Издательство | А. Ф. Смирдин | Сумел снизить цены на свою продукцию, выпустил более 70 собраний сочинений |
Н. М. Карамзин | «Вестник Европы» | |
Н. И. Надеждин | «Телескоп» | |
А. А. Краевский | «Отечественные записки» | |
А. С. Пушкин | «Современник» | |
М. П. Погодин | «Москвитянин» | |
Наука | Н. И. Лобачевский | 1826 г. – создал новую геометрическую систему (Неевклидова геометрия) |
В. В. Петров | 1802 г. – продемонстрировал явление вольтовой дуги и выдвинул идею её применения для сварки металлов | |
П. П. Аносов | Разрабатывал способы выплавки высококачественной стали, возродил секрет изготовления булатной стали | |
П. Л. Шиллинг | 1832 г. – изобрёл электромагнитный телеграф | |
Б. | Создал несколько типов телеграфных аппаратов, в том числе буквопечатающий | |
Н. И. Пирогов | Применил во время операции наркоз и гипсовую повязку | |
Н. М. Карамзин | «История государства Российского» 1818 г. | |
С. М. Соловьёв | 1851 г. – «История России с древнейших времён» | |
Первооткрывательство | И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский | 1803-1806 гг. – кругосветное путешествие, нанесли на карту очертание Сахалина и ряд других островов |
Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев | 1819-1821 гг. – кругосветное путешествие 1820 г. – открытие Антарктиды | |
Г. И. Невельский | Изучено устье реки Амур; доказал, что Сахалин – это остров, а не полуостров | |
Литература 1. Романтизм | К. Ф. Рылеев | «Пустыня», «К N. N.» |
А. А. Бестужев-Марлинский | Фрегат «Надежда» | |
В. А. Жуковский | «Светлана», «Спящая царевна» | |
2. Реализм | А. С. Пушкин | «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Цыганы», «Евгений Онегин» |
М. Ю. Лермонтов | «Демон», «Герой нашего времени» | |
Н. В. Гоголь | «Ревизор», «Мёртвые души» | |
И. С. Тургенев | «Записки охотника» | |
А. Н. Островский | «Гроза», «Бедность не порок» | |
Театр | П. С. Мочалов | Роль Гамлета |
М. С. Щепкин | Образ Фамусова в «Горе от ума» и городничего из «Ревизора» | |
Музыка | М. И. Глинка | Оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» |
А. С. Даргомыжский | Опера «Русалка» | |
А. А. Алябьев | Романс «Соловей» | |
А. Е. Варламов | Романс «Красный сарафан» | |
Живопись 1. Романтизм | О. А. Кипренский | Портрет Жуковского, Пушкина |
В. А. Тропинин | Портрет Пушкина, «Кружевница» | |
А. Г. Венецианов | «Гумно», «На пашне», «На жатве» | |
К. П. Брюллов | «Последний день Помпеи» | |
2. Реализм | П. А. Федотов | «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Анкор, ещё анкор!» |
А. А. Иванов | «Явление Христа народу» | |
Скульптура Классицизм | Б. И. Орловский | Памятники Кутузову и Барклаю де Толли |
И. П. Мартос | Памятник Минину и Пожарскому | |
П. К. Клодт | Конные группы на Аничковом мосту, памятники Крылову и Николаю I | |
Архитектура Классицизм | А. Н. Воронихин | Казанский собор |
А. Д. Захаров | Адмиралтейство | |
О. И. Бове, А. А. Бетанкур | Большой и Малый театры, Триумфальная арка | |
Д. Жилярди | Московский университет | |
К. И. Росси | Дворцовая и Сенатская площади, Михайловский дворец (Русский музей), Александрийский театр, Публичная библиотека, здание Главного штаба и Министерства иностранных дел | |
Эклектика Русско-византийский стиль | К. А. Тон | Большой Кремлёвский дворец, Оружейная палата в Москве, Московский вокзал в Петербурге и Петербургский в Москве, храм Христа Спасителя |
Н. М. Карамзин (историк, литератор) | Успехи в исторической науке. «История государства Российского». Вступил в инициативу установить памятники-мемориалы замечательным людям. «Бедная Лиза» и др. |
Т. Н. Грановский (историк) | Изучал историю Французской революции. История стран и народов представлялась ему единым для всем путём к свободе |
М. П. Погодин (историк) | Отстаивал идеи единения славянских народов |
Н. И. Лобачевский, В. В. Петров (математика и физика) | Создал неевклидову геометрию. Явление вольтовой дуги и её использование для сварки |
П. Л. Шиллинг (физика) | 1832 г. – первая линия электромагнитного телеграфа |
Б. С. Якоби (физик) | 1834 г. – электродвигатель с вращающимся валом. 1838 г. – гальванопластика |
П. П. Аносов (инженер и металлург) | Выплавка стали. 1831 г. – применил микроскоп для исследования структуры стали. 1841 г. – раскрыл секрет изготовления булатной стали |
Отец и сын Черепановы (механика) | Первый паровоз и железная дорога |
Н. И. Пирогов (хирургия) | Основоположник военно-полевой хирургии. В годы Крымской войны впервые использовал наркоз и гипсовую повязку для лечения переломов |
И. Ф. Крузенштерн (учёный-географ) | Во время путешествий нанёс на карту более тысячи километров побережья острова Сахалин |
Ф. Ф. Беллинсгаузен (мореплаватель) | Материк Антарктида |
Е. В. Путятин (гос. деятель, дипломат) | Совершил ещё одно кругосветное путешествие. Заключил договор с Японией |
Г. И. Невельской (исследователь) | Открыл ряд неизвестный территорий, вошёл в низовье Амура. 1850 г. – поселение Николаевский пост |
Образование | 1802 г. – Министерство народного просвещения. 1811 г. – Царскосельский лицей. 1804 г. – Устав, регулирующий деятельность университетов. 1833 г. – университет в Киеве. 1828 г. – Петербургский практический технологический институт. 1830 г. – Московское ремесленное заведение. 1852 г. – Эрмитаж. 1856 г. – Третьяков собирает коллекцию искусств |
В. А. Жуковский | Баллады «Людмила», «Светлана» |
А. А. Бестужев-Марлинский | Исторические повести |
М. Н. Загоскин | Исторические романы «Юрий Милославский» и др. |
А. С. Пушкин | «Борис Годунов», «Путешествие в Арзрум» – реализм. |
И. А. Гончаров | Роман «Обыкновенная история» |
Н. А. Некрасов | Стихи |
И. С. Тургенев | «Записки охотника» |
Ф. М. Достоевский | Повести «Бедные люди», «Белые ночи», «Двойник» |
А. Н. Островский | Социальная комедия «Свои люди – сочтёмся» |
О. И. Бове | Построил новое здание Большого театра |
А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь | Их пьесы ставили в театре |
П. С. Мочалов (актёр) | Играл роли Гамлета и Фердинанда |
М. С. Щепкин (актёр) | Играл роли Фамусова, Городничего |
К. А. Кавос (композитор, дирижёр) | Опера «Иван Сусанин» |
А. Н. Верстовский (композитор) | Опера «Аскольдова могила» |
М. И. Глинка (композитор) | Народная драма «Жизнь за царя», опера-сказка «Руслан и Людмила» |
А. С. Даргомыжский (композитор) | Опера «Русалка» по сюжету А. С. Пушкина |
О. А. Кипренский (художник) | Образы А. С. Пушкина, В. А. Жуковского |
К. П. Брюллов (художник) | «Последний день Помпеи», «Всадница» |
А. А. Иванов (художник) | «Явление Христа народу» |
П. А. Федотов (живописец) | «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Анкор, ещё анкор!», «Свежий кавалер» |
А. Г. Венецианов (живописец) | «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Спящий пастушок», «Гумно» |
А. Д. Захаров (архитектор) | Возвёл здание Адмиралтейства |
А. Н. Воронихин (архитектор) | Казанский собор |
К. И. Росси (архитектор) | Михайловский собор |
Д. И. Жилярди (архитектор) | Московский университет, Екатерининский институт |
К. А. Тон (архитектор) | Храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец, здание Оружейной палаты, здания вокзалов в Москве и Петербурге |
А. Б. Мицкевич (поэт) | Поэмы «Дзяды», «Пан Тадеуш» |
Ю. Словацкий (поэт) | Драмы «Мария Стюарт», «Кордиан» |
Т. Г. Шевченко (поэт) | «Кобзарь», «Гайдамаки» |
Х. А. Абовян (писатель) | Роман «Раны Армении» |
История Европы | Резюме, войны, карта, идеи и колониализм
история Европы , история европейских народов и культур с доисторических времен до наших дней. Европа — более неоднозначный термин, чем большинство географических выражений. Его этимология сомнительна, как и физические размеры области, которую он обозначает. Его западные границы кажутся четко очерченными береговой линией, однако положение Британских островов остается двусмысленным. Для посторонних они кажутся явно частью Европы. Однако для многих британцев и некоторых ирландцев «Европа» в основном означает континентальную Европу. На юге Европа заканчивается на северных берегах Средиземного моря. Тем не менее, для Римской империи это было
Эти вопросы приобрели новое значение, поскольку Европа стала больше, чем географическое выражение. После Второй мировой войны много было слышно о «европейской идее». По существу, это означало идею европейского единства, сначала приуроченную к Западной Европе, но к началу XIX в.90-е, кажется, способны наконец охватить Центральную и Восточную Европу.
