Краткая характеристика русской литературы 18 века: Русская литература 18 века – кратко

Русская литература 18 века – кратко

1) Русская литература XVIII века была верным зеркалом русской общественной жизни: все изменения в характере этой жизни полно и точно отразились в литературе. По литературным произведениям этой эпохи можно проследить, как зародилось русское общество, еще отсутствовавшее при Петре Великом, как оно воспиталось под влиянием «просвещенного абсолютизма», как доросло, наконец, до такой степени самосознания, что, при императрице Екатерине II, рискнуло бороться с этим «просвещенным абсолютизмом» во имя самостоятельности своего развития (Новиков, Радищев).

 

Русская литература 18 века. Общая характеристика. Слушать аудиокнигу

 

2) В связи с этим пробуждением самосознания, проснулись в русском обществе и националистические стремления, – вражда к чрезмерному и нелепому преклонению перед иностранным (Фонвизин, Новиков и др. ), интерес к русской старине и к простому народу, его быту и творчеству (Екатерина, Чулков, Новиков). Это привело к прояснению в русском обществе двух противоположных мировоззрений – консервативных и либеральных. Вне этих политических стремлений сложились у нас, под влиянием Запада, стремления – 1) масонством обновить христианство, якобы затуманенное «обрядностью», – 2) найти счастье в идеализме чистого сердца и в своей «прекрасной душе» (Карамзин).

3) Все главные моменты в развитии русской жизни XVIII в. носили, по преимуществу, общественный характер. Этот общественный характер впервые в эту эпоху окрасил собою русскую литературу, и с этих пор сделался её отличительной чертой.

4) С развитием общественной жизни в России быстро начали складываться литературные направления, стали созидаться литературные школы. Это указывает на то, как быстро наши литературные вкусы достигли высокой степени развития: в один век мы сравнялись с литературным развитием западной литературы, – в течение одного XVIII века мы покончили с схоластицизмом средних веков, с классицизмом Возрождения, с сентиментализмом и подошла к романтизму и реализму.

5) Таким образом, русская литература отразила на себе последовательно влияния немецкие (при Петре и его преемниках), французские (при Елизавете и Екатерине), англо-немецкие (вторая половина царствования Екатерины) и подошла к попыткам создать национальную русскую литературу – путем скрещения творчества литературного с народной поэзией и древней письменностью (Чулков, Новиков).

6) Интересы к живой действительности, проснувшиеся националистические тенденции, стремление к реализму, определившееся в русской литературе еще с XVII в., – привели к тому, что ложный классицизм выразился у нас слабее, чем в других европейских странах: даже самые яркие псевдоклассики (Ломоносов, Сумароков и др.) сознательно шли в своем литературном развитии к поэзии действительности.

7) С развитием общественной и политической жизни интересы русского общества расширяются. И литература тоже захватывает все более широкие области, – она теперь делается художественным творчеством, поэзией в широком смысле слова, – родной сестрой живописи, музыки и других изобразительных искусств. С этого века она впервые приобретает титул, «изящной», – титул, указывающий на характер её, – или чаще титул «новой», свидетельствующий о том, что она отвечала потребностям не древнерусской жизни, а жизни новой, обновленной быстрым культурным порывом вперед.

8) Понятно поэтому, что «церковный» характер русского миросозерцания, ослабленный уже XVII веком и при Петре, теперь, к концу XVIII века, окончательно уступает место «светскому».

9) Литература освобождается от служения церкви, хотя долго еще не достигает самостоятельности, – на первых порах она переменяет лишь «хозяина»: теперь она служит не церковному благочестию, а той морали, которая была занесена к нам с Запада вместе с камзолами и париками. Весь XVIII век представит нам поучительную картину, как эта мораль будет входить в плоть и кровь русского общества, как от зубрения прописных правил, переведенных с немецкого, русский человек дойдет до глубокого и ясного идеализма сердца.

10) Древняя Русь расправлялась с язычеством, Московская уже хлопотала об исправлении нравов. Россия XVIII века принесла проповедь всечеловеческой нравственности, проповедь служения добру, истине и красоте. Этот век был у нас «эпохой великих открытий»: русские люди и в одах, и в романах, и в драме повторяли на разные лады, что государь – «человек», что он должен служить государству, что он должен подчиняться законам… Такая точка зрения указывала, как далеко отошло русское общество XVIII в. от взглядов Московской Руси на своих державных владык. В этот же век сделали мы другое, не менее важное «открытие» – «и крестьяне чувствовать умеют». Как ни наивно звучат эти слова в наше время, культурное значение их огромно. Они свидетельствуют о том, что в XVIII в. стало определяться в нашей литературе то гуманное отношение к «униженным и оскорбленным» (Чулков, Новиков), которое делается характернейшей чертой многих великих писателей XIX столетия (Гоголь, Достоевский и др.).

11) Постепенно освобождаясь от полубессознательного «служения» идеалам чужой, заимствованной морали, от тенденций отвлеченной нравоучительности, наша литература во вторую половину XVIII века делается вполне сознательной, так как отражает не взятые напрокат настроения и идеалы, но истинные убеждения иной, улучшенной, акклиматизированной у нас, породы людей. Благодаря деятельности Карамзина, русская литература делается «идеалистической», по мировоззрению, – делается свободным изящным искусством («belles lettres»), которое широко захватывает действительность. Она становится зеркалом души писателя (лирика сердца), – в литературу вводится глубокий и тонкий психологический анализ, новая манера письма (Kleinmalerei), поэзия природы, поэзия личной жизни.

См. далее — статьи Русская литература начала 19 века и Краткий обзор русской литературы 19 века.

 

Историческая эпоха. Русская литература XVIII века. Обзор Общая характеристика русской литературы 18 века презентация

В русской литературе 18 века исследователи выделяют 4 периода: I.Литература петровского времени. II гг. III.1760-е – первая половина 70-ых годов. IV.Последняя четверть века.

Литература петровского времени Она ещё носит переходный характер. Основная особенность – интенсивный процесс «обмирщения» (т.е. замены литературы религиозной литературой светской). В этот период разрабатывается новое решение проблемы личности. Жанровые особенности: ораторская проза, повесть, политические трактаты, учебники, стихотворство.

Феофан Прокопович Наиболее яркой фигурой, одним из самых образованных людей этого периода был Ф.Прокопович («Поэтика», «Риторика»), ясно сформировавший свои художественно- эстетические взгляды. Он считал, что поэзия должна учить не только рядовых граждан, но и самих правителей.

Второй период (гг.) Данный период характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой литературного языка. Основой классицизма явилась ориентация на высокие образцы античного искусства как эталон художественного творчества. Жанровые особенности: трагедия, опера, эпопея (высокие жанры) комедия, басня, сатира (низкие жанры)

Антиох Дмитриевич Кантемир () Автор сатир, в которых отмечается национальный колорит, связь с устным народным творчеством, в их основе современная ему русская действительность («На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных» и др. ). По словам В.Г.Белинского, он «первым свёл поэзию с жизнью».

Василий Кириллович Тредиаковский () Выступил подлинным новатором в искусстве слова. В своём трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» он подготовил почву для дальнейшего развития русской поэзии. Кроме того, Тредиаковский ввёл новые литературные жанры: оду, элегию, басню, эпиграмму.

Михаил Васильевич Ломоносов () Один из первых теоретиков классицизма, учёный- экспериментатор, художник- автор мозаичной картины о Полтавской баталии, создатель торжественных од, реформатор языка и автор «Письма о правилах российского стихотворства», «Краткого руководства к красноречию», «Грамматики», теории трёх штилей.

Михаил Васильевич Ломоносов () Просветительские взгляды и демократическая настроенность Ломоносова отразилась и в его поэтической деятельности, в содержании его произведений. Тема родины была основной в главном жанре его поэзии – одах.

Александр Петрович Сумароков () Также вошёл в историю литературы как один из теоретиков русского классицизма, как автор любовной лирики (песни, эклоги, идиллии, элегии), как автор трагедий (9 трагедий, в которых главное – борьба страсти и разума, долга и личных чувств), автор комедий, басен (им написано 400 басен).


Третий период (1760-е – первая половина 70-х гг.) В данный период в обществе возрастает роль меркантильных отношений, усиливается господство дворянского класса. В литературе активно развиваются пародийные жанры, написаны шутливые поэмы В.И.Майкова («Игрок ломбера», «Елисей, или Раздражённый Вакх»), в жанре повести выступил М.Д.Чулков, издаются литературные журналы М.Д.Чулкова («И то, и сё»), В.В.Тузова («Смесь»), Н.И.Новикова («Трутень», «Пустомеля», «Живописец»). В это же время творил М.М.Херасков, создатель «Россияды» – русской национальной эпопеи, а также ряда трагедий и драм («Венецианская монахиня», «Борислав», «Плоды наук» и др.).

Четвёртый период Литература последней четверти 18 века развивалась в период потрясений, социальных взрывов, зарубежных революций (американской, французской). В четвёртый период расцветает комическая опера, творчество Д.И.Фонвизина () – автора многих басен («Басни нравоучительные с изъяснениями господина Гольберга»), пьесы «Бригадир» и знаменитой комедии «Недоросль».


Гаврила Романович Державин () Его перу принадлежат многие стихотворения и знаменитые оды («Ода на день рождения Её Величества…», «Фелица»). Державин первым ввёл в поэзию разговорную лексику, просторечие, он укреплял демократические основы литературного языка.

Александр Николаевич Радищев () Иван Андреевич Крылов () Писатель, философ, поэт. Автор знаменитого «Путе- шествия из Петербурга в Москву». Протест против рабства, духовного порабощения составляет главный пафос этого произведения. Прославленный баснописец, среди произведений которого есть также трагедии («Филомела», «Клеопатра») и комедии («Модная лавка» и др.)

Николай Михайлович Карамзин () Н.М.Карамзин возглавил сентиментально- романтическую линию в литературе. Он положил начало журналистике, критике, повести, роману, исторической повести, публицистике. Ему принадлежат переводы Шекспира, такие значительные произведения, как «Бедная Лиза», «Наталья – боярская дочь».

краткое содержание других презентаций

«Литература эпохи классицизма» — Трагедия, героическая поэма, ода, эпопея. Становление новой литературы. Последняя четверть века. Истоки мирового классицизма — Франция ХVII века. В.И. Майков. Русская литература ХVIII века. Герои классицистических произведений. Период развития классицизма. Принцип «трех единств» вытекает из требования подражания природе. Черты классицизма. Классицизм в русском и мировом искусстве. Урок — лекция.

«Литература XVIII в» — Притча о десяти девах. Поэтика слов. Лирика. Смена писательского типа. Дано лета Господня 1710. Старое и новое. Практические функции. Литература XVIII в. Светильники. Символы и эмблемата. Апологет царской власти. Анекдот. Строение и плавание карабельное. Благороднейшее сословие. Симы литеры. Слово на погребение. Творческое наследие Феофана. Правительство синодальное. Феофан Прокопович. Слово на погребение Петра Великого.

«Литература России 18 века» — Классицизм. Штили. Французский классицизм. Ода на день восшествия. Дворянство. Жанрово – стилевая реформа. Ф.Шубин. Задание к повести «Бедная Лиза». Обращённость к образам и формам античного искусства. Любовный треугольник. Великие завоевания. Н.М.Карамзин. Черты классицизма. Русская литература 18 века. Смутная пора. Сентиментализм. Жанр оды.

«Литература 18-19 века» — Сентиментализм. «Каин». Литературные направления. Особенности классицизма в России. Николай Михайлович Карамзин. М.Ю.Лермонтов поэма «Демон». Романтизм. Основные черты романтического героя. Поэма «Мцыри». Своеобразие русского сентиментализма.

«Сентиментализм» — Бернарден де Сен-Пьер. Сентиментализм. Лоренс Стерн. Николай Михайлович Карамзин. Черты русского сентиментализма. Сентиментализм в Англии. Романы Сэмюэла Ричардсона. Сентиментализм во Франции. Русский сентиментализм. Новая Элоиза. Томас Грей.

«Писатели 18 века» — Обращает на себя внимание обилие традиционно-книжных архаизированных элементов в произведении. Сатира журналов Новикова была направлена против крепостничества. А.С.Шишков против Н.М.Карамзина. Русский литературный язык во второй половине xviii века. Сия мысль всю кровь во мне воспалила. Старославянизмы используются Радищевым и с иной целью – создания юмористического эффекта. Вклад Н.М.Карамзина в развитие русского литературного языка.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Русская литература 18 века Обзор тематики и жанровых особенностей. Основные представители русской литературы 18 века.

В русской литературе 18 века исследователи выделяют 4 периода: Литература петровского времени. 1730-1750гг. 1760-е – первая половина 70-ых годов. Последняя четверть века.

Литература петровского времени Она ещё носит переходный характер. Основная особенность – интенсивный процесс «обмирщения» (т.е. замены литературы религиозной литературой светской). В этот период разрабатывается новое решение проблемы личности. Жанровые особенности: ораторская проза, повесть, политические трактаты, учебники, стихотворство.

Феофан Прокопович Наиболее яркой фигурой, одним из самых образованных людей этого периода был Ф.

Прокопович («Поэтика», «Риторика»), ясно сформировавший свои художественно- эстетические взгляды. Он считал, что поэзия должна учить не только рядовых граждан, но и самих правителей.

Второй период (1730-1750гг.) Данный период характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой литературного языка. Основой классицизма явилась ориентация на высокие образцы античного искусства как эталон художественного творчества. Жанровые особенности: трагедия, опера, эпопея (высокие жанры) комедия, басня, сатира (низкие жанры)

Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744) Автор сатир, в которых отмечается национальный колорит, связь с устным народным творчеством, в их основе современная ему русская действительность («На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных» и др.). По словам В.Г.Белинского, он «первым свёл поэзию с жизнью».

Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769) Выступил подлинным новатором в искусстве слова. В своём трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» он подготовил почву для дальнейшего развития русской поэзии.

Кроме того, Тредиаковский ввёл новые литературные жанры: оду, элегию, басню, эпиграмму.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) Один из первых теоретиков классицизма, учёный-экспериментатор, художник-автор мозаичной картины о Полтавской баталии, создатель торжественных од, реформатор языка и автор «Письма о правилах российского стихотворства», «Краткого руководства к красноречию», «Грамматики», теории трёх штилей.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) Просветительские взгляды и демократическая настроенность Ломоносова отразилась и в его поэтической деятельности, в содержании его произведений. Тема родины была основной в главном жанре его поэзии – одах.

Александр Петрович Сумароков (1717-1777) Также вошёл в историю литературы как один из теоретиков русского классицизма, как автор любовной лирики (песни, эклоги, идиллии, элегии), как автор трагедий (9 трагедий, в которых главное – борьба страсти и разума, долга и личных чувств), автор комедий, басен (им написано 400 басен).

Третий период (1760-е – первая половина 70-х гг.) В данный период в обществе возрастает роль меркантильных отношений, усиливается господство дворянского класса. В литературе активно развиваются пародийные жанры, написаны шутливые поэмы В.И.Майкова («Игрок ломбера», «Елисей, или Раздражённый Вакх»), в жанре повести выступил М.Д.Чулков, издаются литературные журналы М.Д.Чулкова («И то, и сё»), В.В.Тузова («Смесь»), Н.И.Новикова («Трутень», «Пустомеля», «Живописец»). В это же время творил М.М.Херасков, создатель «Россияды» – русской национальной эпопеи, а также ряда трагедий и драм («Венецианская монахиня», «Борислав», «Плоды наук» и др.).

Четвёртый период Литература последней четверти 18 века развивалась в период потрясений, социальных взрывов, зарубежных революций (американской, французской). В четвёртый период расцветает комическая опера, творчество Д.И.Фонвизина (1745-1792) – автора многих басен («Басни нравоучительные с изъяснениями господина Гольберга»), пьесы «Бригадир» и знаменитой комедии «Недоросль».

Гаврила Романович Державин (1743-1816) Его перу принадлежат многие стихотворения и знаменитые оды («Ода на день рождения Её Величества…», «Фелица»). Державин первым ввёл в поэзию разговорную лексику, просторечие, он укреплял демократические основы литературного языка.

Писатель, философ, поэт. Автор знаменитого «Путе- шествия из Петербурга в Москву». Протест против рабства, духовного порабощения составляет главный пафос этого произведения. Прославленный баснописец, среди произведений которого есть также трагедии («Филомела», «Клеопатра») и комедии («Модная лавка» и др.)

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) Н.М.Карамзин возглавил сентиментально-романтическую линию в литературе. Он положил начало журналистике, критике, повести, роману, исторической повести, публицистике. Ему принадлежат переводы Шекспира, такие значительные произведения, как «Бедная Лиза», «Наталья – боярская дочь».

В начале XVIII века, в Петровскую эпоху, Россия стала стремительно развиваться благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни. Укрепилась независимость России. Возросла её военная мощь. Произошло культурное сближение со странами Европы.

Русское общество достигло в XVIIIвеке огромных результатов в области культуры и литературы г. – «Ведомости» 1708 – замена церковнославянского шрифта светским (гражданским Организация системы образования, упор на естественнонаучные и технические предметы, просвещение как практическая ценность 1725 г. – создание Академии наук 1719 г. – Кунсткамера 1 января 1700 г. – новое летоисчисление Изменения в быту (брадобритие, европейский костюм, курение табака, проведение ассамблей (1718 г.)) 1717 г. – «Юности честное зерцало»

Литература XVIII века была связана с лучшими традициями древнерусской литературы (представление о важной роли литературы в жизни общества, её патриотическая направленность). Реформаторская деятельность Петра I, обновление и европеизация России, широкое государственное строительство, превращение страны в сильную мировую державу при жестокости крепостнической системы — всё это нашло отражение в литературе того времени. Ведущим литературным течением 18-го века стал классицизм. С 60-х гг. 18-го века в русской литературе складывается новое литературное направление — сентиментализм.

Классицизм От латинского слова «классикус» — образцовый. Стиль и направление в искусстве XVII- начала XIX в.в., ориентировавшиеся на наследие античной культуры как на норму и идеальный образец. Классицизму свойственна строгая организованность логичных, ясных и гармоничных образов. Жанры классицизма: Ода, трагедия, высокая сатира, басня.

Своего расцвета классицизм достиг во Франции во второй половине 17- го века. В произведениях писателей- классицистов нашли отражение идеи сильного независимого государства с абсолютной властью монарха. Основной конфликт в произведениях классицизма — конфликт между долгом и чувством. В центре этих произведений — человек, подчинивший личное общественному. Для него превыше всего долг гражданина, служение интересам родины, государства. Таким гражданином должен быть в первую очередь монарх. Классицисты считали высшим критерием истинного и прекрасного разум.

В русской литературе классицизм был тесно связан с идеями европейского Просвещения, такими как: установление твёрдых и справедливых законов, просвещение и образование нации, стремление проникнуть в тайны мироздания, утверждение естественного равенства людей всех сословий.

Особенности русского классицизма: Сильная связь с современной действительностью. Образы положительных героев, неспособных примириться с социальной несправедливостью. Конфликт(например, долга и страсти) разрешим и может закончиться счастливо для героев. На первое место выходит лирический жанр.








Сентиментализм Sentiment (фр.чувство, чувствительный) Возник в Западной Европе в 20-е гг. 18 века, в России в 70-е гг. 18 века, а в первую треть 19 века занял ведущее положение. Особенности направления: Искренний интерес к личности, характеру человека, его внутреннему миру. Умение чувствовать!!! – достоинство человеческой личности. Прославление вечных ценностей – любви, дружбы, природы. Жанры – путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия,переписка, «слезная комедия». Место действия – небольшие города, деревни. Много описаний природы. Утешение людей в страданиях и горестях, обращение их к добродетели, гармонии и красоте.

Как и классицисты, писатели-сентименталисты опирались на идеи Просвещения о том, что ценность человека зависит не от принадлежности его к высшим классам, а от его личных достоинств. Классицисты всё подчиняли разуму, сентименталисты — чувствам, переживаниям и всевозможным оттенкам настроений. Образцы произведений сентиментализма на Западе: «Кларисса» С. Ричардсона, «Страдания юного Вертера» И.В. Гёте. Главой русского сентиментализма принято считать Н.М. Карамзина. В повести «Бедная Лиза» Карамзин впервые открыл мир чувств человека, глубину и силу любви простой крестьянки. Раскрывая мир чувств, литература сентиментализма воспитывала в человеке достоинство и уважение к своим силам, способностям, переживаниям независимо от положения в обществе.

краткое содержание других презентаций

«Литература эпохи классицизма» — Герои классицистических произведений. Принцип «трех единств» вытекает из требования подражания природе. Последняя четверть века. Черты классицизма. В.И. Майков. Период развития классицизма. Классицизм в русском и мировом искусстве. Русская литература ХVIII века. Трагедия, героическая поэма, ода, эпопея. Истоки мирового классицизма — Франция ХVII века. Становление новой литературы. Урок — лекция.

«Сентиментализм» — Русский сентиментализм. Новая Элоиза. Томас Грей. Бернарден де Сен-Пьер. Романы Сэмюэла Ричардсона. Сентиментализм во Франции. Лоренс Стерн. Черты русского сентиментализма. Сентиментализм в Англии. Николай Михайлович Карамзин. Сентиментализм.

«Литература 18-19 века» — Романтизм. «Каин». Особенности классицизма в России. Своеобразие русского сентиментализма. Поэма «Мцыри». Сентиментализм. Основные черты романтического героя. М.Ю.Лермонтов поэма «Демон». Николай Михайлович Карамзин. Литературные направления.

«Литература России 18 века» — Классицизм. Н.М.Карамзин. Обращённость к образам и формам античного искусства. Жанр оды. Русская литература 18 века. Смутная пора. Французский классицизм. Штили. Ода на день восшествия. Дворянство. Задание к повести «Бедная Лиза». Жанрово – стилевая реформа. Любовный треугольник. Ф.Шубин. Великие завоевания. Черты классицизма. Сентиментализм.

«Писатели 18 века» — Всем взяла… Русский литературный язык во второй половине xviii века. Полемика вокруг “нового” и “старого” слога. Сатира журналов Новикова была направлена против крепостничества. Особенности языка комедий д. И. Фонвизина на примере комедии “недоросль” . Особенности языка и стиля «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Вклад Н.М.Карамзина в развитие русского литературного языка. Столь же достоверно Радищевым воспроизводится мещанское просторечие.

«Литература XVIII в» — Старое и новое. Литературная культура Петровского времени. Благороднейшее сословие. Практические функции. Анекдот. Литература XVIII в. Поэтика слов. Притча о десяти девах. Смена писательского типа. Правительство синодальное. Дано лета Господня 1710. Символы и эмблемата. Светильники. Апологет царской власти. Творческое наследие Феофана. Стефан Яворский. Феофан Прокопович. Симы литеры. Слово на погребение.

Русская литература и язык | Encyclopedia.com

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЯЗЫК. Категория «древнерусская литература», хотя и устойчивая, представляет собой не более чем омнибусную ретроспективу почти всей русской прозы, написанной на славянском или русском языке до XVIII века. Он знаменует собой мифическую границу между древностью и современностью в русской культуре и включает в себя героические сказания и былины, сборники житий святых ( чети миней, прологи, и др.), летописи (летописи), общехристианские истории (хронографии), и многочисленные отдельные кодексы (сборники) , составленные из широкого круга материалов, как правило, анонимными монастырскими книжниками.

С конца ХХ века наука все чаще заменяла эту ограничивающую типологию недифференцированной древнерусской культуры более нюансированными и фрагментарными конструкциями, которые постулируют внутреннюю напряженность, региональные вариации и эпистемологические сдвиги на протяжении столетий между падением Киева и Петром Великим. утверждение русской современности. Такая напряженность и вариации были особенно заметны в конце шестнадцатого и семнадцатом веках, в значительной степени благодаря культурному притоку из Польши и Украины. Еще одним важным стимулом стал раскол в русском православии в 1650-х годах, из которого возникло движение, известное как старообрядчество или старообрядчество. Вскоре появились назидательные биографии многих первых мучеников движения, в том числе Боярины Феодосии Морозовой, Ивана Неронова и Юлианы Лазаревской. Самым выдающимся из них был автобиографический рассказ вождя старообрядцев протоиерея Аввакума Петровича. Рассказанный в приземленной и яркой прозе, г. «Житие протоиерея Аввакума» (1672–1673) положило начало в России народной форме автобиографического сочинения, написанного известным автором и рассчитанного на широкую грамотную аудиторию, читавшую вне церковной службы. Все эти жизнеописания были широко известны, по крайней мере, среди религиозных инакомыслящих, а их неизменные образы гражданского бессилия и страданий за веру позже стали обычным явлением в мемуарах и автобиографиях восемнадцатого века.

В то же время в России развивалась новая «высокая» литература, выходящая за рамки узкорелигиозной, включающая высоколитературные проповеди, религиозную поэзию, драму и постоянно растущий корпус сказок и басен, переведенных в значительной степени с польского языка. Большинство ученых связывают эти нововведения со дворами царя Алексея I Михайловича (годы правления 1645–1676) и, особенно, его дочери Софии, которая была фактической регентшей между 1682 и 1689 годами.. С 1672 г. при московском дворе действовал временный театр, в репертуаре которого библейские сказки (например, об Артаксерксе) смешивались с греческими баснями и драмами, основанными на житиях святых (например, св. Екатерины).

Другим важным новым жанром литературного выражения была проповедь, редкость в русской культуре до середины XVII века. Центральной фигурой в этом направлении был монах Симеон Полоцкий, переехавший из Белоруссии в Москву в 1660 г. важные подмосковные монастыри активно проповедовали. Хотя проповеди подвергались жестким ограничениям по форме, теме и структуре, они давали этим священнослужителям возможность создавать новые тексты, многие из которых впоследствии были опубликованы в сборниках, и быть признанными их авторами.

ГРАЖДАНСКАЯ ОРФОГРАФИЯ, ПЕЧАТЬ И НОВЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК

Новая гражданская орфография Петра Великого 1707 г. и его агрессивное использование печати положили начало новым исследованиям в сторону отчетливо гражданского русского (в отличие от славянского) литературного языка. Большинство ученых теперь считают, что этот дискурс возник не в лингвистическом вакууме, а в том, что события конца XVII века, а также эволюция того, что иногда называют «канцелярией (приказным)» письменность» задала контекст для реформ. В 1730-е годы Василий Тредиаковский, Антиох Кантемир и Михаил Ломоносов яростно спорили о форме этого литературного языка. что-то более соответствующее современной европейской литературе. Все трое руководителей, но особенно Тредиаковский и Ломоносов, избрали литературный перевод в качестве своей лингвистической лаборатории, часто создавая тексты, которые были неестественными и идиосинкразическими, но, тем не менее, литературными. Известный пример — перевод Тредиаковского из 9 Пола Таллеманта0005 Путешествие на остров любви Лисидас.

Наряду с новой орфографией и зарождающимся литературным языком институционализации литературы способствовало распространение светских издательств, прежде всего в учебных заведениях. Созданная из смеси иностранных ученых, профессиональных переводчиков и горстки блестящих бывших семинаристов и кадетов (включая Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова), Академия наук во второй четверти XVIII века выступила повивальной бабкой при рождении непрофессиональная печатная культура, выпускающая небольшие тиражи стихов, сказок и переводных оперных либретто. Чрезвычайно скромный по объему по сравнению с остальной Европой, этот труд, тем не менее, имел большое значение для создания того, что мы сейчас назвали бы русской литературой, как творческого, публичного, доступного, мирского дискурса для частного чтения и удовольствия.

В середине века появилось несколько новых издательств, прежде всего в Московском университете и Кадетских академиях; вместе эти прессы предоставили институциональную среду для молодых — в основном знатных — литераторов, чтобы они могли заниматься литературой и развивать свой общественный голос. Практически все светила елизаветинской и екатерининской эпох, в том числе Михаил Херасков (1733–1807), Денис Фонвизин (1745–1792), Ипполит Богданович (1744–1803), Гаврила Державин (1743–1816), Александр Радищев (1749–1802) , и некоторые другие — участвовали в этом коллективном литературном и институциональном творчестве. В большинстве случаев эти писатели мало или совсем ничего не зарабатывали на своих оригинальных произведениях (немного больше на переводах), и подавляющее большинство содержало комиссионные на государственной службе. Державин, например, служил в элитном гвардейском полку, а в конце концов стал штатным гражданским администратором, дослужившись до очень высокого положения губернского губернатора. Однако некоторые, в том числе Николай Новиков (1744–1818) и Николай Карамзин (1766–1826), стали чем-то вроде профессиональных интеллектуалов в том, что они все свое время посвящали интеллектуальным занятиям, иногда, как в случае с Новиковым, отказываясь от своих полномочий. В последней четверти XVIII века литературная жизнь и литературное производство развивались очень быстро благодаря росту среднего образования, как светского, так и религиозного, что вызвало экспоненциальный рост числа писателей и читателей, а также облегчение доступ к печати, особенно после 1783 г., когда указ о частных типографиях значительно упростил издательское дело.

ЖАНРЫ

В дополнение к изобилию художественных переводов, поэзия была одним из самых важных произведений в России в этот период. Особенно значительны лирическая и религиозная поэзия Тредиаковского, эпическая поэзия Хераскова («русского Гомера», автора пространной «Росиады ») и, прежде всего, глубокомысленные и глубоко личные стихи Державина. Как и во всей Европе, литература о путешествиях, рассказывающая о путешествиях, как реальных, так и воображаемых, оказалась особенно эффективным средством сочетания развлечений с культурными комментариями. Карамзина «Письма русского путешественника, 1789–1790» (1797), хотя часто и причудливые, тем не менее давали занимательные проблески нравов, которые Карамзин наблюдал во время своего европейского большого путешествия 1789–1790 гг., помещали Россию в европейский контекст и ориентировали читательское сознание. чувство национальной идентичности и цивилизованности. Жанр также поддавался серьезным социальным комментариям, наиболее известным из которых является роман Радищева « Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву» . Пользуясь слабой цензурой, Радищев опубликовал эту яростную критику крепостничества и несвободы России в 179 году.0, очень к возмущение императрицы Екатерины II, которая приказала конфисковать все экземпляры и посадить автора в тюрьму. Каким бы драматичным ни был этот эпизод, болезненный голос политической и социальной оппозиции Радищева оставался исключением для восемнадцатого века, поскольку немногие из его современников выражали — или явно придерживались — взглядов, противоречащих политическому статус-кво.

Начиная с середины 1750-х и особенно с конца 1760-х годов, литературная и философская журналистика стала предпочтительным средством среди стремящихся литераторов. Немногие из этих предприятий длились дольше нескольких месяцев, и большинство из них могли насчитывать свою читательскую аудиторию сотнями, а не тысячами. Но эти журналы выходили часто и регулярно, и по мере того, как закрывались одни, их место занимали другие. Эссеисты и переводчики, часто даже неназванные до сих пор, могли объединить свои ресурсы и энергию и использовать периодические публикации для создания зачатков заинтересованного текстового сообщества, играя на других журналах, чтобы создать четкое поле для дискурса. Ярким примером служат так называемые сатирические журналы 1769 года.–1774. В этот период журналы, связанные с Новиковым («Художник», «Трутень», «Сплетник») , парировали с другими, связанными с императрицей («То-то и то-то»), , которая сама была заядлым автором и эссеистом. Как и везде, редакторы использовали кампании по подписке для создания читательской базы и привлечения публики на свои предприятия. Некоторые из этих кампаний, такие как вымогательство Новиковым его благочестивого журнала Утренний свет (1777–1780), были весьма успешными, собрав сотни подписчиков (которые тем самым субсидировали новые благотворительные школы Новикова) из городов по всей империи и из социальных групп. таких как духовенство и торговцы, далеко за пределами вездесущей космополитической публики. Однако у большинства журналов было от нескольких десятков до сотни подписчиков, почти 90 процентов из которых произошли от потомственного дворянства.

СПОСОБЫ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Интимный и преимущественно мужской мир, породивший русских светских литераторов, легко привел к распространению небольших обществ, переводческих групп, студенческих семинаров, частных абонементных библиотек, читательских кружков и, в конечном счете, салонов, в которых женщины часто посещали посещаемость. Однако самыми популярными площадками для общения были масонские ложи, которые в России были типично мужскими по мировоззрению и членству. В екатерининскую эпоху до трех тысяч русских подданных состояли в десятках лож, большинство из которых сочетало смутно неостическое чувство общественного благоустройства с дружелюбием братства. Некоторые ученые рассматривали ложи как начало российской публичной сферы, в то время как другие подчеркивали их секретность, исключительность и чувство иерархии. Но несомненно, что ложи стали центрами общения, способствовавшими слиянию литературной деятельности и все более ритуализированной вежливости, достигшей своего апофеоза в эпоху Александра Пушкина в 1830-е годы. Хотя они, как правило, не были оппозиционными, их сочетание братства, секретности и приверженности нравственному совершенствованию периодически вызывало подозрение со стороны официальных лиц, что приводило к периодическому осуждению и закрытию в последние пятнадцать лет восемнадцатого века и снова в начале 1820-х годов.

См. также Алексей I (Россия) ; Аввакум Петрович ; Екатерина II (Россия) ; Просветление ; Журналы, Литература ; Новиков Николай Иванович ; Староверы ; Православие, русский ; Петр I (Россия) ; Печать и издательское дело ; София Алексеевна .

БИБЛИОГРАФИЯ

Первоисточники

Аввакум Петрович, протоп. Житие протоиерея Аввакума наедине. Перевод Джейн Харрисон и Хоуп Миррлис. Лондон, 1924.

Сегел, Гарольд Б., изд. и транс. Литература России восемнадцатого века: Антология русских литературных материалов эпохи классицизма и Просвещения от царствования Петра Великого, 1689–1725 гг., до царствования Александра I, 1801–1825 гг. 2 тт. New York, 1967.

Вторичные источники

Левитт, Маркус С., изд. Русские писатели раннего Нового времени, конец семнадцатого и восемнадцатого веков. Том. 150 из Литературно-биографический словарь. Детройт, 1995.

Ньюлин, Томас. Голос в саду: Андрей Болотов и тревоги русской пасторальности, 1738–1833 гг. Эванстон, Иллинойс, 2001.

Раефф, Марк. Истоки русской интеллигенции: дворянство восемнадцатого века. Нью-Йорк, 1966.

Рейфман Ирина. Василий Тредиаковский: Дурак новой русской словесности. Стэнфорд, 1990.

Роджер, Ханс. Национальное самосознание в России XVIII века. Кембридж, Массачусетс, 1960.

Шёнле, Андреас. Подлинность и вымысел в русском литературном пути 1790–1840 гг. Кембридж, Массачусетс, 2000.

Гэри Маркер

Россия Девятнадцатый век — флаги, карты, экономика, история, климат, природные ресурсы, текущие проблемы, международные соглашения, население, социальная статистика, политическая система


. .
  • |Главный ИНДЕКС|
  • Рейтинги стран
  • ИНДЕКС для
    Россия
  • История
  • География
  • Общество
  • Правительство
  • Эконом
  • Карты
  • Флаги
  • Глоссарий
  • ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    . Обратная связь


Россия Век девятнадцатый
https://photius. com/countries/russia/society/russia_society_the_nineteenth_centu~1297.html
Источники: The Library of Congress Country Studies; Всемирный справочник ЦРУ
      Общество «Назад в Россию»

      К 1800 г. русская литература имела устоявшуюся традицию изображать проблемы реальной жизни, а ее деятели восемнадцатого века обогатили свой язык новыми элементами. На этой основе последовал блестящий век литературной деятельности.

      Русская литература девятнадцатого века представляла собой благоприятную среду для обсуждения политических и социальных вопросов, прямое изложение которых подвергалось цензуре. Прозаиков этого периода объединяли важные качества: внимание к реалистическим, подробным описаниям повседневной русской жизни; снятие табу на описание вульгарной, неприглядной стороны жизни; и сатирическое отношение к посредственности и рутине. Все эти элементы были сформулированы в основном в формах романа и рассказа, заимствованных из Западной Европы, но поэты девятнадцатого века также создали произведения непреходящей ценности.

      Эпоха реализма, обычно считающаяся кульминацией литературного синтеза прежних поколений, началась около 1850 года. Писатели этого периода были в большом долгу перед четырьмя людьми предыдущего поколения: писателями Александром Пушкиным, Михаилом Лермонтовым и Николаем Гоголем. ’, и критик Виссарион Белинский, каждый из которых внес свой вклад в новые стандарты языка, предмета, формы и повествовательных приемов. Пушкин признан величайшим русским поэтом, а критик Белинский был «святым покровителем» последовавших за ним влиятельных «социальных посланий» писателей и критиков. Лермонтов внес новшества как в поэтические, так и в прозаические жанры. Гоголь считается основоположником современной реалистической русской прозы, хотя большая часть его произведений содержит сильные элементы фантазии. Богатый язык Гоголя сильно отличался от прямого, скудного лексикона Пушкина; каждый из двух подходов к языку литературной прозы был воспринят значительными писателями последующих поколений.

      К середине века разгорелись жаркие споры об уместности социальных вопросов в литературе. Дебаты заполнили страницы «толстых журналов» того времени, которые оставались самым плодотворным местом для литературных дискуссий и инноваций до 1990-х годов; следы дискуссии появились и на страницах большей части лучшей русской литературы. Самыми выдающимися сторонниками социального комментария были Николай Чернышевский и Николай Добролюбов, критики, писавшие для толстого журнала 9019.1 «Современник » («Современник») в конце 1850-х — начале 1860-х гг.

      Лучшими прозаиками эпохи реализма были Иван Тургенев, Федор Достоевский, Лев Толстой. Из-за неизменного качества сочетания чистой литературы с вечными философскими вопросами последние двое признаны ведущими прозаиками России; Романы Достоевского Преступление и наказание и Братья Карамазовы похожи на романы Толстого Война и мир и Анна Каренина , являются классикой мировой литературы.

      Другими выдающимися писателями эпохи реализма были драматург Александр Островский, прозаик Иван Гончаров и прозаик-новатор Николай Лесков, все они так или иначе принимали непосредственное участие в дебатах по поводу социального комментария. Самыми известными поэтами середины века были Афанасий Фет и Федор Тютчев.

      Важным инструментом для писателей-социологов, находившихся под строгой царской цензурой, был прием, называемый эзопическим языком, — разнообразные языковые приемы, аллюзии и искажения, понятные искушенному читателю, но сбивающие с толку цензоров. Лучшим практиком этого стиля был Михаил Салтыков-Щедрин, прозаик-сатирик, считавшийся наряду с поэтом Николаем Некрасовым лидером литературного левого крыла второй половины века.

      Крупнейшей литературной фигурой последнего десятилетия XIX века был Антон Чехов, писавший в двух жанрах: рассказ и драма. Чехов был реалистом, исследовавшим слабости отдельных людей, а не общества в целом. Его пьесы «Вишневый сад» , «Чайка» и «Три сестры» продолжают ставиться во всем мире.

      В 1890-х годах русская поэзия была возрождена и основательно переработана новой группой — символистами, наиболее ярким представителем которых был Александр Блок.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *