Сообщение литература 18 века – 18

Содержание

Обзор русской литературы XVIII века | доклад, реферат, сочинение, сообщение, отзыв, статья, анализ, характеристика, тест, ГДЗ, книга, пересказ, литература

Русская литература XVIII века, как и многие другие явления культуры в России того времени, прошла большой и сложный путь интенсивного развития. Она связана с лучшими традициями древ­нерусской литературы: ее патриотизмом, опорой на народное твор­чество, растущим интересом к человеческой личности, обличитель­ной направленностью. Реформаторская деятельность Петра I, обновление и европеизация России, широкое государственное строительство, превращение страны в сильную мировую державу при жестокости крепостнической системы — все это нашло отраже­ние в литературе того времени. Ведущим литературным направле­нием XVIII века стал классицизм.

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — литера­турное направление, сложившееся в европейской литературе XVII века и появившееся в России в XVIII веке. Оно обратилось к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Для него характерна гражданская проблематика и воспитательные задачи. В произведениях писателей-классицистов нашли отражение идеи сильного независимого государства с абсолютной властью монарха, а воспитание гражданина считалось главной задачей. Поэтому ос­новной конфликт в произведениях классицизма — конфликт меж­ду долгом и чувством. Эстетика классицизма базируется на прин­ципе рациональности и строгой нормативности (иерархия жанров, четкая сюжетно-композиционная организация, деление героев на положительных и отрицательных, схематизм в их обрисовке и т.д.). Материал с сайта //iEssay.ru

Классицизм — общеевропейское явление. Но в разных странах он имел свои особенности. Русский классицизм был тесно связан с идея­ми европейского Просвещения о необходимости справедливых зако­нов, образования, признания ценности человеческой личности, раз­вития науки и философии, раскрывающих тайны мироздания. При этом решающая роль в преобразовании государства на такого рода основах отводилась просвещенному монарху, идеал которого русские классицисты видели в Петре I. Но в современности такую личность они не находили, потому большое значение в их произведениях при­давалось общественному и нравственному воспитанию самодержцев: объяснению их обязанностей по отношению к поданным, напомина­нию о долге перед государством и т.д. С другой стороны, негативные явления российской действительности этой эпохи подвергались са­тирическому осмеянию и разоблачению, что еще более усиливало связь русского классицизма с современностью и придавало ему сати­рическую заостренность. В отличие от европейского русский класси­цизм более тесно связан с народными традициями и устным народ­ным творчеством. Он часто использует материал русской истории, а не античности. Идеал русских классицистов — гражданин и патри­от, стремящийся трудиться на благо Отечества. Он должен стать ак­тивной творческой личностью, бороться с общественными пороками и во имя долга отказаться от личного счастья.

Достижения русского классицизма связаны с поэтической дея­тельностью и теоретическими работами М.В. Ломоносова, стихотво­рениями Г.Р. Державина, баснями И.А. Крылова, комедиями Д.И. Фонвизина и др. Но уже в последней четверти XVIII века ка­ноны классицизма были во многом поколеблены самими писателями-классицистами, такими, как И.А. Крылов, Д.И. Фонвизин и осо­бенно Г.Р. Державин.

На этой странице материал по темам:
  • краткий обзор литературы 18-19 века
  • краткое содержание русской литературы 18 века
  • отзыв по литературе 18 веке
  • краткий план по статье русская литература 18 века
  • литература 18 века обзор

iessay.ru

Литература XVIII века — интересное о литературе

XVIII век — столетие перемен, в котором господствовала идеология Просвещения. Грандиозные преобразования Петра I не могли не затронуть и сферу словесности. В Россию проникают западноевропейские научные и литературные труды, которые переводятся на русский язык, вводится гражданский шрифт, появляются первые газеты и журналы. За сто лет русская литература осваивает путь от классицизма к сентиментализму.

Век просвещения

Масштабные преобразования Петра I, сменившего титул московского царя на императора всероссийского и поставившего Русь в ряд современных европейских государств, открыли новую эпоху и в развитии русской литературы. Она превращается в важный элемент государственной идеологии и призвана соответствовать новому положению России как великой державы. Литература окончательно становится светской, закрепляется институт авторства.

Реформа русского стиха

Насущной проблемой развития отечественной словесности становится в XVIII в. создание новой системы стихосложения, способной обслуживать возросший стилевой и жанровый диапазон новой литературы. В русской ученой поэзии господствовала пришедшая из Польши силлабическая система, основанная на равенстве строк по числу слогов, постоянной цезуре и женской рифме. Для народной поэзии был характерен тонический стих, построенный на упорядоченности количества ударений в строке.

Ломоносов Михаил Васильевич (1711 — 1765)

В 1731 г. с далекой северной окраины из-под Архангельска прибыл в Москву получать образование сын поморского крестьянина-рыбака Михайло Ломоносов, которому суждено было сыграть колоссальную роль в развитии отечественной науки и литературы. Он заложил основы русского литературного языка, довел до конца и преобразование нашего стихосложения, начатое Тредиаковским. В творчестве Ломоносова наша словесность впервые начала становиться художественной литературой в…

Театр классицизма

Высшим жанром классицизма считалась трагедия. Она должна была быть написана в стихах и строилась на правиле «трех единств -времени, места и действия. Основой конфликта трагедии было столкновение долга и чувства. Трагедия писалась высоким штилем, героическим добродетельным персонажам противостояли злодеи, попиравшие нормы морали и общественные законы. Образцы жанра дали французские трагики XVII в.-П. Корнель и Ж. Расин. Большинство сюжетов они черпали в античной истории.

Сатирическая журналистика

«Сатирическое направление», которое, по определению Н. А. Добролюбова, было ведущим в русской литературе XVIII в., не ограничивалось предписанными классицизмом жанрами стихотворной сатиры и комедии. Оно получило широкое развитие в журнальной прозе, выдвинув периодические издания в самый центр общественной жизни и политической борьбы эпохи. На рубеже 1770-х гг. журналист впервые стал в России ключевой фигурой, а публицистика-важнейшим видом литературы.

Фонвизин Денис Иванович (1745-1791)

Высшим достижением русской драматургии XVIII в. стало творчество Д.И. Фонвизина, в пьесах которого перед зрителем предстали самые насущные нравственные и общественные вопросы. В своих комедиях писатель отступает от нормативов классицизма, идет к правдивому изображению жизни. Персонажи Фонвизина — не условные комические маски, чье поведение определяется каким-то одним пороком, как в комедиях Сумарокова. Это более сложные характеры, живые типы времени.

Державин Гавриил Романович (1743-1816)

Державин совершил в русской поэзии подлинный литературный переворот. Писатели-современники, восторгались автором «Фелицы». Державин смело ломает рамки традиционных жанров и стилей, создает новые традиции, предваряя тем «пестрые главы» пушкинского «Евгения Онегина» и другие сложные жанровые образования XIX в. «Первым живым глаголом юной русской поэзии» назвал его В. Г Белинский. В XX в. интерес к творчеству Державина не ослабевает: Мандельштам…

Радищев Александр Николаевич (1749 — 1802)

«Радищев — рабства враг» — так сжато и точно определил позднее основной пафос радищевского творчества Пушкин. Вопрос всех вопросов тогдашней русской жизни — крепостное рабство — стоит в центре «Путешествия из Петербурга в Москву» и оды «Вольность». Радищев готов опрокинуть до основания воспетое поэтами-одописцами устройство великой империи, истребить дотла порядок, если он основан на рабстве, «скорби, отчаянии». В этом радищевский Путешественник предвосхищает…

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826)

Крупнейшим русским писателем конца XVIII в. был виднейший представитель сентиментализма Николай Карамзин. Глубокий исторический мыслитель и смелый художественный новатор, он дал образцы во многих жанрах поэзии и прозы, реформировал литературный язык, создав «новый слог», ориентированный не на книжный «штиль», а на разговорную речь культурного общества. Активный проводник европейской культуры и почитатель российских «древностей», он своим…

tululu.org

Характеристика Литературы XVIII века

Литература и литературные произведения — это возможность выразить свое отношение к происходящему, высмеять или воспеть происходящие события, чем и занимались писатели разных веков. Так была древнерусская литература, ее сменила средневековая, а ей на смену пришла новая литература и вот сегодня нам предстоит сделать характеристику русской литературы 18 века.

Характеристика русской литературы 18 и 19 века кратко

Работая над характеристикой литературы 18 и 19 века, следует отметить, что развитие литературы связано с деятельностью Петра Первого. Теперь, делая характеристику литературы 18 века в 9 классе, следует отметить, что среди литературных работ начали появляться научные книги и книги публицистического содержания. В литературе стали использовать иностранные слова, и самое главное, теперь литература и произведения пишутся не церковнославянским языком, а на общепотребительском русском языке. Теперь начинается эпоха Просвещения.

Делая общую характеристику литературы 18 века, скажу, что в восемнадцатом веке писатели продолжают использовать такие жанры, как драма, поэзия виршевой формы, повесть, то есть те жанры, что существовали в 17 веке, но к этому перечню добавляются такие жанры, например, как любовная лирика.

В начале 18 века писатели в основном занимались переводами, а чуть позже стали появляться собственные произведения писателей того времени. Творения писателей писались в духе классицизма, где жанры подразделялись на низкие, среди которых выделить можно басню, сатиру, комедию. Здесь произведения пишутся простым народным языком. Также подразделяется литература на высокие жанры, где выделяют оды, трагедии, героические песни, которые в отличии от низких жанров, где произведение посвящено жизни обычных людей или буржуазии, там восхваляется государство, высшие слои общества.

Все произведения 18 века имели четкие границы и писались по правилу трех единств, то есть, произведение имело один сюжет, в основном описанные события происходят в течении одного дня, и в одном месте. В литературе 18 века можно четко выделить положительных и отрицательных героев, все герои носят говорящие фамилии, например, Стародум, Простакова. Литература 18 века затрагивает такие проблемы как проблема воспитания, а сами произведения имеют простой сюжет, легкий для понимания и восприятия. Кто является представителем классицизма? Здесь стоит вспомнить Крылова, Фонвизина, Державина и других писателей.

Но классицизм был не вечным и тут он сменяется сентиментализмом, где в произведениях писатели стали останавливать и концентрировать внимание на чувствах героев. Здесь можно выделить таких писателей, как Каменев, Карамзин, Жуковский.

Характеристика Литературы XVIII века

1.7 (33.33%) 15 votes
На этой странице искали :
  • характеристика литературы 18 века
  • характеристика русской литературы 18 века
  • какие качества описыва писатели 18 века
  • краткая характеристика 18 века
  • литература 18 века

sochinyshka.ru

Характеристика Литературы XVIII века | ВСЕ Сочинения.RU

Литература XVIII века

В русской литературе XVIII века отразились измене­ния в общественной жизни России, которые связаны с деятельностью Петра I. В этот период начинают изда­вать больше книг научного и публицистического содер­жания. В русский язык входят многие иностранные слова, которые обозначали новые для русских людей понятия. Одновременно по указанию царя книги начи­нают писать не на церковнославянском, а на общеупот­ребительном русском языке.

Многие жанры литературы XVIII века были заим­ствованы из XVII века: драма, повесть и виршевая по­эзия. Однако новые условия жизни порождают и новый образ литературного героя, поэтому форма и язык про­изведений, написанных в этих жанрах, также меняют­ся в соответствии с требованиями времени. Появляются и новые жанры, например, любовная лирика.

В середине XVIII века русская литература испытала сильное влияние классицизма — литературного направ­ления, сложившегося в Западной Европе и взявшего об­разцами произведения античной Греции и Рима.

В соответствии с традициями классицизма сущест­вуют «высокие» и «низкие» жанры литературы. К пер­вым относились трагедии, оды и поэмы, ко вторым — комедии, сатиры и басни. Произведения каждого жан­ра создавались в соответствии с четкими принципами, смещение жанров не допускалось.

Произведения «высоких» жанров писались возвы­шенным языком, в них разрабатывался определенный круг тем, которые отражали значимые события из исто­рии и мифологии, а героями могли быть только прави­тели, прославленные исторические деятели и легендар­ные персонажи. В произведениях «низких» жанров допускался обыкновенный разговорный язык, сюжеты были более близки простому народу.

Трагедия, которая в эпоху классицизма стала одним из распространенных жанров, должна была соответ­ствовать правилу «трех единств»: места, времени и дей­ствия. Основой сюжета трагедии всегда выступает столкновение сильной личности с непреодолимыми препятствиями, которые в античной мифологии оли­цетворяет Рок, Судьба. Трагедия обычно заканчивается гибелью главного героя, но сначала он проходит через испытания, в которых его личные чувства и желания вступают в противоречие с долгом. Согласно правилам жанра долг всегда побеждает. Характеры классической трагедии условны и являются олицетворением какой- либо определенной черты, либо положительной, либо отрицательной.

Поэма является эпическим произведением, в кото­ром в поэтической форме рассказывается о важном со­бытии из жизни царей или героев.

Ода — это торжественное поэтическое произведе­ние, которое восхваляет царей или полководцев, либо создается в честь победы над врагами.

Русский классицизм, хотя следовал основным пра­вилам этого литературного направления, все же имел ряд особенностей. Во-первых, в произведениях русских классицистов чувствуется тесная связь с современной действительностью. Во-вторых, в русском классицизме значительное место принадлежит такому жанру, как сатира. В-третьих, многие произведения русских писа­телей XVIII века создавались на основе отечественных сюжетов, что свидетельствует об интересе к родной ис­тории.

Характеристика Литературы XVIII века

4.2 (84.44%) 9 votes
На этой странице искали :
  • литература 18 века сочинение
  • характеристика литературы 18 века
  • сочинение литература 18 века
  • особенности литературы 18 века
  • сочинение по литературе 18 века

Сохрани к себе на стену!

vsesochineniya.ru

Литература XVIII века

Литература XVIII века

ЛОМОНОСОВ . — первый из деятелей русской культуры завоевавший мировую известность, один из выдающихся прсветителей и самый просвещенный человек своего времени, один из крупнейших ученых 18 века, замечательный поэт. «Ода на день…..»написана «высоким штилем» и прославляет дочь Петра 1. Отдав должное добродетелям императрицы, ее «кроткому гласу»,»доброму и прекрасному лику», стремлению «расширять науки», поэт заводит речь о ее отце, кот. наз. «человеком, каков неслыхан был от века». Петр 1 — идеал просвещенного монарха, кот. все силы отдает своему народу и гос-ву.В оде Ломоносова дается образ России с ее необъятными просторами, огромными богатствами. Так возникает тема Родины и служения ей — ведущая в тв-ве Ломоносова.С этой темой тесно связана тема науки, познания природы. Она завершается гимном науке, призывом к юношам дерзать во славу Российской земли. Таким образом, в «Оде 1747 года» нашли выражение просветительские идеалы поэта.

ФОНВИЗИН . Комедия «Недоросль» справедливо считается вершиной тв-ва Фонвизина и всей отечественной драматургии 18в. Сохраняя связь с мировоззрением классицизма, комедия стала глубоко новаторским пр-ем. Чем же комедия»Недоросль» соотв. положениям русского классицизма? Прежде всего автор сохраняет все признаки «низкого» жанра.

В пьесе высмеиваются пороки (грубость, жестокость, глупость , необразованность, алчность), которые, по мнению автора, требуют немедленного исправления. Проблема воспитания — центральная в идеях Просвещения, явл. основной и в комедии Фонвизина, что подчеркивается ее названием.(Недоросль — молодой дворянин, подросток, получавший домашнее воспитание.) Конкретности изображаемой действительности соотв. и язык пр-я(одно из правил классицизма). Например, речь Простаковой:грубая в обращении к слугам(«мошенник»,»скот»,»воровская харя» — портной Тришка; «бестия», «каналья» — нянька Еремеевна), заботливая и ласковая в разговоре с сыном Митрофанушкой (» век живи, век учись, друг мой сердешный», «душенька»). «Правильный», книжный язык состовляет основу речи положительных персонажей: на нем говорят Стародум, Правдин, Милон и Софья. Таким образом, речь героев как бы делит персонажей на отриц. и полож-ных( одно из правил кл-ма). Соблюдается в комедии и праило трех единств. Действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой (единство места). Единство времени вроде бы тоже присутствует. Единство действия предпологает подчинение действия пьесы авторской задаче, в данном случае — решение проблемы истинного воспитания. В комедии непросвещены (Простакова, Скотинин, Простаков, Митрофанушка) пртивоапоставлены образованным (Стародум, Софья, Правдин, Милон) персонажам

На этом следование традициям кл-ма завершается. В чём же проявилось новаторство комедии? Для Фонвизина, в отличии от классицистов, было важно не просто поставить проблемму воспитания, но и показать, как обстоятельства(условия) влияют на формирование хар-ра личности. Это существенно отличает комедию от пр-ний кл-ма. В»Недоросле» были заложены основы реалистическог отражения действительности в русской худ. лит-ре. Автор воспроизводит атмосферу помещичьего произвола, разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. В своей комедии о воспитании он поднимает проблему крепостного права, его растлевающего влияния и на народ, и на дворян. В отличие от пр-ий кл-ма, где действие развивалось в соотв. с решением одной проблемы, «Недоросль» — пр-е многотемное. Его осн. проблемы тесно связаны друг с другом: проблема воспитания — с проблемами кр. права и гос. власти. Для разоблачения пороков автор использует такие приемы, как говорящие фамилии, саморазоблачение отриц. персоноажей, тонкая ирония со стороны полож. героев. В уста полож. героев Фонвизин вкладывает критику «развращенного века»,бездельников-вельмож и невежественных помещиков. Тема служения отечеству, торжества справедливости также проведена через полож. образы

Нарицательный смысл фамилии Стародума(любимого героя Фонвизина) подчеркивает его приверженность идеалам старых, петровских времён. Монологи Стародума направленны (в соотв. с традицией кл-ма) на воспитание власть имущих, в том числе императрицы. Т.о., охват действительностидействительности в комедии необычайно широк по сравнению со строго классицистическими пр-ми

Новаторской явл. и с-ма образов комедии. Действующие лица, правдв, традиционно делятся на полож. и отриц. Но Фонвизин выходит за рамки кл-ма, вводя в пьесу героев из низшего сословия. Это крепостные, холопы (Еремеевна, Тришка, учителя Кутейкин и Цыферкин).* Новым была и попытка Фонвизина дать хотя бы краткую предысторию персонажей, раскрыть разные гранги хар-ров некот. из них. Так , злобная, жестокая крепостница Простакова в финале становится несчастной матерью, отвергнутой собственным сыном. Она даже вызывает наше сочувствие

Новаторство Фонвизина проявилось и в создании речи персонажей. Она ярко индивидуализирована и служит средством их хар-ки. Т.о., формально следуя правилам кл-ма, комедия Фонвизина оказывается глубоко новаторским пр-ем. Это была первая соц.-политическая комедия на русской сцене, а Фонвизин — первый драматург, представивший не предписанный законами кл-ма персонаж, а живой чел. образ.

А.Н.РАДИЩЕВ — Ещё в юности Радищев определил главной целью своей жизни служение на благо Отечества. В эпиграфе к «Путешествию из Петербурга в Москву» — «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» — Радищев определяет главного врага, главную беду России и русского народа — самодержавие и связанное с ним крепостничество. Большинство глав этого пр-ия посвящено разоблачению сущности этого «чудища», его жестокости и бесчеловечности, развращающих души людей, разоряющих страну. Писатель рисует картины беззакония и неимоверной эксплуатации, кот. подвергаются крестьяне. «Истинное лицо» самодержавия Радищев выявляет в сатирическом «сне»(глава «Спасская Полесть»), показывая противозаконность и антинародность любой монархии.

Размышляя над тем, как избавить страну от «чудища» — самодержавия икрепостничества, писатель приходит к выводу, что ни отдельные «гуманные» помещики, ни «бесплодное сочувствие» к порабощённым крестьянам не могут изменить ситуацию. Положение российского народа так тяжело, что «свободы ожидать должно от самой тяжести порабощения». Радищев пишет о праве человека на борьбу за свою свободу, о неизбежности нар. рев-ии. Главным героем П. явл. русский народ, крестьяне (крепостные в первую очередь). И они — не вызывающие жалость «жертвы», а люди высоких моральных качеств, талантливые, с чувством собственного достоинства. И хотя Радищев не идеализирует народ и говорит о растлевающем влиянии крепостного права и на помещиков, и на крестьян, которые за частую превращаются в рабов и по положению, и по духу, в целом образы крестьян в П. контрастны образам помещиков. Нравственную чистоту и физическое здоровье людей из народа Радищев противопоставляет моральной и физической деградации дворян, и этот худ. прием тоже служит задаче разоблачения «чудища».

Говоря о русском национальном характере,писатель подчёркивает не»покорность», которая так ценилась официальными властями, а порывистость, отвагу, невоплощенные таланты и возможности русского народа. Радищев уверен, что, когда изменятся обстоятельства жизни народа, из его рядов выйдет много талантливых людей, которые окажут большое влияние на «историю российскую». Поэтому логическим завершением П. явл. «Слово о Ломоносове», где выражается уверенность автора в великом будущем России и её народа. П. изложено в форме записок путешественника, куда искусно введены пр-ия др. жанров: сатирический «сон»(глава «Спасская Полесть»), ода «Вольность», публицистические статьи (например, «…О происхождении цензуры», глава «Торжок»). Такая форма худ. пр-ия была новаторской для русской лит-ры 18в. и давала Радищеву возможность глубоко и многопланово рассказать об общественной и духовной жизни нации.

В П. присутствуют: высокая лексика, славянизмы , кот. служат и для достижения патетичности звучания(«звери алчные, пиявцы ненасытные!»), и как сатирический прием несоответствия: «блаженны… имеющие внешность, к благоговению всех влекущую»; *** сентиментальные фразы, например «лёгкая пелена печали»,»душу он имел очень чувствительную и сердце человеколюбивое»;

просторечия, пословицы, поговорки , такие как:»повороти оглобли»,»рот разинул до ушей»,»всяк пляшет, да не как скоморох». Радищев в своём повествовании руководствуется не только рассудком, но и чувством. Он эмоционален, открыто сочувствует и негодует:»Страшись помещик жестокосердный!». Писатель стремился создать новый гражданский стиль лит-ры, объединивший общественное звучание и проявления личности конкретного автора. Но ограниченность стиля не была им достигнута, была лишь намечена тенденция.П. излишне архаично, перегружено словами «высокого» стиля.

mirznanii.com

Русская литература 18 века

Билет 1. Общая характеристика и периодизация.

18 век переломный. Происходило изменение по отношению к человеческой личности. На рубеже 17-18 вв произошла смена культурных ориентиров и источников влияния. Гл. культ. Ориентиром стала западная Европа, но европеизация термин условный. Процесс европеизации начался с середины 17 в, ключевым событием , были культурные реформы. В 17 в в Москву приехали киевские старцы- первые русские западники. Осуществившие реформу книг, благодаря им в России появилось стихотворство и драматургия. В сер. 17 в по польскому приказу в Москве начались переводы европейских романов. Европеизация началась с осв. Польск. Фр. Нем. лит-ры.

Процесс осв. Зап-евр. культ. М/б назван трансплантацией(Лихачев). Освоение западной культуры проходило более болезненно, чем византийской. Русск. культ. забыла пер. ученичества. Болшая часть 18 в ушла на ученичество.1 транспл. Происходила равномерно и целенаправленно. В Петр. Эпоху транспл.- стихийна, поэтому пр-я нач. 18 в –хаотичн. Набор евр. Пр-ий. Еврлпеиз. было отказано. Виз. Культ. Не хотела сдавать свои позиции. В 18 в прошёл рассол нац. Лит-ры. Др.рус лит. Не умерла вместе с Русью. Чит др.рус. текстов былы дем. Низы. Произошла секуляризация русской культ. Она выразилась в смене жанровых систем. Пришли стих сатиры, оды, драм жанры, комедии, трагедии, элегии, идиллии. В 18 в господствуют, поэт и драм жанры.В 18 в изм представление о самом характере ТВ-ва, об отн автора к лит труду. Индивидуализация авт сознания. Постепенно происходит профессионализация писателей, появляется массовая литература.рус литература ускоренно развивается, то, что пережила евр лит-ра за 250 лет, рус лит – за 100 лет.18 век наз. Лит русского возрождения.

1 этап 90гг 17 в -20 гг 18 в. Петровскя эпоха. Продолжение др рус барокко. Эпоха переводов. Рус пр-ий оч мало.1)вирши-стихи силлабич.

2)школьн драма. Писатели Степан Яворский,дм ростовский, Феофан Прокопович, Андрей и Семен Денисовы.

2 этап 30-50гг 18 в. Период становления русс классицизма. Смена жанров.1)стих. Сатира, 2)ода 3) класс ком 4) трагедия. Происходит

реф рус яз, русс стихослож. Силлабич. Сист силлабо тонич. (реф Тредиаковского-ЛОМОНОСОВА).Кантемир. тредиак, Ломон, Сумарок

3 период 60-90 Екатерининская эпоха. Пер расцвета творч писателей. Ек провела либ. Реф.Начинается эпоха расцвета публицистики:очерк, путешествие. Ведущим направлением являктся классицизм, он приобретат гражданский характер., появляется сентиментализм 90 гг18 в, предромантизм, в литературу возвращается проза. Жанр повести и романа. Эту эпоху называют эпохой, просвещения. Фонвизин, Державин, Карамзин, Радищев. Крылов.

Билет 2. Петровская эпоха в русской литературе, творчество Ростовского и Яворского.

Это самая нелитературная эпоха. Гос-во реформировалось, произошла приостановка лит. П1 был человеком дела, а не эстетического удовольствия, это эпоха народа и вещей. Был создан флот, рег. армия, синод, С-Пб как антипод Москве. Было создано 650 книг, П1 требовал, чтобы книга была полезной, это были в осн. учебники, почти все переводы. В 1722 был создан табель о рангах. Степан Яворский и ДМ ростовский Были приглашены Петром с Украины, чтобы пропагандировать реформы. Стефан- рязанский митрополит, ректор СГЛ академии, глава святейшего синода. Силлабические стихи и полемические произведения. Дмитрий Ростовский был назначен ростовским митрополитом

Обоим не нравилась разгульная жизнь П и они время от времени пытались наставить его на путь истинный. Это заставило П приблизить к себе Ф Прокоповича.

Билет 3. Стиль Барокко в Русской литературе, Споры о границах русс барокко.

Барокко это общеевропейский стиль, особо проявился в Испании, Италии , Франции, приходится на 16 в, Это трагический стиль, Авторы считают жизнь трагичной, это хождение по лабиринту, человек одинок. Закон маятника. Промежуточное место м/у возрождением и классицизмом. Барокко-жемчужина неправильной формы, всё основано на дисгармонии. Это самое 1лит напр в России, самый ярк. писатель-Симеон полоцкий. Русское барокко имеет сущ отл, это сочетание не сочетаемого.

— христ-во и языч образы

— комическое и трагическое

— натур-зм и фантастика

— стихи и проза

-объедин искусств

— 1 предмет изобр ч/з 2

Барокко-искусство иносказания, адресованное высокообразованным людям. Очень сложное иск-во в языковом отношении. Осн. жанры силлабические вирши: проповедь(церковная и торжественная) и школьная драма.

Билет 4. Русский театр, школьная драма.

Театр в России появился в 70 гг 17 в это был театр 1 зрителя – царя, придворный театр Алексея Михайловича.

Пьесы писал немецкий пастор на библейские темы, спектакли шли по 8-10 часов. При п1 театр развивается, 3 типа театра:

1 публичный

2 придворный

3 школьный

Публичный театр был организован в 1702 г, немецкие актёры, унижение для Москвы, театр на красной площади, 15 пьес, закрыт в 1707, репертуар был светским, и современные, и эпохи возрождения(Мольер), и античной истории. Театр показал, что человеческая жизнь м/б предметом искусства. Придворный театр 1707-1717гг. Был создан в Преображенске. Было написано несколько русских пьес:

— пьесы светского содержания, источники — рыцарские романы.

— Жития святых, они назывались либо действиями, либо комедиями. Школьный театр существовал при учебных заведениях. Пьесы писались учителями риторики и пиитики. Актёрами были дети. Шк театр выполнял воспитательные функции. Сюжеты брались исторические. Театр пытался развить интонацию, дикцию. Самым первым школьным театром был театр СГЛ академии в 1702г. Театры в провинции просуществовали до 19 в , пьесы школьного театра делятся на 3 группы:

-Пьесы религиозного содержания – МОРАЛИТЕ, сюжетом служили библия и жития святых.

— Историко-панегирического содержания. Сюжеты из исторических событий.

— Диалоги и декламации.

Поэтика школьного театра — чисто барочная. Речь идёт о переломе судьбы героя: От счастья к несчастью и наоборот.

Билет 5. Рукописные повести 1/3 18 в.

В 18 в обособленно развивались 2 ветви литературы:

1 Высокая литература

2 Демократическая литература.

На дем. оказывала влияние зап-евр. беллетристика.

«История о российском матросе Василии Кориотском», «история о храбром кавалере Александре». Автор этих произведений неизвестен, скорее всего они были созданы в демократической среде. Исследователи сопоставляют эти повести с ПЛДР. Общее м/у ними:

— анонимность

— рукописность

— Развлекательно-прикладной характер.

— гл герой мол чел, готовый пожертвовать всем ради друзей. Ещё больше истории имеют с евр романами, это 1 попытка создания русского авантюрного романа. С евр романами роднят:

— приключения,

— сражения за даму сердца

— путешествие по морю

— плен.

«… о Василии…»

Причудливое сплетение новизны и старины, пр0е написано на др рус языке и имеет ученический характер.

«…. О кавалере Александре..»

Повесть примечательна в 2 аспектах:1) это 1 энциклопедия о любви, т.к. Др Рус лит отвергала любовь.

2) повесть испытала на себе барочные явления.

-скитание гл героя

-строение и композиция повести.

-вставные новеллы

-смешение стиха и прозы

-смешение церковных слов и варваризмов, эффект комизма.

Билет 6. Старообрядческая литература 1/3 18 в.

Старообрядческая лит-ра возникла в сер 17 в в связи с прошедшим расколом. В 17 в лидером ст/обр движения был протопоп Аввакум.1658-1682г существовал пустозерский центр. В 1682 г ст/обр были сожжены, так закончился 1 этап ст/обр.

1 этап – Выголексинский монастырь, он был основан в 1694г на реке Выг. Основатели: Даниил Викулин, Андрей Денисов-будущий настоятель монастыря. М просуществовал до 1856 г. В 18 в ВЛ монастырь был центром ст/обр культуры. Расцвет пришёл на 1/3 18 в.

Певческая школа, литейное дело, иконописание.

ВЛ ст/обр пошли на спор с властями, П издал указ о том, чтобы они платали двойной подушный оклад, и должны работать на пром. предприятиях, также они должны носить жёлтые воротнички. Знаменитые писатели: Андрей и Семён Денисовы, Иван Денисов-историк. Сочинения делятся на 2 группы: — делового характера (уставы).

— Литературные произведения

Выговцы отказались от культурного противостояния, в высокой литературе были те же жанры, что и в барокко, кроме драмы. «Повесть об осаде Соловецкого монастыря» Семёна Денисова 20е гг 18 в , печаталась и в ст/обр типографиях. Пр0е м/б названо историческим, т.к. описываются события 17 в .

Повесть написана в 2х жанрах: агиографии и ист повести. Мартирий-житийное пр-е о свидетелях – мучениках, кот принимают насильственную смерть от рук иноверцев, исповедуя Христа. Автор вносит много реалистических сцен.ю чего не было раньше. О барочности повести свидетельствует целый ряд сквозных метафор, образ сада-винограда-1 из устойчивых эмблем лит-ры барокко. Автор использует тему метаморфозы: сад гибнет, всё превращается в обратное. Образ Трои-сквозная метафора. Её гибель упоминается в самьм начале повести. Денисов пытается соревноваться с Гомером в поэтическом мастерстве.Др черты барокко: сочетание стиха и прозы. Автор вводит новые слова, обыгрывает контраст прошлого и настоящего.

Билет 7. Творчество Феофана Прокоповича.

Приехал с Украины в 1715г, учился в Киево-Могилевской академии, также учился в Польше. Стал придворным писателем П1, в Лиле Прокоповича русс лит нашла новый тип писателя-служащего. После смерти Петра ему было поручено написать слово на погребение. Слово-произведение авторского искусства, автор использует риторические вопросы, восклицания и обращения, композиционно слово состоит из 3х частей:

1 плач по Петру

2 прославление Петра

3 похвала Е1 вдове. Сочетание похвалы и плача — особенность барокко, во 2 части Ф исп поэтику отражения, наз П-Иафетом и Моисеем (библейские персонажи), Соломоном. Обыгрывает контраст прошлого и настоящего, приводит пртём этимологизации имени. Пётр-камень. Язык очень высокий, изобилует церковными словами, риторическими фигурами.(хиазм)

mirznanii.com

Литература сентиментализма (XVIII век) | доклад, реферат, сочинение, сообщение, отзыв, статья, анализ, характеристика, тест, ГДЗ, книга, пересказ, литература

Литература сентиментализма воспитывала в человеке достоин­ство и уважение к своим силам, способностям, переживаниям неза­висимо от положения в обществе. Вот почему в европейской лите­ратуре просветительский сентиментализм способствовал развитию оппозиционных идей. В России это направление сентиментализма связано с деятельностью Александра Николаевича Радищева (1749-1802) и его знаменитой книгой «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), за которую он был по приказу Екатерины II аре­стован и сослан в Сибирь. Эта книга, по форме представляющая со­бой записки Путешественника о его впечатлениях, встречах, бесе­дах с разными людьми во время поездки из одной столицы в другую, по сути является сатирическим обличением самодержавия и крепостнического общества. Картины произвола помещиков, страдания крестьян проникнуты пафосом любви к родине и народу. Позиция автора выражена недвусмысленно: «Звери алчные, пья- вицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем, — воздух». Неудивительно, что книга была запрещена, тираж арестован, а автор отправлен в ссылку.

Но помимо оппозиционных по отношению к правительству идей, сентиментализм нес в себе еще одну очень важную прогрессивную идею — понятие о ценности собственно личности: «Человек велик своими чувствами», — так сказал французский писатель и философ Ж.-Ж.Руссо, а в русской литературе эту мысль отразило творчество Николая Михайловича Карамзина (1766-1826), главы русского сентиментализма.

Поэт, прозаик, автор знаменитой «Истории государства Россий­ского», Карамзин в то же время явился и реформатором русского ли­тературного языка. Стиль Карамзина, легкий, изящный, выгодно отличался от достаточно тяжеловесного языка Радищева. Это не удивительно. Ведь языковая реформа Карамзина основана на сбли­жении книжного стиля с разговорной речью образованного дворян­ства. При этом Карамзин настаивал на исключении как устаревших слов и грамматических оборотов, так и простонародных слов и вы­ражений. Большой заслугой Карамзина было введение в русский литературный язык слов, позволяющих передать тонкие, изыскан­ные чувства. Писатель сам создавал их по образцу соответствующих иностранных (в основном, французских) слов: интересный, трога­тельный, утонченный, оттенок, влияние, потребность и т.д.

Вклад Карамзина в становление русской литературы связан с утверждением художественных принципов сентиментализма. Он «первый на Руси начал писать повести, в которых действовали лю­ди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного быта» (В.Г. Белинский). В «Бедной Лизе» (1792) — классическом образце «чувствительной повести» — Карамзин впервые открыл мир чувств простого человека. Знаменитая фраза — «И крестьянки любить умеют» — определяет основную идею повести. Главная ге­роиня выступает как воплощение сентиментального представления о «естественном человеке», простом и непосредственном, живущем в гармонии с природой и людьми, обладающем внутренней чистотой и душевной силой. Богатству и благородному происхождению про­тивопоставлялось благородство и богатство чувств. Сюжет тради­ционен для литературы сентиментализма: читатель с волнением знакомится с трагической судьбой крестьянской девушки, соблаз­ненной молодым дворянином. Современников поразила новизна в изображении внутреннего мира героев, лирический пейзаж, красо­та и легкость языка. Материал с сайта //iEssay.ru

Карамзину также принадлежит заслуга введения новых жанров в русскую литературу. Среди них такие, как психологическая по­весть («Наталья, боярская дочь», «Бедная Лиза»), путешествие, по­слание («Письма русского путешественника»), исповедь («Моя испо­ведь»). Историческая повесть «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода» определила дальнейшие пути русской исторической прозы. Поэтическое наследие Карамзина невелико, но его камер­ная лирика, в которой создается образ поэта-мечтателя, — большой шаг в развитии новой, романтической, литературы. С предромантизмом связаны и поздние произведения Карамзина — рассказ- миниатюра «Остров Борнгольм» и повесть «Сиерра-Морена».

Значение Карамзина для русской литературы определяется тем, что он проложил дорогу писателям XIX века — прежде всего Жу­ковскому и Пушкину.

iessay.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *