Наука во второй половине 19 века: Ошибка 403 — доступ запрещён

Просвещение и наука во второй половине XIX века

Культура народов России во второй половине XIX века

Исторические условия развития культуры 

Вторая половина XIXв. была периодом дальнейшего развития культуры народов нашей страны. Капитализм предполагает более высокий уровень развития науки и техники, чем феодализм. Внедрение в производство машинной техники, а в сельское хозяйство агрономической культуры влекло за собой распространение просвещения в народе, развитие науки и техники, особенно тех ее отраслей, которые непосредственно были связаны с жизнью, с запросами производства.

Русская культура и культура других народов России развивалась в пореформенное время в сложных условиях. В России сохранилось самодержавие, помещичье землевладение и другие остатки феодализма, которые тормозили развитие страны, мешали культурному росту народов. Народ коснел в невежестве и нищете. Царизм душил передовую, прогрессивную идеологию и насаждал реакционную.

Передовым деятелям науки и культуры приходилось вести упорную борьбу с реакционными теориями, претерпевать гонения со стороны самодержавия, преодолевать огромные материальные трудности. Русская наука и культура приобрели мировое значение лишь благодаря упорному, героическому труду русских ученых, техников, писателей, художников.

Огромное благотворное влияние на развитие культуры оказывало революционное движение. В 60-70-х годах все лучшие люди России, все крупные писатели, ученые, художники испытали на себе влияние революционеров-демократов

  • Герцена,
  • Чернышевского,
  • Добролюбова.

Задачи борьбы с самодержавием, с остатками крепостничества, борьбы за свободу родного народа вдохновляли деятелей культуры на беззаветный труд во имя осуществления этих великих идей.

В 80-90-е годы на смену революционному демократизму приходит марксизм, который дал новые идеалы и открыл широкие перспективы для развития культуры и науки.

Связь с революционным движением своей эпохи, с потребностями жизни народа — отличительная черта развития русской культуры в пореформенное время. Великие революционные идеалы делали культуру близкой и родной народу, превращали ее в действенную силу, активно влиявшую на ход исторического развития.

 

Просвещение

Рост фабрик и заводов, развитие техники требовали грамотного работника, который мог бы

  1. разбираться в машинах,
  2. чертежах,
  3. умел бы читать, писать, считать.

Правительство вынуждено было пойти на расширение сети церковно приходских школ — двухклассных или четырехклассных начальных школ, создававшихся при церквах. школьников в них учили читать, писать, считать особое внимание уделялось закону божьему, проповеди.

Большое количество школ открыли земства. Земские начальные школы отличались лучшей постановкой преподавания и более широкой программой.

Там, где не было земских и церковноприходских школ, крестьянские общества открывали за свой счет так называемые вольные школы.

По инициативе прогрессивных кругов создавались воскресные школы для обучения взрослых. Эти школы иногда использовались революционерами для пропаганды передовых идей. Полиция строго следила за преподаванием в воскресных школах, преследовала их, но они сыграли положительную роль в распространении грамотности в народе.

Нужда в образованных чиновниках, инженерах, техниках, агрономах заставила правительство расширить сеть средних и высших учебных заведений. Был открыт ряд новых университетов (в Одессе, Томске), несколько технических учебных заведений:

  1. Высшее техническое училище в Москве (ныне носящее имя Н. Э. Баумана),
  2. политехнические институты в Риге, Харькове, Киеве и других городах,
  3. два сельскохозяйственных научно-учебных заведения и пр.

Однако даже начальных школ в России было еще ничтожно мало. Царизм тормозил развитие просвещения. Учебным заведениям отпускались незначительные средства. По грамотности населения Россия занимала одно из последних мест в Европе. К концу века грамотные составляли лишь 28% всего населения (в том числе среди мужчин 39%, среди женщин всего 17%).

Средних и высших учебных заведений было также очень мало. Они не удовлетворяли потребности общества и народного хозяйства. Самодержавие всячески препятствовало поступлению в средние и высшие школы выходцев из народа.

Особенно плохо было с женским образованием. До 60-х годив в России не было открытых средних школ для девушек. Институты благородных девиц и частные пансионы, доступные только богатым дворянкам, давали довольно поверхностное образование. В университеты и другие высшие учебные заведения женщин не принимали. Только в 60-х годах под давлением общественного движения правительство открыло первую женскую гимназию, а в 70-х годах — женские врачебные курсы.

Этим было положено начало женскому образованию, но вплоть до Октябрьской революции женщины оставались в неравноправном положении.

 

Журналистика и книгоиздательское дело

Ко второй половине XIX в. относится значительное развитие русской журналистики и книгоиздательского дела, сыгравших большую роль в распространении просвещения. Это объяснялось ростом частной инициативы, характерной для буржуазного общества. Огромной популярностью в широких кругах общества пользовались

  1. журналы «Современник» Чернышевского,
  2. «Отечественные записки» Некрасова и Салтыкова-Щедрина.

Издательства Солдатенкова, Павленкова, Сытина печатали много полезных и дешевых книг для народа, спрос на которые с каждым годом возрастал.

В целом, несмотря на реакционную политику царизма, просвещение в России во второй половине XIX в. достигло значительных успехов. Культурный уровень России значительно поднялся по сравнению с дореформенной эпохой.

 

Наука и техника 

Первостепенное значение приобретают во второй  половине ХIХ в. естественные науки -

  1. математика,
  2. физика,
  3. химия,
  4. зоология,
  5. география и др.

Их развитие определялось потребностями жизни, нуждами производства, стремлением ученых вывести Россию из вековой отсталости.

В области математики открытия мирового значения сделали замечательные русские ученые

  • П. Л. Чебышев,
  • А. М. Ляпунов,
  • первая русская женщина-профессор С. В. Ковалевская.

Великий математик Пафнутий Львович Чебышев (1821 — 1894) был широко образованным человеком. Его исследования поражают широтой постановки вопросов и стремлением увязать проблемы математики с развитием естественных наук и техники. Чебышев был крупнейшим механиком. Его открытия по теории машин и механизмов имели огромное практическое значение. Он правильно указывал на тесную связь науки и практики, отмечая, что «науки находят себе верного руководителя в практике». Чебышев был основателем петербургской математической школы, из которой вышла целая плеяда блестящих ученых.

Учеником и продолжателем дела Чебышева был Александр Михайлович Ляпунов

, открытия которого положили начало ряду важнейших направлений математической науки.

Весьма интересным и ярким явлением в русской науке и в русском общественном движении была Софья Васильевна Ковалевская (1850-1891). Еще в ранней юности она обнаружила незаурядные математические способности, но получить систематического образования в России Ковалевская не смогла, так как университеты были закрыты для женщин. Для изучения математики она уехала в Германию. В 1871 г. Ковалевская оказалась в осажденном Париже, ухаживала в госпитале за ранеными коммунарами.

За свои выдающиеся математические работы Ковалевская за границей получила степень доктора наук, но места профессора в России так и не смогла получить и вынуждена была снова уехать за границу. В Швеции она стала профессором Стокгольмского университета, где и прочитала ряд блестящих курсов по математике. Труды Ковалевской получили мировое признание. Ковалевская известна также как писательница и журналистка, произведения которой имели в свое время большой успех. 

Значительных успехов во второй половине добились ученые в области физики, как особой специфической отрасли науки о природе. Тесная связь с другими естественными науками и с техникой объясняет огромное внимание к этой науке и огромное значение исследований по физике для естественных наук в целом и для развития техники.

Выдающимся физиком этого времени был Александр Григорьевич Столетов (1839-1896). Его работы по изучению магнетизма и фотоэлектрических явлений имели огромное значение для развития как техники, так и науки. Велико значение Столетова как педагога. Более тридцати лет он возглавлял кафедру физики в Московском университете, здесь он создал физическую лабораторию для проведения экспериментальных работ и обучения студентов.

Столетов воспитал большое количество талантливых учеников и являлся главой замечательной московской школы физиков. По своим общественно-политическим взглядам Столетов был передовым ученым, сочувствовал революционному движению и антиправительственным выступлениям студентов.

На вторую половину XIX столетия приходится расцвет творческой деятельности великого русского ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева (1834-1907). Родился Менделеев в Тобольске в семье директора гимназии, учился сначала в тобольской гимназии, а затем в Главном педагогическом институте в Петербурге. Уже в школе он проявил незаурядные способности, большой интерес к науке. Талант его как ученого развернулся в Петербургском университете, который стал центром русской химической науки.

Величайшей заслугой Менделеева было открытие периодического закона химических элементов.

Этот закон позволил Менделееву впервые в истории химии предсказать существование новых элементов и даже определить их атомный вес. В скором времени эти элементы были действительно открыты. Книга Менделеева «Основы химии» была переведена на все европейские языки и издавалась много раз.

Менделеев был крупнейшим общественным деятелем. Он много сделал для развития экономики и производительных сил России. Пропагандируя развитие отечественной промышленности, он ратовал за широкое использование природных богатств, призывал к разработке полезных ископаемых — угля, нефти — и много сделал для развития каменноугольной и нефтяной промышленности. Менделеев является одним из основателей агрохимии, его предложения по применению химических удобрений в сельском хозяйстве имели большое практическое значение.

Менделеев был прекрасным преподавателем и считал педагогическую работу своей второй службой родине. Великий ученый и патриот, Менделеев является гордостью нашей страны и русского народа.

На основе достижений математики, физики, химии во второй половине XIX в. изобретатели добились крупнейших успехов, означавших переворот в технике.

 

Выдающиеся изобретатели 

Выдающимся изобретателем был офицер русского военно-морского флота Александр Федорович Можайский (1825-1890). Всю свою жизнь он посвятил созданию летательного аппарата тяжелее воздуха. Он изучал строение крыльев птиц, соотношение площади крыльев и веса птиц, скорость парящего полета, исследовал полеты воздушных змеев и сам неоднократно поднимался на них. Он пришел к выводу, что машину нужно строить не с машущими крыльями, а неподвижными относительно корпуса. Ему удалось построить модели, которые взлетали в воздух после разбега с земли, а затем сконструировать и первый в мире самолет. Это изобретение означало величайшую победу человека над силами природы Можайский высказал правильные идеи, которые в дальнейшем легли в основу самолетостроения.

Открытием мирового значения было изобретение А. С Поповым в 1895 г радиотелеграфа. Александр Степанович Попов (1859-1905) родился в семье сельского священника Пермской губернии образование получил в Петербургском университете. Еще в университете он проявил интерес к электротехнике, работал в научных кружках, а в летние месяцы на электростанциях. Долгие годы трудился Попов над изучением электрических явлений, электромагнетизма. В 1895 г. Попов выступил с публичным докладом, во время которого демонстрировал изобретенный им радиоприемник. Этот день является датой изобретения радио. Лишь через год итальянец Г. Маркони сделал заявку на аналогичное изобретение. Приоритет в этом открытии, бесспорно принадлежит великому русскому ученому и изобретателю А. С. Попову. В дальнейшем Попов значительно улучшил свой аппарат и начал применять его для связи между кораблями. Попов работал в тяжелых материальных условиях, средств ему отпускалось мало. Русское правительство преступно невнимательно отнеслось к величайшему открытию ученого. Несмотря на это, А. С. Попов с гневом отверг предложения иностранных капиталистов перейти к ним на службу. Он заявил им, что он русский и гордится тем, что «не за рубежом, а в России открыто новое средство связи».

Развитие физической науки определило значительные достижения в электротехнике и электротехнической промышленности. Начало развития этих отраслей промышленности, по существу, относится ко второй половине XIX в. Русские инженеры П. Н. Яблочков и А. Н. Лодыгин создали первые в мире электрические лампочки, что привело к перевороту в технике освещения, передаче электроэнергии, сохранении и распределении ее. Во всем мире электрическое освещение называли «русским светом».

 

Выдающиеся путешественники 

Развитие капитализма поставило новые задачи перед географической наукой и геологией. Если в первой половине XIX в. были предприняты крупные морские экспедиции, ознаменовавшиеся замечательными открытиями, то во второй половине столетия были не менее замечательные сухопутные путешествия.

Выдающиеся исследования в Средней и Центральной Азии провел Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский (1827- 1914) -замечательный географ, статистик, ботаник и энтомолог. Семенов-Тян-Шанский совершил ряд путешествий в горы Средней Азии, на Тянь-Шань, по закаспийской территории и Туркестану. Его открытия положили начало научному обследованию огромной территории Средней и Центральной Азии. Последующие экспедиции в эти области проходили по его замыслам и инициативе. По инициативе Семенова-Тян-Шанского было предпринято замечательное многотомное издание «Россия. Полное географическое описание нашего отечества».

Другим крупным ученым и неутомимым путешественником был Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888). Он совершил пять путешествий в Центральную Азию. Пржевальский несколько раз пересек Монголию, Северный Китай, исследовал пустыню Гоби, горы Тянь-Шаня, Западный Китай, Джунгарию и другие территории Центральной Азии. Его путешествия сопровождались важными открытиями в области географии, зоологии, ботаники. Собранные им гербарии и коллекция животных явились большим вкладом в развитие зоологии и ботаники. Исследования Пржевальского получили мировое признание, они открыли для европейцев Центральную Азию, Тибет, прежде почти неизвестные им.

Выдающимся путешественником и ученым был Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846-1888). С юношеских лет он принимал участие в революционном движении. За участие в студенческих сходках Миклухо-Маклая исключили из Петербургского университета, и он вынужден был уехать за границу, где и завершил свое образование. Первые путешествия Миклухо-Маклай совершил на Канарские острова, в Марокко, по побережью Красного моря и провел ценные исследования по вопросам зоологии и географии. В начале 70-х годов он предпринял путешествие на острова Тихого океана с целью изучения народов, населяющих эти острова. 15 месяцев исследователь прожил среди папуасов на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (этот берег с того времени называется берегом Маклая). Своим добрым, гуманным отношением к местному населению русский ученый завоевал искреннюю любовь и безграничное доверие жителей. Затем Миклухо-Маклай путешествовал по Филиппинам, Индонезии, Малакке, изучал народности Микронезии и Малонезии. На основе своих исследований он пришел к выводу о видовом единстве и взаимном родстве человеческих рас. Расовые и культурные признаки народов формируются под влиянием природной и социальной среды. Миклухо-Маклай решительно отвергал лженаучное деление рас на высшие и низшие. Его описания быта и нравов, хозяйства и материальной культуры папуасов до сих пор не потеряли научного значения, Миклухо-Маклай страстно выступал против колониальных захватов, разоблачал варварство колонизаторов, боролся против колониального разбоя и работорговли. Общественные выступления Миклухо-Маклая были горячо поддержаны передовыми кругами русского общества.

 

Биология и медицина

Крупных успехов во второй половине XIX столетия добилась биологическая наука и медицина.

Особенно велики заслуги русского естествоиспытателя Ивана Михайловича Сеченова (1829-1905). Сеченов стал основоположником русской физиологической школы. Его знаменитая работа «Рефлексы головного мозга» была настоящим переворотом в науке. Она по-новому осветила деятельность головного мозга и центральной нервной системы и положила начало крупнейшим открытиям в биологии и медицине. Сеченов был не только великим ученым, но и блестящим популяризатором науки, превосходным педагогом, воспитавшим много талантливых учеников и сподвижников. Сеченов является гордостью русской науки, великим патриотом и гражданином своей страны. Его жизнь и деятельность — научный подвиг во имя торжества разума и справедливости. Его идеи послужили основой замечательных исследований

  • И. И. Мечникова,
  • К. А. Тимирязева,
  • И. П. Павлова и многих других русских ученых,

деятельность которых развернулась в полном объеме несколько позднее — уже в XX столетии.

Философия, политэкономия, юриспруденция, Общественные история, литературоведение были особенно тесно науки связаны с революционным движением, с общественной мыслью, частью которой они сами являлись. Определяющее значение в их развитии имели выдающиеся мыслители и общественные деятели, участники и вожди революционного движения в России,- А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев.

В исторической науке глубокий след оставили крупнейшие русские историки — Сергей Михайлович Соловьев и Василий Осипович Ключевский, труды которых были вершиной развития буржуазной исторической науки.

  • < Начало распространения марксизма в России, группа «Освобождение труда»
  • -> Русская литература во второй половине XIX века >

Добавить комментарий

Просвещение и наука России во второй половине XIX века

Реформы второй половины XIX века показали, что необходимы изменения в образовании и дальнейшее развитие научных знаний в России.

На уроке вам предстоит узнать об изменениях в системе образования России, познакомиться с основными научными достижениями и географическими исследованиями.

Образование. После отмены крепостного права стала очевидной необходимость организации школ для разных слоев населения.

Еще в 1859 году в Киеве была организована воскресная школа. Основали ее 17 студентов университета для детей простых людей, у которых не было возможности получить образование. Около ста человек посещали эту школу. Со временем создание таких школ стало повсеместным во всей России.

В 1864 году вышло «Положение о начальных народных училищах». По этому положению школы объявлялись бессословными, в начальных школах разрешили преподавать женщинам.

За период с 1864 по 1874 годы было открыто около десяти тысяч земских школ.

Более резким стало разделение гимназий на классические и реальные. Выпускники классических гимназий готовились поступать в университет. Их количество выросло в три раза по сравнению с первой половиной XIX века. Те, кто учился в реальных гимназиях не получали соответствующей подготовки. Только представьте,  в 1856 году в Российской империи было 78 гимназий и реальных училищ; в конце XIX века их стало более трехсот. Теперь они открывались не только в губернских, но и в уездных городах.

Многие высказывались о несправедливости ограничения женского образования. Женщины уезжали в Европу, чтобы учиться. Этот вопрос требовал решения. В 1872 году были организованы Высшие женские курсы профессора Герье. Главной целью этих курсов было просвещение женщин. В основном там преподавались гуманитарные дисциплины. За 15 лет количество обучающихся достигло 256 человек. Выпускницы курсов получали право преподавать в гимназиях.

В 1878 году открыты Высшие женские курсы в Санкт-Петербурге, или Бестужевские курсы. Принимались на них девушки, которым было больше 21 года и которые окончили гимназию. Вступительных экзаменов они не сдавали, учитывались аттестаты из гимназий. Обучение на курсах было платным, однако многие преподаватели за свою работу не получали жалования.

Несмотря на всё, женщины еще не имели права на получение диплома о высшем образовании.

 В 1887 году был принят «циркуляр о кухаркиных детях». По нему рекомендовалось при приеме детей в гимназии учитывать, смогут ли их родители обеспечить обучение. Таким образом, можно было прекратить получение гимназического, а потом и университетского образования, детьми простого народа. Эта мера была принята для ограничения появления среди студентов разночинцев, которые были заражены революционными идеями.

Вообще против народного образования высказывались многие. Даль был не согласен с необходимостью распространения грамотности среди крестьян. Вот, что он писал: «Грамотность сама по себе ни к чему хорошему не вразумит крестьянина, она скорее собьет его с толку. Перо легче сохи, вкусивший без толку грамоты норовит в указчики, а не в рабочие».

Но этого мнения придерживались не все. В 1871 году в Петербурге устроены первые в России народные чтения. Они должны были ограничить пьянство и разгул в среде рабочих. Свободное время планировали занять просвещением. За три месяца чтения посетили более 17 тысяч человек. Правительство внимательно следило за тем, что читается рабочим, были составлены списки недопустимой литературы.

Развивалось высшее образование. В 1863 году был принят новый университетский устав. Он был самым либеральным из всех ранее существовавших. Теперь основная роль в управлении отводилась Университетскому совету, в который входили все профессора. Практически в два раза увеличили годовое содержание преподавателей. Это способствовало появлению молодых талантливых работников образования. Стало возможным выписывать из Европы необходимые книги и материалы для лабораторий, не выплачивая при этом пошлину. В университетах открывались новые кафедры. Все это способствовало значительному повышению образовательного уровня.

В 1865 году Ришельевский лицей в Одессе был преобразован в Императорский Новороссийский университет. В 1888 году открылся Сибирский университет в Томске. Он стал первым на территории Русской Азии.

Все больше внимания уделялось специальной подготовке. В 1865 году основана Петровская земледельческая и лесная академия. Империи были необходимы специалисты, ученые, которые в должной степени смогут организовать ведение сельского хозяйства. Первоначально академия была бессословной со свободным поступлением. Однако уже с 1872 года при поступлении ввели образовательный ценз.

Открывались технические и политехнические институты. Количество студентов заметно выросло. В середине века оно равнялось 3758, а к концу XIX  века студентов стало более 14 тысяч.

Однако, несмотря на все предпринимаемые меры, уровень грамотности оставался очень низким. В среднем в Российской империи количество грамотных составляло 21,1%. Из них мужчин было 29,3%, а женщин – 13,1%.

Уровень грамотности в конце XIX века

 Таким образом, в конце XIX века правительство начало предпринимать меры по распространению грамотности среди простого населения. Были сняты ограничения на женское образование, появились высшие женские курсы. Был ограничен прием в гимназии и университеты детей низших слоев населения. Открывались новые университеты, внимание уделялось специальному образованию.

Во второй половине XIX века множество изобретений было внедрено в промышленности и хозяйстве, совершены открытия в самых разных научных сферах.

Пафнутий Львович Чебышёв был выдающимся математиком и физиком. Он изобрел стопоходящую машину, имитирующую  движения животного. Впервые она была представлена в 1878 году на Всемирной выставке в Париже и стала первым в мире шагающим механизмом. Также Чебышёву принадлежит изобретение гребного механизма, который изображал движение вёсел, самокатного кресла и арифмометра. Именем ученого в 2008 году был назван суперкомпьютер «Скиф МГУ Чебышёв».

Александр Степанович Попов 7 мая 1895 года во время заседания Русского физико-химического общества в Петербурге продемонстрировал изобретенную им модель радиопередатчика. Этот день в России объявлен Днем радио.

Павел Николаевич Яблочков изобрел «Свечу Яблочкова», которая принесла ему мировую известность. Это была лампа накаливания без регулятора. Создать ее и получить патент Яблочков смог в Париже, а 15 апреля 1876 года «свеча» была впервые представлена обществу в Лондоне. С этого дня началась мировая слава нового источника света. «Свечи Яблочкова» освещали парижские магазины и магистрали, набережную Темзы в Лондоне, Колизей в Риме. В декабре 1878 года они появились в Филадельфии и Рио-де-Жанейро. В этом же году лампы осветили казармы в Кронштадте.

Александр Федорович Можайский в 1882 году получил разрешение на постройку воздухолетательного снаряда, или самолета. Оставшиеся 8 лет жизни он посвятил его усовершенствованию. По некоторым данным самолет Можайского был первым в мире, которому на взлете удалось оторваться от земли с человеком на борту. Однако все запуски оканчивались неудачей, самолет так и не поднялся в воздух.

Бывший крепостной крестьянин Федор Абрамович Блинов в 1877 году изобрел гусеничный трактор. Это был вагон с деревянным кузовом, который передвигался с помощью «бесконечных рельсов», железных лент. Работал он на конной тяге. Уже в 1888 году Блинов представил на выставке «самоход» на гусеничном ходу.

Среди научных открытий следует отметить:

Дмитрия Ивановича Менделеева, который открыл периодический закон химических элементов.

Александра Григорьевича Столетова – открывшего значение, близкое к скорости света.

Василий Васильевич Докучаев стал основоположником науки о свойствах почв.

Иван Михайлович Сеченов представил учение о рефлексах головного мозга.

Иван Петрович Павлов продолжил теорию Сеченова и создал учение об условных рефлексах.

Особо стоит выделить деятельность русских историков. Сергей Михайлович Соловьёв в течение 30 лет работал над «Историей России с древнейших времен».

Василий Осипович Ключевский в 1899 году выпустил «Краткое пособие по русской истории». Вышло оно в четырех томах и охватывало период до правления Екатерины II. 

Продолжали ученые и географические исследования, организовывали  новые экспедиции.

Николай Михайлович Пржевальский один из выдающихся путешественников не только в России, но и в мире. Первую свою экспедицию он совершил в 1867 году в возрасте 28 лет. Он отправился в Усурийский край. Там вел орнитологические наблюдения, описывал жизнь местного населения.

В 1870 году Пржевальский отправился в Центральную Азию, где изучал реку Хуанхэ, исследовал горные хребты.

В 1872, 1876, 1879 и 1883 годах он возглавлял экспедиции в Тибетское нагорье.

Помимо географических описаний, Пржевальский собрал богатый ботанический материал. Им были открыты новые виды животных – дикий верблюд, лошадь, названная в честь ученого, и медведь пищухоед. Николай Пржевальский начал научное завоевание ранее неизвестной местности, которая представляла для России интерес.

Иван Васильевич Мушкетов был награжден золотой Константиновской медалью за исследования Туркестанского края. Он стал составителем первой геологической карты этой местности.

Одной из самых ярких и неутомимых личностей конца XIX  века был Николай Николаевич Миклухо-Маклай.

За свою жизнь он совершил множество путешествий, как по Европе, так и через океан. В 20 лет он вместе с зоологической экспедицией отправился к Канарским островам. Через три года проводил исследования в Красном море. Однако одним из самых знаменитых его путешествий была экспедиция в Новую Гвинею. На побережье, где еще никогда не бывали европейцы, он построил себе дом, в котором жил в течение нескольких лет. Папуасам он сразу не понравился. Вот, что писал путешественник про первые дни своего пребывания: «Сперва они решительно предлагали мне удалиться, показывая на море — это был их постоянный жест, приглашавший отправиться туда, откуда пришел. Доходило даже до того, что они почти ежедневно, ради потехи, пускали стрелы… чтобы посмотреть, как я отнесусь к подобной с их стороны забаве». Со временем местные жители его полюбили и зауважали, называя «лунным человеком». Миклухо-Маклай их лечил, давал многочисленные советы. Параллельно он занимался антропологическими исследованиями местного населения.

Позже он изучал народы Филиппинских островов, Меланэзии и Микронэзии. Ученый смог доказать видовое единство человечества.

Таким образом, можно сделать следующие выводы о развитии просвещения и науки во второй половине XIX века:

·  правительство больше внимания стало уделять всеобщему просвещению и специальному образованию;

·  были сняты ограничения на женское образование;

·  росло значение научной деятельности;

·  изменения в государстве способствовали развитию инициативности среди населения Российской империи.

Наука и техника в 19 веке

Тим Ламберт

В 19 веке наука добилась больших успехов. Джон Дальтон (1766–1844) опубликовал свою атомную теорию в 1808 году. Согласно этой теории, материя состоит из мельчайших неделимых частиц. Дальтон также говорил, что атомы разных элементов имеют разный вес. Далтон также изучал дальтонизм.

В 1827 году немецкий химик Фридрих Вёлер (1800-1882) выделил алюминий. В 1828 году он произвел мочевину, органическое соединение из неорганических химикатов. Русский Дмитрий Менделеев (1834-1919 гг.)07) сформулировал Периодическую таблицу, в которой все известные элементы расположились в соответствии с их атомным весом.

Тем временем люди продолжали осваивать электричество. В 1819 году датчанин Ганс Христиан Эрстед обнаружил, что электрический ток в проводе приводит в движение расположенную рядом стрелку компаса. Англичанин Майкл Фарадей (1791–1867) изобрел динамо-машину. В 1847 году немец Герман фон Гельмгольц (1821-1894) сформулировал закон сохранения энергии, который гласит, что энергия никогда не теряется, а просто переходит из одной формы в другую. В 1851 году он изобрел офтальмоскоп.

Тем временем геология добилась огромных успехов. Чарльз Лайель (1797-1875) видел, что горные породы образовались в результате процессов, которые мы наблюдаем сегодня. В 1830 году он опубликовал свою книгу «Основы геологии». В 1837 году швейцарец Луи Агассис (1807-1873) понял, что когда-то Северную Европу покрывал огромный ледяной покров. Кроме того, ученые обнаруживали все больше и больше окаменелостей, и в 1842 году было придумано слово «динозавр».

В 1831 году Дарвин плыл на гончей. В феврале 1832 года бигль достиг Бразилии. Дарвин провел три года в разных частях Южной Америки, собирая образцы. Затем в сентябре 1835 года «Бигль» отплыл к Галапагосским островам. Дарвин был удивлен, узнав, что местные жители могут определить, глядя на черепаху, с какого острова она прибыла. Дарвин также изучал вьюрков. На каждом острове обитали разные виды вьюрков. Позднее Дарвин пришел к выводу, что все они произошли от одного вида вьюрков. На каждом острове вьюрки разошлись и стали немного другими.

К 1836 году Дарвин считал, что виды животных могут изменяться. В октябре 1838 года Дарвин придумал способ превращения одного вида в другой. Он заметил, что отдельные представители вида различаются. Кроме того, все животные соревнуются друг с другом, чтобы выжить. Если бы окружающая среда каким-то образом изменилась, скажем, если бы появился новый, более быстрый хищник, то любые травоядные, которые могли бы бегать немного быстрее, чем другие представители своего вида, имели бы больше шансов выжить и размножаться. Любые травоядные, которые бегают немного медленнее, чем большинство, с большей вероятностью будут съедены. Постепенно появилось новое, более быстрое травоядное. Позже это назвали выживанием сильнейших. Монументальный труд Дарвина  «Происхождение видов » было опубликовано в 1859 году. Оно оказалось бестселлером.

Чарльз Дарвин

В 1866 году австрийский монах по имени Грегор Мендель открыл законы наследственности путем селекции гороха.

Медицина и хирургия добились больших успехов в 19 веке. В 19 веке в Великобритании было несколько вспышек холеры. Она поражала в 1832, 1848, 1854 и 1866 годах. Во время эпидемии 1854 года Джон Сноу (1813-1858) показал, что холера передается через воду. Однако врачи не были уверены  как .

Позже Луи Пастер (1822-1895) доказал, что микроскопические организмы вызывают болезни. В начале 19 века многие ученые верили в самозарождение, т. е. в то, что некоторые живые существа самопроизвольно вырастают из неживой материи. В серии экспериментов между 1857 и 1863 годами Пастер доказал, что это не так. Когда-то врачи, которые вызывали болезни, быстро продвигались вперед в поиске лечения или профилактики.

В конце 19 века физика сделала большой шаг вперед. В 1873 году Джеймс Клерк Максвелл (1831-1879 гг.)) показал, что свет представляет собой электромагнитную волну. Он также предсказал существование других электромагнитных волн с большей и меньшей длиной волны, чем у света. Затем в 1888 году Генрих Герц (1857-1894) доказал существование электромагнитных волн, предсказанных Максвеллом. В 1896 году Анри Беккерель (1852-1908) открыл радиоактивность. Затем в 1898 году Мария Кюри (1867–1934) и Пьер Кюри (1859–1906) открыли радий и полоний. Наконец, в конце века ученые начали исследовать атом. В 1897 году Джозеф Томсон открыл электрон.

В астрономии Джузеппе Пиацци открыл первый астероид Церера в 1801 году. В 1838 году Фридрих Бессель (1784-1846) впервые измерил расстояние до звезды (61 Лебедя). Планета Нептун была открыта в 1846 году.

В 19 веке люди освоили электричество. В 1819 году датчанин Ганс Христиан Эрстед обнаружил, что электрический ток в проводе приводит в движение расположенную рядом стрелку компаса. Англичанин Майкл Фарадей (1791-1867) показал, что магнит может производить электричество. В 1831 году Фарадей изобрел динамо. Между тем, электромагнит был изобретен в 1825 году. В 1837 году Сэмюэл Морзе изобрел электрический телеграф. В 1876 году Александр Грэм Белл изобрел телефон. В 19Машины 19 века на фабриках обычно приводились в действие паровыми двигателями. В конце 19 века их начали переводить на электричество.

Железные дороги произвели революцию в путешествиях в середине 19 века. Они значительно ускорили путешествие. (Они также убрали опасность разбойников). Железная дорога Стоктон и Дарлингтон открылась в 1825 году. Однако первая крупная железная дорога шла из Ливерпуля в Манчестер. Он открылся в 1830 году. В 1840-х годах произошел огромный бум строительства железных дорог, и большинство городов Великобритании были связаны. Первая подземная железная дорога в Великобритании была построена в Лондоне в 1863 году. Вагоны тянули паровозы. Первые электрические поезда метрополитена начали курсировать в Лондоне в 189 г.0. Карл Бенц и Готлиб Даймлер построили первые автомобили в 1885 и 1886 годах. К 1815 году пароходы уже пересекали Ла-Манш. Кроме того, раньше для пересечения Атлантики требовалось несколько недель. Затем в 1838 году пароход под названием «Сириус» проделал путь за 19 дней. Однако пар полностью не заменил парус до конца 19 века, когда на кораблях стали использовать паровую турбину.

Ряд изобретений, связанных с одеждой, был сделан в 19век. Английская булавка была изобретена в 1849 году. Генри Сили изобрел электрический утюг в 1882 году, но он не получил широкого распространения до 1930-х годов. Застежка-молния была изобретена в 1893 году.

Газовые фонари впервые появились в домах зажиточных людей в 1840-х годах. К концу 1870-х годов в большинстве домов рабочего класса было газовое освещение, по крайней мере, внизу. В спальнях могут быть масляные лампы. Газовые пожары впервые стали обычным явлением в 1880-х годах. Газовые плиты впервые получили распространение в 1890-х годах. Джозеф Свон изобрел электрическую лампочку в 1878 г.

В 19 веке медицина добилась больших успехов. Луи Пастер (1822-1895) доказал, что микроскопические организмы вызывают болезни. В начале 19 века многие ученые верили в самозарождение, т. е. в то, что некоторые живые существа самопроизвольно вырастают из неживой материи. В серии экспериментов между 1857 и 1863 годами Пастер доказал, что это не так. Как только врачи поняли, что вызывает болезни, они быстро продвинулись в поиске средств лечения или профилактики.

В 19 веке хирургия значительно улучшилась благодаря открытию анестетиков. Уже в 1799 изобретатель Хэмфри Дэви (1778-1829) понял, что вдыхание эфира облегчает боль. К сожалению, прошли десятилетия, прежде чем он был фактически использован. Американский дантист Генри Х. Морган начал использовать эфир в 1846 году.

В том же году эфир стал использоваться хирургами в качестве анестетика. Джеймс Симпсон (1811–1870), профессор акушерства в Эдинбургском университете, начал использовать хлороформ для операций в 1847 году. Невероятно, но некоторые люди не одобряли использование хлороформа для облегчения боли, особенно если он использовался для помощи роженицам. Некоторые считали, что роды должны быть болезненными! Однако в 1853 году королева Виктория настояла на хлороформе, когда рожала восьмого ребенка. После этого большая часть оппозиции использованию хлороформа прекратилась. Никто не смел критиковать королеву!

В 1865 году Джозеф Листер (1827-1912) открыл антисептическую хирургию, которая позволила хирургам выполнять гораздо более сложные операции. Листер предотвратил заражение, распылив карболовую кислоту на пациента во время операции. Немецкие хирурги разработали лучший метод. Руки и одежду хирурга стерилизовали до , операцию и хирургические инструменты стерилизовали перегретым паром. Резиновые перчатки впервые стали использовать в хирургии в 1890 году. Анестетики и антисептики сделали операцию намного безопаснее. Они допускали гораздо более сложные операции. В 1851 году Герман фон Гельмгольц изобрел офтальмоскоп. Шприц для подкожных инъекций был изобретен во Франции в 1853 г. В 189 г.5 рентгеновских лучей были открыты Вильгельмом Рентгеном. В том же году был изобретен аспирин.

В 19 веке люди открыли новые материалы. Портландцемент был изобретен в 1824 году. В 1839 году Чарльз Гудиер открыл вулканизацию каучука, а в 1869 году был изобретен целлулоид. В 1856 году Генри Бессемер (1813-1898) изобрел конвертор Бессемера, который превращал железо в сталь, продувая воздух в расплавленном состоянии.

Между тем целый ряд изобретений улучшил жизнь людей в 19век. К ним относятся газонокосилка в 1830 году, механическая жатка Сайруса Маккормика в 1831 году и кассовый аппарат в 1879 году. Другими полезными изобретениями были колючая проволока Джозефа Глиддена в 1873 году и электрический вентилятор в 1882 году. В 1885 году Дональд Дьюар изобрел термос.

В конце 19 века езда на велосипеде стала популярным видом спорта. Безопасный велосипед поступил в продажу. Велосипедные клубы стали обычным явлением. Паровой печатный станок был изобретен в 1814 году, что позволило газетам стать более распространенными.

Одним из новых увлечений в 19 веке была фотография. Генри Фокс Талбот сделал первую фотографию в 1835 году. Однако фотография была больше, чем просто времяпрепровождением. В 1871 году писатель сказал, что одним из величайших утешений для рабочего класса была фотография члена семьи, который работал далеко. Им можно было напомнить, как выглядел их любимый человек. Первая дешевая камера была изобретена в 1888 году Джорджем Истменом. После этого фотография стала популярным хобби.

Промышленная революция изменила и методы ведения войны. Железные дороги означали, что армии можно было перевозить намного быстрее, чем раньше. Телеграф означал, что сообщения также могли передаваться намного быстрее.

В начале 19 века сэр Уильям Конгрив (1772-1828) разработал ракету Конгрива. Эти ракеты были использованы в Копенгагене в 1807 году и подожгли большую часть города. Однако ракетам не хватало как дальности, так и точности, и после наполеоновских войн они потеряли популярность. Тем временем в 1807 году шотландец по имени Александр Форсайт запатентовал капсюль. При нажатии на курок курок ударял по емкости с гремучей ртутью, которая взрывалась и воспламеняла заряд пороха. Перкуссионный капсюль заменил кремневый замок.

В 1837 году Иоганн фон Дрейзе изобрел первое казнозарядное огнестрельное оружие — игольчатый пистолет. Она была принята на вооружение прусской армии в 1841 году. В последующие десятилетия казнозарядная винтовка дорабатывалась и совершенствовалась. Казнозарядные орудия значительно увеличили скорострельность. Британская армия начала использовать казнозарядные орудия в 1865 году.

Дальность стрельбы орудия была увеличена за счет нарезов. Некоторые ружья были нарезными на протяжении веков, но это стало обычным явлением только в 19 веке. В конце 19 века винтовки были усовершенствованы за счет введения магазинов, что значительно увеличило скорострельность. Тем временем в 1835 году Сэмюэл Кольт изобрел револьвер. Традиционно кавалерия сражалась с пистолетами и шпагами, но револьвер сделал шпаги устаревшими.

В 19 веке многие экспериментировали с автоматами. В 1862 году Ричард Гатлинг изобрел пистолет Гатлинга. Однако первым действительно удачным пулеметом был пулемет Максима, изобретенный Хирамом Максимом в 1884 году. Он был принят на вооружение британской армии в 1889 году.

Война на море сменилась взрывающимися снарядами, паровыми двигателями и железными кораблями. В 1858 году французы запустили La Gloire. Он был сделан из железных пластин, прикрепленных к дереву. Однако в 1860 году Великобритания спустила на воду HMS Warrior. Этот корабль был сделан с железным корпусом вместо деревянного корпуса с закрепленными на нем железными пластинами. Вскоре традиционная артиллерийская палуба на боевых кораблях была заменена башенными орудиями на верхней палубе. В 1860-х годах Роберт Уайтхед разработал современную торпеду. Британский флот начал производить торпеды в 1871 г. В 19ХХ века были изобретены новые взрывчатые вещества, заменившие порох. В 1863 г. был изобретен тротил, а в 1867 г. — динамит. В 1889 г. был изобретен кордит.

История науки | Определение, естественная философия и развитие науки

история науки

Смотреть все СМИ

Похожие темы:
закон трех стадий наука

Просмотреть весь связанный контент →

история науки , развитие науки во времени.

На самом простом уровне наука — это знание мира природы. В природе есть много закономерностей, которые человечеству пришлось признать для выживания с момента появления Homo sapiens как вида. Солнце и Луна периодически повторяют свои движения. Некоторые движения, такие как суточное «движение» Солнца, наблюдать просто, в то время как другие, например годовое «движение» Солнца, наблюдать гораздо труднее. Оба движения коррелируют с важными земными событиями. День и ночь обеспечивают основной ритм человеческого существования. Времена года определяют миграцию животных, от которых на протяжении тысячелетий зависело выживание людей. С изобретением сельского хозяйства времена года стали еще более важными, так как неспособность распознать подходящее время для посадки могло привести к голоду. Наука, определяемая просто как знание природных процессов, универсальна для человечества и существует с самого начала человеческого существования.

Однако одним лишь признанием закономерностей не исчерпывается весь смысл науки. Во-первых, закономерности могут быть просто конструкциями человеческого разума. Люди делают поспешные выводы. Разум не терпит хаоса, поэтому он конструирует закономерности, даже если их объективно не существует. Так, например, один из астрономических «законов» средневековья заключался в том, что появление комет предвещало великий переворот, подобно тому, как за кометой 1066 г. последовало нормандское завоевание Британии. Истинные закономерности должны быть установлены путем отстраненного изучения данных. Поэтому наука должна использовать определенную степень скептицизма, чтобы предотвратить преждевременное обобщение.

Закономерности, даже математически выраженные в виде законов природы, не удовлетворяют всех в полной мере. Некоторые настаивают на том, что подлинное понимание требует объяснения причин законов, но именно в области причинности существуют самые большие разногласия. Современная квантовая механика, например, отказалась от поиска причинно-следственной связи и сегодня опирается только на математическое описание. С другой стороны, современная биология процветает на причинно-следственных цепочках, которые позволяют понять физиологические и эволюционные процессы с точки зрения физической активности таких объектов, как молекулы, клетки и организмы. Но даже если причинность и объяснение признаются необходимыми, нет единого мнения о видах причин, которые допустимы или возможны в науке. Если мы хотим, чтобы история науки имела хоть какой-то смысл, необходимо иметь дело с прошлым на его собственных условиях, и дело в том, что на протяжении большей части истории науки естествоиспытатели апеллировали к причинам, которые современные ученые отвергли бы без промедления. . Духовные и божественные силы считались реальными и необходимыми до конца 18 века, а в таких областях, как биология, глубоко в 19 веке.также й век.

Викторина «Британника»

Лица науки

Определенные условности регулировали обращение к Богу, богам или духам. Считалось, что боги и духи не могут быть полностью произвольными в своих действиях. В противном случае правильным ответом было бы умилостивление, а не рациональное исследование. Но, поскольку божество или божества сами были разумны или связаны рациональными принципами, люди могли раскрыть рациональный порядок мира. Вера в предельную рациональность творца или правителя мира действительно могла стимулировать оригинальную научную работу. Законы Кеплера, абсолютное пространство Ньютона и неприятие Эйнштейном вероятностной природы квантовой механики — все они были основаны на теологических, а не научных предположениях. Для чутких толкователей явлений конечная постижимость природы, казалось, требовала какого-то рационального руководящего духа. Примечательным выражением этой идеи является заявление Эйнштейна о том, что чудо не в том, что человечество постигает мир, а в том, что мир постижим.

Таким образом, наука в этой статье должна рассматриваться как знание естественных закономерностей, подвергающееся некоторой степени скептической строгости и объясняемое рациональными причинами. Последнее предостережение необходимо. Природа познается только через чувства, из которых доминируют зрение, осязание и слух, и человеческое представление о реальности смещено в сторону объектов этих чувств. Изобретение таких инструментов, как телескоп, микроскоп и счетчик Гейгера, сделало возможным постоянно расширяющийся спектр явлений, доступных для органов чувств. Таким образом, научное познание мира является лишь частичным, и прогресс науки следует за способностью человека делать явления воспринимаемыми.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

В этой статье представлен широкий обзор развития науки как способа изучения и познания мира, от первобытной стадии наблюдения важных закономерностей в природе до эпохальной революции в представлениях о том, что составляет реальность, которая произошла в 20-х гг. физика века. Более подробное изложение истории конкретных наук, включая разработки конца 20-го и начала 21-го веков, можно найти в статьях по биологии; Наука о планете Земля; и физические науки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *