Trojden | Основные направления внешней политики России в первой четверти XVIII в.
Таблица 18
Основные задачи | Способы решения | Результаты |
Борьба с Крымским ханством и Турцией за утверждение присутствия России на Чёрном море | 1695 г. — I Азовский поход | Неудачная осада турецкой крепости Азов |
1696 г. — II Азовский поход | Взятие Азова, строительство крепости Таганрог | |
1697 г. — Россия, Австрия и Венеция заключили наступательный союз против турок сроком на 3 года | Дипломатическая подготовка России к войне с Турцией | |
1697-1698 гг. — Россия направила за границу «Великое посольство» для укрепления антитурецкого союза | Дипломатическую задачу «Великое посольство» не выполнило: Голландия и Англия, заинтересованные в торговле с Турцией, не поддержали предложения России. Австрия и Венеция намеревались заключить сепаратный (отдельный от союзников) мир с Турцией | |
1700 г. — перемирие с Турцией на 30 лет | Обеспечение безопасности южных границ России | |
1710-1711 гг. — Прутский поход Петра I | Поражение русской армии — потеря Россией Приазовья, что ухудшило её положение в Северном Причерноморье и в Правобережной Украине | |
Закрепление России в Каспийском регионе, оказание помощи христианским народам Закавказья (Грузия, Армения)в борьбе против Ирана, борьба за овладение выходом к Ирану и Индии | 1722-1724 гг. — Каспийский поход Петра I | Петербургский договор (1723) с Ираном: России отошли западный и южный берег Каспия с городами Дербент, Решт, Астрабад. Константинопольский договор (1724) с Турцией: султан признал приобретения России в Прикаспии, а Россия — права Турции на Западном Закавказье |
Борьба за выход к Балтийскому морю | 1699 г. — заключение антишведского Северного союза (Россия, Дания, Саксония, Речь Посполитая) | Коренной поворот во внешней политике России — вместо борьбы за выход к южным морям на первое место была поставлена задача овладения побережьем Балтийского моря |
1700-1721 гг. — Северная война | Россия получила выход к Балтийскому морю, стала морской державой |
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
Хронологическая таблица.
История России XVIII-XIX вековХронологическая таблица
1672–1725 гг. — годы жизни Петра I. 1682 г. — стрелецкое восстание в Москве.
1682–1696 гг. — совместное царствование Петра и Ивана Алексеевичей. Регентство царевны Софьи (до 1689 г.).
1686 г. — «вечный мир» с Польшей.
1687 г., 1689 г. — Крымские походы русских войск под командованием князя В. В. Голицына.
1689 г. — стрелецкое восстание в Москве.
1695 г., 1696 г. — Азовские походы Петра I (взятие в 1696 г. Азова).
1696–1725 гг. — единодержавное правление Петра I.
1697–1698 гг. — «Великое посольство» в страны Западной Европы.
1698 г. — стрелецкий бунт и казни стрельцов в Москве.
1699 г. — начало военной реформы и создания регулярной армии.
1699 г., январь— указ о самоуправлении городов.
1699 г., ноябрь— заключение договора о союзе России с Данией и Саксонией против Швеции (Северный союз).
1700 г., 1 января— введение нового летосчисления.
1700 г. , 13 июля— заключение мирного договора России с Турцией (переход к России Азова и Таганрога).
1700–1721 гг. — Северная война.
1700 г. — основание Невьянского и Каменского железоделательных заводов на Урале.
1700 г., 19 ноября— поражение русской армии под Нарвой.
1701 г. — открытие в Москве школы математических и навигационных наук и артиллерийской школы.
1702 г. — издание первой русской газеты «Ведомости».
1702 г. — ввод Уктусского железного завода на Урале.
1703 г., май— основание Санкт-Петербурга.
1703–1708 гг. — строительство Вышневолоцкого канала.
1705–1706 гг. — восстание в Астрахани.
1705–1711 гг. — волнения башкир и народов Поволжья.
1707 г. — создание Медицинской школы в Москве.
1707–1708 гг. — восстание на Дону под предводительством К. Булавина.
1708 г., 28 сентября— победа русских войск над шведским корпусом при деревне Лесной.
1708–1710 гг. — учреждение губерний.
1709 г., 27 июня— Полтавская битва.
1710 г. — взятие русскими войсками в ходе Северной войны Выборга, Риги и Ревеля.
1711 г., 22 февраля— учреждение Сената.
1710–1713 гг. — война России с Турцией.
1711 г. — Прутский поход.
1711 г., 12 июля— Ясский мир.
1712 г. — открытие инженерной школы в Москве и артиллерийской — в Петербурге.
1713 г., 13 июня— Адрианопольский мир с Турцией.
1714 г., 23 марта— указ о единонаследии.
1714 г., 27 июля— победа русского флота при Гангуте.
1715 г. — основание Морской академии.
1716 г. — «Воинский устав» Петра I.
1718 г. — дело царевича Алексея.
1718–1720 гг. — Аландский конгресс.
1718–1721 гг. — реформа государственного управления, учреждение коллегий.
1718–1721 гг. — «Морской устав» и «Регламент адмиралтейский».
1718–1727 гг. — первая ревизская перепись населения.
1719 г. — областная реформа, разделение губерний на провинции.
1720 г., 27 июля— победа русского флота над шведской эскадрой при острове Гренгам.
1720 г., ноябрь— «вечный мир» с Турцией.
1721 г. — учреждение Главного магистрата и городских магистратов.
1721 г. — ликвидация патриаршества и учреждение Святейшего Синода.
1721 г. — создание системы гарнизонных школ для подготовки унтер-офицеров.
1721 г. — указ о разрешении купцам покупать крестьян к фабрикам и заводам.
1721 г. — принятие Петром I титула императора.
1721 г., 30 августа— заключение Ништадтского мира между Россией и Швецией. Окончание Северной войны.
1722 г., 24 января— принятие «Табели о рангах».
1722 г., 5 февраля— указ Петра i о престолонаследии.
1722–1723 гг. — Каспийский поход.
1724 г. — введение подушной подати.
1724 г. — введение системы паспортов для крестьян-отходников.
1724 г., июнь— Константинопольский договор России с Турцией о разграничении владений в Закавказье.
1725–1727 гг. — царствование Екатерины I.
1725–1727 гг. — ввод в действие Екатеринбургских заводов на Урале.
1725 г. — открытие Академии наук в Петербурге.
1725–1730 гг. — Первая Камчатская экспедиции В. Беринга и А. И. Чирикова.
1726–1730 гг. — Верховный тайный совет.
1727–1730 гг. — царствование Петра ii.
1730–1740 гг. — царствование Анны Ивановны.
1730 г., декабрь— отмена указа о единонаследии.
1731 г. — учреждение Сухопутного шляхетского корпуса. Начало формирования системы сословного образования.
1733–1743 гг. — Вторая Камчатская экспедиции В. Беринга.
1735 г. — Гянджинский договор с Персией.
1735–1739 гг. — русско-турецкая война. Походы русской армии в Крым.
1736 г. — указ о «вечноотданных» к фабрикам и заводам работниках.
1741–1743 гг. — русско-шведская война.
1741–1761 гг. — царствование Елизаветы Петровны.
1750 г. — основание Ф. Г. Волковым первого русского профессионального театра в Ярославле.
1752 г. — учреждение Морского шляхетского корпуса.
1753 г. — отмена внутренних таможенных сборов.
1757–1762 гг. — участие России в Семилетней войне.
1757 г., 19 августа— победа русских войск в битве при Грос-Егерсдорфе.
1758 г. — учреждение Артиллерийского и инженерного шляхетского корпуса.
1759 г., 1 августа— победа русских войск над прусскими в битве при Кунерсдорфе.
1760 г., 28 сентября— занятие русскими войсками Берлина.
1760–1763 гг. — волнения приписных крестьян на Урале и в Приуралье.
1760 г. — универсал гетмана К. Г. Разумовского, затруднявший переходы крестьян на Украине.
1760 г. — предоставление дворянам права ссылать своих крестьян на поселение в Сибирь.
1761–1762 гг. — царствование Петра III.
1762 г., 18 февраля— манифест о вольности дворянства.
1762–1796 гг. — царствование Екатерины II.
1764 г. — «дело Мировича».
1764 г. — секуляризация церковного землевладения.
1764 г. — ликвидация на Украине гетманства и учреждение Малороссийского генерал — губернаторства.
1765 г. — предоставление дворянам права ссылать своих крестьян на каторгу.
1765 г. — манифест о начале Генерального межевания земель.
1767 г. — запрещение крестьянам подавать жалобы на помещиков.
1767–1768 гг. — деятельность Уложенной комиссии.
1768–1774 гг. — русско-турецкая война.
1770 г., 25–26 июня; 7 июля и 21 июля— победы русского флота при Чесме и войск П. А. Румянцева при Ларге и Кагуле.
1772 г. — первый раздел Польши.
1773–1775 гг. — крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева.
1774 г., 10 июля— подписание Кючук-Кайнарджийского мирного договора.
1775 г. — «Учреждение о губерниях».
1775 г. — указ о свободе заведения промышленных предприятий во всех отраслях промышленности.
1775 г. — упразднение Запорожского войска; введение системы губернского управления на Дону.
1780 г. — Декларация о вооруженном нейтралитете в связи с англо-американской войной.
1782 г. — организация «Комиссии об учреждении училищ»; начало создания системы народных училищ.
1783 г. — ликвидация Крымского ханства, вхождение его территории в состав России. Основание Севастополя.
1783 г. — законодательное оформление крепостного права в Левобережной Украине.
1783 г., 24 июля— Георгиевский трактат с Восточной Грузией.
1785 г., апрель— Жалованные грамоты дворянству и городам.
1787–1791 гг. — русско-турецкая война.
1788–1790 гг. — русско-шведская война.
1789 г. — победы войск А. В. Суворова при Фокшанах (21 июля) и Рымнике (11 сентября).
1790 г., 11 декабря— штурм Измаила.
1790 г. — издание А. Н. Радищевым «Путешествия из Петербурга в Москву».
1791 г., 29 декабря— подписание Ясского мирного договора России с Турцией.
1793 г. — второй раздел Польши.
1794 г. — восстание в Польше под руководством Т. Костюшко.
1795 г. — третий раздел Польши.
1796–1801 гг. — царствование Павла i.
1797 г., 5 апреля— издание указа о престолонаследии.
1798–1800 гг. — средиземноморский поход русского флота под командованием Ф. Ф. Ушакова.
1799 г. — итальянский и швейцарский походы А. В. Суворова.
1801 г., 11 марта— дворцовый переворот. Убийство Павла i.
1801–1825 гг. — царствование Александра I.
1803 г., 20 февраля— указ о «вольных хлебопашцах».
1804 г. — издание первого цензурного устава (утверждение предварительной цензуры рукописей).
1804–1813 гг. — война России с Персией.
1805–1807 гг. — участие России в третьей и четвертой антинаполеоновских коалициях.
1805 г., ноябрь— сражение при Аустерлице.
1806–1812 гг. — война России с Турцией.
1807 г., 25 июня— мирный и союзный договоры России с Францией в Тильзите.
1810 г., 1 января— учреждение Государственного совета.
1812 г., 16 мая— Бухарестский мирный договор России с Турцией.
1812 г., 12 июня— вторжение наполеоновской армии в Россию. Начало Отечественной войны.
1812 г., 4–5 августа— сражение под Смоленском.
1812 г., 26 августа— Бородинское сражение.
1812 г., 12 октября— сражение под Малоярославцем, победа русской армии.
1812 г., 25 декабря— изгнание наполеоновских войск из пределов России.
1813–1815 гг. — заграничные походы русской армии.
1813 г., 4–7 октября— сражение при Лейпциге («Битва народов»).
1813 г., 12 октября— Гюлистанский мирный договор с Персией.
1814 г., сентябрь— 1815 г., май— Венский конгресс.
1815 г., сентябрь— создание Священного союза.
1816–1818 гг. — учреждение военных поселений в России.
1816–1817 гг. — первая тайная декабристская организация «Союз спасения».
1818–1821 гг. — декабристская организация «Союз благоденствия».
1821–1825 гг. — Северное и Южное общества декабристов.
1825 г., 14 декабря— восстание декабристов в Петербурге.
1825 г., 29 декабря— 1826 г., 3 января — восстание Черниговского полка.
1825–1855 гг. — царствование Николая I.
1826 г., 3 июля— учреждение iii Отделения собственной его Императорского величества канцелярии.
1826–1833 гг. — кодификация законов.
1826–1828 гг. — война России с Персией.
1828 г., 10 февраля— заключение Туркманчайского мирного договора России с Персией. Присоединение к России Восточной Армении.
1828–1829 гг. — война России с Турцией.
1829 г., 2 сентября— заключение мирного договора с Турцией в Адрианополе.
1830 г., ноябрь — 1831 г., октябрь— польское восстание.
1832–1840 гг. — кружок Н. В. Станкевича.
1833 г., 26 июня— Ункяр-Искелесийский договор России с Турцией.
1837–1841 гг. — реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева.
1839–1843 гг. — денежная реформа Е. Ф. Канкрина.
1842 г., 2 апреля— указ «Об обязанных крестьянах».
1845–1849 гг. — деятельность тайного кружка М. В. Буташе-вича-Петрашевского.
1853–1856 гг. — Крымская война.
1854 г., сентябрь — 1855 г., август— оборона Севастополя.
1855–1881 гг. — царствование Александра ii.
1856 г., 18 марта— Парижский мирный трактат между Россией, Францией, Англией, Турцией, Австрией, Сардинией и Пруссией.
1857 г. , 3 января— учреждение Секретного (с 18 февраля 1858 г. — Главного) комитета по крестьянскому вопросу.
1858 г., январь — 1859 г., декабрь— деятельность губернских комитетов по крестьянскому делу.
1859–1860 гг. — деятельность Редакционных комиссий.
1860 г., 31 мая— учреждение Государственного банка.
1861 г., 19 февраля— отмена крепостного права в России.
1863 г., январь — 1864 г., август— восстание в Польше.
1863 г., 18 июня— принятие нового Университетского устава.
1864 г., январь— земская реформа.
1864 г., 20 ноября— издание Судебных уставов.
1867 i., 18 марта— договор с США о продаже российских владений в Северной Америке.
1870 г. — городская реформа.
1870 г. — образование Товарищества передвижных выставок.
1873 г. — создание «Союза трех императоров».
1874 г., 1 января— устав о воинской повинности.
1876–1879 гг. — деятельность народнической организации «Земля и воля».
1877–1878 гг. — русско-турецкая война.
1878 г., 19 февраля— подписание Сан-Стефанского мирного договора России с Турцией.
1878 г., 1 июня — 1 июля— Берлинский конгресс.
1879 г., август— раскол «Земли и воли». Возникновение «Народной воли» и «Черного передела».
1881 г., 1 марта— убийство Александра II.
1881–1894 гг. — царствование Александра III.
1881 г., 6 июня— возобновление «Союза трех императоров».
1883 г. — создание группы «Освобождение труда» Г. В. Плеханова.
1885 г., 7—17 января— стачка на Морозовской мануфактуре в Орехово-Зуеве.
1887 г., 6 июня— договор («перестраховочный») России с Германией.
1891–1905 гг. — строительство Сибирской (Транссибирской) железной дороги.
1893 г., 8 июня и 14 декабря— законы о неотчуждаемости крестьянских наделов.
1894–1917 гг. — царствование Николая II.
1897 г., 3 января— денежная реформа С. Ю. Витте.
Конституция восемнадцатого века для двадцать первого века | Иностранные дела и Конституция США
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИностранные дела и Конституция США (2-е изд. )Конституционное и административное правоМеждународное право и международные отношенияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИностранные дела и Конституция США (2-е изд.)Конституционное и административное правоМеждународное право и международные отношенияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Henkin, Louis,
«Конституция восемнадцатого века для двадцать первого века»
,
иностранные дела и Конституция Соединенных Штатов
, 2 -е изд.
(
Оксфорд,
1996;
онлайн Edn,
Oxford Academic
, 22 марта 2012 г.
), HTTPS: HTTPS: HTTP:: //doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198260981.003.0028,
, по состоянию на 9 февраля 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИностранные дела и Конституция США (2-е изд.)Конституционное и административное правоМеждународное право и международные отношенияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИностранные дела и Конституция США (2-е изд. )Конституционное и административное правоМеждународное право и международные отношенияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой книге изложены соответствующие положения конституции США, изложено их толкование, а также выявлены непреложные вопросы и неопределенности в их толковании. Конституция, как известно, уже не та, что была раньше: действительно, конституционная история может подсказать, что нельзя дважды заглянуть в одну и ту же конституцию; но конституционное право иностранных дел сильно не изменилось. Соединенные Штаты изменились, мир изменился, и отношения между ними изменились таким образом, что «самые одаренные из его создателей не могли предвидеть». Тем не менее, первые проблемы остаются прежними, а ответы остаются неопределенными и неуловимыми. Неопределенность конституционного права внешнеполитических отношений не следует преувеличивать. Отношения Соединенных Штатов осуществляются каждую минуту каждого дня с приличной эффективностью в рамках конституции. Президент ведет международные отношения, и никто не оспаривает его полномочий и ответственности, даже когда Конгрессы принимают решения, а члены Конгресса путешествуют и выступают по телевидению.
Ключевые слова: США, иностранные дела, конституция, конституционное право, президент, Конгресс
Предмет
Конституционное и административное правоМеждународное право и международные отношения
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти с помощью личного кабинета
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Религия во внешней политике России — Новая Восточная Европа
Это сокращенная версия эссе, первоначально опубликованного в Новая Восточная Европа Выпуск 3(VIII)/2013 « Почему культура имеет значение ». Полную версию статьи смотрите в печатном издании здесь.
4 августа 2013 г. — Алисия Куранович — Статьи и комментарии
Путин_и_митрополит_Кирилл.jpg
Религиозная дипломатия позволяет государству использовать определенные аспекты религии и религиозных символов в международных делах. Инструментализация религии в политических целях имеет в России давнюю и богатую традицию, о чем свидетельствует сегодняшняя внешняя политика России.
В апреле 2012 года разразился скандал вокруг фотографии главы Русской православной церкви патриарха Кирилла с золотыми швейцарскими часами Breguet стоимостью 30 000 долларов. Церковь изменила фотографию с помощью фотошопа, пытаясь скрыть этот роскошный аксессуар, пока некоторые зоркие блоггеры не поспешили указать на отражение на столе, вызвав публичные дебаты о роли церкви и ее влиянии на общество. сфера.
Вопреки чувствам, которые могут возникнуть в результате новостей, собранных российскими СМИ, значение Московского Патриархата в российской общественной сфере не должно сводиться ни к роскоши его лидера, ни к этим часам за 30 000 долларов. Его также нельзя сводить к проблеме Pussy Riot или даже к заявлениям о приверженности Православной церкви со стороны ключевых российских политиков, включая Владимира Путина и Дмитрия Медведева.
Давайте будем партнерами
Растущая активность Православной Церкви является частью более широкого явления – начиная с середины XIX в.Сближение 90-х годов между государством и избранными религиозными учреждениями в России и большинстве бывших советских республик. Постепенно механизмы сотрудничества (так называемое социальное партнерство) были созданы в общественной сфере, прежде всего в сфере образования и социального обеспечения. Это социальное партнерство должно было усилить роль «традиционных» для России религий – тех религиозных институтов, которым власти России предоставили привилегированный статус: православной церкви (в лице РПЦ – РПЦ), исламе, буддизме (только школа гелуг) и иудаизм. Интенсивность сотрудничества Кремля с той или иной «традиционной» религией зависит от количества ее последователей. Таким образом, Русская православная церковь (41% россиян) занимает наиболее сильные позиции; гораздо меньшую роль играют мусульманские институты, муфтияты (6,5%), буддисты, проживающие в основном в Бурятии и Калмыкии (0,5%), и еврейские организации.
Эта тенденция роста присутствия Русской православной церкви в государстве побудила таких исследователей, как Сергей Филатов и Дмитрий Фурман, написать о феномене политизации религии или даже «ортодоксализации» публичной сферы в России. Доминирование одной религиозной традиции не только нежелательно, но и опасно для многонационального и многоконфессионального государства, борющегося с нарастающей ксенофобией и переживающего кризис национальной идентичности. Однако следует признать, что пока Кремль дергает за все ниточки относительно условий участия «традиционных» религий в общественной жизни и фактически контролирует масштабы этой потенциальной ортодоксализации.
Истоки российской религиозной дипломатии
Религиозная дипломатия состоит из набора механизмов, которые позволяют государству использовать аспекты религии, такие как идеи, лозунги, символы и даже религиозные организации, в международных делах. Инструментализация религии в политических целях имеет в России давнюю и богатую традицию. В результате реформ Петра Великого духовенство было де-факто преобразовано в государственных служащих, получивших образование в государственных университетах и получавших жалованье за счет государства. Взамен они были обязаны служить России. Духовенство приносило присягу на верность царю, а религиозным учреждениям ставились конкретные задачи, например, культурное освоение завоеванных территорий. Значение Русской Православной Церкви в этой области хорошо видно по поглощению структурами РПЦ отдельной Киевской митрополии и ликвидации униатской церкви.
Это способствовало усилению влияния России во всем регионе. Аналогичная тактика применялась в отношении православия в Грузии. Через несколько лет после ее аннексии в 1801 году автокефалия этой Православной Церкви была ликвидирована. Во второй половине 18 века российские правители чаще активизировали мусульманское меньшинство в политике. Указ (императорский указ) от 1773 г. запрещал Православной церкви вмешиваться во внутренние дела исламских общин. Следовательно, сотрудничество с властями воспринималось мусульманами как шанс получить некоторую автономию от Церкви. Среди последователей ислама татары были самыми лояльными, и их часто использовали для убеждения единоверцев из Средней Азии в преимуществах, вытекающих из подданства Российской империи.
Деятельность Русской Православной Церкви за пределами империи способствовала созданию положительного имиджа России (например, как защитницы народов Православной Церкви), а также расширению ее влияния. Кроме того, духовенство вело дипломатическую деятельность и становилось посланцами правителей в Москве. Миссионерские центры становились местами, которые укрепляли русское присутствие в том или ином регионе. Правители приобретали имущество для Церкви, способствовали продвижению положительного имиджа и создавали систему ценных контактов в таких странах, как Китай, Япония, Северная Америка и Ближний Восток. Необходимо особо подчеркнуть, что религиозный аспект был инструментом, используемым русскими правителями для реализации прагматически определенных интересов. Примером такого поведения могут быть войны с Турцией, которые оправдывались необходимостью защиты православия. С другой стороны, Россия дважды поддерживала Турцию в 1830-х годах против египетских мамлюков.
В течение 20-го века Советский Союз также воспользовался русской традицией религиозной дипломатии, несмотря на то, что проводил насильственную атеизацию внутри страны. Неслучайно при Советском Союзе в 1946 году в Московском Патриархате был создан Отдел внешних связей, который способствовал развитию и профессионализации дипломатии Православной Церкви. Советский Союз будет использовать Церковь в пропагандистских целях (она утверждала, что Советский Союз является государством, уважающим свободу вероисповедания), а также в качестве дополнительного неформального дипломатического канала, в том числе в отношениях с другими православными странами, в первую очередь с Грецией-членом НАТО и странами Ближнего Востока. Активность РПЦ в международных религиозных кругах (включая Всемирный совет церквей) также была жизненно важна для Советского Союза.
В сближении государства с «традиционными» религиями, которое произошло после распада Советского Союза, обе стороны рассчитывали на взаимную выгоду. Борис Ельцин, борясь с думской оппозицией, хотел улучшить свой имидж и укрепить легитимность при поддержке институтов, пользующихся общественным доверием. Точно так же традиционные религии искали государственной поддержки, поскольку столкнулись с растущей активностью нетрадиционных религиозных течений (например, пятидесятников и свидетелей Иеговы). Таковы истоки социального партнерства, а ключевым моментом в развитии современной религиозной дипломатии России стал 2003 год, когда Патриарх Алексий II посетил Министерство иностранных дел. После этой встречи была создана совместная рабочая группа по церковным и международным делам, которая продолжает регулярно встречаться и сегодня (министр иностранных дел Сергей Лавров был ярым сторонником укрепления связей между Русской Православной Церковью и дипломатией, а также использования Православной во внешней политике России).
Потенциал российской религиозной дипломатии
Инструментализация религии по политическим мотивам характерна не только для России. Это универсальное явление. Тем не менее российский кейс заслуживает особого внимания по трем причинам: во-первых, богатая российская традиция использования религии для продвижения своего имиджа за рубежом; во-вторых, широкий потенциал российской дипломатии; в-третьих, наличие религиозных учреждений, способных осуществлять свою деятельность за пределами страны. Именно эта третья причина определяет способность государства осуществлять религиозную дипломатию. Транснациональный потенциал Русской Православной Церкви значителен. Каноническая территория Церкви (т.е. территория, над которой осуществляется юрисдикция) распространяется на все постсоветское пространство – кроме Грузии и Армении; и Церковь имеет физическое присутствие на всех обитаемых континентах.
В контексте российской религиозной дипломатии принципиально важно, чтобы Православная Церковь, в отличие от Католической, не подчинялась какой-либо нерусской структуре. Православного эквивалента Ватикана нет; Таким образом, РПЦ независима в своей международной деятельности. Московский Патриархат участвует в международных организациях, включая ООН, Совет Европы, ОБСЕ и ЮНЕСКО. Церковь эффективна благодаря поддержке российской дипломатии. Совместное лоббирование МИД и РПЦ привело к ощутимым результатам в виде консультативной группы «Диалог и мир культур» под эгидой ЮНЕСКО, созданной в 2009 г., с мандатом на объединение представителей мировых религий.
Никакая другая «традиционная» религия Российской Федерации не может претендовать на международную деятельность на таком уровне, как Православная Церковь. Столь значительное преимущество РПЦ на международной арене делает ее доминирующей силой в российской религиозной дипломатии. Тем не менее, усилия муфтиятов по наращиванию своего транснационального потенциала (черпая вдохновение у РПЦ) не следует упускать из виду. Наибольшего прогресса добилось духовенство Совета муфтиев России (СКМ), особенно Великий муфтий России Равиль Гайнутдин, который стремится представлять весь Российский умма (нация российских мусульман) по всему миру. Так, для профессионализации своей деятельности Совет муфтиев России создал собственный Департамент международных связей.
Функции религиозной дипломатии
Однако именно Православная церковь, имеющая имидж конкретного представителя российской власти, играет наибольшую роль в российской дипломатии. Но отправной точкой религиозной дипломатии является не вера, а национальные интересы. В России религиозный аспект используется для укрепления культурного суверенитета и религиозной безопасности. Под ним также понимается способность государства поддерживать культурную «сопротивляемость» иностранному влиянию как с Запада, так и с Востока или Юга (т.е. исламскому экстремизму). Религиозный фактор играет роль и при обозначении зоны культурного влияния России, все чаще именуемой русский мир .
За пределами территории Содружества Независимых Государств (СНГ) религиозная дипломатия стремится усилить мягкую силу России через продвижение положительного образа России и ее новой международной идентичности – продвижение образа Российской Федерации как воплощения России цивилизация, которая на протяжении сотен лет была примером мирного сосуществования различных религий на протяжении веков. Изображение также утверждает, что Россия — это страна, которая может помешать осуществлению видения Сэмюэля Хантингтона о столкновении цивилизаций, а также страна, которая на протяжении веков была стабилизирующей и уравновешивающей мировой порядок.
Религиозная дипломатия используется Москвой и в отношениях с мусульманскими странами. Следуя по стопам Кремля, Русская Православная Церковь поддерживает хорошие отношения с Ираном, Сирией, Ливаном и палестинским ХАМАСом; тогда как российские муфтии сосредоточены на налаживании сотрудничества с государствами, символизирующими так называемый умеренный ислам (Турция, Малайзия и Индонезия). Совместным успехом российских дипломатов, муфтиев и Православной церкви стало получение Россией статуса наблюдателя в Организации Исламская конференция (теперь известной как Организация исламского сотрудничества, ОИК).
Религиозная дипломатия — эффективный инструмент политики Кремля, особенно на постсоветском пространстве. Он соответствует концепции российского «ближнего зарубежья» и предполагает усиление российского присутствия, в том числе за счет сохранения доминирования русской культуры, ослабления религиозной напряженности и борьбы с религиозным экстремизмом. Приоритетом совместных проектов МИД России и Православной Церкви является интеграция русского зарубежья и поддержание его связи с Родиной. Флагманской инициативой церковной и государственной дипломатии является созданный в 2007 году фонд «Русский мир», который поддерживает проекты, продвигающие российскую культуру, «ценности и духовные устои».
Еще одной важной частью деятельности Церкви в СНГ, особенно после того, как Кирилл стал патриархом в 2009 году, было подчеркивание роли Русской Православной Церкви как хранителя наследия, общего для всех постсоветских народов. Это хранилище общей памяти о славе (победе в Великой Отечественной войне), а также о гонениях со стороны советской власти. Хороший пример — отношение Московского Патриархата к Голодомору (украинскому голоду 1932-1933), тему, сильно разделяющую Киев и Москву. Православная церковь чтит память украинских голодоморов, но ставит ее в более широкие рамки страданий, включающих другие народы из разных уголков Советского Союза, таких как Поволжье, Сибирь и Казахстан. Таким образом, РПЦ избегает отнесения Голодомора к большевистскому геноциду украинской нации, а выступает в роли покровителя всех постсоветских наций, образуя своеобразное «братство страждущих народов».
Может ли алтарь влиять на трон?
Несмотря на то, что религия является инструментом российской дипломатии, это не обязательно означает, что религиозные институты вынуждены сотрудничать с государством. «Традиционные» русские религии воспринимают поддержку государства как свою обязанность. Такая позиция наиболее сильна в православной церкви, взгляды которой поразительно параллельны политике Кремля. И у государства, и у Церкви одинаковые взгляды на постсоветское пространство (ближнее зарубежье — каноническая территория), идентичность и роль России (отдельная цивилизация, поддерживающая диалог культур), желаемый международный порядок (многополярность), потенциальные союзы (стратегическое партнерство с Китаем и Индией), а также источники угроз (доминирование США и вестернизация).
Поддержка Церкви российскими властями, с другой стороны, не меняет того факта, что именно государство является доминирующей стороной во внешней политике. В последней официальной политике («Концепция внешней политики Российской Федерации»), опубликованной в феврале 2013 г., есть несколько фраз, которые могут свидетельствовать о влиянии Православной церкви на внешнеполитический дискурс России. В концепции политики приводятся конкретные примеры того, как Русская православная церковь, а также другие основные религии играют роль во внешней политике России. Авторы заявляют, что Церковь может способствовать «содействию диалогу и партнерству между культурами, религиями и цивилизациями» и «поддерживать соответствующие инициативы».
Прямое упоминание Русской Православной Церкви в официальном программном документе укрепляет имидж Церкви как учреждения, тесно сотрудничающего с Кремлем. Однако в контексте религиозной дипломатии наиболее яркой является следующая фраза: «Действительная консолидация усилий международного сообщества требует набора общих ценностей как основы для совместных действий, общего нравственного знаменателя, который есть у основных мировых религий. всегда разделялись, включая такие принципы и концепции, как стремление к миру и справедливости, достоинству, свободе и ответственности, честности, состраданию и трудовой этике». Сочетание общих ценностей с учениями мировых религий можно объяснить тем, что Кремль скопировал церковную риторику и включил ее в свою внешнеполитическую концептуализацию.
Долгосрочная перспектива
Такой явный подход, однако, сделает использование религии в качестве инструмента внешней политики более сложным в долгосрочной перспективе. На самом деле это может ослабить как прагматизм, так и эффективность российской религиозной дипломатии. Отсутствие гибкости Кремля до сих пор в его политике в отношении Сирии свидетельствует о растущем влиянии церкви не только на российское министерство иностранных дел, но и на политические элиты в целом. Есть множество факторов, которые могут объяснить подход Кремля к Сирии. Однако Дмитрий Тренин из Фонда Карнеги за международный мир считает, что одной из причин российской позиции по Сирии является Русская православная церковь.