Русские знамена 17 века: Вилинбахов Г. Русские знамена XVII века с изображением единорога

Вилинбахов Г. Русские знамена XVII века с изображением единорога

Вилинбахов Г. Русские знамена XVII века с изображением единорога
Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Наряду с двуглавым орлом и ездецом в русской государственной геральдике конца XV—XVII в. встречается изображение единорога.1) До сих пор эта эмблема оставалась вне поля зрения исследователей. В связи с вопросами о ее происхождении и символике определенный интерес представляет не только систематизация изображений единорога, но и публикация новых памятников с ними.

В собрании Эрмитажа хранится несколько знамен с изображением единорога, поступивших в 1950 г. из Артиллерийского музея. Одно из них является начальническим прапором конца XVII в. В центре его — белое поле, в верхних углах которого личины, изображающие солнце и луну, между ними — желтый двуглавый орел под короной, держащий в лапах символы власти: державу, скипетр и меч. Под этими изображениями па фоне растительного орнамента — восстающие лев и единорог. Вокруг центрального квадрата — кайма, состоящая из белых и малиновых шевронов. На верхней белой и нижней малиновой косицах — характерные для русских прапоров фигуры драконов.

2)

Следует отметить, что композиция, состоящая из коронованного двуглавого орла, по сторонам которого солнце и луна (месяц), встречается на знамени, которое в 1662 г. царь Алексей Михайлович пожаловал в Астрахань князю Григорию Черкасскому и в 1675 г. — князю Булату Черкасскому.3) Встречаются и знамена, на которых солнце и месяц помещены по сторонам креста на Голгофе.4) Учитывая, что православный крест на знаменах семантически обозначал русское православное государство, видимо, можно говорить об однозначности изображений солнца и луны по сторонам креста или по сторонам двуглавого орла.

Говоря об аналогах композиции «восстающие единорог и лев», укажем на два знамени, бывшие с Ермаком Тимофеевичем при покорении Сибири в 1581—1582 гг., хранящиеся в Оружейной палате. В центре полотнищ на синем поле вшиты восстающие лев и единорог из белой холстины, расцвеченные чернилами. На широких каймах — узоры, по углам — розетки.5) К концу XVII в. относится знамя солдатского полка, в центре которого на алом фоне вышиты восстающие лев и единорог, а над ними корона.6)


Начальнический прапор конца XVII в. (Эрмитаж)

Композиция, включающая противостоящих и восстающих льва и единорога, была широко распространена и на памятниках изобразительного и прикладного искусства России [22] XVII в., в том числе на предметах дворцового быта. На троне Ивана Грозного, украшенном резьбой по кости западноевропейской работы XVI в. и дополненной деталями, сделанными русскими мастерами в XVII в., спинка украшена изображениями двуглавого орла под тремя коронами, со скипетром и державой и восстающими единорогом и львом по сторонам.

7) На передней луке «арчака» конца XVII в. изображен двуглавый орел с единорогом и львом по сторонам.8)


Знамя, бывшее с Ермаком при покорении Сибири. 1581—1582 (Гос. Оружейная палата)

К концу XVII в. относятся пять ротных знамен солдатского полка с белыми холщовыми полотнищами, на которых в крыже изображен крест на Голгофе, а в центре в круге — единорог. По полю нашиты звезды, число которых указывает номер роты, которой принадлежало знамя (в коллекции Эрмитажа представлены знамена второй, третьей, пятой, седьмой и девятой рот

9)). Они были взяты из дома Петра I в Нарве и вместе с другими одиннадцатью знаменами поднесены городским магистратом Николаю I, который поместил их в Царскосельский Арсенал.10)

В качестве аналогии укажем на знамя, хранящееся в Стокгольме, в центре которого изображен единорог, на кайме — кружки, в углах — буквы К.Ю.П.Т.11) На солдатском знамени конца XVII в. в центре на белом поле изображен двуглавый орел, кайма красная, по углам вшиты две птицы, лев и единорог из белой холстины, расцвеченные чернилами.12)

Изображение одного единорога также хорошо известно русскому искусству; в значительной степени широкое распространение его образа обязано литературе, бытовавшей на Руси, и такому авторитетному источнику, как Библия.13)

Однако очевидно, что только знакомством по литературе и изобразительному искусству нельзя объяснить включение единорога в русскую государственную геральдику.

Самым ранним русским геральдическим памятником с изображением единорога, видимо, можно назвать корабельник Ивана III и Ивана Ивановича из собрания Эрмитажа, на котором единорог заменил английскую государственную эмблему — леопарда (льва). По мнению И. Г. Спасского, «для русской геральдики эта подробность представляет немалый интерес».14) Далее следует указать на относящееся к концу XVI в. седло Бориса Годунова, на котором два единорога изображены по сторонам двуглавого орла.15) С XVI в. единорог становится непременной деталью русских государственных печатей. Самая ранняя из них датируется 1557 г. С этого времени единорог встречается на малых государственных печатях (двойных кормчих), золотых буллах, больших государственных печатях Ивана IV, Бориса Годунова, Лжедимитрия, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича.

16) Со времени Федора Ивановича до Федора Алексеевича включительно единорог изображался на «золотых».17) Причем важно отметить, что с 1562 г. он стал изображаться наряду с ездецом на груди двуглавого орла, т. е. можно говорить о равнозначности их семантики в тот период.

Все вышесказанное показывает, что на знаменах эрмитажного собрания представлены оба вида изображения единорога, как одного, так и в паре со львом, и позволяет поставить наши знамена в ряд русских геральдических памятников конца XV — XVII в., несущих на себе изображение «инрога».


Ротное знамя солдатского полка конца XVII в. Эрмитаж

По мнению В. Н. Татищева, «Иван Грозный имел за собственный свой герб единорога, который его сын и Борис Годунов как внутрь, так вне государства, на печати при грамотах употребляли…».

18) А. Лакиер, обратившись к этому сюжету, сослался на В. Н. Татищева и перечислил ряд [23] предметов с изображением единорога, однако не смог дать объяснения появлению этой фигуры в русской государственной геральдике. Он лишь вопрошает: «Цари наши, проникнутые идеями библейскими, не хотели ли представить в символическом образе своих побед, руководствуясь изречениями псалма 91: „И вознесется яко единорога рог мой», и апокалипсическим (V, 5): „се победил есть лев»…»19) На этот псалом ссылаются и другие авторы при попытках объяснить смысл единорога как геральдической фигуры.20)


Знамя конца XVII в. Стокгольм

С нашей точки зрения, для решения вопроса о происхождении единорога в русской геральдике следует со вниманием отнестись к указанию, что «кроме двуглавого орла употребляли Византийские Цари гербы 4 больших префектур Государства, а именно: орел для Италии, гриф для Галлии, единорог для Азии и лев для Иллирии».

21) Эти сведения приобретают особый смысл, так как на некоторых русских памятниках XVII в. (налучье. и колчан «Большого наряда» царя Михаила Федоровича 1627—1628 гг., жалованная грамота оружейничьему боярину Богдану Матвеевичу Хитрово, 1676 г.) изображены вместе именно эти фигуры, т. е. двуглавый орел, единорог, лев, грифон, орел и ездец.22) Таким образом, можно предположить, что единорог как геральдическая фигура на знаменах, печатях и других памятниках Русского государства связан с византийской эмблематикой.


[22] — конец страницы.

Сообщения государственного Эрмитажа, вып. 47, 1982 г.


1) Единорог — символ осторожности, осмотрительности, благоразумия, чистоты, непорочности, строгости, суровости. Христианскими писателями он был интерпретирован как аллегория Благовещения и воплощение Христа, рожденного Девой. Обычно эмблема девы Марии, св. Юстина Падуанского и св. Юстина Антиохийского. «Единорог, символ чистоты и непорочности, часто встречается на щитах гербов. Он по фигуре своей сходен с лошадью и отличается от нее рогом, которым вооружена его голова, и бородкою. Единорог называется прислонившимся (accule), когда он стоит прямо с поднятыми передними ногами, и в оборонительном положении (en defense), когда хочет как бы защититься своим рогом» (Лакиер А. Русская геральдика. Кн. 1. Спб. 1855, с. 60). См. также: Guénebault L.-J. Didionnaire iconographique des monuments de l’Antiquité chrétienne et du Moyen Age.

Paris, 1845, t. 2, p. 116-117; Ellwood Post W, Saints, Signs and Symbols. London, 1975, p. 74; Ferguson G. Signs and Symbols in Christian Art. London — Oxford — New York, 1977, p. 26.

О единороге в восточном искусстве см.: Ettinghausen R. The Unicorn. Washington, 1950.

2) Эр. ЗН. 4. Струков Д. Описи знаменам,. штандартам, прапорам…, хранящимся в Артиллерийском историческом музее. Спб., 1903, с. 448-449, № 450.

3) Белавенец П. И. Краткая записка о старых русских знаменах. Спб., 1911, с. 19, № 18.

4) Белавенец П. И. Краткая записка…, с. 47, 50; Белавенец П. И. Приложение к краткой записке о старых русских знаменах. Спб., 1911, с. 31, рис. 31.

5) Опись Московской Оружейной Палаты. М., 1884, ч. 3, кн. 1, с. 79, 80, № 4174, 4175; Эр. ЗН. ИЛЛ. № 13071-13075. У А. В. Висковатова (Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Спб., 1899, ч. 1, № 135) одно из этих знамен датировано XVII в.

6) Опись…, с. 72, № 4146.

7) Москва в ее прошлом и настоящем. М., б. г., ч. 2, 1 (вып. 3), ил. между с. 96 и 97; Арсеньев Ю. В., Трутовский В. К. Путеводитель по Оружейной палате. Изд. 4-е. М., 1914, с. 85-86.

8) Свирин А. Н. Ювелирное искусство Древней Руси XI—XVIII веков. М., 1972, с. 148-149, № 68; Денисова М. М. «Конюшенная казна». Парадное конское убранство XVI—XVII веков. — В кн.: Государственная Оружейная палата Московского Кремля, с. 272.

9) Эр. ЗН. № 403, 359, 357, 358, 1254. Аналогичное знамя 4-й роты хранится в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи (знамя № 9/3).

10) Каталог редкого старинного и восточного оружия, хранящегося в собств. е. и. в. Арсенале в Царском Селе. Спб., 1835, ч. 1, с. 252, № 12-17.

11) Белавенец П. И. Краткая записка…, с. 39; Белавенец П. И. Приложение…, с. 23, рис. 23.

12) Опись…, с. 71, № 4142.

13) Спасский И. Г. Монетное и монетовидное золото в Московском государстве и первые золотые Ивана III. — ВДИ, 1976, вып. 8, с. 115-117.

14) Там же, с. 115, табл. 5.

15) State Armoury in the Moscow Kremlin. M., 1969, p. 73.

16) Снимки древних русских печатей…, № 8-10, 12-19, 28, 29, 35, 49.

17) Спасский И. Г., с. 118, 126-127, табл. 9-11.

18) Татищев В. Н. История Российская. М.-Л., 1962, т. 1, с. 370.

19) Лакиер Д., с. 271.

20) Снегирев И. М. Еще несколько слов о Московском гербе. — Московские ведомости, 1853, № 69, «Литературный отдел», с. 707; Диаконов М. А. Власть Московских государей до конца XVI века. Спб., 1889, с. 136-140; Воронец Е. Н. 400-летие русского государственного герба. Харьков, 1898, с. 25-26.

21) Köhne v. В. Das Kaiserlich Russische Reichs-Wappen. Reiter und Doppel-Adler (Hierzu zwei Tafeln). Berlin, 1882, S. 4. Эта статья с небольшими сокращениями и без рисунков была помещена в газете St. Petersburger Zeitung, № 143, 146, 148, 149, 152, в мае и июне 1882 г. Цитата дана в переводе П. И. Белавенца.

22) Свирин А. Я., с. 160-165, № 74-76; Писарская Л., с. 41-43; Оружейная палата. М., 1975, табл. 66; История русского искусства. М., 1959, т. 4, с. 487-488. [24]


Написать нам: [email protected]

Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта annales.info


Третий Рим. Знамена, штандарты, прапоры и флаги Русского Царства в XVII веке. Часть 1.1

Главная » Альтернативная История » Третий Рим. Знамена, штандарты, прапоры и флаги Русского Царства в XVII веке. Часть 1.1

в Избранноев Избранномиз Избранного 9

Третий Рим

Доброго времени суток, дорогие друзья!

Продолжаю публиковать материалы альтернативы «Третий Рим».  Начинаю серию статей по теме: «Знамена, штандарты, прапоры и флаги Русского Царства в XVII веке». Первая часть посвящена знаменам Русского Царства в XVII веке. В данной статье будет рассказано об истории русских знамен, Государевых и Воеводских знаменах. Тема имеет важнейшее значение, так как знамя является символом государственной идеи и воинской реликвией, олицетворяет честь, доблесть, славу и боевые традиции русских войск, участвующих в войнах, о которых рассказывается в главах альтернативы. Статья имеет справочный характер и большое количество графического материала, который является результатом творчества и большого труда. В связи с большим количеством рисунки сгруппированы в планшеты, но все изображения имеются с максимальным разрешением и в хорошем качестве (3000×2500 пикселей). Упомянутые в статье события будут описаны в дальнейшем в соответствующих главах альтернативы. При этом события, которые не происходят в связи с альтернативным ходом истории исключены из изложения событий, а внесенные изменения выделены темно-синим цветом. С нетерпением жду Ваших комментариев и рекомендаций.

Знамена, штандарты, прапоры и флаги
Русского Царства в XVII веке

I. Знамена Русского Царства в XVII веке

История русских знамен

«Стяг» – древнерусское производное от «сътягати» (стягивать). Стяг буквально – «то, что стягивает». На стягах крепили большие куски тканей яркого цвета в форме клина. На верхний конец стяга устанавливали металлический острожок. На ткани нашивалось изображение Животворящего Креста, под острожок подвязывалась чёлка, окрашенная яркой краской. Концы стягов, кроме клиновидной формы, могли иметь два или три хвоста, которые назывались «косицы», «откосы», «клинцы» или «яловцы».

Стяг Всемилостивого Спаса

Во время походов стяг снимали с древка и перевозили в обозе вместе с оружием и доспехами. Княжеская дружина охраняла стяг. Стяги надевались на древко только перед сражением. В древности стяг мог быть громадного размера, и его установка требовала значительного времени. В летописях иногда встречается выражение «не поставиши стяга», что могло означать «внезапная атака противника», «быть застигнутым врасплох». Выражение «поставить стяг» означало объявить войну.

Во время битвы стяг, как правило, устанавливали в центре войска, на возвышенности. Падение стяга вызывало замешательство в войске, поэтому на охрану стяга устанавливались особые воины – стяговники. Враг, напротив, бросал на стяг основные свои силы. Под стягами происходили самые жаркие схватки. Летописи при описании битвы, следят за стягом: косицы стяга «простираются яко облацы» означало успешный ход битвы; поражение описывалось как «стяг подсекоша».

После появления войск, состоявших из полков нескольких удельных княжеств, размеры стягов уменьшились. Охранять стяги вместо дружинников стали дворяне. Под стягами проводились церковные службы, принималась присяга, заключались договоры.

В XVI веке на стягах кроме изображения Спасителя также вышивалось изображение Богородицы и Святого Георгия Победоносца. На белом стяге Великого князя Василия Ивановича был изображён Иисус Навин, останавливающий солнце.

В конце XIV века на русских стягах начали изображать лик Спасителя. Стяги с изображением Спасителя начали называть «знамением». В XVI веке слова «знамение» и «стяг» встречаются одинаково часто. В конце XVI века слово «стяг» встречается всё реже, а в начале XVII века выходит из употребления.

В царствование Ивана Васильевича в каждом полку было большое «Царское знамя», в каждой сотне было своё знамя – клиновидное, одного вида с полковым знаменем, но меньшего размера из-за чего они назывались «меньшими знамёнами». Сведений о знамёнах во время царствования Фёдора Ивановича почти не сохранилось. В войске Бориса Фёдоровича использовались огромные знамёна древнего вида. Они были такими большими, что их не мог удержать один человек. На службу к знамени назначалось два или три человека.

Полковые (Царские) знамена

Полковые (Царские) знамена в XVI – начале XVII века выдавались воеводам, возглавлявшим полки (передовой, большой, правой и левой руки) и большой наряд. По окончании похода полковые знамёна воеводы сдавали в Оружейную палату.

Знамя состояло из прямоугольной середины и клиновидного откоса. Откос изготовлялся в форме прямоугольного треугольника. Короткой стороной он крепился к прямоугольнику, длинная сторона треугольника (тетива) обращалась вниз. На знамёнах вышивали золотом, серебром и шелком, писали яркими красками иконным письмом, в прямоугольной части – образ Спасителя, Богородицы или лики Святых угодников, на треугольных откосах – Архангелов, ангелов, кресты и звёзды. На каймах писали тропари, кондаки и другие молитвословия. Знамёна освещались патриархом по чину освящения Святых икон.

Знамя изготавливалось из шелка, по краям обшивалось каймой или бахромой. Длина знамени была от 3 до 8 аршин (2,13 – 5,7 м), ширина от 1,5 до 3 аршин (1,07 – 2,13 м). К боковой кайме знамени пришивались красные суконные мешочки. Мешочки прибивались к древку гвоздями.

Древки из липового дерева, круглые, обклеены холстом. Холст расписан разными красками и позолочён. Навершие древка в виде шарообразного яблока. На вершине древка устанавливали крест надзнаменный. На нижнем конце древка размещались подтоки (втоки) с тканевыми помочами, серебряными пряжками, запряжниками. Чехлы тафтяные или из других тканей. Чехлы назывались чемоданцами, чушками, сорочками и нагалищами.

Воеводские знамёна

Воеводские знамёна – второй разряд знамён в русской войске в XVI – начале XVII века, выдавались воеводам, отправлявшимся в города, остроги, в военные походы, в посольские съезды на переговоры и на переговоры для обмена пленных. Воеводские знамёна выдавались при назначении на службу, или присылались на место службы. Знамёна выдавались по прямому указу царя. Эти знамёна назывались малыми полковыми или воеводскими. Впоследствии воеводам выдавались полковые или сотенные знамёна, а воеводские знамена не выдавались.

Знамена имели длину от 2,5 аршин до 3 аршин (1,78-2,13 м) и в ширину от 2 до 2,5 аршин (1,42-1,78 м). Ткань шёлковая, кайма другого цвета. В середине писали красками или вышивали лики Спасителя и Богородицы, Архангелов, ангелов и угодников. На кайме писали тропари и кондаки. Изображения могли быть разными на разных сторонах знамени.

Сотенные знамёна

Сотенные знамёна – третий разряд знамён в русской войске в XVI – начале XVII века, делились на Сотенные знамёна Государева полка и Сотенные знамёна полков бояр и воевод. Знамёна изготовлялись из камки или тафты. Кресты, звёзды, косицы и др. назывались признаками. Знамёна всегда опушалось каймой. Чехлы суконные и холстинные.

Стрелецкие знамёна

В XVI – начале XVII века стрелецким приказам выдавали знамёна двух видов: сотенные знамёна и знамёна голов.

Стрелецкие знамёна изготавливались в форме прямоугольника длиной от 3 до 4 аршин (2,13-2,84 м) и шириной от 2 до 3 аршин (1,42-2,13 м). В середине полотнища вшивался крест, разбивавший поле знамени на 4 равные части. В левой верхней четверти вшивался 8-ми конечный крест. В остальных четвертях вшивались «признаки» (звёзды, кружки, косицы и др.). Средняя часть знамени могла изготавливаться из равносторонних четырёхугольников разного цвета. Такое знамя называлось «шахматным». Иногда знамя сшивалось из треугольников разных цветов – такое знамя называлось «клинчатым». Стрелецкие знамёна всегда обшивались каймой.

Знамёна голов шили из шёлковых тканей, признаки на них писали золотом и серебром. Сотенные знамёна шили из киндяка, миткаля, холста, кумача, в редких случаях из тафты и других шёлковых тканей.

Древки знамён крашенные, мешочки для крепления знамени к древку – из красной ткани. Навершия железные, втоки железные и медные.

Знамена русского государства в 1612-1620 годах

В 1612 году князь Дмитрий Михайлович Пожарский во главе Второго земского ополчения выступил в поход под знаменем, которое представляло собой прямоугольное червленое полотнище длиною 4 аршина (2,84 м) и шириною 3 аршина (2,13 м).

На лицевой стороне полотнища был вышит лик Иисуса Христа Господа Вседержителя Благословляющего, на оборотной стороне – Архангел Михаил в серебряных доспехах с двумя золотыми крыльями, который вручает золотой меч коленопреклоненному князю воеводе. По краям полотнища – строки из Священного писания.

Знамя Князя Дмитрия Пожарского (лицевая сторона)

Знамя Князя Дмитрия Пожарского (оборотная сторона)

Знамя Князя Дмитрия Пожарского стало Государевым знаменем и знаменем Государева полка. В связи с изменением состава Русского Войска (учреждением постоянных пеших и конных полков) полковые знамена стали делиться на четыре разряда: Полковые (Царские) знамена, которые, как и прежде, выдавались воеводам, возглавлявшим полки (передовой, большой, правой и левой руки) и большой наряд; Воеводские знамёна, выдававшиеся воеводам, руководившим воеводскими полками и отдельными отрядами Русского Войска; Полковничьи знамена, выручавшиеся головам (полковникам) пеших и конных полков; Сотенные знамёна, как отдельных сотен, так и сотен, составлявших пешие и конные полки Русского Войска.

«Наступление русского войска в Московской битве 1612 года»
(над русскими воинами развеваются знамена, хоругви и прапора)

Утвержденных образцов первоначально не существовало, но Полковые (Царские) и Воеводские знамена строились в Оружейном приказе по образцу Государева знамени (с ликами Спасителя и Богородицы, Архангелов, Святого Георгия Победоносца), а Полковничьи и Сотенные знамена изготавливались городами, в которых собирались полки, по примеру Стрелецких знамен (при этом на полковничьих знаменах отображался Спас Нерукотворный и городской (земельный) герб).

Воевода и знаменщик со знаменем Владимирского конного полка

Стрельцы с сотенным знаменем 1-го и полковничьим знаменем 2-го Московского стрелецких полков

Знамена Русского Царства в 1620-1700 годах

После завершения русско-польской (1609-1618) и русско-шведской (1610-1617) войн Уложением о воинской службе, введенном в действие указом царя Дмитрия Михайловича 1 (11) января 1620 года, Русское Войско было разделено на следующие войска: Государево войско, Московское войско, Земские войска (Новгородское, Смоленское, Малорусское, Ярославское, Владимирское, Белгородское, Нижегородское, Астраханское, Казанское, Сибирское и города Киева), Пограничные казачьи войска (Новгородское, Белорусское, Малорусское, Белгородское, Сибирское), Реестровые казачьи войска (Донское, Терское, Волжское, Яицкое), Татары и новокрещены, Иноземное войско, Наряд (артиллерия), Ополчение. В связи с изменение состава Русского Войска, указом царя Дмитрия Михайловича 1 (11) сентября 1620 года установлен новый Перечень знамен, штандартов и прапоров Русского Царства, в соответствии с которым установлены следующие виды знамен:

Государево знамя Русского Царства;

Воеводские знамена Государева войска, Московского войска и Земских войск;

Полковые знамена Русского Войска (Полковничьи знамена и Сотенные знамена).

Государево знамя Русского Царства

Во время военных походов царь выбирал около тысячи человек для особого Государева полка. Полк во время похода находился при царе и охранял знамёна. Полком руководили два Воеводы у Государева знамени. Начальниками над сотнями полка были Головы у Государева знамени. По возвращении из похода государевы знамёна вносили в царский дворец («на верх»). Знамёна хранились в Золотой или Столовой палате дворца.

В 1620 году по указу царя Дмитрия Михайловича было изготовлено Государево знамя Русского Царства. Знамя представляло из себя полотнище из белой парчи длиною 4 аршина (2,84 м) и шириною 3 аршина 4 вершка (2,31 м), на котором цветными шелковыми, золотыми и серебряными нитями был вышит Большой государственный герб Русского Царства. Полотнище опушалось червленой каймою в 3 вершка (0,13 м), расшитой золотой тесьмой и двадцатью золотыми восьмиконечными звездами. Для Наследника Царевича было изготовлено Великокняжеское знамя Русского Царства с изображением Среднего герба Русского Царства.

Государево знамя ставилось над войском если поход возглавлял сам Государь (Великокняжеское знамя – если Наследник Царевич) и символизировало, что войну ведет все русское государство. Государево знамя также выносилось при встрече иноземных монархов и при выездах Государя в иноземные столицы, и представляло Русское Государство.

Государево знамя Русского Царства

Великокняжеское знамя Русского Царства

Воеводские знамена Русского Царства

С учреждением 18 (28) декабря 1618 года Указом царя Дмитрия Михайловича воеводств на территории Русского Царства, включая присоединенные в результате русско-польской войны (1609-1618), были разработаны и введены гербы Москвы, Киева и 10 воеводств: Новгородского, Смоленского, Малорусского, Ярославского, Владимирского, Белгородского, Нижегородского, Астраханского, Казанского, Сибирского.

В 1620 году указом царя Дмитрия Михайловича были утверждены Воеводские знамена Государева войска, Московского войска и Земских войск Русского Царства, вручавшиеся Первым воеводам вместе с Воеводским прапором при назначении на службу. При оставлении оной знамя и прапор торжественно передавались новому Первому воеводе. Воеводское знамя ставилось над Государевым войском, Московским войском или земским войском при выступлении в поход, а также во всех торжественных случаях с участием Первого воеводы и войск.

Знамя представляло собой полотнище из белой парчи длиною 3 аршина (2,13 м) и шириною 2,5 аршина (1,78 м), которое опушалось каймою в 3 вершка (0,13 м) цветом поля гербового щита войска, расшитой золотой тесьмой и двенадцатью золотыми восьмиконечными звездами. На лицевой стороне знамени цветными шелковыми, золотыми и серебряными нитями был вышит Всемилостивый Спас Нерукотворный, на оборотной – герб Государева войска, Московского войска или земского войска в фигурном золотом щите. Полотнище обрамлялось рамкой из золотой тесьмы, украшенной орнаментом и знаками сотворения мира по углам (ромб с крестами по вершинам на который наложены скрещенные вытянутые овалы, поверх них – восьми лучевая звезда). На лицевой стороне вверху рамки вышивалась надпись «СЪ НАМИ БОГЪ» (девиз Русского Царства), на оборотной – «ЗА ВЕРУ ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО» (девиз Русского Войска), которые сменили не читаемые многозначные тропари и кондаки, ранее писавшиеся на русских знаменах.

В 1635 году утверждено знамя Азовского воеводства, которое в 1653 году становится знаменем Новороссийского воеводства. В 1638 году в связи с разделением Сибирского воеводства утверждены знамена Тобольского, Енисейского и Забайкальского воеводств, в 1642 году – Литовского, Белорусского, Галицкого воеводств, а Воеводское знамя Киевского первого воеводы становится знаменем Киевского воеводства. В 1645 году утверждено знамя Ливонского воеводства, в 1653 году – Кавказского воеводства, в 1681 году – Таврического воеводства. Последним в 1700 году утверждено знамя Молдавского воеводства.

Предидущая статья:

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть VI. Гербы городов, крепостей и острогов (2)

Прапорщики ВМФ РОССИИ 17 ВЕК



РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ


МОРСКИЕ ЭНСИГИНЫ, ФЛАГИ И ВЫМПЛЫ    СЕМНАДЦАТЫЙ ВЕК

Правление (1682-1725) императора Петр I, известный в истории как Петр Великий, был свидетелем создания, практически с нуля, мощного российского флота. Горячий поклонник Запада и особенно Голландской республики, император был полон решимости сделать Россию крупной морской державой. Для этой цели он нанял большое количество иностранных специалистов по проектированию судов и кораблестроение, и приступил к созданию города Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, призванный служить «окном России на Запад». и крупный военно-морской порт. создание мощного Балтийского флота было неотъемлемой частью этого видения, а история современного Российского флота вообще считается начать с царствования Петра. Однако на самом деле Россия строила боевых кораблей с начала семнадцатого века, и первый известный русский военный флаг датируется 1669 г.. Летал на 26-пушечном корабле пр. «Орел» , построен для службы против турок на Каспийском море. Две версии этого прапорщика известны; вариант с ласточкиным хвостом, вероятно, был используется в качестве топового вымпела.

Петр очень гордился своим растущий флот и лично разработал многие из своих прапорщиков, флагов и вымпелы. Его ввоз в Россию ордена Андрея Первозванного привел к введению знаменитого Андреевский флаг, белый с синим крестом, как базовый флаг ВМФ России. прапорщик. До появления окончательного Эндрю Флэг, известно, что было несколько разных прапорщиков. использовались в конце XVII в. Сначала бело-сине-красный трехцветный флаг, вероятно, вдохновленный голландским флагом, развевался вместе с вымпелом. в полоску национальных цветов. Современные источники также описывают вариант трехцветного флага с золотым имперским гербом на синем полоса. Известно, что этот флаг использовался на вооруженной яхте 9.0018 Святой Петр . Прапорщик из девяти полос (национальные цвета повторяются три раза) показан на ряде современных иллюстраций, и прапорщик с Андреевским крестом на белом поле между полосы в национальных цветах. В конце семнадцатого века русским военным знаменем был национальный триколор, заряженный с Андреевским крестом. Соответствующий мачтовый вымпел вывесил Андреевский флаг на подъемнике с полосатой мухой на национальные цвета.

Пропорции флага: Морские прапорщики и флаги Российской империи в основном делались в масштабе 2:3. пропорции, как показано на рисунке. Однако маловероятно, что в XVII в. прапорщики и флаги всегда соответствовали этим пропорциям.

Кредиты: Многие из моих рисунков основаны на изображениях, размещенных в списке рассылки FOTW Желько Хеймером (Хорватия). Информация также была взята с ВЕКСИЛЛОГРАФИЯ , выдающийся веб-сайт, посвященный историческим и современным флагам России и смежных стран, с р. официальный сайт ВМФ России, и от Уитни флагов Смита сквозь века и по всему миру (1975).

Война Возрождения — Часть 22

Война Возрождения — Часть 22 — Москвичи

Часть 22 — Москвичи

РОССИЯ В ЭТОТ ПЕРИОД была еще прежде всего Великим княжеством Московским. Только в 1480 году царь осмелился удерживать ежегодную дань с татар, и после этого расширение российской власти против поляков, турок, шведов и татар, а также в Сибирь и казачьи земли шло медленно и часто в обратном направлении. Как бы то ни было, возвышение Московии во многом было связано с принятием европейских военных идей задолго до основательных реформ Петра Великого. Этим процессом был создан образец ее вооруженных сил: в основе полуфеодальная конная орда с татарским влиянием, постепенно дополняемая европейскими типами и наемниками, включая поляков, татар и, прежде всего, казаков.

Конная армия

«Все его люди — всадники, он использует не пеших, а тех, кто идет с ордонансами и рабочих», — писал Ричард Ченслер в 1550-х годах, и даже столетие спустя кавалерия все еще значительно превосходила пехоту в царских полевых армиях.
    Эта рука была взята из трех основных источников; во-первых, свита царя и князей. Со времен Ивана Грозного (1533–1582 гг.) существовал дворянский отряд из 15 000 наемных кавалеристов или дворян-пенсионеров.
    Вторыми шли остальная знать и их последователи. Иван упорядочил их службу, заплатив 110 знатным дворянам раз в год отчитываться со своими 65 000 вассалов; остальных вызывали только в случае крайней необходимости.
    Третьими были «Сыны боярские» (бояр = дворянин), меньший военный класс, которые получали небольшие участки земли в обмен на военную службу. Созданные Иваном III (1462-1505), они числились в городах и собирались в городские отряды в сопровождении разной численности вооруженной дружины.
    Сходство с турецкой системой очевидно (см. часть 10), и общая тактика и снаряжение также следовали «турецкому или восточному образцу; более обеспеченные носили кольчужные или чешуйчатые доспехи и шлемы восточного типа, хотя современные наблюдатели были особенно поражены великолепием их внешнего вида, с дорогими мехами, шелками и атласами, золотым шитьем и инкрустациями, сложными, часто украшенными драгоценными камнями, воротниками и лошадьми. атрибуты и даже серебряные кольчуги. Слуги и вассалы часто носили мягкую одежду, способную остановить стрелу.
    Оружие включало легкие пики, различные булавы (особенно показана «кистень»), ятаганы и легкие дротики, а к концу 16 века некоторые носили футляр с двумя «дагами» (короткими пистолетами), но русским оружием по преимуществу была составной татарский лук; относительно немногие носили копья, и они ехали как жокеи, как татары, с подогнутыми коленями, что идеально для конного лучника, но не для того, чтобы выдержать удар копья. Русские лошади были маленькими, но жилистыми меринами, опять же непригодными для ударной тактики.
    Большая часть легкой кавалерии вооружена только кинжалом или саблей рядом с луком. Тактика была расплывчатой ​​и нерегулярной, полагалась на внезапность, охват (с помощью обычного огромного количества москвичей) и огонь, а также на избежание ближнего боя. Хотя они не отличались высокой дисциплиной, они были организованы по тому же принципу, что и татары, с эскадронами в 100 человек и полками, вероятно, в 1000 человек, но единственными отчетливо наблюдаемыми дивизиями были пять (позже шесть) больших «полков», или дивизий, на которые были разделены все силы. У них были свои собственные штандарты (Святого Георгия) и командиры, и, похоже, они включали левое и правое крыло, ван, резерв, основные силы и легкую кавалерию (одна часть была известна как Разорванный отряд и поставляла людей для «внезапных подвигов»). ). У них было много трубачей, но вожди давали тактические сигналы на маленьких медных барабанах (были также и огромные барабаны, которые возили на платформах на четверке лошадей и били «диким образом» по восемь человек каждый!)

Стрельцы

Иван Грозный был ответственен за общую реорганизацию русских войск, и, возможно, самой важной его реформой было создание постоянного отряда пехоты, стрельцов (метких стрелков), наследственных городских войск. В Москве было 12 000 человек, из которых 2 000 составляли гвардию царя, а общий корпус, возможно, достигал 40 000 человек. Хотя, по-видимому, в начале 17 века были стрельцы с пиками, они обычно были вооружены длинными аркебузами или мушкетами, неуклюжими фитильными замками с прямым прикладом, а также несли сабли и бердские секиры с шипованной рукоятью, которые можно было использовать как мушкеты. отдыхать. Хотя они и были полезны, в конце 17 века они продемонстрировали большую часть преторианского высокомерия и мятежа современных янычар (которые, возможно, были образцом для их корпуса), а московские стрельцы были кроваво подавлены Петром Великим в 169 г.8, остальные расформированы в 1710 году.
    Стрелецкие полки делились на роты или сотни по 100 человек и (по крайней мере, в 1670-е гг.) насчитывали от 600 до 1600 человек. Они не носили никаких доспехов, кроме шлемов, и выдаваемая им одежда, по-видимому, с самого начала была полуоднородной, а полки различались по цветам, включая красный и зеленый. Следующий список московских стрельцов 1674 года, вероятно, дает представление о более ранних цветах, поскольку их стиль, безусловно, очень мало изменился.

Полка                                                    Петля-      Отделка,
(имя полковника)    Платье                                                                                                          

1-й Игорь Львотохин       Красный            Малиновый       Малиновый   Серый           Желтый
2-й Иван Полтев             лейтенант Серый     Малиновый      Малиновый    Малиновый   Желтый
3-й Василий Боквостов   Светло-зеленый     Малиновый      Малиновый   Малиновый   Желтый
4-й   Федор Головинский   Клюквенный    Черный             Желтый        Серый            Желтый
5-й Федор Александров Алый        Dk Red          Lt Blue          Grey            Желтый
6-й Никифор Колобов    Желтый         Малиновый      Светло-зеленый      Серый            Красный
7-й   Степан Иванов         Голубой         Черный            Коричневый          Малиновый   Желтый
8th   Тимофей Полтев        Оранжевый         Черный            Зеленый             Вишня         Зеленый
9-й   Петр Лопохин        Вишневый          Черный            Оранжевый         Вишневый         Желтый
10-й Федор Лопохин Жёлто-Малиновый Малиновый Зелёный
                                        оранжевый
11-й Давид Воронцов   Малиновый     Черный            Коричневый          Коричневый         Желтый
12-й Иван Нараманский                                                   Lt Blue         Малиновый   Желтый
13-й Лаговскин                       Черника       Черный            Зеленый           Зеленый           Желтый
14-й Афанасий Левшин    Светло-зеленый     Черный           Жёлтый          Малиновый    Жёлтый

Иллюстрации


a Русский кавалерист 16/17 века в шлеме-блюдце с кольчужным капюшоном (популярном на Кавказе) и кольчужной рубахе с пластинчатым «корсетом». У него короткий прямой меч и выпуклый металлический щит с бахромой по краю, часто используемый русскими. б Русский дворянский кавалерист в сасанидском шлеме, с вымпелом, лицевой маской и шейным щитком из кольчуги, шипованной бригантиной и кольчугой. Обратите внимание на мягкие сапоги, поддерживаемые чем-то вроде гетр. Он вооружен луком и тремя дротиками в футляре. c Русский лучник на легкой кавалерии XVI века в стеганом камзоле. Нос и лук, сабли нет. Обратите внимание на хлыст, свисающий с мизинца правой руки.
Некоторые альтернативные типы шлемов (по сравнению с b выше):

d Русский кавалерист 16/17 века. Сабли часто имели петли, чтобы они могли висеть на запястье. Корсет и накидка из кольчуги и лат. Его шлем представляет собой мягкий тип с металлической лентой для поддержки носа. Легкий дротик держится в дополнительном кармане его колчана. e Кавалерист с мягкой защитой. Оружие в его руке — «кистен», железная ручка на толстом кожаном ремешке, прикрепленная к короткой рукоятке. Обратите также внимание на посадку: колени согнуты, как у жокея. f Старший офицер или дворянин 16-17 веков. Обратите внимание на очень высокую шляпу, украшенную юбками пальто и сапоги. г Стрельцы XVII века с мушкетом за спиной и топором-бердищем. h Стрельский офицер с алебардой. Обратите внимание на загнутые назад углы шинели и шапку с металлической тульей, знаком офицера. i Стрельцы начала XVII века в поразительно современном шлеме. j Стрельцов барабанщик. Его одежда не отличает его от других стрельцов. Обратите внимание на очень маленький барабан. k Благородный кавалерист в кольчуге, усиленной пластинами, наручами на предплечьях и шлеме с кольчужной бармицей, закрывающей глаза. Вооружен луком, саблей и легким копьем. Также мог иметь кистень или булаву, круглый щит или небольшой топор-молот. l Конный боярин или дворянин, вероятно, офицер, в военной форме. Граненая булава – знак высокого ранга. Он носит панцирь из пластин русского типа, нагрудник восьмиугольный, с кольчужными рукавами и наручами восточного типа. Шлем имеет высоко расположенную носовую часть, кольцо пластин, прикрепленных кольчугой, и кольчугу, к которой прикреплены боковые пластины, нависающие над глазами. Его сапоги также бронированы, но, как обычно у русских того времени, без шпор (вместо них они используют хлыст, свисающий с запястья).


Часть 23 — Москвичи (продолжение)

ПОСЛЕ гибельного «смутного времени» в начале XVII века Россия начала восстанавливаться при своих первых царях Романовых, а в 1630-х годах начали формироваться новые платные силы, состоящие из четырех «немецких» пехотных полков (фактически также содержавших английских, голландских и шотландских наемников) и шесть «солдатских» полков русской пехоты, обученных и снаряженных по той же схеме и с иностранными офицерами. Основная полковая организация должна была состоять из 9 человек.60 мушкетеров и 640 пикинеров в восьми ротах.
    «Немецкие» полки были одеты и экипированы по западному образцу, как показано, их одежда была пестрой и неоднородной; русские были вооружены так же, но одеты так же, как стрельцы. Позже иностранные войска, как правило, заменялись новыми русскими частями, такими как два «Выборных» (= избранных или элитных) московских пехотных полка (1642 г.).
    Также при Михаиле Романове (1613–1645) были введены кавалерийские части иностранного или иностранного образца. В их число входили «райтеры» в шлеме и панцире, вооруженные шпагой, двумя пистолетами и карабином; драгуны с длинным мушкетом, шпагой и коротким копьем; «гусары» или уланы в подражание полякам, с пикой и саблей; и «казаки», вооруженные как рейтары. Традиционная кавалерия по-прежнему преобладала, ведь в кампании 1632 г. против Польши было только 7000 всех новых войск против 33000 традиционных типов.
    К этому периоду «Боярские сыны» в ограниченном количестве переняли огнестрельное оружие. Татары, как и в 16 веке, имели широкое применение, и они, подобно башкирским и калмыцким вспомогательным войскам, по-прежнему полагались исключительно на лук (последний фактически вплоть до наполеоновских времен).

Защита

Помимо упомянутых в прошлом месяце 2000 «стременных стрельцов» (которые носили красное) и постоянно оплачиваемой кавалерии, у царей в разное время были особые отряды охраны. «Ринди» (латники), основанные Иваном III, были непосредственной пешей охраной воинов с топорами; в походе они были бы экипированы как дворянская кавалерия. Это также может быть верно в отношении «жильцов», основанных Иваном Грозным, которые обеспечивали почетный караул от 50 до 100 алебардистов в цветных кафтанах и золотых парчовых шапках, но также включали позже конную гвардию, как показано. Иван также поднял страшных «опричников», одетых в черные мантии и остроконечные капюшоны, с собачьей головой и метлой на луке седла, но эта недолговечная сила была скорее политической полицией, чем солдатами. Еще меньше прожили (1605—1606) гвардейцы «Лжедмитрия» — 100 с партизанами, в красных с золотым шитьем, 100 алебардщиков в лиловых с красными рукавами и красной шнуровой отделкой и 100 с зелеными рукавами и отделкой; их оружие было украшено бархатом, обвито серебряной проволокой и имело золотую и серебряную бахрому.

Казаки

Казаки были не расой, а анархическим обществом свободных пограничников, сложившимся в Днепро-Донской области в начале нашего периода. В действительности они не признавали ни царской, ни чьей-либо власти, но играли значительную роль в качестве наемников как на русской, так и на другой службе — они регулярно воевали за поляков (см. часть 13), у которых к 1625 г. было шесть казачьих полков по 1000 человек в каждом, а также от своего имени против турок и татар. Они даже воевали за Францию ​​в Нидерландах в конце XVII века, а те, кто отвоевал у турок Азов в 1637 году, шли на службу к персидскому шаху!
    Польша использовала их еще в 1524 году, и еще одной военной реформой Ивана Грозного было создание системы «Реестровых» казаков, подобных полякам. Под Псковом в 1581 году 500 казаков в русской армии сражались с поляками, а со времен Ивана казаки завоевывали Сибирь, более или менее от имени царя. Хотя они были превосходными бойцами, на них нельзя было полностью полагаться, и их можно было найти в поддержку восстаний «Лжедмитрия» и Богдана Хмейницкого (1648 г. ).
    В первую очередь казаки были кавалерией, ездили верхом на выносливых лошадях и были вооружены легкой пикой, луком и саблей, позже к ним добавилось огнестрельное оружие (к 1650-м годам цари требовали в стандартной комплектации карабин и два пистолета). Тем не менее, они также могли действовать в пешем порядке, а также обеспечивали хорошую пехоту, используя бердскую секиру, мушкет и пику. Пешие экспедиции часто путешествовали по реке на «чайках» или «чайках», открытых судах 60 на 12 футов, с 30 веслами и 60 гребцами и рулевыми веслами на носу и корме.
   Казаки не носили доспехов и одевались по стилю, близкому к стилю более позднего времени, с кофтами или шубами русского покроя, часто красными, мешковатыми штанами, как у турок, и овчинными или меховыми шапками. Запорожцы, в основном пехотинцы, брили головы, кроме пучка на макушке, но носили длинные усы, а терские и яицкие казаки носили большие бороды.
   Они, кажется, использовали простую десятичную организацию в сотнях и 1000 и в бою выстраивались в три серповидных линии «лавы», угрожая обойти врага с фланга, и против татар или подобных врагов хорошо использовали свой обоз. для обороны. Орудия и фургоны продвигались двумя параллельными колоннами, сворачиваясь, образуя треугольный фургон-лаагер или «Табор», когда их атаковали, фургоны были прикованы друг к другу или даже перевернуты и засыпаны землей.

Артиллерия и поезд

Говорили, что Иван Грозный был «хорошо снабжен большим вооружением», и еще одним аспектом его реформ было создание им артиллерийского вооружения с привлечением иностранных артиллеристов и оружейников. Среди его орудий были минометы и широкий спектр «латунных» пушек, которые довольно эффективно демонстрировались за пределами Москвы. Орудия, произведенные в России, включали «Царь Пучку» (Король пушек), которая при калибре 36 дюймов и длине 17 футов должна быть самой большой из построенных пушек. По свидетельству английского свидетеля, среди артиллерии Ивана было не менее семи таких орудий!
   В 1580-х годах у царя было по крайней мере 170 орудий, и большое их количество было выведено на поле боя против поляков, но артиллерия была довольно неподвижной, и ее действие было ограничено отсутствием понимания ее применения даже в 17 веке.
    У русских была своя версия вагонного лагеря, «гуляй город» или «шагающий замок». Они защищали не только фургоны, подобные фургонам поляков, но и сборную деревянную стену с бойницами, перевозимую в фургонах и устроенную в виде длинной двойной стены с промежутком в девять футов между и закрытыми концами, из которой пехота мог стрелять.

Флаги и т. д.

Казачьи атаманы или лидеры использовали конские хвосты, как татары, но казаки также использовали большие треугольные флаги, такие как малиновый флаг, который позже несли последователи Мазепы; также квадратные или другие флаги с религиозной тематикой, например красное знамя Богдана Хмейницкого, на котором был изображен архангел. Проиллюстрированы виды российских флагов. При Иване III двуглавый черный орел, происходящий из Византии, был принят вместо Георгия и Змия, но последний оставался очень обычной эмблемой на русских знаменах, а также фигурировал на медали, присуждаемой за храбрость, еще в 1580-х годах.
    Я хотел бы поблагодарить Алекса Маркоффа за помощь в подготовке этой статьи.

Иллюстрации


Большое Знамя царствования Ивана Грозного (ок. 1560 г.). Небесно-голубой прямоугольник слева, справа треугольник. Внешняя кайма черничная, внутренняя маково-красная, украшения и края золотые. Круг слева темно-синий, херувимы и кайма золотые, Христос белый на белом коне, золотые звезды. В прямоугольнике небесные воинства также белые, белые кони, золотые нимбы. Круг вправо белый, звезды и т. д. золотые. Архангел Михаил на белом коне с золотыми крыльями. Все остальные украшения золотые.

a и b копейщик и мушкетер «немецкого» полка, 1630-е гг. В их одежде и снаряжении нет ничего выдающегося, что довольно типично для того периода. c «Ринди» в парадном костюме, охраняет царя. Он носит белую меховую шапку, белое пальто с горностаевой отделкой и золотыми цепями, скрещенными на груди и спине, и носит богато украшенный топор. d Запорожец с бердской секирой — часто дрались раздетыми до пояса. e Казаки-аркебузиры конца XVI века, сражающиеся в Сибири. Его «полосатая» одежда может быть дополнена для защиты. Флаг того же периода и того же места: он кажется жестким и поддерживается распоркой или шнуром от шеста. ф на конной жильце 1670-х гг. Обратите внимание на крылья, похожие на крылья польских гусар, и позолоченный металлический «дракон», прикрепленный к церемониальному копью. г Казак, начало XVII века, вооруженный луком и легким копьем. Костюм почти как у более поздних казаков. Большой, квадратный, чепрак. h высокий казак середины 17 века. Фуражка с плюмажем, отороченная мехом шапка, плащ с меховым воротником, застегивающийся на петли и застежку с драгоценными камнями, халат до щиколоток, как у русских дворян. Обратите внимание на булаву, знак ранга.


а — г Москва Стрельцовские флаги. a 1-й полк: окантовка желтая, крест белый, земляной малиновый; 2-й полк: желтая кайма, белый крест, серый фон; 3-й полк: кайма белая, крест малиновый, земляная зеленая; 8-й полк: зеленый, белый и оранжевый соответственно; 14-й полк: белый, желтый и зеленый. b 4-й полк: окантовка белая, крест желтый, земляной клюквенный, углы желтые; 5-й полк: белый, желтый, красный, голубой соответственно; 6-й полк: прозрачно-зеленый, темно-малиновый, желтый и белый; 7-й полк: черный, желтый, чистый зеленый и желтый. c 13-й полк: кайма и орнаменты белые, крест синий, земляничный. d 11-й полк: углы желтые, окантовка белая и синяя, крест черный, земля малиновый. e 9-й полк: полосы белые, желтые и красные, земля и углы вишнево-красные, крест белый. f 12-й полк: крест белый, орнамент вишневый, фон черный, полосы желтые и вишневые.


г 10-й полк: крест черный, орнаменты малиновый, грунт оранжевый, углы белые, полосы зеленые и белые. ч — м ранее Стрелецкие флаги. h полюс синий, углы красные, кайма белая, центр красный, «цветы» красные, звезды, крест и т. д. золото. и полюс малиновый, кайма зеленая, крест черный, грунт белый, звездочки малиновые. j полюс фиолетовый, углы черные, крест белый с маленькими красными крестиками, фон красный, луны и звезды желтые, кайма изумрудно-зеленая, средний синий и светло-желтый. k полюс темно-розовый, углы темно-синие с красным орнаментом, окантовка красная и белая, малый крест вверху желтый, основной крест желтый, крест в центре красный, основание светло-голубое. l полюс тёмно-розовый, углы тёмно-синие, цветки красные, окантовка бело-жёлтая, крест красный, грунт тёмно-синий. м полюс малиновый, кайма светло-желтая, главный крест белый, грунт красный, малый крест и звезды белые.


n Кавалерийский флаг XVII века. Полюс красный; прямоугольник земли изумрудно-зеленый, орел красный, звезды желтые; хвосты красные, волнистые ножи зеленые с оранжевыми ручками, левые звезды оранжевые, центр зеленый, луны оранжевые. o Флаг пехоты 17 века. Бордюр серый, орнаменты по бокам красные, по углам красные круги с черными мотивами. Центр небесно-голубой с белой «зубчатой» каймой, белый лев и единорог. p Кавалерийский флаг XVII века. Полюс черный; синий фон прямоугольника, углы и центральный белый ромб; окантовка сверху и снизу синяя, по бокам черная, углы красные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *