Музыка в 19 веке: Русская музыка XIX века

Содержание

Итальянская музыкальная культура в первой половине XIX века

Национально-освободительная борьба итальянского народа. Ее значение для искусства Италии. Прогрессивные черты итальянского литературного романтизма. Особенности формирования новой оперной школы.

Национальные черты итальянской музыкальной культуры XIX века были предопределены особенностями освободитель­ной борьбы, которой пронизана вся история Италии этого сто­летия.

С XVI века Апеннинский полуостров подпал под власть иност­ранных завоевателей (Испании, Франции, Австрии). Италию истощали непрерывные войны. Страна пришла в состояние экономиче­ского упадка. Все это отразилось на ее духовной жизни. Мощным толчком, пробудившим силы народа, послужила Французская бур­жуазная революция. Патриотический лозунг о «единой и недели­мой республике» объединил все слои общества и поднял их на борьбу против своих вековых притеснителей и против захватниче­ской политики Наполеона. Подобно тому как это происходило в немецких княжествах, в Италии наполеоновская армия не только приносила с собой национальное угнетение, но одновременно расшатывала феодальные отношения.

Борьба за национальное осво­бождение переплеталась с политическими выступлениями против феодальной реакции. Процесс революционизирования народных масс Италии неуклонно развивался. Вспышки народного возбуж­дения постоянно потрясали Италию. Первая волна протеста была связана с героическим движением карбонариев (Карбонарии (от итальянского слова carbonaro — угольщик) — члены тай­ной революционной организации Италии первой трети XIX века. Основные за­дачи карбонариев заключались в национальном освобождении от французского и австрийского господства и в уничтожении феодально-абсолютистского строя.), завершившимся восстанием в начале 20-х годов.

Народные волнения характерны и для 1830 года. В 30-х годах поднялась вторая волна народного протеста, возглавляемая организацией «Молодая Италия», которая, продолжая героические традиции разгромленных карбонариев, опиралась в своей борьбе на более широкие массы. В 40-х годах начинается последний этап решительного выступления итальянского народа против иноземно­го гнета и феодально-абсолютистского строя, получивший назва­ние Рисорджименто (Risorgimento, то есть Возрождение).

В 1848 году имела место острая революционная ситуация, закончившаяся кровавой раcправой над восставшими. Но движение Рисорджи­менто, выдвинувшее из своей среды таких героев, как Медзини и Гарибальди, продолжало неуклонно развиваться. Этот последний этап борьбы итальянского народа завершился в 1871 году образо­ванием единого итальянского государства.

Итальянское искусство конца XVIII и первой половины XIX ве­ка не только развивалось на фоне широчайшего патриотического и народно-освободительного движения, но и принимало в нем не­посредственное участие. Злободневны были героические трагедии Альфьери и Пиндемонте, романы Фосколо и Мандзони, стихи Леопарди и Россетти, оперы Россини и Беллини. В сознании итальян­ского народа общественные и эстетические вопросы были тесно пе­реплетены.

Но воплощение передовых идеалов современности принимало в литературе и музыке разные формы.

В литературе новые веяния привели к яркой романтической школе, которая с первых шагов связала себя с идеями националь­но-освободительного движения. В 1816 году писатели-романтики Италии создали свой первый манифест, объявив беспощадную вой­ну поработителям. Во главе журнала романтиков «Кончильяторе» («Примиритель»), организованного с целью объединить всех патриотически настроенных писателей, стоял Сильвио Пеллико, тес­но связанный с карбонариями. Литературные деятели стремились освободиться от стеснительных норм классицизма, с его обязатель­ным арсеналом историко-мифологических сюжетов и образов. Тен­денции выйти из замкнутого круга средств и жанров классицистского искусства означали попытку сблизить литературу с жизнью народа. Подчиняя свое творчество современным гражданским за­дачам, пробуждая в итальянском народе чувство национальной гордости, передовые писатели-романтики вели открытую и ожесто­ченную борьбу с эпигонами классицизма, которых поддерживали чужеземные поработители и Ватикан. Борясь с клерикальными идеями, выступая против реакционных романтических тенденций (против использования средневековых тем, идеализации старины), они, однако, тяготели к историческим сюжетам, считая это лучшим способом отражения идей патриотизма и героики.

Таким образом, итальянский литературный романтизм (при наличии отдельных противоречивых черт) в целом оформился как направление прогрессивное, демократическое.

В музыке процесс формирования новой национальной школы проходил несколько заторможенно по сравнению с литературой. Связь музыкального искусства с современностью вначале не была столь непосредственно выявлена. И тем не менее именно в этой области в Италии сформировалась национальная школа, значение которой выходит за пределы отечественной культуры.

Господствующее положение в музыкальной жизни страны за­нимала опера, которая здесь издавна сложилась как массово-демократический вид искусства. За два века существования итальян­ского музыкального театра в нем накопились богатейшие тради­ции, в которых отразился национальный характер художественного творчества. Уже это могло сделать оперу превосходным проводни­ком народных идеалов и чаяний.

«Бедной порабощенной Италии запрещается говорить, и она может лишь музыкой поведать чувства своего сердца. Все свое негодование против чужеземного владычества, свое воодушевление свободой, свое бешенство перед сознанием собственного бессилия, свою скорбь при мысли о прошлом величии и, рядом с этими, свои слабые надежды, свое ожидание, свою страстную жажду помо­щи – все это претворяет она в мелодии», – писал об итальянской опере Гейне.

Однако, с другой стороны, именно на музыкальном театре ясно сказалась общественная отсталость Италии. Условия феодальной раздробленности и национального гнета, в которых она так долго пребывала, мало способствовали развитию передовых течений в опере, особенно в старинном жанре seria. Жестокие цензурные ограничения мешали поискам нового и идейно актуального. На протяжении длительного времени в Италии укоренилось отношение к музыкальному театру как к искусству развлекательному. Оперные театры, действовавшие в определенные сезоны, рассматривались как место для демонстрации вокалистов-виртуозов и как клуб для светских встреч. В подобных условиях новые веяния с боль­шим трудом пробивали себе путь.

Развитие оперного искусства сильно тормозили и требования публики, интерес которой был главным образом сосредоточен на внешней виртуозности исполне­ния, и косные вкусы певцов – деспотических законодателей художественных норм. То обстоятельство, что почти все музыкальные театры страны находились в руках частных предпринимателей, до­полнительно затрудняло борьбу с рутиной. Если в области коми­ческой оперы в XVIII столетии все же имели место значительные художественные достижения, то опера seria пребывала в состоянии глубокого кризиса. Деятельность ряда композиторов второй половины XVIII века и начала XIX (Йоммелли, Майра), стремившихся внести свежую струю в этот жанр, приблизить его к новым художественным задачам, носила половинчатый, компро­миссный характер. Процесс романтизации оперы также происхо­дил замедленно. Итальянская публика, мгновенно и с бурным одобрением улавливавшая в сюжетах любой намек на патриоти­ческую идею, с непониманием и неодобрением встречала попытки обновления музыкальной драматургии оперы.

И все же революционная атмосфера, оживившая все сферы творческой деятельности итальянского народа, постепенно породи­ла новые, передовые музыкальные течения – расцвет инструмен­тальной музыки, и прежде всего исполнительство и творчество гениального Паганини. Но главное заключалось в появлении но­вой оперной школы, отразившей идеи освободительной борьбы. Эта школа возникла на основе героических традиций националь­ного классицистского театра (драматического и музыкального), но традиций существенно обновленных. В процессе формирования но­вой итальянской оперы значительным было влияние передовых тенденций итальянской романтической литературы и драмы, со­временных форм итальянской народной и бытовой музыки и, нако­нец, новейших достижений романтизма в музыке Германии и Франции.

Создателем новой национальной оперной школы был Россини. Свое наивысшее выражение она получила в музыке Верди. Благо­даря творчеству этих двух композиторов-классиков итальянская художественная культура XIX века возвысилась до уровня обще­европейского искусства.

В. Д. Конен

  • Итальянская музыкальная культура во второй половине XIX века →
  • Итальянская опера после Россини: творчество Беллини и Доницетти →
  • Итальянская музыка →

Публикации

Итальянская опера после Россини: творчество Беллини и Доницетти 22.01.2004 в 18:44

рекомендуем

смотрите также

Кобзарь Национальные культуры

Переченье Термины и понятия

Баллада Музыкальные жанры

Adagio, адажио Термины и понятия

Прима-балерина Балет и танец

Гомофония Термины и понятия

Вспомогательный звук Термины и понятия

Форлана Музыкальные жанры

Медианта Термины и понятия

Горизонталь Термины и понятия

Реклама

Австрия XVII–XIX веков: центр мировой музыкальной культуры

Туризм и отдых

Вклад Австрии в фонд мирового музыкального искусства неоспорим. Именно в роскошной Вене времен Габсбургов под покровительством императорской фамилии в XVIII–XIX веках создавалась и исполнялась музыка, которая впоследствии получила название классической.

Современное понятие классической музыки связано с музыкальной культурой классицизма, которая в Австрии достигла своего расцвета.

Венская классика

Начало XIX века было золотым веком австрийской музыкальной культуры. Представители Первой венской школы Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен и Франц Йозеф Гайдн создали академическую классическую музыку, какой мы знаем ее сегодня: с совершенной гармонией богатого образного содержания и точной, безупречно выверенной формы.

Франц Йозеф Гайдн (1732–1809)

Старший из венских классиков, он стоял у истоков таких академических жанров, как симфония и струнный квартет. Один из самых плодовитых, знаменитых и успешных композиторов своего века, Гайдн оставил богатое творческое наследие:


  • 104 симфонии;

  • 24 оперы;

  • 3 оратории;

  • 6 месс и множество других духовных и светских произведений.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)

Музыкант-виртуоз и гениальный композитор, Моцарт оказал огромное влияние на европейскую и мировую музыкальную культуру. Он одинаково ярко проявил себя и в опере, и в инструментальных произведениях.

Хотя композитор много путешествовал по Европе, именно в Вене он достиг зенита своей славы и написал самые знаменитые шедевры, в том числе оперы («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта») и «Реквием».

В 1997 г. Антонио Сальери официально оправдали по обвинению в отравлении Моцарта

Людвиг ван Бетховен (1770–1827)

В наши дни Бетховен — один из самых исполняемых композиторов в мире. Он родился в Бонне, но большую часть своей жизни провел в Вене и ее пригородах, где и работал над произведениями, ныне вошедшими в фонд шедевров мировой музыки (9 знаменитых симфоний, 5 концертов, множество сонат).

Иногда к Первой венской школе причисляют основоположника музыкального романтизма Франца Шуберта (1797–1828), который также жил и работал в Вене.

Венский вальс

Особое место в музыкальной культуре Австрии XIX века занимает венский вальс. Родоначальником вальса, который и поныне считается главным бальным танцем, был австрийский народный танец лендлер. Аристократия cчитала вальс танцем крайне непристойным. Лишь в начале XIX века вальс зазвучал на великосветских балах и вскоре завоевал всю Европу.

Вальсы отца и сына Штраусов звучали везде: от небольших трактиров до великосветских балов

Штраус + музыка = вальс

Популярность вальса тесно связана с именами отца и сына Штраусов. Иоганн Штраус-старший (1804–1849) стал первым автором вальсов для танцзалов – «дискотек» XIX века, где демократически смешивались все слои общества. В его произведениях изящный, легкий, беззаботный и летящий венский вальс приобрел свои классические черты.

Иоганн Штраус-младший (1825–1899) избрал профессию музыканта вопреки воле отца, но впоследствии затмил его как композитор и дирижер. Именно Иоганна Штрауса-младшего венцы провозгласили «королем вальса». Прославленные вальсы Иоганна Штрауса исполняют и сегодня это:


  • «Сказки венского леса»,

  • «Голубой Дунай»,

  • «Весенние голоса»,

  • «Императорский вальс» и другие.

Биография Иоганна Штрауса-младшего тесно связана с Россией: в течение 10 лет он работал в Павловске, пользовался невероятным успехом у российской публики и писал трогательные письма своей первой любви, Ольге Смирнитской.

Золотой век австрийской музыки отнюдь не закончился на венском вальсе: в конце XIX века в Вене творил Густав Малер, а в XX веке – композиторы Новой венской школы. Услышать произведения австрийских композиторов можно на концертах, которые организованы австрийскими культурными центрами или в записях — например, на сайте классической музыки classic-online.ru.

Если вы хотите узнать больше о культуре и искусстве Австрии и других стран Европы и мира, читайте наши статьи и подписывайтесь на рассылку.

Music Online: Music Periodicals of the 19th Century

Music Online: Music Periodicals of the 19th Century  – это коллекция полнотекстовых периодических изданий, описывающих музыкальную жизнь Америки с 1838 года до начала 1900-х годов через местные и международные новости, обзоры, редакционные статьи. , ноты и реклама. 200 000 страниц материалов доступны для исследования на мультимедийной платформе Alexander Street — единственном ресурсе, который позволяет пользователям выполнять перекрестный поиск по полному тексту всех статей с видео, аудиозаписями, фотографиями, партитурой и справочными текстами.

Включает: 

  • Реклама инструментов и инструкторов
  • Статьи по музыкальному сочинению и исполнению
  • Профили американских и европейских маэстро и музыкантов
  • Ноты для певцов и инструменталистов

Этот междисциплинарный ресурс предлагает уникальный взгляд на историю и музыку, который позволяет лучше проводить исследования в области музыковедения, американистики, музыкального образования и духовной музыки. Студенты и ученые получат доступ к информации по различным темам и историческим событиям из публикаций, недоступных ни на одной другой цифровой платформе.

Избранные публикации

  • The Message Bird (Нью-Йорк, 1849–1860)
  • Boston Musical Times (Бостон, 1860–1871)
  • Конкордия (Чикаго, 1866 — 1867)
  • Южный музыкальный журнал (Луисвилл, 1867–1868)
  • Музыкальное зеркало Меллора (Питтсбург, 1868–1869)
  • Юбилейные дни (Бостон, 1872)
  • Freund’s Weekly (Нью-Йорк, 1885–1892)
  • Музыкальная пластинка (Бостон, 1878–1903)
  • Голос (Нью-Йорк, 1879–1891)
  • Музыка: обзор (Нью-Йорк, 1882–1883)
  • Этюд (Филадельфия, 1887-1915)
  • Музыка (Чикаго, 1891 — 1902)

 

Исторические события, такие как юбилей мира в Бостоне в 1872 г.

Юбилейные дни (Бостон, 1872 г.)


Влияние гражданской войны в США на американскую музыкальную сцену

The Boston Musical Times (Бостон, 1861 г.)


Быстрый рост музыкального образования, начавшийся в 1850-х годах с открытием консерваторий в США

The Boston Musical Gazette (Бостон, 1838 г.)


Развивающиеся взгляды Америки на вокальную педагогику и речевую патологию

Голос (Нью-Йорк, 1879-1881)


Духовная музыка, от дизайна органов в местных церквях до редакционных дебатов о подходящем репертуаре и управлении церковным хором

The Choral Advocate and Singing Class Journal (Нью-Йорк, 1850 г.)


Реклама и продажа инструментов, включая эволюцию фортепиано и его растущую популярность в американском доме

The Boston Musical Times (Бостон, 1861 г.)

ПРАВИЛА: Музыка XIX века

БЕСПЛАТНАЯ запись: 8–15 апреля
Приглашаем вас присылать свои видеозаписи абсолютно БЕСПЛАТНО  бесплатно.

Участники, прошедшие отборочный тур (предварительный отбор), имеют право принять участие в финальном туре.

МУЗЫКА   ВЕКА
Конкурсная серия отдает дань уважения эпохам барокко, классической, романтической и современной музыки.

РАСПИСАНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ
8 апреля — 8 мая | Периодичность: Ежегодно

Бесплатные записи:

8 — 15 апреля

Предварительный просмотр:

16 — 18 апреля

(просмотр присланных видеозаписей)

Уведомление об утвержденных участниках:

19 — 20 апреля

Применение:

21 — 23 апреля

(подача заявки, портретное фото и оплата административного сбора)

Судейство:

24 апреля — 3 мая

Обработка результатов:

4-7 мая

Объявление о наградах конкурса:

Музыка XIX века

Прославление эпохи романтизма/импрессионизма   в музыке.
Этот конкурс является частью серии конкурсов «Музыка веков».

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Музыка XIX века открыта для инструменталистов* и певцов** всех национальностей и стран.

*Допустимые инструменты: фортепиано, струнные инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа, классическая гитара), деревянные духовые, духовые и перкуссия.
**Допустимая вокальная музыка: опера, духовная музыка, авторская песня, хор, музыкальный театр

  • Предыдущие победители могут подавать заявки. Нет никаких ограничений на количество раз, когда участник может подать заявку на участие в конкурсе;
  • Участникам разрешается подавать заявки на любое количество конкурсов в любой год;
  • Одно и то же произведение может быть допущено к участию в нескольких конкурсах. Например, произведение Моцарта имеет право на участие в номинациях «Лучшее исполнение Моцарта», а также в конкурсах «Музыка Германии и Австрии», «Музыка 18 века» и других конкурсах. Прочтите правила каждого интересующего вас конкурса, чтобы узнать, можете ли вы отправить одно произведение на несколько конкурсов.

ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ
I. 5–7 лет

II. 8 – 10

III. 11 – 13

IV. 14 – 16

В.17 – 19

VI. 20 – 22
VII. 23 — 25

ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ   (ансамбли)

То же, что и выше. Учитывайте средний возраст участников ансамбля.

КАТЕГОРИИ
I. Инструменталисты
II. Певцы
III. Ансамбли (от дуэта/дуэта до октета)

ТРЕБОВАНИЯ К РЕПЕРТУАРУ

  • Одно произведение на выбор композитора, родившегося 1 января 1801 г. — 31 декабря 19 г.00.
    Для крупномасштабных работ, напр. концерт или соната: одна часть
  • Допускаются транскрипции/адаптации/аранжировки. Например, музыкальное произведение, адаптированное для другого инструмента (инструментов), чем тот, на котором оно было изначально написано.
  • Знать произведение наизусть не обязательно.

Раунды конкурса
Конкурс делится на отборочный тур (предварительный отбор) и финальный тур.
Оба раунда онлайн.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПРОСМОТР (БЕСПЛАТНЫЙ УЧАСТИЕ)

        ПРИГЛАШЕНИЕ И ЗАЯВКА (ФИНАЛЬНЫЙ РАУНД)

        • Утвержденные участники получат уведомление по электронной почте с инструкциями по подаче заявки. Обратите внимание, что только участники, прошедшие отборочный тур (предварительный отбор), имеют право принять участие в финальном туре. Чтобы узнать больше, нажмите  здесь .

          Когда ожидать уведомление по электронной почте? Вы можете ожидать его в соответствии с расписанием соревнований (см. Расписание соревнований выше).

          Улучшите доставку электронной почты: добавьте наш адрес электронной почты [email protected]   в свой список контактов электронной почты/адресную книгу.

        — Размер файла изображения: перед отправкой портретной фотографии по электронной почте проверьте размер файла изображения. Измените размер фотографии, если она превышает 1,5 МБ. Зачем это нужно? Потому что ваша фотография будет опубликована на нашем сайте, а очень большие изображения замедляют работу сайтов. Большие изображения улучшают взаимодействие с пользователем, но очень большие (ненужные большие) изображения могут быть причиной низкой производительности или даже зависания веб-страницы.
        — Имя файла изображения: Также проверьте имя файла изображения. Имя файла должно включать ваше имя и ничего больше. Примеры — правильно: John Smith.jpg | неправильно: IMG03234.jpg
        — Формат файла изображения: Мы принимаем только файлы JPEG и PNG.
        — Не отправлять более 1 фото.

        СУДЕЙСТВО

        • Восемь квалифицированных судей будут оценивать материалы для прослушивания.
        • Решение Жюри является окончательным и обжалованию не подлежит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *