§ 17. Просвещение, наука, литература. История России. XVII–XVIII века. 7 класс
§ 17. Просвещение, наука, литература
1. ОБРАЗОВАНИЕ
Начальная школа. Русский человек XVII в. был не прочь узнать что-нибудь новое, почитать книгу «мирского содержания», детей своих пристроить учиться. Даже среди крестьян находились «грамотеи», а многим посадским было доступно начальное образование, которое состояло в обучении чтению, письму и азам арифметики.
«Палаты учительные» действовали при церквах и монастырях. Были и учителя из отставных дьяков и подьячих, которые в особой палате за плату учили «малых робяток». Таким образом, Россия имела и общественную и частную начальную школу. Состоятельные люди приглашали учителей на дом.
В Москве время от времени возникали школы, где западнославянские, русские и греческие ученые монахи учили молодых людей греческому, латыни, основам риторики, истории, географии.
На нужды домашнего и школьного обучения рассчитаны были учебные издания: «Букварь» Кариона Истомина, «Азбука» Василия Бурцева, «Славянская грамматика» украинского ученого Мелетия Смотрицкого, «Краткий катехизис» ректора Киевской духовной академии Петра Могилы и др.
Школа в Московской Руси. Художник Б. М. Кустодиев
Мелетий Смотрицкий. Гравюра. XVII в.
Симеон Полоцкий. Гравюра. XVII в.
Андреевский монастырь в Москве. В 1649 г. доверенный советник царя, сторонник просвещения ?. ?. Ртищев за свой счет пригласил в Москву 30 ученых монахов из Киево-Печерской лавры и иных украинских обителей. Монахи эти принялись переводить на русский язык иноземные книги и обучать всех желающих греческому, латыни, славянской грамматике, риторике, философии и другим «словесным наукам». К приезжим украинским старцам примкнули некоторые московские ученые священники и монахи. Родилось ученое братство, заменявшее в России 50-60-х гг. XVII в. Академию наук.
Ртищев был другом царя с юных лет. Его влияние при дворе было огромным. Волей-неволей знатная молодежь потянулась учиться в Андреевский монастырь. А некоторых Ртищев просто заставил ходить к киевским старцам.
Интересно, что среди учащейся молодежи бытовали весьма противоположные взгляды на обучение в Андреевском монастыре, на западноевропейские новшества, ревностным пропагандистом которых был Ртищев. Одни ученики уважали учителей Андреевской обители, а про иных русских приказных учителей и учителей-монахов говорили: «Враки-де они вракают, слушать у них нечего и себе чести не делают, учат просто сами не знают, чему учат!» Другие ученики осуждали увлечение иностранной наукой, считая ее опасной.
Славяно-греко-латинская академия. Проект создания Славяно-греко-латинской академии, в которой учили бы языкам и наукам людей разного чина, сана и возраста и которая одновременно являлась бы блюстительницей православия и оплотом борьбы с ересью, разработал учитель царской семьи белорусский монах Симеон Полоцкий в 70-е гг. XVII в. Но открыли ее только в правление Софьи в 1687 г.
Срок обучения не регламентировался. Сначала обучение шло на греческом языке, по мере его усвоения переходили на латынь. Читали духовные сочинения, книги по риторике, философии, церковной истории, логике, грамматике. Преподаватели комментировали прочитанное в классе, для лучшего усвоения материала устраивали диспуты. Это были методы схоластического (от греч. —школьный) обучения, которые тогда практиковали во всех православных и католических духовных школах.
Устав академии обязывал ректора (главу) и преподавателей следить за тем, чтобы никто из лиц, не принадлежащих к академии, не держал у себя латинских, польских, лютеранских книг. Таким образом, академия обладала монопольным правом «прикасаться» к данным книгам, конечно, для их критики. Кроме того, академия надзирала за перешедшими в православие иноверцами и давала аттестацию ученым-иноземцам, которых принимали на русскую службу.
До 1694 г. работу Славяно-греко-латинской академии возглавляли греки – братья Иоанникий и Софроний Лихуды (в 1694 г. они были обвинены в распространении ереси и изгнаны из академии). Среди преподавателей были греки, малороссийские и русские ученые монахи. По словам В. О. Ключевского, академия создавалась в соответствии с преобразовательными идеями XVII в.: когда требовалось построить завод – звали «немца», когда хотели учить наукам – приглашали грека или киевлянина.
1687 Открытие Славяно-греко-латинской академии
2. НАУКА
Естественнонаучные знания. Распространению научных знаний способствовали книги – отечественные и переведенные с различных языков. Печатный двор в Москве выпускал по 10-15 тыс. книг в год; и они находили устойчивый спрос у русской читающей публики.
Для перевода научных книг нанимали знающих переводчиков. Например, печерский монах Арсений Сатановский перевел книгу «О граде царском» – сборник трудов греческих и «римских» писателей, язычников и христиан, охватывавший весь круг тогдашних познаний – от богословия до зоологии и минералогии. Другой киевлянин – Епифаний Славинецкий – перевел «Книгу врачевскую анатомию», «Гражданство и обучение нравов детских», труд по географии и первый том сочинения по астрономии В. и И. Блеу «Позорище (обозрение) всея вселенныя, или Атлас новый» (три других тома перевели другие переводчики). Вводная часть последнего труда включала в себя описание системы мироздания по Копернику.
В середине 70-х гг. XVII в. русские могли также прочесть в переводе «Селенографию» (описание Луны) Иоганна Гевелия. Книга развивала идеи Коперника.
Печатный двор. Акварель. XVIII в.
Часы солнечные компасные. XVII в.
Звездозаконник. Гравюра из «Букваря» Кариона Истомина. XVII в.
Кроме того, в России была издана большая настенная карта, наглядно изображавшая гелиоцентрическую картину мира, а Карион Истомин издал энциклопедическую книгу «Полис», в которой среди сведений о 12 науках находился большой раздел об астрономии.
В связи с расширением границ Русского государства в ходе путешествий землепроходцев расширялись географические познания. Были выпущены описания путешествий и множество «чертежей» (карт). Например, в 1627 г. была составлена «Книга Большому чертежу», содержащая перечень всех русских городов с указанием расстояний между ними и краткими этнографическими сведениями.
Русские путешественники первыми из европейцев обследовали моря, омывающие Северную Азию, собрали сведения о Таймыре, Чукотке, Камчатке, Курильских островах. Семен Дежнёв открыл пролив между Северной Азией и Америкой и путь из Ледовитого океана в Тихий.
Исторические труды. XVII век был богат грустными и радостными для россиян событиями. Историки стремились запечатлеть то, чему были свидетелями.
Наряду с традиционными летописными формами появились новые формы исторического повествования: мемуары, сказания, повести. Летописная форма сохранилась в официальных исторических трудах – хронографах, «Новом летописце».
С середины XVII в. утвердился прагматический подход в изложении исторических событий, для которого характерно подробное изложение фактов в их связи друг с другом. Если раньше ход истории объяснялся Божественной волей, то теперь историки искали объяснение происходящего в поступках людей.
Интересно, что во многих сочинениях присутствует не только личное отношение автора к событиям, но и оценка событий с точки зрения различных социальных слоев. Например, сочинения Авраамия Палицына, Ивана Хворостинина, Ивана Тимофеева в качестве причины Смуты представляют «непослушное самовластие рабов», которые «хотя-ще быти господами». А псковские повести отмечают, что Смута и «великая разруха» произошли из-за «лучших людей», «мир всколебавших всякими неправдами». «Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском», написанная в конце 1610 – начале 1611 г., уже не акцентирует внимание на «войне меньших и лучших», а воспевает единение всех в «народном море всей земли» в борьбе за восстановление независимости и суверенитета.3. ЛИТЕРАТУРА
В XVII в. образовался новый широкий круг читателей – посадские люди. Они любили читать сочинения светского характера, особенно сатирические произведения. Интерес к сатире, видимо, шел от любимых народом фарсов, которые разыгрывали на площадях скоморохи. Появляется множество сатирических иносказательных повестей, бичующих пороки – плутовство, ябедничество, обман («История о российском дворянине Фроле Скобееве»), земельные тяжбы, кончавшиеся победой сильного («Повесть о Ерше Ершовиче»), жадность и корыстолюбие судей («Повесть о Шемякином суде»), поощрение пьянства в царских кабаках («Служба кабаку»), заносчивость иноземцев на русской службе и их невежество («Лечебник»). Никон и иные ревнители православия пугались «обмирщения книг». А между тем многие сатиры как могли защищали старину. Откроем «Повесть о Горе-Злочастии».
Перед нами герой – безымянный молодец, который пренебрег домостроевскими советами родителей и стал жить своим умом. И пришел он к похвальбе, к пьяному разгулу, а в конце концов, впал в «злую немерную наготу, босоту и бесконечную нищету». Не знал, куда голову преклонить, пока не ушел в монастырь и не стал иноком.Лист из «Букваря» Кариона Истомина
Вопросы и задания
1. Как учили детей в XVII в.? 2. Какие новшества появились в школьном образовании? 3. Расскажите о Славяно-греко-латинской академии. 4. Как развивалась в России наука? 5. Чем исторические труды XVII в. отличались от летописания предшествующего времени? 6*. Ученые считают, что литература XVII в. стала носить более светский характер и была рассчитана на более широкий круг читателей. На основании каких фактов историки сделали этот вывод?
§ 12. Просвещение и наука
§ 12. Просвещение и наука Просвещение. Модернизация России включала не только индустриализацию, социально-экономические и агротехнические преобразования в сельском хозяйстве, реформы политического строя, но и глубокие перемены в культурном облике страны. Если в 1897 г.
§ 73. Просвещение и наука
§ 73. Просвещение и наука Высшее и среднее образование. Начиная со второй половины XVIII в. европейское образование распространялось среди высшего и среднего дворянства, в первой четверти XIX в. оно стало доступно для более многочисленного мелкого дворянства и разночинцев,
§ 17. Просвещение, наука, литература
§ 17. Просвещение, наука, литература 1. ОБРАЗОВАНИЕНачальная школа. Русский человек XVII в. был не прочь узнать что-нибудь новое, почитать книгу «мирского содержания», детей своих пристроить учиться. Даже среди крестьян находились «грамотеи», а многим посадским было
§ 28. Просвещение, наука, литература
§ 28. Просвещение, наука, литература 1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫСвет и тени петровских преобразований всегда порождали споры современников и историков: одним реформы казались гениальными, другим – ненужными и вредными. Для
§ 18. ПРОСВЕЩЕНИЕ. НАУКА
§ 18. ПРОСВЕЩЕНИЕ. НАУКА СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ. В XVIII в. просвещение было доступно узкому кругу высшего дворянства. В первой четверти XIX в. его благами могли пользоваться и представители среднего дворянства. В 30 – 40-е гг. получить образование могли уже разночинцы, часть
§ 35. ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА
§ 35. ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА МЕСТО XIX ВЕКА В ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. В истории русской культуры XIX век занимает особое место. Это было время исключительного подъема духа, творческого взлета. Проблемы, поставленные русскими писателями, художниками, композиторами, оказались в
§ 2. Просвещение и наука
§ 2. Просвещение и наука Петр I заставил российское дворянство учиться. И это его величайшее достижение. Начальные и специальные учебные заведения. В течение первой четверти xviii в. была создана целая сеть школ начального обучения. Прежде всего это «цифирные школы»,
Просвещение, наука, литература и искусство
Просвещение, наука, литература и искусство Время Македонской династии, отмеченное бурной деятельностью в области внешних и внутренних дел, было также временем интенсивного развития в сфере образования, литературы, воспитания и искусства. Это было время, когда
Просвещение, литература, наука и искусство в эпоху Палеологов
Просвещение, литература, наука и искусство в эпоху Палеологов В то время как империя Палеологов в политическом и экономическом отношении переживала критические времена, уступая шаг за шагом перед османскими турками, уменьшаясь постепенно в размерах и будучи, наконец,
Просвещение и наука
Просвещение и наука Первой ступенью образования в Риме являлась начальная школа. Школы были частными (государство не вмешивалось в образовательный процесс), и преподавали в них неудачники и лица темного происхождения: труд учителя начальной школы не имел признания в
Просвещение, наука, литература и искусство
Просвещение, наука, литература и искусство Время Македонской династии, как известно, отличалось напряженной культурной работой в области науки, литературы и просвещения. Деятельность таких лиц, как Фотий в IX веке, Константин Багрянородный в X веке и Михаил Пселл в XI веке с
Просвещение, литература и наука в эпоху Никейской империи
Просвещение, литература и наука в эпоху Никейской империи После разгрома империи в 1204 году и распадения ее на целый ряд самостоятельных латинских и греческих владений Никейское государство сделалось центром не только грядущего политического объединения эллинов, но и
Просвещение, литература, наука и искусство в эпоху Палеологов
Просвещение, литература, наука и искусство в эпоху Палеологов В то время как империя Палеологов в политическом и экономическом отношении переживала критические времена, уступая шаг за шагом перед османскими турками, уменьшаясь постепенно в размерах и будучи, наконец,
17 век.
Просвещение и научные знанияВ XVII в. возникает достаточно много различных учебных заведений. В 1‑й половине века это, видимо, были традиционные школы при церквах. В 1634 г. для них был выпущен «Букварь» В. Бурцева и «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. В конце века появился новый «Букварь» Кариона Истомина и практическое руководство для счета – таблица умножения.
В середине веке один «из ревнителей благочестия» – царский постельничий Ф. Ртищев по собственной инициативе открыл в Андреевском монастыре рядом со столицей светское училище, в котором ученые монахи из Киева обучали юношей славянскому и греческому языкам, философии, риторике, всевозможным словесным наукам.
В 1665 г. на Никольской улице было открыто Заиконоспасское училище, во главе которого был назначен Симеон Полоцкий. В нем обучались молодые подьячие из разных приказов. Главными предметами были: русский язык, латынь и некоторые другие.
В этом же году было организовано училище при церкви Иоанна Богослова в Китай‑городе. Его учениками были дети прихожан.
В 1680 г. была открыта школе при Печатном дворе. Сначала в ней было не больше 30 учеников из разных сословий. К концу века их стало более 100.
Особо значительным событием стало основание в 1687 г. Славяно‑греко‑латинской академии. Она стала первым высшим учебным заведением в стране. В нее принимались любые желающие, независимо от возраста, чина или сана. Обучались в академии самым различным наукам: грамматике, пиитике, риторике, диалектике, философии, и даже богословию и этике. Первыми преподавателями были греки – Иоанникий и Софроний Лихуды. Они же написали учебники по грамматике, психологии, физике, риторике. Особенно успешным было преподавание латинского и греческого языков.
Однако церковным кругам не нравилась светская направленность академического обучения. Против братьев начались интриги, и они были отстранены от преподавания.
Научные знания в XVII в. носят сугубо практический характер и связаны со строительством, литейным делом, устройством водяных мельниц, добычей соли, изготовлением оружия и т. д. Мастера своего дела составляют практические руководства для своих учеников и последователей. Примером может служить «Книга сошного письма», написанная, видимо, подьячими в 1628–1629 гг. как наставление для описания земель, «Устав ратных, пушечных и других дел», дающий представление о воинской науке.
Наибольшее развитие получают географические знания, поскольку они были связаны с открытиями в Сибири новых земель. В 1627 г. была составлена «Книга Большому чертежу», в которой собраны сведения о всех городах России с указанием расстояний между ними. В Посольском приказе скапливались многочисленные материалы о соседних странах, «отписки» русских землепроходцев. Появляются также первые карты. Одной из них был чертеж России, составленный Фёдором Годуновым. Он активно используется европейскими картографами при составлении карты Восточной Европы. Широко распространяются исторические труды, в частности «Синопсис» Иннокентия Гизеля, об истории Русского государства с древнейших времен.
Образование и наука XVII века
Число грамотных людей увеличилось в 17 веке. Так, среди мещан было 40% грамотных, среди купцов 96%, среди помещиков 65%. Деловое письмо расширилось за счет квалифицированной офисной работы не только в центральных крупных офисах, но также в графствах и поместьях. Рукописные книги по-прежнему широко распространялись. С 1621 г. для царя выпускалась рукописная газета «Куранты», состоявшая в основном из переводных иностранных известий. Наряду с рукописными изданиями все большее распространение приобретала печатная продукция Московского печатного двора. Уже в первой половине XVII века было издано около 200 книг под разными названиями. Частные лица начали организовывать библиотеки. Первая книжная лавка была открыта в Москве в 1672 г. Книгопечатное дело позволило издать ряд учебников по грамматике и арифметике. Изданный в 1634 году «Азбука» (она же «Азбука») Василия Бурцева впоследствии несколько раз переиздавался. Иллюстрированный букварь Кариона Истомина был снят с печати в конце XVII века, а таблица умножения впервые была издана в 1882 году. Псалтыри и Часословы также издавались «в учебных целях». Грамотности обычно обучали в семьях или дьяками и писцами. Однако потребность в организованном образовании росла все больше и больше. Первая церковная школа была организована в Московском Андреевском монастыре по инициативе видного государственного деятеля Ф. М. Ртищева. В 1665 г. в Заиконоспасском монастыре была открыта школа для подготовки писцов, а в 1680 г. — еще одна школа при Печатном дворе9.0005 Что касается научного знания, то в основном развивалась его практическая сторона, тогда как его теоретическая основа не затрагивалась. Например, математические знания были связаны с экспозицией земель, торговлей и военным обучением. Так, Устав военного обучения (1621 г.) давал практические сведения по геометрии, механике, физике и химии.
Медицинские знания были основаны на древнерусских традициях врачевания, а также на переводах иностранных врачебных книг и лекарственных трав. Аптекарский совет состоял из знатоков обращения с пестиком и ступкой, а также образованных аптекарей и врачей. В 1654 г. было обучено 30 воинов и отправлено в полки для лечения ратных людей. Накоплялись и развивались астрономические и географические знания. В середине XVII века исследования, основанные на гелиоцентрической системе Коперника, проникли в Россию. В первой половине века в большом масштабе были составлены карты, в том числе Большая чертежная книга, изданная в 1627 г., и Карта русских и шведских городов до Варяжского моря, построенная в Новгороде. Расширению географического кругозора способствовали материалы пионерских экспедиций Стадухина, Пояркова, Дежнева, Хабарова, Атласова и др. в Сибири. Описание Новых земель, то есть Сибирского царства, вышло после 1683 г. Предыдущие описания и чертежи карты вместе с этим исследованием легли в основу фундаментального труда С. У. Ремизова «Чертежная книга Сибири».
Читайте также: Русская культура XVII века Автор: Вера Иванова | ||
Теги: Культура России История России | ||
Следующий | Предыдущий |
Открытый доступ SCIRP
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Подача статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Социально-экономические последствия первичной открытоугольной глаукомы в сельской местности в Мали()
Моро Сидибе, Абдулай Напо, Адама Дембеле, Дауда Гойта, Умар Диалло, Джонни Джонас Дембеле, Мамаду Адама Того, Кадиату Ба Койта, Абдулай Нухум Кулибали, Чейк Фантамади Тункара, Нухум Туре, Абдулай Конате, Жаннетт Траоре, Фатумата Ндиайе, Ламин Траоре, Джафет Попану Тера
Открытый журнал офтальмологии Том 12 №4, 29 ноября 2022 г.
DOI: 10.4236/ojoph.2022.124040 2 загрузки 30 просмотров
Перемещение коренных народов в Канаде в соответствии с Законом об индейцах: совместное видео с участием коренных народов озера Сент-Мартин и Малого Саскачевана о последствиях наводнения ()
Ширли Томпсон, Каору Судзуки
Журнал наук о Земле и охране окружающей среды Том 10 №11, 29 ноября 2022 г.
DOI: 10.4236/gep.2022.1011017 1 загрузок 10 просмотров
Рентабельность и приемлемость для фермеров отдельных климатически оптимизированных технологий и методов производства кукурузы и бобов в засушливых районах, Уганда()
Онисимус Семалулу, Патрик Кибайя, Стюарт Киебогола, Эдсон Мворози, Нельсон Севанкамбо, Берхейн Гебру
Сельскохозяйственные науки Том 13 №11, 29 ноября 2022 г.
DOI: 10.4236/as.2022.1311077 2 загрузки 19Просмотры
Совместное использование ресурсов и дополнительные преимущества — изучение способа совместной подготовки инновационных медицинских аспирантов в колледжах и университетах()
Zichun Song, Yan Li, Yan’e Zhou, Longjian Huang, Lingling Liang, Xianjiu Liao, Qianli Tang
Творческое образование Том 13 № 11, 29 ноября 2022 г.
DOI: 10.4236/ce.2022.1311236 2 загрузки 15 просмотров
Дистанционное обучение в чрезвычайных ситуациях и вмешательство в программу: на пути к человеко-машинной педагогике на основе интерактивных учебных документов ()
П. Штифенхофер, Л. Се, К. Уайлдиш-Джонс
Творческое образование Том 13 №11, 29 ноября 2022 г.
DOI: 10.4236/ce.2022.1311234 1 загрузок 13 просмотров
Влияние образовательных программ на успеваемость по чтению: преодоление разрыва в уровне бедности()
Аманда Э. Коулман, Джеймс П. Конкэннон
Творческое образование Том 13 №11, 29 ноября 2022 г.
DOI: 10.4236/ce.2022.1311233 2 загрузки 17 просмотров
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. |