Культура 2 половины 19 века: Культура России во II половине XIX века — Российская Империя

Содержание

«Культура России второй половины XIX века. Живопись». – Учительская газета

Цели урока: – дать представление о русской живописи второй половины XIX века в контексте общечеловеческой культуры, история развития которой не отбросила в прошлое духовные достижения, а внесла их в сегодняшнюю жизнь; – развивать умение ставить вопросы, духовно общаться с образом, увиденным или услышанным в художественном произведении; – воспитывать любовь к художественной культуре, потребность в эмоциональном напряжении и удовлетворении этого желания.

репродукции картин, магнитофон, фортепиано, аудиозаписи. V. Итог урока. – Что на уроке показалось вам важным? Интересным? Как изменился ваш взгляд на культуру второй половины XX века? – Вы составитель сборника о русской живописи второй половины XX века. Статьи о каких художниках вы включите в него и почему? Иллюстрация с сайта:  http://allanick.rusedu.net/post/3609/37964

Оборудование:

Форма: урок-диалог.

Эпиграф:

1. «Перов – губитель искусства, опасный революционер»

2. «Не пропустил он момент, когда народу захотелось сокровенного. И он рассказал о простом, не героическом, близком, так же просто, негромким голосом, очень доверительно. Отсюда взлет и широкий отклик нашло творчество в сердцах многих людей».

М.Шолохов о В. Шукшине

Литература:

И. Долгополов. «Мастера и шедевры» в 3 томах, т.2. – М.: «Изобразительное искусство», 1987.

Н.А.Некрасов. «Стихотворения и поэмы». – М.,1976.

А.П.Чехов. «Сочинения в четырех томах», т.2. – М., Изд. «Правда», 1984.

М.Ю. Лермонтов. «Стихотворения». – М., «Художественная литература», 1984.

И.А.Химик. «Как преподавать мировую художественную культуру». – М., Просвещение, 1994.

Этюды об изобразительном искусстве /сост. Н.И.Платонова, В.Ф. Тарасов/, М. – Просвещение, 1994.

Ф.А. Брокгауз, Н.А.Эфрон. «Энциклопедический словарь», современная версия, – М. Эксмо, 2000.

При изучении культуры на уроках истории иногда уместно использовать принцип минимакса. Показать большое явление через обращение к конкретным его проявлениям, воздействуя на эмоциональную сферу учащихся. При традиционном подходе к изучению культуры деятельность педагога и учащихся похожа на серфинг, скольжение, блуждание без порядка и глубины. Интеграция урока истории с уроком мировой художественной культуры позволяет учащимся прочувствовать человека-современника изучаемого периода, что нравственно и духовно возвышает, актуализирует творческий потенциал ребят. Используя полученный на уроке опыт диалога с веком, позднее дети не пройдут мимо выразительности образов музыкального произведения, живописного полотна или литературного текста. А этот опыт должен стать силой, способной удержать от вольного или невольного варварского отношения к культурно-историческим памятникам. «Дети проходят сквозь отражение жизни в искусстве.., но уже не в качестве читателей, зрителей, а как бы в качестве творцов новой действительности» (М. Горький).

В старшем звене общеобразовательной школы за рамками программы оказывается огромный пласт художественного наследия деятелей отечественной культуры, представляющий богатейшую сокровищницу субъективных переживаний, чувств, мыслей, историко-культурных комментариев. Обращение к этому художественному наследию окажет благотворное влияние на умонастроение учащихся, компенсирует пробелы в учебных программах. Размышления, постановка диалога будут активно способствовать становлению человека и гражданина, постижению своего духовного мира.

Успех урока зависит от умения учителя создать эмоциональный настрой и уровня обученности учащихся в данной области знания. Ученики, которые не проявили активности на уроке, как правило, продолжают размышления после него и выполняют домашнее задание творчески, учитывая успешные и не вполне удачные пробы сил одноклассников.

Ход урока

I. Краткая социально-политическая характеристика времени, в котором жили и творили художники.

– Мы продолжаем знакомство с русской художественной культурой XIX века. Ведущим художественным методом продолжал оставаться реализм. Развитие критического реализма в русской живописи было тесно связано с развитием литературы. Первоначально критический реализм развивался в творчестве писателей-демократов: Чернышевского, Герцена, Некрасова, Успенского. В живописи критический реализм достиг особой силы в творчестве П. Федотова. Во второй половине XIX века наступает новый этап художественного развития, ведущая роль стала принадлежать разночинной интеллигенции, в живописи новое направление нашло яркое выражение в движении передвижников.

9 ноября 1863 г. Девять лучших выпускников Петербургской академии художеств отказались выполнять дипломную работу на заданную мифологическую тему и потребовали себе права свободного выбора, намереваясь написать картины на современные темы. Получив отказ от руководства, бунтари покинули академию и объединились в артель художников. Возглавил бунтовщиков-художников Иван Николаевич Крамской (профессор Тон: «Случись это прежде, вас бы всех в солдаты!», демонстрация портрета Крамского).

В ноябре 1870 г. члены-учредители подписали устав товарищества, предусматривающий не только организацию выставок в Москве и Петербурге, но и в других городах России с целью знакомства широких провинциальных масс с достижениями современной живописи. Всего за годы существования Товарищества передвижных выставок было организовано сорок восемь выставок, пользующихся огромной популярностью.

– Почему? (Учащиеся высказывают предположения).

Большую помощь передвижникам оказал П.М.Третьяков, приобретавший их полотна для своей галереи.

Большинство работ, представленных на уроке, ныне выставлены в Третьяковской галерее.

II. Литературность живописи.

– Вы видите незнакомые картины и уже хрестоматийные, памятные с детства: «Тройка», «Проводы покойника», «Спящие дети»… Шедевры. Но некто, наморщив нос, молвит вяло: «Литературность в живописи XIX века – моветон. Эти иллюстрации рассчитаны на сентиментального зрителя».

Не вступая в споры, прочтем высказывание Репина: «Пусть новейшая художественная критика упрекает наших художников в идеях, называя эти идеи тенденциями. Мы не имеем причины стыдиться этих тенденций, завещанных нам такими писателями, которым как гениальным художникам поклоняется современная Европа (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Тургенев, Толстой). Тенденции эти не идут в разрез с идеалами нашего искусства. Напротив, они одухотворяют и возвышают его. Чистые от всяких корыстных и эгоистических побуждений, они-то и есть идеалы этого искусства, без которых оно не могло бы существовать». Давайте попытаемся почувствовать эту связь. Я прочту фрагменты известных и неизвестных литературных произведений, а вы назовите картину, связанную с ним каким-либо образом.

1. «Что ты жадно глядишь на дорогу» (Н. Некрасов).

2. «Саврасушка, трогай!» (Н. Некрасов).

3. «Губы бескровные, веки упавшие» (Н. Некрасов).

4. «Женщины вообще, после вашего поступка» («Бесприданница». Н. Островский).

5. «За обедом Модест Алексеич ел много…» («Анна на шее». А.Чехов).

6. «Товарищ, я вахту не в силах стоять» (русская народная песня).

7. «Подмастерья надо мной насмехаются…» («Ванька Жуков». А. Чехов).

8. «Кусок лишь хлеба он просил» (М. Лермонтов).

– А какие ассоциации с литературными произведениями возникли у вас? (Учащиеся высказывают предположения, что, например, с картиной В. Перова «Проводы покойника» созвучно стихотворение Некрасова «Саврасушка, трогай!»)

III. Анализ произведений (самостоятельная деятельность учащихся).

Художник, писатель, композитор – каждый их них летописец своего времени. Но поистине права народная мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Взгляните на картины! Вмиг станет ясно, в какую невозвратную пропасть кануло прошлое. Голос совести, гражданское чувство художника сделало, казалось бы, невозможное.

Пластически совершенно, остро раскрыты будни трудового народа. Но не ждите в его полотнах страстей, эффектов. Все обыденно. Скупо. Правдиво.

И эта истина куда ужаснее любой лжи. Тишина, царящая почти на всех холстах, куда пронзительнее шума и грохота, крика.

Внимательно пронаблюдайте, посмотрите на репродукции и сформулируйте по 1-2 вопроса, который вы зададите классу. Вопросы задавайте любые, используйте понятия: композиция, композиционный центр, колорит, сюжет, гармония, цветовой тон, симметрия, ритм, интерьер, а также свои знания, полученные при работе дома. Время – 3 мин.

(Работают учащиеся при музыкальном сопровождении: Л. Бетховен. Соната № 8).

– Задавайте вопросы. Спасибо!

Хотелось бы, чтобы вы замечали второстепенные детали, то, что скрыто от беглого первоначального взгляда. Когда вы работали над фантазиями по картинам П. Федотова, интерпретировать характер персонажа и роль предметов можно было свободно. Сегодня учитывайте только факты, мыслите логически. Как, например, Д. Вивгарь и К. Шишов написали анализ картины В. Перова «Проповедь в селе».

В село приехал проповедник,

Стал говорить, чтоб в ведьм

бросали веник,

Чтоб колдунов сжигали на кострах,

И не внушали они людям страх.

Запоминали все внимательно

крестьяне,

И станут воевать они с чертями,

Но засыпали многие селяне –

Гореть в аду им алыми огнями.

А кто-то чешет ухо:

Ведь проповедь наводит скуку;

Заигрывал с девицей молодец,

А рядом спит ее отец.

А кто-то думает:

«Вдруг люстра упадет

И голову кому-то разобьет.

И только дети слушают

внимательно,

Им это кажется все занимательным.

– Еще вопросы? Спасибо.

Станковая картина имеет свою судьбу, она подобна живому существу. Ее появление связано с любовью к искусству, вначале лишь чистый холст, час за часом, день за днем, а иногда год за годом, и, наконец, наступает миг, когда, одетая в раму, появляется она перед людьми, юная, неповторимая, дышащая свежестью первооткрытия. Потом у картины начинается биография: она поступает либо на выставку, либо в музей или к коллекционеру.

Иногда пора зрелости картины продолжается веками, холст переживает иногда годы славы, а порою его постигает забвение, и картина пылится во тьме непризнания.

Впрочем, полотно понемногу стареет, постепенно краски меркнут, масла темнеют, холст покрывается трещинами. Но его старение лишь внешнее, физическое. Ни трещины, ни пятна не могут погасить огонь вечной души искусства, той, которую вложил в картину создатель-художник.

Известно, что цветы реагируют не только на свет, влагу, тепло, но и на добро и зло, тянутся к тем, кто ухаживает за ними, чахнут и болеют, если их оставляют в небрежении. Словом, им свойственны многие чудесные качества.

Не менее сложна жизнь картины – этого цветка, созданного человеком.

Картина отвечает нам добром за внимание, она как бы раскрывается навстречу нам, если мы внимательно изучаем ее. Тогда она отдает нам часть огромного духовного заряда, который вложил в нее когда-то художник.

– Знакома вам эта картина?

(Демонстрируется «Над вечным покоем» И. Левитана).

– Вглядитесь в нее повнимательнее. Выразите свое ощущение одним-двумя словами.

– Послушайте песню «Владимирская Русь» в исполнении группы «Черный кофе». Сравните созвучие образов картины и музыки, а также своего настроения. (Звучит музыка).

– Пожалуйста, ваши впечатления.

IV. Итог урока.

– Что на уроке показалось вам важным? Интересным? Как изменился ваш взгляд на культуру второй половины XIX века?

V. Домашнее задание.

На выбор:

– Выскажите собственное отношение к творчеству мастеров этого периода.

– Составьте проверочный тест по изученной теме.

– Вы составитель сборника о русской живописи второй половины XIX века. Статьи о каких художниках вы включите в него и почему?

Руженна Гардымова, учитель истории, учитель года Кубани-2004

Культура второй половины XIX века

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  города Ростова-на-Дону «Школа № 60 имени пятого гвардейского  Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного  Будапештского корпуса»

Доклад по Истории

По теме:

Культура второй половины 19 века

Подготовил ученик 8  “Е” класса

Малахов В.В

Принял учитель истории

Янковская Н.В.

        

        

Просвещение и печать

В течение второй половины XIX в. значительно повысился уровень грамотности народа: в 1860-е гг. читать умело лишь 6% населения, в 1897 г. — 21 %. В первые годы после крестьянской реформы бурно росло число церковных школ для народа. Впоследствии их вытеснили государственные и земские школы, лучше обеспеченные и организованные. Там, где не было ни церковных, ни земских, ни государственных школ, крестьяне в складчину заводили свои школы. В распространении просвещения среди взрослых большую роль сыграли воскресные школы. Несмотря на все усилия, число грамотных людей в России далеко не соответствовало потребностям молодого российского капитализма. Причиной тому был и недостаток средств, выделяемых на нужды образования, и соперничество между светской и церковной школой.

Значительно шагнуло вперед среднее образование: его давали классические гимназии (в них упор делался на гуманитарные предметы) и реальные гимназии (впоследствии — реальные училища), в которых больше внимания уделялось естественным и точным наукам. Число гимназий и училищ во второй половине XIX в. значительно увеличилось. Было основано в эту эпоху и два новых университета — Томский и Новороссийский (в Одессе) — однако главное внимание уделялось специальным высшим учебным заведениям. Их было основано около тридцати, в том числе Московское высшее техническое училище, Петровско-Разумовская сельскохозяйственная академия и др. В пореформенной России возникают и женские высшие учебные заведения — курсы профессора В.И.Герье в Москве и профессора К.Н.Бестужева-Рюмина в Петербурге.

Политика правительства в сфере просвещения характеризовалась значительными колебаниями. Университетская реформа 1863 г. вернула университетам автономию. Однако среднее образование уже в 1871 г. подверглось реакционному переустройству: в классических гимназиях значительно усилилось преподавание мертвых языков (латыни и древнегреческого) , а реальные гимназии превратились в училища, из которых нельзя было поступить в университет. Был ужесточен правительственный надзор за студенчеством, за земскими начальными школами.

В 1883 г. университеты вновь лишились автономии, гонениям подверглись женские курсы. В 1887 г. министр народного просвещения издал получивший скандальную известность «циркуляр о кухаркиных детях». На пороге XX в. правительство пыталось восстановить порядки Николая I, придавая образованию сословный характер.

С 1880-х гг. при поддержке правительства усиленно создавались церковные школы для народа — в них власти видели охранительную силу, пытались с их помощью вытеснить земскую школу. Колебания и зигзаги правительственной политики болезненно отражались на культурном развитии страны.

Распространению просвещения способствовали публичные библиотеки, музеи, всевозможные курсы и кружки, учреждавшиеся различными общественными организациями. Радикальная интеллигенция нередко использовала просветительские организации для пропаганды своих взглядов, а правительство стесняло их деятельность. В пореформенную эпоху был создан ряд крупнейших музеев — Исторический музей и Третьяковская картинная галерея в Москве, Русский музей в Петербурге.

В 1890 г. Россия стала третьей в мире (после Германии и Франции) страной по количеству названий выпускаемой литературы. Издатели К.Т.Солдатенков, Ф.Ф.Павленков занимались популяризацией научных идей, публиковали авторов демократической ориентации. Магнат прессы А.С.Суворин

сосредоточил в своих руках крупнейшее издательство и популярную газету «Новое время». И.Д.Сытин выпускал дешевую литературу для народа.

Наука

Солидная база, созданная развитием науки и просвещения в первой половине XIX в., потребности капиталистической экономики в пореформенной России способствовали блестящим успехам естественных и точных наук во второй половине XIX в. Мировую известность приобрели исследования математика П.Л.Чебышева, физиков А.Г.Столетова и П.НЛебедева.

Величайшим научным открытием стал периодический закон химических элементов, сформулированный Д.И.Менделеевым. А.М.Бутлеров провел глубокие исследования в сфере органической химии. Психологию и высшую нервную деятельность животных и человека изучали И.И.Сеченов и И.П. Павлов. И.И.Мечников работал в сфере бактериологии. Значительные успехи были достигнуты и в географических исследованиях: Н.М.Пржевальский изучал Центральную Азию, Н.Н.Миклухо-Маклай — Океанию.

Вторая половина ХГХ в. ознаменовалась рядом технических открытий: Г.Ш.Яблочков и А.Н.Лодыгин сконструировали электрические лампы, А. С.Попов — радиоприемник В 1880-е гг. была построена первая в России электростанция, электричество стало применяться при освещении городов. Входят в быт телеграф и телефон.

Блестящие достижения точных и естественных наук укрепляли в среде интеллигенции культ разума, науки, точных знаний. Многие выдающиеся русские ученые были атеистами и материалистами. Материалистических взглядов в философии и социологии придерживались Чернышевский, Добролюбов, Писарев.

Иную позицию занимали позитивисты: они считали, что человек не должен задаваться общими философскими вопросами (например, о том, что первично — материя или сознание), а должен сосредоточиться на конкретных научных исследованиях. Позитивистами были многие либералы, в том числе видный философ К.Д.Кавелин, близок к этому течению был и Н.К.Михайловский.

Материалистам и позитивистам противостояли религиозные философы, наиболее яркими из которых были К.Н.Леонтьев (1831-1891) и Вл.С.Соловьев (1853-1900). И Соловьев и Леонтьев утверждали, что человек и весь материальный мир созданы Богом и подвластны ему. Леонтьев обосновывал с помощью этой идеи необходимость самодержавной власти и общественного неравенства, говорил о неизбежности страданий и несправедливости. Соловьев же считал идею Бога основой для внесения в жизнь начал добра, справедливости, милосердия.

Во второй половине XIX в. на значительную высоту поднялась российская историческая наука. Великий историк С.М.Соловьев создал фундаментальную «Историю России с древнейших времен». Следуя взглядам Гегеля, он изобразил русскую историю как борьбу противоположностей — созидательного государственного начала и разрушительных антигосударственных тенденций (народных бунтов и др.). Ученик Соловьева В.О.Ключевский, близкий по взглядам к позитивистам, больше внимания уделил народной жизни, быту, социально-экономической истории и изложил результаты своих исследований в блестящем «Курсе русской истории».

        

Литература и искусство

Литература пореформенной эпохи опиралась на традиции «золотого века» русской литературы — эпохи Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Социальная напряженность второй половины XIX в., предвещавшая грандиозные катастрофы, колоссальные психологические перегрузки, которые испытывал человек пореформенной России, заставляли великих писателей задумываться над самыми глубокими вопросами — о природе человека, о смысле жизни, о сущности бытия. Вершиной русской литературы стали произведения Ф.М.Достоевского (1821-1881) — «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание» и Л.Н.Толстого (1828-1910) — «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение». Творчество Толстого и Достоевского неотделимо от их религиозных исканий.

Чутко реагировал на изменения в духовной атмосфере России И.С.Тургенев (1818-1883): его роман «Отцы и дети» отразил раскол между различными поколениями русского общества и выход на общественную сцену нового героя — интеллигента-разночинца. Проникнуть в глубины народного миросозерцания стремился Н.С.Лесков: поприщем же М.Е.Салтыкова-Щедрина была сатира. В 1880-е гг„ известность приобрели произведения А.П.Чехова (1860-1904) и В. М.Гаршина (1855-1888), отразившие уныние и растерянность, которые охватили в эти годы интеллигенцию.

Демократический дух 1860-х гг. с особой силой сказался в развитии русской живописи. В 1863 г. группа выпускников Академии художеств отказалась от участия в конкурсе на золотую медаль, не желая создавать, как было принято, картины на религиозные и мифологические сюжеты. В 1870 г. участники протеста организовали «Товарищество передвижных выставок»: следуя популярным в среде интеллигенции просветительским настроениям, они намеревались знакомить со своей живописью самые широкие слои русского общества.

К числу передвижников принадлежали И.Н.Крамской (1837-1887), мастер портретной живописи, В.Г.Перов (1833-1882), создававший сатирические и обличительные картины («Сельский крестный ход на Пасху» и др.). Крупнейшей фигурой среди передвижников был И.Е.Репин (1844-1930), поразивший современников такими полотнами, как «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Обращение к российской истории было весьма характерно для передвижников — оно стимулировалось их демократической ориентацией, интересом к разным аспектам народной жизни. Знаменитые картины на историческую тематику были написаны В.И.Суриковым («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»).

Большую роль в художественной жизни России играла деятельность богатых предпринимателей-меценатов, например, П.М. и С.М. Третьяковых, передавших свою галерею в дар Москве. Акции меценатов ярко свидетельствовали о повышении культурного уровня и общественного веса молодой русской буржуазии.

Демократический дух 1860-х гг. заметно отразился и на развитии музыки и театра. Композиторы М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, М.А.Балакирев, Н.А.Римсский-Корсаков (за ними утвердилось название «Могучая кучка», данное критиком В.В.Стасовым) создавали оперы, используя сюжеты из русской истории и народные песни. В Москве и Петербурге в 1860-е гг. открылись первые русские консерватории.

Наиболее крупным русским драматургом второй половины XIX в. был А.Н.Островский, пьесы которого бичевали общественные пороки. Творчество Островского неразрывно связано с Малым театром в Москве. Здесь играли великие актеры П.М.Садовский, А.П.Ленский, М.Н.Ермолова. Выделялся также Александрийский театр в Петербурге.

Периодические издания Великобритании XIX века, часть II: Империя

Британские периодические издания девятнадцатого века, часть II:

Empire

Запросить пробную версию Свяжитесь с вашим торговым представителем


Периодические издания Великобритании девятнадцатого века, часть II:

Запросить пробную версию Свяжитесь с вашим торговым представителем

Узнайте, как имперское господство повлияло на британскую жизнь и общество в викторианскую эпоху

Британские периодические издания девятнадцатого века, часть II: Империя обращает внимание на роль, которую Великобритания играла за пределами своих границ в качестве имперской державы на протяжении девятнадцатого века.

Полные тиражи 91 периодического издания отображают столетие, в котором Великобритания расширила свое влияние, достигнув новых высот в построении империи. Коллекция, полученная из Британской библиотеки, Национальной библиотеки Шотландии и Национальной библиотеки Австралии, содержит периодические издания из Австралии, Канады, Цейлона, Индии, Новой Зеландии и Южной Африки.

 

Имея более миллиона страниц текста с возможностью поиска, пользователи могут искать статьи об отмене работорговли в Британской империи в 1807 году, читать отчеты о первых опиумных войнах (1839–1842 гг.), оценивать реакцию до принятия королевой Викторией титула императрицы Индии в 1876 году и последовали за европейскими державами в их «борьбе за Африку» в 1880-х и 1890-х годах. Диапазон названий был выбран командой из более чем двадцати редакторов во главе с профессором Джоанн Шатток из Лестерского университета. Все редакторы являются специалистами в области исследований девятнадцатого века, и большинство из них работают в крупных академических учреждениях Великобритании, включая Университетский колледж Лондона, Кембриджский университет и Ройал Холлоуэй.

Редакторы выбирали периодические издания, чтобы отразить весь спектр колониальных и постколониальных исследовательских интересов: путешествия, литература, антропология, социальные реформы, филантропия, политика, экономика и наука. Это действительно междисциплинарный архив, в котором журналистика освещает все аспекты жизни империи, что делает его бесценным ресурсом для студентов и исследователей литературы и культуры, религии, империи, феминизма, науки, техники и медицины XIX века.

Этот ресурс включает в себя:

  • Доступ к Справочнику английских газет и периодических изданий Ватерлоо, в котором указаны цены на периодические издания, издатели, редакторы, типографии, тиражи, размеры и т. д.
  • Яркие изображения, включая картины, карты, оригинальные иллюстрации, карикатуры и рисунки
  • Хронология
  • Библиография, относящаяся к империи
  • Очерки уважаемых ученых, в том числе Мэр ни Флатуин из Ноттингемского университета и Роберта Берроуза из Ноттингемского Трентского университета

ПОПУЛЯРНОЕ ОТЗЫВ

«[Беспрецедентный] по своему диапазону и потенциалу, представляет интерес для историков и исследователей литературы и культуры девятнадцатого века, империи, феминизма, истории книги, творчества и исполнительского искусства, спорта и досуг, наука и медицина, профессии, короче говоря, все аспекты жизни девятнадцатого века, которые освещала пресса».

— Джоан Шатток, главный редактор

Заглянуть внутрь

Комплектация продукта

Комплектация продукта

Интерфейс продукта

Дополнительная информация

затронутые темы
  • азиатские исследования
  • японоведение
  • Исследования Южной и Юго-Восточной Азии
  • британские исследования
  • европейские исследования
  • Гендерные и женские исследования
  • Гуманитарные и социальные науки
Консультативный совет

Посмотреть полный список советников

  • Консультативный совет
Вспомогательные материалы

Просмотрите и загрузите эти PDF-файлы

  • Академическое резюме
  • Брошюра
  • Руководство по исследованиям

Функции и инструменты платформы

Частота терминов

Исследователи могут видеть частоту поисковых запросов в наборах контента, чтобы начать определять основные темы и оценивать, как люди, места, события и идеи взаимодействуют и развиваются с течением времени.

Средство поиска тем

Группируя часто встречающиеся темы, этот инструмент выявляет скрытые связи в поисковых запросах, помогая формировать исследования путем интеграции разнообразного контента с релевантной информацией.

Возможность перекрестного поиска

Поиск по содержимому дополнительных продуктов из первоисточников, включая книги, в единой интуитивно понятной среде, обеспечивающей новые инновационные исследовательские связи.

Культурная антропология | Определение, примеры, темы, история и факты

Бенедикт, Рут

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Джамбаттиста Вико Джон Уэсли Пауэлл Франц Боас Сэр Эдвард Бернетт Тайлор Бронислав Малиновский
Похожие темы:
культурная глобализация культурная зона культурная эволюция транснационализм этнография

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

культурная антропология , основной раздел антропологии, занимающийся изучением культуры во всех ее аспектах и ​​использующий методы, понятия и данные археологии, этнографии и этнологии, фольклора и лингвистики при описании и анализе самых разных народов мира.

Определение и область применения

Этимологически антропология — это наука о человеке. В действительности, однако, это лишь одна из наук о человеке, объединяющая те дисциплины, общие цели которых состоят в том, чтобы описать людей и объяснить их на основе биологических и культурных характеристик популяций, среди которых они распределены и чтобы со временем подчеркнуть различия и вариации этих популяций. Понятию расы, с одной стороны, и культуре, с другой, уделялось особое внимание; и хотя их значение до сих пор является предметом споров, эти термины, несомненно, являются наиболее распространенными в словаре антропологов.

Антропология, занимающаяся изучением человеческих различий, родилась после того, как Эпоха Великих географических открытий открыла общества, которые остались за пределами технологической цивилизации современного Запада. На самом деле область исследования сначала была ограничена теми обществами, которым давали один неудовлетворительный ярлык за другим: «дикие», «примитивные», «племенные», «традиционные» или даже «дописьменные», «доисторические». и так далее. Общим для таких обществ было, прежде всего, то, что они были самыми «отличными» или самыми чуждыми для антрополога; и на ранних этапах антропологии антропологи всегда были европейцами или североамериканцами. Дистанция между исследователем и объектом его изучения была характерной чертой антропологического исследования; об антропологе было сказано, что он был «астрономом наук о человеке».

Сегодня антропологи изучают не только примитивные общества. Их исследования распространяются не только на сельские общины в современных обществах, но и на города, даже на промышленные предприятия. Тем не менее первая область исследований антропологии, которая, быть может, и остается самой важной, сформировала ее специфическую точку зрения по отношению к другим наукам о человеке и определила ее тему. Если, в частности, речь идет об обобщении паттернов человеческого поведения, наблюдаемых во всех их измерениях, и о достижении полного описания социальных и культурных явлений, то это потому, что антропология наблюдала небольшие общества, которые проще или, по крайней мере, более однородны, чем современные общества, и которые меняются медленнее. Таким образом, их легче увидеть целиком.

То, что только что было сказано, особенно относится к области антропологии, занимающейся культурными характеристиками человека. Фактически антропология постепенно разделилась на две большие области: изучение биологических особенностей человека и изучение его культурных особенностей. Причины этого раскола многообразны, одна из них — отказ от первоначальных ошибок в отношении корреляции между расой и культурой. Вообще говоря, обширная область антропологии 19-го века была разделена на ряд все более специализированных дисциплин, использующих свои собственные методы и приемы, которым давали разные названия в соответствии с национальными традициями.

Различие между физической антропологией и культурной антропологией

Таким образом, две большие дисциплины — физическая антропология и культурная антропология — и такие родственные дисциплины, как предыстория и лингвистика, теперь охватывают программу, которая первоначально была создана для единственного изучения антропологии. Эти две области в значительной степени автономны, имеют свои отношения с дисциплинами за пределами антропологии; и маловероятно, что сегодня кто-либо из исследователей работает одновременно в области физической и культурной антропологии. Универсал стал редкостью. С другой стороны, поля не были отрезаны друг от друга. Специалисты в этих двух областях до сих пор сотрудничают по конкретным генетическим или демографическим проблемам и другим вопросам.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Доисторическая археология и лингвистика также тесно связаны с культурной антропологией. Индуктивной постановкой проблемы эволюции человечества археология способствовала созданию первых концепций антропологии, и до сих пор археология необходима для раскрытия прошлого наблюдаемых обществ. Во многих областях, когда речь идет об интерпретации использования рудиментарных орудий или определенных элементарных религиозных явлений, предыстория и культурная антропология взаимно помогают друг другу. «Примитивные» общества, еще не достигшие металлического века, все еще существуют.

Связи между лингвистикой и культурной антропологией многочисленны. На чисто практическом уровне культурный антрополог должен пройти лингвистическое ученичество. Он не может обойтись без знания языка изучаемого им народа, и часто ему приходилось делать первый обзор его. Более того, одной из его основных задач было собрать различные формы устного выражения, включая мифы, народные сказки, пословицы и так далее. На теоретическом уровне культурная антропология часто использовала концепции, разработанные в области лингвистики: при изучении общества как системы коммуникации, при определении понятия структуры и при анализе того, как человек организует и классифицирует весь свой опыт взаимодействия с другими людьми. Мир.

Культурная антропология поддерживает связи с большим количеством других наук. Например, о социологии говорили, что она была почти сестрой-близнецом антропологии. Предположительно, они различаются по своей области исследования (современные общества против традиционных обществ). Но контраст вынужденный. Эти две общественные науки часто встречаются. Таким образом, изучение колониальных обществ заимствовано как из социологии, так и из культурной антропологии. И уже было замечено, как культурная антропология все чаще и чаще вмешивается в городские и индустриальные области, которые классически являются областью социологии.

Также имел место плодотворный обмен мнениями с другими дисциплинами, весьма отличными от культурной антропологии. В политической науке дискуссия о концепции государства и его происхождении подпитывается культурной антропологией. Экономисты тоже полагались на культурную антропологию, чтобы увидеть понятия в более сравнительном свете и даже бросить вызов самому понятию «экономического человека» (подозрительно похожего на капиталиста 19-го века, почитаемого экономистами-классиками). Культурная антропология принесла в психологию новые основания для размышлений о понятиях личности и формирования личности. Это позволило психологии разработать систему межкультурной психиатрии, или так называемой этнопсихиатрии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *