Поэзия 19 века краткий конспект: Конспект литературе поэзия 19 века. Русская Поэзия XIX Века. Русская литература XX века: общая характеристика

Краткий обзор русской литературы 19 века

Девятнадцатый век – эпоха расцвета русской литературы. Она была подготовлена стремительным культурным ростом России после реформ Петра Великого. Блистательное царствование Екатерины поставило перед новой, великодержавной Россией вопрос о создании национального искусства. Среди плеяды екатерининских придворных пиитов возвышается величавая фигура «певца Фелицы» – Державина. Развитие художественного языка и литературных форм происходит в необыкновенно быстром темпе. В 1815 году на лицейском экзамене Пушкин читает стихи в присутствии Державина. В «Евгении Онегине» он вспоминает об этом:

 

Старик Державин нас заметил
И в гроб сходя благословил.

 

Вечерняя заря славной екатерининской эпохи встречается с утренней зарей пушкинского времени. «Солнце русской поэзии», Пушкин стоит еще в зените, когда рождается Толстой. Так на протяжении одного века рождается русская литература, восходит на вершину художественного развития и завоевывает мировую славу. В одно столетие Россия, пробужденная от долгого сна «могучим гением Петра», напрягает таившиеся в ней силы и не только нагоняет Европу, но на грани XX века становится властительницей ее дум.

 

Краткий обзор русской литературы 19 века. Видеоверсия этой статьи

 

Девятнадцатый век живет в лихорадочном ритме; направления, течения, школы и моды сменяются с головокружительной быстротой. Сентиментализм десятых годов уступает место романтизму двадцатых и тридцатых; сороковые годы видят рождение русского идеалистического «любомудрия» и славянофильского учения; пятидесятые – появление первых романов Тургенева, Гончарова, Толстого; нигилизм шестидесятых годов сменяется народничеством семидесятых; восьмидесятые годы наполнены славой Толстого, художника и проповедника; в девяностых годах начинается новый расцвет поэзии: эпоха русского символизма.

В начале XIX века Карамзин производит смелую реформу русского литературного языка: он сближает его с живой разговорной речью, разрушая канон классической стилистики Ломоносова. Он вводит ясное и логическое строение фразы по образцу французской прозы. В «Письмах русского путешественника» и в повести «Бедная Лиза» поток слезливой чувствительности и трогательной филантропии вливается в русскую литературу. Умиленно и восторженно доказывает Карамзин, что «и крестьянки чувствовать умеют».

Жуковский продолжает дело Карамзина и создает язык русской поэзии. «В бореньях с трудностью силач необычайный», он превращает тяжеловесный стих XVIII века в гибкое, послушное и совершенное орудие, в «Эолову арфу», передающую самые неуловимые и смутные мелодии романтической души. Переводя немецкие и английские баллады, сочиняя меланхолические элегии, пересказывая в прелестных стихах «предания старины», народные легенды и сказки, он прививает русской поэзии тоску по идеалу, по «очарованному там», возносит лирику на высоту священнодействия и учит:

 

Поэзия есть Бог в святых мечтах земли.

 

Волшебные песни, полные глухой музыки души, принесенные Жуковским из туманной Германии, становятся яснее и пластичнее, когда их перепевает Батюшков. Поэт, в расцвете сил пораженный безумием, охваченный трагическими предчувствиями и мучительной тревогой, он создает совершенную форму элегии, в которой воскресает красота античной древности и гармония итальянской поэзии. Роскошные звуки и пластическое великолепие стихотворения «Умирающий Тасс» достойны гения автора «Освобожденного Иерусалима».

Крылов стоит в стороне от романтизма Жуковского и итальянизма Батюшкова. Он пишет свои добродушно-иронические басни простым, чисто народным складом, чуждым заморской книжности. Лукавый, рассудительный и наблюдательный, он всегда верен действительности и здравому смыслу. У него нет полетов фантазии и возвышенных идеалов, но он умеет несколькими точными словами схватить на лету самое движение жизни. Его басни произведения народного творчества, выражение жизненной мудрости и художественного таланта русского народа.

В бессмертной комедии «Горе от ума» (см. её полный текст и краткое содержание) Грибоедова перед нами шедевр русского театра. Написанная острыми стихами и построенная по строго классической форме эта комедия изображает борьбу мечтателя Чацкого с пошлым московским обществом. В доме важного чиновника Фамусова, жадного к чинам и деньгам, среди пестрой толпы «светской черни» разыгрывается печальная развязка романа Чацкого с дочерью Фамусова Софьей. Во многом она напоминает разрыв Альцеста с Селименой в «Мизантропе» Мольера. Язык комедии, напряженный, нервный, резко выразительный, изобилует афоризмами, давно перешедшими в пословицы. «Горе от ума» продолжает традицию «Недоросля» Фонвизина и открывает путь комедиям Гоголя и Островского.

Подготовительный период кончается. Восходит светило Пушкина, окруженное плеядой спутников. Дельвиг, Веневитинов, Баратынский, Языков, Одоевский, Вяземский, Денис Давыдов – все эти звезды сияют своим чистым и ровным светом; они кажутся нам менее яркими только потому, что их затмевает блеск Пушкина. Появление этого гения невозможно объяснить никакой преемственностью литературных форм. Пушкин – чудо русской литературы, чудо русской истории. На высоте, на которую он возносит русское словесное искусство, все линии развития обрываются. Нельзя продолжать Пушкина, можно только вдохновляться им в поисках иных путей. Школы Пушкин не создает.

Лермонтов заканчивает блестящую поэтическую эпоху первой половины века. Он учится у Пушкина и борется с ним, разрушая гармоническое равновесие пушкинского стиха. Возвращаясь к романтическим шаблонам, преодоленным Пушкиным, он создает патетический ораторский стиль, философскую «думу», гневное обличение.

После Лермонтова поэтический поток мелеет, наступает царство повествовательной прозы; в нем затеряны одинокие фигуры нескольких больших поэтов. Некрасов, певец народного горя и гражданской скорби, исторгает из своей суровой музы «песни, подобные стону», оплакивает в унылых, глухо-протяжных и надрывных стихах нищую крестьянскую Россию, бездонное море народного горя и народной страды. Тютчев, поэт трагически раздвоенного сознания, одаренный пророческим ясновидением, поет о человеческой душе, бьющейся «на пороге как бы двойного бытия». В текучей музыке его стихов мир теряет свои четкие очертания; звуки, цвета и запахи перекликаются, душа природы говорит своим вещим языком. Его философская мысль облекается в образы – символы, и они вспыхивают как зарницы, на мгновение освещая страшную бездну хаоса, на которую «покров наброшен златотканый». Тютчев – обличитель вещей невидимых, поэт ночи.

Фет – поэт дня; для него блистательный покров природы – риза Божества; в узорах этой ткани вписаны знаки Божьего имени. Поэт с благоговейным восторгом отгадывает их тайный смысл. Символист Тютчев родствен Бодлеру, воздушная музыка Фета сближает его с Верленом. Оба они подготовляют поэтическое возрождение начала XX века: школу русского символизма.

Волшебное словесное искусство Гоголя вызывает к жизни целое поколение рассказчиков, бытописателей и романистов. Из гоголевской «натуральной школы» выходят все великие писатели 1850 – 1880-х годов. «Мы все вышли из гоголевской «Шинели»», – говорит Достоевский. От «Мертвых душ» идет линия развития романа, победное шествие которого наполняет вторую половину века. В 1846 году появляется первая повесть Достоевского «Бедные люди»; в 1847 году – первый рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч», первый роман Гончарова «Обыкновенная история», первое художественное произведение Аксакова «Записки об ужении рыбы», первая большая повесть Григоровича «Антон Горемыка»; в 1852 году Лев Толстой выступает со своим «Детством» и «Отрочеством».

Среди этого блестящего поколения возвышаются великаны – Достоевский и Толстой. За ними идет Тургенев, автор поэтических и правдивых «Записок охотника», глубокий психолог и острый наблюдатель, певец дворянской усадебной России, создавший «лишнего человека» Рудина и нигилиста Базарова. Его романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», его благородно-изящные повести и меланхолические «Стихотворения в прозе» – образцы высокого, законченного мастерства.

Из романов сдержанного и требовательного художника Гончарова «Обломов» занимает первое место. Сытая, праздная и ленивая жизнь помещичьей усадьбы, широкая и гомерически – патриархальная, изображена автором с горьким юмором и стыдящейся любовью. Слово «обломовщина» вошло в обиход русской речи.

Аксаков в «Семейной хронике» и «Детских годах Багрова-внука» рисует ту же старую живописную помещичью Россию, тех же крепких и своеобразных людей, дедов и отцов, живших по старине, вросших корнями в родную землю и родной народ. Гончаров обличает и морализирует; Аксаков только описывает то, что было, эпически спокойно и простодушно. Он один из величайших стилистов в русской литературе.

В стороне от широкой дороги стоит несравненный по языку рассказчик Лесков, передающий живую речь духовенства, купечества и ремесленного люда. Его хроника «Соборяне» и рассказы «Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Левша» разбивают все литературные шаблоны и обогащают русскую прозу сокровищами народного и диалектического сказа.

На грани XX века вырастает тончайшее искусство Чехова, печально-нежное и аристократически сдержанное. Рассказчик и драматург, он мягкими пастельными красками рисует серые будни, скучных обыкновенных людей, их неясную тоску и бессильные порывы.

 

Поэзия второй половины XIX века. Лирика Ф.И. Тютчева – онлайн-тренажер для подготовки к ЕНТ, итоговой аттестации и ВОУД

Поэзия второй половины XIX века

Большое значение в русской поэзии второй половины XIX века имело творчество Николая Алексеевича Некрасова, главной темой произведений которого стало изображение жизненных тягот трудового народа. Донести силой художественного слова до образованного, живущего в достатке читателя глубину народной нищеты и горя, показать величие простого крестьянина – таков смысл поэзии Некрасова. Свою поэтическую деятельность поэт понимал как гражданский долг служения своей стране.

Противоположной по тематике была лирика представителей «чистого искусства». Определение «чистое искусство» сложилось в русской критике как отрицательное в 40–50-х годах, когда ярко заявляет о себе поэтическое творчество А. А. Фета,

Ф.И. Тютчева как своеобразная реакция на демократические ориентации, которые шли от Некрасова и Белинского. Оба поэта – Фет и Тютчев – были вне укреплявшегося направления в литературе, закладывали её новую родословную.

Их начинания подхватили А.Н. Майков, Я.П. Полонский, А.К. Толстой. Всю эту группу поэтов и принято называть представителями «чистого искусства».

Сами поэты этой группы ничего оскорбительного для себя в такой аттестации не видели и охотно с ней соглашались, искренне полагая, что поэзия выше скоропреходящих интересов, должна говорить о вечном свободно, без принуждения. У каждого из этих поэтов мы найдем декларации, подобные той, что высказал Аполлон Майков:

О мысль поэта! ты вольна,

Как песня вольной гальционы!

В тебе самой твои законы,

Сама собою ты стройна!

(«Мысль поэта», 1839)

 

Никакой теории над собой они не признавали, и тот же Майков открыто провозглашал это в стихотворении «Октава»:

 

Гармонии стиха божественные тайны

Не думай разгадать по книгам мудрецов.

 

Лирика Ф.И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев (1803–1873 гг.) – русский поэт, консервативный публицист, дипломат, член-корреспондент Петербургской академии наук с 1857 года.

Темы его стихотворений вечны: смысл бытия человеческого, природа, связь человека с ней, любовь. Эмоциональная окраска большинства тютчевских стихотворений определяется его мятущимся, трагическим мироощущением.

В отношении к природе Тютчев являет читателю две позиции: бытийную, или созерцательную – воспринимающую окружающий мир с помощью органов чувств, и духовную, или мыслящую – стремящуюся за видимым покровом угадать великую тайну природы.

Тютчев-созерцатель создаёт такие лирические шедевры, как «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою.. и множество подобных, коротких, но прелестных образных пейзажей.

Тютчев-мыслитель видит в природе неисчерпаемый источник для размышлений и обобщений космического порядка. Так родились стихи «Волна и дума», «Фонтан», «День и ночь».

Образы в лирических пейзажах Тютчева необычны, они поражают своей новизной: «земля принахмурилась», «радуга изнемогает», «звезды беседуют между собой тихомолком», «день скудеющий».

В стихотворениях Тютчева

много изящества, пластики, в них есть, по выражению Добролюбова, и «знойная страстность» и «суровая энергия». Они очень цельны, закончены: при чтении их возникает впечатление, что они созданы мгновенно, единым порывом.

По мнению Ю.Н. Тынянова, небольшие стихотворения Тютчева – это продукт разложения объемных произведений одического жанра, развившегося в русской поэзии XVIII века. Он называет форму Тютчева «фрагментом», который есть сжатая до краткого текста ода. «Благодаря этому композиционные структуры у Тютчева максимально напряжены и выглядят гиперкомпенсацией конструктивных усилий» (Ю.Н. Чумаков). Отсюда же «образный преизбыток»,

«перенасыщенность компонентов различных порядков», позволяющие проникновенно передавать трагическое ощущение космических противоречий бытия.

Л.В. Пумпянский, исследователь поэзии Тютчева, считает наиболее характерной чертой его поэтики так называемые «дублеты» – повторяющиеся из стихотворения в стихотворение образы, варьирующие схожие темы «с сохранением всех главных отличительных ее особенностей»:

 

Небесный свод, горящий славой звездной

Таинственно глядит из глубины, –

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

(«Как океан объемлет шар земной…»)

 

Она, между двойною бездной,

Лелеет твой всезрящий сон –

И полной славой тверди звездной

Ты отовсюду окружен.

(«Лебедь»)

 

Это обусловливает тематическое и мотивное единство лирики Тютчева, составными частями которого выступают как раз тыняновские «фрагменты».

Важной для понимания поэтики Тютчева является его принципиальная дистанцированность от литературного процесса, нежелание видеть себя в роли профессионального литератора и даже пренебрежение к результатам собственного творчества.

Периодизация. Литературовед Юрий Лотман считал, что в творчестве Тютчева при всем его внутреннем единстве можно выделить на три периода:

  • 1-й период – начальный, 1810-е – начало 1820-х годов, когда Тютчев создает свои юношеские стихи, архаичные по стилю и близкие к поэзии XVIII века;
  • 2-й период: вторая половина 1820-х – 1840-е годы, начиная со стихотворения «Проблеск»: в творчестве Тютчева заметны уже черты его оригинальной поэтики.
    Это сплав русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма;
  • 3-й период: 1850-е – начало 1870-х годов. Этот период отделен от предыдущего десятилетием 1840-х годов, когда Тютчев почти не пишет стихов. В этот период создаются многочисленные политические стихотворения (например, «Современное»), стихотворения «на случай» и пронзительный «денисьевский цикл». 

Любовная лирика

Тютчев создал ряд стихотворений, которые принято объединять в «любовно-трагедийный» цикл, называемый «денисьевским», так как большинство принадлежащих к нему стихотворений посвящено Е.А. Денисьевой. Характерное для них осмысление любви как трагедии, как фатальной силы, ведущей к опустошению и гибели, встречается и в раннем творчестве Тютчева, поэтому правильнее было бы назвать относящиеся к «денисьевскому» циклу стихотворения без привязки к биографии поэта. Сам Тютчев в формировании «цикла» участия не принимал, поэтому зачастую неясно, к кому обращены те или иные стихи – к Е.

А. Денисьевой или жене Эрнестине. В тютчеведении не раз подчеркивалось сходство «денисьевского цикла» с жанром лирического дневника (исповедальность) и мотивами романов Достоевского (болезненность чувства).

 

Фёдор Тютчев. Стихи. Тексты расположены в алфавитном порядке

Поэзия «чистого искусства». А. А. Фет, Ф. И. Тютчев в таблицах

 

Американская поэзия XIX века » JPathshala

Американская поэзия в заметках XIX века для студентов бакалавриата английского языка с отличием. Американская поэзия в заметках девятнадцатого века для студентов бакалавриата английского языка для университетов BBMKU и VBU.

Эпоха экспериментов

История американской поэзии девятнадцатого века – это летопись постоянных экспериментов в искусстве стихосложения. Американская поэзия находилась в состоянии беспорядка и движения. Американские поэты предприняли серьезные и согласованные усилия, чтобы придать ему смысл. Они попытались изучить возможности американского стиха и придать новый вид его увядающему образу. Американская поэзия укрепила свои позиции к концу XIX в.век.

Восстание против поэзии 18-го века

Пылкий романтизм был доминирующим аспектом американской поэзии 19-го века. Была сильная реакция против духа 18-го века. Американские поэты восстали против распадающихся властей и институтов Европы. Они бросили вызов условностям своих старейшин и исследовали собственные сердца с беспокойством, порожденным нетерпеливым любопытством. Они отказываются руководствоваться литературно-критическими концепциями XVIII века, потерявшими свою актуальность.

Поэзия эмоций

Американские поэты 19-го века освободили чувства людей, восстав против авторитета неоклассицизма 18-го века. Возникла острая реакция против «века разума, который превозносил разум за счет чувства». Американские поэты девятнадцатого века бросили вызов философии неоклассицизма, основанной на непогрешимости разума, которому должны быть подчинены чувства и страсти.

Поэзия девятнадцатого века была известна своим спонтанным эмоциональным потоком. Сильные эмоции поддерживали и питали новую поэзию. Вся гамма человеческих эмоций – радость, любовь, страх, сожаление, надежда, вера и т. д. – нашла богатое отражение в поэзии романтиков.

Напряжение воображения

Воображение было главной движущей силой американской поэзии 19-го века. Произошло полное освобождение Воображения и духа от оков культа разума XVIII века. Был также новый акцент на воображении. Сила видеть и сочувствовать стала мощным элементом. Романтики рассматривали свободу воображения как творческую и эластичную силу поэта. Только у романтиков Воображение действительно вышло на первый план. Новый расцвет творческой энергии в девятнадцатом веке был результатом упадка восемнадцатого неоклассицизма. Воображение может позволить им заглянуть за пределы поверхностной реальности к имманентному идеалу.

Любовь к природе

Неоклассическое отношение к природе не было широко распространено в 18 веке. Настоящая природа сельской местности не привлекала поэтов 18 века. Таким образом, они методизировали Природу. В этой поэзии отсутствовала нотка личного наблюдения и искреннего волнения. В 19 веке американские поэты пробудились к изучению природы. Они стали покидать возделываемый ландшафт города и выходить в открытую местность, чтобы наблюдать за Природой своими глазами. Был проявлен глубокий интерес к природе не только как к центру красивых пейзажей, но и как к информирующему и духовному влиянию на жизнь. Общение с природой имело тенденцию развивать основные добродетели, такие как религиозное благоговение, мужество, уверенность в себе и честность. Поэты-романтики считали природу учителем нравственности.

Раса национализма

Рост национализма был еще одной важной чертой американской поэзии XIX века. Романтическое движение постепенно пробудило национальное самосознание. Американские поэты воспевали гордость за национальный характер, внушая чувство национальной славы и прививая любовь к стране. Они были вдохновлены американской историей, американской культурой и американской региональной атмосферой. Был призыв к созданию новой и местной литературы. Рост национализма стимулировал домашнее производство и привел к идеалистическим импульсам; ТУАЛЕТ. Брайант был первым национальным поэтом, воплотившим в своей поэзии национальный дух. Он был одним из первых защитников прав труда и отмены смертной казни.

Дух трансцендентализма

Американская поэзия XIX века также находилась под влиянием трансцендентализма. Он возник после 1830 года в работах Эмерсона и Торо. Он был направлен на разрушение кальвинистской теории о порочности человеческой природы. Он распространял веру в способность человека познавать истину интуитивно, достигая знания, выходящего за пределы досягаемости чувств. Трансценденталисты выдвинули реалистическое понимание реальности. Природа была принята как символ духа, имманентно присущего всей вселенной. Они считали совесть высшей способностью, данной Богом. Америка была ведущим представителем американского трансцендентализма. Он требовал прославления интуиции и отказа от всякого внешнего религиозного авторитета. Он заметил, что голоса ортодоксии, традиции следует отвергнуть в пользу собственных интуитивных поисков. Единственным долгом человека было быть верным себе. Торо отдавал предпочтение богатству и ценности опыта. Он стремился достичь ее на более высоком уровне человеческого сознания. Внутренняя жизнь была для Торо самоцелью.

Расцвет реализма

Американская поэзия 19-го века показала внезапный сдвиг в сторону реализма. Американские поэты проявили большее понимание жизни и ее проблем. Они проявляли просвещенное сочувствие к бедным и угнетенным. В их поэзии о природе много реализма. Он касался скромной жизни и личных прав. Это свидетельствовало о явном провинциальном уклоне. Поэты описывали жизнь такой, какой они ее видели. Местное движение было честной попыткой взглянуть на американскую жизнь. Уиттиер был поэтом более скромных жителей Новой Англии, который основывал свои стихи на местных сценах и персонажах. Вашингтон Олстон имел дело с людьми незнатного происхождения. Стихи Брета Харта были смесью реализма и чувств. Он занимался жизнью хижины, шахтерского лагеря и игорного зала. Генри Тимрод был поэтом-лауреатом Юга.

Подробнее

  • Американская литература 19-20 веков BA Английский семестр 3
  • Песня о себе по Walt Whitman | BA English Notes for 3 Semester
  • Джаркханд Учеба на хинди.

Викторианская поэзия Характеристики • Краткое содержание на английском языке

Содержание

Введение

Викторианская поэзия относится к стихам, написанным во время правления королевы Виктории на английском языке (1837-1901). Этот период был отмечен огромным культурным переворотом.

Произошли резкие изменения и развития в области литературы, искусства и музыки. Хотя викторианская поэзия сильно отличалась от поэзии предыдущей эпохи, между двумя периодами существовало некоторое сходство.

  1. Оспаривание установленного церковного устава
  2. Интерес к мифам и тайнам.
  3. Скептицизм и сомнение.

Характеристики

Реализм

Викторианская поэзия была весьма реалистичной по своей природе и гораздо менее идеализированной по сравнению с романскими поэтами, которые были идеалистами и верили в Искусство ради искусства . Природа, которая была всем для романтиков, утратила это идеализированное положение в викторианскую эпоху и стала для поэтов лишь источником досуга и вдохновения.

Фокус на массах

Романтическая поэзия в основном сосредоточена на сельской и деревенской жизни. Это никак не связано с городской жизнью. С другой стороны, викторианские поэты использовали язык, а также темы, общие для городской жизни, и поэтому писали о массах и для масс.

Пессимизм

Как уже говорилось, викторианцы были вполне реалистичны и поэтому больше интересовались реальностью, чем идеальным миром. Из-за промышленной революции и достижений науки и техники произошло резкое увеличение городского населения, что привело к трущобам, бедности, безработице, коррупционным заболеваниям, смертям и т. д.

Таким образом, викторианская поэзия сосредоточилась на боли и страданиях простолюдинов имел ноту пессимизма.

Наука и техника

Успехи науки и изобретений приветствовались викторианскими поэтами. Это заставило их поверить, что человек может найти все решения своих проблем и страданий. Они заставили своих читателей поверить в то, что они должны использовать науку для своего совершенствования.

Вопросы Богу

Это была важная черта викторианской поэзии. Развитие эмпирической науки, рационализм и радикализм привели к тому, что люди отказались от религиозных мыслей и стали более скептичными. Более того, коррупция в церкви, определяющая мораль священников и т. д., также приводила людей к сомнению религиозных институтов.

Чувство ответственности

Романтики верили в «возвращение к природе». Некоторым романтикам не нравилась городская жизнь, и вместо того, чтобы отдать голос жертвам индустриализации, они ушли от городской жизни. С другой стороны, поэты Виктории взяли на себя ответственность за социальные реформы и дали голос простым людям, живя с ними.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *