Искусство россии 19 века: Русское искусство первой половины XIX века — Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Тема 13. Искусство России XIX века

  • Русское искусство первой половины XIX века. Всенародный подъем, связанный с Отечественной войной 1812 г. Война и восстание декабристов в русской культуре первой трети столетия.Острые противоречия времени в 40-е годы. Романтические мотивы литературе и искусстве, что естественно для России, уже более столетия вовлеченной в общеевропейский культурный процесс. Путь от классицизма к критическому реализму через романтизм.

  • Возросшая общественная роль художника, значимость его личности, право на свободу творчества, в котором все более остро поднимаются социальные и нравственные проблемы; создание художественных обществ и специальных журналов («Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», «Журнал изящных искусств», «Общество поощрения художников», «Русский музеум», «Русская галерея»), провинциальных художественных школ.

    Главенствующий стиль этого времени – зрелый, или высокий, классицизм (русский ампир).

  • Архитектура первой трети века – это решение больших градостроительных задач. В Петербурге завершается планировка основных площадей столицы: Дворцовой и Сенатской. Особенно интенсивно после пожара 1812 г. строится Москва. Идеалом становится античность в ее греческом (и даже архаическом) варианте. Используется дорический (или тосканский) ордер, суровый и лаконичный. Огромную роль в общем облике здания играет скульптура, имеющая определенное смысловое значение. Многое решает цвет, обычно архитектура высокого классицизма двухцветна: колонны и лепные статуи – белые, фон – желтый или серьги. Среди зданий главное место занимают общественные сооружения: театры, ведомства, учебные заведения, значительно реже возводятся дворцы и храмы.

  • А.Воронихин – крупнейший архитектор этого времени (Казанский собор).

    А. Захаров с 1805 г. – «главный адмиралтейств архитектор» (Адмиралтейство как главный ансамбль Петербурга). К.Росси – ведущий петербургский архитектор первой трети XIX в. («русского ампира»), «мыслящий ансамблями»: дворец или театр превращались у него в градостроительный узел из площадей и новых улиц (Михайловский дворец,теперь Русский музей; здание Александрийского театра; здание Сената на знаменитой Сенатской площади). «Самый строгий» из всех архитекторов позднего классицизма В.Стасов (Павловские казармы на Марсовом поле, «Конюшенное ведомство» на набережной Мойки, полковой собор Измайловского полка, триумфальные Нарвские и Московские ворота, интерьеры Зимнего дворца после пожара), который везде подчеркивает массу, ее пластическую тяжесть, статичность, внушительность и тяжеловесность. Исаакиевский собор в Петербурге (О.Монферран) – один из последних выдающихся памятников культового зодчества в Европе XIX века, объединившего лучшие силы архитекторов, скульпторов, живописцев, каменщиков и литейщиков, пример утраты классицизмом своей гармонии, утяжеления, усложнения.

  • Связь скульптуры первой половины столетия с развитием архитектуры: статуи Барклая-де-Толли и Кутузова у Казанского собора (Б.Орловский), давшего символам героического сопротивления красивое архитектурное обрамление. Демократичность русской скульптура 30-40-х годов XIX в. («Парень, играющий в бабки» Н.Пименова, «Парень, играющий в свайку» А.Логановского). Два направления в скульптуре середины века: одно, идущее от классики, но пришедшее к сухому академизму; другое обнаруживает стремление к более непосредственному и многостороннему отображению реальности, оно получает распространение во второй половине века, но черты монументального стиля оба направления постепенно утрачивают.

  • Истинные успехи живописи в романтизме. В портретном жанре ведущее место занимает О.Кипренский (картина «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем», давшая право на пенсионерскую поездку за границу; портреты Е. Ростопчина, Д.Хвостова, мальчика Челищева, полковника лейб-гусаров Е.Давыдова – собирательный образ героя войны 1812 г.).

  • Романтизм находит свое выражение и в пейзаже. С.Щедрин («Вид Неаполя в лунную ночь») первым открыл для России пленэрную живопись: он писал на открытом воздухе этюды, а завершал картину («украшал») в мастерской. В последних работах Щедрина все отчетливее проявлялся интерес к светотеневым эффектам. Как портретист Кипренский и баталист Орловский, пейзажист Щедрин часто писал жанровые сценки.

  • Преломление бытового жанра в портретах В.Тропинина (портрет сына Арсения, портрет Булахова), художника, лишь к 45 годам освободившегося от крепостной зависимости. Лучшие из портретов Тропинина отмечены высоким художественным совершенством, искренностью образов, живостью и непосредственностью, которые подчеркиваются умелым освещением.

