Сочинения по литературе XVIII (18) века
Сочинения по литературе XVIII века
«Бедная Лиза» – небольшое, но сильно поражающее душу гениальное произведение Карамзина. Автор рассказывает нам о печальной любви бедной крестьянки и богатого барина. Само название «Бедная Лиза» уже говорит о многом: о положении девочки, вынужденной работать в столь юном возрасте, о сочувствии автора к её печальной истории. Лиза – самостоятельная, …
Сочинение на тему «Герои произведения Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» Читать полностью »
Сочинения по литературе XVIII века
Теме истории посвятили свои произведения многие писатели. И это неудивительно, ведь для любого нормального человека история его родной страны очень-очень важна. В конце 18 века Г.Р. Державин представил что-то вроде завуалированного анализа столетия Российского государства в стихотворении «Властителям и судиям». Сам автор произведение назвал гневной одой, из-за неё поэта могли даже изгнать из …
Сочинение на тему «Человек и история» Читать полностью »
Сочинения по литературе XVIII века
Каждый временной период – отдельная эпоха в истории литературы, и каждая характеризуется собственным литературный направлением, собственным образом мыслей. Так же и 18 век оставил свой отпечаток в развитии русского слога. 18 век запомнился нам благодаря новому течению, название которому сентиментализм. Писателей того времени заинтересовали более всего чувства героев, их настроение и то, как …
Сочинение на тему «Литература 18 века в восприятии современного читателя» Читать полностью »
Сочинения по литературе XVIII века
Образ Лизы из повести русского писателя-сентименталиста Н. Карамзина «Бедная Лиза» являлся источником вдохновения для многих писателей последующих поколений. В Лизе впервые в литературе Н. Карамзин изобразил чистую, непорочную и искренне любящую крестьянскую девушку, что было немыслимо для литературы второй половины XVIII века. «Бедная Лиза» – это повесть, поражающая нас …
Образ Лизы в произведении «Бедная Лиза» Читать полностью »
Сочинения по литературе XVIII века
Повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза» по праву считается вершиной сентиментализма в русской литературе. Впервые в литературе главной целью не становится прославление каких-либо героев, как в классицизме, а изображаются чувства людей. Н. М. Карамзин впервые героиней повести сделал не барышню, не дворянку, а простую крестьянскую девушку, ибо «и крестьянки любить умеют». …
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма Читать полностью »
Сочинения по литературе XVIII века
Большое значение для русской литературы имеет социально-политическая комедия Фонвизина Д.И. «Недоросль». Что же особенного в этой комедии? Прежде всего, это правдивое описание всех пороков общества того времени. Автор каждым словом пытался показать, что все те блага и почести, которыми обладают вельможи, не заслуженны. Вся комедия пропитана образами, которые несут в себе множество …
Сочинение на тему: Семья Простаковых в комедии Фонвизина «Недоросль» Читать полностью »
Последние обновления
особенности развития, характерные черты политической и художественной
Содержание:
- Особенности литературы XVIII века
-
Развитие литературы в XVIII веке в Европе и России
- Европа
- Россия и развитие литературы XVIII века
- Характеристика политической и художественной литературы XVIII века
- Ведущие деятели литературы XVIII века
Содержание
- Особенности литературы XVIII века
-
Развитие литературы в XVIII веке в Европе и России
- Европа
- Россия и развитие литературы XVIII века
- Характеристика политической и художественной литературы XVIII века
- Ведущие деятели литературы XVIII века
Особенности литературы XVIII века
Писательский мир восемнадцатого века был переходным временем, когда природа и черты писательского издательского дела и чтения изменились кардинально в течение столетия.
XVIII век был эпохой противоречий, что повлияло на уровень восприятия искусства и литературы в частности. Это период, когда человечество изобрело идею отечественного литературного канона (до этого великая литература должна была прийти из Греции и Рима), а «Жизнь поэтов» Сэмюэля Джонсона создала пантеон литературных гигантов.
Но это также было время, когда читатели мало заботились о том, кто что написал — бесчисленные журналы и сборники того времени перепаковывали поэзию и прозу по темам и использованию, и очень редко по авторам.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
XVIII век был временем просвещения, чувственности, морального и социального совершенствования, но в то же время на протяжении всего периода в литературе и музыке прослеживается тяга к шумной популярности.
В европейской литературе XVIII века происходило развитие современного романа как литературного жанра. Фактически многие претенденты на звание первого романа на английском языке относятся к этому периоду, из которых «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо 1719 года, вероятно, является самым известным. Поджанрами романа в 18 веке были:
- эпистолярный жанр;
- сентиментальный роман;
- историческая проза;
- готический роман;
- роман либертинажа.
Европа XVIII века началась в эпоху Просвещения и постепенно перешла к романтизму.
XVIII век в Европе был веком Просвещения, и литература исследовала темы социальных потрясений, изменения личного статуса, политической сатиры, географических открытий и сравнения между предполагаемым естественным состоянием человека и предполагаемым цивилизованным состоянием человека.
Развитие литературы в XVIII веке в Европе и России
Рассмотрим, в каком направлении развивалась европейская и российская литература XVIII века.
ЕвропаРеволюция 1688 года прочно установила протестантскую монархию вместе с эффективным правлением парламента.
Новая наука того времени, ньютоновская физика, укрепила веру во всеобщее подчинение рациональному порядку. Умеренность и здравый смысл стали интеллектуальными ценностями, а также нормами поведения. Меняется также содержание и посыл литературных произведений.Указанные ценности достигли своего наивысшего литературного выражения в поэзии Александра Поупа. Поуп — неоклассицист, сатирик и мастер героического двустишия — критически относился к человеческим слабостям, но в целом был уверен, что порядок и счастье в человеческих делах достижимы, если избегать излишеств и прислушиваться к рациональным предписаниям.
Блестящий сатирик Джонатан Свифт не был столь оптимистичен. Его дикое негодование вылилось в сокрушительные нападки на свой век в «Сказке о ванне» (1704), «Путешествиях Гулливера» (1726) и «Скромном предложении» (1729).
XVIII век был веком городской жизни с ее кофейнями и клубами. Одним из самых известных из них был клуб «Скриблерус», членами которого были Поуп, Свифт и Джон Гей (автор «Оперы нищего»).
Письма были популярной формой вежливой литературы. Поуп, Свифт, Гораций Уолпол и Томас Грей были мастерами этой формы, а письма составляют основную литературную продукцию леди Мэри Уортли Монтагу и лорда Честерфилда.
Романы Сэмюэля Ричардсона, включая влиятельную «Клариссу» (1747), были написаны в эпистолярной форме. Благодаря творчеству Ричардсона, Фанни Берни, Генри Филдинга, Тобиаса Смоллетта и Лоуренса Стерна английский роман расцвел.
Вероятно, самым знаменитым литературным кружком в истории был тот, в котором доминировал Сэмюэл Джонсон. В него входили Джошуа Рейнольдс, Дэвид Гаррик, Эдмунд Берк, Оливер Голдсмит и Джеймс Босуэлл, чья биография Джонсона является классикой жанра.
Другими великими мастерами прозы того периода были историк Эдвард Гиббон и философ Дэвид Юм. Доктор Джонсон, поднявший искусство критики и беседы на новую высоту, стал образцом и помог сформировать взгляды середины XVIII века на жизнь, литературу и поведение.
Драматургия XVIII века не смогла сравниться с драматургией эпохи Просвещения. Но Оливер Голдсмит и Ричард Бринсли Шеридан поднялись над преобладающей плаксивой комедией, сентиментализм, которой заразил все литературные жанры того периода, и создали отточенную комедию.
Среди выдающихся поэтов XVIII века были Джеймс Томсон, который в «Временах года» (1726) писал о природе, как она отражает ньютоновскую концепцию порядка и красоты, и Эдвард Янг, чьи «Ночные мысли» (1742) объединили меланхолию и христианскую апологетику.
Предвосхищение романтизма можно увидеть в одах Уильяма Коллинза, стихах Томаса Грея и шотландской лирике Роберта Бернса. Творчество Уильяма Блейка, первого великого поэта-романтика, началось в конце XVIII века. Блейк уникален: поэт, художник, ремесленник, революционер и пророк-провидец.
Примечание 1
В художественной прозе отход от социального реализма заметен в готических романах Горация Уолпола, Анны Рэдклифф, Монка Льюиса, Чарльза Матурина и других. Эти произведения удовлетворяли растущий интерес к средневековью, северным древностям, балладам, фольклору, рыцарству и романтике, которые также использовались в двух шедеврах подделки — поэмах Оссиана Джеймса Макферсона и средневековых поэмах Роули Томаса Чаттертона.
Россия и развитие литературы XVIII векаРадикальная и быстрая вестернизация России, проведенная Петром Великим, изменила повседневную жизнь высших классов и всю высокую культуру. Дворянство было приведено в соответствие с западными образцами в одежде, обычаях, общественной жизни, образовании и государственной службе; женщины вышли из уединения; был введен европейский календарь; русских посылали учиться за границу; изучались иностранные языки.
В течение XVIII века западная культура усваивалась так быстро, что к XIX веку первым языком высшего дворянства был не русский, а французский. В результате между дворянством и крестьянством образовался большой культурный разрыв, отдаление которых друг от друга стало важной темой русской литературы.
В контексте мировой истории Россия может рассматриваться как первая из многих стран, подвергшихся быстрой модернизации и вестернизации. До сих пор актуален вопрос, на который можно найти разные ответы: перенимая западные технологии и науку, необходимо ли также перенимать западную культуру и формы жизни?
Под самодержавной волей Петра Россия была вынуждена дать бескомпромиссно утвердительный ответ на этот вопрос, который волнует русских писателей и сегодня.
Примечание 2
В 1703 году император Петр I основал новую столицу — Санкт-Петербург. Он был построен в западном архитектурном стиле и заселен по его приказу на негостеприимном болоте. Город — «окно Петра на Запад» — стал ключевой темой литературных произведений после XVIII века, включая поэму Александра Пушкина «Медный всадник», роман Достоевского «Преступление и наказание» и роман Андрея Белого «Петербург».
XVIII век был периодом кодификации, подражания и усвоения иностранных образцов. Главным вкладом века стало развитие литературного языка. Под давлением новых тем и наплыва иностранных выражений церковнославянский язык оказался неадекватным, и возникший языковой хаос потребовал стандартизации литературного русского языка.
Пример 1
В 1758 году Михаил Ломоносов опубликовал «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», в котором он классифицировал русские и церковнославянские слова, распределив их употребление по трем стилям, и соотнес эти стили с соответствующими темами, жанрами и тонами. Таким образом, русский литературный язык должен был быть создан на основе сочетания русского и церковнославянского языков.
Решительно изменилось и стихосложение. Старый слоговой стих, основанный на особенностях польского языка, уступил место слоготоническому стиху (т. е. стиху, в котором количество ударных слогов в каждой строке становится доминирующим просодическим элементом), более подходящему для русского языка.
Теории стихосложения были выдвинуты Василием Тредиаковским в 1735 и 1752 годах и, особенно Ломоносовым в 1739 году (дата, которую Белинский выбрал в качестве начала эпохи русской литературы). Следует также отметить, что петровское наступление на церковь решительно положило конец роли духовенства в русской литературе.
На протяжении XVIII века русские писатели подражали, адаптировали и экспериментировали с широким разнообразием европейских жанров, тем самым прививая их к русской традиции и делая доступными для последующего, более оригинального, использования.
Многое из классической и западноевропейской литературы было переведено, прочитано и усвоено, что создало своего рода телескопический эффект, так как произведения и движения, разделенные столетиями, были усвоены в одно и то же время. В период от смерти Петра до восшествия на престол Екатерины II Великой в 1762 году доминируют четыре представителя литературы.
Антиох Кантемир наиболее известен своими стихотворными сатирами. Тредиаковский, помимо трактатов и стихотворений различных жанров, создал поэтический псалтырь.
Ломоносов, который также был ученым и сыграл ключевую роль в основании Московского государственного университета (1755), достиг наибольшего поэтического успеха в одах, таких как «Ода на взятие Хотина» (1739), «Вечернее размышление о Божием величестве» (1743) и «Утреннее размышление о Божием величестве» (1743).
Если поэтика барокко оказала сильное влияние на Тредиаковского и Ломоносова, то Александр Сумароков, поэт и драматург, выступал за строгий и ясный классицизм.
Екатерина II начала свое царствование как просвещенный авторитарный правитель. Она переписывалась с Вольтером и Дени Дидро и спонсировала искусство. Хотя ее родным языком был немецкий, ее заслугой является ряд пьес на русском языке, а также изложение правовых принципов «Наказ».
В 1769 году она основала сатирический журнал «Всякая всячина», за которым вскоре последовали другие, в том числе «Трутень», основанный Николаем Новиковым.
В любопытном обмене мнениями между журналами Новиков и Екатерина не согласились друг с другом по поводу природы сатиры — подобно переписке Курбского и Ивана в XVI веке, это был случай, когда государь соизволил поспорить с подданным.
Потрясенная восстанием казаков и крестьян (1773–75), известным по имени его предводителя как Пугачевский бунт, а затем и Французской революцией, Екатерина становилась все более консервативной.
В целом, эти события стали поворотным пунктом, когда российское самодержавие превратилось из модернизатора в сдерживающую силу. Когда Александр Радищев опубликовал «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), резко критикующее российское общество и крепостное право, Екатерина приговорила его к смертной казни, которую она заменила сибирской ссылкой.
Оскорбленная посмертно опубликованной пьесой Якова Княжнина (1742–1791) «Вадим Новгородский», она приказала сжечь копии рукописи и вырвать опубликованный текст из оскорбительного тома.
Царствование Екатерины стало настоящим достижением для русской поэзии. Были созданы прекрасные стихи, и начал формироваться канон в том виде, в котором он известен сегодня.
Стоит подчеркнуть важную роль традиции и канона в русской поэзии. В гораздо большей степени, чем во многих других традициях, включая английскую и американскую, русская поэзия обычно опирается на детальное знание читателем предыдущих стихотворений.
Стихи прошлого представляют собой своего рода литературную библию, общую культуру, подробно известную грамотной публике. Поэты рассчитывают на то, что их читатели достаточно хорошо знакомы с традицией, чтобы обнаружить даже слабые аллюзии на более ранние стихи.
Более того, русские поэты также рассчитывают на то, что читатели смогут оценить смысловые ассоциации, которые приобрели конкретные стихотворные формы, что, возможно, является одной из причин того, что свободный (нерифмованный) стих играет относительно небольшую роль в русской поэзии.
Три русских поэта — Иван Хемницер, Иван Дмитриев и Иван Крылов — известны своими баснями. Басни Крылова быстро стали классикой, а некоторые его строки — пословицами.
Эпопея Михаила Хераскова «Россиада» (написана в 1771–79 гг.) — довольно безыдейное произведение, оказавшееся литературным тупиком. Именно ода, а не эпос, была успешным высоким поэтическим жанром эпохи.
Но Василий Майков и Ипполит Богданович написали забавные шуточные эпопеи. В «Елисее, или Развратном вакхе» (1769) Майков ловко пародирует русский перевод «Энеиды» с повествованием, в котором греческий пантеон руководит пьяницами и прочими ничтожествами. В «Душеньке: древней повести в вольных стихах» (1783) Богданович создал легкое и остроумное переложение греческого мифа об Амуре и Психее.
Гаврила Державин считается величайшим русским поэтом XVIII века. Он наиболее известен своими одами, в том числе болтливым панегириком «Ода к Фелице» (1782), в котором восхваление прозаических достоинств императрицы Екатерины чередуется с изображением низких забав придворных.
Его стихотворения «Бог» (1784) и «Водопад» (1791-94) смело делают метафизическое конкретным, а конкретное — поэтическим.
Примечание 3
Державин, который также служил губернатором и личным секретарем Екатерины, является примером тенденции писателей XVIII века делать государственную карьеру, что было почти немыслимо столетие спустя.
Характеристика политической и художественной литературы XVIII века
В XVIII веке на первый план в литературе вышло возвеличивание остроумия и разума в форме горацианских и ювеналианских сатир, которые, благодаря острому наблюдению и проворству мысли, разоблачали поверхностные глупости и моральное разложение общества в период неоклассицизма в Великобритании.
Под просветительскими идеалами рациональности, порядка и знаний в обществе царила всепроникающая одержимость «приличиями», фасадом устоявшихся традиций и тщеславия, а также врожденное чувство морального и политического превосходства. Сатиры этого периода стремились указать на недостатки общества, высмеивая принятые стандарты мышления, разоблачая недостатки Британии и порицая лицемерие того времени.
Писатели эпохи Просвещения Александр Поуп и Джонатан Свифт использовали различные средства сатиры, различные типы логики и различные объекты насмешек, чтобы пролить свет на отдельные аспекты британского общества, обеспечивая столь необходимую критику обильного морального разложения общества, которое иногда, казалось, забывало истинные идеалы своей эпохи.
Поуп и Свифт, хорошо известные своими остроумными проницательными произведениями, обращались за вдохновением к мастерам риторики рационального, классического прошлого и к своим отдельным сатирическим архетипам.
Поуп в своем «Похищении замка» придерживается горацианского тона, деликатно укоряя общество лукавым, но отточенным голосом, поднося зеркало к глупости и тщеславию высшего класса. Поуп не нападает активно на самодовольную напыщенность британской аристократии, но скорее представляет ее таким образом, что дает читателю новую перспективу, с которой легко рассматривать действия в рассказе как глупые и смешные.
Мягко высмеивая высший класс, более деликатно и лирично, чем его жестокий коллега, Поуп тем не менее способен эффектно осветить публике моральную деградацию общества.
Пример 2
Однако «Скромное предложение» Свифта — это квинтэссенция ювеналовской сатиры, шокирующее раскрытие часто упускаемого из виду аспекта британского колониализма по отношению к ирландцам посредством жестокой насмешки и презрения.
Жестокая атака, нездоровый рассказ Свифта обрисовывает аморальное и извращенное решение экономических проблем Ирландии, используя причудливую, но блестяще ясную логику и отстраненный тон, чтобы напасть на безразличие к бедным. Сатирический тон Свифта, полагающегося на реализм и суровость, гораздо более язвительный, чем у его коллег, и прекрасно демонстрирует способность сатиры шокировать и высмеивать.
Ведущие деятели литературы XVIII века
Далее приведен список известных писателей 18 века, оказавших влияние на дальнейшую судьбу мировой литературы.
Джейн Остин
Дата рождения: 16 декабря 1775 года
Место рождения: Стивентон Ректори, Хэмпшир, Англия
Умерла: 18 июля 1817 года
Джейн Остин, считающаяся одной из величайших писательниц в истории Англии, наиболее известна благодаря своим шести основным романам — «Разум и чувства», «Гордость и предубеждение», «Мэнсфилд-парк», «Эмма», «Убеждение» и «Нортенгерское аббатство».
Ее произведения были написаны в среде британского помещичьего дворянства и рассказывали об обычных людях в повседневных обыденных ситуациях. Писательница добилась большой славы после своей смерти.
Иоганн Вольфганг фон Гете
Дата рождения: 28 августа 1749 года
Место рождения: Дом Гете, Франкфурт, Германия
Умер: 22 марта 1832 года
Иоганн Вольфганг фон Гете, считающийся величайшим литературным деятелем современной Германии, был государственным деятелем и писателем. Помимо поэзии и прозы, он также писал трактаты по цветоведению, анатомии и ботанике. Благодаря своему литературному гению Гете вошел в состав тайного совета герцога в Веймаре и провел ряд реформ в Йенском университете.
Джонатан Свифт
Дата рождения: 30 ноября 1667 года
Место рождения: Дублин, Ирландия
Умер: 19 октября 1745 года
Эссеист, поэт и памфлетист XVIII века Джонатан Свифт запомнился такими знаковыми произведениями, как «Сказка о ванне», «Скромное предложение» и «Путешествия Гулливера». Один из величайших сатириков мира, он дал начало бесстрастному свифтианскому стилю. Он также был деканом собора Святого Патрика.
Мэри Воллстонкрафт
Дата рождения: 27 апреля 1759 года
Место рождения: Лондон, Англия
Умерла: 10 сентября 1797 года
Мэри Воллстонкрафт была английской писательницей, защитницей прав женщин и философом. Воллстонкрафт, которая привлекла к себе большое внимание своими нетрадиционными личными отношениями, считается одним из основоположников феминистской философии.
Хотя ее неортодоксальность поначалу вызывала критику, в XX веке ее выступления за равноправие женщин приобрели огромное значение. Современные феминистки ссылаются на ее работы и ее жизнь как на важное влияние.
Вальтер Скотт
Дата рождения: 15 августа 1771 года
Место рождения: Эдинбург, Шотландия
Умер: 21 сентября 1832 года
Вальтер Скотт был шотландским писателем, поэтом, историком и драматургом. Писательские способности Скотта и его знание истории сделали его новаторской фигурой в формировании жанра исторического романа. Влиятельный писатель, многие из его произведений остаются классикой как шотландской, так и англоязычной литературы. Скоттом восхищались другие выдающиеся писатели, такие как Летиция Элизабет Лэндон.
Т. А. Гофман
Дата рождения: 24 января 1776 года
Место рождения: Кенигсберг, Германия
Умер: 25 июня 1822 года
Т. А. Гофман был немецким писателем, юристом, художником, композитором и музыкальным критиком. Его рассказы послужили источником вдохновения и легли в основу «Сказок Гофмана» Жака Оффенбаха. «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского также основан на «Щелкунчике и мышином короле» Гофмана. Гофман относится к числу наиболее влиятельных авторов романтического движения.
Оливер Голдсмит
Дата рождения: 10 ноября 1728 года
Место рождения: Графство Лонгфорд, Ирландия
Умер: 4 апреля 1774 года
Оливер Голдсмит был англо-ирландским романистом, поэтом и драматургом. Современники описывали его как неорганизованного и импульсивного человека, Голдсмита лучше всего помнят по таким произведениям, как «Викарий Уэйкфилда», «Пустынная деревня» и «Она стремится покорить». Уважаемый многими писатель. Статуя Голдсмита была установлена в нескольких местах, в том числе в Тринити-колледже, Дублин.
Уильям Хэзлитт
Дата рождения: 10 апреля 1778 года
Место рождения: Мейдстоун, Кент, Англия
Умер: 18 сентября 1830 года
Английский эссеист и критик Уильям Хэзлитт запомнился характерным гуманизмом в своих произведениях. Первоначально он хотел стать художником и отправился в Париж, но позже увлекся философией и метафизикой. Хотя он написал такие знаковые работы, как «Дух времени», свою последующую жизнь он провел в забвении.
Якоб Гримм
Дата рождения: 4 января 1785 года
Место рождения: Ханау, Германия
Умер: 20 сентября 1863 года
Якоб Гримм — один из легендарного дуэта фольклористов, известных как Братья Гримм, вместе со своим младшим братом Вильгельмом Гриммом подарил миру «Сказки братьев Гримм». Сын юриста, он также первоначально изучал право. Он также внес огромный вклад в германскую лингвистику, создав закон Гримма.
Томас де Квинси
Дата рождения: 15 августа 1785 года
Место рождения: Манчестер
Умер: 8 декабря 1859 года
Эссеист Томас Де Куинси лучше всего запомнился своей культовой книгой «Признания английского опиумного едока», которая первоначально появилась в «Лондонском журнале». Эта работа была автобиографическим рассказом о его собственном пристрастии к опиуму, который он начал употреблять, чтобы помочь себе справиться с болью от лицевой невралгии.
Джованни Баттиста Бельцони
Дата рождения: 5 ноября 1778 года
Место рождения: Падуя
Умер: 3 декабря 1823 г.
Джованни Баттиста Бельцони был итальянским исследователем и археологом египетских древностей. Пионер в области египетской археологии, Бельцони был первым человеком, который вошел в знаменитую пирамиду Хафре. Бельцони также принадлежит заслуга разблокирования входа в храм в Абу-Симбеле и обнаружения гробницы Сети I, которую называют гробницей Бельцони.
Жан Поль
Дата рождения: 21 марта 1763 года
Место рождения: Вунзидель, Германия
Умер: 14 ноября 1825 года
Жан Поль был немецким писателем, который больше всего запомнился своими юмористическими рассказами и романами. В то время как многие его поклонники высоко ценят писателя, критики относятся к его творчеству с безразличием. Из-за такого несоответствия Поль занимает необычное место в истории немецкой литературы.
русских книг. Национальная библиотека России. Описание. Коллекции
Книги Николая Кутепова о царской охоте в России
Две книги Николая Кутепова, изданные соответственно в 1898 и 1911 годах
Русский книжный фонд является крупнейшим собранием Российской национальной библиотеки, как следует из названия . Хронологическим рубежом, исторически выбранным для включения в него произведений, стал 1725 год — год смерти императора Петра Великого, правление которого было поистине эпохальным для страны в целом и для русского книгопечатания в частности.
Особое место среди этих сокровищ занимают издания XVIII века, включающие в себя императорские указы, проповеди, разного рода описания, начиная от событий государственной важности, таких как приход к власти императрицы Елизаветы, до собрания «Кабинет Петра Великого», и конечно произведения русских писателей, просветителей, историков и философов. Они передают особый колорит века, вошедшего в историю как век Просвещения. Часто эти предметы больше нигде не сохранились.
В 1910-е годы появился принципиально новый тип сборника стихов, который своей нарочитой антиэстетичностью бросил перчатку существующим культурным нормам и традициям. Стремлением эпатировать читателя и нарушить общепринятые правила изящных объемов стихов объясняются как использованием более удобных полиграфических приемов (которые, однако, не допускали больших тиражей), так и кажущейся примитивностью иллюстраций, небрежным оформлением. и сопоставление. Но за явным желанием эпатировать скрывалось нечто более глубокое: критика отживших свой век литературных и художественных норм и коренная, подчас бесцеремонная переоценка ценностей, поиск чистоты образа и новых возможностей синтеза.
Никодим Кондаков. Византийские эмали. Санкт-Петербург, 1892 год. Владимир Стасов. История книги «Византийские эмали». 1898
Одна из первых таких книг — антология «Футурист» «Садок Судей » (Санкт-Петербург, 1910 г. ) была напечатана литографически на оборотной стороне обоев. В него вошли работы Елены Гуро, Велимира Хлебникова и Давида Бурлюка, а художником выступил Владимир Бурлюк. В конце 1912 года эта же группа издала в Москве сборник с дерзким названием «9».0019 Пощечина общественному вкусу. Дешёвой бумагой, гессенским переплётом, строгим шрифтом и полным отсутствием иллюстраций он был призван создать впечатление крайней бедности в нарочитом противопоставлении роскоши эстетических изданий Мир Искусства и Аполлон . Исключительный талант создателей, среди которых были Владимир Маяковский, Василий Кандинский и Бенедикт Лившиц, сделал книгу не просто последней в череде скандальных юношеских бунтов: она стала манифестом русского футуризма.
Творческие идеи и формальные эксперименты, содержащиеся в этих сборниках 1910-х годов, открыли новые возможности для художников, работающих над книгами. Они, несомненно, повлияли на оформление детских книг, выпускавшихся ленинградским издательством Детгиз в 1920-е годы. Сегодня вновь огромный интерес к русскому авангарду породил множество новых экспериментов с «рукодельными» книгами по всему миру. В публикациях современных художников нередко проявляется тот же игровой подход, что и в работах футуристов: изменение традиционной формы книги, необычное размещение текста и иллюстраций, сознательное нарушение привычного восприятия.
Наиболее примечательные коллекции, хранящиеся в российских фондах:
- Пласты раннего советского государства (1917 – 1925 гг.) [9 208 единиц]
- Залпы Белого движения (1917–1920 гг.) [3,577 шт.]
- Коллекция основоположников марксизма-ленинизма (1841 – 1993) [29 302 ед.]
- Вольная русская пресса (19 в. – 1916) [16 073 ед.]
- Блокада Ленинграда (Ленинград в годы ВОВ) [20 387 шт.]
- Коллекция Пушкина [7 060 ед.]
- Санкт-Петербург — Ленинград (18 в. – 1950) [4 992 ед.]
- Публикации Вольного экономического общества (1765–1917) [156 471 экземпляр]
- Местное самоуправление ( Земство ) Издания [111 771 шт. ]
- Библиотека Трутнева (кон. XIX в. – 1957 г.) [ 6 019 ед. ед.]
- Игрушечные книжки (1980 – 2012) [более 1 065 наименований]
- Миниатюрные книги (1760 — 2012) [более 3 000 единиц]
- Славянские кириллические книги, напечатанные после 1800 г. [4 002 экз.]
- Коллекция Рабиновичей: Морская библиотека капитана 2 ранга А. Соколова [13 846 ед. ед.]
Более 15 000 книг российского фонда имеют автографы крупнейших писателей и деятелей культуры, видных государственных деятелей и ученых. С 1950-х годов наш исследовательский персонал работал над поиском таких книг среди фондов библиотеки.
Книги с автографными надписями вместе не хранятся и отдельного каталога коллекции в целом пока нет.
Редкие и ценные издания, не состоящие в коллекциях
- Книги с автографными надписями [более 15 000 экземпляров]
- Книги из частных коллекций, музеев, библиотек различных учреждений, обществ и организаций [около 10 000 единиц хранения]
- Военные документы [более 7000 единиц]
- Отечественные редкие и ценные издания [более 3000 экземпляров]
- Издания Русского Зарубежья с инвентарными клеймами 1957-2015 гг. [около 10 000 экз.]
Как Россия научилась писать
Как Россия научилась писать
Литература и имперская табель о рангах
Ирина Рейфман
Публикации Висконсинского центра
по пушкиноведению
Дэвид М. Бетеа, редактор серии
«Проза Рейфмана понятна и читабельна во всем, а Как Россия Научился писать добавляет интригующее новое прочтение канонических текстов конца восемнадцатого и девятнадцатого веков. Это один из тех редких книги, о которых вы никогда не знали, что вам нужны, но ответы на ваши вопросы всегда было». — Славянское обозрение
Табеля о рангах, введенная русским императором Петром Великим в 1722 г., налагал строго соблюдаемые обязательства на имперскую службу. Дворянство обязывает был не просто высоким принципом; предполагалось, что аристократы будут служить в военной, гражданской службы или суда, и их статус среди сверстников зависел о продвижении в званиях. От Сумарокова и Державина в восемнадцатом века через Пушкина и Достоевского в девятнадцатом, государственная служба повлияли на самовосприятие писателей и на темы их творчества. Ирина Рейфман освещает эти удивительные и разнообразные результаты, отмечая нетипичное течение в профессионализации и социальном статусе литературного творчества.
Ирина Рейфман — профессор русской литературы Колумбийского университета. Она является автором и редактором нескольких книг, в том числе «Ранг и стиль: русские на государственной службе, в жизни и литературе» и «Ритуализированное насилие по-русски» .
Похвала
«Привлекательный, умный и убедительный. Исследуя самоопределение многих русских писателей как представителей дворянства и их карьеру на государственной службе, Рейфман превосходно показывает, что понимание ранга должно влиять на
все наши рассуждения и истории писательской профессии в России».
— Люба Голбурт, Калифорнийский университет, Беркли,
«Незаменимое чтение для всех, кто изучает русскую литературу имперского периода. Рейфман вносит нюансы и необходимую переоценку в наше понимание того, как развивалась литературная карьера и литературная биография в России в восемнадцатом и девятнадцатом веках».
— Эндрю Кан, Оксфордский университет
«Можно с пользой прочитать широкому кругу читателей, от студентов до
специалисты. . . . Информированный анализ Рейфмана заставляет нас переосмыслить полученные
идеи».
— Славянский и восточноевропейский журнал
«Способность Рейфмана переплетать деликатную биографию с историческим пониманием и литературными прозрениями делает эту книгу необходимой для чтения всем, кто серьезно интересуется русской литературой имперского периода».
— Русский Обзор
«Сосредоточено на забытой теме того, как ожидания от государственной службы повлияли на жизнь и творчество писателей восемнадцатого и девятнадцатого веков. . . . Его стоит прочитать из-за многочисленных ценных идей и свежего взгляда на творческий процесс в России».
— Австралийские славянские и восточноевропейские исследования
Ресурсы
Скачать Обложка: цветная | ч/б
Скачать Автор Фото: цветное | ч/б
Запросить копию для проверки
Запросить копию для исследования
Связанные интересы | |
Лирическое соучастие | Первая Эпоха |
Новинка в мягкой обложке!
Январь 2021 г.