Единство Европы — древний идеал. В некотором смысле она была имплицитно предвосхищена Римской империей. В Средние века она была несовершенно воплощена сначала империей Карла Великого, а затем Священной Римской империей и Римско-католической церковью. Позже ряд политических теоретиков предложили планы европейского союза, и Наполеон Бонапарт, и Адольф Гитлер пытались объединить Европу путем завоевания.
Однако только после Второй мировой войны европейские государственные деятели начали искать способы мирного объединения Европы на основе равенства, а не господства одной или нескольких великих держав. У них было четыре мотива: предотвратить дальнейшие войны в Европе, в частности, путем примирения Франции и Германии и помощи в сдерживании агрессии со стороны других; отказаться от протекционизма и политики «нищего соседа», которая практиковалась в период между войнами; соответствовать политическому и экономическому влиянию новых мировых сверхдержав, но на гражданской основе; и начать цивилизовать международные отношения, вводя общие правила и институты, которые будут определять и продвигать общие интересы Европы, а не национальные интересы входящих в нее государств.
Викторина «Британника»
Викторина «Любитель истории»
В основе этой политики лежит убеждение, что у европейцев больше общего, чем разъединяющего, особенно в современном мире. По сравнению с другими континентами Западная Европа мала и чрезвычайно разнообразна, разделена реками и горами, изрезана заливами и ручьями. Он также густонаселен — мозаика разных народов с множеством языков. Очень широко и неадекватно ее народы можно разделить на нордический, альпийский или кельтский и средиземноморский типы, а большую часть их языков отнести либо к романским, либо к германским. В этом смысле европейцев больше всего объединяет их разнообразие; и, может быть, именно это сделало их такими энергичными и воинственными. Хотя плодородные почвы и умеренный климат им исключительно благоприятны, они уже давно доказали свою воинственность. За последовательными волнами вторжений, в основном с востока, последовали столетия соперничества и конфликтов как внутри Европы, так и за ее пределами. Многие европейские поля были полями сражений, и многие европейские города, как говорят, были построены на костях.
Тем не менее, европейцы также были в авангарде интеллектуальной, социальной и экономической деятельности. Как мореплаватели, исследователи и колонисты, они долгое время господствовали над большей частью остального мира и оставили в нем отпечаток своих ценностей, своих технологий, своей политики и даже своей одежды. Они также экспортировали как национализм, так и оружие.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Тогда, в 20-м веке, Европа была близка к самоуничтожению. Первая мировая война унесла более 8 миллионов жизней европейцев, Вторая мировая война унесла более 18 миллионов жизней в боях, бомбардировках и систематическом нацистском геноциде, не говоря уже о 30 миллионах погибших в других местах.
Помимо погибших, войны оставили неизгладимые раны, как психологические, так и физические. Но если Первая мировая война обострила национализм и идеологический экстремизм в Европе, то Вторая мировая война имела почти противоположный эффект. Обожженный ребенок боится огня; и Европа была сильно сожжена. Через пять лет после окончания войны министр иностранных дел Франции Робер Шуман, подстрекаемый Жаном Монне, предложил Германии первый практический шаг к европейскому единству, и канцлер ФРГ Конрад Аденауэр согласился. Среди других участников этого первого шага были государственные деятели Альсид де Гаспери и Поль-Анри Спаак. Все, кроме Монне, были выходцами из языковых и политических границ Европы: Шуман из Лотарингии, Аденауэр из Рейнской области, де Гаспери из северной Италии, Спаак из двуязычной Бельгии. Таким образом, разнообразие Европы способствовало ее стремлению к объединению.
Статья посвящена истории европейского общества и культуры. Для обсуждения физической и человеческой географии континента см. Европа. Для истории отдельных стран см. конкретных статей по названию. Статьи, посвященные конкретным темам европейской истории, включают Византийскую империю; Степь; Первая Мировая Война; и Вторая мировая война. Чтобы узнать о жизни выдающихся европейских деятелей, см. конкретных биографий по именам, например, Карла Великого, Эразма и Бисмарка. Связанные темы обсуждаются в таких статьях, как статьи о религии (например, кельтская религия, греческая религия, германская религия, христианство и иудаизм), литературе (например, английская литература, скандинавская литература и русская литература) и изобразительном искусстве (например, английская литература). , живопись, история и музыка, история).
Ричард Дж. Мейн
Социальные науки | История, дисциплины, будущее развитие и факты
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.