  • Тропинин только ввел жанровый элемент в портрет. «Отец русского бытового жанра» – А.Венецианов («Жнецы», «Весна. На пашне», «Крестьянка с васильками», «Утро помещицы»), который соединил в своем творчестве элементы классицизма, романтизма, сентиментализма и натурализма, т.е. всех «живых» на начало XIX века художественных течений.

    Он не вскрывал острых коллизий жизни крестьянина, не поднимал «больных вопросов» современности. Он рисовал патриархальный быт, но не вносил в него поэтичность извне, не придумывал ее, а черпал ее в самой народной жизни.

  • Развитие русской исторической живописи 30-40-х годов под знаком романтизма. «Гений компромисса» между идеалами классицизма и нововведениями романтизма – К.Брюллов («Нарцисс» – этюд, превратившийся в картину; «Последний день Помпеи» – главное произведение художника, показывающее величие и достоинство человека перед лицом смерти). Центральная фигура в живописи середины века – А.Иванов (картина «Явление Христа народу», отразившая страстную веру художника в нравственное преобразование людей, в совершенствование человека, ищущего свободы и правды).

  • Главные истоки для жанровой живописи второй половины столетия лежат в творчестве

    П.Федотова, сумевшего выразить дух России 40-х годов.Путь от простого бытописательства к претворениюв образах проблем русской жизни: «Сватовство майора» (обличение браков обедневших дворян с купеческими «денежными мешками»), «Разборчивая невеста» (сатира на брак по расчету), «Завтрак аристократа» (обличение пустоты светского хлыща, пускающего пыль в глаза), «Анкор, еще анкор!» (трагическое ощущение бессмысленности существования), «Свежий кавалер»…Искусство Федотова завершает развитие живописи первой половины XIX в. и открывает новый этап – искусство критического (демократического) реализма.

  • Русское искусство второй половины XIX века.Менее бурно в этот период развиваются скульптура и архитектура. Средства художественной выразительности классицизма противоречат задачам, которые ставила архитектура второй половины XIX в.

    Историзм (ретроспективное стилизаторство, эклектика) как реакция на каноничность классицистического стиля. Новые типы зданий периода капитализма требовали новых разнообразных композиционных решений, которые архитекторы начали искать в декоративных формах прошлого, используя мотивы готики, ренессанса, барокко, рококо.

  • 1840-е годы: увлечение Ренессансом, барокко, рококо. В духе необарокко и неоренессанса исполнены некоторые интерьеры, Николаевский дворец. В 70-80-е годы классицистические традиции в архитектуре исчезают. Введение металлических покрытий, каркасных металлических конструкций вызвало к жизни рациональную архитектуру с ее новыми функциональными и конструктивными концепциями. Техническая и функциональная целесообразность при возведении новых типов зданий: промышленных и административных, вокзалов, пассажей, рынков, больниц, банков, мостов, театрально-зрелищных сооружений.

  • Кризис монументализма сказался и на развитии монументальной скульптуры. Памятники становятся излишне патетичными, дробными по силуэту, детализированными (памятник Екатерине II в Петербурге) или камерными по духу (памятник Пушкину в Москве).Во второй половине XIX в. развивается станковая скульптура, в основном жанровая, повествовательная, выглядит как переведенная в скульптуру жанровая картина (М.Чижов «Крестьянин в беде», В.Беклемишев «Деревенская любовь»). Получает развитие анималистический жанр (Е.Лансере и А.Обер), что сыграло большую роль в развитии русской реалистической скульптуры малых форм.

  • Во второй половине XIX столетия критическое отношение к действительности, ярко выраженные гражданственная и нравственная позиции, остросоциальная направленность характерны и для живописи, в которой формируется новая художественная система видения, выразившаяся в критическом реализме.Тесная связь живописи и литературы. Художники как иллюстраторы, прямолинейные толкователи остросоциальных проблем русского общества.

  • Душа критического направления в живописи В.Перов, подхвативший дело Федотова и сумевший просто и пронзительно показать стороны простой будничной жизни: неприглядный облик священнослужителей («Сельский крестный ход на Пасхе»), беспросветную жизнь русских крестьян («Проводы покойника»), быт городской бедноты («Тройка») и интеллигенции («Приездгувернантки в купеческий дом»).

  • Борьба за право искусства обратиться к реальной, действительной жизни в Петербургской Академии художеств («бунт 14-ти»). Объединение выпускников Академии, отказавшихся писать программную картину на одну тему скандинавского эпоса (вокруг столько современных проблем!), в

    Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923). Передвижными эти выставки назывались потому, что их устраивали в Петербурге, Москве, провинции («хождение в народ»).Каждая выставка «передвижников» как огромное событие. Идейная программа Товарищества: отражение жизни со всеми ее острыми социальными проблемами, во всей злободневности. Искусство передвижников как выражение революционно-демократических идей в художественной культуре второй половины XIX в.Товарищество было создано по инициативе Мясоедова, поддержано Перовым, Ге, Крамским, Саврасовым, Шишкиным, братьями Маковскими. Позже к ним присоединились молодые художники; Репин, Суриков, Васнецов, Ярошенко. С середины80-х годов участие в выставках принимают Серов, Левитан, Поленов. Вождь и теоретик передвижничества И.Крамской.

  • Батальный жанр в 70-80-е годы. В.Верещагин («Апофеоз войны») как близкий своей деятельностью передвижникам (организационно к ним не принадлежал). Свои выставки устраивал в разных частях света и идею передвижничества осуществил очень широко.

  • Демократизм в жанре пейзажа. Мало эффектный внешне среднерусский пейзаж, суровая северная природа как главная тема живописцев. А.Саврасов («Грачи прилетели», «Рожь», «Проселок») – «царь воздуха», умевший отыскать в самом простом те глубоко пронзительные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. …Иная концепция пейзажа в творчестве Ф.Васильева («После дождя», «Оттепель», «Мокрый луг») – «гениального мальчика», открывшего для пейзажной живописи «живое небо», показавшего своей «моцартианской» судьбой, что жизненный счет ведется не на прожитые годы, а на то, насколько готов человек видеть, творить, любить и удивляться.В.Поленов («Московский дворик», «Христос и грешница») много занимался бытовым и историческим жанром., в которых пейзаж играл огромную роль. Поленов – настоящий реформатор русской живописи, развивавший ее на пути пленэризма. Его понимание этюда как самостоятельного художественного произведения оказало большое влияние на живописцев последующего времени.И.Левитан как продолжатель традиций Саврасова и Васильева («Березовая роща», «Вечерний звон», «У омута», «Март», «Золотая осень»), «огромный, самобытный, оригинальный талант», «лучший русский пейзажист».

  • Вершиной демократического реализма в русской живописи второй половины XIX в. справедливо считается творчество Репина и Сурикова, которые каждый по-своему создали монументальный героический образ народа.И.Репин («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали») – «великий реалист», работавший в самых разных жанрах, от фольклора до портрета, сумевший выразить национальные особенности русской жизни ярче других живописцев. Его художественный мир целен, поскольку «просвечен» одной мыслью, одной любовью – любовью к России.В творчестве В.Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Взятие снежного городка») историческая живопись обрела свое современное понимание. Суриков как «свидетель прошлого» сумел показать «страшные были минувшего, представил в своих образах человечеству героическую душу своего народа».Рядом с Суриковым в русском историческом жанре второй половины XIX в. работали и другие художники. В творчестве В.Васнецова преобладает сказочный, фольклорный или легендарный образ («Аленушка», «Витязь на распутье», «Богатыри»).

  • Русское искусство конца XIX–начала XX века.С кризисом народнического движения, в 90-е годы, «аналитический метод реализма XIX века» себя изживает. Творческий упадок художников-передвижников, ушедших в «мелкотемье» развлекательной жанровой картины. Традиции Перова сохранялись в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Все виды искусства – живопись, театр, музыка, архитектура выступают за обновление художественного языка, за высокий профессионализм.

  • Для живописцев рубежа веков свойственны иные способы выражения, чем у передвижников, иные формы художественного творчества – в образах противоречивых, усложненных и отображающих современность без иллюстративности и повествовательности. Художники мучительно ищут гармонию и красоту в мире, который в основе своей чужд и гармонии, и красоте. Вот почему свою миссию многие видели в воспитании чувства прекрасного. Это время «канунов», ожидания перемен в общественной жизни породило множество течений, объединений, группировок.

  • Роль художников объединения «Мир искусства» в популяризации отечественного и западноевропейского искусства. «Мирискусники» (Бенуа, Сомов, Бакст, Лансере, Головин, Добужинский, Врубель, Серов, Коровин, Левитан, Нестеров, Билибин, Рябушкин, Рерих, Кустодиев, Петров-Водкин, Малявин) способствовали консолидации художественных сил, созданию «Союза русских художников».Значение для формирования объединения личности Дягилева, мецената, организатора выставок, импресарио гастролей русского балета и оперы за границей («Русские сезоны»).Основные положения «мирискусников»: автономия искусства, проблемы художественной формы, главная задача искусства – воспитание эстетических вкусов русского общества через знакомство с произведениями мирового искусства.

  • Рождение стиля модерн, затронувшего все пластические искусства, начиная с архитектуры и кончая графикой, Явление это не однозначное, в нем есть и декадентская вычурность, претенциозность, рассчитанные на буржуазные вкусы, но есть и знаменательное само по себе стремление к единству стиля. Особенности модерна: в скульптуре – текучесть форм, особая выразительность силуэта, динамичность композиции; в живописи – символика образов, пристрастие к иносказаниям.

  • Появление модерна не означало краха идей передвижничества, которое развивается иначе: по-новому раскрывается крестьянская тема (С.Коровин, А.Архипов).К теме Древней Руси обращается М.Нестеров, но образ Руси предстает в его картинах как идеальный, зачарованный мир, находящийся в гармонии с природой, но исчезнувший как легендарный град Китеж («Видение отроку Варфоломею»).

  • Другой взгляд на мир у К.Коровина, который рано стал писать на пленэре. Его французские пейзажи («Парижские огни») – уже вполне импрессионистическое письмо. Острые, мгновенные впечатления от жизни большого города: тихие улочки в разное время суток, предметы, растворенные в световоздушной среде,– черты, напоминающие пейзажи Мане, Писсарро. Импрессионистическую этюдность, живописную маэстрию, артистизм сохраняет Коровин в портрете и натюрморте, в декоративном панно, в театральной декорации.

  • Новатор русской живописи на рубеже веков В.Серов («Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем») – целый этап в русской живописи. Портрет, пейзаж, натюрморт, бытовая, историческая картина; масло, гуашь, темпера, уголь – трудно найти жанры, в которых бы не работал Серов.Особая тема в его творчестве – крестьянская, в которой нет передвижнической социальной заостренности, но есть ощущение красоты и гармоничности крестьянского быта, восхищение здоровой красотой русского народа.

  • «Вестник иных миров» М. Врубель, который вызывал недоумение как человек и возмущение как художник («Пан», «Царевна-Лебедь», «Демон сидящий», «Гадалка», «Сирень»). Первый символист (?), «универсал в искусстве», поиски которого сравнивают с методом Леонардо да Винчи,Врубель очень быстро «выпадает» из «традиционной» живописи, поражает самобытной, полной таинственности и почти демонической силы манерой письма, оказавшейся пророческой для новых художественных направлений XX века…

  • «Мирискуссник» Н.Рерих. Знатока философии и этнографии Востока, археолога-ученого Рериха роднила с «мирискусниками»любовь к ретроспекции, к языческой славянской и скандинавской древности («Гонец», «Сходятся старцы», «Зловещие»). Ближе всего Рерих был связан с философией и эстетикой русского символизма, но его искусство не укладывалось в рамки существовавших направлений, ибо оно в соответствии с мировосприятием художника обращалось ко всему человечеству с призывом дружеского союза всех народов. Позднее исторические темы уступают место религиозным легендам («Небесный бой»). Его декоративное панно «Сеча при Керженце» экспонировалось при исполнении фрагмента того же названия из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в парижских «Русских сезонах».

  • Во втором поколении «Мира искусства» одним из одареннейших художников был Б.Кустодиев, ученик Репина, которому свойственна стилизация, но это стилизация народного лубка («Ярмарки», «Масленицы», «Балаганы», «Купчиха за чаем»).

  • 1903 г., возникновение объединения «Союз русских художников», куда входят деятели «Мира искусства» – Бенуа, Бакст, Сомов, Добужинский, Серов, а участниками первых выставок были Врубель, Борисов-Мусатов. Инициаторами создания объединения явились московские художники, связанные с «Миром искусства», но тяготившиеся программным эстетством петербуржцев. Лидером «Союза» считался К. Коровин.

  • 1910 г., создание объединения «Бубновый валет» (П.Кончаловский, И.Машков, А.Лентулов Р.Фальк, М.Ларионов), выступившего против смутности, непереводимости, нюансов символического языка «Голубой розы» и эстетского стилизма «Мира искусства». «Бубнововалетовцы» исповедовали четкую конструкцию картины, подчеркнутую предметность формы, интенсивность, полнозвучие цвета. Натюрморт как излюбленный жанр «валетовцев».

  • «Одинокое и уникальное» творчество П.Филонова, поставившего цель постичь метафизику вселенной средствами живописи, создающей кристаллообразные формы как первоэлементы мироздания («Пир королей», «Святое семейство»).Жизненность национальных традиций, великой древнерусской живописи в творчестве К.Петрова-Водкина, художника-мыслителя («Купание красного коня» как изобразительная метафора, «Девушки на Волге» – ориентация на традиции отечественного искусства).

  • Эпоха высокоразвитого промышленного капитализма и изменения в архитектуре города. Новые типы сооружений: фабрики и заводы, вокзалы, магазины, банки, кинотеатры. Новые строительные материалы – железобетон и металлические конструкции, позволяющие перекрывать гигантские пространства, делать огромные витрины.

  • Искусство предреволюционных лет в России отмечено необыкновенной сложностью и противоречивостью художественных исканий, отсюда сменяющие друг друга группировки со своими программными установками и стилистическими симпатиями. Но наряду с экспериментаторами в области абстрактных форм в русском искусстве этого времени одновременно продолжали работать и «мирискусники», и «голуборозовцы», «союзники», «бубнововалетовцы», художники неоклассицистического течения.

Русская живопись XIX века – золотая страница истории

Историческая эпоха XIX века представила нам целый ряд замечательных имен и событий. Ее начало ознаменовано величайшей эпопеей Отечественной войны 1812 года, трагическим восстанием декабристов, она связана с выдающимися именами: Пушкин, Лермонтов, Гоголь…
Яркие живописные полотна, представленные миру выдающимися русскими художниками, несут в себе черты классицизма, в коем во главу угла ставится правильность и красота рисунка, строгая композиция фигур, подчинение цвета форме. Античный мир классицизма в представлении передовых деятелей искусства стал воплощенной идеей гуманизма и гражданственности.
В расцвете и быстром развитии русской художественной школы XIX века необходимо отметить особую роль Петербургской Академии художеств, единственного высшего художественного учебного заведения, являвшегося к тому же своеобразным центром художественной жизни России. Академия умела находить и всесторонне развивать молодые таланты, воспитывая в них огромное трудолюбие и подлинную любовь к искусству. Высокий уровень русского академического рисунка был признан и по достоинству оценен и за рубежом.
В истории русского портрета заметным явлением стали работы О. Кипренского и В. Тропинина. Этим художникам принадлежат наиболее известные и значительнейшие пожизненные портреты А.С.Пушкина. Раскрытие внутреннего мира человека через его внешний облик достигло в работах мастеров неповторимой разносторонности и индивидуальности. С особым чувством передавались в портретах положительные качества изображаемого человека, духовный мир и скрытые от посторонних глаз частные стороны жизни.
В русской живописи XIX столетия проявился неподдельный интерес художников и скульпторов к истории отечества и национальной героике. Для передовых людей этого времени патриотизм и стремление к свободе являлись главной темой помыслов и чувств, идеи демократии принимались близко к сердцу. В творчестве художников появляются яркие образы благородных русских воинов. Созданный замечательным художником О.А.Кипренским (1782–1836) Портрет Давыдова полон внутреннего достоинства и благородства, высокого интеллекта и готовности к подвигу. Это типичный образ представителя русского офицерства XIX века.
К середине столетия в традиционную канву русской живописи внедряются бытовые темы с новыми приемами живописного письма. Тема жизни простого народа становится выражением тех демократических устремлений передовой части общества, которые все отчетливей заявляют о себе.
Портреты людей из народа занимают большое место в творчестве художника В.А. Тропинина (1776–1857). Его «Кружевница» – типичное произведение такого рода, в котором тщательно выписаны мельчайшие детали и сам образ обаятельной девушки.

Не менее характерны для данного периода жанровые рисунки с темой обычной жизни трудового люда. Эту тему с особой теплотой и поэтичностью развил в своих полотнах великий русский художник А.Г.Венецианов (1780 – 1847). В собраниях Третьяковской галереи находятся две лучшие работы мастера – «На пашне. Весна», «На жатве. Лето». Созданные здесь художником яркие образы крестьянок во многом созвучны образам русских народных песен.
Огромный вклад в историю русского искусства внес Венецианов и как педагог, воспитавший талантливых молодых художников из простого народа. Венециановцы явили пример более правдивого, непосредственного и приближенного к натуре изображения окружающей жизни вопреки общепринятым канонам эстетики.

Новой ступенью развития пейзажной живописи явилось творчество С.Ф.Щедрина (1791–1830). Его, как и многих молодых художников того времени, более привлекала своеобразная природа Италии. Эта страна стала предметом мечтаний и стремлений выпускников Петербургской Академии художеств. В их представлении именно в Италии, с ее непримиримой борьбой за национальную независимость они обретали пусть и относительную, но свободу от политической реакции, царившей в России.

Много и самозабвенно работают в Италии талантливейшие художники К.П.Брюллов (1799–18520) и А.А. Иванов (1806–1858). Имена этих мастеров – новый этап в развитии русского национального искусства, давший развитие заметному явлению – исторической живописи. Их картины дают наиболее верную объективную трактовку исторических событий, показывают более достоверный облик древних городов, людей, их жизнь и нравы.
Величайшими полотнами, написанными в историческом жанре, стали картины «Последний день Помпеи» Карла Брюллова и «Явление Христа народу» Александра Иванова.

Самым непосредственным выражением демократических тенденций явилось творчество живописца П.А.Федотова (1815–1852). В русской сатирической графике впервые утвердился критический взгляд на современную общественную жизнь. «Свежий кавалер» – одна из первых и, несомненно, лучших картин художника.
Реальная противоречивая и контрастная жизнь стала предметом для сюжетов картин Федотова, он стал одним из первых русских живописцев, создававших жанровые картины, критически отображающих жизнь современников, тем самым открыв новые пути для развития жанровой русской живописи.

Большинство художников девятнадцатого столетия стремились найти в жизни образы больше героические, возвышенные и прекрасные. Эти стремления являлись своеобразной формой протеста против неприглядных, уродливых форм жизни современного общества.
С портретов, написанных в эту эпоху, смотрят на нас красивые люди с внутренним благородством и романтической мечтательностью. Полон серьезности и значительности простой образ человека из народа с его страстями и мечтаниями. Художников и скульпторов этого времени питали идеи демократического, гражданского общества, тесно связанные с идеей величия народа России, как нации. Картины величайших мастеров дают ощущение живого дыхания эпохи, приобщение к чувствам и мыслям русского общества XIX века.

Добавить комментарий

РУССКОЕ ИСКУССТВО | Факты и подробности

РУССКОЕ ИСКУССТВО

Раннеславянские племена создавали красивые украшения, настенные ковры и украшенные изделия из кожи, извлеченные из курганов. В мотивах народного творчества широко использовались формы животных и изображения природных сил. На сибирской наскальной гравюре 5000-летней давности изображен мужчина каменного века на лыжах, пытающийся заняться сексом с лосем.

В дальнейшем сильнейшее влияние на русское искусство оказало принятие христианства в 9 г. н.э.88. Передавая идею о том, что красота физических атрибутов церкви отражает славу Божию, византийское религиозное искусство и архитектура проникли в Киев, который был столицей раннего Русского государства примерно до 1100 г. [Источник: Библиотека Конгресса, июль 1996 г. * ]

В северных городах Новгороде и Владимире сформировались характерные архитектурные стили, и традиция писать иконы, религиозные изображения, обычно нарисованные на деревянных панелях, распространялась по мере строительства новых церквей. Монгольская оккупация (1240-1480) оборвала связи Московии с Византийской империей, способствуя развитию самобытных художественных стилей. Среди нововведений этого периода был иконостас, резная ширма для хора, на которую висели иконы. В начале пятнадцатого века мастер-иконописец Андрей Рублев создал одни из самых ценных произведений религиозного искусства России. *

Когда монголы были изгнаны и Москва стала центром русской цивилизации в конце пятнадцатого века, в городах России началась новая волна строительства. Итальянские архитекторы привнесли западноевропейское влияние, особенно в реконструкции Московского Кремля, городской деревянной крепости двенадцатого века. Однако собор Василия Блаженного на Красной площади сочетал в себе более раннюю церковную архитектуру со стилями татарского востока. В 1500-х и 1600-х годах цари поддерживали иконопись, изделия из металла и иллюминацию рукописей; по мере расширения контактов с Западной Европой эти формы стали отражать методы Запада. Между тем народное творчество сохранило формы более ранних славянских племен в домашнем убранстве, одежде и орудиях труда. *

Книга: «Краткая история русского искусства» Тамары Талбот Райс (Пеликан)

См. отдельную статью ИКОНЫ И ВИЗАНТИЙСКОЕ И ПРАВОСЛАВНОЕ ИСКУССТВО

Древнейшие скульптуры мира позвонки носорога. Найденный в Томбаге, Сибирь, ему было 34 960 лет.

Древнейшими известными скульптурами человеческих фигур являются верхнепалеолитические «Венеры», найденные в России, на Украине, в Австрии, на Древнем Ближнем Востоке, в Чехии, на Крите, в Передней Азии, во Франции и в Эгейском море. Фигуркам от 27 000 до 20 000 лет, и они обычно делались из мыльного камня, известняка, кальцитового змеевика и слоновой кости, возможно, из бивней шерстистых мамонтов. Некоторые из них были сделаны из керамики. Большинство известных фигурок Венеры родом из Центральной Европы и России.

Первая обожженная керамика появилась в культурный период Граветта (примерно 28 000–22 000 лет назад). Тысячи фрагментов человеческих фигур, а также печи, в которых они были изготовлены, на стоянках в Моравии на территории современной России и Чехии датируются 26 000 лет назад. Фигурки были изготовлены из увлажненного лёсса — тонкого осадка, обожженного при высоких температурах. По мнению некоторых ученых, статуэтки были созданы и взорваны на 10 000 лет раньше первых известных керамических сосудов, поскольку большинство скульптур разобрано на части.

Пазырыкское искусство

Пазырыкцы были группой всадников, живших одновременно со скифами в V веке до н.э. и были схожи с ними этнически и вели сходный образ жизни. Они жили в Алтайском регионе на юге Сибири, недалеко от того места, где сходятся Россия, Монголия, Китай и Казахстан. Образы волков и оленей, хищников и добычи были обычными темами в их искусстве». В одной из пазырыкских гробниц обнаружена искусно выполненная погребальная колесница, резьба по дереву и самый старый в мире ковер. Ковер, датируемый V веком до нашей эры, имеет более 1 125 000 узлов и мотивы оленей и лошадей имеют персидское происхождение».

Пазырыкцы известны своими татуировочными навыками. Татуировки рыб, найденные на замороженных телах, как полагают археологи, были сделаны мною путем «прошивания» кожи тонкой иголкой и ниткой с использованием сажи в качестве красителя. В скифских могилах были найдены тонкие костяные иглы и тонкие жилы нитей. На трех замороженных телах, обнаруженных в пазырыкской гробнице, были нанесены искусно сделанные татуировки. У первого была татуировка оленя с фантастическими рогами на запястьях и плечах; у второй, женщины, была большая татуировка лося на груди, спине и плечах; у третьего было вытатуировано 14 точек на позвоночнике и шесть на голове.

Многое из того, что известно о Пазырыке, основано на артефактах и ​​замороженных мумиях, найденных в пазырыкских гробницах. Гробница, в которой был найден самый старый в мире ковер, была найдена в 1949 году на юге Сибири. В 1993 году 2400-летняя замороженная мумия пазырыкской женщины, возможно, царицы-воительницы, была найдена в южной части Сибири на плато Укок, в регионе высотой 7500 футов недалеко от Алтайского края. Прозванная Пазырыкской королевой, она была облачена в мантию из меха куницы, одета в халат из шелка и шерсти, белую шелковую блузу, красную юбку и белые чулки. На ее голове был парик и золотой головной убор.

Другие необычные предметы примерно этого времени включают золотой головной убор с изображением гор и снежного барса, взятый из могилы сакского аристократа и датированный 450 г. до н.э.

Искусство при Петре и Екатерине Великих

Европейский стиль живописи не существовал до тех пор, пока Петр Великий не призвал русских подражать западному стилю искусства. При Петре Великом Россия испытала гораздо более сильную дозу западного влияния. Академия изящных искусств, основанная Елизаветой Петровной в 1757 году для обучения русских художников, принесла в Россию западные техники светской живописи, где до этого времени преобладала иконопись. [Источник: Библиотека Конгресса, 19 июля.96 *]

Екатерина Великая (годы правления 1762-96), еще одна энергичная покровительница искусств, начала собирать предметы европейского искусства, которые легли в основу коллекций, которыми сейчас славится Россия. Алексей Венецианов, первый выпускник академии, полностью охвативший реалистические сюжеты, такие как крестьянский быт, признан основателем русской реалистической школы живописи, расцветшей во второй половине 1800-х годов.

Русское искусство XIX века

В 1860-х годах группа критических реалистов под руководством Ивана Крамского, Ильи Репина и Василия Перова изображала стороны русской жизни с целью дать социальный комментарий. «Бурлаки на Волге» Репина — одно из самых известных произведений этой школы. В конце 1800-х годов новое поколение художников делало упор на технику, а не на сюжет, создавая более импрессионистские работы. Лидерами этой школы были Валентин Серов, Исаак Левитан и Михаил Врубель. В 1898 театральный художник Александр Бенуа и танцевальный импресарио Сергей Дягилев основали группу «Мир искусства», которая продолжила инновации предыдущего поколения, сыграла центральную роль в представлении современного западноевропейского искусства в России и познакомила западноевропейцев с российским искусством. искусства через выставки и публикации. [Источник: Библиотека Конгресса, июль 1996 г. *]

В девятнадцатом веке российская архитектура и декоративно-прикладное искусство сочетали европейские техники и влияния с формами ранней России, создавая так называемое русское возрождение, наблюдаемое в церквях, общественных зданиях и дома того времени. Ювелир, ювелир и дизайнер, получивший европейское образование, Карл Фаберже, самый заметный член блестящей творческой семьи, открыл мастерские в Москве, Санкт-Петербурге и Лондоне. Его работы, в том числе украшенные драгоценными камнями эмалевые пасхальные яйца, изготовленные для русской царской семьи, являются важным примером декоративно-прикладного искусства того периода.

Передвижники

Передвижники (Бродяги) были 19-м движением, возглавляемым художниками, которые верили, что искусство может быть силой социальных изменений. Название происходит от того, что искусство кочевало по России в рамках гастрольных выставок художников-передвижников, среди которых были Валентин Серов, Василий Суриков и Илья Репин. Известная картина включала портрет Пушкина Кипренского; Репина «Портрет Тургенева», «Крестный ход через Курск» и «Иван Грозный и его сын»; «Метают журавли» Степанова и портреты Чайковского и Чехова Кузнецова.

Илья Репин — один из самых любимых художников России. Он был известен портретами таких людей, как Толстой, и его массивными историческими картинами, такими как «Бурлаки на Волге», «Запорожские казаки» и «Письмо турецкому султану».

Василий Суриков был казачьим художником, известным своими историческими сценами, такими как «Покорение Сибири Ермаком. “ Валентин Серов был известен своими портретами. У Исаака Левитана прекрасные пейзажи. Михаил Врубель вдохновлялся византийской мозаикой. Карл Брюллув написал картину «Последний день Помпеи».

Источники изображений:

Источники текстов: New York Times, Washington Post, Los Angeles Times, Times of London, Lonely Planet Guides, Библиотека Конгресса, правительство США, энциклопедия Комптона, The Guardian, National Geographic, журнал Smithsonian, The New Yorker, Time, Newsweek, Reuters, AP, AFP, Wall Street Journal, The Atlantic Monthly, The Economist, Foreign Policy, Wikipedia, BBC, CNN, а также различные книги, веб-сайты и другие публикации.

Последнее обновление: май 2016 г.


Образование русских художников во Франции

В 1860-х и 70-х годах новое поколение русских художников отправилось в Париж, поступив в Школу изящных искусств, обучаясь у уважаемых мастеров и выставляя работы в Парижском салоне. Учеба в Париже дала этим художникам возможность усовершенствовать свои технические навыки и исследовать темы, недостаточно представленные в русском искусстве. В то время новое движение сосредоточилось на группе художников, известных как передвижники ( Передвижники 9).0065) внес смелые темы в русское искусство . В 1863 году эта группа из 14 студентов покинула Императорскую Академию в знак протеста против ее строгой приверженности неоклассическим приемам и темам и начала писать реалистические образы современной России. Для многих художников, получивших образование в Императорской академии, но наставляемых передвижниками, учеба в Париже дала им возможность исследовать предметы и проблемы за пределами этой атмосферы.

Для Василия Верещагина (1842–1904) переезд в Париж в 1864 году стал средством усовершенствовать свои технические навыки живописи и присоединиться к процветающей французской школе ориенталистского искусства. Верещагин занимался обоими этими направлениями во время учебы в Школе изящных искусств у Жана-Леона Жерома (1824–1819 гг. ).04), пожалуй, самый известный художник-востоковед во Франции того времени. Верещагин учился у Жерома с перерывами в течение трех лет, и они оставались в контакте на всю жизнь — позже Верещагин одолжил Жерому реквизит для своей бронзовой скульптуры Тамерлан (1898, частное собрание). Хотя между Жеромом и Верещагиным есть поразительные различия, многие из их работ демонстрируют интересное тематическое и техническое сходство — см., например, «Рынок рабов » Жерома (1866, Художественный институт Кларка) и «9» Верещагина.0064 Продажа мальчика-раба (1872, ГТГ).

Илья Репин (1844–1930) переехал во Францию ​​в 1873 году на стипендию, которую он получил после получения золотой медали Императорской академии за картину на тему «Воскрешение дочери Иаира» (1871, ГРМ) . Хотя Репин был любимцем и Академии, и передвижников, в Париже он увлекся импрессионизмом и сценами из повседневной жизни — к большому огорчению своих наставников. Утверждая свою независимость, Репин написал портрет жены «а-ля Мане» (1876, ГРМ), пленэр сцена в Нормандии, Лошадь для собирания камней (1874, Художественный музей им. Радищева), а также экспонировалась сцена французской современной жизни, Парижское кафе , в Салоне 1875 года (частная коллекция). К сожалению, русские критики раскритиковали последнюю работу, и после возвращения Репина на родину в 1876 году он возобновил работу над произведениями «Академик» и « передвижников».

Как и Репин, Алексей Харламов (1840–1925) получил золотую медаль Императорской академии в 1868 году, что позволило ему поехать в Париж, где он поселился и сделал успешную карьеру. Харламов учился у Леона Бонна (1833–1819 гг.).22), как это делали многие русские и другие зарубежные художники, и во многих его работах изображена популярная у его мастера тема — очаровательные портреты крестьянских девушек. Такие сюжеты, как « «Молодая красавица» » (1997.23) Харламоффа, стали популярны среди французских художников, потому что они хорошо продавались — Вильям-Адольф Бугро (1825–1905) был ярким примером этого успеха. Однако произведения Харламова не понравились его соотечественникам; Репин критиковал Харламова за то, что тот писал «практически как прирожденный француз».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *