий по отношению к России и другим славянским регионам. Подробнее

Новая книга: Волга

Новая книга издательства Yale University Press, Волга. «История величайшей реки России » вышла в январе. Река Волга сыграла важнейшую роль в истории народов, ныне входящих в состав Российской Федерации, объединила и разделила земли, по которым протекает. Профессор Хартли исследует историю России через Волгу с седьмого века до наших дней. Узнайте больше о книге. Читайте обзоры в Le Grand Continent (31 декабря 2020 г., «15 livres à lire en janvier 2021»), The Spectator (16 января), The Geographical (февраль, «Книга месяца»), The Economist (20 января), Financial Times (11 февраля), History Today (март), Literary Review (апрель) и The Times Literary Supplement (23 апреля). Профессор Хартли также дал интервью о книге в подкасте Asian Review в сотрудничестве с New Books Network (март 2021 г.). Послушайте интервью.

Презентация книги состоялась 9 февраля в Высшей школе экономики (Москва).


2019

Вступительная лекция в КФУ

Профессор Хартли прочитал лекцию открытия «Александровского фестиваля» в Казанском федеральном университете 28 ноября и принял участие в открытии нового бюста Александра I. Фестиваль проходил в честь основателя университета Александра I Лекция профессора Хартли была на тему «Цари в Лондоне: визиты Петра I и Александра I».

BBC Radio 4 In Our Time

19 сентября профессор Хартли участвовал в передаче Мелвина Брэгга на BBC Radio 4 In Our Time. Вместе с доктором Майклом Роу (KCL) и доктором Майклом Раппортом (Глазго) она обсудила, почему Наполеон вторгся в Россию в 1812 году, думал, что он победил, но вынужден был отступить, потеряв большую часть своей армии, а вскоре после этого и свою империю. Смотрите выпуск «Отступление Наполеона из Москвы» на BBCiPlayer.

Йельский университет

С 11 по 12 апреля профессор Хартли принял участие в семинаре «Большая российская стратегия в исторической перспективе» в Йельском университете. Семинар был организован Программой Брейди-Джонсона по большой стратегии, и профессор Хартли представил доклад на тему «Статус имперской России и европейской великой державы».


2018

Ирландское радио «Newstalk»

Профессор Хартли входил в группу экспертов по теме «Говорящая история», которая обсуждала историю и превращение Санкт-Петербурга из специально построенной Петром Великим столицы в 1703 году в художественную столицу, которой она остается сегодня. Слушайте «Артистический капитал, построенный на костях», премьера которого состоялась 25 ноября.


2016

Профессор Джанет Хартли и профессор Хэмиш Скотт о покойном профессоре Изабель Маргарет де Мадариага

Профессор Джанет Хартли и профессор Хэмиш Скотт, бывший сотрудник кафедры, написали мемуары профессора Изабель де Мадариага (1919-2014) для «Биографических воспоминаний членов Британской академии XV» (сентябрь 2016 г. ). Профессор Мадариага имел связи с кафедрой и ЛШЭ в качестве временного лектора. В своей статье профессор Хартли и профессор Скотт представляют захватывающий рассказ об исчезнувшем мире и приветствуют профессора Мадариагу, последнего представителя поколения.

Награды LSE за выдающиеся достижения в области образования

В июне 2016 года профессор Джанет Хартли вместе с другими сотрудниками кафедры получила награду LSE за выдающиеся достижения в области образования. Созданные для поддержки стремления Школы к созданию «культуры, в которой превосходство в преподавании ценится и вознаграждается наравне с превосходством в исследованиях» (Стратегия LSE 2020), награды за выдающиеся достижения в области образования присуждаются по рекомендации руководителей отделов. сотрудники, которые продемонстрировали выдающийся преподавательский вклад и лидерство в области образования на своих факультетах.

Первый канал Россия Документальный фильм «Крымская война»

Профессор Джанет Хартли приняла участие в съемках исторического документального фильма «Крымская война». Последний был недавно показан на Первом канале в России, и в нем особое внимание уделяется дипломатическому и международному контексту войны. В него вошли работы французских и австрийских ученых, а также российских историков. Профессор Джанет Хартли появляется между 20 и 30 минутами и комментирует дипломатические причины и последствия войны. Смотреть «Крымская война».

BBC Four

Профессор Джанет Хартли появилась в первых двух эпизодах программы BBC Four «Империя царей: Романовская Россия» с Люси Уорсли. Первая серия вышла в эфир 6 января 2016 года, а вторая – неделей позже. Смотреть трейлер. Подробнее об Империи царей.


2014

Зритель Обзор Сибирь, история народа

16 августа 2014 года журнал Spectator опубликовал рецензию на последнюю книгу профессора Джанет Хартли « Сибирь, история народа », написанную Уиллом Николлом. Он называет это «мастерским исследованием жителей Сибири».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *