Прогрессивные поэты и писатели 19 века: Прогрессивные писатели первой половины XIX века 👍

Русская литература первой половины XIX века: fedorova_tl — LiveJournal

Золотой век литературы


Озарённая гением Пушкина, Лермонтова, Гоголя, блеском таланта Жуковского, Крылова, Грибоедова, русская литература сделала в первую половину столетия гигантский шаг вперёд.

Прежде всего это объясняется необычайно быстрым развитием русского общества.

 Волна революций, которая прокатилась по Европе в 10-20-х годах, нарастающее возмущение крестьянских масс и особенно могучий патриотический подъём, вызванный войной 1812 года, — всё это говорило о непрочности самовластия во всём мире, о необходимости перемен в крепостнической Российской империи.

В стране началось освободительное движение, сформировалось первое поколение революционеров – борцов с самодержавием.
Это были декабристы, «лучшие люди из дворян», как назвал их В. И. Ленин, которые «помогли разбудить народ». В литературе на первый план выдвигается творчество активных, или прогрессивных, романтиков, среди которых были литераторы-декабристы – певцы революционного подвига, открыто звавшие на борьбу с самовластием.

К прогрессивным романтикам примыкали и такие талантливые поэты, как Денис Давыдов,  Н.М. Языков,
Д. В.Веневитинов и  Е. А.Баратынский.
 Писателей-романтиков объединяла глубокая неудовлетворённость действительностью, страстное желание перенестись в какой-то иной, возвышенный и идеальный мир.
Свои произведения они часто посвящали событиям отечественной истории, обращались к легендам, к устной народной поэзии. Это были поэты, мечтающие о раскрепощении человеческой личности от пут деспотизма, религии, лживой морали.
Д. Давыдов                             Е. А. Баратынский
С наибольшей художественной силой прогрессивный романтизм выразился в вольнолюбивых стихотворениях и романтических поэмах Пушкина: «Вольность» и «Деревня», «Кавказский пленник» и «Цыганы».
Представителем романтизма другого типа – романтизма пассивного, или консервативного, был В. А. Жуковский.
 В середине 20-х годов свободолюбивым стремлениям передовой части русского общества был нанесён страшный удар.
Самодержавная власть быстро расправилась с декабристами – малочисленными и далёкими от народа.
Наступила долгая глухая ночь николаевской реакции.
 «Первые годы, следовавшие за 1825 годом, были ужасающи. Потребовалось не менее десятка лет, чтобы в этой злосчастной  атмосфере порабощения и преследований прийти в себя. Людьми овладела глубокая безнадёжность, общий упадок сил». /Герцен/
В этой мрачной обстановке на некоторое время усиливается влияние реакционной романтической литературы.

Вместе с тем передовые романтические идеалы одушевляют людей нового поколения, пришедших в литературу в 30-е годы: молодого Белинского, начинающего Герцена, поэта Н. П. Огарёва.

Яркие романтические произведения – «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Тарас Бульба» — создаёт молодой Гоголь.

 Наиболее полно настроения лучших людей русского общества в послепушкинскую эпоху воплощали стихи и поэмы Лермонтова («Смерть поэта», «Белеет парус одинокий», «Демон», «Мцыри»), проникнуты мятежным духом «отрицания и сомнения», страстной жаждой борьбы и действия.
 Однако 20-30-е годы были не только эпохой бурного расцвета романтизма.

В это же время в русской литературе развивается новое, самое могучее и плодотворное направление – реализм.
«Стремление сделаться естественною, натуральною составляет смысл и душу истории литературы нашей».  /Белинский/.
Это стремление ясно обозначилось ещё в XVIII веке, особенно в произведениях Д. И. Фонвизина и
А. Н. Радищева.
 В  первые десятилетия XIX века реализм восторжествовал в баснях Крылова и бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума», проникнутой «глубокою  истиною русской жизни» (слова Белинского).

Подлинным основоположником реализма в русской литературе явился А. С. Пушкин.

Автор «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова», «Медного всадника» и «Капитанской дочки», он сумел постигнуть самую суть важнейших явлений русской действительности, которая предстала под его пером во всём многообразии, сложности, противоречивости.
Вслед за Пушкиным к реализму приходят все крупнейшие писатели первой половины XIX века. И каждый из них развивает достижения Пушкина-реалиста, добивается новых побед и успехов.
В романе «Герой нашего времени» Лермонтов пошёл дальше своего учителя в изображении сложной внутренней жизни человека, в углублённом анализе его душевных переживаний.

Гоголь развивал критическую, обличительную сторону пушкинского реализма. В его произведениях – прежде всего в «Ревизоре» и «Мёртвых душах» — быт, нравы, духовная жизнь представителей правящих классов были показаны во всей её неприглядности.

Глубоко и правдиво отражая важнейшие особенности действительности, русская литература тем самым всё больше отвечала интересам и чаяниям народных масс. Народный характер русской литературы сказался также и в том, что интерес к жизни и судьбе народа становился всё более глубоким и острым. Это ясно проявилось уже в позднем творчестве Пушкина и Лермонтова, в произведениях Гоголя, а с ещё большей силой – в поэзии Кольцова и творческой деятельности писателей так называемой «натуральной школы».

«Натуральная школа», сформировавшаяся в 40-х годах, представляя собой первое в русской литературе объединение писателей реалистов. Это были ещё молодые писатели, которые, сплотившись вокруг Белинского, поставили своей задачей изображать жизнь правдиво, со всеми её тёмными и мрачными сторонами.  Старательно и добросовестно изучая повседневную жизнь, они открывали в своих рассказах, очерках, повестях такие стороны действительности, которых почти не знала прежняя литература: подробности быта, особенности речи, душевные переживания крестьян, мелких чиновников, обитателей петербургских «углов».  Лучшие произведения писателей, связанных с «натуральной школой», — «Записки охотника» Тургенева, «Бедные люди» Достоевского, «Сорока-воровка» и «Кто виноват» Герцена, «Обыкновенная история «Гончарова, «Деревня» и «Антон-горемыка» Д. В. Григоровича (1822-1899) — подготовили расцвет реализма в русской литературе XIX века.

Литература начала XIX века — История России

Период: XIX век. автор: Всемирная История

Отечественная война 1812 г. и связанный с ней патриотический подъем дали мощный толчок развитию русской национальной культуры. Наиболее образованным сословием в России было тогда дворянство. Большинство деятелей культуры этой поры — выходцы из дворян или люди, так или иначе связанные с дворянской культурой.

Идейная борьба в литературе в начале века шла между группой «Беседа», объединившей консервативных, охранительно настроенных дворян, и прогрессивными литераторами, входившими в кружок «Арзамас». В начале 20-х годов большую роль в литературе играли поэты и писатели, связанные с декабристским движением или идейно близкие ему. Они и вели борьбу против монархически-охранительного лагеря. После разгрома восстания декабристов, в эпоху глухой реакции, Пушкин отстаивал прогрессивные принципы русской литературы в борьбе против Булгарина и Греча, нападавших на прогрессивную литературу в своих органах — газете «Северная пчела» и журнале «Сын отечества». Булгарин был близок к III отделению.

Вместе с Гречем он являлся прямым агентом правительства.

Крупнейший прозаик конца XVIII—начала XIX в., писатель и историограф Николай Михайлович Карамзин (1766—1826) в молодости был не чужд либерализму. Его «Письма русского путешественника» сыграли важную роль в ознакомлении читателей с западноевропейской жизнью и культурой. Самая известная из его повестей — «Бедная Лиза» (1792 г.) рассказывает трогательную историю любви дворянина и крестьянки. «И крестьянки чувствовать умеют», — эта заключенная в повести сентенция, несмотря на ее умеренность, свидетельствовала о гуманном направлении взглядов ее автора. В начале XIX в. Карамзин становится консерватором. Новые воззрения писателя отразились в его труде «История государства Российского».

Произведения Василия Андреевича Жуковского (1783—1852) составили важный этап в развитии русской лирики — этап романтический. Жуковский пережил глубокое разочарование Просвещением XVIII в., и это разочарование обратило его мысль к средневековью. Как истинный романтик, Жуковский считал блага жизни преходящими и видел счастье лишь в погружении во внутренний мир человека. Гениальный переводчик, Жуковский открыл русскому читателю западноевропейскую романтическую поэзию. Особенно замечательны его переводы из Шиллера и английских романтиков.

В отличие от романтизма Жуковского лирика К. Н. Батюшкова (1787—1855) носила земной, чувственный характер, была проникнута светлым взглядом на мир, гармонична и грациозна.

Иван Андреевич Крылов (1769—1844) начал свой литературный путь как журналист и драматург радикально-просветительного направления. Однако главной его заслугой является создание классической русской басни. Крылов часто брал сюжеты своих басен у других баснописцев, прежде всего у Лафонтена. Но при этом он всегда оставался глубоко национальным поэтом, отражавшим в своих баснях особенности русского национального характера и ума. Крылов выступает против привилегий дворянства и произвола сильных, издевается над чиновниками, судит персонажей своих басен с точки зрения народа.

Жанр басни он довел до высокой естественности и простоты.

Много литераторов и поэтов было среди декабристов. Гражданские мотивы классицизма, обращение к героическим образам Катона и Брута переплетались у них с мотивами романтическими, интересом к национальной старине, к вольнолюбивым традициям Новгорода и Пскова. Самым крупным поэтом среди декабристов был Кондратий Федорович Рылеев (1795—1826). Автор тираноборческих стихотворений, таких, как «Гражданин» и «К временщику», он написал также серию патриотических «Дум». Под влиянием Пушкина Рылеев создал романтическую поэму «Войнаровский», в которой изображена трагическая судьба украинского патриота.

Идейно были связаны с декабризмом в определенные периоды их жизни два величайших писателя того времени — Грибоедов и Пушкин.

Заслуги Александра Сергеевича Грибоедова (1795—1829) перед русской литературой основаны на одном произведении. «Грибоедов сделал свое — он написал «Горе от ума»», — такими словами Пушкин подвел итог краткой жизни своего замечательного современника.

В «Горе от ума» (1824 г.) нет интриги в том смысле, как ее понимали французские комедиографы, нет и счастливой развязки в финале. Комедия строится на противопоставлении Чацкого другим персонажам, образующим фамусовский круг, дворянское общество Москвы. Борьба передового человека (Герцен прямо называет Чацкого «декабристом») против бар, тунеядцев и развратников, потерявших национальное достоинство и пресмыкающихся перед всем французским, тупых солдафонов и гонителей просвещения завершается поражением героя. Но общественный пафос речей Чацкого отразил всю силу негодования, которая накопилась у передовой русской молодежи, ее беспредельную ненависть к крепостничеству. Путем сатирического заострения реальных черт Грибоедов создал рельефные типы, в которых наметил не только социальные черты, но и индивидуальные («портретные», как говорил он сам) особенности. Он наделил каждый персонаж острыми, почти эпиграмматическими репликами, которые сразу стали пословицами.

Уитмен, Эмерсон и литературная Америка XIX века | Американский опыт | Официальный сайт

Уолт Уитмен | Статья

Эго Уолта Уитмена казалось невосприимчивым к критике, а его самореклама — написание анонимных рецензий на собственную книгу — предполагает полную самоуверенность.

Однако был один человек, похвалы которого Уитмен желал и лелеял больше, чем кого-либо другого. Он называл этого человека своим «хозяином», Ральфом Уолдо Эмерсоном.

Ральф Уолдо Эмерсон, 1911 г. Предоставлено: Библиотека Конгресса

Литературный великан
Ральф Уолдо Эмерсон (1803–1882) был известен в свое время как один из выдающихся мыслителей, писателей и лекторов в Америке. История только подтвердила это утверждение.

Американский философ
Эмерсон родился в Бостоне и получил образование в Гарвардском колледже, чтобы стать священником-унитарианцем. У него был кризис веры после безвременной кончины его первой жены. Путешествуя по Англии, он познакомился с писателями Томасом Карлайлом, Сэмюэлем Кольриджем и Уильямом Вордсвортом. Эмерсон много читал, в том числе труды неоплатоников и книги по конфуцианству. Переехав в Конкорд, штат Массачусетс, он вплел эти разнообразные нити в философскую традицию, известную как американский трансцендентализм.

Трансцендентализм
Трансцендентализм поддерживал индивидуальную связь с духовностью, часто через гармоничные отношения с природой. Первой крупной публикацией движения стала книга Nature (1836 г.), в которой Эмерсон переработал идеи из различных лекций. Некоторые публичные мысли Эмерсона были сочтены шокирующими, например, его заявление о том, что Соединенные Штаты должны развивать местную культуру, независимую от Европы, или что духовность можно найти в самом себе, без посредничества организованной религии.

Бостон как литературный центр
Среди товарищей Эмерсона по движению были Джонс Вери, сестры Пибоди, Маргарет Фуллер, Бронсон Олкотт (отец Луизы Мэй Олкотт) и Натаниэль Хоторн. Он был щедр на советы начинающим писателям, таким как Уитмен, и позволил Генри Дэвиду Торо построить хижину на своей земле у Уолденского пруда. Генри Уодсворт Лонгфелло, Джеймс Рассел Лоуэлл и доктор Оливер Уэнделл Холмс также публиковали новые работы из Бостона.

Учитывая критическую массу ученых, колледжей и издательств, Бостон претендовал на роль интеллектуального и литературного центра Соединенных Штатов. Уитмен, хотя и был в долгу перед бостонскими писателями, стремился перенести этот центр в Нью-Йорк.

. Первая страница письма Р. У. Эмерсона Уолту Уитмену о «Листьях травы», 1855 г. Предоставлено: Библиотека Конгресса

Progressive Thinkers
Литературная толпа Бостона одновременно выступала в защиту прогрессивных политических идей, особенно отмены смертной казни и избирательного права женщин. как бедственное положение коренных американцев. Вряд ли это были подпольные движения, но литературный истеблишмент Бостона помог прояснить соответствующие моральные императивы и внес свой вклад в доведение этих проблем до национального сознания.

Уитмен и Эмерсон
Принимая во внимание положение Эмерсона как одного из самых оригинальных и уважаемых мыслителей и писателей в Америке, Уитмен, естественно, запросил разрешение на Листья травы . И он понял. Получив копию книги от неизвестного Уитмена, Эмерсон написал в ответ ободряющее письмо, в котором заключался: «Приветствую вас в начале великой карьеры. Р. В. Эмерсон». Во втором издании « Листья травы » это предложение было помещено на корешке книги, а внутри было перепечатано полное письмо. Уитмен также напечатал письмо в газете, вырезал копии и вклеил их в несколько экземпляров первого издания

Листья .

Взаимное уважение
Двое мужчин подружились и обменялись перепиской. Впервые в 1860 году в Бостоне, чтобы наблюдать за набором третьего издания « Листья травы », Уитмен посетил Эмерсона и обсудил книгу. Эмерсон посоветовал молодому человеку вырезать более откровенно сексуальные стихи, но, даже услышав совет литературного льва, Уитмен был непреклонен в их сохранении. В последующие годы Уитмен нисколько не сожалел о своем решении: «Самая грязная книга в мире — это вычищенная книга», — говорил он.

Поэты и писатели — История американских женщин

Афроамериканцы, поэты и писатели

• Мэгги

Первая часть здесь: Черные женщины-писатели XIX века Черные женщины-писатели через гражданскую войну и реконструкцию Девятнадцатый век был периодом становления в истории афроамериканской литературы и культуры. Закон и практика запрещали учить черных читать или писать. Даже после Гражданской войны в США многие препятствия для обучения и литературной продуктивности остались. Тем не менее, больше афроамериканцев, чем мы понимаем, превратили свои наблюдения, чувства и творческие порывы в поэзию, короткие рассказы, истории, повествования, романы и автобиографии. Гарриет Уилсон (1825-1919 гг.)00) Гарриет Уилсон считается первой афроамериканской писательницей-романисткой, ее также называют первой афроамериканкой любого пола, опубликовавшей роман на североамериканском континенте. Ее роман «Наш ниг, или Очерки из жизни…»

Читать статью

Аболиционисты, писатели, женщины гражданской войны, поэты и писатели

• Мэгги

Аболиционистка и автор книги «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу опубликовала более 30 книг, но именно ее роман-бестселлер о борьбе с рабством «Хижина дяди Тома» принес ей всемирную известность и прочное место в истории. Она также писала биографии, детские учебники и книги с советами по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей. Неформальный стиль ее письма позволил ей привлечь аудиторию, которой не смогли бы достичь более научные работы. Ранние годы Гарриет Элизабет Бичер родилась 14 июня 1811 года в Личфилде, штат Коннектикут, в семье преподобного Лаймана Бичера и Роксаны Фут Бичер; шестой из 11 детей. Ее братья и сестры звали ее Хэтти. Роксана Бичер умерла, когда Харриет было всего пять лет, а ее старшей сестре Кэтрин стало…

Читать статью

Первые женщины, поэты и писатели, суфражистки

• Мэгги

Автор десятицентовых романов и истории штата Орегон Фрэнсис Фуллер Виктор была историком и писателем исторических романов, которая стала родоначальницей всей истории штата Орегон. К тому времени, когда она прибыла в штат Бобров, она уже была известным писателем. Портлендское издание Oregonian признало Виктора матерью истории штата Орегон, Виктора также называют «первым историком штата Орегон, привлекшим внимание региона и всей страны». Ранние годы Фрэнсис Ауретта Фуллер родилась в 1826 году в Риме, штат Нью-Йорк. Фуллеры переехали в Вустер, штат Огайо, в 1839 году., где Фрэнсис получила образование в школе для девочек. Фрэнсис и ее младшая сестра Метта начали писать и публиковать рассказы и стихи — сначала в местных газетах, таких как Cleveland Herald и Sandusky…

Прочитать статью

Афроамериканцы, первые женщины, поэты и писатели

• Мэгги

Афро-американские женщины-писатели в довоенной Америке Изображение: чернокожие женщины из среднего класса, которые любили читать, не имели много образцов для подражания. Фото: Джеффри Грин До Гражданской войны большинство афроамериканцев, живущих в Соединенных Штатах, находились в рабстве. Хотя закон запрещал их, многие нашли способ научиться читать и писать. Больше афроамериканцев, чем мы могли себе представить, опубликовали стихи, биографии, романы и рассказы.

Поэты и писатели, Подземная железная дорога

• Мэгги

Убежище для авторов и беглых рабов Уэйсайд, резиденция в Конкорде, штат Массачусетс, служил убежищем для беглых рабов, ищущих свободы на Подземной железной дороге в середине девятнадцатого века. Он также был домом для трех американских литераторов: Луизы Мэй Олкотт, Натаниэля Хоторна и Маргарет Сидни. Изображение: Подземная железная дорога Wayside в The Wayside The Wayside расположена на той же дороге, по которой британцы наступали и отступали 19 апреля.1775 г., когда колонисты начали борьбу за свободу от Британии. Один из первых обитателей, Сэмюэл Уитни, был начальником сборов Конкордских минитменов. Уитни храбро боролся за независимость Америки, но у него также были рабы, которые жаждали свободы не меньше…

Прочитать статью

Поэты и писатели, женщины в искусстве

• Мэгги

Она рисовала фоны для знаменитых птиц Одюбона Мария Мартин Бахман была одной из самых влиятельных женщин в естествознании девятнадцатого века. Она наиболее известна как искусный иллюстратор флоры и фауны, работавшая в сотрудничестве со знаменитым натуралистом и художником Джоном Джеймсом Одюбоном. Ранние годы Мария (произносится как ма-РИ-ах) Мартин, младшая из двух дочерей, родилась 6 июля 1796 года в семье Ребекки Соларс и Джона Джейкоба Мартина. Приданое вдовы Ребекки Солар щедро обеспечивало их семью, и Мартин превратил его в целое состояние. Записи о детских годах Марии были уничтожены маршем генерала Уильяма Текумсе Шермана к морю в 1864 году во время Гражданской войны.

Известные жены, поэты и писатели, женщины в образовании

• Мэгги

Активист, педагог и жена Горация Манна Мэри Пибоди Манн была учителем, писателем и женой реформатора образования Горация Манна. Мария несла в себе страсть к воспитанию, особенно маленьких детей, с самых юных лет. Она получила хорошее образование от своей матери и образца для подражания Элизы Палмер Пибоди, которая руководила школой на дому и была одним из первых защитников прав женщин. Ранние годы Мэри Тайлер Пибоди родилась 16 ноября 1806 года в Кембридже и выросла в Салеме, штат Массачусетс. Ее родители, Натаниэль и Элизабет Пибоди, когда поженились, были школьными учителями; после свадьбы они зарезервировали одну комнату в своем доме под класс.

Первые женщины, индейские женщины, поэты и писатели

• Мэгги

Индейская фабрикантка В 1830-х и 1840-х годах Бетси Гуппи Чемберлен (дочь алгонкинской женщины) работала на текстильных фабриках в Лоуэлле, штат Массачусетс, и писала рассказы для двух рабочих журналов. Смелый и новаторский автор, Чемберлен написал самую раннюю известную художественную литературу коренных американцев и одну из самых ранних документальных книг о преследовании коренных жителей. Изображение: Бетси Гуппи Чемберлен, справа С другой девочкой Лоуэлл Милл Ранние годы Бетси Гуппи родилась 29 декабряв 1797 году в Вулфборо, штат Нью-Гэмпшир, на берегу озера Виннипесоки. Она была дочерью Уильяма Гуппи и Комфорт Месерв Гуппи. Она была смешанной расы: американка и индеец-алгонкин. Бетси вышла замуж за Джозайю Чемберлена 25 июня 1820 года, и у них было двое детей; он…

Прочитать статью

Журналисты, поэты и писатели

• Мэгги

Автор и обозреватель газеты Мэри Клеммер Эймс приобрела национальную известность как вашингтонский корреспондент, нападая на политику в «позолоченном веке» (1870–1900 гг.). Несмотря на свой успех в качестве журналиста, преимущественно мужского занятия, Эймс поддерживала идеал девятнадцатого века о том, что надлежащее место женщины — дома. Ранние годы Родившаяся 6 мая 1831 года в Ютике, штат Нью-Йорк, Мэри Клеммер была старшей в большой семье детей Авраама и Маргарет Нил Клеммер. Предки ее отца были эльзасскими гугенотами, а ее мать эмигрировала в Ютику с британского острова Мэн. В 1847 году семья Клеммер переехала в Вестфилд, штат Массачусетс, где Мэри училась в Вестфилдской академии, но финансовые проблемы ее семьи положили конец ее образованию.

Благотворители, поэты и писатели, суфражистки

• Мэгги

Писатель, филантроп и суфражистка в Бостоне Энни Адамс Филдс была поэтессой, филантропом и социальным реформатором, написавшим десятки биографий известных писателей, которые также были ее друзьями. Она основала новаторские благотворительные организации для помощи бедным жителям Бостона и выступала за права женщин, в частности право голосовать и получать медицинское образование. Изображение: Молодая Энни Адамс Филдс Энни Адамс родилась 6 июня 1834 года, шестая из семи детей в богатой семье в Бостоне, штат Массачусетс. Ее родители верили в прогрессивное образование для молодых женщин; девочкой она посещала школу в Бостоне, в которой особое внимание уделялось классике и литературе, которой руководил Джордж Эмерсон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *